Анализ трагедии скупой рыцарь пушкина сочинение

«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина

«Скупой рыцарь» был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в.

Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы.

Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.

Тема и сюжет

Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» – первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в «Скупом рыцаре»). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его.

Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль.

Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Обратите внимание

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству.

Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь.

Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.

Проблематика

В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть – скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.

Конфликт

Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона – сохранить и преумножить, цель Альбера – использовать и насладиться.

Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его.

Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.

Композиция

В трагедии три сцены. Из первой читатель узнаёт о тяжёлом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена – это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью.

В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя.

Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой – выводом герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Жанр

«Скупой рыцарь» – это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает. Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая всё маловажное. Цель Пушкина – показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Все «Маленькие трагедии» дополняют друг друга, создавая объёмный портрет человечества во всём многообразии пороков.

Стиль и художественное своеобразие

Все «Маленькие трагедии» предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в тёмном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря – поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю. Образы «Скупого рыцаря» невозможно забыть.

  • «Скупой рыцарь», краткое содержание по сценам пьесы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

По произведению: «Скупой рыцарь»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/801-skupoi-rytsar-analiz

Анализ пьесы Пушкина “Скупой рыцарь”

Ужасный век — Ужасные сердца…

Написанная А.С. Пушкиным пьеса «Скупой рыцарь» по праву может называться тонким психологическим анализом души человека, глубоким изучением сущности личности, её пороков и страстей.

Главенствующей темой драматического произведения является, как раз, скупость, жадность, гиперболизированная в некую необузданную страсть к накопительству и нежеланию тратить ни копейки.

Эта тема мастерски раскрыта автором в её самых мельчайших тонкостях.

Поэт обрисовывает трагичную картину происходящего — человек, развращаемый своим пороком, не только постепенно сходит с ума, но и отдаляется от родственников, вызывая их испуг и отвращение.

Более того, поэт уделяет внимание и первоисточникам, зародившим эту невиданную бесчеловечное стремление к золоту.

Александр Сергеевич преподносит главного героя—скупого рыцаря, как порождение определенной исторической эпохи, но однако же, каждый период истории способен сотворить такого человека.

Важно

Поэт не пускается в нравоучения, не старается изобличить мораль, он лишь во всей красе показывает ужаснуювласть пороков над людьми, власть и силу коварного металла над человеческими душами.

Страсть к деньгам барона основана на его безграничной жажде власти над другими. Он «чахнет как Кощей над златом» в очередной раз отказывая в своих прихотях и себе и бедному сыну, пытается доказать , что всё подвластно ему в этом мире.

Рассуждая он заключает, что на его богатства можно купить абсолютно всё: любовь, доброе отношение к себе, нещадный труд батраков, и выстроить роскошные дворцы, и поработить умы…

Скупой рыцарь думает о своей безнаказанности и полном всевластии, возомнив себя неким божеством:

«Мне все послушно, я же — ничему…»

Однако, дальше сладких грёз и мечтаний барон не уходит, уверяя себя, что он выше желаний и ему достаточно лишь ощущать эту мощь.

На самом же деле, он обманывает самого себя.

Открывая сундуки, наполненные золотом и серебром, он лишь любуется ими и заковывает на замки вновь. Мечты остаются мечтами. Силы же, которыми наделяет себя скряга, не божественны. Он раб, жалкий раб своего богатства, презренного металла.

Сын Альбер в отчаянии восклицает:

«О! мой отец не слуг и не друзей

В них видит, а господ; и сам им служит.»

Для отца — его сын враг номер один. Он тот, кто после смерти растратит всё до последнего гроша, изничтожит его мечты. И на краю гибели, с предсмертной агонии старик кричит:

«Ключи, ключи мои!»- страшась за будущее богатства.

(7 votes, average: 4.71

Источник: https://school-essay.ru/analiz-pesy-pushkina-skupoj-rycar.html

Маленькие трагедии «Скупой рыцарь»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Первая из “Маленьких трагедий” Пушкина “Скупой рыцарь”. Автор отсылает нас к несуществующему произведению англичанина Ченстона быть может, для интриги, а может. чтобы отвести внимание от схожести героя произведения с отцом Александра Сергеевича, скупость которого была известна широкой публике.

Пьеса начинается с диалога Альбера со своим слугой в средневековом замке. Они говорят от прошлом и будущем турнире. Альбер вышел победителем в схватке, он предстал публике смелым и отважным рыцарем.

Однако весь романтизм рыцарства развеялся, как только мы узнаем истинную причину смелости Альбера: его разозлил противник тем. что испортил его шлем. Альбер – сын богатого барона, однако скупость отца приводит к тому, что его сын не в состоянии купить себе обязательную амуницию рыцаря.

Совет

Крестовые походы в прошлом, однако турниры являются известным развлечением, и шлем, и латы нужны герою для соблюдения всех приличий.

Альбер винит отца в своей несостоятельности, весь в долгах, он желает смерти Скупому рыцарю и жаждет завладеть баронскими богатствами. Он даже не может ссудить денег у ростовщика,- тот пришел за долгом.

Еврей-ростовщик еще один герой пьесы. Он также жаждет денег и богатства, опутав долговыми сетями Альбера, жид надеется заполучить деньги его отца. В нетерпении он предлагает Альберу отравить Скупого рыцаря.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Однако, как бы не хотел смерти отцу Альбер, его рыцарское естество не может принять такой вариант событий. Но не честь и высокие моральные ценности заставляют сына негодовать, лишь показное рыцарство. На следующий же день Альбер примет вызов от отца и согласится на заведомо неравный бой, чтоб убить Скупого рыцаря при соблюдении всех условностей рыцарского турнира.

И наконец, Скупой рыцарь. Этот герой живет в своем мире. Обладая несметными богатствами, он живет более, чем скромно. Как и предыдущие герои деньги он считает силой, однако никаких целей не преследует. Скупой рыцарь ничего не хочет, ни к чему не стремится, он лишь осознает свою право на власть и чувствует, что может ею воспользоваться в любой момент.

Сетуя на расточительность сына барон обвиняет его в покушении. Альбер вызывает отца на поединок, а старый барон принимает его. Поединку не суждено было состоятся – герцог разнял дуэлянтов. Однако старое сердце барона не выдержало, он умер с мыслями о своих ключах от сундуков.

https://www.youtube.com/watch?v=0x0KfiM5ONE

Жажда богатства полностью поглотила умы героев пьесы. Ни сострадания, ни радости, ни любви не знают они. Деньги не делают их свободными, открывая горизонты, они лишь порабощают и калечат их души: “Ужасный век, ужасные сердца!”

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/malenkie-tragedii-skupoj-rycar/

“Скупой рыцарь”: анализ трагедии (для студентов и учителей)

В «маленьких трагедиях» Пушкин сталкивает взаимоисключающие и вместе с тем неразрывно связанные точки зрения и правды своих героев в своеобразном полифоническом контрапункте. Это сопряжение противоположных жизненных начал проявляется не только в образно-смысловой структуре трагедий, но и в их поэтике. Это наглядно проявляется уже в названии первой трагедии – «Скупой рыцарь».

Действие происходит во Франции, в позднее средневековье. В лице барона Филиппа Пушкин запечатлел своеобразный тип рыцаря-ростовщика, порожденный эпохой перехода от феодальных отношений к буржуазно-денежным.

Это особый социальный «вид», своего рода социальный кентавр, причудливо сочетающий в себе черты противоположных эпох и укладов. В нем живы еще представления о рыцарской чести, о своей социальной привилегированности.

Обратите внимание

В то же время он носитель уже других устремлений и идеалов, порождаемых возрастающей силой денег, от которых уже в большей мере, чем от происхождения и титулов, зависит положение человека в обществе.

Читайте также:  Композиция романа капитанская дочка пушкина особенности произведения

Деньги расшатывают, размывают границы сословно-кастовых групп, рушат перегородки между ними. В связи с этим увеличивается значение личностного начала в человеке, его свободы, но вместе с тем и ответственности – за себя и других.

Барон Филипп – крупный, сложный характер, человек огромной воли. Главной его целью становится накопление золота как главной ценности в формирующемся новом укладе жизни. Поначалу это накопительство для него не самоцель, а лишь средство обретения полной независимости и свободы.

И Барон как будто достигает своей цели, о чем говорит его монолог в «подвалах верных»: «Что не подвластно мне? Как некий демон Отселе миром править я могу…» и т. д. (V, 342-343). Однако эта независимость, власть и сила покупаются слишком дорогой ценой – слезами, потом и кровью жертв бароновой страсти.

Но превращением других людей в средство осуществления его цели дело не ограничивается.

Барон и себя в конце концов превращает лишь в средство осуществления этой цели, за что расплачивается утратой своих человеческих чувств и качеств, даже и таких естественных, как отцовские, воспринимая родного сына как своего смертельного врага.

Так деньги из средства обретения независимости и свободы незаметно для героя превращаются в самоцель, придатком которой становится Барон. Недаром его сын Альбер говорит о деньгах: «О, мой отец не слуг и не друзей В них видит, а господ, и сам им служит… как алжирский раб, -Как пес цепной» (V, 338).

Пушкин как бы заново, но уже реалистически переосмысливает проблему, поставленную в «Кавказском пленнике»: неизбежность обретения на путях индивидуалистического бегства от общества вместо чаемой свободы – рабства. Эгоистическая монострасть приводит Барона не только к его отчуждению, но и к самоотчуждению, т. е. к отчуждению от своей человеческой сущности, от человечности как ее основы.

Важно

Однако у барона Филиппа есть своя правда, которая объясняет и в какой-то мере оправдывает его жизненную позицию.

Думая о своем сыне – наследнике всех его богатств, которые ему достанутся без всяких усилий и забот, он видит в этом попрание справедливости, разрушение основ утверждаемого им миропорядка, в котором все должно быть достигнуто и выстрадано самим человеком, а не передаваться как незаслуженный дар божий (в том числе и царский престол – тут возникает интересная перекличка с проблематикой «Бориса Годунова», но на иной жизненной основе). Наслаждаясь созерцанием своих сокровищ, Барон восклицает: «Я царствую!.. Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя держава; В ней счастье, в ней честь моя и слава!» Но вслед за этим его обуревают вдруг смятение и ужас: «Я царствую… но кто вослед за мной Приимет власть над нею? Мой наследник! Безумец, расточитель молодой. Развратников разгульных собеседник!» Барона ужасает не неизбежность смерти, расставания с жизнью и с сокровищами, а нарушение высшей справедливости, которая придавала его жизни смысл: «Он расточит… А по какому праву? Мне разве даром это все досталось… Кто знает, сколько горьких воздержаний, Обузданных страстей, тяжелых дум, Дневных забот, ночей бессонных мне Все это стоило?.. Нет, выстрадай сперва себе богатство, А там посмотрим, станет ли несчастный То расточать, что кровью приобрел» (V, 345-346).

Здесь есть своя логика, стройная философия сильной и трагической личности, со своей последовательной, хотя и не выдержавшей испытания на человечность правдой.

Кто виноват в этом? С одной стороны, исторические обстоятельства, эпоха наступающей меркантильности, при которой ничем не сдерживаемый рост материального богатства ведет к духовному обнищанию и превращает человека из самоцели всего лишь в средство достижения других целей.

Но Пушкин не снимает ответственности и с самого героя, выбравшего путь достижения свободы и независимости в индивидуалистическом отъединении от людей.

С проблемой выбора жизненной позиции связан и образ Альбера. Упрощенным представляется его распространенное истолкование как измельченного варианта личности его отца, в котором со временем будут утрачены черты рыцарства и восторжествуют качества ростовщика-накопителя. В принципе такая метаморфоза возможна.

Но она не фатально неизбежна, ибо и от самого Альбера зависит, сохранит ли он присущие ему открытость людям, общительность, доброту, умение думать не только о себе, но и о других (здесь показателен эпизод с больным кузнецом), или растеряет эти качества, как его отец. В этом плане знаменательна финальная реплика Герцога: «Ужасный век, ужасные сердца».

В ней вина и ответственность как бы равномерно распределяются – между веком и «сердцем» человека, его чувством, разумом и волей. В момент развития действия барон Филипп и Альбер выступают, несмотря на кровное родство, как носители двух противостоящих, но в чем-то и взаимокорректирующих правд.

Совет

И в той и в другой есть элементы и абсолютности, и относительности, проверяемые и развиваемые в каждую эпоху каждым человеком по-своему.

В «Скупом рыцаре», как и во всех других «маленьких трагедиях», реалистическое мастерство Пушкина достигает своего расцвета – по глубине проникновения в социально-историческую и нравственно-психологическую сущность изображаемых характеров, по умению рассмотреть во временном и частном – непреходящее и общечеловеческое. В них достигает своего полного развития и такая особенность поэтики пушкинских произведений, как их «головокружительная краткость» (А. Ахматова), заключающая в себе «бездну пространства» (Н. Гоголь). От трагедии к трагедии возрастает масштабность и содержательная емкость изображаемых образов-характеров, глубина, в том числе и нравственно-философская, отображаемых конфликтов и проблем человеческого бытия – в его особых национальных модификациях и глубинных общечеловеческих «инвариантах».

Источник: Русская литературная классика XIX века: Уч. пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. – Воронеж: Родная речь, 2003

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/skupoj_rycar_analiz_tragedii_dlja_studentov_i_uchitelej/53-1-0-1862

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Скупой рыцарь. Маленькие трагедии. Пушкин А.С.

Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight  

Сцена первая  

В башне.  

Альбер и Иван  

Альбер во что бы то ни стало хочет попасть на рыцарский турнир. Рассмотрев шлем, видит, что он пробит, испорчен, его невозможно одеть. Альтер сердится на графа Делоржа, попортившего шлем. Иван успокаивает хозяина, достойно отомстившего обидчику — граф едва поднялся через сут-ки. Альбер же горюет: “…Его нагрудник цел венецианский… // А грудь своя: гроша ему не стоит…

// Зачем с него не снял я шлема тут же! // А снял бы я, когда б не было стыдно // Мне дам и герцога. Проклятый граф!” Альберу легче бы потерять голову, чем шлем, у него нет денег на новый, нет приличного платья. Он сетует на бедность, унижающую его достоинство. Причиной его ярости и смелости на поединке была скупость.

К тому же конь захромал, но нет возможности купить нового, и ростовщик больше не дает в долг. Альбер сам беседует с жидом Соломоном, который вместо ссуды пришел получать старый долг. Соломону нужен заклад, т.к. слово рыцаря ценно, пока он жив, а как убьют его, кто на слово поверит ростовщику? Альбер не хочет ждать наследство годы, деньги ему нужны сейчас.

Жид предлагает юноше яд, чтобы отравить отца и ускорить получение наследства. Альбер взбешен этим предложением Соломона, готов его убить. Жид в страхе лопочет: “Я… я шутил. Я деньги вам принес”. Альбер гонит ростовщика, но потом посылает слугу за деньгами, давая расписку.

Альбер решается открыть герцогу свое плачевное состояние с тем, чтобы господин повлиял на отца Альбера, заставив содержать рыцаря “не как мышь, // Рожденную в подполье”.  

Сцена вторая  

Подвал.  

Барон  

Как молодой повеса ждет свиданья С какой-нибудь развратницей лукавой Иль дурой, им обманутой, так я Весь день минуты ждал, когда сойду В подвал мой тайный, к верным сундукам. Счастливый день! могу сегодня я В шестой сундук (в сундук еще неполный) Горсть золоту накопленного всыпать.  

Так я, по горсти бедной принося.., Вознес мой холм — и с высоты его Могу взирать на все, что мне подвластно.

Что не подвластно мне? как некий демон Отселе править миром я могу; Лишь захочу — воздвигнутся чертоги; В великолепные мои сады Сбегутся нимфы резвою толпою; И музы дань свою мне принесут, И вольный гений мне поработится, И добродетель и бессонный труд Смиренно будут ждать моей награды.  

Обратите внимание

Мне все послушно, я же — ничему; Я выше всех желаний; я спокоен; Я знаю мощь мою: с меня довольно Сего сознанья…  

(Смотрит на свое золото)  

Кажется, не много,  

А скольких человеческих забот,  

Обманов, слез, молений и проклятий  

Оно тяжеловесный представитель!  

Тут есть дублон старинный… вот он. Нынче  

Вдова мне отдала его, но прежде  

С тремя детьми полдня перед окном  

Она стояла на коленях воя.  

Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,  

Притворщица не трогалась; я мог бы  

Ее прогнать, но что-то мне шептало,  

Что мужнин долг она мне принесла  

И не захочет завтра быть в тюрьме.  

А этот? этот мне принес Тибо —  

Где было взять ему, ленивцу, плуту?  

Украл, конечно; или, может быть,  

Там на большой дороге, ночью, в роще…  

Да! если бы все слезы, кровь и пот,  

Пролитые за все, что здесь хранится,  

Из недр земных все выступили вдруг,  

То был бы вновь потоп — я захлебнулся б  

В моих подвалах верных. Но пора.  

(Хочет отпереть сундук.)  

Я каждый раз, когда хочу сундук Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.  

Я чувствую, что чувствовать должны Они, вонзая в жертву нож: приятно И страшно вместе. Варон хочет устроить “пир”. Он зажигает свечи и отпирает все сундуки. Я царствую!.. Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя держава; В ней счастие, в ней честь моя и слава! Я царствую…

но кто вослед за мной Приимет власть над нею? Мой наследник! Безумец, расточитель молодой, Развратников разгульных собеседник! Едва умру, он, он! сойдет сюда Под эти мирные, немые своды С толпой ласкателей, придворных жадных. Украв ключи у трупа моего, Он сундуки со смехом отопрет. И потекут сокровища мои В атласные диравые карманы.

Он разобьет священные сосуды, Он грязь елеем царским напоит — Он расточит…

А по какому праву? Мне разве даром это все досталось, Или шутя, как игроку, который Гремит костьми да груды загребает? Кто знает, сколько горьких воздержаний, Обузданных страстей, тяжелых дум, Дневных забот, ночей бессонных мне Все это стоило? Иль скажет сын, Что сердце у меня обросло мохом, Что я не знал желаний, что меня И совесть никогда не грызла, совесть, Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,..  

Но сердце мне теснит Какое-то неведомое чувство… Нас уверяют медики:лесть люди, В убийстве находящие приятность. Когда я ключ в замок влагаю, то же  

Нет, выстрадай сперва себе богатство, А там посмотрим, станет ли несчастный То расточать, что кровью приобрел. О, если б мог от взоров недостойных Я скрыть подвал! о, если б из могилы Прийти я мог, сторожевою тенью Сидеть на сундуке и от живых Сокровища мои хранить, как ныне!..  

Читайте также:  Анализ произведения шолохова жеребенок

Сцена третья  

Во дворце.  

Альбер, герцог  

Альбер просит у герцога покровительства, тот обещает повлиять на барона. При их разговоре с герцогом барон клевещет на сына, якобы хотевшего отравить его. Альбер не выдерживает оговора отца и вызывает его на дуэль, барон принимает вызов. Герцог цытается их разнять. Старик падает и умирает, вспоминая лишь о ключах от сундуков. Герцог поражен: “Ужасный век, ужасные сердца!”

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=73700

Сравнительный анализ трагедии “Скупой рыцарь” А.С.Пушкина и комедии Мольера “Скупой”

Категория: Пушкин А.С.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Почему мы так любим театр? Почему по вечерам спешим в зрительный зал, забыв об усталости, о духоте галерки, оставив домашний уют? И не странно ли, что сотни людей напряженно смотрят часами в открытый зрительному залу ящик сцены, смеются и плачут, а потом ликующе кричат «Браво!» и аплодируют?     Театр возник из праздника, из желания людей слиться в едином чувстве, в чужой судьбе понять свою, увидеть воплощенными на сцене свои мысли и переживания. Как мы помним, в Древней Греции на праздниках веселого бога вина и плодородия Диониса были приняты обряды с переодеванием, пением, разыгрыванием сцен; на площади, среди народного шествия, родились комедия и трагедия. Затем покровителем искусства стал другой бог — бог Солнца, строгий и изящный Аполлон, а его спутницами стали не козлоногие сатиры, а прелестные музы. От необузданного веселья человечество шло к гармонии.     Муза трагедии получила имя Мельпомена. Она исполнена воли и движения, порыва и возвышенной мысли. На лице Мельпомены скорее просветление, чем уныние. И только маска, которую муза держит в руках, кричит от ужаса, боли и гнева. Мельпомена как бы преодолевает страдание, которое всегда было содержанием трагедии, и возвышает нас, зрителей, до катарсиса — очищения души страданием, мудрого понимания жизни.     «Сущность трагедии, — писал В.Г. Белинский, — заключается в столкновении… естественного влечения сердца с нравственным долгом или просто с необоримым препятствием… Действие, производимое трагедиею, — потрясающий душу священный ужас; действие, производимое комедиею, — смех… Сущность комедии — противоречие явлений жизни с назначением жизни ».     Вглядимся в музу комедии Талию. Сбросив тяжелый плащ, она присела на камень, и кажется, что ее легкое тело готово к полету, игре, юным проказам и дерзости. Но есть и усталость в ее позе, и недоумение в лице. Может быть, Талия думает о том, как много в мире зла и как трудно ей, юной, прекрасной, легкой, быть бичом пороков?     Комедия и трагедия противостоят друг другу как разные отношения к жизни. Сравните маски, которые держат в руках Мельпомена и Талия. Они непримиримы: скорбь — и злоба, отчаяние — и насмешка, боль — и лукавство. Так несходно откликаются на противоречия жизни комедия и трагедия. Но и Талия не весела, а скорее печальна и задумчива. Комедия бодро сражается со злом, но в ней есть и горечь.     Чтобы понять, в чем противостоят и в чем родственны комедия и трагедия, сравним «Скупого рыцаря» Пушкина и «Скупого» Мольера. Заодно увидим разницу и в двух направлениях искусства — классицизма и реализма.     В комедии классицизма допускалась правда — «подражание природе», ценилась яркость характера, в котором преобладало какое-то одно, главное свойство, но требовалось и изящество, легкость. Буало бранил Мольера за то, что его комедии слишком остры, язвительны, резки.     Комедия Мольера «Скупой» беспощадно высмеивает старика Гарпагона, который больше всего на свете любит деньги. Сын Гарпагона Клеант влюблен в девушку из небогатого семейства, Марианну, и очень горюет, что не может помочь ей. «Так горько, — жалуется Клеант своей сестре Элизе, — что и сказать нельзя! В самом деле, что может быть ужаснее этой черствости, этой непонятной скаредности отца? На что нам богатство в будущем, если мы не можем воспользоваться им теперь, пока молоды, если я весь в долгу, оттого что мне жить не на что, если нам с тобой приходится, чтобы мало-мальски прилично одеваться, брать в долг у купцов?» Через ростовщика Симона Клеант пытается раздобыть денег, платя чудовищные проценты. Оправдываясь, он говорит: «Вот до чего наши отцы доводят нас проклятой скупостью! Можно ли после этого удивляться, что мы желаем им смерти?»     Старик Гарпагон сам хочет жениться на юной Марианне. Но влюбленность не делает его ни щедрым, ни благородным. Постоянно подозревая своих детей и слуг в желании его обокрасть, он прячет шкатулку со своим капиталом в 10 тысяч экю в саду и все время бегает туда присмотреть за нею. Однако ловкий слуга Клеанта Лафлеш, выбрав момент, похищает шкатулку. Гарпагон в ярости:     «Гарпагон (кричит в саду, затем вбегает). Воры! Воры! Разбойники! Убийцы! Смилуйтесь, силы небесные! Я погиб, убит, зарезали меня, деньги мои украли! Кто бы это мог быть? Что с ним сталось? Где он? Куда спрятался? Как мне найти его? Куда бежать? Или не надо бежать? Не там ли он? Не здесь ли он? Кто он? Стой! Отдай мои деньги, мошенник!.. (Сам себя ловит за руку.) Ах, это я!.. Я потерял голову — не пойму, где я, кто я и что делаю. Ох, бедные мои денежки, друзья мои милые, отняли вас у меня! Отняли мою опору, мою утеху, мою радость! Все для меня кончено, нечего мне больше делать на этом свете! Не могу я без вас жить! В глазах потемнело, дух захватило, умираю, умер, похоронен. Кто воскресит меня?»

    Комедия заканчивается благополучно. Ради возвращения шкатулки Гарпагон соглашается на брак сына и Марианны и отступается от своего желания жениться на ней.



Начало 20 века дало русской литературе немало талантливых имен. Александр Иванович Куприн – одно из них.

Важно

К творчеству этого автора существует очень неоднозначное отношение, поскольку он затрагивал и раскрывал такие темы, о которых не решались говорить другие.     У Куприна было свое, уникальное, восприятие любви.

Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и лишь немногие счастливчики могут испытать любовь. По мнению Куприна, без искренней страсти, любви жизнь пуста и

Зачем мне нужно читать книги? Этот вопрос как нельзя актуален в наше время. Мы живем в эпоху всеобщей компьютеризации. Любую книгу я могу найти в Интернете. Больше того, мне совсем не обязательно ее читать, я могу ее просто прослушать или посмотреть экранизацию. Честно говоря, это намного легче, чем читать.

Осень в лесуСентябрь – это первый месяц осени. Осень, можно сказать, только начинается. Еще тепло, почти как летом. Деревья уже начали желтеть, но не все.

Особенно хорошо это было видно в лесу: одно дерево стоит себе зеленое, даже и не думает окрашиваться в осенний цвет. А другое – уже желтое-желтое, и начинает сбрасывать листья. Они падают на тропинку и здорово шуршат под ногами.

Лес осенью очень красивый. Дышится там хорошо, поют птицы. А некоторые птицы не поют, а трещат – это сороки, любят

К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем хэдом исторического развития пореформенной России.

В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства.

На идейное содержание его произведений начинает оказывать пре имущественное влияние драматическая сторона жизни, крушение старого общественного строя вместе с его привычками, традициями, верованиями. Отсюда повышенный интерес писате

«Бородино» – первое печатное произведение М. Ю. Лермонтова, написанное к 25-й годовщине Бородинского сражения. В этом сражении простые русские солдаты героически сражались с врагом и спасли от него родину.

Совет

Старый русский солдат рассказывает молодому о Бородинском сражении как об одном из величайших в истории родины: «Вам не видать таких сражений!», «Не даром помнит вся Россия про день Бородина». Бородино — это небольшое поселение в пригороде Москвы.

Армия французов была намного больше, чем армия

В романе «Обломов» И.А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову.

Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе. Захар — слуга Ильи Ильича Обломова, крайне консервативен, носит такой же костюм, что носил в деревне — серый сюртук.

«Дом Обломовых был когда-то богат и зн

Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3(15) апреля 1886 года. Отец его служил военным врачом на флоте.

Детские года писатель провел в Царском Селе, потом вместе с родителями жил некоторое время в Тифлисе (именно там 8 сентября 1902 года в газете “Тифлисский листок” появилось его первое напечатанное стихотворение).

В 1906 году, закончив гимназию, он уехал в Париж. К этому времени он уже был автором книги “Путь конкистадоров”, замеченной не только в кругу знакомых, но и одним из законода

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в русскую литературу, казалось бы, с традиционными темами — любовь, дружба, семья, но дал им свое самобытное решение, драматическое звучание сложного переломного времени.

Оттого его романы и повести пользуются неизменной популярностью у новых и новых поколений читателей.

Обратите внимание

В романе «Белая гвардия», во многом автобиографическом, писатель рассуждает о непреходящих ценностях нашего I мира — долге перед родиной, друзьями, семьей. В центре повествования дружная и инте

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир — обязанность всех живущих на земле.

Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. В этих произведениях показана значимость борьбы и победы, героизм советских людей, их нравственная сила, преданность Родине.

    Автоби

В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем». Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь.

И писатель сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.

Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, он хотел изобразить путь своего героя Чичикова сначала в «аду» (первый том), затем «в чистилище» – второй и «в раю» – третий том. Но этот

Читайте также:  История создания комедии горе от ума грибоедова

Сейчас смотрят:{module Пушкин:}Actionteaser.ru – тизерная рекламаActionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-pushkina/11663-sravnitelnyj-analiz-tragedii-skupoj-rytsar-a-s-pushkina-i-komedii-molera-skupoj.html

Трагедия Скупой рыцарь характер и образ Альбера (Пушкин А. С.)

Действие трагедии “Скупой рыцарь” происходит в эпоху позднего феодализма. Средневековье в литературе изображалось по-разному.

Писатели часто придавали этой эпохе суровый колорит строгого аскетизма в мрачной религиозности. Такова средневековая Испания в “Каменном госте” Пушкина.

Согласно другим условно-литературным представлениям, средневековье – мир рыцарских турниров, трогательной патриархальности, поклонения даме сердца.

Рыцари наделялись чувствами чести, благородства, независимости, они вступались за слабых и обиженных. Такое представление о рыцарском кодексе чести – необходимое условие правильного понимания трагедии “Скупой рыцарь”.

В “Скупом рыцаре” изображен тот исторический момент, когда феодальный порядок уже дал трещину и жизнь вступила в новые берега.

В первой же сцене, в монологе Альбера, нарисована выразительная-картина. Дворец Герцога полон придворными – нежными дамами и кавалерами в роскошных одеждах; герольды славят мастерские удары рыцарей на турнирных поединках; вассалы собираются за столом сюзерена. В третьей сцене Герцог предстает покровителем своих верных дворян и выступает их судьей.

Важно

Барон, как и велит ему рыцарский долг перед государем, по первому требованию является во дворец. Он готов защищать интересы Герцога и, несмотря на преклонный возраст, “кряхтя, взлезть снова на коня”. Однако, предлагая свои услуги на случай войны, Барон уклоняется от участия в придворных увеселениях и живет затворником в своем замке.

Он с презрением отзывается о “толпе ласкателей, придворных жадных”.

Сын Барона, Альбер, напротив, всеми помыслами, всей душой рвется во дворец (“Во что бы то ни стало на турнире явлюсь я”).

И Барон и Альбер крайне честолюбивы, оба стремятся к независимости и превыше всего ее ценят.

Право

на свободу обеспечивали рыцарям их дворянское происхождение, феодальные привилегии, власть над землями, замками, крестьянами. Свободен был тот, кто обладал полнотой власти.

Поэтому предел рыцарских упований – абсолютная, безграничная власть, благодаря которой завоевывалось и защищалось богатство. Но в мире уже многое изменилось. Чтобы сохранить свою свободу, рыцари вынуждены продавать владения и с помощью денег поддерживать достоинство.

Погоня за золотом стала сущностью времени. Это перестроило весь мир рыцарских отношений, психологию рыцарей, неумолимо вторглось в их интимную жизнь.

Уже в первой сцене блеск и пышность герцогского двора – всего лишь внешняя романтика рыцарства. Раньше турнир был испытанием силы, ловкости, мужества, воли перед трудным походом, а теперь он тешит взоры сиятельных дворян. Альбер не очень-то радуется своей победе. Конечно, ему приятно одолеть графа, но мысль о пробитом шлеме тяготит юношу, которому не на что купить новые доспехи.

О бедность, бедность!

Как унижает сердце нам она! –

Горько сетует он. И признается:

Геройству что виною было? – скупость.

Альбер покорно подчиняется потоку жизни, который несет его, подобно другим дворянам, во дворец Герцога. Жаждущий увеселений юноша хочет занять достойное место в окружении сюзерена и встать вровень с придворными.

Независимость для него – сохранение достоинства среди равных.

Совет

Он нисколько не надеется на те права и привилегии, которые дает ему дворянство, и с иронией отзывается о “свиной коже” – пергаменте, удостоверяющем принадлежность к рыцарству.

Деньги преследуют воображение Альбера всюду, где бы он ни находился, – в замке, на турнирном поединке, на пиру у Герцога.

Лихорадочные поиски денег и легли в основу драматического действия “Скупого рыцаря”. Обращение Альбера к ростовщику, а затем к Герцогу – два поступка, определяющих ход трагедии. И не случайно, конечно, что именно Альбер, для которого деньги стали идеей-страстью, ведет действие трагедии.

Перед Альбером открываются три возможности: либо получить деньги у ростовщика под заклад, либо дождаться смерти отца (или ускорить ее насильственным путем) и наследовать богатство, либо “заставить” отца достойно содержать сына. Альбер пробует все пути, ведущие к деньгам, но даже при его чрезвычайной активности они кончаются полным провалом.

Это происходит потому, что Альбер не просто вступает в конфликт с отдельными лицами, – он вступает в конфликт с веком. В нем еще живы рыцарские представления о чести и благородстве, но он уже понимает относительную ценность дворянских прав и привилегий.

Наивность сочетается в Альбере с прозорливостью, рыцарские добродетели – с трезвой расчетливостью, и этот клубок противоречивых страстей обрекает Альбера на поражение.

Все попытки Альбера достать деньги, не поступившись рыцарской честью, все его расчеты на независимость – фикция и мираж.

Пушкин, однако, дает нам понять, что мечты Альбера о независимости остались бы иллюзорными и в том случае, если бы Альбер наследовал отцу. Он предлагает нам заглянуть в будущее. Устами Барона открывается суровая правда об Альбере.

Обратите внимание

Если “свиная кожа” не спасает от унижений (в этом Альбер прав), то и наследство не убережет от них, потому что за роскошь и увеселения надо платить не только богатством, но и дворянскими правами и честью. Альбер занял бы место среди льстецов, “придворных-жадных”. А разве есть независимость в “дворцовых передних”? Еще не получив наследства, он уже соглашается идти в кабалу к ростовщику.

Барон ни секунды не сомневается (и он прав!) в том, что его богатство вскоре перекочует в карман ростовщика. И в самом деле – ростовщик уже даже не на пороге, а в замке.

Таким образом, все пути к золоту, а посредством его к личной свободе, ведут Альбера в тупик. Увлекаемый потоком жизни, он, однако, не может отринуть рыцарские традиции и тем самым противостоит новому времени. Но эта борьба оказывается бессильной и напрасной: страсть к деньгам несовместима с честью, благородством.

Перед этим фактом Альбер уязвим и слаб. Отсюда рождается ненависть к отцу, который мог бы добровольно, по родственной обязанности и рыцарскому долгу, избавить сына и от бедности, и от унижений.

Она перерастает в то исступленное отчаяние, в то звериное бешенство (“тигренок” – называет Альбера Герцог), которое превращает тайную мысль о смерти отца в открытое желание его гибели.

Если Альбер, как помним, предпочел деньги феодальным привилегиям, то Барон одержим идеей власти.

Золото нужно Барону не для удовлетворения порочной страсти к стяжательству и не для наслаждения его химерическим блеском. Любуясь своим золотым “холмом”, Барон чувствует себя властелином:

Я царствую!.. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

Барон хорошо знает, что деньги без власти не приносят независимости. Острым штрихом Пушкин обнажает эту мысль. Альбер восхищен нарядами рыцарей, их “атласом да бархатом”. Барон в своем монологе тоже вспомнит об атласе и скажет, что его сокровища “потекут” в “атласные диравые карманы”. С его точки зрения, богатство, не опирающееся на меч, “расточается” с катастрофической быстротой.

Важно

Альбер и выступает для Барона таким “расточителем”, перед которым не устоит веками воздвигавшееся здание рыцарства, а в него вложил лепту и Барон своим умом, волей, силой. Оно, как говорит Барон, было “выстрадано” им и воплотилось в его сокровищах.

Поэтому сын, способный лишь расточать богатства, – живой укор Барону и прямая угроза защищаемой Бароном идеи.

Отсюда понятно, сколь велика ненависть Барона к наследнику-расточителю, сколь велико его страдание при одной мысли о том, что Альбер “приимет власть” над его “державой”.

Однако Барон понимает и другое: власть без денег также ничтожна. Меч положил к ногам Барона владения, но не удовлетворил его мечтаний об абсолютной свободе, которая, по рыцарским представлениям, достигается безграничной властью. То, что не довершил меч, должно сделать золото. Деньги, таким образом, становятся и средством защиты независимости, и путем к неограниченной власти.

Идея беспредельной власти превратилась в фанатическую страсть и придала фигуре Барона мощь и величие.

Затворничество Барона, удалившегося от двора и сознательно заперевшегося в замке, с этой точки зрения может быть осмыслено в качестве своеобразной защиты своего достоинства, дворянских привилегий, вековых жизненных принципов.

Но, цепляясь за старые устои и пытаясь отстоять их, Барон идет наперекор времени. Распря с веком не может не закончиться сокрушительным поражением Барона.

Однако причины трагедии Барона заключены также в противоречии его страстей. Пушкин всюду напоминает, что Барон – рыцарь. Он остается рыцарем и тогда, когда беседует с Герцогом, когда готов обнажить за него меч, когда вызывает сына на поединок и когда он одинок. Ему дороги рыцарские доблести, у него не исчезает чувство чести.

Однако свобода Барона предполагает безраздельное господство, и другой свободы Барон не знает. Властолюбие Барона выступает и как благородное свойство натуры (жажда независимости), и как сокрушительная страсть для приносимых ей в жертву людей. С одной стороны, властолюбие – источник воли Барона, который обуздал “желания” и теперь наслаждается “счастием”, “честью” и “славой”.

Но, с другой стороны, он мечтает о том, чтобы ему все повиновалось:

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу – воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится,

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды.

Я свистну, и ко мне послушно, робко

Вползет окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли.

Мне все послушно, я же – ничему…

Совет

Одержимый этими мечтами, Барон не может обрести свободы. В этом причина его трагедии – добиваясь свободы, он ее растаптывает. Более того: властолюбие перерождается в иную, не менее могущественную, но гораздо более низменную страсть к деньгам. И это уже не столько трагическое, сколько комическое преображение.

Барон думает, что он царь, которому все “послушно”, но безграничная власть принадлежит не ему, старому человеку, а той груде золота, которая лежит перед ним. Его одиночество оказывается не только защитой независимости, но и следствием бесплодной и сокрушительной скаредности.

Однако перед кончиной рыцарские чувства, увядшие, но не исчезнувшие вовсе, всколыхнулись в Бароне. И это проливает свет на всю трагедию. Барон давно уверил себя, что золото олицетворяет и честь его и славу. Однако в действительности честь Барона – его личное достояние. Эта истина пронзила Барона в тот момент, когда Альбер его оскорбил. В сознании Барона разом все рухнуло.

Бессмысленными вдруг предстали все жертвы, все накопленные драгоценности.

Зачем он подавлял желания, зачем лишал себя радостей жизни, зачем предавался “горьким воэдержаньям”, “тяжелым думам”, “дневным заботам” и “бессонным ночам”, если перед короткой фразой – “Барон, вы лжете” – он беззащитен, несмотря на огромное богатство? Наступил час бессилия золота, и в Бароне проснулся рыцарь:

Так подыми ж, и меч нас рассуди!

Оказывается, власть золота относительна, и есть такие человеческие ценности, которые не продаются и не покупаются. Эта простая мысль опровергает жизненный путь и убеждения Барона.

Источник: https://ege-essay.ru/tragediya-skupoj-rycar-xarakter-i-obraz-albera-pushkin-a-s/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector