Дом матрены в рассказе матренин двор солженицына (описание дома) сочинение

Матрена в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»

В рассказе Солженицына «Матренин двор» Матрена Васильевна является главной героиней. Обычная и простая русская бабушка, которая живет в деревне Тальново, неподалеку от торфоразборки.

На первый взгляд, старушка ничем не выделяется. Живет одна в маленьком разваливающемся домике. Автор нам описывает ее небогатое убранство. Но Матрена не стремилась к облагораживанию дома. Для нее это было не важно, главное, чтобы ее любимые фикусы были при ней, а остальное роли не играло.

Оказывается, как повествует нам Солженицын, Матрена Васильевна за свою жизнь ни разу не получала зарплаты. Да и помогая соседям по их просьбе, она не брала денег. Вот такая женщина, которая просто старалась всем угодить.

Обратите внимание

Согласитесь, если для того времени это было редкостью, по мнению автора, то в настоящее тем более будет чудом встретить такого человека. Бабушка от чистого сердца просто помогает. И в деревне все нагло этим пользуются. В свои лет шестьдесят героиня получила первую пенсию, к чему еще стоит добавить сто рублей от школы и автора рассказа.

Именно тогда, всего по нескольким предложениям, мы видим, как меняется старушка, она расцветает, покупает себе новую одежду, оставляет деньги на похороны. И сразу становится за нее радостно. А вот других жителей деревни берет зависть. Соседи никогда к Матрене хорошо не относились, им от нее было что-то нужно.

Это показывает эпизод с горницей, когда подружки пришли к Матрене в гости. Показательна и сцена с вилами. Сразу понятно, что Матрена никому не отказывала, она всего лишь вздыхала и шла помогать.

Вскоре мы узнаем об ее прошлом, как она мечтала выйти замуж за Фаддея, а вышла за Ефима. Как старший брат копил обиду на нее всю жизнь. Похоронила старушка шестерых детей.

Стоит только вдуматься — потерять шесть детей, мать пережила всех! Получается, что любить ее было некому, она любила Фаддея, который жил недалеко от нее, он испытывал чувства, но в большее это бы не переросло. А куда девать чувства одинокой женщине? Она стала заботиться от других.

Солженицын ее назвал «праведником». А ведь верно, смогло ли село держаться без помощи бескорыстной Матрены? Без ее участия в деревне ничего не происходило.

Однако односельчанам было все равно, что она чувствует, чего хочет. Может, их злила ее простота и искренность.
Автор считает, что Матрена и была тем праведником, без которого не стоит село: добрая, искренняя, трудолюбивая, всегда готовая помочь и не требующая ничего для себя, эта женщина и в самом деле приближается к святости. Без таких людей нет у нас будущего.

Источник: http://po-literature.ru/matrena-v-rasskaze-a-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Образ главной героини в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор»

Рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор» затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. «Матрёнин двор» написан целиком о простой русской женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа.

В центре внимания Солженицына, простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, живущая в нищете и проработавшая всю жизнь в совхозе. Матрена вышла замуж еще до революции и с первого же дня принялась за домашние хлопоты.

Наша героиня – одинокая женщина, потерявшая своего мужа на фронте и похоронившая шестерых детей. Матрена жила одна в огромном доме. «Строено все было давно и добротно, для большой семьи, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти».

Центральная тема в этом произведении — тема родного дома и очага.

Важно

Матрена, несмотря на все тяготы повседневной жизни, не утратила способности откликаться на чужую беду душой и сердцем. Она является хранительницейочага, но это ее единственная миссия, которая приобретает масштабность и философскую глубину. Матрена все же не идеальна, советская идеология проникает в жизнь, в дом героини (признаки этой идеологии – плакат на стене и вечно не умолкающее радио).

Мы знакомимся с женщиной, пережившей очень многое в жизни и даже не удостоившейся заслуженной пенсии: «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца». Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для своей страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и осталась без пенсии. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб человека, чем обеспечит его материальное положение.

Главная героиня не имеет кроме козы никакого скота: «Все животы ее были – одна грязно-белая коза». Ела она в основном одну картошку: «По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун – мне, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо».

Хорошей жизни не видно, когда людей засасывает болото бедности. Жизнь очень не справедлива к Матрене. Бюрократический аппарат, который работает не для человека, вместе с государством совсем не интересуется, как живут такие люди, как Матрена. Перечеркнут лозунг «Все для человека». Богатство больше не принадлежит людям, народ – крепостные у государства.

И, на мой взгляд, именно эти проблемы затрагивает Солженицын в своем рассказе.

Образ Матрены Васильевны – воплощение лучших черт русской крестьянки. У нее непростая трагическая судьба. Ее «дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый». Все в деревне решили, что в ней — порча.

Матрена не знает счастья в личной жизни, но она вся не для себя, а для людей. Десять лет, работая бесплатно, женщина воспитывала Киру, как родную, вместо своих детей. Помогая ей во всем, никому не отказывая в помощи, нравственно она гораздо выше своих корыстных родственников.

Жизнь нелегкая, «густая заботами», — Солженицын не прячет этого ни в одной детали.

Я считаю, что Матрена – жертва событий и обстоятельств. Нравственная чистота, бескорыстие, трудолюбие – черты, привлекающие нас к образу простой русской женщины, потерявшей в своей жизни все и не ожесточившейся. В преклонном возрасте, больная, она лечит душевные и физические недуги свои.

Совет

Труд составляет счастье, цель, ради которой она живет. И все же, если внимательно приглядеться к образу жизни Матрены, то можно увидеть, что Матрена — рабыня труда, а не хозяйка.

Потому-то односельчане, а больше всего родственники, бессовестно эксплуатировали ее, она же покорно несла свой тяжкий крест. Матрена, по замыслу автора, — идеал русской женщины, первооснова всего бытия.

«Все мы, — заканчивает свое повествование о жизни Матрены Солженицын, — жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

(17 votes, average: 4.24

Источник: https://school-essay.ru/obraz-glavnoj-geroini-v-rasskaze-aleksandra-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Жизнь Матрены в рассказе «Матренин двор» А. Солженицыа

Меню статьи:

  • Молодость Матрены
  • Жизнь в одиночестве

Вы, пожалуй, не раз встречали таких людей, которые готовы трудиться во всю силу во благо других, но при этом остаются изгоями в обществе. Нет, они не деградированы ни морально, ни психически, но какими бы ни были их поступки хорошими – их не ценят. Об одном таком персонаже рассказывает нам А.Солженицын в рассказе «Матренин двор».

Речь идет о главной героине повествования. С Матреной Васильевной Григоревой читатель знакомиться в уже преклонном возрасте – ей было около 60 лет, когда мы впервые ее видим на страницах рассказа.

Аудио версия статьи.

Дом и двор ее постепенно приходят в запустение – «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-томогучие, и проредилась их обвершка».

Хозяйка их часто болеет, несколько дней не может встать, но когда-то все было по-другому: все строилось с учетом большой семьи, качественно и добротно. Тот факт, что сейчас здесь живет лишь одинокая женщина уже настраивает читателя на восприятия трагизма жизненной истории героини.

Молодость Матрены

О детстве главной героини Солженицын ничего не рассказывает читателю – основной акцент рассказа заключен на периоде ее молодости, когда и были заложены основные факторы ее дальнейшей несчастливой жизни.

Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался Фаддей, на тот момент ему было 23. Девушка согласилась, но свадьбе помешала война. Вестей о Фаддее не было долго, Матрена его верно ждала, но ни вестей, ни самого парня не дождалась.В се решили, что он погиб. Его младший брат – Ефим предложил Матрене выйти замуж за него.

Матрена не любила Ефима, поэтому не соглашалась да и, пожалуй, надежда на возвращение Фаддея не покинула ее окончательно, но ее все же уговорили: «умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я».

И как оказалось зря – на Покрову вернулся ее возлюбленный – он попал в венгерский плен и поэтому о нем не было никаких известий.

Обратите внимание

Новость о женитьбе брата и Матрены для него стала ударом – он хотел было изрубить молодых, но понятие того, что Ефим – его брат, остановила его намерения. Со временем он простил их за такой поступок.

Ефим с Матреной остались жить в родительском доме. В этом дворе и сейчас живет Матрена, все постройки здесь сделаны свекром.

Фаддей долго не женился, а потом нашел себе другую Матрену – у них шестеро детей. У Ефима же тоже родилось шестеро детей, но ни один из них не выжил – все умерли до трехмесячного возраста. Из-за этого, все в селе начали считать, что на Матрене сглаз, ее даже возили к монахине, но положительного результата добиться не удалось.

После смерти Матрены Фаддей рассказывает о том, что его брат стыдился жену. Ефим предпочитал «одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски». Когда-то братьям пришлось вместе работать в городе. Ефим там изменял своей жене: сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел

Так и осталась Матрена одна: «не понятая и брошенная даже мужем своим».

Жизнь в одиночестве

Матрена была доброй и общительной. Она поддерживала общение с родней мужа. Жена Фаддея тоже часто приходила к ней «жаловаться, что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе».

Учитель, живущий на квартире с женщиной, считает, что, вполне вероятно, жене Ефима повезло больше, чем супруге Фаддея. Жена старшего брата всегда была жестоко бита.

Жить без детей и мужа Матрене не хотелось, она решается попросить у «у той второй забитой Матрены — чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) — младшую их девочку Киру. Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших». На момент повествования, девушка живет вместе со своим мужем в соседней деревне.

Матрена усердно работала в колхозе стоимости «не за деньги – за палочки», в общей она проработала 25 лет, а потом все-таки ей, несмотря на хлопоты, оформить себе пенсию.

Матрена усиленно трудилась – ей нужно было и торф заготовить на зиму и брусники насобирать (в удачные дни, она «приносила по шесть мешков» за день).

брусники. Еще нужно было заниматься заготовкой сена для козы. «Брала она с утра мешок и серп и уходила (…)Набив мешок свежей тяжёлой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник». Кроме того, она еще и умудрялась помогать другим.

По своему характеру, она не могла никому отказать в помощи. Часто случалось так, что кто-то из родственников или просто знакомых просили ее помочь выкопать картошку – женщина «покидала свой черёд дел, шла помогать». После сбора урожая, она вместе с другими женщинами, впрягалась в соху вместо лошади и пахала огороды.

Денег за свою работу она не брала: «уж поневоле ей вопрятаешь».

Важно

Раз в полтора месяца у нее случались хлопоты – нужно было готовить ужин для пастухов. В такие дни Матрена шла за покупками: «покупала рыбные консервы, расстарывалась и сахару и масла, чего не ела сама». Такие были здесь порядки – нужно было кормить как можно лучше, иначе бы ее выставили посмешищем.

После оформления пенсии и получение денег за сдачу жилья жизнь Матрены становится значительно проще – женщина «заказала себе новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто». Ей даже удалось отложить 200 рублей «себе на похороны», которых, к слову, не пришлось долго ждать.

Матрена принимает активное участие в переносе горницы из своего участка родственникам. На железнодорожном переезде она бросается помочь вытащить застрявшие сани – идущий поезд сбивает ее и племянника насмерть. Скинули мешок, чтоб обмывать. Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки.

Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться.

После смерти женщины все быстро забыли ее доброту и начали буквально в день похорон делить ее имущество и осуждать жизнь Матрены: «и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)».

Таким образом, жизнь Матрены была полна неприятностей и трагедий: она лишилась и мужа и детей. Для всех она была странной и ненормальной, потому что не пыталась жить как все, а сохранила веселый и добрый нрав до конца своих дней.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/aleksandr-solzhenicyn/matrenin-dvor-jizn-matrenu.html

Тема разрушения дома (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)

«Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие».

Именно сюда завела рассказчика мечта найти приют в тихом уголке России: «Милей этого места…не приглянулось во всей деревне; две – три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».

Матренин двор – воплощение душевного спокойствия, тишины, за пределами которого – обыденная жизнь с бесправием и пренебрежением, жизнь, основанная на лжи. Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе.

Солженицын пишет о своей героине: «Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти ее отдать в наследство Кире». Родственники Матрены, опережая события, начинают делить «добро», разбирая «отдельный сруб горницы» «по ребрышкам», чтобы везти его в Черусти.

Совет

Чувствуя себя «потерянной», испытывая тревогу за то, «чего теперь не будет», Матрена все равно пытается восстановить «лад» общей жизни, внося свой светлый вклад в дело, затеянное «ломателями – не строителями.

Читайте также:  Сочинения по картинам верещагина

Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)». Теперь же она пошла помогать тем, кто «не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось жить».

История с разломом избы началась из-за «старого Фаддея», с которым в памяти героини связана лучшая страница жизни.

Именно этот герой, с «почтенной», «величавой» внешностью, становится антитезой Матрене. Это проявляется не только в том, что его «руки…ухватились ломать» дом.

Эта затея Фаддея вызвала многие бедствия: «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то…» Но она не изменяет представлений героя о том, что «добро» — это «имущество», которое «терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Даже природа противилась перевозу сруба Матрены. Двое суток кружила метель, «замела дорогу непомерными сугробами». Затем внезапно потеплело, и началась оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»

В своем рассказе Солженицын показывает, как социальное неравенство влияет на общество и его мировоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, стараются выжить любым путем, забывая о честности, совести, справедливости.

Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только собственное благополучие – старый Мматренин дом, единственное, что осталось у старой женщины. Мы видим духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми.

Обратите внимание

Матрена – глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»

Разрушение матрениного дома принесло целую вереницу несчастий. Во время перевоза погибает сама Матрена: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли…туда же…понесло и Матрену.

Что она там подсобить могла…два паровоза…тех троих расплющили…» Погибает и сын Фаддея, над его зятем нависает суд: «…он не только вез горницу, но был железнодорожный машинист, хорошо знал правила неохраняемых переездов – и должен был сходить на станцию, предупредить о тракторе».

Когда привезли то, что осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмотреть, поплакать. Рассказчик пишет, что эта картина наводила его на грустные размышления: «В плаче, заметил я, холодно- продуманный, искони-заведенный порядок». В этом плаче деревенских жителей чувствуется определенная фальшь, все это напоминает игру актеров.

Даже после похорон Матрены не прекратился спор о ее избе: «Преодолевая немощь и ломоту, собрав зятей и сыновей», Фаддей продолжал разбирать сарай и забор и «сам возил бревна на саночках».

Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства. Человека уже ничего не интересует, кроме материальных ценностей, выгоды от чего-либо. Существует лишь одна цель – как можно больше забрать.

Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Тальново, люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через самых близких. «Матренин двор» — это боль за искалеченные жадностью души людей, привыкших только забирать.

Автор так заканчивает свой рассказ: «Избу Матрены до весны забили», а сама хозяйка осталась для своих односельчан «не понятой» и «чужой». Таким образом, зло, бесправие победило доброту и праведничество.

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/solzhenicyn-a-i/tema-razrushenija-doma-po-rasskazu-a-i-s.html

Тема разрушения дома (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)

    «Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие».

Именно сюда завела рассказчика мечта найти приют в тихом уголке России: «Милей этого места…не приглянулось во всей деревне; две – три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».

    Матренин двор – воплощение душевного спокойствия, тишины, за пределами которого – обыденная жизнь с бесправием и пренебрежением, жизнь, основанная на лжи. Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе.

    Солженицын пишет о своей героине: «Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти ее отдать в наследство Кире». Родственники Матрены, опережая события, начинают делить «добро», разбирая «отдельный сруб горницы» «по ребрышкам», чтобы везти его в Черусти.

Важно

    Чувствуя себя «потерянной», испытывая тревогу за то, «чего теперь не будет», Матрена все равно пытается восстановить «лад» общей жизни, внося свой светлый вклад в дело, затеянное «ломателями – не строителями.

Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)». Теперь же она пошла помогать тем, кто «не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось жить».

История с разломом избы началась из-за «старого Фаддея», с которым в памяти героини связана лучшая страница жизни.

    Именно этот герой, с «почтенной», «величавой» внешностью, становится антитезой Матрене. Это проявляется не только в том, что его «руки…ухватились ломать» дом.

Эта затея Фаддея вызвала многие бедствия: «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то…» Но она не изменяет представлений героя о том, что «добро» — это «имущество», которое «терять считается перед людьми постыдно и глупо».

    Даже природа противилась перевозу сруба Матрены. Двое суток кружила метель, «замела дорогу непомерными сугробами». Затем внезапно потеплело, и началась оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»

    В своем рассказе Солженицын показывает, как социальное неравенство влияет на общество и его мировоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, стараются выжить любым путем, забывая о честности, совести, справедливости.

    Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только собственное благополучие – старый Мматренин дом, единственное, что осталось у старой женщины. Мы видим духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми.

Совет

    Матрена – глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»

    Разрушение матрениного дома принесло целую вереницу несчастий. Во время перевоза погибает сама Матрена: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли…туда же…понесло и Матрену.

Что она там подсобить могла…два паровоза…тех троих расплющили…» Погибает и сын Фаддея, над его зятем нависает суд: «…он не только вез горницу, но был железнодорожный машинист, хорошо знал правила неохраняемых переездов – и должен был сходить на станцию, предупредить о тракторе».

    Когда привезли то, что осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмотреть, поплакать. Рассказчик пишет, что эта картина наводила его на грустные размышления: «В плаче, заметил я, холодно- продуманный, искони-заведенный порядок». В этом плаче деревенских жителей чувствуется определенная фальшь, все это напоминает игру актеров.

    Даже после похорон Матрены не прекратился спор о ее избе: «Преодолевая немощь и ломоту, собрав зятей и сыновей», Фаддей продолжал разбирать сарай и забор и «сам возил бревна на саночках».

    Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства. Человека уже ничего не интересует, кроме материальных ценностей, выгоды от чего-либо. Существует лишь одна цель – как можно больше забрать.

    Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Тальново, люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через самых близких. «Матренин двор» — это боль за искалеченные жадностью души людей, привыкших только забирать.

    Автор так заканчивает свой рассказ: «Избу Матрены до весны забили», а сама хозяйка осталась для своих односельчан «не понятой» и «чужой». Таким образом, зло, бесправие победило доброту и праведничество.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/solzhenitsyn-a-i/matrenin-dvor/7345-tema-razrusheniya-doma-po-rasskazu-a-i-solzhenitsyna-matrenin-dvor

Матрена в рассказе «Матренин двор» Солженицына: образ и характеристика, описание внешности и характера, портрет

Матрена Васильевна Григорьева – центральный персонаж рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ее историю мы узнаем от лица рассказчика – Игнатьича, после 10 лет лагерей случайно заехавшего в небольшую деревню Тальново и ставшего матрениным постояльцем.

Бедная изба и добродушная пожилая, хоть и измученная болезнями, ее хозяйка сразу приглянулись Игнатьичу.

Матрена – типичная русская крестьянская женщина, прожившая непростую жизнь. Ей около 60 лет, она одинока и живет очень скромно, тяжело проработав всю жизнь, так и не скопила она добра.

Обратите внимание

И хоть изба ее большая и строилась под большую семью, но очень бедная – за 25 лет работы в колхозе ей не полагалась даже пенсия, потому как работала не за деньги, а за «палочки» трудодней.

  За свою жизнь старушка наработала на пять таких пенсий, но из-за бюрократической неразберихи осталась совсем нищей.

А за последние годы женщина стала мучиться какой-то хворью, что совсем лишала ее сил. Больной и уставшей впервые видит ее и Игнатьич:

Регулярно мучаясь от приступов, Матрена все же не идет к фельдшеру – какая-то врожденная деликатность, стеснительность не позволяет ей жаловаться и быть обузой, пусть даже и для деревенского врача.

Но ни болезнь, ни большая нужда, ни одиночество не сделали ее черствой. Удивительная всепрощающая доброта и человечность отражены даже в ее облике:

В родной деревне к Матрене относились с непониманием и даже с пренебрежением. Как понять человека, бросающегося всем вокруг помогать, но не берущего за это ни копейки?! Но такою была душа Матрены. Бескорыстная помощь стала для нее смыслом, а труд – способом забыть все тягости, лекарством от невзгод, всегда ставившим ее на ноги.

Узнав о несчастной ее судьбе, Игнатьич больше дивился не ее детской доброте и светлой наивности, а черствости и брезгливости по отношению к ней окружающих. Убогость ее жилья, неумение заработать, раздражали их, но, тем не менее, никто не пренебрегал ее бескорыстием и постоянным стремлением быть полезной.

Несчастная женщина не знала ни любви, ни семьи, ни простого женского счастья. Выйдя замуж по велению судьбы за нелюбимого человека, в конечном счете, поняла, что и он ее никогда не любил.

Важно

Родила и схоронила шестерых детей, которым не выполнилось и три месяца. А после войны так и вовсе осталась совершенно одна. Но ничто не смогло ее сломить, так и осталась она чистой и великодушной.

Только нужно ли это людям? На праведниках держится мир, но мир же от них и отказывается.

Так, желая сделать благое дело, Матрена жертвует частью собственного дома, разобранного, чтобы построить жилище для чужого человека, что в конечном итоге приводит ее к нелепой гибели, но не к пониманию и состраданию окружающих. Так истинная красота ее души, величие ее доброго сердца остаются заметными только для ее скромного постояльца Игнатьича.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1784

Сочинение по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»

Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» происходит в середине 50-х годов XX века.

Изложенные в нем события показаны глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие го­рода.

Позже читатель поймет причины, по которым герой стре­мится в глубинку: он сидел в тюрьме и хочет спокойной жизни.

Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни однообразные бараки, ни ветхие пятиэтаж­ки не привлекают главного героя. Наконец, он находит себе жилье в деревне «Тальново». Так читатель знакомится с глав­ной героиней произведения — одинокой больной женщиной Матреной.

Живет она в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть, и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих дета­лей интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из клю­чевых проблем, поднятых в произведении, — конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и реальной жизнью обычных русских людей.

В рассказе звучит глубокое понимание этого трагического несоответствия.

Другим, не менее ярким противоречием в рассказе высту­пает контраст между предельной нищетой крестьянского бы­та, среди которого проходит жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь проработа­ла в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по утере кормильца.

И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к природе: выра­щивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчер­кивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни.

Она никого не обвиняет в своем бедственном положе­нии, ничего не требует.

Совет

Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на табуретках вместо фикусов могли бы си­деть дети и внуки. Через описание жизни Матрены мы узнаем о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна картошка да ячневая крупа. В магазине продают только мар­гарин да комбинированный жир.

Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала получать, соседи ей стали даже завидовать.

Эта деталь не только свидетельствует о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на непригляд­ные отношения между людьми.

Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у людей не хватает на зиму даже торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался только начальству да по одной машине — учителям, врачам, рабочим завода.

Когда герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой степе­ни забитости и униженности можно довести в России простого человека. По такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову. Травы кругом — море, а косить ее без разрешения нельзя.

Вот и приходится старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди боло­та. А уж для коровы сена взять негде.

А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей женщины-крестьянки. Если и попытается она поправить свое бед­ственное положение, всюду оказываются препоны и запреты.

В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын вопло­тил лучшие черты русской женщины.

Обратите внимание

Рассказчик часто любу­ется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включа­лась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний лес.

Читайте также:  Образ и характеристика барона майгель в романе мастер и маргарита

Не сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны пропавшего без вести мужа, ко­торый и верен ей, как выяснилось, не был.

В рассказе А.И. Солженицына то и дело звучит резкая критика местных властей: на носу зима, а председатель кол­хоза говорит о чем угодно, кроме топлива.

Секретаря сельсо­вета вообще на месте не сыщешь, а уж если и получишь ка­кую-нибудь бумажку, то ее потом придется переделывать, так как работают все эти люди, призванные обеспечивать в стране законность и порядок, спустя рукава, а управы на них не найдешь. С возмущением пишет А.И.

Солженицын о том, что новый председатель «первым делом обрезал всем инва­лидам огороды», хоть обрезанные сотки все равно пустовали за забором.

Даже травы на колхозной земле не имела права накосить Матрена, а зато когда случалась в колхозе проблема, приходи­ла к ней жена председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.

Рядом художественных деталей А.И. Солженицын под­черкивает в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в российской глубинке. Об изо­бретении новых машин и искусственных спутников Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не прибавится. Все также вилами будут грузить кресть­яне торф да есть пустую картошку или кашу.

Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуа­ции в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как главное для шко­лы — не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий про­цент успеваемости».

Важно

Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл ко­телок со святой водой на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».

Помимо жестокости государственной власти и ее предста­вителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближне­му. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка — последняя отрада старой женщины.

Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матре­ны делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.

Только лишь фраза одной старухи переводит план повест­вования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти.

Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего иму­щества так и не нажила.

Авторскую же точку зрения предель­но емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не по­няли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

На этой странице искали :

  • сочинение на тему матренин двор
  • образ матрены в рассказе матренин двор
  • матренин двор сочинение рассуждение
  • сочинение на тему матренин двор солженицын
  • солженицын матренин двор сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-rasskazu-a-i-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Сочинение на тему Дом — пристанище души в рассказе Матрёнин двор, Солженицын читать бесплатно

­Дом — пристанище души

Дом — это слово близкое каждому человеку. Оно многозначно, поскольку домом можно считать место, где ты родился и вырос, родную деревню, город и всю страну.

Дом — это ведь необязательно постройка с четырьмя стенами, фундаментом и крышей, это целая вселенная, которая может заполнить душу. Неслучайно Александр Солженицын назвал один из своих самых известных рассказов «Матрёнин двор».

Он хотел дать развернутое описание не только дома главной героини, но и всего, что с ним было связано.

Совет

Действие рассказа происходит в 1950-х годах во время хрущевской оттепели. Народ жил бедно и занимался в основном ведением хозяйства. В деревнях питались тем, что сами выращивали, пенсии для пожилых людей были скудные, прочие выплаты тоже.

Матрёна Васильевна жила в Тальново. Она много лет тому назад потеряла мужа, который по ее словам был очень хорошим и добропорядочным семьянином. Но выплату по утере кормильца не получала, так как не могла ничего доказать.

Он пропал без вести на войне.

Пенсию сначала тоже не выдавали, так как не было официальных документов о ее стаже работы в колхозе.

Затем все-таки выделили восемьдесят рублей, а после того как у нее поселился учитель математики, собственно рассказчик, школа стала ей доплачивать за комнату еще сто рублей. И появились у Матрёны внезапные родственники, новые подруги, советчики.

Сама она мало интересовалась материальными благами. Её больше интересовало то, что на душе. Да, и в войну она научилась радоваться простым вещам.

Дом, в котором она жила, был старенький и запущенный. Она была уже стара, чтобы одна за ним ухаживать. Как описывает Игнатич, он был уставлен кадками и горшками фикусов, которые, по мнению хозяйки, имели положительную энергетику.

Обои давно отошли от стен, образовав некрасивые прорези, в которых водились и тараканы, и мыши. Особый уют дому придавала русская печь. На ней можно было не только хранить еду теплой, но и спать.

Сама Матрёне была настолько деликатной и добродушной, что никогда не смела мешать постояльцу излишними вопросами или длительным присутствием.

Обратите внимание

Даже историю своей жизни рассказывала с осторожностью, боясь надоесть. Детей у нее не было, поэтому всю свою нерастраченную любовь она подарила племяннице Кире. Та была дочерью старшего брата ее мужа, за которого в молодости Матрёна чуть было не вышла замуж.

Когда Фаддей женился, жена ему подарила шестерых детей, а у Ефима с Матрёной так и не выжил ни один ребенок. В селе даже говорили, что ее сглазили. В результате она взяла на воспитание Киру, которая стала ей как родная.

Когда Кира вышла замуж и уехала в другой поселок, она обещала ей свой дом в наследство.

Однако отец девушки не стал даже дожидаться Матрениной смерти и настоял на том, чтоб она отдала молодым свой сруб, так как тем выдали земельный участок. Бедная женщина не стала возражать.

Она была настолько бесхитростна и проста, что собственноручно отдала свою единственную нажитую за всю жизнь ценность. Если не брать в расчет материальную сторону, то следует отметить, что женщина в этом доме прожила не одно десятилетие.

Это была ее отдушина, иными словами, пристанище души.

В конце рассказа мы узнаем о трагичной, в то же время нелепой смерти героини. Она умерла на железнодорожном переезде, помогая Фаддею и его сыновьям отбирать у нее дом. В глазах рассказчика Матрена — праведница. На таких как она держатся села, города и страны.

Не зря в народе издревле используют выражение: «Не стоит село без праведника».

В связи с тем, что рассказ автобиографичный, мы понимаем, что благодаря этой доброй и отзывчивой женщине рассказчику, а значит и автору удалось отдохнуть немного в русской глубинке после долгих лет лагерей и заодно восстановить силы.

см. также:
Другие сочинения по произведению Матрёнин двор, Солженицын

Характеристики главных героев произведения Матрёнин двор, Солженицын

Краткое содержание Матрёнин двор, Солженицын

Краткая биография Александра Солженицына

Источник: http://www.sdamna5.ru/dom_pristanische_matrenin

Урок по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор» «Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»

План урока:

1. Вступительное приветствие

2. Душа человека. Смысл слова «праведник»

3. Беседа по плану

4. Беседа по проблемным вопросам

7.Заключительное слово учителя.

Д/З к уроку:

Анализ образа Матрены Васильевны по плану

1) Описание дома, хозяйки, обитателей дома

2) Один день из жизни Матрёны Васильевны.

3) Прошлое Матрёны

4) Общение с Богом

5) История с горницей

6) Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

Цели урока:

— помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

— подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

— формирование нравственных ориентиров учащихся;

— приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

— развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

Эпиграф к уроку:

» Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души» — А. И. Солженицын.

I Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы еще раз будем говорить о рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Мы будем анализировать образ главной героини и попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле человеческой жизни. Я желаю вам успехов. Я надеюсь, что эта тема будет вам очень интересна и каждый из вас проявит свои способности и получит хорошие оценки.

II Душа человека

Что отличает человека от животного? Душа. Бог дает каждому человеку бессмертную душу. Сколько слов связано в русском языке со словом душа!

Душа болит, радуется, В чем только душа держится, Вложить душу,

Души не чаять, Душа нараспашку Жить душа в душу.

Важно

Человек приходит в мир ребенком с чистой, безгрешной, доверчивой душой. Его душа открыта всем ветрам жестокого мира. Став взрослым, он научится зависти, жестокости, подлости. Как устоять перед соблазнами мира, не озлобиться, не потерять себя? Лишь немногим удастся сохранить свой свет, свою душу до конца чистой. Такой предстает перед нами героиня рассказа Солженицына

II Значение слова «праведник»

Учитель: Как вы знаете, Солженицын первонача льно назвал свой рассказ «Не стоит село без праведника»? А что означает это слово? ( Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом, через художественные детали текста.

IV Аналитическая беседа по плану

Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома

Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?

Вспомним самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?

Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?

Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Приведите пример. ( Почему?)

Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

— Кошка из жалости была Матреной подобрана

— Но я свыкся с шуршанием тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи.

Один день из жизни Матрёны Васильевны

Когда и как начинался Матренин день?

Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие — доставляли радость и почему?

Почему? Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе — мелкую, а мне — с куриное яйцо.

4) Власть в рассказе.

— она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца.

— Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли — начальству, да кто при начальстве,

— Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором.

— жена председателя приходила к Матрене. Она была тоже женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы военная.

— Вызывали врача однажды, та приехала злая очень, велела Матрене, как отлежится, приходить на медпункт самой. Матрена ходила против воли, брали анализы, посылали в районную больницу — да так и заглохло.

ВЫВОД — Власть враждебна человеку

«Общение» с Богом

Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких — как истинная христианка?

Вспомните случай с котелком.

Совет

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было — просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

Прошлое Матрёны

Вспомним первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?

Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?

Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Матрёна и Фаддей Миронович

Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое — лично на вас?

Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Обратите внимание

Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)

История с горницей

Зачем Матрена разрешает ломать дом?

— чтобы получить и удержать участок земли, надо было молодым поставить какое-нибудь строение. Шла для этого вполне Матренина горница. А другого нечего было и поставить, неоткуда лесу взять. И не так сама Кира, и не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в

Черустях.

Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом?

— Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире.

Читайте также:  Тема родины в творчестве есенина сочинение 11 класс

Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это — конец ее жизни всей.

Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

— Но в тот же день началась метель

— внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по все голенище.

— кошка колченогая сбрела со двора — и пропала

4)Смысл заглавия рассказа. ( Двор, дом — образ микромира)

Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

Какие черты характера можно назвать главными в Матрене ( искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость и т. д.)

Особенности речи — «дуэль, разведка, картонный суп)

Ее отношение к людям.

К богатству

Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (эпизод с лошадью, отношение к кошке, Кира, поросенок)

Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой?

— По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…»

-Даже после смерти Матрены они приходят не «поплакать о ней», а забрать ее «добро». Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны.

— Люди злы, они погрязли в грехах

— Матрена живет по другим меркам, по другим правилам. В ней нет жадности, корысти, зависти

Слово учителя.

Перед нами — непростая судьба русской женщины, прожившей безотрадную, полную забот и лишений жизнь с несостоявшейся любовью, смертью шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? ( Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни.)

V Беседа по проблемным вопросам

Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Послушаем песню «Окно» в исполнении С. Копыловой

Важно

Какова тема песни? Зависть — один из смертных грехов. Святые отцы считают зависть одним из самых тяжких грехов и равносильной убийству. Почему?

Что общего в этих произведениях?

Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?

Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?

Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно достойно, не забывая, что это — бесценный дар Бога.

-Послушаем прекрасное стихотворение Бориса Пастернака «Больница»

Учитель: Что понял человек, герой стихотворения? (Как вариант письменной работы на уроке или задания на дом)

Человек должен быть

1)

2)

3)

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о рассказе «Матренин двор».

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь — только согреть…

Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты — человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.

Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З

Источник: http://dp-adilet.kz/urok-po-rasskazu-a-i-solzhenicyna-matrenin-dvor-obraz-pravednicy-v-rasskaze-matryonin-dvor/

Презентация «Направления «Дом», «Любовь», «Время» на материале рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация «Направления «Дом», «Любовь», «Время» на материале рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Подготовка к итоговому сочинению Направления «Дом», «Любовь», «Время» на материале рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

2 слайд Описание слайда:

Тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года А.В.Иванова «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней.

Совет

Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира.

Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

3 слайд Описание слайда:

Рассказ «Матрёнин двор» Краткое содержание Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир.

Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации.

Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна. А.В.Иванова

4 слайд Описание слайда:

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны.

Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал.

Обратите внимание

Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему.

Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это.

Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти. А.В.Иванова

5 слайд Описание слайда:

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа.

Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель.

Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества. Фаддей даже не приходит на поминки. А.В.Иванова

6 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Матрёнин двор – воплощение труда и честности, доброты и терпения, душевного спокойствия и тишины, любви.

7 слайд Описание слайда:

А.В.

Важно

Иванова Двор, дом Матрёны – то пристанище, которое обретает наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов.

Но при этом изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие». «Милей этого места…не приглянулось во всей деревне; две – три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».

8 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)».

Кроме Матрены жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы.

9 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

10 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе. Разрушение дома, по мнению автора, повлечет за собой гибель его хозяйки, потому что дом и Матрёна – это одно целое.

11 слайд Описание слайда:

Страдая от недугов и чая недалекую смерть, объявляет Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти её отдать в наследство Кире. О самой избе она ничего не сказала. Еще три сестры ее метили получить эту избу. Фаддей начал требовать, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни. А.В.Иванова

12 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома.

А для Матрены было это — конец ее жизни всей.

13 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Нелегко было Матрёне решиться ломать горницу, для героини это означает конец жизни; 40 лет прошли здесь. В этом доме она пережила 2 войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести.

Совет

Как яростно разбирают горницу «ломатели»; дом разбирают, как человека – «по рёбрышкам», и «всё показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтоб Матрёне ещё долго пришлось здесь жить».

14 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Сама природа словно противится разрушению дома– сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. Но в тот же день началась метель… Она кутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами.

Потом, чуть дорогу умяли, прошёл грузовик – другой – внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по всё голенище.

15 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Две недели не давалась трактору разломанная горница! Эти две недели Матрёна ходила как потерянная. И в те же дни кошка колченогая сбрела со двора – и пропала. Ещё и это пришибло Матрёну.

16 слайд Описание слайда:

Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Те самые фикусы, что спасла однажды Матрёна при пожаре, «испуганной толпой» замерли в эту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы. Избу Матрёны до весны забили, словно гроб, — похоронили. А.В.Иванова

17 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Тема дома в рассказе А.И.Солженицына раскрывает духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми, соотношение материального и духовного. Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только материальное благополучие.     Сама Матрена – глубокая натура с богатым духовным миром.

Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»  

18 слайд Описание слайда:

Направление «Время» «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. А.В.Иванова

19 слайд Описание слайда:

А.В.

Обратите внимание

Иванова А.И.Солженицын показывает, как законы общества, государства отражаются на жизни русской женщины, крестьянки. …Матрёна в колхозе работала не за деньги – за палочки… Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца… — Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне…

20 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Топлива было не положено – и спрашивать о нём не полагалось… Бабы собирались по пять, по десять, чтобы смелей…Зараз уносили в мешке торфин шесть, если были сыроваты, торфин десять, если сухие. Одного мешка такого, принесённого иногда километра за три (и весил он пуда два), хватало на одну протопку. А дней в зиме двести. А топить надо: утром русскую, вечером «голландку».

21 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Матрена говорила Игнатичу: «Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозяева, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?

22 слайд Описание слайда:

А.В.

Иванова Председатель колхоза пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором. Впрочем, и за пятнадцать соток потягивал колхоз Матрёну. Когда рук не хватало…, жена председателя приходила к Матрёне: И вилы свои бери! Ни лопат, ни вил в колхозе нету…

23 слайд Описание слайда:

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей (А.И.Солженицын. «Матрёнин двор») А.В.Иванова Фотография Матрены Автор Солженицын

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-napravleniya-dom-lyubov-vremya-na-materiale-rasskaza-aisolzhenicina-matryonin-dvor-602756.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector