Фамусов и чацкий в комедии горе от ума сочинение

Сочинение на тему «Фамусов и Чацкий в комедии Грибоедова Горе от ума»

Главный положительный герой комедии «Горе от ума» Чацкий принадлежит к людям декабристской натуры. Его противником в пьесе является Фамусов, типичный представитель дворянско-крепостнического лагеря. Кардинальная противоположность их взглядов становится понятным уже с первого действия.

Сцена с Лизой великолепно раскрывает моральный облик Фамусова. По ходу развития действия мы узнаем о его отношении к книгам и службе. Становится ясным, что для него самыми весомыми показателями в человеке являются чин и богатство.

Чацкий же в первом действии предстает остроумным и искренним молодым человеком, который смеется и шутит относительно жизни и времяпрепровождения фамусовоподобных дворян.

Обратите внимание

Подобный расклад взглядов не мог не привести к идейному конфликту, который и наступает во втором действии. Поучения Фамусова чужды Чацкому.

По Фамусову, чтобы добиться чего-нибудь в жизни, надо уметь и «стул подставлять, и платок поднять».

В качестве примера он приводит своего дядю, который исключительно благодаря лести и низкопоклонству сумел добиться расположения императрицы. Но таких людей Чацкий презирает. Его ответ Фамусову стал афоризмом:

Он желает, чтобы все молодые люди «служили делу, а не лицам», были свободны в выборе занятий, на что Фамусов реагирует очень болезненно. Доходит до того, что он угрожает Чацкому судом.

Фамусов, верный дворянским традициям, боится подобных Чацкому людей, которые посягают на основу дворянского благополучия. Посылать людей в Сибирь, на каторгу и ссылку, продавать и наказывать их—все это по Фамусову вполне законное право помещика.

Человеческое достоинство в его представлении отсутствует в крепостных крестьянах. Чацкий же, наоборот, с уважением относится к «умному, бодрому» русскому народу.

Его возмущение вызвано тем, что «отцами отечества» называются безжалостные крепостники—те, кто занимается порабощением народа.

За подобные суждения гости Фамусова представляют Чацкого невменяемым, а Фамусов объявляет, что первым заметил его сумасшествие. По его мнению, причина сумасшествия Чацкого исключительно в ученье, в науке.

Важно

Разительно отличаются эти образы и своей речью. Образованный Чацкий говорит литературно. Его речь отличается логичностью и образностью. Малообразованный же Фамусов в зависимости от ситуации говорит то подобострастно, то вкрадчиво, а то и услужливо или властно. Все зависит от того, с кем он говорит.

Чацкого можно охарактеризовать и как олицетворение современности, смотрящей на жизнь иными глазами, а Фамусова, соответственно, — олицетворением консерватизма.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/11/famusov-i-chatskiy-v-komedii-griboedova.html

Фамусов и Чацкий в комедии “Горе от ума”: столкновение и конфликт взглядов (Чацкий и фамусовское общество)

Фамусов и Чацкий.Художник М. Башилов

Фамусов и Чацкий являются центральными персонажами комедии “Горе от ума”.

В этой статье представлен сравнительный анализ образов Фамусова и Чацкого в комедии “Горе от ума”, причины столкновения героев, анализ конфликта взглядов Чацкого и фамусовского общества. Статья содержит фрагменты различных критических статей.

Смотрите: 
– Краткое содержание комедии
– Все материалы по комедии “Горе от ума”

“…между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений.

Фамусови его кружок олицетворяют собой людей плоти, которые только по наружности кажутся образованными, а на самом деле считают целью жизни одни лишь материальные интересы.

Чацкий, напротив, человек духа. Это высокая нравственная сила, стремящаяся внести свет в общество людей порочных. Нося в душу своей лучшие идеалы и веруя в из моральное значение, Чацкий вступает в борьбу, неизбежно влекущую для него… ряд душевных волнений и мук, которые достаются на долю каждого, преводящего в жизнь новые принципы.

Изображение этой борьбы в художественных типах и составляет главную идею комедии “Горе от ума”.<\p>

По своему общественному положению Фамусов – богатый чиновник, занимающий видное место в Москве.

Он – представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и т.п… Также смотрел на службу Фамусов…

Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах…

В службе Фамусова на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными – вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек, желающему служить.

Как Фамусов и его кружок олицетворяют собою черты “минувшего века”, так Чацкий является представителем молодого поколения, развитие которого совершалось под непосредственным влиянием общественного и умственного движения, возникшего в первой половине царствования императора Александра I.

<\p>

Направление идей и понятий, явившееся в тогдашней России…, получило название либерального, а лица, бывшие сторонниками нового направления, назывались либералистами. По своей осмысленной жизни, по своему просвещению, справедливости, честности и благородству, они возвышались над другими… К числу таких личностей первой четверти … [XIX] века, живших осмысленной жизнью, принадлежит Чацкий.

В противоположность Фамусову и всем другим представителям московского общества Чацкий является человеком истинно образованным. Он только что вернулся из-за границы, куда ездил не ради простого развлечения, а … для приобретения тех знаний, которых он не мог бы найти в своем отечестве. Истинное образование делает человека гуманным, развивает в нем любовь к правде, воспитывает в нем сознание великого значения нравственного долго и ставит его в правильные отношения к родине и окружающим людям.

Таким и представлен Чацкий в комедии Грибоедова. Взгляд его на службу совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служению не лицам, а делу; …он… целью службы ставит заботу от общем благе, а не личные материальные интересы. Идеи гуманности и независимости находят в Чацком ярого поборника. Он питает непримиримую вражду к крепостному праву…

Хотя Чацкий и не отказывается служить, но вообще его не прельщает обычай молодых дворян посвящать себя непременно служебной карьере, военной или статской. …он думает, что для образованного русского человека не должно быть чужды и благородные занятия наукой и литературой…

Такие мысли были не только новостью, но просто казались чем-то диким для той косной среды, куда попадает Чацкий.

Чацкий, как европейски образованный человек, восстает против тех порядков, какие замечает среди соотечественников по возвращении из-за границы, тем не менее он любит свою родину и является патриотом в самом благородном значении этого слова.

Совет

Правда, обличая русское общество в подражании всему иностранному, Чацкий впадает в преувеличение… В сущности же обличительная мысль Чацкого против пустого и рабского подражания русских иностранцам совершенно справедлива…

Борьба Чацкого с фамусовским обществом выражает, как известно, в обличительных речах и монологах. Это подало повод некоторым смотреть на него, как на болтуна-фразера, который будто бы только ораторствует, а ничего в сущности не делает. Но такое обвинение несправедливо.

Речи Чацкого выливаются из души; они проникнуты горячностью и силой глубокого убеждения и потому обличают в нем не фразера, а благородного энтузиаста. В этом случает прямую противоположность олицетворяет собой Репетилов, выведенный автором с намерением посмеяться над теми людьми, которые хотят казаться либералами, а на самом деле либеральные идеи у них только на языке.”

(из книги С. Бураковского “«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся”, 1891 г.)


***

“Сопоставление Чацкого и барской Москвы…. Это — столкновение дряхлеющего крепостнического мира с новыми людьми. Наряду с индивидуальными образами, драматург создает … коллективный образ барского общества. В «Горе от ума» воссоздана … Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая. Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы.

В той борьбе двух миров, какая раскрывается в третьем действии, Фамусов выявляет себя воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. А Чацкий осмысляет столкновение как борьбу двух миров: того, где «покорность и страх», и того, в котором «вольнее всякий дышит».

Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма.

Противостояние Чацкого и Москвы — это не контраст высокой личности и скудной бытовой среды, а столкновение дряхлеющего,  но еще сильного крепостнического барского мира с новыми людьми и новым, идущим на смену миром, который мы назовем демократическим.

В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря.

При этом борьба раскрывалась и осмыслялась Грибоедовым не только как политическая борьба реакционного правительства с оппозиционными кругами, а как борьба социальная, внутри самого общества — между косным крепостническим обществом и группой демократически настроенных людей. Драматург-реалист … предвидел ближайшее будущее… : на ближайшем этапе борьбы Чацкие будут сломлены Фамусовыми и Скалозубами.”

(Н. К. Пиксанов, статья в книге “А. С. Грибоедов. «Горе от ума»” под ред. Н. К. Пиксанова, серия “Литературные Памятник”, изд-во «Наука», М. 1969 г.)

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/07/chackij-famusov-otnoshenija-konflikt-vzgljady.html

Чацкий и Фамусов (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов – главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди.

В последующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой понятно, что Фамусов, “как все московские”, ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: “Кто беден, тот тебе не пара”.

Все это создает определенное представление о Фамусове.

Совсем иным видится Чацкий. Искренний, оживленный свиданием с Софьей, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян, их жизнь и времяпрепровождение.

Обратите внимание

Так намечается идейный конфликт между Фамусовым и Чацким, который во 2-м действии наступает. В их споре проявляется несогласие решительно во всем.

Фамусов пытается поучать:

Именьем, брат, не управляй оплошно.А главное – поди-тка послужи.

Он раскрашивает свои поучения воспоминаниями о порядках екатерининских времен, когда его дед Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает Чацкого служить, “на старших глядя”. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – отвечает Чацкий на это предложение. Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,Подставить стул, поднять платок…

Чацкий считает, что нужно служить “делу”, а не “лицам”, и одобряет тех, кто “не торопятся вписаться в полк шутов”. Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Фамусов – защитник самодержавно-крепостнического строя и восхищается старыми порядками и устоями жизни. Такие, как Чацкий, опасны, они посягают на жизнь, которая является основой его благополучия.

Фамусов – крепостник – считает законным право помещика распоряжаться людьми так, как ему угодно. Он не видит в крепостных человеческого достоинства.

Чацкий же высказывает уважение к простым людям, называет русский народ “умным, добрым”. Против таких, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в монологе “А судьи кто?..

” Он возмущен, что “отечества отцами” в обществе признаны жестокие крепостники. Эти люди “сужденья черпают из забытых газет”.

Когда гости Фамусова “всем хором” объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первым сделал это открытие:

Попробуй о властях – и невесть что наскажет!Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,Хоть пред монаршим лицом,Так назовет он подлецом!

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в просвещении:

Важно

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,Что нынче пуще, чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Читайте также:  Сочинение наташа ростова - любимая героиня толстого л. н. в романе война и мир

Различие во взглядах и культуре ярко проявляется в речи Чацкого и Фамусова. Чацкий – человек образованный, его речь логична, образна, отражает глубину мысли. Он мастер афоризмов, едких эпиграмм. Его слово – разящее оружие.

Речь Фамусова – это речь человека не очень образованного, но неглупого, хитрого, властного, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спорит, отстаивая свои взгляды, даже проявляет остроумие.

В разговоре со Скалозубом проявляется вкрадчивость, подобострастие, в словах ласкательные суффиксы (“в петличке орденок”), он даже прибавляет “-с”: “Сергей Сергеич, к нам сюда-с”. Со слугами же он всегда груб, ворчлив, он обзывает их, называя не иначе как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь с возрастом.

Так Грибоедов противопоставляет “век нынешний” “веку минувшему”.

Источник: http://www.sochuroki.com/chackij-i-famusov-po-komedii-gore-ot-uma-a-s-griboedova/

Фамусов и Чацкий в комедии «Горе от ума»: столкновение и конфликт взглядов

У главного героя комедии Грибоедова “Горе от ума” и общества, в которое он попадает, полностью противоположные идеалы, убеждения и цели. Это и есть главный конфликт произведения – столкновение взглядов Чацкого и фамусовского общества. Если Чацкий на стороне “века нынешнего”, то Фамусов защищает “век минувший”.

Александр Андреевич Чацкий – представитель нового поколения, сторонник новых идей. Являясь сыном покойного друга Фамусова, рос у последнего и воспитывался вместе  с Софьей Павловной, в которую был влюблен. Позже покинул дом, уехал на службу, хотел “объехать целый свет”, потом все-таки вернулся с мыслью поскорее увидеть возлюбленную, которая, как оказалось, совсем его не ждала.

Герой близок по своим убеждениям к декабристам. Он отстаивает свободу, выступает против крепостничества, против лицемерия, жестокости, невежества, лжи властей и чинопочитания:

Иначе говоря, Чацкий отрицает все идеалы “века минувшего”. Он стремится к человечности, к правде, честности, к процветанию науке, имеет высокие моральные ценности, он по-настоящему любит родину, хочет служить не конкретным лицам и чинам, а делу.

По характеру Чацкий свободолюбив, честен и открыт, полон надежд, верит в просвещение, в перемены жизни, но он максималист, очень чувствителен, даже категоричен, из-за этих черт характера он не может понять, что в доме Фамусова разбрасывает бисер перед свиньями, когда пытается доказать правоту своих взглядов.

Павел Афанасьевич Фамусов – московский барин, управляющий дома, отец Софьи, яркий представитель “века минувшего”. Он и его окружение поддерживают старые устои и порядки, предпочитают слепое подчинение чинам, служба в их понимании лишь средство получить деньги и должность получше, угождая вышестоящим. Фамусов восхищается дядей Максимом Петровичем, превосходным подхалимом.

Фамусовское общество не может принять взгляды Чацкого, они противоречат традициям барской Москвы, для них он сумасшедший. Фамусов служит прошлому, следует преданиям и старым традициям, против какого-либо обучения:

Совет

Для каждой из сторон конфликта невозможно признать свою неправоту. Однако у Фамусова много единомышленников, а Чацкий один, нет никого в фамусовском обществе, кто бы поддерживал его. Даже возлюбленная Софья отвернулась от Чацкого, предпочла вместо него подлого Молчалина.

Моральные ценности Чацкого для фамусовского общества оказались чужими, поэтому героя это общество отвергло.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1268

Сочинение на тему: образ Фамусова в комедии Горе от ума

Комедия Горе от ума Грибоедова — это произведение, где затронуты общественные проблемы, которые назревали в начале девятнадцатого века. Здесь затронуто столкновение старого и нового, прошлого и настоящего, века нынешнего с веком прошедшим. Вот как раз приверженность к старому, автор и сосредоточил в образе Фамусова.

Фамусов в комедии — это реалистически созданный образ, который автор раскрыл со всех сторон. Грибоедов изобразил Фамусова и как чиновника, и как помещика, и как отца. При этом следует понимать, что таких староверов было не единицы.

Ярых защитников крепостнического дворянства было предостаточно в начале 19 века, даже больше. Их количество превышало над количеством представителей передового дворянства.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что созданный образ Фамусова в Горе от ума является типичным для представителей московского дворянства.

Характеристика Фамусова Горе от ума

Итак, в своем кратком сочинении на тему Горе от ума, а вернее на тему образа Фамусова начну со знакомства с данным представителем крепостнического дворянства, со старовером Фамусовым.

В своем сочинении по произведению Грибоедова следует сказать, что это один из главных героев. Фамусов богатый дворянин, чиновник, знатный человек.

Он хорошо известен в знатных кругах, при этом является родовитым дворянином, у которого в родстве дядя Петрович, что был известен при дворе.

Описывая в сочинении образ данного героя, следует обратиться к содержанию его образа, и тут мы увидим, что он защитник старины, он защищает старые традиции и обычаи дворян.

Он крепостник по убеждениям, считает что окружать его должны только родственники, чтобы порадеть родному человечку. Признает только богатеев, а со всеми, кто ниже его, не считается.

Если говорить о его службе, то она для него не как долг гражданина, а как возможность получить чины, звания, медали, награды и деньги. Он служит по принципу угодить вышестоящим и выслужиться перед ними.

Разговаривает Фамусов с каждым героем по-разному, в зависимости от того, что его собеседник представляет в обществе. Так, если перед ним человек своего круга, то разговор будет заискивающим и льстивым, если перед ним какой-то мелкий чиновник, то с ним и на ты можно поговорить, а слугам и вовсе можно грубить.

Обратите внимание

С дочерью он также разный. Он может и пожурить, и приласкать, и упрекнуть и позаботиться. В молодом поколении Фамусов видит будущее, поэтому и считает, что образование не нужно, оно только вредит, а наилучшим образованием и примером может быть лишь то, что дают и чему учат родители. Так он говорит Софье, что для нее он является лучшим примером.

Если говорить о моральной стороне Фамусова, то и здесь нет особых требований, лишь бы было богатство. Есть деньги, значит и жених ты подходящий. Грибоедов в образе Фамусова очень удачно отразил и показал людей, против которых в свое время выступили декабристы.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-obraz-famusova-v-komedii-gore-ot-uma.html

Фамусов и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — Сочинение по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В 1824 году АС Г-дов написал свою комедию «;Гоу»;, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Г-дов показал важную проблему всех времен — конфликт между «;веком нынешним»; и «;веком минувшим»;.

Одним из самых ярких предста-вителей «;века минувшего»; является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов — старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах.

Он приветлив, учтив, остроумен, весел.

Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противни-ком просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: «;Забрать все книги бы да сжечь»;. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу.

Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего — это то, «;что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»; Фамусов заполняет свою неделю посещениями «;нужных»; людей: приемами, обедами, крестинами.

Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью «;расшаркиваний»; перед императри-цей и жертв собственным достоинством.

«;Как тот и славился, чья чаще гнулась шея»;, — говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви.

Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «;Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара»;.

Далее он добавляет: «;Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених»;.

Важно

Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него — возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически («;под-писано, так с плеч долой»;). Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «;чтоб множество не накоплялось их»;.

Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и назкопоклонство.

Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогониста-ми, то есть один — полная противоположность другому.

Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича.

В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края и уехал за границу.

За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся. Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении.

Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела.

Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи.

Далее Чацкий начал пропаганди-ровать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова «;помолчать»; игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны. Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт «;отцов»; и «;детей»;, а «;века минувшего»; и «;века нынешнего»;.

Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.

Источник: http://sochbox.com/famusov-i-chackij-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma-sochinenie-po-proizvedeniyu-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Чацкий и Фамусов

Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов – главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди.

В последующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой понятно, что Фамусов, “как все московские”, ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: “Кто беден, тот тебе не пара”.

Все это создает определенное представление о Фамусове.

Совсем иным видится Чацкий. Искренний, оживленный свиданием с Софьей, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян, их жизнь и времяпрепровождение.

Совет

Так намечается идейный конфликт между Фамусовым и Чацким, который во 2-м действии наступает. В их споре проявляется несогласиерешительно во всем.

Фамусов пытается поучать:

Именьем, брат, не управляй оплошно.
А главное – поди-тка послужи.

Он раскрашивает свои поучения воспоминаниями о порядках екатерининских времен, когда его дед Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает Чацкого служить, “на старших глядя”. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – отвечает Чацкий на это предложение. Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок…

Чацкий считает, что нужно служить “делу”, а не “лицам”, и одобряет тех, кто “не торопятся вписаться в полк шутов”. Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Читайте также:  Сочинение кормилица в произведении ромео и джульетта шекспира

Фамусов – защитник самодержавно-крепостнического строя и восхищается старыми порядками и устоями жизни. Такие, как Чацкий, опасны, они посягают на жизнь, которая является основой его благополучия.

Фамусов – крепостник – считает законным право помещика распоряжаться людьми так, как ему угодно. Он не видит в крепостных человеческого достоинства.

Чацкий же высказывает уважение к простым людям, называет русский народ “умным, добрым”. Против таких, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в монологе “А судьи кто?..

” Он возмущен, что “отечества отцами” в обществе признаны жестокие крепостники. Эти люди “сужденья черпают из забытых газет”.

Когда гости Фамусова “всем хором” объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первым сделал это открытие:

Попробуй о властях – и невесть что наскажет! Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, Хоть пред монаршим лицом,

Так назовет он подлецом!

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в просвещении:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Различие во взглядах и культуре ярко проявляется в речи Чацкого и Фамусова. Чацкий – человек образованный, его речь логична, образна, отражает глубину мысли. Он мастер афоризмов, едких эпиграмм. Его слово – разящее оружие.

Обратите внимание

Речь Фамусова – это речь человека не очень образованного, но неглупого, хитрого, властного, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спорит, отстаивая свои взгляды, даже проявляет остроумие.

В разговоре со Скалозубом проявляется вкрадчивость, подобострастие, в словах ласкательные суффиксы, он даже прибавляет “-с”: “Сергей Сергеич, к нам сюда-с”. Со слугами же он всегда груб, ворчлив, он обзывает их, называя не иначе как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь с возрастом.

Так Грибоедов противопоставляет “век нынешний” “веку минувшему”.

(No Ratings Yet)
Loading…

Чацкий и Фамусов

Источник: http://home-task.com/chackij-i-famusov/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Комедия «Горе от ума» была написана в 1824 году. В этом произведении А. С.

Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические воззрения декабристов.

Автор сам придерживался идей декабризма, что подтверждает его комедия и созданный в ней образ Чацкого.

Александр Андреевич Чацкий показан А, С. Грибоедовым как передовой человек «века нынешнего». Он зло высмеивает пороки московского общества, характерным представителем которого является Фамусов. Приехав в Москву, Чацкий открывает для себя, что люди живут по старым законам «матушки Екатерины» и являются ярыми сторонниками существующего режима.

Он категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, и превосходно понимает свою несовместимость с этим миром, «веком минувшим». Он независим, имеет свою точку зрения на все, что его окружает, а также, в отличие от фамусовского общества, негативно относится к крепостному праву, которое калечит судьбы и души людей.

Из-за этих убеждений его холодно и неприязненно встречают в Москве, «дичатся, как чужого».

На протяжении всего действия комедии автор сталкивает Чацкого с консервативными кругами московского дворянства. Он показывает явный контраст во взглядах Чацкого и его оппонентов на службу, власть, «век нынешний», «век минувший», иностранцев, просвещение, народ, нравы.

Александр Андреевич — умный, серьезный, образованный человек («он славно пишет, славно переводит», «он малый с головой»). Он презирает низкопоклонство, лживость, притворство. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог, где он выступает защитником прошлого, вызывают гнев и ярость у Чацкого.

Рассказывая о своем идеале, воплощенном в Максиме Петровиче (вельможе времени Екатерины), который не видел ничего зазорного и постыдного в лести и низкопоклонстве, Фамусов убеждает Чацкого учиться на этом примере. Это возмущает Чацкого, так как он стремится служить делу, а не лицам:. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

В ответ Фамусову и всему его окружению звучит страстный монолог, в котором грибоедовский герой сопоставляет «век нынешний» и «век минувший», старается говорить конкретно и в то же время твердо отстаивает свои жизненные принципы.Эпоха Екатерины, которая так по сердцу Фамусову, в глазах Чацкого является «веком покорности и страха».

Важно

Он утверждает, что теперь настали иные времена, когда нет желающих «смешить народ, отважно жертвовать затылком», а причину объясняет следующим: Хоть есть охотники поподличать везде,Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;Недаром жалуют их скупо государи.

 Приводя примеры жестокого обращения дворян с крепостными, Александр Андреевич протестует против царящего в стране беззакония, осуждает помещиков-крепостников, один из которых обменивает своих верных слуг на «борзые три собаки», а они «в часы вина и драки и честь и жизнь его не раз спасали».

А другой барин продает актеров своего театра, крепостных «Амуров и Зефиров», поодиночке из-за того, что «должников не согласил к отсрочке».Уже в этом обнаруживается несовместимость взглядов Чацкого с взглядами не только Фамусова, но и всего представленного в комедии московского дворянства.

Для примера можно взять полковника Скалозуба, военного карьериста, «созвездие маневров и мазурки». Этот человек глуп, он «слова умного не выговорил сроду», рассуждает только о «фрунте и рядах». А когда Фамусов спрашивает его об общей знакомой, Скалозуб тупо заявляет: Не знаю-с, виноват;Мы с нею не служили. Все окружающие относятся к нему с иронией.

Так, например, по определению остроумной Лизы, служанки Софьи, Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы».Мечта этого человека — стать генералом, что очень возможно, так как «вакансии как раз открыты»:То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

Молчалин, еще один типичный представитель фамусовского общества, также ставит своей целью карьеру, ему свойственно низкопоклонство. Он знает, когда нужно поднять платок, а когда погладить моську влиятельной старухи. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. «Вот он на цыпочках и небогат словами», — говорит о нем Чацкий.

Уступчивость и кротость Молчалина, которыми так восхищается Софья, — лишь маска, которая служит для достижения жизненной цели, а именно, — блестящей карьеры, чинов, богатства. Высшее счастье он видит в том, чтобы «и награжденья брать и весело пожить». Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество.

«Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», — презрительно бросает Чацкий.

Молчалин знает, как ему надо себя вести, и так определяет свою тактику: Во-первых, угождать всем людям без изъятья —Хозяину, где доведется жить,Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платья,Швейцару, дворнику, для избежанья зла,Собаке дворника, чтоб ласкова была. Низкопоклонство и угодничество вышестоящим — вот жизненный принцип Молча-лина, уже приносящий ему известный успех. «С тех пор как числюсь по архивам, три на-гражденья получил», — говорит он Чацкому, прибавляя, что у него есть два таланта: «умеренность и аккуратность».Внутренний мир Чацкого, его взгляды на жизнь вступают в противоречие с сутью фа-мусовского общества. Этот человек не вписывается в него, поэтому неудивительно, что его в конце комедии объявляют сумасшедшим. И перед тем, как уйти, Чацкий говорит всему «веку минувшему»: Из огня тот выйдет невредим,Кто с вами день пробыть успеет,Подышит воздухом одним,И в нем рассудок уцелеет… Главный герой покидает дом Фамусова. В этом обществе ему нет места.

Гончаров в статье «Мильон терзаний» так сказал об этом: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-a-s-griboedovu/2931-chatskij-i-famusovskoe-obshchestvo-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Фамусов и Чацкий

Фамусов и Чацкий

В 1824 году А.С. Грибоедов написал свою комедию “”Горе от ума””, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедов показал важную проблему всех времен – конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”.

Одним из самых ярких представителей “века минувшего” является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов – старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел.

Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противником просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: “Забрать все книги бы да сжечь”. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу.

Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.

Совет

Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего – это то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Фамусов заполняет свою неделю посещениями “нужных” людей: приемами, обедами, крестинами.

Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью “расшаркиваний” перед императрицей и жертв собственным достоинством. “Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”, – говорит об этом Чацкий.

Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”.

Далее он добавляет: “Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених”.

Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него – возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически (“подписано, так с плеч долой”).

Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его.

Фамусов уважает лесть и назкопоклонство.

Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами, то есть один – полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича.

В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала.

Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся.

Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела.

Обратите внимание

Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, подитка послужи. Далее Чацкий начал пропагандировать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова “помолчать” игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны.

Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт “отцов” и “детей”, а “века минувшего” и “века нынешнего”. Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.

Читайте также:  Сочинение моя бабушка (про бабушку)

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  • Сочинение >> Литература и русский языкЧацкий уехал из Москвы в Петербург. Там он, видимо, занялся литературной деятельностью. Фамусов … . Примечателен монолог Чацкого “А судьи кто?”. Чацкий страстно обличает признанные … фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. По Чацкому “век минувший” …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… рты Обеды, ужины и танцы? Фамусов пытается поучать Чацкого: “Именьем, брат, не управляй … творческим, высоким и прекрасным”, поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… . Рассмотрим двух этих персонажей подробнее. Фамусов впервые появляется к комедии в сцене с … подозрения Фамусова, ее притворство перед Чацким. Образ Фамусова очень сложен. С … свете!» – недаром с горечью заметил Чацкий. Список литературы Для подготовки данной …
  • Реферат >> Культура и искусство… рассудительный, едва ли не величественный Фамусов – В. Полицеймако, и молодой, … грибоедовской пьесе о новом Чацком, Чацком последнего десятилетия, явившимся своеобразным … Софья. Изображает кипучую деятельность Фамусов, поддерживая имидж интеллектуального …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… минувшего”, противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек “века … Если Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с … , чуждая рабской приниженности. Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только … прислуживаться тошно”. Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней … Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком “покорности и страха” …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… рад, прислуживаться тошно”. Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней … . Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком “покорности и страха”. Сильно …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… старших глядя! — говорит Фамусов. Чацкий все еще не хочет … Фамусова можно найти смешное. Фамусов — известный человек в Москве … обеспеченных людей. А если Фамусов-лидер смешон, то почему бы … в спектакле отличается не только Чацкий. И Фамусов не дурак, и Софья …
  • Реферат >> Литература и русский язык… сюжетных конфликта – любовный (Софья- Чацкий) и социально- политический ( Чацкий в ” пpоти­воpечии” с фамусовским обществом). Пpи … обpечь на уничтожение. Фамусов pешительно поддеpживает тот метод боpьбы с Чацким, котоpый пpедставляется …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… не сохранила должной нравственной твёрдости. Фамусов тоже порадовал: взялся его … Скучают все: Софья, Молчалин, Фамусов, Скалозуб, чета Горичей, Тугоуховские со … : Фамусов пристаёт к Лизе и слушает календарь, Молчалин тоже пристаёт к Лизе, Чацкий развлекается …

Источник: http://TopRef.ru/referat/83921.html

Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А. С.Грибоедова “Горе от ума”

Коллекция сочинений: Фамусов и жизненная философия “отцов» в комедии А. С.Грибоедова “Горе от ума”

“Горе от ума» – оригинальная, высокохудожественная, общественно значимая, нравственно-социальная комедия. А. С.Грибоедов работал над своим главным произведением несколько лет.

Окончательная редакция была завершена осенью 1824 года. В пьесе нашла свое отражение конкретная историческая ситуация. Каждый образ в комедии отражает сущность реальных общественных типов своей эпохи.

Они не выдуманные, не абстрактные, а глубоко жизненные.

В произведении происходит взаимодействие двух конфликтов: любовного, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликта общественно – идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. С точки зрения проблематики на первом плане – конфликт между Чацким и фамусовским обществом, противоречие между граждански активной личностью и общественно пассивным, реакционным большинством.

Фамусов – одна из центральных фигур в комедии. Это яркий представитель “века минувшего», он проповедует и защищает жизненную философию “отцов», т. е. тех, кто имеет консервативные взгляды. “Отцы» в пьесе – высокопоставленные чиновники и в то же время богатые помещики. Они заинтересованы в сохранении самодержавно-крепостнической системы, выступают против свободы слова и просвещения.

“Отцы» – правящее сословие, в их руках сосредоточена власть. Служебное положение Фамусова достаточно высоко: он “управляющий в казенном месте». Именно от него зависит материальное состояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, “протекции» молодым чиновникам и пенсии старикам.

Естественно, Фамусов и другие московские “тузы» выступают за сохранение своего привилегированного положения.

Фамусов – убежденный защитник всего застойного. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, “как делали отцы», учиться, “на старших глядя». Герой восхваляет московские нравы, неизменные век от века:

На все свои законы есть:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь:

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, –

Тот и жених.

Особый восторг у Фамусова вызывают старички:

Поспорят, пошумят, … и разойдутся

Прямые канцлеры в отставке по уму.

По мнению героя московских дам можно отправить “командовать в Сенат», а их дочки – “патриотки», потому что “так и льнут к военным». В жизненных убеждениях Фамусова пороки превращаются в достоинства, а “пороками» объявляются новые, свободолюбивые мысли и намерения. Главный “порок» – “ученость», избыток ума.

Основой практической морали порядочного человека он считает глупость и шутовство. О “смышленом» Максиме Петровиче Фамусов говорит с гордостью и завистью: “Упал он больно, встал здорово». Фамусовское представление об “уме» – приземленное, житейское.

Умен тот, кто сумел устроиться, сделать карьеру за счет покровителей.

Фамусов, как и все “отцы», отождествляет “ученость» с “вольнодумством». В просвещении он видит огромную опасность:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Важно

Главный вопрос для фамусовского общества – вопрос о службе. Все в этом кругу мечтают “достигнуть степеней известных», обеспечить себе безбедное существование. К людям, которым это удается, например к Скалозубу, Фамусов относится с одобрением.

А Чацкий по его шкале ценностей – “пропащий» человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит. “Но захоти – так был бы деловой», – замечает Фамусов.

Герой не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Фамусов хотел бы, как все “отцы», “и награжденья брать, и весело пожить». Использование служебного положения для Павла Афанасьевича стало “золотым» правилом:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!…

Общественное мнение для Фамусова свято. Он боится огласки и с горечью восклицает: “Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Фамусов живет по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Вот почему он, встречая Скалозуба, завидного жениха для Софьи, лебезит и суетится перед ним; желая угодить, теряет всякую важность.

Образ Фамусова воплощает особенности жизненного уклада самодержавно-крепостнической бюрократии – “отцов», охранителей существующих порядков. Старый мир в пьесе автор обличает, осуждает.

Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог, где он выступает яростным защитником “века покорности и страха», отживших порядков и представлений, вызывают гневную реакцию со стороны Чацкого.

Именно главный герой выражает в пьесе авторскую позицию: необходима непримиримая борьба с безнравственной жизненной философией “отцов».

Источник: http://www.rlspace.com/famusov-i-zhiznennaya-filosofiya-otcov-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Чацкий и Фамусов в комедии «Горе от ума» их отношения и спор – характеристка для сочинения по теме конфликта » Сочинение на EraInfo.ru

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит».

Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий.

Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Совет

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери.

Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье.

Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим.

Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту.

Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Источник: http://erainfo.ru/chackij-i-famusov-v-komedii-gore-ot-uma-ix-otnosheniya-i-spor-xarakteristka-dlya-sochineniya-po-teme-konflikta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector