Характеристика и образ карла ивановича из повести толстого детство сочинение

Образ и характеристика Карла Ивановича в повести «Детство»: описание внешности и характера, портрет учителя (Карл Иваныч)

Карл Иванович. Повесть «Детство».Художник К. Клементьева

Старый учитель Карл Иванович (Иваныч) является ярким второстепенным персонажем повести «Детство» Толстого.

 В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Карла Ивановича в повести «Детство»: описание внешности и характера учителя, его портрет в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание повести
Все материалы по повести «Детство»

Карл Иванович — домашний учитель в семье Николеньки:  «…послышался из классной голос Карла Иваныча…»

Полное имя героя — Карл Иванович Мауер:

«…взглянул на надпись. Было написано: «Карлу Ивановичу Мауеру»..» «…Карл Мауер…»

Карл Иванович — немец. Он родом из Саксонии:

«…говорил о Саксонии…» «…выпишу родных Карла Иваныча из Саксонии…»

Внешность Карла Ивановича:

«…Его доброе немецкое лицо…» «…вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы…» «…очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались…» «…Он же, в пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах…» (домашний наряд) «…его халат, шапочку и кисточку…» «…Карл Иваныч снял халат, надел синий фрак с возвышениями и сборками на плечах, оправил перед зеркалом свой галстук и повел нас вниз…» «…Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке…» «…поцеловала его в морщинистый висок…» «…прикрыл лысину красной шапочкой…» «…очень знакомый скрип сапогов в официантской…» «…через час времени меня разбудил тот же скрип сапогов…» «…держался обеими руками за пышный бант своего галстука и пробовал, свободно ли входит в него и обратно его гладко выбритый подбородок…»

Карл Иванович носит шапочку, чтобы не простудиться:

«…Карл Иваныч, чтобы не простудить своей голой головы, никогда не снимал красной шапочки, но всякий раз, входя в гостиную, спрашивал на это позволения…»

Карл Иванович — добрый человек. Он любит Николеньку и других детей:

«…Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!..» «…Его доброе немецкое лицо…» «…знаю его доброе сердце…» «…наш добрый Карл Иваныч…»

У Карла Ивановича добрый голос. Но на уроках его голос становится строгим:

«…крикнул он добрым немецким голосом, потом подошел ко мне…» «…Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез…»

Карл Иванович — заботливый, небезразличный человек:

«…участие, с которым он старался угадать причину моих слез…» «…Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня…»

Карл Иванович — одинокий старик с непростой судьбой:

«…Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. Правду он говорит, что он сирота. И история его жизни какая ужасная! ужасно быть в его положении!..» «…не обижать бедного Карла Иваныча. Он и так очень несчастлив!..» «…о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым…»

Карл Иванович глух на одно ухо:

«…Карл Иваныч был глух на одно ухо, а теперь от шума за роялем вовсе ничего не слыхал…»

У Карла Ивановича больная рука:

«…лайковую перчатку на ней недоставало среднего пальца, отрезанного, должно быть, еще очень давно, Карлом Иванычем для больной руки…»

Карл Иванович — строгий, требовательный учитель:

«…Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез. В классной Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник…»

Карл Иванович иногда наказывает Николеньку и ставит его в угол: 

«…Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья…»

Карл Иванович любит читать книги: 

«…Карл Иваныч большую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил им свое зрение; но, кроме этих книг и «Северной пчелы», он ничего не читал…» «…с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг…»

Карл Иванович любит порядок и аккуратность:

«…подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все это так чинно, аккуратно лежит на своем месте…»

Карл Иванович 12 лет служит учителем в семье Николеньки. Он любит детей как родных:

«…Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед богом, что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети…» «…когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели…»

Карл Иванович привык к Николеньке и другим детям: 

«…Я беру Карла Иваныча с детьми. Место в бричке есть. Они к нему привыкли, и он к ним, кажется, точно привязан…» «…я так привык к детям, что не знаю, что буду делать без них. Лучше я без жалованья буду служить вам, — прибавил он…»

Николенька любит Карла Ивановича почти как родного отца:

«…мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга…» «…с теми любовью и уважением, которые я к нему чувствовал?..»

Карл Иванович получает 700 рублей в год:

«…а семьсот рублей в год никакого счета не делают…»
Раньше Карл Иванович работал в семье генерала: «…говорил о том, как лучше умели ценить его заслуги у какого-то генерала, где он прежде жил…»

Карл Иванович преподает детям немецкий язык, историю и другие предметы:

«…Карл Иваныч велел мне встать и приготовить тетрадь для писания под диктовку начал диктовать следующее: «Von al-len Lei-den-schaf-ten die grau-samste ist..» «…потом задал нам урок из истории и сел у окна…»Карл Иванович — славный человек:  «…он славный малый…» «…он славный старик…»

Карл Иванович не любит льстить и всегда говорит правду:

«…я не льщу и не потакаю во всем, как иные люди. Я привык всегда и перед всеми говорить правду, — сказал он гордо…»

Карл Иванович любит стихи и даже сам сочиняет их:

«…Зная, что Карл Иваныч любил списывать стишки, я стал потихоньку рыться в его бумагах и в числе немецких стихотворений нашел одно русское, принадлежащее, должно быть, собственно его перу…»

У Карла Ивановича красивый круглый почерк:

«…Стихотворение это, написанное красивым круглым почерком на тонком почтовом листе…»

Это был цитатный образ и характеристика Карла Ивановича в повести «Детство» Л. Н. Толстого: описание внешности и характера учителя, его портрет в цитатах.

Смотрите: Все материалы по повести «Детство»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/karl-ivanovich-detstvo-obraz-harakteristika.html

Образ николеньки иртеньева (по повести л. н. толстого «детство»)

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? » — задается вопросом Л. Н. Толстой в повести «Детство». На страницах этого произведения ласковый, впечатлительный, совестливый, добрый Николенька Иртеньев радуется и плачет, надеется и разочаровывается, здесь описаны его победы и первые горькие потери.

Сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими. Как трогательна его забота об учителе Карле Ивановиче: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать ».

Любит Николенька и природу: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов.

Однако мальчики — не ангелы, и Николенька, как и все его сверстники, балуется и озорничает. Но, совершив какой-нибудь проступок, «грех», Николенька искренне и глубоко раскаивается, переживает. Если бы маленький герой повести Л. Н. Толстого жил сегодня, я бы хотел иметь такого доброго, отзывчивого и преданного друга.

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство» Николенька Иртеньев— сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным мальчиком десяти лет, который постоянно страдает «сознанием своей глупости». Однако очень быстро становится понятно, что на самом деле он весьма умен и отличается тонкой душевной организацией.

Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки. Его настроения сменяются с головокружительной быстротой.

Читайте также:  Образ и характеристика степана астахова в романе тихий дон шолохова сочинение

Вот его охватывает злость на Карла Ивановича, который, как ему кажется, нарочно обижает его: «Противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!» Но спустя несколько минут ласковые слова старика заставляют мальчика искренне раскаяться: «Какой он добрый и как нас любит, а я мог дурно о нем подумать!»

Николенька очень впечатлительный. Выдумав, что ему привиделся дурной сон, «будто татап умерла и ее несут хоронить», он расстраивается и всем своим существом погружается в переживание своих мрачных мыслей.

Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию. Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его:

Я уверена, что Николенька вырастет замечательным человеком — добрым, сострадательным, милосердным.

Источник: http://www.testsoch.info/obraz-nikolenki-irteneva-po-povesti-l-n-tolstogo-detstvo/

Каталог статей

Е. В. Подарцев,к.ф.н.,

учитель литературы ГОУ

гимназии №1592

Речевые характеристики героев повести Л. Н. Толстого «Детство».

         Повесть Л.Н. Толстого «Детство» из трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» – первое завершенное и опубликованное произведение писателя, работа над которым была окончена к январю 1852 года. Каждое литературное произведение, верно отражающее свою эпоху, со временем приобретает значение исторического документа. Это касается и повести Толстого.

         В «Детстве», как известно, очень много автобиографического. Большая часть содержания повести связана с изображением жизни и быта обитателей дворянской усадьбы, чьи образы во многом раскрываются через особенности их речи. В первых главах повести изображен один день из жизни типичной русской дворянской усадьбы глазами главного героя, десятилетнего Николеньки Иртеньева.

Перед нами предстает история целой семьи, выраженная через воспоминания, описанные в тексте повести события, диалоги и внутренний монолог главного героя. В связи с этим особое значение приобретают речевые характеристики героев. Они сильно отличаются друг от друга в зависимости от возраста, национальной принадлежности, происхождения  и социального положения того или иного персонажа.

Обратите внимание

     Карл Иванович Мауер, учитель детей Иртеньевых (реальный прообраз — учитель Л. Н. Толстого немец Рессель), maman, отец, приказчик Яков, няня Наталья Савишна и юродивый Гриша, — это далеко не весь перечень встречающихся в повести лиц, но, как представляется, наиболее интересный для нашего анализа.

     Повествование начинается с главы «Учитель Карл Иваныч». В первой главе его общение с детьми происходит исключительно на немецком языке. Николенька также отвечает ему на немецком: «Ach, lassen Sie, Карл Иваныч».

Но при этом обращаем внимание, что все мысли Николеньки выражаются на русском языке: «Положим,- думал я,- я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? вон  их сколько! Нет,- Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и мучит…» 

     В первой главе мы встречаем также упоминание о приятельских отношениях Карла Иваныча и дядьки Николая, приставленного к детям, а в четвертой главе «Классы» Толстой дает диалог учителя и дядьки, который естественно происходит уже на русском языке. Учитель расстроен новостью о возможном отказе от его услуг.

Дядька Николай испытывает несомненное уважение к немцу, пытаясь встать, когда тот входит к нему в комнату: «Должно быть, Николай хотел встать, потому что Карл Иваныч сказал: «Сиди, Николай! » – и вслед за этим затворил дверь».

Николай понимает состояние своего приятеля, старается выслушать его, не перебивая, лишь единожды выражая свое отношение к детскому обучению: «Как же еще учиться, кажется, — сказал Николай, положив шило и протягивая обеими руками дратвы». Свою же истинную реакцию он выражает скорее невербальными способами, утвердительно кивая головой.

Сомнение выражается иначе: «Николай поднял голову и посмотрел на Карла Иваныча так, будто желая удостовериться, действительно ли может он найти кусок хлеба, — но ничего не сказал». Речь же учителя при этом более похожа на монолог, подкрепленный риторическими вопросами. Он скорее желает выговориться перед дядькой.

Приведем несколько примеров: «Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать, Николай? – говорил Карл Иваныч с чувством…

 — Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность? Наталью Николаевну я уважаю и люблю, Николай, — сказал он, прикладывая руку к груди, — да что она?.. ее воля в этом доме все равно, что вот это, — при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок кожи».

Важно

     Мы ясно видим, что разговорным языком на бытовом уровне учитель владеет достаточно свободно, но этого нельзя сказать о его письменной речи. Явно бросается в глаза незнание грамматики и орфографии. В короткой записке отцу Николеньки прослеживается ряд несогласованных словосочетаний и ошибок в падежных окончаниях, чувствуется незнание родовых форм: 

    «Для детьей два удочка – 70 копек.

     Цветной бумага, золотой коемочка, клестир и болван для коробочка, в подарках – 6 р. 55 к.

     Книга и лук, подарка детьям – 8 р. 16 к.

     Панталон Николаю – 4 рубли.

     Обещаны Петром Алексантровичь из Москву в 18.. году золотые часы в 140 рублей.

     Итого следует получить Карлу Мауеру кроме жалованию – 159 рублей 79 копек».

     Также Карл Иваныч любил переписывать понравившиеся ему стихи, что следует из воспоминаний Николеньки, который хотел написать стихи своей бабушке. Перебирая бумаги учителя, он находит среди стихов на немецком языке одно стихотворение на русском, принадлежавшее перу немца:

« Г – же Петровской, 1828, 3 июни.

     Помните близко,

     Помните далеко,

     Помните моего

     Еще отнине и до всегда,

     Помните еще до моего гроба, 

     Как верен я любить имею.

                                               Карл Мауер».

   Речь в этом стихотворении безусловно не может идти о какой бы то ни было рифме. Помимо этого совершенно явственно прослеживается влияние немецкого языка на построение фраз и порядок слов в них.

Николенька берет это «произведение» за образец и позднее с удовольствием для себя отмечает, что его стихотворение, заканчивающееся словами «Стараться будем утешать// И любим, как родную мать» намного превосходит поэтический образец учителя.

     Не менее интересна речевая характеристика Натальи Савишны. Это особый персонаж повести «Детство». Она является связующим звеном, объединяющим несколько поколений в семье Иртеньевых, олицетворяет живую историю дома, в ее речи постоянно звучит мотив воспоминаний.

Подчас она ассоциативно связывает в своей речи людей с определенными вещами, напоминающими ей о них. О дедушке Николеньки няня вспоминает время от времени, вынимая из сундука куренье: «Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка – царство небесное – под турку ходили, так оттуда еще привезли.

Совет

Вот уж последний кусочек остался, — прибавляла она со вздохом». Речь ее проста, понятна. Это разговор обычной деревенской женщины, прожившей жизнь в барской семье.

Однажды, когда Николенька провинился, Наталья Савишна наказала его, доведя до слез, за испорченную скатерть, терла мокрым по лицу и при этом говорила: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!»

Это возмутило мальчика, он был уязвлен в самое сердце, стал безобразно себя вести и обиделся. Добрая душа Натальи Савишны не выдержала этого: «Полноте, мой батюшка, не плачьте… простите меня, дуру… я виновата… уж вы меня простите, мой голубчик… вот вам.

     Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода. И дрожащей рукой подала его мне». В этих словах героини раскрываются ее чувства и, параллельно, ее социальное положение, характеризующееся униженной самооценкой и характерными для того времени обращениями «мой батюшка», «мой голубчик».

     Истинную любовь Наталья Савишна испытывала к  матери Николеньки. О последних минутах матушки героиня рассказывает с большой эмоциональной силой, на память цитируя слова матери.

Она искренне жалеет мать, говорит о ней с большой любовью, повторяя определенные речевые конструкции.

  Ярко проявляется религиозность няни: «Когда вас увели, она еще долго металась, моя голубушка, точно вот здесь ее давило что-то; потом спустила головку с подушек и задремала, так тихо, спокойно, точно ангел небесный.

Читайте также:  Анализ произведения тургенева лес и степь

Только я вышла посмотреть, что питье не несут, — прихожу, а уж она, моя сердечная, все вокруг себя раскидала и все манит к себе вашего папеньку … «Боже мой! Господи! Детей! детей!» … Потом она приподнялась, моя голубушка, сделала вот так ручки и вдруг заговорила, да таким голосом, что я и вспомнить не могу: «Матерь Божия, не оставь их!..»»

Обратите внимание

     Наталья Савишна не страшилась и собственной смерти, просто, естественно попросила прощения у всех домашних, распорядилась насчет своих вещей. Скромная, уравновешенная, она ценила лишь одно качество в себе: «воровкой никогда не была и могу сказать, что барской ниткой не поживилась». Мы видим, насколько удачно речь дополняет и расширяет созданный Толстым образ.

     Типичной для дворянской семьи является речь матери Николеньки Натальи Николаевны, в которой сказывается ее хорошее воспитание и образование. Она владеет, помимо русского языка, по крайней мере еще двумя – немецким и французским.

С детьми и учителем Карлом Иванычем Наталья Николаевна предпочитает разговаривать по — немецки: «Ich danke, lieber Карл Иваныч, -и, продолжая говорить по – немецки, она спросила: — Хорошо ли спали дети?» С Мими она говорит на французском.

В минуты особой нежности maman разговаривает с Николенькой по – русски: «Ты опять заснешь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шел на верх». Это же мы можем увидеть, когда речь заходит о юродивом Грише.

Она просит отца не выпускать собак, чтобы они не причинили вреда юродивому, чувствуется ее уважение и любовь к этому человеку: «Вели, пожалуйста, запирать своих страшных собак, а то они чуть не закусали бедного Гришу, когда он проходил по двору. Они этак и на детей могут броситься».

     Есть в повести и образчик эпистолярного стиля героини. Это предсмертное письмо, адресованное мужу, с рассказом о своем состоянии здоровья и просьбой привезти детей попрощаться. Письмо длинное, обстоятельно написанное на двух языках – русском и французском, содержит множество подробностей. Такие письма были типичны для дворянского круга.

Дети и муж были достаточно долго разлучены с maman, она сообщала им в письме о ходе дел в имении, о гостях, советовалась и обсуждала с отцом деловые вопросы: «На другой день у меня был жар довольно сильный и приехал наш добрый, старый Иван Васильич… La belle Flamande, как ты называешь ее, гостит у меня уже вторую неделю… Теперь поговорим о серьезном: ты мне пишешь, что дела твои идут нехорошо эту зиму и что тебе необходимо будет взять хабаровские деньги». Речь матери, характеризующаяся владением несколькими языками и эпистолярной культурой содержит в то же время простые разговорные формы («Они этак и на детей могут броситься»), базируется на владении нормами русского литературного языка той эпохи и отражает уровень дворянской культуры.

      Таким образом, мы видим, что речь героев, как устная, так и письменная, сильно отличается. Благодаря этому перед нами предстает правдивая картина реальной жизни дворянской усадьбы, донесенная до нас писателем, в том числе, через речевые характеристики персонажей.

Толстой погружает нас в этот чудесный мир со своими законами и особенностями.

Мы слышим немецкий и французский языки, простые от души сказанные слова Натальи Савишны, разговор дядьки и учителя, молитвы странника Гриши… Все это и мастерски созданные образы переносят нас на полтора века назад в детство Николеньки Иртеньева, о котором Толстой писал «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».                

Источник: http://odaren.ucoz.ru/publ/rechevye_kharakteristiki_geroev_povesti_l_n_tolstogo_detstvo/1-1-0-15

Сочинение «Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» (2)»

Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л. Н. Толстого. Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает — необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.

Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые.

Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир, он стремится разобраться в поступках окружающих и в себе самом.

Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.

Важно

Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо.

Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч.

Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек». Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: «Ну, ну, лентяй!» И в душе

мальчика уже теснятся новые чувства. «Какой он добрый и как нас любит», — думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать.

Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог «не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку». Теперь все это казалось Николеньке «чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты». Расчувствовавшись, мальчик заплакал.

А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, «заставляли их течь еще обильнее».

В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез.

Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы.

Совет

Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света»).

Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна».

Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались».

И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает…». Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч!» Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя.

Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.

Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.

Источник: http://litsochinenie.ru/nikolenka-irtenev-i-karl-ivanovich-po-povesti-l-n-tolstogo-detstvo-2.html

Образ николеньки иртеньева (по повести л. н. толстого «детство»)

6 класс

Сочинения по русской литературе

ОБРАЗ НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА

(по повести Л. Н. Толстого «Детство»)

1 вариант

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство» Николенька Иртеньев — сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным мальчиком десяти лет, который постоянно страдает «сознанием своей глупости».

Читайте также:  Образ и характеристика репетилова в комедии горе от ума грибоедова сочинение

Однако очень быстро становится понятно, что на самом деле он весьма умен и отличается тонкой душевной организацией.

Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.

Его настроения сменяются с головокружительной быстротой. Вот его охватывает злость на Карла Ивановича, который, как ему кажется, нарочно обижает его: «Противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!»

Обратите внимание

Но спустя несколько минут ласковые слова старика заставляют мальчика искренне раскаяться: «Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем подумать!»

Николенька очень впечатлительный. Выдумав, что ему привиделся дурной сон, «будто maman умерла и ее несут хоронить», он расстраивается и всем своим существом погружается в переживание мрачных мыслей.

Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию. Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его: «Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает… он сирота».

Я уверена, что Николенька вырастет замечательным человеком — добрым, сострадательным, милосердным.

2 вариант

История героя на страницах «Детства» открывается тем, что Николенька просыпается и сразу же любознательно начинает выяснять, почему это произошло и как ему самому отнестись к обстоятельствам своего пробуждения.

Толстой вглядывается, как пойдет и развернется в маленьком Николеньке его душевная жизнь.

Вглядывается, потому что сложившиеся условия и установки уже перестают обладать над человеком прежней властью, не могут больше отодвинуть значение его собственных душевных движений.

Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, его воспитывают по установленным правилам, он дружит с детьми из таких же семей, любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований и в окружающих его близких людях, и в самом себе. Создавая образ Николеньки, Толстой опирался на факты собственной жизни.

Перед читателем предстают неповторимые детские впечатления тех самых минут, когда Николенька, которому только исполнилось десять лет, проснулся утром в своей кроватке. Время действия в самом начале повести указано так, что совершенно очевидно: это было очень давно — число, месяц, год отмечены издалека. «Матушка сидела в гостиной и разливала чай…

Но хотя она смотрела пристально, она не замечала… что мы вошли», — вот живое восприятие мальчика при входе в гостиную. В детстве Николенька стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать.

Важно

С любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку».

В повести все то, что замечено, воспринимается самим Николенькой, и это потом сохраняется в его памяти.

Решающее значение имеет не среда, а душа самого человека, его душевная работа обыкновенного, ничем не выделяющегося человека.

Повесть разворачивается, переходя от одного очень конкретного и очень частного впечатления мальчика к другому такому же впечатлению. Николенька остро чувствует фальшь и обман.

Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим». Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих поступках и остро переживает неудачи — это думающий, способный анализировать свои поступки и начинающий взрослеть человек.

Когда Николенька переступает порог детства, одной бессознательной привязанности ко всем, с кем он до сих пор общался, становится недостаточно. Сначала при этом Николенька впадает в отчаяние, все кажутся ему чужими и враждебными, не способными и не желающими его понять. И весь период отрочества кажется взрослому Иртеньеву сплошной «бесплодной пустыней».

В повести Л. Н. Толстого «Детство» читатель наблюдает за взрослением мальчика, вместе с ним анализирует поступки (свои и окружающих), учится побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть.

«Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, — отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н.

Толстого, — в этом бессмертие и художественное величие его повести».



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/118.html

Карл Иванович

Второстепенный образ из повести Льва Толстого «Детство». Старый учитель, немец, работает в семье Иртеньевых, учит детей немецкому языку и истории. Карл Иванович появляется в первой же главе повести «Детство».

История создания

Писатель Лев Толстой

Повесть «Детство» — одно из первых произведений Льва Толстого, написанное автором в 24 года. В то время Лев вместе с братом Николаем, артиллерийским офицером, отправился служить на Кавказ и написал «Детство» во время пребывания там. На работу над текстом у автора ушло больше года, и Толстой четыре раза основательно переделывал повесть.

Текст опубликовали в литературном журнале «Современник» за 1852 год. Эта публикация стала для Толстого первой. Повесть «Детство» носит автобиографический характер и составляет трилогию вместе с «Отрочеством» и «Юностью», материалом для которых тоже послужила биография Толстого.

Повесть «Детство»

Карл Иванович

Полное имя персонажа — Карл Иванович Мауэр. По национальности герой немец и происходит из Саксонии. В семье Иртеньевых Карл Иванович состоит домашним учителем.

Внешность Карла описывается автором как «немецкая» — длинная фигура в халате и красной шапочке с кисточкой, под которой скрывается лысина.

У персонажа редкие седые волосы, орлиный нос, на котором сидят очки, голубые глаза.

Совет

Для торжественных случаев у Карла Ивановича есть синий фрак со сборками на плечах и галстук, который герой повязывает бантом. Старика часто видят в очках и с книгой в руках.

У героя добрый голос и мягкий характер, Карл любит детей, с которыми занимается, утешает тех и проявляет участие, если дети огорчены и плачут. При этом как учитель герой строг и требователен, и в классной комнате преображается в сурового наставника. Временами Карл Иванович сердится на Николеньку Иртеньева и наказывает того — ставит в угол на колени, требует извинений за проступки.

Николенька Иртеньев

Сам Карл Иванович – не слишком счастливый человек. Это одинокий бедный старик, который рос сиротой, жизнь героя сложилась непросто. С возрастом Карл оглох на одно ухо, на одной руке героя недостает пальца.

Когда герой не занят образованием детей, то коротает время за чтением. Из-за увлечения книгами мужчина даже испортил зрение. Карлу Ивановичу свойственна педантичность, герой любит порядок и следит за тем, чтобы вещи лежали на собственных местах аккуратно.

В семье Иртеньевых герой работает и живет уже двенадцать лет, и за это время он привязался к господским детям, как к собственным. Карл Иванович даже ухаживает за детьми, когда те болеют, хотя это и не входит в обязанности учителя. Дети настолько привыкли к Карлу Ивановичу, что старика берут с собой, когда едут куда-то с детьми.

Карл Иванович и ученики

Сам герой прикипел душой к детям и не представляет, что станет делать без них. Карл согласен даже работать у Иртеньевых без жалованья, чтобы не расставаться с воспитанниками. Николенька, главный герой повести, с равной любовью и уважением относится к Карлу Ивановичу и собственному отцу.

У Иртеньевых Карл Иванович получает семь сотен рублей жалованья в год, что немного. До этого герой работал в семье некоего генерала, где, по убеждению самого героя, его ценили больше. Детей Иртеньевых герой учит истории, немецкому языку и прочим предметам.

Карл Иванович горд и привык говорить людям правду. Герой не льстит и не потакает окружающим. Помимо прочего, он любит поэзию и даже пишет стихи сам. Почерк у Карла Ивановича округлый и красивый.

Главные герои повести «Детство»

Через двенадцать лет самоотверженной службы Карла Ивановича попросили оставить пост домашнего учителя, потому что дети уже выросли, должны теперь «учиться серьезно» и в услугах героя больше не нуждаются. Старик затаил большую обиду и по-своему отомстил на уроке, когда несколько раз прочел детям с выражением фразу:

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/person/6015-karl-ivanovich-povest-detstvo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector