Характеристика и образ старушки в рассказе старый гений лескова сочинение

Сочинение «Старый гений» по рассказу Н. Лескова

Краткость — сестра таланта (А. П. Чехов).

Читая рассказ Николая Лескова «Старый гений», я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили в роскоши наглые «мажоры», так и живут. Как ходили бабушки к чиновникам по сто раз, так и ходят. И как полиция говорила: «ищите его сами» так и сейчас говорит.

Сюжет рассказа совсем невеселый, хотя пишет автор очень смешно и иронично. Богатый франт обманул старушку, заложив ее дом. Теперь ее с семьей выгоняют на улицу, а он присвоил себе деньги. У должника большие связи. Хотя старушка права по закону, «неодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти обидчика и вручить ему судебную бумагу. Вот такой абсурд!

Чиновники должны защитить ее, но вместо этого «утешают»: «Зачем вы ему деньги давали? Не вы первая, не вы последняя. Гуляйте себе тихонько по Невскому…Мы не можем против всех употреблять меры».

Обратите внимание

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч. Это «темная лошадка», как говорят. Он за немалый процент берется решить дело не очень законным способом. Что ему удается за пять минут!

Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» — беззащитность слабого человека перед богатыми и властными в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Тут-то и появляются такие «гении».

Автор создает загадку «таинственного плана гения мысли» Ивана Иваныча. Я сам читал и думал: ну что за хитроумный план? А он оказался до смешного прост.

Надо было любым способом затащить должника в полицию, чтобы там заодно вручили бумагу. С этой целью сербский солдат затеял с ним скандал и драку в публичном месте.

Да еще при его богатой любовнице, которая не хотела быть замешанной в скандал.

Образ «старого гения»: это умный и опытный человек, бывший чиновник. Конечно, он не гений на самом деле. Он может считаться гением только для таких простодушных старушек. Этот хитрец просто додумался, на чем можно ловить мошенников. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только ему удалось спасти старушку и ее семью.

Читайте подібні твори

Сочинение-сказка (для младших классов)

Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» ( в стиле репортажа) 2 варианта

Сочинение «Старая фотография» или «Старинная фотография»

Сочинение «Сила слова» или «Слово в жизни человека»

Сочинение на тему «Великая Отечественная Война» 2 варианта


Tweet

Источник: https://ycilka.net/tvir.php?id=239

Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова

/ Сочинения / Лесков Н.С. / Разное / Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова

  Скачать сочинение

    Произведения Лескова завораживают читателя, заставляют его задуматься, проникнуться самыми сложными вопросами, касающимися человеческой души, особенностей русского национального характера. Герои Лескова могут быть разными — сильными или слабыми, умными или не очень, образованными или неграмотными.

Но в каждом из них есть какие-либо удивительные качества, возвышающие этих героев над многими из их окружения.     На первый взгляд Лесков в своих произведениях рассказывает о самых обыкновенных, можно сказать, о заурядных людях.

Но к финалу едва ли не каждой повести, каждого рассказа или романа оказывается, что герой, явно пользующийся авторской симпатией, обладает всеми качествами личности исключительной в морально-нравственном отношении.     Лесков — писатель-реалист. Он рисует жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая ее.

Важно

Однако в его произведениях жизнь и без приукрашиваний полна удивительных событий, заставляющих человека обнаруживать скрытые стороны своей натуры. Лесков — великолепный психолог. Он умело показывает самые сокровенные стороны человеческой души. И именно поэтому герои его произведений кажутся нам “настоящими” — жившими и творившими когда-то давно.

    Лесков великолепно раскрывает особенности русского национального характера. Перечитывая страницы многих его произведений, невольно задумываешься о богатстве, незаурядности и своеобразии загадочной русской души. Особенно примечательно, что русский характер раскрывается в самых сложных условиях.

Противоречие между внутренними стремлениями человека и вынужденными его действиями часто толкает героев на преступления. Например, главная героиня очерка “Леди Макбет Мценского уезда” — купеческая жена Катерина Львовна, безусловно, является в высшей степени сложной и загадочной натурой.     Молодая, сильная, страстная женщина вынуждена влачить жалкое существование в богатом купеческом доме.

Она тоскует, томится, мечтая о настоящей страсти и довольствуясь довольно натянутыми отношениями с мужем.     Приближаясь к финалу произведения, невольно задаешься вопросом: можно ли осуждать Катерину Львовну за злодейства, ею совершенные. Не только можно, но и нужно.

Но только как же быть с христианской заповедью: “Не судите, да не судимы будете”? Действия Катерины Львовны отчасти продиктованы инстинктом самосохранения, отчасти — желанием получить хотя бы малую толику простого женского счастья, которого она была лишена и о котором так долго мечтала.     Героиня способна вызвать восхищение у читателя несмотря на все свои злодеяния.

Характер Катерины Львовны, безусловно, неординарен. Окажись она в иных условиях, возможно, нашлось бы более достойное применение ее физическим и духовным силам. Однако описанная Лесковым среда превращает Катерину в настоящее чудовище. Она безжалостно отправляет на тот свет не только своего свекра, затем мужа, но и губит невинного ребенка.

Вина героини заключается прежде всего в том, что она не пыталась противостоять обстоятельствам. И вместе с тем она предстает достойной сожаления. В русском национальном характере склонность к риску и изобретательность часто идут рука об руку как со злодейством, так и с благородством.

Судьба купеческой жены Катерины Львовны свидетельствует о том, как легко отдать все богатства своей души ради злого дела. Но так бывает далеко не всегда. Например, в повести “Старый гений” Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке. И в этом произведении русский национальный характер показан во всей своей красе.

Совет

Ведь герой-чиновник, который смог придумать по-настоящему гениальный план, — это типичный русский человек. В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным — Иван Иванович, и это является еще одним доказательством того, что героя можно отнести к типичным.     Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным.

Читайте также:  Сочинение почему важно уметь прощать?

Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства — домика, в котором проживают. Фраза, встреченная в произведении: “В России невозможности нет”, — еще раз наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему — и злодейству, посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно — благородному делу, которое исправит положение бедняги.     Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нем не говорит, не приводит каких-либо подробностей, касающихся его жизни. Но тем не менее образ кажется читателю вполне узнаваемым. Это просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху.

    Старому гению, которым в данном произведении выступает бедный чиновник, удается практически невозможное — он заставляет великосветского наглеца уплатить старушке весь долг. Старый чиновник вызывает неподдельное восхищение и уважение.

Он кажется намного более благородным и возвышенным по сравнению с теми, кто отказывал старушке в помощи. И в старом гении-чиновнике удается разглядеть черты русского национального характера: стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным.

Большинство русских людей в опасных обстоятельствах способны проявить самые удивительные качества.

17502 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лесков Н.С. / Разное / Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова

Смотрите также по разным произведениям Лескова:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00036701184864046506

Анализ рассказа Лескова «Старый гений» Помощь по литературе

В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней.

Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника.

Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.

Композиция произведения Н. Лескова «Старый гений» построена на рассказах ее самой наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.

Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» — беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».

Обратите внимание

Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» — тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.

В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна. Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: «Как же ему нельзя вручить повестку, если его состояние намного больше,…чем он нам должен?» — недоумевает она.

Образ «старого гения «: это «темная личность». О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник. Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут.

Обидчика старушки он «прижал к стене» публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и холода.

Автор создает иронический ореол загадочности над «таинственным планом гения мысли» Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция «заодно» вручила повестку.

Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.

Об образе рассказчика было сказано выше. Образ «сербского сражателя», хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он «исполнитель плана» спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости. Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет «честно и благородно».

Читайте также:  История создания повести пиковая дама пушкина (замысел и прототипы героев, история написания и публикации)

Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/4302_analiz_rasskaza_leskova_171_staryy_geniy_187.htm

Урок литературы в 8 классе по рассказу Н.С. Лескова «Старый гений»

«Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество»
8а класс

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: ПК, мультимедийный проектор, презентация для урока в программе Power Point, учебник, тетради, толковый словарь, выставка книг Лескова, рисунки, афоризмы.
Тип урока: урок изучения новых знаний.

Место в системе уроков изучения творчества Н.С. Лескова: первый.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная.
Вид контроля: текущий
Методы: эвристические,наглядно – практические, проблемного изложения, критического мышления, самоконтроля.

Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова “Старый гений”, связывать выявленные проблемы с жизнью, осознавать важность нравственной основы жизненных поступков.

— способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;

(В.И. Даль выделяет целых 8 значений этого слова:

    Старушка

    — С какой целью приехала маленькая старушка в Петербург?

    (у неё было “вопиющее дело”).

    — В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч, а он не желает платить).

    -Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? (Сын хорошей знакомой).

    — Какие черты характера выделяет в ней автор? Как она относится к людям, франту?

    (она добрая, безотказная, наивная, верит людям, он человек хороший)

    —К героям какого литературного типа её можно отнести?

    Каких представителей этого типа вы знаете?

    (к типу «маленьких людей» — незащищенных, бедных. Представители: Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин и т.д. Наивная и беззащитная старушка отправляется в столицу, чтобы вести войну с представителем высшего общества. Автор и называет её маленькой помещицей).

    — Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

    — Почему хлопоты старушки были безуспешны?

    — Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“не вы первая, не вы и последняя”).

    Великосветский франт

    — Что значит словосочетание «великосветский франт»?(щеголь, представитель высшего общества)

    — Каким человеком был великосветский франт? Как он относился к своей семье, жене?

    — Почему он не отдал долг старушке?

    — Как называется поступок франта с точки зрения закона, и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы). 

    – А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке? 

    (Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).

    – Скажите, закон как-то наказывает нарушителей нравственных норм?

     (Нет).

    — Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы?  (Презрением, отстранением, лишением общения).

    — Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы?  (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества).

    – Почему франт не желал рассчитываться с главной героиней? У него была возможность это сделать? (эту возможность дали чиновники, относящиеся к своим обязанностям формально)

    — Благодаря чему удалось заставить его выполнить свои обязательства?

    (Благодаря человеческому отношению, добру, вере в справедливость, в неизбежное наказание зла).

    Гений

    — Какой смысл вложен во фразу “В России невозможности нет”?

    (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги).

    — Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности”).

    — Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

    — Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”.

    — Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие)

    — Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

    — Почему он помог ей деньгами? (пожалел).

    — Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги?

    (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

    — Что же это за человек?

    (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, автор не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым).

    Работа с иллюстрациями.

    Восстановление межпредметных связей литературы и изобразительного искусства.

    Анализ системы образов рассказа.

    Учащиеся работают в 3 группах, затем знакомят остальных с данными, записанными в кластере:

    1 гр. – старушка;

    2 гр. – великосветский франт;

    3 гр. – старый гений.

    Выступления групп учащихся.

    Учащиеся каждой группы раскрывают характеристики персонажей по предложенным вопросам. Остальные заполняют в таблицу в тетради.

    — Продолжаем работать. Лесков назвал свой рассказ «Старый гений». Какое средство выразительности он при этом использовал? С чем может быть связан этот эпитет?

    (с возрастом или с опытом.Автор имел в виду не возраст персонажа, а его опыт в гениальных делах, сам герой признается в этом).

    — Обратите внимание на эпиграф к произведению, слова Ларошфуко (слайд 19): (Французский писатель, философ, моралист) «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». Что вы узнали дополнительно из эпиграфа о значении этого слова? 

    Читайте также:  Сочинение анализ рассказа размазня чехова

    (Человеческий талант не зависит от времени и не останавливается перед препятствиями).

    Каким талантом обладал лесковский гений?

    (доброта, способность помогать простым людям добиваться справедливости, хитрость)

    — Разве доброта – это талант? Каких людей мы привыкли называть гениальными?

    (Совершивших открытия в области науки, техники, искусства, владеющих каким-то редким мастерством).

    — Не иронизирует ли автор, называя своего героя гением?

    (Нет, автор говорит серьезно, доброта ничуть не уступает по своей значимости всем другим талантам, Лескову не жаль для своего героя столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая миссия.

    — А как выглядел старый гений? (найти портрет в тексте, авторское отношение?)

    — Что говорит о герое его имя?

    (Иван Иванович – исконно русское имя, возведенное в квадрат за счет отчества, значит, все национальные качества (доброта, честность, непрактичность) в нем удвоены). Он воплотил в себе лучшие черты русского национального характера: благородство, честность, стремление защитить слабых).

    — Вернемся к определению слова «гений»(слайд 20). Какое из значений из словаря Даля подходит больше? (последнее – человек, обладающий Гением, самобытный, творческий – в данном случае способностью наказать обманщика и восстановить справедливость. Он гений, т.к. берется за дела в российском обществе невозможные).

    — Кто мог и должен был решить проблему старушки? Чью работу делал старый чиновник? (судебные чиновники)

    — Спасибо нашим актерам! Удалось им передать характерные черты героев?

    — Каково их отношение к старушке и франту?

    (одни обвиняют её же – не тому человеку деньги заняла, другие её жалеют, но не помогают, франту мирволят, «невозможно, чтоб всем было хорошо», к высшим «и доступ труднее, и разговору меньше». А наивная старушка все никак не может понять, что есть такие люди, для которых закон не писан).

    Как вы думаете, как автор относится к чиновникам?

    (осуждает, обвиняет их в бездействии)

    —В каких изученных вами произведениях показан мир чиновничества и что роднит его представителей?

    (В комедии «Ревизор», повести «Шинель», романе «История одного города» — нечестность, нежелание исполнять свои обязанности, использование служебного положения, жестокость к тем, кто ниже по социальной лестнице. Слайд21).

    — Так почему же в рассказе Лескова никто не может вручить постановление ответчику? (Наверное, этот вопрос автор задает всем нам. Ответ на него и составляет идею рассказа – он обнажает те проблемы, в которых погрязло общество).

    —<\p>

    — Легко ли было старушке добиться правды? (Нет, самая острая проблема в произведении — это невозможность в ряде случаев отстоять свои права).

    Как можно назвать отношение чиновников к старушке?

    (Её никто не защищал. Незащищенность человека перед бюрократической системой).

    — Почему они не хотели связываться с франтом? Что бы из этого вышло? (Богатым и знатным закон не писан, их деньги и связи решают всё. Несовершенство законодательной и исполнительной системы порождает бессилие власти перед богатыми).

    Как можно охарактеризовать отношение франта к старушке? (жестокое, бесчеловечное, он понимал, что для него она заложила все свое имущество).

    Выполнял ли он свои обязательства? (Не был человеком слова, чести).

    — Какие проблемы на ваш взгляд главные в этом рассказе?

    (несоблюдение закона и вытекающая из этого беззащитность слабого человека перед власть имущими, бесчеловечность представителей высшего света к маленьким людям).

    — Нет ли чего общего между этими проблемами и проблемами «Левши»? (во всех произведениях Лесков обращает наше внимание на унижение простого народа и вместе с тем на его внутреннее богатство).

    — Помните, как закончился сказ? (Печальный финал).

    — А рассказ?(правда восторжествовала)

    — Н.С. Лесков относил свой рассказ к «Святочным» или «Рождественским».

    Почему? (Рождественский или святочный рассказ — малый жанр эпоса, для которого характерен светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.

    Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. И оно, благодаря вмешательству высших сил, а иногда и счастливой случайности, происходит).

    — Какое чудо произошло со старушкой?(встреча с И.И.)

    Анализ текста.

    Лексическая работа по разъяснению значения выражений.

    Анализ нравственных проблем, показанных в рассказе. Интерпретация заглавия и эпиграфа текста. Словарная работа.

    Работа с определением лексического значения выражений.

    Выявление авторской позиции через поэтику имени героя.

    Словарная работа

    — Оцените результаты урока. Все ли пункты плана мы выполнили? Сделали ли вы какие-либо выводы лично для себя?

    (ответы)

    — Молодцы. Запишите домашнее задание (слайд 23):

    Важно

    1)выписать в тетрадь пословицы и поговорки из текста и подумать, с какой целью автор их использует.

    2)дать толкование лексического значения слов: вопиющее, мирволить, пассаж, франт, приязнь, сражатель, прификс, уряд, закорюка, приструнить, насулила, тайности.

    По желанию

    3) мини-сочинение:

    — написать небольшое письмо франту с целью убедить его вернуть старушке деньги.

    — написать благодарственное письмо старому гению.

    З.1 на 3, з. 1-2 на 4, з. 1-3 – на 5.

    — А теперь я попрошу вас закончить предложения, напечатанные на ваших листочках.

    — Сдайте свои листы. Наш урок окончен. Я желаю вам, чтобы вы никогда не оказались в подобной ситуации, и по отношению к вам или вами не были нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи!(слайд 24)

    Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-po-rasskazu-ns-leskova-stariy-geniy-2513141.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector