Характеристика и образ воланда в романе мастер и маргарита булгакова сочинение 11 класс

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» | Литерагуру

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» является одним из интереснейших архетипов не только русской, но и зарубежной литературы. Любопытно, что имя персонажа было заимствовано из «Фауста» Гёте. Мефистофель именует себя лордом Воландом, пробиваясь сквозь толпу. Эпиграф к роману тоже взят именно из «Фауста»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо».

Мефистофель Гёте не является злом, каким его принято считать, и Воланд Булгакова похож на него, но возникает закономерный вопрос: какие сходства и отличия от архетипического образа дьявола в культуре есть у сатаны из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Стоит отметить, что злом в романе «Мастер и Маргарита» является не Воланд, ведь изначально он прибывает в Москву, чтобы посмотреть, насколько изменилось человечество за века. Он не причиняет никому вреда.

Обратите внимание

Конечно, кто-то может не согласиться со мной, ведь в самом начале романа, после беседы с «Князем тьмы», под колёсами трамвая умирает Берлиоз.

Однако если вглядеться внимательнее в смысл этого отрывка, то можно понять, что Воланд не провоцирует смерть литератора, а только в завуалированной форме предупреждает его, что стоит изменить свои представления относительно сложившейся реальности, иначе печального финала не миновать.

Подобное милосердие к человеческой природе встречается и в других отрывках романа – после бала, после воссоединения Маргариты с возлюбленным. Конечно, сам Воланд говорит о милосердии так: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (прим. – милосердие) проникает в самые узенькие щёлки. Вот я и говорю о тряпках», — но, тем не менее, всё равно помогает людям.

Теперь же рассмотрим сходство Воланда с классическим повелителем ада. Основным «дьявольским» качеством сатаны в романе «Мастер и Маргарита» является его связь с тёмными силами и с мёртвыми. Вспомним, к примеру, отрывок «Бал у сатаны» — на него являются самые разнообразные грешники – убийцы, самоубийцы, тираны и т.д.

, но все они являются обнажёнными, что свидетельствует о том, что их души не скрыты маской и всю их сущность можно узреть, лишь удостоив взглядом. Также Воланду дана великая сила давать магические способности тем, кто ему приглянулся.

Ведь именно по его велению за некоторое время перед балом Азазелло вручает Маргарите волшебную мазь, которая в лунную ночь (что немало важно, ведь луна также является символом сил тьмы) обращает женщину в ведьму.

В завершении всего хотелось бы сказать одну простую вещь – всё в этом мире относительно. Иногда то, что кажется чёрным, на самом деле белое или серое.

В своём романе Булгаков очень явственно показал, что зло на самом деле не то, чем кажется, да ещё и неизвестно, что на самом деле является злом.

Сатана в романе «Мастер и Маргарита»  хоть и является Князем тьмы, но он предстаёт перед нами не тем классическим архетипом, который принят в культуре. Именно поэтому характеристика Воланда и по сей день заставляет внимательных читателей разгадывать ее загадку.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita/

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (сочинение)

Изображение мирового зла в облике Дьявола, Сатаны, Князя Тьмы традиционно для художественной литературы. Но только Михаилу Булгакову удалось создать образ, расходящийся с типичными представлениями: в его романе Воланд вызывает невольные симпатии.

Если он кого-то и карает, то вполне заслуженно, а зла не совершает вовсе. Более того, Воланд выступает благородным покровителем мастера и Маргариты.

Как к этому отнестись? Почему у писателя не нашлось другого, не столь шокирующего героя на эту роль? На мой взгляд, здесь могут иметь место две точки зрения.

Важно

В годы написания романа Советский Союз был объявлен страной победившего добра и счастья. Воланд посещает Москву не только с целью провести традиционный бал, но и увидеть такую страну, удостовериться, соответствует ли её образ действительности.

Недаром он предстаёт перед Михаилом Берлиозом и Иваном Бездомным иностранным туристом. И что же оказалось на поверку? Ни добра, ни счастья — одни пороки да испорченные нравы. И Воланду пришлось взяться за своё дело — провести «сеанс чёрной магии с полным её разоблачением».

Если Сатана — единственный оплот справедливости, то каков же этот мир?..

Теперь посмотрим на ситуацию с другой точки зрения. Уже древние полагали, что зло — неотъемлемая часть жизни, мира.

Как объяснить понятие «свет», не упоминая о тьме? «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» — в таком контексте Воланд воспринимается не как противник добра, а как судья, выступающий от имени Времени, истории. Итак, кого же он наказывает? И наказывает ли вообще?

На мой взгляд, добро и зло существуют в самом человеке. Каждый волен выбирать между ними, но при этом должен нести ответственность за последствия. Воланд как раз и проверяет людей, предлагая им выбор. Выбор человека — это внутренняя борьба между добром и злом. Воланд карает тех, у кого нечиста совесть, кто не хочет признавать своей вины.

В большинстве своём это люди несвободные, связанные путами инструкций, догм, постановлений. Они предстают в романе невольниками, детьми своего времени — суетятся, подличают, приспосабливаются, предают… В чьей смерти виновен Воланд? Смерть Берлиоза он только предсказывает. Барон Майгель («наушник и шпион») гибнет от руки Абадонны.

Человек, встав на сторону зла, наказывает себя сам.

Вопреки всем традициям, Воланд оказывается не соблазнителем и разрушителем, а воплощением благородства. Он обличает и наказывает различные проявления зла, уже существующие пороки, исправляет испорченные нравы. Действия его справедливы.

Воланд помогает тем людям, которые в первую очередь сообразуются в своих поступках с собственной совестью, не позволяющей им встать на сторону зла. Они готовы нести ответственность за свои поступки.

В романе это мастер и Маргарита. И потому мастеру возвращают его детище — роман о Понтии Пилате. Маргарите, верящей в силу любви и слова, возвращают мастера.

И обоим даруется вечность, бессмертие, тишина и покой.

Совет

Противостояние добра и зла представляется вечной проблемой. В каждом человеке время от времени сталкиваются возвышенные порывы и ложные, преходящие интересы, корыстные соображения. Но ничто не остаётся безнаказанным.

Всё, даже самый мелкий поступок, имеет своё продолжение в вечности. Всё связано, всё объединено непрерывной нитью, проходящей сквозь время. Время — вот высший суд.

Об этом писатель хотел ним напомнить, вводя в роман образ Воланда.

Прислушаемся же к голосу своей совести!..

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bulgakov_m_a/obraz_volanda_v_romane_master_i_margarita_sochinenie/12-1-0-1826

Воланд и его роль в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В русской литературе лишь немногие из писателей решались сделать героем своих произведений «Князя тьмы». Одним из них был М. Булгаков, написавший замечательный роман «Мастер и Маргарита». Это многоплановый роман, и цементирующим звеном является Воланд.

Я считаю, что он один из самых ярких героев романа. Воланд — это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух и повелитель теней».

Впервые мы встречаемся с дьяволом в парке. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой трость с черным набалдашником в виде головы пуделя …». Внешний вид Воланда одновременно и вызывающий, и компромиссный. Традиционно наличие физических недостатков: «Рот какой-то кривой…, правый глаз черный, левый почему-то зеленый…»

Воланд — одно из имен дьявола в немецкой литературе. Л. М. Яковлевская отмечает, что слово «Воланд» похоже на Фоланд и означает «обманщик, лукавый». И действительно, Воланд предстает перед читателями в разных обличиях. В Москве сатана принимает облик иностранца, профессора, прибывшего в столицу из любопытства.

Сотрудникам театра Варьете Воланд объясняет свой визит намерением выступить с сеансом черной магии. Буфетчику Сокову говорит, что просто хотел повидать москвичей в массе, а «удобнее всего это было сделать в театре».

Маргарите Коровьев-Фагот перед началом великого бала сообщает, что цель визита Воланда — проведение бала.

И в разговорах с людьми герой надевает разные маски. Воланд обладает разными голосами. В основном он говорит низким «оперным» голосом, но в повествовании о казни Иешуа у него высокий голос.

Обратите внимание

В романе Воланд играет несколько ролей: иностранца, профессора, мага, дьявола. Но до конца ни перед кем не раскрывается. Только в заключительной главе Маргарита замечает, что он летел в своем настоящем облике.

Необычность этого героя заключается в том, что он, будучи дьяволом, наделен всеведением Бога. Сатана знает мысли людей, их намерения, переживания. Дьявол не олицетворение зла. Он не сбивает с пути праведных людей, добрых и порядочных, а выводит на чистую воду и наказывает уже состоявшихся грешников.

Воланд выполняет в романе функцию справедливого судьи. Карательные действия направлены против тех, кто творит или хотел бы сотворить злые дела. Те же, кто страдал, встречают в сатане всесильного повелителя. Дьявол призван восстановить справедливость и равновесие добрых и злых сил.

Воланд высказывает излюбленную мысль Булгакова: «Каждому будет дано по его вере».

Мне кажется, что с помощью дьявола автор хочет показать, что человек в обществе неразрывно связан с другими людьми. Не может быть полной свободы. Жизнь человека зависит от тысяч случайностей и неожиданностей. Так, если бы Аннушка не разлила масло, не умер бы Берлиоз, не попал бы в больницу Иван Бездомный. Тогда изменилась бы жизнь других людей.

Люди сами порождают добро и зло. Каждый выбирает свой путь в жизни.

Своеобразной точки зрения придерживается Акимов: «Чем больше мы всматриваемся в отношения человека с «нечистой силой», тем явственнее становится, что не она попутала людей, а люди ее попутали и поставили себя на службу…».

Я полностью согласна с Акимовым. Ведь Воланд только исполняет желания людей. На сеансе черной магии Бегемот, Коровьев-Фагот и сам Воланд становятся чуткими и послушными исполнителями прихотей толпы.

Я считаю, что наиболее полно автор выражает свое отношение к Воланду и определяет его роль в романе в эпиграфе: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Дьявол призван восстановить равновесие добрых и злых сил. В романе нет посрамления сил зла или его торжества. Но «добро без границ» тоже несет зло, страдания. «Что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

Воланд — вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.

Такого дьявола в мировой литературе до М. Булгакова не было.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» философский, многоплановый. Возможно, перечитав роман через несколько лет, я открою новые качества Воланда.

Рецензия

Работу можно оценить как хорошую. В работе автор демонстрирует хорошее знание фактического материала, умение связно, последовательно и доказательно излагать свои мысли.

Важно

Тема раскрыта не полностью. Роли Воланда в романе рассмотрены не все. Например, роль Воланда в композиционной структуре романа. Хотя образ раскрыт достаточно точно.

Работу отличает композиционная стройность. Наблюдается соразмерность, логичность и связность частей сочинения. Однако хотелось бы больше аргументов для подтверждения тезисов. В некоторых случаях тезисы повисают в воздухе и не получают дальнейшего развития.

В работе имеются некоторые речевые и стилистические ошибки.

Огорчает недостаточное владение терминологическим аппаратом.

Достоинством сочинения является ясность позиции автора и ее умение анализировать художественный текст.

Источник: http://velib.com/sochinenie/voland_i_ego_rol_v_romane_m_bulgakova_master_i_margarita/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

       В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» описаны невероятные события: Москву 30-х годов посещает князь тьмы со своей свитой. Цель визитёров – проведение бала сатаны.

       Эпиграфом к роману служат строки из трагедии И.В. Гёте «Фауст»:

«…Так кто ж ты, наконец?     — Я — часть той силы,     Что вечно хочет зла

    И вечно совершает благо».

       Эти слова дают очень точную характеристику сложному, многослойному образу Воланда, князя тьмы, мессира, дьявола. Он выступает носителем справедливости, правосудия, и зло, которое творит он и его свита, неизбежно служит добру.

       Впервые читатель сталкивается с Воландом на Патриарших прудах, где он вступает в беседу с председателем МАССОЛИТа Берлиозом и молодым бездарным поэтом Иваном Бездомным. Впечатление этот персонаж создаёт весьма внушительное. Его образ, описанный М.

Булгаковым, весьма отличается от хрестоматийного изображения дьявола. С виду это весьма почтенный господин, «…росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые.

Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет.

Читайте также:  Образ путешественника (путешествие из петербурга в москву) сочинение

Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец».

       Москвичи, встречаясь с Воландом и его свитой, даже не предполагают, что это настоящий властитель тёмных сил. Он обладает безграничным спокойствием, он внимателен, рассудителен и, как это ни парадоксально, справедлив.

Совет

Мессир не творит зла ради наслаждения насилием, а заслуженно наказывает лгунов, взяточников, доносчиков, подлых людей. Порой его наказания очень жестоки и ужасающе страшны, но они всегда заслужены жертвой.

Таким образом, дьявол у Булгакова не чистое порождение зла и ненависти, а, скорее, карающая сила, воздающая по заслугам.

       Не чуждо Воланду и понимание людей. Устраивая в Варьете сеанс чёрной магии с разоблачением, он видит, что со времени его последнего посещения земли, люди не слишком изменились: «Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было.

.. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

       Воланд наблюдателен и отлично подмечает человеческие слабости. Через его образ Михаил Булгаков обнажает пороки современного ему общества, его невежество, мелочность, отсутствие идеалов, скрытые за фасадом внешне благополучной жизни.

Чем больше мерзких личностей разоблачает свита князя, тем ярче на их фоне выступают действительно достойные люди. Маргарита, без сожаления отказавшаяся от материальных благ, готовая на всё ради спасения любимого. Сам Мастер, не желающий никому зла, талантливый человек.

Они получают свою награду, к которой так стремились.

       Несмотря на то, что Воланд и Иешуа находятся на разных сторонах, являются противниками, чувствуется, что есть нечто, приближающее приспешника тьмы к адепту любви и добра. Это внутренняя жажда справедливости и искренности.

       Итак, Воланд – это, без сомнения, зло, но зло необходимое, без которого нет справедливости. «…Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» — говорит Воланд Матвею. Воланд в романе Булгакова – это воплощение правосудия.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/439-sochinenie-na-temu-voland-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita.html

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова » Сочинение на EraInfo.ru

Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец.

«Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя.

По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.

Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.

Москвичи глазами гостей

Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала.

Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву? Пожалуй, искренний ответ дал он лишь заведующему буфетом варьете Сокову.

Обратите внимание

Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление.

Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…», – таков портрет москвичей глазами персонажа.

Роль свиты Воланда

В оценке общества, наведении порядка и возмездия властелину теней помогают его верные приближенные. По сути, он сам ничего плохого не делает, а лишь принимает справедливые решения. Как у каждого короля, у него есть свита. Однако Коровьев, Азазелло и Бегемот выглядят скорее прирученными шутами, нежели верными слугами. Исключение составляет лишь образ Геллы.

Автор мастерски экспериментирует в создании приближенных демонического властелина.

Традиционно темные персонажи изображаются страшными, злыми, пугающими, а свита Воланда в романе Булгакова – это сплошные шутки, ирония, каламбуры.

Подобный художественный прием автор использует, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые загоняют сами себя москвичи, а также с целью выделить серьезность и мудрость Воланда на фоне шутовского окружения.

Олицетворение всесильности

Михаил Булгаков вводить персонаж Воланда в систему персонажей в качестве оценивающей и решающей силы. Неограниченность его возможностей с первых мгновений пребывания в Москве становиться ясной.

Признает это и Маргарита, когда он даровал ей счастье снова быть рядом с возлюбленным.

Таким образом, суть характеристики Воланда в романе «Мастер и Маргарита» в его всесильности и безграничности возможностей.

Проделки сатаны и его свиты хотя и страшны, однако все беды с людьми случаются лишь по их собственной вине. В этом и противоречивость булгаковского сатаны. Зло исходит не от него, а от самих людей.

Он лишь констатировал многочисленные грехи горожан и наказывал их по заслугам.

С помощью образа Воланда, через призму тех таинственных и необъяснимых событий, которые происходили с москвичами за период пребывания темных сил в городе, автор показал сатирический портрет современного ему общества.

Справедливость поступков

За период пребывания в Москве Воланд успел познакомиться со многими будущими обитателями своего темного потустороннего мира.

Это и мнимые представители искусства, думающие лишь о квартирах, дачах и материальной наживе, и работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, и продажная администрация, и родственники, готовые порадоваться смерти близкого за возможность получить наследство, и низкие люди, которые узнав о смерти коллеги, продолжают есть, ведь еда остынет, а мертвому уже и так все равно.

Жадность, коварство, лицемерие, взяточничество, предательство были жестоко, но справедливо наказаны. Однако персонажам, сохранившим чистое сердце и душу, Воланд простил их ошибки, а некоторых даже наградил. Так, вместе со свитой Воланда Мастер и Маргарита покидают земной мир с его проблемами, страданиями и несправедливостью.

Значение образа Воланда

Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом. Свет может оттенить лишь тень, так утверждает Воланд в разговоре с Левием Матвеем.

Можно ли справедливость Воланда считать добротой? Нет, он просто попытался указать людям на их ошибки. Кто сумел стать искренним и честным с собой и остальными, того месть сатаны не коснулась. Однако не он изменил Бездомного или Римского.

Они изменились сами, так как в их душе тьму победил свет.

Поступки Маргариты и слабость Мастера не позволили им перенестись в свет, но за их готовность пожертвовать собою ради любимого человека и истинного искусства Воланд дарует им вечный покой в своем царстве тьмы.

Важно

Таким образом, нельзя говорить, что в романе он является воплощением абсолютного зла, и уж тем более не стоит ассоциировать его с добром. Роль Воланда и его поступков объясняется справедливостью.

Он пришел в Москву в роли своеобразного зеркала, и тот, кто истинно обладает добрым сердцем, сумел рассмотреть в нем свои ошибки и сделать выводы.

Источник: http://erainfo.ru/obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita-bulgakova/

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита»

Один из непревзойденных мастеров, чьи произведения  находят свое отражение на театральных подмостках не одно десятилетие, М.Булгаков написал много произведений. Но хотелось бы остановиться именно на «Мастере и Маргарите», поскольку это самое лучшее произведение не только отечественного, но и мирового масштаба.

Основу повествования составляет Москва и ее обитатели. Будничное течение жизни и многих людей прервано. Во-первых, смертью Берлиоза, а, во-вторых, появлением Воланда, который вдоволь поиздевался в сцене на Патриарших над поэтом Иваном Бездомным.

Правда, дальнейшая судьба этого бедняги немного трагична, но она переплетается с судьбой Мастера. Наверное, не выдержала поэтическая душа Ивана Бездомного осознания того факта, что в мире есть и иные силы, способные им руководить.

А, вы, знаете, как расставлен паритет этих сил?

Автор сочинения лично видел, как особо рьяные сторонники религии жгли «Мастер и Маргариту». Такое впечатление, что Булгаков заранее предупредил их о том, что» рукописи не горят».

Самое удивительное, что это были вполне достойные и образованные люди, родившиеся в столице, а не в глухой деревне. Но, почему мы не может допустить, что существует иная сила, которая хочет все испортить и причинить зло? Да, Булгаков показал ее в образе Воланда, Азазелло, Геллы, Фагота и т.д. Но не это главное.

А основное – это то, что в этом мире настолько все прогнило ложью и злобой, коварством и жаждой наживы, деньгами и грехами первородного свойства, что сделать хуже, чем есть, уже невозможно. Об этом, кстати, вскользь упоминает и сам Воланд.

«Мастер и Маргарита» — это, несомненно, лучшее произведение величайшего мастера эпохи. Тонкое чувство юмора, интереснейшие повороты и сцены, которые потрясают воображение даже самого заядлого скептика.

Автор, разумеется, говорит о сцене встречи Воланда с посланцем Бога. Испугался его Воланд? Нет. Испугался ли Воланда ангел? Конечно, нет. Это диалог, преисполненный мудростью, заставляет задуматься о вечном.

Он заставляет каждого из нас становится лучше.

Образ Воланда в романе настолько реалистичен, что, кажется, что пришел волшебник и наказал злодеев. Примитивно выражаюсь, это правда. Нет, конечно, Воланд никого не спас, ибо заблудшие души спасти невозможно. Он просто показал, как живется людям и каков, на самом деле, мир повседневности.

Совет

Заметим, Воланд не отдал Мастера и Маргариту посланцу Господа. Почему? Потому что, они своими действиями не заслужили покой, как выразился Ангел. В этом смысле, Булгаков следует реалиям и ничем не противоречит библейским законам, ведь с их точки зрения, эта пара, действительно, грешники.

И они стали ими задолго до того, как познакомились с Воландом и его смешной шайкой.

Мне не хочется говорить о том, что Воланд в романе – это сила возмездия и суда. Слишком серьезно и пафосно. Наоборот, у автора создается иное впечатление. Булгаков при помощи мастерски созданного персонажа ненавязчиво и легко, с юмором, пытался вскрыть все нарывы современного общества.

Источник: https://online-urok.ru/obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita/

Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене появляется дьявол и его свита. Они являются, по сути, главной силой, на действиях которой основан сюжет московской истории в произведении.

    Как на страницах романа появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы. Они, сидя на скамейке, судят Христа и отвергают не столько его божественность, сколь само его существование. Воланд же пытается убедить этих героев в существовании Бога и Дьявола.

    Воланд — «по виду – лет сорока с лишним», «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», «рот какой-то кривой». Булгаков пишет, что сатана «был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихо заломил на ухо…».

    Прототипом Воланда можно назвать Мефистофеля из «Фауста» Гете. Некоторые исследователи утверждают, что в этом герое есть черты Сталина и даже Ленина. Совершенно ясно, что романный Воланд – это дьявол.

Но зачем же он пришел в Москву 30-х годов? Цель его миссии, на мой взгляд, заключалась в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми.

И в Москве, куда он прибыл творить зло, этот герой видит, что творить уже нечего – зло и так заполонило город. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью.

    Дьявол и его свита провоцируют москвичей на неблаговидные поступки, убеждая в их полной безнаказанности, а затем сами наказывают людей. Это, можно сказать, специальность Воланда и его «подручных»: карать тех, кто недостоин света и покоя. И они занимаются своим делом из века в век.

Обратите внимание

    Какова же свита Сатаны? Её составляют три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла. Откуда же появились столь странные существа в окружении Воланда? И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена?

    Бегемот – кот-оборотень. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха.

Там Бегемот – это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками». Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа.

В демонологической традиции Бегемот – это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство в Торгсине.

    Коровьев-Фагот – старший из подчиненных Воланду демонов. Это первый его помощник, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора.

Кличка «Фагот», безусловно, перекликается с названием музыкального инструмента.

Читайте также:  Печорин лишний человек и почему сочинение

Этим, скорее всего, объясняется шутка этого героя с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии, которые против своей воли запели хором «Славное море, священный Байкал».

    Этот булгаковский персонаж худ, высок. Он, в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое, чтобы потом спокойно ему напакостить. В последнем полете Коровьев-Фагот предстает перед нами темно-фиолетовым рыцарем с мрачным, никогда не улыбающимся лицом. Воланд говорит, что Фагот был наказан за неудачную шутку о свете и тьме.

    Азазелло – «демон безводной пустыни, демон-убийца». Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа – книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелло женщины освоили искусство раскрашивать лицо.

Важно

Именно поэтому Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству.

Но главная функция Азазелло связана с насилием: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…»

    Гелла – младший член свиты Воланда, женщина-вампир. На Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета.

Однако не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из этого эпизода. Ведь она самый младший член свиты, исполняющий только вспомогательные функции и в Театре Варьете, и в нехорошей квартире, и на великом балу у сатаны.

Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы.

    Так вот какое оно — зло, представшее перед нами в романе. Но самым главным является то, что Булгаков не воспринимает его как абсолютное зло. Писатель даже находит слова оправдания существованию порока и Сатаны.

Воланд так говорит, обращаясь к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла.

Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? … Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/bulgakov-m-a/master-i-margarita/1429-voland-i-ego-svita-v-romane

Цитатная характеристика к образу Воланда. (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».)

     Место в системе образов. Является одним из самых ярких персонажей. «Профессор» черной магии, на самом деле повелитель злых сил, предстаёт в человеческом облике — в образе.

Дьявол, воплощение нечистой силы. В романе его также называют духом зла, князем тьмы и т.д.: «…Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной…»; «…держите их! У нас в доме нечистая сила!..»; «…Я к тебе, дух зла и повелитель теней…»; «…передо мной сидит посланник дья-вола…» (Азазелло — посланник дьявола-Воланда); «…потешавшим князя тьмы…» 

Возраст — за 40 лет. Но это условные цифры. Настоящий возраст темных сил исчисляется ты-сячелетиями: «…лет сорока с лишним…»; «…ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году…» (Воланд существовал и в 1571 году, и раньше); 

Совет

Внешноять, манеры: «…ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые…

«; «Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар…» «…Положив острый подбородок на кулак…» Кривой рот и разные брови: «…Рот какой то кривой. Выбрит гладко. Брюнет…

» «…скривил и без того кривой рот…» «…Брови черные, но одна выше другой…» «…разные глаза, брови!..» 

Глаза разного цвета. Булгаков не завершил роман, в тексте есть разногласия. В одних эпизо-дах левый глаз — черный, в других эпизодах — правый: «…Два глаза уперлись Маргарите в лицо.

Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней…» «…Правый глаз черный, левый почему то зеленый…» «…закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал…» «…

левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв…» «…профессора с пустым и черным глазом?..» «…не спуская с Маргариты огненного гла-за…» 

Голос: «…приглушив свой низкий голос, сказал… «…произнеся низким, тяжелым голосом и с иностранным акцентом следующие слова…» «…из спальни донесся низкий голос…» «…Дурак! – отчетливо сказал где то бас…

чрезвычайно похожий на бас консультанта…» «…неожиданно услы-шал тяжелый бас…» «…Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип…» «…

над горами прокатился, как трубный голос, страшный голос Воланда…» 

Одежда на Патриарших прудах: «…Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набал-дашником в виде головы пуделя…» «…и не жарко ему в перчатках…»

«Домашняя» одежда, когда он находится в квартире №50: «…на артисте было только черное белье и черные же остроносые туфли…» «…Воланд широко раскинулся на постели, был одет в од-ну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече…» «…

в том самом виде, в каком был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее…» «…

Воланд молча снял с кровати свой вытертый и засаленный ха-лат…» 

Обратите внимание

Настоящая одежда («костюм сатаны»): «…одетый в черную свою сутану. Его длинная широ-кая шпага…» «…Плащ Воланда вздуло над головами…» «…

на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью…» «…к черным туфлям на ногах сатаны…» «…

Воланд указал рукою в черной перчатке с раструбом туда…» 

Характер и личность — вездесущее бессмертное существо. Он существует вне времени: «…я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был у Понтия Пилата…» «…Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно?..» «…Вздор! Лет через триста это пройдет. Мне посоветовали множество лекарств…» (о больном колене) 

Обладает неограниченными возможностями и силой: «…обладает какою то необыкновен-ной силой…» «…насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностя-ми того, в чьей свите я имею честь состоять…» «…Всесилен, всесилен!..» «…А за деньгами он не постоит Миллионер!..» «…всесильный Воланд был действительно всесилен…» 

Творит чудеса и невероятный «штуки»: «…овладеть такой личностью, которая проделывает штуки вроде той, жертвой которой стал Степан Богданович, будет не так то легко…» «…каким то чудом мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман…» 

Загадочное и незаурядное существо: «…Загадочный профессор брезгливо скривил и без того кривой рот…» «…Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом то самое ин-тересное и есть!..» 

Очень вежлив: «…спросил Воланд вежливо, но суховато…» «…Тот в ответ улыбнулся ей веж-ливо и равнодушно…» «…Ну, что же, если спокойнее, то и считайте, – вежливо ответил Воланд…» 

Ведет себя дружелюбно и порой мягко: «…Незнакомец дружелюбно усмехнулся…»; «Вино-ват, – мягко отозвался неизвестный…»; «…Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко…» 

Важно

Нередко улыбается в разговоре: «…Наконец Воланд заговорил, улыбнувшись…» «…Держу па-ри, – сказал Воланд, улыбаясь Маргарите…» «…отвечал Воланд, понимающе улыбаясь…» «…Вы хотите со мной поспорить? – улыбнувшись, спросил Воланд…

» Воланд иногда даже смеется и хо-хочет. Но его глаза при этом не смеются: «…вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта…» «…иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся…» «…трясясь от хохота про-говорил профессор…

» 

Умное существо: «…великий Воланд! Он выдумал гораздо лучше, чем я…» 

Проницательное существо: «…проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих лите-раторов…» «…заговорил посетитель, проницательно улыбаясь…» 

Одинок и холост: «…мессир холост, как вы, конечно, сами понимаете…» «…Один, один, я все-гда один, – горько ответил профессор…» 

Знает всё о прошлом, настоящем и будущем: «…таинственный консультант точно знал зара-нее всю картину ужасной смерти Берлиоза…» «…заранее знал о смерти Берлиоза и лично видел Понтия Пилата…» 

Знает множество языков, объездил весь мир: «…О, я вообще полиглот и знаю очень боль-шое количество языков, – ответил профессор…» «…где я только не бывал!..» 

Ежегодно проводит «бал у сатаны», где собираются самые разные грешники. Приехав в Москву, он тоже устраивает здесь свой традиционный бал: «…Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. Народу!..» «…Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны…» «…она была на балу у сатаны…» 

Свита Воланда состоит из следующих персонажей: Коровьев, Азазелло, кот Бегемот и Гелла: «…рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. С Азазелло и Ко-ровьевым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую…» 

Наказывают людей за нехорошие поступки: «…Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил?..» «…отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: – Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься?..» 

Совет

Справедлив с теми, кто этого заслуживает: «…Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я. «…заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь…» «…итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя?..» 

Отношение к Мастеру и Маргарите. Воланд добр к Маргарите и Мастеру: «…ответил Во-ланд. – Ну, желаю вам счастья…»

В.Н.Петров

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-literature/2877-tsitatnaya-kharakteristika-k-obrazu-volanda-po-romanu-m-a-bulgakova-master-i-margarita

Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова

По моему мнению, в нашей жизни ничего не бывает «просто так». Любой случай, встреча, даже ошибка, все же дает нам возможность задуматься над чем-то, дает какие-то силы, или просто «открывает глаза» на те или иные вещи. Такая на первый взгляд неважная, но необходимая для каждого из нас вещь, как книга, также может оставить след в жизни человека.

Я прочитала достаточное количество интересных книг, но больше всего меня поразил роман, прочитанный на уроке литературы, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. По моему мнению, в этом произведении можно выделить две сюжетные линии: любовную и описание жизни населения Москвы.

Больше всего мне понравилась история невероятной любви двух людей, которые смогли преодолеть массу препятствий на пути к совместному счастью. Для меня является примером главная героиня этого произведения – Маргарита.

Женщина, которая поддерживала своего любимого, внушала ему надежду в себя, боролась за их совместное будущее до конца.

Больше всего меня поразило, что ради лишь одного только узнать о судьбе своего Мастера Маргарита отправилась к Сатане и согласилась быть королевой на его балу. Ради любви героиня стала ведьмой, связывается с нечистой силой, отбросив все страхи и опасения.

Только благодаря Маргарите Мастер был освобожден из клиники. Даже Сатана не мог не восхищаться и не оценить поступок Маргариты. Воланд решил щедро наградить героиню за ее верность и преданность.

Только лишь благодаря Маргарите Воланд возвращает из праха роман, говоря при этом самую важную во всем произведении фразу: «Рукописи не горят».

Я считаю, что из двух влюбленных, в этом случае женщина выполняла главную роль, она больше боролась, верила, переживала и возможно это делает ее почти идеальной. Автор хотел показать читателю, что счастье это не подарок, за него нужно бороться.

Обратите внимание

В большинстве случаев люди опускают руки перед финишем, ведь там тяжелее всего, таким примером может быть Мастер, ведь он сдался первым и уже отчаялся во встрече с любимой вновь.

Маргарита оказалась сильнее и получила то, что желала, ведь она верила и хотела этого.

После прочтения романа, я задумалась: «А я смогла бы так, как Маргарита, пойти за своим любимым, отдать за него свою жизнь». Не знаю, хочется думать, что так. Но почему-то мне кажется, что мой любимый тоже должен быть достойным этих пожертвований.

Сегодня женщина исправно решает не только семейные проблемы, но и руководит бизнесом, становится в ряды военных, руководит мужчинами. Я думаю, что большинство мужчин согласны прятаться за спину сильной женщины, плыть по течению.

А где те благородные рыцари, защитники, романтические влюбленные?

Читайте также:  Анализ рассказа смерть чиновника чехова 9 класс

Мастер немного разочаровал меня своим слабым духом, нерешительностью. Я считаю, что в чем-то он даже предал свою любимую, оставил ее, испугался, спрятался от проблем. Нет, только вместе влюбленные должны бороться за свое счастье, идти рука об руку к своей цели, преодолевать любые препятствия.

«Мастер и Маргарита» М. Булгакова – одна из лучших книг, которые я когда-либо читала. Я коснулся только темы любви, ведь она заинтересовала меня, дала возможность задуматься, оценить наше настоящее. Я считаю, что именно такие произведения придают людям уверенности в себе и напоминают о том, что каждый способен на большее, нужно лишь действительно захотеть этого.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/06/sochinenie-po-romanu-master-i-margarita.html

Готовые школьные сочинения

марта 11 2016

Образ Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Одним из виртуозных воплощений философской идеи автора «Мастера и Маргариты» является Воланд. Его образу в романе принадлежит особая роль.

С одной стороны, он — представление фантастического элемента, который уже традиционно использует писатель, с другой — Воланда во многом можно назвать авторским резонером, выразителем идеи романа. Воланд появляется в первой же главе «Мастера и Маргариты» и уходит в вечность вместе с остальными героями в конце книги.

Это единственный герой, неподвластный чужому суду, решению, возмездию или разоблачению. Правда, мы помним его слова о какой-то «очаровательной ведьме», оставившей на память ему боль в колене.

Но в самом-то романе — в его повествовании — нет ни одного случая, где бы Воланд потерпел поражение. Вспомним, чем окончилась попытка его разоблачения в варьете на сеансе черной магии.

Воланд — своеобразный над персонаж», «сверхгерой», выходящий из всех ограничительных рамок трех плоскостей повествования: «романа о Мастере», «романа о Пилате» (в нем Воланд непосредственно не участвует, является лишь свидетелем происходящего), «романа о Воланде и Москве», если можно так сказать, об основной материи романа «Мастер и Маргарита», наиболее объемной его части, где противостоят друг другу «силы тьмы» и Москва 30-х годов. Но сопротивление Москвы «части той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», заранее бессмысленно. Воланд же обнаруживает свое присутствие в романе еще раньше, чем основной «герой» (хотя и заявленный в названии) Мастер, раньше, чем Москва — в эпиграфе, где слова от имени Мефистофеля можно отнести и к Воланду.

Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает — жизнь или смерть… Вереница мелких апокалипсисов совершается по воле Воланда.

Воланд стоит во главе силы, осуществляющей мотив возмездия — суда.

По существу, он — одна из главных сюжетных «пружин», потому что мотив возмездия, суда, осуществления справедливой оценки является главным мотивом произведения.

О том, что Воланд — это представитель силы зла, тот же Сатана, мы вспоминаем не сразу, точнее, сам автор не акцентирует внимание на этом. Для Булгакова вовсе не очевидно традиционное деление «полномочий» между Богом и Сатаной: первому — добрые дела, а второму — злые.

Важно

Сам Воланд относится к формальностям, к своим «министерским» обязанностям достаточно пренебрежительно: он не мешает Маргарите совершить акт милосердия, отворачиваясь, а его «пакостничанье» ограничивается проделками свиты, особенно Бегемота.

Основная же «деятельность» Воланда, видимо, — уравнове-шиванье сил добра и зла, осуществление справедливости.

Воланд, а значит, отчасти сам автор, понимает справедливость не только как милосердие, а как воздаяние по принципу «каждому по вере».

«Не по разуму, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!» Воланд каждого героя, весь город вместе взвешивает на весах человеческой совести, человечности и правды. «…Не верю я ни во что из того, что пишу!..

» — восклицает Рюмин, осознавая свою бездарность, человеческую пустоту, и тем самым платит по счетам.

Так Воланд, прямо или косвенно, раскрывает внутреннюю сущность человека, а не внешнюю, рационалистическую. И для автора образ Воланда — не просто сила зла, а сила, противостоящая материалистическому пониманию мира как совокупности внешних черт. Воланд воплощает в себе именно идею автора о неизменности всего внутреннего, человеческой природы и мирового устройства жизни от внешней оболочки.

Воланд — это сила, необъяснимая простыми логическими рассуждениями, которая и существенна для Булгакова потому, что разрушает своим существованием в романе рационалистическую идею.

Воланд первым делом, пользуясь своей иррациональной силой, побеждает «вдохновителя» материализма, главу Массолита Берлиоза, который «к необыкновенным явлениям… не привык» и старается «защитить» себя от «темной силы» мыслью: «Этого не может быть».

Воланд и его свита — не первое фантастическое допущение Булгакова, но новаторство писателя в создании образа Сатаны выразилось в том, что Воланд — герой вовсе не формальный, и его функция вовсе не ограничивается обычным «репертуаром» чертей и «темной силы».

Образ Воланда оказывается едва ли не самым главным в системе персонажей: он скрепляет собой все три плоскости повествования романа, осуществляет основной мотив возмездия, суда.

Совет

Образ Воланда напрямую связан с концепцией романа. Воланд называется своим именем (Сатана) только несколько раз — в том числе и в названии главы «Бал у Сатаны». На бал приезжают убийцы и палачи, отравительницы, висельники. Но, как и Воланд, они — лишь посредники между злом и людьми, «помогающие» совершаться преступлениям и пакостям.

Все гости — как бы чиновники, «служащие канцелярий» темных сил, имеющие право чаще всего не на совершение зла, а на искушение злом людей (конечно, все они сами уже были искушены).

Сатана ведь тоже поддался искушению, он — глава, главный искуситель. Содержание всех трех «романов» сводится к цепочке искушений.

Воланд осуществляет одну большую компрометацию Москвы, искушая ее деньгами, ширпотребом на сеансе черной магии и раскрывая зло тем же искушением у каждого человека в отдельности.

Все зло, которое затаилось, скрыто, спит в людях, потенциально существует, но подавлено социальными запретами. Воланд, «свита» и вся «темная сила» раскрывают, разоблачают, соблазняют. Но если все сочинения на a l l soch © 2005 такое соблазнение, искушение является каждодневным и в нем ничего особенного нет, то Воланд вносит элемент возмездия, наказания за совершенный проступок.

Единственные, кто выносит испытание, — Мастер и Маргарита (да и Мастер, оказывается, все-таки заслуживает лишь покой).

Воланд — эта та основная сюжетная «пружина», которая помогает автору раскрыть, разоблачить, «обезглавить» (как Берлиоза и Жоржа Бенгальского) идею внешней, «оболочечной» жизни.

Так же, как в повествовании романа материализуется, всплывает наружу, осуществляется то, что обычно скрыто внутри людей (лишение тела Варе-нухи и «говорящий» костюм, пожар в доме Грибоедова — и т. п. обнаружение истины), так и Воланд представляет собой материализацию идеи автора.

Обратите внимание

Образ Воланда — образ обобщающий, каждую сюжетную линию он приводит к своему идейному завершению, каждые композиционные параллели соединяет между собой. Воланд материализует в своем лице своеобразный суд Вечности, суд автора над своим временем.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Образ Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/obraz-volanda-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/

Воланд как персонаж-символ и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинения › Булгаков М.А. › Мастер и Маргарита

Готовые Домашние Задания

Михаил Булгаков является гениальным писателем, создавшим много уникальных произведений, одним из которых является роман «Мастер и Маргарита». В этой книге по принципу антитезы рассматривается проблема Добра и Зла, так или иначе связанная со всеми образами романа, особенно с образом Воланда и его свиты.

Воланду, персонажу-символу, Булгаков придавал особое значение. Ведь именно с «Князем тьмы» связан эпиграф ко всему произведению, взятому из «Фауста» Гете: «… так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд – это демоническая фигура, но необычная.

Если Демон Зла в отечественной и мировой литературе, как правило, соблазняет, искушает, а затем наказывает свою жертву, то булгаковский Воланд, прежде всего, — разоблачающая и наказывающая сила по отношению к тем, кто пропагандирует несвободу к людям подлым и корыстным, и совершающий благо по отношению к честным и справедливым.

Читатель сталкивается с Воландом уже в первой главе: «… росту был… просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя.

По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Портрет Воланда строится на сочетании земного и возвышенного. В нем контрастно совмещаются черты всеведения и неведения. С одной стороны, он видит Берлиоза с Иваном насквозь.

С другой – «по мелочам» вытягивает из партнеров улики. Он читает чужие мысли «прямо с листа», как великий музыкант ноты. Воланд критикует бездумный оптимизм Берлиоза.

Он пытается объяснить своему собеседнику, что в каждый момент своей жизни ни человек, ни общество в целом не могут предвидеть всех последствий происходящих событий, предугадать свой путь в будущем.

С юмором подается в романе помощник Воланда Бегемот: отсутствие портретных совпадений компенсируется свободой штриха: «Этот бес изображается в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками.

Важно

Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени…».

Бегемот – демон сквернословия, побуждающий людей ругаться и божиться почем зря.

Азазелло, один из свиты сатаны, отличается крайней воинственностью. Коровьев-Фагот, он же безымянный рыцарь, способен видеть скрытое и прорицать будущее. Кроме того, он не менее сведущ и в делах загробных, ибо о каждом из гостей на балу знает всю подноготную их земного.

Булгаков не случайно вводит образ Воланда и его свиты в канву повествования. Тем самым он хочет узнать, осталась ли в жителях Москвы нравственная опора, что-то человеческое, способны ли они противостоять соблазну, не поддаваться интригам, сплетням. Именно в этом и заключается мастерство Булгакова как писателя-психолога.

Воланд знает цену всему: невежеству и бездуховности, демагогической рассудочности, страсти к деньгам. Он признает и то, что по-настоящему истинно и ценно – творчество мастера, любовь и достоинство Маргариты, раскаяние Понтия Пилата.

У него нет презрительного отношения к людям: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.

Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…».

Булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Он даже может простить трусливого человека, например, Понтия Пилата. Исключением в романе является эпизод в цирке, когда Воланд отрывает от тела голову конферансье Жоржа Бенгальского, мешавшего проведению трюков, да и то по просьбе зрителей, пришедших в цирк, вновь ставит голову на место.

Силы зла вообще играют в «Мастере и Маргарите» несколько необычную для них роль.

Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и, мало того, наказывают уже состоявшихся грешников, но очень своеобразно избирают меры наказания.

Совет

Так, Степа Лиходеев, директор варьете, отделывается тем, что ассистенты Воланда зашвыривают его из Москвы в Ялту, откуда он, натерпевшись страху, через несколько дней благополучно возвращается в Москву.

А грехов у него целый воз: «…вообще они, — докладывает Коровьев, говоря о Степе во множественном числе, — в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, а и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки».

На протяжении всего романа ни Воланд, ни его помощники никоим образом не влияют на текущие события.

Воланда и его свиту можно было бы считать олицетворением зла, но он мало похож на гонителя добра, так как оказывается милосерднее к героям романа, чем многие окружающие их люди.

Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.

С помощью этого персонажа автор обнажает перед нами изнанку внешне пристойной жизни обывателей, заставляет своих героев до конца раскрыть себя в столкновении с необычностью, неожиданностью.

Сочинения по теме:

  • Спорные вопросы Иешуа с Пилатом в романе “Мастер и Маргарита” сочинение
  • Что несут Воланд и его спутники миру? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») сочинение
  • Сумасшедшая любовь в царстве зла (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») сочинение
  • Истинно любящие выигрывают битву, даже умирая (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») сочинение

Источник: http://1soch.ru/bulgakov-ma/master-i-margarita/voland-kak-personaj-simvol-i-ego-svita

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector