Характеристика и образы чиновников в комедии ревизор гоголя сочинение 8 класс

Чиновники в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Сочинение по литературе

   «Ревизор» — одно из лучших произведений Н.В. Гоголя. Говоря о замысле комедии, автор заявлял, что в ней он решил   Именно так возник город N, в который приезжает ревизор.

Его приезд — полная неожиданность для всех чиновников, так как каждому из них есть что скрывать от государственного инспектора.

   Главным чиновником в городе является, конечно же, городничий.

Это человек неглупый, «уже постаревший на службе», поэтому знающий все тонкости чиновничьего обхождения, хитрый, грубый и, главное, взяточник. Для него самое страшное – это донос:

Чтобы выяснить, не было ли какой-нибудь жалобы на него, городничий просит почмейстера Шпекина вскрывать каждое письмо, приходящее в город.

 
   Городничий считает себя полноправным хозяином города, наслаждается своим положением и очень боится потерять свою должность, поэтому категорически запрещает показывать мнимому ревизору просителей и желающих пожаловаться на притеснения от главы города. Привычка брать и давать взятки так укоренилась в его сознании, что он с уверенностью заявляет:

Обратите внимание

В полной мере городничий показал себя в последней сцене комедии, когда выясняется, что Хлестаков никакой не ревизор. Герой кричит, называет себя старым дураком, не понимает, как его, который не одного купца и губернатора обмануть сумел, провёл какой-то прохвост из Петербурга.

Но, чтобы снять с себя вину за такой просчёт, он вслед за остальными чиновниками обрушивается с руганью на Бобчинского и Добчинского.    Все богоугодные заведения города находятся под началом Артемия Филипповича Земляники. Но сладкой у этого человека оказалась только фамилия. Этот чиновник глуп, жаден и труслив.

Но в тонкостях государственной «службы», как и городничий, разбирается отлично, ведь это именно Земляника предлагает под «благовидным предлогом» дать Хлестакову деньги и учит, как это сделать «правильно». Сам герой берет взятки и не скрывает этого: так, он прямо говорит Ляпкину-Тяпкину, что больных предписано овсяным супом кормить, а у него в больницах одной капустой пахнет.

Чиновника нисколько не волнует, что люди в его заведениях умирают постоянно («Выздоравливают как мухи», — говорит он, не смущаясь, Хлестакову). Он живёт с тем твердым убеждением, что ежели будет угодно, человек выздоровеет, а ежели нет, то и так умрёт. При этом Земляника подлый человек.

Так, при встрече с мнимым ревизором он в разговоре о местных чиновниках высказывается о смотрителе учебных заведений как о вольнодумце и предлагает написать на него донос.    Вполне говорящая фамилия и у частного пристава Степана Ильича Уховертова, а также полицейского Держиморды. Только по фамилиям этих персонажей уже можно судить, какие методы они предпочитают использовать на службе.

   Фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина также вполне красноречиво говорит о нём. Судебные разбирательства и документы для него – тёмное дело. Аммос Фёдорович прямо заявляет, что если какой ревизор и заглянет в бумаги, то ничего в них не поймёт, раз он столько лет на этой должности, а до сих пор ещё не всё понимает. Ляпкин-Тяпкин, как и все чиновники города, взяточник.

Но, будучи любителем псовой охоты, взятки он берёт борзыми щенками, а потому и за взятку это не считает.    Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин – весьма глупый и наивный человек. Свою должность называет «приятным времяпрепровождением». Этот персонаж без зазрения совести вскрывает письма горожан, а самые интересные коллекционирует.

Поэтому Гоголь с большой иронией изображает его смущение, когда городничий предлагает ему читать письма, чтобы найти донесение, а также в тот момент, когда Шпекин приносит разоблачительное письмо Хлестакова.     Таким образом, различия между чиновниками ничтожны.

Важно

Все они берут взятки, не считая это преступлением, все они равнодушны к своим должностным обязанностям, грубы с подчиненными, заискивают с вышестоящими по чину. Все они считают себя хозяевами города, которые могут вершить его судьбу и судьбу его жителей по своему усмотрению.

   В своей комедии Н.В. Гоголь рисует картину деградации российского чиновничества. С удивительной тонкостью и мастерством автор сумел изобразить каждый образ, который, не теряя индивидуального своеобразия, в то же время являл собой типичное явление той эпохи.

Ликвидация безграмотности плюс…

Литература — это новости, которые не устаревают

(Эзра Паунд)

Источник: http://literarus.ru/literatura/oge-po-literature/izobrazhenie-chinovnikov-v-revizore/

Образы и характеристики чиновников в комедии «Ревизор»: краткое описание в таблице (список)

Хлестаков и чиновники города N.Художник Ю. Д. Коровин

Образы и характеристики чиновников города N в комедии «Ревизор»: краткое описание в таблице (список)

Чиновники уездного города Nв комедии «Ревизор»
Имя Должность Чин Характеристика
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий Коллежский асессор или выше (не указано в пьесе) «…Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по‑своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен…»
Лука Лукич Хлопов Смотритель училищ Титулярный советник «… Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто‑нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул…»
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин  Судья Коллежский асессор «…человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен…»»…Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом…»
Артемий Филиппович Земляника Попечитель богоугодных заведений Надворный советник «…Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив…»
Иван Кузьмич Шпекин Почтмейстер Надворный советник «…простодушный до наивности человек…»
Христиан Иванович Гибнер Уездный лекарь «…он по‑русски ни слова не знает…»
Степан Ильич Уховертов Частный пристав «…А Прохоров пьян? … Как же вы это так допустили?..» (у него подчиненные пьянствуют)
Держиморда, Свистунов, Пуговицын Квартальные (полицейские) «…Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому…»<\p>

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/09/chinovniki-komedija-Revizor-tablica-obraz-harakteristika-spisok.html

Сочинение на тему «Чиновники в комедии РЕВИЗОР», — Сочинения по литературе

Читайте также:
О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ! (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

УЕЗДНОЕ ЧИНОВНИЧЕСТВО В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, — и за одним разом посмеяться над всем.

Н. В. Гоголь

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» принадлежит к совершеннейшим творениям мировой драматургии. Сюжет «Ревизора» был подарен Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным.

Великий сатирик давно мечтал написать комедию о России и высмеять в ней недостатки бюрократической системы. Сюжет Пушкина о мнимом ревизоре очень понравился Гоголю.

Он так увлекся работой, что написал своему другу Погудину: «Я помешался на комедии».

1. апреля 1836 г. состоялось первое представление пьесы в Петербурге, а

2. мая в Москве, в Малом театре.

По-разному встретили пьесу современники. «Глупый фарс, грязный анекдот», — кричали одни. «Комедия посягает на правительство», — возмущались другие. И сейчас, в третьем тысячелетии, перечитывая пьесу, я не перестаю удивляться тому, как умело в «Ревизоре» автор обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупция, произвол властей, невежество и многое другое.

В комедии представлена большая группа служебных воров и взяточников различного ранга, которые достаточно безмятежно живут в городе N. Это и судья Ляпкин-Тяпкин, и уездный лекарь Гибнер, и частный пристав Уховертов, и многие другие.

А предводителем всей этой «шайки» чиновников является Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, городничий. Вот каким нам представляет его Н. В. Гоголь: «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.

Хотя и взяточник, однако ведет себя очень солидно… Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего службу с низших чинов».

Совет

Мы видим, что перед нами бывалый человек со своим жизненным опытом и железной хваткой. Он гордится тем, что раньше «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать».

Одним из самых заметных дел является присвоение денег, которые были ему отпущены на строительство церкви при богоугодном заведении. Хотя и боится городничий своих «грешков», но успокаивает себя тем, что безгрешных людей не бывает. Он убежден в своей правоте.

Поскольку городничий грешен, то и окружение его не обременяет себя примерным поведением. Первым, к кому обращается городничий, был Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.

Читая страницу за страницей, я узнаю, что в больнице, которой руководил наш герой, было очень грязно; кормили пациентов плохо, лекарств и вовсе не давали. Земляника считает: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

А что можно сказать о судье Ляпкине-Тяпкине? «Человек, прочитавший 5 или 6 книг, и поэтому вольнодумен». К работе он относится «спустя рукава».

Больше занят охотой, чем судопроизводством, поэтому и взятки берет борзыми щенками. О том, как он работает, нам говорит его фамилия.

Ограниченность, высокомерие, трусость, лицемерие — эти далеко не самые положительные черты характера свойственны этому герою.

Следующий представитель чиновничьего мира города N — почтмейстер Шпекин. Уже первая фраза о приезде ревизора: «А что думать? Война с турками будет», — свидетельствует о его глупости. Служба для него — «приятное времяпрепровождение».

Обратите внимание

Он, к примеру, распечатывает чужие письма и читает их, а самые интересные оставляет у себя. Ни он сам, ни городничий не видят в этом служебного преступления.

А городничий даже поощряет это, так как заинтересован в получении определенной информации.

При описании своих героев Н. В. Гоголь использует ряд художественных приемов. Так, например, несостоятельность доктора Гибнера как врача писатель показывает с помощью гиперболы. Гибнер совершенно не в состоянии общаться с больными по причине полного незнания русского языка. Второй художественный прием — это использование «говорящих» фамилий.

Частный пристав Уховертов, уездный лекарь Гибнер. Разве недостаточную информацию мы получаем об этих персонажах и отношении к ним автора? Далее Гоголь применяет прием, ставший популярным в наше время. Это заключительная реплика городничего прямо в зал: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь».

Этим приемом автор показал, что действие выходит далеко за пределы театра.

Значение творчества Н. В. Гоголя состоит не только в том, что его художественные образы получают новую интерпретацию в новых исторических условиях, но и в том, что не потеряли своей значимости и продолжают волновать читателей и сегодня.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-chinovniki-v-komedii-revizor/

сочинение на тему изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «ревизор»

*КИСУНЯ* Высший разум (234711) 7 лет назадСочинение на тему Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сочинение по произведению Ревизор автора Гоголь Н.В. Краткое содержание произведения Ревизор автора Гоголь Н.В. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматургических произведений русской литературы XIX века.

Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в комедиях Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”. Комедия “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, в котором нашли отражение пороки помещичье-чиновной системы России тридцатых годов XIX века.

Важное место в системе персонажей комедии занимают чиновники, населяющие уездный город. Это собирательный, обобщенный образ, выведенный сатирически, ибо включает в себя все отрицательное в политической системе России того времени. В “Авторской исповеди” писатель указывал, что он “решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости”.

Гоголь задумал обобщить в задуманной комедии наиболее яркие пороки современного ему государственного правления. Автор своей комедией утвердил новую мысль в русской литературе -не исполнители, а сами законы, весь уклад существующего строя виноваты в том, о чем поведало произведение великого мастера.

Важно

Так, Городничий оправдывает свои грехи словами: “Не я первый, не я последний, все так поступают”. Главное место среди чиновников уездного города отведено Городничему — Антону Антоновичу Сквознику-Дмухановскому. Гоголь в “Замечаниях для господ актеров” дал существенные характеристики каждого из главных действующих лиц комедии.

Так, автор характеризует Городничего: “Хоть и взяточник, но ведет себя солидно”. Более полно этот образ раскрывается в речевых характеристиках самого персонажа. Солидный герой и разговор ведет солидный, размеренный. Он порожден средой, ею же и воспитан. Городничий — образ всей государственной власти современной Гоголю России.

Он знает, что грешен, ходит в церковь, думает, что в вере тверд, помышляет когда-нибудь покаяться. Но велик для него соблазн не пропустить того, “что плывет в руки”. С приездом ревизора, обманывая сам себя, он питает надежду попасть в генералы. Наделяя героя естественными слабостями, автор делает его более человечным и тем возвышает над остальными персонажами пьесы.

В момент прозрения он бросает в лицо чиновникам и в зал: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…”, “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..” Не менее грешен во взятках судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. Он занят собой и своим умом, и безбожник только потому, что на этом поприще есть простор “выказать себя”. Он имеет огромную страсть к псовой охоте.

О культурном уровне персонажа мы можем судить по замечанию автора: “Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”. Коллежский асессор говорит, “как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют”. К главным героям относится и надворный советник Земляника. Для большей типизации Гоголь нарушает обычную структуру правления уездного города.

Должность Земляники — попечитель богоугодных заведений -была только в губернских городах, а не в описываемом автором уездном городе. Это человек толстый, “но плут тонкий”. Он помышляет только о том, как бы показать себя. Так, смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, титулярный советник, “напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что”, “очень услужлив и суетлив”.

Должность надворного советника и почтмейстера занимает Иван Кузьмич Шпекин. Это простодушный до наивности и глупости человек, смотрящий на жизнь как на собрание интересных историй, которые он прочитывает в распечатываемых им письмах. Среди чиновников уездного города видное место занимает Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, который следует в свою деревню по вызову отца.

[ссылка появится после проверки модератором]

данила озол Ученик (150) 3 года назадНиколай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в образах чиновниках. Никто из них не выделен. Редко встречается описание отдельных служащих, чаще дается характеристика целого ряда представителей чиновничества. Я охарактеризую всех по порядку. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский- это взяточный солидный и не глупый человек. Он любит приказывать так как раньше был военным. Одевается в свой мундир с петлицами и в ботфорты со шпорами. Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин -это второстепенный персонаж. он, как и все в произведении берёт взятки, но не деньгами, а борзыми щенками. Невежественный и самоуверенный по натуре. Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян. считает себя образованным и умнее всех только потому, что за всю жизнь прочитал пять или шесть книг. Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника- второстепенный персонаж тоже взяточник. Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем этом проныра и плут. Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов- взяточник подкаблучник. Напуган частыми проверками ревизоров и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений.Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин- взяточник, читает всегда чужие письма и посылки иногда не доходят даже коллекционирует понравившиеся ему письма.

Очень жалко, что в этом произведении нет положительного героя, который хотя бы не был взяточником.

константин такташов Знаток (355) 3 года назадВ «Ревизоре» Гоголь автор сочетает «правду» и «злость», то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, острой сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество. В комедии «Ревизор» представлена целая «корпорация разных служебных воров и грабителей», блаженно существующих в уездном городе N. При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые сделали характеристики персонажей более яркими и точными. Открыв первую же страницу комедии и узнав, например, что фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждому из главных действующих лиц. Городничий: «Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно». Анна Андреевна: «Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения». Осип: «Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет». Ляпкин-Тяпкин: «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен». Почтмейстер: «Простодушный до наивности человек».Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений «совершенной свиньей в ермолке».Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. Например, лекарь Христиан Иванович Гибнер не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, а Аммос Федорович с почтмейстером решили, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична, по сути, и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая «сама себя высекла», и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский» и т. п.Развязка наступает внезапно, неожиданно. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что поначалу выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: «Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…»Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: городничий, ломая принцип так называемой «четвертой стены», обращается прямо в зал: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь». Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы. Ведь в этой комедии отразилась жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: «Всем досталось, а мне больше всех!»

Совет

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель.

В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, «маленьких воришек для удовольствия больших».

Надо сказать, что пафос немой сцены, понятый таким образом, противоречит обще

Андрей Инжеватов Ученик (218) 3 года назадНиколай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гоголь признавался, что в «Ревизоре» он. Решил собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости».В 1836 году комедия была поставлена на петербургской сцене и имела громадный успех. Комедия Гоголя, затронувшая все живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное обвинение николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систему целостной России.Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы. Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» обобщающий, обличительный смысл «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, это захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только, часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки.Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Развитие сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков «свой», то есть такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Ляпкин Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки таков суд в этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в большом ходу. Смотритель училищ Хлопов запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. На втором плане видны купцы, мастеровые, полицейские вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен наших театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму «Мертвые души», которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы Павел Иванович Чичиков.

В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени.

Вопрос, куда идет Россия, заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с «мертвыми душами». Гоголь построил поэму двупланово.

Виталий Ефипов Ученик (120) 1 месяц назад Alyona 185 Знаток (285) 1 месяц назадОтсмеявшись во время спектакля, зритель был вынужден впоследствии всерьёз призадуматься о том, что все персонажи комедии напоминают многих реально существующих чиновников, помещиков, купцов, полицейских, провинциальных дам. Среди героев «Ревизора» нет отъявленных злодеев, негодяев, непримиримых врагов. В целом они «народ гостеприимный и добродушный». Каждый знает о «слабостях» и злоупотреблениях других, но никто не считает нужным с этим бороться. Да, городничий постоянно требует подношения от купцов, но зато он закрывает глаза на то, что купцы поставляют некачественный товар для государственных нужд. Судья рассматривает дела «тяп-ляп» и пользуется благами, которые ему могут предложить спорящие стороны, а также состоит в связи с женой местного помещика. Но никто не станет в это вмешиваться. Проблемы больниц и учебных заведений никого не волнуют, учить и лечить можно как попало. Все знают о нарушениях, и все молчат. «Мелкие» злоупотребления считаются нормой, а допускающие их – достойными членами общества. Тот же городничий «хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно». Отсюда понятно, что

Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=18009

Источник: https://otvet.mail.ru/question/54516523

Образы Хлестакова и чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Хлестаков  является главным героем комедии «Ревизор». Гоголь даёт ему такую характеристику в описании героев:

Это молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Образ чистосердечия и чистоты. Одет по моде.

Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный. Его не уважает даже его слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Хлестаков беден, но не способен работать так, чтобы обеспечить себе хоть мало-мальски приличное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя.

Но глупость, пустота не дают ему возможности осмыслить свои беды и хотя бы попытаться изменить жизнь. Он уверен: нужен лишь случай, и все изменится, он станет великим и значимым. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринуждённо чувствовать себя лицом значительным.

Хлестаков далёк от всего того, о чем он взахлёб вещает. Он не может представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведёт себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее, ухвативший свой случай.

Если бы Хлестаков был поумнее, сразу понял заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И, конечно же, провалился бы. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы опытного городничего. Он бы нашёл слабое место в заранее подготовленной выдумке. Городничий не мог предположить в Хлестакове чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.

Хлестаков откровенно глуп и лишён даже практической сметки, и это одна из его основных черт. В каждый данный момент он ведёт себя так, как “получается”.

Его не кормили в гостинице, ему угрожал арест — и он буквально умолял слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. Он уже вошёл в роль важного господина.

Ну, хозяин, хозяин… Я плевал на твоего хозяина!”

Обратите внимание

Образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение Гоголя. Смысл и значение этого образа в том, что он представляет собой прочное единство “значительности” и ничтожества, огромных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков – это объединение черт эпохи в одном человеке.

Чиновники в пьесе – это люди типичные для своего времени, и в то же время они индивидуальны. Что связывает их? Страх пред ревизором. У них у всех есть «грешки» – они берут взятки, присваивают казённые деньги, заботятся не о службе, а о собственном благополучии. Каждый герой – комическая индивидуальность, но всех их объединяет жадность, зависть к чужому успеху.

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский: Начальник уездного города. Всегда берёт взятки и уверен, что «взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка».

Антон Антонович не боится ревизора, однако его настораживает, что он не знает, кто будет осуществлять проверку в его городе. Городничий – уверенный в себе, наглый и нечестный человек. Он уверен, взятки – это не преступление.

Он берет и с купцов, и с родителей рекрутов, вымогает дорогие подарки.

Судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин: Он считает себя довольно-таки умным человеком, потому что за свою жизнь прочитал около пяти или шести книг.

Ляпкин-Тяпкин пятнадцать лет просидел на судейском стуле, но в его бумагах «сам Соломон не разрешит», что в них правда, а что неправда.

Судья берет взятки «борзыми щенками», уверяя, что «это совсем иное дело».

Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника: В больницах царит грязь, а также ужасный беспорядок. Больные ходят в грязной одежде, а повара готовят в грязных колпаках.

Земляника уверен в том, что не стоит обременять себя выяснением диагноза заболевания своих пациентов, лечением их, потому как «человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Артемию Филипповичу совершенно безразлично здоровье пациентов.

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин: Любит открывать и читать чужие письма, чтобы узнать, что есть нового на свете, а иногда даже особо понравившиеся письма оставляет у себя.

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов: Он очень трусливый человек: до смерти запуган тем, что его могут обвинить в вольнодумстве.

Важно

И городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньём Хлестакова. Они тоже уверены, что все дело в случае: повезло — и у тебя хорошая должность, чины, деньги, почёт. Ни труда, ни ума, ни старания не требуется. Надо лишь помочь случаю: кого-то подсидеть, донести, оболгать.

Эти люди типичны для своего времени. Давая взятки «ревизору», они уверены, что он хитрый и умный человек: не грубо требует взятку, а под благовидным предлогом просит «взаймы», а это в их глазах не преступление.

Земляника ещё успевает и донести на своих сослуживцев, обещая изложить все на бумаге. Они шумно поздравляют Городничего с успехом, про себя завидуя ему.

А потом злорадствуют, читая письмо Хлестакова: каждому приятно унизить другого, но никто не хочет читать о себе.

Каждый из персонажей пьесы по-своему Хлестаков. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Мечты у всех приблизительно одни: получить чин, большое жалование, уехать в столицу. Так же мелочны и завистливы их жены, мечтающие о балах и нарядах.

Вся администрация города живёт по одному принципу — брать; ограничение одно — брать по чину; да и то  не очень соблюдается. С этим взглядом на службу все так сжились, что он является самым обыкновенным и привычным. А иначе в их понимании и быть не может.

Люди с очень узким кругозором, живущие в глуши, обладающие известною властью, привыкают распоряжаться добром казённым и обывательским, как своим собственным. Бесконтрольная вседозволенность зашла так далеко, что уже без взяток и злоупотреблений они неспособны к тем обязанностям, которые номинально исполняют.

Высмеивая продажность, жадность, глупость, легкомыслие своих героев, Гоголь писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ея. Это честное, благородное лицо был — смех.

… Который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницающей силы которого мелочь и пустота жизни не испугала бы так человека.

Презренное и ничтожное, мимо которого он равнодушно проходит всякий день, не возросло бы перед ним в такой страшной, почти карикатурной силе, и он не вскрикнул бы, содрогаясь: «неужели есть такие люди?»

Источник: https://videouroki.net/video/18-obrazy-hlestakova-i-chinovnikov-v-komedii-n-v-gogolya-revizor.html

Сочинение на тему «Чиновничий мир в комедии Гоголя «Ревизор»

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» — яркое изображение быта и нравов чиновничьей России 30-х годов XIX века.

На примере маленького российского городка, затерявшегося в самой глубинке, нам открываются нравы России того времени: взяточничество, сплошное беззаконие, ставшее нормой, казнокрадство и попрание всякого человеческого достоинства, повсеместный помещичий произвол и бездеятельная запущенность государственных учреждений.

Главным действующим лицом в комедии автор предлагает признать не самого ревизора, а всю группу чиновников вместе с городничим. Сам Гоголь замысел произведения определил так:

Совет

Итак, перед нами уездный городок, откуда «хоть три года Скачи, ни до какого государства не доедешь».

В этом городе, который писатель назвал однажды «сборным городом всей темной стороны», есть все, как в маленьком государстве.

Здесь и юстиция, и просвещение, и почта, и здравоохранение, и своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений), и, конечно, полиция.

Гоголевский город представляет собой «пирамиду», на вершине которой, как маленький царек, восседает городничий, а взяточничество для городничего настолько близко и родственно, что он даже и не сомневается в его правомерности: «Это уж самим богом устроено«.

Всегда грубый и дерзкий с подчиненными Сквозник-Дмухановский разительно меняется при общении с начальством: его вежливость, обходительность и показное радушие не знают границ.

Такие метаморфозы объясняются неуемным х желанием, мечтой всей жизни городничего выбиться в генералы, и стать птицей высокого полета.

Подобные интересы владеют умами и всех помощников городничего: и судьи Ляпкина-Тяпкина, и попечителя богоугодных заведений Земляники, и смотрителя училищ Хлопова, и почтмейстера Шпекина. Манера поведения этих героев как две капли воды похожа на поведение самого городничего.

Самые значительные люди в городе, вроде судьи, который пользуется авторитетом образованного человека, оратора, на самом деле никчемны и бездеятельны. Ляпкин-Тяпкин не только полностью не сведущ в судебных делах, но и не занимается ими вовсе. Увлекаясь охотой, он берет взятки борзыми щенками и находит верный способ уйти от ревизии, давая Хлестакову деньги «взаймы».

Обратите внимание

Интересен также Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он цинично относится вверенному ему делу, презирает бедный люд, нисколько не смущаясь замечаниями городничего о недостатках в больнице: «Чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Робкий и забитый, вечно трясущийся от страха, смотритель училищ Хлопов не стремится что-либо изменить: он охвачен постоянным страхом перед возможными ревизиями и все его действия сводятся только лишь к постоянным жалобам и нытью.

Подобное отношение к своим служебным обязанностям характерно для всего чиновничества города. Такие «государственные мужи» нисколько не пекутся о людях или благоустройстве города.

Их личные интересы и собственное спокойствие дороже для них всего на свете.

Высмеивая и критикуя чиновничество, Гоголь раскрывает всю несостоятельность административного устройства России.

«Ревизор» стал комедией, где были выведены на сцену истинно русские характеры, были вскрыты общественные пороки. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью показаны Гоголем, что его «Ревизор» приобрел силу исторического документа.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-chinovnichiy-mir-v-komedii-gogolya-revizor/

Сочинение: Образы чиновников в пьесе Гоголя «Ревизор»

Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Гоголь сознательно не указывает точного местонахождения этого городка. В черновых вариантах писатель давал понять, что это Нежин, но во время работы над пьесой даже малейшие признаки его он убрал.

Гоголь хорошо знал и другие уездные городки, особенно Миргород, давший название сборнику его повестей.

Через много лет известный журналист и писатель В. А. Гиляровский рассказал о знаменательной беседе с землячкой Гоголя.

На вопрос: «Любили ли здесь писателя после того, как его произведения появились в печати? — та ответила: «Кто попал к нему под перо, те не любили, ведь как не любили! Особенно миргородские чиновники: ведь весь «Ревизор» с них списан».

И собеседница указала на некоторых прототипов: «Городничий списан с миргородского городничего Носенка, а почтмейстер — с почтмейстера Мамчина. Все тогда себя узнали: портреты верные были»1.

Гоголь проезжал и останавливался по дороге из Петербурга в Москву, из Москвы в Полтаву, из Полтавы в Киев, из Киева в Москву, из Полтавы в Крым и бывал во многих других подобных городках. Поэтому в «Ревизоре» он воссоздал облик типичного уездного города первой половины XIX века, населенного чиновничьим миром.

Белинский писал: «Ни в одной стране нет такого множества чиновников, как в России. И чиновники эти стоят над безгласным народом, как темный лес… Царское самодержавие есть самодержавие чиновников». Литературовед Д.

Николаев отмечает, что «город этот, во-первых, собирательный, обобщенный («сборный»); во-вторых, сатирический, ибо вбирает в себя отрицательное, порочное в общественной жизни («всю темную сторону»)4. Показывая все это, Гоголь одновременно разоблачает наиболее характерные пороки. В «Петербургских записках 1836 года» он писал, что комедия должна быть «верным списком общества, движущегося перед нами». Комедия «Ревизор» дает своеобразную художественную модель города, в котором нашли отражение явления, характерные для России 30-х гг. XIX века.

Если судить по репликам героев пьесы, этот городок был грязным. В центре его — площадь, недалеко от которой находились уездные учреждения и базар, где слышались крики и ругань полицейского.

Важно

Здесь учитель должен познакомить школьников с основными обитателями города, представленными в комедии, при этом только с теми чиновниками, которые занимают значительные посты в городском управлении.

Городок возглавлял городничий, которому были подчинены все городские власти. В пьесе это Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Как замечает Гоголь, это «уже постаревший на службе и очень неглупый, по-своему, человек».

Закоренелый взяточник, он ведет себя очень солидно, довольно серьезен, любит поучать и не прочь порассуждать. Попутно знакомятся ученики и с его женой Анной Андреевной, дочерью Марьей Антоновной.

В этом же городе есть суд, в котором «трудится» судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — с «1816 г. избран на трехлетие по воле дворянства и продолжает должность до сего времени». Он прочитал «пять или шесть книг и поэтому несколько вольнодумен». Это вторая рсоба после городничего и потому стремится «сохранить в лице своем значительную мину».

В городе также было училище, начальником которого является Лука Лукич Хлопов, а также почта, находящаяся в ведении Ивана Кузьмича Шпекина, В функции последнего входило выдавать почтовых лошадей, перевозивших людей и почту от одной станции к другой. Из праздного любопытства почтмейстер перечитывал все письма, которые попадали на почту.

В то время существовали богоугодные заведения, т. е. больницы, приюты для детей-сирот, дома для увечных и престарелых. Они создавались частными лицами, чтобы «угодить богу», и существовали на их средства. Чиновник, ведавший ими, назывался попечитель богоугодных заведений. В пьесе это Артемий Филиппович Земляника.

Кроме этих персонажей, в комедии действуют городские помещики Добчинский и Бобчинский, разные отставные чиновники, начальник полицейской части Уховертов, полицейские Свистунов, Пуговицын, Держиморда, а также другие лица.

: Гоголь изобразил в пьесе только часть чиновников, проживавших в городе.

Отметим, что в пьесе по имени и отчеству именуются только судья Аммос Федорович, попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович и смотритель училищ Лука Лукич, жена и дочь городничего. Все

Источник: http://www.getsoch.net/sochinenie-obrazy-chinovnikov-v-pese-gogolya-revizor/

Характеристика Хлестакова (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Главная » Сочинения » 8 класс |

Средняя оценка: 4.4 

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России. Одним из главных героев пьесы автор делает Ивана Александровича Хлестакова.

Хлестаков Иван Александрович. «…молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли».

Этот мелкий чиновник, получающий мизерную зарплату, мечтает о жизни «птицы высокого полета». В Петербурге, где он служит, Хлестаков насмотрелся на образ жизни крупных чиновников и богатых дворян и стремится попасть в их круг. В своем «залихвастском» вранье чиновникам города N герой раскрывает самые потаенные мечты.

Совет

Он представляется важным человеком в Петербурге, с которым все считаются и чье мнение очень авторитетно. Хлестаков врет, что он «на короткой ноге» со всеми известными людьми столицы, что он очень богат и талантлив. Будто бы именно он написал все известные ему литературные произведения.

Этот «маленький человек» хотя бы в своих мечтах стремится возвыситься, почувствовать себя достойным человеком.

Речь Хлестакова бессвязная, глупая, напыщенная, сотканная из противоречий и недосказанности. Оканчивая последнее слово фразы, он не помнит ее начала: «Меня даже хотели сделать вице-канцлером. О чем, бишь, я говорил?». Разговаривая с женой городничего Анной Андреевной, желая показать свою значимость, он рассказывает: «С хорошенькими актрисами знаком.

Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да, так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то все…» Большой оригинал». Вранье, одно другого ужаснее, так и слетает с языка Хлестакова: «Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма».

Уж и названий даже не помню».

К образу Хлестакова невозможно относиться серьезно, без насмешки. Сам автор комедии, в своих «Замечаниях для господ актеров» отражает свое отношение к герою, характеризуя его как человека «приглуповатого, пустейшего,без царя в голове».

Слуга Осип так говорит о своем барине: «…делом не занимается: вместо того, чтобы в должность, а он гулять по прешпекту, в картишки играет.

Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды… пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день — в кеятр, а там, через неделю, продает новый фрак».

Имя Хлестакова стало именем нарицательным не зря, ведь так много можно встретить людей и в наше время, ценности которых не отличаются от ценностей героя Н. В. Гоголя. Также есть тщеславные и самолюбивые люди, которые хотят все получить, не прилагая к этому никаких усилий, не обладая ни умом, ни трудолюбием.

Вместе с сочинением «Характеристика Хлестакова (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)» часто ищут

Источник: http://u4ulit.ru/publ/kharakteristika_khlestakova_po_komedii_n_v_gogolja_revizor/21-1-0-204

Характеристика чиновников в комедии Гоголя «Ревизор» » Сочинение на EraInfo.ru

Образы чиновников в комедии «Ревизор» столь же смешны, сколь и чудовищны, потому как правдивы и распространены во всех сферах тогдашней общественной жизни.

Городничий Сквозник-Дмухацкий, конечно, не глуп, как сивый мерин, он хорошо осведомлён о неприглядном положении обывателей своего города, плачевном состоянии медицины и образования.

Но извлечение собственной выгоды превалирует у городничего надо всем, а приезд ревизора должен был перекрыть процесс поглощения ресурсов и латания после этого дыр. Страх настолько ослепляет городничего, что он трусость и пустоту Хлестакова принимает за тонкое коварство, с которым проезжающий выдаёт себя за ревизора.

Обратите внимание

Сквозник-Дмухацкий никогда не испытывает чувства не только вины, но даже неловкости в моменты, когда его «благодарят», ведь призрак якобы Божьего промысла давно уже всё оправдал. Против божественной воли никто не смеет идти, разве что какие-нибудь вольтерьянцы.

Среди же досточтимых чиновников уездного города такого позора быть ни в коем случае не должно. Его и нет! Отсутствие вольтерьянского позора освобождает также от ума и образования.

Невежество насколько непобедимо, что никаким просвещением его с места не сдвинуть, как у городского судьи, берущего взятки борзыми щенками для будущей охоты. Несколько книг, которые во всю жизнь прочитал «а-подать-сюда-Ляпкин-Тяпкин», конечно, стяжали ему славу вольнодумца, но к его скудному сознанию ровным счётом ничего не добавили. Он не только не в состоянии выполнять работу, но и нести ответственность за свои суждения, которые уже давно, а может быть и с самого начала карьеры, упразднены начальством чем-то вроде: «много ума хуже, чем бы его совсем не было».

В рядах чиновников города Н в «Ревизоре» хорошо заметен Земляника, который со всем рвением опекается богоугодными заведениями. Он ужасный проныра и умеет говорить по сердцу властьимущих, что всегда обеспечивает ему блестящий успех.

Попечитель считает лесть самым незаменимым и безошибочным средством для проникновения в чужую душу и пользуется ей в самых широких масштабах. Он заискивает и перед городничим, и перед Хлестаковым, тонко улавливая природу их гордыни и страха.

Уступает в лести Землянике смотритель училищ Хлопов, он делает это не так искусно, зато с большим успехом подаёт городничему жалобы на учителей, которые якобы распространяют вольный дух среди подрастающей молодёжи, слишком уж они оскорбительно горячи и образованы.

Поэтому все чиновники из «Ревизора» столь репрезентативны, столь блистательны в своём упрямстве, ведь каждый из них является частью взяточнической системы, убивающей всё человеческое, оригинальное и разумное.

Образы чиновников в комедии «Ревизор» дополняются и такими персонажами как Бобчинский и Добчинский, плутоватыми сплетниками, которые находятся в бесконечном поиске потрясающих новостей.

Важно

Они снуются через всю комедию баловниками и шутами, которых никто ни во что не ставит, но все терпят – за возможность первыми узнать интересное происшествие, чего бы оно ни касалось.

Один из них обязательно то сопровождает городничего к Хлестакову, то рассыпается в любезностях перед Анной Андреевной, то подобострастно заикается перед ревизором.

В конечном счёте, во всех ипостасях они не меняются, демонстрируя низшую ступень мыслительной скудости и ничтожества – мелкого чиновника, который в силу положения ласков, а дай ему в руки власть – растерзает любого. Сами Добчинский и Бобчинский испытывают чуть ли не наслаждение от трепетания перед властью, ибо «страх всё равно пронимает, когда говоришь с вельможей», и этот страх вовсе не кажется унизительным. Его воспринимают, как источник низкого удовольствия.

И, наконец, сам Хлестаков – это воплощённая канцелярская пустота, проигравшаяся в карты и в силу обстоятельств принявшая на себя роль ревизора.

Хлестаков подлежит заполнению по самой своей природе, поэтому ему самому не важно, кем он будет в следующий момент, потому как до сознания его не сразу доходят умыслы городничего. Он принимает преклонение и щедро дарит всех своим вниманием как человек, которому не нужно рассказывать о его неотразимости.

Угрозы его смешные и мальчишеские, но именно это вызывает подозрение Сквозника-Дмухановского, а потом уже и уверенность – этот приезжий просто искусно хитрит, он и есть ревизор!

В этих отношениях мы видим конечную точку абсурдности чиновничьего мира: страх перед властительной силой парализует человека, делает возможным подмену и дарит невежеству процветание. Из этого круга может помочь вырваться только очищающий смех – единственный положительный персонаж в комедии Гоголя.

Источник: http://erainfo.ru/xarakteristika-chinovnikov-v-komedii-gogolya-revizor/

Речевые характеристики героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»:

Обратите внимание

В своей бессмертной комедии «Ревизор» Гоголь выступает тонким мастером рече­вой характеристики героев. В речи каждого персонажа, словно в фокусе, отражается соответствующий характер.

Вот перед нами Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — городничий. Это лицемер, меняющий приемы общения с людьми в зависимости от того, с кем ему прихо­дится иметь дело. Он ласков, почтителен с мнимым ревизором Хлестаковым, заискивает перед ним и льстит ему.

Обращаясь к Хлестакову, он подобострастно говорит: «Желаю здравствовать! Обязанность моя, как градоначальника нашего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…» «Извините, я, право, не виноват…» — оправдывается он перед Хлестаковым, который рассказывает ему, как плохо его кормят в гостинице.

Совет

Интересуясь, откуда прибыл мнимый ревизор, Антон Антонович участливо вопрошает: «Осмелюсь ли спросить, куда и в какие места едете?» Совсем по-другому разговаривает он с подчиненными ему людьми. Куда делись его учтивость и вежливость! Грубость, несдержанность, оскорбления сыпятся изо рта городничего, как из рога изобилия.

Обращаясь к трактирному слуге, который принес счет Хлестакова, он грубо кричит: «Пошел вон, тебе пришлют». Увидев, как помещик Бобчинский падает, городничий гневается: «Не нашли другого места упасть! И растя­нулся, как черт знает что такое».

А вот разговаривает он с полицейскими — Держимордой и Свистуновым: «Экие косолапые медведи — стучат ногами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги. Где вас черт таскает?»

Купцы, жалуясь Хлестакову на городничего, так описывают его поступки: «Такие обиды чинит, что описать нельзя. Не по поступкам поступает. Схватит за бороду, говорит: «Ах ты татарин!» Таков городничий, «царек» этого уездного городка.

Очень ярко написан Гоголем и образ почтмейстера. Свои представления о мире он черпает из чужих писем. Однако его словарный запас все равно беден. Вот, например, место из письма, кажущееся ему особенно прекрасным: «Жизнь моя, милый друг, течет в эмпириях; барышень много, музыка играет, штандарт скачет».

Важно

Очень колоритен и образ судьи Ляпкина-Тяпкина, весьма «образованного человека», прочитавшего пять или шесть книг и отличавшегося вольнодумством. Он всегда сохра­няет на лице значительную мину, говорит басом, как бы подчеркивая свою значимость. Однако речь Аммоса Федоровича бессвязна, маловыразительна, неправильна.

Узнав о приезде ревизора, он «глубокомысленно» изрекает: «Да, обстоятельство такое… необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром…

» Далее следует еще более глупая догадка: «Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше поли­тическая причина. Это значит вот что: Россия… да.

хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены».

Обратите внимание

В своей бессмертной комедии «Ревизор» Гоголь выступает тонким мастером рече­вой характеристики героев. В речи каждого персонажа, словно в фокусе, отражается соответствующий характер.

Вот перед нами Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — городничий. Это лицемер, меняющий приемы общения с людьми в зависимости от того, с кем ему прихо­дится иметь дело. Он ласков, почтителен с мнимым ревизором Хлестаковым, заискивает перед ним и льстит ему.

Обращаясь к Хлестакову, он подобострастно говорит: «Желаю здравствовать! Обязанность моя, как градоначальника нашего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…» «Извините, я, право, не виноват…» — оправдывается он перед Хлестаковым, который рассказывает ему, как плохо его кормят в гостинице.

Совет

Интересуясь, откуда прибыл мнимый ревизор, Антон Антонович участливо вопрошает: «Осмелюсь ли спросить, куда и в какие места едете?» Совсем по-другому разговаривает он с подчиненными ему людьми. Куда делись его учтивость и вежливость! Грубость, несдержанность, оскорбления сыпятся изо рта городничего, как из рога изобилия.

Обращаясь к трактирному слуге, который принес счет Хлестакова, он грубо кричит: «Пошел вон, тебе пришлют». Увидев, как помещик Бобчинский падает, городничий гневается: «Не н&шли другого места упасть! И растя­нулся, как черт знает что такое».

А вот разговаривает он с полицейскими — Держимордой и Свистуновым: «Экие косолапые медведи — стучат ногами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги. Где вас черт таскает?»

Купцы, жалуясь Хлестакову на городничего, так описывают его поступки: «Такие обиды чинит, что описать нельзя. Не по поступкам поступает. Схватит за бороду, говорит: «Ах ты татарин!» Таков городничий, «царек» этого уездного городка.

Очень ярко написан Гоголем и образ почтмейстера. Свои представления о мире он черпает из чужих писем. Однако его словарный запас все равно беден. Вот, например, место из письма, кажущееся ему особенно прекрасным: «Жизнь моя, милый друг, течет в эмпириях; барышень много, музыка играет, штандарт скачет».

Важно

Очень колоритен и образ судьи Ляпкина-Тяпкина, весьма «образованного человека», прочитавшего пять или шесть книг и отличавшегося вольнодумством. Он всегда сохра­няет на лице значительную мину, говорит басом, как бы подчеркивая свою значимость. Однако речь Аммоса Федоровича бессвязна, маловыразительна, неправильна.

Узнав о приезде ревизора, он «глубокомысленно» изрекает: «Да, обстоятельство такое… необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром…

» Далее следует еще более глупая догадка: «Я думаю, Антон Антонович, что здесьтонкая и больше поли­тическая причина. Это значит вот что: Россия… да.

хочет вссти войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены».

Земляника, попечитель богоугодных заведений, — проныра и плут. Речь его про­низана подобострастием, услужливостью, но так же бедна и бескультурна: «С тех пор как я принял начальство, — может быть вам покажется даже невероятным, — все как мухи выздоравливают!»

Нельзя не удивляться и «красноречию» Луки Лукича Хлопова — смотрителя училищ: «Оробел, ваше бла… преос… сият… Продал проклятый язык, продал!»

Однако самый яркий, незабываемый образ комедии — это плут и прощелыга Хлес­таков, который всем пускает пыль в глаза, желая «блистать среди себе подобных при полной умственной и духовной пустоте». Соответственно и речь его такая: бессвязная, глупая, заносчивая.

Разговаривая с женой городничего Анной Андреевной, желая показать свою значимость, он рассказывает: «С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да, так, брат, — отвечает бывало, — так как-то все…» Большой оригинал».

Вранье одно другого ужаснее так и слетает с языка Хлестакова: «Моих, впрочем, много естьсочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню».

Совет

А чего стоят такие его словесные «перлы»: «Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа». Или: «А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр…»

Его болтовня изысканно неправдоподобная. Слова вылетают у него вдохновенно, оканчивая последнее слово фразы, он не помнит ее первого слова: «Меня даже хотели сделать вице-канцлером. О чем, бишь, я говорил?»

Гоголь смеется, а иногда даже издевается над своими героями. И делает это во многом с помощью речевых характеристик персонажей. Он показывает, что в современной ему действительности человеческое начало извращено и придавлено.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/8_klass/1/10-1-0-754

Ссылка на основную публикацию