Испытание любовью базарова (тургенев отцы и дети) сочинение

Испытание любовью Базарова (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя.

Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous».

То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего характера и идей, Тургенев помещает в жизненные обстоятельства, требующие характера и применения идей на практике — для преодоления конкретных жизненных препятствий. При этом ни в одном из тургеневских произведений обстоятельства «испытания любовью» не повторяются.

Обратите внимание

Так, Дмитрия Рудина в одноимённом романе (1855) полюбила замечательная девушка Наталья Ласунская. Она первая признаётся в любви, и тут Рудин, который и сам влюблён, отступает.

Он не уверен, что сможет устроить достойную жизнь для Натальи, боится взять на себя ответственность за её судьбу, поэтому советует ей покориться воле матери-аристократки, которая никогда не согласится на брак своей дочери и нищего философа Рудина.

«Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах…» (IX), — подводит итог возвышенным рудинским призывам Наталья. Сцена последнего объяснения у заброшенного пруда доказывает жизненную несостоятельность Рудина, прекрасного оратора и неуверенного в себе, беспомощного в реальных обстоятельствах человека.

Фёдор Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо» (1858) изображён зрелым человеком, много повидавшим (Россию и Францию, столицы и провинцию), много передумавшим (идеи западников и славянофилов, отношения дворянства и народа), много пережившим (любовь к жене и её измену).

Лаврецкий знакомится с Лизой Калитиной, отличающейся необыкновенной душевной и нравственной чуткостью. Он влюбляется в Лизу сначала безнадёжно, а после известия о смерти жены начинает мечтать о личном счастье.

Но внезапный приезд жены (известие о её смерти оказалось ложным) разбивает все его надежды. Герой и не пытается что-нибудь предпринять в сложившейся ситуации, сразу смиряется со своей трагической судьбой, о чём свидетельствует последнее свидание-прощание главных героев (ХLII).

Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий остаётся одиноким, неприкаянным человеком.

Главным героем романа «Накануне» (1859) становится бедный студент Московского университета, болгарин по национальности Дмитрий Инсаров, человек с сильным характером, целеустремлённый, воодушевлённый великой идеей борьбы за свободу родины.

Этот герой противостоит «грызунам, гамлетикам, самоедам» — русским дворянам-интеллигентам, героям первых романов Тургенева.

В Инсарова влюбляется молодая дворянка Елена Стахова, покорённая героической личностью болгарина, его страстной любовью и одновременно гордой скромностью, уверенностью в себе (чего не было в Лаврецком), отсутствием позёрства (чем грешил Рудин).

Важно

В сцене объяснения в любви Инсаров заявляет, что не может отказаться от главной цели своей жизни — борьбы за освобождение Болгарии от турецкого ига, но Елена, одобряя эту высокую и благородную цель, готова разделить вместе с ним все трудности опасной героической борьбы (XVIII). Так Инсаров и Елена находят счастье, не противопоставляя свою любовь другой важной цели — борьбе за свободу Болгарии.

Итак, главные герои рассмотренных романов Тургенева, кроме болгарского патриота Инсарова, «испытание любовью» не прошли. Что же в этом отношении можно сказать о Базарове?

До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия историю Павла Петровича и княгини Р., молодой нигилист язвительно вопрошает: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.

(…) Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, сердечное влечение влюблённых друг к другу отрицает. Пока в женщинах его привлекает только внешняя красота.

Встретив в саду Фенечку, он сразу спрашивает у Аркадия: «Кто это? Какая хорошенькая!» (IX); услышав от Ситникова об эмансипе Кукшиной, уточняет: «Хорошенькая она?» (XII); разглядев на балу красавицу Одинцову, резюмирует своё впечатление: «Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно» (XIV).

Но вот, прожив две недели в усадьбе Одинцовой, он чувствует, что влюбился не на шутку, причём теперь он оценил не только красивые плечи, но и сильный характер, тактичное поведение, интеллект, заботу о младшей сестре Кате, то есть душевные качества Анны Сергеевны.

Он, вопреки своим теоретическим убеждениям, поддался тому самому романтическому чувству любви, которое «называл белибердой, непростительной дурью» (XVII).

Отказаться от прежних взглядов на любовь гордому, самоуверенному Базарову нелегко, но молодой нигилист недолго носился со своей обидой на жизнь, которая опровергла его убеждения насчёт любви.

«Идеальная» (то есть духовная) любовь существует, и Базаров, не тратя много времени на романтические колебания и бесплодные томления (как это делали влюблённые герои предыдущих произведений Тургенева), объясняется Одинцовой в любви. Так, благодаря своей решительности, Базаров достойно выдержал первое, но не главное «испытание любовью».

«Дама сердца» на признание героя ответила отказом, и Базаров обречён покорно страдать или бороться с чувством сильной, но безответной идеальной любви. И мен но теперь для него начинается настоящее «испытание любовью».

Герою не с кем поделиться своими душевными страданиями, но они есть, и автор указывает на их внешнее проявление: «Предшествующую ночь (после объяснения с Анной Сергеевной — О.П.) он всю не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней.

Совет

Сумрачной резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки» (XIX).

Как несентиментальный и волевой человек, будущий лекарь решает применить сразу три «лекарства от любви» и так победить в себе несчастную любовь: во-первых, призвав на помощь ум и гордость, «озлиться» (XIX) на своё чувство; во-вторых, отвлечься на какую-нибудь деятельность; в-третьих, завести лёгкий роман-интрижку с хорошенькой женщиной.

Всё намеченное он исполняет. Думается, не случайно Аркадий выслушивает следующее рассуждение Базарова: « …по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (…) Мужчине некогда заниматься такими пустяками» (XIX).

Погостив с Аркадием три дня у родителей, Базаров возвращается в Марьино, где оставил «все свои препараты» (XXI) и где без помех может продолжить своё настоящее дело — исследовательские опыты.

Там же молодой нигилист пытается «добиться толку» (XVII) от Фенечки, которая была с ним ласкова и показалась ему простой и нетребовательной в амурных делах. Однако и здесь он ошибся: поцелуй в беседке оскорбил Фенечку: «»Грешно вам, Евгений Васильевич», — шепнула она уходя.

Неподдельный упрёк слышался в её шёпоте. Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно» (XXIII).

Чтобы победить свою несчастную любовь, герою нужна не только личная решимость, но и время, которое, как известно, лечит всё. А Тургенев не даёт молодому нигилисту времени: примерно через месяц после объяснения с Одинцовой Базаров заражается трупным ядом и, проболев неделю, умирает.

Обратите внимание

Только разобравшись в обстоятельствах болезни героя, можно решить, выдержал Базаров «испытание любовью» или нет. Если при вскрытии тифозного трупа герой порезался случайно, то логично предположить, что он мог бы перебороть в душе любовь к Анне Сергеевне, не «киснуть» до конца жизни, как Павел Петрович, а заняться более важным делом, к которому себя готовил.

Поскольку он имел душевные силы сопротивляться смертельной болезни, постольку и несчастную любовь сумел бы со временем победить.

Но в обстоятельствах заражения Базарова есть странные детали. Герой порезался, хотя постоянно препарировал лягушек и, следовательно, поддерживал свои хирургические навыки.

Кроме того, когда у уездного лекаря не оказалось адского камня, Базаров почему-то не воспользовался другим спасительным средством — не прижёг порез железом.

Возникает подозрение, что герой сознательно заразился и предпочёл умереть, чтобы не терзаться душевными муками из-за безответной любви. Стало быть, он не выдержал «испытание любовью».

Итак, в «Отцах и детях» Тургенев применил свой любимый сюжетный ход — раскрытие характера героя (его нравственных и деловых качеств) через историю любви. Для литературных героев 30-40-х годов XIX века — «лишних людей» (именно к этому типу героев относятся Рудин и Лаврецкий) — «наука страсти нежной» (А.С.

Пушкин «Евгений Онегин», 1, VIII) составляла главный, если не единственный, интерес в жизни. Для героев 60-х годов — «новых людей» — кроме любви, а иногда и помимо неё, в жизни существуют другие заманчивые цели: общественная и предпринимательская деятельность, наука, художественное творчество и т.д.

Вопреки этим различиям прежних и современных героев, Тургенев склоняет Базарова, убеждённого демократа, перед «всесильной любовью».

Писатель показывает даже, как романтическое чувство к прекрасной аристократке Одинцовой поколебало не только взгляды героя на любовь, ной его общественные и философские убеждения.

Важно

Базаров уже засомневался, следует ли ему тратить силы на мужиков Филиппа или Сидора, которые когда-нибудь будут жить в белых избах, а о Базарове даже не вспомнят (XXI).

Он начинает думать о смерти («Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может…» — XIX), о ничтожности человека («…часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…» — там же).

При всём том Тургенев понимал разницу между «лишними» и «новыми людьми», поэтому Базаров, в отличие от Рудина и Лаврецкого, пытается достойно выдержать «испытание любовью», победить свои романтические чувства, раз уж они безответные. Правда, пытается безуспешно, потому, может быть, что писатель дал герою слишком мало времени.

Таким образом, Базаров в сравнении с прежними тургеневскими героями представлен более мужественным, волевым человеком, новее равно он трагически обречен, как, впрочем, и Инсаров, хотя последний безусловно выдержал своё «испытание любовью».

Так проявилось сложное отношение автора к нигилисту Базарову — уважение его личных качеств и неприятие его общественной программы.

Источник: http://resoch.ru/ispytanie-lyubovyu-bazarova-sochinenie/

Базаров и Одинцова: испытание любовью

Отцы и дети — произведение Тургенева, которое он завершил писать в 1862 году. Его мы изучили на уроке, познакомившись с такими героями, как Базаров и Одинцова. Именно их писатель решил испытать любовью.

Базаров — человек будущего, нигилист, которому чужды романтические проявления. Он не признает никого и не имеет авторитетов, нет для него ни одного принципа на веру.

Для него существует только то, что можно потрогать руками, увидеть глазами, попробовать на вкус. А любовь и романтика — это не для него, это белиберда.

Совет

Вот писатель и решает испытать героя Базарова, познакомив его с Одинцовой. И что происходит?

Этот неприступный нигилист, для которого были чужды чувства, кто не верит в любовь, утверждая, что романтизм вздор, полностью меняется. Увидев Одинцову и выделив однажды ее из толпы, Базаров влюбляется.

Сначала его привлекла только физическая красота, но позже, общаясь с героиней, Базаров понимает, насколько это эрудированная, интересная и умная женщина. Незаметно для себя он открывается с другой стороны. Теперь это уже не гордый и целеустремленный человек, уверенный в своих силах. Теперь это человек, которому трудно сохранять выдержку и самообладание.

Читайте также:  Сочинение как человек должен относиться к природе по рассказу васюткино озеро

Это человек, чьи мысли заняты лишь Анной Одинцовой. Теперь Базаров и сам испытывает те чувства, что некогда презирал и отвергал их существование.

Получается, испытание любовью для Евгения Базарова и Анны Одинцовой стало серьезным испытаниям на верность нигилистическим взглядам. Так Базаров проигрывает, открывшись своим чувствам, а вот героиня не стала изменять привычному укладу жизни, жертвовать комфортом, поэтому она не отвечает взаимностью на признания в любви Базарова.

Наверное героиня и не испытывала по отношению к герою настоящего чувства любви, в противном случае, мне кажется, она также ради любви была бы готова на все и они были бы счастливы. Но совсем другой ход событий ожидает нас в произведении автора. Герой не может оставаться верным своим убеждениям, поэтому когда он получил отказ, для него была потеряна цель жизни и ее смысл.

Он уезжает к родителям, занимается медицинской практикой, а заразившись тифом, умирает.

Показав испытание любовью Базарова и Одинцовой автор прямо говорит, что невозможно противостоять человеческой природе. Он развенчивает теорию нигилизма. Человек по природе создан для чувств, для прекрасного, для восхищения. Отвергая все это, мы лишь обрекаем себя на существование, а не на полноценную жизнь.

Источник: http://sochinyshka.ru/bazarov-i-odincova-ispytanie-lyubovyu.html

Испытание любовью Базарова

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Испытание любовью Базарова

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был закончен в 1862 году. В этом произведении писатель затронул глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является демократ-разночинец Евгений Базаров.

     При первой встрече Базарова с остальными героями романа, автор представляет нам внешний вид молодого человека.Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства.Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров — нигилист.

Он экспериментатор,страстно увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук.Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:» Рафаэль гроша ломанного не стоит». не признает красоты природы:» Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё «романтизм» или «вздор».

Обратите внимание

Он считает, что любви нет, а есть только физиология или «потребности организма».      До встречи с Одинцовой, Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов — сломать всё старое, чтобы «место расчистить», а уж строить — это не их дело.

обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей.      Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается «физиологически»:» Это что за фигура? на остальных баб не похожа», «у нее такие плечи, каких я не видывал давно».

Но по мере их близкого общения,Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Одинцова сама старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев.

Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: «В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало».

     Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:» в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: «Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала». Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым.      Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису.Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью.

В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла,не сумев пройти испытание любовью.

     Таким образом, Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова.

Добавил: 50Yulechka

192622 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00866801359056103769

Сочинения на Getsoch.ru

Испытание любовью в романе «Отцы и Дети» И. Тургенева

       В своем романе самом знаменитом «Отцы и дети» И. Тургенев рисует живой образ человека будущего, нигилиста в лице Евгения Базарова. Базаров отрицает буквально все. Но для И. Тургенева мало показать одну сторону человеческого характера. Он решает подвергнуть своего героя самому безжалостному, самому тяжелому испытанию – испытанию любовью.

       Итак, Евгений Базаров – это молодой человек, «который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств».

Именно поэтому любовь, романтические чувства для него – это «белиберда, непростительная дурь», болезнь. Нигилист по натуре и по мышлению, Базаров не хочет тратить себя на пустые чувства, однако под толстым слоем отрицания скрывается действительно доброе, любящее сердце.

Испытание любовью живо вскрывает эти внутренние черты характера героя.

Важно

       Евгений Базаров встречает однажды Анну Сергеевну Одинцову. Это богатая и  умная женщина. Он сразу выделяет ее из толпы, прикрываясь небрежной фразой: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Впоследствии заинтересованность в этой женщине превращается в страсть, в любовь.

Одинцова больше не покидает сердце юного нигилиста, она завладела его душой, его мыслями… И это – о Базарове! О Базарове, который всегда чувствовал свое превосходство над женщинами, который всегда отрицает сердечную привязанность людей! И теперь он сам становится жертвой своего неверия.

       Отныне в герое живут два человека: противник романтических чувств и страстно любящий человек. Но сила любви оказывается сильнее принципов Евгения Базарова, и он « с негодованием сознавал романтика в самом себе». Это возмущало его гордость. Одинцова вытянула из него признание. «Знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…

Вот чего вы добились» — восклицает Базаров. «Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу» — именно злоба! Злоба на самого себя. За то, что он не смог противиться этому дикому чувству.

За то, что он не смог защитить свои принципы. 

       Но любовь Евгения Базарова – это безответная любовь. Одинцова заинтересована в этом молодом человеке, но она не любит его. Она дорожит своим общественным положением, и вынуждена отказать Базарову.

       Однако, любовь не сломила молодого человека, в отличие от Павла Петровича Кирсанова, который так и не смог оправиться от безответной любви к таинственной графине Р. Базаров, пережив и признание, и переступив свою гордость, оказался сильнее. Он с головой уходит в работу и уезжает домой, к родителям. Но любовь все еще жива в его сердце. И она не покинет его до самой смерти.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/175-ispytanie-lyubovyu-v-romane-ottsy-i-deti-i-turgeneva.html

Испытания Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинения › Тургенев И.С. › Отцы и дети

Готовые Домашние Задания

В романе “Отцы и дети” образ нового человека Евгения Васильевича Базарова представляется сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным как читателя прошлого века, так и нашего современника.

И. С. Тургенев в самом начале работы над романом не определился в своем отношении к Базарову.

С одной стороны, он оценивает героя по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого.

Но, с другой стороны, читатель чувствует, что Базаров чужд автору, непонятен — Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, “загореться” его идеей, но безрезультатно.

Совет

Этим вызвано глубокое одиночество Базарова. Он недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот.

По его собственному замечанию, “настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушать или ненавидеть”. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях.

Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственный, кто решается противостоять этому бурному натиску, — Павел Петрович Кирсанов.

В своих спорах с Базаровым Кирсанов отстаивает свои исторические корни, духовные ценности, жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему силы в “схватке” с противником, который может противопоставить ему только свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров неправ, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.

Всякие убеждения нуждаются в проверке, и Тургенев вводит в жизнь своего героя испытание любовью.

Автор все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Базаров полюбил помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Он испытал то самое чувство, над которым ранее безжалостно смеялся.

Евгений понял, что человек— это не бездушная “лягушка”. Он внезапно осознал, что живая природа никогда не подчинится каким-либо теориям. Одинцова ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров.

Читайте также:  Анализ романа марка твена приключения тома сойера

Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность.

Обратите внимание

В груди у Базарова бьется сердце романтика, которому доступны и любовь, и нежность, которое понимает, что такое искренность и преданность любимому человеку. И никому, даже самому себе, Базаров не признается в этом. Душа его иногда прорывается наружу, но Базаров тут же усилием воли подавляет ее, при этом становясь жестче и резче.

Именно По этим скачкам поведения можно судить о том, насколько сердце его подвержено романтическим порывам. В этом и заключается трагизм положения Базарова. Душой и сердцем он желает любить, тогда как сознанием он подавляет это желание. И ярче всего эти противоречия души и сознания проявляются в сценах в доме Одинцовой.

Именно здесь душа на краткий миг обретает свободу, чтобы тут же быть погребенной на самое дно сознанием. Это происходит во время признания в любви Базарова Одинцовой.

Этот гордый нигилист оказался во власти отрицаемого им чувства: душа вырвалась наружу, но с такой разрушительной силой, что оказалась смертельной для этого самого чувства, ибо сильная любовь сродни ненависти. Во время признания Базарова била дрожь, но это была не сладострастная дрожь первого признания: страсть бурная и неконтролируемая била в нем.

И Одинцова испугалась его; чувство, начавшее было появляться в ней, оказалось сломленным, потому что нельзя любить человека, которого боишься. Базаров потерял свою единственную любовь из-за того, что слишком долго сдерживал свою душу, и душа эта отомстила ему, лишив его женщины, которую он полюбил.

После неудачи с Одинцовой Базаров стал более замкнутым, озлобленным. Он начал критиковать себя, винить за предательство своих же принципов.

Он стал отдаляться от Аркадия, или, вернее сказать, Аркадий стал отдаляться от него, так как с тех пор, как Кирсанов полюбил Катю, он стал постепенно отказываться от принципов Базарова, становиться мягче, добрее, романтичнее. Базаров оказался один на один со своей бунтующей душой и подавляющим ее сознанием.

Он еще более ожесточенно принимается отрицать все авторитеты и чувства: доходит до того, что он отрицает любовь своих родителей и относится к ним так равнодушно или даже с раздражением, что родители впадают в отчаяние, пытаясь вернуть себе сына.

Важно

И тут образуется замкнутый круг. Базаров мечется в нем, одинокий, отчаявшийся. Он противоречив: Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от “глупой жизни отцов”, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним.

Он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: “Нужен ли я России? Нет, видимо, не нужен”. Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это тяжело даже такой сильной личности, как Базаров.

Как тяжело, умирая, осознавать бесплодность прожитой жизни! Ведь исправить уже ничего нельзя.

А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы.

Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически (“Я умру, и из меня лопух расти будет”, “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”).

Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество. Он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая могилу, как бы отделяет его от мира.

Он жил “могучим богатырем, которому негде было развернуться, некуда деть исполинские силы, некого любить настоящей любовью”. С этой точки зрения смерть его была неизбежной.

Сочинения по теме:

  • Сложный образ героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» сочинение
  • «Нужен ли я России?» по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» сочинение
  • Судьба и жизнь Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» сочинение
  • Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» сочинение

Источник: http://1soch.ru/turgenev-is/otcy-i-deti/ispytaniya-bazarova-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti

Базаров и Одинцова: испытание любовью

В 10-м классе на уроках русской литературы школьники проходят роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». «Испытание любовью Базарова и Одинцовой» — сочинение, которое пишут ребята по итогам работы над данным произведением.

В нем школьники анализируют лирическую составляющую романа, ставшую органичным дополнением других важных тем, раскрытых в нем. Итак, «Базаров и Одинцова. Испытание любовью» — сочинение, написанное ученицей 10 класса.

Евгений Базаров и Анна Одинцова – это главные герои романа Ивана Тургенева, написанного в 1862 году. Сюжетная линия произведения, посвященная их отношениям, имеет очень важное значение и гармонично сочетается с проблемами нравственного, общественного и политического характера, поднятыми автором романа. Без темы любви «Отцы и дети» не были бы столь интересны и поучительны.

Совет

Итак, Базаров. Молодой нигилист, отвергающий все мещанское и буржуазное. Человек, мечтающий очистить мир от глупых предрассудков, традиций, поддерживающих социальное неравенство, и других явлений, имевших место в 19-м веке. Он уважает науку и занимается ею.

А любовь… Ее он отвергает, причисляя к пережиткам прошлого, от которых нужно избавляться. Все эти романтические «сопли», вздохи на скамейке и т.д. Евгению претят. Герой считает, что человеческая тяга друг к другу объясняется физиологическими потребностями и только.

А душевная близость – это не больше чем выдумки.

И вот Базаров встречает Одинцову. Анна Сергеевна принадлежит как раз к тому сословию, которое так презирает Евгений. Она – помещица, барыня… Вот только личность ее не соответствует шаблонным представлениям Базарова о буржуазии. Ведь Одинцова умна, иронична, эрудирована. И при этом ослепительно красива.

Молодой нигилист незаметно для самого себя влюбляется в Анну Сергеевну. Он долго борется с этим чувством, и, наконец, признается в нем. И себе, и Одинцовой. А она… Хоть и отвечает Базарову взаимностью, любовь его отвергает. Спокойная, размеренная жизнь ей оказывается дороже.

Не долго прожил главный герой «Отцов и детей» после объяснения с Одинцовой. Нет, он не покончил с собой и не «усох» от страданий. Но смерть его логична. Ведь нигилистические ценности, которые проповедовал Базаров, оказались ложными.

Он понял это на собственном примере. Нигилизм, как и Базаров с Одинцовой, проверку любовью не прошли. Чувство оказалось сильнее убеждений.

Поэтому автор «хоронит» героя, показывая читателю, что мир без любви права на жизнь не имеет!

На этой странице искали :

  • проблема испытания базарова любовью

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/bazarov-i-odincova-ispytanie-lyubovyu.html

Испытание героя любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

“Тольколюбовью держится и движется жизнь”.<\p>

И. С. Тургенев

И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал аккурат эти испытания?

Я думаю, потому что любовь — это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются суть человеческая и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть — это великий уравнитель, к ней как к неизбежному надобно быть готовым и уметь умереть достойно.<\p>

В сочинении я хочу решить, выдержал ли Евгений Базаров, основополагающий герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку — проверку любовью.

В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм — это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления – надуманными и нелепыми. Таким образом, “…отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И тот самый человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала основополагающий герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Рекомендуем почитать ►

Краткие выводы по теме романа «Война и мир»

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным.

Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это.

Обратите внимание

Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п.

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь.

В душе Базарова бушуют сомнения и озлобленность, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе.

Анна Сергеевна пытается побудить его на разговор о чувствах, и он с ещё большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится.

Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой заболеванием. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой.

Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

Рекомендуем почитать ►

Речь в защиту Раскольникова Выписка из судебного

В романе “Отцы и дети” основополагающий герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева.

Важно

Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, — он готов к этому чувству и не боится ответственности.

Но в этом месте ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен — Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так продолжительно искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

Читайте также:  Сочинение проблема ответственности людей за свою родину рассуждение

Источник: http://www.getsoch.net/ispytanie-geroya-lyubovyu-v-romane-i-s-turgeneva-quot-otcy-i-deti-quot/

Испытание любовью (о романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева)

Любовь у Тургенева всегда была испытанием для героя. Способен ли герой к большому, настоящему чувству? Любовь Базарова позволяет нам лучше понять его внутренний мир.

Сюжетная линия Базаров — Одинцова очень важна в романе.

Тургенев в какой-то степени отходит от привычной для него повествовательной манеры, когда превосходство великодушной, способной к глубоким чувствам, смелой женщины над героем оказывалось достаточно ясным и определенным.

В «Отцах и детях» образная система построена несколько иначе, нежели ранее (в «Накануне»). Кстати, Базаров правильно оценивает сложившуюся ситуацию. Он говорит Одинцовой:

«Главное, надо уметь отдаться…

— Но вы бы сумели отдаться?

— Не знаю, хвастаться не хочу».

Сумела бы Одинцова пожертвовать всем ради любимого человека? Сумел бы отдаться Базаров? Не знаем… Но в данном случае важно другое.

Наступило все же для Базарова великое чувство любви — и именно здесь наиболее отчетливо выясняется его раздвоенность, отсутствие цельности: «В разговоре с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушие ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

Теперь особенно отчетливо он сам ощущает в себе два противоборствующих начала, как будто два человека живут в нем: один — убежденный противник романтических чувств, не принимающий духовной природы любви, не желающий «отдавать себя» в жертву, и другой, неожиданно обнаруживающий в себе способность к глубоким человеческим чувствам, прекрасным, таинственным и всесильным.

Разум совладать с ними не может. «Он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». И не потому ли так скован, так напряжен Базаров в присутствии Одинцовой? Куда девались его непринужденность и его самоуверенность! «Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно…

и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно».

Совет

Видите, как отчаянно сопротивляется Базаров новому чувству, которое незаметно просыпается и растет в нем. «Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает». «Бабенка» (так, внутренне противясь, называет Базаров Одинцову) его не сломала. Но сам-то себя он все же попробовал сломать: свою человеческую природу, свое тревожное и уязвимое сердце.

Появляется в его сознании и поведении та действительность, которая перерастает в какой-то надлом, надрыв. Но это нисколько не снижает масштаб образа Базарова. Напротив, к концу романа образ его укрупняется, а сам он приходит к размышлениям философского плана, к чему ранее испытывал полное равнодушие, если не презрение. Уехав от Одинцовой, Базаров говорит Аркадию: «…

Я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке, кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже…

Что за безобразие! Что за пустяки!»

Да нет, не о пустяках заговорил Евгений Базаров. Человек и Вселенная, Человек и Вечность — это громадные философские вопросы. Их ставили перед собой именно романтики, которых так ненавидел Базаров. А теперь он задает эти же вечные вопросы себе — вот отчего он злится и негодует.

Источник: http://www.sochuroki.com/ispytanie-lyubovyu-o-romane-otcy-i-deti-i-s-turgeneva/

«БАЗАРОВ и ОДИНЦОВА. Испытание любовью» — Сочинение по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Цели урока: Образовательная — углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная — воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям; Развивающая — развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное. Содержание учебного материала Формы организации познавательной деятельности Вступительное слово учителя. Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только для характеристики главного героя: они по-своему характеризуют избранную теорию, доводят до абсурда идеи Базарова, выявляя все истинные негативные стороны вульгарного материализма и нигилизма.

https://www.youtube.com/watch?v=WtT1K4uOIpk

Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что-то в нем есть привлекательное для таких пустых и неблагородных последователей — упрощенность, схематичность, необязательность образования, ума и чести, безнравственность. Итак. Ситников и Кукшина воплощают собой тип прихлебателей, адептов любого модного направления, превращающих идеи в болтовню (вспомните…кого?

— Репетилова). Но Базаров и ведет себя с ними презрительно именно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их истинную ценность. Вопрос учителя В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им самим Ситникова? Учащиеся отвечают Когда беседует с Одинцовой в гостинице: «Развалясь в кресле не хуже Ситникова». Чем вызвано это сходство?

Уверенный в себе, гордый, самопоманный Базаров теряет свою былую цельность. Он смущен, сконфужен волнением перед Одинцовой и прикрывает это своей развязностью, что для него неестественно. Главы, рисующие отношения Базарова с Одинцовой, переводят конфликт из внешнего (Базаров и аристократия в лице Павла Петровича) во внутренний, в душу героя, и собственная душа преподносит ему сюрпризы.

То, что происходит в ней, парадоксально Задание учащимся подумать дома, в чем заключается сходство Базарова с Павлом Петровичем. Вопросы учителя. Кто же такая Одинцова, которая так подействовала на Базарова? Почему Тургенев заставляет ее остановиться в дверях залы?

(Учитель обращает внимание на раму, которую создает дверной проем) Учащиеся находят портрет, выделяя главное — красоту, женственность, спокойствие, уверенность Одинцовой. А какие же отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? Этим цинизмом Базаров пытается унизить красоту Одинцовой.

Это самозащита, попытка скрыть то действие, которое произвела на него красота Анны Сергеевны. Учащиеся приводят примеры высказываний Базарова их XIX главы: «Эта госпожа — ой-ой-ой» «У нее такие плечи, каких я не видывал давно» «на остальных баб не похожа» и др.

Как сам Тургенев определяет эти отзывы?

Ответ учащихся «Аркадия покоробило от цинизма Базарова» Чем вызван этот цинизм? Базаров попадает под ее власть. Это признак нарушенного душевного равновесия. Запись в тетрадь высказанное Базаровым мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственное отношение между мужчиной и женщиной? Это все романтизм, чепуха, гниль, гниль, художества….

» А что же происходит теперь? Может, потому раньше и отрицал любовь, что не знал ее? Как, не зная, отрицал и Пушкина? Выписываем из 17 главы.

После встречи с Одинцовой он сознавал романтика в себе самом; видел в выражении ее лица что-то особенное Почему же эти чувства вызывали такую реакцию? Любовь раскалывает душу героя надвое, ставит под сомнение его идеи, а он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутренюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия.

Внешним проявлением этой борьбы являются изменения, происходящие с Базаровым Запись в тетрадь «топал ногою, скрежетал зубами, грозил себе кулаком» А что же Одинцова? Выписываем из 17 главы.

Он поразил ее воображение, он занимал ее, его появление ее оживляло.

Обратите внимание

Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16гл): ее жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в Базарове она «видела что-то новое».

«Она хотела и его испытать, и себя изведать». Итак, первое испытание для Базарова. Чем окончилось любовное свидание? Вывод учащихся: Ничем.

Почему? Базаров продолжает бороться. Он не замечает открытого окна Учащиеся приводят примеры как Базаров не слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства.

Сама природа словно призывает героя стать самим собой, сбросить сковывающую его сердце броню нигилизма, выпустить на волю чувства (открытое окно — символ готовности сердца и души к чувству, к любви: вспомним эпизод в Отрадном из «Войны и мира», когда князь Андрей случайно слышит разговор Наташи и Сони). Чтение фрагментов главы учащимися.

Испытание продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь, пробив брешь в его теории, становится сильнее. Но окно закрыто в этот раз! Только раз выпадает влюбленным день, «когда у них все получается» (Е. Шварц), и этот день прошел. Чувства Базарова не встречают ответа. Учащиеся читают по ролям эпизод объяснения в любви.

Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по ее инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела этого признания от Базарова? Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым.

Почему она останавливается «то перед окном, то перед зеркалом»? (Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л. Н.

Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни.

Что же выбирает Одинцова? Она выбирает зеркало, а значит — покой: «Спокойствие все-таки лучше всего на свете». То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили. Учащиеся отвечают («Остановилась и увидела себя в зеркале»).

Важно

Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам.

Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил.

Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.

Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж.

Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров.

Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, боясь «рассыропиться»; человека, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, «бунтующее» сердце. Перед нами единственное произведение И. С. Тургенева, в котором мужчина и женщина меняются местами.

Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений. Домашнее задание. Ответить на вопросы: В каком настроении приехал Базаров в свое родовое имение?

Каковы причины этого настроения? Как оно проявляется в поведении и разговоре Базарова в доме его родителей?

Источник: http://sochbox.com/bazarov-i-odincova-ispytanie-lyubovyu-sochinenie-po-proizvedeniyu-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector