Исторические события в романе капитанская дочка пушкина: историческая основа, правда и вымысел

Историческая правда и художественный вымысел в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»:

Могучим источником творческого вдохновения Пушкина было чувство нацио­нальной гордости. Поэт гордился славной историей своей родины. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», — писал он. Воспитанный на «Истории государства Российского» Н. М.

Карамзина, Пушкин во многих своих произведениях обращается к исторической теме. Одним из таких произведений писателя стала его повесть «Капитанская дочка», написанная в 1833—1836 годах. В это время Пушкина глубоко занимала проблема крестьянских бунтов.

В Париже прошла Июльская (1830) революция, в Новгороде вспыхнул бунт, в России началась эпидемия холеры, зрело всеобщее недовольство. Пушкин боится и не хочет этого всеобщего недовольства, «бесовства», безумия, бессмысленно пролитой крови, новой людской трагедии.

Он обращается в XVIII веку, к восстанию под предводительством Емельяна Пугачева, изучает кровавый, беспощадный русский бунт, оценивая его как стихийное, разру­шительное движение.

Обратите внимание

Так созрел замысел повести о Пугачеве, но писателя интересует не просто история, а прежде всего человек в истории. Из всех героев «Капитанской дочки» реально суще­ствовали только Пугачев со своими сподвижниками и государыня Екатерина. Однако, как и любой другой художник, Пушкин имеет право на художественный вымысел.

И в результате в повести мы видим «поэтического» Пугачева, пушкинского Пугауева. Автор, раскрывая образ Емельяна Пугачева, показывает его в событиях и среди людей: крестьян, разбойников, беглых каторжников, солдат, офицеров-дворян.

В повести нет привычного нам Пугачева-самозванца, раскольника и мошенника, малодушного и жестокого, властолюбивого человека. Есть Вожатый в жизни главного героя Петруши Гринева — недоросля, который только что вырвался из-под родительской опеки, есть талантливый, великодушный, умный мужик с русской человеческой душой.

Но Пушкин не дает однозначной, только положительной оценки Пугачеву, ведь, несмотря ни на какие его положительные качества, он убийца, он самозванец. Этого нельзя было не показать в «новом» Пугачеве. Внутри пушкинского Пугачева идет постоянная борьба между «вешателем» и милующим, между преступником и кающимся грешником.

Мечта его — освободить крестьян от барского гнета, от зависимости. Ради нее он и становится государем-самозванцем. Пушкинский Пугачев — это не выдуманный, а найденный писателем образ мужичьего царя, о котором все мечтали.

Государыня Екатерина и ее сановники тоже лишены тех стереотипов, с помощью которых часто изображают «великих людей». Мы не видим здесь ни великих полководцев, ни знаменитых государственных деятелей. Мы видим настоящих живых людей.

В своей повести «Капитанская дочка» автор показал и ряд других — уже вымышлен­ных героев: это и низкий злодей Швабрин, и умирающий за царицу комендант Миронов, молодой Петруша Гринев и его возлюбленная — дочь капитана Миронова Маша, верный Савельич.

Все эти герои повести, несмотря на вымысел, чрезвычайно важны. Все они проходят через проблему чести и долга — важнейшую проблему нравственности. Всех их закружила «историческая метель» — русский бунт.

Важно

Он начался с мелких недовольств, но их становилось все больше и больше, они становились все серьезнее, и наконец наступил предел народного терпения. Тысячи крепостных ополчились против угнетателей. Брат шел на брата. Все смешалось… Начался праздник бесовства.

«Не приведи Господи видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный», — замечает Пушкин.

Обратите внимание

И в этой бесконечной пляске бесовства крутятся и реальные люди — герои повести «Капитанская дочка».

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/8_klass/istoricheskaja_pravda_i_khudozhestvennyj_vymysel_v_povesti_a_s_pushkina_kapitanskaja_dochka/10-1-0-733

Историческая основа повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

Сочинения по литературе: Историческая основа повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отразилось верное понимание духа исторической эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писателя.

Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он, верный исторической точности, штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания.

А в 1833 году он даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине (знание России, ее близких и дальних областей входило в его представление о долге писателя).

Эта поездка дала незаменимые живые впечатления, позволила встретиться с участниками крестьянской войны 1773—1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

Он первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа; с сочувствием изображая в своем романе простых, незнатных людей, Пушкин раскрывает роль народных масс как главной движущей силы истории.

Историческую основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход восстания: взятие крепостей, осада Оренбурга.

В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи, — Пугачев, Хлопуша, Белобородое, Екатерина II — и вымышленные персонажи — Гринев, Швабрин, Маша Миронова.

Потому что образ каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять события тех лет.

«Пушкин… написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде…, — писал Н. В. Гоголь. — В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая правда, но еще как бы лучше».

Лучше потому, что при всей исторической точности эта повесть таит в себе некоторые черты волшебной народной сказки. Картины исторических событий связаны в ней с эпизодами, созданными творческим воображением автора.

Без этих вымышленных событий и героев мы не могли бы, например, так ярко представить себе фигуру казака Емельяна Пугачева, «организатора одного из наиболее грандиозных восстаний крестьян».

До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, а те исторические сочинения, повести и романы о пугачевщине, которые стали появляться во времена Пушкина, искажали личность крестьянского вождя; о нем писали как о «злодее», «убийце», «враге отечества».

Совет

И только народные сказания и легенды хранили память о нем как о народном заступнике. Поэтому многое в поведении и характере Пугачева Пушкину пришлось домысливать. Но фантазия художника не исказила исторической правды.

С помощью художественного вымысла Пушкин правдиво передал дух и нравы русского общества екатерининской эпохи, смело проник в характеры, переживания и мысли людей XVIII века.

А. С. Пушкин известен не только своими стихотворениями, но и прозаическими произведениями. Одним из них является повесть «Капитанская дочка», написанная на исторической основе.

Прежде чем взяться за перо, Пушкин не только тщательно изучил архивы, собирая интересующие его сведения, но и посетил Казанскую и Оренбургскую губернии, места, в которых начиналось восстание Емельяна Пугачева, переросшее в крестьянскую войну.

Он лично осмотрел места былых сражений, большое внимание уделил расспросам пожилых людей, помнящих самозваного государя Петра Федоровича.

Возможно, именно благодаря столь многогранному и богатому собранному материалу автору удалось создать повесть, отличающуюся высокой степенью реалистичности.

В «Капитанской дочке» Пушкин отображает события 1770-х годов, а именно — крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Он мастерски описывает небольшие степные крепости, выстроенные «в местах, признанных удобными» для защиты края.

Рассказывает о положении яицких казаков, о причинах их недовольства властью и назревании мятежа.

Обратите внимание

Довольно подробно Пушкин рассматривает ход восстания, взятие отдельных крепостей и осаду Оренбурга, отношение к Пугачеву простого народа и представителей дворянства.

Мы становимся свидетелями деятельности реально живших людей: беглого капрала Белобородова, ссыльного преступника Афанасия Соколова, прозванного Хлопушей, императрицы Екатерины II.

Однако особое внимание Пушкин уделяет портрету Пугачева, беглого донского казака, дерзнувшего принять на себя имя «покойного императора Петра III» и собравшего вокруг себя многочисленных повстанцев. Он подчеркивает, что предводитель производил сильное «впечатление на умы простых людей своей удалью, мужеством, умом, военной доблестью, манерой поведения».

Несмотря на то что в повести тесно переплетены художественный вымысел и историческая правда, читатель проникается судьбами главных героев, их надеждами и переживаниями.

Я считаю, что Пушкину гениально удалось в художественной форме отобразить реальные события прошлого и что его повесть никого не оставит равнодушным.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/istoricheskaya-osnova-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

8 класс Урок №43. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел в повести

А.С.ПУШКИН «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ.

Общественная обстановка 1830-х годов характеризовалась растущим напряжением. Победа общеевропейской реакции, начавшаяся разгромом испанской революции 1820 г. и завершившаяся пушечными залпами на Сенатской площади (1825 г.), оказалась недолговечной. В 1830 году Европа вступила в новую фазу революций.

По России прокатилась волна народных беспорядков. В этих условиях исторические размышления Пушкина приобретали особенно напряженный характер.

Стремясь разглядеть в прошлом те исторические силы, которым предстоит сыграть решающую роль в будущем, Пушкин видел три таинственных образа, загадочное поведение которых могло определить грядущую судьбу России: самодержавную власть, высшие возможности которой казались воплощенными в Петре; просвещенное дворянство, размышляя о котором надо было решить, исчерпало ли оно свои исторические возможности на Сенатской площади или способно заполнить еще одну страницу в истории России; и народ, образ которого все больше принимал черты Пугачева. Так завязался узел основных тем творчества 1830-х годов.

Дворянство в целом, и особенно лучшая часть его – образованное дворянство, воспринималось Пушкиным прежде всего как сила, противостоящая самодержавию.

Однако уже в одной из заключительных сцен «Бориса Годунова» Пушкин показал народный бунт. Народные восстания 1830 г. поставили тему восстания в повестку дня.

Она впервые появляется в «Истории села Горюхина» и уже не сходит со страниц пушкинских произведений.

Важно

В начале 1830-х гг. Пушкин склонен был считать старинное дворянство, уже утратившее свои сословные привилегии и имущество, естественным союзником народа. Так родился замысел «Дубровского», в котором главный герой, Владимир Дубровский, стал вождем крестьянского восстания.

Однако реальность такого сюжета вызывала у Пушкина сомнения. 31 января 1833 года А. С.

Пушкин начинает «Капитанскую дочку», первоначальный замысел произведения развивался в русле «Дубровского»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Но роман «не шел…».

Необходимо было проверить свои идеи на реальном историческом материале. 6 февраля 1833 года, дописав последнюю главу «Дубровского», Пушкин 7 февраля обращается за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева.

В 1833 г. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе: “Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов…разных рукописей, указов, донесений и прочее.

Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикой … Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения” (А.С.

Пушкин “Об истории Пугачевского бунта”).

А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время его поездки по местам, где проходило восстание: “Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал. Записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону” (8 сентября 1833)

Таким образом, Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом смысле слова. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 2 ноября 1833 года закончил труд “История Пугачева”, который по указанию Николая I вышел под названием “История пугачевского бунта”.

Совет

В предназначенных для Николая I «Замечаниях о бунте» Пушкин дал исключительно четкий социологический анализ восстания: «Весь черный народ был за Пугачева… Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны».

Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под руководством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.

Изучая движение Пугачева по подлинным документам и собирая в заволжских степях и Приуралье народные толки, Пушкин пришел к новым выводам. Прежде всего он убедился, что, самозванец для дворянско-правительственного лагеря, Пугачев был для народа законной властью.

Читайте также:  Характеристика и образ сони ростовой в романе толстого война и мир сочинение

Пушкин записал речи пугачевцев солдатам: «…Долго ли вам, дуракам, служить женщине – пора одуматься и служить государю». Д. Пьянова, крестьянина, на свадьбе которого «гулял» Пугачев, Пушкин попросил рассказать о Пугачеве.

«Он для тебя Пугачев, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период царствования Екатерины 2. На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр 3 (супруг Екатерины 2, убитый в 1762 г. во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты.

В 1773 г. появился человек, который назвал себя Петром 3 (это и был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года, против восставших были брошены войска русской армии во главе с крупнейшими военачальниками. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход ее был решен.

8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января казнен в Москве.

Для нас сейчас все это – давняя история. Но во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий – из числа и дворян. И простого народа.

Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались! Если для дворян Пугачев был “злодеем”, “извергом”, то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде, “заступнике”.

Обратите внимание

На сей раз строки Пушкина-историка: “Имя страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он свирепствовал. Народ живо ещё помнит кровавою пору, которую – так выразительно – прозвал он “пугачёвщиною” (“История Пугачёва”).

“Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. “ Грех сказать, – говорила мне 80-летняя казачка, – на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал”.

“Расскажи мне, – говорил я Д. Пьянову, – как Пугачёв был у тебя посаженым отцом?

– Он для тебя Пугачёв, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович” (“Замечания о бунте”).

Опять что-то непонятное – то у Пушкина “страшный бунтовщик”, то вдруг возникает образ “посаженого отца”. В чём же здесь дело? Действительно, ситуация на первый взгляд странная и удивительная.

В историческом труде Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачёв – злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в повести – яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с её щедростью и широтой души, высокими нравственными принципами, силой и удалью.

Как же соотносятся историческая правда и вымысел в повести, каков он – настоящий Пугачёв?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О Е. ПУГАЧЕВЕ

Высказывания о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры:

  1. Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)

  2. У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)

  3. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит.» (М.Цветаева)

  • Что, на ваш взгляд, объединяет все эти высказывания?

А вот мнение одного из историков, современника Пушкина:

  1. «Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумит порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце».

  • Каково мнение историка о Пугачеве?
  • Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к нему П.Гринёва?
  • Что понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании, а в чём так и не разобрался?

Именно Пугачёв определяет, вольно или невольно, судьбу действующих лиц произведения. Именно Емельян Пугачёв изображён главным героем.

Пугачёв впервые появляется в повести Пушкина “Капитанская дочка” при романтических обстоятельствах, “в мутном кружеве метели”, второй раз он предстаёт уже “государем”.

Автор создаёт образ Емельяна Пугачёва постепенно: от внешнего описания героя – к его психологическому портрету.

Вождь кровопролитной и длительной крестьянской войны впервые был изображён не злодеем и извергом, но человеком, вызывающим несомненное сочувствие, воплотившим в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой и острый ум.

Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Но автор не идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачёв платит чужими жизнями.

Изображая сцены расправы, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия.

Так с помощью построения произведения, переплетения его сюжетных линий ставятся важнейшие для творчества Пушкина 1830-х годов проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести.

Важно

В произведении ставятся проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым.

Пушкина интересует проблема: что происходит, когда история сталкивается с личной жизнью человека; возможно ли в жестокой борьбе противоположных сил сохранить доброту и человечность, честь и достоинство.

Источник: https://multiurok.ru/files/8-klass-urok-43-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka-is.html

Вымысел и историческая правда в повести а. с. пушкина «капитанская дочка»

Вопрос о вымысле и исторической правде в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» одним из первых поставил цензор П. А. Корсаков: «Существовала ли девица Миронова и действительно ли была у покойной императрицы?» Ответ писателя был однозначным: «Имя девицы Мироновой вымышлено.

Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в НОГИ. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины».

Пушкин подчеркивал, что в его произведении преобладал вымысел. Тем самым писатель «подсказывал» благожелательному цензору, как избежать затруднений, связанных с финалом повести. Дело в том, что в исторических произведениях, тем более изображавших особ царствующей фамилии, требовалось документальное подтверждение.

Но если в основе повествования на историческую тему лежал «поэтический вымысел», такое требование не предъявлялось.

В процессе работы над произведением автор тщательно изучал исторические документы, свидетельства очевидцев. Но следует понимать, что «Капитанская дочка» не исторический роман. Необходимость изображения жизни и нравов тех времен отсутствует.

Исторические лица (Пугачев, Екатерина II) являются мельком в немногих сценах.

Главное же внимание сосредоточено на событиях частной жизни Гриневых и Мироновых, и исторические события описаны лишь в той мере, в какой они прикасались к жизни этих простых людей.

Один из реальных фактов жизни Российской империи Пушкин приводит уже в начале повести. Так, писатель говорит, что молодой Гринев был записан в пол к еще до появления на свет.

Это подтверждение исторического факта: по указу Петра I дворянские сыновья для получения офицерского чина должны были отслужить рядовыми в гвардейских полках.

Но впоследствии порядки изменились: дворяне начали записывать своих детей в полки капралами, унтер-офицерами и сержантами, а потом держали их при себе до совершеннолетия. При этом производство в чины начиналось со дня записи.

Совет

Таких реальных жизненных фактов в повести довольно много, но нас в первую очередь привлекают образы реальных исторических лиц. Исследователи творчества Пушкина подчеркивают художественное совершенство повести, строгую, трезвую реальность и историческое беспристрастие. По Словам М.

Цветаевой, пушкинский Пугачев — это «лепной человек, живой мужик». Естественно, автор не избегает и поэтичности: первый раз в повести Пугачев внезапно вырисовывается перед читателем из мутной мглы бурана, словно какой-то мифический дух грозы и бури.

При этом он является простым беглым казаком, полураздетым бродягою, только что пропившим в кабаке свой тулуп.

Получив власть над казаками и объявив себя Петром III, Пугачев меняет свой облик. Теперь он должен выглядеть и одеваться как царь: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза ». Между тем пушкинское описание одежды Пугачева соответствует одежде казака, в нем нет никаких элементов царской одежды.

Соответствует действительности и описание расправы Пугачева над капитаном Мироновым. Во время работы над этим эпизодом Пушкин использовал рассказы старой казачки, свидетельницы реальных исторических событий. Однако в свои записи этих рассказов Пушнин внес далеко не все то, что довелось ему услышать.

Описывая императрицу, Пушкин воспользовался известным ее портретом кисти Боровиковского. В этом состояла уловка писателя. 1Гуцшин довольно сложно относился к деятельности Екатерины. Например, порицал фаворитизм, в результате которого к власти пришли выскочки и подхалимы. Беря за основу широко известный портрет, писатель словно снимал с себя ответственность за изображение царствующей особы.

С одной стороны, образ Екатерины кажется эпизодическим: она существует лишь для того, чтобы привести довольно запутанную историю главных героев к благополучной развязке.

Подытожить все сказанное можно словами писателя В. А. Соллогуба: в повести «Капитанская дочка» А. С.

Обратите внимание

Пушкин «не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, — спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод».

Источник: http://www.testsoch.info/vymysel-i-istoricheskaya-pravda-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

«Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

8 класс, литература

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в романе

А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Цели урока:

  1. обучающая: научить сопоставлять события истории и художественное произведение; проследить отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию; повторить стили — реализм

  2. развивающая: развивать умение тезисно формулировать главную мысль текста;

  3. воспитывающая: воспитать чувство уважения к истории.

  4. коррекционная: коррекция внимания

Оборудование: ноутбук, телевизор, потрет Пушкина, иллюстрации Пугачевского

восстания; презентация, учебник литературы, тетрадь.

Тип урока: интегрированный

Технологии: использование презентации, работа со слайдами

Аннотация

Урок предполагает погружение учащихся в исторические события ХVIII века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями тесно связано художественное произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», которое будет изучаться далее на протяжении нескольких уроков.

В курсе литературы за 8 класс основой является взаимосвязь литературы и истории. Именно поэтому важную роль в преподавании курса литературы играют интегрированные уроки. Учащиеся должны четко представлять, в какое время творил писатель, какому историческому событию или персонажу посвящены его произведения.

Опережающее задание для детей в группах: готовят сообщение об исторических событиях ХVIII века, об истории создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», работают с первыми главами повести и «Историей Пугачевского бунта» в поисках ответа на вопросы об описании крепости и образа Пугачева.

Данный урок продолжает цикл интегрированных уроков, когда через знакомство с историей ученики четче воспринимают художественное произведение.

При разработке урока был использован метод групповой деятельности учащихся, выступающих в роли докладчиков. Использование на данном уроке ИКТ в виде работы со слайдами (презентация) позволяет, приходя к конкретным выводам по каждому вопросу, наглядно видеть их, переносить в тетрадь, учит формулировать выводы в виде тезисов, выбирать в потоке информации главное.

Смена деятельности учащихся, использование слайдов с таблицами, схемами, тезисами, портретами и иллюстрациями позволяет наглядно представить весь проговариваемый материал.

Самостоятельно, с помощью учителя ставя цель в начале урока, учащиеся делают выводы в его конце и получают домашнее задание с использованием ИКТ.

Ход урока

  1. Приветствие, организационный момент.

  2. Слово учителя: В этом году мы снова обращаемся к творчеству А.С.Пушкина – познакомимся с его повестью «Капитанская дочка», произведением, которому сам Пушкин придавал большое значение. В этой повести автор предстает перед нами не только как писатель, но и как историк.

    История всегда интересовала Пушкина. Прошлое для него – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Давайте вспомним произведения Пушкина на исторические темы (ученики называют «Песнь о вещем Олеге», драму «Борис Годунов» и т.д.).

    воспроизведение знаний

  3. Слайд:Перед нами на первом слайде тема нашего урока – «Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

    Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, какова наша цель на урок? (Происходит самостоятельное целеполагание учащихся с корректированием учителя, ученики пишут тему и свою цель урока в тетрадях). Молодцы, цель нашего урока поставлена, вы видите ее на втором слайде.

  4. Подготовка к восприятию нового материала— опрос опережающего задания:При подготовке к уроку вы работали в группах, у каждой группы было свое задание. Итак, давайте послушаем ваши выступления. Задача для всех слушающих – из всей информации выделить самое главное и сформулировать тезисы к выступлению.

Читайте также:  Анализ и мораль басни лягушки просящие царя крылова 8 класс

а)Сообщение первой группы «Эпоха царствования Екатерины II».(Примерный текст выступления: ХVII век – век царствования Екатерины II. В 1745 году она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В 1762 году пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит.

Была умна и образованна, ее часто называют продолжательницей Петра Великого за реформы и завоевания. Екатерина II выбирала политику, отвечающую задачам развития страны, придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются «для воспитания граждан». Тяжесть налогов, бесправие отражались на крестьянах, их можно было продавать, наказывать без суда.

Бесправие и нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись).

  1. Работа в тетради: ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.

  2. Слово учителя: Итак, мы имеем представление о деятельности Екатерины II, о положении крепостных крестьян. Одним из крестьянских бунтов в то время было восстание под предводительством Емельяна Пугачева, получившее название Пугачевского бунта. Давайте послушаем следующее сообщение, посвященное этой теме.

Б) Сообщение второй группы «Причины Пугачевского бунта». – иллюстрации картины «Торг» (Примерный текст выступления: продолжали расти злоупотребления крепостным правом помещиков над крестьянами, их можно было продавать, они платили огромные налоги, терпели наказания и нищету, при этом постоянно работая.

Во многих местах начинались бунты крестьян против помещиков и власти. В этой обстановке разнеслись слухи, что Петр III жив, появится и накажет царицу и помещиков, даст крестьянам волю и землю – в народе всегда жила вера в доброго царя.

Началось возмущение в казачьей среде, казачество с его преданиями о вольной жизни и враждой к государству не исчезло, тем более, что оно должно было нести гарнизонную службу, что стесняло его свободу. Восстание началось на реке Яике среди яицких казаков с появлением донского казака Емельяна Пугачева, назвавшего себя Петром III.

Важно

Правительство укрепляло реку своими крепостями – Оренбург, Илецкий городок и т.д. восстание охватило казаков, это был повод для войны против власти, было взято насколько крепостей, кроме Оренбурга. Но восстание было подавлено властью).

—-работа в тетради: ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.

  1. Слово учителя: Об этом бунте, о том времени Пушкин и написал в своей повести «Капитанская дочка». Что послужило причиной написания этого произведения, какая работа предшествовала его появлению – давайте послушаем третье сообщение.

В)сообщение третьей группы «История создания произведения «Капитанская

дочка».(Примерный текст выступления: в начале 30-х годов ХIХ века после подавления бунта военных поселенцев в Старой Руссе Пушкин начинает изучать архивные материалы, собирает народные песни и предания, свидетельства местных жителей о Пугачеве.

Он посетил места, где происходили главные события Пугачевского восстания, сравнивает документы и воспоминания очевидцев.

Работа велась в двух планах – историческом (писатель работал как историк, создавая «Историю Пугачевского бунта», ставя целью выяснить причины пугачевщины, крестьянского движения, указать на необходимость преобразований в стране) и литературном (в повести решалась проблема достижения единства нации, улучшения нравов, избежания насильственных потрясений). «История Пугачева» не принесла автору успеха, в отличие от повести «Капитанская дочка», которая была написана позднее. В ее основе исторические события).

—ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.

Слово учителя: Давайте попытаемся сравнить исторические события с литературными, доказать, что повесть имеет историческую основу. Сравним в двух произведениях А.С.Пушкина – «История Пугачева» и «Капитанская дочка» — образ Пугачева и крепости. Этим занимались следующие группы ребят, они готовы поделиться результатами своей работы.

5. Четвертая и пятая группы зачитывают отрывки указанных произведений, где описан образ Пугачева. Данные отрывки поочередно появляются на слайде. Класс наглядно видит тексты, сравнивает их и приходит к выводу о сходности образов.

6. Шестая и седьмая группы зачитывают отрывки указанных произведений, где дано описание крепости. Данные отрывки поочередно появляются на слайде. Класс наглядно видит тексты, сравнивает их и приходит к выводу о сходности описаний.

7. Учитель предлагает сравнить образ Пугачева в произведении и истории. Для этого появляется следующий слайд, подготовленный учителем. Ребята читают цитаты из повести и истории, делают вывод о характере Пугачева, его судьбе.

8. Учащиеся вместе с учителем проговаривают поставленные в начале урока цели и делают выводы по уроку, опираясь на наводящие вопросы учителя. Выводы в виде тезисов появляются на слайде. Ребята переносят их в тетрадь и акцентируют внимание на том, что поставленная и записанная ими цель в начале урока была выполнена.

Совет

Учитель подводит итоги, выставляет оценки, комментируя их и опираясь на оценку выступлений классном.

  1. . Домашнее задание с использованием ИКТ: на последнем слайде дана иллюстрация казни Пугачева художника Виктора Маторина. Задание: написать эссе на тему «Жизнь и смерть Пугачева» по материалам урока, презентации и данной картины.

  2. Вывод:учитель говорит о том, что в конце изучения произведения «Капитанская дочка» ребята должны будут сравнить свои впечатления о Пугачеве, выраженные в эссе, с впечатлениями после прочтения произведения, внести дополнения в свои тексты. Таким образом, происходит дополнительная мотивация домашней деятельности учащихся.

3

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/istorichieskaia-pravda-i-khudozhiestviennyi-vymysiel-v-romanie-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka

Историческая правда и художественный вымысел в произведении “капитанская дочка”

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Давайте обратимся к «Капитанской дочке» Пушкина. Какой портрет Пугачева дает Пушкин? На что обращает А.С.Пушкин наше внимание? Давайте послушаем группу литераторов.

Используя текст книги, дети отвечают на использованный вопрос.

Историк 19 века Броневицкий писал в критике на «Историю Пугачева» Пушкина о том, что Пугачев это «… изверг, вне законов рожденный, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной чести, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают…» Таким ли изображает Пугачева Пушкин? Что говорили в народе о Пугачеве? Какое отношение народа к Пугачеву показал А.С.Пушкин? Приведите примеры из текста.

Используя текст произведения, работают представители группы лингвистов и литераторов и отвечают на поставленные вопросы.

Мы услышали литературное описание образа Е.Пугачева. Но мы уже знаем, что Пушкин обладал огромным материалом о самом восстании соответственно и о Пугачеве. Хотелось бы услышать, каким на самом деле был Пугачев в реальной жизни. Каким его видят современники, историки и участники событий. Слово предоставляется группе историков.

Представители группы историков рассказываю о найденном материале. В выступлении используются материалы «Истории Пугачева» А. Пушкина, данные энциклопедии, словаря Брокгауза и Ефрона, монографии современных историков, воспоминания участников событий, русские исторические песни. Даются различные описания личности Пугачева, его поступков.

Подводя итог, давайте сделаем вывод, насколько достоверно изображен Пугачев в «Капитанской дочке»?

Учащиеся делают вывод. Высказывают свое мнение.

В исторической части повести Пушкин описал два враждующих лагеря: народный и дворянский.

Когда читаешь литературное произведение, всегда интересно знать существовали ли в реальной жизни персонажи произведения? Гринев и Швабрин главные герои произведения, непосредственные участники событий.

Несомненно, существовал Е.Пугачев, а были ли в реальной жизни люди, с которых написал историю дворян Пушкин. Слово группе историков.

Используя найденный материал, учащиеся рассказывают о людях, судьбы которых легли в основу Швабрина и Гринева. Используют также материал, который собрал Пушкин, путешествуя по Оренбургскому краю, где происходило восстание Пугачева.

Обратите внимание

Давайте вернемся к тексту «Капитанской дочки». Какими рисует Гринева и Швабрина Пушкин? Какими чертами характера их наделяет? Какую роль в произведении сыграл персонаж Швабрина? Так уж необходимо было его изображать?

Работает группа литераторов. Дети отвечают на поставленные вопросы. Учитель обращает внимание на то, что персонаж Швабрина особенно ярко подчеркивает черты характера Гринева, его отношение к происходящим событиям.

Главное событие, через которое проверяются Швабрин и Гринев, это бунт, отношение к нему, отношение к возможности перейти на службу к Пугачеву, тем самым сохранить свою жизнь.

На этом проверятся крепость духа Швабрина и Гринеав, их характеры.

Уходит ли Пушкин от исторической правды? Были ли в действительности случаи перехода на службу к Пугачеву дворян? По каким причинам это происходило? Какова судьба этих людей?

Используя найденный материал, представители группы историков рассказывают о судьбе Михаила Шванвича, который волею судьбы оказался в лагере Пугачева. Приводят другие примеры. Учитель подводит итог.

Почему Пушкин сопоставляет Гринева и Швабрина? Почему так различны их поступки? Какие проблемы поднимает в повести Пушкин? Можно ли утверждать, что жестокие законы классовой и человеческой вражды уступают место законам христианским.

Учащиеся отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Основной темой повести является крестьянская война. О каких бы персонажах мы не говорили, мы постоянно возвращаемся к событиям, участниками которых они являются. Насколько достоверно изображены события восстания, отношение крестьян к восстанию, взятие крепости.

Участники группы историков, используя найденный материал, рассказывают о восстании, подтверждают или опровергают достоверность описанных Пушкиным событий. В обсуждении также участвуют литераторы, они приводят свои примеры описания событий восстания в произведении.

Источник: http://textarchive.ru/c-2960244.html

Историческая основа повести а. с. пушкина «капитанская дочка»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА. В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отразилось верное понимание духа истори­ческой эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писа­теля.

Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевс­ком бунте. Он, верный исторической точности, штудировал печат­ные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавле­нии крестьянского восстания.

А в 1833 году он даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине (знание Рос­сии, ее близких и дальних областей входило в его представление о долге писателя).

Эта поездка дала незаменимые живые впечатле­ния, позволила встретиться с участниками крестьянской войны 1773—1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

Он первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа; с сочувствием изображая в сво­ем романе простых, незнатных людей, Пушкин раскрывает роль народных масс как главной движущей силы истории.

Историческую основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход вос­стания: взятие крепостей, осада Оренбурга.

В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи, — Пугачев, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II — и вымышленные персонажи — Гринев, Швабрин, Маша Миронова.

Важно

Потому что об­раз каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять собы­тия тех лет.

«Пушкин… написал «Капитанскую дочку», решительно луч­шее русское произведение в повествовательном роде…, — писал Н. В. Гоголь. — В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама кре­пость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая правда, но еще как бы лучше».

Лучше потому, что при всей исторической точности эта повесть таит в себе некоторые черты волшебной народной сказ­ки. Картины исторических событий связаны в ней с эпизодами, созданными творческим воображением автора.

Читайте также:  Сочинение моя бабушка (про бабушку)

Без этих вымыш­ленных событий и героев мы не могли бы, например, так ярко представить себе фигуру казака Емельяна Пугачева, «организато­ра одного из наиболее грандиозных восстаний крестьян».

До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, а те исторические сочинения, повести и романы о пугачевщине, кото­рые стали появляться во времена Пушкина, искажали личность крестьянского вождя; о нем писали как о «злодее», «убийце», «враге отечества».

И только народные сказания и легенды хра­нили память о нем как о народном заступнике. Поэтому многое в поведении и характере Пугачева Пушкину пришлось домысли­вать. Но фантазия художника не исказила исторической прав­ды.

С помощью художественного вымысла Пушкин правдиво передал дух и нравы русского общества екатерининской эпохи, смело проник в характеры, переживания и мысли людей XVIII века.

Источник: https://prepodka.net/istoricheskaya-osnova-povesti-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

Историзм художественной литературы. Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Из всех героев «Капитанской дочки» реально суще­ствовали только Пугачев со своими сподвижниками и государыня Екатерина. Однако, как и любой другой художник, Пушкин имеет право на художественный вымысел. И в результате в повести мы видим «поэтического» Пугачева, пушкинского Пугачева.

Автор, раскрывая образ Емельяна Пугачева, показывает его в событиях и среди людей: крестьян, разбойников, беглых каторжников, солдат, офицеров-дворян.

В повести нет привычного нам Пугачева-самозванца, раскольника и мошенника, малодушного и жестокого, властолюбивого человека.

Совет

Есть Вожатый в жизни главного героя Петруши Гринева — недоросля, который только что вырвался из-под родительской опеки, есть талантливый, великодушный, умный мужик с русской человеческой душой.

Но Пушкин не дает однозначной, только положительной оценки Пугачеву, ведь, несмотря ни на какие его положительные качества, он убийца, он самозванец. Этого нельзя было не показать в «новом» Пугачеве.

Внутри пушкинского Пугачева идет постоянная борьба между «вешателем» и милующим, между преступником и кающимся грешником. Мечта его — освободить крестьян от барского гнета, от зависимости. Ради нее он и становится государем-самозванцем.

Пушкинский Пугачев — это не выдуманный, а найденный писателем образ мужичьего царя, о котором все мечтали.

Государыня Екатерина и ее сановники тоже лишены тех стереотипов, с помощью которых часто изображают «великих людей». Мы не видим здесь ни великих полководцев, ни знаменитых государственных деятелей. Мы видим настоящих живых людей.

В своей повести «Капитанская дочка» автор показал и ряд других — уже вымышлен­ных героев: это и низкий злодей Швабрин, и умирающий за царицу комендант Миронов, молодой Петруша Гринев и его возлюбленная — дочь капитана Миронова Маша, верный Савельич.

Все эти герои повести, несмотря на вымысел, чрезвычайно важны. Все они проходят через проблему чести и долга — важнейшую проблему нравственности. Всех их закружила «историческая метель» — русский бунт.

Важно

Он начался с мелких недовольств, но их становилось все больше и больше, они становились все серьезнее, и наконец наступил предел народного терпения. Тысячи крепостных ополчились против угнетателей. Брат шел на брата. Все смешалось… Начался праздник бесовства.

«Не приведи Господи видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный», — замечает Пушкин.

Обратите внимание

И в этой бесконечной пляске бесовства крутятся и реальные люди — герои повести «Капитанская дочка».

Назовите известные вам драматические произведения. По каким признакам вы относите эти произведения к драматическим?

Н.В. Гоголь «Ревизор» и Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Драма ( от гр. — действие) — литературный вид, в произведениях которого, предназначенных для спектакля на сцене, показаны жизненные явления, а характеры раскрываются в разговорах и действиях персонажей.

Основные особенности драматических произведений: единство действия и слова; изображение персонажей через их поступки, поведение, высказывания; воспроизведение событий как живого процесса; наличие ремарок; назначение для спектакля на сцене; диалогическая форма.

Вы знаете, что есть разные драматические жанры, основные из которых — драма (как вид), комедия, трагедия. Комедии могут быть юмористические и сатирические.

«Ревизор» является драматическим произведением, потому что драма (в широком смысле) – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене, написанное в форме диалогов и монологов.

Характеры героев раскрываются в поведении героев, их поступках, речах.

(Особенность – сюжетность, конфликтность действия, отсутствие повествовательного начала, членение на сценические эпизоды (акты, явления)

Билет 17

Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне.

Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание.

К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.

Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди.

Важно

Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную «вожатому» во пора бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал.

«Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты. .

» И реально, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и отпускает Гринева сообща с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать».

Сказать от своего имени обо всем, что думал Пушкин о Пугачеве, было по тому времени невозможно. Пушкин не мог поделиться с читателями своими размышлениями о вожде крестьянского восстаний. Нельзя было высказать эти мысли и от имени рассказчика — преданного долгу присяги офицера екатерининского времени.

И Пушкин сказал об этом описаниями действий самого Пугачева, богатым своеобразным языком героя и портретными зарисовками Пугачева, особенно последними, так как каждая портретная деталь, сделанная рукой Пушкина, заставляла читателя пристально вглядываться в душевное богатство этой личности.

Во время поездки в Поволжье и Приуралье Пушкин убедился в благоговейном отношении людей из народа к памяти Пугачева . Всюду, где это было возможно, Пушкин писал об этом и в « Капитанской дочке » и в «Истории Пугачева ».

Пушкин охотно вносил в свое повествование бытующие в народе воспоминания о Пугачеве — сказки, песни, отдельные исторические моменты, сохранившиеся в различных легендах, живущих в народе. Это заметно и в иносказательной беседе «дорожного» с хозяином умета, в беседах Пугачева с его соратниками, даже и в его общении с Гриневым.

В портретных зарисовках Пугачева, рассыпанных по всему художественному произведению, отражены разные впечатления Пушкина о Пугачеве : от талантливости и смелости Пугачева-военачальника, и от широких, идущих от народных чаяний его преобразовательных замыслов, и от сознаваемой им своей обреченности. Незаурядная, самобытная и в то же время пугающая Пушкина натура этого человека нашла свое отражение в целостном портрете Пугачева.

В период создания « Капитанской дочки » у Пушкина сложилось уже иное представление о Пугачеве, чем тогда, когда он работал над «Историей» .

Он не смотрел уже на Пугачева как на слепое орудие в руках яицкого казачества, выделявшегося только большими военными познаниями и необыкновенной дерзостью.

В « Капитанской дочке » Пугачев — подлинный вождь крестьянского движения, человек, глубоко сознающий свою правоту и свою историческую миссию.

Источник: https://studopedia.net/7_39161_istorizm-hudozhestvennoy-literaturi-istoricheskaya-pravda-i-hudozhestvenniy-vimisel-v-romane-aspushkina-kapitanskaya-dochka.html

План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Интегрированный урок (литература-история) «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

3.Анализ исторического и литературного материала/ на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе.

Учитель истории:     Еще с начала  20-х годов XIXв. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому. В этот период  он создает «Бориса Годунова», «Полтаву» и другие произведения. Почему же именно в это время Пугачев привлекает внимание Пушкина? Хотелось бы услышать, какие факты, рассказывающие об этом, нашли наши историки.

Учитель литературы: Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте.

  1. Почему же называет он свою повесть «Капитанская дочка»? Кто главный герой? Что хотел подчеркнуть автор названием повести?

Учитель литературы:  Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века.

Учитель истории: Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/

Учитель литературы:  Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

Учитель литературы:  Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются  в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя.

  1. Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.

Учитель литературы:   Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены. Вероятно, у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки».

Сегодня на уроке, соотнося историческую правду с той долей вымысла, которая присутствует в повести, мы не просто завершим работу над произведением, работу над образом Емельяна Пугачёва, но постараемся понять и осмыслить такое важное в истории России событие как народное восстание 1772-1774 годов. И как тут не вспомнить слова В.

Яна: «Что такое исторический роман? Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь».

  1. Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв?  Что мы о нём знаем?

Учитель истории: Давайте восполним пробел в повести историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва.

Учитель литературы:   В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что  Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?

Учитель литературы: Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва.

  1. Я обращаюсь к нашим уважаемым литературоведам. Как описывает Пушкин отношение простых людей к Пугачёву в повести «Капитанская дочка»?

Учитель истории: Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Учитель литературы: Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах.

  1. Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?

Учитель истории: Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни.

(Работа с картой. Рассказ учителя истории о продвижении восставших)

Историки (выступают с сообщением по теме)

Ответы учащихся.

Заполняют таблицу.

Историческая правда

Художественный вымысел

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III

1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести

Заполняют таблицу.

Историческая правда

Художественный вымысел

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III

1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести

Крестьянское восстание: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга, казнь Пугачёва и его сподвижников.

2.Встречи с Гриневым П.А.: Взаимоотношения с Гриневым, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II.

Далее в течение всего урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

Ответы учащихся.

Историки:  (Выступают с заранее подготовленным сообщением по биографии Е.Пугачёва)

Историки:  (Выступают с заранее подготовленным сообщением о Петре – III и его убийстве)

Литераторы:. Дети отвечают на поставленные вопросы.

Совет

Историки:  (Выступают с заранее подготовленным сообщением о манифестах, издаваемых Е.Пугачёвым)

Артисты: (Разыгрывают сценку «Чтение манифеста»)

Литераторы : Работают с текстом, отвечая на вопрос.

Историки: Сообщение об осаде Казани.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/23/integrirovannyy-urok-literatura-istoriya-istoricheskaya-pravda

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector