История создания пьесы гроза островского

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза»: анализ, история создания :

А. Н. Островский был видным литературным деятелем. Он многое изменил в постановке пьес, а его произведения отличаются реализмом, взглядов которого придерживался писатель. Одно из его наиболее известных произведений — пьеса «Гроза», анализ которой представлен ниже.

История создания пьесы

Анализ «Грозы» следует начать с истории ее написания, потому что обстоятельства того времени сыграли важную роль в создании сюжета. Пьеса была написана в 1859 году во время путешествия Островского по Поволжью. Писатель наблюдал и исследовал не только красоты природы и достопримечательности поволжских городов.

Его не меньше интересовали люди, которые встречались ему в путешествии. Он изучал их характеры, особенности быта, истории их жизни. Александр Николаевич делал записи, а потом на их основе и создал свое произведение.

Но история создания «Грозы» Островского имеет различные версии. Очень долго придерживались того мнения, что сюжет для пьесы писатель взял из реальной жизни. В Костроме жила одна девушка, которая, не выдержав притеснений свекрови, сбросилась в реку.

Обратите внимание

Исследователи находили множество совпадений. Случилось это в том же году, в котором была написана пьеса. Обе девушки были молодыми и в очень раннем возрасте были выданы замуж. Обеих притесняли свекрови, а мужья были слабохарактерными.

У Катерины был роман с племянником самого влиятельного человека в городе, а у бедной костромской девушки — с почтовым служащим.

Неудивительно, что из-за такого большого количества совпадений долгое время все считали, что сюжет основан на реальных событиях.

Но более детальные исследования опровергли эту теорию. Островский отправил пьесу в печать в октябре, а девушка сбросилась месяцем позже. Поэтому сюжет не мог быть основан на истории жизни этой костромской семьи. Однако, может, благодаря своей наблюдательности Александр Николаевич смог предугадать этот печальный конец. Но есть у истории создания пьесы и более романтичная версия.

Кто был прототипом главной героини?

В анализе «Грозы» можно указать и то, что было множество споров о том, с кого же был списан образ Катерины. Нашлось место и для личной драмы писателя. И у Александра Николаевича, и у Любови Павловны Косицкой были семьи. И это послужило препятствием для дальнейшего развития их отношений.

Косицкая была театральной актрисой, и многие считают, что она является прототипом образа Катерины в «Грозе» Островского. Позднее Любовь Павловна сыграет ее роль. Сама женщина была родом с Поволжья, а биографы драматурга писали, что «Сон Катерины» был записан со слов Косицкой. Любовь Косицкая, как и Катерина, была верующей и очень любила церковь.

Но «Гроза» — это не только драма о личных отношениях, это пьеса о нарастании конфликта в обществе. В ту эпоху уже были люди, которые хотели изменить старые порядки, но закосневшее «домостроевское» общество не хотело им подчиняться. И это противостояние отражено в пьесе Островского.

Краткое содержание «Грозы» Островского

Действие пьесы происходит в вымышленном приволжском городе Калинове. Жители этого городка — люди, привыкшие к обману, тирании, невежеству. Несколько человек из калиновского общества выделялись своим стремлением к лучшей жизни — это Катерина Кабанова, Борис и Кулигин.

Молодая девушка была замужем за слабохарактерным Тихоном, чья суровая и деспотичная мать постоянно угнетала девушку.

Кабаниха установила в своем доме очень суровые порядки, поэтому все члены семейства Кабановых ее не любили и боялись.

Во время отъезда Тихона по делам Катерина тайно встречается с Борисом — образованным молодым человеком, приехавшим из другого города к своему дяде — Дикому, человеку такого же крутого нрава, как и Кабаниха.

Когда вернулся ее муж, молодая женщина перестала видеться с Борисом. Она опасалась наказания за свой поступок, потому что была набожной. Несмотря на все уговоры, Катерина во всем призналась Тихону и его матери. Кабаниха еще пуще стала тиранить молодую женщину.

Бориса дядя отправил в Сибирь. Катерина, попрощавшись с ним, бросилась в Волгу, понимая, что она больше не сможет жить в тирании. Тихон обвинил мать в том, что это из-за ее отношения его жена решилась на такой шаг. Это краткое содержание «Грозы» Островского.

Краткое описание персонажей

Следующий пункт анализа пьесы — это характеристика героев «Грозы» Островского. Все действующие лица получились запоминающимися, с яркими характерами.

Главная героиня (Катерина) — молодая женщина, воспитанная на порядках домостроя. Но она понимала всю закоснелость этих взглядов и стремилась к лучшей жизни, где все люди жили бы честно и поступали правильно.

Набожная, любила ходить в церковь и молиться.

Кабанова Марфа Игнатьевна — вдова, зажиточная купчиха. Придерживалась устоев домостроя. Обладала крутым нравом, установила тиранические порядки в доме. Тихон — ее сын, слабохарактерный мужик, любил выпить. Понимал, что его мать несправедлива к жене, но боялся пойти против ее воли.

Борис — образованный молодой человек, приехал, чтобы Дикой дал ему часть наследства. Впечатлителен, не принимает законов калиновского общества. Дикой — влиятельный человек, все его боялись, потому что знали, какого он сурового нрава. Кулигин — мещанин, верящий в силу науки. Пытается доказать другим всю важность научных открытий.

Это характеристика героев «Грозы» Островского, которые сыграли значительную роль в сюжете. Их можно разделить на два маленьких общества: придерживающихся старых взглядов и тех, кто верил, что изменения необходимы для создания лучших условий.

Луч света в пьесе

В анализе «Грозы» стоит выделить главный женский образ — Катерину Кабанову. Она является отражением того, что может сделать с личностью тирания и деспотическое отношение. Молодая женщина хоть и выросла в «старом» обществе, в отличие от большинства, видит всю несправедливость таких порядков.

А Катерина же была честной, не хотела и не умела обманывать, и это одна из причин, по которой она все рассказала мужу. А те люди, которые ее окружали, привыкли обманывать, бояться, тиранить. А молодая женщина не могла это принять, вся ее духовная чистота противилась этому.

Из-за внутреннего света и стремления жить честно образ Катерины из «Грозы» Островского сравнивали с «лучом света в темном царстве».

Важно

И единственными радостями в ее жизни были молитва и любовь к Борису. В отличие ото всех тех, кто рассуждал о вере, Катерина верила в силу молитвы, она очень боялась совершить грех, поэтому не могла встречаться с Борисом.

Молодая женщина понимала, что после ее поступка свекровь будет терзать ее еще больше. Катерина видела, что в этом обществе никто не хотел меняться, а жить среди несправедливости, непонимания и без любви она не могла.

Поэтому броситься в реку казалось ей единственным выходом. Как потом сказал Кулигин, она обрела покой.

Образ грозы

В пьесе одни из важных эпизодов связаны с грозой. По сюжету, Катерина очень боялась этого природного явления. Потому что люди верили, что гроза покарает грешного человека. И все эти тучи, гром — все это только усиливало угнетающую обстановку дома Кабановых.

В анализе «Грозы» следует также отметить, что весьма символично то, что все эпизоды с этим природным явлением связаны с Катериной.

Это отражение ее внутреннего мира, того напряжения, в котором она находилась, той бури чувств, которая бушевала у нее внутри. Катерина боялась этого накала чувств, поэтому она очень переживала, когда была гроза.

Также гроза и дождь — это символ очищения, когда молодая женщина бросилась в реку, то она обрела покой. Так же, как и природа кажется чище после дождя.

Основная идея пьесы

Какой же главный смысл «Грозы» Островского? Драматург стремился показать то, как несправедливо устроено общество. Как могут угнетать слабых и беззащитных, что людям не оставляют никакого выбора.

Возможно, Александр Николаевич хотел показать, что обществу стоит пересмотреть свои взгляды. Смысл «Грозы» Островского состоит в том, что нельзя жить в невежестве, лжи и закоснелости.

Нужно стремиться стать лучше, терпимее относиться к людям, чтобы их жизнь не походила на «темное царство», как у Катерины Кабановой.

Личностный конфликт

В пьесе показано нарастание внутреннего конфликта у Катерины. С одной стороны — понимание, что жить в тирании нельзя, любовь к Борису. А с другой — строгое воспитание, чувство долга и боязнь совершить грех. Женщина не может прийти к одному решению. На протяжении пьесы она встречается с Борисом, но даже и не думает о том, чтобы уйти от мужа.

Конфликт все нарастает, а толчком для печальной гибели Катерины стала разлука с Борисом и усилившиеся гонения со стороны свекрови. Но личностный конфликт занимает не самое главное место в пьесе.

Социальный вопрос

В анализе «Грозы» следует отметить, что драматург постарался передать настроение общества, которое было на тот момент.

Люди, понимали, что нужны изменения, что старый строй общества должен уступить место новому, просвещенному. Но люди старых порядков не хотели признавать, что их взгляды потеряли свою силу, что они невежественны.

И эта борьба между «старым» и «новым» нашла отражение в пьесе А. Островского «Гроза».

Источник: https://www.syl.ru/article/355790/pesa-aleksandra-nikolaevicha-ostrovskogo-groza-analiz-istoriya-sozdaniya

История создания пьесы «Гроза» Островского: замысел, постановка и публикация драмы

Катерина Кабанова.Художник С. В. Герасимов

Пьеса «Гроза» Островского является выдающимся произведением русской литературы XIX века. 

В этой статье представлена история создания пьесы «Гроза» Островского: интересные факты о замысле, публикации и постановке драмы.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Замысел и работа над пьесой

Замысел пьесы «Гроза», вероятно, возник в 1856 году, когда Островский работал над повестью «Не сошлись характерами». 

В этот период автор уже обдумывал образ деспотичной купчихи Кабанихи — об этом свидетельствуют пометы в рукописях. 

Судя по всему, Островский начал работу над драмой «Гроза» во второй половине июля 1859 г. 9 октября 1859 г. Островский окончил основную работу над «Грозой». 

Репетиции «Грозы»

31 октября театральная цензура разрешает «Грозу» к постановке в театрах. 

Совет

В начале ноября 1859 г. в Малом театре в Москве и в Александринском театре в Петербурге начинаются репетиции «Грозы». 

И в Москве, и в Петербурге спектакль готовится под руководством Островского: он читает артистам пьесу, распределяет роли, режиссирует и дает указания о костюмах и гриме.  

В ноябре 1859 г. Островский активно участвует в репетициях «Грозы». Об этом он пишет Погодину:

В ходе репетиций пьесы Островский продолжает работать над текстом «Грозы», внося исправления.

Премьера в Москве

16 ноября 1859 г. в Малом театре в Москве проходит премьера пьесы с огромным успехом. Н. В. Рыкалова, сыгравшая роль Кабанихи в том же спектакле, оставила следующие воспоминания о премьере:Своим успехом премьера «Грозы» была обязана также сильному актерскому составу. Роль Катерины в спектакле исполнила актриса Любовь Никулина-Косицкая, для которой Островский и писал эту роль.  

Премьера в Александринском театре в Петербурге

В Петербурге в Александринском театре премьера «Грозы» проходит 2 декабря также с большим успехом.

В газете «Русский инвалид» был напечатан следующий отзыв о премьере (6 декабря 1859 г.): 

Публикация пьесы

9 декабря 1859 г. цензура разрешает пьесу «Гроза» для печати. Вскоре, в конце января 1860 г. пьеса публикуется в журнале «Библиотека для чтения». Отдельное издание «Грозы» вышло в том же году.

Уваровская премия

В 1860 г. комиссии по присуждению наград графа Уварова при Академии наук обращает внимание на пьесу Островского: на конкурс поступает 8 пьес и среди них — «Гроза». 25 сентября 1860 г.

Островский получает Уваровскую премию за свою драму — три тысячи рублей серебром.

Это была краткая история создания пьесы «Гроза» Островского: интересные факты о замысле, публикации и постановке произведения.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/06/istorija-sozdanija-groza-ostrovskij.html

А.Н. Островский «ГРОЗА»

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «Гроза», которую сам автор оценивал как творческую удачу, радовался, когда актерам удавалось воплотить его замысел, глубоко переживал, если сталкивался с непониманием, актерской посредственностью или с небрежным отношением к пьесе.

Читайте также:  Сочинение конфликты в пьесе на дне горького

«Гроза» была задумана Островским во время путешествия по Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода в почтовой карете вместе с актером Провом Садовским. Драматург был очарован красотой великой русской реки и расположенных вдоль нее городов и сел. Это были длительные этнографические исследования.

В своей корреспонденции из Твери Островский писал о поразивших его фресках, увиденных при осмотре развалин города Вертязина. Эти изображения на тему о Литовском разорении отзовутся в «Грозе». В очаровательном Торжке Островский встретился с сохранившимися от времен новгородской старины странными в новое время обычаями девичьей свободы и строгого затворничества замужних женщин.

Эти наблюдения получат отражение в характерах незамужней Варвары и обреченной на семейный плен Катерины.

Обратите внимание

Особенно понравилась Островскому Кострома редкостной красотой своей природы, общественным садом с прогуливающимися купеческими семьями, беседкой в конце бульвара, откуда открывался вид на заволжские дали, восхитительные просторы и живописные рощи.

Полученные впечатления многие годы питали творчество Островского. Отразились они и в «Грозе», действие которой происходит в вымышленном глухом волжском городке Калинове. Костромичи долгое время утверждали, что именно Кострома явилась прообразом города Калинова.

Когда Островский представил свою пьесу в цензуру, состоялся знаменитый диалог драматурга с чиновником, который усмотрел в Кабанихе символизированную фигуру царя Николая и потому выразил сомнение в возможности публикации пьесы. Тем не менее, она была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году, на что не без труда было получено цензорское разрешение.

Однако еще до журнальной публикации «Гроза» появилась на русской сцене, для которой она прежде всего и была предназначена. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года в Малом театре по случаю бенефиса крупнейшего актера С.Васильева, игравшего Тихона. Другие роли также исполняли выдающиеся мастера П. Садовский, Н.В.

Рыкалова, Л.П. Никулина-Косицкая и др. Этой постановкой руководил сам А.Н. Островский. Премьера и последующие спектакли имели огромный успех и превратились в сплошной триумф. Такая же сценическая удача ждала и актеров Александринского театра в Петербурге. Здесь постановку спектакля также осуществлял сам драматург.

Через год после блистательных премьеры «Грозы» пьеса А.Н. Островского была удостоена самой высокой, академической награды – Большой Уваровской премии, присуждение которой состоялось по ходатайству писателя И.

А. Гончарова и профессоров П.А. Плетнева и А.Д. Галахова. Эта премия стала первым свидетельством значимости того вклада, который Островский внес и в русскую литературу, и в отечественное сценическое искусство.

Литература

Роговер Е.С. Русская литература второй половины ХIХ века М., 2006

Источник: http://trassa.narod.ru/lekzia/ostrovskiy/groza.htm

История создания пьесы Гроза Н.А. Островского

50-60 годы XIX века – довольно сложное время для всей России.

Оно ознаменовалось широким общественным подъемом, имевшим место в связи с возникновением новых демократически настроенных сил и актуализацией вопроса о крепостном праве.

На этом фоне громко заговорили о существующих противоречиях между поколениями и о положении русской женщины в условиях патриархальных отношений, все еще сохранявшихся на большей территории страны.

В такой непростой обстановке писалось, затем ставилось на сцене и публиковалось довольно нашумевшее в те годы произведение А.Н.Островского.

Хронология работы над драмой

Много вопросов вызывает история создания пьесы «Гроза». Кратко ее можно обозначить так.

Островский, скорее всего, приступил к работе над произведением в июле 1859 года (во всяком случае, не позже этого месяца), а в начале октября отослал готовый текст в издательство.

Важно

Это доказывает оригинал рукописи, по сей день хранящейся в Российской государственной библиотеке. Спустя месяц пьеса уже ставилась на петербургской сцене: 16 ноября была премьера в Малом театре, 2 декабря — в Александрийском.

В следующем году ее напечатали в «Библиотеке для чтения» (в №1), чуть позже издали отдельной книжкой.

Реакция прогрессивных умов на появление пьесы

Новая драма известного тогда уже «Колумба Замоскворечья» была встречена бурными отзывами и комментариями, как положительными (например, оценка Н.Добролюбова, И.Гончарова, П.Плетнева), так и осуждающими (Л.Толстой, А.Фет).

Неоднозначно воспринял новое детище Островского и признанный в то время критик Д.Писарев, вступивший в этой связи по ряду вопросов в полемику с Добролюбовым. Как бы то ни было, «Гроза» навсегда вошла в число лучших пьес драматурга.

А настоящей наградой, несомненно, стала Большая Уваровская премия, присуждаемая авторам лишь за поистине гениальные произведения, написанные для сцены.

Сюжет и герои

История создания пьесы «Гроза» во многом объясняется действием драмы, которое разворачивается в небольшом городке с красивым названием Калинов, расположенном на берегу Волги. При знакомстве он выглядит вполне благополучным: великолепный пейзаж, дающий ощущение тишины и покоя.

Одна из первых фраз, которую слышит зритель от местного жителя: «Красота!» Но по мере знакомства с героями настроение и общая атмосфера меняются. Драматург умело изобличает пороки общества, веками живущего по законам домостроя. Отсюда, возможно, и название города — Калинов, пришедшее из русского фольклора.

Это символ устоявшегося, страшного, «сказочного» мира, который трудно разрушить.

И вот в среде «злых» и могущественных сил появляется человек, решившийся открыто выступить против их власти — Катерина.

Судьба героини складывается трагически, так как она пока еще не находит ни единомышленников, ни защитников (в лице, например, того же мужа), способных поддержать ее в начавшемся противостоянии.

Молодой человек, в котором она видит свое будущее счастье и лучшую судьбу, тоже струсил, не поняв по-настоящему Катерину. В условиях, когда уничтожены все нравственные начала, трудно найти и виновников гибели девушки.

Споры по поводу истоков сюжета

Высказывания по поводу прототипов и сюжетной основы произведения весьма противоречивы.

Так, для костромичей творческая история создания пьесы «Гроза» напрямую была связана с недавними трагическими происшествиями в их городе.

Некоторые детали указывали на то, что прототипом Катерины могла стать знакомая писателя Л.П.Косицкая. Люди, лично знавшие драматурга, считали, что появление «Грозы» — результат путешествия Островского по Волге.

Чем же были вызваны подобные суждения?

Трагедия семья Клыковых

Согласно первой версии, история создания пьесы «Гроза» связана с происшествием в городе Костроме. В начале ноября 1859 года исчезла одна из жительниц города Александра Клыкова, которой было всего 19 лет. Позже ее тело нашли в водах Волги, и по этому факту возбудили уголовное дело.

Рассматривалось две версии: самоубийство или убийство и попытка скрыть преступление. В ходе расследования выяснилось, что недавно девушку выдали замуж, и она попала в купеческую семью, где всецело властвовала деспотичная и ни с кем не считавшаяся свекровь.

Воспитанная в других условиях, Александра не смогла смириться со своей участью и прижиться в новой семье. Не нашла она поддержки и в муже – тихом, послушном, во всем уступавшем матери. Все эти детали легко узнаваемы в драме.

Вот почему после появления книги в Костроме местные жители упорно заговорили о том, что создание пьесы «Гроза» напрямую связано с жизнью семьи Клыковых.

И хотя позже выяснилось, что произведение было написано за месяц до этой трагедии, актеры, игравшие на местной сцене, долго гримировались именно под семью Клыковых. А место на берегу Волги, с которого якобы бросилась в воды Катерина-Александра, входило в число местных достопримечательностей.

Гроза – это личная драма А.Н.Островского?

Другая версия, касающаяся прототипа главной героини, связывается с пометкой самого драматурга в тексте. Рядом с монологом Катерины, в котором она рассказывает Вареньке о своем сне, записано: «Слышал от Л.П. про такой же сон…» За Л.П. скрывается известная актриса Л.П.Косицкая, у которой с Островским, вероятнее всего, были отношения.

Оба – люди семейные, поэтому вынужденные скрывать свою привязанность. Исследователи, объясняющие создание пьесы «Гроза» Островского и рассматривающие эту версию, ссылаются и на то, что впервые роль главной героини сыграла именно Косицкая.

А драматург, как известно, предпочитал сам выбирать актеров для постановки собственных произведений в Малом театре.

Поездка по Волге

Наконец, третья и более вероятная версия – история создания пьесы «Гроза» связана с путешествием автора по великой русской реке.

В летние месяцы 1856-57 годов Островский принимал участие в экспедиции русского Географического общества по Волге.

Он посетил множество населенных пунктов, расположенных по берегам реки, встречался и долго разговаривал с местными жителями, изучал особенности уклада их жизни.

Совет

Островский стал свидетелем многих сцен, разворачивавшихся в отдельных семьях и в городе в целом. Его интересовали мельчайшие детали, которые впоследствии он проанализировал в очерке «Путешествие по Волге».

Отголоски этих наблюдений можно найти и в драме: живой народный язык, типичные сцены общения между людьми (они, кстати, часто не связаны напрямую с сюжетом, но хорошо характеризуют общую атмосферу города), прекрасно показанные, причем с разных сторон, особенности быта. Все это подтверждает, что история создания пьесы «Гроза» Островского берет начало в его личных наблюдениях и попытках разобраться, чем живет русский человек, что тормозит развитие всего общественного уклада России.

Драматург-провидец?

Таким образом, трагедия, произошедшая в Костроме осенью 1859 года, была предугадана Островским, хорошо знавшим особенности жизни русского купечества в середине XIX века. Это типичная ситуация, которая могла произойти в любой семье, живущей на обширной территории русского государства.

Драматургом удачно изображен момент, когда старые силы все еще цепляются за уходящее и стараются всеми способами сохранить свою власть, а новые, только зарождающиеся, вступают в нелегкую борьбу, исход которой и определит дальнейшую судьбу России. И на этом фоне уже не столь важно, с чем связана история создания пьесы «Гроза».

Главное, что это могло послужить началом прогрессивных перемен всей жизни страны.

Источник: https://autogear.ru/article/160/117/istoriya-sozdaniya-pesyi-groza-n-a-ostrovskogo/

История создания драмы Островского «Гроза»

Драму Островского «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта». Действительно, и художественные достоинства «Грозы», и её идейное содержание дают право считать эту драму самым замечательным произведением Островского. «Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга из 1860 г.

появилась в печати. Появление пьесы на сцене и в печати совпало с самой острой полосой в истории 60х годов. Это был период, когда русское общество жило напряжённым ожиданием реформ, когда многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты, когда Чернышевский звал народ «к топору». В стране, по определению В. И. Белинскийа, отчётливо наметилась революционная ситуация.

Оживление и подъём общественной мысли на этом переломном этапе русской жизни нашли своё выражение в обилии обличительной литературы. Естественно, что общественная борьба должна была найти своё отражение и в художественной литературе.

Особенное внимание русских писателей в 50-60х годах привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы – разночинной интеллигенции и положение женщины в стране.

Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, требовавшая неотложного освещения.

Это – тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, тирания, под гнётом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота, зависевшая от капризоз самодуров. Задачу обличения экономической и духовной тирании «тёмного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

Как обличитель «тёмного царства» Островский выступил ешё в пьесах, написанных до «Грозы» («Свои люди – сочтёмся» и др.). Однако теперь, под влиянием новой общественной обстановки, он ставит тему обличения шире и глубже.

Он не просто обличает теперь «тёмное царстзо», но и показывает, как в глубине его возникает протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни. Протест против отживших устоев жизни находит выражение в пьесе прежде всего и сильнее всего в самоубийстве Катерины.

Читайте также:  Всегда ли мечта становится реальностью? итоговое сочинение

«Лучше не жить, чем жить так!» – вот что означало самоубийство Катерины. Приговора общественному быту, выраженного в такой трагической форме, русская литература до появления драмы «Гроза» ещё не знала.

Рекомендуем почитать ►

Идеал жизни Пугачева

Трагический конфликт живого чувства Катерины и мёртвого уклада жизни – это основная сюжетная линия пьесы. Но, как правильно указал Добролюбов, зрители и читатели пьесы думают «не о любовной интриге, а обо всей жизни». Это значит, что обличительный пафос «Грозы» распространяется на самые разнообразные стороны русского быта, затрагивая самые его основы.

Он звучит в той или иной форме в речах Кулигина, Кудряша, Варвары и даже безответного Тихона (в финале пьесы). «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» – восклицает Борис. Это – предвестие крушения старых форм жизни. Обречённость «тёмного царства» начинает сознавать даже Кабаниха, эта властная блюстительница домостроевского уклада.

«Старине приходит конец»,- мрачно заявляет она.

Обратите внимание

Так в драме «Гроза» Островский вынес суровый приговор «тёмному царству» и, следовательно, тому строю, который всемерно поддерживал «тёмное царство».

Действие драмы «Гроза» происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Крутой, высокий берег реки… Внизу- спокойная, широкая Волга, вдали – мирные селенья и поля Заволжья.

Таков вид на окрестности, открывающийся из общественного сада города Калинова.

«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» – восклицает Кулигин, один из местных жителей, который вот уже пятьдесят лет любуется и всё не хможет налюбоваться знакомым пейзажем.

На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова.

Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев,- это только видимое, обманчивое спокойствие.

Это даже не спокойствие, а сонный застой, равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.

Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена. Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете.

Только странницы донесут иногда вести о далёких странах, где
правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский», да ещё принесут слух о земле, «где все люди с пёсьими головами». Вести эти сбивчивы и неясны, так как странницы «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать – много слыхали».

Но досужие рассказы таких странниц вполне удовлетворяют нетребовательных слушателей, и калиновцы, посидев на завалинке у ворот, крепко заперев ворота и спустив на ночь собак, уходят   спать.

Рекомендуем почитать ►

Материнское слово

Важно

Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются  суровые, мрачные  нравы.  «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей.

Описывая Борису Григорьевичу жизнь города и сочувственно указывая на тяжёлое положение бедноты, он говорит: «А богатые-то что делают? …Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят! И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

Островский беспощадно-правдиво рисует тёмный быт и «жестокие нравы» города Калинова, и произвол местных самодуров, и мертвящий домостроевский уклад семейного быта, приводящий молодое поколение к бесправию и забитости, и эксплуатацию беззащитного трудящегося люда богачами, и власть религиозных суеверий в купеческой среде, и ненависть столпов «тёмного царства» ко всему новому, и вообще мрак и рутину, нависшие над бытом «тёмного царства».

Источник: http://www.getsoch.net/istoriya-sozdaniya-dramy-ostrovskogo-groza/

История создания и постановки

Драма «Гроза»

История создания и постановки драмы «Гроза»

С деятельностью великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823- 1886) связана целая эпоха в развитии русского театра. За сорок лет напряженного труда — с 1847 по 1886 год — им написано около пятидесяти оригинальных пьес.

Продолжая лучшие традиции драматургии Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островский окончательно утвердил на русской сцене оригинальную, самобытную по своему содержанию и форме, русскую национальную драматургию.

Он создал богатый, высокохудожественный национальный репертуар для русского театра. В произведениях А. Н. Островского нарисована многообразная, широкая картина жизни русского общества середины и второй половины XIX века.

Драма «Гроза» является одним из самых замечательных художественных творений А. Н. Островского. Писать «Грозу» драматург начал в июне-июле 1859 года и закончил ее 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале «Библиотека для чтения», 1860, № 1. В том же году вышла отдельным изданием.

«Гроза» написана А. Н. Островским в годы, когда тема «свободы чувства», «эмансипации женщины», «семейных устоев» являлась весьма популярной и злободневной.

В литературе и драматургии ей был посвящен целый ряд произведений. Поэтому «Гроза» была встречена с величайшим интересом. Причем ни одно из произведений А. Н.

Островского не вызвало в печати такой ожесточенной полемики, какая началась вокруг «Грозы».

Одним из первых на новую пьесу откликнулся Добролюбов — широко известна его статья «Луч света в темном царстве», появившаяся в октябрьском номере «Современника» за 1860 год. В своей статье критик утверждал, что А. Н. Островский в «Грозе» изобразил «мертвящие начала» власти «темного царства», а Катерину он назвал «светлым лучом в темном-царстве».

Своеобразную позицию в полемике о «Грозе» занимал А. Григорьев, большая по объему статья которого «После «Грозы» Островского» печаталась в трех номерах «Русского мира» (январь — февраль 1860 года).

Совет

Острая борьба вокруг «Грозы», развернувшаяся в пору ее появления в печати и на сцене, продолжалась и в последующие годы. Так, большой резонанс получила опубликованная в мартовском номере журнала «Русское слово» за 1864 год (то есть четыре года спустя после публикации и постановки пьесы) статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы».

31 октября 1859 года «Гроза» была разрешена драматической цензурой. Первое представление состоялось 16 ноября 1859 года в московском Малом театре. Этот спектакль, блестящий по составу артистов, явился выдающимся театральным событием. Критика особенно выделяла игру Л. П. Косицкой-Никулиной в роли Катерины и П. М. Садовского в роли Дикого.

В Санкт-Петербурге «Гроза» впервые была представлена 2 декабря 1859 года в Александринском театре. По мнению тогдашней критики, этот спектакль все же уступал московскому. Ф. А. Снеткова очень хорошо выражала моральную чистоту, поэтичность Катерины, но лишила ее бытовых красок и по внешнему облику походила более на петербургскую барышню. Ф. А.

Бурдин портил роль Дикого чрезмерной суетливостью и крикливостью. Е. М. Левкеева в основном правильно воссоздавала образ Варвары, но в ряде случаев придавала ему излишнюю грубость и т. д. Кроме того, при наличии прекрасных, в основном, исполнительских сил, спектакль, как и в Москве, весьма снижался небрежным, бедным декоративным оформлением.

В Москве и в Петербурге «Гроза» А. Н. Островского шла с исключительным успехом. Все первые ее представления сопровождались аншлагами. Очень хорошо она принималась и в провинции (хотя бывали случаи, когда в провинции «Грозу» снимала с репертуара местная власть). Играть в пьесе «Гроза» стремились многие лучшие артисты.

В настоящее время «Гроза» прочно вошла в репертуар русских драматических театров Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов России и зарубежья.



Источник: https://scribble.su/ege/universal/118.html

10 класс. Литература. А.Н. Островский. Жизнь и творчество

«Гроза» была закончена Островским 9 октября 1859 года

Она сразу же была поставлена в Московском малом драматическом театре и вызвала серьезные поры и разногласия. Далеко не всем стал виден масштабный смысл этой пьесы.

Некоторые восприняли её просто как семейную драму о том, как темная, забитая, запуганная женщина изменила своему жалкому мужу.

Такие мысли выказывали не только консерваторы, но и даже такой революционно и радикально настроенный литературный критик как Д. Писарев

Д.И. Писарев (Источник)

Обратите внимание

В своей статье «Мотивы русской драмы» он упрекал Катерину в том, что она не ушла от мужа, и вообще считал, что её поведение нелепо и бестолково, и не стоило её ставить в центр пьесы. Но уже в 1860 году в журнале «Современник» выходит статья Добролюбова

Н.А. Добролюбов 

Надо сказать, что мы теперь пересматриваем творчество Добролюбова и не во всех пунктах можем с ним соглашаться. Но надо учитывать, что самому Островскому статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» чрезвычайно понравилась. Он неоднократно говорил, что Добролюбов абсолютно верно понял замысел его пьесы.

Чем же отличается драма от трагедии? В первую очередь, масштабностью проблематики. Трагедия затрагивает универсальные вопросы о жизни и смерти, о мире и судьбе человека в нем.

Драма же рассматривает проблематику более подробно, но, может быть, и более мелко: человек и общество, человек и его социальное окружение, человек и его разнообразные общественные связи, которые завязываются у человека с окружающими его людьми. Добролюбов настойчиво называл пьесу Островского трагедией:

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашаются, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского…»

«В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой её гибели…»

«Характер Катерины – шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни…»

Добролюбов неслучайно говорит о новой фазе народной жизни. Что же происходило в России в конце 50-х годов? Это трудное и переломное время. Только что отгремела Крымская война оказавшаяся для России полным позором, умер Николай I и речь зашла о реформах, неизбежность которых понимало и руководство страны. Уже в 1857 году было объявлено об освобождении крестьян

Крымская война 

Император Николай I 

Чтение манифеста об освобождении крестьян 

Архаический, антигуманный, совершенно отсталый общественный строй в России предстояло сломать полностью. Но тут перед обществом вставал масштабный вопрос: готов ли к этим переменам народ, сможет ли он стать субъектом истории, идти к высоким целям и т. п.

? Ведь несколько столетий угнетений и пребывания в рабстве могли убить в нем волю к самостоятельности и свободе.

На эти вопросы отвечали по-разному, в обществе велись напряженные споры, и именно в этот момент появляется пьеса «Гроза», которая и призвана ответить на этот вопрос так, как понимает его Островский.

—————————————————-

Таким образом, Островский пытается найти в своей пьесе сознательное или хотя бы стихийное героическое начало в толще народной жизни.

Трагедия – пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета – непримиримый конфликт героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.

) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии – вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание.

Такое душевное состояние ведет к катарсису.

Драма – литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Ориентировано на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей и возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Читайте также:  Образ и характеристика николая болконского в романе война и мир толстого сочинение

Обратимся теперь к истории самого жанра трагедии. Трагедия как жанр часто появляется в литературе именно в переломные моменты истории. Она помогает осмыслить глобальные вопросы, встающие перед человечеством.

Родилась трагедия в Древней Греции и именно в тот момент, когда человек Античности впервые начал осознавать себя не просто членом коллектива, племени, государства, а отдельной суверенной личностью.

Важно

Как вести себя личности, например, в единоборстве с властью, если эта власть всесильна и неправедна? Вот проблематика знаменитой трагедии Эсхила

Эсхил (benzosaw.livejournal)

«Прометей прикованный»

«Прометей прикованный» (П. Рубенс, 1612) 

Как поведет себя человек, столкнувшись с неумолимым роком? Это проблематика пьесы «Царь Эдип» Софокла

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив (Ш. Жалабер, XIX в.) 

Софокл (zabolel.info)

Может ли личность противостоять хаосу чувств, бушующих в собственной душе? Это проблематика таких известных трагедий Еврипида,как «Ипполит» или «Медея».

Еврипид (bse.sci-lib.com)

«Медея» (А. Фейербах, 1870)

Трагедии Шекспира также появились в переломную эпоху, когда суровый патриархальный мир Средневековья уходил в прошлое, но мир, идущий ему на смену, не радовал, являя разобщенность людей, эгоизм, алчность, злые страсти.

Огромный интерес к трагедии проявили классицисты во Франции 17 века, которые ставили во главу угла культ разума и государства, стремясь все нормировать. В это же время пишется множество научных работ о литературе, о том, как надо писать, в частности трагедию.

Трагедия мыслилась как высокий, эталонный жанр, и поэтому именно в ней следовало соблюдать в обязательном порядке некий свод правил. Наиболее великими представителями классицистической трагедии являются Корнель и Расин.

Классицистам казалось, что эти требования вытекают прямо из древнегреческой поэтики и именно так ставились пьесы в Древней Греции. Но это не совсем так. В древнегреческих пьесах не всегда соблюдался закон единства времени и места.

Например, в знаменитой «Орестее» (рис. 14) Эсхила время действия – около десяти лет.

«Клитемнестра колеблется перед убийством спящего Агамемнона» (П.-Н. Герен, 1817)

Совет

Но, как бы то ни было, законы эти были популярны и в европейской, и в русской литературе 19 века. Например, в пьесе Грибоедова  

А.С. Грибоедов 

«Горе от ума» действия начинаются рано утром, а заканчиваются ровно следующим утром.

А что же такое единство действия? Тут все обстоит сложнее. Во-первых, действие должно ограничиваться небольшим числом персонажей, 7–8. Во-вторых, не должно быть побочных сюжетных ходов. А в-третьих, не должно быть персонажей, не задействованных в основном ходе пьесы. Эти правила считались обязательными.

Кроме того, к ним прибавлялось еще одно: главным героем трагедии – жанра высокого – может быть только высокая, значительная историческая личность. Это могли быть боги, герои, полководцы, цари, но не представители третьего сословия. Как видим, Островский всем этим требованиям не соответствует.

Именно поэтому, наверное, он и решил во избежание недоразумений поставить подзаголовок к своей пьесе «драма», хотя, по сути, это не совсем так.

Если рассматривать «Грозу» Островского с точки зрения нормативных законов классицизма, то это не трагедия. Действие продолжается около десяти дней, место действия также меняется, а также есть герои, не имеющие отношения к судьбе главной героини – Катерине

 Катерина (myshared.ru)

Прежде всего, это Феклуша, странница

Феклуша (illustrada.ru)

Необычное место занимает также описание среды «тёмного царства». Сама же Катерина – представительница «тёмного царства»: купеческая жена, купеческая дочь, таким образом, она – человек третьего сословия.

Но дело в том, что законы, выработанные классицистами, достаточно формальные, и не они определяют сущность жанра.

Ведь и Шекспир не подчинялся этим законам, но трагедии «Гамлет», «Макбет», «Отелло», «Король Лир» не перестают быть трагедиями.

«Леди Макбет» (М. Габриэль, 1885) (vsefilologu.ru)

У трагедии есть три обязательных признака, и если они имеются в произведении, то жанр смело можно называть трагедией, а если отсутствуют, то это, очевидно, драма.

Первое. В трагедии должен быть трагический герой, т. е. герой, по своим моральным качествам находящийся гораздо выше окружающих.

Обратите внимание

Второе. В трагедии должен быть трагический конфликт, т. е. конфликт глобальный и неразрешимый обычными мирными средствами. Конфликт этот кончается, как правило, смертью главного героя.

Третье. Трагедии необходим катарсис, т. е. очищение. Прежде всего, это касается оставшихся в живых героев. Они становятся выше, лучше, чище, извлекают для себя некий жизненный урок. То же самое относится и к зрителям.

————————————-

Все эти моменты мы можем найти в пьесе Островского. Наличествует ли там трагический герой? Да, это Катерина. Что бы ни говорили недоброжелательные критики, а Катерина явно выше окружающих.

Нам могут возразить: она суеверна, недостаточно образованна, совершает греховные поступки, такие как измена и самоубийство, а это, с точки зрения христианства, страшные грехи. Но по крайней мере в одном пункте она безусловно выше всех окружающих.

Она ненавидит ложь и считает для себя невозможным лгать. Ложь – это то, что объединяет всех жителей города Калинова.

Помимо того, что он глуп и жесток, его действия пронизаны еще и лицемерием. Например, он знает, что ругать работников в праздник – это тяжелый грех, тем не менее, он их ругает, не платит им, а потом униженно просит у них прощения. Кстати говоря, он еще и труслив: как только Кабанова дает ему отпор, он моментально стихает.

Лицемерием пронизано и все поведение Кабановой- на глазах города она добродетельна, а с домашними – властолюбивая и злобная.

Кроме того, она любитель формы, поэтому и презирает содержание. Ей кажется, что нужно жить по «Домострою». Но её интересует внешний рисунок поведения: главное – соблюдать форму. Это и есть злое лицемерие.

Чужой лжи с легкостью подчиняется её дочь Варвара, которая и сама научилась с азартом лгать.

Важно

Варваре также присуще еще одно не украшающее её качество: ей скучно грешить одной, ведь именно она вовлекает в грех Катерину, выдавая ей ключ от калитки, чтобы та смогла увидеться с Борисом.

Кудряш – на первый взгляд, веселый, жизнерадостный, явно противостоящий «темному царству» 

Но из словесной перепалки с Диким мы понимаем, что между ними нет разницы, и через несколько лет Кудряш станет еще одним Диким.

Наконец, самое угнетенное в этом «царстве» – Тихон, который лжет по привычке, всегда и везде

Это человек, полностью раздавленный ситуацией.

Борис – это не просто порождение «темного царства», несмотря на свою образованность, способность любить, он ведет себя иррационально

Ему выдадут наследство только при одном условии: если он будет почтителен к своему дядюшке Дикому. Известно, что дядюшка не расстанется с деньгами ни при каких обстоятельствах, поэтому уважать его не за что. Но Борис старается изо всех сил, он буквально низкопоклонствует, общаясь с Диким.

Наконец, Кулигин – старичок-изобретатель, в речи которого часто мы видим отражение мыслей самого Островского

Он не лжет, но он примирился, у него нет ни моральных, ни физических сил противостоять злу, лжи и насилию, царящему в городе. Вот, например, Дикой обвиняет его в том, что он разбойник, потому что ему так хочется. А Кулигин молча вжимает голову в плечи и убегает. Он не борец.

Совет

Таким образом, все в этом «темном царстве» либо лгут и лицемерят сами, либо примирились с чужой ложью и лицемерием. На этом фоне резкий контраст с остальными персонажами являет собой Катерина. С самого начала мы видим, что она не хочет и не может смириться.

Даже со своей незадавшейся семейной жизнью она может смириться только до тех пор, пока она чувствует хоть какую-то человеческую теплоту и привязанность к Тихону. Как только все это исчезнет, она не останется в семейной клетке, потому что ее неодолимо влечет свобода, которая для нее неразрывно связана с правдой.

Искренность и чистота души Катерины подчеркивается и самим ее именем, которое в переводе с греческого означает «чистая».

——————————————

Теперь перейдем ко второму пункту наших рассуждений: есть ли в пьесе Островского трагический конфликт? Здесь надо сказать, что Островский совершил колоссальное новаторство по сравнению с древнегреческой драматургией.

Обычно, у древних греков конфликт бывал либо внешний – человек и весь окружающий мир – либо внутренний, когда в непреодолимой борьбе сталкиваются разные стихии в человеческой душе.

У Островского задействованы в пьесе оба конфликта.

Конфликт внешний – очевидный: чистая, правдолюбивая, искренняя Катерина не может ужиться в страшном, пронизанном жестокостью, ложью и лицемерием мире города Калинова.

Конфликт внутренний: Катерина – искренне верующая женщина, которой средь бела дня посреди храма являются ангелы. Такие видения испытывали святые. Она верит и в грех, и в геенну огненную, она абсолютно уверена, что ее измена мужу – это страшный грех, отмолить который невозможно. Но с другой стороны, она не может сохранять мужу верность, потому что он ее не любит, не уважает.

Он, действительно, достоин только презрения. Уже в начале пьесы он предает ее: когда она просит у него помощи, он насмешливо пожимает плечами, отказывается и бросает ее наедине с ее трудностями и страданиями. Такого человека любить и уважать невозможно, а стало быть, невозможно и лицемерить, сохраняя этот постылый брак.

И вот Катерина бьется в этой для нее морально неразрешимой ситуации: с одной стороны, изменить мужу – страшный грех, воспринимаемый ею как нравственная невозможность, а с другой стороны, невозможно оставаться честной замужней женщиной и продолжать эту отвратительную лицемерную жизнь.

Она не может отказаться от своей любви к Борису, потому что в этой любви для нее не только чувственная страсть, но стремление к правде, свободе, жизни. И только смерть может разрешить эту трагическую коллизию.

———————————————

Теперь третий момент: катарсис, очищение. Испытывает ли кто-нибудь очищение в пьесе после гибели Катерины? Да, безусловно.

Во-первых, Тихон, который всегда был тих и покорен маменьке, наконец, обретает голос и кричит, неудержимо обвиняя мать в смерти Катерины: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Таким образом, он прозрел, может, ненадолго, но все-таки поднялся над своим травянистым и нечеловеческим состоянием.

Обретает голос и Кулигин, который выносит тело Катерины и говорит ее мучителям: «Вот вам ваша Катерина.

Обратите внимание

Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Т. е.

он обвиняет город Калинов в том, что тот может, и знает примитивную суровую справедливость, но милосердие ему недоступно. Таким образом, голос Кулигина сливается в данном случае с голосом самого Островского.

Некоторые до сих пор упрекают Катерину: как же так, она самоубийца, грешница, а по христианским канонам это грех непрощаемый.

Но тут можно сказать следующее: нам недаром дан Священный Завет, Библия, в двух книгах: первая – это Ветхий Завет , собственно Библия, которая учит нас справедливости, а вторая – Новый Завет, Евангелие, которое учит нас милосердию. Недаром Христос сказал: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные» .

 Икона с изображением Иисуса Христа (gauragorsk.ru)

Он не сказал, чтобы к нему пришли только те, кто чист, он сказал, чтобы пришли все. И мы верим вместе с Кулигиным, что есть судья, который милосерднее города Калинова.

Таким образом, и по масштабности проблематики, и по глубине конфликта пьесу Островского «Гроза» смело можно назвать трагедией. Но остается одна сложность: в пьесе очень подробно изображена среда, поэтому окончательный вывод нужно сделать таким: пьеса Островского «Гроза» – это трагедия с элементами драмы.

 Источники

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/10-klass/a-n-ostrovskiy/piesa-a-n-ostrovskogo-groza-drama-ili-tragediya?seconds=0

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2108/lesson/6671/unit/17463

Ссылка на основную публикацию