История создания пьесы снегурочка островского

А н островский история создания пьесы снегурочка

А. Н. Островский. История создания пьесы «Снегурочка» . А. Н. Островский – замечательный русский драматург, создатель 47 пьес, которые до сих пор не сходят со сцены многих театров. Среди них одна из самых популярных – «Снегурочка» .

Драматург работал над созданием пьесы весной 1873 года, и сразу после окончания работы она была поставлена на сцене. В 1900 году состоялись по крайней мере четыре постановки пьесы.

Но настоящий успех пьеса имела лишь на сцене Московского Художественного театра.

Тема урока: Герои пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» . Фольклорная основа произведения. Цели и задачи: знать особенности драматического рода литературы, сказки как жанра литературы; выявить фольклорные источники пьесы; раскрыть особенности конфликта пьесы.

Сказка как жанр литературы. Сказка — один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа, ее создавшего. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития.

Обратите внимание

Помимо объявления ценностей сказка еще претендует на поучение, однако в отличие от просто излагаемой морали (как иной раз бывает, когда рассерженные взрослые отчитывают детей) в сказочном повествовании всегда приводится обоснование, почему так надо или не надо поступать (то есть содержит запрет на какие-либо действия героев), и к чему в конечном счете могут привести эти поступки.

Сказки бывают народные и литературные.

«Снегурочка» и русская литературная сказка. Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен, он нашел свое отражение в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. П. Ершова. Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал сказку-драму.

Фольклорные источники «Снегурочки» . Фольклор – 1. Народное творчество. 2. Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Источником сказки Островского стали «Русские народные сказки» А. Н. Афанасьева (18261871), а также его труды по русской мифологии ( «Поэтические воззрения славян на природу» ) Выполнить тест

Проблемные вопросы. Что во взглядах Снегурочки и её поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза? Что за конфликт обозначен уже в прологе?

Особенности конфликта пьесы. В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта. Первый — столкновение противоположных природных явлений Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. Второй — собственное устройство царства берендеев.

«Снегурочка» и русский национальный театр

«Снегурочка» и русский национальный театр

Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» . Понимание красоты пьесы пришло к композитору не сразу. Царство берендеев ему показалось странным. «В зиму 1879 -1880 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту» . Римский-Корсаков написал оперу всего за два с половиной месяца летом 1880 года.

В. М. Васнецов. Иллюстрации к весенней сказке «Снегурочка» . В. М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» — лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка» . В. М.

Васнецов, близкий по духу творчества Островскому, определил характерную для художников 1870 -1880 годов задачу: «…с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов — нашей русской природы и человека…»

Царство берендеев и царь Берендей в пьесе. Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени» . Здесь пренебрежение к традициям и законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются. В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.

Источник: http://present5.com/a-n-ostrovskij-istoriya-sozdaniya-pesy-snegurochka/

Презентация по литературе «Творческая история пьесы «Снегурочка». Фольклорная основа произведения

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по литературе «Творческая история пьесы «Снегурочка». Фольклорная основа произведения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

А.Н. Островский. История создания пьесы «Снегурочка». А.Н. Островский – замечательный русский драматург, создатель 47 пьес, которые до сих пор не сходят со сцены многих театров. Среди них одна из самых популярных – «Снегурочка».

Драматург работал над созданием пьесы весной 1873 года, и сразу после окончания работы она была поставлена на сцене. В 1900 году состоялись по крайней мере четыре постановки пьесы.

Но настоящий успех пьеса имела лишь на сцене Московского Художественного театра.

2 слайд Описание слайда:

Важно

Тема урока: Творческая история пьесы «Снегурочка». Фольклорная основа произведения. Сценическая жизнь весенней сказки.

««Снегурочка» – сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных, звучных стихах Островского.

Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чисто поэзии и романтики». К.С. Станиславский

3 слайд Описание слайда:

  Вспомним литературные термины: Сказка Фольклор Пьеса Драма Конфликт

4 слайд Описание слайда:

Сказка как жанр литературы. Сказка — один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа, ее создавшего. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития.

Обратите внимание

Помимо объявления ценностей сказка еще претендует на поучение, однако в отличие от просто излагаемой морали (как иной раз бывает, когда рассерженные взрослые отчитывают детей) в сказочном повествовании всегда приводится обоснование, почему так надо или не надо поступать (то есть содержит запрет на какие-либо действия героев), и к чему в конечном счете могут привести эти поступки.

Сказки бывают народные и литературные.

5 слайд Описание слайда:

«Снегурочка» русская литературная сказка. Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен, он нашел свое отражение в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова. Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал сказку-драму.

6 слайд Описание слайда:

Фольклорные источники «Снегурочки». Фольклор – 1. Народное творчество. 2. Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Источником сказки А.Н. Островского стали «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева (1826-1871), а также его труды по русской мифологии («Поэтические воззрения славян на природу»)

7 слайд Описание слайда:

Фольклорные образы: Бобыль – бездомный человек, безземельный крестьянин, бедняк Лель – языческое божество древних славян, сын богини Лады, по-видимому, род славянского амура или Купидона.

По другим источникам Леля – дочь Лады, богиня любви Купава – в псковских и тверских говорах «пышная, гордая», красивая девушка Мизгирь – паук, тарантул Ярило — древнеславянское божество солнца, весеннего плодородия и любви

8 слайд Описание слайда:

Проблемный вопрос? В чём основной конфликт пьесы?

9 слайд Описание слайда:

Особенности конфликта пьесы. В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта. Первый — столкновение противоположных природных явлений -Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. Второй — собственное устройство царства берендеев.

10 слайд Описание слайда:

«Снегурочка» и русский национальный театр

11 слайд Описание слайда:

«Снегурочка» и русский национальный театр

12 слайд Описание слайда:

Опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Понимание красоты пьесы пришло к композитору не сразу. Царство берендеев ему показалось странным. «В зиму 1879-1880 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту». Римский-Корсаков написал оперу всего за два с половиной месяца летом 1880 года.

13 слайд Описание слайда:

В.М. Васнецов. Иллюстрация к весенней сказке «Снегурочка». В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» — лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка». В.М.

Совет

Васнецов, близкий по духу творчества Островскому, определил характерную для художников 1870-1880 годов задачу: «…с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов — нашей русской природы и человека…»

14 слайд Описание слайда:

Снегурочка и Лель. Н. К. Рерих.

15 слайд Описание слайда:

Врубель М. А. «Снегурочка» 1900г.

16 слайд Описание слайда:

Составление синквейна Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это пятистрочная строфа: одно ключевое слово (существительное); два прилагательных, характеризующих слово в первой строке; три глагола; короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме; одно существительное (синоним к первой строке).

17 слайд Описание слайда:

Домашнее задание. Стр. 81-88 пересказ. Составить устный рассказ об одном герое, используя примеры из текста. Выбрать материал о Берендее, его отношении к народу. Ответить на вопрос: почему гибнет Снегурочка?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-tvorcheskaya-istoriya-pesi-snegurochka-folklornaya-osnova-proizvedeniya-911389.html

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Творческая и сценическая история пьесы «Снегурочка»

Сегодня на уроке мы:

1. Поговорим о прекрасном драматурге Александре Николаевиче Островском.

2. Познакомимся с основными его произведениями.

3. Узнаем историю создания и сценическую судьбу пьесы «Снегурочка».

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, однако служил судебным стряпчим; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Савина, тоже из семьи священнослужителей, умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет.

Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмили Андреевне фон Тесин, дочери шведского дворянина.

С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой.

В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета.

Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе. Поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил до 1850 года.

Ещё в детстве Саша проявлял стремление к писательству.

Первой публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» — они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году.

Обратите внимание

Профессор Московского Университета Степан Петрович Шевырёв после прочтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!».

Пьеса была одобрена Николаем Васильевичем Гоголем, Иваном Александровичем Гончаровым.

Богатые и влиятельные московские купцы, обиженные за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке.

Островского уволили со службы и отдали под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят только лично Александром II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах.

В 1859 году при содействии графа Григория Александровича Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Николая Александровича Добролюбова. В 1860 году в печати появилась пьеса «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве».

В 1863 году Островский был награждён (за пьесу «Гроза») Уваровской премией, которая присуждалась, в основном, за труды по русской истории, и избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

В 1866 году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей.

Важно

В доме Островского бывали Иван Александрович Гончаров, Иван Сергеевич Тургенев, Федор Михайлович Достоевский, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Лев Николаевич Толстой, Петр Ильич Чайковский.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Его председателем был избран Островский и оставался им до самой смерти.

В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

2 (14) июня 1886 года Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира — любимого драматурга Александра Николаевича.

Одним из лучших произведений Островского является сказка «Снегурочка».

Эта пьеса — отражение дум драматурга о мирной жизни народа, о том, что добро нужно создавать самим.

В ней рисуется царство счастливых берендеев, не знающих губительных распрей и кровавых войн:

Веселы грады в стране берендеев,

Радостны песни по рощам и долам.

Миром красна Берендея держава.

Премудрый Берендей, царь страны, художник и поэт, «отец земли своей», доступный всем и каждому, проходя между гуляющими берендеями, гордится своим народом и говорит:

Народ великодушный во всем велик, —

Мешать с бездельем дело

Не станет он; трудиться, так трудиться,

Плясать и петь — так вдоволь, — до упаду.

Взглянув на вас разумным оком, скажешь,

Что вы народ честной и добрый; ибо

Лишь добрые и честные способны

Так громко петь и так плясать отважно.

Совет

Для берендеев любовь – «благо, чувство, великий дар природы, счастье жизни, весенний цвет её!«. Брак их свободен и «не терпит принуждения«. Но он связан с нерушимой верностью и долгом, с правдой и совестью. Именно любовь и стала сюжетным центром чудесной сказки, созданной по народным преданиям.

Снегурочка, дочь Мороза и Весны, олицетворяет сердечную стужу. Мороз желает защитить Снегурочку от гибели и вносит охлаждение в отношения берендеев. А за «сердечную остуду» берендеев Ярило-Солнце, «стужей мстит«. Выпросив у матери умение любить и загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал её отец, гибнет «от сладких чувств любви«.

С кончиной Снегурочки Мороз оставляет в покое берендеев. И царь призывает свой народ:

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к Солнцу.

Сказка завершается славой богу Яриле:

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

Появлению прекрасной романтической пьесы-сказки «Снегурочка» мы обязаны случаю. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра.

Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой могли бы блеснуть талантами все три труппы: драматическая, оперная и балетная.

Александру Николаевичу Островскому было предложено в короткий срок создать для этого пьесу, на что он охотно согласился. Он взял за основу сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка».

Поначалу новая вещь называлась «Девушка-Снегурочка», и действие в ней должно было развиваться несколько иначе, чем в окончательном варианте: не было царства берендеев и их поклонения солнцу, был жених Иван-царевич, в событиях участвовал дурак Авоська и т.д. От всего этого в окончательном варианте драматург отказался, и пьеса от этого выиграла.

Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому Петру Ильичу Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте.

Островский тщательно искал размеры стихов, обращался к историкам, археологам, знатокам старинного быта, изучил большое количество исторического и фольклорного материала.

Сам он высоко ценил эту свою пьесу и писал: «Я в этом произведении выхожу на новую дорогу», о музыке Чайковского отзывался с восторгом: «Музыка Чайковского к «Снегурочке» очаровательна».

Впервые «Снегурочка» была поставлена на сцене Большого театра 11 мая 1873 года.

Обратите внимание

В 1880 году Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым была написана опера на тот же сюжет.

В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы, которую композитор называл своим лучшим произведением.

Сам Островский по достоинству оценил творение композитора: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Вот как о «Снегурочке» отозвался Константин Сергеевич Станиславский: «„Снегурочка“ — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

А Алексей Максимович Горький отмечал в письме: «А вот „Снегурочка» – это событие. Огромное событие – поверьте!.. Я, знаете, преисполнен какой-то радостью от „Снегурочки», и хотя видел в Москве вещи ужасно грустные, но уехал из неё – точно в живой воде выкупался».

Источник: https://videouroki.net/video/26-a-n-ostrovskij-zhizn-i-tvorchestvo-tvorcheskaya-i-scenicheskaya-istoriya-pesy-snegurochka.html

А.Н. Островский. История создания пьесы «Снегурочка». А.Н. Островский – замечательный русский драматург, создатель 47 пьес, которые до сих пор не сходят. — презентация

1 А.Н. Островский. История создания пьесы «Снегурочка». А.Н. Островский – замечательный русский драматург, создатель 47 пьес, которые до сих пор не сходят со сцены многих театров. Среди них одна из самых популярных – «Снегурочка». Драматург работал над созданием пьесы весной 1873 года, и сразу после окончания работы она была поставлена на сцене. В 1900 году состоялись по крайней мере четыре постановки пьесы. Но настоящий успех пьеса имела лишь на сцене Московского Художественного театра.<\p>

2 Тема урока: Герои пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Фольклорная основа произведения. Цели и задачи: знать особенности драматического рода литературы, сказки как жанра литературы; выявить фольклорные источники пьесы; раскрыть особенности конфликта пьесы.<\p>

3 Сказка — один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа, ее создавшего. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития. Помимо объявления ценностей сказка еще претендует на поучение, однако в отличие от просто излагаемой морали (как иной раз бывает, когда рассерженные взрослые отчитывают детей) в сказочном повествовании всегда приводится обоснование, почему так надо или не надо поступать (то есть содержит запрет на какие-либо действия героев), и к чему в конечном счете могут привести эти поступки. Сказки бывают народные и литературные. Сказка как жанр литературы.<\p>

4 «Снегурочка» и русская литературная сказка. Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен, он нашел свое отражение в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова. Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал сказку-драму.<\p>

5 Фольклорные источники «Снегурочки». Фольклор – 1. Народное творчество. 2. Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Источником сказки Островского стали «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева ( ), а также его труды по русской мифологии («Поэтические воззрения славян на природу») Выполнить тест<\p>

Важно

6 Проблемные вопросы. Что во взглядах Снегурочки и её поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза? Что за конфликт обозначен уже в прологе?<\p>

7 Особенности конфликта пьесы. В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта. Первый — столкновение противоположных природных явлений — Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. Второй — собственное устройство царства берендеев.<\p>

8 «Снегурочка» и русский национальный театр<\p>

9<\p>

10 Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Понимание красоты пьесы пришло к композитору не сразу. Царство берендеев ему показалось странным. «В зиму года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту». Римский-Корсаков написал оперу всего за два с половиной месяца летом 1880 года.<\p>

11 В.М. Васнецов. Иллюстрации к весенней сказке «Снегурочка». В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» — лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка». В.М. Васнецов, близкий по духу творчества Островскому, определил характерную для художников годов задачу: «…с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов — нашей русской природы и человека…»<\p>

12 Царство берендеев и царь Берендей в пьесе. Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени». Здесь пренебрежение к традициям и законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются. В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.<\p>

13 За основу презентации урока взята презентация «А.Н.Островский. «Снегурочка» (Вводный урок.10 класс)» учителя русского языка и литературы Аннинской средней общеобразовательной школы 1 Коноваловой Н.И. из хранилища методических материалов Воронежского регионального центра дистанционного образования.. Назад в проект<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/126833

Островский Снегурочка – краткое содержание: о чем написана пьеса и кто ее главные герои

В далеком 1873 году А.Н. Островский написал прекрасную пьесу, которая считается весенней сказкой славянских народов, под названием «Снегурочка». События произведения изложены в четырех действиях. Все главные герои вымышленные.

Впервые текст пьесы был напечатан в литературном журнале «Вестник Европы». В этом же году состоялась премьера пьесы на сцене Большого театра города Москвы.

История создания

Появление весенней сказки, написанной в стихотворной форме, было абсолютно случайным событием.

В 1873 году руководство Министерства культуры решило на время закрыть малый театр, чтобы провести в помещении капитальный ремонт.

Совет

Все артисты переехали в Большой театр, где должны были быть задействованы в местных постановках.

Чтобы обеспечить всех достаточным объемом работы, А.Н. Островскому поручили написать феерическую пьесу, сюжет и жанр которой бы позволял задействовать сразу несколько артистических групп, а именно:

  • драматическую;
  • балетную;
  • оперную.

Писатель охотно согласился на предложение и сразу же приступил к написанию литературного произведения.

В основу сюжета легла русская народная сказка о девочке, которая была рождена от любви Деда Мороза и Весны и получила имя Снегурочка. Музыку к сказке-феерии поручили написать тогда еще молодому и пока неизвестному в широких кругах П. Чайковскому.

Краткий пересказ по действиям

О чем пьеса Островского? В первую очередь о любви. События разворачиваются в мифическом государстве берендеев.

Весна потихоньку входит в свои владения, горы еще покрыты снегами. Вдали расположена столица царства берендеев и трон самого царя, который сделан из дерева и покрыт причудливой резьбой. Леший не любит весеннее пробуждение и уже готов спрятаться в дупло до следующего зимнего сезона.

Он сидит и наблюдает, как царица Весна спускается с верхов на упряжке из гусей, лебедей и журавлей. Далее разворачиваются события пьесы в четырех действиях с описанием главных героев.

Действие первое

Местные жители царства Берендея узнают о невиданной красоте дочери Деда Мороза и Весны-красны. Все парни пытаются свататься к красавице и не дают ей прохода, но она никого не любит. Внешний вид девушки грозный, губы сжаты, а лоб наморщен.

Все ребята, которые набивались к ней в женихи, получили отказ. Названные дедушка и бабушка красавицы, которые в пьесе именуются как Бобылиха и Бобыль, очень ругают ее, говорят, что она пренебрегает счастьем.

В сказке у девушки есть хорошая подруга – Купава, которая также является девкой на выданье. К ней сватается молодой парень по имени Мизгирь. Его отец занимает в царском посаде берендеев знатный чин и является очень богатым человеком.

Купава мечтает выйти за него замуж, и дата свадьбы уже практически согласована, но вдруг она решает познакомить своего жениха с подружкой.

Как только Мизгирь увидел необычайную красоту Снегурочки, то сразу же влюбился в нее, напрочь забыв о своей ранее любимой Купаве.

Обиженная девушка не ожидала такого поворота событий и обвиняет Снегурочку в предательстве, говорит, что та отбила у нее жениха, и проклинает ее, чтобы ей никогда не было счастья.

Мизгирь же не оставляет попыток завоевать сердце красавицы, одаривает ее дорогими подарками, но новоиспеченная любовь отказывается отвечать ему взаимностью.

Действие второе

В царстве берендеев сидит на золотом троне великий правитель Берендей. Вокруг него бегают скоморохи, которые периодически дерутся между собой на кулаках. В комнату входит боярин по имени Бермята. Он спрашивает, как обстоят дела в царстве.

Читайте также:  Счастливая семья - сочинение

Скоморохи выкрикивают, что все замечательно, но царь не уверен в этом. Отвечает боярину с большими сомнениями, мол, уже давно в царстве холода и стужа. Лето проходит слишком быстро, да и холодное очень.

Берендей считает, что властелин солнечного тепла – Ярило рассердился на людей, ведь в их сердцах пропало прежнее чувство любви друг к другу.

Обратите внимание

Нет уже больше этой доброй и сердечной тоски. Сердца жителей берендеевого государства заполнились только завистью к красивым нарядам ближнего и тщеславием.

Это сильно его беспокоит, так как никому не ведать тепла, пока в душе гуляет стужа. За это Ярило, повелитель солнца, и дальше будет мстить всем берендеям.

Царь предложил свой план действий. Берендей говорит, что завтра Ярилин день. Чтобы угодить повелителю солнечного тепла, нужно собрать всех молодых женихов и красавиц невест на поляне, а затем поженить их.

Это будет жертва любви, за которую Ярило отблагодарит всех жителей государства берендеев, прекратит мстить и одарит теплой весной, а затем и длинным летом.

Бермята в ответ на предложение царя пояснил, что это невозможно, ведь все молодые пары, проживающие в царстве, рассорились. Виной тому красавица Снегурочка.

Молодые ребята наповал влюблены в девушку, не дают ей прохода, а своих невест побросали. При этом сама красавица никого не любит.

Берендей не может поверить в рассказанное боярином и требует, чтобы его приказ исполнили незамедлительно.

В комнату приходит отрок, который предложил Купаве пожаловаться на то, что Снегурочка разбила ее любовь, очаровав Мизгиря.

Царь внимательно выслушал обиженную девушку. Боярин, который стоит рядом, предложил обязать Мизгиря жениться на обманутой им Купаве, но девушка ответила однозначным и гордым отказом. Отныне ее сердце разбито и не может испытывать к парню ничего, кроме горькой ненависти.

Берендей принимает решение судить Мизгиря по правилам народного суда. Приказывает изгнать парня из государства, чтобы тот больше никогда и никого не смог обмануть. Мизгирь защищается, предлагает царю самому пойти посмотреть, насколько красива Снегурочка.

Берендей соглашается на это предложение. Как только он увидел девушку, то сразу же убедился в ее необыкновенной красоте. В этот момент правитель обещает девушке найти для нее красивейшего жениха.

Важно

На предложенное царем красавица отвечает отказом, мотивируя это тем, что до сих пор ей неведомо чувство любви.

Жена Бермяты по имени Елена вклинивается в разговор и говорит, что она знает, кто им поможет.

Это пастушок Лель. Только этот парнишка способен растопить холодное и неприступное сердце девушки.

По заданию властелина пастух приглашает Снегурочку всю ночь плести венки из полевых трав, убеждая красавицу, что от этого ее сердце познает истинную любовь.

В то же время Мизгирь не оставляет попыток заполучить девушку себе в невесты.

Действие третье

В берендеевом государстве наступил вечер, и молодежь бросилась водить хороводы. Лель начал петь свои прекрасные песни, которые невероятно понравились царю Берендею. В знак благодарности государь приказывает парню выбрать себе любую невесту, которая одарит его взамен жарким поцелуем.

У Снегурочки загорелись глаза от счастья, и она просит Леля, чтобы тот остановил свой выбор на ней, но парень отворачивается от девушки, выбирая Купаву.

Мизгирь бросается к Снегурочке и клянется ей в своей искренней любви, но девушка пугается его излишней страсти и решительности.

Мизгирь не прекращает своих действий и пытается добиться красавицу силой.

Ей на помощь приходит Леший, который магическим образом создает призрак Снегурочки и уводит безумца прочь.

В то же время Лель продолжает петь своим прекрасным голосом, сводя с ума Елену, боярскую жену, и саму Купаву.

Действие четвертое

Лель заводит со Снегурочкой искренний разговор, в котором рекомендует ей научиться настоящей любви у Купавы. Девушка в слезах бежит к своей матери – Весне и просит научить ее любви.

Мать предостерегает девушку, но все же дает ей венок, приговаривая, что теперь она влюбится в первого встречного. Этим парнем оказывается Мизгирь, которого распирает гордость, что он все же заполучил желаемую любовь.

Жених не хочет ничего даже слышать о страхе девушки перед лучами Ярила и зовет ее с собой на Красную гору, где все жители берендеевского государства собрались встречать солнце.

Совет

Как только солнечный круг показывается на горизонте, так сразу же тело Снегурочки начинает таять и превращаться в озеро.

Девушка понимает, что сейчас она умирает, но несмотря на это, все же благословляет свою любовь, так как именно в этот момент смогла испытать настоящие теплые чувства.

Мизгирь не выносит происходящего, плачет и тоскует по любимой. К нему приходит осознание, что боги вот таким способом посмеялись над ним.

Он больше не хочет жить без своей невесты, взаимности которой так долго добивался.

Парень разбегается и бросается с горы прямо в озеро. Государь Берендей уверяет, что жертвы со стороны Снегурочки и Берендея только лишь задобрят Ярило. Он больше не будет мстить и одарит всех жителей царства лучами своего тепла.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/aleksandr-ostrovskij-pesa-snegurochka.html

Пьеса для театра А.Н.Островского «Снегурочка»

94958

Пьеса для театра А.Н.Островского «Снегурочка»

Реферат

Культурология и искусствоведение

Произведение Островского «Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. В «Снегурочке» главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

Русский

2015-09-18

19.27 KB

158 чел.

МБОУ ЛИЦЕЙ №8

Реферат

На тему: “Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»”

Выполнили:

Ученицы 8”А” класса

Савватеева Ирина

Богданова Ольга

Акишина Мария
Малаева Елена

Учитель:

Юдакова В.П.

Солнечногорск, 2015

История создания

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей А. Н. Афанасьева, пишет пьесу, столь известную и любимую русским народом, — «Снегурочка». Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники.

Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Он, соединив сказки, легенды и песни воедино, придал народному творчеству весьма своеобразный колорит.  Поэтому сюжетная основа истории Снегурочки в пьесе А.Н.

Островского целиком не совпадает ни с одним из вариантов сказки, бытующих в народной среде. 

Сюжет

Произведение Островского «Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. В «Снегурочке» главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

В весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Она предстаёт,  как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

Внешне она предстает в произведении как прекрасная бледная светловолосая девушка, одета она в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Весь этот облик представляет зиму с ее белоснежностью снегов и холодом морозов.

Весенняя же сторона характера героини представлена ее необыкновенной эмоциональностью и стремлением познать человеческие чувства, хоть и губительные для нее.
Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства.

В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность. 

Отзывы

Что удивительно, первоначально пьеса не имела успеха у публики, она казалась грубой и неумело написанной. Но это было только поначалу…

Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными. Драматурга упрекали за отход от социальных проблем и «прогрессивных идеалов». Так, язвительный критик В.П.

Буренин сетовал по поводу обозначившегося тяготения А.Н. Островского к фальшивым, «призрачно-бессмысленным» образам Снегурочек, Лелей, Мизгирей. В великом русском драматурге критика желала видеть прежде всего обличителя «темного царства».

 Постановка в театре

Обратите внимание

Театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Несмотря на то, что в спектакле были задействованы все три труппы: драматическая, оперная и балетная, а музыку к нему написал сам П.И.

Чайковский, несмотря на использование технических диковинок: движущихся облаков, электрической подсветки, бьющих фонтанов, скрывающих исчезновение «тающей» Снегурочки в люке, – пьесу большей частью ругали. Публика, как и критика, оказалась не готова к поэтическому пируэту автора «Грозы» и «Пучины».

Лишь в начале ХХ века драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по достоинству. А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою сказку до краев родной чертовщиной.

Но он, видимо, намеренно экономил фантастические элементы, экономил для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более сложного элемента – поэтического».

В Петербурге, на сцене Александринского театра, постановка состоялась лишь 27 декабря 1900 года, в бенефис артиста Варламова.

В 1881 года композитор Н. А. Римский-Корсаков написал на текст пьесы оперу «Снегурочка». Опера поставлена в Петербурге 29 января 1882 года.

В Москве, на сцене частного оперного театра — 8 октября 1885 года.

На сцене Большого театра в Москве постановка состоялась 26 января 1893 года.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=94958

Опера «Снегурочка»: содержание, видео, интересные факты, история

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

Действующие лица

Голос

Описание

Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
Снегурочка сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
Купава сопрано подружка Снегурочки
Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
Берендей тенор правитель царства берендейского
Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
Бобылиха меццо-сопрано
Народ (берендеи), царские слуги

Краткое содержание

В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.

Важно

Купава опозорена, и не может оправиться от горя. Соседи советуют ей идти к мудрому царю Берендею. Их философская беседа о том, стоит ли любить и верить, трогательна и сострадательна. Призвав Мизгиря на суд, Берендей не может решить дилемму: как можно против воли заставить человека любить? На что Мизгирь предлагает царю взглянуть на Снегурочку, виновницу беды.

Читайте также:  Сочинение евгений онегин и татьяна ларина 9 класс

С одного взгляда на нее царь понимает, кто перед ним стоит. Она – причина того, что Бог Ярило насылает на царство испытания. Берендей дает указ: до утра следующего дня (дня праздника Ярилы) кто-то должен растопить ледяное сердце Снегурочки – влюбить ее в себя. Выполнить задачу берется Лель, пастух, поющий сладостные песни.

Мизгирь упрашивает дозволения тоже попробовать.

Снегурочка тянется к Лелю, с которым подружилась. Но он внезапно обращает свой взор на Купаву. И это больно ранит Снегурочку. Она начинает испытывать доселе неизведанные чувства. Страстно молит она мать Весну одарить способностью любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.

Пробужденная для любви Снегурочка встречает Мизгиря и иными глазами смотрит теперь на него – она любит, и просит его быть с ней. Вместе они выходят на Ярилину поляну, где уже происходит свадебный обряд – царь Берендей освящает союз всех желающих.

И Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять. До самой последней минуты она говорит, как счастлива, что смогла полюбить. Мизгирь от горя бросается в озеро.

Теперь Берендей уверен, что тяготы его народа позади. Жизнь продолжается. Опера завершается хоровой сценой, изображающей счастливый освобожденный от проклятия народ, поющий гимн «Свет и сила, Бог Ярило!».

Продолжительность спектакля
I — II Акт III — IV Акт
45 мин. 55 мин.

 Фото:

Интересные факты:

  • Работа над оперой была завершена 31 марта 1881 года – в день пятидесятилетия композитора.
  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм «Снегурочка» на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Знаменитые арии и номера из оперы:

ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» (пролог) — слушать

третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (III действие) — слушать

хор «Ай, во поле липенька» (III действие) — слушать

дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) — слушать

заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» (IV действие) — слушать

Музыка

С раннего детства Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику.

В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора.

Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Совет

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка.

Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния.

Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.

Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера.

 Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию.

Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты», Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты.

Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии.

Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении.

Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков.

Обратите внимание

Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

История создания

К работе над оперой Николай Андреевич приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе.

Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам.

Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности.

Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса.

Важно

Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов.

По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.

Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения.

Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет.

Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы.

К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера.

Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

Иносказания в сказке и опере

О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора.

Совет

В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство.

Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина.

В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами — и ответом Бога-Солнца.

Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.

Аллегории в сказке:

  • Мороз – противопоставление Солнцу, божество, приносящее гибель и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза появилось дитя – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, не способным любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холод друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души.
  • Когда в конце сказки она просит Мать-Весну даровать способность любить, и получает ее, и погибает от солнечного жара, это символизирует жертву, которую приносит героиня во имя людей. Она осознанно шла на этот путь. С ее смертью Ярило вернет благосклонность народу, а сами люди, узрев жертвенность и пламенность ее поступка, вернутся к своим этическим идеалам.
  • Показательно имя купца Мизгиря. В переводе со старославянского оно означает «паук», «тарантул». Сам род занятий купца чужд крестьянскому образу жизни, его воспринимают как чужака, несущего смутную угрозу. А по древнему поверью, тот, кто убьет паука, получит при жизни прощение семи грехов. Само появление Мизгиря в слободе взбудоражило селян. И его погибель от тоски по Снегурочке стала символическим искуплением для берендеев.
  • Пастушок Лель, пробуждающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое к любви и чувствам – несомненно, уникальный персонаж для всего оперного искусства. Силой своего дарования он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе – божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, усматривающие в часто встречающихся фразах «Ой, Ладо-Лель», «Лада Лель-люли» обращение к нему.
  • Но противники этой версии считают, что Лель (Ляля) – сын Лады, богини плодородия. Он не романтический герой, он пробуждает в женщине желание материнства. Плодородие для женщины – это возможность родить. По древнеславянскому верованию, заслужить внимание Леля означает получить ребенка. И это для славян — высшее благо.

Первые постановки

Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского, написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.

Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

Оперу «Снегурочка» можно назвать национальным достоянием. Николай Андреевич Римский-Корсаков был настоящим патриотом своей Родины, объехав полмира во время службы на флоте, он неизменно возвращался мыслями к величию русского народа.

Его эстетическим идеалом и стремлением было сохранять традиции русского фольклора, подчеркивать его. Изобретая новые художественные приемы и композиторские техники, он стремился поставить в центр своего творчества народное чувствование красоты.

И в «Снегурочке» ему это удалось на славу.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть оперу «Снегурочка»

Обратите внимание

Мы рады вам предложить оперных певцов и симфонический оркестр для исполнения арий и отрывков из оперы «Снегурочка» на вашем мероприятии.

Источник: http://soundtimes.ru/detskie-spektakli/snegurochka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector