История создания повести гоголя портрет

Анализ произведения Гоголя “Портрет”

В 1834 году русское общество восторженно обсуждало “Пиковую даму” Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести “Портрет” . в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике “Арабески”.

Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что “Портрет” был неудачной попыткой, где талант автора начал падать.

После скандала с премьерой “Ревизора” Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Обратите внимание

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другими финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи.

Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду.

Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его “живыми” глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант.

Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту.

Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Важно

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту.

Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться.

Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления.

В повести “Портрет” писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Совет

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-proizvedeniya-gogolya-portret/

Фантастическая повесть Гоголя «Портрет»

 «Портрет» является опытом создания романтической фантастической повести на современном материале. В отличие от «Вечеров» и «Вия» фантастика здесь не имеет фольклорного характера. И она творит не прекрасный мир мечты, но направляется на социальные явления.

В «Портрете» Гоголь становится очень близок к зарубежным романтикам, особенно Гофману. Фантастическим, «сверхъестественным» Гоголю представляется(власть денег, все более захватывающая мир. Эта зловещая сила посягает на высочайшее проявление и создание человеческого духа — искусство, творчество.

В повести она воплощается в образе ростовщика Петромихали, его денег, его страшного портрета. Фантастическое как бы проникает в обыденное, рождается из него.

В лавочке на Щукином дворе, нарисованной Гоголем со всей «натуральностью», молодой художник Чертков находит таинственный портрет, в котором удержана часть жизни самого дьявола, а образ этого дьявола-ростовщика возникает на фоне реальной петербургской Коломны.

Сделавшись обладателем денег, оказавшихся в рамке портрета, Чертков поддается их злому обаянию и изменяет искусству.

Он начинает угождать богатым заказчикам, утрачивает нравственную чистоту, становится прозаическим и практическим человеком. Его «страстью» и «идеалом» делается золото.

Но творческий дар Черткова гибнет и потому, что объект его изображения (светский Петербург) однообразен и не может вызвать вдохновения.

«Казалось, кисть его сама приобрела, наконец, ту бесцветность и отсутствие энергии, которою означались его оригиналы».  

Во второй части повести раскрывается происхождение страшного портрета, создается образ художника, его создателя. Рисуя умирающего Петромихали, он смог «совершенно схватить» огонь его глаз и тем самым увековечить на полотне часть демонической сути.

Поняв, что его оригиналом был «сам антихрист», и удостоверившись в губительном воздействии портрета на людей, живописец удаляется в монастырь и предается покаянию, весь устремляется к религии. Создав картины идеального содержания, он искупает свой «грех». Идея II части утопична, религиозно окрашена.

Но она своеобразно выражает страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом! Главная роль при этом отводится искусству. В романтической абсолютизации искусства во многом кроются корни последующих идейных заблуждений писателя.

С другой стороны, романтическая позиция приводила Гоголя к утверждению героической общественной миссии художника и сопровождалась огромной требовательностью к его нравственному облику. Создать прекрасное и доброе искусство может лишь прекрасный, духовно чистый человек)— и отсюда та проповедь нравственного очищения и подвижничества, обращенная к художникам, которая содержится в повести.

Обратите внимание

Включив «Портрет» в Собрание своих сочинений 1842 г., Гоголь значительно переработал повесть. Фантастический колорит в ней остался, но сделался более сложным, границы фантастического размыты, реальность совершенно незаметно переходит в нечто чудесное и обратно.

Усложняются мотивы духовного падения Черткова: оно не только связано с роковой ролью портрета, но и психологически мотивировано. Не случайно старый профессор видит в своем ученике наряду с талантом и любовью к искусству, легкомыслие молодости и склонность к тщеславию.

Создается реальная мотивировка, что свидетельствует о глубоком проникновении Гоголя в «механизм» буржуазного общества: художник создает себе «рекламу», подкупив продажного журналиста (возможно, намек на Булгарина).

Речь в повести идет о сущности и специфике искусства, о его границах. Художник, автор портрета, давно мечтал о странном ростовщике как модели «духа тьмы», в котором ему хотелось осуществить «все тяжелое, гнетущее человека». Имеет ли право художник на изображение подобных явлений? И Гоголь приходит к выводу: да, имеет.

Для истинного художника «нет низкого предмета в природе».[Гоголь утверждает правомерность, более того — необходимость обращения искусства к безобразной действительности. Чтобы устремить общество к прекрасному, необходимо показать «всю глубину его настоящей мерзости. Но писателя волнует вопрос, как изображать отрицательное.

Не приведет ли стремление быть адекватно верным действительности к торжеству «злой» правды и утрате искусством его идеального, возвышающего человека значения? Поэтому для Гоголя продолжает быть ценным главнейший творческий принцип романтизма — проведение жизненного материала, в том числе и низкого, «презренного», сквозь «чистилище души» художника.

Отсюда на художника возлагается великая ответственность. Гоголь предъявляет максималистские требования к его личности: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». Противоречивость эстетической программы Гоголя заключается в выдвижении мысли о «примиряющем» значении искусства.

Считая, что истинное искусство «не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к богу», Гоголь становится близок к идеям пассивного романтизма и вступает в противоречие с пафосом собственного творчества.

Важно

Кроме того, в повести возникает, правда, эпизодический образ Екатерины II, которая показана «великодушной» меценаткой и покровительницей искусств, якобы расцветающих при блеске монархического правления. Во II ред., таким образом, намечается движение к идейному кризису Гоголя.

Высоко оценив первую часть повести, в том числе ее фантастический мотив, Белинский весьма критически отозвался о второй, имея в виду ее отвлеченный, рассудочный характер. В 1842 г.

в одной из статей о «Мертвых душах» критик остановился и на только что появившейся II редакции «Портрета».

Отметив, что I часть «стала несравненно лучше», он еще более резко, чем раньше, осудил вторую, не принимая ее религиозно окрашенной фантастики и считая, что «мысль повести была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе» и выполнил бы «просто, без фантастических затей».

Источник: http://www.testsoch.info/fantasticheskaya-povest-gogolya-portret/

Анализ повести Николая Гоголя «Портрет»

До наших дней дошла отредактированная версия повести «Портрет». У читателя возникает вопрос о том, кто является главным героем произведения. Может это город Петербург, где происходят все события или расчетливый ростовщик. На первый взгляд может показаться, что герой повести именно художник.

В центре событий находится художник Андрей Петрович Чартков. Автор не просто так дал герою такую фамилию. Это своеобразный намек на связь с потусторонними силами. Гоголь сочувствует художнику и не дает повода читателям сомневаться в его таланте.

В образе Ростовщика изображено великое Зло. Чартков сам притягивает его в свою жизнь. Истратив последние деньги и подвергая себя на голод, художник покупает произведение искусства.

Он не думал ни о чем плохом, жил правильно. Безусловно, художник не знал, что все владельцы портрета становятся его жертвами. Всю ночь Чартков мучился в кошмарах, из картины выходил ростовщик и считал деньги.

Утром он обнаружил большую сумму.

Такое искушение не каждый способен выдержать. В нем спорили внутри два человека. С одной стороны он был художником и хотелпросто работать беззаботно, а с другой стороны в нем проснулся молодой парень, который любит покутить.

Эта беззаботная жизнь манила его. Вскоре желание беззаботно растрачивать свое существование победило. Трагедия этой ситуации заключается в гибели художника. В его потери желания творить. Для такого как он это было подобно смерти.

Он потерял себя, его жизнь утратила смысл.

Происходит противостояние материальных благ и кутежа безусловному таланту. Автор очень реалистично передает сомнения человека и его душевные терзания. Актуальность повесть не утратила и сегодня.

Испытание деньгами может пройти не каждый человек. Нужно иметь сильный характер и силу воли, чтоб устоять перед соблазном.

Совет

Художник не только за деньги отдал свой талант, но и пошел на службу темным силам.

Переехав в шикарный дом, Чартков пытается рисовать. Хотя творчество его мало волнует. Он занимается больше подлогом. Создает своеобразные подделки, подобие творчества. В образе первой модели Гоголь олицетворяет гибель естественности. Лиза в русской классике символизирует героиню повести Карамзина.

Со временем художник презирает великого метра Микеланджело. Таким образом, автор отображает презрение падшего человека, утратившего свою душу к олицетворению ангела. Чартков больше не мог рисовать, он потерял даже элементарные навыки художника. Он хочет все же создать картину и начинает рисовать Падшего Ангела. На самом деле художник рисует свою душу.

(2 votes, average: 4.00

Источник: https://school-essay.ru/analiz-povesti-nikolaya-gogolya-portret.html

Н. В. Гоголь «Портрет»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕМА: Н. В. Гоголь «Портрет».

Странное, причудливое, фантастическое в повести.

Предварительная подготовка к уроку

Прочитать повесть, подготовиться к пересказу сюжета, вопросам по нему.

Цели:

  1. роль реального и фантастического в повести

  2. познакомить учащихся с темой призвания художника, его назначения, ответственности за свои творения, о важной роли искусства;

  3. развивать способность анализировать текст, пересказывать сюжет, делать выводы, выражать собственную оценку прочитанного, быстро и грамотно отвечать на вопросы;

  4. воспитывать в учениках интерес к искусству, дать почувствовать разницу между тем, кто развивает свой талант, и тем, кто заглушает его в угоду общества.

Оборудование: учебник, интерактивная доска (презентация, содержащая портреты писателя и картина А.Иванова «Явление Христа народу».

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: дискуссия.

Необходимо показать учащимся, как Н.В. Гоголь изображает постепенное падение Черткова. Очень важно при этом дать представление о художественной детали.

Ход урока

I.Вступительное слово

Читайте также:  Сочинение как я провел лето в городе

Учитель: Для начала я хочу провести небольшую викторину. Вы письменно ответите на вопросы, а потом мы обратимся непосредственно к анализу повести Николая Гоголя.

Вопросы:

– Как фамилия главного героя первой части повести? (Андрей Петрович Чартков)

– Где происходит действие? (В Петербурге)

– Чей портрет приобретает Чартков и за какую цену? (Портрет старика-ростовщика, за двугривенный).

– Что необычного в портрете ростовщика? (Глаза его кажутся живыми).

– Что за сюрприз скрывался за рамкой картины? (там были спрятаны деньги).

– Какова была дальнейшая судьба Чарткова? ( Он растратил вдохновение и умер, снедаемый завистью к талантливым коллегам)

– Где происходит действие второй части повести? (На аукционе)

– Какой предмет связывает первую и вторую часть повествования? (Портрет ростовщика)

– Что фантастическое и что реальное в повести?

– Кто рассказал историю портрета? (Сын художника)

– Чем заканчивается повесть? ( Исчезновением портрета.)

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: Сегодня на уроке к нам пришел гость, это журналист, который следил за историей создания повести и дальнейшей ее судьбой.

Журналист: Эта повесть имела две редакции. Сначала она была опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески» и подверглась критике В.Г. Белинского. Критик назвал повесть неудавшейся попыткой фантастики, а вторую ее часть- напрочь лишенной фантастика. Вторая редакция дотирована 1841 годом.

Надо заметить, что этой редакции предшествовало наблюдение автора за созданием картины А.Иванова «Явление Хиста народу», выдающегося полотна, которое сейчас мы можем увидеть в Третьяковской галерее. Целый зал музея посвящен эскизам и наброскам, портретам людей, послуживших натурщиками к этой картине.

Это была колоссальная работа великого творца, перед которой замирает каждый посетитель музея.

После наблюдений за работой художника Н.В. Гоголь и возвратился к своей повести. Автор исключил совсем мистические сцены, в том числе и последнюю, где ростовщик пропадает с портрета, ограничившись пропажей самого портрета.

Он изменил фамилию героя с Черткова на менее напоминающую о нечистой силе- Чартков, яснее выписал некоторых второстепенных персонажей.

Повесть состоит из двух частей: первая- эта рассказ о загубленном таланте, вторая- история создания портрета.

Что же изменилось в Чарткове? (Он был молод, беден, трудолюбив, полон любви к искусству. По мере того как росло его богатство, он терял трудолюбие, талант , веру в истинное вдохновение, становился алчным и холодным человеком.

Самое ужасное, что он возомнил себя мерилом, образцом, стал ставить себя в пример другим. Затем пришло осознание своего ничтожества и творческого бессилия. Это породило зависть в самой ужасной ее форме.

Из созидателя, творца Чарткова превратился в разрушителя.

II. Фантастическое в повести. Роль таинственного портрета.

  1. Перечитайте описание портрета. ( Чартков тут же ощутил «какое- то неприятное, непонятное себе чувство».)

  2. Докажите, что Чартков не в силах сопротивляться портрету (обратите внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно»: Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли). Когда он особенно ясно видит изображенное на портрете лицо? Какую роль играет сон Чарткова?

  3. Как Гоголю удается перевести фантастическое в реальный план?

  4. Когда портрет последний раз «является» Чарткову? Объясните причину этого? Почему Чартков велит вынести портрет прочь из мастерской?

(Чартков не в силах сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда, берет деньги и во сне, и наяву. Сон Чарткова выдает его сокровенные мысли, его тайную, подсознательную тягу к золоту. Ему и портрет особенно ясно видится в те минуты, когда он думает о деньгах.

Гоголь незаметно переводит фантастическое в реальный план: таинственный сверток с золотом, который обранил ночью ужасный старик с портрета, оказывается кладом, спрятанным в раме, на которую слишком сильно нажал квартальный.

Портрет является Чарткову в последний раз в конце рассказа, когда тот осознал, что растратил свой талант попусту и велел вынести все созданные им бездарные картины. Сарик на портрете, если можно так выразиться, любуется результатами своего труда. И Чартков, считая портрет в определенной степени виновным в том, что случилось с ним, велит вынести его из мастерской.)

Обратите внимание

Кто же виноват в том, что случилось с Чартковым? Докажите, что Чартков был всегда склонен к тому, что получил при помощи портрета.

Вспомним слова учителя Чарткова. «Смотри, брат,- говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что – нибудь заманит, одно что- нибудь тебе полюбится- ты им занят, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец…

Можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится , а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство- пусть их другие набирают деньги».

Вспомним, как в душе Чарткова боролись желание трудиться и желание богато жить, когда он получил в руки большие деньги, и какое из них в конце концов победило.

Вспомним, чем отличался от Чарткова художник, создавший великое произведение искусства, над которым рыдал даже охладевший ко всему Чартков.

Человек должен все решать сам, должен «управлять своей волей» и никого не имеет права винить в том, что случилось с ним.)

Какова же роль фантастического в этой повести?

( Фантастическое дает возможность Гоголю создать ситуацию, которая позволит Чарткову раскрыть то, что лежит глубоко в его душе.

Фантастическое придает мрачный, трагический колорит всей повести, делает ее более глубокой, нежели обычное бытовое описание жизни художника.

Портрет- это не только таинственный старик на полотне, не только те портреты, которые создал Чартков. Это сам Чартков, что с ним стало.

III.Подведение итогов

Мы узнали историю создания повести, поговорили о ее сюжете, теме и герое этого произведения. Выяснили роль фантастического в повести. Проверили свои знания в результате письменной викторины и продемонстрировали владение текстом.

IV.Анализ и оценка итогов работы.

V. Домашнее задание

Дописать свой финал повести

Источник: https://gigabaza.ru/doc/20701.html

«П ОРТРЕТ » Николай Васильевич Гоголь. «Портрет» повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Петербургские повести». Повесть была создана в 1833 1834. – презентация

1 «П ОРТРЕТ » Николай Васильевич Гоголь<\p>

2 «Портрет» повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Петербургские повести». Повесть была создана в годах и впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в Вторая редакция (текст был значительно переработан в конце 1841начале 1842 года) была напечатана в 1842 в третьей книге «Современника».<\p>

3 Сюжет Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукинском дворе покупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека, старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Утром, когда появляется квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.<\p>

4 Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожает их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.<\p>

Важно

5 Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю. Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.<\p>

6 Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от азиата. Поскольку он давно думал о том, чтоб изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и в конце концов бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет. Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын.<\p>

7 Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время ведения строгой жизни и самоотвержения пишет Рождество Христово, и его работа оказывается исполненной святости. Сын посещает его в монастыре, и отец сообщает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает ему найти портрет и уничтожить его. Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашёл картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачивается к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/740657

Портрет Гоголя – краткое содержание: о чем эта повесть, когда была написана и кто ее главные герои

В 1830-х годах Николай Гоголь создал цикл так называемых петербургских повестей – произведений, где события разворачивались в северной столице России. В этот цикл вошла повесть Портрет. Однако опубликованная в 1835 году первая редакция была слабовата.

В 1841 – 1842 годах Гоголь переработал произведение, и в 1842 году в журнале Современник появилась вторая, окончательная версия повести Портрет. Именно этот вариант хорошо знаком нам.

Содержание повести

Визит Чарткова на Щукин двор

Начинается повесть Гоголя с описания картин, выставленных в лавочке на Щукином дворе Петербурга. Большинство работ живописцев создано с помощью масляных красок.

На дверях лавочки висят лубочные произведения. Много людей столпилось в лавочке – и богатых, и бедных.

Большинство – зрители, покупателей же раз-два и обчелся. Почему же так? Ответ на этот вопрос читатель получит очень скоро.

В картинную лавочку зашел небогато одетый посетитель, молодой художник Андрей Петрович Чартков. Бедная одежда говорила о том, что он трудится, как пчела, а потому некогда думать о шикарных нарядах.

Талантливый живописец знал, что лубочные изображения созданы не для покупателей, а для многочисленных зрителей. А вот картины, написанные масляными красками, вроде бы делались для продажи.

Да вот беда: Чартков заметил, что у всех этих картин видна общая черта: это ремесленные поделки, недостойные гордого титула произведения живописца.

Когда же хозяин лавочки договорился с покупателем, художник решил что-нибудь взять – уходить из такого места с пустыми руками было немного совестно. Этот краткий анализ важен, ибо чувствуется разница между ремесленником и творцом.

Совет

Осматривая картины, талантливый художник обратил внимание на необычное полотно, рама которого была когда-то позолочена. Это было изображение старого человека в длинной одежде. Было заметно, что этот портрет – работа настоящего живописца. Правда, гармония картины подкачала.

Причина – невероятно реалистичные, живые глаза старика. Их взгляд пугал зрителей. Художник Чартков неожиданно почувствовал от портрета необъяснимый дискомфорт. Учитывая недоброе предчувствие, от покупки такого сомнительного шедевра стоило отказаться: наверняка беда обошла бы живописца стороной.

Житье-бытье Андрея Чарткова

Прежде чем говорить о том, что случилось после покупки художником Чартковым портрета, стоит познакомиться с главным персонажем ближе. Гоголь поведал о нескольких важных качествах живописца:

  • талант у художника есть, это однозначно;
  • недостаток терпения, из-за чего Чартков перескакивал через художественные азы;
  • время от времени в творчестве молодого живописца появлялась изрядная бойкость;
  • постоянные проблемы Чарткова с деньгами;
  • невольная зависть к преуспевающим модным живописцам.

Несмотря на все недостатки так называемой модной живописи, молодой художник наверняка сохранил бы талант. И понять зависть к преуспевающим живописцам, способным бойкими мазками кисти создать портрет и получить хороший гонорар, проще простого: Чартков страдал от недостатка денег.

Читайте также:  Сочинение традиции и новаторство в комедии горе от ума грибоедова

Недоставало денег на еду, на свечи, на краски. А учитывая, что создатель картин снимал квартиру и за неуплату мог быть выселен, легко понять желание художника Чарткова срочно получить деньги.

Неохота все-таки искать практически бесплатную квартиру на самой окраине Петербурга (типично для молодости – всегда тянет к центру). И вот проблема: за все творения можно было заработать разве что двугривенный. Именно этот последний двугривенный и был заплачен за портрет неприятного старика.

Молодого человека ужасно огорчало прозябание в небогатой квартире и постоянное оттачивание своего таланта на художественных азах.

Появлялось желание «назло всему… закутить».

Правда, бедственность жизни живописца Чарткова была преувеличена: все-таки у него был слуга по имени Никита.

Задачи слуги:

  • подметать полы;
  • открывать и закрывать двери квартиры;
  • заниматься краскотеркой;
  • быть натурщиком для картин.

Так что все было вполне сносно. К несчастью, было многовато честолюбия (то, что Л.Н. Толстой считал ужасным грехом). И именно честолюбивое желание попасть в большой свет толкнуло молодого художника на сделку с дьяволом.

Гоголь сурово осуждает своего героя Чарткова, отмечая, что у талантливого человека высока ответственность перед Богом, а потому расплата за сделку с нечистой силой вдвойне ужасна.

Кошмары с участием старика

Размышления художника Чарткова о том, как хорошо было бы ухватить славу за хвост, стать богатым и знаменитым живописцем, неожиданно прервались: два жутких глаза приказывали молчать.

Оказалось, что это напомнил о себе уже позабытый нарисованный на картине незнакомец.

Чартков стер пыль с картины, присматривался к страшному незнакомцу на портрете, и вспомнил историю, связанную со знаменитой картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».

Обратите внимание

Полотно было не совсем закончено, и в то же время женщина получилась запоминающейся, особенно ее улыбка и загадочные живые глаза.

Правда, то было высокое искусство. А вот картина, изображающая высокого старого мужчину в длинной одежде, была не похожа на настоящее произведение: казалось, что глаза были вырваны у живого человека и вставлены в раму картины. Оставалось лишь недоумевать, почему взгляд старика нагонял серьезный дискомфорт.

Теперь – краткий пересказ ужасной ночи молодого живописца.

Свет луны лишь усиливал пугающий эффект от картины. Неудивительно, что Чарткову стало страшно ходить по комнате, и он решил накрыть портрет простыней. Однако кошмарные сны продолжались, их реалистичность была немыслимой.

В одном из таких снов старик вылез из картины, перебрал лежавшие в мешке свертки, в каждом из которых была ровно тысяча червонных. И один из свертков докатился до кровати Чарткова. Живописец попытался удержать его в руках.

Оказалось, что это лишь иллюзия. В конце концов художник сумел проснуться. Встав с кровати, он подошел к окну, открыл форточку и стоял, пока не почувствовал дремоту. Затем Чартков лег на кровать, заснул, и на сей раз без сновидений.

Сделка с нечистой силой

Утром, когда молодой живописец вспоминал свой сон, в комнате появился хозяин дома и квартальный.

Осматривая картины, полицейский взял в руки портрет, нечаянно разломал одну из досок, и оттуда выпал сверток с тысячей червонных.

После этого художник без труда договорился о плате за квартиру, сообщил, что уже назавтра съедет. Как только хозяин с квартальным ушли, а живописец остался один, начался перелом в судьбе Чарткова. О чем это говорит?

А вот о чем: изначально Андрей Петрович думал о том, что найдет себе хорошую квартиру, станет ее полновластным хозяином, создаст мастерскую, отточит свое мастерство, а затем удивит всех грандиозными полотнами.

Но затем началось медленное и неумолимое падение живописца: он уже подписал сделку с дьяволом. Пробудилось тщеславие, и Чартков решил ловить славу за хвост.

И вскоре у художника Чарткова появился заказ: нарисовать портрет восемнадцатилетней девочки. Ее мать восхваляла живописца по фамилии Ноль, ставя его выше Тициана.

Андрей Петрович был польщен, и зря: кто слишком задирает нос и постоянно корчит из себя гения, в итоге превращается в ноль.

Затем работа была сделана, появились деньги. Вскоре число заказов увеличилось. Как на беду, заказчики и заказчицы требовали от художника быстрой работы. Тут нужна была лишь бойкая работа кисти.

Важно

Чартков корчил из себя гения, при этом за собственные деньги покупал хвалу о себе в газетах и журналах. А меж тем кисть вконец отупела, и результат сделки с дьяволом стал заметен: Андрей Петрович превратился в ноль, то есть талант исчез без следа.

Заказы увеличивались, деньги все прибавлялись, и постепенно создатель модных портретов стал превращаться в скрягу и мизантропа.

Ужасная расплата за сделку с дьяволом

Прибыв по приглашению на выставку, Чартков увидел творение одного из своих товарищей.

Этот человек трудился в Риме, изучая работы великих мастеров и отбирая все лучшее. И после нескольких лет раздумий и исканий было создано грандиозное полотно, истинный шедевр.

Поняв колоссальную разницу между этой картиной и шаблонными модными поделками, Андрей Петрович был просто в шоке.

Наконец-то создатель дешевых картинок понял, что впустую потратил талант и упустил возможность создать по-настоящему грандиозную работу, восхищающую людей (краткое содержание в аннотациях говорит об этом). И с досады Чартков решил нарисовать хотя бы падшего ангела.

Увы, это было невозможно: несмотря на все старания, получалась жалкая мазня. Посмотрев на свои творения, созданные в небогатой квартире, Андрей Петрович Чартков понял, что у него был талант.

Затем, увидев купленный им портрет, живописец вспомнил все и понял, что с этого ужасного старика и припрятанных в портрете денег началось падение, обернувшееся потерей таланта.

И тут началась страшная расплата за сделку с дьяволом. Чартков почувствовал нарастающую зависть к творцам, перерастающую в бешенство и безумие. Художник скупал все картины, созданные талантливыми людьми, тащил их в свою комнату, а затем с безумным смехом уничтожал.

Совет

Злые эмоции живописца были настолько сильными, что в итоге мстительный завистник подхватил тяжелый туберкулез, а также горячку, и вдобавок заработал безнадежное сумасшествие. Чартков страдал от галлюцинаций, ему мерещились бесконечные полчища портретов с жуткими глазами.

После трех дней ужасных страданий художник Чартков умер. Его мешки и сундуки были пусты, но изрезанные и изодранные остатки великолепных картин, стоивших миллионы рублей, красноречиво говорили о том, на что пошли богатства художника.

Кем был натурщик ужасного портрета

Во время аукциона продавались разные вещи, среди которых был пресловутый портрет старика с ужасными живыми глазами. Среди спорщиков неожиданно появился молодой художник. Он поведал о том, чей это портрет.

В ходе рассказа читатель узнает о Коломне, своеобразной части Петербурга, где жители живут настолько бедно, что часто приходится занимать деньги. И появляются ужасные личности – ростовщики.

Один из них был поистине незаурядной личностью, ибо давал деньги под проценты кому угодно – и бедным, и богатым.

Поначалу такие сделки казались выгодными, однако этот ужасный выходец с юга набивал немыслимые проценты. Но это было лишь полбеды. Хуже всего было то, что всех, кто получал от этого ростовщика деньги, ждала ужасная смерть. Не только бедных людей ждала столь жуткая судьба: всю столицу потрясли вести о печальной судьбе нескольких аристократов.

Все беды начинались после того, как аристократ брал у ростовщика деньги. Начиналась поистине мистика: ни с того ни с сего дотоле благородный человек превращался в безумное чудовище, и затем его жизнь преждевременно обрывалась в припадках сумасшествия.

Неудивительно, что жители Коломны были готовы хоть помереть с голоду – встреча с ростовщиком была для них хуже смерти. Все говорило о том, что этот человек – воплощение нечистой силы.

И рассказчик сообщил самое важное: оказалось, что его отец, уважаемый художник Петербурга, как-то решил создать изображение демона. Натурщиком оказался ростовщик. Создавая полотно, живописец позаботился о прорисовке глаз на портрете и неожиданно почувствовал непонятный дискомфорт. Тревога нарастала, и в какой-то момент художник понял, что с него хватит.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/povest-portret-nikolaya-gogolya.html

Краткое содержание Гоголь Портрет

Рассказ входит в сборник Петербургские повести

Художник Чартков на Щукинском дворе разглядывал картины, и тут его взгляд упал на портрет старого мужчины в восточном одеянии. Отдав за картину последние деньги, Чартков идёт домой. Уже позже он пожалеет о покупке, ведь ему даже нечем платить за жильё.

Взглянув на старика с портрета, ему становится не по себе от его глаз – настолько живыми они казались. Чартков даже занавесил картину на ночь, чтобы не пересекаться больше взглядом со стариком. Но ночью случилось ужасное: простыня с картины была сдёрнута, и из рамы вышел старик.

В мешке его были деньги, и он начал их пересчитывать. Такие кошмары снились художнику несколько ночей подряд.

Обратите внимание

Хозяин квартиры требует оплаты, но так как денег у Чарткова нет, он захотел забрать портрет старика в счёт долга. При разглядывании картины из рамы падает свёрток с деньгами, уже знакомый Чарткову по снам. На эти деньги он смог уплатить долг за жилье, снять квартиру побольше, приодеться.

Художник подал объявление о том, что пишет портреты на заказ. Внезапно на него обрушивается популярность, и он становится модным портретистом. Старые знакомые лишь поражаются тому, насколько он утратил своё мастерство и талант. Вскоре художник и сам понял своё падение.

В отчаянии он заперся и пытался написать что-то, но всюду ему мерещились глаза старика с того портрета. Чартков умер в чахотке.

Спустя какое-то время на аукционе выставлен на продажу портрет старого азиата с удивительно живым взглядом. Многие желали его купить, но тут выходит художник Б., рассказавший присутствующим свою историю. Когда-то жил в Коломне ростовщик. Все, кому он давал деньги, вскоре погибали весьма трагическим способом. Отец Б.

был художником и соседом этого ростовщика. Как-то азиат пришёл к нему с заказом нарисовать себя на холсте. Чем больше живописец писал портрет, тем живее получались глаза. С каждым днём у художника внутри росло отвращение к своей работе. Ростовщик обронил, что после его смерти, вся его сила перейдет в эту картину.

Эти слова окончательно испугали художника, и он убегает, не закончив работу, но ему все-таки передали портрет лично в руки, и на следующий же день ростовщик умер. У художника начинаются неприятности, и он пытается избавиться от картины. Пытаясь убежать от проклятия старика, художник уходит в монастырь и начинает писать картину по библейским мотивам.

Перед смертью он завещал своему старшему сыну отыскать и уничтожить проклятый портрет.

Закончив рассказ о своём отце, Б. оборачивается взглянуть на портрет, но тут все видят, что его нет на месте.

Главная мысль

В произведении противопоставляются две разные судьбы художников. Автор подчеркнул, что, только отказавшись от мирской суеты, мастер может раскрыть свой талант и не превратиться в ремесленника.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Мериме КарменПовествование ведется от имени археолога, прибывшего в Испанию для установления места последней битвы Юлия Цезаря, в которой он победил, за счет чего прославился еще больше. Дело происходит в первой четверти 19 века
  • Краткое содержание Солоухин Мочёные яблокиВ произведении «Мочёные яблоки», созданном Владимиром Алексеевичем Солоухиным, повествуется о том, как один шофёр на своём автомобиле попал в огромную лужу и какие выводы из этой ситуации мужчина сделал.
  • Краткое содержание Хаксли О дивный новый мирВ романе рассказывается о вымышленной планете. На дворе продолжается 632 год Эры Форда. Форд был великим человеком, создавшим автомобильную компанию. Для народа планеты Форд стал Богом. В стране процветала технологическая индустрия.
  • Краткое содержание Кот Иваныч СкребицкогоГлавный персонаж рассказа – толстый, ленивый, но очень добродушный кот по кличке Иваныч. Кот – любимец семьи, он легко уживается со всеми членами семьи и другими домашними животными, вот только озорной щенок Бобка порой задирает
  • Краткое содержание Лермонтов ВалерикСтихотворение это стилизованное письмо рассказчика к своей возлюбленной. Начинается оно с намёка на письмо Онегина той самой Татьяне. Здесь герой пишет, что, возможно, после такой долгой разлуки

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/nikolaj-gogol-kratko/portret-kratko

Краткий анализ и краткое содержание повести “Портрет” Гоголь читать онлайн, характеристика главного героя

Николай Васильевич Гоголь как писатель – личность очень мистическая. И произведения, соответственно, под стать творцу. Необычные, фантастические и таинственные события вокруг персонажей нередко оставляют читателей в недоумении. Что хотел сказать автор? В чём суть? Разберёмся с одним из произведений Н.В. Гоголя “Портрет”. Для начала вспомним, о чём говорится в повести.

Краткое содержание

Первая часть повести

Молодой талантливый художник с фамилией Чартков покупает портрет старика в азиатской одежде. Произведение старое и незаконченное. На нём чётко изображены глаза, они словно живые.

Чартков мечтает о богатстве и славе. Однако, старается не тратить попусту свой талант и достаточно искусно пишет свои работы.

Читайте также:  Сочинение чем отличается желание от мечты?

Но при этом живёт в бедности, Чарткову не хватает даже на оплату квартиры, за что хозяин грозится выгнать его.

Художник приходит домой и засыпает, ему снится, что старик подходит к нему с мешком. В мешке свитки с надписью “1000 червонных”. Старик пересчитывает свитки, а Чартков незаметно крадёт один из них. Когда наутро художник просыпается, к нему приходит хозяин с целью забрать деньги за жилье. Тогда художник находит рядом с портретом старика свиток, который украл у того во сне.

Он расплачивается с долгами, одевается в приличную одежду, переезжает на новую квартиру на Невском проспекте и подаёт в газету объявление о том, что он – гениальный художник. Позже он получает заказ на портрет одной молодой женщины и её дочери.

Работа заинтересовывает Чарткова, но заказщице не нравится правдивость картины. Тогда, ради денег, Чартков приукрашивает ее. Теперь он совершенно не похож на внешность заказщицы, однако, ей нравится и художник получает свои деньги.

Тогда Чартков понимает, что писать картины в точности нет необходимости – достаточно изобразить клиента так, как он пожелает, не передавая его истинного лица.

Важно

Вскоре Чартков становится модным, популярным художником, все хвалят его талант, пишут о нём в статьях, за которые он, по правде говоря, платит из своего кармана, чтобы похвастать перед друзьями и потешить своё самолюбие. Теперь у него есть лакеи и даже ученики.

Однажды Чарткова попросили оценить одну картину в Италии, увидев её, художник понял, что растратил весь свой талант и по сравнению с этим произведением искусства все его работы – бездарность, а сам он ничтожен.

Молодой художник сходит с ума, уничтожая все произведения искусства, которые только попадаются ему под руку. Он тратит все свои богатства, скупая самые дорогие картины, бережно принося их в свою мастерскую и “с бешенством тигра на неё кидался, рвал, разрывал ей, изрезывал на куски и топтал ногами”.

При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза того старика с портрета, о котором уже знаменитый художник напрочь забыл. Он впадает в горячку. К концу своих мучений художник не мог уже внятно говорить, издавая ужасные вопли.

“Труп его был страшен”, – сообщает Гоголь, принимая во внимание то, что Чартков скончался от душевного заболевания, а труп был страшен физически.

Вторая часть повести

На аукционе продавали тот самый портрет старика-азиата. Вокруг него было множество споров, так как очень многие собирались купить его.

Черноволосый художник Б. тридцати пяти лет рассказал спорящим историю о том, что некогда жил один ростовщик-азиат. К старости у так и не появилось детей.

Сам ростовщик был известен тем, что давал в долг большие суммы и нищим, и богатым, но все, кто получал от него деньги умирали странной смертью. Ростовщик пришёл к художнику, отцу художника Б., чтобы тот написал его портрет.

Старик сказал: “Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить. Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы был совершенно как живой?”.

И отец художника Б. принялся за работу. Он терзал сам себя, пока писал эту работу, но передал-таки глаза старика через бумагу. На следующий день после завершения работы над глазами старый ростовщик умер. А художник, писавший портрет, стал завистливым интриганом.

Когда же его картину отвергли на конкурсе в пользу его ученика, отец художника Б. хотел сжечь портрет, но друг остановил его, забрав портрет себе, потом перепродал его, объясняя это тем, что портрет мешал ему спокойно жить и сам он чувствовал, будто сходит с ума.

Автора портрета ростовщика задела история его друга и он решил уйти в монастырь. Узнав его историю, монахи сказали, что художнику следовало бы написать картину для церкви, но он ответил, что ещё недостоин этого.

Совет

После двенадцати лет одиночества и монашеской строгости он всё же написал образ и, встретившись со своим сыном, благословил его на истребление портрета ростовщика, чтобы больше он не очернял ничьих помыслов.

Пока художник Б. рассказывал эту историю покупателям на аукционе, сам портрет бесследно исчез. Кто-то посчитал его украденным, а кто-то, что он испарился сам по себе.

Краткий анализ произведения

Характеристика Чарткова

Молодой художник Чартков – жертва не только дьявольского влияния портрета, но и своего безволия.

Трагедия Чарткова в том, что он сам погубил свой талант, обменяв его на деньги и славу, а когда понял, что именно сделал – было уже поздно. Чарткова можно сравнить с Пискарёвым, героем “Невского проспекта”.

Оба мечтательны, оба – талантливые художники, жившие в бедности. Отступив от истины в творчестве, Чартков встал на путь самоуничтожения себя не только как художника, но и как человека.

Роль Невского проспекта в повести

Невский проспект уже не первый раз предстаёт перед читателем в сборнике “Петербургские повести”. В любом произведении Н.В. Гоголя, где содержится описание Невского проспекта, происходит какая-то мистика. Невский проспект участвует в произведениях:

  • “Нос”
  • “Портрет”
  • “Невский портрет”

Идея повести

С точки зрения Н.В. Гоголя, искусство – это Божий дар, который не должен касаться зла, а содержание портрета ростовщика – демонично.

В данной повести талант Чарткова был загублен меркантильностью общества – деньги считаются главной прелестью жизни, а истинное искусство уходит на второй план. Отец художника Б.

, в свою очередь, смог остановиться, хотя его целью было не богатство, а вызов своему таланту. Сможет или не сможет он написать портрет так реалистично, как этого требует заказчик?

Гоголь видит избавление от слепых страстей решением проблем главных героев, в частности, при помощи церкви. Ведь, если талант дан человеку Богом, то и очищение таланта от ненужных страстей тоже может быть произведено с Божьей помощью. Главной же темой данного произведения является тема добра и зла в искусстве. Гоголь считает, что тот, кому даётся талант, “должен быть чище всех душою”.

Коротко о проблемах, поставленных автором

Н.В. Гоголь ставит в “Портрете” следующие социальные проблемы:

  • роль художника в обществе;
  • проблема истинного искусства;
  • тема безнравственного выбора;
  • тема судьбы.

Это было краткое содержание и краткий анализ повести “Портрет” онлайн, надеемся, что этот пересказ был информативным и полезным.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-povesti-gogolya-portret.html

Повесть “Портрет”

Повесть Гоголя «Портрет» – это произведение, написанное им под впечатлением от жизни в Петербурге. Сумрачный северный город вдохновил писателя на создание выдающихся творений, многие из которых продолжают восхищать современных читателей.

В мистической истории о дьявольском изображении старого ростовщика заключен глубокий смысл. К сожалению, в этой статье будет изложено лишь ее краткое содержание. «Портрет» (Гоголь назвал это произведение в честь необыкновенного предмета, фигурирующего в повести) поражает своим завораживающим сюжетом.

Ниже будут переданы только основные моменты его развития.

Покупка портрета

С покупки старинного полотна начинается эта захватывающая история. Не может передать всех ее нюансов краткое содержание. «Портрет» (Гоголь Н. В.) повествует о молодом художнике Черткове, который неожиданно для себя самого приобретает в лавке работу неизвестного живописца.

На ней изображен старик, одетый в азиатский наряд, с бронзовым от загара лицом и необыкновенно живыми глазами. Юноша живет очень бедно, вечно должен за квартиру, но не стремится к легким заработкам, а хочет упорным и кропотливым трудом раскрыть свой талант.

Однако странный портрет тревожит его душу, всю ночь юный художник видит кошмары: ему мерещится страшный старик, покидающий раму и пересчитывающий на его глазах золотые червонцы.

Новая жизнь

Повесть Гоголя «Портрет» носит мистический характер. Утром юноша неожиданно обнаруживает у себя сверток с золотыми монетами, после чего возвращает все долги, переезжает с Васильевского острова на Невский проспект и начинает новую жизнь.

Сначала он хочет полностью посвятить себя искусству, но, увлеченный всевозможными соблазнами, быстро забывает об этом. Чертков приобретает модные наряды, заказывает о себе статью в газете и находит богатых заказчиков.

Они ничего не смыслят в творчестве, зато щедро платят, поэтому юноша принимается рисовать красивые безделушки и быстро богатеет.

Расплата за отступничество

О неминуемой расплате за отказ от своего предназначения повествует Н. В. Гоголь. «Портрет» – это история человека, предавшего высокое искусство. Разбогатев, Чертков быстро утрачивает былую юношескую живость.

Он становится модным живописцем, приобретает вес в обществе, но вместе с тем окончательно утрачивает свой талант. Однажды Академия искусств приглашает его оценить работу живописца, долгие годы стажировавшегося в Италии. Увидев это произведение, Чертков поражается его гармонии и совершенству.

Он возвращается домой и пытается сам написать что-нибудь подобное. Однако огрубевшая рука уже не слушается художника, и вскоре он убеждается, что его талант иссяк. Тогда Чертковым овладевает безумная зависть и злоба.

Остаток жизни он посвящает тому, что скупает на аукционах все выдающиеся полотна и беспощадно их уничтожает. Художник умирает в припадке очередного безумия, а в предсмертном бреду ему повсюду мерещатся живые глаза загадочного старика.

Ростовщик

Теперь вы знаете, о чем идет речь в первой части своей повести. О судьбе безумного художника повествует ее краткое содержание. «Портрет» (Гоголь Н. В. умеет захватить читателя) имеет и вторую часть. В ней описывается история создания загадочного изображения.

Портрет старика продают с аукциона. Покупатели долго спорят о цене, и в финале остается только два богатых претендента. Неожиданно скромно одетый человек лет тридцати пяти прерывает торги и начинает рассказывать об истории этого портрета.

Много лет назад в Коломне (предместье Петербурга) жил странный ростовщик. Он обладал выдающейся внешностью: высоким ростом, бронзовым цветом кожи и резкими чертами лица. Кроме того, он был необыкновенно богат и давал деньги взаймы самым известным жителям столицы.

Обратите внимание

Однако его золото никому не приносило счастья. Молодой человек, стремившийся посвятить себя служению обществу, после совместных дел с ростовщиком превратился в бесчеловечного чиновника.

Страстно влюбленный юноша, взяв заем у странного старика, стал безумным ревнивцем и чуть не убил свою супругу. Жители Коломны боялись ростовщика и никогда не брали у него в долг…

Великий художник

Был страстным поклонником изобразительного искусства Н. В. Гоголь. «Портрет» – это плод размышлений писателя о роли творчества в жизни каждого человека.

Далее в произведении речь идет о простом и честном живописце, который сумел своим упорным трудом и выдающимся талантом добиться признания окружающих. Однажды ростовщик обратился к нему с просьбой написать его портрет.

Художник с радостью откликнулся на это предложение, но во время работы над полотном почувствовал сильное отвращение к происходящему.

Он попытался остановиться, тогда старик упал перед ним на колени и раскрыл свою тайну: он готовится к смерти и хочет, чтобы его сущность воплотилась в портрете. Художник в ужасе покидает дом ростовщика, а на следующий день узнает, что тот умер. Изображение старика с тех пор хранилось в доме живописца.

Дьявольское наущение

Удивительные события описываются в произведении. О порочном влиянии мистического изображения на окружающих повествует его краткое содержание. «Портрет» (Гоголь создал эту повесть в двух редакциях) рассказывает о том, что все, кто хранил у себя это плотно, подвергались дьявольским искушениям.

Честный художник внезапно начал завидовать своему ученику и попытался обойти его в конкурсе на оформление новой церкви. Только долгим монашеским служением он сумел потом искупить свою вину перед Богом и создать действительно великое произведение – картину «Рождество Иисуса».

Важно

Остальные обладатели портрета также испытали на себе силу его негативного воздействия. В финале повести раскаявшийся художник завещал своему сыну найти изображение ростовщика и уничтожить его. Потомком великого живописца и был рассказчик этой захватывающей истории.

Увлеченные его повествованием слушатели не заметили, как со стены исчез предмет отчаянного торга. На этом заканчивается история, написанная Н. В. Гоголем. Портрет загадочным образом исчез, возможно, был украден.

Герои повести

Так кого же можно назвать главным героем повести, которую написал Гоголь («Портрет»)? Сюжет произведения позволяет назначить на эту роль художника Черткова. Ведь в центре повествования находится история его отступничества и морального крушения.

Но относительно роли, которую играют персонажи в построении произведения как единого целого, его главным героем является ростовщик. Именно о стремлении дьявольской силы с помощью золота подчинить себе искусство размышляет в своей повести Гоголь.

«Портрет», смысл которого заключен автором в яркую и выразительную форму, повествует и о тайной власти денег над человеческой душой, и о высоком творчестве, способном сделаться орудием зла в порочных руках.

И, конечно, нельзя забывать о роли города Петербурга в произведении. Только здесь, по Гоголю, оживают старинные полотна, плетут свои сети демонические ростовщики и внезапно пропадают опасные портреты. Искушающий и величественный, бедный и богатый, прекрасный и обманчивый город Петербург можно также считать полноправным героем повести.

Источник: https://www.syl.ru/article/184334/new_povest-portret-kratkoe-soderjanie-portret-gogol-geroi

Ссылка на основную публикацию