История создания повести пиковая дама пушкина (замысел и прототипы героев, история написания и публикации)

А.С.Пушкин Повесть «Пиковая Дама». Фантастическая повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» была написана осенью 1833года,впервые опубликована в мартовской. — презентация

1 А.С.Пушкин Повесть «Пиковая Дама»<\p>

2<\p>

3 Фантастическая повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» была написана осенью 1833года,впервые опубликована в мартовской книжке «Библиотеки для чтения» за 1834 год. Фантастическая повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» была написана осенью 1833года,впервые опубликована в мартовской книжке «Библиотеки для чтения» за 1834 год.<\p>

4 История создания Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу Пиковой Дамы. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен- Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался. Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу Пиковой Дамы. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен- Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался. В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета. В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.<\p>

5 Краткое содержание Сюжет повести обыгрывают излюбленную Пушкиным (как и другими романтиками) тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю, про то как его бабушка-графиня будучи в Париже проиграла крупную сумму в карты под своё слово. Она попыталась взять взаймы у графа Сен- Жермен но вместо денег тот раскрыл ей секрет, про то как угадать в игре три карты сразу. Графиня, благодаря секрету полностью отыгралась. Сюжет повести обыгрывают излюбленную Пушкиным (как и другими романтиками) тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю, про то как его бабушка-графиня будучи в Париже проиграла крупную сумму в карты под своё слово. Она попыталась взять взаймы у графа Сен- Жермен но вместо денег тот раскрыл ей секрет, про то как угадать в игре три карты сразу. Графиня, благодаря секрету полностью отыгралась.графа Сен- Жерменграфа Сен- Жермен<\p>

Обратите внимание

6 Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине и мольбами и угрозами пытается выведать заветный секрет. Услышав угрозы от Германна, вооруженного пистолетом (которые, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине и мольбами и угрозами пытается выведать заветный секрет. Услышав угрозы от Германна, вооруженного пистолетом (которые, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для Германна навязчивой идеейтройкасемёрка тузтройкасемёрка туз<\p>

7<\p>

8 Три злодейства Германна Обман самого себя. Герман сначала хотел достичь богатства честным способом, но стоило только узнать о тайне трёх карт, и он стал совсем другим человеком. Он стал гнаться за этой тайной, готов был ''продать'' свою душу дьяволу. Мысль о деньгах затмила разум этого человека. Обман самого себя. Герман сначала хотел достичь богатства честным способом, но стоило только узнать о тайне трёх карт, и он стал совсем другим человеком. Он стал гнаться за этой тайной, готов был ''продать'' свою душу дьяволу. Мысль о деньгах затмила разум этого человека. Обман Лизы. Она не зная чувства любви, поверила Германну, который просто использовал её в качестве ''мостика'' между собой и графиней. Обман Лизы. Она не зная чувства любви, поверила Германну, который просто использовал её в качестве ''мостика'' между собой и графиней. Продажа своей души дьяволу –его третье злодейство. Продажа своей души дьяволу –его третье злодейство.<\p>

9<\p>

10 Тема и идея. Тема произведения неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти. Эта тема служила ответом на самые животрепещущие процессы эпохи проникновение денежных отношений во все поры общества, рост хищнических вожделений во всех социальных кругах, связанных с эксплуатацией человеческого труда, могучее проявление силы золота, капитала, вступающего в противоборство с господством феодальных отношений. Идея повести в обличении сословно-привилегированного аристократического дворянства и страшной власти денег, уродующей, обесчеловечивающей человека, возвещающей о новой, буржуазной формации, идущей на смену феодализму, в развенчании индивидуализма. Тема произведения неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти. Эта тема служила ответом на самые животрепещущие процессы эпохи проникновение денежных отношений во все поры общества, рост хищнических вожделений во всех социальных кругах, связанных с эксплуатацией человеческого труда, могучее проявление силы золота, капитала, вступающего в противоборство с господством феодальных отношений. Идея повести в обличении сословно-привилегированного аристократического дворянства и страшной власти денег, уродующей, обесчеловечивающей человека, возвещающей о новой, буржуазной формации, идущей на смену феодализму, в развенчании индивидуализма.<\p>

11 Постановка и экранизация 1.«Пи́ковая дама» опера П. И. Чайковского в 3 действиях, 7 картинах, либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года, первая постановка 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге. 1.«Пи́ковая дама» опера П. И. Чайковского в 3 действиях, 7 картинах, либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года, первая постановка 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге.П. И. ЧайковскогоМ. И. ЧайковскогоА. С. ПушкинаФлоренции1890 года(19) декабря1890Мариинском театреП. И. ЧайковскогоМ. И. ЧайковскогоА. С. ПушкинаФлоренции1890 года(19) декабря1890Мариинском театре 2. «Пи́ковая да́ма» (1910) немой художественный короткометражный фильм Петра Чардынина по мотивам одноимённой повести Пушкина. Сюжет фильма ближе к либретто оперы Чайковского, чем к повести Пушкина. Фильм вышел на экраны 30 ноября (13 декабря по новому стилю) 1910 года. 2. «Пи́ковая да́ма» (1910) немой художественный короткометражный фильм Петра Чардынина по мотивам одноимённой повести Пушкина. Сюжет фильма ближе к либретто оперы Чайковского, чем к повести Пушкина. Фильм вышел на экраны 30 ноября (13 декабря по новому стилю) 1910 года.1910немойПетра ЧардынинаПушкинаЧайковского30 ноября (13 декабря по новому стилю)1910 немойПетра ЧардынинаПушкинаЧайковского30 ноября (13 декабря по новому стилю)1910<\p>

12<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/420709

Мир таинственного в повести А.С. Пушкина Пиковая дама (стр. 1 из 5)

Департамент образования города Перми

МОУ «ГИМНАЗИЯ №10»

РЕФЕРАТ

МИР ТАИНСТВЕННОГО В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «ПИКОВАЯ ДАМА»

Работу выполнила ученица 9«А» класса

Наговицына Мария

Руководитель, учитель литературы Е.Г.Дульцева

Пермь 2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

1 Об авторе……………………………………………………………………….……5

2 История создания «Пиковой дамы» и оценки читателей и критики………………6

3 Тема карт и карточной игры в «Пиковой даме»……………………………………9

4 Фантастика в «Пиковой даме»……………………………………………………..13

5 Загадка дома Пиковой дамы………………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………………………23

Введение

В повести разыгрывается трагедия умного человека, пробудившего в себе мрачного двойника, увлекшего его в мир безумия.

Пушкин в своей повести ясно показывает, что существуют неведомые силы, обладающие мрачной энергией, которая способна парализовать лучшую сторону человеческой души, заглушить угрызения совести. Человек, позволивший этим силам овладеть своей душой, не в состоянии сопротивляться им.

Пушкин, исследуя мистическую сторону нашего бытия, предупреждает читателя об опасности, которая ждет человека, сознательно подвергающего себя искушению карточной игрой.

Обратим внимание на эпиграф ко всей повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Новейшая гадательная книга».

«Тайную» — значит пока не узнанную.

В I главе автор помещает своего героя Германна в игровое поле. Именно в карточной игре скрыты законы, не поддающиеся никакой логике. Страсти, пробуждаемые карточной игрой, оказываются роковыми для судьбы человека.

Германн, сообщает нам автор, будучи в душе игроком, никогда не играл, но просиживал до пяти утра, наблюдая со страстью за ходом игры, т. е. сознательно подвергал себя искушению, надеясь на свою крепкую натуру…

Рассказанный затем Томским «игрецкий анекдот» о трёх магических картах, принёсших его бабушке неимоверный успех и славу, у всех вызвал естественный интерес.

Важно

Здесь же упоминается имя Сен-Жермена, прославленного алхимика и каббалиста, владевшего знаниями тайных наук, сделавших его баснословно богатым.

Магическое имя Сен-Жермена придало «игрецкому анекдоту» особую силу, притянувшую воображение Германна, душа которого жаждала богатства.

Во II главе читаем более углублённую характеристику Германна: «Он имел сильные страсти и огненное воображение. …целые ночи просиживал за карточным столом и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры». Здесь – начало трагедии человека, позволившего своему двойнику выйти наружу.

Он уже не может вернуться к своему прежнему кредо: расчёту, умеренности и трудолюбию, Хотя разум и делает слабые попытки сопротивляться искушению. Неведомая сила руководит им. Он неведома как оказался у дома графини. В тексте: «Германн затрепетал». Глагол, затрепетал, передает сильное волнение, потрясшее его. Далее Германну снится сон, где он видит груды золота.

Наяву он вновь оказывается: «Неведомая сила, казалось, привлекла его к нему».

Сюжетная линия, связанная с Лизой, воспитанницей графини, только подчёркивает силу разрушительной страсти, овладевшей героем. Лиза оказывается лишь средством на пути к овладению тайной. Молчаливая настойчивая фигура инженера, наконец, покорила доверчивую душу девушки, столько, в ней было неизъяснимой силы.

В III главе Германн близок к достижению цели – узнать тайну карт. Читаем: «Германн трепетал, как тигр». Описание погоды дано в ритмически коротких предложениях, создающих прямо-таки мистическое ощущение: «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло, улицы были пусты». В комнате графини Германн «окаменел», т. е.

стал бесчувственным. Под стать ему и графиня была неживая: «В мутных глазах её совершенное отсутствие мысли. …качание…не от её воли, но по действию скрытого гальванизма». Но вот сила страсти прорвалась, и перед нами уже не тот Германн, а его мрачный двойник, готовый продать душу дьяволу. «Душа Мефистофеля торжествует».

«…Откройте мне вашу тайну! Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором. …я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну», — требует Германн у графини. Эту сцену можно считать кульминационной.

Читайте также:  Сочинения по картинам пластова

Германн бесповоротно и окончательно отдается неведомым силам, он готов продать душу дьяволу, отрекшись от Спасения, от вечного блаженства.

Совет

В IV главе Томский говорит Лизе то, что мы уже знаем из предыдущей главы: «У него профиль Наполеона и душа Мефистофеля».

В V главе состоялись похороны графини, где присутствовал и Германн. Этот момент мог бы перевернуть жизнь Германна, вернуть его душу, если бы он раскаялся в своём страшном грехе (убийстве, пусть и невольном, графини), но… этого не случилось. Германн не был религиозным человеком, в повести нигде на это не указывается.

И вот начало развязки. Призрак графини приходит к Германну, чтобы сообщить ему три карты. У Пушкина эта сцена описана как реальная. «Я пришла… против своей воли, …но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семёрка, туз…». Кем велено? Думается, тем, к кому взывал мрачный двойник инженера, тем, чьё могущество покорило его душу.

В VI главе происходит развязка. Снова игровое поле, но теперь оно напоминает магический треугольник, во главе которого восседает Чекалинский. Пушкин называет его хозяином.

Германн вступает в смертельную схватку, но он обречён: ему позволяют приблизиться к вершине блаженства, но затем безжалостно сбрасывают вниз.

В третьей игре на руках у него оказывается не туз, а пиковая дама, показавшая ему уже не тайную, а явную недоброжелательность.

Моей целью было знакомство с повестью «Пиковая дама», определение главных героев повести и постижение её идеи.

А задачей будет понять, разобраться в том, что владело Германном, на самом ли деле приходил призрак графини к Германну, или это было помутнение рассудка, а самая главное – в чем тайна карт, почему Германн всё — таки проиграл, может старая графиня просто обманула его? В ходе работы я попытаюсь разобраться в этом и ответить на все эти вопросы.

1 Об авторе

Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 — 10.02.1837)-величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам.

Обратите внимание

В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Умер от раны, полученной на дуэли с Ж.

Дантесом, французским подданным на русской военной службе.

Пушкин вошёл в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар – быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах. А.

Блок говорил: «Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, избирателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни.

И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.

Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не весёлая; она трагическая». В этом источник бесконечного обаяния личности Пушкина.

2 История создания «Пиковой дамы» и оценки читателей и критики

Повесть Пушкина «Пиковая дама» была опубликована в 1834 г. в «Библиотеке длячтения» и была хорошо принята читателями журнала. «“Пиковая дама”, — пишет П.В.Анненков, — произвела при появлении своём всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем…».

Успех повести был предопределен занимательностью сюжета, в повести видели «игрецкий анекдот», литературную безделку — не больше. Некоторые читатели обнаружили в ней изображение реальной ситуации, узнали в персонажах реальных людей.

Это было известно Пушкину: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной Голицыной, и, кажется, не сердятся…» Действительно, в этой «прозрачности» повести видели достоинство «Пиковой дамы». Критик А.А.

Краевский писал: «В “Пиковой даме” герой повести — создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; он обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе; рассказ простой, отличающийся изящностью».

Все отзывы были похвальными, но в сравнении с оценками других произведений Пушкина, отношение к «Пиковой даме» всё-таки было прохладное. Пушкина хвалили только за занимательность сюжета и изящность стиля, но тем самым упрекали в отсутствии идеи. Такая оценка отчётливо выразилась у В.Г.

Важно

Белинского: «“Пиковая дама” — собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот. Но рассказ — повторяем — верх мастерства».

При такой оценке «Пиковая дама» выглядела непонятной неудачей Пушкина: в 1830 г. «энциклопедия русской жизни», роман в стихах «Евгений Онегин», «маленькие трагедии» и «Повести Белкина», в 1832 г. исторический роман «Дубровский», в 1833 г. пустой «игрецкий анекдот» «Пиковая дама», в 1836 г. гениальный роман «Капитанская дочка».

Странно, что Пушкин-прозаик во всей силе творческой зрелости вдруг написал литературную безделку. Здесь было что-то не так. Это «не так» заметили тогда же, издатель журнала О.И.

Сенковский в письме Пушкину так характеризовал «Пиковую даму»: «Вы создаёте нечто новое, вы начинаете новую эпоху в литературе вы положили начало новой прозе, — можете в этом не сомневаться».

Источник: http://MirZnanii.com/a/358883/mir-tainstvennogo-v-povesti-as-pushkina-pikovaya-dama

Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина “Пиковая Дама”

1. История создания повести “Пиковая Дама”.

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты.

Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом.

Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.

— Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл? И главное: почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой — не русский по рождению, старуха и Германн — не родственники, зачем введён образ Лизы? Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына — герой сходит с ума. Получается, что из услышанного взят только остов, который облекается Пушкиным живой плотью человеческих характеров и отношений. Из забавной истории, порхавшей по светским салонам, выросла повесть глубокого этического смысла. Так перед читателями предстала ещё одна загадка пушкинской прозы.

2. И разгадка её заключена прежде всего в образе главного героя. Германн становится центром анализа на уроке. А ведущим приёмом анализа пусть будет сопоставление героя с другими персонажами повести.

Германн включён в два контрастных сопоставления: Германн и круг лиц той же эпохи, но иного социального типа; Германн и представители дворянства другой эпохи — века уходящего.

Перефразируя слова Ф. М. Достоевского о “Пиковой Даме”, формулируем задачу урока: тонким анализом проследить все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.

— Каков же главный герой повести? Что говорит он сам о себе? Что говорят о нём те, с кем он проводит время? Что отличает героя от других участников игры в начале повествования?

Читаем: “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “…не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив…

он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости…” Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость.

Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

— Выделяет ли автор однозначно отрицательные черты в характере Германна? Пожалуй, что нет. Всегда важнее, какое сам герой даст направление своим порывам и желаниям.

Автор предлагает нам своеобразную “формулу жизни” Германна, которая, как герой надеется, приведёт его к успеху: “Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!” Запишем эту фразу на доске и в тетради, ибо в ней — цель его жизни (покой и независимость”), здесь же — средства достижения цели (“расчёт, умеренность и трудолюбие”). Можно ли с помощью этих средств добиться жизненного успеха?

— Как используется “формула” в дальнейшем? Насколько она оказывается верна? Сопоставим героя с представителями дворянской молодёжи в повести.

Германн отличается от Томского и других молодых людей: им всё даётся даром, для Германна жизнь тяжела, он человек скромного достатка и скромного общественного положения.

Совет

Поэтому и отношение к игре разное: для них — забава, для него — сила успеха, деньги, дающие власть.

— На что идёт герой ради денег? Обратим внимание на два сюжетных хода Пушкина, о которых мы уже говорили и которые отсутствуют в пресловутом анекдоте. Почему у Пушкина Германн и графиня не родственники? Для чего введён образ Лизы?

Между Германном и графиней непроходимая сословная пропасть. Он — военный инженер, не больше, но страстно стремится от зелёного карточного стола молниеносно взлететь вверх по имущественной лестнице.

Интересен вопрос: почему автор сделал своего героя немцем? Пушкин почувствовал первые шаги той болезни, которая только проникает в Россию, но ею уже живёт Европа — жажда сиюминутного обогащения, власть денег в обуржуазивающемся мире, где происходит подмена одних ценностей другими.

У Пушкина подвержен гибели от испепеляющего могущества золота герой-немец, но предвидения героя оказываются куда шире. Тема “Пиковой Дамы” — губительная сила “золотой лихорадки”.

Сопоставим героя с представителями века предшествующего. Пушкин сам предлагает нам сделать это, дав как бы монтаж картин двух эпох уже в первой главе. Век графини — век моды, лёгкого отношения к деньгам и жизни. Графиня в старости полна заносчивости и властности. В ней — мир отживающий. Лучший ли мир приходит ему на смену? Пушкин сомневается в этом.

“Графиня отдаёт тайну карт Чаплицкому; как будто бы здесь намёк на её роман с Чаплицким; если это так, то выигрыш она отдаёт любви. У Германна наоборот — игра в любовь приносится в жертву деньгам, выигрышу, картам” (Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М., 1966. С. 178). Там — любовь, здесь — аккуратный расчёт.

Читайте также:  Исторические события в романе капитанская дочка пушкина: историческая основа, правда и вымысел

Германн обуреваем жаждой обогащения — такова его главная черта. Лихорадочно перебирает он в уме все возможности: “…представиться ей, подбиться в её милость…”, “пожалуй, сделаться её любовником”. Любовником старухи под 90 лет! Чудовищное, противоестественное намерение! Но не для Германна: он готов на всё; здесь твёрдый расчёт и совершенно нет… чувства.

Куда приведёт героя расчёт? Чего явно не хватает в его формуле — “расчёт, умеренность, трудолюбие”?

“Расчёт” — слово, повторяющееся не единожды. Его любовные отношения? Тот же расчёт.

Без Лизы не сложился бы сам сюжет повести. Задумывая “Пиковую Даму”, Пушкин встал перед вопросом: как выстроить сюжет, чтобы Германн мог с глазу на глаз встретиться с неприступной владелицей манящей тайны? Так возник образ юной воспитанницы.

Познакомимся с Лизой. ““И вот моя жизнь!” — подумала Лизавета Ивановна”. Прокомментируйте слова девушки.

Проведём исследовательскую работу с текстом. Глубже раскрыть образ персонажа, понять скрытые мотивы поступков поможет интерьер.

Посмотрим, какой предстаёт перед читателем комната графини. Автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей.

Обратите внимание

Подробнее мы узнаём о комнате графини с приходом Германна в её покои. Перед читателем предстают всё новые подробности интерьера.

Время отложило свой отпечаток на всём: полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой; веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия.

— Как характеризует интерьер графиню? Для чего Пушкин подробно перечисляет все предметы?

Будто сама эпоха XVIII века застыла перед нашими глазами. Теплится золотая лампада — это доживает свой век хозяйка дома. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за модой, заставить уважать себя. Интерьер раскрывает нам сущность графини: с одной стороны — богатой светской дамы, с другой стороны — отживающей свой век гордой старухи.

— Сопоставим образ графини с образом её воспитанницы, Лизаветы Ивановны. Раскрытие характеров двух героинь построено по принципу антитезы.

Сравнение интерьеров их комнат говорит о социальной пропасти: “Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате…

” Ширмы в комнате девушки оклеены обоями — в покоях графини стены обиты китайскими обоями; у Лизы крашеная кровать и сальная свеча — в покоях штофные диваны и кресла, золотая лампада.

Мы сочувствуем героине ещё и потому, что по натуре своей “она была самолюбива, живо чувствовала своё положение”.

Обратимся к одной из страниц повести и перечтём эпизод, в котором графиня собирается на прогулку, терзая необоснованными попрёками бедную воспитанницу. “Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи?.. Лизавета Ивановна была домашней мученицею”.

— Кем становится для Лизы Германн?

Он для неё таинственный влюблённый, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье.

— А кем становится для него она?

Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана — проникнуть в спальню графини. Не влюблённость — расчёт, не искренность — аккуратно выстроенная лживая игра.

Важно

Обратим внимание на слово “игра” — ещё один ключ к разгадке пушкинской повести. Чем хотел Германн достичь успеха? Карточной игрой. Сменились обстоятельства, этого оказалось недостаточно — и он включается в любовную игру. А где же настоящая жизнь? Почему у Германна её нет? Где нет места искренним чувствам, там нет и настоящей жизни.

Неопытная девушка попадает в сети, расставленные героем. По случайному совпадению (и по воле автора) перед роковым ночным свиданием Томский, танцующий на балу мазурку с Лизой, упоминает Германна и даёт ему необычную характеристику.

— С кем сравнивает Германна Томский? Что кроется в этом коротком и невероятно ёмком сопоставлении: Германн — Наполеон — Мефистофель? В какой момент Лизавета Ивановна сама поразится сходству героя с Наполеоном?

— В разговоре с Лизой о Германне Томский говорит, что “на его совести по крайней мере три злодейства”. Какие, на ваш взгляд?

Для повести число “три” — ключевое: три карты, три главных героя и, наконец, три злодейства — со слов Томского. А если быть ещё внимательнее, то вспомним, что составляющих “формулы” Германна тоже три: “расчёт, умеренность и трудолюбие”.

— Что могут олицетворять три карты?

В конце повести вместо триумфа — крах! Карта, на которую сделал Германн максимальную ставку, бита — это рушится “формула жизни”, в которой умеренность и трудолюбие давно уступили место расчёту. Первой жертвой падает графиня. Германн не намерен убивать её: его пистолет не был даже заряжен. Но могла ли 90-летняя старуха выдержать внезапное вторжение ночью незнакомого человека?

— Какова реакция героя на смерть графини? Германн “не чувствовал угрызения совести при мысли о мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащение”.

Второй жертвой является Лиза. Испытывает ли по отношению к ней герой хотя бы жалость? Спрятавшись в кабинете графини, Германн услышал торопливые шаги Лизы: “В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел”.

А после случившегося “ни слёзы бедной девушки, ни удивительная прелесть её горести не тревожили суровой души его”. Правда, спустя три дня Германн отправился в монастырь: “Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести…

” Но читатель вслед за автором понимает: это не раскаяние, это всего лишь предрассудок. Германн “окаменел” окончательно: в нём не осталось ни совести, ни жалости. Да, жертвой Германна стала не только старая графиня, но и Лиза. Правда, гроза не погубила Лизу.

В последних строках повести даже сообщается, что она вышла замуж “за очень любезного молодого человека”. Всё окончилось для неё благополучно, не так ли? Но вдумаемся в слова “очень любезный молодой человек” — ведь в пушкинской прозе каждое слово взвешено. Оно — единственное: его нельзя заменить синонимом.

“Любезный..” Значит ли это, что он человек добрый, душевный, чуткий? Есть ли здесь намёк на любовные чувства? Нет. Лиза вышла замуж не по любви: душа её надломлена жестоким обманом Германна.

— Кто же стал третьей жертвой в игре Германна?

Третьей жертвой своей пагубной страсти падает сам Германн.

— Что предлагает Германн графине за тайну? “…Я готов взять грех ваш на свою душу”.

Прежде чем рассмотреть кульминационную сцену, происходящую в барской квартире Чекалинского, уточним правила игры в штосс. Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода — в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево — понтёр.

— Что случилось в игорном доме Чекалинского? Какова атмосфера этого дома?

— На что походила игра в решающий третий раз?

— Перед нами поединок: кого с кем? Карточная дуэль Германна и банкомёта? Германна и мстившей ему старой графини? Или Германна с самим собой?

3. За год до создания повести “Пиковая Дама” Пушкиным была написана поэма “Медный Всадник”, где герой поэмы Евгений, “пришед домой”, долго размышлял…

Совет

Одно из этих слов присутствует и в нашей повести. Но где же второе? Что заключается в слове “честь” и чего так не хватает в “формуле” Германна?

Н. В. Гоголь говорил о произведениях Пушкина: “Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт”.

“Честь” — слово, являющееся лейтмотивом “Капитанской дочки” (“Береги честь смолоду”), оно же цель жизни Евгения из “Медного Всадника”. Ибо честь — это морально-этическая категория, это норма поведения человека.

В повести “Пиковая Дама” такого слова нет. Есть другое, однокоренное — честолюбие: “…он был скрытен и честолюбив”.

— Подберём синонимы к слову “честолюбие”: “тщеславие”, “стремление к славе”. Как образовано слово “тщеславие”? Тщетная слава, то есть — напрасная. Честолюбие — это стремление к ненужной славе. Германн стремится узнать тайну трёх карт, и этими картами являются “тройка”, “семёрка”, “туз”. В них надежда на счастье, как понимает его герой.

Но в начале повести Германн размышляет: “Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал…” Утроит — “тройка”, усемерит — “семёрка”, капитал — “туз”! Что же получается? Тайны никакой не было. Свои счастливые “тройка, семёрка, туз” есть у каждого человека.

Но если человек начинает жить без чести, в погоне за своей независимостью переступает через других людей, то его ждёт “Пиковая Дама”.

— Что символизирует “Пиковая Дама” в повести? Почему Пушкин, первоначально дав повести название “Холостой выстрел”, переменил его?

Ф. М. Достоевский считал “Пиковую Даму” верхом художественного совершенства.

В переплетении реальности и фантастики — пушкинский психологизм, утверждающий глубину и динамику внутреннего мира человека, который воплощается в действиях и реакциях, иногда приводящих к неправдоподобному успеху, а иногда к катастрофе. Так вводится в логику художественного творения мир страстей и соответствующих им ценностных ориентиров человеческого поведения.

Источник: http://www.sochuroki.com/urok-vneklassnogo-chteniya-po-povesti-a-s-pushkina-pikovaya-dama/

Александр Сергеевич Пушкин1799-1837

Главная → Пушкин А.С. → «Пиковая дама»

Оставляя «Дубровского», Пушкин принимается за роман «Капитанская дочка».

Этот роман, связанный с дальнейшим ростом крестьянских волнений и углублением социально-политических раздумий писателя, призван был осмыслить уроки прошлого для современного решения взаимоотношений между дворянством и крестьянством, а также перспектив государственного развития. Пушкин был убежден в том, что «одна только история народа может объяснить истинные требования оного».

Работа над романом «Капитанская дочка», продолжавшаяся почти до самого конца 1836 года, прерывалась поисками материала и властными требованиями текущего дня. Всегда чутко вслушивавшийся в голоса своего времени, Пушкин откликался на них вереницей творческих замыслов.

Одни из них выразились в планах ( «Планы повести о стрельце», «Криспин приезжает в губернию»), другие проявились в связных набросках ( «Египетские ночи», 1835; «Повесть из римской жизни», 1833—1835; «Русский Пелам», 1834— 1835; «Марья Шонинг», 1834—1835; «В 179* году возвращался я…», 1835), третьи оказались оконченными ( «Пиковая дама», «Кирджали», «Путешествие в Арзрум…»).

Обратите внимание

«Пиковая дама», создававшаяся в конце 1833 года, впервые опубликована в мартовской книжке «Библиотеки для чтения» за 1834 год. Ее тема — неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти.

Эта тема служила ответом на самые животрепещущие процессы эпохи — проникновение денежных отношений во все поры общества, рост хищнических вожделений во всех социальных кругах, связанных с эксплуатацией человеческого труда, могучее проявление силы золота, капитала, вступающего в противоборство с господством феодальных отношений. Идея повести в обличении сословно-привилегированного аристократического дворянства и страшной власти денег, уродующей, обесчеловечивающей человека, возвещающей о новой, буржуазной формации, идущей на смену феодализму, в развенчании индивидуализма.

В «Пиковой даме» великолепно очерчена капризно-деспотическая графиня, представительница вымиравшего порочно-паразитического придворного барства XVIII века, а также ее бедная, зависимая воспитанница — Лизавета Ивановна и золотая аристократическая молодежь, всем пресыщенная, изнуряющая себя в кутежах, на балах и за карточными столами.

Но основная идея повести олицетворена в образе инженерного офицера Германца. «Деньги — вот чего алкала его душа!» — с горечью говорит о нем Лизавета Ивановна.

Именно буржуазными влияниями обусловливается авантюризм, рассудочность, практицизм, жестокий, хищный эгоизм и необычайное честолюбие этого героя.

Образ Германна, воссоздающийся в своей всепоглощающей маниакальной страсти — наживы любыми средствами, придает повести глубоко психологический характер.

Замечательным достижением, истинным новаторством Пушкина является и то, что в этом образе рисуется не исключительный злодей, охваченный пагубными страстями, а следствие и жертва социальных обстоятельств. Именно как жертва обстоятельств, отражающих неумолимый рост буржуазных связей и отношений, как парий в кругу баловней судьбы, Германн вызывает, кроме осуждения, и некоторое сочувствие Пушкина.

Читайте также:  Образ путешественника (путешествие из петербурга в москву) сочинение

Германн, это «чудовище», по выражению Лизаветы Ивановны, с душой Мефистофеля, по отзыву Томского, обладает и соответствующей внешностью — профилем Наполеона, сверкающими черными глазами.

В описании Германна применяется лишь одно сравнение, но им четко характеризуется его необузданная, неистово-неукротимая, все поглощающая страсть: «Германн трепетал, как тигр, ожидая назначенного времени». Его необычный, таинственный облик создается и психологическими эпитетами: «бледные щеки», «суровой души его», «грозно нахмурясь».

Важно

Его маниакальность подчеркнута даже «неподвижной» позой, в которой он часами стоит перед домом графини, устремив глаза к окну ее воспитанницы.

Пушкин во всех своих произведениях мастерски воссоздает поведение персонажей даже структурой фразы, но ни в одном его произведении это искусство не достигает той отточенности, которая наблюдается в «Пиковой даме».

Так, с помощью коротких глагольных предложений с предикатами в форме прошедшего времени совершенного вида Пушкин создает представление быстроты действия, его стремительности: «Лизавета Ивановна у самого колеса увидела своего инженера; он схватил ее руку; она не могла опомниться от испугу, молодой человек исчез: письмо осталось в ее руке». В. В. Виноградов, характеризуя приемы синтаксической изобразительности, применяемые для косвенной передачи переживаний Германна в процессе его игры с судьбой, убедительно показал, что все они, «создавая напряженность сюжетной ситуации, в то же время подчеркивают уверенность Германна, его хладнокровие».

В повести «Пиковая дама» слова и фразы, кроме емкости, нередко и многосмысленны. Явно двойной смысл несут слова Чекалин-ского: «Дама ваша убита». Здесь подразумевается и проигрыш Германна, и убийство графини.

Германн, ведущий герой, объединяет все части повести. Его действенно-волевой, стремительный характер определил напряженно-динамическую композицию повести. Убыстряя развитие действия, Пушкин все персонажи и ситуации повести, кроме Германна, изображает эскизно. Для усиления ее загадочности, фантастичности в ней применяется прием прерывистого повествования.

Ту же роль играют здесь ситуации тайны и случайности. Так, тайна графини сопровождает повесть от начала и до конца, поражая воображение Германна и обрекая его на злоключения и гибель.

Но таинственность и фантастичность, окутывающие образ Германна, реалистически оправданы: графиня клянется, что вся история о картах — шутка; Германн галлюцинирует, разгорячив свое воображение вином и т.п.

По собранности и лаконизму обрисовки действующих лиц, по драматической напряженности, по психологической глубине, по целенаправленности и стремительности развития действия «Пиковая дама», напоминая «Выстрел», превосходит все прозаические произведения Пушкина. Это шедевр мирового значения. Публикация «Пиковой дамы» вызвала всеобщее одобрение.

Совет

Белинский недооценил идейное содержание «Пиковой дамы», но отдал должное ее форме, сказав — «верх мастерства».

Огромную социальную обобщаемость и психологическую глубину главного персонажа этой повести, как потенциального героя последующей литературы, проникновенно уловил Достоевский, заявив устами Аркадия Долгорукова из романа «Подросток» (глава восьмая): Пушкинский Германн из «Пиковой дамы» — «колоссальное лицо, необычайный, совершенно петербургский тип — тип из петербургского периода». Л. Н. Толстой назвал «Пиковую даму» «шедевром».

«Пиковая дама», превосходя всю предшествующую отечественную литературу глубиной и тонкостью внутренней характеристики Германна, возвестила появление произведений с резко обозначенным вниманием к психологическому миру человека. Вслед за ней совершенно естественным было появление «Героя нашего времени» Лермонтова, «Бедных людей», «Преступления и наказания» и последующих произведений Достоевского.

Реклама от Literature-XIX.Ru

Источник: http://www.literature-xix.ru/pushkin/pikovaja-dama/

Презентация на тему ««Пиковая дама» А.С. Пушкин — история произведения «

  • Слайд 2

    Нет фантазии, в основе которой не лежала бы реальность. М.Горький.

  • Слайд 3

    “Пиковая дама” является одним из самых интригующих произведений А.С.Пушкина, которое вызывает много вопросов и споров.

    Небольшая повесть с незамысловатой историей в основе, но как подан этот сюжет! Интрига в том, что в обыденную реальность врываются фантастические образы.

    Над тем, с какой целью Пушкин показал взаимодействие реального и фантастического миров, для чего использовал элементы фантастики, как они помогают раскрыть идею произведения, мы и будем размышлять в ходе урока.

  • Слайд 4

    Откуда Германн узнал историю трёх карт? Какой была его первая реакция? Что лежало в основе его желания узнать тайну трёх карт? Кто и при каких обстоятельствах открыл Германну эту тайну? Чем закончилась его попытка разбогатеть с помощью трёх карт?

  • Слайд 5

    Повесть Пушкина “Пиковая дама” была опубликована в 1834 г. в “Библиотеке для чтения” и была хорошо принята читателями журнала. ““Пиковая дама”, – пишет П.В.Анненков, – произвела при появлении своём всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем…”.

    Успех повести был предопределен занимательностью сюжета, в повести видели “игрецкий анекдот”, литературную безделку – не больше. Критик А.А.Краевский писал: “ “Пиковая дама” — рассказ простой, отличающийся изящностью”. Все отзывы были похвальными, но в сравнении с оценками других произведений Пушкина, отношение к “Пиковой даме” всё-таки было прохладное.

    Пушкина хвалили только за занимательность сюжета и изящность стиля, но тем самым упрекали в отсутствии идеи. Такая оценка отчётливо выразилась у В.Г.Белинского: “ “Пиковая дама” – собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна.

    Собственно это не повесть, а анекдот Но рассказ – повторяем – верх мастерства ” При такой оценке “Пиковая дама” выглядела непонятной неудачей Пушкина: в 1830 г. “энциклопедия русской жизни” роман в стихах “Евгений Онегин”, “маленькие трагедии” и “Повести Белкина”, в 1832 г. исторический роман “Дубровский”, в 1833 г. пустой “игрецкий анекдот” “Пиковая дама”, в 1836 г.

    гениальный роман “Капитанская дочка”. Странно, что Пушкин-прозаик во всей силе творческой зрелости вдруг написал литературную безделку. Здесь было что-то не так. Это “не так” заметили тогда же, издатель журнала О.И.

    Сенковский в письме Пушкину так характеризовал “Пиковую даму”: “Вы создаёте нечто новое, вы начинаете новую эпоху в литературе вы положили начало новой прозе, – можете в этом не сомневаться ”. Таким образом, прижизненная критика не могла понять, что такое “Пиковая дама” – изящный анекдот или начало новой русской прозы.

  • Слайд 6

    Повесть была закончена в 1833 г., а начата летом 1828 г. Пять лет Пушкин работал над текстом. Летом 1828 г. Пушкин жил в Петербурге и там, видимо, услышал историю о княгине Н.П. Голицыной, когда-то проигравшей большую сумму денег и отыгравшейся благодаря знанию трёх выигрышных карт.

    Как раз в то время в Петербурге шла пьеса “Тридцать лет, или Жизнь игрока”; кроме того, Пушкин сам был азартным игроком. Все эти разнородные впечатления соединились в замысел повести об игроке. Анализ сохранившихся черновиков показал, как в 1828 г.

    Обратите внимание

    Пушкин из анекдота о княгине Голицыной пытается выстроить сюжет будущей повести, как затем в его замысле появляются следы чтения повести Бальзака “Красная гостиница”. В 1832 г.

    Пушкин переделывает начатую повесть, теперь уже под влиянием своего же произведения – “Медный всадник”, тогда же по аналогии появляется название “Пиковая дама”: как в одном произведении невероятным образом оживает бронзовый памятник, так в другом подмигивает дама с карточного изображения; в обоих произведениях действие развивается в Петербурге. Естественно прийти к предположению, что тема борьбы Евгения с судьбой повлияла на тему “Пиковой дамы”. Через два десятка лет, когда возможные прототипы “Пиковой дамы” забылись, повесть получила другую оценку – не игрецкий анекдот, а фантастическая повесть. Ф.М. Достоевский утверждал, что Пушкин создал совершенную фантастическую прозу: “Фантастическое, должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему. Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал “Пиковую даму” – верх искусства фантастического Вы верите, что Германн действительно имел видение…”.

  • Слайд 7

    Герои «Пиковой дамы» играли в популярную в те годы карточную игру «штосс» (в XVIII веке её называли «фараон», «фаро», «банк»). Правила игры очень простые. Один или несколько игроков загадывали карты в колоде, которая находилась в руках у банкомёта.

    Банкомёт «держал талью» или метал, то есть открывал по одной карте в колоде и поочерёдно раскладывал их слева и справа от себя. Если загаданная игроком карта выпадала слева, то выигрывал игрок, если справа, то выигрыш доставался банкомёту. В «штосс» играли на деньги.

    Игрок или «понтёр» (от слова «пуанта» или point — точка, указывать на что-то) называл сумму и загадывал карту и объявлял её — это называлось «играть мирандолем».

    Можно было «играть на руте», то есть постоянно увеличивая ставки вдвое или «играть пароли-пе», то есть увеличивая ставки в четыре раза.

  • Слайд 8

    При 2 или 4-кратных увеличениях ставок можно было выиграть очень большие деньги, поэтому и банкомёт и понтёры иногда прибегали к уловкам. Самая обычная хитрость — «крапленыекарты», то есть имеющие чуть заметные условные отметины на крапе карт, которые, конечно, готовились заранее.

    Для того, чтобы шулерство было невозможно, особенно при игре на большие ставки, игроки использовали специальные правила. Они заключались в том, что игрокам подавались новые, ещё не распечатанные колоды карт: одна игроку, другая банкомету.

    Важно

    Понтёр не просто загадывал карту, а выбирал загаданную карту и клал её рядом с собой, иногда клал крапом вверх и даже не называл её своему противнику, обычно такая карта отмечалась загибанием угла.

    Понтёр следил за открывающимися картами из колоды банкомёта, когда выпадала загаданная карта, оноткрывал свою и называл её. При таких строгих правилах шулерство было исключено.

  • Слайд 9

    Именно так играли Германн и Чекалинский. В первый день онпоставил на карту 47 тысяч: «Германн вынул из кармана банковый билет и подал его Чекалинскому, который бегло посмотрев его, положил на Германнову карту. Он стал метать. Направо легла девятка, налево тройка. “Выиграла!” — сказал Германн, показывая свою карту.

    На другой день вечером он опять явился у Чекалинского. Хозяин метал. Германн подошёл к столу; понтёры тотчас дали ему место. Чекалинский ласково ему поклонился. Германн дождался новой тальи, поставил карту, положив на неё свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш. Чекалинский стал метать.

    Валет выпал направо, семерка налево. Германн открыл семерку. Все ахнули. В следующий вечер Германн явился опять у стола. Германн стоял у стола, готовясь один понтировать противу бледного, но всё улыбающегося Чекалинского. Каждый распечатал колоду карт. Чекалинский стасовал.

    Германн снял и поставил свою карту, покрыв ее кипой банковых билетов. Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз. “Туз выиграл!” — сказал Германн и открыл свою карту. “Дама ваша убита,” — сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в смом деле. Вместо туза у него стояла пиковая дама.

    Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться…» (VI, 236-237).

  • Слайд 10

    Почему Германн проиграл? Скорее всего, в новой колоде со свежей краской Германн, найдя туз, потянул и склеившуюся с ним даму. Уверенный в своём выигрыше, он не проверил карту. Покойная графиня (независимо от того, являлась ли она ему как привидение или это был пьяный сон) не обманула, налево действительно выпал туз. Следовательно, Германн проиграл случайно?

  • Слайд 11

    Раскрывая психологию главного героя с помощью фантастики, Пушкин показывает всю низость Германна, глубину его морального падения, ведь даже появление призрака не заставило героя раскаяться. Одержимость какой-либо идеей может привести к необдуманным поступкам и трагическим последствиям.

  • Слайд 13

    Поединок с Лизаветой Ивановной Поединок с судьбой Нравственное поражение героя Поединок с графиней

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/povest-a-s-pushkina-pikovaya-dama

Ссылка на основную публикацию