История создания романа тихий дон шолохова

Тихий Дон: история создания

Тихий Дон — эпическое произведение Шолохова, повествующее о донских казаках и их жизни в революционное время. Это работа, раскрыла истинный талант писателя и имеет интересную историю создания. О ней вам и поведаем в нашем сочинении.

Написать о донских казаках автор задумал в период работы над Донскими рассказами. Уже тогда в средине 20-х годов Шолохову захотелось поведать о сложной жизни казаков на Дону перед революционными событиями 1917 года.

С этой целью писатель в 1925 году отправляется на Дон, чтоб оказаться в атмосфере быта казаков. В этот период он начинает работать над произведением Донщина, в котором рассказывает о походе казаков на Петроград под командованием Корнилова.

Обратите внимание

Однако, написав первые сто страниц, автор понимает, что у читателей это не найдет отклика, ведь то, что так понятно ему, не будет ясно людям, которые далеки от жизни казаков. А значит, нужна предыстория.

С этой целью Шолохов задумывает новое творение, больших масштабов, где бы он изобразил не только революцию и участие казаков в ней, но и дореволюционные события.

Так в 1926 году Шолохов начинает работу над произведением Тихий Дон.

С этой целью, поселившись в станице Вешенская, он собирает материалы и изучает исторические факты, общаясь с хуторянами, их соседями, изучает архивы, казачий фольклор, записывает воспоминания тех, кто участвовал в войнах. В итоге Шолохов решил, что Тихий Дон будет состоять из четырех томов и охватит период с 1912 года по 1922 год.

Две первые книги автор написал очень быстро, опубликовав первую уже в 1927 году, а вторую — в 1928 году. Освещая исторические события, он включал в работу реальные тексты документов, задействовал исторические личности.

Напечатанные книги приносят успех, а вместе с тем и обвинения в плагиате. Ведь многие читатели засомневались в том, что такой роман может создать молодой писатель. Шолохову пришлось доказывать свое авторство в суде.

И если первые две книги дались ему быстро, то создание двух других томов затянулось. Ведь ко всему прочему добавилось и недовольство властей, которым показалось, что Шолохов в истории создания романа Тихий Дон проявляет больше сочувствия и внимания к белым, и критикует красных.

Власти требуют главного героя сделать «нашим», что было не приемлемо для Шолохова и он отказывался делать изменения, которые перечили его взглядам.

В итоге, работая над исправлениями и дожидаясь наилучшего момента, третью книгу он писал целых четыре года, а над четвертой пришлось работать шесть лет. Что самое главное, окончание романа поразило каждого.

Важно

В итоге Мелехов не стал большевиком, как того требовали критики и власти, а вернулся к своим истокам. В 1931 году напечатали третью книгу, а в 1940 году увидела мир и четвертая книга Тихого Дона в урезанном виде.

Лишь в 1980 году роман увидели в полном варианте, ровно через пятьдесят лет после создания шолоховского шедевра.

За свой роман в 1941 году Шолохов получил Сталинскую премию, а в 1965 году становится лауреатом Нобелевской премии.

Вот такая нелегкая история создания у романа в кратком варианте.

Источник: http://sochinyshka.ru/tixij-don-istoriya-sozdaniya.html

История создания романа Тихий Дон Шолохова

Произведение известного автора публициста Шолохова “Тихий Дон” в своё время было признано как одно из наиболее лучших произведений изданных в те времена.

И правильно, ведь с литературной точки зрения произведение является весьма отличным показателем художественной одарённости автора и его способности к созданию подобных шедевров.

А написана данная знаковая работа была следующим образом.

Шолохов долго размышлял над возможностью создания большого произведения, в котором он затронет все важные темы,  которые он хотел обсудить с народом, ведь его произведения изначально были направлены на народ. К народу Шолохов обращался довольно часто, ведь, как мы знаем, тот, кто имеет уважение у народа, имеет власть над ним.

Шолохов решает написать рассказ, направленный на обсуждения казачества и их проблем, после чего решает направиться на один из самых больших центров казачества – Дон. По началу произведение имело другое название.

Оно называлось “Донщина”, но после написания примерно ста страниц в 1925 году, он решает придумать новое название, которое впоследствии принимает вид того, которое мы знаем.

Примерно в 1926 году Шолохов начинает вплотную работать над своей книгой и начинает собирать различную информацию по её будущему содержанию. Впоследствии он поселяется в отдалённой деревне, дабы ему никто не мешал творить.

Совет

Затем он принимает решение, что книга будет состоять из девяти частей, и будет охватывать довольно продолжительный промежуток времени.

Тема произведения всё также остаётся казачество, и его угнетение, ведь данная тема довольно близка Шолохову, ведь он с ней довольно таки часто сталкивался, что и позволило создать ему такое замечательное произведение.

Оказавшись в знакомой ему стихии, автор начинает серьёзную работу над книгой, иногда даже забывая о своих человеческих потребностях в общении, отдыхе, и еде. Он усердно трудится, дабы создать что-то, о чём впоследствии будут говорить и обсуждать, что-то, что заденет людей настолько, что они задумаются над написанным, и начнут сами делать выводы, что впоследствии, кстати говоря, и произошло.

Однако, из-за обстоятельств, пришедших извне, работа над произведением затягивается, и автор вынужден дописывать последнею главу на протяжении шести лет.

Но, несмотря на все трудности, произведение доходит до своего читателя, и получает весьма достойные отзывы, что впоследствии прославляет Шолохова как писателя и литератора.

Ведь он создал действительно знаковое произведение, которое впоследствии задало тон направлению данного жанра литературы.

Вариант 2

Роман «Тихий Дон» является самым большим и значимым произведением Шолохова. Этот роман привлек много  читателей. Шолохов смог раскрыть и показать свой истинный талант к литературному творчеству. Этот роман комментировал такой знатный писатель, как Лев Николаевич Толстой.

Он говорил, что этот роман наполнен яркими красками, которые идеально подчеркивают, красоту природы тихого дона. Также он говорил, что это произведение не имеет ограничение по возрасту. Его следует, прочитать и взрослым и детям.

Оно подходит для чтения всем людям, любой национальности.

Писатель начал работу над романом в 1917 году. Это время всем известно, как октябрьская революция. В стране произошел переворот, и работать стало труднее. Через восемь лет после революции, Шолохов переезжает поближе к реке Дон. Он это сделал, чтобы с головой погрузится и прочувствовать жизнь и быт казак.

Обратите внимание

Роман изначально имел другое название, он назывался «Донщина». С этим название была написана значительная часть романа, сто страниц. На этих страницах повествуется о походе казак, во главе с Корниловым, на Петроград.

Когда он  заканчивал роботу над этой частью, он понял что сюжет очень банальный. Он предположил, что этот сюжет не сможет найти отклик в душе читателя. Он приостановил работу на неопределенное время. А тем делом начал думать о создание более яркого и крупного романа.

Чтобы он поразил тысячи читателей. Для переделки сюжета ему не потребовалось много времени, и уже в скором Шолохов возобновил работу. Он стал подробно описывать жизнь казак. Он выделил главные причины, которые подтолкнули казак на участие в революции.

После всех модификаций романа, можно сказать, что Шолохов начал работу над совершенно другим произведением.

Как сказано выше, Шолохов много раз менял сюжет и в 1926 году он смог окончательно утвердить для себя сюжет. Он принял одно из главных решений, что он разделит роман на девять частей.

Место действие романа он ни разу не менял, то есть сохранилось изначальная задумка о берегах реки Дон. Он лишь поменял время, когда развернулись действий.

Теперь действия разворачиваются в 1912, а заканчиваются в 1922 года.

 Шолохов выпустил в печать две первые части романа, над которыми закончил работу. Эти две части очень хорошо зашли в круг читателей и принесли Шолохову приятный успех. Писателю поступали множество приглашений на посещение светских балов и вечеринок. Но слава Шолохова стала быстро идти на спад, так как читатели начали принимать Шолохова за обманщика.

Они думали, что молодой поэт не в силах написать идеальное  произведение, которое наполнено большим количеством художественных приемов. Писателю пришлось долгое время собирать знающих людей, чтобы доказать всем свое права на авторства текста. Он смог доказать свое авторство, но его понизили в писательском звании.

Он был пролетарским писателем, а стал крестьянским.  

Важно

После всей статьи можно сделать вывод, что на создание романа автор потратил очень много сил и труда. На пути создания встретилось множество скрытых подводных камней. 

← Анализ рассказа Родинка ← Анализ произведения Смертный враг↑ ШолоховАнализ рассказа Чужая кровь →

  • Анализ рассказа Крыжовник (произведение Чехова)Рассказ «Крыжовник», написанный Антоном Павловичем Чеховым, впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898году. Произведение входит в «маленькую трилогию» и, как и другие рассказы данного цикла
  • Сочинение по картине Фельдмана Родина 9 классАвтор данной картины, участвовал в военных действиях. И поэтому является очевидцем всех ужасов войны. Создавая данную картину, он хотел показать, что война, наконец, то окончена и все кто остался в живых вернулись домой.
  • Сочинение описание по картине Неаполитанский залив в лунном свете АйвазовскогоКартина появилась на свет в 1843 году, Иван Айвазовский написал ее в солнечной Италии. Неаполитанский залив – часть Тирренского моря, что располагается на западе страны.
  • Сочинение Образ Рагина в повести Палата номер 6 ЧеховаАндрей Ефимович Рагин скромный доктор, вечно стесняющийся разговаривать в повелительном наклонении является главным героем рассказа Чехова «Палата №6». Он прибывает в больницу небольшого города, которая находится в таком ужасном состоянии
  • Сочинение Анализ повести Пушкина Барышня-крестьянкаПроизведение замечательного автора многих известных произведений, Пушкина, всегда наполнены обилием различных персонажей и образов. В своих произведениях практически

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/istoriya-sozdaniya-tihij-don

«Тихий Дон» история создания

«Тихий Дон» история создания романа расскажет о том как Шолохов писал его и как долго.

 В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А.Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».

Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

Первое упоминание о рукописи начальной книги ‘Тихого дона» относится к 1927 г., когда Шолохов, приезжая в Москву, читал своим друзьям в доме у Василия Кудашева некоторые главы романа: «…после чаепития начиналось самое главное, ради чего собрались.

Шолохов, изредка попыхивая трубкой, читал нам первую книгу романа прямо с рукописи, написанной на листах линованной бумаги четким, аккуратным, почти каллиграфическим почерком.

Мы слушали, очарованные родниковой свежестью языка, картинами и событиями, которые разворачивались в повествовании« (Михаил Величко).

Первоначальный замысел Шолохова охватывал лишь корниловский мятеж и назывался «Донщина», однако объяснить причины неудачи восстания без предыстории казачества ему действительно оказалось «не под силу».

«Тришин, у которого были друзья, имевшие доступ к эмигрантской литературе, добывал ему книги казаков, изданные за границей, записки генералов и атаманов, дневники… в которых офицеры признавались в крахе белого движения, с уничтожающей критикой обрушивались на вождей Добровольческой армии, разоблачали их бездарность и корыстолюбие.

Михаил Александрович делился со своими друзьями замыслом романа, советовался, как справиться с бесчисленными трудностями», — вспоминает Н. Стальский.

Первая книга ‘Тихого Дона» увидела свет на страницах журнала «Октябрь» в 1927 г., во многом благодаря Серафимовичу, сумевшему разглядеть в рукописи молодого автора великое произведение.

В 1928 г. в том же журнале печатается вторая книга ‘Тихого Дона». Спешка с публикацией и «монтаж» старых заготовок, по мнению самого Шолохова, существенно снизили уровень письма. Чтобы быть максимально объективным, писатель включает в роман и многочисленные документы, подробные военные сводки, а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица.

Совет

Трагической оказалась судьба третьей книги романа. В 1929 г. она публикуется в № 1-3 «Октября». Повествование доходит до гл. XII и вдруг резко, без каких-либо внятных объяснений, обрывается. В 1930-1931 гг.

появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 г.

«Октябрь» возобновил публикацию романа, предварительно подвергнув его жесточайшей цензуре (редакция вырезала крамольные, по ее мнению, «главы»).

В чем же заключается эта самая «крамола», вызвавшая столь негативную реакцию? Объяснение здесь может быть только одно — в центре повествования третьей книги стоит восстание казаков 1919 г.

Именно Шолохов первым дает самые точные и полные сведения об этом драматическом событии Гражданской войны. Создавая картину восстания, автор использовал и собственные воспоминания, оказавшись невольным свидетелем этой трагедии.

Помимо творческих затруднений, Шолохов столкнулся с проблемами иного свойства.

Молодой писатель с головой окунается в проблемы коллективизации, болея душой за своих земляков, постоянно ездит по станицам.

Увиденное настолько потрясло его, что он пишет письмо Левицкой, которая вскоре пересылает его копию Сталину. Тот быстро реагирует на жесткие слова набирающего силу писателя о перегибах при хлебозаготовках.

Сталин дал положительный ответ, но само письмо, все-таки, повредило Шолохову.

Читайте также:  Теория раскольникова и её крах в романе достоевского преступление и наказание сочинение

Он получает письмо от А. Фадеева, который от лица РАППа «советует» писателю немедленно в третьей же книге сделать Григория Мелехова «нашим» («закон  художественного  произведения требует такого конца, иначе роман будет объективно реакционным»).

В 1934 году, на пятом году трагедии коллективизации, Шолохов заканчивает четвертую книгу ‘Тихого Дона». Восьмая часть четвертой книги появилась лишь в 1940 г. Финал романа поразил многих «влиятельных читателей», ожидавших, что он выльется в ликующую «сагу революции» и явит приход главного героя к истинному большевизму, а, следовательно, возвеличит и подкрепит партийную идею.

В 1953 г. все четыре книги ‘Тихого Дона» выходят под редакцией К.Потапова, подвергшего жесточайшей редакции.

Обратите внимание

Все это происходило с молчаливого согласия Шолохова, чьи отношения писателя со Сталиным окончательно испортились.

После выхода 12-го тома собрания сочинений вождя, где содержалось критическое замечание по поводу Вешенского восстания, описываемого в третьей книге, ‘Тихий Дон» вообще не переиздавали достаточно долгое время.

Полный текст своего произведения, не искаженный редакторскими правками и цензурой, Михаил Шолохов увидит напечатанным только в 1980 г. в собрании сочинений по прошествии полувека после написания романа.

В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной (Сталинской) премией 1 степени, а в 1965 – Нобелевской премией.

В1957 году режиссёром Герасимовым по роману М.Шолохова был снят фильм «Тихий Дон». Это был 3-х серийный цветной художественный фильм, заслуживший всенародное признание. Григория Мелехова сыграл Пётр Глебов; Аксинью – Элина Быстрицкая.

Источник: https://kratkoe.com/tihiy-don-istoriya-sozdaniya/

История создания романа Тихий Дон сочинение

«Тихий Дон» – самый известный труд М. А. Шолохова. Автор писал его на протяжении десяти лет. В произведении Шолохов развернул эпохальное, пропитанное ароматами земли, колоритная лента из жизни казаков Дона.

Датой создания произведения является середина 20-х XX века. Собственно в данный период, трудясь над «Донскими рассказами», писатель решает рассказать о том, как трудно формировалась судьба донских казаков перед Октябрьской революцией.

В 1925 году Шолохов прибывает на Дон, чтобы целиком окунуться в атмосферу казачьего уклада, начать работу над романом. Донское казачество – оплот России. Испокон веков бесстрашные воины клали свои головы за веру, царя и отечество.

Слава об их подвигах распространилась далеко за пределы родного государства.

Сначала автор называет произведение «Донщина» и пишет примерно сто страниц книги. Тут писатель повествует, как казаки принимали участие в кампании генерала Корнилова на Петроград. Но вслед за тем осознает, что факты, понятные и ясные ему, навряд ли смогут отыскать ответ в душе читателей, незнающих жизнь донских поселений.

Важно

ов бросает работу и подумывает о написании более эпохального труда, содержащего в себя не только повесть о революции, но и о событиях, которые предшествовали ей.

Он испытывает надобность предоставить полную картину жизни донских казаков, начиная с предвоенного периода, рассмотреть факторы, заставивших казаков принять участие в революционных событиях, выделить судьбы самых важных персонажей.

Прозаик изменяет название труда на «Тихий Дон» и принимается за работу. В 26-году 20 века прозаик уже знает, что из себя будет представлять новый роман. С данного времени автор принимается собирать реальный материал и останавливается в станице Вешенская. В 1927 году Шолохов решает, что книга будет состоять из девяти частей и описывать период с 1912 — 1922 года.

Писатель, выросший среди казаков, оказывается в своей стихии. Для него было понятно психологические взаимоотношений между казаками, известны их уклад и этические ценности.

Все же, автор не доверяет своим знаниям.

Он посещает ростовские и московские архивы, исследует казачье народное творчество, разговаривает с обитателями соседних станиц, записывает воспоминания участников Мировой и Гражданской войн.

Во второй части произведения детально и красочно описываются существенные события истории от Октябрьской революции до Гражданской войны.

Над третьей частью писатель работает четыре года, а чтобы завершить четвёртую часть труда, ему потребовалось шесть лет.

Следовательно, у романа история создания была достаточно сложной. Все же, произведение завоевало мировую славу и пользуется любовью читателей во многих странах мира. Как замечал Г.М. Марков, «автор сформировал цепочку персонажей, которые по силе своей экспрессивности, художественной ценности оказались в одном ряду с самыми примечательными образами мировой классики всех времён».

История создания романа Тихий Дон

  • Главные герои рассказа Ионыч сочинениеЕкатерина Ивановна в начале произведения предстает перед нами в виде талантливой дочери талантливых родителей, но, в отличие от них, она видит, что их способности совсем не выдающиеся. Котик, как называют ее родители,
  • Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинениеЗнаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов Николай Алексеевич создавал долгих четырнадцать лет, с тысяча восемьсот шестьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. В это время создавалась непосредственно сама поэма,
  • Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 классКартина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника . Картина была создана в 1882 году .
  • Женские образы Тихого Дона сочинениеЖенские персонажи романа основываются на основе эпического повествования. Шолохов обогащает наше понимание мира, уникальными характерами Аксиньи, Ильиничны, Натальи и Дуняши. Женщины романа, погружены в яростно кипящую жизнь своего
  • Сочинение рассуждение на тему Человек на войнеВойна – это период беспощадного и тяжелого времени, где погибает большое количество людей. Войну обычно затевают те, кто уверены в том, что им ничего не угрожает, рассчитывая на сильную и превосходящую армию. Однако, оказывается все по-другому,
  • Система образов в пьесе Вишнёвый сад сочинениеВ своей комедии «Вишневый сад» Чехов вывел на сцену и показал плеяду образов, которых связывает прошлое. Их память еще полна событиями прошедшей жизни, воспоминаниями прошлых эпизодов и явлений. Все они несут в своем сердце и держат

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/istoriya-sozdaniya-romana-tihij-don

История создания романа Тихий Дон Шолохова

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — это художественное произведение огромного масштаба, которое охватывает военные события и мирное существование людей более десяти лет. Оно включает традиции донского казачества, взгляды, позиции народа.

Началу создания романа предшествовало написание нескольких рассказов о военных буднях. Сочинения получили название «Донские рассказы». Чтобы дать полное представление о жизни казаков, автор принимает решение оказаться в той обстановке лично, посетив донские просторы. Первоначальный замысел не оправдывает надежд самого писателя.

Совет

Он пишет первые сто страниц, которые становятся началом произведения «Донщина», делает акцент на участии казаков в походах под предводительством генерала Корнилова. Однако описание событий единичных боев не дает, по мнению М. А.

Шолохова, полного представления о мировоззрении, особенностях мышления, причинах участия в перевороте представителей донского казачества.

Поэтому писатель включил в произведение настолько большое и многогранное описание событий из жизни людей, что судьба каждого из них впоследствии стала понятна и интересна читателю. За новой идеей последовала и смена названия романа — «Тихий Дон».

С 1926 года на протяжении года деятельность автора была связана с определением периодов происходящих событий, а также — из скольких частей будет состоять книга.

Его интерес был связан с тем, каковы условия быта народа, как менялось настроение, связанное с борьбой за свободу и переменами в период революции.

Центром описанных событий стали 1912-1922 гг. В 1926 года писатель приступил к сбору, анализу материала. Пребывание в это время в Вешенской станице стало для неотъемлемой составляющей творческого подъема.

Именно родной хутор явился источником вдохновения для создания эпопеи, получившей всемирную известность. Его герои наделены особенностями казачьего фольклора.

А благодаря воспоминаниям современников о войне, книгам по истории казаков Шолохов восстановил реалистичные картины прошлых лет.

Кроме того, в произведении внимание уделено судьбам более 200 реальных героев, личные впечатления автора зародились, например, во время участия в продовольственном отряде. В течение года он пришел к завершению трех частей. Однако работу над двумя последующими частями он вынужден продолжать на протяжении десяти лет.

Обратите внимание

Немало изменений было внесено в роман в процессе его создания пока читатель не получил развернутую картину души казачьего народа. Но чтобы заслужить признательность и любовь читателя настоящий мастер слова должен именно таким путем доказать свою любовь к литературе.

Таким образом, роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» — это незабываемая череда сотен судеб представителей донского казачества со своими характерами, особенностями. Автор произведения – это талантливый писатель, мастер слова, историк, который проделал нелегкую работу для того, чтобы с помощью вымышленных и реальных героев восстановить важнейшие события века.

2 вариант

Литературный деятель Шолохов один из самых ярких представителей писателей, которые в своих произведениях с помощью красивого литературного языка рассказывали об ужасных, отнюдь не приятных, вещах.

У данного автора есть множество произведений, с которыми следовало бы ознакомиться, однако одним из самых показательных и удавшихся в его карьере является “Тихий Дон”. Разберём же историю его создания.

Шолохов долгое время задумывался о создании такого романа, который бы с полнотой описывал все те вещи, которые имели место быть на Дону, где группировались казаки. Данное желание у него возникло, скорее всего, из-за того, что он сам был воспитан по казачьим порядкам, и ему с детства прививали любовь ко всем проявлениям казачьей жизни.

Потому Шолохов и решил написать произведение, которое бы прославляло казаков. Работу над произведением Шолохов начал примерно в 1927 году, он также определяет, какого размера будет произведения, и какие события будет охватывать в процессе своего повествования.

Для того чтобы Шолохова ничего не отвлекало от работы, он принимает решения отправиться в отдалённую деревню, где его бы никто не потревожил, и которая находится рядом с Доном, так как у него был замысел также постепенно собирать информацию о казаках в процессе написания своего произведения.

Работая над произведением “Тихий Дон” он сначала называет его совсем другими названием, однако после того как пишет первую сотню страниц, понимает, что название должно иметь несколько другой вид, из-за чего меняет название произведения на то, какое мы знаем сегодня.

Так или иначе, работа над произведением потихоньку продвигалась, и у автора происходили, как и взлёты, так и падения в творческом плане.

Важно

Он, стараясь написать произведение, которое бы отвечало всем его высоким критериям, очень часто уничтожал даже целые тома своего произведения, так как считал их недостаточно хорошими, что хоть и задержало выпуск произведения, но что, конечно же, очень сильно повысило его качество.

Процесс написания книги длится очень долго, и автору приходится ненадолго прервать свою работу и покинуть место, в котором он пишет произведение из-за некоторых возникших трудностей. По возвращению он с новой силой принимается за написание произведение. Пишет несколько промежуточных томов за несколько лет, а на последнюю, заключительную часть произведения ему понадобилось около 6 лет.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sholohov/istoriya-sozdaniya-romana-tihij-don

История создания романа «Тихий Дон»

«Тихий Дон» Шолохова стал классическим произведением для нашей литературы. Его преподают в школах, роман не оставляет равнодушным никого из читателей.

История создания «Тихий Дон» имеет своё начало в 1925 году. Тогда, по словам Шолохова, он-то и решил написать своё великое произведение. При этом он и сам не понимал, что создаст такой широко развернутый роман. Вначале он хотел рассказать о казачестве, их действиях в революции.

Первое, что он описал в новом романе – это участие казаков в походе на Петроград Корнилова. Но после того как было написано чуть больше пяти листов, писатель отложил работу. Что-то ему говорило, что он начал двигаться не в том направлении.

https://www.youtube.com/watch?v=yLG8DnHC2x4

Молодой Шолохов в свои 21 год решил написать о роман, которому дал название «Донщина» и описать о событиях мятежа 1918 года. А именно он хотел рассказать о действиях в нем казаков. Но тогда читателю становилось непонятно, зачем, вообще они это сделали, кто они такие, что побудило их противостоять

Временному правительству. Чтобы все встало на свои места, Шолохов принял решение о том, что нужно идти от истоков, а, точнее,начать повествование с жизни в мирный период. Точкой отправления послужил теперь не Петроград в осаде, а хутор. Отсчёт начался с 1912 года.

Михаил Шолохов снова садится за свой роман в 1926 году. Спустя время, журнал «Октябрь» опубликовал 1 том «Тихого Дона». Спустя ещё один год выходит 2 том. В нем Шолохов дописал многое из первой работы «Донщины». Все ждали выхода 3 тома в скором будущем.

Но этого не произошло.

Выпуск третьего тома был отложен, так как на то были весомые причины. Главные события в романе происходят как раз в 3 части – это восстание казаков, которое имело место быть в 1919 году. Для советской власти это очень неприятная и больная тема. На Шолохова началось давление. Ему предлагали, даже указывали, чтобы он в романе «сделал своим» Мелехова.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа размазня чехова

Иначе произведение будет просто угроблено. Но по словам Шолохова для него это было неприемлемо. Он бы предпочёл, вообще, не писать третий том, чем вносить такие коррективы. Что отразилось на сроках выхода «Тихий Дон», ждать которого писателю пришлось несколько лет. Но и тогда, спустя много лет, в 1953 году роман был опубликован, но изрезан критиками.

Писателю ничего не оставалось делать, как согласиться. По его идее Мелехов не пришёл к большевизму, как того желали свыше. Он нашёл истину в родной земле и семье. Полная версия романа, такая, которую хотел бы видеть автор, вышла только в 1980 году. Шолохов застал своё произведение в нужном ему виде за четыре года до кончины и спустя полвека ожиданий.

(4 votes, average: 4.00

Источник: https://school-essay.ru/istoriya-sozdaniya-romana-tixij-don.html

«Тихий дон» История создания

«тихий дон»

История создания. По словам Шолохова, свой роман он «начал писать в 1925 году. Привлекала задача показать казачество в рево­люции. Начал с участия казачества в походе за Корнилова на Пет­роград… Написал 5-6 печатных листов. Когда написал: почувствовал: что-то не то…». Чтобы объяснить участие казаков в корниловском мятеже, Шолохову пришлось вернуться к периоду мирной жизни.

Повествование началось с описания казачьего дореволюционно­го быта, с мая 1912 года в хуторе Татарском станицы Вешенской.

Первая книга «Тихого Дона» была опубликована при помощи Д. Серафимовича в журнале «Октябрь» за 1928 г. (№ 1-4), вторая книга — в  за этот же год.

Совет

Вскоре распространились слухи о том, что автором «Тихого До­на» является не Шолохов. В апреле 1930 года М Шолохов писал А. Серафимовичу: «Что мне делать, Александр Серафимович? Мне крепко надоело быть «вором». На меня и так много грязи вылили. И тут для клеветников удачный момент.

Третью книгу моего «Ти­хого Дона» не печатают. Это дает им (клеветникам) повод говорить: вот, мол, … «иссяк родник». Однако дело было не только в обвине­ниях в плагиате, Шолохова обвинили в аполитичности и пособни­честве кулакам. «…Фадеев предлагает мне сделать такие измене­ния, которые для меня неприемлемы никак… .

Я предпочту лучше совсем не печатать, нежели делать это помимо своего желания, в ущерб и роману и себе». Третья книга «Тихого Дона» заканчивалась намерением главного героя романа вступить в Красную Армию. Все ожидали от романа политически верного завершения.

Однако за­ключительные главы 4-ой книги потрясли неожиданным концом: Григорий Мелехов пришел не большевизму, а к своему родному дому. В 1931 году была организована Горьким у себя на даче встре­ча Сталина с Шолоховым, где вождь сказал: «Третью книгу «Тихого Дона» печатать будем».

Последняя, четвертая, книга была оконче­на и опубликована в 1940 году в сдвоенном номере «Нового мира», таким образом, был завершен пятнадцатилетний труд писателя.

В том же году Шолохову за роман «Тихий Дон» была присужде­на Сталинская премия 1-ой степени, а в 1965 году за роман «Тихий Дон» писатель был награжден Нобелевской премией в области ли­тературы.

В 1953 году роман вышел отдельным изданием, однако был он серьезно «отредактирован» цензурой. Авторский текст впервые был напечатан в собрании сочинений Шолохова в 1980 году.

На этой странице искали :

  • история создания тихий дон
  • история создания тихого дона кратко
  • история создания романа тихий дон краткое
  • история создания тихого дона
  • история создания тихий дон кратко

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/tixij-don-istoriya-sozdaniya.html

Русский язык и литература. Литература

В 1925 году, после выхода «Донских рассказов», Шолохова волнует замысел большого романа из жизни казачества, его роль в революции.

«Начал я писать роман в 1825 году, -рассказывал впоследствии писатель. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал с участия казачества в походе Корнилова на Петроград. Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса.!»2

Было написано около четырех листов романа, который получил название «Донщина». Шолохова не удовлетворило написанное: он понимал, что рядовой читатель не поймет, почему донские казаки приняли участие в «подавлении революции».

Чтобы ввести читателя в дореволюционную жизнь казаков, Шолохов решил начать действие с 1912 года. Изменение замысла привело писателя к работе над более широким романом-эпопеей «Тихий Дон», начатым в 1926 году и охватившим события десяти лет исторического развития- с 1912 по 1922 годы.

Работа над романом заняла 15 лет. Он вышел в окончательном варианте в 1940 году.

Работа писателя над I и II книгами «Тихого Дона» протекала быстро, но напряженно.

Много сил отдает писатель собиранию материала: это и воспоминания живых участников исторических событий, это и кропотливое изучение специальной военной литературы, разборка военных операций, мемуаров, ознакомление с зарубежными, даже белогвардейскими источниками».1

Обратите внимание

Первая книга «Тихого Дона» была закончена в 1927 году. События в этой книге доведены до ноября 1914 года и печатались в журнале «Октябрь». Вторая книга была написана в 1928 году и тоже печаталась в «Октябре» (май-октябрь). Во вторую книгу писатель включил главы из «Донщины», где изображалось участие казачества в походе Корнилова на Петроград.

Здесь охвачены события с октября 1916 года по май 1918 года. Отзывы на публикацию первых двух книг были в основном положительные. Рапповская критика, высказывая высокое мнение о «Тихом Доне» как произведении искусства, была более сдержанной в политической оценке. Наклеивались такие ярлыки, как «колеблющийся середняк», «проводник кулацкой идеологии».

Недостаток I- й книги критика видела в идеализации жизни реакционных и зажиточных казаков, проводилась прямая параллель между писателем и его героем. Рапповская критика отказывалась отнести «Тихий Дон» в разряд пролетарской литературы, называя его произведением крестьянской литературы. Печатание III-й книги шло с большим трудом.

Журналы отказывались печатать книгу, ссылаясь на то, что Шолохов якобы исказил картину Вешенского восстания. Писателя обвинили в прокулацких настроениях.

В письме к Горькому писатель сообщал, что некоторые из «ортодоксальных» руководителей Раппа обвинили его в оправдании Верхнедонского восстания, так как он написал об ущемлении казаков красными.

Он утверждал, что в его описании репрессивных действий красных нет преувеличения.

Наоборот, он сознательно упустил некоторые факты, послужившие непосредственной причиной восстания: это бессудный расстрел в Мигулинской станице 62 казаков-стариков, расстрелы в станицах Казанской и Шумилинской, где количество расстрелянных казаков в течение 6 дней достигло солидной цифры — 400 с лишним человек»1.

Только вмешательство таких писателей, как Горький, Серафимович решило судьбу III-й книги. Четвертая книга «Тихого Дона» создавалась в течение длительного времени: она была завершена в 1939 году, а в 1940- опубликована.

Трудности в завершении романа были связаны с тем, что писатель искал правдивый для своего героя конец. В отличие от критиков, требовавших благополучного исхода судьбы Григория Мелехова, писатель предупреждал, что финал будет трагическим.

Уже в эпиграфе, предпосланном роману, -«Не сохами-то славная землюшка наша распахана Распахана наша землюшка лошадиными копытами. А засеяна славная землюшка казацкими головами. Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами», — раскрыт весь драматизм судьбы народной в истории.

Новизна романа «Тихий Дон», сразу по выходе вызвавшем широкую дискуссию, состояла в масштабности и глубине показа судьбы казачества, жизнь которого оказалась взломанной и перепаханной необратимыми революционными переворотами.

Источник: http://pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/book/view.php?id=12103

Роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон»: история создания и проблематика

Задуманный 21 летним писателем роман под рабочим названием «Донщина» должен был повествовать об участии донских казаков в корниловском мятеже летом 1918 года.

Однако объяснить причины участия донцев в этом походе оказалось невозможным, не рассказав о том, кто же такие казаки, что побудило их не только выступить против Временного правительства, но и потом стать действенной силой в событиях пореволюционного времени и Гражданской войны.

Для этого писателю пришлось вернуться назад, к периоду мирной жизни: отправной точкой произведения стал не осажденный Петроград, а хутор Татарский станицы Вёшенской, время основного действия романа начало свой отсчет с мая 1912 года.

Важно

Осенью 1926 года писатель сел за задуманную работу, а уже через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины».

Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось. Причиной всему оказались возникшие проблемы «нелитературного свойства». В центре повествования третьей книги – восстание казаков 1919 года – слишком болезненная для новой власти тема.

Вокруг глав этой книги начинается бурная полемика, нередко принимающая форму откровенных нападок. Писатель и влиятельный литературный функционер А. Фадеев– настоятельно рекомендую автору немедленно, в третьей же книге, сделать Григория Мелехова «нашим»: «Сделай его своим, иначе роман угроблен».

Третьей книги читателю пришлось ждать еще несколько лет.

Главной герой произведения Григорий Мелехов, вопреки настоятельным рекомендациям автору, пришел вовсе не к истинному большевизму, а к своему родному дому, к сыну, к оставленной им земле.

Вышедший отдельным изданием в 1953 году роман был изувечен ножницами редактора: только в таком, сильно «урезанном» и «дополненном» виде его допускали к читателю, и автору пришлось согласиться с «правкой».

Не искаженный цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения Шолохов увидит напечатанным только в 1980 году. В собрании сочинений – через пятьдесят лет после написания и за четыре года до конца жизни.

«Тихий Дон» — художественная энциклопедия истории, быта, психологии казачества. Центр художественного мира «Тихого Дона» — хутор Татарский, курень Мелеховых. Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие.

Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.

Она раскрывается через показ трагической судьбы Григория Мелехова — казака, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войну. Мелехов становится жертвой истории, революции, в которой, как говорили ее идеологи, нет «третьего пути».

Мелехов как раз и пытался найти этот третий путь, руководствуясь в своих поступках собственным казацким кодексом чести. Судьба Мелехова символизирует судьбу народа: этот мужественный, горячий и искренний человек вместе со всем казачеством испытывает мучительные колебания в выборе «правильного» пути, переходя несколько раз из лагеря в лагерь.

Важно отметить, что он не просто пассивно «плывет по течению», а пытается в безвыходных обстоятельствах найти «свою правду»; когда же это не получается — чувствует собственную ответственность за происходящее: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый».

Совет

Трагедия героя, как и трагедия народа, состоит в том, что в ситуации общенациональной катастрофы единственного «правильного» пути нет и быть не может.

Григорий честно проходит свой путь, но ему суждена роковая судьба: в конце концов, потеряв почти всех родных и близких ему людей, он оказывается в состоянии неопределенного «равновесия»; о том, что ждет героя в будущем, читатель может лишь догадываться. Жестокость становится привычным состоянием людей.

В «Тихом Доне» немало сцен насилия, убийств — индивидуальных и массовых.

Когда во время антибольшевистского Вёшенского восстания казаки расстреливают пленных красноармейцев, Григорий Мелехов, сам еще недавно служивший в Красной армии, встречается с Подтелковым — одним из руководителей Советской власти на Дону, также попавшим в плен и ожидающим расстрела.

В междоусобной войне, как показывает Шолохов, на первый план выходит чувство мести, которое подменяет какие бы то ни было представления о справедливости; поэтому жертвы — с чьей бы стороны они ни приносились — вызывают у автора «Тихого Дона» одинаковое сочувствие. «Тихий Дон» — грандиозный роман-эпопея, принесший Михаилу Шолохову Нобелевскую премию. Масштабное повествование о судьбе донского казачества в самый противоречивый, переломный период нашей страны — годы Первой мировой, революции и Гражданской войны, — и увлекательная «семейная сага» о любви, ненависти и предательстве. Книга, о которой говорят и спорят по сей день. Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому истолковывает характеры героев, истоки их трагедии.

Источник: https://cyberpedia.su/12xa7c3.html

История создания Тихого Дона

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ (1905 -1984)

Первое упоминание о рукописи начальной книги «Тихого Дона» относится к 1927 году, когда Шолохов, приезжая в Москву, читал своим друзьям некоторые главы романа. Первоначальный замысел охватывал только корниловский мятеж и назывался «Донщина».

Однако объяснить причины неудачи восстания без предыстории казачества оказалось «не под силу» правдивому летописцу Шолохову. Он делился со своими друзьями замыслом романа, советовался, как справиться с бесчисленными трудностями.

Одним из основных доказательств претензий было убеждение, что 23-летний писатель не мог овладеть самим материалом, положенным в основу событий «Тихого Дона». Первая книга увидела свет в 1927 году благодаря вмешательства редактора журнала Серафимовича.

Немного позже, в 1928 году, с рукописью романа познакомилась Евгения Григорьевна Левицкая, и именно ей было суждено стать верным другом и помощником Шолохова на долгие годы. Именно она первой встала на защиту молодого автора сразу после выхода в свет первой книги романа. В 1928 году в журнале «Октябрь» печатается вторая книга «Т.

Дона», в которую вошли главы отложенной когда – то «Донщины» Писатель включает в роман многочисленные документы, подробные военные сводки, а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица. Особенно драматичной оказалась судьба третьей книги.

Читайте также:  Сочинение человек и среда в рассказах чехова

Это видно из хроники её публикации:1929 год, журнал «Октябрь» №1 – 3; повествование доходит до 12 главы и вдруг обрывается – без всякого объяснения редакции. В 1930 – 31 гг.

Обратите внимание

появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 году «Октябрь» без всяких объяснений возобновил публикацию романа, подвергнув его жестокой цензуре (были вырезаны главы, по мнению редакции журнала, крамольные) После угрозы Шолохова забрать роман совсем, некоторые главы были допечатаны, но в каком виде!..

Однако несмотря ни на что работа над книгой продолжалась, Шолохов закончил её в 1930 году, но тут возникла проблема с печатанием. Шолохов обращается за помощью к Сталину, убеждает его, что роман антибелогвардейский, т. к. заканчивается полным разгромом Добровольческой армии. И Сталин дал разрешение на печатание. В 1934 году Шолохов заканчивает 4 книгу, но решает её переписать, однако смог окончательно доделать только в 1938 году, заключительная 8 часть четвёртой книги появляется только в 1940 г. В 1953 году выходит четырёхтомник под редакцией Потапова, внёсшего в роман множество исправлений. И только в 1980 году Шолохов увидел не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения – через 50 лет после его написания и за 4 года до конца жизни.

Особенности жанра романа

Шолохов погружает читателя в глубины народной жизни, обращает его внимание к истокам, с тем, чтобы понять изменения, происходящие в бытии народа и человека. Классовый конфликт перестаёт быть главным для автора.

Не только и не столько борьба белых и красных интересуют его теперь, как было в «Донских рассказах», а судьба традиционного уклада народной жизни на переломе истории. Так складывается особый жанр произведения – жанр эпопеи.

Каковы же особенности этого жанра?

  1. Произведение показывает жизнь народа в переломный период исторического развития. Подобно древней эпопее, роман Шолохова запечатлел жизнь казачества в ситуации «начала времён», т.е.

    не просто в сложных исторических испытаниях, но в период начала новой истории, нового устройства мира, нового государства, попыток создания «нового человека». Героические события, представляющие общенациональный интерес, находятся в центре изображения.

    Автор стремился не только «захватить всё», Но и «дойти до корня» в изображении и осмыслении жизни.

  2. Отсюда масштабность и глубина изображения жизни, пространственно – временная и социальная многоаспектность (события охватывают более 10 лет, в рассказах об истории героев – ещё более протяжённый период времени). Место действия – Дон, Австрия, Петербург и т.д.

    – вся Россия, а странствия по ней – это процесс познания родины. Представлены основные слои населения, важнейшие идейные течения, в частности, разные планы решения судьбы Дона.

    Исторические и семейно – бытовые коллизии (столкновение, борьба действующих сил и лиц, вовлечённых в конфликт между собой).

  3. Судьба народа – в центре изображения. Важную роль в этом играют массовые сцены, автор опирается на традиции фольклора, начиная с эпиграфов.

  4. Писатель показывает, как исторические события разрушают традиционные основы бытия человека на земле, как происходит разлом патриархально – семейной жизни и связей людей по родству, землячеству, совместному труду, которые вытесняются иным типом общности – на классовых, идейных началах. Герои действуют, не только своими личными убеждениями, но и общей идеей, которая проводит новый водораздел между ними.

  5. «Мысль народная» составляет основу авторской позиции. В романе выражено многообразие точек зрения, согласие и несогласие с происходящим, философские раздумья над человеческой судьбой.В задачу автора входит изображение трагического в революции и гражданской войне, противоречий героев и самой жизни.

  6. В центре повествования эпический герой – Григорий Мелехов, в индивидуальной судьбе которого автор сумел воссоздать всю гамму противоречий, метаний, конфликтов, пережитых народом.

  7. Роману присущи черты различных жанров: исторического романа ( точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов), семейно – бытового романа (сцены мирной жизни), черты публицистического романа, психологического, философского; введены элементы трагедии, драмы, лирического начала.

  8. Судьба человека «вписана» в историю, в судьбу народа, страны. История касается людей, принадлежащих к разным социальным слоям, и судьба каждого вливается в общую судьбу. Это соотношение передаёт и композиция романа, которая помогает показать взаимосвязь всего и утверждать вечные ценности жизни: дом, семья, сын.

Картины жизни нации

Шолохов прежде всего обращает внимание на судьбы казачества, наиболее дорогой его сердцу части населения. Ему мила и близка жизнь в казачьих станицах, он стремится показать светлые черты казачьего векового уклада. Роман свой начинает с показа мирной жизни на Дону задолго до трагических событий: войны и революции.

Он как бы стремится поделиться теми мелкими подробностями быта казачьего хутора Татарского и станицы Вёшенской. Там люди ещё не ощетинились в смертельной схватке, не превратились в злобных врагов. Мирно живут и занимаются хозяйством «крепкие казаки» Пантелей Прокофьевич Мелехов и его будущий сват Мирон Коршунов.

Мучается рядом со Степаном Астаховым Аксинья, растёт и расцветает Наталья, готовится к смерти дед Гришака. Их радости, быт и труд, мысли и надежды с теплотой и симпатией изображает писатель. Труд на земле: пахота, покос, уборка урожая, молотьба.

Полная гармония его героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира, о незыблемости его нравственных устоев и истин. Люди Дона кровно связаны с родиной, рекой, хутором. Григорий не мыслит себе жизни без дома и хозяйства

История страны круто меняет судьбу и нравственные принципы изображённых героев, и это становится одной из основных проблем романа – показать ломку крестьянского уклада жизни и нравственных представлений людей о добре и зле под влиянием войны и революции. С началом войны 1914 года «всколыхнулся, взволновался православный Дон».

Всего 4 года оставалось до начала трагических событий гражданской войны. Дон ещё не «раскололся», но одногодки Г.Мелехова уже поставлены под ружьё и учатся убивать.

Важно

Пройдёт немного времени, и, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные политические, эти люди объединятся в некие военные сообщества и начнут убивать друг друга, искренно веря в то, что они совершают благое дело.

Подтелков и Мелехов, Кошевой и Коршунов в своей яростной борьбе не щадят братьев, сватов, крестьян, пока не начнут захлёбываться своей и родной кровью. Как величайшее горе и трагедию нации показывает нам писатель события гражданской войны, во время которых гибнут лучшие человеческие силы, а выжившие остаются с опустошёнными душами.

Центральные женские образы в романе

Если Г.Мелехов воплотил в себе трагическую судьбу русского мужика, то национальный образ русской женщины воссоздан писателем в двух наиболее типичных ипостасях: Ильиничне и Наталье, с одной стороны, и Аксинье – с другой.

Ильиничну и Наталью объединяет мудрое спокойствие хранительниц семейного очага, продолжательниц рода, глубоко запрятанная способность к напряжённой духовной жизни.

Впервые описывая «дюже красивую» Наташу, Шолохов отметит её смелые серые глаза, смущённую и смелую улыбку, бесхитростный правдивый взгляд и – что не раз будет подчёркнуто в дальнейшем – «большие, раздавленные работой руки».

С годами Наталья слегка раздаётся, как и положено матери двух детей, но автор, рассматривая её глазами Григория, вновь подчёркивает ладность, степенность её фигуры и «широкую рабочую спину». В дом Мелеховых Наталья вошла, покорив Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой невестки – Дарьи).

Впрочем, и сама Ильинична обладает теми же, что и Наталья, качествами. Великая труженица и хлопотунья, она, несмотря на возраст, сохраняет «дородный стан», не ходит, а «гусыней плавает» по дому и двору. «Мудрая и мужественная старуха», как охарактеризовал её писатель на одной из страниц романа.

В минуту откровения она признаётся Татьяне, что ей немало выпало от мужа (и бил он её чуть не до смерти, и изменял), но она сохранила верность долгу, семье, детям, не возроптала. Долготерпение и однолюбие отличают и Наталью. Русская стеснительность и целомудрие не позволили ей даже поцеловаться с любимым до свадьбы.

Её отношения с мужем в первый год после свадьбы писатель сравнивает со снегом – так холодна и медлительна её любовь, так глубоко скрыты её чувства. И лишь с рождением детей она стала увереннее, «расцвела и похорошела диковинно», лицо «радостно зарумянилось», и любовь её стала согревающей.

Совет

Великое чувство любви к мужу, «взволнованную радость» от общения с ним пронесла Наталья через всю жизнь, вызывая этим зависть легкомысленной Дарьи и уважение Ильиничны и Дуняши. Болезнь и последующее выздоровление довершили процесс её становления. Теперь мир раскрылся ей во всей красоте и во всём чуде, и сама она раскрылась ему так, что её «огромные глаза лучились сияющей, трепетной теплотой…» Любовь к мужу в художественном мире М. Шолохова неразрывна с материнством. Увидев дочку Аксиньи и Григория, признала своё поражение, но сама, став матерью, защищает своих детей, свой род всеми доступными ей средствами.

Великое чувство материнства заложено и в Ильиничне, до последнего своего дня ждавшей младшего сына, ежедневно готовила для него еду (вдруг приедет), ежедневно выходила встречать его за околицу.

Чувство материнской любви заставляет обеих женщин осудить насилие и жестокость, мать делает напутствие сыну не забывать Бога, помнить, что и у противников где – то остались дети. Сурово осуждает Ильинична Дарью за убийство. По это же причине отказывает от дома супостату – убийце Митьке Коршунову.

И Наталья после убийства Митькой семьи Кошевых говорит: «Я за брата не стою». Сердце русской женщины — матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду.

Ненависть настолько чужда Ильиничне, что она единственный раз разгневалась на невестку за то, что она призвала небесные кары на голову мужа – изменника. И не просто разгневалась, но и заставила Наталью покаяться. Урок не прошёл даром.

Наталья по воле писателя и в полном соответствии с особенностями своей натуры «простила Григорию всё… и вспоминала о нём до последней минуты». В этой удивительной мягкой и доброй натуре, подчёркивает Шолохов, вместе с тем существовала внутренняя гордость и способность к самым глубоким чувствам.

Подобно тому, как «твёрдая старуха» Ильинична «слезинки не выронила», узнав о смерти мужа, Наталья «ни слова упрёка» не бросила Григорию, прослышав о его поведении в походе, а лишь сурово молчала. О силе переживания Натальи, о её гордости говорят не слова, а поступки: первый раз попытка самоубийства, во второй – нежелание не любимой Григорием иметь от него ребёнка.

Почти полная противоположность Наталье – Аксинья. Если корни Натальи уходят к фольклорной Василисе Премудрой, к Домострою и пушкинской Татьяне Лариной, то характер Аксиньи близок героиням Достоевского. Она – воплощение порыва, непосредственной жизни, протеста.

Обратите внимание

Как отмечал один из шолоховцев Васильев, Наталья оттеняет созидательные, патриархальные устои Григория, Аксинья – его стремление к изменению жизни, его неуспокоенность и максимализм (чрезмерность, крайность в каких – либо требованиях, взглядах) Шолохов ценит в Аксинье цельность чувств, активное стремление к счастью.

В романе не раз подчёркивается, что любовь Аксиньи не разврат, она «больше, чем позорная связь», она глубокое чувство, бросающее вызов родовым понятиям, утверждающее личную свободу человека. Любовь к Грише, как говорит сама Аксинья,- это и её месть за жизнь в заточении у Степана, за высушенное сердце.

Это и не менее страстное, чем у Катерины из «Грозы» Островского, желание «за всю жизнь горькую отлюбить», и выход из одиночества. Неистовость любви Аксиньи подчёркивается в романе тем, что почти все сцены свиданий происходят на фоне буйно цветущей природы (у Дона, в хлебном поле, в степи).

Вместе с тем до определённого момента писатель показывает, что в Аксиньином поиске индивидуального счастья есть и нечто недостойное. В описании губ Аксиньи, её красоты, её глаз то и дело появляется эпитет «порочный».

Эпитет этот исчезает, когда она становится матерью (теперь у неё «похорошевшие глаза», «уверенно – счастливая осанка», вновь появляется, когда она, сама потеряв ребёнка, уводит Григория от жены и детей, и полностью исчезает к концу романа. Именно теперь Аксинья думает не о себе, а о Григории, проникаясь к нему «почти материнской нежностью».

Она пригревает Мишатку, на почве любви к Григорию сближается с Ильиничной, а после смерти Натальи не только о её детях, но начинает называть её мамой. Любовь обретает здесь традиционно народное содержание. В душе героини поселяется весна. Мир наполняется для неё новым звучанием, и вся она становится похожей на ребёнка, ведёт себя «по – детски» (что в художественном мире Шолохова – свидетельство высшей нравственной оценки). Дети и любовь – последнее, о чём услышит и герой, и читатель из уст Аксиньи.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/istoriia-sozdaniia-tikhogho-dona

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector