Катерина — луч света в темном царстве сочинение

Сочинение на тему КАТЕРИНА — «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»

Перед вами отличное сочинение по произведению «Гроза» А.Н. Островского. Это сочинение на тему «Катерина – луч света в темном царстве».

Текст сочинения

В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле.

По складу своего характера Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала.

Обратите внимание

В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в «темном царстве» Диких и Кабановых.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании:

Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, «точно птичка на воле».

Ласки матери, которая в ней «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок.

В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям.

Катерина обладает пылкой и страстной душой.

Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью.

И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает и обстановку «темного царства». Естественно, что конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона.

Важно

Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования. Катерина и в любви особенная.

Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться.

«Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего греха.

Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный, протест против «темного царства».

В ее трагическом конце, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина«.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-katerina-luch-sveta-v-temnom-tsarstve/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Катерина — луч света в темном царстве»

       Центральным персонажем пьесы «Гроза» является молодая женщина Катерина, жена Тихона Кабанова, богатого купца. Известный литературный критик Н.А.Добролюбов назвал её «лучом света в темном царстве» — эта характеристика точно описывает характер и положение героини.

       Выросшая в любящей и заботливой семье, Катерина имеет стремление к свободе — в первую очередь это выражено в честности перед собой и людьми. Она говорит, что врать не желает и скрывать ничего не умеет, а натура её горяча. Девушка не желает жить против воли: её честность позволяет всегда, в любой ситуации оставаться собой. Героиня отождествляет себя с птицей.

       Катерина очень религиозна, она живет в собственном мире грез и светлых снов-видений. Выйдя замуж за Тихона, из родного дома девушка попадает в «темное царство»: именно так можно охарактеризовать дом Кабанихи.

Здесь царит ханжество, ложь, лицемерие. Открытая и честная Катерина не нравится свекрови, которая заправляет здесь: Кабаниха постоянно придирается и унижает девушку.

Муж же не обращает на это внимания, сам мечтая хоть ненадолго вырваться из-под опеки властной матери.

       Нравы дома Кабановых раскрыты в словах Варвары: «на обмане весь дом держится». Здесь не боятся греха, главное — чтоб никто не узнал об этом. Честная Катерина не чувствует себя здесь счастливой, однако терпит все издевки свекрови, даже в мыслях не допуская измены мужу.

       Девушка действительно боится греха — её пугают собственные чувства к Борису, она даже готова поехать вместе с мужем в Москву, чтоб не поддаться слабости. Однако Тихон не берет жену с собой (она будет ему мешать в загуле), и происходит измена.

Совет

       Сильный и отчаянный характер Катерины ярко демонстрирует сцена раскаяния и признания мужу: публично. на площади, во время грозы.

Девушка не желает таить в себе ложь, как это делают жители «темного царства», она не хочет становиться такой, как они. Её чувства к Борису, так непохожему на остальных, и даже измена вполне объяснимы.

Но героиня не может простить себе этого и просит прощения у мужа. 

       В разговоре с Варварой Катерина как-то говорит: «А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!».

Именно так она и поступает, не выдержав позора и унижений: бросается в Волгу. Самоубийство Катерины — безуспешная попытка протеста против «темного царства», нежелание жить во лжи и лицемерии. Даже совершив грех и изменив мужу, Катерина остается честной перед собой и остальными.

Именно поэтому она является единственным лучом света в «темном царстве» дома Кабановых.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/422-sochinenie-na-temu-katerina-luch-sveta-v-temnom-tsarstve.html

Катерина — луч света в темном царстве (Вариант: Тема совести в русской литературе)

А. Н. Островский оказал огромное влияние на развитие русского драматического искусства. До него таких пьес, как «Гроза», в русском театре не было, По жанру «Гроза» — это народная трагедия, в основе которой лежит сложный социально-бытовой конфликт.

Душевная драма Катерины, разыгравшаяся в быту, в семье, накладывает отпечаток на жизнь всего народа.

Обратите внимание

Ведь обстановка, в которой живут герои пьесы, чрезвычайно трагическая: бедность, грубость нравов, невежество, произвол, то есть то, что определяется словом «неволя».

В центре драмы «Гроза» образ Катерины. Ей отано авторское и зрительское сочувствие. Островский связывал с образом главной героини мысль о том, что стремление к свободе и счастью естественно и неодолимо, какие бы препятствия ни ставила жизнь, Высокие нравственные идеалы во все времена имели особое значение.

В пьесе «Гроза» Островский показал борьбу старого купеческого поколения, воспитанного на «Домострое», и новых, молодых людей, начинающих освобождаться от устаревших представлений о жизни.

Катерина — главная героини пьесы — единственная решилась бросить вызов «темному царству», тогда как другие представители молодого поколения стараются к нему приспособиться. Тихон, муж Катерины, ищет спасения от матери в вине.

Варвара стала хитрой и научилась скрывать от Кабанихи свои выодки. Борис не способен ничего сделать (да и не хоет), так как находится в материальной зависимости от Дикого.

Только Кудряш, самый независимый из всех, может иногда сказать грубое слово Дикому, но и он сживается с калиновскими нравами.

Катерина же совсем другая. И причина ее особенного поведения прежде всего связана с воспитанием. В детстве она росла, окруженная заботой и лаской матеи, которая любила свою дочь и не заставляла ее мноо работать. «Я жила, — рассказывает Катерина Варваре, — ни об чем не тужила, точно птичка на воле».

Катерина искренне верит в Бога, а посещение церкви для нее — праздник.

Стремление к прекрасному для главной героини выражается в молитвах и церковном пении, Прогулки летом на ключ за водой, уход за цветами, вышивание по бархату — вот любимые занятия Катерины, которые развили в ней большую впечатлительность и мечтательность, сформировали светлую поэтическую натуру главной героини.

У Кабановых внешне жизнь ничем не отличается от той, которую вела Катерина в доме матери, но здесь все «как будто из-под неволи». Кабаниха тоже привечает странниц, но они разносят слухи и сплетни и рассказывают невероятные истории, и их нельзя назвать действительно богомольными людьми.

Катерина попала в душную атмосферу семейного рабства.

Важно

Она принуждена на каждом шагу испытыать свою зависимость от свекрови, переносить от нее незаслуженные упреки и оскорбления, не находя подержки и защиты со стороны мужа.

Катерина ищет взаимопонимания у Варвары, расказывает ей о своих переживаниях, но она не способна понять ее тонкие душевные движения. «Ты какая-то мудреная!» — говорит она Катерине.

В поисках человека, которому можно открыть душу, довериться, Катерина обращает внимание на Бориса. Он отличается от жителей Калинова неплохим образованием и хорошими манерами, и Катерина видит в нем надежду на лучшую жизнь.

Читайте также:  Гражданская война в романе тихий дон шолохова (изображение, картины, трагедия) сочинение

Понимая, что измена — большой грех, она сначала скрывает любовь даже от самой себя, но чувство оказывается сильнее рассудка, и Катерина все же решается на встречу с возюбленным. Десять дней продолжаются свидания, десять дней Катерина почти счастлива. Однако ее терзает мысль о божьей каре за грехи, о «геенне огненной».

Когда же возвращается муж, ей становится еще хуже, так как он одним своим видом напоминает ей о совершенном грехе. Полностью разрушает шаткое равновесие в душе Катерины полусумасшедшая барыня, которая пророчит ей скорую смерть в адских муках.

Катерина не может хранить страшную тайну в себе, так как совесть мучает ее, все ее внутреннее естество восстает против неправды. Она все рассказывает Тихону, а главное — Кабанихе.

После этого жизнь Катерины становится и вовсе невыносимой. Свекровь «точит ее, как ржа железо».

И Катерина решается на отчаянный поступок: она убегает из дома, чтобы проститься с Борисом, которого Дикой отсылает из города.

Совет

Это был очень решительный поступок, так как Катерина понимает, что после этого домой ей будет вернуться нельзя. Да она и не хочет возвращаться: «Уж коли очень мне здесь опостынет, не удержат меня никакой силой».

У Катерины оставалась маленькая надежда на то, что Борис возьмет ее с собой, но, получив отказ, она понимает, что для нее лишь один выход остался — самоубийство. Нет, Катерине не жизнь надоела. Она хочет жить, но именно жить, а не существовать под тяжелым гнетом Кабанихи.

Правильно ли поступила Катерина, приняв такое решение? Силу или слабость характера она проявила? Трудно ответить на этот вопрос.

С одной стороны, нужно иметь немалую храбрость, чтобы лишить себя жизни, а для религиозной Катерины это во много раз сложнее, так как самоубийство — это страшный грех.

Но, с другой стороны, еще больше мужества нужно иметь, чтобы остаться жить в доме Кабанихи и нести свой крест или бороться (а возможно ли это?) с «темным царством».

И все же Добролюбов не случайно называет героиню Островского «лучом света в темном царстве». Она, слабая и религиозная женщина, все же нашла в себе силы для протеста. Она единственная поднялась против грубости и деспотизма, жестокости и несправедливости, лицемерия и ханжества и своим поступком, как лучом света, озарила на миг темные стороны жизни.

В своей героине Островский нарисовал новый тип самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей неизбежную гибель «темного царства». И это, по словам Добролюбова, вносило в пьесу начало, «освежающее и ободряющее».

Все самое светлое отразил в характере главной героини Островский: доброту и искреность, поэтичность и мечтательность, честность и правдивость, прямоту и решительность.

Обратите внимание

Именно такой трогательной и чистой остается в нашей памяти Катерина в ее стремлении обрести любовь, семью, уважение к себе и взаимопонимание.

Источник: http://5litra.ru/soch/1014-katerina-luch-sveta-v-temnom-carstve-variant-tema-sovesti-v-russkoy-literature.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

А.Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческого быта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.

Драма “Гроза” появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством.

Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею типов.

Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие.

Однако при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: “темное царство” и “жертвы темного царства”.

“Темное царство” составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь, это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций.

Кабанова и впрямь держится традиций, постоянно учит окружающих, как “делали в старину”, касается ли дело сватовства, проводов мужа или хождения в церковь.

Кабанова — непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее к старшим нет “должного почтения”, не приветствует просвещение, так как, по ее мнению, “ученость лишь развращает умы”. Кабанова считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе перед мужем.

Дом Кабановых всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают “милости”, а взамен рассказывают то, что от них хотят услышать — сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о “сумасшедших” людях в больших городах, выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света.

“Ханжа, — говорит о Кабановой Кулигин, — нищих оделяет, а домашних заела совсем…” И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием — вырваться, пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть.

Важно

Домашняя обстановка настолько гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки.

Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.

Главой другого семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним.

Он ведет себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя — соседей, работников, членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу…

”), причем нисколько не стыдится этого, напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по копейке не досчитается, а “у меня из этого тысячи составляются”. Дикой является опекуном своих племянников — Бориса и его сестры, крторые по завещанию родителей получат свое наследство от Дикого в том случае, “если будут с ним почтительны”.

Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить, будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что не собирается расставаться с деньгами, так как у него “свои собственные дети есть”.

Самодуры “правят бал” в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителей самого “темного царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”. Ни один из тех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест.

Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, что никакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей и продолжает “плыть по течению”. Он не может защитить свою любовь и лишь сетует: “Эх, кабы сила!” — при этом не протестуя, даже когда его “по делу” отправляют в Сибирь.

Совет

Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философия жизни мало чем отличается от философии представителей “темного царства” — делай, что хочешь, “лишь бы все шито да крыто было”. Она тайно берет у матери ключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину.

В конце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравы царят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянное стремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно.

Даже Кулигин, человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним не связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны.

Его фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установить громоотвод или сделать солнечные часы на площади. Он с увлечением мечтает.

, что бы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этот миллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому.

Представители же “темного царства” не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошо могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как та его мигом “ставит на место”, и только что бушевавший сосед сразу же переходит на дружелюбный тон.

Таким образом, Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные и страстные натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах ее защитить — ни муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин).

Варвара предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома и при первой же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако для Катерины это неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит свою душу, постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить.

Читайте также:  Характеристика и образ ларры в рассказе старуха изергиль горького сочинение

Ее набожность не имеет ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем “грехе” Катерина винит только себя, ни словом не упрекая Бориса, который не предпринимает никаких усилий, чтобы ей помочь.

Смерть Катерины в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода.

Она не может присоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать одним из его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души все чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением, присоединиться к “жертвам темного царства” — жить по принципу “лишь бы все шито да крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины — это вина не перед конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой за то, что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако понимает она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться — именно об этом говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!”

Обратите внимание

Таким образом, протест Катерины — это протест против ханжества и лицемерной морали общества, против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений.

Протест Катерины не мог быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца.

Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=80451

Я учусь. — катерина – луч света в темном царстве

Катерина – луч света в темном царстве.

План.

  1. Освобождение женщины от семейного рабства – один из злободневных вопросов конца 50-х годов 19 века.
  2. Катерина – «луч света в темном царстве».
    1. Место образа Катерины среди образов драмы.
    2. Жизнь Катерины в родительском доме, ее мечтательность.

    3. Условия жизни Катерины после замужества. Катерина в доме Кабановых.
    4. Желание любви и преданности.
    5. Сила любви Катерины.
    6. Честность и решительность
    7. Добролюбов о характере Катерины.

    8. Самоубийство – протест против темного царства
  3. Добролюбов об идейном смысле образа Катерины

Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

Эпиграф: «Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», — составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и всей нашей литературы» . Н.А.Добролюбов.

В своих произведениях Островский раскрывает темы освобождения женщины от семейного рабства – это один из злободневных вопросов 50-х годов 19 века. Женщина 50-х годов, вследствие векового угнетения, бессильна перед самодурством и является жертвой «темного царства».

Образ Катерины – это образ вольной птицы – символа свободы. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает свою жизнь у матери: «Отчего люди не летают, как птицы? – говорит она Варваре.

– Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». В драме Катерина есть воплощение «русской живой натуры». Она предпочитает умереть, чем жить в неволе.

«В ней виден протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под пыткой домашних и над бездной, в которую бросилась Катерина. Ее сильная натура терпит только до поры до времени.

«А уж коли мне очень здесь опостынет, – говорит она, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» В образе Катерины воплотилась «великая народная идея» — идея освобождения.

Выделение Катерины среди образов «темного царства» составляется в ее открытом характере, смелости, прямоте. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу», — говорит она Варваре, которая пытается ей внушить, что без обману в их доме не прожить. Характер Катерины проявляется в ее простодушном рассказе о своей детском возрасте и о жизни в родительском доме.

Катерина рассказывает Варваре, как они ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, гуляли по саду, как опять беседовали с богомолками и сами молились. «И до смерти я люблю в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду, и не вижу никого и время не помню, и не слышу, когда служба кончается».

Живя вольной птицей у матери, Катерина любила мечтать. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся.

А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

Важно

В доме Кабановых жизнь Катерины проходила также, как и у матери, разница была в том, что у Кабановых все это делалось как будто из-под неволи.

Чувство любви Катерины сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей человеческой жизни. Катерина любит не так, как жалкие жертвы «темного царства». На слова своего возлюбленного: «Никто и не узнает про нашу любовь», — она отвечает: «Пусть знают все, все видят, что я делаю» И она во имя своей любви вступает в неравный бой с «темным царством».

Религиозность Катерины – это не гнет Кабанихи, а скорее всего детская вера в волшебные сказки. Катерине свойственны религиозные предрассудки, заставляющие молодую женщину воспринимать любовь как смертный грех.

«Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная. Плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти.

Ведь это не хорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю!»

Характер Катерины «сосредоточенно-решителен, неуклонно верен естественной правде, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». В этой-то целостности и внутренней гармонии, способности всегда быть самой собою, ни в чем и никогда самой себе не изменяя, и состоит неодолимая сила характера Катерины.

Убивая себя, совершая с точки зрения церкви великий грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» — это последние слова Катерины.

Самоубийство может быть в самых исключительных случаях, когда никакие формы борьбы невозможны.

Ее решимость умереть, лишь бы не быть рабой выражает, по словам Добролюбова, «Потребность возникшего движения русской жизни».

Добролюбов об идейном смысле образа Катерины сказал: «Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

Совет

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев — войдите на сайт или зарегистрируйтесь.

Источник: http://yaychys.ru/shkola/sochineniya/217-katerina-luch-sveta-v-temnom-tsarstve

Катерина — луч света в темном царстве

Сочинения по литературе: Катерина — луч света в темном царстве В пьесе «Гроза» А. Н.Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение. Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле.

По складу своего характера Катерина резко Выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в «темном царстве» Диких и Кабановых. Катерина — натура поэтически-мечтательная.

Образ птицы часто возникает в ее сознании: «Отчего люди не летают!

отчего люди не летают, так, как птицы?… Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…». Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений.

Тогда, в родительском доме, она жила, «точно птичка на воле».

Ласки матери, которая в ней «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир.

Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок. В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность.

Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. «…В солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану… да где-нибудь В уголке и молюсь до утра.

Или рано в сад уйду… упаду на колена, молюсь и плачу, и Сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…» — рассказывает она Варваре.

Катерина Обладает пылкой и страстной душой, «Такая уж я зародилась горячая! — говор ила она, — я Еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело Было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега.

Читайте также:  Сочинение аустерлицкое сражение в романе война и мир (анализ)

На другое утро уж нашли, верст за десять!..,». Катерина способна не только на смелые Поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! — Признается она. — Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу Здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.

Обратите внимание

После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает в обстановку «темного царства». Естественно, что конфликт между «темным Царством» и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и не любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона.

Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими, ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования.

Катерина и в любви особенная. Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными.

Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — заявляет она Борису.

Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего»греха».

Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против «темного царства».

В ее трагическом конце, по словам Добролюбова,»дан страшный вызов самодурной силе…

Важно

В Катерине видим мы протест против кабановских понятии о нравственности, Протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над Бездной, в которую бросилась бедная женщина. Пьесу «Гроза» написал Александр Николаевич Островский в 1859 году.

Появлению пьесы предшествовала экспедиция 1856 года по Волге и воспоминания от поездки в 1848 году. Главная героиня в пьесе «Гроза» — Катерина. Действие происходит в городе Калинове, на Берегу Волги, летом.

В купеческом Калинове виден мир, порывающий с нравственными Традициями народной жизни. Лишь Катерине дано удержать всю полноту жизнеспособности и сохранить чувство ответственности перед лицом тех испытаний, которым она подверглась после замужества.

Каба-ниха — свекровь Катерины — невзлюбила ее и все время хочет ей навредить. Катерина и Кабаниха — два противоположных характера. Катерина очень религиозна. Радость жизни она переживает в храме.

По правилам на молитве церковной надо с большим вниманием слушать божественное пение, а очи устремить вниз. Катерина же устремляет свои очи к Иконам.

Когда она заходит в храм, то чувствует: «Точно, бывало, я в рай войду и Не вижу Никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Она не привыкла к рабству, на которое ее обрекло замужество с Тихоном. В доме Кабановых она совсем завяла. Катя привыкла радоваться каждому дню, всему, что Ее окружает.

Многое про свою жизнь она рассказывала Варваре: «Такая ли я была! Я Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, Наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В Трудные минуты своей жизни Катя думала: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему.

А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка». Катерина полюбила Бориса.

Совет

Когда Тихон собирался уезжать, то она умоляла взять ее с собой, потому что боялась греха, который она могла совершить в его отсутствие: «Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!» Катерина призналась Варваре, что давно уже влюблена в Бориса, Варвара замечает: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». На что Катерина отвечает: «И никогда не уходится… Такая уж Я зародилась горячая».

И рассказывает Варваре (когда она была маленькая и как она Уплыла на лодке): «Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку да и Отпихнула ее от берега».

Варваре стало жалко Катю: нелегкая у нее судьба, и она Решила ей помочь, устроив свидание Катерине с Борисом. С этого и началась Катерина — «луч света в темном царстве».

Она любила Бориса и ради любви была готова на все, не боясь осуждения: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?

» После возвращения Тихона Катерина признается ему в грехе. Покаяние не приносит облегчения: новые страдания и унижения приводят к решению о самоубийстве.

Свободолюбивая, полная стремления к счастливой жизни Катерина протестует, бросается в Волгу. Ее смерть — попытка расшевелить жизнь «темного царства».

Если самые слабые не смогут жить в обстановке пошлости, жестокости, ханжества — движение есть, и жизнь Обязательно изменится к лучшему.

А. Н. Островский, великий русский драматург, является «Колумбом Замоскворечья». Он Впервые в русской литературе приоткрыл завесу над страшным бытом купечества, Показал бесправность женщин в этой среде. Жена, по господствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться Мужу.

Женщина должна была забыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н. А. Добролюбов писал, что «самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых». Таким слабым существом в то время и являлась женщина.

Обратите внимание

Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский показывал во Многих своих пьесах. Так возникает тема «горячего сердца» — положительного героя, которого не испортила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться.

Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах «Бесприданница»и «Гроза».

Источник: http://historylib.net/katerina-luch-sveta-v-temnom-carstve/

Сочинение: Почему Катерина — Луч света в темном царстве

Название: Почему Катерина — Луч света в темном царстве
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение

Автор: Островский А.Н.

Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.

С образом Катерины в драме связан мотив простора. Она мечтает о том, чтобы летать, как птицы. С самого начала драма она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве». Но ведь она родилась и росла в той же среде, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие.

Рассказ Катерины о жизни до замужества – один из самых трогательных монологов. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле … что хочу, бывало, то и делаю».

Всю ее настоящую жизнь составляют – домашняя работа и религия, но все это является душой патриархального мироощущения. В реальности же она живет в другом мире, который держится на насилии, принуждении. Даже когда Варвара выслушала рассказ Катерины, сказала: «Да, ведь у нас тоже самое». А Катерина ответила ей, что «здесь все как будто из-под неволи».

В Катерине рождается новое чувство, еще не ясное ей самой: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю». Это чувство – чувство личности.

В Катерине растет любовь, не укладывающаяся в рамки того общества. Ту любовь, которая просыпается в Катерине, она сама. В силу своей религиозности, воспринимает как странный грех.

Любовь к Борису для нее, замужней женщины, нарушение нравственного долга. Она хочет быть чистой и безупречной.

Важно

Когда она осознает свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять. Она признается Варваре: « Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

И действительно, вокруг нее все рушится: уезжает Тихон – опора в любви, Варвара дает ей ключ от калитки. В разговоре с Борисом Варвара говорит: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!».

Эти слова можно считать предвестием гибели. Сознание греха полностью овладевает героиней.

Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство. Катерина говорит: «Все равно уж душу свою погубила». Гибель Катерины неотвратима, как бы ни повели себя окружающие ее люди. Смерть Катерины – ее победа, результатом которой стало появление «луча» в «темном царстве».



Источник: http://www.yurii.ru/ref10/particle-241937.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector