Комаровский в романе доктор живаго пастернака

Книга Роман тайн «Доктор Живаго» . Содержание — 2. Комаровский = Маяковский

(d) После посещения Варыкина (этот топоним представляет собой метатезу названия иконописной краски «киноварь») Евграфом Юрий Живаго заносит в дневник:

«…Сваливается, как с облаков, брат Евграф […] Он прогостил около двух недель […] и вдруг исчез, как сквозь землю провалился […] Откуда он сам? Откуда его могущество? […] Вот уже второй раз вторгается он в мою жизнь добрым гением, избавителем, разрешающим все затруднения.

Может быть, состав каждой биографии наряду со встречающимися в ней действующими лицами требует еще и участия тайной неведомой силы, лица почти символического, являющегося на помощь без зова, и роль этой благодетельной и скрытой пружины играет в моей жизни мой брат Евграф?»

(3, 284–285)

1.2.

Иногда загадочность, явленная в романе Пастернака, сюжетно мотивирована, повествовательно необходима, нужна для того, чтобы читатель мог понять, чем вызваны некие действия персонажей. В первом из наших примеров Юрий Живаго, восприняв отношения между Ларой и Комаровским как тайну, посвящает себя затем разгадыванию женской доли, в чем и состоит смысл его любви к Ларе.

Однако загадочность в «Докторе Живаго» бывает и вне-сюжетной, повествовательно избыточной.

Обратите внимание

Она не нацелена на то, чтобы пробудить у читателя интерес к дальнейшему течению рассказа, вставляется в роман как будто без видимой причины (мы уже знаем, что противником Стрельникова является Галиуллин до того, как имя белого генерала становится предметом обсуждения, которое ведут люди из народа).

Избыточна и та загадочность, которая возникает из-за амнезии Памфила Палых. Для реципиентов здесь нет секрета, потому что Палых, перед тем как обнаружить забывчивость, точно передает все детали совершенного им убийства Гинца, как оно до этого было обрисовано в романе.

Наконец, загадочность может быть результатом нехватки информации, которую поставляет нам автор.

Тайна никак не снимается писателем, получая апеллятивную функцию — взывая к тому, чтобы читатель сам попытался рассекретить скрытый смысл, вложенный в текст (вплоть до конца романа мы так и остаемся в неведении о том, почему Евграф всякий раз приходит на помощь Юрию Живаго, когда тот попадает в затруднительное положение). Если Лара выдает свои тайны Юрию Андреевичу, то Евграф никак не расшифровывается в пастернаковском романе.

Итак, мы сталкиваемся с романом, в котором параллельные тайны выступают в самых разных обличьях — в качестве: (а) условия познавательной деятельности, (Ь) ложного, сугубо гипотетического знания, (с) разрушения знания, (d) недостаточного знания.

Многократно, почти навязчиво и к тому же как будто не всегда эстетически оправданно тематизируя таинственное, Пастернак настраивал читательское сознание на то, чтобы оно гипертрофировало таинственное, занялось им с повышенной интенсивностью.

Вовлеченный в густую атмосферу загадочного (сравнимую разве что с той, что встречается в романтической литературе), читатель «Доктора Живаго» обязывался не проглядеть того, что ему предлагается не только роман о тайнах, но и тайный роман, криптограмма.

2. Комаровский = Маяковский

2.1.

Комаровский кажется заимствованием из «Фауста» Гете.

Обращает на себя внимание, однако, то обстоятельство, что Фаустов пудель превращен у Пастернака в бульдога и что Сатаниди, всегдашний спутник Комаровского, недвусмысленный аналог Мефистофеля, назван по имени — Константином.

Важно

За легко разгадываемым шифром, отсылающим нас к Гете, расположен еще какой-то шифр, не позволяющий нам довольствоваться при интерпретации фигуры Комаровского лишь сопоставлением «Доктора Живаго» и «Фауста». В криптографии шифр под шифром называется каскадным.

Названные метаморфозы мотивов Гете станут прозрачными, если учесть, что в конце 20-х гг. Маяковский и Брики завели себе французского бульдога по кличке «Булька»[54] и что ближайшим, с точки зрения Пастернака, другом Маяковского был поэт-футурист Константин Большаков. Об этой дружбе Пастернак упоминает в «Охранной грамоте»:

Из множества людей, которых я видел рядом с ним [с Маяковским. — И. С.], Большаков был единственным, кого я совмещал с ним без всякой натяжки. Обоих можно было слушать в любой последовательности, не насилуя слуха […] В обществе Большакова за Маяковского не болело сердце, он был в соответствии с собой, не ронял себя.

(4, 224)

Отчество Большакова — Аристархович — передано в романе увлекающемуся футуризмом Максиму Аристарховичу Клинцову-Погоревших[55].

Детали повседневной жизни Комаровского полностью согласуются с бытом Маяковского. Как и Маяковский, боявшийся инфекций, Комаровский живет в квартире, в которой нет «ни пылинки, ни пятнышка, как в операционной» (3, 47).

Экономка Комаровского, Эмма Эрнестовна, соответствует домработнице Маяковского и Бриков, Аннушке. Подобно Маяковскому, Комаровский — картежник (с картами в руках он изображен Пастернаком в салоне Свентицких; той же страстью Пастернак наделяет Сатаниди[56]).

Любимое занятие Комаровского — фланировать по Кузнецкому мосту, там, где Пастернак в «Охранной грамоте» помещает Маяковского:

Он […] прогуливался по Кузнецкому, глуховато потягивал в нос, как отрывки литургии […] клочки своего и чужого…

(4, 216–217)

Совет

Название второго сборника стихов Маяковского (на который Пастернак когда-то отозвался восторженной рецензией), «Простое, как мычание», находит карнавализованное отражение в характеристике, даваемой в романе Комаровскому и Сатаниди:

Они пускались вместе шлифовать панели, перекидываясь […] замечаниями […] полными такого презрения ко всему на свете, что без всякого ущерба могли бы заменить эти слова простым рычанием

(3, 47)

Пастернак меняет время от времени шифровальную технику: Комаровский рисуется то с помощью фактических сведений о жизни Маяковского, то посредством интертекстуальности. Криптография именует меняющийся по ходу передачи некоторой информации шифр «блок-шифром».

Поза, в которой застает Комаровского Юрий Живаго при посещении «Черногории», представляет собой наглядную реализацию этимологического значения фамилии «Маяковский»:

Над головой он нес лампу, вынутую из резервуара.

(3, 63)

Комаровский с высоко поднятой керосиновой лампой в руках подобен маяку[57].

Имя Комаровского — Виктор — совпадает с именем Хлебникова, а также — этимологически — отсылает нас к тому определению Маяковского, которое Пастернак сформулировал в «Охранной грамоте»:

Победителем и оправданьем тиража был Маяковский.

(4, 215)

Отчество Комаровского — Ипполитович — напоминает об Ипполите из «Идиота» Достоевского, генеалогически возводит пастернаковского персонажа к этому литературному герою, что также не противоречит сближению Комаровский — Маяковский, поскольку Юрий Живаго считает, что поэзия Маяковского —

это какое-то продолжение Достоевского. Или, вернее, это лирика, написанная кем-то из его младших бунтующих персонажей, вроде Ипполита, Раскольникова или героя «Подростка».

(3, 175–176)

Бегство Комаровского во Владивосток, хотя и не имеет ничего общего с фактами жизни Маяковского, тем не менее корреспондирует с биографиями его ближайших соратников, Асеева и Давида Бурлюка[58].

Источник: https://www.booklot.org/genre/nauchnoobrazovatelnaya/kulturologiya/book/roman-tayn-doktor-jivago/content/3644891-2-komarovskiy-mayakovskiy/

Дети в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Дети в романе Б. Пастернака. Многие писатели обращались к детской теме в своем творчестве. И каждый из них находил что-то особенной в этом образе. Например, для некоторых дети были символом чистоты, «сосудом божьей радости».

Для кого-то это был идеальный подходящий образ для отражения взрослой жестокости и невнимания. Детские судьбы, словно призмы, преломляли все перегибы, что творили «большие» люди.

И при этом не стоит забывать, что именно Дети способны на каком-то подсознательном уровне чувствовать настроение собеседника или просто окружающих людей. Много раз отмечалось, что подкупить ребенка можно только лаской и вниманием. А невнимательность только губит юные еще и молодые души.

Обратите внимание

На первый взгляд дети не являются центральными персонажами романа «Доктор Живаго». Они скорее всего служат как раз той призмой, через которую преломляется такая неоднозначная эпоха, которую пытается понять и описать автор.

«В романе Пастернак пишет историю поколения безотцовщины», — так обозначает эту направленность в «Докторе Живаго» И. Н. Сухих. И, действительно, роль отца в романе не удается многим героям. Например, отцы Дудорова и Антипова на каторге. Лару «образовывает» по своему вкусу Комаровский. Он же и играет зловещую роль и в смерти отца Юрия Живаго.

«Он бросился на всем ходу со скорого вниз головой на насыпь, как бросаются с мостков купальни под воду, когда ныряют». И получается, что в таких безотцовских семьях их воспитывает среда и исторические события. Ведь материнская забота формирует лишь отношение к людям, человечность, внимание. Мужская же сторона воспитания в ответе за отношение и восприятие детьми окружающего мира.

И вот у детей в романе нет такого посредника. Они напрямую или один на один стоят со средой. «Привычный конфликт отцов и детей на рубеже столетий, — пишет И. Н. Сухих, — превращается в столкновение детей и времени». Однако и те, у кого есть отцы в романе, тоже порой остаются наедине с мучавшими их вопросами.

«Когда он обращался за ответом к отцу, тот говорил, что его исходные точки нелепы и так рассуждать нельзя… И… Миша постепенно переполнился презрением к взрослым, заварившем кашу, которой они не в силах расхлебать. Он был уверен, что когда он вырастет, он все это распутает». Однако так сказать о самом Юрии Живаго нельзя.

Если оставить в стороне исторические события и «крутые» повороты жизненных судеб, то у Живаго, по сути, не получается такая роль, как отец. В романе даже задается такой вопрос: «Что он знал о сыне?» Будучи мобилизованным он узнает малыша в больнице по плачу.

«Ребенок тоже кричал «уа, уа», и то же без оттенка страдания, но как казалось, не по обязанности, а с каким-то впадающим в бас умышленным угрюмым недружелюбием». Дальнейшее знакомство продолжалось по фотокарточкам. Однако и долгожданная встреча оставила лишь чувство недоброго предзнаменования.

«Сашенька близко подпустил незнакомого и небритого мужчину, …и когда тот наклонился… злобно с размаху шлепнул его по лицу». Но самой горькой оказалась судьба дочери Лары и Юры — Таньки Безочередевой. «Она из беспризорных, неизвестных родителей. Наверное, где-то в глубине России, где еще чист и не тронут язык, звали ее безотчею, в том смысле, что без отца».

Вот так и новое поколение детей выросло без отца. Но эти два поколения разводит в разные стороны Гордон: «Возьми ты это блоковское «Мы дети страшных лет России» — и сразу увидишь различие эпох. Когда Блок говорил это, это надо было понимать в переносном смысле, фигурально. И дети были не дети, а сыны, детища, интеллигенция, и страхи были не страшны, а провиденциальны, апокалиптичны, а это разные вещи. А теперь все переносное стало буквальным, и дети — дети, и страхи страшны, вот в чем разница».

А эпоха диктует свои законы. «Потому пятый год, декабрьские события в Москве воспринимаются как закономерное возмездие, — отмечает И. Н. Сухих, — не Комаровскому, а всему миру». Не даром именно мальчикам, по словам Лары, автор вкладывает в руки оружие. ««Мальчики стреляют», — думала Лара. Она думала так не о Нике и Патуле, но обо всем стрелявшем в городе.

«Хорошие, честные мальчики, — думала она. — Хорошие. Оттого и стреляют»». Но ведь стреляет и сама Лара. На это ее подталкивает «воспитание» Комаровского. И ее поступком тоже восхищаются, например Живаго. «Так это она стреляла? В прокурора? Наверное, политическая… Теперь ей не поздоровиться.

Как она горделиво хороша! А эти! Тащат ее черти, выворачивая руки, как пойманную воровку». Но если и взрослые порой сгибаются под тяжестью исторических событий, то уж и детям здесь вряд ли устоять. Юра потом понимает, что поступок, которым он восхищался, дался Ларе очень дорогой ценой. «У Лары подкашивались ноги.

Ее держали за руки, чтобы она не упала, и с трудом дотащили до ближайшего кресла, в которое она и рухнула».

Детям, этому поколению, остается всего лишь один выход — воспитываться средой и теми средствами, что она им предлагает. И уже потом на основе этого строить свою дальнейшую жизнь. Конечно, отсутствие отца и вообще семейной атмосферы все равно сказывается на детях. Например, отношение Сашеньки (сына Юрия) к отцу. Без отца остается и Катенька (дочь Лары).

Важно

Правда, для нее на какое-то время «отцом» становится Живаго. Детские годы и беззаботность в романе Пастернака просто куда-то исчезают. Исторические события и эпоха просто закрывают собой детские души и сердца. Они не раскрываются, подобно цветку, а, наоборот, замыкаются где-то глубоко в себе. У них именно там и есть что-то светлое и чисто детское.

И надежду на то, что внутренняя детскость скоро сможет свободно стать неотъемлемой частью детской души, дает Пастернак в конце романа. «Состарившимся друзьям у окна казалось, что эта свобода души пришла… что они вступили в это будущее и отныне в нем находятся.

Счастливое, умиленное спокойствие за этот святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников этой истории и их детей проникало их и охватывало неслышною музыкой счастья, разлившейся далеко кругом».

Читайте также:  Сочинение на тему любовь и уважение к родителям

И хочется искренне верить, что детей больше не затмит историческое время. Наоборот, они станут центром и останутся наполненными чудесной музыкой счастья.

Источник: https://prepodka.net/deti-v-romane-b-pasternaka-doktor-zhivago/

«Доктор Живаго»: что нового можно увидеть в романе Пастернака — Православный журнал «Фома»

Перечитал на днях пастернаковского «Доктора Живаго». Надо сказать, у меня давно уже сложилась привычка перечитывать книги, читанные в молодости и сейчас уже крепко подзабытые. Как правило, нахожу то, чего в те годы не видел, да и в принципе не мог увидеть.

Так вышло и с «Доктором Живаго» — романом, который, по-моему, до сих по по-настоящему не прочитан и не понят. Очень многие мои знакомые, люди интеллигентные, подчас из литературной среды, его вообще ни разу не открывали.

И это можно понять.

До 1988 году, до новомирской публикации, роман ходил в самиздатовских распечатках и в тамиздатовских книжках, то есть узок был круг имеющих доступ. Кому-то повезло, кому-то нет.

А в 1988 году, когда «Доктор Живаго» вышел в «Новом мире» (у которого тогда, на минуточку, был двухмиллионный тираж), параллельно с ним столько всего издавалось — причем куда более острого, злободневного! — что на этом фоне роман Пастернака как-то съеживался.

Мне, как и многим тогда, в романе более всего интересны были моменты политические — то есть обличение зверств большевиков, ужасы Гражданской войны. Надо сказать, зверства там показаны как большевиков, так и белых, но мне в 1988 году про большевиков было интереснее.

Именно на это в первую очередь падал взгляд, а лирическая тема или тем более философская проскальзывали мимо сознания.

Кстати, обличений мне не хватало — да, они были в тексте (причем всю их смелость я по тому времени не распознавал), но занимали сравнительно небольшой объем, а основное содержание составляло другое.

Первое издание, вышедшее на русском языке. Milano Feltrinelli Editore 1957

Чувствую, все-таки нужно в двух словах сказать о содержании — потому что не все читатели этой колонки знакомы с «Доктором Живаго».

Главный герой романа, врач и поэт Юрий Андреевич Живаго, показан с детских лет (самое начало XX века) до своей смерти в конце 20-х годов, но бОльшую часть повествования занимает история о том, как в годы Гражданской войны он подвергался разным напастям и лишениям, оказался на Урале, потом в Сибири, метался между горячо любимой женой Тоней и не менее горячо любимой женщиной Ларой, лишился обеих, чудом сумел вернуться в родную Москву, бедствовал, сошелся с новой женщиной, Мариной, обнищал (не сумев, а точнее, не захотев вписаться в новую реальность) и преждевременно умер от инфаркта. Естественно, это лишь внешняя канва событий, на которую наслаиваются серьезные психологические, философские и историософские мессиджи. Плюс в финале — тетрадь стихов доктора Юрия Живаго, это самые известные пастернаковские стихи вроде «Гул затих», «Свеча горела», «Гефсиманский сад».

Доктор Живаго, трейлер, 1965

Теперь о том, что я увидел в романе сейчас и чего не видел тридцать лет назад.

Во-первых, это блестящая проза, написанная великим поэтом. Тест захватывает не только содержанием, но и тем, как это сказано. Яркие, неожиданные метафоры, музыка фразы, композиция — все это дает полное погружение в происходящее. В 22 года такое замечаешь гораздо хуже, чем в 52, тем более, сейчас мне есть с чем сравнивать.

Во-вторых, это человеческая драма, «лирический многоугольник», вершинами которого становятся сам Юрий Андреевич, его женщины Тоня, Лара и Марина, муж Лары Павел Антипов (он же — неумолимый красный командир Стрельников), злой гений адвокат Комаровский.

Собственно, в самой такой драме ничего свежего и оригинального нет — и до Пастернака, и после него написано множество историй про то, как мужчина (равно как и женщина) любит сразу нескольких и мечется между ними, все глубже и глубже увязая в потоке причин и следствий.

Но интересно то, как именно здесь это показано. Насколько тонко переданы оттенки чувств, насколько все это нешаблонно звучит. И вот эти оттенки чувств, думаю, вообще невозможно понять человеку без опыта семейной жизни.

Кстати, интересный и несколько неожиданный момент: сколь бы сложно герои ни относились друг к другу, они все практически полностью лишены агрессии. Соперницы не рвут друг другу волосы и не говорят друг о друге гадости (чуть было не написал — в фэйсбуке), соперники не бьют друг другу морды и не вызывают на дуэль.

Совет

Ну разве что Комаровского Юрий Андреевич один раз с лестницы спустил. Нет той движухи, которую мы автоматически ждем от подобных сюжетов. Да, сейчас таких людей уже не делают…

В-третьих, это многочисленные размышления Юрия Живаго о природе творчества, о сути искусства, о соотношении мира внешнего, материального, и Божиего замысла о мире, о красоте, растворенной в мире — красоте, которая, если смотреть с христианских позиций, есть отражение во внешних формах Божией любви к своему творению. Все это в 22 года, да еще и без какой-то более или менее внятной философской и богословской начитанности, понять совершенно невозможно.

В-четвертых, это глубочайший мировоззренческий кризис, постигший и Юрия Живаго, и Лару, и Антипова-Стрельникова, и многих других героев романа.

У всех у них в разной степени было в предреволюционные годы очарование либеральными идеями, революция представлялась им очистительной бурей, после которой установится царство добра и разума… а в результате они получили кровавую трясину — и понимали, что не масоны и не марсиане им этот ужас устроили, а сами они к нему причастны, своими словами, своими делами, своим бездействием. То есть вслед за очарованием пришло глубочайшее разочарование. Именно из-за него-то, разочарования, и оказались разрушенными жизни героев. Человек может вынести любые лишения, если у него есть высшая цель, если ему есть ради чего жить, ради чего преодолевать все трудности. Но у интеллигентных, тонких, умных и талантливых героев романа такой цели нет. Прежняя жизнь кончилась, то общество, в котором им предстоит жить теперь, совершенно им чуждо и интегрироваться в него можно только ценой потери себя. Но и бороться с новой жизнью невозможно. И тогда встает вопрос: а ради чего жить? Ради какой высшей ценности? Семья, дети? Для людей типа Юрия Живаго это очень важно, но этого все же недостаточно. Казалось бы, он мог опереться на веру в Бога (и это естественная мысль, учитывая завершающие роман христианские стихи) — но и в отношении веры он оставался человеком Серебряного века, его религиозность искренняя, непоказная — но не более того. Воцерковленным, глубоко и сознательно верующим людям в его положении было бы проще (и даже без «бы» — примеров такой стойкости мы сейчас знаем достаточно). Собственно, именно бессмысленность дальнейшего существования его и убивает, именно она и спровоцировала развитие сердечной болезни.

И вот этот мировоззренческий кризис совершенно невозможно было понять тогда, в 1988 году. Не только молодежь, но и люди на поколение старше тоже не понимали. Тогда, в короткие эйфорические перестроечные годы, нам казалось, что скоро мы разделаемся с красным чудищем, огромным и стозевным, и тогда наступит прекрасная эпоха.

В этом отношении мы очень напоминали героев романа — какими те были весной 1917 года. Но у героев потом были октябрь 1917, Гражданская война, красный террор и все остальное. А у нас — развал СССР, 90-е годы, обесценивание либеральной идеи, обнищание, развал того и развал сего.

И точно так же многим из нас стало нечем дышать — провалились и коммунистическая идея, и либеральная, а жить просто так, борясь за существование, без высокого ответа на вопрос «зачем», далеко не каждый способен.

И точно так же, как у героев «Доктора Живаго», у нас происходила переоценка ценностей, возникало чувство вины за свою глупость, свою наивность, за то, что мы собственными руками и собственными языками приближали, как сейчас выражаются, «вот это вот всё».

Так что в этом смысле «Доктор Живаго» сейчас гораздо актуальнее, чем и в 1958, когда Пастернак получил за него Нобелевскую премию (подвергшись за это разнузданной травле в СССР), и на рубеже 80-90-х, когда роман впервые был официально издан на родине. Роман, который опередил свое время, который не просто отразил некий период отечественной истории, а описал многократно повторяющийся в ней сценарий.

И это — мое «в-пятых». То есть насколько же Борис Пастернак оказался способен взглянуть на вещи, не солидаризируясь ни с красными, ни с белыми, но и не срываясь в манихейское отвращение к миру, когда зло и мир отождествляются.

Насколько это живой, теплый, человечный взгляд на чудовищную эпоху, насколько автор старается не осудить, а понять, насколько он чужд черно-белого подхода. «Доктора Живаго» называли антисоветскими романом.

Обратите внимание

Это неверно, и тут уместно вспомнить слова Довлатова о том, что советский, антисоветский… да это все примерно одно и то же.

Причем не потому, что главный герой нередко пускается в религиозные рассуждения. И даже не потому, что финал романа, «стихотворения Юрия Живаго» — это высочайшая христианская поэзия.

Мне кажется, главная христианская составляющая романа — это авторское восприятие героев, это Промысл Божий, который для автора несомненен и который он показывает в неожиданных совпадениях, встречах… в «судьбы скрещеньях».

Это светлый роман о темных временах, причем свет его — не электрический, а евангельский.

Источник: https://foma.ru/doktor-zhivago-chto-novogo-mozhno-uvidet-v-romane-pasternaka.html

Краткое содержание романа «Доктор Живаго» Пастернака: краткий пересказ сюжета, роман в сокращении

Портрет Бориса Пастернака.Художник Л. О. Пастернак 

Знаменитый роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» является одним из самых известных произведений русской литературы XX века. В этой статье представлено краткое содержание романа «Доктор Живаго» Пастернака: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Смотрите: 
— Краткое содержание по частая (более детальное)
— Все материалы по роману «Доктор Живаго»Конец 1902 г. У 10-летнего еврейского мальчика Юры Живаго умирает мать. Своего отца Юра не помнит. Семья Живаго была очень богата, но отец Юры расстратил все огромное состояние. В конце концов отец мальчика спивается и кончает жизнь самоубийством.

В результате Юра оказывается в Москве на попечении у доброй профессорской семьи Громеко. Мальчик живет у них много лет. У Громеко также живет еврейский мальчик из Сибири — Миша Гордон. У супругов Громеко есть дочь Тоня. В итоге Тоня Громеко, Юра Живаго и Миша Гордон становятся лучшими друзьями. В это же время в 1905 г. в Москву с Урала приезжает вдова Амалия Гишар.

У нее есть сын Родион и дочь Лариса (Лара). Амалия состоит в любовной связи со своим адвокатом Комаровским. Подлец Комаровский совращает 16-летнюю Лару. Девушка тяжело переживает свое «падение», эти тайные отношения мучают ее. В конце концов Лара разрывает связь с Комаровским. В этот период она знакомится с юным Пашей Антиповым.

Паша — сын рабочего, арестованного за участие в забастовке. Паша и Лара сближаются и собираются пожениться. Тем временем Россия переживает революцию 1905-1907 гг. По всей стране происходят забастовки рабочих и т.д. Царь Николай II подписывает Манифест 17 октября 1905 г. о создании Думы, но волнения в стране продолжаются до 1907 г.

В течение этих лет пути Юры Живаго и Лары дважды пересекаются: Юрий два раза видит Лару и остается очарован ею. При этом герои продолжают быть незнакомы, хотя имеют общих друзей.

В 1912 г. 20-летний Юра Живаго заканчивает университет с дипломом доктора. Его подруга Тоня Громеко становится юристкой. Юра и Тоня женятся.

Юрий узнает, что у него есть сводный брат Евграф (отец имел свясь с другой женщиной). В том же 1912 г. Лара и Паша Антипов тоже заканчивают учебу.

Они венчаются и уезжают работать учителями на Урал в Юрятин (родной город Лары).

В 1914 г. Россия вступает в Первую мировую войну. 

В 1916 г. главный герой, доктор Юрий Живаго, работает в Москве в клинике. Коллеги считают его талантливым врачом. Антонина Живаго рожает сына Сашу. Вскоре после родов доктора Живаго посылают работать на фронт. Лара Антипова и ее муж Паша Антипов живут в Юрятине на Урале. У них растет 3-х летняя дочь Катя.

Вскоре Павла отправляют на фронт, он попадает в плен, его считают погибшим. Лара проходит курсы медсестер и едет на фронт искать мужа. На фронте доктор Юрий Живаго получает ранение. Лечась в госпитале, в феврале 1917 г. он встречает там Лару, ту самую загадочную незнакомку, которую видел еще юншей.

Важно

Лара знает, что ее муж Паша числится погибшим, и прекращает его поиски. Служа на фронте, Лара и Живаго сближаются. Юрий признается Ларе, что та ему не безразлична. Вскоре герои прощаются и уезжают с фронта — каждый к своим семьям. В это время в Петербурге происходит Февральская революция 1917 г. В начале 1917 г.

Читайте также:  Образ веденяпина в рассказе доктор живаго пастернака

Юрий Живаго возвращается домой в Москву после 2 лет разлуки. В пути он вспоминает о Ларе. Дома его радостно встречает любящая жена Антонина и тесть. У Юрия растет 2-летний сын Саша. Пока Живаго был на фронте, его друзья Гордон и Дудоров тайком издали его книгу и та пользовалась успехом. В Москве доктор Живаго снова работает в больнице.

На досуге он ведет дневник, пишет прозу, стихи и пр. Теперь в кругу своих друзей он чувствует себя одиноким: друзья детства Дудоров и Гордон больше не интересны ему, так как превратились в посредственных «советских интеллигентов». Осенью 1917 г. в стране случается Октябрьский переворот. Зимой 1917-1918 гг.

по всей стране устанавливается Советская власть и диктатура пролетариата. В России разгорается Гражданская война. Доктор Живаго тяжело переносит эти потрясения; он видит, что в обществе происходят ужасные перемены. В Москве становится трудно достать продукты. Семья Живаго бедствует и почти голодает. Юрий заболевает тифом и лежит в бреду 2 недели.

В это время его впервые посещает сводный брат Евграф Живаго (Граня). Он советует Юрию уехать на Урал.

В апреле 1918 г. Живаго с семьей уезжают на Урал в Варыкино. В пути доктор Живаго знакомится с известным революционером Стрельниковым, «грозой целой области». Незаурядный, загадочный Стрельников впечатляет доктора Живаго.

Наконец семья Живаго добирается до Варыкина — бывшего имения деда Антонины. Здесь они поселяются в доме для прислуги и живут очень скромно. Антонина понимает, что беременна. В это время у Живаго начинаются проблемы с сердцем; он хочет успеть написать что-то важное, что осталось бы в поколениях. 

Весной 1919 г. в Юрятине (в 3 часах от Варыкина) доктор Живаго случайно видит Лару. Та живет здесь одна с 8-летней дочкой Катей. Лара признается Живаго, что революционер Стрельников – это ее муж Паша Антипов. У Живаго и Лары начинаются любовные отношения. Юрия мучает совесть за его измены жене.

Он решает расстаться с Ларой и признаться во всем Антонине, но не успевает: его похищают красные партизаны («Лесные братья»). В плену у красных партизан Юрий Живаго проводит 1.5-2 года, служа у них доктором. Партизанский вождь Ливерий Микулицын надеется победить белого адмирала Колчака. Находясь в плену, Живаго мечтает вернуться к семье и вспоминает Лару.

Совет

Он тяжело переносит зверства войны и борьбу между красными и белыми и т.д. Наконец Живаго узнает от Ливерия, что Гражданская война в России якобы окончена и что адмирал Колчак побежден. В этот момент Живаго сбегает из плена (побег он готовил давно). В конце зимы 1920 г. Живаго с трудом добирается до Юрятина.

Пока он находился в плену, его жена Антонина родила дочку Машу и уехала с семьей в Москву. В Юрятине доктор Живаго поселяется с Ларой и ее дочерью Катей. Юрий и Лара счастливы быть вместе; они чувствуют, что созданы друг для друга. В Юрятине Живаго снова работет врачом, но постоянно боится, что его арестуют (за побег от «красных партизан», за независимые взягляды и т.д.

) Лара боится, что ее арестуют за то, что ее муж Стрельников теперь в бегах. Лара рассказывает Юрию про адвоката Комаровского, который совратил ее в юности и сломал ей жизнь. Живаго говорит Ларе, что тот же подлец Комаровский довел его отца до самоубийства. Чтобы спастись от арестов, Юрий и Лара с дочерью уезжают в отдаленное Варыкино.

Здесь влюбленные счастливы вместе, но тревога за будущее не покидает их. Лара понимает, что беременна. По ночам доктор Живаго занимается писательством; он торопится писать, пока жив. Живаго знает, что власти выслали его жену Антонину с детьми за границу; судя по всему, те уже находятся в Париже. Юрий понимает, что, вероятно, никогда не увидит семью. При этом Живаго любит Лару и счастлив с ней.

В это время в Варыкино приезжает Комаровский: он предлагает Живаго и Ларе уехать с ним на Дальний Восток и избежать арестов. Лара с дочерью едут с Комаровским; Живаго обещает следовать за ними, но остается в Варыкине (вероятно, чтобы Лара не пострадала из-за него). Оставшись один, Живаго тоскует по Ларе и посвящает ей свои сочинения. Вскоре в Варыкино появляется Стрельников (Паша Антипов).

Он жалеет, что не застал свою жену Лару и дочь, которых не видел 6 лет. Стрельников и Живаго восторженно говорят о Ларе. На утро Юрий обнаруживает, что Стрельников застрелился. Проведя в дороге лето и осень, весной 1922 г. Живаго добирается до Москвы. Почти весь путь он проходит пешком, всячески бедствуя. В Москве Юрий публикует некоторые свои литературные работы.

Его книги выходят маленьким тиражом, но пользуются успехом. В Москве Живаго скитается по съемным квартирам: в своей квартире (квартире семьи Громеко) он жить не может, так как помещение заселено другими людьми. Тем временем его жена Антонина с детьми живет во Франции, Юрий безуспешно пытается вернуть семью на родину.

В это время Юрий сближается с дочерью своего бывшего дворника Маркела — Мариной. Та становится неофициальной женой доктора Живаго. 1929 г. У Живаго и Марины уже есть две дочки: 5-летняя Капитолина и 6-месячная Клавдия. Юрий снова общается с друзьями Гордоном и Дудоровым, но с трудом терпит их посредственность. Чтобы побыть одному, Живаго поселяется отдельно на «тайной» квартире.

В этой ему помогает тот самый загадочный и влиятельный брат Евграф. В уединении Юрий пишет статьи и стихи. При этом он посылает Марине деньги на жизнь. В конце августа 1929 г. доктор Живаго едет на работу в Боткинскую больницу. В трамвае ему становится плохо, он умирает. На момент смерти доктору Живаго нет 40 лет (ему около 37 лет). Евграф и Лара организовывают похороны Юрия Живаго.

Обратите внимание

Многие люди приходят проститься с покойным. Лара в Москве находится случайно: она разыскивает брошенного ею ребенка (общего ребенка Лары и Живаго). После похорон Евграф и Лара разбирают бумаги покойного. Женщина рассказывает Евграфу что-то важное, после чего она навсегда пропадает. Вероятно, ее отправляют в концлагерь или она умирает. Летом 1943 г.

друзья покойного доктора Живаго, Миша Гордон и Ника Дудоров, находятся на фронте. К этому времени они оба уже отсидели в лагерях (вероятно, за свое происхождение и т.д.). На фронте друзья служат вместе с юной бельевщицой Таней Безочередевой. Та рассказывает им о себе: девушка была брошена родителями и ее воспитали в семье рабочих, за свою жизнь юная Таня перенесла много горя.

Накануне девушка познакомилась с генералом Евграфом Живаго, тот обещал взять ее под свою опеку. Гордон и Дудоров понимают, что Таня — тот самый брошеный ребенок Лары и Живаго. Мужчины ничего ей не говорят; они понимают, что о Тане позаботится генерал Евграф Живаго (ее дядя). Пройдя войну 1941-1945 гг., Дудоров и Гордон возвращаются в Москву. Встречаясь на досуге, друзья читают замечательные записки своего друга Юрия Живаго. (В конце романа, в 17-ой части, представлены 25 стихотворений Юрия Живаго.)

Конец.

Таково краткое содержание романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Смотрите: 

Краткое содержание романа по частям
Все материалы по роману «Доктор Живаго»

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/08/kratkoe-soderzhanie-doktor-zhivago-pasternak-pereskaz-sjuzheta-v-sokrashhenii.html

Краткое содержание Пастернак Доктор Живаго

В романе Борис Пастернак рассказывает о русской интеллигенции в смутное революционное время и становление Советской власти. Не все приняли новую власть сразу, а еще долго метались то к белым, то к красным, боясь изменить свою жизнь кардинально.

Начинается повествование со сцены похорон. У десятилетней Юры умерла мама, ему кажется, что земля уходит из-под ног. Он еще не знает, что его отец, промотав миллионное состояние сбежал.

Под свое покровительство Юру берет дядя Николай Николаевич Веденяпин, брат матери. Он его увозит к своему приятелю Воскобойникову, в Москву. Там мальчик знакомится с Никой, Мишей И Надей.

Это дети революционеров и интеллигентов, которые не могут найти себя в этом вышедшем из-под контроля мире событий.

Проходит немного времени и с Урала приезжает еще одна семья. У Амалии Гришар двое детей, они начинают дружить между собой.

Самое интересное, что Гришар не такая уж и бедная, но почему-то от нее веет безысходностью, впрочем, как и от других интеллигентов.

Все скорее заключается не во взбунтовавшемся обществе, а в людях, которые не хотят работать, а тянутся к достатку, играют на публику.         

Пока взрослые не могут себя найти. Дети выросли, закончили высшие учебные заведения имеют престижные профессии. Потихоньку между молодыми людьми начинают просыпаться чувства. Они женятся и заводят детей. Им кажется, что они любят друг друга, но любовь эта какая-то интересная.

Важно

То им хочется встать на защиту отечества. Тут возникает интересный вопрос, где Родина. На чью сторону встать белых или красных. Не только герои романа мечутся и не могут определиться, вся Россия в недоумении. То же самое происходит и в отношениях между близкими.

Вроде бы и есть любовь, а с другой стороны нравится кто-то другой, сердце требует чего-то хорошего, а чего не понятно. Так и доктор Живаго прекрасный врач, но себя никак не найдет ни у красных ни у белых. С женщинами не может разобраться. Сложные обстоятельства накладывают отпечаток, на людей ломая и их судьбы.

Даже самым сильным становится трудно, и они начинают задумываться, а так ли они поступают.

Тяжелое время, оно не сломает только сильных и целеустремленных людей.

Подробно

Книга широко известна не только в нашей стране, но и на Западе. Автор показал нам через судьбу русского врача, который прекрасно сочинял стихи, жизнь и веяния интеллигенции в России.

С первых страниц романа перед нами предстает картина похорон мальчика по имени Юра Живаго. Ребенок очень сильно переживал смерть матери и поэтому плакал совсем не по-детски. Чтобы успокоить мальчика, его уводит родной дядя, бывший священник. Они ночуют в монастыре, а утором Николай Николаевич увозит Юру к себе.

После отъезда дяди в Петербург воспитанием Юры занялись остальные родственники. У них в доме всегда были интересные люди, которые своими разговорами настолько увлекали мальчика, что это помогало развиваться его творческим способностям. Дочь семейства Крюгер Тоня и Михаил Гордон были ему прекрасными друзьями, и поэтому Юрию совсем не было скучно в этом доме.

Как- то раз, отцу Тони нужно было проводить одного из музыкантов, который только что отработал концерт в их доме, в гостиницу по срочному вызову. Оказалось, что именно в одном из номеров пыталась покончить жизнь самоубийством его подруга Амалия Карловна. Юрий очень хотел пойти туда тоже, и профессор пошел на уступки мальчика. Юра пошел, конечно, не один, а со своим другом Мишей.

Пока ребята ожидали в передней комнате и слушали наигранные причитания вдовы Гишар, Юра замечает красивую девушку, которая дремала, но поскольку рыдания Амалии Карловны были настолько громкими, что она проснулась и стала показывать непонятные знаки мужчине, который тоже присутствовал в этом номере.

 Долго думая, где же он видел этого мужчину, Юра ужаснулся и рассказал другу, что это незнакомец давным-давно ехал вместе с их семейством в поезде и долго напаивал отца, после чего тот бросился под рельсы. Но кто ,же была эта девушка, которая побаивалась этого мужчину.

Ею оказалась дочь госпожи Амалии Карловны, которую звали Ларисой. Она была гимназистской, и совсем не выглядела на свой возраст. Приметив такую красавицу, ею увлекся Виктор Ипполитович Комаровский, известный адвокат и советчик во всех делах ее матери.

Совет

Девушка приняла его ухаживания под сильным натиском Амалии Карловны, хотя его она сильно ненавидела и боялась.

Прошло несколько лет. Юрий Живаго поступил в институт на медицинское отделение, и он опять встречается с Ларисой при пикантных обстоятельствах. Зимним Вечером вместе со своей уже названной невестой Тоней Громеко Юра ехал на елку к Свентицким. И там он встречает Ларису.

Она говорит молодому человеку Паше Антипову, что хочет вырваться из рук этого пошлого человека и предлагает им пожениться. И во время празднования вечеринки девушка пытается убить Комаровского, но не получается, она ранит другого человека.

Читайте также:  Сочинение пословица недаром молвится

От тюрьмы ее опять спасает ненавистный адвокат.

Пережив потрясение, девушка нанимается воспитателем к младшей дочери Комаровского. Но неприятности не заканчивались. Ее беспутный брат проигрывает большие деньги, и Ларисе приходится отдать ему не только все свои заработанные деньги, но и занять некоторую часть у Комаровского.

Вскоре Ларса и Паша стали мужем и женой и уехали проживать на Урал. Жили они замечательно, девушка работала преподавателем в гимназии, и они воспитывали красивую дочку Катеньку.

Поженились и Юрий с Тоней. Только вот нашему герою не удалось увидеть сына, так как началась война. Ушел воевать и Павел Антипов. Прожив три года с Ларисой, он долго сомневался в истинной любви жены к нему, и для того, чтобы разобраться в своих и ее чувствах ,он уходит на войну. Но в одном из боев Паша оказывается в плену.

Лариса Федоровна, оставив дочь своей подруге, отправляется в роли санитарки на розыски супруга, но один военный уверяет ее, что это бесполезная затея, ведь он сам лично видел, как погиб Павел.

Живаго, когда воевал ,то видел и дезертиров и развалившуюся армию. А когда вернулся в Москву, то обнаружил ее в полуразрушенном состоянии. Для дальнейшего выживания семейство Живаго решили поселиться в бывшем имении Крюгеров. Они занимались хозяйством, а врач на дому принимал больных. И все больше слышали они о банде Стрельникова, который бесчинствовала повсюду.

Однажды поехав в Юрятино, он встречает Ларису Антипову, она то и рассказывает ему, что под фамилией Стрельникова скрывается ее чудом выживший супруг, но который забыл всех родных и стал беспощадным. У Юрия опять появились чувства к Ларисе и они периодически стали встречаться.

С женой у него уже были не такие теплые отношения как раньше, и он долго мучился, как сказать про это Тоне.

Судьба разлучила доктора с семьей, и он не успел ей ничего сказать.

 Однажды, его насильно приводят в отряд Микулицына, чтобы он оказывал людям медицинскую помощь. Живаго бежал, и когда вернулся в город, то семьи уже не было, и повсюду сновали красные. Уставший и исхудалый, он узнает, что Лара с сыном в городе. Он разыскивает их, и они начинают жить вместе.

Обратите внимание

Вскоре приходит известие от его супруги, что всю семью отправляют заграницу, и Живаго отпускает их без всякого чувства в сердце. Вроде жизнь начала налаживаться, но тут появляется Комаровский с известием, что Стрельников приговорен как преступник к расстрелу, и что им надо скрыться.

Беременная Лариса увозит Виктор Ипполитович, и доктор остается один в глухом селе совсем один. В снежные вечера он тосковал по Ларисе и посвятил много стихотворений, которые писал одно за другим. И в один из таких вечеров в доме появляется Стрельников. Юрий и Павел очень долго говорили по душам о прошлом и настоящем.

И казалось, всех этих событий и не было в их жизни. Но под утро, Живаго обнаруживает, что Павел покончил жизнь самоубийством.

В столице Живаго приезжает в тридцатые годы, Врачебной практикой занимается мало, да и пишет мало. Но все, кто читал его стихи, уважали его за творчество. Вскоре он женился, и у него появилось две дочери. Но и эту семью он бросил. Ему хотелось побыть в одиночестве, и его брат Евграф подыскал ему жилье в другом городе, помог с финансами и хлопотал о хорошей работе для него.

Но, видно, потеря любимой женщины, разочарование в любви, непостоянная политическая ситуация так сильно повлияли на него, что он скончался от сердечного приступа.

На похоронах появилась Лариса Федоровна ,которая поводила доктора в последний путь. Но потом ее никто не видел, возможно, она была арестована, как супруга бывшего бандита.

Родной брат во время войны разыскал дочь, рожденную от Ларисы, и позаботился о ней. Все незаконченные творения и уже написанные стихи Евграф Андреевич собрал для издания в будущем поэтического сборника.

Роман учит нас тому, что жизнь так просто ничего не преподносит. Каждый человек должен пройти испытания, возможно через скорбь и страдания, чтобы к нему пришло желаемое.

Подробный пересказ Доктор Живаго Пастернака

Автор показал нам судьбу русского доктора, занимающегося литературной деятельностью. Именно в этом образе он хотел отобразить жизнь интеллигенции того времени.

Первые страницы произведения  говорят нам о том, что у главного героя скончалась мать, а отец, состоятельный господин, который разорился, свел с жизнью счеты. Мальчик тяжело переживал потерю   матери,  и долго рыдал.

Его дядя, чтобы успокоить ребенка, отвел в монастырь, а затем  Юре приходится ехать в Петербург  на постоянное жительство к профессору Громеко.

Важно

Семью посещали люди творческих способностей, и поэтому мальчик развивался здесь разносторонне.

Дочь Громеко стала для Юры прекрасным другом, а в гимназии же  он дружил с Михаилом Гордоном.

Однажды Александру Александровичу пришлось выступать в роли сопровождающего одного из известных музыкантов, который выступал в их доме. Юра и его друг попросили профессора взять их с собой. Когда они прибыли в гостиницу, то увидели, что там  пыталась покончить жизнь самоубийством давняя знакомая отца Тони.

Ребята остались ждать в передней  и прекрасно слышали, как жаловалась на жизнь Амалия Карловна, объясняя тем самым свой поступок. Тут они увидели незнакомца, который появился  из комнаты и разбудил девушку, спавшую в кресле.  Она непонятно подмигивала мужчине, и было понятно, что их связывали  близкие отношения.

Когда Юра вышел с Мишей на улицу, то он рассказал, что этот мужчина ему знаком. Именно он столкнул с подножки вагона пьяного отца.

Что же это была за незнакомка, которая так свободно общалась с мужчиной? На самом деле, это была шестнадцатилетняя дочь госпожи Гишар. Выглядела она конечно немного старше, и ей ее внешность помогала завязывать отношения с мужчинами намного старше себя. Однако ухаживания Виктора Ипполитовича  Комаровского, который был адвокатом их семьи,  сильно тяготили ее, и она даже побаивалась их.

Прошло какое-то время. Юрий поступает в медицинский институт, и вновь встречается с Ларой при довольно пикантной ситуации. Однажды он со своей невестой Тоней Громеко направлялся на елку к Свентицким.

Совсем недавно мать девушки благословила их на брак, да и Юрий понимал, что только Тоня по-настоящему заботится о нем и искренне его любит. Именно в этот момент Ларисе признавался в любви Павел Антипов, который обожал ее с самого детства.

Совет

Выслушав Павла, Лара также отправилась к Свентицким, где и разыгралась трагическая картина. Юра с Тоней сидели в зале, где рядом с ними присутствовал Комаровский. В самом разгаре веселья гости услышали выстрел. Юра был удивлен, когда увидел, что девушку арестовали.

Ведь это она покушалась на жизнь  Виктора Ипполитовича, но неудачно, так как ранила прокурора.

Как ни старался Комаровский помочь Ларе, но ее все равно судили. Причины покушения на адвоката были у нее веские. Она нянчила младшую дочь Виктора Викторовича. И дела шли успешно, однако, ее бестолковый младший брат проиграл чужие деньги. Он хотел даже умереть, но семейство Кологривовых помогло им с деньгами.

Но вернуть им всю сумму Лара не могла, так как она отправляла деньги отцу Паши, находящемуся в ссылке и оплачивала съемную квартиру. Девушка приняла решение занять некоторую сумму у Комаровского. На балу, она видела, как он заметил ее и улыбнулся. И она поняла сразу, что он не даст ей денег, пока у них не завяжутся близкие отношения.

Вот тут она и решила с ним покончить.

После суда девушка долго болела. Когда состояние ее улучшилось, она вышла за Пашу замуж, и они отправились на Урал. Там она стала работать преподавательницей, у них росла прекрасная дочь. Паша тоже стал учителем. Юрий и Тоня также создали свою семью. У них родился сын, но Юрий не успел увидеть его, так как началась война. Он ушел на фронт, где находился и  Павел Антипов.

Если в семье Живаго отношения были доверительные, то Паша сомневался в настоящих чувствах Лары. И чтобы,  разобраться в отношениях с ней, он отправляется воевать, где попадает в плен. Его супруга отправляется его искать. На фронте она видит его друга, который утвердительно говорит ей о том, что Паша погиб.

Став участником военных действий, Живаго видел, как разваливается армия, в какой разрухе находится Москва. Тоня и Юрий уезжают на Урал в бывшее  поместье  Вырыкино.  Часто они слышали о том, что в этих краях орудует банда  Стрельникова.

Юрий   много читал и в долгие зимние вечера занимался сочинительством  небольших  стихотворений. И поэтому он ездил в Юрятино в библиотеку. Там — то он и увидел Ларису Федоровну. От нее Живаго и узнал, о том, что Паша жив и живет под фамилией Стрельников.

  Именно он со своей шайкой наводит ужас на всю область.

Обратите внимание

Юрий все чаще стал встречаться с Ларисой, но при этом никак не мог признаться супруге в своей измене, так как он продолжал любить Тоню.

В одну из таких поездок на него напали вооруженные люди и отвезли в отряд Микулицына. Его насильно держат там с целью оказания медицинской помощи. По возвращении в город, он уже не застает там свою семью. Но там осталась Лара с ребенком. Они начинают вести совместную жизнь.

Однажды Юрий получает весточку от семьи, где Тоня пишет о том, что их оправляют за границу. Но она дает ему право выбора. Он может поступать так, как хочет. Живаго остается с Ларисой.

Но, неожиданно появляется Комаровский, который занимал высокий пост и предлагал их защитить от бандитов. Они отказываются, и скрываются в Вырятино.

Но там тоже было жутко проживать, особенно  по ночам, когда из леса выходили волки.

Комаровский все-таки обманывает Юрия и увозит Ларису с дочерью. Юрий Андреевич тосковал по ней безумно, и все свои чувства отразил в посланиях к ней. И вот в один из вечеров, к нему приходит   сам Стрельников. Всю ночь они вспоминали лучшие их годы, но на утро Живаго обнаруживает Павла мертвым.

Юрий Андреевич отправляется в Москву и занимается не только врачебной деятельностью, но и будет писать небольшие  творения.  Позже он женится на женщине, которая помогала ему с хозяйством. Но, семейная жизнь продолжалась недолго, так как Юрий Александрович решает жит уединенно. Его брат Евграф снимает ему жилье и подыскивает ему работу.

Однако, Живаго скончался от очередного приступа сердца. На похороны пришло  много народу, среди которых была и Лариса. Потом она пропала, и в годы Великой Отечественной войны Евграф Живаго узнает о ее судьбе, где узнает, что осталась дочь Юрия после гибели женщины. Он разыскивает Татьяну и помогает ей в обустройстве ее судьбы.

А все стихи своего брата он издает отдельной книгой.

Важно

Роман учит нас тому, что жизнь просто так ничего не дает. Мы должны пройти  через любые обстоятельства, чтобы наши желания сбылись.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Бианки Аскыр

    Весной Асыр обошел все ловчие петли и исчез в лесных буреломах. Он преследовал дикого зайца и наткнулся на свежий след соболя. Бросившись догонять добычу, он загнал пушного зверька в поставленную добытчиками ловушку

  • Краткое содержание Лягушонок Эдгара По

    В одном королевстве правил король, имя которого не упоминается в произведении. Но у этого короля, была не обычная страсть к шуткам. И это было настолько значимо для правителя, что всякий желавший иметь его расположение

  • Краткое содержание Паустовский Резиновая лодка

    Рассказ «Резиновая лодка» был создан советским писателем Константином Георгиевичем Паустовским. Главные герои — рассказчик и Рувим — купили резиновую лодку для рыбалки. С этого момента жизнь их изменилась не в лучшую сторону.

  • Краткое содержание Бесплодная земля Томас Элиот кратко и по частям

    События происходят в послевоенной Англии. Природа пробуждается после зимы. В городе Штарнбергер-Зее дождливая погода. Мари разговаривает сидя в кафе с другом. Она рассказывает о катании на санках в горах.

  • Краткое содержание Пелевин Омон Ра

    Омон Кривомазов был обычным мальчиком, который мечтал о небе. По этой причине он решил поступить в лётное училище, а затем был зачислен в космонавты и прошёл подготовку к полётам на луну.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/doktor-zhivago-kratko

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector