Мотивы вольности и одиночества в лирике лермонтова сочинение 9 класс

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова сочинение 9 класс

Тема одиночества является центральной в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт жил в послереволюционное время, когда эхо декабристского восстания все еще гуляло по стране.

Лирический герой Лермонтова – человек внутренне очень сильный и гордый, и в то же время, невероятно одинокий. Он остро воспринимает всю несправедливость жизни, неискренность людей.

Веря в высокие идеалы, герой стремится найти и настоящую дружбу, и чистую любовь. Но терпя ошибки и не удачи в поисках, постепенно он теряет надежду.

Обратите внимание

Наверное, самым ярким стихотворением, посвященным теме вольности и одиночества, является «Парус». На первый взгляд, в стихотворении просто описывается пейзаж: парус на фоне голубого моря. Но если присмотреться, то в парусе, в его противоречивых чувствах можно увидеть человека, одинокого человека:

Белеет парус одинокий…

С ранних лет в Лермонтове очень сильно было развито чувство справедливости, поэт призирает лицемерие, обман, фальшь. Одинокий парус заброшен далеко от родного края, но он не ищет счастья на чужбине, а просит бури:

А он мятежный просит бури

Что же вкладывает в понятие бури Лермонтов? В стихотворение переданы чувства самого поэта, оказавшегося вдали от Родины. Быть может, буря ассоциировалась у лирического героя с революцией, как способом разрешения конфликта и напряженности сложившихся в обществе. Но он не уверен, что буря принесет долгожданный покой народу и стране:

Как будто в буре есть покой.

Тоской о Родине также наполнено и стихотворение «Тучи». Внешне автор спокойно переживает расставание с родным краем, но внутри его совсем другие чувства. Поэту не с кем поделиться своей печалью и грустью, нет рядом родной души, разделившей с ним тягость расставания. Тучки мчатся с милого севера в сторону южную, так же как и Лермонтов. Но в отличие от поэта, у тучек нет души, нет чувств:

Нет у вас родины, нет вам изгнания!

Все усугубляется еще тем, что поэт не нашел близкого человека, родную душу. У Лермонтова есть цикл произведений посвященных неразделенной любви («Нищий», «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю» и другие). Все они наполнены горечью разлуки. На своем пути поэт не встретил, не только друзей, но и любящей и любимой женщины. И тем острее ощущает он тягость одиночества.

В одном из последних стихотворений поэта «И скучно, и грустно» звучит невероятная усталость, разочарованность в жизни: Именно в этом стихотворении чувствуется, что поэт потерял всяческую надежду на счастье, потерял веру в лучшее и смирился со своим одиночеством.

Для сообщения и презентации 9 класс

← Печорин и контрабандисты в романе Герои нашего времени ← Мои любимые страницы романа Герой нашего времени↑ ЛермонтовХарактеристика и образ Печорина в романе Герой нашего времени → Герой нашего времени – первый русский психологический роман →

  • Сочинение Что такое Родина? рассуждение 9 класс, 15.3, ОГЭ, ЕГЭ, 11 классРодина это слово с большой буквы. У каждого человека есть собственное понимание этого слова, но в итоге все сводится к одному – это отчий дом.
  • Сочинение Путешествие капельки воды в природе по географии 6 классКапелька падала! Сила притяжения заставляла нестись ее с огромной скоростью к Земле. Неспокойная атмосфера швыряла Капельку из стороны в сторону, пытаясь разорвать на части.
  • Сочинение на тему Красная площадь в МосквеМосква – столица нашей родины, а Красная площадь, пожалуй, самая главная её достопримечательность. Знаете, почему она называется Красной? Потому что, красивая.
  • Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучшеУ большинства народов существует множество пословиц и поговорок о родном доме. Каждый человек, где бы он не находился, всегда стремится вернуться в свой дом.
  • Слово о полку Игореве – Анализ произведенияПроизведение рассказывает о том, как храбрый правитель, владеющий небольшим княжеством Новгородом-Северским, Святославович отправляется на сражение с половцами, которое состоялось в 1185 году.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/motivy-volnosti-i-odinochestva-v-lirike-lermontova

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова доклад, сообщение 9 класс

Большое количество поэтов и лириков имели тяжелое детство, которое зачастую было связанно со смертью близких или дорогих людей поэтам. Одним из таких поэтом был Лермонтов. В детстве он потерял мать, что не могло не отразиться на его характере и творчестве.

В своих произведениях Лермонтов часто обращается к темам возвышенности души, к темам любви и дружбы. Описывая душу в произведениях, он называет её свободной вещью, которая не обязательно должна быть привязана к своему носителю и в  случае чего может покинуть его.

Любовь автор описывает как вещь священную, к которой нужно относиться трепетно, ведь по его словам, любовь находят один раз в жизни и больше её может и не быть. Во времена своего отрочества он относился к ней легкомысленно, как и любой юноша, из-за чего поплатился, потеряв свою единственную любовь. Осознав это, он старается донести до всех эту простую мысль.

К дружбе он относился не то что бы скептически, а очень придирчиво выбирал себе друзей, из-за чего настоящих друзей у него было не очень много. Он говорил о том, что настоящий – это человек готовый пойти ради тебя на всё.

В его стихах и произведениях также присутствовало много грустного. Он грустил, размышляя о многих вещах в своих произведениях. Его жизнь пришла на очень нелёгкое время, ведь в то время в России бушевали революции, которые не могли обойти стороной литератора. 

Он также чувствовал себя очень одиноким человеком, скорее всего из-за того что у него совсем не было родных, и он очень придирчиво отбирал тех, кого подпускает в свой круг общения.

Важно

Современники говорили о нём, что он очень скрытный человек, который предпочтёт лучше промолчать, чем сказать, о чём он думает, из-за чего множество людей не хотели с ним общаться. Таким был Лермонтов и его творчество. Его произведения были полны грусти и печального одиночества, из-за типажа его характера и всего что случилось с ним в его жизни.

Он старался донести до своих читателей мысли о том, что надо ценить жизнь, и радоваться всему даже  самому плохому, убеждая всех, что хуже быть, чем есть не может.

В данном сочинении я осветил тему мотива печали и одиночества в произведениях Лермонтова, и считаю, что у меня это получилось и приведённые примеры были удачны. Это моё субъективное мнение, основанное только на моих личных убеждениях и опыте, и оно может быть ошибочным, вследствие чего может быть опровергнуто.

9 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/motivy-volnosti-i-odinochestva-v-lirike-lermontova-doklad-soobshchenie-9-klass

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов.

Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.

Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии.

Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”.

Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

Совет!

Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”.

Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”.

Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”.

Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

“Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе.

Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.

В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

Обратите внимание

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.

В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.

Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

Источник: http://resoch.ru/motivy-volnosti-i-odinochestva-v-lirike-lermontova/

Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова – Сочинение

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический ге­рои чувствует себя ненужным, брошенным, потерян­ным. Тема одиночества — одна из основных в лирике поэта.

В «Парусе», одном из самых известных стихотворе­ний Лермонтова, одиночество — душевное состояние, в котором лирический герой пребывает постоянно, — является основным мотивом.

Поэт рисует читателям романтический пейзаж: пе­ред нами парус, качающийся на волнах.

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..

Но это не просто картина природы: творческий мир Лермонтова намного богаче. Читая строки, мы чувству­ем настроение лирического героя. Он одинок, несчастен и потерян, сам не знает, к чему он стремится.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Мир, окружающий лирического героя, враждебен, агрессивен, хотя будущее для поэта не так безрадост­но, как может показаться на первый взгляд.

Читайте также:  Анализ рассказа смерть чиновника чехова 9 класс

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит…

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Лирический герой растерян. Эта неопределённости для него хуже любой опасности, любой преграды.

Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Созданию грустного настроения способствуют слова «одинокий», «туман», «свищет», «мятежный», «буря», несущие мрачную эмоциональную окраску. Трагедия лирического героя в том, что он не понимает, в чём его счастье и что ему нужно для внутреннего спокойствия.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Важно

Так и сам поэт, словно его лирический герой, нигде не мог обрести душевного покоя. Он прожил короткую драматичную жизнь, чувствуя себя непонятым окружающими людьми и одиноким.

Подобным же настроением окрашено стихотворе­ние «Утёс», в котором также используется приём оли­цетворения. Старый утёс, покинутый золотой тучкой, остался совершенно один. В произведении они проти­вопоставлены друг другу. «Утёс-великан» — старый, могучий, сильный, незыблемый, а тучка — легкомысленная, игривая, беззаботная. Они — представители разных природных стихий.

Лирический герой страдает, тяжело переживает разлуку, ему невыносимо одиночество.

Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И  тихонько плачет он в пустыне.

Одно из самых известных стихотворений Лермонтова «На севере диком…». На первый взгляд перед нами произведение, рисующее картину природы: со­сна, покрытая снегом, обдуваемая всеми ветрами, стоит на вершине горы. Но это только первое впечат­ление.

Одинокая сосна олицетворяет лирического ге­роя, покинутого, брошенного, оставленного всеми. Фразы и слова «на севере диком», «одиноко», «на голой вершине» создают мрачное настроение. Мы слов­но чувствуем, как сосне холодно, неуютно, грустно на этой высоте.

Лирический герой тяготится своим одиночеством, мечтает избавиться от него. Сосне снится, что где-то далеко есть такая же одинокая душа

…В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.

Одиночество — один из основных мотивов в лирике Лермонтова. Чувство потерянности, непонимания окружающим миром придают его стихам не толь

ко необыкновенную поэтичность, романтический

оттенок, но и глубокую, бесконечную печаль.

Здесь искали:

  • тема одиночества в лирике лермонтова сочинение
  • сочинение на тему одиночество в лирике лермонтова
  • одиночество в лирике лермонтова сочинение

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-tema-odinochestva-v-lirike-lermontova/

План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» (“Не обвиняй меня, всесильный”)

Конспект урока на тему:

Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова.

 Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»).

Цели урока:  расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотворений «Нет, я не Байрон», «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»), формировать навыки анализа поэтического текста, развивать аналитические способности и наблюдательность, прививать любовь к классической поэзии.

Оборудование: тексты и аудиозаписи стихотворений, презентация

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами начнем изучать творчество крупнейшего поэта России – Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы поговорим и жизни поэта, о его личности, определим основные темы его творчества, а также проанализируем несколько наиболее значимых стихотворений.

3. Беседа о жизни и судьбе  М.Ю.Лермонтова

– Творчество любого писателя неотделимо от его судьбы. Биографию Лермонтова вы изучали в 6-8 классе, а сегодня, готовясь к уроку, вы ее повторяли.

– Чтобы вспомнить основные этапы жизни Лермонтова, посмотрим видеосюжет.

Видео

-Теперь побеседуем. Расскажите о детстве М.Ю.Лермонтова.

– Где он родился?

(Родился в Москве. Когда Лермонтову не исполнилось и года, его перевезли из Москвы в Тарханы – в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта) 

– Кем воспитывался?

(Детство Л. было невеселым. Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Брак был неравным.

Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла отца его. На этой почве начались семейные распри. В 1817 году умерла мать Лермонтова. Смутно помнил Лермонтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню.

Совет!

Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца.

Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой).

– Где Л.учился? 

(Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно.

Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Зимой ребята лепили фигуры из снега. Был у мальчиков и самодельный кукольный театр. В 1828 году поступает в 4 класс Университетского  благородного пансиона. Учился Миша прекрасно.

Закончил пансион, затем Московский университет)

– Каким ребенком он рос?

(Лермонтов был небольшого роста. Но очень сильным и ловким. Среди темных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших темных глаз приводил в смущение того, на кого он долго смотрел.

В доме постоянно жили мальчики – сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом.

В летнее время рыли окопы и устраивали потешные бои на манер Петра I. Часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов – командир, неистощимый на выдумки.

Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе.

 Лермонтов был довольно болезненным мальчиком и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам, там он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермонтов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни народного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Здесь он впервые испытал чувство любви).

– От времени Лермонтова нас отделяют два столетия, но благодаря современному кинематографу мы имеем возможность увидеть, каким он был. Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма Николая Бурляева о Лермонтове.

Видео

– Как дед объяснил маленькому Мише, что такое Россия?

-Что он советует внуку? (Готовь сердце к подвигу и ничего не бойся, душа наша бессмертна, значит, и бояться нечего)

– Вот каким изобразил поэта режиссер. Вы знаете, что детство ребенка играет огромную роль в формировании характера, личности человека.

– А что вы знаете о личности Лермонтова? О его характере?

Слово учителя о личности Лермонтова.

Исследователь В.А. Захаров пишет: “Для нас Лермонтов – великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук”.

Возможно, “трудный” характер Михаила Юрьевича сложился из-за трагически разорванной в раннем младенчестве связи с обоими родителями. С раннего детства Елизавета Алексеевна растила внука в полной свободе. Он получал всё, что хотел, не будучи никогда и ни в чём стеснён или ограничиваем. Он абсолютно не был способен подчиняться, угождать и, тем более, угодничать.

-А почему судьба Л. была трагичной?

(За стихотворение, посвящённое гибели Пушкина, Лермонтов отлучён от двора и отправлен в феврале 1837г. в действующую армию на Кавказ. Год хлопот Е.А. Арсеньевой о прощении внука перед царской семьёй увенчался успехом: поэта вернули в лейб-гвардии Гусарский полк, ко двору в мае 1838г.

До февраля 1840г Лермонтов жил в Царском селе и часто проводил время в столице. За свою короткую, 27-летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге (с  и 15 июля 1841 года в Пятигорске. Со времён Петра I дуэли в России были запрещены. Наказание за участие в дуэлях приравнивалось к наказанию за убийство.

Обратите внимание

В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение “На смерть поэта”). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением Итак: 1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял. 2.

Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.)

В общем, поэт был одинок в мире, поэтому и тема одиночества была для него так актуальна. Запишите подзаголовок – «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова». Послушаем сообщение. Ваша задача – записать основные мысли этого сообщения.

Индивидуальное сообщение учащегося на тему «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова».

Тема вольности и одиночества в мире – одна из центральных тем романтизма. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — Михаила Юрьевича Лермонтова.

           По мнению Лермонтова, поэт — это избранник судьбы. А его избранничество — это не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности.

Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству, в отношениях с людьми он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. К сожалению, это судьба талантливых поэтов всего мира, и Лермонтов – не исключение.

Поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, в которых звучат мотивы одиночества, изгнанничества, расставания с Родиной («Парус», «Нет, я не Байрон», «Тучи» и другие)

Важно

           Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою…” и другие).

Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его.

Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной.

            В стихотворениях позднего периода чувствуется ужасная усталость, безысходность, пугающий пессимизм, разочарованность в жизни.

Современное Лермонтову общество не сумело распознать настоящего гения и сделало его гордым и одиноким странником. Сейчас творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, не перестает восхищать потомков. Михаил  Юрьевич, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.        

– Что вы записали? (Запишите также стих-ия «Молитва», «И скучно и грустно)

4. Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон».

-Во многих стихотворениях Лермонтова звучит тема одиночества и избранничества, обратимся к одному из них и попытаемся понять, как же сложился могучий талант поэта. Это трудно сделать, потому что у нас нет его дневников, ни большинства писем, но остались его стихотворения. Обращаемся к стихотворению «Нет, я не Байрон». Откройте текст.

-И послушаем его в художественном исполнении актера Михаила Козакова.

(прослушивание аудиозаписи)

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В моей душе как в океане

Надежд разбитых груз  лежит.

Кто  может, океан угрюмый,

Твои  изведать тайны? кто

Толпе  мои расскажет  думы?

Я — или  бог — или  никто!

– Прочитайте стихотворение еще раз про себя и постарайтесь уловить его настроение.

– Какое же настроение вы почувствовали? (грусть, обида, тоска, печаль)

– Кто лирический герой этого произведения? (юноша, молодой человек)

– Какие слова указывают на то, что это пишет мужчина? («я другой», «я начал раньше») 

– Почему решили, что это пишет молодой мужчина? («мой ум не много совершит»; совершит – форма будущего времени, поэтому создается ощущение, что у героя еще вся жизнь впереди)

– Но почему эти слова звучат так трагически? («Я раньше начал, кончу ране» слова звучат как пророчество собственной судьбы. А написано-то стихотворение в 1832 году! Л. было всего 16 лет, чуть старше вас, а насколько оно проникнуто трагизмом, предзнаменованием своей судьбы, фатализмом!)

– Что еще мы узнаем о лирическом герое, кроме пола и возраста? Что он говорит о себе? («Нет, я не Байрон, я другой»)

– Кто такой Байрон? (Великий английский поэт, вольнолюбивый романтик)

– Поэт использует в первой строке прием противопоставления (антитезы). Будто отвечает отрицательно на чей-то вопрос – «Нет, я не Байрон, я другой».

– Какой же он «другой»? Чем отличаются эти поэты? (Л. – «Еще неведомый избранник», Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой»). 

Читайте также:  Образ ивана игнатьича в романе капитанская дочка пушкина

– Определим смысл строки «Как он, гонимый миром странник». Какие значения имеет слово «мир»? В каком значении оно употреблено здесь? («мир» – народ: «»пойти всем миром»)

– А какой странник был гоним всем миром? Всем народом? (религиозный подтекст, образ Иисуса Христа – гонимого всеми избранника). 

– Далее по тексту – «Мой ум не много совершит». Что имеется в виду под словом «ум»? (ум – творчество, опять звучит пророчество ранней смерти)

– «В душе моей, как в океане, Надежд разбитый груз лежит». Какие изобразительно-выразительные средства используются автором? (Сравнение, метафора)

– Получается, что «океан угрюмый» – это душа, внутренний мир поэта!?

– Лирический герой задает риторические вопросы самому себе.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

-А толпа здесь – это сам народ, читатели.

– Как же сам отвечает на вопрос? («Я – или бог – или никто!») Т.е. лишь тот, кто эти думы знает! Кроме Л. его думы знает только Всевышний.

– В последней строке очень важно понять и не ошибиться со смыслом.

– Назовите значение союза «или»? (разделительный). Т.е. его функция разделить понятия «я – или бог – или никто!»

-А тире в данном случае выделяет фразу, подчеркивает ее, делает вставным оборотом! Если убрать ее из текста, то получится «я или никто!», т.е. фраза «или бог» подчеркивает, что только Богу дано знать истинные мысли всех людей, только он видит всю правду. Поэтому нельзя говорить о том, что молодой Лермонтов противопоставляет себя Богу. Это мнение ошибочно.

– Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? (в утверждении поэта «с русской душой», что только он может «рассказать» свои «думы»)

5. Анализ стихотворения «Молитва»

– Многими исследователями был доказан истинный религиозный смысл стихотворений Лермонтова. Давайте попробуем его понять на примере стихотворения «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»)

– Выразительное чтение учителя.

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя;

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

– В этом стихотворении мы видим явный религиозный подтекст.

– В чем он выражен? (название, обращение)

-Попытаемся в нем разобраться.

– Что можете сказать об особенности композиции этого стихотворения? (состоит из 2-х частей)

– О чем «молит» лирический герой в первых строках?

– За что же «всесильный» должен его покарать?

1 – За то, что мрак земли могильный

     С ее страстями я люблю…

(Земная жизнь ему милее небесной, он в этом смело признается!)

2 – За то, что редко в душу входит

   Живых речей твоих струя…          (Редко обращается с молитвой к Богу)

3 – За то, что в заблужденье бродит

   Мой ум далеко от тебя…..  (ум далек от христианских мыслей) 

4- За то, что лава вдохновенья

   Клокочет на груди моей…   ( – Что значит «лава вдохновенья»? Это творчество! Муза!)

5- За то, что дикие волненья        

Мрачат стекло моих очей…

6- За то, что мир земной мне тесен,

    К тебе ж проникнуть я боюсь….   (-В чем признается?)

7- И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь… (-А кому же молится поэт? Л. «молится», т.е.обращается в «песнопеньях» к возлюбленной, к природе, к родине, но все эти адресаты любви – творения всевышнего, значит любовь к ним – это воплощение любви к богу)

-О чем просит поэт во 2 части стихотворения?

– Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор…

– Что же такое «чудный пламень»? (это дар творчества, которое терзает и мучает, не дает покоя. Л.осознает, что дар творчества данный от бога, помогает ему видеть в мире несовершенство, писать об этом, и это его губит, терзает душу, которая рвется «на тесный путь спасения».

Лирический герой просит освободить его от творчества, от дара поэта, лишить вдохновения, т.к.душа желает вернутся к богу.  Строка «Угаси сей чудный пламень» контрастирует просьбой пушкинского поэта-пророка.

Лермонтов уже отказывается от дара, хочет быть обыкновенным смертным человеком)

– От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

6.  Подведение итогов урока.

-Итак, мы проанализировали 2 стихотворения Лермонтова, скажите, как же в них раскрываются мотивы вольности и одиночества? (Вольность здесь моральная, поэт должен быть свободен от мнения света, а вот одиночество реальное – Л.был одинок, тем он и привлекал и привлекает до сих пор читателей)

– Что нового вы узнали о судьбе М.Ю.Лермонтова? О его творчестве?

– К какой теме лирики поэта мы сегодня обратились?

– Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

– Оценки за урок

– ДЗ: – индивидуальные сообщения на тему «Адресаты любовной лирики Лермонтова (Екатерина Сушкова, Наталья Иванова, Варвара Лопухина, Мария Щербатова)

-найти и принести на урок тексты стихотворений «Мы случайно сведены судьбою», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет», «Я не унижусь пред тобою», «Мне грустно, потому что я тебя люблю».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/27/zhizn-i-sudba-myulermontova-motivy-volnosti-i-odinochestva-v

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровождённый миг

Почёл потерянным досугом.

М. Лермонтов

План

I. Вступление.

1. Тема одиночества – типичная для творчества М. Ю. Лермонтова.

2. Духовный преемник Пушкина.

II. Основная часть.

1. «Нет, я не Байрон…».

2. «Стансы».

3. «Пророк».

4. «Как часто, пёстрою толпою окружён…».

5. «И скучно и грустно».

6. «Выхожу один я на дорогу…».

7. «Воздушный корабль».

III. Заключение.

Скорбь об одиночестве человека в мире.

Тема одиночества представлена в творчестве М. Ю. Лермонтова многогранно. В его стихах звучит грусть, тоска, обида, неудовлетворённость собой, обществом, судьбой, политической обстановкой в стране. Но при всём этом в стихотворениях поэта нет одного – равнодушия к жизни. Вся поэзия Лермонтова воспринимается как его лирический дневник, в котором он откровенно рассказывает о себе.

Лермонтов – духовный преемник Пушкина. Он так же ёмко отразил в своём творчестве глубокие размышления о времени и о себе. А так как его произведения создавались в годы реакции, то совсем неудивительно, что многие из них проникнуты горечью одиночества.

В свой самый ранний период творчества Лермонтов раскрывал тему одиночества традиционно. Юный поэт, подражая Байрону, противопоставлял лирического героя серой и бездушной толпе. А в стихотворении «Нет, я не Байрон…», которое стало программным, не только дал свой лирический портрет, но и предсказал свою судьбу:

Нет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Однако уже в 1830 году в стихотворении «Стансы» появляется неожиданное звучание:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровождённый миг

Почёл потерянным досугом.

. . . . . . . . . . . . . . . . .

На светлый запад удалюсь;

Вид моря грусть мою рассеет.

Ни с кем в отчизне не прощусь —

Никто о мне не пожалеет!..

Совет!

Так зазвучала характерная только для Лермонтова трактовка темы одиночества. Непонимание окружающим миром поэт воспринимал не клеймом проклятия, а знаком высокого избранничества. Одиночество он избрал добровольно как единственно возможное состояние своей души.

В стихотворении «Пророк» появляется запоминающийся образ осмеянного и всеми презираемого пророка. Оно как бы продолжает одноимённое произведение Пушкина: наделённый божественным даром поэт осознаёт всю тяжесть своего предназначения.

Люди, которым он говорит о правде и любви, презирают пророка («В меня все ближние мои бросали бешено каменья»). Поэт возвращается в пустыню, где слышат его лишь звёзды да твари земные, он бесконечно одинок, но не отказывается от своего высокого назначения.

Стихотворение отражает внутреннее мироощущение Лермонтова – такого же отвергнутого и одинокого, видящего вокруг себя равнодушие, пороки и злобу.

В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…» лирическому герою скучно на балу среди «пёстрой толпы», «дикого шёпота», «затверженных речей», среди бездушных людей, «приличьем стянутых масок». Лермонтов искал и не находил желанной гармонии с миром и обществом, в котором жил.

Он всегда ощущал себя обречённым на жизнь среди чуждых ему людей и страдал в обществе, где царили фальшь, ложь, лицемерие и скука. С этим миром Лермонтов был связан и рождением, и воспитанием, но откровенно презирал светские интриги и сплетни.

У поэта часто появляется желание бросить вызов этому безумному царству масок.

В стихотворении «И скучно и грустно» лирический герой Лермонтова не находит счастья ни в любви, ни в дружбе. Он разуверен в себе и в жизни. У него нет больше надежды на исполнение желаний: «…что пользы напрасно и вечно желать?».

В произведении «Выхожу один я на дорогу…» лирический герой одинок уже перед целым миром – перед вселенной. Здесь отчётливо звучат мотивы одинокого странничества, полной душевной опустошённости, тоскливого отчаянья.

Обратите внимание

Среди множества стихов Лермонтова, в которых звучит мотив одиночества, мне кажется интересным ещё одно произведение – «Воздушный корабль».

В нём поэт обращается к образу Наполеона, рисуя традиционный образ романтического героя. Трагедия этого героя в том, что он не находит себе места в мире среди людей.

Наполеон противопоставлен всему миру, ему нет покоя даже после смерти. Ярким символом одиночества в этом стихотворении является воздушный корабль.

Даже в неодушевлённых образах природы воплощены мысли Лермонтова об одиночестве: «белеет парус одинокий», старый утёс одинок, «и тихонько плачет он в пустыне», «дубовый листок оторвался от ветки родимой». Все эти образы овеяны тоской о счастье. Вся лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире людей.

Источник: https://librolife.ru/g2989614

Тема вольности и гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Одна из центральных тем романтизма — тема вольности и гордого одиночества. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер, Гейне. Европейских романтиков увлекала идея непонятности поэта обществом, его изгнанности и трагического одиночества.

Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — М. Ю. Лермонтова. Поэт — избранник судьбы. Эта избранность — не только величайший дар, но и тяжелое бремя.

Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности.

Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству в отношениях с людьми, он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество.

Это судьба талантливых поэтов всего мира, и поэтому тема одиночества в понимании немецких романтиков близка и Лермонтову. Пропустив их произведения через призму своей творческой личности, переосмыслив и переоценив их, русский поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, таких, как “Родные вершины…”, “На севере диком…” и др.

Травля поэта обществом может привести даже к гибели борца, и Лермонтов знает об этом: под впечатлением от трагической смерти Пушкина он пишет стихотворение “Смерть поэта”, в котором осуждает слепое, подлое и жестокое общество, фактически казнившее замечательного поэта за его вольнолюбие, смелость и едкую критику этого общества. Еще в молодости Лермонтов видел чудовищную несправедливость и низость, которые вызывают в нем резкий протест. В стихотворении “Парус” звучат мотивы одиночества и жажды очистительной бури, которая смыла бы все несправедливости мира:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Эту борьбу, стремление к очищению общество понять и оценить неспособно, оно изгоняет поэта, и тот, не сломленный, гордо покидает свет, мечтая найти приют себе и своим убеждениям “за стеной Кавказа”. Так в лирике Лермонтова появляется мотив изгнанничества:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…

Важно

Внешне поэт спокойно и хладнокровно переживает свой отъезд, но в душе он болезненно относится к своему изгнанию, он любит родной край и на самом деле не хочет с ним расставаться. Потому в стихотворении “Тучи” тучки мчатся, как он, “с милого севера в сторону южную”, но они неживые и не могут разделить его боль расставания с Родиной:

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Нет у вас родины, нет вам изгнания!

Боль усугубляется тем, что поэт абсолютно одинок, рядом с ним нет понимающей и сочувствующей души, которая могла бы разделить его тоску по родине. В стихах Лермонтова начинает звучать мотив разобщенности, невозможности соединения с родственной душой.

Читайте также:  Наталья дмитриевна в комедии горе от ума грибоедова характеристика героя

Так, поэт трактует любовное стихотворение Шиллера, где говорится о невозможности встречи двух влюбленных, по-своему делая акцент на невозможность слияния вообще двух родных душ (“На севере диком…”).
Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни.

Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою…” и др.). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути.

Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной. Борьба теряет свой острый смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:

Я ищу свободы и покоя,
Я б хотел забыться и заснуть.

В стихотворении чувствуется ужасная усталость, безысходность, из-за которой поэт хочет погрузиться в тихий сон, где нет трудностей и тревог, и этот сон потом плавно перейдет в смерть, такую же тихую и безболезненную.

А в стихотворении “И скучно и грустно” звучит не только безысходность, но и пугающий пессимизм, разочарованность в жизни: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка… Это слова человека, потерявшего всяческую веру, надежду, разуверившегося и разочаровавшегося в жизни.

В этих строках слышится горечь непонятности и одиночества, желание освободиться от мирских условностей и обрести вольность и покой в мире ином, где нет земных предрассудков и жестокостей.

Совет!

В одном из своих поздних стихотворений — “Дума” — поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно.

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Однако история рассудила иначе; великий поэт здесь ошибся: если его лирика и не ценилась современниками, то виноваты в этом только серость и индифферентность общества, не сумевшего распознать настоящего гения и сделавшего его гордым одиноким странником.

Творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, отразившее напряженные духовные искания, богатство внутреннего мира поэта, не перестает восхищать потомков. М. Ю.

Лермонтов, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/tema-volnosti-i-gordogo-odinochestva-v-lirike-m-yu-lermontova/

Тема вольности и гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

    О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! 
    Жрецы минутного, поклонники успеха! 
    Над кем ругается слепой и буйный век, 
    Но чей высокий лик в грядущем поколенье 
    Поэта приведет в восторг и умиленье! 
    А. С. Пушкин

    Одна из центральных тем романтизма — тема вольности и гордого одиночества. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер, Гейне. Европейских романтиков увлекала идея непонятности поэта обществом, его изгнанности и трагического одиночества. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — М. Ю. Лермонтова. 

    Поэт — избранник судьбы. Эта избранность — не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству в отношениях с людьми, он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. Это судьба талантливых поэтов всего мира, и поэтому тема одиночества в понимании немецких романтиков близка и Лермонтову. Пропустив их произведения через призму своей творческой личности, переосмыслив и переоценив их, русский поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, таких, как “Родные вершины…”, “На севере диком…” и др. 
    Травля поэта обществом может привести даже к гибели борца, и Лермонтов знает об этом: под впечатлением от трагической смерти Пушкина он пишет стихотворение “Смерть поэта”, в котором осуждает слепое, подлое и жестокое общество, фактически казнившее замечательного поэта за его вольнолюбие, смелость и едкую критику этого общества. Еще в молодости Лермонтов видел чудовищную несправедливость и низость, которые вызывают в нем резкий протест. В стихотворении “Парус” звучат мотивы одиночества и жажды очистительной бури, которая смыла бы все несправедливости мира: 

    А он, мятежный, просит бури, 

    Как будто в бурях есть покой!

    Эту борьбу, стремление к очищению общество понять и оценить неспособно, оно изгоняет поэта, и тот, не сломленный, гордо покидает свет, мечтая найти приют себе и своим убеждениям “за стеной Кавказа”. Так в лирике Лермонтова появляется мотив изгнанничества:

    Прощай, немытая Россия, 

    Страна рабов, страна господ…

    Внешне поэт спокойно и хладнокровно переживает свой отъезд, но в душе он болезненно относится к своему изгнанию, он любит родной край и на самом деле не хочет с ним расставаться. Потому в стихотворении “Тучи” тучки мчатся, как он, “с милого севера в сторону южную”, но они неживые и не могут разделить его боль расставания с Родиной:

    Нет у вас родины, нет вам изгнания!

    Боль усугубляется тем, что поэт абсолютно одинок, рядом с ним нет понимающей и сочувствующей души, которая могла бы разделить его тоску по родине.

В стихах Лермонтова начинает звучать мотив разобщенности, невозможности соединения с родственной душой.

Так, поэт трактует любовное стихотворение Шиллера, где говорится о невозможности встречи двух влюбленных, по-своему делая акцент на невозможность слияния вообще двух родных душ (“На севере диком…”). 

    Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою…” и др.). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной. Борьба теряет свой острый смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:

    Я ищу свободы и покоя, 

    Я б хотел забыться и заснуть.

Обратите внимание

    В стихотворении чувствуется ужасная усталость, безысходность, из-за которой поэт хочет погрузиться в тихий сон, где нет трудностей и тревог, и этот сон потом плавно перейдет в смерть, такую же тихую и безболезненную. А в стихотворении “И скучно и грустно” звучит не только безысходность, но и пугающий пессимизм, разочарованность в жизни: 

    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка…
    Это слова человека, потерявшего всяческую веру, надежду, разуверившегося и разочаровавшегося в жизни. В этих строках слышится горечь непонятности и одиночества, желание освободиться от мирских условностей и обрести вольность и покой в мире ином, где нет земных предрассудков и жестокостей. 
    В одном из своих поздних стихотворений — “Дума” — поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно.

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой, 

     Ни гением начатого труда.

    Однако история рассудила иначе; великий поэт здесь ошибся: если его лирика и не ценилась современниками, то виноваты в этом только серость и индифферентность общества, не сумевшего распознать настоящего гения и сделавшего его гордым одиноким странником.

Творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, отразившее напряженные духовные искания, богатство внутреннего мира поэта, не перестает восхищать потомков. М. Ю.

Лермонтов, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/raznoe/4746-tema-volnosti-i-gordogo-odinochestva-v-lirike-m-yu-lermontova

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова в значительной степени предопределена самой его биографией. Брак его родителей был недолгим; мать поэта умерла, не дожив и до двадцати двух лет, а отец по ряду причин был вынужден оставить сына на попечение бабушке.

Та обожала внука и занималась всесторонним развитием мальчика, однако любви родителей заменить была не в силах, что не могло не оставить отпечатка на мировосприятии впечатлительного и одаренного ребенка. В его детстве не было привычных шумных забав — в том числе из-за неважного состояния здоровья.

Зато он, как это в подобных случаях подчас и происходит, рано выучился искать лекарство от скуки в себе самом, развивая воображение и мечтательность. Внутренний мир превалировал над внешним уже сызмальства.

«Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я…», «В младенческих летах я мать потерял…», «Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить…» — список цитат подобного рода мог бы, полагаю, занять отдельный том среди собрания сочинений поэта. И это я, можно сказать, намеренно избегаю классических примеров: «Парус», «…пестрою толпою окружен», «Выхожу один я на дорогу…»

Одиночество М.Ю. Лермонтова было и бедой его, и отрадой. Герои его творчества — люди зачастую противоречивые, сложные, нравственно неоднозначные. И бесконечно одинокие в сердце своем. Евгений Арбенин, Мцыри, Григорий Печорин… Потрясающе точно выписанные, не могут они все быть исключительно плодом поэтического воображения.

Эгоцентризм в высшем своем проявлении характерен для жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Отчасти это можно объяснить возрастом. Интересно было бы взглянуть, да простят мне мой цинизм, как бы сложилось дальнейшее мировоззрение поэта, дрогни рука у Н. Мартынова 15 июля 1841г.

Что-то, увы, подсказывает, что роковой выстрел все равно оборвал бы жизнь литературного гения — не в тот раз, так немногим позже.

Лирический герой М.Ю. Лермонтова резко контрастирует со своим окружением. Если взять три приведенных выше примера — Арбенин, Мцыри, Печорин — ни один из них не принадлежит обществу, в котором находится.

Важно

Проще всего с Мцыри — юноша оказался невольным гостем и пленником монастыря, он изначально всем чужой.

Что касается Арбенина, то он любит свою молодую супругу со всей необузданной силой души своей, внешне скучающей, и убивает, не в силах принять мысли о ее неверности. Убедившись в обратном, сходит с ума.

Люди этого типа любят страшно и для себя, и для других; живя в большей степени внутренними страстями, нежели внешними событиями, они и людей вовлекают в свою жизнь в качестве фигур на воображаемом игровом поле.

Горе и одним и другим, если роль не соответствует истинному амплуа! В наивысшей степени противостояние личности и общества проявляется в характере Григория Печорина.

Там не то что обществу — он сам себе противоречит, в нем словно два разных человека живут и действуют, вернее, один действует, второй его обличает и язвит бесконечно.

Лермонтовское одиночество различается интонационно и по смыслу. Оно проявляется как в нежно-мечтательных настроениях («надо мной чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел…»), так и в откровенных дерзостях («Смерть поэта», там постоянное противопоставление: «он — вы»).

Что касается «Смерти поэта», то к тому моменту Лермонтов прожил уже двадцать три из отведенных ему неполных двадцати семи, и, будучи человеком своего времени, не мог не понимать, какая реакция последует за громкими высказываниями. Многие разделяли скорбь по погибшему А.С.

Пушкину, но такую публичную порку действующей власти организовал один.

В любви поэт не снискал счастья, что лишь усилило линию одиночества, неразделенного и отвергнутого чувства. На смену возможному отчаянью пришли остроумие и колкость — в качестве защитной реакции. Считая унизительным для себя проявление доброты и участия в обществе, он выбирает роль беспощадного тирана.

Совет!

Одиночество, как фон для изучения своего внутреннего мира, порой подводило поэта практически к провидению.

Например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» есть фраза «спит земля в сиянье голубом…» При взгляде из космоса наша планета действительно окружена голубоватой дымкой, но, спрашивается, в начале XIX века откуда об этом было известно Лермонтову? Не говоря о его «автонекро-» стихотворениях, где он с пугающей точностью описывает картины своей будущей гибели. Стихотворение «Сон»: жар, долина, глубокая рана в груди, лежал один я, уступы скал кругом…» Реальность: середина июля, поляна у подножия Машука, ранение в грудь навылет, вокруг горы, тело увезли не сразу из-за грозы…

Жизнеутверждающий «Пророк» А.С. Пушкина, в котором взгляд автора направлен в будущее с надеждой, сменяется отчаяньем и разочарованием одинокого лермонтовского. В принципе, поэт-то всегда одинок, это явление трудно себе представить групповым, но, пожалуй, наиболее остро и пронзительно тема одиночества звучит именно у М.Ю.

Лермонтова — юноши, вся жизнь которого являла собой цепочку несчастливых для него событий (как у того же его Печорина…).

В раннем детстве остался без родителей, последние дни свои провел в кругу людей чужих, неблизких, погиб, не простившись ни с кем… Герои его трагичны — как трагична вся его неповторимо одинокая творческая жизнь.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/tema-odinochestva-v-lirike-lermontova.html

Ссылка на основную публикацию