Обломов и обломовщина в романе гончарова обломов сочинение

Сочинение на тему: Обломов и «обломовщина»

Гончаров создал много произведений, где сознательно уклоняется от конкретики. В своих романах, он не любил описывать людей с конкретными, только им свойственными, чертами характера.

Он создавал своих героев, чьи черты могли подойти множеству обыкновенных людей. Так в 1859 году появилось произведение Обломов, где автор показал общество дворян и его состояние в пореформенной России.

И вот, прочтя работу Гончарова, мне нужно раскрыть тему Обломов и обломовщина в сочинении за 10 класс.

Обратите внимание

Начиная работу по теме Обломов и обломовщина, хочу выделить главного героя — это Обломов Илья Ильич собственной персоной. Он дворянин, культурный человек, образованный, умный. Как описывает его автор, это мужчина 32 лет с приятной внешностью, но на его лице и в его глазах отсутствует идея. Нет в нем жизни.

Он погружен в какую-то пучину сна. Это ленивый персонаж, и несмотря на то, что в нем изначально заложены наилучшие черты характера, та атмосфера, в которой он рос и воспитывался, все изменили и в характере Обломова начался необратимый процесс.

Никакая дружба, никакие чувства не смогли его поднять с дивана, заставить действовать.

Герой равнодушен к окружающей действительности, он мечтает и живет по принципу, а кабы да абы. Обломов постоянно рассуждал о том, как бы было хорошо, если бы это сделалось. Но, чтобы все делалось само по себе. Илья Ильич не видит себя соучастником ни в одном деле. И мы находим причину такого поведения.

Все кроется в детстве. Мы видим, что Обломов растет в окружении слуг. В его жизни за него все делали другие. И хотя мальчик изначально был любознательным и бойким, атмосфера деревни Обломовка убили в нем все прекрасное. А сказки, рассказанные няней, посеяли семена тоски и боязни.

А далее мы знакомимся с «обломовщиной».

Что же такое обломовщина?

Как по мне, это болезнь и болезнь всепоглощающая. Понятие обломовщина в романе поднималось не раз. Главным симптомом заболевания является лень, бездействие и боязнь перемен.

Есть ли среди нас обломовщина и Обломовы сегодня? Как ни грустно это прозвучит, но обломовщина есть и сейчас. Эта болезнь просто неискоренима. Люди боялись перемен тогда, люди боятся перемен и сегодня. Они хотят что-то изменить, но хотят, чтобы это сделали другие.

Все мы любим перекладывать дела на кого-то, желая быть просто наблюдателями за происходящим. Не получается переложить свои обязанности на кого-то? Ну и пусть все будет пущено на самотек. Вот так мы и живем, подобно Обломову.

Важно

А ведь нужно все менять, двигаться вперед, действовать, спотыкаться в своих начинаниях, падать, подниматься и идти дальше. Только так мы сможем достичь в жизни большего. И именно по такому принципу я собираюсь жить в дальнейшем.

Уж очень мне не хочется быть Обломовым и заразиться такой болезнью, как обломовщина.

  • обломов
  • сочинение обломов и обломовщина

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-oblomov-i-oblomovshhina.html

Обломов и «обломовщина» в романе Гончарова «Обломов» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад.

Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян.

Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не способных к решительным действиям.

«Почему я такой?» – спрашивает самого себя Обломов. Он, тридцатидвухлетний человек, горестно сознает собственную бесполезность в обществе. В начале романа автор подробно описывает детство героя и жизнь в родовой деревне Обломовке, где основным занятием для господ были еда и сон. Илюшу любили, жалели и кормили, но не готовили к взрослой жизни.

В результате вырос добрый большой ребенок, безответственный, не способный позаботиться о себе. Гончаров рисует своего героя человеком «приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Мысль гуляла вольной птицей по лицу, <…> пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».

Переехав в Петербург, Обломов и здесь живет по законам Обломовки. Главный предмет обстановки его квартиры – диван, на котором герой лежит целыми днями в засаленном халате. Кругом пыль, грязь, паутина; старый слуга Захар ленив и распущен.

Барин иногда ругает его, но в действительности они не могут друг без друга: «Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, а Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лгать и в то же время благоговеть перед ним». Он, не задумываясь, умер бы за своего барина, а тому и в голову не могло прийти сменить слугу.

Лежанье не было для Обломова необходимостью, как для больного или уставшего человека. Это было его нормальным естественным состоянием.

Герой и спит, и живет на диване, днем придумывая план усовершенствований жизни крестьян в своем поместье, где не был уже 12 лет. Пользуясь безволием хозяина, староста Обломовки нагло обманывает барина, ссылаясь на постоянные засуху и неурожай.

Малейшие перемены в жизни пугают Обломова. Просто выйти из дому, тем более поехать в деревню и разобраться – выше его сил.

Совет

Попытка влиться в общественную жизнь окончилась для него крахом. Кое-как окончив университет, Обломов поступает на службу чиновником, но работа в конторе – бессмысленное перекладывание бумажек – требует от него больших усилий и сосредоточенности. Отправив одно из писем не по адресу, Илья Ильич впал в депрессию, не смог победить чувство вины и больше на службу не являлся.

Обломов – добрый, порядочный, не лишенный ума и способностей человек. Он никогда не согласился бы подличать или лгать ради карьеры. Для него невыносимо изображать кипучую деятельность в конторе, которая не приносит государству никакой пользы. Он не может причинить вреда окружающим, поэтому выбирает безделье как единственный способ существования.

По крайней мере, он не участвует во всеобщем зле, исключив себя из активной жизни. Вредит он только себе. Но главное, он воспитан в традиции, когда труд считался для человека наказанием, мученьем, божьей карой за грехи. Так, родные и слуги с причитаниями провожали Илью в город учиться, как на погибель. За коляской молодого Обломова тянулись возы с продуктами и вещами.

В 32 года он с гордостью заявляет, что никогда сам чулки не надевал!

Иногда к Обломову приходят в гости его знакомые, рассказывают новости, зовут его прогуляться, от чего герой всегда отказывается. Молодой светский щеголь Волков соблазняет Илью Ильича прокатиться на гулянья в Екатерингоф, рассказывает о визитах, перчатках и фраке, об очередной своей влюбленности.

Бывший сослуживец Судьбинский говорит о карьере, выгодной женитьбе, деньгах, квартирах и т. д. Сочинитель газетных статей, «литератор» Пенкин утомляет Обломова перечислением общественных пороков, предлагает почитать его статью «Любовь взяточника к падшей женщине».

Мелкий чиновник Алексеев, «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией», один приходит просто посидеть с Ильей Ильичом. Гости взахлеб говорят о своем, жалобы Обломова на старосту и необходимость переезда на другую квартиру они не слышат, и только живущий в крайней нищете Алексеев сочувствует хозяину.

Слушая рассказы знакомых об их бурной жизни, Обломов жалеет их, считая глубоко несчастными. Он понимает истинный смысл поступков. Знакомые радуются, тратя себя на пустоту, суету, которую всерьез считают жизнью.

Гончаров талантливо изображает бессмысленность государственной службы (Судьбинский), пошлость и продажность литераторов всех мастей (Пенкин), бесцельность жизни высшего света (Волков), обезличивание мелкого чиновничества (Алексеев).

Обратите внимание

В образе Обломова сквозит обреченность. Он добровольно заключает себя в пространство четырех стен, видя, что зло вокруг торжествует. По характеру он не борец. Даже понимая, что его грабят (староста Тарантьев), Илья Ильич не в силах сопротивляться или защищаться. Гончаров в тексте романа прямо называет причину бедствий своего героя – это обломовщина.

Именно она вызывает паралич воли, безответственность, страх перед жизнью, привычку надеяться на чудо или на «авось». Обломовщина превратила жизнь Ильи Ильича в жалкое существование, да и род Обломовых, когда-то сильный и богатый, теперь совсем измельчал и деградировал. Впитав эту разлагающую психологию с ранних лет, герой уже не может жить по-другому.

С детства Илью ограждали от суровых законов жизни, в которой безделье для аристократов было главной привилегией правящего класса. Отсюда все несчастья Обломова, его невостребованность обществом – с одной стороны, и неумение сделать что-либо без посторонней помощи – с другой.

Обломовка с ее нравами – его рай, куда он мечтает вернуться и который он обрел наконец в доме вдовы Пшеницыной, где и умер счастливым.

В статье «Что такое обломовщина?» критик Н. А. Добролюбов проанализировал историческую ситуацию в России и дал оценку герою романа и самому явлению.

Обломовщина, этот вечный «сон разума» и воли, калечила души людей, делала их ленивыми и безвольными. Критик указывает на типичность образа Обломова. Он писал, что Гончаров хотел добиться, чтобы случайный образ сделать типичным.

Недаром, пытаясь оправдаться, Обломов восклицает: «Разве я один обломовец? Нас легион!»

Изображая русского барина, Гончаров показывает процесс вырождения дворянства и обращает внимание на характерные черты национального характера. Реализм Гончарова замечателен тем, что вместе с положительными качествами писатель безжалостно показывает и отрицательные черты, присущие герою.

Важно

Черты обломовщины до сих пор живы у славян: этакое ожидание молочных рек с кисельными берегами при удобном лежании на печи. Добролюбов не соглашается с концовкой романа Гончарова. Он писал, что Гончаров решился похоронить обломовщину.

«Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», – говорит он устами Штольца, и говорит неправду. Обломовка – жива, а «ее триста Захаров всегда готовы к услугам». Роман И.

Гончарова пережил свое время и остался в истории русской литературы именно потому, что изживать в себе психологию обломовщины придется еще не одному поколению русских людей.

Источник: http://resoch.ru/oblomov-i-oblomovshhina-v-romane-goncharova-oblomov/

Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова

Замысел романа «Обломов» возник в 1847 году, и тогда же И. А Гончаров опубликовал главу «Сон Обло­мова» , центральную по смыслу и месту в повествова­нии. Полностью роман был напечатан только в 1859 году в журнале «Отечественные записки».

Чи­тая это произведение, нельзя не вспомнить замеча­тельную фразу М. Ю. Лермонтова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…

» Наблюдения над образом главного героя — Ильи Ильича Обломо­ва, позволяют проследить судьбу целого поколения. Сам И. А.

Гончаров так определил идейную направ­ленность своего романа: «Я старался показать в «06-ломове», как и отчего у нас люди превращаются пре­жде времени в… кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Что же это за частные обстоятельства, превратив­шие Обломова в лежебоку, не интересующего ничем, кроме собственного спокойствия? Что породило в нем безволие, апатию, равнодушие к собственной судьбе? Что привело его к никчемности, несостоятельности, распаду личности?

Роман «Обломов» — роман, родившийся из сна. Автор, искусно используя прием обращения к памяти персонажа для развертывания событий, показывает читателю детство героя.

Замкнутость и однородность пространства, цикличность жизненного круга, преоб­ладание физиологических потребностей, полное от­сутствие духовности — вот основные признаки жизни в Обломовке. «Нет… там высоких гор, скал и пропас­тей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

.. Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представляет ряд живопис­ных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей… Пра­вильно и невозмутимо совершается там годовой круг… Главною заботою были кухня и обед… Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Об­ломовке».

После сытного обеда всех жителей Обло­мовки охватывал «какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти».

Совет

Без главы «Сон Обломова» образ главного героя был бы неполным. В ней автор показывает, в чем кроются корни «обломовщины». Гончаров называет ро­довое имение Ильи Ильича «благословенным уголком земли», «чудным краем».

Жители Обломовки «нико­гда не смущали себя никакими туманными умствен­ными или нравственными вопросами… Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедуш­ки…

Читайте также:  Характеристика и образ веры в романе герой нашего времени лермонтова сочинение

Как что делалось при дедах и отцах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается и теперь в Обломовке.

О чем же им было задумываться и чем волноваться, что узнавать, каких целей добиваться?

Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них».

Маленький Илья в доме родителей был окружен любовью и постоянной заботой. Он с детства впитал тот барский образ жизни, который вели жители в име­нии.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезыва­ется в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чер­тит программу своей жизни по жизни, его окружаю­щей», — пишет автор.

Детская любознательность побуждает Илюшу бе­жать к горе, в березняк и в овраг, но все эти порывы пресекаются няней, родителями. Учебой своего един­ственного сына родители тоже не неволили. То его на недельку оставят дома, так как «все…

были проник­нуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью всю неде­лю».

А то «и недели три Илюша гостит дома, а там, смотришь, до Страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там кто-нибудь в семействе почему-то решит, что на Фоминой неделе не учатся; до лета остает­ся недели две — не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж лучше до осени отложить».

Обломов наделен чертой сказочного героя — верой в возможность чуда. Это добавляет ленивому и не спо­собному к созиданию Обломову обаяния и симпатии и сближает его с героями русских сказок. С детства впи­тавший сказочное восприятие окружающего мира, он и в зрелом возрасте пытается создать особый мир.

«Взрослый Илья хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом, сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.

Обратите внимание

Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гу­ляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остает­ся расположение полежать на печи, походить в гото­вом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».

И нужно заметить, что взрослому Обломову в ка­кой-то степени удается воплотить в жизнь свои мечта­ния. Благодаря Захару ему не нужно заботиться об устройстве своего быта, Тарантьев (пусть и из корыст­ных целей) берет на себя хлопоты по переезду на Вы­боргскую сторону, Штольц спасает родовое имение от разорения.

Обломов даже на Ольге бы смог жениться, если бы приложил немного усилий.

Воодушевленная вестью о том, что дело с ее имением решилось, она ду­мала: «Он поскачет, сломя голову, в Обломовку, на­скоро сделает все нужные распоряжения, многое за­будет, не сумеет, все кое-как, и поскачет обратно, и вдруг узнает, что не надо было скакать — что есть дом, сад и павильон с видом, что есть где жить и без его Об­ломовки…

Да, да, она ни за что не скажет ему, выдержит до конца; пусть он съездит туда, пусть пошеве­лится, оживет — все для нее, во имя будущего сча­стья! Или, нет; зачем посылать его в деревню, расставаться? Нет, когда он в дорожном платье при­дет к ней, бледный, печальный, прощаться на месяц, она вдруг скажет ему, что не надо ехать до лета: тогда вместе поедут…»

Слово «обломовщина» как обозначение образа жизни употребляет впервые Штольц. Автор показал нам ее корни в главе «Сон Обломова». Эта глава важна для понимания образа главного героя как общечело­веческого типа.

Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломо­ва заставляет читателей задуматься над вопросами свободы воли, об ответственности за себя и за окру­жающих нас людей.

В чем залог полноценного бытия? Как должна быть устроена жизнь, чтобы в ней не по­гибал человек, не прятался от нее? Необходимо жить «как нужно» или «как хочу»? Судьба Обломова — это пример того, как все «началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».

Источник: http://5litra.ru/soch/191-oblomov-i-oblomovschina-v-romane-i-a-goncharova.html

Сочинение — Обломов, Обломовка, обломовщина в романе Гончарова — Сочинение

Обломов, Обломовка, обломовщина в романе И. А. Гончарова.

Когда знакомишься с человеком, редко что характеризует его так ярко, как то место, где он живет, вещи, которые его окружают, люди, которые ему близки.

Очевидное доказательство этого наблюдения дает роман И.А. Гончарова «Обломов». В нем писатель словно бы намеренно снижает образ главного героя, русского помещика, живущего в патриархальной Обломовке.

На первый взгляд кажется, что здесь и рассуждать-то не о чем, так заражен Обломов ленью, бесполез­ной мечтательностью, практической никчемностью. Эти качества героя подчеркнуты описанием его кабинета, который поражает своей запущенностью и небрежностью.

Важно

Идя по стопам Гоголя, ав­тор нагнетает детали: паутина на стенах, пожелтевшая страница забытой книги, грязная тарелка на столе… «Можно было бы поду­мать, что тут никто не живет». Да Обломов словно бы и не живет вовсе, он лежит и… мечтает.

Воплощением его натуры стали два предмета: домашние тапки и уютный халат, который так шел «к покойным чертам лица его и к изнеженному телу».

Действительно, в очень невыгодном свете предстает на первых же страницах романа его герой. Но не будем спешить с выводами, ведь сам писатель не стремится произнести приговор, а представ­ляет читателю обширный материал для размышлений о герое.

«Отчего я такой?» — задает себе мучительный вопрос Обломов. Где кроются истоки его характера? Как водится, в начале жизни человека, в традициях того края, где он вырос. Все, начиная с природы, окружающей ребенка, и заканчивая увлекательными сказками няни, сформировало Обломова. Так И.А. Гончаров под­черкивает исконно русские, национальные основы его характера.

Описывая природу Обломовки, автор постоянно использует то олицетворения, то сравнения. Небо ближе жмется к земле, чтобы обнять ее покрепче, с любовью; оно распростерлось над головой, как родительская надежная кровля.

Не здесь ли корни обломовской «голубиной нежности», незлобивости? Эти черты поддерживала и развивала семья, окружившая Илюшу лаской и любовью. Так укреплялось его «честное, верное» сердце.

Но од­новременно эта не знающая границ забота, эта полная зависи­мость от других, от крепостных, выполнявших малейшие жела­ния хозяина, лишили Илью Ильича способности сделать что-либо самостоятельно и умения решать реальные проблемы, жизнь заменялась фантазиями, близкими к няниным сказкам, и герой бессознательно грустил подчас, «зачем сказка не жизнь». В своих мечтах Обломов переносился в мир, где нет ме­ста суете, где правят незыблемые, устойчивые законы, а жизнь течет ровно, широко, подобная не своенравной реке, а спо­койной русской равнине…

Одна из основных забот жителей Обломовки — забота о пище. Стук ножей слышался в доме с утра до вечера.

Какие за­пасы варений, солений там готовились! Какие пеклись пироги, варились квасы! Не напоминают ли эти описания сказочные «молочные реки с кисельными берегами», «скатерть-самобран­ку» и прочие волшебные предметы? И не столько об обильной пище здесь речь, сколько о традиционном русском хлебосоль­стве, о теплоте дома. Не случайно после разрыва с Ольгой Об­ломов придет к хозяйственной Агафье Матвеевне, сам дом ко­торой напомнит герою Обломовку, станет для него маленьким ковчегом домашней жизни.

Воспоминания Обломова о детстве, о доме будут названы «сном». Это состояние неотделимо от Обломовки, где царят «тишина», «невозмутимое спокойствие», и от Ильи Ильича. Сон его обычное состояние, форма мысли, способ жизни.

Но жизнь ли это? И что тогда есть жизнь? Может быть, практич­ность и деловитость коммерсанта Штольца? Или холодность и рассудительность Ольги, которой нравилась ее роль воспитате­ля Обломова? Ответ Ильи Ильича ясен: нет! Он отворачивается от суеты, от погони за призрачными целями, когда человек разменивает себя на пустяки.

«Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей…»

Совет

После выхода романа критика разделилась в оценке его ге­роя. Для демократа Добролюбова Обломов стал олицетворени­ем русского крепостничества, патриархальности, символом традиционной русской лени, пассивности. Да, Илья Ильич — дитя Обломовки.

Но введенное Добролюбовым понятие «обло­мовщина» включает в себя весь строй патриархальной русской жизни, в том числе его традиционные национальные устои, со­державшие немало человеческого, бесценного. На умение Гон­чарова показать эти «мирные и незлобивые» стороны народной жизни и не скрыть при этом ни один из ее недостатков обра­тил внимание критик Дружинин.

«Обломов — ребенок, а не дрянной развратник… Он бессилен на добро, но он положи­тельно не способен к злому делу, чист духом», — делает вывод Дружинин.

Не является ли традиционная русская лень своеоб­разным протестом против бездушия жизни, голого расчета, хо­лодной предприимчивости «деловых людей», появившихся в России? И может быть, не в противопоставлении, а в соедине­нии разумной практичности, осмысленной деятельности с доб­ротой и человечностью, с ладом народной жизни, с природой и заключается ответ на многие вопросы, которые ставит перед нами развитие цивилизации?

Здесь искали:

  • описание обломовки
  • докажите что обломовская лень не производит впечатления пошлости сочинение с доказательствами развёрнутый ответ

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-oblomov-oblomovka-oblomovshhina-v-romane-goncharova/

ActionTeaser.

ru — тизерная реклама

Роман Гончарова “Обломов”, опубликованный в 1859 году в журнале “Отечественные записки”, не только реалистически отразил тип русского байбачества, но и с эпической масштабностью раскрыл причины этого явления, показал состояние России в пореформенный период, а также затронул проблемы, выдвинутые временем, и причины ухода дворянства с арены общественного развития России.

Проблема влияния среды на человека уже поднималась в русской литературе, но образ барина-увальня окончательно сформировался и приобрел черты типического обобщения только у Гончарова.

Именно герой романа, Илья Ильич Обломов, русский барин, воплотил черты праздности, лени, апатии, отсутствия полета мысли и чувства — словом, мертвенности духовной, которая в итоге и привела к смерти физической.

    Рисуя портрет Ильи Ильича, Гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к тридцати годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, непривычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Интерьер также подчеркивает безразличие и лень хозяина дома. Везде царит “запущенность и небрежность”.

Показывая обычный день Обломова, Гончаров подробно описывает детали (засаленный халат, стоптанные тапочки), постоянные призывы слуги Захара для поисков письма, ход мыслей героя (вставать или полежать) и отмечает неумолимый ход времени (проснулся Обломов “рано, около восьми утра”, когда подумал, что нужно вставать, был уже десятый час, но до одиннадцати утра так и не собрался подняться и гостей принимал, лежа в постели).     Во всем повторяет своего хозяина и слуга Захар. Как неизменный халат Ильи Ильича, так и старый сюртук с прорехой под мышкой — атрибут Захара. Для Обломова подняться с дивана — неимоверная трудность, для Захара — оторваться от печки. Как и барин, он всегда находит оправдание своей лени. Препирательства одного и другого направлены на то, чтобы ничего не делать, найти отговорку от дела. Захар ждет, когда барин на целый день уедет, чтобы в его отсутствие “позвать баб” и сделать уборку, а Обломов ждет, когда “созреет план”, чтобы написать письмо в деревню.     Вся внутренняя жизнь Обломова проходит в бесплодных маниловских фантазиях: то он воображает себя Наполеоном, то героем сказок своей няни — словом, совершает “подвиги добра и великодушия”. Даже план переустройства имения в его сознании приобретает грандиозные черты: мажордом Захар, оранжереи с южными плодами. “Мысль гуляет вольной птицей”.     Обломов гордится своим безделием. По его понятиям, покой и лень, тот образ жизни, который он ведет, его “нормальное состояние” — лежание — есть тот истинный образ жизни, который должен вести русский барин. Он гневно выговаривает Захару, неосторожно сравнившего его с другими: “Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу!”. Однако, гордясь своей барской неприспособленностью и независимостью, Обломов попадает под влияние чужой воли, начиная от Захара и кончая Тарантьевым с Иваном Матвеевичем. Таким образом, в портретной характеристике, внешних деталях, образе жизни Обломова Гончаров показал типичные черты русского барина-байбака: апатию, лень, бездеятельность.

    Представление о предыстории героя Гончаров дает читателям из сна Ильи Ильича, где тот видит свое детство, родной дом, семью. Здесь перед нами предстает такое явление, как “обломовщина”.

Гончаров дает понять, что это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляется светлое начало, инициатива, гуманность (вспомним больного странника в Обломовке), всякое движение (запреты на игры с деревенскими мальчишками маленькому Илье).

Читайте также:  Образ и характеристика марка крысобоя в романе мастер и маргарита

    С первых строк сна Гончаров подчеркивает безмятежность и покой самой природы, как бы определившей и образ жизни людей, населяющих Обломовку. Нет ни бурь, ни потрясений, ни высоких гор, ни необъятных морей, как отсутствуют войны и странные болезни в жизни обломовцев, как не будоражит их сознание устремленность ввысь мечты и помыслы. Как небо “ближе жмется к земле, чтоб покрепче обнять ее, уберечь от невзгод”, так и родительская любовь направлена на избавление дитяти от труда и учения. Как времена года невозмутимым порядком проходят друг за другом, так и жизнь в Обломовке измеряется родинами, крестинами, свадьбой, похоронами.     Тишина и неподвижность природы находится в гармонии с сонным образом жизни обломовцев, и писатель делает акцент на этом “ничем не победимом всепоглощающем сне, похожем на смерть”. С одной стороны, мотив сна, созвучие с ним мертвенности дум и образа жизни Гончаров покажет в других эпизодах, раскрывающих суть обломовщины, с другой — сон, как мечта, как идиллия патриархальной жизни, сосредоточенность на физиологических потребностях (еда, сон, продолжение рода), привязанность 284     людей к одному месту, замкнутость от внешнего мира, мягкость и сердечность, большая, чем в чуждом внешнем деловом мире, человечность, самодостаточность поэтизируются Гончаровым, как и сама Русь.     Таким образом, жизненная позиция Обломова формировалась в этой среде с ее понятиями и идеалами, где труд люди воспринимали как “наказание господне”, где все необходимое сделают триста Захаров, где перед глазами у Илюшеньки был пример отца, вся деятельность которого заключалась в наблюдении, кто куда пошел и что понес, где наделенный необъятной материнской любовью мальчик приобрел черты мягкости, нежности, чуткости (“голубиное сердце”), но потерял волю и желание трудиться. “Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”. Как некогда обломовцы, столкнувшись с реальным внешним миром, спасовали перед письмом, так и впоследствии Обломов спасует перед ответственностью за свою ошибку (перепутает Астрахань с Архангельском) и подаст в отставку. Как отец Ильи Ильича не смог послать другу рецепт пива, так и Илья Ильич не сможет ни написать письмо управляющему в деревню, ни ответить другу Штольцу.

    Исключая всякую инициативу из жизни мальчика, общество убило в нем всякое живое движение, но душа ребенка сохранилась в Обломове во всей нежности, наивности, чистосердечии, чем он был интересен Гончарову.

Именно эти качества, каких не было ни у кого из окружающих, привлекли в Обломове Ольгу Ильинскую, девушку необычайно умную, чистую, натуру цельную, глубокую. Она была в состоянии разглядеть, что скрывается за оболочкой неуклюжего увальня.

Обратите внимание

Для Ольги не важен внешний вид, она ценит обыкновенные человеческие качества: ум, искренность, естественность, что, в свою очередь, привлекло к ней героя. В этом Обломов и Ольга похожи, но только в этом.

    Подвергая испытанию любовью своего героя, Гончаров идет испробованным путем в русской литературе, проверяя его личность на состоятельность. Ольга для Обломова идеал, как и для Гончарова. Ольга полюбила не реального Обломова, а будущего, каким она хотела его видеть. Обломов же понял это гораздо раньше Ольги и постарался предостеречь ее, а себя уберечь от будущих душевных треволнений. Свадьба была невозможна изначально. Ольга требовала деятельности — Обломов стремился к покою. Для Ольги идеал жизни — в стремлении к развитию души и интеллекта, для Обломова- в безмятежном семейном кругу с чередой обедов и ужинов.     Этот идеал семьи, родную обломовщину Илья Ильич обретает в браке с Агафьей Матвеевной Пшеницыной, мещанкой, в дом которой он переехал с Гороховой улицы. В описании двора Гончаров дает многозначную характеристику тишины и покоя, отмечая, что “кроме лающей собаки, казалось, ни одной живой души не было”. Первой, что замечает Обломов в Агафье, — ее хозяйственность и основательность. В ведении хозяйства она талантлива, но в остальном ничего не смыслит. Чувство Обломова к Пшеницыной было приземленным, к Ольге — возвышенным. Об Ольге он мечтает, на Агафью смотрит, для свадьбы с Ольгой нужно было что-то сделать, а брак с Агафьей складывается сам собою, незаметно. Даже Штольц уже оставил надежду вытащить из этой обломовщины своего друга, увидев “вечный” халат Ильи Ильича. Если Ольга “сняла” халат, то Агафья, залатав, “чтоб дольше прослужил”, вновь облекла в него Обломова. Единственное, что может сделать Штольц, — это позаботиться о сыне Обломова. Таким образом, передавая на воспитание Штольцу маленького Андрюшу, Гончаров показывает, за кем будущее.     Неразрывную связь с обломовской средой не может преодолеть и Агафья, которой после смерти Обломова Штольц предлагал жить вместе с сыном. Значение образа Обломова необычайно велико. Его Гончаров противопоставил суетности и бессмысленности петербургской жизни Волковых, Судьбинских, Пенкиных, забывших о человеке и стремящихся удовлетворить свое мелкое тщеславие или меркантильные интересы. Эту петербургскую “обломовщину” не приемлет и Гончаров, устами Обломова выражая протест против осуждения “падших людей”. О сострадании к “падшим” говорит Обломов, в порыве чувств встав с дивана. Не видя смысла в суетной жизни Петербурга, в погоне за призрачными ценностями, ничегонеделание Обломова — своеобразный протест против наступающего рационализма буржуазной эпохи. В эту эпоху Обломов сохранил чистую детскую душу, но “обломовщина” — апатия, лень и отсутствие воли — привела его к гибели духовной и физической.

    Итак, значение произведения в том, что Гончаров показал реальную картину состояния российского общества, при котором лучшие задатки человека подавляются бездеятельной жизнью. Образ Обломова, сохранившего “ голубиную душу” в эпоху смены феодального уклада буржуазным и воплощающего лень и апатию, приобрел нарицательное значение.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/goncharov-i-a/oblomov/3412-4356775

Сочинение на тему: Обломов и обломовщина в романе Гончарова

Чрезвычайно высоко отзываясь о романе Гончарова «Обыкновенная история», Белинский все же. остался недоволен его финалом.

По мнению критика, превращение романтика-идеалиста Александра Адуева в преуспевающего чиновника, «положительного человека» неправдоподобно: «Автор имел бы скорее право заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге».

Так критик наметил проблему которая стала центральной в следующем романе Гончарова. Там, а по определению Добролюбова, подхватившему мысль Белинского «Лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории».

И сам писатель спустя много лет в очерке «Лучше позже, чем никогда» также воспринимал свой! роман как «зеркало обломовской бездонной лени, апатии, сна».

Гончаров заканчивал «Обломова» в конце 50-х годов, в период общественного подъема, когда вопрос об отмене крепостного права! уже широко обсуждался, а толки о капиталистических проектах, новых железных дорогах, банках, акционерных обществах звучали все громче и громче.

В этой обстановке появление книги Гончарова было очень своевременным, ибо, как писал Добролюбов, «в ней сказалось новое слово нашего общественного развития».

Многие русские писатели не раз обращались к проблеме «естественного человека». Нередко драматическая судьба героя с простым, неиспорченным сознанием, живущего по законам природы,, служила укором антигуманным основам «цивилизованного» об – щества.

Важно

И у героя нового романа Гончарова проявляются черты «естественного человека», удивительным образом сохранившиеся в середине XIX в.

У Обломова есть собственный идеал цельного’ и гармонического человека, во имя которого он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой, за богатством.

«Нет,— восклицает он,— это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека»,. Однако желанные для Обломова идеал, «норма», «рай» были возможны только для человека, у которого есть Захар и еще триста таких же Захаров и для которого «труд и скука были синонимами…».

Рекомендуем почитать ►

Переказ твору Падалки: Голубі артерії землі. Стисло

Обломов — помещик не только по своему происхождению, но и по духу, идеологии, сознанию. Он ощущает себя прежде всего барином — это его звание, положение, наконец, предназначение на земле, дающее ему право попрекать слугу и вообще всех крестьян в явной неблагодарности: «…для вас я посвятил всего себя, для вас вышел в отставку, сижу взаперти…».

Комизм сцены возрастает в силу полной убежденности Обломова в справедливости этих; обвинений, основанных на чистой фантазии. Однако Захар, искалеченный крепостным правом не в меньшей степени, чем Обломов, нисколько не сомневается в естественности и законности образа жизни и образа мыслей своего барина.

Даже его капризы Захар «уважал внутренно, как проявление барской воли, господского права».

Противопоставляя свою неподвижность и мнимую независимость мирской суете, Илья Ильич не отдает себе отчета в том, что сам он является частичкой все того же ненавистного ему мира, где нарушается цельность человеческой личности, где, по его же убеждениям, «грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет…».

Как справедливо сказано в одном из исследовании, «руссоизм» Ильи Ильича Обломова, «постановка им вопроса о норме человеческого существования постоянно помещичьи привычки, ставшие его второй натурой». Изредка прозрение озаряет Обломова, и тогда он с гнетущим давлением начинает задумываться не только над своей жизнью, ( и над причинами, которые предопределили гибель всего доброго, но ныло в нем заложено:

«Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища… некой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начало пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения…»

Вот ответ на вопрос, мучивший героя. Тайным врагом оказывается обломовщина, так колоритно и неповторимо нарисованная писателем. Во «Сне Обломова» перед читателем раскрывается идеальная картина патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой, по словам Гончарова, были «сон, вечная тишина, милая жизнь и отсутствие движения».

Большого мастерства достигает писатель в использовании категорий художественного времени и пространства. Характерно желание героя в части занять как можно меньше места, спрятаться в свой халат, как в футляр, отгородиться от жизни, ее шума, тревог, запросов.

Совет

Положение меняется во второй и третьей частях романа: под воздействием Штольца, а затем и Ольги сфера действий и поступков Обломова расширяется, но до известных пределов. Роман строится по принципу кольцевой композиции. В четвертой части пространство героя становится снова предельно узким.

Сонный покой снова обволакивает Обломова, «настоящее и прошлое слилось и перемешалось». В первых частях романа время еще — хотя и медленно — двигалось.

Оно убыстряется с появлением Штольца и Ольги; в четвертой же части время постепенно останавливается и даже имеет тенденцию повернуться вспять, в то далекое прошлое, когда лучшими сочинителями считались Дмитриев, Карамзин, Батюшков и Жуковский…

 

Источник: http://www.getsoch.net/sochinenie-na-temu-oblomov-i-oblomovshhina-v-romane-goncharova/

Обломов и обломовщина (по роману и. а. гончарова «обломов», вариант 1)

ОБЛОМОВ И ОБЛОМОВЩИНА

(по роману И. А. Гончарова «Обломов», вариант 1)

Роман «Обломов», который автор писал больше десяти лет, глубоко и полно освещает социальные и нравственные проблемы того времени. И тема, и идея, и основной конфликт этого произведения связаны с образом главного героя, фамилия которого дала ему название.

Величайшим достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранный, противоречивый и даже трагический образ.

Уже его характер предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий.

Но тем, что писатель лишает жизнь своего героя значительных внешних событий, он переключает основное внимание читателя на его напряженное внутреннее действие.

Ведь жизнь Обломова вовсе не так спокойна и безмятежна, как это кажется сначала.

В первой части романа писатель показывает лишь один обычный день героя, который тот проводит не вставая с дивана. Автор рисует портрет этого потомственного дворянина: «Это был человек… среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи».

Гончаров особое внимание обращает на быт героя, дает понять, что этот человек — нравственно погибающий. «По стенам,,, лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала… могли бы служить… скрижалями для записывания на них по пыли… заметок на память». «Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием».

Читайте также:  Гражданская война в романе тихий дон шолохова (изображение, картины, трагедия) сочинение

Автор подробно описывает халат Обломова, восточный, «без малейшего намека на Европу», просторный, широкий, который покорно повторяет движения его тела.

Этот халат как бы символизирует этапы духовной жизни главного героя.

Так, когда герой влюбляется в Ольгу Ильинскую и его душа пробуждается к активной, деятельной жизни, у него появляются мысли о необходимости «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума».

И действительно, эта вещь на какое-то время исчезает, но затем новая хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына находит его в чулане и возвращает к жизни. Это свидетельствует о том, что слабые попытки главного героя изменить свое существование терпят крах.

Обломов продолжает свое никчемное существование: лежит на диване, скрываясь от вторжения внешней жизни. Тихо, но неуклонно Илья засыпал, погружался в вечный сон, не нарушая привычки жить как раньше.

Обратите внимание

Но почему же морально чистый, честный, добрый Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? На мой взгляд, все дело в явлении, получившем название обломовщины, почвой для которой был уклад жизни в Обломовке.

Обломов привык получать все не своими усилиями, а с помощью других людей, и эта привычка развила в герое апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба.

Этот молодой человек медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. В этом заключается его трагедия.

Хотя в какой-то момент в романе мы видим, что Обломов близок к пробуждению благодаря Ольге Ильинской. Ольга Сергеевна «не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии.

Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом», в ней не было «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла». Эта женщина пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, но ему была чужда та жизнь, которую предлагала Ольга.

И она поняла это: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты спрячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей…

да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» Обломов сам понимает, что недостоин Ольги, хотя и любит ее чисто, бескорыстно, искренне.

Гончаров показывает нам необыкновенно романтическую любовь. Она замечательная, но не может иметь продолжения. Все дело в том, что Обломов и Ольга — слишком разные люди, слишком уж не сходятся их жизненные позиции. Будущее в представлении Обломова — это тихая семейная жизнь, прогулки по саду, приятные беседы, встречи гостей. Для Ольги же жизнь — непрерывное движение вперед.

Важно

Разрыв с Ольгой Ильинской приводит главного героя к глубокому душевному кризису. Уже ничто не может возродить в нем высокие чувства, мечты и желания. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое нравственное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, задавленным всяким сором.

«Отчего я такой?» — задается главный герой мучительным вопросом. Ответ на него мы находим в главе «Сон Обломова», когда Илье снится его детство в Обломовке. Перед нами раскрываются социальные условия, в которых сформировался характер героя: дворовые слуги неустанно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания.

Это калечит душу героя, убивая в нем прекрасные задатки характера.

На примере главного героя своего романа Гончаров показал, что такое обломовщина. Мы видим, что это достаточно широкое понятие, включающее в себя, с одной стороны, весь патриархальный уклад русской жизни с его праздной сонливостью, а с другой — доброту, любовь, поэтичность.



Источник: https://scribble.su/work/10000/329.html

Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Коллекция сочинений: Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Роман Гончарова «Обломов», опубликованный в 1859 году в журнале «Отечественные записки», не только реалистически отразил тип русского байбачества, но и с эпической масштабностью раскрыл причины этого явления, показал состояние России в пореформенный период, а также затронул проблемы, выдвинутые временем, и причины ухода дворянства с арены общественного развития России.

Проблема влияния среды на человека уже поднималась в русской литературе, но образ барина-увальня окончательно сформировался и при­обрел черты типического обобщения только у Гончарова.

Именно герой романа, Илья Ильич Обломов, русский барин, воплотил черты праздности, лени, апатии, отсутствия полета мысли и чувства — словом, мертвенности духовной, которая в итоге и привела к смерти физической.

Рисуя портрет Ильи Ильича, Гончаров указывает на черты обрюзглос­ти, приобретенные к тридцати годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, непривычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Интерьер также подчеркивает безразличие и лень хозяина дома. Везде царит «запущенность и небрежность».

Показывая обычный день Обломова, Гончаров подробно описывает детали (засаленный халат, стоптанные тапочки), постоянные призывы слуги Захара для поисков пись­ма, ход мыслей героя (вставать или полежать) и отмечает неумолимый ход времени (проснулся Обломов «рано, около восьми утра», когда поду­мал, что нужно вставать, был уже десятый час, но до одиннадцати утра так и не собрался подняться и гостей принимал, лежа в постели).

Во всем повторяет своего хозяина и слуга Захар. Как неизменный халат Ильи Ильича, так и старый сюртук с прорехой под мышкой — атри­бут Захара. Для Обломова подняться с дивана — неимоверная трудность, для Захара — оторваться от печки.

Как и барин, он всегда находит оправ­дание своей лени. Препирательства одного и другого направлены на то, чтобы ничего не делать, найти отговорку от дела.

Захар ждет, когда барин на целый день уедет, чтобы в его отсутствие «позвать баб» и сделать уборку, а Обломов ждет, когда «созреет план», чтобы написать письмо в деревню.

Вся внутренняя жизнь Обломова проходит в бесплодных маниловс­ких фантазиях: то он воображает себя Наполеоном, то героем сказок своей няни — словом, совершает «подвиги добра и великодушия». Даже план переустройства имения в его сознании приобретает грандиозные чер­ты: мажордом Захар, оранжереи с южными плодами. «Мысль гуляет воль­ной птицей».

Обломов гордится своим безделием. По его понятиям, покой и лень, тот образ жизни, который он ведет, его «нормальное состояние» — лежа­ние — есть тот истинный образ жизни, который должен вести русский барин. Он гневно выговаривает Захару, неосторожно сравнившего его с другими: «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу!».

Совет

Однако, гордясь своей барской неприспособленностью и независи­мостью, Обломов попадает под влияние чужой воли, начиная от Захара и кончая Тарантьевым с Иваном Матвеевичем. Таким образом, в портрет­ной характеристике, внешних деталях, образе жизни Обломова Гончаров показал типичные черты русского барина-байбака: апатию, лень, бездея­тельность.

Представление о предыстории героя Гончаров дает читателям из сна Ильи Ильича, где тот видит свое детство, родной дом, семью. Здесь перед нами предстает такое явление, как «обломовщина».

Гончаров дает по­нять, что это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляется светлое начало, инициатива, гуманность (вспомним больного странника в Обломовке), всякое движение (запреты на игры с деревенскими мальчишками маленькому Илье).

С первых строк сна Гончаров подчеркивает безмятежность и покой самой природы, как бы определившей и образ жизни людей, населяющих Обломовку.

Нет ни бурь, ни потрясений, ни высоких гор, ни необъятных морей, как отсутствуют войны и странные болезни в жизни обломовцев, как не будоражит их сознание устремленность ввысь мечты и помыслы.

Как небо «ближе жмется к земле, чтоб покрепче обнять ее, уберечь от невзгод», так и родительская любовь направлена на избавление дитяти от труда и учения. Как времена года невозмутимым порядком проходят друг за другом, так и жизнь в Обломовке измеряется родинами, крестина­ми, свадьбой, похоронами.

Тишина и неподвижность природы находится в гармонии с сонным образом жизни обломовцев, и писатель делает акцент на этом «ничем не победимом всепоглощающем сне, похожем на смерть».

С одной стороны, мотив сна, созвучие с ним мертвенности дум и образа жизни Гончаров покажет в других эпизодах, раскрывающих суть обломовщины, с другой — сон, как мечта, как идиллия патриархальной жизни, сосредоточенность на физиологических потребностях (еда, сон, продолжение рода), привязанность людей к одному месту, замкнутость от внешнего мира, мягкость и сердеч­ность, большая, чем в чуждом внешнем деловом мире, человечность, са­модостаточность поэтизируются Гончаровым, как и сама Русь.

Обратите внимание

Таким образом, жизненная позиция Обломова формировалась в этой среде с ее понятиями и идеалами, где труд люди воспринимали как «нака­зание господне», где все необходимое сделают триста Захаров, где перед глазами у Илюшеньки был пример отца, вся деятельность которого зак­лючалась в наблюдении, кто куда пошел и что понес, где наделенный необъятной материнской любовью мальчик приобрел черты мягкости, не­жности, чуткости («голубиное сердце»), но потерял волю и желание тру­диться. «Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумени­ем жить». Как некогда обломовцы, столкнувшись с реальным внешним миром, спасовали перед письмом, так и впоследствии Обломов спасует перед ответственностью за свою ошибку (перепутает Астрахань с Архан­гельском) и подаст в отставку. Как отец Ильи Ильича не смог послать другу рецепт пива, так и Илья Ильич не сможет ни написать письмо управляющему в деревню, ни ответить другу Штольцу.

Исключая всякую инициативу из жизни мальчика, общество убило в нем всякое живое движение, но душа ребенка сохранилась в Обломове во всей нежности, наивности, чистосердечии, чем он был интересен Гончаро­ву.

Именно эти качества, каких не было ни у кого из окружающих, при­влекли в Обломове Ольгу Ильинскую, девушку необычайно умную, чистую, натуру цельную, глубокую. Она была в состоянии разглядеть, что скрыва­ется за оболочкой неуклюжего увальня.

Для Ольги не важен внешний вид, она ценит обыкновенные человеческие качества: ум, искренность, ес­тественность, что, в свою очередь, привлекло к ней героя. В этом Обломов и Ольга похожи, но только в этом.

Подвергая испытанию любовью своего героя, Гончаров идет испробо­ванным путем в русской литературе, проверяя его личность на состоя­тельность. Ольга для Обломова идеал, как и для Гончарова. Ольга полю­била не реального Обломова, а будущего, каким она хотела его видеть.

Обломов же понял это гораздо раньше Ольги и постарался предостеречь ее, а себя уберечь от будущих душевных треволнений. Свадьба была не­возможна изначально. Ольга требовала деятельности — Обломов стремил­ся к покою.

Для Ольги идеал жизни — в стремлении к развитию души и интеллекта, для Обломова — в безмятежном семейном кругу с чередой обедов и ужинов.

Этот идеал семьи, родную обломовщину Илья Ильич обретает в браке с Агафьей Матвеевной Пшеницыной, мещанкой, в дом которой он пере­ехал с Гороховой улицы. В описании двора Гончаров дает многозначную характеристику тишины и покоя, отмечая, что «кроме лающей собаки, казалось, ни одной живой души не было».

Важно

Первой, что замечает Обломов в Агафье, — ее хозяйственность и основательность. В ведении хозяйства она талантлива, но в остальном ничего не смыслит. Чувство Обломова к Пшеницыной было приземленным, к Ольге — возвышенным.

Об Ольге он мечтает, на Агафью смотрит, для свадьбы с Ольгой нужно было что-то сделать, а брак с Агафьей складывается сам собою, незаметно. Даже Штольц уже оставил надежду вытащить из этой обломовщины своего друга, уви­дев «вечный» халат Ильи Ильича. Если Ольга «сняла» халат, то Агафья, залатав, «чтоб дольше прослужил», вновь облекла в него Обломова.

Един­ственное, что может сделать Штольц, — это позаботиться о сыне Обломо­ва. Таким образом, передавая на воспитание Штольцу маленького Анд-рюшу, Гончаров показывает, за кем будущее.

Страницы: 1 2

Источник: http://www.rlspace.com/oblomov-i-oblomovshhina-v-romane-i-a-goncharova-oblomov/

Ссылка на основную публикацию