Образ грузинки в поэме мцыри и ее характеристика

Грузинка в поэме «Мцыри» Лермонтова: образ, характеристика, описание

Мцыри и грузинка.Художник Ф. Д. Константинов

Грузинка является одной из второстепенных героинь поэмы «Мцыри» Лермонтова.
Главный герой, молодой монах Мцыри, сбегает из монастыря на волю.

Мцыри проводит 3 дня на свободе в горах Кавказа. В один из этих дней он видит прекрасную грузинку, которая спускается к горной реке за водой. Мцыри наблюдает за грузинкой издалека, любуясь ее красотой.

 

Грузинка является молодой девушкой:

Грузинка — простая, бедная девушка:

Грузинка со своей семьей живет в сакле (хижине) в горах:

Грузинка носит чадру (традиционный женский наряд):

У Грузинки темные глаза:

У Грузинки живой, сладко вольный голос:
Воспоминания о прекрасной молодой грузинке несчастный Мцыри хранит всю свою жизнь:

Глава 12

«…

Вдруг голос – легкий шум шагов… Мгновенно скрывшись меж кустов, Невольным трепетом объят, Я поднял боязливый взгляд, И жадно вслушиваться стал. И ближе, ближе всё звучал Грузинки голос молодой, Так безыскусственно живой, Так сладко вольный, будто он Лишь звуки дружеских имен Произносить был приучен.

Обратите внимание

Простая песня то была, Но в мысль она мне залегла, И мне, лишь сумрак настает, Незримый дух ее поет.


Глава 13

«Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, Смеясь неловкости своей. И беден был ее наряд; И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув. Летние жары Покрыли тенью золотой Лицо и грудь ее; и зной Дышал от уст ее и щек. И мрак очей был так глубок, Так полон тайнами любви, Что думы пылкие мои Смутились. Помню только я Кувшина звон, – когда струя Вливалась медленно в него, И шорох… больше ничего. Когда же я очнулся вновь И отлила от сердца кровь, Она была уж далеко; И шла хоть тише, – но легко, Стройна под ношею своей, Как тополь, царь ее полей! Недалеко, в прохладной мгле, Казалось приросли к скале Две сакли дружною четой; Над плоской кровлею одной Дымок струился голубой. Я вижу будто бы теперь, Как отперлась тихонько дверь… И затворилася опять!.. Тебе, я знаю, не понять Мою тоску, мою печаль; И если б мог, – мне было б жаль: Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут.

Глава 14

«Трудами ночи изнурен, Я лег в тени. Отрадный сон Сомкнул глаза невольно мне… И снова видел я во сне Грузинки образ молодой. И странной, сладкою тоской Опять моя заныла грудь. Я долго силился вздохнуть – И пробудился. Уж луна Вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней Как за добычею своей, Объятья жадные раскрыв. Мир темен был и молчалив; Лишь серебристой бахромой Вершины цепи снеговой Вдали сверкали предо мной, Да в берега плескал поток. В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас…»

Это был цитатный образ и характеристика Грузинки в поэме «Мцыри» Лермонтова, а также отрывок из поэмы «Мцыри» с описанием Грузинки (главы 12-14).

Смотрите: Все материалы по поэме «Мцыри»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/10/gruzinka-pojema-Mcyri-Lermontov-otryvok.html

Сочинение на тему Встреча с грузинкой в поэме Мцыри, Лермонтов читать бесплатно

­Встреча с грузинкой

Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы — юный Мцыри, родившийся в вольных краях на лоне дикой природы, но по поле случая попавший в монастырь, в удушливых стенах которого провел всю жизнь. Монастырь для бедняги стал настоящей тюрьмой, из которой он грезил вырваться и повидать родные края.

Однажды ему все-таки удалось сбежать и насладиться прекрасной природой Кавказа. Там он встретился с могучим диким барсом, с которым схлестнулся в схватке и победил. Но самое большое впечатление на него произвела красавица-грузинка в национальном наряде, спустившаяся к горной реке за водой. В особенности Мцыри запомнился ее голос «сладко вольный», «так безыскусственно живой».

По словам автора, мы узнаем, что девушка с семьей живет в бедной хижине в горах. Это простая девушка с большими темными глазами, глубоким взглядом и томным голосом. Но для Мцыри эта встреча не случайна. В стенах монастыря он не знал, каким красивым бывает голос юной девушки. Он не знал, как хороши собой могут быть девушки, выросшие в горных районах Кавказа.

Думаю, именно поэтому эту встречу, он запомнил до конца отведенных ему дней. Вернувшись в монастырь, израненным и ослабшим, он остался там умирать. В последние дни рядом с Мцыри был старый монах, спасший его в детстве от неминуемой смерти.

Юношу интересовал один вопрос, зачем было спасать его, если он вынужден был провести жизнь в удушливых стенах монастыря, не видя красоты кавказской природы, не имея возможность обнять своих родных, слышать голос красивой грузинки, спать под открытым небом и прогуливаться по могучим лесам и долинам гор. Все это очень удручало беднягу, и последние минуты своей жизни он пожелал быть ближе к природе.

В конце произведения герой умирает непокоренный. Его мужество и воля достойны восхищения, ведь он бросил вызов смиренному покою и равнодушию.

Жизнь в его понимании виделась вольным существованием, а не бездумным прозябанием. Каждый его день, проведенный вне монастыря, был наполнен живыми красками и новизной.

Важно

Однако этот мир для человека, выросшего в монастырской келье, оказывается недосягаемым.

см. также:­
Другие сочинения по произведению Мцыри, Лермонтов

Краткое содержание Мцыри, Лермонтов

Характеристика героя Мцыри, Лермонтов

Краткая биография Михаила Лермонтова

Источник: http://www.sdamna5.ru/vstrecha_s_grizinkoj_mtsyri

Характеристика Мцыри в поэме Лермонтова | Литерагуру

(378 слов)

Поэма «Мцыри» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1839 году. Это произведение по праву считают образцом русской романтической поэзии, и у него есть интересная предыстория.

Автор часто бывал на Кавказе, и, считается, что сюжет книги был основан на реально произошедших с писателем событиях.

Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, он набрел на главный собор Грузии – Мцхете и встретил одинокого монаха, который рассказал ему историю своей жизни, и позже благодарный слушатель описал ее в стихах.

История Мцыри – это повесть об одиноком мальчике-горце, который волею случая оказался воспитанником в обители храма (с грузинского языка “мцыри” переводится как “послушник”, “не служащий монах”).

За свою недолгую жизнь пленник выучил местный язык, традиции и привык жить в неволе, но он так и не сумел понять, кем он является на самом деле, потому что большую роль в формировании личности играет семья, которой, к несчастью, у него никогда не было.

Образ Мцыри – это, в первую очередь, образ одинокого человека, находящегося в поиске смысла жизни. Проведя долгое время в монастыре, он решает, наконец, выбраться на волю, испытать новые чувства, познать свободу. Прожив три дня вне монастыря, юноша вспоминает свой родной язык, лица родных:  отца, сестры и брата.

В его сердце вселяется надежда, что он сможет отыскать отчий дом, но этому мечтанию не суждено сбыться. Пленник погибает после схватки с тигром. Перед смертью, исповедуясь священнику, беглец изливает свою душу, проливает свет истины на свою судьбу.

Совет

Он умирает  с мыслью, что остался рабом, заключенным и не сумел увидеть место, где родился.

Безусловно, Мцыри  мог бы быть предан своей стране, семье, дому, мог бы состояться, как личность, но его скитания – метафора жизни каждого из нас. За три дня пленник пережил основные чувства и впечатления: борьба, страсть, восхищение природой и разочарование в себе и мире.

Мы тоже испытываем все это и томимся по недостижимому идеалу. В религиозном смысле это Эдем, в практическом – высшая ступень потребления, в личностном – счастье, в творческом – признание и т.д.

Поэтому драма свободолюбивого юноши – история взлетов и падений каждого из нас, в этом образе отражен лик человечества.

В предсмертной исповеди он говорит, что хочет быть похороненным в дальнем углу монастырского сада, чтобы вид с его могилы выходил на родные горы героя. Мцыри – романтический герой, и, несмотря на то, что в последней сцене мы видим его сломленным, он умирает с мыслью, что, возможно, когда-нибудь он все-таки встретится со своими родными и близкими.

Источник: https://LiteraGuru.ru/harakteristika-mtsyri-v-poeme-lermontova/

. «Мцыри» — пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике

Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь, на воле, он был по-настоящему счастлив.

Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого: Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей.

Обратите внимание

В душе я клятву произнес: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной. А также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также «узнать, прекрасна ли земля».

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа дачники горького

И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме — монастьфю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит: Казалось, звон тот выходил Из сердца — будто кто-нибудь Железом ударял мне в грудь.

Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.

В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: «…

что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…»

Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри» рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь.

Даже неминуемость смерти (в случае неудачи) не пугает его — так велика мечта вновь увидеть Родину. В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: «Крутом меня цвел божий сад».

Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые «как — будто речь свою вели о тайнах неба и земли». Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку — и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее — красота юной девы.

О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри «цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе». И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь. А там еще одно испытание — встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс.

Важно

Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его «зажегся жаждою борьбы и крови…». Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, «что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».

Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму — монастырь, где рос и был несчастлив. Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме — монастыре.

Страстно желая покинуть монастырь, он хотел «узнать, — прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле. Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.

И хотя Мцыри умирает, но в предсмертный час взоры его и стремление к свободе и счастью будут являться путеводной звездой для многих поколений.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » . «Мцыри» — пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/mcyri-plamennaya-poema-m-yu-lermontova-o-gruzinskom-malchike/

Мцыри

Главный герой одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Молодой человек, с детства запертый в монастыре против собственной воли. Погибает вскоре после того, как ему удается сбежать.

История создания

Писатель Михаил Лермонтов

Михаил Лермонтов работал над поэмой «Мцыри» в 1838-1839 годах. Первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» с некоторыми цензурными сокращениями.

Поэма считается одним из последних образцов романтического жанра в русской литературе.

Сюжет поэмы Лермонтов якобы позаимствовал из одной истории, которую слышал во время ссылки на Кавказ, куда поэта выслали в 1837 году.

Поэт путешествовал по старой Военно-Грузинской дороге, которая идет через Главный Кавказский хребет. Там, в городе Мцхета, Лермонтов разговорился с неким монахом, который поведал поэту историю собственной жизни.

Монах этот происходил из семьи горцев и еще в детстве попал в плен. Генерал Алексей Ермолов вез ребенка с собой, но мальчик по дороге заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре на попечении братии.

Мцыри

Ребенок рос в монастыре, но не мог свыкнуться с новыми условиями и несколько раз пытался бежать назад в горы. После очередной попытки ребенок серьезно заболел и едва не погиб.

Этот рассказ якобы настолько впечатлил Лермонтова, что тот создал по мотивам услышанной истории поэму.

Действительно ли этот эпизод в жизни Лермонтова имел место, или он был выдуман ранними биографами, сейчас сказать трудно.

Совет

В поэме заметно и большое влияние фольклора грузин. К примеру, мотив битвы юноши с барсом или тигром распространен в народной грузинской поэзии. Название поэмы первоначально звучало как «Бэри», что в переводе с грузинского означало «монах».

Позже автор заменил название на «Мцыри» — слово, которое означало одновременно и «послушник», и «чужеземец», что точнее отражало суть происходящего в поэме. Редактируя поэму позже, Лермонтов выкинул часть текста, вероятно, опасаясь цензуры.

В этих строках Мцыри жалуется, что вместо родины Бог дал ему тюрьму.

Поэма «Мцыри»

Главный герой Мцыри в юные годы

Герой родился и рос на Кавказе в семье гордого горца. В воспоминаниях герой видит отца в образе воина, в боевой одежде и с ружьем.

Шестилетним мальчиком героя взял в плен некий русский генерал и увез из родных краев. В дороге ребенок заболел, и генералу пришлось оставить мальчика в монастыре.

Там ребенка удерживали насильно, и Мцыри против воли пришлось стать монахом.

Герой сохранил качества, присущие горцам, — страстную и горячую натуру, гордый характер и «могучий дух», который юноша унаследовал от предков. В детстве герой отказывался от монастырской пищи из гордости и согласен был умереть от голода. Даже ребенком герой был тверд духом, никогда не жаловался, не плакал и молча переносил болезни и трудности.

Исповедь Мцыри монаху

Перед смертью, исповедуясь, герой говорит, что его жизнь была полна «горьких мук». Герой вспоминает прошлое — отцовский дом и ущелье, где стоял аул, в котором жила семья Мцыри. Когда герой оказался в монастыре, один старый монах стал опекать больного мальчика из жалости. Выздоровев, герой, однако, не повеселел, а скрывался от людей, не играл и дичился.

Старый монах, который спас мальчика от смерти, надеялся, что со временем Мцыри отвыкнет от родных, забудет о прошлом и освоится в монастыре.

Юноша действительно забыл лица близких и смутно помнил свое прошлое, притерпелся к монастырской жизни, начал понимать язык местных и был окрещен святым отцом, однако добром это не обернулось.

Герой продолжал всю свою недолгую жизнь тосковать об утраченном и мечтать о свободе и воспринимал собственную жизнь в монастыре как пребывание в тюрьме.

Побег из монастыря

Семья Мцыри продолжает жить где-то в горах Кавказа, и родители, вероятно, считают героя погибшим, ничего не зная о нынешнем положении Мцыри. Став взрослым юношей, герой дает себе слово, что непременно увидится с родными.

Однажды герою подворачивается возможность сбежать из монастыря. Герой убегает ночью во время грозы, но проводит на свободе всего трое суток. За это время герой успевает встретиться с барсом, вступить в бой с ним и победить этого грозного хищника.

Обратите внимание

Во время этой короткой вылазки на волю Мцыри также встречает прекрасную молодую грузинку, за которой наблюдает издали. Девушка спускается к горной реке, чтобы набрать воды в кувшин.

На грузинке бедная одежда и чадра, но голос девушки кажется Мцыри «сладко вольным». Герой видит и дом, где живет девушка, — саклю, которая «приросла к скале», и голубой дымок, который струится над плоской кровлей.

Эти воспоминания умирающий из-за болезни герой считает самыми ценными в жизни.

Схватка с барсом

До родных мест герой, однако, не добирается. Мцыри идет к горам, но сбивается с дороги в лесу, плутает и снова выходит к монастырю, из которого сбежал.

В лесу герой заболевает, позже его, лежащего без сознания, находят монахи и относят обратно в монастырь.

Парень полагает, что вскоре умрет из-за болезни, и печалится о том, что будет похоронен в чужой земле и так и не сможет увидеть родных.

Умирая, Мцыри упрекает старика-монаха, что тот прожил насыщенную жизнь в миру и ушел в монастырь лишь позже. Кроме того, старик уже слаб и сед, отвык от желаний, поэтому ему не понять юного Мцыри, который оказался в монастыре против собственной воли совсем еще ребенком и не видел жизни.

Жалость, которую монахи испытывают к Мцыри, кажется юноше позорной. При этом к старому монаху, который его выходил и опекал, герой относится с должным уважением и называет того «отцом». Сам старик тоже по-дружески относится к Мцыри и принимает у юноши исповедь, когда тот лежит при смерти.

Читайте также:  Особенности поэзии мандельштама. своеобразие лирики сочинение

Иллюстрация к произведению Лермонтова «Мцыри»

Больше всего герой стремится обрести утраченную свободу и мечтает вернуться туда, где жил в детстве. Мцыри просит перенести его перед смертью в сад, откуда юноше будет виден Кавказ. Дальнейшая биография героя неизвестна — Мцыри мог умереть, а мог и оправиться от болезни.

Мцыри не причинял зла людям, это незлобивый человек с чистой детской душой, однако с обитанием в монастыре жизненные ценности героя несовместимы.

Помыслы Мцыри устремлены к родным краям, которые герой покинул против собственной воли. Пребывание среди монахов герой воспринимает как плен и считает, что это не жизнь.

Важно

Герой тоскует по родине и тяготится одиночеством, в котором находится в монастыре, несмотря на присутствие вокруг монахов.

Мцыри мало подходит для размеренной монастырской жизни. Юноша полон «желаньем и тоской» и «бессильным и пустым жаром». Жизнь взаперти сделала некогда веселого и резвого героя угрюмым.

Мцыри отвык от людей и чувствует себя среди них чужим; герою кажется, что сам он больше сродни зверю. Юноша вспоминает «чудный мир тревог и битв», где «люди вольны, как орлы».

Уже много лет герой не видел родных и скучает по ним, чувствуя себя лишенным отчизны и близких.

Монах

Герой — свободолюбивая личность, и ради обретения свободы он готов рискнуть жизнью. Умирать, однако, совсем не хочется. Мцыри жалеет, что прожил так мало и не смог исполнить собственного сокровенного желания — снова увидеть родину и семью.

Несмотря на то, что вырастили героя монахи, тот стал смелым человеком, который готов один на один сразиться с диким хищником, не испытывая страха, и победить в этой схватке. Мцыри оказался славным воином, верным и скорым ударом он рассек «широкий лоб» барса, имея в качестве оружия простой сук. У героя были все шансы стать удалым горцем, если бы злая судьба не забросила Мцыри в монастырь.

Лермонтов демонстрирует душевное состояние героя через природу. Юноша сравнивается с одиноким листком, который сорвала и унесла буря. Сам герой постоянно восхищается природой Кавказа, причудливыми горными хребтами, снегами, которые горят, «как алмаз», и высью неба. Горная природа в поэме составляет оппозицию монастырю – месту заключения главного героя. Природа ассоциируется со свободой.

Мцыри любуется красотой гор

Кроме того, окружающий монастырь горный пейзаж по-разному воспринимается монахами и самим Мцыри. Для героя прячущиеся в тучах скалы — воплощение свободы, дом вольных людей, а монастырские кельи Мцыри воспринимает как «душные». Для монахов, напротив, природа полна опасностей. Этим противопоставлением усиливается конфликт между Мцыри и монастырем.

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/person/6879-mtsyri.html

Образ юноши в поэме «Мцыри»

Ещё в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел   создать образ   юноши,   рвущегося   на волю из монастыря или тюрьмы. В 1830 году в незаконченной поэме «Исповедь» он рассказал о молодом испанском монахе, заключённом в монастырскую тюрьму.

По своему характеру созданный здесь образ близок Мцыри. Но поэма не удовлетворила Лермонтова и осталась незаконченной. Однако замысел создать такой характер не исчез у поэта. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет.

— С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…»

Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Родом он горюн: в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова.

Совет

Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину.

Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.

Этот рассказ старого монаха-горца напомнил поэту о прежнем замысле и дал ему реальную,  взятую из   жизни  сюжетную основу. Определилось и место   действия:   Кавказ,   окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.

Описание блужданий Мцыри в лесу в поисках пути на родину дало возможность Лермонтову насытить поэму картинами кавказской природы, которую он великолепно знал, и использовать фольклор народов Кавказа: сиена борьбы Мцыри с барсом подсказана хевсурской песней о тигре и юноше и сценой борьбы Тариэла с тигрицей из поэмы грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Тема   поэмы – изображение   сильной,   смелой личности    юноши, рвущегося, на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды.

Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.

Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.

Рекомендуем почитать ►

«Эпилог» «Поэмы без героя» Ахматовой

Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.

Обратите внимание

Идейное содержание поэмы выражено по существу единственном образе – Мцыри. Его исповедь – главная часть поэмы, в которой с особой полнотой и глубиной раскрывается духовный мир героя.

Но исповеди Мцыри предшествует вступление от автора, в котором не только даётся краткое изложение всего сюжета, но и содержатся указания, позволяющие судить о характере Мцыри.

Ещё ребёнком Мцыри проявил «могучий дух его отцов», стойкость и выносливость, гордость. «Пугливый и дикий», он «без жалоб» переносил болезнь:

  • …паже слабый стоп
  • Из детских губ не вылетал,
  • Он знаком пишу отвергал
  • И долго умирал.

С детских лет попав в монастырь, он не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» – вернуться  в  родной   аул.

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой, обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре.

Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила волн, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.

Он проявляет упорство в достижении поставленной цели – вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:

  • …Я цель одну
  • Пройти в родимую страну
  • Имел в душе и превозмог
  • Страданье голода, как мог.

Рекомендуем почитать ►

Особенности поэтического стиля Жуковского

Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:

  • Но юность вольная сильна,
  • И смерть казалось не страшна.

Мцыри любит природу, чувствует её красоту, понимает её. Он ощущает с
воё родство со свободной и мощной стихией. Истомившийся от душевного одиночества в монастыре, Мцыри в общении с природой стремится победить гнетущее чувство тоски по родине.

Его душевное состояние, его жажду найти родных людей выразительно раскрывают сравнения, к которым он прибегает, рассказывая о природе. Так, деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой»; сам он, «как брат, обняться с бурей был бы рад»; «обнявшись крепче двух друзей».

В предсмертном бреду ему кажется, что рыбка поёт о своей любви к нему.

Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила» – так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его. Но он умирает непреклонным; дух его не сломлен. Для него понятия «жизнь» и «воля» неразрывно связаны:

  • …За несколько минут
  • Между крутых и тёмных скал,
  • Где я в младенчестве играл,
  • Я  рай и Вечность променял…

Мцыри просит отнести его перед смертью в то место сада, откуда виден ему родной Кавказ. В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни и способен на борьбу за неё.

Отмечая родственность стремлений Мцыри и самого Лермонтова, Белинский писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его  собственной личности.

Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью!» Так же понял образ Мцыри и поэт Огарёв, друг Герцена. Он сказал, что Мцыри – «его (Лермонтова) самый ясный или единственный идеал».

Рекомендуем почитать ►

Идейный пафос стихотворения «К Чаадаеву»

Источник: http://www.getsoch.net/obraz-yunoshi-v-poeme-mcyri/

Образ и характер Мцыри в поэме Мцыри – художественный анализ. Лермонтов Михаил Юрьевич

Идейное содержание поэмы выражено в её центральном и по существу единственном образе — Мцыри. Его исповедь — главная часть поэмы, в которой с особой полнотой и глубиной раскрывается духовный мир героя. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Мцыри в поэме Мцыри.

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) Но исповеди Мцыри предшествует вступление от автора, в котором не только даётся краткое изложение всего сюжета, но и содержатся указания, позволяющие судить о характере Мцыри.

Читайте также:  Сочинение хрюмины характеристика и образы в комедии горе от ума грибоедов

Ещё ребёнком Мцыри проявил «могучий дух его отцов», стойкость и выносливость, гордость. «Пугливый и дикий», он «без жалоб» переносил болезнь:

…даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Важно

С детских лет попав в монастырь, он не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» — вернуться в родной аул,

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре.

Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.

Он проявляет упорство в достижении поставленной цели — вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:

…Я цель одну — Пройти в родимую страну, Имел в душе — и превозмог Страданье голода, как мог. .

Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:

Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна.

Мцыри любит природу, чувствует её красоту, понимает её. Он ощущает своё родство со свободной и мощной стихией. Истомившийся от душевного одиночества в монастыре, Мцыри в общении с природой стремится победить гнетущее чувство тоски по родине.

Его душевное состояние, его жажду найти родных людей выразительно раскрывают сравнения, к которым он прибегает, рассказывая о природе. Так, деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой»; сам он, «как брат, обняться с бурей был бы рад»; «обнявшись крепче двух друзей».

В предсмертном бреду ему кажется, что рыбка поёт о своей любви к нему.

Мцыри не удалось достигнуть своей цели — найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила»,— так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его. Но он умирает непреклонным; дух его не сломлен. Для него понятия «жизнь» и «воля» неразрывно связаны.

…За несколько минут Между крутых и тёмных скал; Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял…

Совет

Мцыри просит отнести его перед смертью в то место сада, откуда виден ему родной Кавказ.

В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни и способен на борьбу за неё.

Отмечая родственность стремлений Мцыри и самого Лермонтова, Белинский писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности.

Во всём, что пи говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью!» Так же понял образ Мцыри и поэт Огарёв, друг Герцена. Он сказал, что Мцыри — «его (Лермонтова) самый ясный или единственный идеал».

Источник: http://www.testsoch.info/obraz-i-xarakter-mcyri-v-poeme-mcyri-analiz-lermontov-mixail-yurevich/

Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)

1.  Монастырская «тюрьма» и природа Кавказа.

1.  омантический внутренний мир главного героя.

1.  Душа и судьба маленького послушника.

В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» мы сталкиваемся с очень неоднозначным образом главного героя. Двуплановость, задуманная писателем, прослеживается уже в «сферах обитания» героя: монастырская «тюрьма» и кавказская природа. В каждой из них он может существовать. Благодаря монастырской помощи ребенку удалось выжить.

Однако спокойную жизнь Мцыри променял, не задумываясь, на другую — пламенную и страстную: «От келий душных и молитв / В тот чудный мир тревог и битв, / Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны, как орлы». Мир спокойной монашеской жизни не привлекает, а угнетает послушника. Стены отделяют его от родной ему стихии.

Монастырь не мог дать Мцыри самого главного — общения с близкими людьми. Он «у себя не находил не только мил душ — могил!» Родной душой стала для него сама природа. Словно собрат, она действует с ним заодно.

Природа «помогает» ему бежать из монастыря. «Когда гроза пугала вас, / Когда, столпясь при алтаре, / Вы ниц лежали на земле, / Я убежал».

Именно кавказская природа и ее обитатели наполнили живыми впечатлениями и чувствами душу главного героя.

Мцыри научился понимать «слова» горного ручья, разбуженного грозой. После прошедшей непогоды он слышит мирные напевы птиц, шепот влажной листвы под легкими дуновениями ветра. Природа становится просто сказочной.

Поэт наделяет ее человеческими чертами. «Растений радужный наряд / Хранил следы небесных слез, / И кудри виноградных лоз…» Природа именно Мцыри раскрывает все свои тайны.

Возможно, поэтому она так прекрасна в изображении подростка.

Обратите внимание

Животный мир также не отвергает Мцыри. На его пути оказывается могучий барс, и во время поединка с ним беглец становится частью природы, точнее, животной ее составляющей. «И я был страшен в этот миг; / Как барс пустынный зол и дик, / Я пламенел, визжал, как он; / Как будто сам я был рожден / В семействе барсов и волков / Под свежим пологом лесов».

Когда же, изнемогая от ран, беглец попадает на берег, то и там он находит общий язык с водными обитателями. Одна из рыбок серебристым голосом манит его к себе в холодный покой.

Только с природной стихией и животным миром Мцыри оказывается глубоко и неразрывно связанным. Монастырь сохранил мальчику жизнь, но не смог наполнить ее необходимым для него содержанием.

А зачем юному сердцу существование, не наполненное страстями и опасностями вольной жизни! Возможно, в старческом возрасте он смог бы смириться с монастырской тишиной и уединением, но только не сейчас. «Я мало жил, и жил в плену.

/ Таких две жизни за одну, / Но только полную тревог, / Я променял бы, если мог».

И вот нам открывается еще одна сторона двуплановости образа Мцыри. Вся его речь, облаченная в стихотворные строки, дышит какой-то особенной магической силой, наполнена жгучим и пылким сердечным трепетом. Через стихотворные строки мы познаем внутренний мир главного героя. А сюжет становится всего лишь «внешней обусловленностью его судьбы».

Содержание поэмы можно передать очень кратко. Мальчик, томящийся в стенах монастыря, во время грозы совершает побег. И он совершенно не жалеет о днях, которые провел на воле, хотя теперь ему грозит смерть. Эти два предложения совершенно не передают ни характера, ни стремления Мцыри. А о них автор говорит с самого начала.

«Как серна гор, пуглив и дик, / И слаб и гибок как тростник…» — так Лермонтов описывает главного героя. Уже в самом образе ребенка живет природная стихия. Только она способна формировать его натуру. И от этой стихии невозможно загородиться рамками монастырской стены. Поэтому о камень разбивается хрупкая душа ребенка.

Некую двуплановость отмечает в себе и сам главный герой: «Душой — дитя, судьбой — монах». Но в этой юной душе произошла огромная битва. Пламенная страсть победила духоту келий. Именно поэтому и получает Мцыри способность читать думы темных скал. Он — частичка природы. И, попадая за стены монастыря, беглец органично сливается с нею.

На воле он находит родственные души и среди людей. Грузинка, которую видит Мцыри, становится для него воплощением духа человека. Немота монастыря сменяется для беглеца живым голосом. «И мне, лишь сумрак настает, / Незримый дух ее поет». Благодаря этому открывается еще одна составляющая облика Мцыри. Время «заточения» не погасило в нем жажду счастья, воли и любви.

Важно

Однако волей судьбы беглец снова возвращен в монастырь. Он снова нашел тишину и спасение в каменных стенах. Но только в этот раз монахи помочь ему не в силах.

Юное сердце копило энергию, наверное, только для одно- го-единственного в жизни краткого периода свободной и мятежной жизни. И у него не осталось больше сил двигаться вперед. Свой «оставшийся огонь» он хочет передать старику.

«Знай, этот пламень с юных дней, / Таяся жил в душе моей…» Пламень смог прожечь стены «тюрьмы», и именно он открыл двери юному вольнолюбивому сердцу.

В конце произведения природа снова манит главного героя. Стихия души Мцыри вновь тянется к ней. «Упьюся я в последний раз. / Оттуда виден и Кавказ!» Тот, кто был рожден для свободной, полной опасностей и тревог жизни, никогда не сможет приспособиться к существованию в строгих рамках условностей, за стенами монастыря.

Итак, в своей поэме Лермонтов показал неоднозначность образа Мцыри. Именно такой подход сообщает произведению огромную напряженность, которая ощущается не только в ярких стихотворных образах, но и в особой ритмике. Яркий эпизод борьбы с барсом создает какое-то магическое ощущение, что это происходит здесь и сейчас. А мы словно становимся реальными свидетелями этого поединка.

Каждая из линий двуплановости придает образу Мцыри свои черты. Природа и Кавказ дарят ему свободолюбие, пламенную страстность, непоколебимую волю. Монастырь наделяет лишь болезненностью, хилостью — не только тела, но и души.

Две эти составляющие, кажется, уживаются в одном образе. Но это только видимое впечатление. Глубоко в душе Мцыри идет огромная, напряженная борьба. И победа останется за мятежной и страстной частью его души — даже ценою жизни.

Источник: http://sochineny.ru/index.php/8-klass/68-obraz-mtsyri-poema-lermontova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector