Образ и характеристика дуни в романе преступление и наказание достоевского

Дуня Раскольникова

Авдотья Раскольникова – второстепенный персонаж в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Девушка представляет собой типаж героини, повторяющийся в творчестве писателя из произведения в произведение.

История создания

Социально-психологический роман Достоевского входит в перечень произведений, составляющих классику мировой литературы. Философия здесь тонко переплетается с идеями автора и психологической подоплекой.

Работа над сочинением велась один год, в период, когда писатель находился в тюремном заключении. В 1866 году автор отправил его для публикации в журнал «Русский вестник».

Версия, опубликованная в книжном издании, несколько отличалась от первоисточника, так как были внесены правки и сокращения.

Федор Достоевский

Первоначально роману было дано иное название. Уже завершив работу, Достоевский решил изменить его. Автор акцентировал внимание публики на том, что моральное наказание за преступление гораздо важнее публичного и судебного. Раскаяние и осознание собственной вины переживает главный герой, Родион Раскольников.

Образ Дуни Раскольниковой фигурировал в работе Достоевского задолго до создания романа. В журнале «Время», который Достоевский издавал самостоятельно, в 1861 году появилась короткая заметка о гувернантке, вынужденной терпеть домогательства барина. Эта новость вдохновила автора на внесение соответствующего эпизода в «Преступление и наказание».

Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”

Прототипом героини стала Авдотья Яковлевна Панаева. Свидетельством этому оказалось внешнее сходство героини с прототипом и выбранное имя. Достоевский свел знакомство с Панаевой в 1845 году и питал к ней нежные чувства.

«Преступление и наказание»

Дуня Раскольникова – девица 22 лет, сестра Родиона Раскольникова, главного героя романа. Это второстепенный персонаж действия.

Судьба Авдотьи сложилась драматично, но в финале истории самопожертвование окупилось. Внешность бесприданницы описана Достоевским располагающе.

Бесприданница красива, демонстрирует волевой стойкий характер, уверенна в себе, располагает качественным образованием и воспитанием.

Дуня Раскольникова на сцене театра

В таком возрасте у девушки должен появиться муж, но Дуня пока одинока. Претендентов на руку и сердце много, но Раскольникова не хочет выходить замуж за кого попало.

Она совершает поступки, характеризующие героиню как порядочную девушку.

Обратите внимание

Поэтому гордая и знающая себе цену Дуня пытается помочь бедствующей семье и дает согласие на брак Лужину, понимая, что поправит финансовое положение матери и брата.

Утонченная красавицы, Авдотья работает гувернанткой в доме Свидригайлова. Это позволяет брату получить образование, а Дуне и матери Раскольникова – худо-бедно выживать на зарабатываемые гроши.

Смелая барышня, на чью долю пришлось много невзгод, принимает благородное решение о браке, но Раскольников против такой жертвы.

Не один разговор состоялся в семье, прежде чем стало понятно, что Лужин не достоин Дуни.

Петр Лужин

Скупой эгоист Лужин – не единственный, кто заметил прелесть Дуни. Хозяин дома, Свидригайлов, тоже имеет на нее виды.

Он обсуждает с девушкой преступление, совершенное братом, и вынуждает красавицу на выстрел, сделанный в целях самообороны.

Промах спас Дуню от убийства мужчины и водворил справедливость: девушка не сможет пересилить себя и полюбить ради денег. Свидригайлов отпускает жертву.

Биография Дуни полна печальных моментов, но в финале ее страдания окупаются. Девушка вышла замуж за Разумихина, приятеля Раскольникова. Молодой человек способен дать ей то, о чем мечтала девушка. Эпилог романа освещает решение молодой семьи об отъезде в Сибирь. Скопив деньги, Дуня с супругом перебираются туда, чтобы жить поближе к брату.

Дуня Раскольникова и Свидригайлов (кадр из фильма)

Роль в произведении персонажа Авдотьи Раскольниковой важна. На фоне Родиона это порядочная и благородная героиня, сумевшая отказаться от искушения. Самопожертвование – главная тема, транслируемая Достоевским с помощью образа Дуни.

Экранизации

Авдотья Раскольникова – персонаж второго плана в произведении и экранизациях, поэтому зачастую режиссеры не уделяют этой героине пристального внимания. Некоторые даже опускают ее существование, не упоминая о том, что у Раскольникова есть сестра.

Катерина Васильева в роли Дуни Раскольниковой

В фильме «Преступление и наказание» 1935 года Дуню, точнее, Антонию Раскольникову, сыграла актриса Тала Бирелл.

Спустя несколько десятилетий в одноименной ленте Льва Кулиджанова, снятой в 1969 году, вновь появилась сестра Раскольникова. Образ Авдотьи в кинокартине воплотила Виктория Фёдорова.

Многосерийный проект Дмитрия Светозарова, презентованный в 2007 году, представил публике Катерину Васильеву в роли Дуни.

Цитаты

Словесная характеристика Авдотьи, приведенная в произведении Достоевским, раскрывает ее женскую и личностную привлекательность. Девушка выглядит лучше в сравнении с Соней Мармеладовой. Внешность как будто дополняет черты характера:

Благоразумие и твердость характера просматривались во всех действиях и решениях девушки. Главное решение в жизни не отличилось от принципов, которым Дуня следовала, несмотря на все трудности и перипетии:

Важно

Раскольников виноват в мучениях Авдотьи и понимает, на что ей приходится идти. Он и матушка понимают всю красоту души девушки: «…Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости…»

Эти убеждения касаются и любовных отношений, которых ждет Дуня: «…она многое может перенести, под условием, если дальнейшие отношения будут честные и справедливые…»

Фото

Источник: https://24smi.org/person/6214-dunia-raskolnikova.html

Авдотья Романовна Раскольникова – характеристика персонажа

В романе «Преступление и наказание» незначительных персонажей нет, но есть второстепенные, такие как Авдотья Романовна Раскольникова, родная сестра центрального героя. 

Характер Авдотьи Раскольниковой

Дуня милая, воспитанная и по-женски привлекательная особа, не обделённая вниманием мужчин. Она похожа на брата внешне, но её выделяет подбородок, выдающийся вперёд. Эта непокорная физиологическая черта словно подчёркивает сильный характер и уверенность в собственных силах в характере героини. Девушке уже минуло 22 года и пора бы определиться с выбором спутника.

Не смотря на то, что героиня находится на положении бесприданницы, желающих обладать рукой и сердцем этой стройной, черноглазой и темноволосой девушки с гордым взором хоть отбавляй. 

Благородная Авдотья Романовна почти решилась выйти замуж по расчёту за скользкого типа Лужина, при этом не преследую целей обогатиться, а желая вытащить из бедности мать и помочь Родиону окончить учёбу.

Роль в сюжете

Образованной и утончённой Дуне приходится работать гувернанткой в богатом доме, чтобы как-то сводить концы с концами, пока её брат находится на обучении. Раскольникова знает себе цену и ведёт себя достаточно смело, несмотря на своё бедственное положение. 

Она твёрдо решает «продать» себя замуж за нелюбимого Лужина, чтобы помочь семье, но её брат против таких жертв. После долгих споров и уговоров, Дуня, наконец, понимает кого, на самом деле, представляет из себя её потенциальный жених — редкого скупердяя, готового удавиться за каждую копейку. Она отказывается от бессмысленного приношения себя в жертву. 

Обманным путём Свидригайлов, также желающий заполучить девушку, заманивает Раскольникову в свой дом и рассказывает ей, что её брат совершил ужасное преступление. Подлец рассчитывает заполучить благосклонность желанной девушки.

Но Дуня непреклонна, отбиваясь от назойливого ухажера, она без колебаний стреляет в него, но промахивается. Героиня теперь точно осознаёт, что не сможет быть ни с кем из выгоды. Она твёрдо заявляет своему мучителю о свое нелюбви к нему.

Обескураженный поведением решительной девушки, Свидригайлов после мучительных раздумий отпускает её. 

К концу повествования Авдотья выходит замуж по любви. Её избранником становится достойный человек — друг брата Разумихин, который после ареста Раскольникова обещает защиту и заботу и Дуне, и её матери. 

В «Эпилоге» сообщается, что Авдотья Романовна с мужем твёрдо решили через три-четыре года, скопив необходимый капитал, перебраться в Сибирь, в город, где отбывает каторгу Родион Раскольников (вероятно — Омск, где отбывал каторгу сам Достоевский) и «всем вместе начать новую жизнь».

Цитаты об Авдотье

– Сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей личной выгоды! 

– Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст! 

– Авдотья Романовна целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно.

…Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей.

Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем.

Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность.

Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!

Источник: http://fandea.ru/774-avdotja-romanovna-raskolnikova-harakteristika-personazha.html

Портретная характеристика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Портретная характеристика в романе Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»

Мне посчастливилось познакомиться с одним из величайших произведений XIX столетия, которое при этом является, пожалуй, самым сложным в психологическом плане романом. Конечно же, это признанное всем миром детище Достоевского — роман «Преступление и наказание».

Роман, который стал скандальным в своей откровенности относительно самых грязных и жестоких пороков человечества. Этот роман необыкновенен сам по себе, по своей задумке и сюжету.

Достоевский, этот провидец человеческих душ, сумел раскрыть необыкновенные по своей силе и яркости характеры, ввести читателя в самые мрачные, дальние, запретные тайники человеческих душ. Нечасто встретишь роман, в котором обнажаются все мысли действующих лиц.

Здесь и расчетливые рассуждения убийцы Раскольникова, и Сонечкины верования во всемогущество Божье, и циничные и жестокие помыслы Свидригайлова.

Совет!

Но мы узнаем о внутреннем мире героев не только из описания их поступков, чувств и переживаний. Нет.

Тут существует тонкая философия: автор представляет нам своего героя, дает его портретную характеристику, а уж затем разрешает нам копаться в деталях, как бы осмысливая мельчайшие подробности, вследствие чего в сознании нашем возникает полный, оконченный портрет личности, состоящий из поступков и мыслей, скрывающихся за лицом, а чаще всего за глазами.

Давайте посмотрим на портрет главного героя романа Родиона Раскольникова:
«…Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Глаза, глаза, первыми всегда должны быть глаза, ведь это зеркало души, не правда ли? Так что же, разве у Раскольникова темная душа? Ведь нет, она прекрасна и загадочна. Этот человек не высвечивается сразу.

Читайте также:  Сочинение на тему письмо водителю

Потихоньку, раз за разом мы познаем его моральные качества, переходя от главы к главе, следя за тем, как автор посвящает, нас в тайны сознания Родиона. Перед читателем разворачивается картина духовного мира героя.

И только в конце, в эпилоге, заканчивается великая борьба Рас-кольникова-человека и Раскольникова-теоретика, наступает гармония в этой его исстрадавшейся, измученной мятежной душе. Все переживания и мысли героя волей автора перенесены и заключены в его прекрасные темные глаза.

Недаром ведь любое его чувство ярче отражается во взгляде. Так он чаще всего становится понятен своей сестре Дуне (также особе весьма и весьма замечательной). Ну не будь она похожа на брата, разве нашли бы они когда-нибудь общий язык? А ведь как часто Федор Михайлович упоминает ее с братом чрезвычайную схожесть во всем. Они же точные копии друг друга: каждый со своими принципами, гордыней, умом.

Авдотья Романовна с самой первой встречи с читателем представляется натурой сильной и во всех отношениях неординарной. Своей красотой и волевым характером Дунечка сейчас же очаровывает сердце простоватого, но честного и горячего Разумихина.

Как ни странно, но два самых близких Расколь-никову человека (Дунечка и Соня) являются прямыми друг другу противоположностями. Соня Мармеладо-
Ва — тоненькая, хрупкая, робкая восемнадцатилетняя девушка — предстает перед взором читателя маленьким, голубоглазым, со светлыми вьющимися волосами созданием.

Обратите внимание

Она вся такая чистая и нежная. Сонечка считает, что «робостию и покорностию» можно добиться расположения в людях.

«Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Сонечка совсем не как Дуня реагирует на происходящее. Дуня непоседлива, она ходит из угла в угол, скрестив руки на груди, нахмурив брови. Соня же всегда твердо знает: выход в вере, непостижимой вере в Бога. «Бог, бог не допустит…» — единственное, что служит этой еще девочке опорой и защитой в обезумевшей круговерти жизни.

Соня чиста и невинна, но она не сознает своей духовной чистоты, ей все кажется, что великий грех лежит тяжким грузом на ее душе.

Однако даже то, что Родион Раскольников единственно в ее сердце нашел ту животворящую, спасительную любовь и силу, которые и вернули его к жизни, доказывает моральную мощь физически хрупкой Сони Мармеладовой.

' Когда Соня сердится, она походит на маленькую птаху, но чуть только Раскольников смеет усомниться в Господе, ее глаза сверкают гневом и просыпается то упоительное сознание могущества собственной души во главе с Богом. Именно Сонечка, тихая, кроткая, «вечная Сонечка» заставляет поверить убийцу в перерождение.

Именно она спасает его от «пули в лоб», и именно она являет собой неумолимый приговор, решение которого нельзя изменить. Эта девочка, «со скромною приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом», становится впоследствии и спасением молодого Раскольникова, и его наказанием.

Как выражается Пульхерия Александровна, «тут-то вот главное и сидит».

А вам никогда не приходила в голову мысль, что Р. Р.

Раскольникову очень повезло потому лишь, что он нашел свое утешение в Соне? Дунечка же могла стать одухотворяющим началом для Свидригайлова, однако по воле автора эти две сильные личности абсолютно разные, можно сказать, полярные, впрочем, как и Соня с Раскольниковым.

Но не смогла Дуня стать спасением для Свидригайлова, ведь в ней нет Сонечкиного всепрощения и понимания. При всей своей самоуверенности она боится Свидригайлова, боится его безбожности, его уж слишком голубых глаз, смотрящих пристально и тяжело.

Как только Аркадий Иванович появляется на сцене, мы понимаем, что он человек непростой, со своей философией. Его белое, румяное лицо, обрамленное густыми белыми волосами и бородой, с румяными алыми губами, лицо, слишком уж моложавое, делающее его похожим на китайскую фарфоровую куклу, служит ему маской.

Важно

Однако есть же чувства у этого человека, ведь в груди его бьется то же самое человеческое сердце. Свидригайлов — человек, привыкший к роскоши и достатку, но ничуть не нуждающийся в них, преподносится нам как личность, окончательно погрязшая в пороках. Это человек бессердечный, насмешливый и бесчеловечный.

На протяжении всего повествования Свидригайлов предстает перед нами натурой крайне циничной и практически совсем лишенной души.

Но наше отношение меняется во время одного лишь эпизода: разговора с Дуней. Тут перед нами обнажается полный психологический портрет Свидригайлова. Срывая неживую маску-лицо, мы обнаруживаем океан бушующих чувств, которые все, до бесконечности посвящены Дуне.

«Так не любишь?» — сколько горечи сквозит в этих самых незамысловатых словах! Свидригайлов гонит Дуню прочь, он умоляет ее исчезнуть скорей раз и навсегда из его жизни, пока не разразилась буря.

Буря начинается той же ночью, которую Аркадий Иванович проводит в какой-то захудалой гостинице. Проведя ночь в кошмарном бреду, он на следующее утро пускает себе пулю в лоб. Не то же ли самое он предсказывал Родиону? Судьба человека-маски трагична.

Полюбив единственный раз по-настоящему, самоотверженно, он не встретил ответного движения души и погубил себя, хотя это был собственно человек, по теории Родиона, человек, могущий все, которому дозволено то, что не может делать «тварь дрожащая».

И именно этот человек, переступивший законы и моральные устои, сломался и понял бессмысленность, ничтожность и бесполезность своей жизни.

В этих взаимоуничтожающих и не приемлемых обыденными людьми противопоставлениях и заключается манера психологического портрета Ф. М. Достоевского.

Своими портретными зарисовками автор сумел с превосходным мастерством передать чувства, обуревавшие его героев в течение всех дней с первой главы до эпилога.

Но не только эти недолговечные эмоции нашли свое отражение в портретах Раскольникова, Ду-нечки, Свидригайлова и Сони Мармеладовой. Существуют также и другие, исходящие из подлинных нрав-ственных качеств героев.

Так бунт, происшедший в душе Родиона, отражается на его портрете. В темных глазах его перед нами проносится буря, влекущая за собой безумство, но раскаяние приносит спокойствие и веру, веру, которая помогает жить дальше.

Совет!

Его почти черные, полные страдания глаза становятся голубыми и ясными, как у худенькой Сонечки. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…

»
Достоевский представляет своих героев людьми мыслящими, страдающими, ищущими, он показывает нам самые мрачные закоулки человеческих душ и самые высокие их порывы.

И особое значение здесь имеет именно Портретная характеристика.

Источник: http://historylib.net/portretnaya-xarakteristika-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Женские образы в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Достоевский в романе “Преступление и наказание” знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования.

В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю. Главный герой романа – Родион Раскольников – студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут.

Вынужденный бедствовать и страдать, он идет на убийство, на смертный грех ради того, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.

Первоначальное название романа “Преступление и наказание” – “Пьяненький”-сосредоточивалось на судьбе семьи Мармеладовых. Мармеладов, чья семья едва сводит концы с концами, дает молчаливое согласие на то, чтобы его собственная дочь пошла на панель, дабы получить возможность расплатитьсяза жилье и купить еду.

Эти люди, волей судьбы опущенные на самое дно, вынуждены нищенствовать и голодать. Старуха-процентщица, которая, хотя ей и жить-то осталось всего ничего, продолжает свою деятельность, унижающую, оскорбляющую людей, приносящих последнее, что у них есть, чтобы получить гроши, которых едва ли хватит на жизнь.

Среди жителей “желтого Петербурга” – униженных и оскорбленных, упавших и растоптанных, – на мой взгляд, особого внимания заслуживают женские образы, различные по своему характеру, но со схожими судьбами.

Соня Мармеладова – главный женский образ романа – является носителем христианских идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова.

Обратите внимание

Именно благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям, к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.

Соня жертвует собой – идет на панель, – чтобы обеспечить больной чахоткой Катерине Ивановне и ее детям сносное существование. Несмотря на то что Соня – “отверженная” в обществе, падшая женщина, она живет ради высоких идеалов, помогающих спасать души человеческие.

Раскольников считает Соню родственной душой.

Но это только внешнее сходство, на упрек Сони в том, что он убил человека, Раскольников восклицает: “Да я вошь убил!” – на что Соня отвечает: “Это человек-то вошь?” Для нее любой человек достоин жалости и сострадания, любви и снисхождения.

Раскольников и Соня представляют в романе две противоположные правды о жизни и человеке. Соня для Раскольникова становится воплощением всего “безмерного страдания человеческого”, во имя которого он восстает против общественной несправедливости своим преступлением.

В то же время Раскольников видит в Соне преступницу, говорит, что они одного поля ягоды, ведь она, как и Раскольников, с точки зрения общепринятой морали тоже преступница, загубившая жизнь. Но при этом Раскольников не понимает, что Соня преступила по-другому. Ведь в высшем, человеческом смысле не все равно отдать свою жизнь или отнять чужую.

А преступление Сони и состоит в том, что она отдала свою жизнь во имя спасения своей семьи.

Позиция Сони освещена в романе светом религии, христианства. Соня – кроткая героиня Достоевского. Ее религиозность сильна не мистической верой, а человеколюбием. Она представляет в романе деятельное добро, активное, но не агрессивное, не насильственное, как у Раскольникова.

Ее кротость отнюдь не предполагает пассивности, покорности окружающему ее миру социальной несправедливости. Она сопротивляется злу, но не насилием, а добротой и самоотверженностью.

Именно безграничная любовь помогает Соне не отвергнуть потерявшегося в мучительной безысходности своей теории Раскольникова и в конечном итоге помогает ему воскреснуть к новой жизни, основанной на братском единении с людьми.

Важно

Другой женский образ романа – Дуня Раскольникова, которая собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Все три героя преступники, но все они и жертвы того времени, в котором они жили.

Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.

Источник: http://home-task.com/zhenskie-obrazy-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

2. Система женских образов в романе

В “Преступлении и наказании” перед нами целая галерея русских женщин: Соня Мармеладова, мать Родиона Пульхерия Александровна, сестра Дуня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа дачники горького

Ф.М. Достоевский сумел увидеть главную черту русского женского характера и раскрыть ее в своем творчестве.

В его романе присутствуют два типа героинь: мягкие и покладистые, всепрощающие – Сонечка Мармеладова – и бунтарки, страстно вмешивающиеся в эту несправедливую и враждебную им обстановку – Катерина Ивановна.

Два этих женских характера интересовали Достоевского, заставляли его вновь и вновь обращаться к ним в своих произведениях. Писатель, безусловно, на стороне кротких героинь, с их жертвенностью во имя любимого. Автор проповедует христианское смирение. Ему больше по душе кротость и великодушие Сони.

А бунтарки – чаще всего безмерные гордячки, в порыве оскорбленного чувства идут против здравого смысла, кладут на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, – благополучие своих детей. Такова Катерина Ивановна.

Изображая судьбы Катерины Ивановны и Сони Мармеладовой, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просветленное смирение и с другой – непримиримое проклятие всему несправедливому миру.

Эти два ответа наложили отпечаток и на художественную структуру романа: вся линия Сонечки Мармеладовой окрашена в лирические, местами в сентиментально-примирительные тона; в описании злоключений Катерины Ивановны преобладают обличительные интонации.

Совет!

Все типы представил писатель в своих романах, но сам остался на стороне кротких и слабых внешне, но сильных и не сломленных духовно. Вероятно, поэтому гибнет его “бунтарка” Катерина Ивановна, а тихая и кроткая Сонечка Мармеладова не только выживает в этом страшном мире, но и помогает спастись Раскольникову, оступившемуся, потерявшему опору в жизни.

Так всегда было на Руси: мужчина – деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина. Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве.

Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.

Вероятно, Достоевский был первым русским писателем, сделавшим искусство психоанализа доступным широкому кругу читателей.

Если кто-то и не поймет, не осознает того, что показал ему автор, то почувствует точно, что все же приблизит его к видению истинного смысла обрисованной в произведении картины действительности.

Герои Достоевского фактически не выходят за рамки бытовой повседневности и решают свои сугубо личные проблемы. Однако в то же время эти герои постоянно действуют и сознают себя перед лицом целого мира, а их проблемы оказываются в конечном счете всечеловеческими.

Чтобы добиться такого эффекта, писатель должен проделать чрезвычайно кропотливую работу, без права на ошибку. В психологическом произведении не может быть ни одного лишнего слова, героя, события. Поэтому, анализируя женские образы в романе, следует обращать внимание на все, вплоть до мельчайших деталей.

На первых страницах мы знакомимся с ростовщицей Аленой Ивановной. “Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.

Обратите внимание

На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: Роман. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1983, с.33.”.

Раскольникову омерзительна процентщица, а, собственно, почему? Из-за внешнего вида? Нет, я специально привела ее полный портрет, но это обычное описание старого человека. За ее богатство? В трактире один студент говорил офицеру: “Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная…”.

Но в этих словах нет злобы. Тот же молодой человек сказал: “Славная она, у ней всегда можно денег достать”. В сущности Алена Ивановна никого не обманывает, ведь цену заклада она называет до заключения сделки.

Старуха зарабатывает себе на жизнь так, как может, что делает ей честь, в отличие от Родиона Романовича, который признался в разговоре с другой героиней: “Мать прислала бы, чтобы внести, что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали. Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел”.

Вот кто заслуживает порицания: человек, не желающий работать, готовый продолжать жить на деньги небогатой матери и оправдывающий себя какими-то философскими идеями. Не надо забывать, что Наполеон своими руками проложил путь себе из низов к верхам, и именно это, а не совершенные им убийства, делает его великим человеком.

Для дискредитации героя было бы достаточно убийства ростовщицы, но Федор Михайлович вводит еще один персонаж и делает его второй жертвой молодого студента. Это сестра Алены Ивановны, Лизавета. “У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная”.

Комплекция и здоровье позволяли ей не давать себя в обиду, но она предпочитала существующий порядок вещей. В романе она считается чуть ли не святой. Но почему-то все забывают о том, “чему удивлялся и смеялся студент”. Это “было то, что Лизавета поминутно была беременна…”.

Что же случалось с ее детьми, ведь в квартире обитали только две сестры? Не стоит закрывать на это глаза. Лизавета в своей “доброте” не отказывает студентам. Это скорее безвольность, а не доброта, младшая сестра не ощущает действительности, она и не наблюдает за ней со стороны. Она и не живет в общем-то, она растение, а не человек.

Важно

Возможно, только простая и работящая Настасья смотрит на Раскольникова трезво, а именно “с отвращением”. Привыкшая к добросовестному труду, она не может понять праздно лежащего на диване хозяина, жалующегося на бедность и не желающего попробовать заработать денег, придающегося праздным размышлениям, вместо занятий с учениками. “Она вошла опять в два часа, с супом.

Он лежал как давеча. Чай стоял нетронутый. Настасья даже обиделась и со злостью стала толкать его”. Человек, не увлекающийся психологией, вряд ли придаст этому эпизоду значение. Для него дальнейшее действие романа будет развиваться согласно общепринятому сценарию.

Кто-то же благодаря этому персонажу, быть может, усомнится в правоте некоторых героинь, с которыми автор знакомит нас позднее. Говорят, яблоко от яблони недалеко падает. Кто же так избаловал Родиона? Любой психотерапевт ищет корни болезни пациента в детстве последнего. Итак, автор знакомит нас с Пульхерией Раскольниковой, матерью главного героя.

“Ты один у нас, ты наше все, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе? “Достоевский, там же, с.56..

Но ведь он мужчина, он, а не престарелая мать, должен кормить всю семью, благо он имеет возможность работать. Мать готова на все ради сына, даже выдать замуж дочь за человека, “кажется, доброго”, зато который и Роде “может быть весьма полезен даже во всем, и мы уже положили, что ты, даже с теперешнего же дня, мог бы определенно начать свою будущую карьеру и считать участь свою уже ясно определившеюся. О, если б это осуществилось! “. Наиболее важна именно последняя фраза Пульхерии Раскольниковой. Не о счастье дочери, идущей под венец без любви и без того уже настрадавшейся, мечтает мать, а о том, чтобы с помощью жениха получше пристроить бездельника сына. Избалованным детям в жизни потом приходится очень трудно, что и доказывает дальнейшее развитие событий в романе.

Марфу Петровну читатель знает только по рассказам других героев произведения, знакомых с семьей Свидригайловых. В ней нет ничего примечательного, она просто нелюбимая жена своего мужа, уличившего его в измене, получившая супруга только благодаря своему состоянию.

В конце книги мы встречаем следующую фразу, адресованную будущему самоубийце: “Не твой револьвер, а Марфы Петровны, которую ты убил, злодей! У тебя ничего не было своего в ее доме”.

Похоже, эта женщина появилась среди действующих лиц для того, чтобы с ее помощью уличать жестокого игрока в жизнь.

Далее Раскольников знакомится с семьей Мармеладовых. “Катерина Ивановна с воплем и со слезами выбежала на улицу – с неопределенной целью где-то сейчас, немедленно и во что бы то ни стало найти справедливость”.

Она подобна Фернанде из романа Маркеса “Сто лет одиночества”, которая “бродила по дому, громко причитая – для того, мол, ее воспитывали, как королеву, чтобы стать ей прислугой в сумасшедшем доме, жить с мужем – лодырем, безбожником, а она работает-надрывается, везет на себе хозяйство…”.

Показательно то, что ни та, ни другая женщина ничего этого не делает. Как у Маркеса нашлась Петра Котес, которая фактически содержала Фернанду, так и Достоевский вывел Соню, чтобы не дать пропасть Мармеладовым. Доброта Сони мертва и мнима, как и святость покойной Лизаветы.

Для чего Софья Семеновна стала проституткой? Из жалости к сводным брату и сестрам? Почему тогда она не ушла в монастырь, взяв их с собой, ведь там им жилось бы явно лучше, чем с отцом-алкоголиком и устраивающей им побои матерью? Предположим, что она не хотела бросать на произвол судьбы Мармеладова с женой.

Совет!

Но для чего тогда давать отцу деньги на выпивку, ведь именно это погубило его? Наверное, ей жалко его, он не напьется, будет страдать. Самое время вспомнить фразу: “Любить всех, значит не любить никого”.

Сонечка видит только свои добрые поступки, но она не видит, не хочет видеть то, как они проявляются на тех, кому она помогает. Она, как и Лизавета, делает все, о чем ее просят, не разбирая, зачем это, что из этого получится. Как робот, Соня выполняет то, что предписано Библией. Так светит электрическая лампочка: потому что кнопку нажали и ток идет.

Теперь заглянем в конец романа. Фактически, Свидригайлов предлагает Авдотье Романовне то же, чего Катерина Ивановна требовала от Сонечки.

Но Дуня знает цену многим поступкам в жизни, она умнее, сильнее и, что самое главное, в отличие от Софьи Семеновны, она помимо своего благородства способна увидеть чужое достоинство.

Не принял бы брат от нее спасения такой ценой, он скорее покончил бы с собой.

Федор Михайлович Достоевский как великий мастер-психолог описывал людей, их мысли и переживания в “вихревом” потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его герои.

По мнению Сонечки, этой святой и праведной грешницы, именно отсутствие любви к ближнему (Раскольников называет человечество “муравейником”, “тварью дрожащей”) и является принципиальной причиной греха Родиона.

Читайте также:  Анализ произведения платонова никита сочинение

В этом и состоит разница между ними: его грех – подтверждение своей “исключительности”, своего величия, своей власти над каждой вошью (будь то мать, Дуня, Соня), ее же грех – жертва во имя любви к своим родным: к отцу-пьянице, к чахоточной мачехе, к ее детям, которых Соня любит больше своей гордыни, больше своего самолюбия, больше жизни, наконец. Его грех – уничтожение жизни, ее – спасение жизни.

Вначале Раскольников ненавидит Соню, так как он видит, что и его, Властелина и “бога”, любит это маленькое забитое существо, несмотря ни на что, любит и жалеет (вещи взаимосвязанные), – этот факт наносит сильнейший удар по его выдуманной теории. Более того, любовь его матери к нему, сыну, также, несмотря ни на что, “мучает его”, Пульхерия Александровна постоянно идет на жертвы ради “любимого Роденьки”.

Обратите внимание

Мучительна для него жертва Дуни, ее любовь к брату – еще одна ступень к опровержению, к краху его теории.

Автор полагает, что любовь – самопожертвование, воплотившееся в образе Сони, Дуни, матери – ведь для автора важно показать не только любовь женщины и мужчины, но и любовь матери к сыну, брата к сестре (сестры к брату).

Дуня соглашается на брак с Лужиным ради брата, и мать отлично понимает, что жертвует дочерью ради своего первенца. Дуня долго колебалась, прежде чем принять решение, но, в конце концов, все-таки решилась: “…

пред тем как решиться, Дуня не спала всю ночь, и, полагая, что я уже сплю, встала с постели и всю ночь ходила взад и вперед по комнате, наконец стала на колени и долго и горячо молилась перед образом, а наутро объявила мне, что она решилась”.

Дуня Раскольникова собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя, но, в отличие от Сони, она еще имеет возможность выбирать “покупателя”.

Соня же сразу, без колебаний соглашается отдать всю себя, всю свою любовь Раскольникову, пожертвовать собой ради благополучия своего возлюбленного: “Придешь ко мне, я надену крест на тебя, помолимся и пойдем”.

Соня с радостью соглашается следовать за Раскольниковым куда угодно, везде сопровождать его. “Он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее… ” – тут и любовь Сонина, вся ее самоотверженность.

Автор романа “Преступление и наказание” знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю.

Мармеладов дает молчаливое согласие на то, чтобы его собственная дочь пошла на панель, дабы получить возможность расплатиться за жилье и купить еду. Старуха-процентщица, которая, хотя ей и жить-то осталось всего ничего, продолжает свою деятельность, унижающую, оскорбляющую людей, приносящих последнее, что у них есть, чтобы получить гроши, которых едва ли хватит на жизнь.

Соня Мармеладова – главный женский образ романа – является носителем христианских идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова.

Обратите внимание

Именно благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям, к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.

Важно

Образ Сони – один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям.

Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех – убийство.

Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить? “.

Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В.Я. Кирпотиным. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй она носительница народной нравственности.

В Соне воплощен народный характер в его неразвитой детской стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме в сторону юродивой недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой. Достоевский от лица Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/2319

Сюжет романа Преступление и наказание

Сюжет произведения, на первый взгляд напоминает детектив.

Главный герой, Родион Раскольников, отнес свою последнюю ценную вещь старухи процентщице Алене Ивановне, которую собирался убить, случайно познакомился в трактире с бывшим чиновником, пьяницей Семеном Мармеладовым.

Тот рассказал, как нищета, чахотка и пьянство толкнули его жену на ужасный поступок, Катерину Ивановну, – заставить Соню, его дочку от первого брака, зарабатывать деньги на панели, приобретя “желтый билет”.

Потом Родион получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо с описанием мытарств его родной сестры Дуни в доме одного развратного помещика Аркадия Свидригайлова. Мать и сестра собирались приехать в Петербург, где их ждал жених Дуни, Петр Лужин.

Совет!

Дуня не любит этого прагматичного и циничного дельца, но надеется, что богатый мужчина сможет заплатить за обучение ее брата Родиона. Лужин тоже ее не любит, но исповедует теорию о “жен, взятых из нищеты облагодетельствованными мужьями”.

Раздумывая про Соню и Дуню, которые жертвуют собой ради родных, Родион решил осуществить свое намерение: убить процентщицу, “злую никчемную вошь”, деньги которой должны помочь хорошим людям в хороших делах. Он видит кошмарный сон: пьяный Коля до смерти забивает клячу. Проснувшись, Родион удивляется, что он мог даже помыслить об убийстве.

Однако впоследствии он все-таки убил не только “гадкую старуху”, но и ее беззащитную беременную сестру Лизавету, неожиданно вошедшую в открытую квартиру. Чудом, сбежав с места преступления незамеченным, в полубессознательном состоянии он спрятал украденное в первом случайном месте, даже не постаравшись оценить его стоимость. А потом почувствовал ужасное безграничное одиночество.

Его бывший университетский товарищ Разумихин заботится о нем, но Родиона это лишь раздражает. К нему приходит самовлюбленный Петр Лужин, маскируя свою “гобсековскую” сущность под маской интеллигентного человека с “модными” взглядами, но проницательный Раскольников мгновенно “раскусил” этого типа, и они поссорились.

Измученный совестью, Родион решил признаться в убийстве, но увидел на улице раздавленного каретой Мармеладова. Потратив на умирающего последние свои сбережения и познакомившись с Соней Мармеладовой и Катериной Ивановной, он некоторое время считал, что нужен людям.

Однако когда к нему пришли мать и Дуня, Родион вновь ощутил себя “мертвым” для их любви и грубо прогнал из своей “конуры”. Оскорбленный Лужин ставит невесте ультиматум: или он, или Родион.

Люди вроде Лужина, встретив какую-то преграду, мгновенно теряют фальшивый внешний “глянец”, становясь сами собой — странными и жестокими деспотами, готовыми на любую подлость.Тем временем Родион, не выдержав психологического напряжения, напросился на встречу к следователю Порфирию Петровичу.

Тот прочитал статью Раскольникова “О преступлении” и попросил самого автора растолковать изложенную “теорию”. Умный и проницательный Порфирий Петрович распознает в гордом Родионе “идеологического” убийцу, но не имеет прямых доказательств и отпускает его, надеясь, что вскоре тот сам признается в убийстве.

Родиона также посетил Свидригайлов (он якобы замучил слугу, отравил жену, надругался над девочкой-подростком) и заметил, что он и Раскольников “одного поля ягоды”. Неожиданно для всех впоследствии Свидригайлов застрелился.

Обратите внимание

В самых дешевых неприличных номерах, куда Лужин из экономии и “для воспитания” поселил Дуню с матерью, произошел окончательный разрыв Раскольниковых с этим “мерзким, преступным человеком”, поскольку Родион разоблачил его сущность. Поэтому Лужин начал искать способ отомстить: “…мало, кто нес когда-нибудь в своем сердце столько злобной ненависти к кому-либо, сколько этот господин до Раскольникова”

Родион пришел к Соне, ища у нее совета и утешения от смертельного одиночества. Ведь она тоже совершила “преступление” (нарушила библейскую заповедь “не прелюбодействуй”).

Однако Соня не одинока: она пожертвовала собой ради других (голодных сводных братьев и сестер, пьяницу-отца, сухой мачехи), а не принесла в жертву других ради своих целей, как Родион.

Соня прочла Родиону евангельские строки о воскрешении Лазаря.

Одновременно мучимый желанием разоблачения и страхом, Родион снова пришел к Порфирию, якобы заботясь о своем залоге, оставленный у Алены Ивановны, их будто абстрактная беседа о психологии преступников доводит его до нервного срыва, и Раскольников в напряжении почти выдал себя следователю.

На поминках Семена Мармеладова Лужин публично обвинил Соню в краже, но Лебезятников засвидетельствовал, что Петр сам незаметно положил деньги в ее карман.

Лебезятников подумал, что богатой Лужин сделал так из скромности: с одной стороны, чтобы помочь семье покойного, а с другой – чтобы избежать ее благодарности. Поэтому “деловой” негодяй был в очередной раз постыжен, но держался нагло и с вызовом.

Мотивы поступка Лужина объяснил удивленным присутствующим Родион: унизив его и Соню в присутствии Пульхерии Александровны и Дуни, то он надеялся вернуть расположение своей невесты и отомстить за позор.

Родион рассказал Соне о своем преступлении и, что это он убил Алену Ивановну, и она посоветовала ему добровольно пойти с повинной и искупить грех каторгой.

Важно

Однако Раскольников не раскаивается в убийстве, а в том, что чувствует угрызения совести а, следовательно, по его мнению, он сам оказался “дрожащим существом”, а не тем, “кто право имеет”.

К нему пришел следователь Порфирий Петрович, который предложил Раскольникову добровольно заявить об убийстве процентщицы. Родион под влиянием Сони признался в совершении преступления.

Уже отбывая каторгу в Сибири, Раскольников узнал, что его мать с горя умерла, а Дуня всё-таки вышла замуж Разумихина. Недалеко от Родиона поселилась Соня и навещала его, терпеливо снося равнодушие и мрачность. Кошмар отчуждения длился: простые каторжане ненавидят его как “безбожника” за атеизм, который он не скрывал (Достоевский прошел через подобные испытания на ссылке).

Зато отношение до Сони было нежное и искрение. Родион видит сон, что напоминает апокалипсис; таинственные “трихины”, вселяющиеся в людей, порождая фанатичную убежденность в собственных убеждениях и нетерпимость к “истинам” других.

Наконец Раскольников понял, что его гордость ума ведет только к гибели, а мягкость сердца – к жизненной полноте, в нем проснулась “безмерная любовь” до Сони.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/08/syuzhet-romana-prestuplenie-i-nakazanie.html

Ссылка на основную публикацию