Образ и характеристика ивана тимофеевича в повести олеся куприна сочинение

Иван Тимофеевич в повести “Олеся” Куприна: образ, характеристика, описание в цитатах

Олеся и Иван Тимофеевич.Художник П. Пинкесевич

Молодой дворянин Иван Тимофеевич является одним из центральных героев повести “Олеся” Куприна. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести “Олеся”: описание героя в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание повести
– Все материалы по повести “Олеся”
Иван Тимофеевич является молодым холостым мужчиной: “…Ты молодой, свободный… Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и по ногам на всю жизнь?..

Он – образованный дворянин:

“…Ну какая я тебе жена на самом деле? Ты барин, ты умный, образованный, а я? Я и читать не умею, и куда ступить не знаю… Ты одного стыда из‑за меня не оберешься…”Иван Тимофеевич – человек из приличного общества:
“…я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев…” Он служит в каком-то ведомстве: “…мне здесь оставаться неудобно и негде, да, наконец, и службой пренебрегать нельзя…”

Иван Тимофеевич является начинающим писателем. Он уже напечатал один рассказ в газете:

“…А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы…”

Он – тихий, скромный человек: “…Человек я тихий, скромный, а ты столько страхов про меня наговорила…”

Иван Тимофеевич ведет себя просто с людьми:

“…привязался… за мое простое обращение…”

Он помогает бедной семье своего слуги Ярмолы:

“…за помощь, которую я изредка оказывал его вечно голодающей семье…”

Иван Тимофеевич любит бродячую жизнь: “…Ни разу ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулась за это время в моей душе…”

Он любит охоту:

“…сильно ко мне привязался, привязался за нашу общую страсть к охоте…”

Иван Тимофеевич – несуеверный человек. Он не верит в колдовство и судьбу: “…Олеся, опять ты про свою судьбу? – воскликнул я нетерпеливо. – Не хочу я в нее верить… и не буду никогда верить!..”

“Колдунья” Олеся дает герою следующую характеристику:

“…Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также… Ну да все равно, говорить, так уже все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много в жизни будет зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете…”

Олеся предсказывает Ивану Тимофеевичу судьбу:

“…Дальше вышло, что жизнь ваша будет невеселая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете. Никогда вы не женитесь, так холостым и умрете. Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы… Настанет такое время, что руки сами на себя наложить захотите… Такое у вас дело одно выйдет… Но только не посмеете, так снесете… Сильную нужду будете терпеть, однако под конец жизни судьба ваша переменится через смерть какого‑то близкого вам человека и совсем для вас неожиданно. Только все это будет еще через много лет, а вот в этом году… Я не знаю, уж когда именно, – карты говорят, что очень скоро… Может быть, даже и в этом месяце Падает вам большая любовь со стороны какой‑то трефовой дамы. Вот только не могу догадаться, замужняя она или девушка, а знаю, что с темными волосами…”
Олеся и Иван Тимофеевич состоят в любовных отношениях, которые заканчиваются очень грустно: “- Олеся! Ты прощаешься со мною так, как будто бы  мы  уже  не  увидимся больше! – воскликнул я с испугом. – Не знаю, не знаю, мой милый. Ничего не знаю. Ну поезжай с богом. Нет, постой… еще минуточку… Наклони ко мне ухо… Знаешь, о чем я жалею?  – зашептала она, прикасаясь губами к моей щеке. – О том, что у меня  нет  от тебя ребеночка… Ах, как я была бы рада этому!”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/04/ivan-timofeevich-olesja-kuprin.html

Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

Драматично, но, прежде всего, лирично, сумел Александр Куприн показать судьбу обычного русского интеллигента.

Это люди особого сорта, тонко чувствующие, ищущие, много знающие, но при этом никогда ни во что не вмешивающиеся и не желающие что-либо действительно изменить в своей жизни.

Русский интеллигент позапрошлого века – человек ироничный, вместе с тем внимательный, понимающий, что жизнь его могла бы быть более результативной, но сделать ее значимой он не способен.

Такие герои в русской литературе начались еще с легкой руки Гончарова. Его Обломов перевернул представления об интеллигенции России 19 века. И Иван Тимофеевич из купринской «Олеси» ничуть не лучше.

Он, конечно, не лежит на диване, но его пассивные желания имеют такую же разрушительную силу, как лень Василия Обломова. Когда нужно действовать решительно Иван Тимофеевич только вопрошает: «А я как же? Обо мне ты и думать даже не хочешь!» .

А ведь женщине, которой адресован этот вопрос и которую он искренне и горячо любит гораздо тяжелее, чем ему в ту минуту.

Обратите внимание

Александр Куприн как-то сумел нарисовать для читателя своего героя на грани между положительным к нему отношением и презрением.

Грамотный, умный мужчина, который относится к слову «благородный» и производным от него, как к чему-то неприятному и постыдному: «Во всех ее движениях, в ее словах,… есть что-то благородное (конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова)…», он от скуки не знает чем заняться во время вынужденного пребывания в Полесье. Это и приводит к беде.

Никого не осуждая и не высмеивая, Иван Тимофеевич пытается народ лечить, рассказы писать, уроки давать и даже делает попытки наладить взаимоотношения с представителями местного общества. Однако человеку тонкой душевной организации хочется настоящего, интересного и волнительного.

Он готов, пренебрегая рекомендациями, познакомиться с местной ведьмой. Для чего ему это нужно, сам сказать не в силах. И здесь полностью проглядывает в каждом поступке, жесте русский интеллигент, описание которому так точно и ярко дала жительница леса Олеся: «Слову вы своему не господин.

Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

Права Олеся оказалась во всем. И судьба у героя Куприна не счастливая, и поменять он ее не смог или не захотел. Но самое главное, что Иван Тимофеевич, умный и начитанный, тонко подмечающий мельчайшие детали, вдруг пожелал соединить несовместимое.

Как можно было получить такой подарок от Олеси, как ее желание сходить в церковь? Как можно было, столько времени общаясь с ней и уже начиная чувствовать как она, не прислушаться к себе! «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня.

Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь». Но не сделал этого Иван Тимофеевич. А расплатилась за все сполна невиновная Олеся.

Такая мягкость натуры, слабохарактерность и какое-то извечное чувство русского человека покорности судьбе дополнены Александром Куприным едва уловимыми замечаниями о том, что не любит его герой, когда ему руку целуют.

Важно

Более того, он сам пишет: «… я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…».

Подмечает автор, что жалеет Иван Тимофеевич первого пропойцу в Переброде Ярмолу, точнее, даже не его самого, а многочисленную семью: «Меня останавливало только чувство жалости к его огромной нищей семье, которой четыре рубля Ярмолова жалованья помогали не умереть с голода».

Не убегая от судьбы, он фактически губит бедную девушку, косвенно являясь причиной ее испытаний. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что себя в этой ситуации он не оправдывает. Все повествование, написанное легким, местами ироничным слогом, ведется от лица главного героя.

Иван Тимофеевич красочно передает свои эмоции и мысли. Любя искренне Олесю, он признает, что для него все же важнее условности.

В данной ситуации мнение света: «…Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса…».

Как хотелось бы, чтобы роман Ивана Тимофеевича с Олесей завершился бы как у Владимира Высоцкого с Мариной Влади, которая стала знаменитой после роли главной героини в одноименном фильме по повести Куприна:

  • «Олеся», анализ повести Куприна
  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
  • Александр Иванович Куприн, биография
  • «Поединок», анализ повести Куприна
  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • «Тапёр», анализ рассказа Куприна
  • «Слон», анализ рассказа Куприна
  • «Суламифь», анализ повести Куприна
  • «Allez!», анализ рассказа Куприна
  • «Яма», анализ повести Куприна
  • «Молох», анализ повести Куприна
  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна

По произведению: «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Источник: https://goldlit.ru/kuprin/312-obraz-ivana-timofeevicha

Анализ повести «Олеся» (А.И. Куприн) | Литерагуру

Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».

История создания

История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

Жанр и направление

Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

Суть

Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён.

Совет

Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза.

Читайте также:  Анализ произведения горе от ума грибоедова сочинение

Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

Главные герои и их характеристика

Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.

  1. Характеристика Ивана Тимофеевича. Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.
  2. Олеся — идеал «естественного» человека. Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны по ссылке.

Темы

  • Главная тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
  • Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном эссе.
  • Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом сочинении.

Проблемы

Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него.

Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии.

Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа.

У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

Смысл

Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность.

Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации.

Обратите внимание

Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

Вывод

Александр Иванович Куприн в своей повести «Олеся» попытался создать идеал человека, показать проблемы искусственного мира, раскрыть людям глаза на ведомое и безнравственное общество, которое их окружает.

Жизнь своенравной, непоколебимой Олеси была в какой-то мере разрушена прикосновением к ней мира светского в лице Ивана Тимофеевича. Писатель хотел показать, что мы сами рушим то прекрасное, что даёт нам судьба, просто потому что мы слепы, слепы душой.

Критика

Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-olesya-a-i-kuprin/

Герои повести «Олеся» Куприна в таблице: краткая характеристика персонажей (список)

В трогательной повести Александра Ивановича Куприна “Олеся” главные персонажи – Иван Тимофеевич и Олеся. Второстепенные персонажи – Ярмола, Мануйлиха, Евпсихий Африканович и другие, менее значительные. Это мистическая история о чистой любви и жестокой людской невежественности, способной разрушить светлое чувство.

Олеся

Молодая девушка, лет двадцати четырех, статная, рослая и красивая. Она воспитана бабушкой, выросла в лесу.

Но, несмотря на то, что она не обучена грамоте, не умеет писать и читать – в ней есть природная мудрость веков, глубокие познания человеческой натуры и любознательность.

Она называет себя ведьмой, обладает сверхъестественными способностями и предсказывает по лицу человека его скорую смерть.

Иван Тимофеевич

Начинающий писатель, в поисках вдохновения, приехал из города в село по служебным делам. Он молод, образован и умен. В деревне развлекается охотой и знакомством с местными жителями, которые вскоре ему наскучили своими крепостными замашками. Паныч из хорошей семьи, но, несмотря на свое происхождение, он держится просто и без пафоса. Иван добрый и отзывчивый юноша, благородный и мягкотелый.

Заблудившись в лесу он знакомится с Олесей, что очень оживляет его унылое пребывание в селе Переброд.

Человек мечтательной натуры, он быстро привязывается, а затем и влюбляется в девушку, которая предсказала ему безрадостную и унылую жизнь.

Важно

Он честен и искренен, любит и имеет смелость признаться Олесе в своих чувствах. Но при всей своей любви, ему сложно принять возлюбленную такой, какая она есть.

Мануйлиха

Бабушка Олеси, озлобившаяся на людей пожилая женщина, которая вынуждена жить и растить внучку в лесу. Мануйлиха обладает теми же способностями, что и внучка, за что и поплатилась спокойной жизнью. Груба, несдержанна на язык, но искренне любящая и оберегающая свою внучку.

Бабушка стара, строга и сварлива. Не верит людям, все время ждет подвоха и клянет свою нелегкую судьбу. Когда она видит, что Олеся всерьез влюбилась, пытается всеми силами помешать союзу, предвидя, чем все это закончится. Но в конце повести она все же проявляет свою мягкую, страдающую натуру.

Ярмола

Недалекий, необразованный простой мужик, слуга Ивана. Ярмола слывет самым ленивым на селе любителем выпить. Но при этом он отменный охотник, знающий местность, обладающий глубокими знаниями в области природы, леса и его обитателей.

Евпсихий Африканович

Местный урядник, страж порядка и гроза всего Полесья. Типичный “начальник”, нахальный и важный. Не гнушающийся взятками, но трусливый человек. Он настаивает на выселении Мануйлихи с внучкой из их дома, но когда Иван пытается его убедить подождать – соглашается только через дорогие подарки.

Раздутый от осознания собственной значимости, грубый и наглый вельможа. И, в то же время, заботливый муж. Что наглядно показывает пропасть в его сознании между ним, и людьми подобными ему, и простолюдинами.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1215

Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича в повести А. И. Куприна «Олеся»

Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви.

Я перевернула последнюю страницу повести «Олеся» — моей любимой повести А. И. Куприна.

«Олеся» глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, чистой любви, которая, на мой взгляд, должна быть в жизни каждого человека.

Я говорю о любви Олеси к Ивану Тимофеевичу  Эти люди такие разные: Олеся — «цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич — «человек хотя добрый, но только слабый». Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся — «ведьмака», необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.

Совет

А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня.

Мне неудержимо захотелось: побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не ходила в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…» Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви.

Именно эта боязнь мешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».

Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича – это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира.

Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.

Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. И. Куприна. Перед нами картины природы, портреты, внутренний мир героев, характеры, настроения —все это глубоко поразило меня. Повесть «Олеся» — это гимн прекрасному первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.

Читайте также:  Образ ивана игнатьича в романе капитанская дочка пушкина

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/kuprin/61-olesya.html

Женский образ в повести А.И. Куприна “Олеся”

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РАССКАЗЕ А.И. КУПРИНА ОЛЕСЯ

Исполненный греха, без разума и воли,

Непрочен и тщеславен человек.

Куда ни погляди, одни утраты, боли

Ему терзают плоть и душу целый век..

Едва уйдут одни на смену им иные,

Все в мире для него страдания сплошные:

Его друзья, враги, любимые, родные….

Анна Бредстрит.

Русская литература богата замечательными образами прекрасных женщин: сильных характером, умных, любящих, мужественных и самоотверженных.

Русская женщина с её удивительным внутренним миром всегда привлекала внимание писателей. А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, А.И. Островский понимали глубину душевных порывов своих героинь.

Произведение этих писателей помогают лучше узнать жизнь, понять характер взаимоотношений людей. Жизнь полна конфликтов, порой они бывают трагические, и вникнуть в суть таких отношений, понять их истоки под силу большому таланту писателя.

Повесть А.И. Куприна Олеся – произведение, которое ознаменовало начало новой литературной эпохи. Главная героиня его Олеся вызывает противоречивые чувства. У меня она пробуждает жалость, понимание, я почувствовала её свободолюбивый и сильный характер.

Нужно вернуться в прошлое Олеси, чтобы лучше понять её.

Она выросла в постоянных гонениях, переездах с одного места на другое, её всегда преследовала слава ведьмы. Ей с бабушкой пришлось даже переехать из деревни, в которой они жили, и отправиться в лесную чащу, на болота, подальше от селений.

В отличие от крестьян, Олеся никогда не посещала церковь, потому что считала, что волшебная сила ей дана не от Бога. Это ещё больше отталкивало от неё местное население. Враждебное отношение воспитывало в ней удивительную душевную силу.

И вот маленькая девочка выросла и стала прелестным цветком, который не прочь сорвать любой мужчина.

Обратите внимание

Олеся – высокая девушка двадцать пяти лет, с красивыми длинными волосами, цвета крыла вороны, которые придают особую нежность её белому лицу.

В больших чёрных глазах можно увидеть искорку остроумия, смекалку. Внешний вид девушки сильно отличался от того, как выглядят деревенские женщины, всё в ней говорит о её неординарности, свободолюбии.

Особую прелесть ей придаёт вера в магию, потусторонние силы.

И вот в жизни появляется большая и сильная любовь. При первых встречах с Иваном Тимофеевичем она ничего не чувствует, но потом чувства начинают нарастать. Олеся пытается потушить любовь только зародившуюся в ней. Но стоило разлучиться на две недели, и она понимает, что сердцу не прикажешь.

При встрече с избранником Олеся говорит: разлука для любви тоже, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает ещё сильнее – эта фраза говорит за все дальнейшие поступки. Героиня всю себя без остатка отдаёт любви, она любит искренне и нежно. Ради неё девушка не побоялась пойти в церковь, поступившись своими принципами, не побоялась последствий.

Она пережила огромное унижение, когда на неё накинулись женщины и закидали камнями. Олеся отдаёт себя в жертву любви.

Иван Тимофеевич, перед своим отъездом, предложил Олесе руку и сердце, но она ответила отказом, сказав, что не хочет его обременять своим присутствием, чтобы он её стыдился. В этом поступке видна дальновидность девушки, она думает не только о сегодняшнем дне, но и будущем Ивана Тимофеевича.

Но, несмотря на свою сильную любовь, Олеся неожиданно, без прощания с любимым, уезжает, оставив в доме на память лишь бусы. Она поступила, на мой взгляд, правильно. Ведь легче подавить первое желание, чем утолить всё, что следует за ним.

А.И. Куприн не мог изобразить женщину более искреннюю, более чуткую, более красивую, чем Олеся. И если наша героиня чувствует что-то, то она отдаётся этому чувству вся, не оставив ничего.

Важно

По-моему, Александр Иванович изобразил в своём рассказе идеальную девушку, но если бы хоть некоторые из нас иногда старались быть похожими на Олесю, то, наверное, многие стали бы жить лучше. Только человек, выросший в гармонии с природой, вдали от цивилизации способен на глубокие чувства.

Источник: https://www.studsell.com/view/44103/

Образ Олеси в одноименной повести Куприна

Тема любви – основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.

Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах.

Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом.

Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя.

Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Совет

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя.

Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком.

Его чувство, вероятно, основано на «смутных влечениях», но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная». И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной.

Его каприз – причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается.

В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов».

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания.

Обратите внимание

Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой.

Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному.

Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек.

Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь – это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

 Тема любви – основная тема в творчестве А.И.Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.

Важно

Куприн видел, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах.

Писатель мечтал о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплотил свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом.

Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична.

А.И.Куприн уделил особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. Автор восхищается чистотой их чувства, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводя героев к тяжким испытаниям.

Совет

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя.

Куприн точно передаст внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: “Доброта ваша не хорошая, не сердечная”. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам он быстро успокаивается.

Совет

Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплотил свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основные мотивы ее поступков – эмоции.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость и противоречие.

Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному.

Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек.

Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

Любовь – это презрение к страданиям и даже к смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь Избранные.

Источник: http://www.rlspace.com/obraz-olesi-v-odnoimennoj-povesti-kuprina/

Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? ( по произведению А.И. Куприна «Олеся»)

Сочинения › Куприн А.И. › Олеся

Читайте также:  Тема родины в творчестве есенина сочинение 11 класс

Готовые Домашние Задания

В своей ранней повести «Олеся» (1898) А.И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества, и живущей лишь своими искренними порывами.

Главной героиней произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Она не знакома с цивилизацией, с детства живет в лесу, в окружении древних поверий своих предков. Поэтому Олесе абсолютно чужды общественные нормы поведения, она признает лишь зовы души, свои истинные потребности, которые умеет слышать и различать.

По сюжету повести юная героиня влюбляется в человека из совсем другого мира – она встречает мужчину, родившегося и воспитанного в городе, испытавшего на себе все «разлагающее» влияние цивилизации. Между героями зарождается искреннее чувство, которое раскрывает сущность характеров обоих.

В кратком, насыщенном бытовыми деталями повествовании Куприн выразил свои представления о внутреннем преображении личности посредством любви. Сама природа сообщила людям жажду красоты, гармонии, высоких порывов, полного слияния с родной душой. Вместе с тем — она ограничила их возможности. Кто-то может преодолеть эту ограниченность, кто-то на такое не способен…

Обратите внимание

На мой взгляд, развитие сюжета всего произведения постоянно подталкивает нас к одной мысли – любовь между Олесей и Иваном Тимофеевичем невозможна. Больше того, она может закончиться настоящей трагедией.

В чем причина именно такого развития событий? Думаю, главным образом, в натуре героя, в его характере, сформировавшимся под влиянием городской интеллигентской среды. Иван Тимофеевич обладает положительными качествами – он добр, воспитан, образован.

Однако в нем нет главного – цельности натуры, искренности, умения слушать свое сердце и не бояться следовать его зову. Над героем довлеют всевозможные социальные предрассудки, преодолеть которые он не в силах.

Недаром автор характеризует Ивана Тимофеевича как человека с «ленивым» сердцем, у которого эмоции задавлены разумом, стереотипами.

Мы чувствуем, что в душе «цивилизованного» героя есть какой-то нравственный изъян, который мешает ему быть счастливым и дать счастье другому человеку. Этот человек душевно глух и равнодушен, он просто не умеет думать и заботиться о других.

Так, Иван Тимофеевич готов заставить Олесю выбирать между собой и бабушкой, он не думает о том, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь. Помимо этого, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания.

Такое эгоистичное поведение этого персонажа становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.

Таким образом, мы видим, что основной конфликт повести заключен в столкновении и противопоставлении двух человеческих типов – «естественного» и «цивилизованного». Они, по мнению писателя, четко связаны с противоречием между обществом «природным» и обществом «социальным».

Важно

Мир, из которого изгнаны Олеся и старуха Мануйлиха, – мир деревни – олицетворяет в повести современное писателю общество. Куприн показывает, что он лишен поэтичности и гармонии, жесток и уродлив.

Автор подчеркивает необыкновенную неразвитость его обитателей (Ярмола, деревенские бабы), их рабские привычки (стремление при всяком удобном случае поцеловать у «пана» ручку), страшную забитость, темноту, необразованность в сочетании с почти звериной жестокостью (убийство конокрада Яшки, готовность забить камнями Мануйлиху с Олесей).

Коллективный портрет этого мира – пьяная деревенская толпа на празднике Святой Троицы: «Невыносимо жаркий воздух, казалось, весь был насыщен отвратительным смешанным запахом перегоревшей водки, лука, овчинных тулупов, крепкой махорки-бакуна и испарений грязных человеческих тел. Пробираясь осторожно между людьми и с трудом удерживая мотавшего головой Таранчика, я не мог не заметить, что со всех сторон меня провожали бесцеремонные, любопытные и враждебные взгляды».

Эта ревущая, безудержная, дурно пахнущая безликая масса была готова на все: искалечить, уничтожить, убить любого чужака, причем не только Олесю, но и Ивана Тимофеевича.

Мы видим, что те, кто ходит в церковь и считает себя христианами, оказываются хуже зверей. Олеся поняла это давно, исключив саму возможность общения с миром, несущим зло: «Нам людей не надо». Но она готова понять и простить их, и даже уехать, отказавшись от своего счастья, чтобы не вводить людей «во грех». А вот деревня хочет не примирения, а разрушения и насилия.

Человеческий мир не выдерживает испытания любовью, он не создан для счастья и гармонии, говорит нам Куприн своей повестью. Современная цивилизация порождает таких людей, как Иван Тимофеевич, – она убивает в них душу, лишает самого главного – трепетного, жаждущего сердца. Именно поэтому настоящее чувство обречено в человеческом мире на трагическую гибель.

Сочинения по теме:

  • Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести “Олеся” сочинение
  • По рассказу А. И. Куприна “Олеся” сочинение
  • Сочинение по повести Куприна «Олеся» сочинение
  • Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» сочинение

Источник: http://1soch.ru/kuprin-ai/olesya/pochemu-lubov-ivana-timofeevicha-i-olesi-stala

Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся”

Исполненный греха, без разума и воли, Непрочен и тщеславен человек. Куда ни погляди, одни утраты, боли Ему терзают плоть и душу целый век… Едва уйдут одни – на смену им иные, Все в мире для него страдания сплошные: Его друзья, враги, любимые, родные.

Анна Бредстрит Русская литература богата замечательными образами прекрасных женщин: сильных характером, умных, любящих, мужественных и самоотверженных. Русская женщина с ее удивительным внутренним миром всегда привлекала внимание писателей.

Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Николаевич Островский понимали глубину душевных порывов своих героинь.

Совет

Произведения этих писателей помогают лучше узнать жизнь, понять характер взаимоотношений людей. А жизнь полна конфликтов, порой трагических, и вникнутьв их суть, понять их истоки – под силу лишь большому таланту писателя.

Повесть А. И. Куприна “Олеся” – произведение, которое ознаменовало начало новой литературной эпохи. Главная героиня его – Олеся – вызывает противоречивые чувства. У меня она пробуждает жалость, понимание, я почувствовала ее свободолюбивый и сильный характер.

Нужно вернуться в прошлое Олеси, чтобы лучше понять эту героиню. Она выросла в постоянных гонениях, переездах с одного места на другое, ее всегда преследовала слава ведьмы. Ей с бабушкой пришлось даже отправиться жить в лесную чащу, на болота, подальше от селений.

В отличие от крестьян, Олеся никогда не посещала церковь, потому что считала, что волшебная сила ей дана не от Бога. Это еще больше отталкивало от нее местных жителей. Враждебное отношение их воспитывало в ней удивительную душевную силу. И вот маленькая девочка выросла и стала прелестным цветком.

Олеся – высокая девушка двадцать пяти лет, с красивыми длинными волосами цвета крыла вороны, которые придают

особую нежность ее белому лицу. В больших черных глазах можно увидеть искорку остроумия, смекалку. Внешний вид девушки сильно отличается от того, как выглядят деревенские женщины, все в ней говорит о ее неординарности, свободолюбии. Особую прелесть ей придает вера в магию, потусторонние силы.

И вот в жизни Олеси появляется большая и сильная любовь. При первых встречах с Иваном Тимофеевичем она ничего не чувствует, но потом понимает, что полюбила его. Олеся пытается потушить любовь в своем сердце. Но стоило ей разлучиться с Иваном Тимофеевичем на две недели, как она поняла, что любит его сильнее, чем прежде.

При встрече со своим избранником Олеся говорит: “Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает еще сильнее”. Героиня всю себя без остатка отдает любви, она любит искренне и нежно. Ради нее девушка не побоялась пойти в церковь, поступившись своими принципами, не побоялась последствий.

Она пережила огромное унижение, когда на нее накинулись женщины и закидали камнями. Олеся отдает себя в жертву любви. Иван Тимофеевич перед своим отъездом предложил Олесе руку и сердце, но она ответила отказом, сказав, что не хочет его обременять своим присутствием, чтобы он ее стыдился.

Обратите внимание

В этом поступке видна дальновидность девушки, она думает не только о сегодняшнем дне, но и о будущем Ивана Тимофеевича. Однако, несмотря на свою сильную любовь, Олеся неожиданно, без прощания с любимым, уезжает, оставив в доме на память ему лишь бусы.

Александр Иванович Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства.

(No Ratings Yet)
Loading…

Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся”

Источник: http://home-task.com/zhenskij-obraz-v-rasskaze-a-kuprina-olesya/

Образ природного человека в повести куприна олеся

Одним из величайших творений замечательного русского прозаика А. И. Куприна является повесть «Олеся». Это интереснейшее по своему содержанию произведение еще обладает и глубоким символическим подтекстом.

Полученный писателем за время его службы в Волынской губернии опыт общения с простыми людьми и активной созерцательной деятельности их драматической жизни на фоне невероятно живописной природы лег в основу авторской концепции человека и природы.

Воплощением такого естественного человека выступил образ главной героини повести Олеси, девушки, выросшей в чистой природной среде и являющейся абсолютным олицетворением эстетического идеала естественности, красоты и гармонии.

Невероятное сочетание в натуре героини вековой мудрости и детской наивности, нежности и властности, ясности ума и мудрости души сделали ее непостижимым и пугающим для людей «цивилизации» явлением, окутанным ореолом зловещей таинственности.

В противовес природной органичности «лесной девы» писатель противопоставляет Ивана, человека из числа городской интеллигенции, давно лишенного чуткости, решительности и смелости следовать порывам своего сердца, заложника условностей и ложных убеждений. Поэтому нарочито играя на контрастах образов своих персонажей, автор подчеркивает всю ценность естественности, внутренней свободы и красоты, чувства достоинства и нравственной чистоты для человеческой сущности.

Таким образом, «естественный человек» по Куприну — это личность гармоничная, сохранившая и развивающая свои душевные качества и способности, дарованные ей природой, личность нравственно прекрасная и независимая от общественных правил и мнения.

Сочинение » Олеся – Куприн » Тема естественного человека в повести А. И. Куприна «Олеся»

«Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе

«Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе

«Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе

Воплощение нравственного идеала писателя в повести “Олеся”

Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна “Олеся”)

Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся»)

Женский образ в рассказе А. Куприна «Олеся»

Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся»)

Любовь в понимании Бунина и Куприна

Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»

Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»

Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести “Олеся”

По рассказу А. И. Куприна “Олеся”

Важно

  Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? ( по произведению А.И. Куприна «Олеся»)

Сочинение по повести Куприна «Олеся»

Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»

  Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)

Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси)

Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна (“Олеся”).

Человек и природа в творчестве Куприна

Смотрите также по произведению “Олеся”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/1514/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector