Образ и характеристика кукшиной в романе отцы и дети тургенева

Кукшина в романе «Отцы и дети»: образ, характеристика, описание в цитатах

Кукшина.Художник П. М. Боклевский

Госпожа Кукшина — однв из второстепенных героинь романа «Отцы и дети» Тургенева.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Евдоксии Кукшиной в романе «Отцы и дети»: описание в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Полное имя героини — Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина: «…Eudoxie, Евдоксия Кукшина…» «…Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина…»

Кукшина является дворянкой и помещицей. Она сама управляет своим имением:

«…Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю…»

О внешности Кукшиной известно следующее:

«…дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor»…» «…уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила…» «…В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»..» «…Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами…» «…стуча плоскими ногтями…» «…даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах…»

Кукшина является неопрятной женщиной:

«…не совсем опрятном платье…» «…дама… несколько растрепанная…»

Она — невзрачная женщина:

«…В маленькой и невзрачной фигурке…»

Кукшина является некрасивой женщиной:

«…– Хорошенькая она? – перебил Базаров.

– Н… нет, этого нельзя сказать…»

Кукшина — эмансипированная, независимая женщина:

«…Это замечательная натура, emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина…» «…«эманципе» вроде Кукшиной..»

Она живет отдельно от мужа (что было редкостью в то время):

«…Она, вы понимаете, разъехалась с мужем, ни от кого не зависит…» «…Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный, мсьё Кукшин…»

У госпожи Кукшиной нет детей, чему она, судя по всему, рада:

«…Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу!..»

Она является женщиной с прогрессивными взглядами:

«…явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки…»

Кукшина сама себя считает хорошим человеком. Ее приятель Ситников называет ее чудной и замечательной женщиной:

«…она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо…» «…Кукшина – человек чудный…» «…ведь я говорил вам: замечательная личность! Вот каких бы нам женщин побольше. Она, в своем роде, высоконравственное явление…» (мнение Ситникова)

Госпожа Кукшина курит папиросы и любит выпить:

«…везде белели разбросанные окурки папирос…» «…Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила…» «…За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая…»

Она играет на фортепиано и поет:

«…стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс Сеймур Шиффа «Дремлет сонная Гранада»…»

Госпожа Кукшина не следит за чистотой и порядком в доме:

«…Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос…»Евдоксия Кукшина вечно хандрит:
«…И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе…»

Госпожа Кукшина является развязной, неестественной женщиной:

«…Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят, – нарочно, то есть не просто, не естественно…»

Порой она ведет себя как ребенок:

«…Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят с своими няньками…»

На досуге госпожа Кукшина занимается химией:

«…А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все еще не готово…»

Также в свободное время Кукшина читает книги и журналы:

«…Нужно еще Либиха почитать. Кстати, читали вы статью Кислякова о женском труде в «Московских ведомостях»?…» «…Жорж Санда. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном! Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич!..» «…прочтите лучше книгу Мишле «De l’amour». Это чудо!..»

Госпожа Кукшина считает себя борцом за права женщин:

«…за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови…» «…Я не могу слышать равнодушно, когда нападают на женщин, – продолжала Евдоксия. – Это ужасно, ужасно…»

В конце романа Евдоксия Кукшина уезжает за границу и изучает архитектуру:

«…Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы…» Это был цитатный образ и характеристика Евдоксии Кукшиной в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание героини в цитатах.


Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/08/kukshina-otcy-i-deti-turgenev.html

Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе «Отцы и дети»?

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному.

В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (…) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV).

Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы.

Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы.

Обратите внимание

Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV).

Читайте также:  Образ и характеристика мцыри в поэме мцыри лермонтова 8 класс сочинение

Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам.

А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность.

Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.

Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её.

Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (…) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг …словно прозрел! «Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!»» (XII).

Важно

Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X).

Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII).

Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком.

Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова.

Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя.

Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (…) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.

Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою.

Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста.

Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».

Источник: http://lit-helper.com/p_kakuyu_rol-_igrayut_obrazi_kukshinoi_i_sitnikova_v_romane_otci_i_deti

Ситников и Кукшина в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

Ни одно произведение Тургенева не вызвало столько жарких споров, столько противоречивых толков, как роман «Отцы и дети».

Революционно-демократическая критика журнала «Современник» увидела в Базарове «клевету» и «карикатуру» на молодое поколение. Нигилист-отрицатель не отвечал представлению молодого поколения о революционере.

Дворянская критика также не приняла главного героя Тургенева, поставленного автором на очень высокий пьедестал.

«Отцы и дети» — роман, подводящий итог большому периоду творчества Тургенева. В нем писатель осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения».

Совет!

Центральным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров, олицетворяющий русскую «новь». Он нигилист, отрицающий все то, что было отжившим, устаревшим, ненужным в дворянском обществе и в самих аристократах. Одинок ли Базаров в своем нигилизме или у него есть друзья, единомышленники? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав образы Аркадия, Ситникова и Кукшиной.

Ситников и Кукшина, конечно, не являются центральными фигурами произведения, но образы их по-своему интересны, так как они выступают в романе как псевдоученики Базарова.

Ситников, например, говорит, что считает Базарова своим учителем: «Я ему обязан своим перерождением». Тургенев описывает «базаровского ученика» как человека невысокого роста, одетого в славянофильскую венгерку. У него вполне приятное лицо, но во всех чертах сказывается «тревожное и тупое выражение».

Все это, как и «визгливый» и «деревянный» смех, показывает, что человек этот противоположен спокойному, увереному в себе и, безусловно, умному Базарову. Ситников многословен и суетлив, во всех его поступках видно желание услужить. Заявления этого героя оказываются пустым звуком.

Ситников называет себя нигилистом, но при этом любит «комфорт жизни».

«Молодой прогрессист», как насмешливо характеризует его Тургенев, подчеркивает, что он презирает женщин, но автор тут же замечает, что через несколько месяцев Ситников, женившись, будет пресмыкаться перед своей женой только потому, что она урожденная княжна Дурдолесова.

Именно Ситников знакомит Базарова и Аркадия с одной «прогрессивной» дамой, И вот перед нами Евдокия Кукшина — еще одна «нигилистка». В ее доме мы встречаемся с признаками «эмансипированности» хозяйки: криво висящая на двери табличка, разбросанные повсюду окурки, запущенность и грязь.

Внешний вид «эмансипэ» Кукшиной вызывающе неряшлив: это несколько растрепанная молодая дама в не совсем опрятном платье. Казалось бы, Базаров не придает значения одежде, но и он, увидев Кукшину, поморщился. Автор сообщает читателю, что выражение ее лица как-то неприятно действовало на всех, кто ее видел.

 Все ненатурально в Кукшиной. Она хочет быть независимой и даже развязной, но при этом получается у нее все неловко, неестественно.

Она стремится показать себя образованной женщиной и пытается втянуть Базарова в псевдонаучный разговор о женском вопросе и отсталости Жорж Санд.

Обратите внимание

По всему ясно, что такие же беседы она постоянно ведет с Ситниковым, удивляя своими «познаниями» провинциальных горожан. А вот Базарова, понимающего пустоту этих рассуждений, такие дискуссии не интересуют.

Как бы ни кичилась Кукшина своей «эмансипированностью», она все же живет с оглядкой на общественное мнение. Так, например, на балу у губернатора, когда Аркадий и Базаров уехали, «независимая» дама «нервически» злобно, но робко засмеялась им вслед. Ее самолюбие было уязвлено тем, что на нее не обратили внимания.

Так кто же такая Кукшина? Прогрессивная образованная женщина? Конечно, нет. Она даже и журналов не читает — они лежат у нее в комнате с неразрезанными страницами. Видимо, у нее не сложилась семейная жизнь.

Детей, которым можно было бы уделять внимание, у нее нет.

И чтобы как-то заявить о себе, с одной стороны, и оправдаться перед провинциальным обществом, с другой, она объявляет брак предрассудком и даже преступлением.

Базаров говорит: «Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои». «Долой авторитеты!» — вторят ему Кукшина и Ситников. Но разве они имеют о чем-либо свое мнение? Нет. Их привлекает нигилизм как мода. Они видят в нем возможность заставить о себе говорить и вести себя с большой долей распущенности.

На их примере Тургенев показывает, насколько велика разница между словами «быть» и «слыть». Ситников и Кукшина слывут прогрессивными людьми, но таковыми не являются. Окружив Базарова мнимыми учениками, жалкими и бездарными подражателями, автор возложил миссию представлять поколение «детей» целиком на главного героя.

Ситников и Кукшина, подражая нигилистам, скрывают свое чувство неполноценности. У Кукшиной это проявляется в неспособности быть женой и матерью. Ситников же стыдится своего простого происхождения.

И все же эти герои не случайно появляются в романе Тургенева. Они подчеркивают одиночество Базарова, усиливая его трагедию. Нет у Евгения союзников, единомышленников, последователей и продолжателей его дела. Даже Аркадий оказался временным попутчиком.

Важно

Учителю не удалось перевоспитать лучшего и единственного своего ученика. А перевоспитывать Ситникова и Кукшину он и не собирался.

Неужели его теория дала трещину? Где он ошибся? Почему он одинок? Может, Базарову надо поискать новую общественную теорию? Как неуступчивая и трагическая личность, он идет до конца, выбирая последовательный индивидуализм на почве старых взглядов.

Источник: http://5litra.ru/soch/1006-sitnikov-i-kukshina-v-romane-i-turgeneva-otcy-i-deti.html

Кукшина, Ситников и др. — кукольная жизнь «базарствующих» в романе Тургенева «Отцы и дети»

Обращаясь к проблеме «базарствующих» в «Отцах и детях», следует сосредоточить внимание на таких характерных особенностях поведения Кукшиной, Ситникова и им подобных, как неестественность, бутафорство, фальшь… Чужая, заемная жизнь «базарствующих» превращается в буффонаду.

Тургенев сразу хочет показать, что данному типу людей свойственно бессмысленное подражание нигилистическим верованиям, убеждениям, идеалам. В результате своими претензиями на исповедование нигилизма они скорее пародируют качества, которые присущи нигилизму базаровской пробы.

Можно найти множество примеров из текста, подтверждающих это.

В их числе, с одной стороны, ситниковское кликушество по поводу своего духовного «перерождения», отрицания авторитетов, «бабенок», «Маколея», но зато утверждение собственного таланта по части откупоривания бутылок — с другой; страстные занятия химией Евдокии Кукшиной, которая даже изобрела «одну мастику», предназначенную для изготовления кукол, вернее, их «головок», «чтобы не ломались».

Портретное описание Кукшиной удивительно сближает саму героиню с куклой: «белокурая», «в шелковом платье» и «кружевною косынкой на голове», с «круглыми глазами» — настоящая кукла. Причем Тургенев не говорит, что она «ходила».

Читайте также:  Сочинение аустерлицкое сражение в романе война и мир (анализ)

Кукшина «двигалась», словно какой-то механизм, в котором ко всему прочему будто что-то сломалось, поскольку героиня «говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко».

Вероятно, дело было в кукольной «головке» Кукшиной, которая, по ее же собственным словам, подвержена поломке?

А «головке» этой героини есть от чего повредиться! Она и «Либиха» осваивает, и Жорж Санд, и Эмерсона, и статью Кислякова о женском труде.

Совет!

Она напряженно размышляет о физиологии и эмбриологии, бредит Бунзеном и негодует на Прудона.

И имением управляет, и занимается вопросами воспитания, жестоко страдает от провинциальной жизни и мечтает о Гейдельберге. Ну как тут «головке» кругом не пойти, не надорваться?!

Под стать Кукшиной Victor Ситников, обладатель такого же невыразительного кукольного — «прилизанного» — лица, с «небольшими, словно вдавленными глазами».

В высшей степени симптоматично поведение персонажа, напоминающее поведение будущего Брудастого Салтыкова-Щедрина, в голове у которого было нечто вроде шарманки, периодически воспроизводящей 2 окрика: «Разорю!» и «Не потерплю!». «Шарманка» Ситникова выводит единственное заветное слово, слетающее с губ этого яростного «нигилиста»: «Долой!».

Что, по-вашему, ассоциируется с «куколъностью», «механистичностью»? И почему Тургенев акцентирует именно эти качества в «базарствующих»?

Синонимами названных состояний выступают «искусственность», «бутафорность», «нежизненность». Это и хочет подчеркнуть писатель в образах Кукшиной и Ситникова.

Аналогичными качествами он наделяет среду обитания Кукшиной.

Героиню окружает пространство, в котором полностью отсутствует все то, что напоминает дом, семью, уют: «Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов… валялись по запыленным столам».

Картину тотального бесприюта, нежилья завершает очень знаменательная в контексте кукольной маркированности героини Тургенева деталь экстерьера: женское пространство, заваленное «разбросанными окурками папирос».

Обратите внимание

Другими словами, в границах пространства Кукшиной автор снимает проблему пола и тем самым еще раз заставляет читателя согласиться с тем, что перед ним кукла, которая, как известно, не имеет половой принадлежности.

В 13-й главе начинает полновластно доминировать атмосфера буффонады: кукольного паясничанья, шутовства. За завтраком, когда эмансипированная Кукшина произносит: «Господа, будемте говорить о любви…». И возможно, именно на этом своеобразном кукшино-ситниковсжом «шабаше» приоткрылись подлинное лицо и подлинная, не заемная жизнь «базарствующих» в романе Тургенева?!

Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. — 3-е изд, стереотип. — М.: Дрофа, 2010

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/kukshina_sitnikov_i_dr_kukolnaja_zhizn_bazarstvujushhikh_v_romane_turgeneva_otcy_i_deti/41-1-0-80

Характеристика женских образов в романе «Отцы и дети»

Одинцова – дочь дворянина, проигравшегося в карты, спившегося в деревне и оставившего двум дочерям крохи бывшего состояния. В двадцать лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельную жизнь и отвечать за воспитание младшей сестры Кати. Замуж Анна Сергеевна вышла за пожилого и богатого человека не по любви, а по расчёту.

Овдовев, сделалась видной помещицей. Обеспеченность как основа независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум, самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей и друзей – вот особенности Анны Сергеевны и образа её жизни к моменту знакомства с Базаровым.

Евгений Базаров увидел в Одинцовой умную собеседницу.

Оказалось, что героиня не теряла времени в уединении: читала хорошие книги и могла говорить о медицине, гомеопатии, ботанике. «Часа три с лишним длилась беседа». Любопытство Одинцовой переросло в заинтересованность Базаровым.

Прощаясь, она приглашает его и Аркадия к себе в Никольское. И вот друзья в гостях у Одинцовой. В Никольском «царствовал порядок, пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приёмных».

Анна Сергеевна, очевидно, благоволила к Базарову.

Он «поразил воображение Одинцовой, он занимал её, она много о нём думала». В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление тотчас оживляло её. Она как будто хотела его испытать и себя «изведать».

Интерес к чему-то новому в её чувствах и боязнь этого нового лежат в основе отношений Анны Сергеевны к Базарову. Он нравился героине отсутствием кокетливости и пошлости, резкостью и точностью суждений.

В то же время Базаров «сердил и оскорблял её вкус, её изящные привычки».

Она чувствовала пропасть между собой и демократическим дикарём, однако сила его натуры увлекла Анну Сергеевну. Любопытство перешло в заинтересованность, заинтересованность – в увлечение, которое могло бы вырасти в любовь.

Важно

Но жилось ей легко, а «сквознячков» (жизненных испытаний) она боялась. Анне Сергеевне не хочется отпускать от себя Базарова. Ей удалось вызвать Евгения на откровенный разговор, во время которого он признаётся ей в любви.

Но Одинцова испугалась его сильного и страстного порыва, ибо более всего на свете любила покой.

«Нет, не решила она наконец, — бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете. » Базаров же был человеком чужого и чуждого её мира, бедняком, демократом, вкусы и политические убеждения которого расходились с её вкусами, привычками и взглядами.

С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев Арину Власьевну, мать Евгения Базарова, совсем отличную по характеру, душевному складу, образованию и положению от Одинцовой. Но добрая, естественная, простая эта женщина вызывает меня тёплые чувства.

Она стыдливо прячет перед сыном свою трепетную заботливость. Арина Власьевна – «кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками», набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны.

Всё это рисует образ «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена».

Но она покоряет своей добротой, искренностью. Именно такие люди были залогом нравственности и душевной чистоты.

Совсем противоречивые чувства испытываю к «нигилистке» Кукшиной, которая пошло подражает «новым людям». Она, в мужских штанах, с сигаретой во рту, громким голосом, в неубранной комнате, вызывает не только недоумение, но и отвращение.

Помещица Кукшина, твердящая об эмансипации, называет себя ученицей Базарова. Эта мнимая «нигилистка» усвоила только внешнюю сторону дела, рьяно пропагандируя новые взгляды и доходя до абсурда в своих убеждениях. Она – пародия на нигилистов.

Также мне запомнились Фенечка и Катя.

Совет!

Первая застенчивая, добрая, стеснительная, беспредельно любящая Николая Петровича, которая покоряет силой материнского чувства. А Катя, на первый взгляд, кажется тихой и незаметной, но оказывается сильной натурой. Она хорошо разобралась в Кирсанове, подружилась с ним, незаметно прибрав его к рукам и составив его семейное счастье, руководит каждым его шагом.

Очень интересные и разнообразные образы создал Тургенев в своём романе «Отцы и дети», у каждого из которых есть своя индивидуальность и своё мировоззрение, что и привлекает читателя. В образе Аси идея долга получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты.

Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе.

Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им.

Так, наблюдая за толпой богомольцев, она замечает: «Вот бы пойти с ними». Она понимает жизнь простых людей как подвиг: «Пойти куда-нибудь на молитву, на трудный подвиг».

Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.

Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной натурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятной люди ее круга.

В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека.

Обратите внимание

Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его.

Асе показалось, что она встретила «необыкновенного человека», «героя», и она была готова подчинить его судьбе свою собственную.

Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им.

И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.

Источник: http://historylib.net/xarakteristika-zhenskix-obrazov-v-romane-otcy-i-deti/

Система образов в романе «Отцы и дети»

В основе образной системы романа «Отцы и дети» — антагонизм социальных групп — дворян-либералов и разночинцев-демократов (материалистов). Герой Евгений Базарова дан Тургеневым как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.

Образная система романа И.С.Тургенева  «Отцы и дети»

Главный герой романа — Евгений Базаров — центр образной системы

  1. Новизна социального типа, его идей, сила характера, природный ум — ставят этого персонажа в центр романа;
  2. Характеристика нигилизма Базарова:
  • отрицание авторитетов,
  • примат практики над умозрительность,
  • отрицание искусства, красот природы,
  • критерий полезности каждого вида деятельность
  • сведение любви к физиологическому явлению, природы — к мастерской, всех людей к одинаковости, как и деревьев в лесу.

Система образов (наравне с композицией) используется автором как средство развенчания теории главного героя

А) Образы-антагонисты (старшие Кирсановы) :

  • Павел Петрович как идейный противник Базарова, отношение автора к этому образу (узость позиций, слабость аргументации, позиция Павла Петровича как такая же крайность, что и позиция Базарова);
  • Николай Петрович демонтсрирует стремление понять молодое поколение, внести коррективы в организацию жизни, но он опровергает теорию Базарова и дышит скорее интуитивно любовью к поэзии, музыке, чувству к красоте природы.

Б) Образы мнимых союзников Базарова:

  • Аркадий Кирсанов — представитель молодого поколения, которому свойственно увлекаться новыми течениями, идеями, судьба Аркадия подчеркивает одиночество главного героя;
  • Ситников и Кукшина как пародия на теорию Базарова, люди, стремящиеся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям. Здесь мы наблюдаем ироническое отношение автора к образам;

В) Женские образы как испытание героя любовью:

  • Одинцова — необычность данного образа для Тургенева, красота и сила характера, стремление к покою, поражение Базарова в схватке с любовью, стремление к покою в жизни как основа существования;
  • Катя, сестра Одинцовой, как отражение характера сестры, образ, необходимый для избавления Аркадия Кирсанова от идей Базарова;
  • Фенечка — образ трогательной женщины из народа, оттеняет отношения старших Кирсановых, служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича, показывает стремление героя забыть несчастную любовь, сведя чувство к физиологии.

Г) Образы родителей главного персонажа как отражение противоречий между старым и молодым поколением, выявляют различие Базарова-теоретика и Базарова-человека.

Д) Второстепенные образы:

  • Дуняша и Петр, слуги в имении Кирсановых, подчеркивают демократизм Базарова, принимая его не за барина, отражают разнообразные народные характеры;
  • Образы мужиков, с которыми беседует Базаров, отражают демократизм героя, с одной стороны, с другой — наивную веру героя в то, что он знает народ.

Мастерство Тургенева позволяет показать новую для России силу, которая выходит на социальную арена после реформы 1861 года.

Читайте также:  Сочинение на тему письмо учителю

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-s-turgenev-sistema-obrazov-v-romane-ottsyi-i-deti

Образ и характеристика Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»

Русская действительность начала 60-х годов выдвинула новый тип «нигилиста», призывающего к решительной борьбе со всем старым миром, его бытом, нравами, культурой, не делая ни для кого исключений, не испытывая ни малейших сожалений.

Достаточно вспомнить Писарева, ранние статьи которого могли быть известны Тургеневу вх период его работы над романом. Честность и правдивость писателя предопределили во многих случаях объективное изображение героя-разночинца, его моральную победу над дворянским либерализмом, в частности над братьями Кирсановыми.

У Тургенева были основания заявить в одном из своих писем:

  • «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно поэтому, и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Дворянские герои Тургенева действительно лучшие представители своего класса.

Взгляды, которые они (прежде всего Павел Петрович) высказывают, являются результатом искренних убеждений, сформировавшихся в предшествующий период умственного развития русского общества. В бурную эпоху 60-х годов они входят нисколько не изменившимися, с грузом старых представлений.

Павел Петрович проявляет себя преимущественно в общих рассуждениях философского плана, Николай же Петрович находит утешение в романтическом восхищении природой, являющейся для него храмом, в романтической литературе и музыке (в романе специально подчеркивается, что он читает «Цыган» Пушкина и играет на виолончели Шуберта).

Но при всей близости Тургенева к братьям Кирсановым (особенно к Николаю Петровичу) и несомненно сочувственном их изображении (что и дало повод некоторым критикам обвинить автора романа в преклонении перед «отцами») он все же не мог не признать превосходство, Базарова, ибо в новый исторический период выразителями передовых идеалов являются разночинно-демократическая молодежь, люди базаровского типа. О спорах, которые ведутся в усадьбе Кирсановых, побеждает Базаров. Так, если Павел Петрович при всем его аристократизме п англоманстве воспринимает народ со славянофильских позиций («Он свято чтит предания, он — патриархальный, не может МИТЬ без веры…»), то для Базарова народ — понятие попадающее определенными социально-историческими признаками и требующее соответствующей политической квалификации.

Возможно, в период работы над романом Тургенев успел прочитать статью Чернышевского «Не начало ли перемены? », и призм и вождя революционно-демократического движения говорить о народе правду без всяких прикрас отразился в суждениях Базарова.

Не презрение к народу слышится в речах «нигилиста», а критика темноты, забитости и отсталости. Проблема «Базаров и народ» очень острая и не до конца еще проясненная. Есть эпизоды в романе, которые свидетельствуют не только о силе Базарова, но и о его слабости, оторванности от народа.

Существует, однако, мнение, что известный разговор Базарова мужиками есть сознательная пародия на стиль и фразеологию славянофильского толка: «Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории,— вы дадите и язык настоящий и законы». Базаровский нигилизм ничего общего не имеет с модой или подражанием.

Для того и введены в сюжет романа Ситников и Кукшина, чтобы на их фоне более отчетливо проявилось глубокое убеждение Базарова в правоте взглядов, составляющих основу его мировоззрения. В этом отношении весьма важным является автокомментарий Тургенева: «если в романе он (Базаров) называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Базаров во всем противопоставлен старому миру — происхождением («Мой дед землю копал»,— с гордостью и вызовом произносит он), жаждой борьбы («Мы драться хотим»,— говорит он Аркадию), увлеченностью естественными науками (что было редкостью в то время, но выражало уже наметившуюся тенденцию), уверенностью в возможности человека противостоять неблагоприятному влиянию окружающих обстоятельств: «А что касается до времени, отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Последнее обстоятельство особенно знаменательно, так как свидетельствует о новом, демократическом понимании Базаровым проблемы «человек и среда». Даже внешность Базарова резко отделяла его от братьев Кирсановых и Аркадия: длинный балахон с кистями, красные руки, длинные волосы, которые по тем временам были демонстра тинным признаком вольномыслия.

И речь Базарова свидетельствует о той симпатии, с которой нарисован его образ.

Из всех действующих лиц романа именно Базаров наделен самым простым и ясным русским языком, именно он способен к месту воспользоваться народной поговоркой или пословицей, он оказывается мастером на крылатые, точные характеристики.

Важно

У Тургенева были основания в письме к Герцену так определить идейный смысл своего романа: «Это торжество демократизма над аристократизмом».

Однако столкновение Базарова с дворянскими героями, дворянской культурой не должно восприниматься однозначно, как полная и безоговорочная победа «нигилиста». Незадолго до окончания романа Тургенев писал: «… со времени древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы».

Так происходит и в романе. Нельзя не учитывать, что «отцы» у Тургенева при всем их либерализме являются носителями определенных жизненных ценностей, им присущи эстетическая чуткость, культура чувств. И в некоторых моментах Базаров по сравнению с ними обнаруживает не только силу, но и слабость.

Источник: http://www.nitpa.org/obraz-i-xarakteristika-bazarova-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/

Образ и характеристика Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»

Русская действительность начала 60-х годов выдвинула новый тип «нигилиста», призывающего к решительной борьбе со всем старым миром, его бытом, нравами, культурой, не делая ни для кого исключений, не испытывая ни малейших сожалений.

Достаточно вспомнить Писарева, ранние статьи которого могли быть известны Тургеневу вх период его работы над романом.

Честность и правдивость писателя предопределили во многих случаях объективное изображение героя-разночинца, его моральную победу над дворянским либерализмом, в частности над братьями Кирсановыми.

У Тургенева были основания заявить в одном из своих писем:

«Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность.

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?..

Они лучшие из дворян — и именно поэтому, и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Дворянские герои Тургенева действительно лучшие представители своего класса. Взгляды, которые они (прежде всего Павел Петрович) высказывают, являются результатом искренних убеждений, сформировавшихся в предшествующий период умственного развития русского общества.

В бурную эпоху 60-х годов они входят нисколько не изменившимися, с грузом старых представлений.

Совет!

Павел Петрович проявляет себя преимущественно в общих рассуждениях философского плана, Николай же Петрович находит утешение в романтическом восхищении природой, являющейся для него храмом, в романтической литературе и музыке (в романе специально подчеркивается, что он читает «Цыган» Пушкина и играет на виолончели Шуберта). Но при всей близости Тургенева к братьям Кирсановым (особенно к Николаю Петровичу) и несомненно сочувственном их изображении (что и дало повод некоторым критикам обвинить автора романа в преклонении перед «отцами») он все же не мог не признать превосходство, Базарова, ибо в новый исторический период выразителями передовых идеалов являются разночинно-демократическая молодежь, люди базаровского типа.

О спорах, которые ведутся в усадьбе Кирсановых, побеждает Базаров.

Так, если Павел Петрович при всем его аристократизме п англоманстве воспринимает народ со славянофильских позиций («Он свято чтит предания, он — патриархальный, не может МИТЬ без веры…»), то для Базарова народ — понятие попадающее определенными социально-историческими признаками и требующее соответствующей политической квалификации.

Возможно, в период работы над романом Тургенев успел прочитать статью Чернышевского «Не начало ли перемены?», и призм и вождя революционно-демократического движения говорить о народе правду без всяких прикрас отразился в суждениях Базарова. Не презрение к народу слышится в речах «нигилиста», а критика темноты, забитости и отсталости.

Проблема «Базаров и народ» очень острая и не до конца еще проясненная. Есть эпизоды в романе, которые свидетельствуют не только о силе Базарова, но и о его слабости, оторванности от народа.

Существует, однако, мнение, что известный разговор Базарова мужиками есть сознательная пародия на стиль и фразеологию славянофильского толка: «Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории,— вы дадите и язык настоящий и законы».

Базаровский нигилизм ничего общего не имеет с модой или подражанием.

Для того и введены в сюжет романа Ситников и Кукшина, чтобы на их фоне более отчетливо проявилось глубокое убеждение Базарова в правоте взглядов, составляющих основу его мировоззрения.

В этом отношении весьма важным является автокомментарий Тургенева: «если в романе он (Базаров) называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Базаров во всем противопоставлен старому миру — происхождением («Мой дед землю копал»,— с гордостью и вызовом произносит он), жаждой борьбы («Мы драться хотим»,— говорит он Аркадию), увлеченностью естественными науками (что было редкостью в то время, но выражало уже наметившуюся тенденцию), уверенностью в возможности человека противостоять неблагоприятному влиянию окружающих обстоятельств: «А что касается до времени, отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Последнее обстоятельство особенно знаменательно, так как свидетельствует о новом, демократическом понимании Базаровым проблемы «человек и среда».

Обратите внимание

Даже внешность Базарова резко отделяла его от братьев Кирсановых и Аркадия: длинный балахон с кистями, красные руки, длинные волосы, которые по тем временам были демонстра тинным признаком вольномыслия. И речь Базарова свидетельствует о той симпатии, с которой нарисован его образ.

Из всех действующих лиц романа именно Базаров наделен самым простым и ясным русским языком, именно он способен к месту воспользоваться народной поговоркой или пословицей, он оказывается мастером на крылатые, точные характеристики.

Важно

У Тургенева были основания в письме к Герцену так определить идейный смысл своего романа: «Это торжество демократизма над аристократизмом».

Однако столкновение Базарова с дворянскими героями, дворянской культурой не должно восприниматься однозначно, как полная и безоговорочная победа «нигилиста».

Незадолго до окончания романа Тургенев писал: «…со времени древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». Так происходит и в романе.

Нельзя не учитывать, что «отцы» у Тургенева при всем их либерализме являются носителями определенных жизненных ценностей, им присущи эстетическая чуткость, культура чувств. И в некоторых моментах Базаров по сравнению с ними обнаруживает не только силу, но и слабость.

Источник: http://www.getsoch.net/obraz-i-xarakteristika-bazarova-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector