Образ и характеристика мцыри в поэме мцыри лермонтова 8 класс сочинение

Образ и характеристика Мцыри в поэме «Мцыри» Лермонтова: описание характера в цитатах

«Мцыри». Исповедь в келье.Художник Константинов Ф. Д.

Мцыри является главным героем знаменитой поэмы «Мцыри» великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мцыри в поэме «Мцыри» Лермонтова: описание характера героя в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме «Мцыри»

Образ и характеристика Мцыри в поэме «Мцыри» Лермонтова

Главный герой поэмы — монах, которого автор называет Мцыри. При этом Мцыри — это не имя героя, полученное при рождении. Это что-то вроде прозвища, которое ему дает Лермонтов. Настоящее имя героя не называется.

Сам Лермонтов поясняет слово «мцыри» так:

Имя нарицательное «мцыри» по сути служит именем или прозвищем для героя (смотрите пояснения в конце статьи). 

Мцыри — молодой монах. Однако он стал монахом не по своей воле: русский генерал взял его маленьким мальчиком в плен и оставил жить в каком-то монастыре. Так Мцыри с 6 лет насильно держат в этом месте:

Мцыри родился и вырос на Кавказе: 

Отец Мцыри был гордым воином:

У Мцыри с детства развился могучий дух, огромная внутренняя сила, которые он наследовал от своих предков:

У Мцыри пламенная душа:
Мцыри — гордый человек. Таким он является с самого детства:Мцыри с детства рос мужественным человеком:
Жизнь Мцыри полна горьких мук:
         Читайте: История жизни Мцыри Живя в неволе в монастыре, Мцыри тоскует по своей родине, Кавказу: Мцыри — хороший человек, который никому не сделал зла: 

У Мцыри детская, чистая душа:

Мцыри — угрюмый и одинокий человек. Живя взаперти в монастыре, он отвык от людей:

Проводя жизнь в монастыре, Мцыри мечтает о воле с ее тревогами и битвами:

Обратите внимание

Находясь в заточении, Мцыри скучает по родине и родным, которых не видел уже много лет:

Мцыри жаль расставаться с жизнью, так как он не познал ее, находясь много лет в неволе:

Мцыри — хороший боец. Его удар верен и скор:

По мнению самого Мцыри, он мог бы быть удалым горцем, если бы не оказался в заточении в монастыре:Живя в плену в монастыре, Мцыри мечтает вернуться в родные края. Наконец он сбегает из монастыря, но так и не добирается до родного селения. Его находят и снова помещают в монастырь.

Здесь несчастный герой, судя по всему, доживает свою жизнь:

Об имени Мцыри Среди читателей ведутся споры о том, что мцыри — это лишь имя нарицательное. Но практика показывает, что и читатели, и критики называют главного героя именно Мцыри, с большой буквы, как будто это имя. Таким образом имя нарицательное становится как бы вторым именем героя.

Почему? Такой яркий персонаж не может быть безымянным существом. Это человек со сложной, печальной судьбой. Его биографии посвящена целая поэма. Может ли Лермонтов оставить такого персонажа безымянным? Тогда читателям и критикам было бы трудно обозначать этот яркий образ, а образ получился ярким, запоминающимся.

Посвящать такому герою поэму и оставить его без имени или прозвища? В литературе это не типично. Лермонтов вряд ли хотел допустить подобное. Талантливый автор по сути превратил имя нарицательное «мцыри» в имя собственное. Достаточно заглянуть в отзывы критиков: там Мцыри используется как имя (прозвище) героя, с большой буквы.

Называет ли главный герой сам себя «мцыри»? Называют ли его так другие монахи? В тексте об этом нет данных. *** Это был цитатный образ и характеристика Мцыри в поэме «Мцыри» Лермонтова: описание характера героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по поэме «Мцыри»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/10/obraz-harakteristika-Mcyri-pojema-Lermontov.html

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова» (8 класс)

Михаил Юрьевич Лермонтов  стал великим русским поэтом, олицетворившим героический характер и устремление в будущее в образе молодого юноши. Он всегда старался описать в своих произведениях мужественных и сильных духом людей.

  В своей поэме он выразил мужество, силу духа и благородство, на которое готов человек ради перемен в жизни. Мцыри – это молодой невинный юноша с чистой душой, который пытается вырваться из глухого монастыря, в котором его ждёт только сумрак и одиночество.  Этот монастырь стал для него тюрьмой.

Он чувствует себя рабом жаждущим вырваться на свободу и почувствовать жизнь. Он хочет узнать, для чего же мы рождаемся: для воли или тюрьмы? Вне монастыря юноша  проживает недолгую, но полноценную жизнь. Они были блаженством для него, которое он испытал впервые за долгие годы одиночества.

Важно

  Герой всей душой любит свою родину и способен сражаться до последнего за её свободу.

 Поэтому, в поэме чётко выражается воинственность и мужество молодого человека. Хоть он никогда и не участвовал в битвах и состязаниях, но его душа полна этим и она не раз видел сражения в своих снах.

 С раннего детства Мцыри был очень сдержанный и целеустремлённый.  Монастырское одиночество закалило его силу воли. То, что она сбежал оттуда в грозовую ночь, стало не случайным.

Он чувствовал единение с этим явлением и стремился стать свободным. За 3 долгих дня скитания в голоде и боли, герой увидел и почувствовал намного больше, чем за всю жизнь.

Именно после этого он осмыслил, что смысл жизни не в обычном существовании, а в вечной борьбе за свободу и раскрытие личности.

 Стойкость и храбрость молодого юноши проявляется в жесткой борьбе с барсом. Он готов был умереть, но только не вернуться туда, откуда мечтал сбежать всю жизнь. Он не раскаялся за побег, а наоборот стал вольнолюбивее и смелее.

  Даже встреча с молодой красавицей у потока не смогла заставить отказаться его права на свободу. Ничто не могло разрушить стальной характер такого молодого парня.

  Ни страх, ни боль, ни голод не ослабили его мужественность и отчаянный героизм.

 С первых строк произведения ясно, что Мцыри непокорный. Несмотря на детство, проведённое в мрачном глухом монастыре, он не привык подчиняться чьим-то правилам и способен добиваться того, что ему действительно необходимо.  Поиски родного дома длятся 3 дня, и это становится лучшей наградой для него за всю жизнь. 

Смерть Мцыри была не простой, а настоящим счастьем и обретением свободы его души.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/264-sochinenie-na-temu-obraz-mtsyri-v-poeme-lermontova-8-klass.html

Характеристика Мцыри в поэме Лермонтова | Литерагуру

(378 слов)

Поэма «Мцыри» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1839 году. Это произведение по праву считают образцом русской романтической поэзии, и у него есть интересная предыстория.

Автор часто бывал на Кавказе, и, считается, что сюжет книги был основан на реально произошедших с писателем событиях.

Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, он набрел на главный собор Грузии – Мцхете и встретил одинокого монаха, который рассказал ему историю своей жизни, и позже благодарный слушатель описал ее в стихах.

История Мцыри – это повесть об одиноком мальчике-горце, который волею случая оказался воспитанником в обители храма (с грузинского языка “мцыри” переводится как “послушник”, “не служащий монах”).

За свою недолгую жизнь пленник выучил местный язык, традиции и привык жить в неволе, но он так и не сумел понять, кем он является на самом деле, потому что большую роль в формировании личности играет семья, которой, к несчастью, у него никогда не было.

Образ Мцыри – это, в первую очередь, образ одинокого человека, находящегося в поиске смысла жизни. Проведя долгое время в монастыре, он решает, наконец, выбраться на волю, испытать новые чувства, познать свободу. Прожив три дня вне монастыря, юноша вспоминает свой родной язык, лица родных:  отца, сестры и брата.

Совет

В его сердце вселяется надежда, что он сможет отыскать отчий дом, но этому мечтанию не суждено сбыться. Пленник погибает после схватки с тигром. Перед смертью, исповедуясь священнику, беглец изливает свою душу, проливает свет истины на свою судьбу.

Он умирает  с мыслью, что остался рабом, заключенным и не сумел увидеть место, где родился.

Безусловно, Мцыри  мог бы быть предан своей стране, семье, дому, мог бы состояться, как личность, но его скитания – метафора жизни каждого из нас. За три дня пленник пережил основные чувства и впечатления: борьба, страсть, восхищение природой и разочарование в себе и мире.

Мы тоже испытываем все это и томимся по недостижимому идеалу. В религиозном смысле это Эдем, в практическом – высшая ступень потребления, в личностном – счастье, в творческом – признание и т.д.

Поэтому драма свободолюбивого юноши – история взлетов и падений каждого из нас, в этом образе отражен лик человечества.

В предсмертной исповеди он говорит, что хочет быть похороненным в дальнем углу монастырского сада, чтобы вид с его могилы выходил на родные горы героя. Мцыри – романтический герой, и, несмотря на то, что в последней сцене мы видим его сломленным, он умирает с мыслью, что, возможно, когда-нибудь он все-таки встретится со своими родными и близкими.

Источник: https://LiteraGuru.ru/harakteristika-mtsyri-v-poeme-lermontova/

Мцыри сочинение 8 класс

Путь в лучшую жизнь

Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский поэт. В своих произведениях он описывал героизм и силу русского народа. Олицетворял мужество и силу духа. В своём произведении «Мцыри» Лермонтов выразил всю силу воли и благородство, на которые смог пойти человек, ради перемен в жизни.

Мцыри это молодой парень, живущий надеждой вырваться из монастыря, в котором нет ничего, кроме скуки и безнадёжности и увидеть жизнь такой, какая она есть. Он молод и наивен. Он ещё многого в жизни не понимает.

Он хочет понять смысл жизни, перестать быть рабом. И его мечта сбывается. Он вырывается с монастыря и проживает хоть и короткую, но яркую и насыщенную жизнь. Это был рай для него.

Обратите внимание

Мцыри очень любит свою родину. Он патриот своей страны. Парень готов биться до последней капли крови за свободу своих земель.

Храбрый и непокорный человек

Парень очень мужествен и бесстрашен. Он готов к битвам, хоть никогда в них и не участвовал. Его душа насыщена состязаниями, которые он неоднократно видел во сне.

С раннего детства Мцыри был очень сдержанным, тихим и спокойным. У него были цели в жизни, которые он всегда выполнял.

Время, проведённое в монастыре, закалило его душу, характер и внутренний стержень.

Его побег из монастыря в грозовую ночь не был случайностью. Он чувствовал внутренний зов, уединение с природой и желанием помочь ему.

Побег был очень тяжёлым. Мцыри голодный и измученный от боли он шёл 3 дня. За это время он многое понял и осознал. Мцыри прочувствовал больше чем за всю жизнь в монастыре. Он понимает, что смысл жизни не в обычном людском существовании, а в борьбе за свободу, за личность.

Даже в смертельной схватке с барсом проявляется его мужской характер и упорство. Он готовы был принять смерть, но только не возвращаться обратно в монастырь.

Ничто не могло сломить его чувство свободы. Он не раскаивался и не жалел. Ни встреча с красивой девушкой, ни голод, страх и боль не могли нарушить его стойкость характера.

Поиски родного дома Мцыри длятся около 3 дней. И эти дни самые счастливые из всей его жизни.

Важно

Сочинение » Мцыри — Лермонтов » Сочинение на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова» (8 класс)

Главный герой лермонтовской поэмы «Мцыри» живет в абсолютно чуждом ему мире – мире монастырских молитв, смирения и послушания.

Но не для того он был рожден, чтобы просить бога о милости, падая ниц перед алтарем. В Мцыри бушует кровь горцев, гордого, свободолюбивого и независимого народа.

И герой, чувствуя это, начинает воплощать в реальность свою самую заветную мечту – найти путь на свою родину, на свою отчизну.

Для Мцыри бушующая в ночной мгле буря ближе и понятнее, чем монастырские тишина и покой:

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Мцыри / Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Смотрите также по произведению «Мцыри»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/1291/

Сочинение на тему «Мцыри» поэма М.Ю.Лермонтова?

В произведении «Мцыри», Лермонтов затрагивает диалектику души человека, который волею судьбы попал в строгий патриархальный уклад жизни монашеской обители.

Сам монастырь, изначально в романе, показан как нечто светлое и гуманистическое, что дарует жизнь человеку. Причем такое спасение, происходит наглядно, когда юного мальчика, реально выхаживают монахи спасая его от неминуемой смерти, так как хворь и его состояние от нее не позволили бы ему выжить.

Читайте также:  Сочинение чацкий и фамусовское общество

Однако преодолев смерть, главный герой, начинает жить и взращиваться в условиях, которые по сути, надевают на него духовные кандалы. Причем культура и патриархальные порядки, чужды юному мцыри и от безысходности которая его порабощает своим бытием, он становится настоящим пленником и идеологическим антагонистом общества, которому он как бы всем обязан.

Саму эту помощь, можно расценивать, только как благо чисто с материальной точки зрения, так как даруя жизнь его телу, она по сути, забирает жизни у его души пленяя ее. При этом, сама обитель, действуя крайне авторитарно, и за счет этого не входя и не вникая в душевные переживания и чаяния героя, с моральной точки зрения, однозначно показана самим автором, как классическая поработитель.

Совет

Такие условия, по сути чужды как самому романтизму, в стиле которого писал сам Лермонтов свое произведение, так и человеку, который имеет свои идеалы нравственности и культуры и хочет в них жить, ощущая подлинную своду, а в месте с ней и гармонию души. При этом сам такой дисбаланс, который вызван гнетом обители, неминуемо сам по себе, ничего кроме вызова от морального антагонизма, вызвать не может.

Этот вызов, трансформируется в побег, в самый крайней момент его жизни, когда им должен был быть принят обед, сигнализирующий о его окончательном смирении и интеграции в чужеродную для него культуру и все что из нее вытекает.

Случается побег, где Лермонтов с помощью своего потрясающего описания лона природы родной для автора и точного описания красок чувств которые вызвала она. Его романтическую идиллию усиливает прекрасный образ грузинки и ее кувшин с водой, представленный автором как ключ к потенциальному спасению для тела истощенного юноши.

Кроме того, автор показывает то, как совершенно незначительный по временному интервалу промежуток времени, может стать целой жизнью и затмить то рабство души, которое порождало в главном герое тотальный конформизм.

При этом самому мцыри, удалось воплотить свою мечту о побеги, которая зрела в нем в какие то моменты обостренно, а в какие то подспудно, но в итоге при ее реализации, дала герою ощущение самодостаточности и удовлетворение первостепенных надежд и чаяней во всех смыслах благодати жизни.

В завершении рома, главного героя, находят и на фоне попытки монахов увещевать и вновь порабощая его внушать о его неправильности в выборе он умирает.

При этом, его смерть так же наполнена яркими красками идеализма и превосходства его души, над гнетом патриархальных идей обители.

Ему гордо удается умереть, устремив свой взор на далеки, но таки родные места, которые виднеются в виде далеких гор и в обстановки гармонии которую ему дарует прекрасный сам монастыря.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1258898-sochinenie-na-temu-mcyri-poema-mjulermontova.html

Образ и характеристика Мцыри в поэме «Мцыри» Лермонтова

Меню статьи:

Поэма «Мцыри» была одной из любимых произведений М.Ю. Лермонтова, по воспоминаниям современников, поэт очень любил публично читать текст поэмы и знал его весь наизусть.

Основа поэмы

Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.

Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.

Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».

Элементы автобиографии

Многие исследователи литературного наследия Лермонтова, в частности его поэмы «Мцыри», отмечают некое сходство молодого монаха поэмы и самого М.Ю. Лермонтова.

Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу . Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности.

Обратите внимание

Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри.

Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.

Жизненный путь Мцыри

Когда Мцыри было 6 лет, в его жизни случилась трагедия – некий русский генерал взял мальчика в плен – таким образом, Мцыри навсегда покинул родной дом, свою семью и милое его сердцу селение – аул.

В дороге мальчик заболевает – разлука с близкими и тяжелая долгая дорога спровоцировали это состояние.

Один из монахов сжалился над ребенком и забрал его в монастырь: « из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он искусством дружеским спасен».

Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.

Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.

Характеристика личностных качеств

Мцыри стал монахом по стечению обстоятельств. До шести лет он не был полон желания посвятить свою жизнь служению Богу, да и в частности, он и ничего не знал о христианстве. Лишь после того, как он попал в монастырь, он был окрещен.

Подобно всем романтическим героям, Мцыри находится в особом родстве с природой, в частности с горами Кавказа.

Мцыри принадлежит по своему происхождению к горным народам и подобно своему отцу, он был очень гордым в детстве: «Он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал», и не утратил эту характеристику в юности: «И, гордо выслушав, больной привстал, собрав остаток сил».

Важно

Жизнь Мцыри полна унылых томлений и желания обрести утраченное счастье: «Бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».

Он всегда был добрым человеком и «никому не делал зла». Он чистый душой человек, как «дитя». Однако жизнь в монастыре вдали родины его тяготит. Монахи не в силе понять такой хандры молодого монаха, так как сами они ее никогда не испытывали.

Монахам чужда привязанность к природе и свободе, они бояться грозы, считая ее сотворением Бога, в то время, как Мцыри совсем не испытывает страха перед этим природным явлением – он дитя природы и гроза, как и любое природное явление, для него нечто близкое и естественное, поэтому в стенах монастыря Мцыри «был чужой для них навек, как зверь степной».

Все мечты и желания Мцыри воплотились вокруг обретения свободы и счастья. Ему хочется жить свободно, как в детстве. С этой целью он и совершает побег из монастыря. Так как Мцыри никогда не путешествовал, то он идет наобум, руководствуясь видом гор.

Неожиданная встреча с барсом начала рушить его планы. Молодому человеку ничего не оставалось, как вступить в бой с диким зверем. Во время схватки Мцыри смел и силен. Из него мог бы получиться отличный воин.

Он побеждает барса: «Ко мне он кинулся на грудь; но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье».

Раненный Мцыри все дальше и дальше отдаляется от гор и вскоре выходит к окрестностям монастыря.

Обескураженный, он теряет сознание, монахи, нашедшие его, переносят в стены монастыря, который много лет был для Мцыри тюрьмой.

Совет

Юноша осознает, что его заветная мечта уже никогда не осуществится – он умрет на чужой земле: «Меня печалит лишь одно: мой труп холодный и немой не будет тлеть в земле родной».

Таким образом, в поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов изобразил образ человека, который не был в состоянии противостоять сложностям жизни и обрести счастье. Мцыри всегда обладал детской, чистой душой, он был добрым человеком, хотя при этом, угрюмым и нелюдимым, но причиной такой угрюмости стал его душевный надрыв от разлуки с его естественной средой и родным домом.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-lermontov/obraz-mcyri.html

Образ Мцыри в поэме Лермонтова – описание для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru

Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: « Что за нужда? Ты жил, старик!/ Ты жил, – я также мог бы жить!».

Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. Мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости.

Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.

Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.

Но вместе с тем образ героя Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак». Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.

Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры.

Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу.

Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?

… Но скоро в глубине лесной Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Я стал влезать на дерева; Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Обратите внимание

Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье.

Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным.

Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:

… понял я тогда, Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда…

Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя.

Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом.

Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.

Читайте также:  Сочинение что значит словосочетание недостижимый идеал? итоговое

Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь.

Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть.

Важно

Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что «Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет, / Пришлет с прохладным ветерком…».

Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому.

Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!…».

Раскрытие образа главного героя поэмы и история его судьбы, пригодятся ученикам 8 классов при написании сочинения на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова»

Источник: http://erainfo.ru/obraz-mcyri-v-poeme-lermontova-opisanie-dlya-sochineniya-po-teme/

referat5vip.ru

ActionTeaser.ru — тизерная реклама“Мцыри” — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями.

Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени. 
    Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом.

Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины.

Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли. 
    Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя.

Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о “мучительном недуге” пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, “могучий дух”, который он унаследовал от предков.

Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.     Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста.

Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:

    ..Я видел у других 

    Отчизну, дом, друзей, родных. 
    А у себя не находил 
    Не только милых душ — могил!

    Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле: 

    Ты хочешь знать, что делал я 

     На воле? Жил — и жизнь моя 
     Без этих трех блаженных дней 
    Была 6 печальней и мрачней 
    Бессильной старости твоей.    За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей:

    Кругом меня цвел божий сад; 

    Растений радужный наряд 
    Хранил следы небесных слез, 
    И кудри виноградных лоз 
    Вились, красуясь меж дерев…    Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх “грозящей бездны на краю”, и жажду, и “страданье голода”, и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад:

    Сияньем голубого дня 

    Упьюся я в последний раз. 
    Оттуда виден и Кавказ! 
    Быть может, он с своих высот

Совет

    Привет прощальный мне пришлет… Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат. 

    На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел — в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу. 
    Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы. 
    В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная рекламаВ своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пор оно волнует нас. В нем мы находим ответы на многие вопросы, которые возникают в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жиФедор Михайлович Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» мастерски использует новаторские приёмы раскрытия характера, умело сочетая их с уже известными средствами (портрет, пейзаж, речь). Роман «Преступление и наказание» — это «психологический отчёт об одном преступлении», как говорил о своём произведении сам автор. Ф. М. Достоевский — тонкий знаток души, он глубоко проник в сложный и непонятный мир человеческих взаимоотСмело можно говорить о подлинном открытии автора повести “Батальоны просят огня”: военная пора в жизни капитана предстала здесь не как строка биографии, а как начало судьбы целого поколения. Отсюда такой обостренный интерес к этической про блематике, стремление раскрыть нравственные истоки подвига, высветить хорошее и дурное в человеке. Ю. Бондарев одним из первых в послевоенной литературе вслед за Шолоховым (рассказ “Судьба человека”)Долгое время советские идеологи хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А.Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка, во что-то лучшее и более справедливое. Музыка – это стройное звучание отдельных нот, и Блок услышал ее в событиях 1917 года. Каков же лад этой музыки – мажорный или минорный?     Все происходящееПоследнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы «Гроза». Эта сцена имеет важнейшее значение для раскрытия образов Катерины и Бориса. А также именно она является переломной во всем действии. Можно сказать, что эта сцена привела пьесу к трагическому финалу.     Перед последней встречей Катерина уже доведена до отчаяния. Во втором явлении мы встречаем ее в метаниях и мучениях. Она не хочет жить: «АВсе человечество любить намного проще, чем одного конкретного человека. Любить человека — это значит принимать его таким, как он есть, со всеми его недостатками и достоинствами и не пытаться его переделать, не требуя от него ничего взамен. Как сказал в свое время Ф. М. Достоевский: «Любить – значит видеть человека таким, каким его создал Бог». Уметь любить — это дар и большой труд. Это чувство делает нас чище и добрее, терпимее и мудНиколай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь — это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Заболоцкого. Но главное качество и достоинство его поэзии — все-таки ее философичность. Уже первая книга его стихов “Столбцы” имела шумный успех в конце 20-х годов. Поэзия Заболоцкого ярко выделялась среди рСегодня был чудесный майский день. Именно про такие деньки говорят «погожие». Солнышко светило ярко и приветливо уже с самого раннего утра. Было на удивление тепло, я даже засомневалась, а весна ли на дворе — уж больно всё вокруг было похоже на самое настоящее лето!Я оделась легко, почти по-летнему, и не прогадала — после уроков стояла такая жа­ра, что вдруг представилось, что уже начались летние каникулы. На душе стало так хорошо и весАлександр Сергеевич Пушкин открыл золотую страницу в истории русской литературы. Ведущее место в его творчестве занимает тема свободы. Верность идеалам свободы поэт пронес через всю жизнь.     Вольнолюбивое творчество Александра Сергеевича можно условно разделить на два периода: до восстания декабристов и после него, причем “вольные стихи”, написанные до 1825 года, отличаются от более поздней свободолюбивой лирики.     В преддекабрьскийСекрет художественного мастерства А. И. Куинджи состоит в его неповторимом умении безошибочно пере­давать игру света и тени при создании пейзажных об­разцов, исключительно верно подбирать нужные тона красок.В своей картине «Березовая роща» Куинджи создает удивительно живую и яркую картину летнего солнечного дня. Залитые светом, белые, почти светящиеся березы — и густая тень, пронизанная солнечными зайчиками; темная зелень — и ослепитель

Источник: https://referat5vip.ru/sochineniya-po-literature/lermontov-m-yu-sochineniya-po-proizvedeniyam-zhizn-i-tvorchestvo-lermontova/6269-sochinenie-mtsyri-8-klas

Сочинение «Образ Мцыри в поэме Лермонтова» :

В главном образе произведения Лермонтова представлен яркий тип романтической «лермонтовской» личности. Мцыри – это человек, который полон мятежных порывов, страстных мечтаний, глубокой грусти и тоски, а также стремлений к высоким идеалам. Он ненавидит несправедливость этого мира, всей душой одержим жаждой стать свободным. И чтобы достичь этого идеала, Мцыри готов на многое.

Место Мцыри в творчестве поэта

Сочинение «Образ Мцыри» школьник может начать с того, что романтический мир М. Ю. Лермонтова – это вселенная тревожных духовных поисков, напряженного мышления, попыток найти ответы на те вопросы, которые интересовали человечество с начала его существования.

Главный герой поэмы «Мцыри», как и романтические персонажи других произведений поэта, потрясен до глубины души той несправедливостью, которая царит в окружающем мире. Все творчество великого русского поэта проникнуто тоской по неосуществимому жизненному идеалу.

В сочинении «Образ Мцыри» школьник может указать, что стихотворения Лермонтова представляют собой настоящую исповедь человеческой души, наполненную самыми разными переживаниями – любовью, томлением по свободе, полнотой эмоций.

Однако нередко бывает так, что небольшое стихотворение не способно вместить в себя весь спектр тех идей, которые поэт хотел бы передать своему читателю. Из небольшого лирического стихотворения и выросла целая поэма «Мцыри», являющаяся настоящей повестью человеческой души. Написана она была в 1839 году.

Произведение замыкает мотив «естественного человека» в лирико-эпическом направлении творческой мысли Лермонтова. Поэма «Мцыри» является гимном «пламенной страсти», истинному романтическому герою.

Знакомство с героем

Начинается она небольшим эпическим зачином, в котором поэт рассказывает о прошлом своего героя.

В работе над сочинением «Образ Мцыри» школьник может подчеркнуть: его необычная и во многом трагическая судьба была предопределена некоторыми биографическими фактами. Мцыри сначала был пленником русского генерала.

Затем он превращается в узника монастырских стен. Однако, пожалуй, наиболее значительный факт заключается в том, что Мцыри попал в плен, еще будучи ребенком.

Противоречивость персонажа

Поэт стремится сразу же подчеркнуть, насколько противоречивым является образ его главного героя. С одной стороны, он предстает перед читателем как «пугливым и слабым». С другой стороны, физическая слабость противопоставляется в нем могуществу духа. Мцыри оторван от своей родины, его наполняет непонятная тоска.

С одной стороны, внешние обстоятельства не могли не оказать влияния на главного героя. В сочинении «Образ Мцыри» можно подчеркнуть эту двойственность главного героя. Физически он стал «хрупким и несильным». С другой – Мцыри отдален от родины и естественной природы.

Читайте также:  Семья курагиных в романе война и мир толстого

И если бы он оставался на родине своих предков, то вполне мог бы стать достойным членом общества.

Противоречивость образа Мцыри связана в первую очередь с его мятежным сознанием. Его могучий дух растет в совершенно чуждой среде, где он не находит никакого понимания со стороны окружающих. Монастырь представляется словно тюрьма. Он губит его могучую свободолюбивую душу.

Сочинение на тему «Образ Мцыри»: конфликт главного героя и его судьбы

Далеко не один раз на протяжении всей поэмы монастырь сравнивается Лермонтовым с тюрьмой, что придает этому образу метафорическую наполненность. Главный герой, конечно, не испытывает злости и ненависти по отношению к спасшим его монахам.

Однако та противоположность, которая существует между пленом монастырских стен, и свободой, и миром безграничной свободы. Именно там, на просторах безграничной природы герой имеет возможность ощутить гармонию души и предметов материального мира.

И этот конфликт на протяжении всего произведения не может ослабнуть.

Тоска по дому

Он не только монах судьбой – он является пленником. Родители его погибли, и потому он остался сиротой.

Мцыри мечтает о доме, и постоянно его взгляд обращен на восток – об этом можно также рассказать в сочинении на тему «Образ Мцыри».

Лермонтов подчеркивает: главный герой принадлежит к одному из горных племен Кавказа, которое отличалось храбростью. Быть плененными у них считалось настоящим позором.

Обратите внимание

В черновиках поэмы «Мцыри» исследователи обнаружили описания родственников Мцыри. Великий русский поэт очень точно воспроизвел их национальный костюм. Главный герой, мечтая о возвращении в родные края, видит сон.

В нем земля гудит под тяжестью тысяч лошадиных копыт. Всадники несутся вперед во всем боевом вооружении, на каждом из них надет стальной шлем. Именно так и одевались воины племени, к которому принадлежал Мцыри.

Психологизм произведения

В этом произведении наблюдательный читатель может заметить, что Лермонтов строит свою поэму на основе жизненных наблюдений. Нередко люди составляют впечатление о человеке, ничего о нем не зная, не пытаясь понять его мотивов. Это также можно указать в сочинении «Чем мне близок образ Мцыри».

В своем произведении Лермонтов сначала описывает то, как развивались события жизни Мцыри, как могли ее воспринимать окружающие люди. Но потом он поведывает историю его души. Побег главного героя стал неожиданностью для всех монахов. Однако в действительности он назревал годами. Монахи, которые окружали Мцыри, думали, что он готов отказаться от жизни.

Но в действительности свобода и жизнь были главными ценностями, к которым он стремился.

У главного героя не было близкого друга, с которым он мог бы поделиться своими переживаниями – эту деталь также можно подчеркнуть в сочинении «Образ Мцыри в поэме Лермонтова».

Главный герой стал замкнутым, он затаил в душе своей тайну. Мечты его были совершенно не понятны окружавшим его монахам.

Более того, они казались им враждебными – настолько, что даже предсмертная исповедь главного героя была выслушана старым монахом с осуждением.

Схватка с барсом

Особенности битвы главного героя с барсом можно также указать в сочинении «Образ Мцыри». В поэме сцена битвы главного героя с барсом дается в двух планах – романтическом и реалистическом.

С одной стороны, поэт описывает героизм борьбы, с другой – величайший трагизм двух сильных созданий, борющихся друг с другом. Бой с животным происходит в ночи.

После длительного противостояния главный герой все-таки побеждает дикого барса.

Какие черты Мцыри можно назвать самыми необычными? Прежде всего это его мужество и стойкость, сила воли, желание противостоять предначертанным событиям. Он полностью сосредоточен на своей страсти.

Важно

Тоска главного героя по родине становится необъятной, запредельной. Мцыри – это гордая и глубокая личность. Именно такие персонажи в наибольшей степени и привлекают поэтов-романтиков – те, которые ищут в жизни исключительного, а не чего-то обыденного и типичного.

Романтичный характер главного героя делает поэму трагичной.

Судьба персонажа

Ведь ему не суждено воплотить в жизнь мечты о своем идеале. Мцыри является романтиком в душе, и по этой причине он обречен.

В своем произведении Лермонтов запечатлел мятеж человека против судьбы, его неустанную борьбу за созидание собственной жизни. Главный герой является символом чистоты и свободолюбия, духовной силы и противостояния.

Он предпочитает принять физическую смерть пребыванию в неволе. И только после смерти Мцыри смог обрести свою мечту – стать свободным.

Источник: https://www.syl.ru/article/364724/sochinenie-obraz-mtsyiri-v-poeme-lermontova

8 класс Образ Мцыри героя романтической поэмы по поэме Мцыри (Лермонтов М. Ю.)

Михаил Юрьевич Лермонтов среди всех русских поэтов занимает особое место. Его поэтический мир – это область мощного человеческого духа, который отвергает пошлую мелочность повседневности и обыденности.

Особый элемент лермонтовской поэзии – мрачное чувство отчаяния из-за того, что земная жизнь порой бывает “пустой и глупой шуткой”.

Традиционно такого типа настроения в литературе относятся к художественному стилю романтизм.

Поэма “Мцыри” в этом отношении не стала исключением.

В первую очередь “Мцыри” является поэмой романтической благодаря наполняющей ее экзотике.

Кавказ… Горные склоны, мрачные ущелья… Свободолюбивые и сильные люди, которые способны всю свою жизнь подчинить единственной глубокой страсти.

Для русской романтической литературы издавна была традиционной

тема Кавказа. Достаточно вспомнить “Кавказского пленника” Пушкина или повести А. А. Бестужева-Марлинского.

Интересно, чем же так привлекал романтиков Кавказ? Почему не бескрайние просторы Сибири, не Волга с ее широким раздольем? Возможно, для романтиков было очень важно то, что на Кавказе из-за постоянных войн человек всегда находился как будто на грани жизни и смерти, а это, несомненно, придавало особое напряжение всему человеческому существованию. Даже образ отца, который с детства отложился в памяти Мцыри, не имеет в себе никаких бытовых черт.

К тому же, пышная и величественная природа Кавказа всегда особым образом вдохновляла русских поэтов-романтиков. В сравнении с ней скромная русская природа выглядела скудно и даже однообразно.

Романтики всегда умели видеть за серым бытом – бытие. Для них обычные капли дождя – это “небесные слезы”.

Поэзия романтиков создает особый, невидимый, но идеальный мир, она дает всем нам шанс стать богаче духовно.

Конечно,

“Мцыри” является романтической поэмой не только из-за места действия, но и благодаря главному герою. Обычно в таких произведениях романтическая личность противопоставляется окружающему миру, она совсем не похожа на остальных людей. Вот и Лермонтов в своей поэме постоянно подчеркивает отчужденность главного героя от всех, его особый склад ума и характер.

Совет

Что же необычного в образе Мцыри? Его сосредоточенность на колоссальной, огромной страсти, его мужество и его воля.

Тоска Мцыри по родине становится какой-то необъятной, выходящей за привычные по человеческим меркам масштабы. Мцыри обладает гордой и неизмеримо-глубокой натурой.

Именно такие личности больше всего привлекают писателей-романтиков, которые всегда ищут в жизни что-то исключительное, а не обыкновенное и типичное.

На мой взгляд, именно романтическое настроение поэмы “Мцыри” делает ее мир таким трагическим. Ведь, например, в “Кавказском пленнике” Л. Н. Толстого показаны те же края. Но, вспоминая героев этого рассказа, которые благополучно вернулись на родину, мы еще трагичнее воспринимаем обреченного на погибель Мцыри. Он – романтик в душе, и обречен именно поэтому.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/8-klass-obraz-mcyri-geroya-romanticheskoj-poemy-po-poeme-mcyri-lermontov-m-yu/

Характеристика Мцыри по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри

Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

Автор: Лермонтов М.Ю.

Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребенка пленного он вез.

Тот занемог, не перенес

Трудов далекого пути;

Он был, казалось, лет шести…

…Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Из жалости один монах

Больного призрел…

Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.

…Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет,

Как вдруг однажды он исчез

Осенней ночью. Темный лес

Тянулся по горам кругом.

Три дня все поиски по нем

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли…

Он на допрос не отвечал…

…Тогда пришел к нему чернец

С увещеваньем и мольбой;

И, гордо выслушав, больной

Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…

Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:

Я мало жил, и жил в плену.

Он стремился узнать свободную жизнь,

«Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны как орлы».

Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ – могил!

Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.

Я молод, молод…Знал ли ты

Разгульной юности мечты?

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил,- я также мог бы жить!

Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.

…Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался как змей.

И все природы голоса

Сливались тут; не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

…И я висел над глубиной.

Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна!

Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.

«И вспомнил я отцовский дом…»

Обратите внимание

Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.

Но верь мне, помощи людской

Я не желал…Я был чужой

Для них навек, как зверь степной;

И если б хоть минутный крик

Мне изменил – клянусь, старик,

Я б вырвал слабый мой язык.

Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок…

Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.

Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.

Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны.

Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая.

Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.

Источник: http://MirZnanii.com/a/358120/kharakteristika-mtsyri-po-poeme-myu-lermontova-mtsyri

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector