Образ и характеристика николая болконского в романе война и мир толстого сочинение

Образ и характеристика Николая Болконского в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

Меню статьи:

Одним из самых ярких и производящих впечатление на читателя второстепенных героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является Николай Болконский, князь, отставной генерал, живущий в имении под названием Лысые Горы.

Этот персонаж отличается рядом противоречивых качеств и играет в произведении особенную роль.

Прототипом Николая Андреевича Болконского является дед Льва Толстого по матери – Николай Сергеевич Волконский, генерал от инфантерии рода Волконских.

Семья Николая Болконского

Николай Андреевич Болконский – являетя отцом двух центральных персонажей романа «Война и мир» – князя Андрея и княжны Марии. К своим детям он относится по-разному, хотя они оба воспитываются в строгости. Привыкший жить по расписанию, не любивший праздно проводить свое время князь Николай требует такой же пунктуальности и работоспособности от своих детей, которых очень любит.

Отношение к дочери

Особенно уделяя внимание обучению и воспитанию дочери, князь Николай проявляет к ней чрезмерную строгость, раздражаясь из-за суеверий, придирается к каждой мелочи, как говорится «перегибает палку».

Причиной излишних запретов и придирок к девушке является желание воспитать дочь хорошо.

Князь не хочет, чтобы она была похожа на жеманных барышень, интересующихся лишь сплетнями и интригами. . Несмотря на постоянные придирки князя Николая, богобоязненная девушка со смирением и кротостью переносит все оскорбления и унижения. Она любит отца, стараясь жить по заповедям Божьим.

Отношение к сыну

Усердно воспитывая в сыне настоящего мужчину, князь, тем не менее, не желал допустить его продвижения по карьерной лестнице, и Андрей вынужден добиваться всего собственными усилиями. Но именно это не сломало сына, но научило его отстаивать свою точку зрения.

Особенное упорство проявил князь Николай, когда Андрей заявил о желании жениться на Наталье Ростовой. Выслушав сына, раздраженный отец приказал отложить свадьбу на год, и отменить это решение было невозможно.

«Я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца для князь Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.

И это последнее мое слово, знай, последнее…» – утверждал он.

Когда Андрей Болконский отправляется на войну, отец не обнимает сына, из его уст не звучат напутственные слова, он только молча глядит на него. «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына.

Обратите внимание

Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя».

Ценя свою фамильную честь, Николай Болконский говорит сыну: «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!»

Внешность Николая Болконского

Внешности своего героя – Николая Болконского – Лев Толстой уделяет немалое внимание. У него «маленькие сухие ручки, серые висячие брови, умные блестящие глаза». Князь невысокого роста, ходит по-старинному, в кафтане и припудренном парике. Двигается Николай Болконский как будто против размеренного порядка, заведенного у него в имении, весело и быстро.

Характер Николая Болконского

Хотя Николай Болконский – странный, тяжелый и гордый человек, но наряду с этими качествами в нем все же наблюдается доброта, ведь он воспитывает детей, опираясь на моральные принципы.

Кроме того, князь очень трудолюбивый, любит работать в саду и писать мемуары. Хотя Николай Андреевич не принимает участие в общественной жизни, но всегда интересуется событиями, происходящими в России. Во время войны с французами он исполняет должность главнокомандующего ополчения.

Этот герой обладает чувством долга перед Родиной, настоящим патриотом которой является. Он порядочный и благородный, а также отличается незаурядным умом, сообразительностью и оригинальностью. “…С его огромным умом…” – говорят окружающие.

Он очень проницателен, видит людей насквозь. Среди всех качеств характера самыми ценными князь считает ум и трудолюбие, а балы и ненужные разговоры считает напрасной тратой времени. Николай Андреевич довольно скуп, хотя и очень богат.

Образ Николая Болконского описан Львом Николаевичем как воплощение всех русских патриотов того времени. Подобным отцу был и Андрей Болконский, мужественный, целеустремленный человек. Такие люди, до тех пор, пока живы их потомки, стоят в авангарде русского народа. Об этом свидетельствует еще один герой романа – внук князя Николая, названный его именем – Николенька Болконский.

Отзывы о Николае Болконском

На мой взгляд, князь Николай Болконский – хороший человек, который стремится во что бы то ни стало воспитать в дочери замечательные качества и с этой целью использует жесткие методы, хотя в некоторой степени мне жаль Марью.

Бедная девушка терпит от отца притеснения, придирки, но между ними не возникает явных конфликтов, потому что она, любя отца, держит себя в рамках и старается не выплескивать эмоции и обиды наружу.

Именно благодаря таким людям удерживается мир в семьях».

«Герой романа Льва Толстого «Война и мир» князь Николай Андреевич Болконский очень рационально и правильно использует свое время.

Это качество очень ценно, ведь когда человек дорожит каждой минутой, когда он пунктуален и точен, жизнь течет размеренно, и не бывает беспорядка.

Важно

Приучать детей к точности, справедливости, порядку, умению контролировать себя – дорогого стоит, даже если для этого используются жесткие методы, как в отношении князя Николая к дочери Марье. Она получила от отца ценные уроки и, несмотря ни на что, благодарна за это».

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-nikolaj-bolkonskij.html

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Андрей Болконский — сын богатого, знатного, уважаемого обществом вельможи екатерининской эпохи. Андрей — образованнейший человек своего времени. Хорошо воспитанный, умный, порядочный, честный, гор­дый. Волевой, сдержанный и практичный. Сильно раз­вито чувство собственного достоинства.

В начале рома­на, женатый на маленькой княгине, чувствует себя не­счастным, с презрением относится к светскому обществу и признается Пьеру, что такая жизнь не для него. Он любит труд, стремится к полезной деятельности и не мо­жет удовлетвориться той блестящей, праздной, но пус­той жизнью, которой вполне довольны люди его круга.

Чтобы переменить образ жизни, он едет на войну — его манит военная слава. Его герой — Наполеон, и он хочет завоевать свой Тулон. Его захватывает деятельность шта­ба, где сам Кутузов замечает в нем кругозор государствен­ного человека. Андрей Болконский находится на поле боя во время Шенграбинской битвы. На Аустерлицком поле он совершает героический поступок.

Тяжело раненный, он смотрит в бездонное небо, которое будто говорит о ник­чемности его желаний. Андрей разочарован. На поле сра­жения он увидел своего кумира, который показался ему маленьким и ничтожным человечком в сером сюртуке, любующимся множеством погибших. Болконский тяжело пережил это разочарование.

Выздоровев после ранения, потеряв жену, которая умерла при родах, он решает жить только для себя и больше не служить. Он отдает свои силы близким людям. Занимается благоустройством свое­го имения. Отпустив на волю 300 крепостных, остальным барщину заменил оброком.

В помощь женщинам выпи­сал в Богучарово ученую бабку, поручил священнику за жалованье обучать крестьянских детей. Он много читал, работал над составлением нового воинского устава. Но все это не поглощало его силы. Взгляд его был мертвым и по­тухшим.

Он убедился в бесполезности своей деятельнос­ти в условиях существующего режима, когда встретился с Аракчеевым и Сперанским.Под влиянием поездки в Отрадное, встречи с Наташей Ростовой Андрей Болконский возвращается к активной жизни, понимая, что в 30 лет она еще не заканчивается. Другое восприятие жизни он открывает в любви к Ната­ше Ростовой.

Совет

Общение с ней пробуждает в герое лучшие чувства. После измены Наташи его любовь к ней не угас­ла до конца его жизни, когда он понял страдания Наташи и простил ее. Способность на глубокое чувство дополняет его внутреннее богатство, его душевную красоту.

Когда началась Отечественная война 1812 года, князь Андрей не задумываясь пошел в армию, где стал командовать полком. Личная слава больше не манила его. Он пони­мал, что как дворянин, любящий, родину, он должен быть там, где трудно, где он более всего полезен.Путь Андрея Болконского — это путь к народу, путь к бескорыстному служению родине. Болконский при­надлежал к той передовой части дворянства, из среды ко­торой вышли декабристы.

Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир» (2 вариант)

Величайшее произведение русского писателя — роман Л. Н. Толстого “Война и мир” — освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества в мирное время и в тяжкие дни войны. Автор клеймит высший свет и с теплом и гордостью относится к русскому народу на протяжении всего повествования.

Но и высший свет, который объединяет все дворянство, имеет своих героев. Тем, кто глубоко равнодушен к судьбе родины, Толстой противопоставляет семьи Болконских и Ростовых. Необычная, яркая и короткая жизнь князя Андрея Болконского наполнена постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде.

При первом же знакомстве с князем Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Желая быть полезным Отечеству, мечтая о военной карьере, князь Болконский в 1805 году уезжает на службу в армию. В это время он увлечен судьбой Бонапарта.

    Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград.

Князь Андрей по своей натуре — патриот, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого.    Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, — истинный патриотизм и героизм русского народа.

Толстой в романе много говорит о верных сынах Отечества, готовых отдать жизнь за спасение родины. Один из них — князь Андрей Болконский: “Увидав Мака и услыхав подробности его гибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе, что ожидает армию и ту роль, которую он должен будет играть в ней”.

Обратите внимание

    Князь Андрей настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать “путь сообщения с войсками, шедшими из России”. Слова Кутузова: “Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить” — не остановили Болконского.

“От этого я и прошу отправить меня в этот отряд”, — отвечал он.    Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Ему кажется, что его жизнь кончена.

Он разочаровался во всем: “Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”, — говорит князь Андрей Пьеру. И, по-моему, именно под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея: “… в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо…

и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе”. А встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни. Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью.

В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла.    После признания Наташе пыл Андрея затихает. Теперь он чувствует ответственность за Наташу, он хочет этого, и в то же время боится. Выслушав отца, Андрей откладывает свадьбу на год. Наташа и Андрей — очень разные люди. Она молода, неопытна, доверчива и непосредственна.

У него за спиной уже целая жизнь, смерть жены, сын, испытания тяжелым военным временем, встреча со смертью. Поэтому Андрей не может до конца понять сути молоденькой девушки, совершенно не имеющей жизненного опыта. Наташа живет чувствами, Андрей — разумом.    И вновь Андрея постигает глубокое разочарование.

В его отсутствие Наташа не может жить спокойно, ей нужны движение, чувства, смена обстановки, новые события, новые знакомства, и она попадает в мир, где обитают Элен, Анатоль, князь Василий — циничные, холодные представители высшего света. Наташа не может устоять против обольстителя — Анатоля.

    Все мечты о семье разрушились в душе Андрея: “Тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший над ним прежде, вдруг превратился в низкий, определенно давивший на него свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного”. И князь Андрей снова возвращается в свою стихию — в армию.

Там он должен думать в первую очередь не о себе, а об интересах своего Отечества, о жизни своих солдат. Болконский “… весь был предан делам своего полка. Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”. Им гордились и любили”.

Важно

    Накануне Бородинского сражения князь Андрей был полон твердой уверенности в том, что русская армия выиграет предстоящую битву. Он верил в народ, своих солдат, в правоту борьбы за Отечество. Андрей ходил по траве, любовался красотой родной земли, рассматривал цветы, землю, листья, травы. И в этот мирный и спокойный момент он получает смертельное ранение. Претерпевая тяжелейшие страдания, сознавая, что умирает, он перед таинством смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. В этот трагический момент происходит еще одна встреча князя Андрея с Наташей. Война и страдания сделали Наташу взрослой, теперь она понимает, как жестоко поступила с Болконским, предала такого замечательного человека из-за своей детской увлеченности. Наташа на коленях просит у князя прощения. И он прощает ее, он опять ее любит. Любит уже неземной любовью, и эта любовь скрашивает его последние дни в этом мире. Умирая, Болконский соединяется с вечностью. К этому он стремился всегда, но не мог соединить небесное и земное. Князь Андрей сумел это сделать, обретя веру.

Читайте также:  Анализ произведения печальный детектив астафьева
Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир» (3 вариант)

Знакомя читателей с Андреем Болконским, Толстой рисует портрет своего героя. Князь Андрей Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. В салоне Шерер, где мы впервые встречаем его, у него усталый, скучающий взгляд, часто «гримаса портит его красивое лицо».

Но когда к нему подошёл Пьер, Болконский «улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой».При беседе с Пьером «его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым ярким блеском».

И так везде и всегда: сухой, гордый и холодный со всеми, кто неприятен ему (а ему неприятны карьеристы, бездушные эгоисты, бюрократы, умственные и нравственные ничтожества), князь Андрей добр, прост, искренен, откровенен,  с лицами простыми, чуждыми всякой фальши и лжи. Он уважает и ценит тех, в ком видит серьёзное внутреннее содержание.Князь Андрей — богато одарённая натура.

У него незаурядный ум, отличающийся склонностью к серьёзной, глубокой работе мысли и самоанализу; при этом он вовсе чужд мечтательности и связанного с нею «туманного философствования». Однако это не сухой, рассудочный человек. У него богатая душевная жизнь, глубокие чувства.

Князь Андрей — человек сильной воли, активная, творческая натура, он стремится к широкой общественной и государственной деятельности. Эта потребность поддерживается в нём присущим ему честолюбием, стремлением к славе и власти. Следует сказать, однако, что князь Андрей не способен к сделкам с совестью. Он честен, и стремление к славе сочетается у него с жаждой бескорыстного подвига.

Сложная и глубокая натура, князь Андрей живёт в период общественного возбуждения, которое охватило образованные круги дворянства в годы Отечественной войны, в той атмосфере, в которой формировались будущие декабристы.

В такой обстановке глубокий, трезвый ум князя Андрея, обогащенный разнообразными знаниями, критически относясь к окружающей действительности, ищет смысла жизни в деятельности, которая принесла бы ему моральное удовлетворение.Война разбудила в нём честолюбие.

Головокружительная карьера Наполеона заставляет и его мечтать о своём «Тулоне», но он думает завоевать его не уклонением в штабе от опасностей, а в бою, своей храбростью. Так князь Андрей поступает под Аустерлицем. Но после тяжёлого ранения под Аустерлицем у него наступает резкая психическая реакция: он убеждается в мелочности своих честолюбивых целей.

Совет

Под влиянием всего испытанного им на войне князь Андрей впадает в мрачное, угнетённое настроение, переживает тяжёлый душевный кризис. В беседе с Пьером, навестившим его в Богу-чарове в это время, он, раздражительный, нервный, развивает перед своим собеседником теорию жизни, совершенно ему несвойственную.

«Жить для себя, избегать теперь этих двух зол (угрызения совести и болезни) — вот вся моя мудрость теперь». Но этой «мудрости» Пьер не верит — и справедливо: все качества князя Андрея и его жизненная практика (меры улучшения быта крестьян, частичное освобождение их) этому противоречат.Встреча с Наташей в Отрадном возродила к жизни князя Андрея.

У него появилась потребность в широкой государственной деятельности. Он едет в Петербург и сходится здесь с виднейшим деятелем эпохи — Сперанским. Но скоро натура Сперанского, человека холодного ума, отталкивает его. Он почувствовал фальшь в Сперанском — и рассеялись его иллюзии о возможности плодотворной деятельности в среде бюрократов и придворных партий.

Он снова переживает разочарование.У князя Андрея большая воля к жизни, и к жизни именно с людьми: «Надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной вместе».Опасность, нависшая над страной, преобразила князя Андрея.

Патриотизм князя Андрея чётко сформулирован в словах его, сказанных накануне Бородина: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую минуту. И так же думают Тимохин и вся армия. Надо их казнить».Путь князя Андрея — путь постепенного сближения с народом. Главное своё назначение он видит в служении народу.

Князь Андрей заботится о своих крестьянах: перечисляет несколько сот своих крепостных в «вольных хлебопашцев» (т. е. отпускает их на свободу, наделив землёй), для других заменяет барщину оброком и т. п.Когда началась Отечественная война, князь Андрей добровольно идёт в армию. Он отказывается служить в штабе при «особе государя».

По его убеждению, только служба в действующей армии даст ему уверенность, что он будет полезен на войне. Получив в командование полк, князь Андрей ещё больше сближается с народом. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Таким образом, в душевном обновлении князя Андрея главную роль сыграли простые русские солдаты.

Тяжёлая рана, полученная на Бородинском поле, обрывает деятельность князя Андрея. Но пытливая мысль его продолжает работать и во время болезни. Лёжа на перевязочном пункте, он подводит итог своему жизненному пути.Князю Андрею страстно хочется жить, и в то же время он думает: «Но разве не всё равно теперь?.. А что будет там (т. е. после смерти.

) и что такое было здесь? Отчего мне было жалко расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».И в эти минуты его осеняет огненная мысль об огромной, всеобщей, всепрощающей любви к людям, которую он принёс бы, если бы остался жив.Но князю Андрею не суждено было оправиться от раны. В Ярославле, куда его перевезли Ростовы, он понял, что умирает.

В полубреду, в часы страдальческого уединения он мучительно раздумывает о том, что такое вечная любовь, и приходит к сознанию, что она требует отречения от жизни: «Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью». Это был явный признак душевного перелома.

Обратите внимание

Однако, когда рядом с ним снова оказалась Наташа, князь Андрей опять возвращается к мысли о жизни и о земной любви. «Всё, что есть, всё существует только потому, что я люблю»,- рассуждает он. Так борются в его душе два противоречивых утверждения: любовь есть жизнь и любовь есть смерть.Побеждает второе. «Душа его была не в нормальном состоянии»,- поясняет автор.

Князь Андрей приходит в конечном итоге к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть — значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Он сам понимал, что в этих мыслях чего-то недоставало, что в них «что-то было одностороннее, личное, умственное — не было очевидности».Незадолго до смерти ему снится тяжёлый сон. Во сне он снова борется за жизнь, испытывая мучительный страх смерти. Но смерть и во сне побеждает, и князь Андрей просыпается с мыслью, что смерть — это освобождение. С этой мыслью он и умирает.Предсмертные мысли его — мысли человека, надломленного болезнью и страданиями, несвойственные трезвому уму князя Андрея. Для духовного облика князя Андрея характерны не эти предсмертные размышления, окрашенные мистицизмом, а его пытливый, трезвый, материалистический ум, его стремление к общественной деятельности, его любовь к народу, борьбе за счастье которого он посвятил бы жизнь, если бы не умер от раны. Смерть оборвала его искания.

Духовный облик князя Андрея и вся его деятельность дают право предположить, что если бы он остался жив, искания привели бы его в стан декабристов.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/vojna-i-mir-tolstoj-l-n/6432-obraz-andreya-bolkonskogo-v-romane-vojna-i-mir

Образ Андрея Болконского в романе Толстого «Война и мир» на Сёзнайке.ру

Сколько надежд и обещаний принесло России начало XIX столетия — «дни Александрова прекрасного начала»! Сколько умов и сердец всколыхнули открывающиеся возможности не только проявить себя, «войти в историю», но и — в первую очередь — стать полезным своей стране, внести в жизнь своего государства, своего народа кардинальные изменения!

Сколько их, русских юношей, воспитанных на классических примерах отваги и мужества, самоотверженности и патриотизма, зачитывавшихся книгами о героических подвигах, бережно хранивших воспоминания о героизме своих дедов и прадедов, были подняты, вознесены этим романтическим порывом! Сколько зрелых мужей, как бы ощущая вторую молодость, может, и не строя никаких иллюзий, но все же почувствовавших дуновение свежего ветра начала столетия, неподдельный интерес государя к благодатным для страны переменам, шагнули вперед… Да, спустя годы и столетия нам, конечно, понятно, что не всегда желать — значит, сделать, что бывает много объективных и субъективных причин… Но уже одно то, что было это желание, что были эти несколько шагов, говорит многое о человеке.

Неординарные личности не идут проторенной дорогой, а идут своим путем, никуда не сворачивая. Поэтому и привлекают они к себе наше пристальное внимание, и часто вызывают безграничное уважение, желание хоть немного походить на них — будь то в реальной жизни или на страницах литературных произведений.

Именно таким, неординарным, отличающимся от всех, мы с первой же встречи на страницах «Войны и мира» видим одного из главных героев Л. Н. Толстого — князя Андрея Болконского.

Когда говоришь об этом человеке (а образ этот настолько рельефный, живой, как бы пульсирующий малейшими деталями и подробностями, что воспринимаешь его не как отвлеченного литературного героя), слово «князь» начинает сиять своим первоначальным блеском.

Это уже не просто высокий титул, символ богатства и знатности, это — в данном случае — как отличительный знак подлинного благородства и высокой души, предназначения вести за собой других, как первые русские князья водили полки и стояли насмерть рядом с простыми ратниками, радея о славе своего Отечества. Таков князь Андрей.

Он сразу обращает на себя внимание в салоне Анны Павловны Шерер, и не только высокомерием, как может первоначально показаться. Болконский вне этой суеты и погони за чинами, установлением нужных связей, этой бесконечной игры в настоящую жизнь.

Бросив за весь вечер несколько французских фраз, устало наблюдая, как его жена по привычке кокетничает с другими, он находит искреннее, теплое слово для Пьера Безухова, как бы вознаграждая его за неудачный прием в салоне.

Он говорит с Пьером по-русски! У себя в кабинете, сбросив броню, которой он отгородил свою душу от чуждого и наносного, князь становится совсем другой. Мы узнаем, что по желанию отца, старого заслуженного генерала, Болконский начал военную службу с низших чинов, что уважение к армии и простому солдату стало для него принципом жизни.

Важно

Мы знаем, что его отец живет историей русской армии и учредил премию тому, кто напишет историю суворовских войн. Поэтому вполне логично и понятно решение князя Андрея, оставив беременную жену, идти на войну, совершенствовать свое предназначение высшего офицера, талант и способность стратега.

По должности своей и связям он попадает адъютантом в штаб Кутузова, но сразу следует сказать, что это для него не удобное, безопасное местечко, не удачный случай сделать карьеру и получить награду, а большие возможности проявить себя, простор для его развивающегося таланта военачальника и командира.

Отправляя с сыном письмо Михаилу Илларионовичу, другу и бывшему сослуживцу, старый князь пишет, чтоб он сына «в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность».

При этом утверждает как незыблемое правило: «Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет».

Это на фоне суеты прочих великосветских особ, собирающих рекомендательные письма и правдами и неправдами, просьбами и унижениями пристраивающих своих сыновей в адъютанты! Поражает напутственное слово отца, навечно врезаясь в память и сердце, и достойный ответ сына:

«— Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — А коли узнают, что ты себя повел не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! — взвизгнул он. — Этого вы могли бы и не говорить мне, батюшка, — улыбаясь, сказал сын».

Наверное, единственная просьба князя Андрея к отцу — если его убьют, не отдавать жене сына — тоже связана с этим «стыдно», потому что в высшем свете, в близком окружении его жены, мальчику не дадут такого воспитания, как в доме Болконских. Лев Толстой не просто показывает нам князя Андрея в деле.

Читайте также:  Сочинение образ петербурга рассказах достоевского

Мы видим до мелочей поведение князя во время разговоров, его умение дать отпор зарвавшемуся наглецу, защитить перед всеми несправедливо забытого человека, дать спокойный, разумный совет и не дать вспыхнуть назревающей ссоре.

Мы видим не показную, а настоящую храбрость и благородство, истинное понимание воинской дисциплины и служение Отечеству.

Совет

Во время Шенграбенского сражения князь Андрей, единственный из посланных с приказом штабных офицеров, доберется до батареи капитана Тушина и не только передаст приказ отступать, но и лично поможет, под пулями, в пыли, снять и эвакуировать орудия, то есть поступит как товарищ и соратник, как настоящий мужчина.

Не ставя себе в заслугу этот поступок (как это сделали бы многие штабные офицеры), князь Андрей скажет об этом на совете, только чтобы отметить заслуги капитана Тушина, взволнованный тем, что этого человека незаслуженно ругают: «…Успехом этого дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».

Себя, стоявшего рядом с ним под пулями, он и не подумает причислить к героям! Более того, Л. Толстой нам покажет столкновение в душе князя Андрея желаемого с реальным, когда ему «было грустно и тяжело», потому что увиденное им на войне «было так странно, что непохоже на то, чего он надеялся».

Болконского возмущает отношение многих высших офицеров к войне, их желание не помочь армии, а прежде всего сберечь себя, получив при этом награду и продвижение. Поэтому так гневно он одергивает адъютанта Жеркова, посмевшего за спиной смеяться над генералом Маком — командиром разбитой армии союзников.

Сколько сдержанной ярости и осуждения в словах Болконского: «Мы или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху, и печалимся общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела».

Отделяя себя от этих «мальчишек», этих штабных лакеев, князь Болконский все же не даст никому безнаказанно оскорблять честь офицера штаба.

И это не абстрактное понимание чести мундира, это уважение к настоящим командирам и умение защитить собственное достоинство.

На неуместное замечание о «штабных молодчиках» он отвечает Николаю Ростову спокойно и гордо, но при этом говорит, что сейчас «всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли», где у них будет общий соперник.

Обратите внимание

Л. Толстой показывает, как во время этого разговора в душе Николая Ростова «странное чувство озлобления соединилось с уважением » и что «никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика».

«Звездный час» князя Андрея, «его Тулон» во время Аустерлицкого сражения поражает не просто величием подвига, проявлением личности, храбрости офицера. До его восторженного «Вот оно!» мы видим, что он так же, как и Кутузов, уязвлен в самое сердце беспорядочным отступлением русской армии, что он слазит с коня «со слезами стыда и злобы».

Его мысли и ощущения, когда он, схватив древко знамени, под свист пуль, бежит вперед, связаны, прежде всего, с «несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним».

Тяжелое ранение и пребывание на волосок от смерти многое изменяют в душе князя Андрея. Каким мелким и ничтожным покажется князю его бывший кумир Наполеон и его слова по сравнению с тем «высоким, справедливым и добрым небом», как бы олицетворяющим суть жизни и счастья.

Казалось бы, итог подвела сама жизнь: все, ради чего он пошел на войну, выглядело не так, до его ума и таланта никому не было дела; все, что казалось ему суетным, мелочным, ничтожным в высшем свете, преследовало его и здесь.

Есть у князя Андрея дела и дома: умирает при родах жена, в чем-то освобождая от своего ненужного присутствия (они давно были чужие друг другу), в чем-то — оставляя чувство вины перед ней, остается сын, которого нужно растить и воспитывать, имение, отданное отцом в его полное распоряжение.

Наконец, есть он сам с его вечно ищущим умом, стремлением к каким-то переменам. Запершись в своем имении, он выписывает и читает больше, чем это делают многие в столице.

Он (почти за полвека до реформы!) переводит своих крестьян в «вольные хлебопашцы», строится, вводит какие-то преобразования в хозяйстве. Кроме того, переживает минуты сильного волнения по поводу болезни своего малыша. Но как мало этого для деятельной натуры!

Поражает «потухший, мертвый» взгляд князя, который заметил Пьер.

Именно ему удается сдвинуть Болконского с «мертвой точки», вернуть к жизни, сказав на пароме, казалось бы, простые слова: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Важно

И «в первый раз после Аустерлица он [князь Андрей] увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно минувшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Наверное, благодаря этому пробуждению князь Андрей сумел понять душу тогда еще далекой от него девушки Наташи, радуясь ее желанию полететь на небо, ее умению видеть красоту лунной ночи.

Именно после этого символично расцветет, отряхиваясь от зимнего оцепенения — смерти, старый дуб, как бы подсказывая князю, что «жизнь не кончена в тридцать один год»… оказывается, что и на штатской службе есть возможность служить отечеству — появляется новый проект для комитета Сперанского.

Он снова молод и силен, и с новой силой звенит в нем жизнь, и на балу вспыхивает почти по-детски мысль: «Если она [Наташа] сначала подойдет к своей кузине, она будет моей женой». Он ведь отлично знал, что иначе Наташа просто не может поступить!

Болконский снова, как на войне, хочет не абстрактной деятельности, не видимости дела, а самого дела.

Представив себе всю канцелярскую, заседательскую возню, «стеклянные глаза» и «фальшивую улыбку» главы комитета, он «вспомнил мужиков, Дрона-старосту, и, приложив к ним права тех лиц, которые он распределял по наградам, ему стало удивительно, как он долго мог заниматься такою праздною работой. Ему стало совестно за себя».

Я не могу до сих пор объяснить, как смог князь Андрей, уступая настояниям отца, отсрочить свадьбу и надолго уехать, по-рыцарски возвращая Наташе полную свободу и лишь себя считая связанным обещанием. Может, Л. Толстой просто не мог представить их вместе и в буднях семейной жизни?

Князь держит себя в руках, узнав о неверном шаге Наташи, даже с лучшим другом не хочет говорить об этом. «Можно простить», — говорил он когда-то в абстрактном споре, но болит в душе и другое: «Я не могу простить».

Совет

Болконский ищет личной встречи с Анатолием Курагиным, чтобы найти повод поссориться и вызвать его на дуэль, не вмешивая в эту историю Наташу, даже сейчас бережно, по-рыцарски, относясь к девушке. Война 1812 года, общая опасность, нависшая над страной, по-настоящему вернет князя Андрея к жизни.

Теперь уже не желание проявить свой офицерский талант, найти «свой Тулон» движет им, а человеческое чувство обиды, гнева на захватчиков родной земли, желание отомстить. Он воспринимает наступление французов как личное горе.

«Имел удовольствие не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об имениях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский», — отвечает князь на вопрос о своем участии в военных действиях. И мы отмечаем, что он отвечает незнакомому офицеру по-русски, и сказать о себе «я смоленский», мог простой солдат.

Немного ревниво выслушав план Денисова о возможности разрыва вражеских коммуникаций и отметив его дельность, князь Андрей даже не подумает вернуться к своей прежней штабной деятельности. Более того, он откажется принять очень лестное предложение Кутузова быть его адъютантом.

Болконский искренне обрадуется словам Кутузова: «Я тебя с Аустерлица помню… Помню, помню, со знамением помню», но есть у него более веское, более важное теперь в душе: «А главное — я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили.

Мне бы жалко было оставить полк…» И Кутузов, искренне, после смерти старого друга Николая Болконского назвавший себя отцом князя Андрея, поймет его: «Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав… Я знаю, твоя дорога — это дорога чести».

Это возвращает нас к напутствию старого князя, к его пожеланию, чтобы главнокомандующий использовал сына в хорошем деле.

Однополчане, простые солдаты, называют Болконского «наш князь», любят его — и нет уже высокомерного холодного отрешения от других, нет взгляда свысока. Болконский снова, как под Шенграбеном, на батарее Тушина, нашел общее дело и не уклоняется от своего долга.

Перед Бородинским сражением, разговаривая с Пьером, объясняя другу происходящее, князь Андрей произносит, казалось бы, очень нелогичную фразу, по крайней мере, противоречащую его прежней военной деятельности: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции».

А на вопрос Пьера, от чего же зависит успех, он ответит: «От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». Именно в уста Андрея Болконского, имеющего «честь служить здесь, в полку», вкладывает Лев Толстой свое понимание истории и человека как ее творца, свое видение Бородинского сражения.

«Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия», — говорит князь Андрей. Это чувство единения со своими солдатами не дает ему права уклониться, упасть наземь, спасаясь от вражеской гранаты.

Обратите внимание

И это же чувство заставит его простить глубокую личную обиду Анатолию Курагину, когда он увидит его в госпитальной палате, потерявшего ногу в Бородинском сражении. Он не только теперь сможет простить, но еще сильнее полюбит Наташу, когда встретится с нею в Мытищах.

Казалось, новые истины откроются князю, он увидит хорошее, истинное не только в идеальном, он сам станет совершеннее в своем новом понимании Правды и Добра.

Андрей Болконский — единственный из героев «Войны и мира», чей путь продолжится и после его смерти. Образ литературного героя как бы продолжает свое развитие, приходя к логическому итогу.

Останься князь Андрей жив, его место было бы в рядах декабристов, рядом с другом Пьером, со своим сыном — «впереди огромного войска» единомышленников.

И сын Николинька, по сути мало помнящий отца, знавший его больше по рассказам, стремится, как и он, быть лучшим, быть полезным людям.

Как похожи на слова князя Андрея мысли его сына: «Я только об одном прошу бога: чтобы было со мною то, что было с людьми Плутарха, и я сделаю то же. Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною». Подрастает еще один человек, который пойдет «дорогою чести», для кого жить только для себя — «душевная подлость».

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referat/9776-obraz-andreya-bolkonskogo-v-romane-tolstogo-voyna-i-mir

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»

       Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» знаменит на весь мир. Знаменит не только своим исключительным сюжетом, но и своими героями, совершившими нравственный подвиг. Один из таких героев – Андрей Болконский.

       «…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами», — так представляет нам автор героя своего романа на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Болконский – сын старого князя Николая Болконского.

Воспитан в строгости и порядке. В их семье все подчинялось принципу: «…есть только две добродетели: деятельность и ум». На вечер Болконский пришел со своей женой Лизой.

Светские разговоры, балы, сплетни, праздная жизнь были неинтересны ему, и он на все это смотрел с презрением.

Важно

       Идеалом Андрея Болконского являлся французский император Наполеон. Князь был восхищен его стремлением к победе любой ценой. Андрей тоже хотел взять «свой Тулон». Тяга к славе не давала ему покоя. Он шел на войну, думая о геройстве, о великих свершениях.

Но после Аустерлицкого сражения Болконский разочаровался в своем кумире – «великом полководце»: ««Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы…» Андрей лежал на поле и смотрел в небо Аустерлица, такое чистое, голубое, огромное, и понял, что жизнь его совсем не то, что он представлял.

       Болконского возродила к жизни любовь к Наташе Ростовой. Ее он увидел на именинах у Ростовых: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…» Наташа казалась ему взбалмошной девочкой, смеющимся ребенком, но в ее улыбке, глазах он видел легкость, жизнерадостность, веру в лучшее. Любовь открыла ему новую жизнь.

Читайте также:  Сочинение роль искусства в жизни человека

       Волею судьбы Болконский снова оказался на войне. Участие в Бородинском сражении для него не поиски славы, а истинный патриотизм верного сына своей страны: «…мы офицеры, которые служат своему царю и отечеству…» Ранение, полученное в битве за Москву, оказалось смертельным. Последние дни своей жизни Болконский проводит с Наташей Ростовой.

Она ухаживает за раненым Андреем, тем самым искупая свою вину перед ним. Прощает Болконский и Анатоля Курагина, подлого обманщика и труса. Ведь именно Курагин послужил причиной разрыва помолвки Ростовой и Болконского. Но на одре смерти нет больше ни обид, ни разочарований. «Любовь? Что такое любовь?… Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь…», — сказал Болконский Наташе перед смертью.

Он не боялся смерти, он был спокоен и счастлив.

       Андрей Болконский – один из любимых героев Л.Н.Толстого. Его нравственный путь долог и сложен. Но все же Болконский пришел к своей истине жизни, найдя в себе силу и волю духа.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/508-obraz-andreya-bolkonskogo-v-romane-vojna-i-mir.html

Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир» | Литерагуру

Фигура князя Андрея является одной из самых неоднозначных в романе. Самосознание и миропонимание героя проходят длинный и сложный эволюционный путь на протяжении всего произведения. Меняются ценности персонажа, а также его представление о семье, любви, войне и мире.

Впервые читатель знакомится с князем в окружении людей из светского общества и молодой беременной жены, которая отлично вписывается в этот круг. Ярчайший контраст составляют Андрей и Лиза: она мягкая, кругленькая, открытая и дружелюбная, он колкий, угловатый, замкнутый в себе и несколько надменный.

Она предпочитает шум светских салонов, а ему близок гром лишь военных действий, в мирное же время Болконский выбрал бы деревенскую тишину и уединение. Они слишком разные и обречены на полное непонимание мировоззрений друг друга.

Маленькой княгине чужды метания Андрея, его тернистый путь обретения себя, а он, зациклившись на самоанализе, замечает лишь внешнюю легкость характера жены, которую ошибочно истолковывает как пустоту внутреннего мира. Герой не знает, что делать с молодой семьей, он слишком смутно представляет себе обязанности мужа и отца и не желает разбираться в них.

Совет

Пример, данный ему его родителем, также не может положительно повлиять на ситуацию. Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, он скуп на общение и тем более на ласки.

Андрей Болконский очень похож на своего отца. Возможно, именно поэтому в нем так сильна тяга к боевой славе. Он лучше понимает реалии войны, чувствует себя нужным и применимым в этой сфере, поэтому всячески стремится оградить себя от среды бездействующего, вечно праздного света.

Он спешит на фронт, оставляя позади семью, как некий балласт, сдерживающий его на пути к маячащим перед ним высотам. Князь Андрей еще осознает, чего он лишил себя, но будет уже поздно. Смерть жены заставит его по-новому взглянуть на окружающих людей. Болконский почувствует вину перед маленькой княгиней за то невнимание, которым он ее всегда одаривал.

Он попытается иначе выстроить свои взаимоотношения с отцом, сестрой, а позже и с подрастающим сыном.

В жизни этого человека произойдет много знаковых событий, которые так или иначе будут влиять на его миропонимание. Еще до трагической кончины княгини Лизы, Андрею явится «неизмеримо высокое» небо Аустерлица. Это будет первая встреча Болконского со смертью. Он увидит окружающий мир тихим и спокойным, таким, каким его принимают и любят родные и близкие князя. Он почувствует себя счастливым.

Душа его никогда не успокоится, и будет вечно требовать чего-то недостижимого. Он снова почувствует себя в своей стихии, вернувшись на фронт, но к тому времени дни его будут уже сочтены. Получив в Бородинской битве смертельное ранение, Андрей Болконский завершит свой путь на руках Наташи Ростовой и княжны Марьи.

Сестра Болконского всегда пыталась смягчить брата, примирить его с жизнью. Княжна Марья, провожая Андрея в последний путь, помогает ему без страха принять смерть и возвращение к Богу. Возможно, только там душа его может обрести покой.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-andreya-bolkonskogo-v-romane-vojna-i-mir/

Реферат: Образ Андрея Болконского в романе Толстого

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

ОБРАЗ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
“ВОЙНА И МИР”

“В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский” — так в круговороте лиц сало­на Анны Павловны Шерер появляется главный, хотя и не самый любимый автором герой романа.

Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариков­ский шаг.

Завершает картину вселенская скука в глазах.

Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвер­жен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.

И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими — все выдает в нем приверженца начинающего вхо­дить в светский европейский и российский обиход дендизма. И дей­ствительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетите­лей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него.

Обратите внимание

Но подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпа­тичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится “неожиданно доброю и приятною”. А их даль­нейшая беседа — разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно ува­жающих друг друга людей.

Князь Андрей дан нам в романе полностью сформированным, законченным человеком, в отличие от Пьера Безухова, становления которого происходит все семь лет романной жизни.

Таким сформи­рованным, готовым Толстой проводит князя через главные событие европейской и отечественной истории, через любовь и смерть.

Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам и мо­мента истины”, точки или события, в которых за личиной просту­пает личность, за телесным — духовное и, самое важное, душевное.

Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем.

Чего стоит его сватовство к Наташе Ростовой. Князь полюбил шестнадцатилетнюю девочку. Сделал ей предложение и получил со­гласие на брак.

После этого он преспокойно объявляет молодой не­весте о своем решении ехать за границу на год. Путешествовать. Однако и здесь не укладывается, отсутствуя более, чем надобно.

Любовь невинной черноглазой девочки не разбудила Болконского. Его душа по-прежнему спит.

И все семь лет романного существования преследует князя самый прекрасный сон его жизни. Небо Аустерлица. Одни из луч­ших страниц романа. Одновременно дань байронической романтике эпохи.

“Прекрасная смерть”, — глядя на князя Андрея, произно­сит Наполеон. Здесь много театра и позы, несмотря на пейзаж, на­полненный мертвыми и умирающими людьми. Пробуждение не на­ступает ни здесь, ни позже, ни даже в “славный день Бородина”.

Все было не настоящим: смерть, любовь и, как следствие, сама жизнь.

Важно

Образ любого человека кристаллизуется в его отношениях с ок­ружающими. У князя Андрея нет отношений. Его движения в сю­жете подчиняются скрытым от глаз закономерностям.

Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве выбита половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям.

Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фи­тиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв. Био­логическое начало. Желание жить.

Ему кричат: “Ложитесь!” Поклониться смерти — противоречит внутреннему кодексу чести.

Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой при­открывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги.

Это касается тех полутора страниц книги, где “князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся”. Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского “от жизни”.

По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дре­мавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.

Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала “моментом истины” его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и тор­жественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: “Где он теперь?”

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/47130/referat-obraz-andreya-bolkonskogo-romane-tolstogo-voyna.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

ОБРАЗ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»«В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский» — так в круговороте лиц салона Анны Павловны Шерер появляется главный, хотя и не самый любимый автором герой романа. Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский.

Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах.

Князь Андрей — светский человек.

В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.

И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими — все выдает в нем приверженца начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма. И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетителей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него.

Совет

Но подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпатичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится «неожиданно доброю и приятною». А их дальнейшая беседа — разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно уважающих друг друга людей.

Князь Андрей дан нам в романе полностью сформированным, законченным человеком, в отличие от Пьера Безухова, становления которого происходит все семь лет романной жизни.

Таким сформированным, готовым Толстой проводит князя через главные событие европейской и отечественной истории, через любовь и смерть.

Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам и момента истины», точки или события, в которых за личиной проступает личность, за телесным — духовное и, самое важное, душевное.

Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем.

Чего стоит его сватовство к Наташе Ростовой. Князь полюбил шестнадцатилетнюю девочку. Сделал ей предложение и получил согласие на брак.

После этого он преспокойно объявляет молодой невесте о своем решении ехать за границу на год. Путешествовать. Однако и здесь не укладывается, отсутствуя более, чем надобно.

Любовь невинной черноглазой девочки не разбудила Болконского. Его душа по-прежнему спит.

И все семь лет романного существования преследует князя самый прекрасный сон его жизни. Небо Аустерлица. Одни из лучших страниц романа. Одновременно дань байронической романтике эпохи.

«Прекрасная смерть», — глядя на князя Андрея, произносит Наполеон. Здесь много театра и позы, несмотря на пейзаж, наполненный мертвыми и умирающими людьми. Пробуждение не наступает ни здесь, ни позже, ни даже в «славный день Бородина».

Все было не настоящим: смерть, любовь и, как следствие, сама жизнь.

Обратите внимание

Образ любого человека кристаллизуется в его отношениях с окружающими. У князя Андрея нет отношений. Его движения в сюжете подчиняются скрытым от глаз закономерностям.

Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве выбита половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям.

Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фитиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв. Биологическое начало. Желание жить.

Ему кричат: «Ложитесь!» Поклониться смерти — противоречит внутреннему кодексу чести.

Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой приоткрывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги.

Это касается тех полутора страниц книги, где «князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся». Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского «от жизни».

По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дремавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.

Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала «моментом истины» его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и торжественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: «Где он теперь?»

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=81185

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector