Образ и характеристика репетилова в комедии горе от ума грибоедова сочинение

Образ и характеристика Репетилова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Репетилов является одним из второстепенных героев комедии «Горе от ума».  Он является другом Чацкого.  Его нельзя назвать положительным героем, он имеет ряд серьезных недостатков. К счастью, он и сам осознает несовершенство своей природы и без всякого стеснения говорит об этом.

Он является членом клуба дворянской элиты, помимо этого, он состоит в тайном обществе. Он хотел пойти в чиновники, но его идеи потерпели неудачу. Он очень часто обманывает людей,  говорит неправду. Причем делает он не потому, что хочет добиться высокого положения, а от обычной человеческой глупости.

Он и сам признает то, что он «неуч и дурак». Он не любит читать книги, мало знает о мире, при этом, такое положение его вполне устраивает.  Репетилов хочет вести праздный образ жизни, ничего при этом, не делая, даже возраст не может поменять этого человека.

Обратите внимание

Он обманывает свою жену и детей, он, возможно, даже сожалеет об этом, но ничего изменить и жить по-человечески законам  он просто не в состоянии. Этот человек очень азартен, из-за своей зависимости он добился того, что его имение взято под ответственность  государством.

Репетилов до ужаса ленивый человек, ему тяжело подумать о чем-либо лишний раз. 

Также это человек крайне суеверный – он в любом жизненном событии, стечении обстоятельств видит какой-то судьбоносный знак, обязательно несущий смысл и имеющий какое-то сверхъестественное происхождение.

В своей комедии Грибоедов в большом количестве вводит говорящие фамилии. Фамилия Репетилов дана действующему лицу не просто так. Она обозначает повторение с французского языка.

Речь идет о том, что Репетилов не вникает в смысл и суть вещей, а лишь повторяет идеи других людей, не задумываясь. Для него не имеет значения смысл, его образ карикатурный. Он выражает идеи, потому что так все делают в дворянском обществе.

  Даже тайное общество, в которое он входил было нужно для того, чтобы достигнуть каких-то высот, а не из идейных побуждений.

В произведении Грибоедова «Горе от ума» образ Репетилова противопоставлен образу Чацкого. Чацкий действует, как истинный идейный вдохновитель, а Репетилов лишь с упоением повторяет его слова.

Сочинение про Репетилова в Горе от ума

В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов написал бессмертную комедию «Горе от ума». В ней автор показал конфронтацию взглядов, нравов и умов людей, принадлежащих разным социальным сословиям. Раскрытая тема в произведении остается актуальной во все времена. И в нашем современном обществе можно наблюдать людей, которые являются прототипами выдуманных героев в комедии.

Для того, чтобы внести ясность в представление о сложившейся политической обстановке, автор вводит образ героя по фамилии Репетилов. Он был старым приятелем господина Чацкого.

Это смешной человек, который выдает свою неуклюжесть и неловкость. В какое-то время он решил делать карьеру чиновника, но потерпел в этом неудачу.

Ни в чем не может достичь успеха, потому что является ленивым человеком.

Важно

Он все время говорит разный вздор. Считает себя глубоко суеверным человеком. Из положительных черт у него есть одна. Он является человеком с добрым сердцем. Заурядный господин, у которого нет особых способностей, всегда вел никчемную жизнь. Был игроком, который разорился.

Тем самым, он расточил свое имение, и оно было отдано в пользу государства. Всю жизнь мечтает о том, чтобы находиться среди высшего богатого сословия. Несмотря на свою глуповатость, он относится к себе самокритично. Автор комедии представляет Репетилова неудачным отцом и мужем.

Он не пренебрегал тем, чтобы обмануть свою жену, периодически посещал танцовщиц.

Однажды он стал членом элитного клуба, который был весьма престижным. В клубе собиралась вся дворянская элита. Так же он посещал какие-то тайные собрания по четвергам. В таких собраниях собиралось общество декабристов, которые стремились к справедливости.

Они пропагандировали уважение к народу и свободу личности. Несмотря на то, что Репетилов посещал такие собрания, вся его сущность стремилась к моде. Часто он повторяет чьи-то слова, не понимая и не осознавая их значения.

Он стремился завоевать свое место в аристократическом обществе.

Что из себя представляет Репетилов, можно судить только сравнив его с Чацким. Между ними всегда будет существовать огромная пропасть. Репетилов является пустым человеком. Он не занимает четкой позиции в обществе.

Ему не важно в каком обществе находиться. Главное – это занимать не последнее место в нем. Репетилов изображен отражением Чацкого, его идей, его жизни. Но отражением это как в кривом зеркале. Это искаженное отражение.

Вариант 3

В произведении ” Горе от ума” автор описал обычное дворянское общество 19 столетия со всеми нравственными принципами, укладами. Здесь отражены многие особенности истории того промежутка времени. Известно, что автор выражает уважение к народу, к свободе человека как личности. Однако были и такие герои, важнейшем критерием для которых служила мода, а не осознанное восприятие сердца.

Значимую роль в комедии играют второстепенные персонажи, одним из которых является Репетилов, появившийся на балу у Фамусова тогда, когда все гости уже начали расходиться по домам. Из ряда недостатков он не заслуживает звания положительного героя. Он – большой выдумщик и болтун.

По глупости, а не ради высокого чина, Репетилов обманывает людей, но осознавая это.

Считаясь другом Чацкого (главного героя комедии, который настроен против вседозволенности богатых помещиков) наш герой пытается подражать ему, произнося схожие с ним речи с глубоким смыслом, но все время остается в глупом положении перед слушателями.

Совет!

Репетилов является членом Английского клуба дворянской элиты, состоит в тайном обществе, посещаемое по четвергам. Ему хотелось пойти в чиновники, но идея потерпела неудачу. Читать книги он не любит, событиями в мире интересуется мало. Как ни странно, но такое положение его вполне устраивает.

Репетилов мечтает вести праздный образ жизни, не делая при этом ничего для этого, что даже возраст не может поменять этого человека. Для достижения данной “цели” он выбрал довольно лёгкое решение – породниться с богатыми и знатными людьми. Таким образом он женится на дочери человека высокого чина. Данный человек очень азартен.

Вследствие своей зависимости он задолжал столько, что его имение было взято под контроль государству.

Итак, можно судить что Репетилов – персонаж, от которого едва можно получить чего-то полезного, кроме как складно говорить, ведь он больше ничего не умеет, даже честно работать не смог – выгодно женился и решил, что ему этого достаточно; рассказывает окружающих своими неправдивые историями. Хоть он и друг Чацкого, но между ними нельзя найти ничего общего нет – лишь пропасть.

← Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума ← Характеристика и образ Скалозуба в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовХрюмины характеристика и образы в комедии Горе от ума → Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума →

  • Сочинение Как мама готовит пирог, суп 7 класс (описание действий)Кто из детей не любит сладенькое. Но когда любимые вкусности готовит мама, это особенно волнительно и желанно. Я витаю в мечтах, когда смогу вдохнуть аромат разливающийся по нашей маленькой кухне
  • Сочинение на тему Скоро лето 2, 3, 4 классУ каждого лето ассоциируется с разным: для кого это возможность отдохнуть от школы, прекрасные поездки на море или к бабушке в деревню, отдых в летнем лагере. Лето – это чудесное время года с массой занятий и развлечений
  • Анализ рассказа Царь-рыба АстафьеваПроизведение «Царь-рыба» достаточно современное. В рассказе поднимается вопрос о жестоком обращении человека с природой. Вроде бы нет голода, но многие относятся к живой природе, так как будто ее ресурсы никогда не иссякнут
  • Сочинение Мой лучший другМне немного лет, но я понимаю, что в сегодняшнем мире найти настоящих друзей очень тяжело. Есть одноклассники, среди них есть даже те, с кем мы общаемся чаще и ближе, чем с другими
  • Сочинения по литературеВ разделе вы найдете сочинения по литературе разных авторов

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/obraz-i-harakteristika-repetilova-v-komedii-gore-ot-uma

Характеристика и образ Репетилова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

Как и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно. Он постоянно твердит, что он жалок, что он плут, шут, что жизнь его не удалась, что он прожигает свою жизнь. Начнём по порядку.

Во-первых, Репетилов мнит себя близким другом Чацкого, потому что, приехав на бал, восторженно здоровается с ним и называет другом. Однако скоро читатель понимает, что таких друзей у Репетилова много, в том числе, например, Скалозуб, который ну никак не соотносится с образом Чацкого.

Во-вторых, Репетилов — типичный балабол, который постоянно что-то говорит, часто врёт и несет околесицу.

Как он сам говорит, он прожигает свою жизнь, и читатель это прекрасно понимает из его рассказа: он играет в карты, причём его имение уже конфисковано правительством, он любит покушать и балы, его больше мало что интересует в жизни, он хотел стать большим человеком, но лёгким путём — женившись на дочери знатного чиновника. Все эти рассказы о себе вызывают только негатив к этому персонажу.

В-третьих, Репетилов считает себя участником важного либерального общества, которое походило на декабристов.

Однако из рассказа о том, чем занимаются эти важные люди, и кто вообще является участниками этого кружка, читатель понимает, что до декабристов такому либеральному кружку ещё очень далеко, ведь там они рассказывают смешные истории, играют в карты, а самый главный шулер в городе рассказывает в этом кругу о понятиях честности и благородства. Ныне в народе таких людей называют диванными политиками, которые ни в чём не разбираются, но мнят себя большими умами России. 

Ещё одной функцией или ролью Репетилова в комедии является зеркальное отражение с искажением главного героя Чацкого: Чацкий знался с министрами, но потом поссорился с их кругом, точно так же Репетилов хотел за счёт тестя с большим чином попасть в политическую элиту, но у него не сложилось. Речь Чацкого прекрасна, он хорошо переводит и пишет, Репетилов же скорее несет околесицу в большом количестве. И сцена того, как Репетилов попадает и покидает бал, очень карикатурно похожа на то, как это делает Чацкий.

Мне кажется, что Репетилов был вишенкой на торте для того, чтобы точно обрисовать фамусовское общество. Он не просто усиливает ощущение отвращения к той Москве, которая описана Грибоедовым, он добавляет жалкости, низости и безвредной, нелепой подлости тому обществу.

2 вариант

Второстепенный герой комедии служит одним из образов дворянского общества начала девятнадцатого века, времени проникновения в эту среду новых идей, зарождения декабристского движения.

Репетилов, в отличие от мыслящего Чацкого, стремящегося к новому, более справедливому обществу, а также и от Фамусова и подобных, сознательно отстаивающих прежние порядки, не имеет твердых убеждений. Он проникся новыми деями, но это наносное, просто следование моде. На отсутствие у данного персонажа твердых убеждений указывает и говорящая фамилия, напоминающая французское слова «повторять».

Репетилов состоит в тайном обществе (вероятно, напоминающим организации декабристов). Однако он не читает, не занимается самообразованием, даже осхваляя организацию, к которой он принадлежит, Репетилов не может толком объяснить ее цели.

Обратите внимание

В целом, этот персонаж комедии – образец светского человека. Он глуп, в чем сознается сам. Репетилов не принести пользы обществу, как, впрочем, и самому себе. В пьесе упоминается, что карьеру сделать у него не получилось.

С нравственной точки зрения, Репетилов также выглядит неприглядно. Он содержит танцовщиц, изменяя с ними своей жене. При этом о своих собственных интересах этот персонаж также позаботится неспособен.

Он проиграл много денег в карты, а имение его отдано в опеку, то есть управляется государством. Все что, действительно, занимает Репетилова – это мишура светской жизни, балы и собрания.

На примере этого персонажа комедии видно, почему в то время все осталось как прежде, несмотря на явное влияние новых идей.

Репетилов представляет собой пародию на Чацкого.

В лице главного героя произведения, который в конце повествования, требуя карету, выражает презрение к тогдашнему высшему обществу, есть большая доля осуждения Грибоедовым и таких как Репетилов, людей, не имеющих настоящих убеждений и неспособных ни на что. Отсутствие самостоятельного мышления, замененного бездумным следованием моде, делает их даже хуже, чем также осуждаемые автором старомосковские консерваторы.

Сочинение на тему Репетилов

В русской литературе принято давать героям говорящие фамилии и персонаж произведения Грибоедова “Горе от ума” Репетилов не стал исключением.

В переводе с латинского языка данная фамилия трактуется русским глаголом “повторять”. И данный перевод в полной мере подтверждает манеру поведения героя.

Он постоянно повторяет разные унижения относительно себя и утверждает, что его жизнь никчемна.

Важно

Репетилов воображает себя другом Чацкого, только потому, что во время посещения бала ему удалось с ним поздороваться. Через какое-то время читателю удаётся понять, что подобных друзей у Репетилова несколько, среди которых и Скалозуб.

Появляется ощущение, что Репетилов восторгается теми людьми, которым удалось чего-то добиться в жизни и он, как неудачник, хочет хоть как-то встать рядом с одним из таких людей. Ему важно иметь возможность даже просто поздороваться с, таким как, Чацкий, к примеру. Подобные пустые жизненные моменты для Репетилова идут, как главные события всей жизни.

Он осознает, что ему уже никогда не дорасти до высшего чина и не стать борцом за справедливость, как Чацкий. И он выбирает пассивное поведение наблюдателя балабола.

Читайте также:  Сочинения по картинам пластова

Репетилов по своему образу – прирожденный балабол, который постоянно что-то повторяет и врёт. Он открыто заявляет, что является прожигателем собственной жизни и читателю удаётся это заметить по ходу рассказа. Репетилов ведёт праздную жизнь, любит балы. Он пытался выбиться в высшие чины с помощью женитьбы на дочери чиновника.

Репетилов считает, что состоит в либеральном обществе похожем на декабристское. Но, когда мы узнаем суть этого общества, становится понятно, что Репетилов снова выдумывает. Все члены этого кружка собираются только для того, чтобы играть в карты и делиться смешными историями.

Репетилов в произведении играет роль искаженного зеркального отражения Чацкого, который затеял ссору с бывшими друзьями министрами. Так же и Репетилов поссорился с не сложившимся тестем. Речь Чацкого ясна, тверда и решительна, а Репетилов, как искаженное отображение несёт небывальщину. Сцена посещения Репетиловым бала, как карикатура на действия Чацкого.

Репетилов вобрал в себе образы разных характеров. Он является пародией на “пустого” человека, который идёт по течению праздной жизни. Создавая образ Репетилова писатель хотел показать, как подобные люди способны снизить высокие идеалы.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/harakteristika-i-obraz-repetilova-v-komedii-gore-ot-uma

Характеристика и образ Репетилова в комедии Горе от ума сочинение

Комедию «Горе от ума» нельзя назвать «густонаселенной». Количество персонажей увеличивается ближе к развязке, когда гости съезжаются в дом Фамусова на именины его дочери Софьи. И публика здесь самая пестрая.

В образной системе пьесы имеется несколько своеобразных «двойников» Чацкого. Самый колоритный из них – Репетилов. Можно не владеть французским или итальянским, но быть прекрасно знакомым с заимствованным словом «репетиция», «репетировать». И здесь налицо ярко выраженная «говорящая» фамилия. Репетилов ее полностью оправдывает.

Самая характерная черта этого, второстепенного на первый взгляд, персонажа состоит в отсутствии характера. Еще Пушкин проницательно подметил: «в нем два,три,десять характеров». Это своеобразное кривое зеркало, направленное на то, что модно в данный момент. А на тот момент, когда создавалась комедия, в моде были тайные общества. Одно из них и описано Репетиловым – некий «Секретнейший союз».

Мы читаем своего рода пародию на тайные общества будущих декабристов, пародию острую и нелицеприятную. Там поят на убой шампанским, а «сок умной молодежи» кричит так, словно голов не дюжина, а целая сотня.

Так Грибоедов показывает, каким образом можно опошлить всё дорогое и святое. К Чацкому же у Репетилова «влеченье, род недуга». И хоть Чацкий и не воспринимает болтовню Репетилова всерьез, но вопрос, адресованный Репетилову «Шумите вы – и только?» вполне может быть переадресован и ему самому, источнику дыма без огня.

Совет!

Вспомним хотя бы знаменитый монолог Чацкого о французике из Бордо, когда в финале сцены оказывается, что его никто и не слушал, старики разбрелись к карточным столам, а те, кто помоложе, кружатся в вальсе с величайшим усердием.

Откуда такое усердие вдруг припало? Да лишь бы этого странного и опасного человека не слушать?

Показательны и некоторые сюжетные параллели. Монолог Чацкого о французике из Бордо произнесен в пустоту – и Репетилов заливается соловьем, не видя, что недолго слушавший его Скалозуб уехал и его место заступил Загорецкий.

Похожи и заключительные реплики персонажей: у Чацкого – «Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок… / Карету мне, карету!»; у Репетилова – «А время уж идет к рассвету, / Куда я свой направлю путь? / Поди, сажай меня в кареты, / Вези куда-нибудь».

Правда, движут поступками Репетилова не любовные переживания, а неудовлетворенные амбиции: он тоже «лез в чины, да неудачи встретил», метил в зятья барону фон Клоцу (кстати, тоже немецкоязычная «говорящая» фамилия, переводимая на русский как «чурбан») и женился-таки на его дочери, но «приданого взял шиш, по службе – ничего».

Если с кем из других литературных персонажей и можно сравнить Репетилова, так это с Хлестаковым из гоголевского «Ревизора». Та же внешняя легкость, даже безалаберность, тот же, как говорится, язык без костей. И нельзя сказать, что среди будущих декабристов вообще таких «персонажей» не было. Наверняка были.

Да, Репетилов появляется всего в нескольких сценах. Но он – словно кривое зеркало, направленное на главного героя – Чацкого.

Образ и характеристика Репетилова

В комедии «Горе от ума» Грибоедова, Репетилов является второстепенным персонажем, и о нем мы узнаем лишь в последнем – четвертом действии. Он – хороший приятель Чацкого, его «сердечный друг». Практически сразу можно заметить, что автор изобразил его сатирически.

Самого себя он считает смешным и жалким, часто показывает свою неуклюжесть (падает, спотыкается), нередко лжет и другие делают на это ему замечания («ври, да знай же меру»).

Если говорить о чине Репетилова, то он был некогда чиновником, однако «неудачи встретил». Он очень суеверный и имеет доброе сердце. Никакими способностями не обладает, поэтому сам же говорит, что довольно зауряден. Раньше выпивал, буйствовал, играл в карты, веселился как мог.

Обратите внимание

Однако, привычка вести беспорядочную жизнь, так и не ушла со временем.
Несмотря на доброту, он слишком поверхностный человек, одинаково любезен со всеми (то есть, не выделяет кого-то одного, даже как друга), однозначно относится к представителям «фамусовского общества».

Часто рассуждает о том, как сейчас все плохо, но дальше рассуждений дело не заходит – кроме болтовни, этот человек не желает ничего делать. Его отличительная особенность – повторять слова Чацкого (видимо, потому его фамилия и означает «повторять» – от французского слова), но даже не понимает их смысла и не задумывается об этом.

Находится революционном кружке, но не является декабристом от души, для него даже нет разницы, где находиться: на званом обеде или же на тайном собрании.

Итак, Репетилов – персонаж, от которого пользы нет абсолютно никакой, кроме как говорить, он больше ничего не умеет, даже честно служить не смог – удачно женился и решил, что на этом хватит. Развлекает окружающих своей болтовней. Хоть он и друг Чацкого, но между ними ничего общего нет – лишь пропасть.

← Фамусовское общество↑ По литературеЖанр пьесы Недоросль →

Характеристика и образ Репетилова

  • Сочинение по картине Шибанова Празднество свадебного договораХудожник, который обладает удивительным талантом и чувством, которое помогало ему показывать всю действительность своего времени. Очень жаль, что на мало известно про его жизнь и деятельность, но известно только одно, что в основном, он работал на заказ.
  • Роль художественной детали в рассказах ЧеховаАнтон Павлович Чехов особое внимание в своем творчестве отдавал малой прозе – рассказам. Для такого литературного жанра характерно быстрое развитие событий и сравнительно небольшой объем содержания. Поэтому использование в тексте подробных
  • Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова сочинениеАлександр Сергеевич Грибоедов выступил своего рода пророком, когда создал свое бессмертное творение «Горе от ума», которое определило ценности в обществе после военной кампании 1812 года. По этой самой причине русское высшее общество, можно сказать,
  • Сочинение по картине Пластова Летом 5 классАркадий Александрович Пластов написал свою картину «Летом» в 1954 году. Прошло почти десять лет после окончания Великой Отечественной войны, страна поднялась из руин, условия жизни рабочих и крестьян улучшались с каждым годом.
  • Сочинение Озеро Байкал краткоБайкал… «Священное море» России возрастом двадцать пять миллионов лет. Дикая и неподступная красота пейзажей, прозрачная глубина холодного озера будоражат мою детскую мечту. И вот я здесь. Перед моим
  • Сочинение на тему Подснежник 4 классПодснежник занесен в Красную книгу и охраняется законом, в целях сохранения этого исчезающего вида. Не обязательно срывать цветы, чтобы увидеть их прелесть. Особенно это касается подснежников.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obraz-repetilova-v-komedii-gore-ot-uma

Готовые школьные сочинения

Апр 05 2010

Характеристика Репетилова и ее связь с образом Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Пушкин сказал о Репетилове: «в нем 2, 3, 10 характеров». Действительно, самая характерная черта этого персонажа состоит именно в отсутствии характера. Он – зеркало, направленное на все, что входит в моду, что выдвигается на авансцену общественно,й жизни.

Зеркало, правда, кривое. Но не настолько, чтобы отразившиеся в нем предметы искажались до неузнаваемости. Чацкий до своего отъезда из Москвы, по-видимому, нередко оказывался поблизости от этого зеркала. Во всяком случае Репетилов был с ним на «ты».

Вот он шумит на самой высокой ноте:

  • Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,
  • В приличьях скованы, не вырвемся из ига…
  • Или еще решительнее:
  • Тьфу! служба и чины, кресты – души мытарства…

Ведь в этих «обличениях» явственно слышатся отголоски речей самого Чацкого – тех его речей, которые Репетилов мог слышать три года назад. И снова – совмещение времен: то, о чем не догадывался Чацкий в годы своего путешествия – да, наверно, тогда он об этом просто не думал,- должно было проясниться в этот день.

Теперь, к исходу дня, если уж Чацкому и могло показаться в московской жизни что-то новым и неожиданным, так это полное торжество старого. Выход, казалось бы, оставался только один – уехать из Москвы.

Но Чацкий даже после встречи с Репетиловым, даже после того, как он услышал клевету о сумасшествии, еще далек от мысли навсегда оставить Москву.

Вот где поистине «ум с сердцем не в ладу». Мысль о сопернике еще отстраняется, обморок – все еще загадка.

Надо было увидеть ночное свидание, собственными ушами услышать, что сплетню о сумасшествии выдумала и пустила в оборот именно Софья, чтобы понять, наконец, что она давно сделала свой выбор – выбор между ним и Молчалиным.

Теперь ей осталось вместе с батюшкой со страхом ждать, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».

  • Последняя – и самая главная – надежда Чацкого разбита.
  • Но вместе с ней развеялись и последние иллюзии:
  • Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…

Это – очень важное признание. Позднее, уже в 60-х годах XIX столетия, Герцен именно в преданности «ментальному идеалу» видел одну из характернейших особенностей Чацкого как героя определенного времени.

Автор комедии вложил в уста Чацкого слово, точно обозначающее крайности его оптимистического миросозерцания – те крайности, которые и были причиной того, что он то и дело попадал в комические положения.

Грибоедов еще в 1816 году, то есть как раз в то время, когда в основных своих контурах складывался замысел комедии, писал: «Бог с ними, с мечтаниями; ныне в какую книжку ни заглянешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос»’.

Именно этому – вниманию к натуре, трезвости взгляда, то есть умению видеть жизнь во всей ее реальной сложности – и должен был  научиться Чацкий.

Комическое в Чацком – особого рода; оно является продолжением его энтузиазма, следствием преувеличенной, но вполне искренней веры в скорую победу принципов добра и справедливости.

Важно

Потому-то оно и не снижает героя в наших глазах, а, напротив, как бы приближает его к нам.

Сила его ума, цельность его личности сильнее всего проявились в том, с каким мужеством воспринял он жестокие уроки дня.

Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

  • Кто с вами день пробыть успеет,
  • Подышит воздухом одним,
  • И в нем рассудок уцелеет.

Один день, но такой, когда страсти накалены до предела, а борьба приобрела открытый характер, научил Чацкого большему, чем целая тысяча дней (три года) наблюдений над жизнью со стороны. В этом как раз и заключалась художественная необходимость сохранения и второго единства – единства времени.

Дорогой ценой досталось ему освобождение от иллюзий. Сейчас он потрясен и просто не может думать о том, что в этот день одержал победу над фамусовской Москвой. А это была победа: своим страстным отрицанием ее заветов и обличением ее идолов Чацкий понудил ее предстать перед миром во всей своей безобразной наготе.

Фамусов и все его гости – это пестрая толпа, в которой царит дух взаимного недоброжелательства; но вместе с тем она, эта толпа, прочно спаяна общностью коренных интересов и пристрастий. И когда она чувствует и начинает сознавать, что ей грозит опасность, она не знает ни пощады, ни снисхождения:

  • В Сенат подам, министрам, государю.

Этим Грибоедов открыл родовое качество господствующей паразитической касты. В. И.

Ленин в статье «Отдача в солдаты 183-х студентов» писал: «Искушенное опытом десятилетий, правительство твердо убедилось в том, что оно окружено горючим материалом, что достаточно малейшей искорки,достаточно протеста против карцера, чтобы зажечь пожар.

А если так, то понятно, что расправа нужна примерная: отдать в солдаты сотни студентов! «Фельдфебеля в Вольтеры дать » – эта формула нисколько не устарела. Напротив, XX веку суждено увидеть ее настоящее осуществление».

Но Грибоедов с непревзойденной силой убедительности показал, что сила этой касты ущербная, слепая.| Страх перед светом высокой гуманной человеческой мысли – тоже родовая черта. Чацкий, по выражению Гончарова, нанес ей «смертельный удар качеством силы свежей». И в этом проявилась оптимистическая сущность великой комедии.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Характеристика Репетилова и ее связь с образом Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/xarakteristika-repetilova-i-ee-svyaz-s-obrazom-chackogo-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Образ Репетилова . в комедии «Горе от ума»

Комедия была закончена Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1824 году. Она была запрещена цензурой, но начала распространяться в сотнях рукописей. Для декабристов комедия была отображением их собственных воззрений. Комедия была злободневна.

Читайте также:  Сочинения по русскому языку

В ней показано столкновение двух общественных лагерей: лагеря феодальной реакции и от лица передового дворянского молодого поколения, под предвадительством Чацкого. Персонажи в произведении выросли из реальной московской жизни начала XIX века.

Репетилов появляется в четвертом действии. Мы наблюдаем его в шести из четырнадцати явлений. Никчемный крикун Репетилов характерен для фаму-совского общества.

Образ Репетилова помогает уяснить политическую обстановку в начале XIX века. В то врем многие выражали сочувствие либеральному движению, потому что была мода на либерализм, исходящая из обещаний Александра I.

От либеральных пустомель отворачивались и реакционеры, и действительные либералы.

Совет!

Как появляется Репетилов? Встав после падения при входе, он признается в любви к Чацкому. После падения это признание не производит особого впечатления. с досадой отвечает: «Да полно вздор молоть». Чацкий хорошо понял Репетилова. В бахвальстве и вранье Репетилова можно заметить серьезные вещи.

Репетилов:

…Из шумного я заседанья. Пожалоста молчи, Я слово дал молчать; У нас есть общество, И тайные собранья По четвергам.

Секретнейший союз…

Вслух, громко говорим, никто не разберет. Я сам, как схватятся, об камерах, присяжных,

О Бейроне, ну о матерьях важных.

Камеры — палаты депутатов. Присяжные — присяжные заседатели в суде, приводимые к присяге, чего в российском суде не было. Бейрон — это поэт-романтик Джордж Байрон, участник борьбы греческого народа против турецкого ига и движения карбонариев.

Почему же Чацкий говорит Репетилову, что надо прогнать и вас, и ваши тайны»? Чацкому известна глупость Репетилова. Репетилов и сам не делает из этого секрета: «Частенько слушаю, не разжимая губ. Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп».

Репетилов опошляет большое революционное дело. Он не понимает его сути. Репетилов — попутчик больших дел и крупных личностей. И он потенциально опасен для них. Репетилов носит маску прогрессивного человека, не являясь таковым. Репетилов является пародией на Чацкого. Чацкий «славно пишет, переводит».

Репетилов «лепит» вшестером водевильчик. Чацкий был «с министром в связи». Репетилов — «зять министра».

Репетилов критикует власть, но за свои неудачи по службе.

Похожи на Образ Репетилова Лахмотьев, Леван и Боринька, англоман князь Григорий, «гений» Удушьев Ипполит Маркелыч, написавший труд «Взгляд и нечто».

Репетиловпшна — показной либерализм. Сам Репетилов говорит: «Шумим, братец, пгумим„» Чацкий согласен: «Шумите вы? И только?»

Пушкин не считал Образ Репетилова гадким. Салтыков-Щедрин относил Образ Репетилова к легкомысленным, назойливым и неприятным людям.

Обратите внимание

В романе «Дым» Тургенев выводит Бамбаева, бывшего москвича, как очень похожего на Образ Репетилова, «человека хорошего, из числа пустейших».

В романе Достоевского «Преступление и наказание» на Образ Репетилова похож образ Андрея Семеновича Лебезятникова, который «прикомандировался» к прогрессу.

Завершая сочинение, необходимо отметить, что Грибоедову в комедии удалось сделать яркими не только образы главных героев, но и остальные персонажи, к каковым относится и Репетилов.

Образ Репетилова в комедии «Горе от ума»

Источник: http://geum.ru/opus/os-index-9596.php

Второстепенные персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это своего рода «энциклопедия русской жизни» первой половины XIX века. Значительно расширив рамки повествования за счет множест­ва второстепенных и внесценических персонажей, Грибоедов обрисовывает в ней великолепные человеческие типы совре­менной ему Москвы.

Как замечает О. Миллер, почти все второстепенные лица комедии сводятся к трем типам: «Фамусовы, кандидаты в Фамусовы и Фамусовы-неудачники».

Первым из них в пьесе появляется полковник Скалозуб, «поклонник» Софьи. Это «Фамусов в армейском мундире», но, вместе с тем, Сергей Сергеич «гораздо ограниченнее Фа­мусова».

Скалозуб обладает характерной внешностью («трех сажен удалец»), жестами, манерами, речью, в которой множество военных терминов («дивизия», «бригадный генерал», «фельд­фебель», «дистанция», «шеренга»).

Столь же типичны и черты характера героя. Грибоедов подчеркивает в Скалозубе грубость, невежество, умственную и духовную ограниченность.

Отвергая его «потенциальное жениховство», Софья замечает, что он «слова умного не выго­ворил сроду». Будучи не слишком образованным, Скалозуб выступает против наук и просвещения, против «новых пра­вил».

«Ученостью меня не обморочишь…», — уверенно заяв­ляет он Репетилову.

Кроме того, автор подчеркивает в Скалозубе еще одну чер­ту — карьеризм, «грубо выраженную страсть к крестам» (Н. К. Пиксанов). Сергей Сергеич с едва ли осознаваемым цинизмом рассказывает Фамусову о причинах своего продви­жения по службе:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Важно

В доме Фамусова Скалозуб — желанный гость: Павел Афанасьевич считает его подходящим женихом для Софьи. Однако Софья, как и Чацкий, далеко не в восторге от «досто­инств» Сергея Сергеича. По-своему поддерживает племянни­цу и старуха Хлестова:

Ух! я точнехонько избавилась от петли;

Ведь полоумный твой отец:

Дался ему трех сажень удалец, —

Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

Наконец, очень метко характеризует Скалозуба Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Образу Скалозуба присущи элементы комического. На это намекает уже сама фамилия героя. О шутках Скалозуба в ко­медии говорит Лиза.

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

Зачастую комична и речь Сергея Сергеича. Так, о Москве он замечает: «Дистанции огромного размера», о родстве с На­стасьей Николавной — «Мы с нею вместе не служили», о па­дении Молчалина с лошади — «Взглянуть, как треснулся он — грудью или вбок?»

Н. К. Пиксанов считал образ Скалозуба недостаточно раз­работанным, незавершенным. Читателю непонятно, собира­ется ли Скалозуб жениться на Софье, а также догадался ли он о ее романе с Молчалиным, увидев реакцию Софьи на па­дение Молчалина с лошади. Однако, несмотря на некоторую незавершенность, образ Скалозуба очень органично вошел в круг действующих лиц, созданных Грибоедовым.

Столь же ярко и живо обрисованы практически все персо­нажи комедии.

Одними из первых приезжают к Фамусову князь и княги­ня Тугоуховские. Они надеются на балу присмотреть богатых женихов для своих дочерей. В поле их зрения неожиданно попадает Чацкий, но, узнав о том, что он не богат, они остав­ляют его в покое.

Супруги Тугоуховские изображены Грибоедовым сатири­чески. Князь Тугоуховский (на что указывает уже сама фами­лия) почти ничего не слышит. Речь его состоит из отдельных возгласов: «О-хм!», «И-хм!». Он беспрекословно исполняет все указания жены.

Этот герой воплощает собой постаревше­го Фамусова. Княгиня Тугоуховская отличается достаточно злым нравом, язвительностью. Так, причину высокомерного поведения графини-внучки она видит в ее «несчастной судь­бе»: «Зла, в девках целый век, уж бог ее простит».

Совет!

Как и все гости Фамусова, княгиня Тугоуховская не видит пользы в просвещении, считает, что науки несут угрозу для общества: «в Петербурге институт пе-да-го-гический, так, кажется, зо­вут: там упражняются в расколах и безверьи профессоры!» Тугоуховские быстро подхватывают сплетню о безумии Чац­кого и даже пытаются убедить в этом Репетилова.

Среди гостей Фамусова и графиня Хрюмина с внучкой, которые тоже рады поверить в сумасшествие Чацкого. Графи­ня-внучка сообщает новость Загорецкому. Графиня-бабушка же, страдая от глухоты, по-своему истолковывает все услы­шанное. Она объявляет Александра Андреевича «окаянным вольтерьянцем» и «пусурманом».

К гостям Фамусова присоединяется и его свояченица, ста­руха Хлестова. С. А. Фомичев называет эту героиню Фамусо­вым для женской половины общества. Хлестова — уверен­ная в себе барыня, неглупая, бывалая, по-своему проница­тельная. Чего стоит одна только характеристика, данная ей Загорецкому:

Лгунишка он, картежник, вор…

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал;

Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

А мне подарочек, дай бог ему здоровье!

Скептически она настроена и по отношению к Скалозубу, Репетилову. При всем том, Хлестова разделяет мнение гостей Фамусова о науках и просвещении:

И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

Хлестова здесь имеет в виду ланкастерскую систему обу­чения, однако для ее возраста и образа жизни эта путаница понятий вполне простительна и очень реалистична. Кроме то­го, стоит отметить, что в этом высказывании нет той воинст­венности, которая характерна для речей Фамусова и Скалозу­ба о просвещении. Скорее, здесь она просто поддерживает разговор.

В сознании Хлестовой человеческие достоинства окружающих неразрывно слиты с их социальным положени­ем, богатством и чинами. Так, она замечает о Чацком: «Был острый человек, имел душ сотни три».

Снисходительно-по­кровительственны ее интонации в разговорах с Молчалиным.

Однако Хлестова прекрасно понимает «место» Алексея Степа- ныча и не особо церемонится с ним: «Молчалин, вон чулан­чик твой», — заявляет она, прощаясь.

Как и многие гости Фамусова, Хлестова любит сплетни­чать: «уж чужих имений мне не знать!». Она мгновенно под­хватывает слух о сумасшествии Чацкого и даже выдвигает свою версию событий: «Чай, пил не по летам».

Обратите внимание

Карикатурен в комедии образ Репетилова. Это как раз тип «Фамусова-неудачника». Это нелепый, безалаберный, глупый и поверхностный человек, посетитель Английского клуба, любитель выпить и покутить, пофилософствовать в шумных компаниях. Персонаж этот задает в комедии тему «идейной моды», как бы пародируя общественную линию Чацкого.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, «Репетилову… не удалось добиться какого-нибудь действительно служебного проку от женитьбы на дочери влиятельного фон-Клока и вот он ударился в либеральное краснобайничанье…».

Репетилов пытается увлечь Чацкого «свободомыслием» и обрисовывает ему «тайные собранья» в Английском клубе, где говорят «о Байроне», «о матерьях важных». Репетилов рассказывает Чацкому об «умной молодежи», в числе кото­рой «истинный гений» Ипполит Удушьев. В этом описании звучит откровенная авторская сатира:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист;

Да умный человек не может быть не плутом.

Когда ж об честности высокой говорит,

Каким-то демоном внушаем:

Глаза в крови, лицо горит,

Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот что писал об этом образе Пушкин: «…Что такое Репе­тилов? в нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; до­вольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему по­добных кающихся?»

Репетилов в комедии является своеобразной пародией на Чацкого, это персонаж-двойник, комически снижающий идеи главного героя. Литературные «собратья» Репетилова — Грушницкий из романа Лермонтова «Герой нашего времени», Ситников из романа Тургенева «Отцы и дети», Лебезятников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Среди гостей Фамусова и «ловкий светский человек» Ан­тон Антоныч Загорецкий. Это также тип «Фамусова-неудач­ника». Не сумев получить чинов и званий, он остается мел­ким мошенником и дамским угодником. Исчерпывающую ха­рактеристику ему дает Горич:

Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись, продаст.

К Платону Михайловичу присоединяется и старуха Хле­стова: «Лгунишка он, картежник, вор», — говорит она Со­фье. Однако все «буйство» Загорецкого ограничивается жиз­ненно-бытовой сферой. В «идейном» же смысле он совершен­но «законопослушен»:

…А если б, между нами,

Был денсором назначен я,

На басни бы налег; ох! басни — смерть моя!

Насмешки вечные над львами! над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки дари.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, Загорецкий — это кандидат в Фамусовы, но обстоятельства его сложились иначе, и он взял себе иную роль — всеобщего прислужника, угодника. Это своего рода Молчалин, необходимый всем.

Важно

Загорецкий — отъявленный болтун и лгун. Причем ложь его в комедии практически беспричинна. Он тоже рад поддер­жать сплетню о Чацком, даже не вспомнив, о ком идет речь: «Его в безумные упрятал дядя-плут… Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Впрочем, графине Хрюминой он выдвигает уже другую версию: «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».

В гостях у Фамусова и чета Горичей. Горич — старый приятель Чацкого еще со времен военной службы. Пожалуй, это единственный персонаж комедии, написанный Грибоедо­вым с оттенком сочувствия.

Этого героя, думается, мы не мо­жем причислить ни к одному из типов, описанных ранее (Фа­мусовы, кадидаты в Фамусовы, Фамусовы-неудачники). Го­рич — добрый и порядочный человек, который не питает иллюзий по поводу нравов светского общества (вспомним ха­рактеристику, которую Горич дает Загорецкому).

Это единст­венный герой, который всерьез сомневается, услышав сплет­ню о безумии Чацкого. Однако Платон Михайлович слишком мягок. Он лишен уверенности и убежденности Чацкого, его темперамента, смелости.

Подчинившись во всем жене, он стал «здоровьем слаб», «спокоен и ленив», от скуки развлека­ется игрой на флейте. «Муж-мальчик, муж-слуга, из жени­ных пажей» — именно этот тип представлен в образе Горича.

Поведение Горича иллюстрирует в комедии тему покорности мужчин своим властным женам. Так же покорен и безгласен князь Тугоуховский «перед своею супругою, этою расторопной маменькой». Так же робок, тих и скромен Молчалин во время свиданий с Софьей.

Итак, Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские, графини Хрюмины, старуха Хлестова, Репетилов и Загорецкий, Горичи… — «все это типы, созданные рукою истинного художни­ка; а их речи, слова, обращение, манеры, образ мыслей, про­бивающийся из-под них, — гениальная живопись…». Все эти образы — яркие, запоминающиеся, оригинальные.

Герои Грибоедова воплощают собой неспешный «век минувший», с его жизненными традициями и моральными правилами. Лю­ди эти боятся новых веяний, не слишком жалуют науки и просвещение, смелость мыслей и суждений. Благодаря этим персонажам, а также внесценическим героям Грибоедов соз­дает широкую панораму русской жизни.

Читайте также:  Критика о творчестве гоголя и отзывы современников

«В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Мо­сква, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Миллер О., Григорьев А. Среда, изображаемая комедиею «Горе

Совет!

от ума». — В кн: Александр Сергеевич Грибоедов. Его жизнь и сочи­нения. Сборник историко-литературных статей. Составил В. Покров­ский. М., 1908. С. 51.

Миллер О., Григорьев А. Среда, изображаемая комедиею «Горе от ума». — В кн: Александр Сергеевич Грибоедов .”Его жизнь и сочи­нения”. Сборник историко-литературных статей. Составил В. Покров­ский. М., 1908. С. 52.

Пушкин А. С. Письмо к А. А. Бестужеву. — В кн: А. С. Гри­боедов в русской критике. М., 1958. С. 41.

Незеленов. Женское общество в комедии «Горе от ума». — В кн: Александр Сергеевич Грибоедов. Его жизнь и сочинения. Сбор­ник историко-литературных статей. Составил В. Покровский. М., 1908. С. 7.

Белинский В. Г. Горе от ума. — В кн: В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1987. С. 241.

Гончаров И. А. Мильон терзаний. 

Источник: http://5litra.ru/soch/637-vtorostepennye-personazhi-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Чацкий и Репетилов — герой и пародия (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

«Судьба, проказница-шалунья,

Определила так сама:

Всем глупым — счастье от безумья,

Всем умным — горе от ума».

Чацкий и Репетилов — герой и пародия. Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».

«Участь умных людей, мой милый, большую часть жизни про­водить с дураками, а какая их бездна у нас!» — писал Грибоедов Бегичеву. В комедии показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего».

Комедия отразила не только быт и нравы Мос­квы и «времён Очакова и покоренья Крыма», но и движение пе­редовой дворянской мысли.

В облике Чацкого показана идея ак­тивного творческого разума и свободного человеческого чувства.

Обратите внимание

Вольнолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что  и у декабристов. После долгого отсутствия Чацкий возвращается в Москву, приезжает в дом Фамусова. Он находит, что всё и все здесь изменились. Изменился и он. Умный и образованный, уме­ющий любить, остроумный и красноречивый, честный и деятель­ный.

Герой попадает в «фамусовское общество», где царит чино­почитание, карьеризм, лесть, глупость, пустозвонство, чванство. Чацкий не захотел подчиняться законам этого общества и попла­тился за это. Его объявили сумасшедшим. Но Чацкий — сильная личность.

Он — «человек действия, только такой человек может стать настоящим победителем, даже если.он один «в поле воин»… Да, фамусовское общество боится Чацкого: ведь он ворвался в тишину общества, как вихрь; бурной радостью, громким и не­удержимым смехом, пылким негодованием он нарушил их суще­ствование.

И хотя сейчас Чацкий бессилен, но верится, что его время наступит. Воспринимаем мы Чацкого как героя, несмотря на то, что он покидает и дом Фамусова, и Москву.

Совершенной противоположностью Чацкому является Репети- лов. «Душа» дворянского общества, шут, сплетник, пустозвон, за­тесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдоли- беральных болтунов. Он появляется у Фамусова, когда заканчи­вается бал и гости начинают разъезжаться.

Репетилов «вбегает с крыльца, падает со всех ног и поспешно оправляется». Встреча с Чацким его обрадовала. Репетилов понимает, что «жалок, сме­шон, неуч, дурак». Однако, как многие молодые люди, записался в «секретнейший союз». Но когда Чацкий поинтересовался, чем они занимаются, то Репетилов произнёс: «Шумим, братец, шумим».

Дело ещё не созрело, но вокруг умнейшие люди. Репетилов создаёт видимость деятельности, но вся она бессмысленна и пуста. И хотя он единственный, кто усомнился в сумасшествии Чацкого, но перед всеми струсил, заткнул уши и отошёл в сторону. Он не герой, он — видимость героя, пародия на героя.

Репетилов хочет быть в цент­ре внимания, но слова и дела его никчёмны. И доказательство этому его последние слова: «Куда теперь направить путь… Вези куда- нибудь».

Источник: https://sochinenya.com/chatskij-i-repetilov-geroj-i-parodiya-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Какова роль образа Репетилова в комедии «Горе от ума» — Сочинение по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам.

Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг! » (IV, 4).

Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома.

Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.

Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4).

Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёгкий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром.

Важно

Здесь он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упрёков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом: И я в чины бы лез, да неудачи встретил, Как, может быть, никто и никогда.

(IV, 5) И отставке Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, правда, отдаётся развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя: Сам бредил целый век обедом или балом! Об детях забывал! Обманывал жену! Играл! проигрывал!

в опеку взят указом. Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом! Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!

(IV, 4) Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.

Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества.

Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство.

Так возникает вторая функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм.

Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось: А наши старички?? — Как их возьмёт задор, Засудят о делах, что слово — приговор, — Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют; И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их…беда! Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, Спаси нас Боже! Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ник чему, Поспорят, пошумят и… разойдутся.

(II,5) Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном — либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие.

«Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве.

Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и Борис ничего не делают, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!

). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж. Г.

Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», другие подхватят И вместе, глядь, водевильчик слепят, Другие шестеро на музыку кладут, Другие хлопают, когда его дают.

(IV, 3) Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать! Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного героя комедии — Чацкого.

Совет!

Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного.

Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным человеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли. Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повторять».

Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя: Ругай меня, я сам кляну своё рожденье, Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4) «Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом».

Мысль Репетилова цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретнейшего союза».

Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене.

Чацкий вбегает к Софье со словами: Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног. (I, 7), А Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног» в сенях фамусовского дома (IV, 4).

Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого: …славно пишет, переводит. (II,5) Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными.

Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу…

Обратите внимание

водевили (IV, 4). Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит. д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова.

Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), — пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль: Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня, В приличьях скованы, не вырвемся из ига… (IV, 4) При этом оба ездят на балы.

Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» (IV, 5).

Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею: Куда теперь направить путь? А дело уж идёт к рассвету.

Поди, сажай меня в карету, Вези куда-нибудь. (IV, 9) Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы. Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова.

Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому.

Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т. д..

То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума». Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий.

Важно

Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», которое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого.

Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т. д.

Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?

Источник: http://sochbox.com/kakova-rol-obraza-repetilova-v-komedii-gore-ot-uma-sochinenie-po-proizvedeniyu-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector