Образ и характеристика софьи фамусовой в комедии горе от ума грибоедова сочинение

Характеристика Софьи (Горе от Ума)

Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова. Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Чтобы разобраться в нем, сформировать свое мнение о девушке, нужно понимать особенности противоречивой эпохи.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор.

Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек.

Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Внешность и увлечения Софьи

Девушка красива и молода:«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов.

Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной. Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности.

Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:

  • умеет петь;
  • изящно танцует;
  • любит и разбирается в музыке;
  • играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
  • знает французский язык;
  • читает книги на иностранном языке.

Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.

Качества, сближающие Софью с обществом отца

Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы. Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится.

В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:«муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины.

Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно.

Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.

Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения

Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается.

Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:

Смелость. Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым.

Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.

Решительность. Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.

Доверчивость. Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.

Откровенность. Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.

Гордость. Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.

Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1176-harakteristika-sofi-gore-ot-uma.html

Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Меню статьи:

Чтобы понять, кто такая Софья Павловна Фамусова, героиня пьесы «Горе от ума» нужно знать особенности времени, в которое жил Александр Грибоедов. Автор создал сатиру, где показал явные пороки тех, кто считает себя элитой общества, нивелируя всякое стремление к образованию, учению, познанию нового и настаивая на соблюдении старых порядков. Софья – представитель этого класса.

Ее образ нельзя назвать положительным, но если читатель думает, что эта девушка – полностью отрицательный персонаж, может допустить ошибку в своих выводах. Итак, проследим за характером и поступками Софьи Фамусовой.

Характеристика Софьи Фамусовой

Со страниц произведения мы узнаем, что Софья, в отличие от ее противящегося учению отца, – девушка образованная, любящая читать книги, в основном французские романы. Именно благодаря этой литературе она стала сентиментальной и чувственной.

Характер Софьи властный и требовательный: она командует в доме как хозяйка, несмотря на юный возраст. Семнадцатилетняя девушка повелевает – ей подчиняются. Кроме того, Софья обладает решительностью: «…Я криком разбужу всех в доме и погублю себя и вас…” – говорит она.

Однако, несмотря на эти, с одной стороны, положительные качества, Софья как губка, впитала в себя ложь и лицемерие, присущие представителям фамусовского общества.

Александр Чацкий и Софья Фамусова

Александр Чацкий поначалу выбрал Софью в качестве своей невесты, потому что она была, во-первых, близкой ему по духу, во-вторых, он видел в ней ум и сильный характер.

Также ему импонировала независимость этой девушки от окружающих.

Однако, когда Чацкий приехал из Санкт-Петербурга с намерением жениться на Софье, она встретила его очень холодно, ведь уже увлеклась другим – Алексеем Степановичем Молчалиным, который в то время жил в доме ее отца. Остается загадкой тот факт, что умного и интеллектуально развитого Чацкого девушка предпочла глупому и недалекому человеку.

Автор делает акцент на том, что именно Софья стала причиной изгнания героя из фамусовского общества.

Софья Фамусова и Алексей Молчалин

Обладая романтической натурой, Софья полюбила человека, который по характеру и привычкам был похожим на героя ее любимых произведений. Причиной ее сердечной тоски стал Алексей Молчалин, секретарь отца.

Но такой выбор Софьи обоснован не только этим, ведь Молчалин – человек, которым можно командовать, а, как известно, Софья любит помыкать людьми. Однако, ослепленная страстью, девушка не желает замечать, как жалок и глуп ее избранник.

Напротив, героиня пьесы очень переживает за Алексея, и лишается чувств, когда тот падает с лошади. Однако, мечтам Софьи о совместной жизни с избранником не суждено сбыться, потому что брак с этим человеком не только противен ее отцу, но и самому Молчалину.

Обратите внимание

Однако, еще одно неожиданное обстоятельство указало на абсолютную невозможность связать жизнь Софьи с Молчалиным: в конце пьесы открылось истинное лицо Алексея, который тайно от Софьи встречался и со служанкой Лизой.

Софья разочарована, потому что тот, на кого она возлагала надежды, оказался подлецом и лицемером. «Нейдите далее, наслушалась я много, Ужасный человек! себя я, стен стыжусь» – сокрушается она, наконец-то увидев, что хотела связать жизнь с недостойным, ничтожным мужчиной.

Отзывы читателей о героине пьесы

«Софья Фамусова удивляет своей двоякой натурой. С одной стороны, она добрая, очень любит и жалеет Молчалина, хотя видит, что интеллектуально он ниже ее, с другой – вовсю командует домочадцами. Жаль, что судьба этой девушки не сложилась. На мой взгляд, если бы она связала свою жизнь с Чацким, была бы счастлива».

«В тандеме – Софья, Молчалин, Чацкий – мне жаль именно Александра Чацкого.

Он специально приехал, чтобы сделать предложение девушке, хотел жениться на ней, а она отказала ему, предпочтя умному человеку Молчалина, не обладающего высоким интеллектом. Кроме того, распустила слухи о том, что Чацкий – сумасшедший.

Жаль, что на нормального и умного человека накладывает свой отпечаток общество, где он живет и взаимодействует с людьми, и мало кто решается в таком случае плыть против течения».

Отзывы критиков о Софье Павловне Фамусовой

Александр Сергеевич Грибоедов, желая создать противоречивый и сложный по своей сути образ, пишет следующее: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…”

Некоторые критики, например, Н.И. Надежин, полагают, что Софья Фамусова априори не могла быть романтической девушкой.

По достоинству оценил образ героини пьесы «Горе от ума» И. Гончаров. Вот что он пишет о Софье Фамусовой: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения». В этом образе он замечает «путаницу понятий», умственную и нравственную слепоту».

Однако, не все литературоведы отзывались о Софье отрицательно. Среди них были те, которые акцентировали внимание на неуемной энергии Софьи, проявляющейся в ее поступках. Например, Белинский находил в ней «энергию характера», творческую энергию, а Толстой склонялся к мысли, что это «энергия заблуждения».

Есть мнение критиков, что к Молчалину толкнула Софью доброта души, потребность снисходить к недостаткам и прощать ошибки и несовершенства. Также некоторые из литературоведов отмечали, что этой героине присуща недюжинная натура, благодаря чему положено начало того, что создан ряд образов настоящих русских женщин в литературе.

Таким образом, можно заметить, что Софья Фамусова – натура очень противоречивая.

С одной стороны, она обладает рядом достоинств, с другой ее натуру портят некоторые отрицательные качества, в основном, развившиеся под влиянием фамусовского общества.

Однако, вдумчивый читатель, ознакомившись с комедией Александра Грибоедова «Горе от ума» сам может сделать выводы об этой неординарной девушке и понять ее намерения и мотивы поступков.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-sofya-famusova.html

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова: характеристика, цитаты :

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» самый драматичный. Грибоедов, изображая героиню, совсем отходит от сатирических приемов. Для него девушка — живой человек, а не шаблонный образ, как ее батюшка и другие представители света. Попробуем разобраться, почему же писатель, вознося Софью над другими, все же сделал ее несчастной.

Характеристика Софьи («Горе от ума»). Мнения критиков

Софья по своему характеру и духовной силе очень близка Чацкому. Грибоедов приложил много усилия для создания этого женского образа, однако критики того времени имели другое мнение. Так, П.

Вяземский называл ее «халдой, которая не имеет женской прелести», кроме того, публициста смущала и нравственность девушки, которая тайно встречается с молодым человеком и даже принимает его у себя в спальне. Н.

Надеждин соглашался с последним утверждением: «Софья – идеал московской барышни… с чувствами невысокими, но сильными желаниями», которые «едва сдерживались светскими приличиями». Даже Пушкин назвал Софью неудачей Грибоедова, поэт полагал, что она «неясно начертана».

Важно

Роль Софьи в комедии «Горе от ума» долгое время недооценивалась. Только в 1871 году Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» написал о достоинствах героини и о ее огромной роли в пьесе.

Критик даже сравнил ее с Татьяной Лариной Пушкина. Но наиболее ценно то, что ему удалось заметить и оценить реалистичность характера Софьи.

Читайте также:  Исторические события в романе капитанская дочка пушкина: историческая основа, правда и вымысел

Даже ее отрицательные черты стали в каком-то роде достоинствами, так как делали девушку более живой.

Героиня драмы

Не персонажем социальной комедии, а героиней бытовой драмы является Софья. Грибоедов («Горе от ума») за свою пьесу не просто так был назван драматургом-новатором.

Ему одному из первых удалось скрестить комедию и драму, и Софья является прямым тому доказательством. Она очень страстная натура, которая живет только сильными чувствами.

В этом ее схожесть с Чацким, который также не в силах сдерживать страсть.

Убогость Молчалина не делает любовь девушки смешной, наоборот, эта ситуация лишь добавляет драматизма в ее облик. Характеристика Софьи («Горе от ума») основана именно на ее привязанности. Только зритель видит истинное лицо Молчалина, для героини же он — идеал. Она предстает девушкой, способной на настоящие чувства, которая не может притворяться и не желает этого.

Софья и Молчалин – горе от любви

Мы определились с тем, что образ Софьи в комедии «Горе от ума» неразрывно связан с Молчалиным. Любовь к нему определяет все поступки героини. Она разделяет мир на две части: Молчалин и другие. Софья постоянно думает о возлюбленном, видимо, поэтому и не замечает того, какие люди ее окружают.

Девушка находится во власти невероятно сильной первой влюбленности. Однако чувства ее несвободны и нерадостны. Она хорошо понимает, что ее избранник никогда не понравится отцу. Эти мысли серьезно омрачают жизнь девушки, но внутренне она готова бороться за свою любовь до последнего.

Монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она исповедуется Лизе в своих чувствах, говорит о том, что она переполнена ими. Что еще могло ее подтолкнуть к этому необдуманному шагу? Даже откровенность с Чацким обусловлена именно тем, что разум Софьи затуманился любовью.

Она теряет весь свой здравый смысл и лишается способности рассуждать. Однако сама считает, что относится к Молчалину очень критически и здраво: «Нет в нем этого ума…», но она тут же говорит о том, что иметь особый ум для семейного счастья и не обязательно.

В ее представлении возлюбленный тих, мягок и безропотен. Софья не видит, что он подлец, это правда откроется ей только в финале. Девушка станет свидетельницей того, как любимый ухаживает за Лизой. Это открытие буквально уничтожает ее.

Эпизод по праву считается самым драматическим моментом пьесы.

Сентиментальные романы и женское образование

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» не только драматичен, но и в некотором роде собирателен. На ее примере Грибоедов показывает трагедию девушек из светского общества.

Ведь в чем причина того, что она не только влюбилась в подлеца, но еще и оговорила любящего ее Чацкого? Автор дает прямой ответ на этот вопрос: «дочерей наших всему учить… и танцам, и вздохам, и пенью! Как будто скоморохам в жены их готовим».

То есть здесь говорится о том, что девушки, хоть и знали многое, и обучались, готовились только к одному – удачному замужеству. И Софья, как многие, выстраивает свою жизнь, согласно общепринятому образцу.

А с другой стороны, ее воспитывали и книги – французские романы, которые не дают ей сна. Характеристика Софьи («Горе от ума») дает нам возможность предположить, что Грибоедов пытался поднять проблему просветительства и женского обучения в России своего времени.

Даже выбор Молчалина в качестве предмета воздыхания во многом обусловлен именно сентиментальными романами, в которых описывалась любовь знатной девушки и бедного юноши (или наоборот). Софья восхищалась мужественностью и преданностью романных героев. И Молчалина она полагала таким же книжным персонажем.

Девушка не может отделить реальную действительность от выдумки, поэтому ее любовь и оканчивается так печально.

Софья и другие женские образы

Рассматривать образ Софьи в комедии «Горе от ума» можно и в контексте других светских девушек и дам. На примере других героинь Грибоедов показывает путь светской дамы, который и стремится пройти Софья. Начинается он с барышень на выданье – княжон Тугоуховских.

Затем мы видим Наталью Дмитриевну Горич, недавно вышедшую замуж молодую даму. Она учится помыкать мужем, руководить его действиями и направлять. Вот дамы, формирующие светское мнение – Хлестакова, Марья Алексевна, княгиня Тугоуховская, Татьяна Юрьевна.

В конце же жизни их всех ждет немного комический образ графини бабушки.

Монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она превозносит достоинства возлюбленного и говорит, что он отлично подходит на роль супруга, является в этом отношении показательным. Молчалин действительно является идеальным кандидатом для того, чтобы воплотить в реальность жизненный путь дамы света. В то время как Чацкий для этой роли совсем не годится.

Цитаты Софьи из комедии «Горе от ума»

Самые знаменитые высказывания героини:

  • «Счастливые часов не наблюдают»;
  • «Что молва мне? Кто как хочет, так и судит»;
  • «Делить со всяким можно смех»;
  • «Не человек, змея!»;
  • «Герой… не моего романа».

Подведем итоги

Показывает нам драматизм героини характеристика Софьи. «Горе от ума» обличает и раскрывает суть многих общественных явлений, в том числе и затрагивает положение женщины в современном автору мире.

Софья – умная, незаурядная и страстная натура, которая могла бы составить Чацкому достойную пару. Но воспитание и окружение исказили эти благородные черты, в каком-то смысле изуродовали героиню и привели к драматическому финалу.

Роль Софьи в комедии «Горе от ума», таким образом, является ключевой и сюжетообразующей.

Источник: https://www.syl.ru/article/300631/obraz-sofi-v-komedii-gore-ot-uma-a-s-griboedova-harakteristika-tsitatyi

Образ Софьи Фамусовой Горе от ума Грибоедов А. С

Образ Софьи Фамусовой Сюжет комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» составляет конфликт человека прогрессивных убеждений —; Александра Андреевича Чацкого — с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому.— это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия.

Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация «любовного треугольника». Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым.

Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества, а скрывать их он не умеет.

Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья. Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех «силовых линий» этой комедии. Грибоедов, создавая столь сложный и.

Совет

противоречивый образ, писал: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…» Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго «не везло» с критикой.

Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора.

И только Гончаров в «Мильоне терзаний» в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе. «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга»,— пишет Гончаров.

Софья — персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна.

Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха: Он слова умного не выговорил сроду, Мне все равно, что за него, что в воду. Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви.

Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе.

Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому.

Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?» Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках).

Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически: Конечно, нет в нем этого ума. Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивет… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Обратите внимание

Вероятно, ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного.

Мол-чалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством: Упреков, жалоб, слез моих Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина.

но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, т.

е. для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг — вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны, ее воспитывают книги.

Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа.

Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки.

С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки.

Важно

Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда «с бала да в могилу».

И для этой жизни Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал! Ей необходим «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей». Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника «молчалинского типа».

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место.

Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова «Горе от ума».

Источник: http://historylib.net/obraz-sofi-famusovoj-gore-ot-uma-griboedov-a-s/

«Софья начертана неясно…» (Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Образ Софьи считается самым сложным в комедии Грибоедо­ва. Толкование ее характера, выявление мотивировок поведе­ния — все это вызывало многочисленные споры критиков.

Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоре­чив. Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и самостоятельностью суждений, «энергией характера».

Софья не дорожит мнением фамусов- ского общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» Пренебрегая светским этикетом, она решается на ночное сви­дание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вы­зов», бунт против лицемерных нравственных понятий фамусовского общества.

«Барышню, нарушившую запреты, ожи­дал разрыв с обществом. Или удаление от общества», — писал критик.

Читайте также:  Сочинение образ отца в романе детство толстого

Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что вы­держать притворства не сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня «естественна» и с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты. Вместе с тем, Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свои отноше­ния с Молчалиным.

Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной мо­рали: она хочет выйти замуж по любви.

В ее натуре «прячет­ся в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова ум­ного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду».

Софья достаточно проницательна: она верно оценивает Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхо­жих в дом Фамусова. Однако она не может «разглядеть» «ис­тинное лицо» Молчалина.

Каковы же мотивы поступков Софьи? Образ этот вызывал наибольшее количество споров в критике. Еще Пушкин пи­сал, что Софья «начертана неясно».

Гончаров считал, что Со­фья испытывает сильное влияние окружающей ее среды: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, стра­стности и женской мягкости.

Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего возду­ха». Белинский же, считая нереальным противоречивый ха­рактер героини, писал, что Софья — «не действительное ли­цо, а призрак».

Совет

Попробуем разобраться в том, какова же героиня Грибое­дова на самом деле, проанализировав ее воспитание и жиз­ненные обстоятельства.

Фамусов — вдовец; Софья, выросшая под присмотром ма­дам Розье, очевидно, пользовалась в доме определенной сво­бодой. Подобно пушкинской Татьяне, она мечтательна, любит сентиментальные романы со счастливым концом, где один из героев беден, но обладает целым рядом достоинств.

Именно таким героем, по мнению Софьи, является Молчалин: «уступ­чив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких…». Софья, подобно Татьяне Лариной, любит в избраннике не конкретного человека, а свой высокий идеал, почерпнутый из книг. Как замечает С.А.

 Фомичев, «Софья пытается устроить свою судьбу по моделям чувстви­тельных, сентиментальных романов».

И уже этот «внешний фактор» в выборе героини настора­живает. Настораживает и поведение Софьи.

Любимому чело­веку очень трудно давать характеристику, а Софья с легко­стью обрисовывает характер Молчалина, не забывая доба­вить, что «нет в нем этого ума, …который скор, блестящ и скоро опротивит». Как замечает Н.К.

 Пиксанов, героиня слишком рассудочна, рациональна, благоразумна в своей любви, способна на тонкий расчет, на хитрость. Однако по природе своей Софья темпераментна, своенравна.

Само ночное свидание героев выглядит неестественно. И неестественна здесь прежде всего Софья. Молчалин здесь играет роль «Ромео», в соответствии со своими собственными представлениями о поведении влюбленного. В отличие от Со­фьи, Алексей Степанович вряд ли когда-либо увлекался чте­нием сентиментальных романов. Поэтому он ведет себя так, как ему подсказывает интуиция:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит…

Обратите внимание

Впрочем, поведение Молчалина в этой сцене вполне соот­ветствует его имиджу и характеру. Софью же, с ее иронич­ным умом, язвительностью, сильным характером, здесь представить трудно. Чувствительная сцена эта — не что иное, как романтическое клише, где позируют оба «влюб­ленных», с той лишь разницей, что Софья не осознает неес­тественности своего поведения, Молчалин же — прекрасно понимает.

Рассказ героини о ночном свидании вызывает смех Лизы, которая в этой сцене кажется воплощением здравого смысла. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее разви­тие событий в комедии.

Чацкий выдвигает собственную версию выбора Софьей Молчалина. Он считает, что идеал героини — «муж-маль­чик, муж-слуга, из жениных пажей». В финале комедии, узнав правду о выборе Софьи, он становится едок и язвите­лен:

Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей.

Это обвинение Чацкого в высшей степени несправедливо. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отли­чающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя прирав­нивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высо­кий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная лю­бовь.

Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматри­вает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка».

Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума…», «чужих и вкривь и вкось не рубит».

Откровенная обида слышится в словах Со­фьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «…не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.

Важно

Мы задумываемся, почему Софья не хочет рассказать Чацкому правду о своих чувствах к Молчалину, однако при­чины этого просты: она держит поклонника в неведении, под­сознательно желая отомстить ему. Софья не может простить Чацкому его отъезда, его «трехлетнего молчания».

Кроме то­го, героиня и сама, видимо, не верит в «силу своих чувств»: именно поэтому она не называет свой «сентиментальный иде­ал» («уступчив, скромен, тих») именем Молчалина в разгово­ре с Чацким. Жива ли в душе Софьи ее привязанность к Чац­кому? Думается, мы не можем найти ответ на этот вопрос в тексте комедии.

Но обида и, как следствие, неприязнь Со­фьи — это прослеживается четко и определенно.

Таким образом, мотивы поведения героини очень сложны. В них угадывается многое: обида, жалость (Софья сочувствует Молчалину, зная «сердитый нрав» отца), «покровительство, любопытство молодого чувства к первому интимному сближе­нию с мужчиной, романтизм, пикантность домашней интри­ги…». Молчалин же, как таковой, на самом деле героиню не интересует.

Она лишь думает, что любит его. Как замечает Ва­сильев, «под влиянием книг Молчалин возбудил в сердце Со­фьи совершенно самостоятельный, оригинальный роман, быв­ший слишком сложным, чтобы привести к страсти». Поэтому Чацкий недалек от истины, когда он не верит в чувства Софьи к Молчалину.

Здесь не психологическая слепота героя, а, ско­рее, его интуитивное прозрение.

Именно потому, что Софья не любит по-настоящему, она смогла так долго не обнаруживать своего присутствия в сцене с Молчалиным и Лизой. Поэтому она так горда и сдержанна: «Я с этих пор вас будто не знавала».

Безусловно, здесь прояв­ляется и самообладание героини, и сила ее характера, но чув­ствуется и отсутствие настоящей, глубокой любви.

Софья в состоянии проанализировать свое положение, в определенном смысле ее радует такой исход:

… Стойте, будьте рады,

Что при свиданиях со мной в ночной тиши 

Держались более вы робости во нраве,

Чем даже днем, и при людях, и в яве;

В вас меньше дерзости, чем кривизны души.

Сама довольна тем, что ночью все узнала,

Нет укоряющих свидетелей в глазах…

Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.

Белинский В.Г. Указ. соч. С. 244.

Голлер Б. Драма одной комедии. — Вопросы литературы, 1988, № 2. С. 118—119.

Гончаров И.А. Мильон терзаний. — В кн: А.С. Грибоедов в русской критике. М., 1958. С. 263.

Гончаров И.А. Указ. соч. С. 265.

Белинский В.Г. Указ. соч. С. 244.

Совет

Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Ком­ментарий. Книга для учителя. М., 1983. С. 61.

Нечкина М.В. А.С. Грибоедов и декабристы. М., 1951. С. 251-258.

См: Гриневская И. Оклеветанная девушка. — Ежемесячные со­чинения, 1901,№ 10.

Источник: http://5litra.ru/soch/640-sofya-nachertana-neyasno-obraz-sofi-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Образ Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Софья начертана неясно…

А. С. Пушкин

Образ Софьи Фамусовой. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» содержит в себе два конфликта — конфликт социальный и кон­фликт любовный. Взаимоотношения Чацкого и Софьи лежат в основе любовного конфликта комедии.

Софья Фамусова — единственный пер­сонаж, задуманный и исполненный как близкий Чацкому. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…»

В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике.

Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: «Софья начертана неясно». И только Гончаров в статье «Мильон терзаний» в 1871 г. впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Софья — лицо драматическое, она — персонаж бы­товой драмы, а не социальной комедии. Она — так лее как и ее антагонист Чацкий — натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает ге­роиня, но знают зрители), это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм.

В луч­ших спектаклях актрисы в роли Софьи играют лю­бовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника — все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле вся душа ее устремлена к Молчалину.

В Софье воплотилась сила первого чув­ства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несво­бодна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что из­бранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе.

Обратите внимание

Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совер­шенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуа­ции человеку — Чацкому.

Софья настолько влюбле­на и одновременно удручена необходимостью посто­янно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможно­сти рассуждать: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?»

Софье с самого начала уже можно посочувство­вать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила чело­века удобного: мягкого, тихого и безропотного (та­ким предстает Молчалин в ее рассказах-характерис­тиках).

Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: «Конечно, нет в нем этого ума, / Что гений для иных, а для иных чума, / Который скор, блестящ и скоро опротивет… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему.

Но в финале, когда она становится невольной свидетель­ницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она пора­жена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

Источник: https://prepodka.net/obraz-sofi-famusovoj-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Образ Софьи по комедии «Горе от Ума»

Фамусова Софья Павловна – главная героиня комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова. Софья – юная девушка семнадцати лет, дочь Фамусова. Это сложная и утонченная натура, наделенная острым умом и прекрасной сообразительностью.

После смерти матери Софья воспитывалась старой француженкой Розье, а ее лучшим другом детства был Чацкий.

По отношению к нему Софья испытала и чувство первой любви, но за время отсутствия Чацкого (3 года) девушка сильно изменилась, и ее чувства также стали другими.

На формирование характера Софьи повлияли московские нравы и привычки, а также книги писателей-сентименталистов, в частности, произведения Карамзина.

В результате, девушка вообразила себя главной героиней «чувствительного» романа и начала поступать согласно выбранной роли.

Она отвергает смелого и язвительного Чацкого, глупого и богатого Скалозуба, а на роль своего платонического воздыхателя определяет Молчалина.

Важно

В доме отца Софья не имеет возможности духовно развиваться. Она заигралась, воображая себя героиней романа. Девушка стала придумывать сны, напоминающие баллады Жуковского, имитировать обмороки и т. п.

Она придумала себе образ романтичного возлюбленного, преданного, робкого, но бедного человека, и наделила этими чертами Молчалина, не заметив, как жестоко обманулась.

Чацкий по-своему также интересен Софье, ей не дают покоя воспоминания о трогательном детском чувстве, которое она испытывала по отношению к нему, но теперь она стала другой, и ее раздражает его сарказм и желчность.

Кроме того, девушка боится разоблачения своего романтичного «идеала» в образе Молчалина, поэтому пребывание Чацкого в доме Фамусовых становится для нее крайне нежелательным. В этот момент проявляется «московское» воспитание Софьи и открывается истинная натура светской барышни.

Именно Софья во время бала распускает слух о безумстве Чацкого. В финале комедии девушка жестоко наказывается за свою клевету: она узнает о предательстве Молчалина, который нагло заигрывает с Лизой и при этом открыто говорит, что Софья его интересует только из корыстных соображений. Узнав о романе Софьи со своим секретарем, Фамусов отсылает дочь «в деревню», «в глушь», а именно, к тетке в Саратов.

В образе Софьи удивительным образом сочетаются такие разные свойства, как женственность и властность, упрямство и эмоциональность, ранимость и жизненная хватка.

Ее чувства к Молчалину были по-настоящему искренними, она всеми силами защищала и оберегала свой идеал от разоблачения.

Поэтому в конце произведения она так же, как и Чацкий, трагично переживала драму обмана, предательства и разочарования.

Источник: http://www.litra5.ru/griboedov/obraz-sofi-po-komedii-gore-ot-uma/

Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

“Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа,” – сказал в свое время Белинский. Трагически погибший тридцати четырех лет от роду, Грибоедов не создал, несомненно всего, что мог бы совершить по своим творческим силам. Ему не суждено было осуществить многочисленные творческие замыслы, поражающие своим широким. размахом и глубиной.

Гениальный поэт и мыслитель, оностался в истории автором одного прославленного произведения. Но Пушкин сказал: “Грибоедов сделал свое: он уже написал “Горе от ума”. В этих словах содержится признание великой исторической заслуги Грибоедова перед русской литературой.

В “Горе от ума” Грибоедов выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени – тему непримиримой вражды защитников старого,

костногобыта и сторонников нового мировоззрения, новой свободной жизни.

В комедии много действующих лиц – положительных и отрицательных, но я хочу остановиться на главной героине – Софье Фамусовой. Эта девушка не принадлежит ни к хорошим, mi к плохим. Грибоедов недвусмысленно писал: “Девушка сама неглупая”.

Совет

Еще не такая, чтобы автор смог бы ее безоговорочно назвать умной, однако причислять ее к разряду глупцов тоже нельзя. В противном случае станем противоречить авторской воле, которая прежде всего выражена в самом тексте пьесы. Хотя именно текст может поставить читателя в некоторое затруднение.

Так, например, когда Пушкин впервые ознакомился с пьесой Грибоедова, образ Софьи показался ему начертанным “не ясно”.

Я хочу попробовать разобраться в ее характере. Он сам по себе очень сложен. В Софье сложно переплелись “хорошие инстинкты с ложью”.

Читайте также:  История создания поэмы медный всадник пушкина (прототипы героев, история публикации)

Ей приходится изворачиваться и лгать, чтобы не выдать недалекому отцу свою любовь. Она вынуждена скрывать свои чувства не только из-за страха перед отцом;

ей больно, когда в вещах для нее поэтических и прекрасных видят лишь жесткую прозу. Любовь же Чацкого к Софье поможет нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать главному положительному герою всей комедии.

В свои семнадцать лет она не только “расцвела прелестно”, как говорит о ней Чацкий, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин, Скалозуб или даже ее отец. Достаточно сопоставить фамусовское “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”, молчалинское “ведь надобно ж зависеть от других” и реплику Софьи: “Что мне молва? Кто хочет, так и судит”.

Это заявление не просто “слова”. Героиня руководствуется ими буквально на каждом шагу: и тогда, когда принимает у себя в комнате Молчалина, и когда на глазах у Скалозуба и Чацкого бежит с криком к Осипу: “Ах! боже мой! упал, убился!” – и сама падает без чувств, не задумываясь о впечатлении окружающих. Софья абсолютно уверена в себе, в своих действиях, в своих чувствах.

Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет та непосредственность, неиспорченность ее натуры, которая позволяет нам сравнивать ее с пушкинской Татьяной Лариной. Но есть и существенная разница между ними. Тетьяна воплощает идеальный характер русской женщины, какой ее себе представляет Пушкин.

Обладая в высшей степени положительными качествами души, она любит человека незаурядного, достойного ее по ряду качеств; Избранник Софьи, к сожалению, иной, но это видно только нам и Чацкому. Софья же, ослепленная ухаживаниями Молчалина, видит нем только хорошее. . При первой встрече Софьи с Чацким она не проявляет к нему прежнего интереса, она холодна и не ласкова.

Обратите внимание

Это немного озадачило и даже огорчило Чацкого. Напрасно он старался вставить в разговор остроты, которые прежде так забавляли Софью. Они приводили лишь к еще более равнодушному и немного злобному ответу Софьи: “Случалось ли ошибкою, в печали, чтоб вы добро о ком-нибудь сказали?”. Софья до конца пьесы хранит свое гордое мнение о Чацком: “Не человек – змея”.

Следующие встречи Софьи и Чацкого мало отличаются друг от друга. Но в 3 действии Чацкий решает “раз в жизни притвориться ” и начинает восхвалять Молчалина перед Софьей. Софье удалось было отделаться от навязчивых вопросов Чацкого, но она сама увлекается и полностью уходит в свои чувства, опять же совершенно не задумываясь о последствиях, что еще раз доказывет нам твердость ее характера.

На вопрос Чацкого: “Зачем же вы так коротко его узнали?”, она отвечает: “Я не старалась! Бог нас свел”. Этого довольно, чтобы Чацкий, наконец, понял в кого влюблена Софья. Героиня рисует портрет Молчалина во весь рост, придавая ему самую радужную окраску, может быть надеясь в душе примирить с этой любовью не только себя, но и других. Но Чацкий естественно не желает слушать Софью.

Для него Молчалин – человек, не достойный уважения и тем более любви такой девушки, как Софья. Мы невольно задумываемся: что же привлекло в Молчалине Софью? Быть может, его внешность или глубокий образ мышления? Конечно нет. Скука, которая царит в доме Фамусовых, прежде всего отражается на молодом трепетном сердце девушки.

Душа юной и красивой Софьи наполнена романтическим ожиданием любви, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить самой. Разгадав потайные стремления Софьи, Молчалин оказывается рядом, он живет в доме. Молодой человек недурной наружности, в меру образованный, живо входит в роль влюбленного и очарованного.

Комплименты, ухаживания, постоянное присутствие Молчалина рядом делают свое дело. Девушка влюбляется, не имея возможности ни выбирать, ни сравнивать. Героине, конечно, тяжелее всего в конце. Она понимает, что все это время вела игру. Игру, но с настоящими чувствами. Софья прозревает и понимает, что собственный дом полон обманов и интриг.

Именно в этот момент все предыдущие слова Чацкого начинают казаться ей справедливыми. Быть может, в будущем наша героиня выйдет замуж и будет счастливо жить, ни в чем не нуждаясь. Но эта душевная драма навсегда тяжелым отпечатком юности в ее сердце.

Комедия Грибоедова до сих пор овеяна дыханием жизни, зовущей людей вперед, в будущее, и отметающей со своего пути все старое, отживающее. Народ будет всегда любить и ценить великую комедию. Сейчас более чем когда-либо убедительно звучат слова, написанные на могиле А. С. Грибоедова: “Ум и дела твои бессмертны”.

(No Ratings Yet)
Loading…

Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Источник: http://home-task.com/obraz-sofi-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Характеристика Софьи Павловны Фамусовой из комедии Грибоедова «Горе от ума» — Hellper.RU — ваш школьный помощник!

Софья Фамусова – это настоящий пример хорошей и порядочной девушки. Причем дело вовсе не в воспитании, а в личных убеждениях Фамусовой. Ее характер твердый и уверенный, но назвать девушку черствой ни в коем случае нельзя.

Героиня умна, ее интеллект проявляется во многих аспектах. Софья любит мечтать. Зачастую она мечтает о том, что никогда не произойдет.

Твердый характер Фамусовой не проявляется столь сильно из-за ее горячего сердца, которое дает понять, насколько добродушна героиня может быть.

 Душевные переживания – это неотъемлемая часть жизни Софии. Поначалу может показаться, что Фамусова счастливая девушка. Отчасти, это действительно так, но все-таки порой Софии приходится грустить.

Причем грустить наедине собой. Для героини душевные переживания  — это нечто сокровенное, с чем поделиться нельзя с каждым человеком.

Важно

Девушка сама по себе открытая, но все-таки некоторые тайны она хранит и не готова делиться с ними ни с кем.

Девушка весьма умна. Достаточно взять одно ее высказывание: «Счастливые часов не наблюдают». Это невероятно умное высказывание, которое дает еще одну характеристику о Софии – если она будет счастлива, то для нее время не будет иметь никакого значения. Но героиня говорила вовсе не о себе.

Нельзя сказать, в чем заключалось счастье девушки, но ей порой счастливых моментов действительно не хватало. София получила хорошее воспитание благодаря французским гувернанткам, которые дали правильное воспитание девушке. То, что героиня была достаточно близка с гувернантками, подтверждают ее фразы, свойственные исключительно француженкам.

Допустим, «сказать вам сон» — такие фразы не свойственны русскому народу. Однако, в речи Фамусовой было множество просторечий. Например, «пересмеять». Подобные фразы, конечно, не подчеркивали интеллект дамы, но их было не так много в речи Софии.Софии, как положительной личности, было достаточно сложно развиваться в фамусовском обществе.

Воспитание в этом обществе было далеко от идеального. Ложь, лицемерие – для окружающих людей героини эти качества были вполне приемлемы. Причем качества навязывали Фамусовой, хотя она прекрасно осознавала, что такое общество для нее не является подходящим. Общепринятые нормы, свойственные кругу лиц, в котором приходилось «вертеться» девушке, были ненормальными.

Отчасти, героиня это осознавала, отчасти – нет. Все-таки общество негативно сказывалось на героине. И как бы она не хотела отрицать все качества, свойственные ее обществу, некоторые черты достались девушке не по ее воле.Когда Чацкий пребывает в Москву, он не видит в девушке свою возлюбленную. За три года Софья изменилась не в лучшую сторону. И причина этому – окружение девушки.

Одним словом, Фамусова стала представительницей общества, которое ранее было для нее совершенно неприемлемым. Чацкий это сразу заметил, поэтому ему больно было наблюдать за тем, насколько сильно способно изменить окружение человека. 

Несмотря на свой твердый характер, Софья, как представительница женского пола, была достаточно мягкой и открытой. Свою страстность героиня не проявляла в полной мере, но она была. София – настоящий «живой ум», свойственный далеко не всем героиням произведения.

Совет

Софье тоже приходится нелегко, ведь ее коснулась трагедия в тот момент, когда она узнала, кем на самом деле является ее возлюбленный.

Разочарование в любимом человеке стало серьезным ударом для девушки, а все из-за разговора Лизы и Молчанина, который Фамусова решает подслушать, и, как оказалось, не зря.

Источник: http://hellper.ru/sochineniya/27-kharakteristika-sofi-pavlovny-famusovoj-iz-komedii-griboedova-gore-ot-uma

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

       В 1824 году вышла в свет комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». В своём произведении автор подверг резкой критике современный ему мир, мир подхалимства, лицемерия, невежества.

       Чтобы более полно понять замысел Александра Сергеевича, обратимся к истории. Во время написания комедии высшее общество представляло собой два противоположных друг другу лагеря. В один из них входили люди, придерживающиеся старых консервативных принципов (приверженцы «фамусовского» общества).

В другом лагере находилась так называемая прогрессивная дворянская молодежь (яркий представитель — Чацкий). Таким образом, всех героев произведения без особого труда можно распределить в две вышеуказанные группы. Сомнения возникают лишь по поводу Софьи Павловны Фамусовой.

Именно этому персонажу я и посвящу своё сочинение. 

       Как нам уже известно, особую роль в комедии играют говорящие фамилии. Лично меня заинтересовало значение имени главной героини, которое переводится с древнегреческого как «мудрость».

Действительно, Софья – умная, неординарная, наблюдательная и в меру образованная девушка. Это идеал московской «барышни». Она является единственной дочерью Фамусова, а следовательно, окружена чрезмерной заботой и восхищением со стороны родственников.

Рано лишившись матери, героиня начала вести светский образ, тем самым из маленькой чистой девочки она вскоре превратилась в модную «барышню». Балы, танцы, уроки пения и музыки, французские романы, «вечные обновы» — всё это прельщало Софью.

Таким образом, мы наблюдаем привычную для того времени систему светского воспитания, основанную скорее не на образовании, а на хороших манерах.

Обратите внимание

       Вследствие данного образа жизни складывается довольно-таки непростой, даже, можно сказать, противоречивый характер героини. Она горда и своенравна, мстительна и в то же время насмешлива.

Чтобы не быть голословной приведу цитаты из текста, которые доказывают этот факт: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит»; «А кем из них я дорожу? Хочу – люблю, хочу — скажу»; «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят».

То есть смело можно говорить о том, что положительные черты Софьи Павловны деформированы, искажены воспитанием и влиянием окружающей социальной среды.

       Кстати, что касается окружающей среды. Наверное, каждому читателю хотелось бы узнать, почему выбор Софьи пал на Молчалина? Почему Чацкий больше не интересен героине? Ответ на данный вопрос очень неоднозначен. Причин несколько. Да, безусловно, огромную роль в этой ситуации играет сама Софья.

Во-первых, её характер, чувства, мировоззрение формировались в «фамусовском» обществе, где идеалом является «муж-мальчик, муж-слуга». Во-вторых, героиня испытывала к Молчалину чувство жалости, которое ошибочно принимала за искреннюю, чистую, вечную любовь. Именно в этом заключается трагизм судьбы Софьи.

       Читая критику на комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», мне попалось на глаза высказывание К.А. Полевого, которое очень точно характеризует образ Софьи: «Посреди невежд и мерзавцев Софья, рожденная для чувств сильных и, может быть, высоких, делается подобною всем другим и в три года отсутствия Чацкого доходит до последней низости порока».

       Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Софья, бесспорно, принадлежит к числу представителей «фамусовского» общества, но в отличие от всех остальных она не преклоняется перед чинами, способна на глубокое, искренне чувство.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/18-sochinenie-na-temu-obraz-sofi-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector