Образ и характеристика степана астахова в романе тихий дон шолохова сочинение

Аксинья Астахова и Наталья Мелехова (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»)

Велики силы любви, располагающие любящих К трудным подвигам, перенесению чрезвычайных, Негаданных опасностей.

Д. Боккаччо

Суровой, безмерно тяжелой была доля русской казачки в дореволюционные времена. Женщина выполняла тяжелую физическую работу наравне с мужчиной.

Она не могла уйти от нелюбимого мужа — это безоговорочно осуждалось обществом. Старый уклад жизни душил и калечил даже самых сильных женщин, заставляя их молча сносить унижения и душевные страдания.

Только любовь могла дать силы преодолеть жизненные трудности.

Две женщины любили Григория Мелехова. Каждая по-своему.

Обратите внимание

Горькой была жизнь Аксиньи. Ее выдали замуж за посватавшегося к ней Степана, который в первую же ночь избил ее «обдуманно и страшно». Жена, согласно бытовавшим обычаям, должна быть рабски покорна мужу. Большая часть работы по дому и по хозяйству легла на плечи Аксиньи.

Со временем она привязалась к мужу, скорее по привычке да из жалости. Но вот на ее пути, на пути замужней женщины, смирившейся со своим безрадостным житьем, встретился Григорий.

Покорившее ее страстное чувство круто поворачивает жизнь Аксиньи, она словно вырывается из власти кошмарного сна. Она предчувствует, какой бедой может кончиться любовь, ведь муж не простит ей измены.

Но она смело вступает в борьбу за право на любовь, на подлинно человеческую жизнь. «Они любились почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь».

Не сломит любовь Аксиньи ни худая молва, ни истязания, которые терпит она от мужа, ни мучительный временный разрыв с Григорием после его женитьбы на Наталье. Воодушевленная любовью, Аксинья предлагает Григорию бросить хутор, уйти в «чужие края». И Григорий уходит от несчастной в замужестве Натальи, на которой женил его отец, на дальний хутор в батраки.

Долго не увидит Аксинья ушедшего на войну Григория. Почти четыре года пройдет после разрыва с ним, вызванного ее нелепой и постыдной связью с Листницким. Хозяин подло воспользовался одиночеством и отчаянием молодой женщины после смерти маленькой дочери.

Но все эти годы, как и прежде, она сгорает от тоски по любимому человеку. Первая же, после многолетней разлуки встреча с Григорием вызывает в Аксинье огромный взрыв чувств. «Везде пойду за тобой, хоть на смерть», — признается Аксинья. И без сомнений следует за ним в безрассудный побег в «чужие края», оказавшийся для нее гибельным.

Высокая духовная красота отличает Наталью Мелехову. Чиста и беззаветна она в своей любви.

Важно

По-девичьи нежно любит она невестой Григория, выходит замуж по любви. Скромная, работящая, она пришлась ко двору родным мужа. Не только свекровь, но и свекор полюбили ее за приветливый нрав и трудолюбие.

Только нет в ее любви к мужу той жгучей и исступленной страсти, которая есть в Аксинье. Нет в ней той решимости, которая позволяет Аксинье отнять у нее мужа. Все свое горе от несложившейся семейной жизни только и может она, тайком от всех, выплакать в сарае.

А когда уж совсем невмоготу стало, она даже решилась на самоубийство.

Много горя, унижений, позора перенесла Наталья в своем нескладном замужестве. Но, несмотря ни на что, она остается верной, беззаветно любящей женой. Живет одной надеждой, что вернется к ней Григорий.

Чувства Натальи к Григорию так сильны, что, невзирая на все причиненные ей тяжкие обиды, она любит его до самой смерти, и, умирая, прощает ему все.

Неразделенная любовь Натальи, ее трагическая судьба не может не вызывать сочувствия.

Две женщины, две разных любви. Но любить — значит терпеть, любить — значит идти на любые жертвы, любить — значит прощать. И в этом обе женских судьбы схожи.

Источник: http://www.sochuroki.com/aksinya-astaxova-i-natalya-melexova-po-romanu-m-a-sholoxova-tixij-don/

Характеристика образа Аксиньи Астаховой в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Категория: Сочинения по роману «Тихий Дон» Шолохов М.А.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Он женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим казаком, Степаном Астаховым.

К финалу романа умирают и Наталья и Аксинья. Что же привело двух почти во всем различных между собой женщин к столь печальному исходу? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить так: любовь к Григорию. Наталья не может перенести того, что муж продолжает любить Аксинью, не хочет из-за этого иметь от него еще одного ребенка и совершает самоубийственный аборт.

Аксинью же любовь к Григорию гонит вместе с ним на Кубань. А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно. Конец каждой из героинь по-своему закономерен. Наталья — женщина нервная, рефлектирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна.

Совет

Наталья, только узнав о сватовстве Мелеховых, заявляет: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…» Она человек глубоко верующий, богобоязненный.

И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу.

Аксинья же с самого начала «решила отнять Гришку у Натальи Коршуновой… Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью», владеть им, как раньше, до женитьбы. Но в столкновении двух любящих Григория женщин победителей, как мы знаем, не будет. Из-за измены мужа Наталья временно возвращается в родительский дом.

«Ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый наше-пот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой». Аксинья, в отличие от Натальи, любит Григория не только сердцем, но и умом. Она готова бороться за любимого всеми доступными средствами.

Аксинья активно стремится к своему счастью, делая при этом несчастной Наталью. Однако доброта свойственна ей в не меньшей степени, чем сопернице. После смерти Натальи именно Аксинья ухаживает за ее детьми, и они называют ее мамой.

Наталья же задолго до смерти склоняется к тому, чтобы вместе с детьми уйти в родительский дом, позволив Григорию уже открыто взять в свой курень Аксинью: Однако мать Григория, Ильинична, по авторскому определению, «мудрая и мужественная старуха», делать ей это категорически запрещает: «Смолоду и я так думала, — со вздохом сказала Ильинична.

– Мой-то тоже был кобелем не из последних. Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя. Только уйтить от родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом — сама увидишь. Да и детишков от отца забирать, как это так? Нет, это ты зря гутаришь.

И не думай об этом, не велю!» Тут «все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез».

В исступлении Наталья осыпает самыми страшными проклятиями неверного мужа: «Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!..» И обрекает себя на мучительную смерть, пытаясь избавиться от его ребенка. Ильинична собиралась с помощью Панте-лея Прокофьевича отговорить от неразумного поступка «взбесившуюся с горя сноху», но не успела.

Наталья именно «с горя взбесилась». Аксинья уравновешеннее Натальи. Она тоже хлебнула немало горя, пережила смерть дочери. Однако воздержалась от резких, необдуманных поступков. Аксинье хочется, чтобы они с Григорием могли соединиться навсегда, избавиться от людских пересудов, зажить нормальной жизнью. Ей кажется, что эта мечта может сбыться после смерти Натальи.

Обратите внимание

Аксинья нянчит мелеховских детей, и те почти что признают в ней мать. Но Григорию так и не довелось спокойно пожить с ней. Почти сразу после возвращения из Красной Армии он вынужден бежать из родного хутора, поскольку опасается ареста за старые грехи — активное участие в вешенском восстании.

Аксинья тоскует без него, боится за его жизнь: «Видно, и ее, такую сильную, сломили страдания. Видно, солоно жилось ей эти месяцы…» Тем не менее, Аксинья с готовностью откликается на предложение Григория бросить дом, детей (их Мелехов рассчитывает забрать позднее) и отправиться с ним на Кубань навстречу неизвестности. «Как бы ты думал?..

Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни. Лучше убей, но не бросай опять!..» Она, разумеется, не подозревает, что быть ей вместе с Григорием суждено очень недолго, что ждет ее скорая и нелепая гибель. Григорий воспринимает как трагедию смерть обеих женщин.

Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий «из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени…» Понимая, что он виноват в смерти жены, Григорий представил себе, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о ее смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах. Как замечает автор, Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу — взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты и, уж наверное, раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем… Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства. Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье. Ведь это она «выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть». Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как «кровь текла… из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось…» Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках. С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл. Хороня любимую, он думает, что «расстаются они ненадолго…»

В «Тихом Доне» вообще очень много смертей. Умирают почти все члены семейства Мелеховых, и ни один курень на хуторе Татарском не обошла смерть. Так действительно было в гражданскую войну, когда погибло очень много казаков. И гибель двух главных героинь в этом смысле закономерна.

Смерть Натальи и смерть Аксиньи, по замыслу писателя, должны углубить одиночество Григория к финалу повествования, оставив его только с единственным уцелевшим сыном Мишаткой. Обречены на гибель в шолоховском романе и сильная волевая Аксинья, и более слабая Наталья. Трагедия гражданской войны усиливает трагизм и любовной линии «Тихого Дона».

Читайте также:  Сочинение по картине дмитрий донской маторина 4, 6 класс описание

Не может быть счастлив человек в такие годины, когда страдает весь его народ.



Петруха (Никита Алексеевич Зотов) – беспутный сын Катерины, «несчастный пьяница». Никто не называл его по имени, а все кликали по прозвищу П., данное ему за простоватость и никчемность. П. очень хочет покинуть Матеру и начать новую жизнь на материке.

У него нет ничего дорогого здесь: ни деревня, ни родная изба, которую он хочет поджечь, чтобы получить за это деньги, не греют П. душу. Герой был первым на острове, кто расправился со своим домом собственными руками.

Стыдясь материнцев, он утвержда

Важно

Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали рус­скую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину.

Бунина не прельщали эксперименты, по­иски новой техники стихосложения. Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основ­ном это стихи о природе.

Стихи на крестьянскую тему почти отсутствуют, если не считать «Деревенский нищий», в центре кото

50—60-е годы XIX столетия стали для России эпохой унизительных поражений и вместе с тем ознаменовались расцветом либерально-демократических и революционных движений и партий, эпохой грандиозных перемен.

В конце 50-х годов великая империя готовилась войти в новую эру капиталистических отношений, готовилась к многообещающим изменениям.

Неудивительно, что эта эпоха породила новых людей: сильных, личностей, неоднозначных героев — которым было предопределено бороться за будущее России, за ее благопол

Римский Григорий Данилович — финансовый директор Варьете. Вместе с Варенухой Р. дожидается прихода Лиходеева, затем получает от него телеграммы из Ялты, после чего направляет Варенуху в ГПУ, причем тот бесследно исчезает. Р.

встречает прибывшего на представление «черного мага» — Воланда, а после скандального завершения сеанса черной магии уединяется в кабинете. Через некоторое время туда является Варенуха, затем пытается ворваться через окно Гелла. Крик петуха спасает Р.

, но под воздействием пер

Совет

Мои школьные товарищи (сочинение-рассуждение) Кого-то из них я знаю с детского сада, с кем-то познакомилась уже в школе. Все мы очень разные, а объединяет нас школа, иногда — общие интересы.

Я знаю, что когда мы закончим школу, то все разбежимся в разные стороны, будем редко встречаться, наши взгляды на жизнь поменяются, будут новые проблемы, новые друзья и недруги, но школьные товарищи останутся в памяти навсегда.

План1.    Здоровье — залог благополучия человека.2.    Быть врачом не так просто: а) роль врача в жизни человека;б)    каким должен быть врач?в)    «Словом можно убить, словом можно спасти»;г)    гвардейцы в белых халатах.3. Низкий поклон вам, люди в белых халатах.

Раскольников и Соня Мармеладова. В 1860 г.

Добролюбов в статье «Черты для характеристики русского простонародья» писал о двух разрядах натур — «одни с преобладанием эгоизма, стремящегося наложить свое влияние на других, а другие с избытком преданности, побуждающим отрекаться от своих интересов в пользу других». Критик чрезвычайно проницательно наметил противопоставление, которое стало основным в композиции «Преступления и наказания». Речь идет о Раскольникове и Соне Мармеладовой, но не только о

План1.    Осень — золотая пора.2.    Красота березовых рощ.3.    Листья клена и тополя.4.    Листопад.5.    Романтическая пора года.

Жачев – инвалид первой мировой войны, безногий калека, передвигающийся на тележке.

«Зубов у инвалида не было никаких, он их сработал начисто на пищу, зато наел громадное лицо и тучный остаток туловища; его …скупо отверзтые глаза наблюдали…мир с жадностью обездоленности, с тоской скопившейся страсти». Ж.

ненавидит всех интеллигентов и буржуев. Он каждую неделю ездит к чиновнику Пашкину за очередной порцией продуктов («за своей долей жизни»). Но эти продукты герой не ест, а просто переводит, чтобы

Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Маленькие жизненные ситуации, на которые никто бы не обратил внимания, вошли во всеми любимые сборники коротких рассказов. Простые и понятные, они заставляют думать.

Рассказ “Материнское сердце”, о котором я хочу поведать, не стал исключением. Эта история раскрывает всю полноту и глубину материнского сердца, которое отказывается от логики и здравого смысла во имя спасения собственного дитя.

Тема “отцов и детей” присутствовала в литературе всегда, но д

Сейчас смотрят:{module Шолохов:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-sholokhova-m-a/sochineniya-po-romanu-tikhij-don/15789-kharakteristika-obraza-aksini-astakhovoj-v-romane-m-a-sholokhova-tikhij-don.html

Любовь в романе «Тихий Дон» (сочинение)

Любовь — пожалуй, самое загадочное из всех человеческих чувств. Она является источником и мощным преобразователем жизненной энергии, облагораживает и активизирует человека.

Порой любовь бывает трагичной, неразделённой, непонятой. Но от этого чувство не исчезает — оно лишь разгорается адским пламенем. В творчестве любого писателя и поэта тема любви занимает значительное место.

Не представляет исключения и роман Михаила Шолохова «Тихий Дон».

Отношения главных героев произведения: Григория, Аксиньи и Натальи — образуют классический любовный треугольник, где самой страдающей стороной является, на мой взгляд, Аксинья.

Её судьба сложилась драматически: изнасилованная отцом, она была выдана замуж за Степана Астахова. Муж жестоко избивал её.

Обратите внимание

Заваленная работой, одинокая, лишённая ласки, вдали от родных, она покорно несла безрадостное бремя.

Неутолённая жажда счастья нашла у Аксиньи выход в её чувстве к Григорию Мелехову. Эта любовь стала для неё и радостью, и горем — единственным смыслом и оправданием жизни. «Нынче что-то есть радостное.

Что же? Григорий: Гриша», — зарождающееся чувство пугало Аксинью, она всеми силами старалась подавить его. Будучи женщиной красивой, она вызывала всеобщее восхищение.

Но именно этой героине судьба уготовила очень тяжёлую долю.

Пытаясь переступить через принятые в её среде моральные и семейные нормы, с каждым днём и часом Аксинья всё более и более влюблялась в Григория всем своим истосковавшимся сердцем («Испепеляя щёки, сжигал её беспокойный румянец»).

Их любовь была страстной и пылкой, но для Аксиньи она имела иное значение, чем для Григория. Он — ещё юноша, весёлый «взглагольный» парень; для него любовь к Аксинье — это прежде всего чувственное влечение к красивой женщине.

За плечами героини уже много всего: страшная драма надругательства, три года тяжкого замужества. Для неё Григорий — единственная отдушина в постылой жизни («За всю жизнь да горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!»).

Чувство Аксиньи к Григорию оказалось воплощением любви жертвенной, самоотверженной, пренебрегающей и властью традиций, и мнением окружающих, и тяготами жизни («Помнишь, и тебе давно говорила, что пойду за тобой хучь на край света»). Она смогла выдержать всё, ничто не могло сломить её духа: ни изнурительная работа, ни побои Степана Астахова, ни горькая связь с Листницким, ни гражданская война.

Не уступает Аксинье в силе любви и другая героиня «Тихого Дона» — Наталья Мелехова. Шолохов индивидуализирует Наталью, подчёркивает её доверчивую, стеснительную, грациозную натуру.

Важно

Судьба этой героини, как и судьба Аксиньи, трагична: она выходит замуж за любимого, но не любящего её Григория Мелехова, подчиняясь порыву сердца, сильному и смелому; из-за разрыва с мужем она пытается покончить с собой, впоследствии заболевает тифом и наконец умирает, избавясь от ребёнка, которого носила под сердцем. В Наталье чувства обиды, горечи постоянно боролись с преданной любовью к мужу.

Читайте также:  Сочинение зимнее утро (описание зимнего утра)

В отличие от Аксиньи, Наталья сдержанна в своих чувствах, Хотя искренность, жертвенность и преданность отличают любовь обеих этих женщин. «Тихая», но сильная любовь Натальи к Григорию была обречена на гибель. Хотя внешне всё было мирно, она чувствовала, что муж тяготится ею.

Григорий много раз предавал Наталью, но она, даже будучи оскорблённой, остаётся верной своему супругу, своей любви, несмотря на пересуды окружающих.

Сам Григорий Мелехов любит обеих женщин по-разному. К Аксинье он испытывает безудержную страсть, от которой теряет голову, забывает о своих обязанностях отца и мужа. Его любовь к Наталье иная — это прежде всего уважение к женщине нежной, хрупкой и чистой.

Мелехов мучается от сознания собственной вины как перед женой, так и перед Аксиньей. Однако именно любовь спасает его от отчаяния, жестокости, придаёт ему сил для борьбы с грязью и кровью войны.

Таким образом, именно в любви по-настоящему раскрывается характер героев романа Шолохова «Тихий Дон». Любовь становится жизненным испытанием, в котором выверяются нравственные силы человека.

Мне кажется, что, несмотря на драматичную судьбу, герои романа всё-таки не были обделены жизнью, им довелось испытать редкое и прекрасное чувство, а встретившиеся на этом пути препятствия лишь острее позволили им ощутить вкус счастья.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/sholokhov_m_a/ljubov_v_romane_tikhij_don_sochinenie/14-1-0-1830

Характеристика образа Аксиньи в романе Шолохова «Тихий Дон»

Со страниц «Тихого Дона», как живые, встают образы русских женщин — смелой и гордой Аксиньи, кроткой и трудолюбивой Натальи, мудрой и величественной Ильиничны, юной и непосредственной Дуняшки.

По силе, правдивости, глубине раскрытия внутреннего мира, переживаний и поступков женщины «Тихого Дона» не уступают женским образам, нарисованным русскими классиками. Аксинья — женщина большого обаяния, пленительной внешней и внутренней красоты.

У нее — «огнисто-черные глаза», жадные, пухловатые губы, «пушистые крупные кольца волос», налитые плечи, «мелкие пушистые завитки» на смуглой точеной шее. Она гордится своей вызывающе яркой, «манящей красотой».

Совет

Но не бьющую в глаза красоту, а сильную, страстную, одухотворенную натуру, гордую сознанием человеческого достоинства, огромное внутреннее богатство Аксиньи, полноту и великую силу ее женской любви поэтизирует Шолохов.

С детства несчастна Аксинья, рано познавшая всю горечь рабского положения женщины в дореволюционное время. Жизнь с нелюбимым Степаном Астаховым была продолжением этой безрадостной доли. Выданная на поругание и побои, унижения и каторжный труд, она не хотела повиноваться самодурству мужа.

При первой встрече с Григорием у Дона, а затем во время рыбной ловли Аксинья отстраняет его ласки, страшится того упорства, с которым он заигрывает с ней. Но вскоре «с ужасом увидела она, что ее тянет к черному ласковому парню».

Аксинью «пугало это новое, заполнявшее всю ее чувство…». Не в силах сдержать своего чувства, Аксинья сама приходит к Григорию. С тех пор переродилась она.

Любовь выпрямила Аксинью, она ходила, «людей не совестясь и не таясь», «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

Решительность и большая сила воли сочетаются у Аксиньи с тонкостью и цельностью ее чувств, с человеческой чуткостью и добротой. Она с нежностью заботится о своей маленькой дочери и глубоко переживает ее смерть, лаской и материнской заботой подкупает Мишатку, а после гибели Натальи по-настоящему заменяет мать детям Григория.

Безмерная сердечность и теплота сказываются в ее речи, полной уменьшительно-ласкательньх слов («Мишатка», «детишки», «колосочек мой», «дружечка моя»). Резко меняется речь Аксиньи, когда она отстаивает Григория, борется за него, в порыве гнева не скупится на грубые слова, выражающие ее настойчивость и непреклонность.

Аксинья «испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизим бархатистым налетом…». С мягким лиризмом говорит Шолохов о переживаниях начинающей стареть Аксиньи. Он сравнивает ее с одиноким, увядающим ландышем.

«Ненасытно вдыхала запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья. Исполненный чудесного и многоголосого звучания лес ожил могущественной первородной жизнью…

Обратите внимание

Сквозь слезы рассматривает Аксинья умирающий, но вдруг вспыхнувший под солнцем прекрасный цветок. Она вдыхает грустный запах ландыша, видит, что и самого цветка коснулся смертный тлен, и это напоминает ей собственную молодость, всю ее долгую и бедную радостями жизнь.

В слезах, схоронив в ладонях заплаканное лицо, уснула Аксинья.

И писатель размышляет о ее судьбе, о жизни много испытавшей, начинающей отцветать женщины: «Что ж, стара, видно, стала Аксинья… Станет ли женщина смолоду плакать оттого, что за сердце схватит случайное воспоминание?».

Заметные перемены подмечает писатель и во внешнем облике Аксиньи. Перед новой встречей с Григорием она «долго взволнованно рассматривала свое постаревшее, но все еще прекрасное лицо». В нем была все та же «манящая красота, но осень жизни уже кинула блеклые краски на щеки, пожелтила веки, впряла в черные волосы редкие паутинки седины, притушила глаза. Из них уже глядела скорбная усталость».

Аксинья по-своему искала пути к лучшей жизни. Она была далека от участия в развернувшихся революционных событиях, но ее судьба зависела от их исхода. Жадно тянулась к свободе эта сильная характером и великая в своих чувствах русская женщина. Ради свободы она готова была в любое время пожертвовать покоем, хозяйством, уйти из родных мест «хучь на край света».

Но Аксинья ослеплена своей любовью, в этом ее ограниченность, порожденная теми условиями, в которых она выросла. Аксинья не только живет вне общественных интересов, но и не знает иных путей борьбы за свое счастье, за человеческое отношение к женщине, кроме искренности и последовательности в любви к Григорию, само
забвенной преданности ему, веры в него.

Для нее «ничего не существовало, кроме Григория», «мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее». Не интересуясь, за что борется Григорий, Аксинья слепо идет за ним, думает только о нем, любит только его: «И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория.

Так ходит по кругу в чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо…» .  

С нарастанием напряжения в народной борьбе Аксинья, все больше проникалась тревогой за судьбу человека, с которым связала жизнь, свои надежды на счастье. Все невзгоды она разделяет с Григорием.

Важно

В поисках «своей доли» Аксинья безрассудно идет с ним в неизвестность, которая манила ее «призрачным счастьем». Она честно признается, что тоска о нем «скрутила» ее: «Видишь, какая я… свистнул, как собачонке, и побежала за тобой».

И сама не сознавая, куда и зачем она ведет, что ожидает ее впереди, Аксинья признается, что готова идти с Григорием хоть на смерть.

Много слез пролила Аксинья бессонными ночами, но теперь Григорий «снова был с нею», и потому с губ «все время не сходила тихая улыбка», «радостно светились глаза», «сегодня весь мир казался ей ликующим и светлым, словно после благодатного, летнего ливня».

Аксинья и на этот раз верит, что найдет «свою долю» с любимым ер «несчастным человеком» и с этой верой трагически гибнет в пути.

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/harakteristika-obraza-aksini-v-romane-sholohova-tihij-don/

Шолохов М.А. «Тихий Дон» Образ Аксиньи. Видео

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» Шолохова является одним из центральных. Её непростые отношения с Григорием Мелеховым, развивающиеся на фоне судьбоносных исторических событий, красной нитью пронизывают всё произведение. В «Тихом Доне» образ Аксиньи позволяет читателю постичь всю глубину переживаний женщины, для которой любовь становится, одновременно, благом и проклятием.

Подробного описания Аксиньи в романе «Тихий дон» нигде не встречается. Но, автор акцентирует внимание читателя на отдельных деталях её внешности, благодаря которым складывается представление об облике героини в целом.

С первых глав романа перед нами предстаёт женщина замечательной красоты. Полное тело, крутая спина, налитые плечи, чёрные вьющиеся волосы и руки, огрубевшие от работы. Именно так выглядит классическая казачка начала века. Такой видел Шолохов и свою героиню.

Особое внимание привлекают глубокие чёрные глаза и полные губы Аксиньи. Они сводят с ума Григория, о них чаще всего говорит и автор. Красота Аксиньи дикая, манящая, даже «бесстыдная», по словам писателя, вызывает зависть у соседок.

С течением времени внешность героини меняется. Когда Аксинья вновь встречается с Григорием, она всё ещё красива, но «осень жизни» уже наложила отпечаток на её облик. В волосах появились серебряные нити, потемнела кожа. Глаза, жгучие и сияющие в молодости, теперь источают усталость. Шолохов проводит параллель между отцветшим ландышем и увядающей женщиной, оплакивающей свою жизнь.

Надо сказать, что каждая встреча с Григорием отражается на внешности Аксиньи. Счастье от обладания возлюбленным преображает героиню, делает её более статной, оживляет черты её лица, весь мир кажется ей «ликующим и светлым».

Аксинья создана для любви и семейного счастья. Она мечтает о счастливом замужестве, о рождении детей. Аксинья живёт традициями, испокон веку сложившимися в хуторе. Подчиняясь воле матери, выходит замуж, терпит побои и унижения от мужа, не смеет противоречить свекрови. Но, покладистый нрав Аксиньи обманчив. В душе её спят страсть и сила, которые просыпаются вместе с чувством к Григорию.

Совет

Характеристика Аксиньи в «Тихом Доне» неоднозначна. С одной стороны, женщина способна на безграничную нежность к возлюбленному и детям. Находит для них самые ласковые слова. Заменяет ребятам мать после смерти Натальи.

Читайте также:  Характеристика и образ платона каратаева в романе толстого война и мир

С другой стороны, она имеет силы отстаивать свою любовь. Так, Аксинья даёт отпор Пантелею Прокофьевичу, пришедшему укорять её за связь с сыном. Открыто признаётся Степану в связи с Григорием, не боясь неизбежной расправы.

Готова оставить дом и хозяйство, чтобы находиться рядом с возлюбленным.

Жизнь без любимого не имеет смысла для эмоциональной, способной на самопожертвование и глубокую преданность Аксиньи. Она, невзирая на опасность, следует за ним повсюду в погоне «за призрачным счастьем». Её слова: «Везде пойду за тобой, хоть на смерть», — оказываются пророческими. Любовь даёт ей силы жить, она же приводит героиню к трагической гибели.

Судьба Аксиньи складывается трагично изначально. Когда героине было 16 лет, над ней надругался собственный отец. За это преступление его убивают мать и брат девушки. Это событие предопределило дальнейшую жизнь героини.

Аксинья выходит замуж за Степана Астахова, но жизнь с мужем не складывается. После первой брачной ночи Степан избивает Аксинью, пьёт и изменяет ей. Героиня надеется, что рождение ребёнка изменит их отношения.

Но малыш вскоре умирает.

Аксинье, как Катерине Островского, необходима любовь. И она находит её в объятиях Григория Мелехова. Неизведанное чувство настолько захватывает героиню, что ей становятся безразличны последствия этой связи. Она понимает: муж может её убить, но даже возможная смерть не может удержать Аксинью от встреч с Григорием.

Узнав о предстоящей женитьбе возлюбленного, женщина пытается забыть его. Старается примириться с мужем и даже проводит «отворотный» обряд с помощью хуторской знахарки. Но, случайная встреча вновь сводит Аксинью с Григорием. Она решается бросить дом и вместе с любимым уходит работать в Ягодное, имение Листницких.

Казалось бы, счастье, наконец, улыбнулось женщине. Любимый живёт вместе с ней, у них рождается дочь. Но судьба вновь жестоко обошлась с Аксиньей. Григорий уходит на фронт, а дочь умирает от скарлатины. Героиня опять остаётся одна.

Обратите внимание

Рядом с ней нет никого, кто оказал бы ей моральную поддержку, утешил в горе. Безысходность толкает Аксинью в объятия Евгения Листницкого, который давно оказывал ей знаки внимания. Григорий не может понять причины, которая подтолкнула Аксинью к измене, и покидает её.

Героиня возвращается к Степану и постепенно угасает, живя по инерции рядом с нелюбимым человеком.

Только обретение Григория вновь возвращает женщину к жизни. Она надеется, наконец, познать семейное счастье. Григорий приходит к ней вместе с детьми, и она всеми силами старается заменить им погибшую жену Мелехова, Наталью.

Но обстоятельства вновь разлучают влюблённых, разрушают их мечты о спокойной жизни. Аксинья, надеясь на лучшую долю, принимает предложение Григория отправиться на Кубань. Но эта поездка оказывается последней в жизни женщины.

Случайная пуля обрывает её жизнь.

Аксинья в «Тихом Доне» — персонаж с трагической судьбой. Почему Шолохов убивает свою героиню? Могла ли её жизнь сложиться иначе? Аксинья ищет покой, но жизненные обстоятельства не позволяют ей обрести его.

Григорий, ставший смыслом её жизни, оказался изгоем при новой власти. Он вынужден скитаться. Какая жизнь могла бы ожидать женщину рядом с ним? Лишения вдали от дома и полюбившихся ей детей.

Как и герои Булгакова, видимо, только в смерти Аксинья могла, наконец, успокоиться.

Цитатная  характеристика Аксиньи Астаховой в романе «Тихий Дон»

Возраст Аксиньи в начале романа – около 20 лет (или чуть больше): «…Аксинью выдали за Степана семнадцати лет…» (в начале романа Аксинья состоит в браке со Степаном, как минимум, уже 2,5 года) Аксинья — донская казачка, жена казака Степана Астахова: «…Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать…»

Важно

Аксинья Астахова живет на хуторе Татарском на берегу Дона: «…С Татарского, — переждав время, отозвался Степан…»

Аксинья Астахова — соседка семьи Мелеховых: «…жили Астаховы от хутора крайние к Прокофию…» «…Но-но, соседка, не ругайся…»

Внешность Аксиньи Астаховой Аксинья — красивая женщина: «…Аксинья — красивая баба, — говорил сотник…» Аксинья — полная женщина: «…Она подурнела за лето, но статной фигуры ее почти не портила беременность: общая полнота скрадывала округлившийся живот, а исхудавшее лицо по-новому красили тепло похорошевшие глаза…» «…

Она заметно потолстела после родов, обрела новую, уверенно-счастливую осанку…» «…крутую спину и налитые плечи…»  «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка*, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи…

» (*шлычка — традиционный казачий женский головной убор) «…Григорий видел бурые круги слинявшей под мышками от пота рубахи…» «…заметил Григорий, что губы у нее бесстыдно-жадные, пухловатые…» «…Принаряженная в зеленую шерстяную юбку Аксинья подвела ему коня…» «…на белой Аксиньиной кофточке…» «…

Аксинья, в рваной подпоясанной веревкой кофтенке и в синей исподней юбке, выглядела меньше ростом, худее. Она, пересмеиваясь с Дарьей, сняла с головы платок, потуже закрутила в узел волосы…» (Аксинья в рабочей одежде для рыбалки) «…Лицо ее медово-бледно, но красные, чуть вывернутые губы уже смеются…» «…От мокрых Аксиньиных волос тек нежный, волнующий запах…

» поправляя сбитый на затылок платок…» «…глянул через плетень: Аксинья, нарядная, помолодевшая, покачиваясь в бедрах, шла в курень…» (внешность Аксиньи, когда она влюбляется в Григория) «…Аксинья кутает желтым полушалком лицо…» «…Аксинья злобно рванула ворот кофты. На вывалившихся розоватых, девически крепких грудях вишнево-синие частые подтеки…» «…

бледнея, несла мимо красивое, стосковавшееся по нем тело, бесстыдно-зазывно…» «…Вспомнил Аксиньину точеную шею с курчавыми пушистыми завитками волос…» «…Аксинья смеялась, играя из-под платка черными глазами. Зеленая юбка ее зыбилась перед закрытыми глазами Григория…» «…стояла Аксинья. Левой рукой придерживая полу донской шубы, она глядела на дорогу…» «…

сжимая пальцами узкую ее кисть, спросил…» «…Из-под пухового платка выбились пряди волос, щекотали щеки…» «…ветер трепал, кружил на плечах ее концы красного шалевого платка…»

Глаза Аксиньи:  «…жгла его полымем черных глаз…» «…в уголке черного ее глаза внезапно нависла слезинка…» «…мерцающая синевою чернь Аксиньиных глаз…» «…переводила влажные черные глаза на Григория…» «…влажный, горячий блеск черных, из-под пухового платка Аксиньиных глаз…»

У Аксиньи высокий грудной голос: «…Степан завел служивскую. Аксинья грудным полным голосом дишканила*…» «…Голосистая жена Степану попала…» (*дишканить — петь высоким голосом)

Аксинья — физически крепкая, выносливая женщина: «…Аксинья зачерпнула другое ведро; перекинув через плечо коромысло, легкой раскачкой пошла на гору…» «…подхватила на плечи мешок с уловом, почти рысью пошла по косе…»

Личность и характер Аксиньи Астаховой

Аксинья — женщина с непростой судьбой: «…За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!..» «…Убей! Убей, ради Христа… Отмучаюсь… Не житье…»

Аксинья — гордая женщина: «…Я не навязываться пришла… Не боись!..» «…В эту минуту она сама верила, что не затем пришла, чтобы навязываться Григорию…» «…Аксинья замкнулась в себе, не напрашивалась на ласку…»

Совет

Аксинья — женщина с характером. Она умеет дать отпор, когда ее оскорбляют: «…Ты что мне, свекор? А? Свекор?.. Ты что меня учишь! Ступай, откель пришел! А Гришку твоего, захочу — с костями съем и ответа держать не буду!.. Вот на! Выкуси!..»

Аксинья — честная, открытая женщина. Она не скрывает от мужа, что любит другого: «…Бей! Не таюсь, — грех на мне. Бей, Степан!..»

Аксинья — решительная женщина: «…В мыслях шла баба на новое бесчестье, на прежний позор: решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой…» «…Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им, как раньше…»

Аксинья — страстная, горячая натура: «…Григорий, вспоминая исступленную в любви Аксинью, вздыхал…» «…Я горячая, погрею. — Распахнула опушенные полы донской шубы, обвилась вокруг Григория, как хмель вокруг дуба…»

Аксинья — трудолюбивая женщина: «…На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась…» «…днем топила Аксинья думки в заботах, в суете по хозяйству…» «…Аксинья отстряпалась рано, загребла жар, закутала трубу и, перемыв посуду, выглянула в оконце…»

Аксинья — хозяйственная и чистоплотная женщина: «…Чисто выметенный земляной пол присыпан красноватым песком, в переднем углу на лавке вынутые из печи пироги…» «…Аксинья чисто выбелила замшевшую в грязи комнату, отмыла наличники окон, выскребла битым кирпичом полы. Бабьим уютом пахнуло в пустой веселой комнатке…»

Аксинья — усердная, старательная работница (у пана Листницкого): «…Она ретиво взялась за службу, всем стараясь угодить, не исключая и Лукерьи…»

Обратите внимание

Аксинья — ласковая женщина: «…Гриша, колосочек мой…» «…Гриша, дружечка моя… родимый… давай уйдем. Милый мой!..» Аксинья умеет вязать и кроить одежду: «…Аксинья терялась в его присутствии, дрожали в пальцах спицы, набиравшие петли чулка…» «…Да Машка Кошевых А, это она по своему делу… юбку просила скроить…»

Аксинья в романе также называют Аксюшей, Аксюткой, Ксюшей: «…Держись, Аксюша, при мне, вместе будем в тюрьме, — хрипло хохочет Малашка…» «…Мы Аксютку Астахову покличем…» «…Чего кричишь? Обидел? Ксюша! Ну, погоди…» 

Ссылка на видеоролики https://www.youtube.com/watch?v=RBLu2CjtESo

                                      https://www.youtube.com/watch?v=UUTW9rKHl6w

                                      https://www.youtube.com/watch?v=zbFYA6edwFQ

Источник: http://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sholokhov_m_a_tikhij_don_obraz_aksini/85-1-0-914

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector