Образ крестьян в поэме кому на руси жить хорошо некрасова

Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

Глубоко и всесторонне изучая, жизнь российского крестьянства Н.А. Некрасов создал серьезный и основательный литературный «труд», где показывает жизнь землепашцев после реформы 1861года.

В ней он ярко описал тружеников земли русской: правдоискателей, «временно-обязанных», любознательных, очень терпеливых, много перенесших, сильных людей.

Но, почти всех, их объединяет одна беда- пьянство.

Сюжет же, поэмы держится на группе мужиков-хлебопашцев, которые из родных деревень, отправляются выяснять: есть на Руси – счастье и кому в ней, хорошо живется. Уже их фамилии, данные по названиям тех мест, где они живут, например, Горелово, Заплатово, Босово, и так далее, говорят об их жизни и труде.

Обратите внимание

Тяжелая работа, несладкая, впроголодь бытие, несправедливость, побои и унижения, вот, что окружает этих крестьян ежедневно.

Еще в произведении представлены образы положительных крестьян, это — Яким Нагой, отрицает, что пьют, потому, что бедны и Ермил Гирин, которому доверяют односельчане и даже во время бунта он выступает на их стороне.

К ним же относятся :Трофим , Агап и Савелий. Они защищают своих «братьев и сестер» от зверств хозяев. Эти, сильные люди, отличаются острым умом, выдержкой и долготерпением. Они пытаются объяснить своим попутчикам, о достойной, без побоев и угнетения, жизни .

Их внимательно слушают, но не все верят. Но не верят, что это возможно, что такая жизнь наступит. Всем этим мужикам противопоставлены образы, холопов-мужиков. Крепостное право изломало их судьбу. Они смерились и согласились «нести свой тяжкий крест» до конца.

Они бояться и не хотят перемен. Их представители: староста Клим, которого презирают в его деревне, крестьяне Ипат и Яков, преданные исполнители желаний своих « хозяев» — дворян.

Одним из ярчайших образов является введение в действие русской женщины Матрены Тимофеевны. Это сильная и статная личность.

Жизнь приготовила ей много испытаний, через которые она прошла, не опустив голову и не уронив своего достоинства. Это настоящая русская баба, крепкая и мощная.

В своей поэме Н.А.Некрасов показал всю жизнь бесправного русского крестьянства, которые в своем большинстве, и после отмены права владения живыми людьми, не почувствовали себя мощными, свободными, гордыми за родную землю и людей- мужиков, живущих на ней.

Кому на Руси жить хорошо. Образы крестьян

В одной из самых известных поэм “Кому на Руси жить хорошо”, которую произвел на этот свет Николай Александрович Некрасов, знаменитый русский писатель, создавший не одно уникальное произведение, показана жизнь русского крестьянства в старинной России. Не просто жизнь, а тяжелый, ежедневный труд, который и является смыслом жизни этих людей, причем труд это очень часто был направлен на обогащение других людей, считавшихся более значимыми и успешными.

Самой главной и важной проблемой этого произведения стал ответ на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто же заслуживает счастья в этом мире, а кто не совсем? Стоит отметить, что эта проблема была актуальной не только в те времена, она очень часто просвечивается и в наши дни, конечно совершенно под другим видом, но тем не менее она существует и именно поэтому постоянно придается огласке многих людей, в том числе и писателей.

Что касается данного произведения, то автор решает сделать в поэме главными образы семерых крестьян-странников, которые отправились в длительное путешествие в поисках настоящих счастливчиков этой жизни, и собственно тех людей, которые попадаются им на пути.

Важно

Очень открыто и прямо автор показывает отношение крестьян к тем людям, которые живут богатой жизнью по сути за их счет, в поэме не один раз заостряется на этом внимание.

Совершая путешествие по нашей большой стране, мужики знакомятся на своем пути с различными людьми.

Раскрывая образ каждого, из встреченных этими путешественниками героев автор может подробно охарактеризовать не только общую жизнь крестьянства, но и жизнь более успешных слоев населения, таких как купечество, духовенство, дворянство и так далее…

Но, стоит заметить что главное внимание все же писатель отдаеткрестьянам, этим простым людям, которые несмотря на ежедневную тяжелую работу, не видя не выходных, ни передышек знают и умеют ценить настоящее счастье, которое не доступно богатым людям.

Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо

  • Сочинение на тему 12 апреля день космонавтикиОдним из моих любимых праздников является день космонавта. У нас в стране, как и во всём мире, его отмечают 12 апреля. Почему именно двенадцатого?
  • Сочинение Мой родной язык русский рассуждениеРусский язык самый богатый и один из самых сложных языков в мире, это конечно давно всем известный факт, но почему бы не похвастаться достоянием нашей родины, лишний раз. Я очень горжусь тем, что я живу в России, такой великой,
  • Береги честь смолоду Капитанская дочка сочинениеВ повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» говорится о чести и достоинстве. А пословица береги платье снову, а честь смолоду, каждый русский человек узнает не задумываясь. Об этом автор начинает рассуждать в самом начале произведения
  • Образ Григория Мелехова в романе Тихий Дон сочинениеДанный роман является культовым и знаковым для всей российской литературы. Он показывает жизнь русских людей, такой, какой она является на самом деле. В этом произведение и в его героях сошлись множество противоречий, которые по сей день
  • Сочинение на тему Преступление и наказание Раскольникова (Достоевский) 10 классРоман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», показывает читателю всю сущность человеческой души и совести, так как в нем мы прослеживаем и переживаем судьбу одного молодого человека, который по своей алчности и глупости,
  • Характеристика и образ Кутейкина в комедии Недоросль сочинениеКутейкин является второстепенным действующим лицом в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Он входит в число учителей, нанятых Простаковой для обучения Митрофанушки. Кутейкин преподает нерадивому ученику грамоту, пытаясь на протяжении трех лет научить

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Образ русского крестьянина в поэме н. а. некрасова «кому на руси жить хорошо»

ОБРАЗ РУССКОГО КРЕСТЬЯНИНА. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» явилась вершиной творчества поэта.

В этом монументальном произве­дении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нари­совал панораму дореформенной и после- реформенной России, показал те пере­мены, которые произошли в стране в это время.

Сама поэма писалась в порефор­менную эпоху, когда стала ясна для крес­тьян вся сущность реформы. Вместо обе­щанных правительством льгот она обре­кала крестьянина на разорение и кабалу. Народ сам видел все «добро» от рефор­мы и едко осуждал ее:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана…

Уже начало поэмы, ее пролог, расска­зывающий о мужиках, которые заспорили о том, кому «живется весело, вольготно на Руси», вводит нас в обстановку горест­ного существования народа.

Чтобы отве­тить на этот вопрос, семеро временно­обязанных крестьян решают походить по России и посмотреть, кому живется луч­ше всех и где находится счастье.

Сам пе­речень деревень, из которых происходят крестьяне, убедительно красноречив:

Сошлись семь мужиков,

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень —

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Мужикам позже придется пройти че­рез Испуганную и Неграмотную губер­нии, они встретятся с жителями дере­вень Босово, Дымоглотово, Адовщина, Столбняки.

Набредут на своем пути крестьяне также на попа и помещика. Эти два мира, два образа жизни — мир крестьян и мир гос­под — противопоставляются в поэме друг другу. Автор с любовью рисует крестьян, показывает их невеселую жизнь, которая скорее сродни простому выживанию, и резко критикует помещиков-крепостни- ков.

Беспринципность помещиков и огра­ниченность жестоких деспотов, превра­тивших свои деревни в «Нееловы» и «Разутовы», резко контрастирует с широтой и нравственными идеалами крестьян.

Совет

Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, Ермил Гирин, Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, дед Савелий — эти и другие крес­тьяне в поэме показаны крупным планом. Некрасов подчеркивает их душевную кра­соту и благородство. Описывая крестьян, автор не скрывает и их слабые стороны.

Мужик любит разгуляться на «ярманке», затянуть «веселую», может выспаться по­сле пьянки и драки в канаве. Яким Нагой сам про себя говорит, что он «до смерти работает, до полусмерти пьет». Крестья­нин груб, неотесан и упрям:

Мужик, что бык: втемяшится

В башку какая блажь,

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упираются,

Вся к на своем стоит!

Но крестьянам надоело уже быть покор­ными и терпеть грубость. Таков Агап Пет­ров. Грубому, непокладистому мужику надоело выслушивать «пиленье» барина, который «права свои дворянские высчи­тывал ему», и он высказал помещику в глаза все, что думали о нем крестьяне.

Агап погибает, не перенеся надругатель­ства над его человеческим достоинст­вом. В Якиме Нагом Некрасов показал еще одного своеобразного народного правдолюбца. Яким живет такой же тру­довой, нищенской жизнью, как и все кре­стьяне. Но он отличается непокорным нравом.

Яким готов постоять за свои пра­ва, в нем нет ничего холуйского, он чест­ный труженик, ревниво оберегающий свое человеческое достоинство.

Живет — с сохою возится,

А смерть придет Якимушке —

Как ком земли отвалится,

Что на сохе присох…

Не менее тяжела и судьба русской жен­щины, которая показана на примере жиз­ни Матрены Тимофеевны Корчагиной. Только в раннем детстве и была ее жизнь счастливой:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья…

Но даже в хорошей семье уже малые дети приучаются к работе. Начала с пяти лет работать и Матрена. Выйдя замуж, она «попала с девичьей доли в ад». Изде­вательства мужниной родни, побои, ка­торжный труд и смерть ребенка выпали на ее долю.

Поэтому и говорит Матрена странникам — «…не дело — между баба­ми счастливую искать». Но тяжелая, пол­ная невзгод и лишений жизнь не сломила Матрену.

Обратите внимание

Она сумела сохранить доброту, великодушие, благородство — именно те качества, которые присущи русским жен­щинам.

Несмотря на то что русский мужик не­образован и безграмотен, на базар от­правляется «пить горькую», он не лишен хитрости, смекалки и находчивости. Од­ним из таких смекалистых мужиков явля­ется Клим Яковлич Лавин, который сумел хитростью завоевать расположение по­мещика и сделался бурмистром, чтобы облегчить жизнь крестьян.

Среди крестьян уже есть такие, которые способны на настоящую борьбу. Таков Савелий — «богатырь святорусский». В его характере сочетаются свободолю­бие, могучая сила (в одиночку на медведя хаживал) презрение к рабской покорнос­ти, гордость, человеческое достоинство. «Наши топоры лежали до поры», — гово­рит Савелий.

Он попал на каторгу, но со­хранил стойкость духа, мужество, ум, гордость и благородство: «клейменый, да не раб». Савелий — олицетворение лучших черт характера русского мужика: трудолюбия, бодрости, стремления к свободе, непокорности.

Настоящими борцами за униженных и несчастных вы­ступают в поэме разбойник Кудеяр и Ер- мил Гирин, который попал в острог за за­щиту интересов крестьян.

Крестьянам пытается помочь револю­ционная интеллигенция, которую пред­ставляет в поэме Гриша Добросклонов. Гриша Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, кото­рый, несмотря на свое положение, жил «беднее захудалого последнего крестья­нина».

Читайте также:  Сочинения по картинам пластова

Гриша понимает и видит положе­ние крестьян, их рабский труд и беспро­светную жизнь, поэтому хочет помочь. А для этого надо быть там, «где трудно дышится, где горе слышится».

Народный борец знает, что ждет его впереди, и тем не менее он готов отдать свою жизнь за то, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси!» Гриша в своей борьбе не одинок, вместе с ним поднимаются сотни народных бор­цов. Их всех ожидает одна участь:

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотка и Сибирь.

Важно

Несмотря ни на что, Гриша не сломлен, он верит в светлое будущее страны и на­рода и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные».

Уверенностью в победе звучат слова:

Рать подымается —

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — подлинно народное произведение, где не только показана тяжелая жизнь крепостно­го крестьянина, вера в светлое будущее, но и указан путь, как этого добиться.

Источник: https://prepodka.net/obraz-russkogo-krestyanina-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Образы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинения › Некрасов Н.А. › Кому на Руси жить хорошо

Готовые Домашние Задания

Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19го века. Огромную славу ему принесла поэма- эпопея « Кому на Руси жить хорошо». Мне бы хотелось именно так определить жанр этого произведения, потому что в нем широко представлены картины жизни пореформенной России.

Эта поэма писалась 20 лет. Некрасов хотел представить в ней все социальные слои: от мужика-крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена — помешала смерть поэта.

Конечно, крестьянская тема занимает главное место в произведении, а вопрос, который мучает автора, звучит уже в заглавии: «кому на Руси жить хорошо».

Некрасова тревожит мысль о невозможности жить так, как жила Россия того времени, о тяжелой крестьянской доле, о голодном, нищенском существовании мужика на Русской земле в этой поэме Некрасов, как мне показалось, вовсе не идеализирует крестьян, он показывает нищету, грубость и пьянство крестьян.

Каждому, кто встречается на пути, мужики задают вопрос о счастье. Так постепенно из отдельных рассказов счастливцев складывается общая картина жизни после реформы 1861 года.

Чтобы полнее и ярче передать ее. Некрасов вместе со странниками ищет счастливого не только среди богатых, но и в народной среде. И перед читателем возникают не только помещики, поп, зажиточные крестьяне, но и Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов

А в главе «Счастливые» изображений и соленений народа передается наиболее реалистично. Один за другим на зов являются крестьяне: их слушает «вся площадь людная». Однако никого из рассказчиков мужики не признали.

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатками,

Горбатое с мозолями…

Прочитав эти строки, я сделала вывод о том, что народ во всей России беден и унижен, обманут своими бывшими хозяевами и царем.

Совет

Положение народа отчетливо рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне- странники: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Горелово.

Так в поэме ярко изображается безрадостная, бесправная, голодная жизнь крестьянства.

Описание природы в поэме так же дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина. В нашем воображении возникает образ земли, лишенной жизни, — «ни зелени, ни травки, ни листа»

Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой, трогающей душу силой звучит этот мотив в описании деревни Клин «селенья Незавидного»:

Что ни изба-с подпоркою

Как нищий с костылем:

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убоги дома.

Ненастной поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

Березы обнажит

Так же описывается и село Кузьминское с его грязью, училищем «пустым, забитым наглухо», избой, «в одно окошечко». Одним словом, все описания-это убедительное свидетельство того, что в жизни крестьянина по всей России «бедность, невежество, мрак».

Однако образы особенных крестьян таких, как Савелий-богатырь, Матрена Тимофеевна помогают судить о том, что Русь–матушка полна духовности. Она талантлива.

То, что Некрасов в свое поэме соединил людей разных сословий, сделало, на мой взгляд, изображение России того времени не только обширным, но и полным, ярким, глубоким и патриотическим.

Мне кажется, что поэма «Кому на Руси жить хорошо» отражает умение автора передавать действительность, реальность, а соприкосновение с таким художественным произведением приближает меня к высокому искусству и истории.

Сочинения по теме:

  • Глубокий смысл притчи, которая рассказана в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова сочинение
  • Тяжёлый жизненный путь русских крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» сочинение
  • Образ русского народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» сочинение
  • Жизнь русской женщины в образе Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» сочинение

Источник: http://1soch.ru/nekrasov-na/komu-na-rusi-jit-horosho/obrazy-krestyan-v-poeme-n-a-nekrasova

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» явилась вершиной творчества поэта.

В этом монументальном произведении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и послереформенной России, показал те перемены, которые произошли в стране в это время. Сама поэма писалась в пореформенную эпоху, когда стала ясна для крестьян вся сущность реформы.

Вместо обещанных правительством льгот она обрекала крестьянина на разорение и кабалу. Народ сам видел все «добро» от реформы и едко осуждал ее: Добра ты, царска грамота,Да не про нас ты писана… 

Уже начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, которые заспорили о том, кому «живется весело, вольготно на Руси», вводит нас в обстановку горестного существования народа.

Обратите внимание

Чтобы ответить на этот вопрос, семеро временнообязанных крестьян решают походить по России и посмотреть, кому живется лучше всех и где находится счастье.

Сам перечень деревень, из которых происходят крестьяне, убедительно красноречив:

Сойтись семь мужиков,Семь временнообязанных,Подтянутой губернии,Уезда Терпигорева,Пустопорожней волости,Из смежных деревень —Заплатова, Дырявина,Разутова, Знобишина,Горелова, Неелова,Неурожайка тож. Мужикам позже придется пройти через Испуганную и Неграмотную губернии, они встретятся с жителями деревень Босово, Дымоглотово, Адовщина, Столбняки.

Набредут на своем пути крестьяне также на попа и помещика. Эти два мира, два образа жизни — мир крестьян и мир господ — противопоставляются в поэме друг другу. Автор с любовью рисует крестьян, показывает их невеселую жизнь, которая скорее сродни простому выживанию, и резко критикует помещиков-крепостников.

Беспринципность помещиков и ограниченность жестоких деспотов, превративших свои деревни в «Нееловы» и «Разутовы», резко контрастирует с широтой и нравственными идеалами крестьян. Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, Ермил Гирин, Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, дед Савелий — эти и другие крестьяне в поэме показаны крупным планом.

Некрасов подчеркивает их душевную красоту и благородство. Описывая крестьян, автор не скрывает и их слабые стороны. Мужик любит разгуляться на «ярманке», затянуть «веселую», может выспаться после пьянки и драки в канаве. Яким Нагой сам про себя говорит, что он «до смерти работает, до полусмерти пьет».

Крестьянин груб, неотесан и упрям: Мужик, что бык: втемяшитсяВ башку какая блажь,Колом ее оттудоваНе выбьешь: упираются,Всяк на своем стоит! Но крестьянам надоело уже быть покорными и терпеть грубость. Таков Агап Петров.

Грубому, непокладистому мужику надоело выслушивать «пиленье» барина, который «права свои дворянские высчитывал ему», и он высказал помещику в глаза все, что думали о нем крестьяне. Агап погибает, не перенеся надругательства над его человеческим достоинством. В Якиме Нагом Некрасов показал еще одного своеобразного народного правдолюбца.

Яким живет такой же трудовой, нищенской жизнью, как и все крестьяне. Но он отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права, в нем нет ничего холуйского, он честный труженик, ревниво оберегающий свое человеческое достоинство. Живет — с сохою возится,А смерть придет Якимушке —Как ком земли отвалится,Что на сохе присох…

Важно

 Не менее тяжела и судьба русской женщины, которая показана на примере жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной. Только в раннем детстве и была ее жизнь счастливой: Мне счастье в девках выпало:У нас была хорошая,Непьющая семья… Но даже в хорошей семье уже малые дети приучаются к работе. Начала с пяти лет работать и Матрена. Выйдя замуж, она «попала с девичьей доли в ад».

Издевательства мужниной родни, побои, каторжный труд и смерть ребенка выпали на ее долю. Поэтому и говорит Матрена странникам — «…не дело — между бабами счастливую искать». Но тяжелая, полная невзгод и лишений жизнь не сломила Матрену. Она сумела сохранить доброту, великодушие, благородство — именно те качества, которые присущи русским женщинам.

Несмотря на то что русский мужик необразован и безграмотен, на базар отправляется «пить горькую», он не лишен хитрости, смекалки и находчивости. Одним из таких смекалистых мужиков является Клим Яковлич Лавин, который сумел хитростью завоевать расположение помещика и сделался бурмистром, чтобы облегчить жизнь крестьян.

Среди крестьян уже есть такие, которые способны на настоящую борьбу. Таков Савелий — «богатырь святорусский». В его характере сочетаются свободолюбие, могучая сила (в одиночку на медведя хаживал) презрение к рабской покорности, гордость, человеческое достоинство. «Наши топоры лежали до поры», — говорит Савелий.

Он попал на каторгу, но сохранил стойкость духа, мужество, ум, гордость и благородство: «клейменый, да не раб». Савелий — олицетворение лучших черт характера русского мужика: трудолюбия, бодрости, стремления к свободе, непокорности.

Настоящими борцами за униженных и несчастных выступают в поэме разбойник Кудеяр и Ермил Гирин, который попал в острог за защиту интересов крестьян.Крестьянам пытается помочь революционная интеллигенция, которую представляет в поэме Гриша Добросклонов.

Гриша Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, который, несмотря на свое положение, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». Гриша понимает и видит положение крестьян, их рабский труд и беспросветную жизнь, поэтому хочет помочь. А для этого надо быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». Народный борец знает, что ждет его впереди, и тем не менее он готов отдать свою жизнь за то, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси!» Гриша в своей борьбе не одинок, вместе с ним поднимаются сотни народных борцов. Их всех ожидает одна участь: Путь славный, имя громкоеНародного заступника,Чахотка и Сибирь. Несмотря ни на что, Гриша не сломлен, он верит в светлое будущее страны и народа и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные».Уверенностью в победе звучат слова: Рать подымается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — подлинно народное произведение, где не только показана тяжелая жизнь крепостного крестьянина, вера в светлое будущее, но и указан путь, как этого добиться.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-nekrasovu-n-a/3307-obraz-russkogo-krestyanina-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho

Образы крестьян в поэме “Кому на руси жить хорошо”

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое по­ложение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странни­ков, путешествующих по стране в поисках счастливцев.

Читайте также:  Дом матрены в рассказе матренин двор солженицына (описание дома) сочинение

Это групповой портрет, поэтому в образе семерых “временнообязанных” даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любозна­тельность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя.

Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства.Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчер­кивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям.

Совет

Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колеба­ний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии.

Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Рас­крытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купече­ства, духовенства, дворянства. Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.

Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеев­ны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, напри­мер, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.

Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, “до смерти работает”, но живет бедняком, как и большинство крестьян дерев­ни Босово. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Яким понимает, что крестьянство – великая сила; он горд своей при­надлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:

Душа, что туча черная –

Гневна, грозна – и надо бы

Громам греметь оттудова.

А все вином кончается.

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения – необходи­мость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.

Другой образ русского крестьянина – это Ермила Гирин. Автор наде­ляет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважа­ют его за то, что он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновного,

Душой не покривил.

Пойдя против “мира”, поступившись общественными интересами ради личных, – отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, – Ерми­ла мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве. Однако он не вешается, а идет каяться к народу.

Обратите внимание

Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидар­ность крестьянства. Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта.

Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне – это богаты­ри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Не­смотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств.

Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глу­боко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: “Клейменный, да не раб!”. Савелий выступает в роли народного философа. Он размыш­ляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетен­ное состояние.

Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту.

Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.

Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ “женской доли”. В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье. Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: “Не дело между бабами счастливую искать”.

Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья. Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и му­жики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

Речь Матрены Тимофеевны наполнена песнями, которые сливаются с ее душевной болью. Некрасов показал, что песня – душа народа, что она необходима ему как способ и возможность излить свое горе, поделиться им с другими.

Важно

В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырс­кого характера русского крестьянства.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворо­вых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное “я” и человеческое досто­инство.

Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим-Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незна­чительную власть от помещика.

Крестьяне ненавидят этих рабов-холо­пов еще больше, чем помещиков, они презирают их.

Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 года.

[/su_quote]

В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как рели­гиозность. Это способ уйти от действительности. Бог – высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога – это надежда на лучшую жизнь.

Итак, Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это – сила, с которой надо счи­таться, которая постепенно начинает осознавать свои права.

Источник: http://schoolessay.ru/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

referat5vip.ru

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение.

Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев.

Это групповой портрет, поэтому в образе семерых “временнообязанных” даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любознательность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат.

Совет

Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет.

Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии.

Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства… Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.

Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, “до смерти работает”, но живет бедняком, как и большинство крестьян деревни Босово. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо…

Яким понимает, что крестьянство — великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова…

А все вином кончается…

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения — необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.

Другой образ русского крестьянина — это Ермила Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновного,

Душой не покривил…

Пойдя против “мира”, поступившись общественными интересами ради личных, — отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, — Ермила мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве. Однако он не вешается, а идет каяться к народу.

Обратите внимание

Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидарность крестьянства. Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта.

Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне — это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств.

Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глубоко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: “Клейменный, да не раб!”. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние.

Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту.

Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.

Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ “женской доли”. В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье. Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: “Не дело между бабами счастливую искать”.

Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья… Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

Речь Матрены Тимофеевны наполнена песнями, которые сливаются с ее душевной болью. Некрасов показал, что песня — душа народа, что она необходима ему как способ и возможность излить свое горе, поделиться им с другими.

Важно

В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворовых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное “я” и человеческое достоинство.

Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим-Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незначительную власть от помещика.

Читайте также:  Характеристика толстого и тонкого в рассказе чехова сочинение

Крестьяне ненавидят этих рабов-холопов еще больше, чем помещиков, они презирают их.

Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 года.

[/su_quote]

В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог — высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога — это надежда на лучшую жизнь.

Итак, Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это — сила, с которой надо считаться, которая постепенно начинает осознавать свои права.

Источник: https://referat5vip.ru/sochineniya-po-literature/nekrasov-n-a-sochineniya-po-proizvedeniyam-zhizn-i-tvorchestvo-nekrasova/7276-obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-khorosho

Образы крестьян в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Введение Образ главных героев-странников Положительные образы крестьян Образы Матрены и Савелия Образ крестьян-холопов

Введение

Начиная работу над поэмой ” Кому на Руси жить хорошо “, Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь.

С раннего детства перед глазами поэта проходило “зрелище бедствий народных”, и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни. Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова.

Совет

И именно благодаря этому в поэме “Кому на Руси жить хорошо” образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма,

в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.

Образ главных героев-странников

Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси.
Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился.

И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик. Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки.

В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого

https://www.youtube.com/watch?v=0PcIW-8w8nI

крестьянина черты. Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.

Крестьянская тема в поэме “Кому на Руси жить хорошо” не единственная – во время своего путешествия мужики встретят и помещика, и попа, услышат о жизни разных сословий – купеческого, дворянского, духовенства. Но все другие образы так или иначе служат для более полного раскрытия основной темы поэмы: жизни крестьян в России сразу после реформы.

В поэму введено несколько массовых сцен – ярмарка, пир, дорога, по которой идет множество людей. Здесь Некрасов изображает крестьянство как единое целое, которое одинаково мыслит, единогласно говорит и даже одновременно вздыхает.

Но при этом образы крестьян, изображенные в произведении, можно разделить на две большие группы: честный трудовой народ, ценящий свою свободу и крестьяне-холопы.

В первой группе особенно выделяются Яким Нагой, Ермил Гирин, Трофим и Агап.

Положительные образы крестьян

Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на “землю-матушку”, на “пласт, сохой отрезанный”.
Всю свою жизнь он работает “до смерти”, но при этом остается нищим.

Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда “как липочка ободранный” – ничем не удивляет слушателей.

Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди “в работе и в гульбе”. Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни (“надо бы громам греметь”) – вот основные составляющие образа Якима.

Обратите внимание

Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой.

Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: “крестьянских душ владение окончено!”. Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.

Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром.

Он “душой не покривил”, а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние.

Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.

Образы Матрены и Савелия

Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия “женской доли”, которая “горе – не житье!” автор выбрал образ Матрены Тимофеевны.

“Красивая, строгая и смуглая”, она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в “девичей холе”. После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца.

Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине. Матрена поражает своей силой и стойкостью.

Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат. Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…

Важно

К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены (“он жил сто семь годов”), Савелий не раз задумывается: “Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?”.

Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь.

Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.

Образ крестьян-холопов

Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа.

Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: “Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать”. Однако нельзя жить с барином “ладком” – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику.

Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: “Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!”. На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей.

Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.

Итак, из различных образов крестьян “Кому на Руси жить хорошо” складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» — Сочинения

Кому живется весело, вольготно на Руси? Это главный вопрос, который поднимается в известной поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Характерные черты русского крестьянства

Собирательные образы бедного российского люда представлены в странствующих крестьянах, которые ищут счастья, но не находят его в среде трудового народа. Всех их отличает чрезвычайная любознательность, бедность и непритязательность.

Где бы они ни проходили, везде видят только боль, унижение и нищету крестьян, солдат и рабочих.

Их можно назвать героями-правдоискателями, которые, видя жизнь купечества, дворянства и духовенства и сравнивая её со своей, делают вывод, что богатые живут за их счет.

Совет

Народ всегда любил работать, но за свой труд получал гроши. Главные герои считают, что чувство собственного достоинства должно рано или поздно поднять народ с колен и сделать их полноправными членами общества.

Этот человек жил когда-то в Питере, но проиграв суд с купцом, оказался в тюрьме. Когда он вернулся оттуда, то не имел ни гроша в кармане, ни жилья. Пришлось браться за соху. Его деревня Босово утопает в тяжком труде и беспросветной бедности.

Однако, причиной такого положения крестьянин считает не пьянство, а работу на хозяина. Он думает, что знает силу и слабость крестьянской души. Всегда готов придти на помощь нуждающемуся, без колебаний помогает Матрене Тимофеевне в трудную минуту.
Ермила Гирин и Савелий

Ермила — уважаемый человек, не обделенный умом, неподкупный и честный. Единственное, что грызет его душу, это обман, который он совершил когда-то, отдав в солдаты соседского парня вместо своего брата. Во время крестьянского бунта Ермила поддерживает бедноту, а она доверяет ему и слушается.

Савелий предстает перед нами в образе богатыря из народных сказаний. В нем сочетаются сила, доброта, сострадание к ближнему и гордость. Он не считает себя рабом, обреченным на тяжкий труд. Он призывает народ к бунту против угнетателей.
Матрена Тимофеевна

Характерные черты крестьянства

Её судьба типична для русской крестьянки. После замужества она попадает в «ад» крестьянской жизни и терпит многие лишения, горе и бесправие. Но она сильная женщина и вынуждена отдавать все силы работе, чтобы прокормить семью.

Её характер тоже можно назвать богатырским. На таких женщинах и держится весь русский народ. Матрена Тимофеевна любит петь, и в песнях слышится вся боль её многострадальной души.

Некрасов показывает, что через народные песни можно понять чаяния самого народа.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-komu-na-rusi-zhit-horosho/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector