Образ путешественника (путешествие из петербурга в москву) сочинение

«Путешествие из Петербурга в Москву» — сочинение

Александр Николаевич Радищев является одним из первых авторов в XVII века, который стремился понять истоки социальных противоречий. Радищев был дворянского происхождения и был достаточно образованным человеком. Александр Николаевич не приветствовал насилия и не права ты, которые окружали его.

Путешествие из Петербурга в Москву

В своём творчестве автор явно сочувствовал обычным людям. Одним из знаменитых произведений Радищева является «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор работал над данной повестью порядка десяти лет.

Кроме этой работы в творчестве автора присутствуют, поэмы, стихотворения, трактаты… Но все же именно это повесть сильно повлияла на судьбу Александра Радищева.

Увы, но сразу после выхода книги в свет, писатель был осужден за вольномыслие и за призыв к революции.

Труд крестьян

В книге идёт речь о небольшом путешествии барина, во время которого перед ним предстают условия жизни обыкновенных людей. Радищев детально рассматривает бытие крестьян, он беседует с ними и осознаёт какой труд совершают эти люди изо дня в день.

Радищеву искренне жаль своих литературных героев. Читатель может заметить это с самого начала произведения. Писатель рассказывает о крестьянах и называет их здравомыслящим и людьми. Он считает, что простой народ обладает чувством собственного достоинства.

Обратите внимание

В своем произведении Александр Николаевич особо подходит к созданию образа крестьянки Анюты, которая отвергла помощь незнакомца. Автор якобы сравнивает красоту обычного народа с деградации помещиков. Также в книге повествуется о мужчине, который должен работать в выходные дни и в ночное время суток.

Связано это с тем, что в оставшееся время, он трудится на благо барина. В каждой главе явно прослеживается негативное отношение дворян к подневольному народу.

Моральные принципы героев

Невзирая на всё это, обычно народ из книги Александра Николаевича не предстаёт перед читателем в образе жертвы. Напротив в нём заложены моральные принципы и устои. Конечно же, среди них можно повстречать и тех, кто считает себя рабом не только физически, но и по духу.

В данном произведении писатель восхваляет уникальность русского народа. Русское народное творчество представляется Радищеву прежде всего характером и душой людей. Автор стремится указать читателю на те черты, которыми наделено общество. Радищев сумел показать обычного крестьянина с совершенно другой стороны.

Наследие автора

Я считаю, что автор достиг своей цели. Он не просто поведал правдивую историю, а также сумел донести до нас своё видение положения. Александр Николаевич передал своё отношение к тем трудностям, которые царили в былые времена. Конечно же писатель оставил свой след в литературе как настоящий мыслитель.

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/po-proizvedeniyu/puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-sochinenie.html

Образ автора в Путешествии из Петербурга в Москву А.Н. Радищева

Автор «Путешествия» с первой же фразы представляет читателю своё произведение как плод не абстрактных размышлений, а возмущённого чувства: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала».

От чувств к идее – так строится большинство глав книги. Автор, например, видит бедную крестьянскую избу —  первым делом из его груди вырывается восклицание: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? – то, чего отнять не можем — воздух».

Начинается ряд рассуждений, приводящий к морали: «О! если бы человек, входя по часту во внутренность свою, исповедал бы неукротимому судии своему, совести, свои деяния.

Претворённый в столп неподвижный громоподобным её гласом не пускался бы он на тайные злодеяния» (такая манера изложения говорит о принадлежности писателя к сентиментализму).

Предпосылка Радищева антиисторична: по его мнению, самодержавие и крепостничество возникают от склонности людей к самовластию.

Теория ответа на насилие насилием имеет под собой в мировоззрении Радищева прочную базу жизненного опыта и социологических размышлений.

Писатель не в силах сочувствовать самодержцу, угнетателю себе подобных жестокосердному помещику, и переживания таких людей его не интересуют.

Важно

Композиция «Путешествия» определяется характером дороги, по которой едет путешественник. Героя не надо отождествлять с Радищевым, но и нельзя его отделать от писателя. Герой – человек, напоминающий Радищева, близкий к нему по мировосприятию.

Художественные принципы писателя носят переходный характер. Его мировоззрение проникнуто гражданственностью, просветительскими идеями гуманизма, свойственными сентименталистам. Но нельзя забывать и о большой роли классицистических традиций в «Путешествии»: например, высокий слог.

Главная ценность радищевской мысли в том, что он первым в русской литературе прямо заявил о неизбежности революции, о необходимости свержения самодержавия.

Радищев раскрывает в русском народе новые черты, вызывающие у путешественника чувство восхищения.

Автор стремился к усложнению языка своего произведения: из-за этого задерживается внимание читателя.

Автору «Путешествия» одинаково дороги и путешественник, и «сочувствователи» его, и рассказчики: это, по сути дела, единомышленники Радищева, его друзья, помогающие донести до читателя основные темы и идеи его произведения.

Автобиографические черты рассеяны по всему произведению так, что устами путешественника и его собеседников, а иногда и путников говорит сам Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» как бы вырастает из громадного жизненного опыта и знаний Великого мыслителя, Гражданина, Борца.

Потому и невозможно отделить фигуру путешественника от самого.

Путешественник – главный герой произведения А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Повествование ведется от первого лица, поэтому сам путешественник и является рассказчиком. По сюжету, герой направляется из Петербурга в Москву, по пути останавливаясь в других городах.

Рассказ представляет собой путевые заметки путешественника, который движется по пути от заблуждений к истине. Герой отличается просветительским духом и чувствительностью.

Совет

Всю дорогу он размышляет над встречающимися ему проблемами, сочувствует бедным людям и нередко, тронутый чьим-нибудь грустным рассказом, пускает слезу.

«а сам не то же ли, или еще хуже того делаешь. Какое преступление сделал бедной твой Петрушка, что ты ему воспрещаешь пользоваться усладителем наших бедствий, величайшим даром природы нещастному, сном.

– Он получает плату, сыт, одет, ни когда я его не секу ни плетьми, ни батожьем.

(О умеренной человек!) – и ты думаешь, что кусок хлеба, и лоскут сукна тебе дают право поступать с подобным тебе существом, как с кубарем».

Путешественник намекает читателю, что все беды исходят от самого человека. Он предлагает смотреть на истину и мир «прямо». Несмотря на то, что в книге нет развернутого портрета героя, в отдельных главах встречаются отрывочные сведения о нем.

Если читать внимательно, то становится ясно, что он небогатый дворянин и чиновник. Труднее сложить впечатление о его возрасте и семейном положении. Судя по отрывкам, он вдовец и у него есть взрослый сын, которому скоро на службу. В юности он был иным: жестокосердым и беспечным.

Так, например, он мог быть жесток к своему слуге Петрушке, мог быть замечен в отношениях с публичными женщинами.

Путешественнику А. Н. Радищева присуща ирония и самоирония, легко сменяющаяся добродушным юмором. Путешественник А.Н. Радищева стал одним из первых героев-интеллигентов в русской литературе.

Как истинный интеллигент он был образован, сострадателен, обладал аналитическим умом и иронией, а также чувством вины перед народом.

Помимо этого, он был «на руку нечист, где что похожее на рассудительное увижу, то тотчас стяну» (записки семинариста)

Путь: Петербург – София – Тосна – Любань – Чудово – Спасская Полесть – Подберезье – Новгород – Бронницы – Зайцово – Крестьцы – Яжелбицы – Валдаи – Едрово – Хотилов – Вышний Волочок – Выдропуск – Торжок– Медное – Тверь – Городня – Завидово – Клин – Пешки – Черная грязь – Москва.

Источник: https://students-library.com/library/read/46041-obraz-avtora-v-putesestvii-iz-peterburga-v-moskvu-an-radiseva

Готовые школьные сочинения

июля 10 2015

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Радищев Рабства враг. А. Пушкин Александр Николаевич Радищев — первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” необходимость революции в России против монархии и крепостного права.

Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника родного народа. В мае 1790 года на прилавке одного из книжных магазинов столицы появилось произведение А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”.

Работа печаталась без указания автора, в ней с неслыханной для того времени смелостью и прямотой “безымянный путешественник” наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти.

Познакомившись с книгой, напуганная Екатерина II говорила о Радищеве (имя автора вскоре было установлено), что “это бунтовщик похуже Пугачева”.

Обратите внимание

Александр Николаевич Радищев в то время стоял на высоте наиболее передовых идей своего времени, он был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительской философии, но книга “Путешествие из Петербурга в Москву”, написанная на русской исторической почве, была кровно связана с русской действительностью последней трети XVIII века. В своей внутренней политике Екатерина II отстаивала прежде всего интересы дворянства, затем купечества. Имея в виду “Манифест о вольности дворянства”, Радищев писал в “Путешествии из Петербурга в Москву”, что “крестьянин в законе мертв”.

Действительно, подобными указами правительства крестьянин отдался в полное распоряжение помещика, порабощение крестьян становилось все более бесчеловечным. Не существовало никакого закона, определяющего размеры крестьянских повинностей — барщины и оброка.

Именно об этом и говорит Радищев в главе “Любани”.

Встречаясь с крестьянином, путешественник удивлен, что тот работает в воскресенье: “— Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям? — Нет, барин, я прямым крестом крещусь,— сказал он…— в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…

— Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным? — Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет”. После этого разговора путешественник грозно предупреждает крепостников: “— Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение”.

Читайте также:  Почему люди бывают жестоки друг к другу? итоговое сочинение 11 класс

Постепенно автор переходит к рассуждениям о себе и своем слуге Петрушке. Разве не так же несчастен его крепостной, кто дал власть одним людям над другими? “Закон!” Слезы гнева и стыда текут по лицу путешественника. Он серьезно задумался о несправедливости окружающего мира и ужаснулся пропасти, которая разверзлась между ним и крестьянами.

Это в силах понять только совестливый человек, именно таким и предстает перед читателями автор-рассказчик. “Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала”. А сам он очень за многое осуждает не только свой класс, но и себя.

Радищев “взирает” на действительность взволнованным взором патриота, пламенного гражданина, страстно желающего счастья своей стране.

С каждой новой главой “Путешествия из Петербурга в Москву” перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране.

Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости; государственная служба является неприкрытым орудием классового угнетения.

Подрядчики хищничают, вельможи грубо и цинично попирают закон, крепостники-Помещики грабят и мучают своих крестьян.

Безбрежное морестраданий закрепощенного крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги. В “Путешествии из Петербурга в Москву” “благополучных деревень” не существует.

Время от времени на страницах мелькают положительные образы “добрых дворян”. Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей.

Важно

Тема восстания народа, порабощенного крестьянства против “алчных зверей, пиявиц ненасытных” и “злодея злодеев всех лютейшего” — царя проходит через все произведение.

Радищев оправдывает выступления крепостных против помещиков, более того, он призывает их к решительной борьбе с крепостничеством и самодержавием. Несмотря на то, что произведение напечатано около двухсот лет назад, многие обвинения Радищева актуальны и в наше время.

“И мы страну опустошения назовем блаженною… где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза укрова?” Не про нас ли?!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » «Путешествие из Петербурга в Москву» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu/

Школьное сочинение образ путешественника в книге радищева

Здається. Ми загубили цю сторінку. Ми обов’язково її знайдемо.

Ваш запит був такий: www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?bookid=0&id=80.

Якщо Ви впевнені, що не намагалися зламати сайт, повідомте адміністратора про помилку.

При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Александр Николаевич Радищев был первым русским революционером, принадлежащим к классу дворян. В своем произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” он провозгласил назревшую необходимость революции, выступил против крепостного права и монархии. Он был страстным патриотом и в своей книге яркими красками нарисовал картины самодержавной деспотии и крепостной неволи.

Данное произведение появилось в одном из книжных магазинов столицы в мае 1790 года.

«Путешествие…» было напечатано без указания автора, поскольку в нем смело и решительно наносил “безымянный путешественник” сокрушительные удары по патриархальным устоям современной ему императорской России: царской власти, господству православной церкви, крепостному праву.

Имя автора скоро было установлено, Екатерина II была напугана содержанием книги и сравнивала Радищева с Пугачевым, называя писателя еще большим бунтовщиком.

Александр Николаевич Радищев пропагандировал наиболее передовые идеи своего времени, ему были известны великие труды французских просветителей, однако его “Путешествие из Петербурга в Москву” было написано на русской исторической почве, в нем отражалась русская действительность 70-90-х годов XVIII века. Екатерина II в своей внутренней политике прежде всего отстаивала интересы дворянства и купечества.

Говоря о “Манифесте о вольности дворянства”, в своем «Путешествии…» Радищев писал, что “крестьянин в законе мертв”. Согласно таким указам правительства, крестьянин переходил в полное распоряжение помещика, крестьяне все больше порабощались, и это порабощение приобретало бесчеловечные черты.

Совет

Законы, определяющие размеры крестьянских повинностей – оброка и барщины, – отсутствовали. В одной из глав своего произведения – «Любани» герой Радищева разговаривает с крестьянином, работающим в воскресенье.

Путешественник предполагает, что крестьянин – раскольник, однако тот отвечает, что вынужден шесть дней в неделю ходить на барщину, поэтому на своей земле он работает в воскресенье.

Да еще хлеб добывать можно и ночью, с голоду не умрет тот, кто не ленится.

Выслушав крестьянина, путешественник обращается к крепостникам, чтобы те страшились жестокосердных помещиков, ведь на челе каждого крестьянина видится осуждение. Но тут мысли героя обращаются к нему самому и к его слуге Петрушке. Путешественник приходит к выводу, что его крепостной так же несчастен.

Так кто же дал одним людям власть над другими? Ответ напрашивается сам собой: «Закон!» По лицу героя текут слезы стыда и гнева. Задумавшись о несправедливости окружающего мира, он пришел в ужас от той пропасти, которая существует между ним и крестьянами.

Только совестливый человек может понять это, и мы видим, что герой Радищева именно такой.

Герой взглянул на мир вокруг него и его душа «страданиями человечества уязвлена стала». Он за многое осуждает свой класс и себя самого. В путешественнике мы видим Радищева, глядящего на действительность взором патриота, который горячо желает своей стране счастья.

Каждая новая глава произведения – это картины безобразий, вранья и произвола, которые безнаказанно свершаются в стране, где правит самодержавие и крепостничество. Эти картины разнообразны, но одинаково типичны.

Вопиющая несправедливость творится спокойно и обыденно, а государственная служба – это неприкрытое орудие классового угнетения. Хищные подрядчики, грубые и циничные вельможи, грабящие и мучающие своих крестьян крепостники-помещики несут крестьянам бесконечные страдания, которыми пропитаны почти все страницы «Путешествия…» Радищева.

Обратите внимание

В произведении не существует “благополучных деревень”. Периодически на страницах книги проскальзывают положительные образы дворян. Но это единичные образы, и они не способны что-то изменить в этом мире.

Сквозь все произведение проходит тема восстания порабощенного крестьянства, которое выступает против царя — “злодея злодеев всех лютейшего”, а также его приспешников-дворян — “алчных зверей, пиявиц ненасытных”.

А.Н. Радищев не только оправдывает выступления крепостных крестьян против помещиков, но и призывает их вступить в решительную борьбу с самодержавием и крепостничеством.

Произведение Радищева написано около 200 лет тому назад, но множество обвинений Радищева и по сей день актуально. Автор в своем «Путешествии…» говорит, что в стране опустошения, которую мы называем блаженной «сто гордых граждан утопают в роскоши» и при этом «тысячи не имеют надежного пропитания» и укрытия от холода и зноя. Не о нас ли это сказано?!

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/5812/

Путешественник – герой произведения А. Н. Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву»

Путешественник — характеристика персонажа

Путешественник — главный герой и рассказчик знаменитой книги, за которую Радищев был назван Екатериной II «бунтовщиком хуже Пугачева» и посажен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил писателя к смертной казни, замененной по повелению императрицы лишением чинов, дворянства и ссылкой в Сибирь. Запрет с мятежной книги был снят только после революции 1905 г.

Книга представляет собой путевые записки странствующего по российской провинции П. Жанр путешествия связан с двумя традициями европейской культуры XVIII»Шв.

В просветительских романах воспитания путешествие использовалось как наиболее удобная форма, позволяющая показать эволюцию героя и постепенное обретение им истины.

От традиции просветительского романа отталкивается «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна, давшее название целому литературному направлению (сентиментализм) и ставшее ближайшим источником «Путешествия» Радищева.

Книга Радищева соединила в себе обе традиции: П. Радищева, как и герой просветительского романа, твердо движется по пути от заблуждений к истине. Вместе с тем он по-стерновски «чувствителен», все впечатления его имеют бурные внешние проявления: «Слезы потекли из глаз моих» (гл. «Любань»); «Я рыдал вслед за ямским собранием» (гл. «Клин»).

П. вовсе не идентичен автору — хотя предваряющее книгу Посвящение, написанное от имени Радищева, указывает на близость автора и его героя.

Импульсом к созданию «Путешествия из Петербурга в Москву» явилось чувство сострадания: «Я взглянул окрест меня, душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

Следующая фраза вновь напоминает читателю о просветительских задачах «Путешествия»: «Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы».

Важно

Читателю предлагается вслед за П. научиться видеть истину и «взирать» на мир «прямо».

В книге отсутствует описание П. как литературного персонажа, с развернутым портретом и биографией. Отрывочные сведения о П.

рассеяны по отдельным главам — их легко не заметить, и, для того чтобы сложить их в цельный образ, требуется немалое читательское внимание. Социальное положение его достаточно ясно: П. — небогатый дворянин, чиновник.

С меньшей степенью определенности мы можем говорить о возрасте героя и семейном положении — он вдов, у него есть дети, старший сын скоро должен отправиться служить.

В юности П. вел жизнь обычного молодого дворянина. В самом начале путешествия (гл. «Любань») обличая «жестокосердого» помещика, П. вспоминает о своем жестоком обращении с кучером Петрушкой, которого избил по ничтожному поводу. Но отличие все же есть: герой способен раскаяться.

Читайте также:  Семья ростовых и болконских в романе война и мир толстого сочинение

Глубокое раскаяние рождает в нем мысли о самоубийстве (гл.

«София»), что определяет некоторый пессимизм начальных глав, но в заключительных главах общий тон рассказа делается оптимистичным — несмотря на то что число трагических картин и впечатлений к концу путешествия только возрастает.

Размышления по поводу увиденного приводят П. к прозрению истины, состоящей в том, что любая действительность может быть исправлена. Автор выносит на суд читателя несколько возможных путей к преобразованию социального строя крепостной РОССИИ: и реформы сверху (гл. «Хотилов» — П.

находит; в этой главе записки с «Проектом в будущем»), просвещение дворянства с помощью правильного воспитания (гл.

«Крестцы» — здесь герой выслушивает рассказ уже «просвещенного» дворянина о воспитании его детей), крестьянский бунт («Зайцеве» — в этой главе рассказывается о том, как гнев крепостных против жестокого помещика привел к тому, что крестьяне убивают своего мучителя).

Существенное место в размышлениях о возможностях преображения России занимает и гл. «Тверь», внутри которой помещена ода «Вольность», где обосновывается право народа на революционный переворот.

Совет

В советском литературоведении была распространена точка зрения, что именно последний путь выражает взгляды самого Радищева. Однако текст «Путешествия» не дает нам оснований для подобных утверждений. Для Радищева равноправны несколько путей изменения русской действительности. Так, крестьянский бунт вызывает искреннее сочувствие»Шв.

и полностью оправдывается им как «естественное право» крестьян быть людьми. В крепостническом государстве они перестали быть гражданами, закон не охраняет их. «Крестьяне в законе мертвы» — ключевая фраза книги. Воспитание крестицким дворянином своих детей как истинных сынов Отечества также рождает в герое уважение и надежду.

Итак, ни одна из возможностей не абсолютизируется автором, право выбора остается за читателем.

Многие события, описанные в тексте, не основываются на непосредственных наблюдениях П., но рассказаны ему самыми разными людьми, встреченными в дороге. В текст вводятся и «чужие» произведения, случайно найденные П.

: два «проекта в будущем», «наставление отца детям», «Краткое повествование о происхождении цензуры», ода «Вольность». При этом П. лично встречает автора этой оды, «новомодного стихотворца» (гл.

«Тверь») — определение, за которым скрылся сам Радищев.

Благодаря постоянной иронии и самоиронии П. патетика; легко сменяется на добродушный юмор даже по отношению к идеям, как будто не допускающим несерьезности тона.

Изложение многих далеко не безразличных Радищеву мыслей сопровождается ироническими ремарками: так, предоставив на суд читателю «проект в будущем» (план изменения общества с помощью реформ сверху), сам П.

почитает за «благо» «рассуждать о том, что выгоднее для едущего на почте, чтобы лошади шли рысью или иноходью, или что выгоднее для почтовой клячи, быть иноходцем или скакуном? — нежели заниматься тем, что не существует». Ироничность П. напоминает стерновские остроумие и легкость.

Несмотря на очевидную связь «Путешествия» с сентиментализмом, стиль Радищева далек от гладкости сентименталистского слога. Язык его нарочито тяжел, осложнен длинными синтаксическими конструкциями, изобилует церковнославянизмами.

Обратите внимание

Ключ к раскрытию смысла подобной стилистической тяжеловесности кроется в объяснениях, сделанных автором «Вольности» по поводу его оды. «Вольность» не раз упрекали в трудности языка, однако по слову автора — «в негладкости стиха изобразительное выражение трудности самого действия».

«Тяжелый» предмет, тема требует и тяжести слога.

Кроме того, эта «тяжесть» отсылала и к вполне определенной культурной традиции. Сложность синтаксиса, обилие церковнославянизмов, заставляющих читателя буквально продираться сквозь повествование, делало речь П. особой, именно — пророческой.

Библейский пророк должен говорить торжественно и высоко.

Использование архаизмов, речевая затрудненность, высокий стиль применялись Радищевым (а впоследствии и декабристской, и всей революционной литературой) как своеобразный пропагандистский прием: «непонятность» речи означала серьезность и важность темы.

После Радищева жанр путешествия в русской литературе прочно связался с темой России. Именно образ дороги позволял организовать в единое художественное пространство бесконечные российские просторы и пестроту русских нравов.

Вспомним и «Мертвые души» (1842) Гоголя, и «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1877) Некрасова, и структурно самую близкую к «Путешествию» Радищева «поэму» в прозе Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» (1969) — стлавами — названиями станций, с предельно близким автору лирическим героем и общим духом «вольности» и оппозиции существующему государственному строю.

П. Радищева — один из первых образов интеллигента (пусть само это слово появилось в языке значительно позже) в русской литературе, воплотивших в себе все основные «интеллигентские» качества: широкую образованность и готовность сострадать, острый аналитический ум и чувство вины перед народом, иронию и часто несколько преувеличенную «чувствительность».

Источник: http://www.rlspace.com/puteshestvennik-geroj-proizvedeniya-a-n-radishheva-puteshestviya-iz-peterburga-v-moskvu/

Изображение народа и образы в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева

Одним из самых значимых явлений русской литературы восемнадцатого века является произведение А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно написано в известном в то время жанре «путешествия», раскрыл который Л.Стерн, родоначальник сентиментализма.

Радищев в своей собственной оценке человека вообще руководствовался произведениями писателей-сентименталистов и считал, что человек отличается от животного как раз способностью к состраданию.

Жалость, сочувствие — основные чувства повествователя в романе: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

Важно

Чему же сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. «Крестьянин в законе мертв», — пишет Радищев.

Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава «Зайцево». На протяжении многих лет жестокий помещик и егосемья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни.

Участь крестьянина страшна: «И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме». Но повествователь, воспитанный на идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве своем просто по-человечески лучше помещиков.

Помещики в романе Радищева почти все отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны, они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при сравнении городских и деревенских девушек: «Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены.

Вам смешно, что у них ступни в пять вершков, а может быть, и в шесть.

Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом, и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?» Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских «на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа».

Главная заслуга Радищева и главное отличие его произведения от большинства обличительной литературы восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права:

Покоя рабского под сенью

Плодов златых не возрастет;

Где все ума претит стремленью,

Великость там не прозябает.

Оригинальность «Путешествия из Петербурга в Москву» заключается в том, что Радищев, взяв форму «путешествия», наполнил ее обличительным содержанием.

Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из «Путешествия из Петербурга в Москву» озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.

«Путешествие из Петербурга в Москву» — первый русский идеологический роман, где ставятся не столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и значение для всей нашей литературы.

Александр Николаевич Радищев — легендарная фигура, особенно для русской революционной интеллигенции XIX века.

Совет

В его взглядах на русское общество видели радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для многих поколений русских читателей окружено ореолом мученичества.

Это связано с историей создания книги «Путешествие из Петербурга в Москву», над которой писатель работал около десяти лет.

Направленная против царизма и помещичье-крепостнического строя, книга эта вызвала гневную реакцию царствующей тогда Екатерины II.

Прочитав «Путешествие», императрица пришла в негодование и написала в примечаниях: «Надежды полагает на бунт мужиков… Царям грозится плахою… Он бунтовщик хуже Пугачева».

Радищева вскоре после выхода книги арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Сибирь, в Илимский острог.

После революции 1917 года литературоведы-марксисты увидели в Радищеве зачинателя социализма в России, но в этих суждениях они шли по стопам В.И. Ленина, который поставил Радищева «первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости».

А.Н.Радищев писал стихи, поэмы, сочинил философский трактат «О Человеке, о его смертности и бессмертии», но в памяти потомков он остался всего лишь автором «Путешествия из Петербурга в Москву».

Надо отметить, что это сочинение получило весьма нелестную характеристику А.С.

Пушкина, который написал, что оно «причина его несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге».

Обратите внимание

Недостатком книги, безусловно, является то, что она представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой лишь названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник.

Чувствуется большое влияние французских просветителей, провозгласивших идеи равенства и братства. Основная направленность произведения — тенденциозная критика существующего жизненного уклада в России.

В «Путешествии» Радищева мы видим картины жизни крепостного крестьянства.

В главе «Пешки», описывая избу, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает нищету народа и гневно восклицает: «Алчность дворянства, грабеж, мучительство — вот что довело крестьян до такого состояния…» О том, как крестьянин работает, каков его труд, писатель рассказывает в главе «Любани».

Читайте также:  Катерина - луч света в темном царстве сочинение

Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи. После разговора с крестьянином автор восклицает: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

Картину эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев в главе «Вышний Волочок». Здесь рассказывается о помещике, который отнял у крестьян все их земли и заставил работать на себя круглый год. «Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина», — восклицает, обращаясь к помещику, писатель.

В главе «Медное» описывается продажа крестьян с публичного торга. Вот продают старика 75 лет, вынесшего на своих плечах с поля битвы раненого отца капитана Г., который теперь его и продает; старуху, жену старика, кормилицу и няньку.

Женщину — кормилицу барина, ее дочь с младенцем и мужем. И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки.

Радищев заканчивает тяжелое описание продажи утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а «от самой тяжести порабощения».

Важно

Автор говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Отдельные порядочные люди, изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, считает он, так как весь строй против них. Исправить положение в стране может только революция.

Достоевский по поводу стиля Радищева говорил, что «обрывки и кончики мыслей» у него соседствуют с вольными переводами французских просветителей. Это настоящий приговор художественному достоинству произведения.

Немалую заинтересованность приносит суждение профессора В.В.

Виноградова, специалиста по истории русского литературного языка, который писал: «Радищев, «западник» до мозга костей по своим убеждениям, по образованию, по всей культуре мышления, в то же время с гениальным прозрением для выражения своих мыслей — в прозе и стихах — обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка… Но эта линия в литературе была еще слабо продвинута, а потому Радищев — только зачинатель того процесса, который свое завершение нашел в Пушкине».

Источник: https://school-essay.ru/izobrazhenie-naroda-i-obrazy-v-proizvedenii-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-radishheva.html

А.Н. Радищев Анализ «Путешествие из Петербурга в Москву»

Революционные идеи Радищева наиболее полно выражены в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790). Образно характеризуя русское самодержавие, Радищев поставил эпиграфом к своему произведению стих из поэмы В.К. Тредиаковского «Телемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Эпитеты к слову чудище означают: обло – круглое, жирное; озорно – творящее безобразие, беззакония; стозевно – имеющие сто глоток, жадное, ненасытное; лаяй – лающее, ругающееся. В предисловии автор указывает причину, побудившую его писать: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

Книга Радищева написана в форме путевых заметок, а главы ее поименованы названия тех почтовых станций, на которых останавливался герой-путешественник. Это дало автору возможность широко охватить русскую действительность конца XVIIIвека.

Перед читателем предстают люди всех слоев общества: поместные и служилые дворяне, чиновники-разночинцы, дворовые слуги, крепостные крестьяне.

Форма путевого дневника позволяла Радищеву глубоко раскрыть мысли, чувства, переживания путешественника, передать его впечатления от увиденного.

Екатерина IIутверждала, что «лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во вселенной». Эту насквозь лживую мысль развенчал в своей книге Радищев. Крестьяне, справедливо утверждает он, отданы в кабалу помещикам: «Се-жребий заклепанного во узы… се жребий вола во ярме».

В главе «Любани» рассказано о встрече путешественника с крепостным крестьянином, который вынужден все шесть дней недели работать на барщине. Чтобы обеспечить пропитание своей семье, он трудится и в праздники, и в лунные ночи.

Крестьянин мечтает о том, чтобы с него брали оброк: «Правда, что иногда и добрые господа берут более трех рублей с души, но все лучше барщины».

Совет

Варварская эксплуатация крестьян производит на путешественника такое гнетущее впечатление, что, оставшись наедине с собой, он мысленно восклицает: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

В главе «Пешки» открывается поразительное зрелище крестьянской нищеты. Вместе с радищевским героем-путешественником читатель видит тесную, задымленную избу, жалкую крестьянскую одежду («посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода»). Пища крестьян – хлеб «из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки»; сахар для них – «боярское кушанье».

Сила книги Радищева не только в обличении крепостного права. Важно и другое: писатель показывает, что русский крестьянин не стал рабом по натуре. Крестьяне умны, предприимчивы, они не утратили человеческого достоинства, способны к протесту против насилия и угнетения.

В главе «Едрово» герой-путешественник взволнованно восклицает: «Нет, нет, но (крестьянин) ив, он жив будет, если того восхочет!» Эта мысль очень существенна. В ней утверждается нравственная стойкость русского народа и его святое право на восстание против угнетателей.

Радищеву были хорошо известны грозные события Крестьянской войны 1773-1775 годов. Об этих событиях он с беспощадной прямотой напоминает дворянству, угрожая ему новым Пугачевым: угнетенные «ждут случая и часа. Колокол ударяет… Мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будут посул за нашу суровость и бесчеловечие» (глава «Хотилов»).

Особое место в «Путешествии…» занимает глава «Спасская полесть», посвященная обличению «чудища стозевна» — самодержавной власти. Основная часть «Спасской полести» построена как развернутая аллегория (иносказание). Путешественнику приснилось, что он царь, окруженный раболепными придворными. Царедворцы подобострастно ловят каждое его слово, каждый взгляд.

Все безудержно восхваляют монарха за то, что он «усмирил внешних и внутренних врагов, расширил пределы отечества», восхищаются милосердием самодержца, его справедливостью. Но вот появляется скромно одетая женщина, Прямовзора, которая называет себя Истиной, и снимает пелену с глаз царя.

Что же видит он? Оказывается, одеяния его, «столь блестящие… замараны кровию и омочены слезами»; на перстах у него «остатки мозга человеческого», ноги стоят в тине. Во взорах окружающих – «хищность, зависть, коварство и ненависть». Военачальники и министры утопают «в роскоши и веселии», вместо того чтобы исполнять свой долг.

Обратите внимание

Речь в этой аллегории идет о неправой власти тирана, в частности екатерининском царствовании, внешне блистательном, а по сути своей несущем народу неисчислимые бедствия.

В «Путешествии…» Радищев показывает, что самодержавие и власть помещиков над крестьянами могут быть уничтожены только насильственным путем. В главу «Тверь» писатель включил свою оду «Вольность». В ней дана впечатляющая картина народного восстания:

Возникнет рать повсюду бранна,

Надежда всех вооружит;

В крови мучителя венчанна

Омыть свой стыд уж всяк спешит.

Восставшие, захватив власть, вершат строгий суд над царем-преступником, забывшим о своем долге перед народом. Суровый приговор грозных мстителей гласит: «Умри! Умри же ты сто крат!»

Оду «Вольность» Екатерина IIпризнала «совершенно явно и ясно бунтовской, где царям грозится плахою…»

Радищев поставил свое дарование на службу народу. Писатель сделал именно народ центральным героем «Путешествия из Петербурга в Москву» — самой яркой своей книги.

Народ в изображении Радищева – не безликая масса. Каждое действующее лицо «Путешествия…» наделено своими отличительными чертами.

Вдумчивый читатель запомнит и неутомимого крестьянина-пахаря («Любани»), и скромную, но гордую девушку Анюту («Едровово»), и крепостного интеллигента, предпочитающего двадцатипятилетнюю солдатскую службу унизительному существованию дворового слуги («Городня»), и многих других героев-крестьян.

Писатель-революционер в созданных им художественных образах раскрыл зависимость взглядов и поступков человека от социальных условий.

Важно

На страницах «Путешествия…» мы встречаем не только сильных духом крестьян-тружеников, но и крестьян-холопов, развращенных крепостным правом.

И дворянская среда, по мысли писателя, порождает не одних лишь «пиявиц ненасытных», но и критически мыслящих, гуманных людей, способных подняться над интересами своего класса и идейно порвать с ним.

Осуждение развращенных нравов самодержавно-крепостнической России неразрывно связано у Радищева с поисками правды и красоты. Высокую красоту писатель находил в трудовой деятельности народа, в нравственном облике труженика, создателя материальных и культурных ценностей. Писатель верил в великое будущее народа:

О, народ, народ преславный!

Твои поздник потомки

Превзойдут тебя во славе…

………………………………

Все преграды, все оплоты

Сокрушат рукою сильной,

Победят – природу даже, —

И пред их могущим взором,

Пред лицом их озаренным

Славою побед огромных

Ниц падут цари и царства.

«Песни, петые на состязаниях…»

В «Путешествии» уделяется значительное внимание «волнениям сердца». Эта особенность нашла отражение и в языке книги, во внутренних монологах путешественника, в риторических вопросах, обращениях и восклицаниях.

В книге Радищева еще немало славянизмов: окрест (вокруг), мраз (мороз), вещаю (говорю), ведаешь (знаешь) и т.п.

Пользуясь примерами ораторского красноречия, характерными для его времени, Радищев вводил в текст славянизмы именно там, где хотел достигнуть возвышенного, торжественного звучания художественного слова.

И все же в «Путешествии» преобладает живой русский язык, на котором говорило большинство современников писателя.

Обращение Радищева к народному языку позволило ему воспроизвести стиль крестьянской речи, точной и выразительной: «Да хотя растянись крестьянской речи, точной и выразительной: «Да хотя растянись на барской работе, и то спасибо не скажут»; «Небось, барин, не захочешь в мою кожу» («Любани»). Порой крестьянская речь в передаче Радищева близка к песне, печальной, заунывной

Совет

Автор «Путешествия» ясно сознавал новаторское значение в своих творческих исканий. Не только в области общественной мысли, но и в художественной литературе ему пришлось

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах.

Радищев – предшественник великих русских писателей XIXвека.

Русская литература. Учебник для 8 класса средней школы. Н.И. Громов Н.А. Спицына В.И. Коровин Н.К. Семенова 1988 г.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/662-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-an-radischev.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector