Основные проблемы романа тихий дон шолохова сочинение

«Тихий Дон» проблематика

В романе Шолохов рассматривает проблемы, связанные с войной и революцией начала 20 века. Писатель показывает бессмысленность и жестокость войны. В романе Шолохов рассматривает события в их преломлении к судьбам целого ряда героев.

Семья Мелеховых до войны была дружной и крепкой. Все в ней уважали отца, хозяина дома. Но вот, во время революции, убивают Петра, умирает Дарья и Наталья, погибает Прокофий Пантелеич. До мирного времени дожили только Григорий, его маленький сын и сестра – Дуняшка. Практически вся семья погибла, все разрушила война. А таких семей, во время войны, было сотни и тысячи.

Григорий Мелехов даже в конце романа остается на перепутье, один, никому не нужный. Так, Шолохов показывает читателям проблему личности и общества, проблему связи отдельного человека и исторических событий в стране.

Роман «Тихий Дон» освещает также и проблему материнства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

Обратите внимание

Также Шолохов раскрывае проблему женской любви, женской верности, на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого.

Это примеры верности и преданности казачек. Но Дарья, жена старшего брата Григория, обманывала мужа и при его жизни, и не чтит его память после смерти Петра.

Но и счастья она не знала, узнав о свой болезни, Дарья окончила жизнь самоубийствоМ.

Автор поднимает и проблему социального расслоения общества, проблему богатых и бедных, сильных и слабых. Веди из-за амбиций людей, ради права называться сильным и начинаются все войны, и гибнут тысячи невинных людей. В романе изображена борьба богатых и знатных с простыми людьми, рабочими и крестьянами.

В своем романе Шолохов показывает такие глобальные проблемы, как крушение старого мира и рождение нового. Кроме того, писатель рисует и другие общечеловеческие проблемы, раскрывает их на конкретных судьбах своих героев.

Многие герои Шолохова типизированы. Например, Ильинична — это не просто мать, хозяйка семьи Мелехов. В ее образе воплотились все лучшие черты русской матери-казачки. Именно на примере Ильиничны раскрывается в романе проблема материнской любви и трагедия матери, потерявшей всю свою семью.

    «Тихий Дон» — одно из лучших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы.

Источник: https://kratkoe.com/tihiy-don-problematika/

Важные проблемы затронутые в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Сочинения › Шолохов М.А. › Тихий Дон

Готовые Домашние Задания

«Тихий Дон» — роман-эпопея, величайший и многогранный труд Шолохова. Работа над этим произведением продолжалась на протяжении пятнадцати лет. Это, конечно же, наложило свой отпечаток и на проблематику романа, и на его сюжет, и на действующих лиц.

Надо сказать, что проблематика романа очень сложна и обширна. Ведь это не просто роман, а роман-эпопея. Значит, он затрагивает очень важные общечеловеческие проблемы, связанные с народом, на фоне колоссальных исторических событий.

В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. Издавна эти люди считали себя особенным сословием. Они жили изолированно от «мужиков», безземельных крестьян.

Это чувство превосходства над «мужиком» постоянно поддерживалось и высшими чинами. Казаки сами не понимали, что крестьяне для них – не враги.

Важно

Просто офицеры боялись объединения казаков с мужиками, боялись этой потенциальной силы, сметающей все на своем пути.

В романе Шолохов освещает проблемы, связанные с войной и революцией начала 20 века. Писатель понимает всю противоречивость этих событий. Больше того, он показывает бессмысленность и жестокость войны. В своем произведении Шолохов рисует события в их преломлении к судьбам целого ряда героев.

Посмотрим, как война и революция отразилась на судьбе одной семьи, семьи Мелеховых. Сначала, до войны, это была дружная, крепкая семья. Все в ней почитали отца, хозяина дома.

Но вот, во время революции, убивают Петро, умирает Дарья и Наталья, погибает Прокофий Пантелеич. До мирного времени дожили только Григорий, его маленький сын и сестра героя – Дуняшка. Большая семья погибла, все разрушила война.

И это только один пример, а таких семей было сотни и тысячи. Ни одну из них не помиловала война.

Противоречия смутного времени сказываются и на судьбах отдельных героев, таких, как Григорий Мелехов. Он не знает, к кому прислониться, кого послушаться. Даже в финале романа Мелехов остается на перепутье, совершенно один, никому не нужный. Таким образом, Шолохов показывает нам проблему личности и общества, проблему связи отдельного человека и исторических событий в стране.

«Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

В произведении раскрывается проблема женской любви, женской верности и страсти. Она рассматривается на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек. Но есть в романе и другое.

Дарья, жена старшего брата Григория, обманывала мужа и при его жизни, и не чтит его память после смерти Петро. За свое поведение эта героиня наказывается – она кончает с собой, узнав, что заболела «дурной болезнью».

Предполагая, как будут относиться к ней окружающие, героиня топится в Волге.

«Тихий Дон» поднимает и проблему социального расслоения общества, проблему богатых и бедных, сильных и слабых. Мне кажется, что именно из-за человеческих амбиций, ради права называться сильным и начинаются все войны, в которых гибнут тысячи невинных людей. В романе изображена борьба богатых и знатных с простыми людьми, рабочими и крестьянами.

Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий.

Совет

Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом. Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем.

Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, ни Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье.

На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.

В своем романе Шолохов показывает такие глобальные проблемы, как крушение старого мира и рождение нового. Кроме того, писатель рисует и другие общечеловеческие проблемы, раскрывает их на конкретных судьбах своих героев.

Многие герои Шолохова типизированы. Например, Ильинична — это не просто мать, хозяйка семьи Мелехов. В ее образе воплотились все лучшие черты русской матери-казачки. Именно на примере Ильиничны раскрывается в романе проблема материнской любви и трагедия матери, потерявшей всю свою семью.

«Тихий Дон» — одно из величайших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы. Решать их выпало на долю героев Шолохова, которые жили и любили в трудные и смутные для России времена.

Сочинения по теме:

  • Художественное описание дома главного героя, как выражение характера и жизни Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова сочинение
  • Сравнения описания войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» и М. Булгакова «Белая гвардия» сочинение
  • судьба Григория Мелихова, как образ русского народа в 20 веке, по роману «Тихий Дон» М. А. Шолохова сочинение
  • Жизненные принципы главного героя романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова сочинение

Источник: http://1soch.ru/sholohov-ma/tihiy-don/vajnye-problemy-zatronutye-v-romane-tihiy-don-m-a-sholohova

«Тихий Дон»: проблематика романа

В этом произведении М. А. Шолохов не ограничивается рассказом об отдельных событиях Гражданской войны. В «Тихом Доне» наряду с задачей передать всю глубину народной трагедии ставилась и иная цель — показать закономерности эпохи эпического масштаба.

Именно поэтому «Тихий Дон» начинается с рассказа о мирной жизни хутора Татарского. Это — центр вселенной главного героя романа-эпопеи Григория Мелехова.

От куреня Мелеховых повествование расходится кругами, захватывая и Петроград, и Галицию, и Волынь, и другие места, но возвращается к исходной точке.

Обратите внимание

Мирная жизнь хутора — веками устоявшееся существование, господство незыблемых традиций. Григорий Мелехов, нарушая одну из этих традиций ни при каких обстоятельствах не разрушать семью, свою собственную и чужую, — не ощущает себя правым, мучается и страдает. Нельзя сказать, что эти законы милосердны и человеколюбивы. Казачий мир жесток.

В нем убивают жену-турчанку Прокофия Мелехова из-за диких, страшных предрассудков. В нем происходят драки с «хохлами», имеющие следствием убитых и покалеченных. Герои Шолохова суровы.

Населяющие этот мир люди не ощущают его давление как что-то несправедливое, вся жестокость казачьего мира воспринимается ими как жестокость жизни, неотъемлемая ее принадлежность.

«Тихий Дон» — прежде всего произведение о донском казачестве. Это сословная группа дореволюционной России, со своими традициями, своей культурой.

Казаки — некогда вольные люди, сохранившие тягу к свободе, «воле»; особая категория населения России, освобожденная от налогов, которая обладала большими по сравнению с населением Центральной России наделами земли и была обязана поставлять в армию кавалеристов, обученных и снаряженных за свой счет.

Для казаков очень важна их сословная обособленность: в «Тихом Доне» показано, что они противопоставляют себя прочему крестьянству, «мужикам» — и «хохлам», и русским. «Иногородние», несмотря на богатство, не могут претендовать на высокое положение среди казаков.

Дед Гришака уверен, что «иногородний» купец Мохов, богатый и образованный человек, примет сватовство его внука Митьки, который хочет жениться на Елизавете Моховой.
Царское правительство широко использовало казачьи войска для подавления восстаний, в полицейских целях.

Вследствие этого отношение большинства населения России к казачеству стало однозначным. Гражданская война не улучшила отношения к казакам. Большинство из них, традиционно отстаивавших царизм, находились на стороне белых. Казачий Дон стал оплотом белого движения. Штокман называет казака вообще вооруженным кулаком, в противовес которому «рязанский кулак» безобиден.

Для Шолохова казачество — целый мир, живущий общечеловеческими радостями и бедами. Историческая судьба казачества сложнее, чем судьбы других сословий, но она так же трагична, как и судьба всей России.
Все герои повествования в романе-эпопее Шолохова органично связаны со своей средой и бытом.

Человек в этом мире погружен в мир казачьих традиций и обычаев, в бытовые заботы и проблемы. В то же время жизнь героев произведения неразрывно соединена с природой, вне которой их существование немыслимо. Жизнь крестьянина всегда была теснейшим образом связана с годовым циклом, с природой. Герои «Тихого Дона» трудятся и хотят трудиться на земле.

Пейзаж в романе-эпопее — и место действия, и параллель к переживаниям персонажей, и способ организации эпического действия.

Важно

В силу сложившихся обстоятельств Григорий Мелехов и его односельчане оторваны от земли, от привычного миропорядка. Для Григория это самое страшное из всего, что с ним случилось. После всех исторических событий жизнь людей взбаламучена, ненадежна, непонятна. Они в буквальном смысле слова потеряли почву под ногами.

Во многом повествование о революционных годах и годах Гражданской войны построено на противопоставлении жизни природы с ее вечным ритмом, жизни нормальной, естественной, правильной, и жизни людей во всей ее неестественности.

Неестественное существование человека заставляет его оторваться от природы, за что он и бывает в результате наказан.

Похоронив Аксинью, Григорий, «твердо веря, что расстаются они ненадолго», чувствует солнечные лучи на лице. Образ черного солнца в мировой литературе встречался неоднократно. Но в «Тихом Доне» он особенно символичен.

Григорий в этот момент окончательно прощается с жизнью, и для него уже и природа, бывшая всегда источником радости, окрашивается в цвет траура. Обреченность Мелехова становится понятна именно благодаря образу черного солнца.

Читайте также:  Образ и характеристика дуни в романе преступление и наказание достоевского

Человек и природа уже никогда не обретут гармонию.

Такова, в общих чертах, проблематика романа «Тихий Дон».

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: «Академия», 2010

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/sholokhov_m_a/tikhij_don_problematika_romana/14-1-0-546

Проблема свободы личности в романе м. а. шолохова «тихий дон, — сочинения по литературе

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

Какая другая книга прошлых лет так непосредственно, как «Тихий Дон», отзывается сегодня на многие наши беды и поиски — связаны ли они с кровавыми межнациональными распрями, с вопросами земли и собственности, конфликтом между гегемонией политической идеи и естественным течением народной жизни, с тем, что называется «правами человека» (и кто знает, что еще сокрыто в его глубинах относительно завтрашнего, пока неведомого нам!).

Кажется, что это не только «тяжкий млат» современности испытывает на прочность шолоховский роман, написанный в первой половине ХХ века, но и сам он, на свой лад, поверяет истинность новых времен своим общечеловеческим идеалом добра, мудростью народной, в нем заложенной.

Есть своя глубокая предопределенность в том, что с таким романом Шолохов появился именно в ХХ веке — самом немилосердном к человеческой личности, обрушившем на нее две мировые войны, торжество тоталитарных режимов, атомную угрозу, геноцид над целыми народами, терроризм.

Совет

Неспроста же проблема свободы личности явилась ключевой для этого века, а также для века ХХІ, в котором мы сейчас живем, а общественное движение «за права человека», звучавшее поначалу как-то частно и экзотично, на наших глазах выросло в глобальную философию, в учение, многих других важней и насущней.

С ним теперь всерьез приходится считаться государствам и правительствам, вне его лишаются всякого смысла любые разговоры о гуманизме, демократии, национальном самосознании, экономическом прогрессе. Неприемлемы никакие другие ценности взамен людской свободы, она в самой природе человека, — первооснова его жизни.

Может, только теперь нам дано осознать подлинный смысл того, что звучало всего лишь красивым афоризмом: никакой народ не вправе называть себя свободным, пока самый последний в нем не получит прочные гарантии своей свободы.

Только этим и определяется все остальное: всестороннее развитие индивидуальности, осознанная ответственность за происходящее вокруг, разумное творческое действие — все, что составляет понятие личности.

От природы данный Шолохову гений, отточенный в условиях суровой действительности, сумел схватить самую суть мировой тревоги, витающей в воздухе, поставить ее на землю, как только и возможно в реалистическом искусстве, осмыслить творческим разумом и облечь в художественную плоть — в такую бесконечно земную историю простого донского казака Григория Мелехова.

Этому мужественному и открытому человеку выпало на долю, можно сказать, все, что определило век, — война мировая и война гражданская, революция и контрреволюция, геноцид казачества, крестьянства… Кажется, нет такого испытания для человеческого достоинства и свободы, через которые, как сквозь строй, время не прогнало бы его.

А ведь он казак, в самых генах своих несущий память о былой казачьей вольности, о том, что сделали с ней, превратив некогда самых свободных в государственных холопов и опричников.

Обратите внимание

Неудивительно, что страницы «Тихого Дона» буквально пропитаны этим «стенькиразинским» духом, а в характере Григория Мелехова переплелись особенность рода и судьба народа, история давняя и на глазах творящаяся. Ведь то, что мы узнаем о молодом Гришке из первых глав, — уже бунт, вызов насилию и несвободе.

Если хуторская мораль запрещает ему любить любимую, если строгий «домострой» семьи хочет определить его судьбу по-своему, то и он им отвечает по-своему: посылает всех куда подальше, хлопает дверью родного куреня и уходит с Аксиньей в Ягодное, вольный и молодой, решивший жить, как душа велит.

Еще более жестокая надличностная власть бросит его в кровавое месиво войны, будет пытаться превратить в серошинельную убойную скотину, но он и здесь, в совершенно бе зысходной ситуации, выкажет все то же неистребимое свободолюбие в поистине невообразимом превращении: станет дерзко играть со смертью, расходовать себя в лихих фронтовых подвигах, — уж собственной-то жизнью он волен распоряжаться, как захочет!

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! — говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. — Все они ярмо на шее казачества! «. И когда герой узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков.

Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро- простой.

Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы погреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь.

Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость дает борьба!».

Революция казалась спасением для таких, как Мелехов, ведь слова свободы были начертаны на самих ее знаменах! И, похоже, не было в жизни Григория большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царило все то же бесправие, а насилие над человеческой личностью оказывалось главным оружием в борьбе за грядущее счастье. Перечеркивая все представления о муж ской, рыцарской чести на войне, по приказу Подтелкова защитники свободы, как капусту, секут саблями взятых в плен, безоружных. А впереди будут еще и комиссар Малкин, изощренно издевающийся над казаками в захваченной станице, и бесчинства бойцов Тираспольского отряда грабящих хутора и насилующих казачек. Да и самого Григория Мелехова, едва он вернется домой, чтобы залечить рану и как-то разобраться в сумятице мыслей, вчерашние товарищи станут травить, как дикого зверя, поднятого с лежки. Потому, когда займется казачий мятеж, покажется ему, что вот, наконец, и определилось все.

Между тем впереди оказались только новые крушения и все туже завинчивающиеся тиски этой самой «исторической необходимости», что бы Григорий ни предпринимал, и на какие бы отчаянные поступки ни отваживался, пытаясь вырваться из кольца! Ждет его впереди горькое прозрение в сути мятежа; ожившая было надежда, что можно как-то заново «переиграть жизнь», в коннице Буденного обернется еще одной развеявшейся иллюзией. Но это только передышка. Кошевой с товарищами погоняет его дальше — через фоминскую банду, через новые смерти, гибель самого дорого на земле существа, милой Аксиньи… И все-таки волей человека, рожденного свободным, не сгибавшегося ни перед белыми генералами, ни перед красным террором, свершит он последний свой дерзкий поступок, пусть и совершенно безрассудный: хоть на час вернется к родному куреню, на знакомую донскую кручу, которая в этом случае «и впрямь рождает мысль о крае пропасти. «Вот и все»…

Важно

И стоит Григорий Мелехов над своим обрывом, держит на руках тепло прижавшегося мальчишку. Сколько протеста против истребления живой человеческой личности! Вот чем расплачиваются за любые проекты переделки мира там, внизу, в народе, простые люди.

Встать на защиту всех Мелеховых на земле! И не в какой-либо безликой их массе или «среднестатистических единицах» — Шолохов взывал о каждом конкретном, неповторимом, как Григорий Мелехов, несущем в себе богатство целого космоса. Над страницами «Тихого Дона» постоянно помнишь, что писалось как это показано на рис. Определить магнитную индукцию B в точке О. Радиус дуги R=10 см.

«>это как раз в те страшные 30-е годы, когда сталинщина достигла наибольшего своего разгула, бросила тысячи и тысячи Мелеховых в застенки, выселила в Сибирь и на Соловки, ломая последние сопротивления против «поголовной» коллективизации, обрушила на деревню небывалый, искусно спланированный голод.

В «Тихом Доне» — предвидение и 1937-го года, и планомерного «раскрестьянивания» села, и геноцида властей против собственного народа. Таким глобальным обобщением характерна звучащая в произведении проблема свободы личности.

Хотелось бы закончить свои мысли о свободе личности в наше время словами из Нобелевской речи М. А. Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив…».

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/problema-svobody-lichnosti-v-romane-m-a-sholohova-tihij-don/

Проблема нравственного выбора человека в прозе М. А. Шолохова (по роману «Тихий Дон»)

Проблема нравственного выбора человека. Когда Григория Мелехова забрали на военную службу, он столкнулся с безнравственностью и бесче­ловечностью окружающих его людей.

Григорий му­чительно переживает первую кровь, пролитую им на фронте. Он зарубил австрийского солдата, а потом долго не мог оправиться, найти себе оправдание. У не­го было такое чувство, «будто нес за плечами непо­сильную кладь ».

« Путано-тяжек был его шаг», — гово­рит автор о своем герое.

Когда Петро встретил Григория, он едва узнал брата — настолько сильны были в нем перемены. Описывая внешность Григория, автор рисует нам из­менения его внутреннего мира. Война страшна и беспощадна в своем опустошающем воздействии на людей.

Со временем Григорий перестал щадить свою и чужую жизнь, но война не разрушила его нрав­ственные принципы, принципы благородства.

Когда в бою с врагом Григорий увидел, что Степан Астахов попал в беду, он выручил его, зная, что тот — его смер­тельный враг.

Революция словно бы провела черту, разделяв­шую людей на «своих» и «чужих». Многие выбирали свой путь, подчиняясь внезапному порыву, либо по стечению обстоятельств. А Григория Мелехова в дни революции обуревали сложные, противоречи­вые чувства.

Он говорит Изварину: «Я говорю, что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобрать­ся…» На что Изварин ответил ему: «Ты этим не отде­лаешься! Жизнь заставит разобраться, и не только заставит, но и силком толкнет тебя на какую-нибудь сторону».

В жизни Григория наступает период, когда он по­стоянно сомневается в правильности своих действий и в справедливости своего выбора. Несколько раз пе­реходил то на сторону красных, то на сторону белых, пытаясь найти приемлемую для себя правду.

Но на­чинаются кровавые расстрелы со стороны красных и белых, и Григорий разочаровывается. Он думает: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одоле­ет, тот того и сотрет… А я дурную правду искал. Ду­шой болел, туда-сюда качался».

Совет

Перед Верхне-Дон­ским восстанием Григорий решил, что он нашел наконец свою правду. «Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь».

С ненавистью Григорий думал о том, что «пути ка­зачества скрестились с путями безземельной мужи­чьей Руси, с путями фабричного люда», что нужно биться с ними насмерть. И все же Григорий «не болел душой за исход восстания», он чувствовал, что дело не в красных или кадетах, а в великой усталости, ощущении исчерпанности жизни и необратимости происходящего.

На протяжении всего романа Григорий находился в состоянии выбора не только на войне, но и в личной жизни. Он выбирал между Натальей и Аксиньей. Григорий очень тяжело переживает смерть Натальи. Он чувствует свою вину в ее гибели.

За короткий промежуток времени Григорий поте­рял многих родных ему людей: мать, отца, брата, На­талью. Но у него осталась Аксинья и надежда обрес­ти с ней покой и счастье.

Когда ее сразила пуля, «Григорий, мертвя от ужа­са, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случи­лось».

После возвращения на хутор Григорий осознает, что только сын связывает его с жизнью. Автор дает герою шанс начать жизнь заново, воспитать сына до­стойно и помочь ему избежать страшных ошибок, ко­торые совершал Григорий Мелехов.

Источник: https://prepodka.net/problema-nravstvennogo-vybora-cheloveka-v-proze-m-a-sholoxova-po-romanu-tixij-don/

Проблема нравственного выбора человека в романе «Тихий Дон»

Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» создавался на протяжении многих лет, первые главы романа были написаны в 1925 году, а последние его страницы были опубликованы в журнале «Новый мир» в 1940 году. Свой замысел романа Шолохов определял так: «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который знал…»

Роман «Тихий Дон» повествует о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. Рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам Шолохов характеризовал свое произведение как «роман-эпопею о всенародной трагедии».

«Тихий Дон»- это эпическое повествование об исторических судьбах донского казачества, о его путях к революции, о сложной ожесточенной классовой борьбе в революционную эпоху.

На широком эпическом фоне движения народных масс к революции Шолохов с большой художественной силой показал запутанный, противоречивый путь, трагическую судьбу Григория Мелехова.

Обратите внимание

Именно на долю Григория выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплощением основных черт мощного народного духа. Судьба Григория Мелехова стала символом трагических судеб казачества вообще.

Воспитанный в лучших традициях, Григорий смолоду берег казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. «Война стала для Григория испытанием всех его жизненных сил.

Крепко берег казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые годы войны». Главному герою «Тихого Дона» присущи смелость, мужество.

Вместе с тем он выступает против жестокости и ненависти, которые видит на войне. Григорий спасает от смерти своего кровного врага Степана Астахова, освобождает из тюрьмы женщин и детей, запрещает уничтожать и раздевать пленных красноармейцев, выступает против отвратительного грабежа, сурово осуждая за мародерство своего отца.

Его симпатии всегда на стороне тех, кто не теряет мужества и достоинства в самые трудные минуты жизни. Осуждая слабодушие и трусость, сам Григорий и на фронте империалистической войны, и в отряде Подтелкова, и командуя дивизией в белогвардейской армии, держал себя мужественно и стойко.

Читайте также:  Характеристика и образ веры в романе герой нашего времени лермонтова сочинение

Григорий Мелехов — цельная личность, словно вырубленная из одного куска, он не умеет приспосабливаться, скрывать свои чувства, жить «двойной» жизнью. И это тоже было причиной глубоких душевных потрясений на войне. Честно выполняя свой казачий долг, он не прятался за спинами товарищей. Четыре Георгиевских креста и четыре медали- вот ценное свидетельство заслуг Мелехова на войне.

Мучительные поиски истины приводят Григория то в белогвардейские ряды, то в Красную Армию. Сражаясь в рядах белогвардейцев, он не может не видеть презрительного отношения к казакам, их жестокость; не разделяет он и желание белых офицеров привлечь англичан и французов для борьбы с Красной Армией. С гневом говорит он об интервентах, «Я бы им на нашу землю и ногой ступить не дозволил».

Всякий раз, вступая на путь борьбы против народа, Григорий испытывает тяжелые мучения, что заставляет тянуться к новому, испытывать «острое чувство огромного ненасытного любопытства к красноармейцам, к этим русским солдатам, с которыми ему для чего-то нужно было сражаться».

Важно

Командуя дивизией повстанцев, Григорий хочет примириться.с красными, но не знает, как это сделать. С самого начала восстания он понимает его обреченность, потому что оно «против народа» Григорий ощущает, что от «старого» «холодом прет», но свое, казачье берет верх «над большой человеческой правдой», и он снова возвращается в стан белых.

Григорий чувствует, что и у красных, и у белых есть своя правда, потому и мечется между двух огней, пытаясь понять, на чьей стороне истина. Но ни тем, ни другим Мелехов с его обостренным чувством справедливости не нужен.

Не приживается он среди белых офицеров, презирающих новоявленного командира дивизии, да и красные тоже боятся и ненавидят Григория, не разбираясь, почему и как он стал белым офицером.

Трагедия Григория Мелехова — это трагедия русского казачества в целом.

Казаки никогда ни перед кем не ломали шапок, жили обособленно, изолированно от остального мира, ощущая некоторую свою исключительность, особенность и стремясь ее сохранить, И белые, и красные для большинства казаков «иногородние», принесшие на донскую землю разлад и войну.

На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене, к детям, пахать землю, вести свое хозяйство.

Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвал казаков с родных мест и бросил их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Мучительно и долго колеблясь между лагерями, Григорий начинает искать несуществующий «третий путь» в революции. «И от того, что стал он на грани в борьбе двух начал, — пишет Шолохов, — отрицал оба их, родилось глухое, неумолчное раздражение».

Находится Григорий на распутье и в личной жизни. К жене Наталье его тянет хозяйская душа, семейный покой, любовь к детям, Аксинья привлекает силой своего протеста, вольнолюбием, страстностью цельной натуры. Но в отличие от нее, Григорий пассивен в выборе пути.

Когда Аксинья советует ему порвать с хутором, уйти на работу в шахты, Григорий смеется в ответ. Он боится оторваться от своего хозяйства, лишиться собственности, земли, привилегий казака; «Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на этот год. Не годится дело…

От земли я никуда не тронусь».

Совет

Покорясь воле отца, он даже готов подавить в себе любовь к Аксинье, «покончив эту историю с ней». На первых порах Григория больше всего волнует его собственная судьба в связи с решением отца женить его на дочери кулака Коршунова.

Колебание его объясняется стремлением примирить любовь к Аксинье с семейными традициями, собственническими законами. Вяло в этой женитьбе и легкомыслием молодости, не осознавшей цены первой большой любви. Так возник компромисс, который принес несчастье не только ему,Аксинье.

Наталье, но и другим людям. Компромисс привел Григория к внутреннему разладу. Он понял, «что не вконец порвано с Аксиньей, осталось что-то, как заноза в сердце…». Многое пришлось пережить Григорию, прежде чем он понял, что любовь к Аксинье самое важное в его жизни.

Глубокой трагедией оборачивается для него смерть любимой женщины. Все было кончено для него.

Проследив весь трагический жизненный путь Григория, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только вскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный портрет мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое понять в трагической судьбе казачества, да и русского народа в целом.

Источник: http://lit-helper.com/p_Problema_nravstvennogo_vibora_cheloveka_v_romane_Tihii_Don

Проблема свободы личности в романе Шолохова «Тихий дон»

Какая другая книга прошлых лет так непосредственно, как «Тихий Дон», отзывается сегодня на многие наши беды и поиски — связаны ли они с кровавыми межнациональными распрями, с вопросами земли и собственности, конфликтом между гегемонией политической идеи и естественным течением народной жизни, с тем, что называется «правами человека» (и кто знает, что еще сокрыто в его глубинах относительно завтрашнего, пока неведомого нам!). Кажется, что это не только «тяжкий млат» современности испытывает на прочность шолоховский роман, написанный в первой половине ХХ века, но и сам он, на свой лад, поверяет истинность новых времен своим общечеловеческим идеалом добра, мудростью народной, в нем заложенной.

Есть своя глубокая предопределенность в том, что с таким романом Шолохов появился именно в ХХ веке — самом немилосердном к человеческой личности, обрушившем на нее две мировые войны, торжество тоталитарных режимов, атомную угрозу, геноцид над целыми народами, терроризм.

Неспроста же проблема свободы личности явилась ключевой для этого века, а также для века ХХІ, в котором мы сейчас живем, а общественное движение «за права человека», звучавшее поначалу как-то частно и экзотично, на наших глазах выросло в глобальную философию, в учение, многих других важней и насущней.

Обратите внимание

С ним теперь всерьез приходится считаться государствам и правительствам, вне его лишаются всякого смысла любые разговоры о гуманизме, демократии, национальном самосознании, экономическом прогрессе. Неприемлемы никакие другие ценности взамен людской свободы, она в самой природе человека, — первооснова его жизни.

Может, только теперь нам дано осознать подлинный смысл того, что звучало всего лишь красивым афоризмом: никакой народ не вправе называть себя свободным, пока самый последний в нем не получит прочные гарантии своей свободы.

Только этим и определяется все остальное: всестороннее развитие индивидуальности, осознанная ответственность за происходящее вокруг, разумное творческое действие — все, что составляет понятие личности.

От природы данный Шолохову гений, отточенный в условиях суровой действительности, сумел схватить самую суть мировой тревоги, витающей в воздухе, поставить ее на землю, как только и возможно в реалистическом искусстве, осмыслить творческим разумом и облечь в художественную плоть — в такую бесконечно земную историю простого донского казака Григория Мелехова.

Этому мужественному и открытому человеку выпало на долю, можно сказать, все, что определило век, — война мировая и война гражданская, революция и контрреволюция, геноцид казачества, крестьянства… Кажется, нет такого испытания для человеческого достоинства и свободы, через которые, как сквозь строй, время не прогнало бы его.

А ведь он казак, в самых генах своих несущий память о былой казачьей вольности, о том, что сделали с ней, превратив некогда самых свободных в государственных холопов и опричников.

Неудивительно, что страницы «Тихого Дона» буквально пропитаны этим «стенькиразинским» духом, а в характере Григория Мелехова переплелись особенность рода и судьба народа, история давняя и на глазах творящаяся. Ведь то, что мы узнаем о молодом Гришке из первых глав, — уже бунт, вызов насилию и несвободе.

Если хуторская мораль запрещает ему любить любимую, если строгий «домострой» семьи хочет определить его судьбу по-своему, то и он им отвечает по-своему: посылает всех куда подальше, хлопает дверью родного куреня и уходит с Аксиньей в Ягодное, вольный и молодой, решивший жить, как душа велит.

Еще более жестокая надличностная власть бросит его в кровавое месиво войны, будет пытаться превратить в серошинельную убойную скотину, но он и здесь, в совершенно бе зысходной ситуации, выкажет все то же неистребимое свободолюбие в поистине невообразимом превращении: станет дерзко играть со смертью, расходовать себя в лихих фронтовых подвигах, — уж собственной-то жизнью он волен распоряжаться, как захочет!

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! — говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. — Все они ярмо на шее казачества! ». И когда герой узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков.

Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро- простой.

Важно

Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы погреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь.

Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость дает борьба!».

Революция казалась спасением для таких, как Мелехов, ведь слова свободы были начертаны на самих ее знаменах! И, похоже, не было в жизни Григория большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царило все то же бесправие, а насилие над человеческой личностью оказывалось главным оружием в борьбе за грядущее счастье. Перечеркивая все представления о муж ской, рыцарской чести на войне, по приказу Подтелкова защитники свободы, как капусту, секут саблями взятых в плен, безоружных. А впереди будут еще и комиссар Малкин, изощренно издевающийся над казаками в захваченной станице, и бесчинства бойцов Тираспольского отряда грабящих хутора и насилующих казачек. Да и самого Григория Мелехова, едва он вернется домой, чтобы залечить рану и как-то разобраться в сумятице мыслей, вчерашние товарищи станут травить, как дикого зверя, поднятого с лежки. Потому, когда займется казачий мятеж, покажется ему, что вот, наконец, и определилось все.

Между тем впереди оказались только новые крушения и все туже завинчивающиеся тиски этой самой «исторической необходимости», что бы Григорий ни предпринимал, и на какие бы отчаянные поступки ни отваживался, пытаясь вырваться из кольца! Ждет его впереди горькое прозрение в сути мятежа; ожившая было надежда, что можно как-то заново «переиграть жизнь», в коннице Буденного обернется еще одной развеявшейся иллюзией. Но это только передышка. Кошевой с товарищами погоняет его дальше — через фоминскую банду, через новые смерти, гибель самого дорого на земле существа, милой Аксиньи… И все-таки волей человека, рожденного свободным, не сгибавшегося ни перед белыми генералами, ни перед красным террором, свершит он последний свой дерзкий поступок, пусть и совершенно безрассудный: хоть на час вернется к родному куреню, на знакомую донскую кручу, которая в этом случае «и впрямь рождает мысль о крае пропасти. «Вот и все»…

Читайте также:  Анализ произведения калина красная шукшина

И стоит Григорий Мелехов над своим обрывом, держит на руках тепло прижавшегося мальчишку. Сколько протеста против истребления живой человеческой личности! Вот чем расплачиваются за любые проекты переделки мира там, внизу, в народе, простые люди.

Встать на защиту всех Мелеховых на земле! И не в какой-либо безликой их массе или «среднестатистических единицах» — Шолохов взывал о каждом конкретном, неповторимом, как Григорий Мелехов, несущем в себе богатство целого космоса.

Над страницами «Тихого Дона» постоянно помнишь, что писалось это как раз в те страшные 30-е годы, когда сталинщина достигла наибольшего своего разгула, бросила тысячи и тысячи Мелеховых в застенки, выселила в Сибирь и на Соловки, ломая последние сопротивления против «поголовной» коллективизации, обрушила на деревню небывалый, искусно спланированный голод. В «Тихом Доне» — предвидение и 1937-го года, и планомерного «раскрестьянивания» села, и геноцида властей против собственного народа. Таким глобальным обобщением характерна звучащая в произведении проблема свободы личности.

https://www.youtube.com/watch?v=cJWVTN56q3o

Хотелось бы закончить свои мысли о свободе личности в наше время словами из Нобелевской речи М. А. Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив…».

Источник: http://shkolyaru.ru/klassicheskaya/sholoxov/692-problema-svobody-lichnosti-v-romane-sholoxova-tixij-don.html

Проблемы и герои романа «тихий дон»

«Тихий Дон», посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, «сущности характера русского народа»; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий. Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. «Тихий Дон» охватывает май 1912 — март 1922 г.: первую мировую войну, две русские революции, корниловский мятеж, гражданскую войну. История рода Мелеховых расширяет эти рамки до 1853-1856 гг. — Крымская война.

Социальный охват действительности: от уклада и быта простых казаков и до императорского двора (сцена в Могилеве, в военном госпитале). Географические рамки: Донщина, Галиция (1914 г.). Восточная Пруссия, Белоруссия (1915- 1916 гг.), Нарва, Могилев, Москва, Быхов, Петроград (1917 г.), Кубань, Новороссийск (1920 г.).

Реальные исторические лица: Николай II, Корнилов, Крымов, Каледин, Подтелков, Кудинов, Малкин и др.; — эпический размах изображаемых событий; исторические события даны не столько сами по себе, сколько в их преломлении в судьбах целых семей: Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Листницких, Моховых и др. У М.

Шолохова: герои — простые, зачастую малообразованные люди, их «путь исканий» — жизненный путь, они «на себе» проверяют правильность сделанного выбора, расплачиваясь за него искалеченными судьбами и даже жизнью. Крупные исторические события даются глазами Бунчука, Листницкого, т. е. героев, имеющих свою, уже определившуюся узкую точку зрения.

Совет

Шолохова скорее поэтизация, чем идеализация народного быта. Дает глубокий анализ патриархального уклада, истоков его кризиса, во многом сказавшегося в судьбе героев. Главная тема романа — судьба народа в годы революции и гражданской вины.

В шатаниях казачества между революцией и контрреволюцией проявилась действенная природа психологии мелкого собственника, который тяготеет невольно и неизбежно то к буржуазии, то к пролетариату. Самостоятельной “линии” у него экономически быть не может.

Его прошлое влечет его к буржуазии, его будущее к пролетариату. Его рассудок тяготеет к последнему, его предрассудок к первому. Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами.

Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь показаны в романе наиболее глубоко, не случайно занимает центральное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.

С самого детства Григорий впитывает в себя тягу к свободному крестьянскому труду, заботу об укреплении хозяйства, о семье. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности.

Мир, в котором живет казачество, наполнен красками, насыщен красотой родной природы. Автор романа создает прекрасные пейзажи донской земли, которые помогают ему глубже раскрыть характеры героев, а читателям — проникнуться силой и красотой жизни казачества.

В романе “Тихий Дон” автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях.

Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана Шолоховым в его замечательном романе.

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/problemyi-i-geroi-romana-tihij-don/

Анализ романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

М.А.Шолохов в полную силу показал трагическое в революции и в гражданской войне. Он дал ощущение всей огромной сложности пути массового сознания к понима­нию объективного хода истории.

В романе изображено, как в ходе гражданской войны формировалось новое сознание людей. Шолохов показал, как выглядела гражданская война изнутри контрреволюционного лагеря, заставив чи­тателей взглянуть на события глазами их участников.

«Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию», — писал Шолохов.

Сочетание массовых сцен, в которых дается коллек­тивный портрет определенного социального слоя, группы в тот или иной конкретный исторический период, с изо­бражением судеб отдельных людей, с социально-истори­ческими экскурсами, величавыми картинами природы, на­сыщенными философским содержанием, определяет своеобразие эпической структуры «Тихого Дона» (1928— 1940).

Массовые сцены, множество второстепенных и эпизо­дических персонажей, исторические и военно-политичес­кие отступления не заслоняют судеб главных действующих лиц.

Тщательно выписанные образы Григория Мелехова, Аксиньи, Натальи, Пантелея Прокофьевича, Ильиничны, Кошевого выдвинуты на первый план; ведущие характеры помогают осмыслению всей сложности и противоречивос­ти исторического развития и поразительно емки по содер­жанию.

Обратите внимание

Исторически значительные события, которые дают возможность писателю раскрыть закономерности общест­венного развития, являются сюжетными и композицион­ными узлами произведения. Исторический процесс пред­стает в эпопее Шолохова в живом движении масс, в накале жестокой борьбы.

Драматические картины революционных битв соседствуют с семейными, любовными, бытовыми сценами, рассказом о полевых работах, описаниями при­роды. Революция захватила все стороны народной жизни — от общественных до семейно-бытовых, личных.

Шолохов показывает народ и в борьбе, и в личной жизни. Эти два плана повествования проникают друг в друга.

Шолохов свободно применяет переносы действия: из ку­реня Мелеховых на станичную площадь, с Дона на фронты империалистической войны, в Петроград, Москву, снова на Дон, в хутор Татарский, в семейный круг Мелеховых.

Героями романа стали простые крестьяне-труженики. Сила их характеров, бурная жизнь чувств, неистощимое богатство человеческого духа проявляются  в трудовой жизни.

В своем произведении автор поднимает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об историчес­кой необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, которые определяют трагические кон­фликты.

Поэтический мир Шолохова — мир высокой трагедии, в которой действуют сильные и яркие характеры в переломные моменты своей жизни, общества, истории.

Частная жизнь эпического героя и есть сама история. Так, метания между несколькими правдами, переходы из лагеря красных к белым и обратно — отнюдь не частный факт биографии Григория Мелехова.

Важно

Его жизнь представ­ляет интерес как раз тем, что он повторяет метания дон­ского казачества, являясь частью живой, творимой исто­рии. Даже сугубо личное — любовь к замужней Аксинье — выражает своеволие, исконную черту казака, вступающую в конфликт с устоями той же казацкой морали.

Если среди других эпических героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее ярко воплощает в себе родовые черты казачества.

«Казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе» — две основные добродетели, создающие одновременно воина и земледельца. Ими щедро награжден Григорий. А главное, что составляет основу его характера, — своеволие, незави­симость в поступках и поисках истины.

Поразительна сила, с которой Григорий воспринимает действительность. Замечательна быстрота ответного воз­действия Григория на мир. Это самое пленительное в его образе. Ему он обязан самыми благородными поступками своей жизни.

В бою, преследуемый австрийцами, он вне­запно спасает своего врага Степана Астахова; рискуя поле­вым судом, он стреляет в Чубатого за убийство пленного. Узнав о сдаче красноармейского полка в Устьинском, он мчится туда, бросив свою белую дивизию, чтобы «выру­чить», спасти от смерти Мишку Кошевого и Ивана Алек­сеевича, убийц его брата Петра.

Ему присуще чувство неудовлетворенности собой. «Хотя черт его знает, такому, как молодой Листницкий или как наш Кошевой, я всегда завидовал… — признается он Прохору. — Им с самого начала все было ясное, а мне и до се все неясное. У них, у обоих, свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…

» Воюя, он не ищет личных выгод и боится лишь одного — погре­шить против правды. Стараясь отыскать эту правду, он зорко всматривается в окружающий мир.

Григорий все время оказывается перед необходимос­тью выбора. Он мечется, ищет, ошибается. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажают борьбу разноречивых чувств в душе героя. Революционные события ставят перед Мелеховым сложнейшие вопросы бытия.

Григорий стремится постиг­нуть смысл жизни, историческую правду времени. Обще­народное и — «свое», казачье; правда, существующая для всех, или — у каждого «своя правда, своя борозда» — вот вопросы, которые мучительно, неотступно встают перед героем романа.

Ошибки представителей советской власти на Дону, о которых повествует Шолохов в 6-й части «Ти­хого Дона», осложняли судьбу Мелехова, донского казаче­ства, затрудняли выбор верного пути.

Совет

Григорий отринул старый мир, но правды новой дей­ствительности, утверждавшейся в борьбе, крови, страдани­ях, он не понял, не поверил ей и в конце концов оказался на историческом распутье.

В напряженной обстановке бе­логвардейских мятежей и кулацких восстаний Григорий Мелехов не может надеяться на прощение или забвение своего прошлого. Напротив, смертельная опасность угро­жает ему при аресте, и, в первый раз проявляя малодушие, Григорий спасает свою жизнь.

Предупрежденный сестрой, он скрывается и затем, захваченный бандитами в лесу, принужден остаться в банде Фомина. Правды там он тоже не нашел.

Его бегство с Аксиньей — последняя попытка найти свое жизненное счастье. Случайная пуля лишает его самого дорогого в мире. Смерть Аксиньи — высшая точка страда­ний Григория.

Трагическая тема романа достигает здесь небывалой высоты. Совершенно один, тихо покачиваясь, стоит на коленях Григорий возле могилы Аксиньи. Тишину не нарушает ни шум сражения, ни звуки старинной каза­чьей песни.

Только «черное солнце» светит здесь одному Григорию.

Образ Григория Мелехова — открытие в мировом искусстве. Характер его раскрывается во всей полноте чувств, в разнообразии обстоятельств.

Драматическая борь­ба социальных симпатий и антипатий в душе Григория и душевная успокоенность, которую он испытывал в поле за плугом; не поколебленное годами чувство к Аксинье и холодность к Наташе, а затем любовь к ней, матери его детей; отцовская привязанность к детям — все это откры­вает новые и новые черты в характере Мелехова, создает образ, покоряющий правдой. Эта объемность психологи­ческого анализа — одна из характерных сторон художест­венного мастерства Шолохова.

Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение.

Обратите внимание

Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы еще и еще, бесконечное множество раз, рождать неотвра­тимое будущее. Что бы ни делали люди, природа вечна и неизменна.

Это хорошо понимают герои Шолохова, умею­щие слушать шум леса и любоваться созвездиями. В труд­ные минуты они припадают к земле, ищут забвения у нее.

Человек, общество, природа для писателя проявления вечнотворящего движения жизни. Картина жизни неполна, если исключается хоть один из этих элементов. Тончайший поэт, улавливающий самое затаенное движение мысли, чувства, мгновенную смену их, Шолохов всегда стремился к пониманию и объяснению судьбы человеческой.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/503-roman-ma-sholohova-tihiy-don.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector