Печорин лишний человек и почему сочинение

Печорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени “Герой нашего времени” -.первый русский реалистический психологический роман в прозе.

В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в.

В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

Обратите внимание

В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнееи не полезнее истории целого народа…”

Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие.

Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман. Особое место в романе занимают последние три повести – это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника (“Княжна Мери”), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время.

Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и “беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”.

Печорин – “лишний человек”.

Поведение его непонятно ‘окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров

и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” – Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу “лишних людей”, то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени.

Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Герцен тоже назвал Печорина “младшим братом Онегина”. В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они – представители высшего светского общества.

Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды.

Важно

Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям. Но на этом сходство заканчивается. Печорин – иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях. Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления.

Печорин – человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что “Онегин скучает, Печорин глубоко страдает”.

Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки.

Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо “полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов”. Печорин – сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, – “нравственный калека”.

Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью. Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина “не смеялись, когда он смеялся”.

Лермонтов говорит: “Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти…” ‘ “Взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен”.

Походка Печорина “была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера”. С одной стороны, у Печорина “крепкое сложение”, с другой – “нервическая слабость”. Печорину около тридцати лет, а “в его улыбке что-то детское”.

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: “В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один…”.

Совет

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, “болезнь” поколения того времени. “Целая моя жизнь, – указывает сам Печорин, – была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”. В чем же они проявляются? Во-первых, в его отношении к жизни.

С одной стороны, Печорин – скептик, разочарованный человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства: “Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия”.

Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, “какая бы горесть ни лежала на сердце, – говорит он, – такое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко”. Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам.

Свое внимание к женщи-1ам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, “есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, – говорит он далее, – подчинять моей воле все, что 1еня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?” Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, “как безумный, выскочил крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… Одну минуту, еще одну минуту [ видеть ее, проститься, пожать ее руку… При возможности потерять ее навеки, – пишет он, – Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!” Оставшись без коня в степи, “он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал”. Эта противоречивость не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как “нравственного калеку”, у которого “высохла, испарилась, ; умерла” лучшая половина души. Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, который заботится только о том, чтобы “сделаться героем романа”, старается “производить эффект”. Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а под старость “делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда – тем и другим”. Накануне дуэли, вспоминая всю свою прожитую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, он пишет в своем дневнике: “А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”. Но Печорин не нашел этого своего “высокого назначения”, не нашел деятельности, достойной его “необъятных сил”. Он тратит богатые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь “честных контрабандистов”, похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Вот оно, самое страшное противоречие: “необъятные силы души” и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится “любить весь мир” и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”, в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: “Во мне душа испорчена светом”, то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли”.

Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из этого общества вышли декабристы. Дело в том, что Печорин – человек 30-х годов, типичный представитель своего времени. Время это поставило его перед выбором: “или решительное бездействие, или пустая деятельность”. В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть “предназначение высокое”. Но в том и трагедия Печорина, что он так и не нашел главной, достойной его цели в жизни, так как приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.

(No Ratings Yet)
Loading…

Печорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Источник: http://home-task.com/pechorin-kak-predstavitel-lishnix-lyudej-sochinenie-rassuzhdenie-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Сочинение: Печорин как лишний человек

Название: Печорин как лишний человекРаздел: Сочинения по литературе и русскому языкуТип: сочинение
Автор: Лермонтов М.Ю.Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ — «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» — баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник : «я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».
Читайте также:  Анализ произведения тургенева бежин луг



Источник: http://www.yurii.ru/ref10/particle-300714.php

Сочинение на тему «Лишние» люди Онегин и Печорин

Пропустить и перейти к содержимому

Пушкин и Лермонтов первые из русских писателей решились написать романы, настоящие романы, где главные герои борются с окружающим их обществом, ищут свою вторую половинку (друга, друзей), которая бы полностью понимают их, но, к сожалению, не находят.

По складу своего характера, моральным силам, способностям и развитию Онегин и Печорин на уровень выше окружающего их социума. Однако они не могут найти применения их преимуществам. Именно поэтому их смело можно назвать «лишними» людьми.

«Лишний» человек, по словам Герцена, — человек, который «никогда не станет на сторону правительства, но никогда не сумеет встать на сторону народа».

Пушкин практически с начала творчества (1817-1820) носил в себе идею показать в герое какого-нибудь из произведений «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения».

Первая попытка воплощения данной идеи в жизнь: поэма «Кавказский пленник». Однако, как признавался сам автор, попытка эта потерпела крах. Зато роман «Евгений Онегин» — полностью реализовал намеченную цель.

Евгений Онегин стал глубоко типичным образом.

Онегин, Печорин разочарованы во всем: жизни, любви, дружбе, счастье. Они не могут найти своего места в жизни, потому что давно насытились любовью, она уже «плещет» через край, поэтому играют сердцами барышень так, как будто меняют перчатки.

Да, пушкинский Онегин очень похож на лермонтовского Печорина. Оба получили светское образование, умели прекрасно танцевать, могли «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка».

Онегин — сын помещика, разорившегося из-за проведения многочисленных балов, воспитанный по всем обычаям современного ему мира.

https://www.youtube.com/watch?v=9qsdW3Xho6I

Онегина не радовала, не прельщала светская жизнь. Он считал, что жизнь помещика или чиновника не для него. Но обвинить именно его в этом нельзя: вина заложена в мире его воспитавшем, т.е. из-за условий в обществе. Например, Белинский говорил, что Онегин не принес никакой пользы для общества «по некоторым неотвратительным и не от нашей воли зависящим обстоятельствам».

Онегин — «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», он «метается» от одного круга общества к другому (от высшего к низшему), но нигде не находит понимания. Белинский считал, что Онегин «был не из числа обыкновенных людей».

А Пушкин сам показывает нам, что скука Онегина прямой результат отсутствия его причастия к общественно-полезному делу. И с этими двумя утверждениями я согласна.

Обратите внимание

Потому что, как бы Онегин не пытался сделать что-нибудь полезное, хорошее для общества (в частности для крестьян), это не приносило ему ничего хорошего. А даже наоборот: соседние помещики ополчились против него, при этом клевеща на него.

Трагична судьба Евгения — никто его не понимает, поэтому он не может войти ни в светское общество, ни в деревенское. В этом же состоит проблема и Печорина. Он, так же одинок, как и Евгений Онегин. Но есть и одно различие между этими двумя персонажами, и это вовсе не то что их судьбы были раскрыты в двух разных произведениях.

Различие между Печориным и Онегиным заключено в том, что Григорий Александрович стремиться к плодотворной деятельности. Он знает, как силен, и хочет применить эту силу в жизнь.

Обо всем этом мы узнаем из его дневника, где он писал: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но, к сожалению, возможности применить эту силу у него не было, а если и было, то очень-очень мало.

И, наверное, именно поэтому они растрачиваются на мелкие приключения. У него очень тяжелый рок, потому что там, где он только не появляется, случаются трагедии.

Такое ощущение, что Печорин — разносчик несчастий, потому что почти каждый неприятный инцидент, если не напрямую, то косвенно, связан с ним.

Так во второй главе разочаровывается в дружбе Максим Максимыч, а в «Тамани» контрабандистам приходится покинуть свой дом, в части «Княжна Мери» утрачивает надежду на счастье Вера, а Мери вообще остается с разбитым сердцем.

Не мало смертей сопровождают Печорина на жизненном пути: Грушницкий, Бэла, Вулич.
Печорин это все прекрасно знает и понимает, и упрекает себя за невольно выбранную ему «роль топора».

«Печорин Лермонтова… — это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печерою» … — говорил Белинский. И я с этими словами согласна.

Важно

И думаю, что без Онегина не было бы и Печорина, так же, как и маленькой веточки без могучего древа. Печорин, аналогично Онегину, невольно становится «лишним» человеком для светского общества и всего мира в целом.

Но Печорин, в отличие от Евгения, не может найти себя не только на светских раутах, но и в революционно-демократической среде.

Он вырос и развился как человек в 30-е годы XIX века. Кажется, что человек такого склада ума, характера, человек, обладающий таким живым умом и сильной волей, должен бороться наравне с Белинским и Герценом.

Но этого не происходит.

Печорин, в отличие от них, не смог пожертвовать собой, своей жизнью, но не смог направить все имеющиеся у него силы и способности на борьбу с существующим общественным и политическим строем.

«Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» — ярчайшие художественные произведения своей эпохи, главные герои которых олицетворяют для нас бесполезность попыток обыкновенной жизни в обществе, при этом оставаясь свободными от его нравов.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/lishnie-ljudi-onegin-i-pechorin.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе «Герой нашего времени» он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи.

Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится «лишним человеком». Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина «земной ненужностью» на этом свете.

Трагедия его состоит в том, что несмотря на свои способности, герой не может найти себе место в жизни у него нет цели. И его силы находятся на приключения. Критики, сравнивая Печорина с Онегиным, говорили: «Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает. «

Это объясняется тем, что «герой нашего времени» живет во время жестоких гонений всего передового, которые наступили после разгрома декабристов. Онегин может отдать свои силы на борьбу за народное дело, но он не делает этого. Печорин такой возможности не имеет.

Свои богатые духовные силы он растрачивает по мелочам: разрушает жизнь честных контрабандистов, приносит горе Вере и княжне Мери, по его вине убивают Бэлу, Грушницкий погибает от его руки.

Но Печорин стал таким не по своей воле. Таким его сделало общество. В дневнике он пишет, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над ним смеялись, и он стал злым. Печорин хотел увлечься литературной работой, но это ему надоело. Надоело ему и светское общество. И Печорин пускается в странствия.

Лермонтов показывает читателю лишь некоторые эпизоды его жизни, когда его характер уже сформировался. Писатель прямо не осуждает своего героя, но он показывает всю несостоятельность этого образа. Она подчеркивается портретом Печорина, его характером, поступками.

Совет

Максим Максимович вспоминает, что душа Печорина состояла из одних противоречий. У него крепкое телосложение, но появляется непривычная слабость, ему тридцать лет, но в лице есть что-то детское, когда но смеялся, его глаза оставались грустными. Печорин погибает. Этим Лермонтов показал, что человек, который живет без цели в жизни, не нужен обществу.

Своим романом автор хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: «как жизнь скучна, когда боренья нет!» Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени». Показывая, что его герой характерное явление для России того времени.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib. ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=80009

Печорин – тип «лишнего человека»

Коллекция сочинений: Печорин – тип “лишнего человека»

“Герой нашего времени» – первый реалистический социально-психо­логический роман в русской литературе, в котором внимание автора со­средоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на “истории души человеческой».

Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из кото­рых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя – Печорина.

Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века, в период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгро­ма декабрьского выступления 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам.

Неверие, сомнение, отрица­ние стали особенностями сознания молодого поколения.

Черты характе­ра этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александрови­ча Печорина, пояснив, что “Герой нашего времени» – это портрет, состав­ленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии», поколения тридцатых годов XIX века.

Печорин – дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было дос­тать за деньги. Автор прибегает к любимой форме повествования – испо­веди.

Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в гла­ве “Максим Максимыч». По своему культурному уровню рассказчик бли­зок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа.

Читайте также:  Сочинения по творчеству фета

Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: “…они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак – или злого нрава, или глу­бокой постоянной грусти.

Из-за полуопущенных ресниц они сияли ка­ким-то фосфорическим блеском… То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный…»

Обратите внимание

Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внут­реннем мире Печорина.

Им частично приоткрылась завеса тайны харак­тера героя, намеченная в главе “Бэла», в которой портрет героя дан глаза­ми Максима Максимыча, для которого Печорин — загадка. Впервые в рус­ской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя.

Он представлен в повести “Княжна Мери». Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.

Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя.

Кульминацией всего произведения является пони­мание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: “…зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высо­кое, потому что я чувствую в душе силы необъятные…» Но герой не может найти своего места в жизни.

Главное противоречие натуры Печорина – в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.

Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт яв­ляется, по мысли В. Г. Белинского, “рефлексия». Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый свой поступок, мысль, чувство (“Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). В нем как бы живут два человека: “один действует, а другой судит его поступки».

Автор помещает героя в различные среды, но везде он оказывается одинок, не в силах применить свои силы, оказаться нужным кому-нибудь, найти цель в жизни.

Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все по­знал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что “счастли­вы невежды, а слава’- удача». В этом смысле понимание жизни Печори­ным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения “Дума» (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь горит в крови.

Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все на­доедает и становится скучно:

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным нам ум не шевелят.

Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никог­да не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Важно

Герой романа признается: “Во мне душа испорчена светом». Попав на Кавказ, он надеется, что “скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится “любить весь мир», но оказывается одинок.

Положение Печорина трагично. Он действительно “лишний человек». Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше боль­шинства, развиваясь в личность, обреченную жить в “стране рабов, стране господ».

Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те при­чины, которые повлияли на становление характера Печорина.

Всем лю­дям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нрав­ственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, примене­ния своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин – лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

Источник: http://www.slavkrug.org/pechorin-tip-lishnego-cheloveka/

Пример сочинения: — Печорин как тип лишнего человека

Написала : Яна Николайчук

Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В литературное произведение «Герой произведения нашего времени» он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится «лишним человеком». Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина «земной ненужностью» на этом свете.

Трагедия его состоит в том, что несмотря на свои способности, герой произведения не может найти себе место в жизни у него нет цели. И его силы находятся на приключения. Критики, сравнивая Печорина с Онегиным, говорили: «Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает.

» Это объясняется тем, что «герой произведения нашего времени» живет во время жестоких гонений всего передового, которые наступили после разгрома декабристов. Онегин может отдать свои силы на борьбу за народное дело, но он не делает этого. Печорин такой возможности не имеет.

Свои богатые духовные силы он растрачивает по мелочам: разрушает жизнь честных контрабандистов, приносит горе Вере и княжне Мери, по его вине убивают Бэлу, Грушницкий погибает от его руки.

Но Печорин стал таким не по своей воле. Таким его сделало общество. В дневнике он пишет, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над ним смеялись, и он стал злым.

Печорин хотел увлечься литературной работой, но это ему надоело. Надоело ему и светское общество. И Печорин пускается в странствия.

Лермонтов показывает читателю лишь некоторые эпизоды его жизни, когда его характер уже сформировался. Писатель прямо не осуждает своего героя, но он показывает всю несостоятельность этого образа.

Она подчеркивается портретом Печорина, его характером, поступками.

Максим Максимович вспоминает, что душа Печорина состояла из одних противоречий. У него крепкое телосложение, но появляется непривычная слабость, ему тридцать лет, но в лице есть что-то детское, когда но смеялся, его глаза оставались грустными.

Печорин погибает. Этим Лермонтов показал, что человек, который живет без цели в жизни, не нужен обществу.

Своим литературное произведениеом автор произведения хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: «как жизнь скучна, когда боренья нет!» Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой литературное произведение «Герой произведения нашего времени». Показывая, что его герой произведения — характерное явление для России того времени.

В литературное произведение «Герой произведения нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они «старятся в бездействии»? Литературное произведение состоит из пяти частей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Каждая из них представляет самостоятельное произведение и в то же время является частью литературное произведениеа. Центральное место во всех повестях занимает образ молодого офицера Печорина. Не случайно действие литературное произведениеа происходит на Кавказе, куда в то время ссылали людей, критически настроены к самодержавию. Туда, как известно, ссылали Пушкина и Лермонтова. Печорин принадлежит к этой категории людей.

Раскрывая сложный и противоречивый характер Печорина, автор произведения показывает нам его в разных жизненных ситуациях, в столкновении с людьми разных социальных слоев и национальностей: с контрабандистами, с горцами, с молодой девушкой-аристократкой, с представителями дворянской молодежи и другими действующими лицами. Перед нами предстает образ одинокого, разочарованного человека, который враждует со светским обществом, хотя и сам является его частью.

В стихах Лермонтова образ такого человека нарисован в литературное произведениетических тонах, поэт не раскрывал в своей лирике причин появления такого героя. А в литературное произведениее «Герой произведения нашего времени» Лермонтов изображает Печорина реалистически. Писатель пытается показать, как на характер человека влияет среда, в которой он живет.

У Печорина очень много общего с Евгением Онегиным из одноименного литературное произведениеа в стихах Пушкина. Однако Печорин живет в другое время, это человек тридцатых годов XIX века, и разочарование этого человека в окружающем его обществе сильнее, чем у Онегина. Печорин родился и вырос в аристократической семье.

Совет

Природа наделила его острым умом, отзывчивым сердцем и твердой волей. Но лучшие качества этого человека оказались не нужны обществу. «Лучшие мои чувства, боясь насмешки, — говорит Печорин, — я хоронил в глубине сердца». Он влюблялся и был любим; занялся наукой, но скоро понял, что славы и счастья она не дает.

А когда он понял, что в обществе нет ни бескорыстной любви, ни дружбы, ни справедливых гуманных отношений между людьми, ему стало скучно.

Печорин ищет острых ощущений, приключений. Ум и воля помогают ему преодолеть препятствия, но он осознает, что его жизнь пуста. И это усиливает в нем чувство тоски и разочарования.

Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин, но и это не приносит ему ощущения счастья. Он, как и Онегин, «не создан для блаженства семейной жизни.

Жить, как люди его круга, он не может и не хочет».

В истории с княжной Мери, которую Печорин влюбил в себя, подчинил своей воле, он предстает и как «жестокий мучитель», и как глубоко страдающий человек. Измученная Мери вызывает в нем чувство сострадания.

«Это становилось невыносимым, — вспоминает он, — еще минута, и я бы упал к ногам ее». Лермонтов создал правдивый образ своего молодого современника, в котором отразились черты целого поколения.

В предисловии к литературное произведениеу он писал, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии».

В названии литературное произведениеа звучит ирония писателя над своим поколением и над временем, в котором оно живет. Печорин, конечно, не герой произведения в буквальном смысле этого слова. Его деятельность нельзя назвать героической. Человек, который бы мог принести пользу людям, тратит свои силы на пустые занятия.

Автор произведения не стремится ни осудить Печорина, ни сделать его лучше, чем он есть. Нужно отметить, что М. Ю. Лермонтов с большим мастерством раскрыл психологию своего героя. Критик Н. Г.

Обратите внимание

Чернышевский отмечал, что «Лермонтова интересовал сам психологический процесс, его форма, его законы, диалектика души…

» Высоко оценил роль Лермонтова в развитии социально-психологического литературное произведение и Л. Н. Толстой.

Источник: http://sochinenie.blogspot.com/2011/08/blog-post_4083.html

Печорин-лишний человек | Инфошкола

27 Сентябрь 2016       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   2678

Лишним можно считать человека, который не вписывается в традиционное понимание того, какой должна быть личность человека.

 Любая эпоха, любое общество имеет такие неписаные, но, тем не менее, серьезные и часто обязательные к исполнению правила, невыполнение которых влечет за собой особые последствия, своеобразные санкции, которые часто выливаются в страдания для человека.

Впрочем, в любом обществе всегда существовали такие люди, которых можно считать лишними. Человек очень индивидуален, не бывает такого, чтобы под определенные правила подходили абсолютно все люди без каких-либо исключений.

Думается, что с уверенностью можно сказать это о главном герое произведения Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина.

Этот молодой человек вырос в хорошей семье и достаточно рано узнал, что такое высшее общество и какие правила в нем господствуют. Тем не менее, он почему-то не смог быстро стать таким, какими были члены этого общества, хотя все возможности для этого он имел.

Читайте также:  Сочинение проблема ответственности человека за свою судьбу рассуждение

 Стоит заметить, что такая невозможность стала причиной своеобразного отчуждения Печорина, он перестал считать себя полноценной частью того общества, в котором ему приходилось жить. Проблем у него было много, в основном это касалось отсутствия нормального взаимопонимания между ним и всеми теми, кто его окружает.

 Они думали о нем лишнее, он отвечал им взаимностью.

Сначала Печорин хотел, чтобы люди его любили, но он не получил этого. По этой причине он постепенно озлобился и стал ненавидеть практических всех окружающих его людей. Печорин почти не имел друзей, потому что он боялся потерять внутреннюю свободу и стать зависимым от кого-то.

  Понимая, что в тогдашнем обществе не могло быть никакого равноправия, он избегал любых коммуникаций и незаметно отдалялся от всего общества. Изоляция от окружающего мира сделала Печорина злым, поэтому он захотел подчинить себе все, что было вокруг него.

 Его вполне можно назвать человеком, сочетающей в своей душе тяжелые для объединения вещи — холодное равнодушие и пламенную страсть. Все это, безусловно, делало его лишним человеком.

Важно

С одной стороны, жаль, что существуют такие вот лишние люди. Им и самим плохо, и общество лишено столь полезного, благодаря своим талантам, человека. С другой стороны, быть лишним человеком — это быть не таким, как все.

 Это неизбежно, это характерно для любого времени со своими уникальными, но в то же время глупыми правилами, которые существуют для удобства людей, но некоторым из них наносит вред и неприятности.

 Печорин вполне заслуживает называться лишним человеком, но в этом статусе и названии есть что-то пикантное и интересное, что делает человека особенным.

Источник: https://info-shkola.ru/pechorin-lishnij-chelovek/

«Лишний человек» — Печорин (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» — роман М.Ю.

Лермонтова — необычен тем, что состоит из пяти частей, каждая из которых может существовать самостоятельно, но вместе с тем все они объединены образом главного героя — Григория Александровича Печорина.

Сам автор в предисловии романа говорит, что его образ собирателен: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Лермонтов рисует нам главного героя как человека среднего роста, стройного, с широкими плечами и узкой талией, с маленькими руками, светлыми волосами.

Но подчеркивает ряд деталей: во-первых, он не размахивает руками при ходьбе, что указывает на скрытность, а во-вторых, автор обращает наше внимание на его глаза.

«Они не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Печорин не видит для себя цели в жизни, и в этом его главная трагедия. Вот как он описывает становление своего характера: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.

Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли.

Совет

Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я неутомимо добивался.

И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».

Печорин страдает от одиночества. Он сожалеет, что нет на земле человека, который мог бы его понять. Делая записи в своем дневнике, он сам пытается разобраться в себе, безжалостно описывая все свои недостатки. Он не обманывает себя, что уже не так просто для человека.

Главный герой быстро всем пресыщается, как увлечениями, так и людьми. Он делает несчастными многих женщин, безжалостно ломая им жизнь. Он осознает это, но изменить никак не может: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?..

А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в своей душе силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений -лучший цвет жизни.

И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья, — и никогда не мог насытиться».

Вера — единственная из всех его женщин, с которой ему не стало скучно. Он по-прежнему нежно любит ее и страдает, когда та уезжает.

В чем-то его можно сравнить с Онегиным: того тоже одолевает постоянная хандра, он тоже устал от светской жизни. Но если Онегин меняется к концу романа, преображается, то Печорин так и остается в плену у своей скуки.

Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало…» В этом и заключается главное отличие Печорина от Онегина. Тот ошибочно полагал, что уже все пережил, и ему больше ничего не было нужно, кроме покоя и уединения.

Печорин — натура сильная, цельная, самодостаточная. Он человек громадных душевных сил, и то, что он тратит их на похищение Бэлы, роман с княжной Мери, единоборство с Грушницким, а не на выслугу перед чиновниками, — самый главный подвиг героя нашего времени.

Источник: http://lit-helper.com/p_Lishnii_chelovek_-_Pechorin_po_romanu_M_Yu__Lermontova_Geroi_nashego_vremeni

Печорин как представитель «лишних людей» сочинение

Печорин как представитель «лишних людей». В романе М.

Лермонтова «Герой нашего времени» реша­ется злободневная проблема: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор дал не портрет одного человека, а худо­жественный тип, вобравший в себя черты целого поколения мо­лодых людей начала века.

Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе никола­евской России встречалось немного.

И тем не менее в этом свое­образном, исключительно одаренном человеке Лермонтов пока­зал типичного дворянского героя трагического периода русской общественной жизни, который наступил после подавления вос­стания декабристов. Печорин — жертва своего тяжелого време­ни.

Обратите внимание

Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итог прожитой жизни. И приходит к выводу, что он «утратил навеки пыл благородных стремлений — луч­ший цвет жизни».

Горестные и трудные признания! То, что мы узнаем о Печо­рине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуж­дать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу.

Но мы не можем ему не сочув­ствовать, когда он едко высмеивает аристократическое «водя­ное общество», разоблачает козни Грушницкого и его прияте­лей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окру­жающих его людей, что он умен, образован, талантлив.

Но в то же время нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе. Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением крити­чески оценить свои поступки. И глубоко несимпатичен герой своей «жалкостью действий», пустой растратой сил.

Эту проти­воречивость характера замечает в себе Печорин: «Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»

При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибо­едова «Горе от ума» Чацкий, и лермонтовский Печорин принад­лежат к типу «лишних людей», то есть таких людей, для кото­рых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела.

Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов поставил рядом с ним подхалима Молчали­на. Лермонтов страдающему Печорину противопоставил Груш- ницкого, который заботится только о том, чтобы «сделаться ге­роем романа», старается «производить эффект».

Печорин оди­нок среди таких людей, как Грушницкий, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда — тем и дру­гим».

Важно

Волевая натура героя влечет его к деятельности, к борьбе. Но Печорин нравственно не готов еще к тому, чтобы восстать против действительности, против веками складывавшихся усто­ев светского общества. Лермонтов показывает, что его герой ве­дет ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающи­мися на его пути.

Эта борьба в основе своей мелочна, бесцельна и бесперспективна. Когда Печорин «со строгостью судьи и граж­данина» оценивает свои поступки, лишенные глубокого смысла, то сам приходит к печальному выводу: «В этой напрасной борь­бе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни».

Но Печорин не родился «нравственным калекой». Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Неподдельно чувство героя к Вере.

Его очерствевшее сердце го­рячо любит и страстно откликается на душевные порывы этой женщины. Вера стала для него «дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Как безумный, мчится он на взмылен­ной лошади за уехавшей Верой.

Когда загнанный конь «грянул о землю», Печорин, не дрогнувший под дулом пистолета, «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал*.

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал лишним человеком? А виновато обще­ство, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

Печорин не раз говорил о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмыс­ленной общественной деятельности.

Источник: https://prepodka.net/pechorin-kak-predstavitel-lishnih-lyudej-sochinenie/

Ссылка на основную публикацию