Семья курагиных в романе война и мир толстого

Семья Курагиных в романе «Война и мир»: характеристика и образ, описание в цитатах (княгиня-мать Курагина и др.)

Элен Курагина и Пьер Безухов.Иллюстрация А. Николаева

Семья Курагиных является одной из самых ярких и интересных дворянских семей в романе «Война и мир» Толстого.

В этой статье представлено описание семьи Курагиных из романа «Война и мир», состав семьи, а также ее характеристика, образ и краткое описание в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

1. Князь Василий Курагин

Князь Василий Сергеевич Курагин — это мужчина в возрасте за 50 лет:
Князь Василий Курагин — уважаемый и влиятельный придворный чиновник:
Внешность Князя Василия выглядит так:
Князь Василий Курагин — это пустой, самоуверенный человек:

Подробнее об этом герое: Характеристика князя Василия Курагина


2. Княгиня Алина Курагина (жена князя Василия)

Жену князя Василия зовут княгиня Алина Курагина: О внешности старой княгини Алины Курагиной известно следующее:

3. Элен Курагина (Безухова)

Элен Курагина — молодая девушка на выданье (в начале романа). Элен очень красива:
Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради денег.

Брак Пьера и Элен оказывается несчастливым:
Элен — глупая, подлая и развратная женщина, но она прикрывает это аристократическими манерами и воспитанием:
Элен — настоящая светская львица.

У нее дома собираются сливки общества Петербурга:

Подробнее об этой героине: Характеристика Элен Курагиной

4. Анатоль Курагин

Анатоль Курагин — младший сын князя Василия. Анатоль — это очень красивый молодой человек:
Анатоль Курагин — офицер гвардии:
Анатоль Курагин — повеса и кутила. Он любит пьянствовать и развлекаться в компании друзей:
Анатоль Курагин — глупый человек. Он мало думает о чем-либо:
Анатоль Курагин не очень хороший человек, как и другие члены семьи Курагиных:

Подробнее об этом герое: Характеристика Анатоля Курагина

5. Ипполит Курагин Ипполит Курагин, в отличие от своего брата — это некрасивый молодой человек: Ипполит Курагин, как и его брат Анатоль — это глупый, но самоуверенный человек:
Князь Ипполит Курагин служит дипломатом в посольстве России в Австрии:

Подробнее об этом герое: Характеристика Ипполита Курагина

1. Князь Василий Курагин не любит своих детей Князь Василий не любит своих детей. Точно не сказано, касается ли это сыновей или и дочери тоже. Но судя по его словам и поступкам, оно не любит ни одного из своих детей. Он считает своих детей обузой: 2. Странные отношения Элен с братом Анатолем

Элен и ее брат Анатоль состоят в странных отношениях. В обществе ходят слухи, что Элен и ее родной брат Анатоль были влюблены друг в друга. Отец, князь Василий, пресек эти отношения (судя по всему, речь идет об инцесте):
3. Отношение княгини Курагиной к дочери Элен

Княгиня Алина Курагина завидует своей собственной дочери Элен. Старая княгиня завидует красоте и успехам дочери:
Такова характеристика семьи Курагинах в романе «Война и мир» Толстого, образ, описание в цитатах, список членов семьи, описание отношений и т.д.


Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/01/semja-kuraginyh-vojna-i-mir-harakteristika-obraz-opisanie.html

Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого — произведение-эпопея. На фоне масштабных исторических событий Толстой изображает частную жизнь человека, его поиски смысла и цели жизни, поиски счастья. У каждого героя романа своя судьба, свои взлеты и падения, свои заблуждения.

В чем причина того или иного поступка человека? Не в том ли воспитании, что получено в детстве, не в том ли семейном укладе, из которого усвоены понятия о добре и зле, нравственном и безнравственном? Так в ткань романа с первых его страниц вплетается «мысль семейная».

Перед нами проходят жизни нескольких поколений совершенно разных семейных родов: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, Друбецких… Остановлюсь на двух из них.

Обратите внимание

В своем имении в Лысых Горах живет старый князь Николай Андреевич Болконский, глава древнего, знатного рода, отец семьи с патриархальным уклоном. Он славно послужил России, но теперь в опале.

Этот величественный, гордый старик вдов, у него дурной характер, но он все еще деятелен: пишет мемуары, работает на токарном станке, занимается математикой с дочерью. По его мнению, «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум».

Главное условие деятельности для него — порядок, который доведен в его доме до «последней степени точности».

У князя прекрасные дети: Андрей и Марья. Князь хотел воспитать их умными, благородными, честными. Дети выросли. Сын стал таким, как мечталось отцу, да еще и красивым.

Правда, это не делает Андрея счастливым: он женат, но жену не любит. А дочь — отцовская боль. Всем хороша, но некрасива.

Была бы красива — ее бы полюбили, а так посватаются, конечно, но посватаются за его знатный род и его деньги.

Николай Андреевич вряд ли осознает, насколько сильно он вмешивается в судьбы своих детей. Служа государству, старый князь был заметным деятелем при дворе. Отсюда его собственная и переданная Андрею знаменитая «болконская» гордость, убежденность в необходимости служить Отечеству.

Князь Андрей верит в свое предназначение для подвига и величия. К тому же и столичная жизнь ему опостылела, и жена ему надоела, и он отправляется на войну в поисках «своего Тулона», т. е. славы. Раненный при Аустерлице, Андрей понимает призрачность славы и необходимость простого семейного счастья.

Но этого счастья ему не дано испытать. Умирает во время родов маленькая княгиня, обвиняя своей смертью «болконскую» гордость и отвлеченность высоких стремлений. Драмой оборачивается и встреча с Наташей. Отец против нового брака сына. В глубине души этому противится и княжна Марья.

Важно

По настоянию старого князя свадьба отложена на год, и это роковым образом рушит возможное счастье сына.

Но мог ли быть счастлив Андрей с Наташей? Вряд Ли. Очень уж по-разному они воспитаны. Так проста, открыта и непосредственна в своих желаниях и стремлениях Наташа, и так закрыт, эгоистичен Андрей, что между ними все время возникает некая отчужденность. Князь не понимает Наташу. Наверное, поэтому уязвленное самолюбие и не дает ему простить ее увлечения Курагиным, в котором есть и его вина.

Перед смертью Андрей снова встретит Наташу. Только теперь он «понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье» и впервые осознал жестокость своего разрыва с нею. Но Толстой не дает герою возможности что-либо исправить. Раньше вину перед женой не позволила загладить ее смерть, теперь, так и не узнав семейного счастья, умирает сам Андрей.

Дикарка от природы, княжна Марья вынуждена жить затворницей в Лысых Горах и не знает другой жизни, кроме терпения и помощи «божьим людям». Отец часто до боли жесток и бестактен по отношению к дочери. Хотя Марья ничего не хочет для себя лично.

Больше всего на свете она желает быть «беднее самого нищего из нищих». Казалось бы, смерть старого князя освобождает Марью, но одновременно в ней просыпается твердый и деятельный отцовский характер.

Сказывается воспитание старого князя-дочь выросла сильной и активной женщиной.

Самопожертвование — вот жизненный принцип Марьи до встречи с Николаем Ростовым и до смерти Андрея. Новая послевоенная жизнь в Лысых Горах «ненарушимо правильна». Княжна Марья обретает семейное счастье, лишь став графиней Ростовой. Ее семья крепка потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, имеющей целью только «нравственное добро детей».

Семейство Курагиных — не просто антипод Болконских. Это, пожалуй, само воплощение безнравственности. Князь Василий Курагин -почти ровесник старого князя Болконского. Он тоже хочет счастья своим детям, только понимание счастья у двух стариков разное.

Светский человек, популярный в высших слоях общества и привыкший к этому успеху, обычно Василий Курагин не обдумывал своих планов, как все подлые люди, он не обременял себя мыслями о долге, о правде, о полезных вещах для общества, его занимали только личные интересы.

Совет

Для князя Василия семья — это только взаимоподдержка и солидарность, круговая порука. Его сын Ипполит — дипломат в Австрии, уже пристроен, и теперь отец хлопочет, чтобы пристроить красавицу Элен.

Бросив все дела, князь опекает и направляет «непутевого» Пьера: определяет его в камер-юнкеры, поселяет в своем доме. А тот, неблагодарный, так и не делает предложения дочери. Пришлось опять все брать на себя, чтобы соединить Пьера и Элен. Теперь дочь — графиня Безухова.

Нравственен ли этот брак, счастлива ли дочь или нет — не так уж важно для ее отца. Главное, она пристроена, блистает в свете, богата.

У Элен с Пьером не складывается семья. Но это не волнует Элен. Она лжет мужу, разъезжается с ним, но, поняв в определенный момент, что в глазах света лучше иметь мужа, чем быть одной, настаивает на том, чтобы жить с Пьером под одной крышей, — так ей удобнее. Терзаться муками совести, считать себя виноватой Элен не способна, она всегда и во всем находит себе оправдание.

Но придет время, и она при живом муже будет выбирать одного-из двух претендентов на свою руку. А развод с мужем она затеет как раз в тот момент, когда на Бородинском поле будет решаться судьба России. К тому же она совершит предательство — перейдет в католическую веру, веру неприятеля. Смерть Элен окружена такой же ложью, какой была опутана вся ее жизнь.

Под стать ей и младший сын князя Василия Анатоль — беспутный красавец, кутила, мот и циник. Время военное, полк его выступил, он же, не стесняясь, говорит: «А я числюсь», не зная даже точно, где числится.

Красота молодого повесы обольщает сначала княжну Марью.

Строгое предупреждение отца («Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей») и стечение обстоятельств: княжна Марья случайно увидела, как приехавший свататься к ней Анатоль обнимал Бурьен, спасают ее от брака с безнравственным человеком.

Курагинскому натиску подвергнется не только княжна Марья, но и Наташа. Поэтическая Наташа и глупый Анатоль — казалось бы, что общего между этими людьми? Анатоль не думал ни о том, как его действия отразятся на других, ни о том, что может выйти из того или иного поступка.

Это эгоист, который думает только о сиюминутном удовольствии, он полностью свободен в своем поведении, ощущая полную безнаказанность. В Наташе тоже есть чувство внутренней свободы. Но оно совсем другого рода: это наивное требование немедля, сейчас открытых, прямых, человеческих отношений между людьми. Но именно это ее «все можно» сводит ее с Анатолем.

Пережитое помогает ей понять, что свобода человека не может быть вне морали.

Видя в семье предназначение женщины, гармонию и счастье, много рассуждая в своем романе о природе человеческой красоты — внешней и внутренней, Толстой убирает со страниц романа красавицу Элен и ее ослепительного братца и приводит к семейному счастью тех героев, чья красота духовна, — княжну Марью и Наташу.

Источник: http://lit-helper.com/p_Sem-ya_Bolkonskih_i_sem-ya_Kuraginih_v_romane_L_N__Tolstogo_Voina_i_mir

Семья Болконских и Курагиных в романе «Война и мир» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных.

Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств.

В образе главы семьи, старого князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства.

Обратите внимание

Он – представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и заканчивая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявлений каких‑то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу».

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни.

И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов.

Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены Лизы, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой‑то особой истины у «божьих людей», и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по‑своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья.

Антитезой семье Болконских является семья Курагиных: князь Василий, его трое детей: бездушная кукла Элен, «покойный дурак» Ипполит и «беспокойный дурак» Анатоль.

Читайте также:  Анализ главы фаталист (герой нашего времени)

Князь Василий – расчетливый и холодный интриган, и честолюбец, претендующий на наследство Кирилла Безухова, не имея на то прямого права.

Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно благосостояние и положение в обществе.

Важно

Дочь князя Василия Элен – типичная светская красавица, с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей «мраморной» красотой, т. е. красотой холодной, лишенной чувств и души, красотой статуи. Единственно, что занимает Элен, – это ее салон и светские приемы.

Внешняя красота Элен заменяет собой духовную. Элен, по мысли Толстого, пустоцвет, именно поэтому она умирает. Она высмеивает желание Пьера иметь детей: не хочет обременять себя лишними заботами и портить свою фигуру. Дети в ее понимании – обуза, мешающая жить.

Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что самое главное предназначение женщины – стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен.

Не выполнив своего предназначения женщины, Элен умирает.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба «дураки». Отцу удалось пристроиться на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и с целью его успокоить князь Василий хочет его женить на богатой наследнице Княжне Марье.

Брак этот не состоялся, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам: он с легкостью разрушает счастье Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Но судьба наказывает его: на войне Анатоль теряет ногу.

Конец жизни Толстой дает додумать читателям: либо Анатоль‑инвалид одиноко доживает свою жизнь, никем не любимый, либо опускается до разврата, убитый горем, либо погибает от гангрены, что очень возможно, учитывая состояние тогдашней медицины.

Примечательно, что никто из Курагиных не оставляет после себя наследников. Старинный же род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который продолжит род. Здесь ясна идея Толстого: будущее за семьей Болконских. Такие же семьи, как семья Курагиных, не имеют будущего.

Источник: http://resoch.ru/semya-bolkonskix-i-kuraginyx-v-romane-vojna-i-mir/

«Война и мир». Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тема семьи так или иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине XIX века. В это время семья является объектом споров, полемики, источником конфликтов главных героев, средством выражения идей автора.

Несмотря на то, что в романе «Война и мир» ведущая роль отводится мысли народной, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и мир» не только исторический, но и семейный роман.

Для него характерна упорядоченность и хроникальность повествования. История семей Болконских и Курагиных, представленная в романе, каждая имеет свой стержень и внутренний мир.

Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Толстой.

Болконские и Курагины занимают видное место в светском обществе, вернее, в светской жизни Москвы и Петербурга. Но все-таки Курагины выделяются на их фоне.

Совет

Они постоянно принимают участие в интригах и закулисных играх (история с «мозаиковым портфелем» старика Безухова), завсегдатаи светских раутов и балов.

Болконские редко появляются в обществе, но они на слуху у всех; известны как люди с большим приданым и со связями.

Курагиных объединяет аморальность (Толстой намекает на некие тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка втянуть Наташу в авантюру с побегом, зная, что она помолвлена), недалекость ума, расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Жизненные духовные потребности Болконских — сплоченность, любовь. Рисуя Курагиных, Толстой не дает нам точной их семейной картины, не показывает их всех вместе; непонятно, живут они вместе или нет.

При создании образов семей Толстой пользуется характерным для его творчества приемом: «срывание всех и всяческих масок». В основном он применяется в описании Курагиных. Например, в сравнении Элен с Ипполитом: он «поражал необыкновенным сходством с сестрою-красавицею», но, несмотря на это, «лицо его было отуманено идиотизмом». При этом красота Элен сразу меркнет.

У Болконских видна динамика их развития, они движутся, совершенствуются. У них богатый, насыщенный и сложный внутренний монолог, глубокий духовный мир, в отличие от Курагиных, которые не обладают ни тем, ни другим. Они неподвижны, искусственны; их портреты подробны, но статичны.

Символично сравнение их с неживым, холодным материалом (мраморные плечи Элен). Никто из Курагиных ни разу не показан на лоне природы, тогда как Андрей часто присутствует в пейзажных описаниях. Он часть природы; умеет ее чувствовать и понимать, пропускать через душу, переживать вместе с ней.

Это приближает его к естественности, к простоте, которые, по мнению Толстого, были идеалами жизни человека.

Обратите внимание

Постоянное напоминание читателю о том, что Элен— красавица, Анатоль «необыкновенно хорош собой», наводит его на мысль, что на самом деле их красота не казалась писателю истинной красотою. Она больше похожа на внешний лоск, выхоленность, но за этим больше ничего не стоит.

Есть еще одна особенность, помогающая читателю понять, что форма жизни Курагиных противоречит Толстому, — отсутствие их в эпилоге. Легко заметить, что в романе присутствуют герои, которые глубоко симпатичны Толстому. Они менялись, совершенствовались в результате исканий и ошибок. Курагины же процветают, но не меняются.

В семье Болконских жизнь напряженная, атмосфера конфликтная. У них больше развито интеллектуальное начало, воля, логика. Они умны «умом ума».

В семье Болконских господствуют устои, порядки и законы, установленные старым князем, поэтому отношения между членами семейства сухие, сдержанные, переходящие иногда в холодность. Они мыслят так же упорядоченно и здраво рассуждают. Например, княжне Марье переписка заменяет дружбу.

Она всецело вкладывает себя в текст. Затем у нее появляется дневник, который тоже предполагает изложение уже готовых, выстроенных мыслей, анализ.

В романе эти семьи несут определенную философскую нагрузку. Рисуя образы Болконских и Курагиных, Толстой решает для себя важные проблемы: ложная и истинная красота, добро и зло.

Функция семейства Курагиных — внесение беспокойства, хаоса, тревоги в жизнь двух других семей. «Где вы — там разврат, зло», — говорит Пьер Элен в порыве гнева. Курагины представляют собой низменные материальные стороны жизни.

Изображая Болконских, Толстой раскрывает с их помощью философские, эстетические и эпические аспекты своего мировоззрения.

Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/tolstoj-lev/885-semya-bolkonskikh-i-semya-kuraginykh.html

Семья Курагиных в романе Льва Толстого

Искусство и развлечения 5 мая 2016

В этой статье мы будем говорить о романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Особое внимание уделим русскому дворянскому обществу, тщательно описанному в произведении, в частности, нас будет интересовать семья Курагиных.

Роман «Война и мир»

Роман был окончен в 1869 году. В своем произведении Толстой изобразил русское общество эпохи войны с Наполеоном. То есть роман охватывает период с 1805 по 1812 год. Писатель очень долго вынашивал идею романа. Изначально Толстой задумывал описать историю героя-декабриста. Однако постепенно писатель пришел к мысли, что начать произведение лучше всего с 1805 года.

Впервые начал публиковаться отдельными главами в 1865 году роман «Война и мир». Семья Курагиных уже появляется в этих отрывках. Читатель почти в самом начале романа знакомится с ее членами. Однако поговорим более подробно о том, почему такое большое место в романе занимает описание высшего общества и дворянских семей.

Роль высшего света в произведении

В романе Толстой занимает место судьи, который начинает процесс над высшим обществом. Писатель в первую очередь оценивает не положение человека в свете, а его нравственные качества. И важнейшими добродетелями для Толстого стали правдивость, доброта и простота.

Автор стремится сорвать блестящие покровы светского лоска и показать истинную сущность дворянства. Поэтому читатель с первых страниц становится свидетелем низких поступков, совершенных дворянами. Вспомнить хотя бы пьяный разгул Анатоля Курагина и Пьера Безухова.

Семья Курагиных среди других знатных родов оказывается под пристальным взглядом Толстого. Каким же писатель видит каждого члена этой семьи?

Видео по теме

Общее представление о семье Курагиных

Толстой видел в семье основу человеческого общества, поэтому придавал такое большое значение изображению дворянских родов в романе. Курагиных писатель представляет читателю как воплощение безнравственности. Все члены этой семьи лицемерны, корыстны, готовы совершить преступление ради богатства, безответственны, эгоистичны.

Среди всех семей, изображенных Толстым, только Курагины руководствуются в своих поступках исключительно личным интересом. Именно эти люди разрушали жизни других людей: Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и т. д.

Важно

Даже семейные узы Курагиных отличаются. Членов этой семьи связывает не поэтичная близость, родство душ и забота, а инстинктивная солидарность, практически круговая порука, которая больше напоминает отношения животных, нежели людей.

Состав семьи Курагиных: князь Василий, княгиня Алина (его жена), Анатоль, Элен, Ипполит.

Василий Курагин

Князь Василий – глава семейства. Впервые читатель видит его в салоне Анны Павловны. Он был одет в придворный мундир, чулки и башками и имел «светлое выражение на плоском лице».

Говорит князь на французском языке, всегда напоказ, лениво, словно актер, играющий роль в старой пьесе. Князь был уважаемым человеком среди общества романа «Война и мир».

Семья Курагиных вообще довольно благожелательно принималась другими дворянами.

Князь Курагин, со всеми любезный и ко всем благодушный, был приближенным императора, его окружала толпа восторженных поклонниц. Однако за внешним благополучием скрывалась непрекращающаяся внутренняя борьба между стремлением казаться нравственным и достойным человеком и реальными мотивами его поступков.

Толстой любил использовать прием несовпадения внутреннего и внешнего характера персонажа. Именно им он воспользовался, создавая образ князя Василия в романе «Война и мир». Семья Курагиных, характеристика которой нас так интересует, вообще отличается от других семей этим двуличием. Что явно говорит не в ее пользу.

Что же касается самого графа, то его истинное лицо проявилась в сцене борьбы за наследство умершего графа Безухова. Именно здесь показана способность героя к интригам и бесчестным поступкам.

Анатоль Курагин

Анатоль также наделен всеми теми качествами, что олицетворяет семья Курагиных. Характеристика этого персонажа в первую очередь основывается на словах самого автора: «Простой и с плотскими наклонностями».

Для Анатоля жизнь – непрерывное веселье, которое ему все обязаны устраивать. Этот человек никогда не думал о последствиях своих действий и об окружающих людях, руководствуясь лишь своими желаниями.

Мысль о том, что за свои поступки надо отвечать, Анатолю никогда даже в голову не приходила.

Совет

Этот персонаж совершенно свободен от ответственности. Эгоизм Анатоля почти наивен и добродушен, исходит из его животного начала, именно поэтому он абсолютен. Этот эгоизм является неотъемлемой частью героя, он внутри его, в его чувствах.

Анатоль лишен возможности задумываться над тем, что будет после сиюминутного удовольствия. Он живет только настоящим. В Анатоле крепко убеждение в том, что все вокруг предназначено только для его удовольствия. Ему неведомы муки совести, сожаления или сомнения.

При этом Курагин уверен в том, что он является прекрасным человеком. Именно поэтому в самих его движениях и облике столько свободы.

Однако свобода эта проистекает из бессмысленности Анатоля, так как он чувственно подходит к восприятию мира, но не осознает его, не пытается осмыслить, как, например, Пьер.

Элен Курагина

Еще один персонаж, воплощающий в себе двойственность, что несет в себе семья Курагиных. Характеристика Элен, как и Анатоля, отлично дается самим Толстым. Писатель описывает девушку как прекрасную античную статую, которая пуста внутри. За внешностью Элен нет ничего, она бездушна, хоть и прекрасна. Не зря в тексте постоянно встречаются сравнения ее с мраморными статуями.

Героиня становится в романе олицетворением порочности и безнравственности. Как и все Курагины, Элен — эгоистка, не признающая моральных норм, она живет по законам исполнения своих желаний. Отличным примером этого является ее брак с Пьером Безуховым. Элен выходит замуж только для того, чтобы улучшить свое благосостояние.

После вступления в брак она нисколько не изменилась, продолжая следовать только своим низменным желаниям. Элен начинает изменять мужу, при этом у нее нет никакого стремления завести детей.

Именно поэтому Толстой оставляет ее бездетной.

Для писателя, считающего, что женщина должна быть предана своему мужу и воспитывать детей, Элен стала воплощением самых нелицеприятных качеств, которые только могут быть у представительницы женского пола.

Ипполит Курагин

Семья Курагиных в романе «Война и мир» олицетворяет разрушительную силу, которая причиняет вред не только окружающим, но и ей самой. Каждый член семьи является носителем какого-то порока, от которого в итоге страдает и сам. Исключением является только Ипполит. Его характер вредит только ему, но не разрушает жизнь окружающих.

Читайте также:  Образ и характеристика репетилова в комедии горе от ума грибоедова сочинение

Князь Ипполит внешне очень похож на свою сестру Элен, однако при этом он совершенно дурен собой. Лицо его было «отуманено идиотизмом», а тело слабо и худощаво. Ипполит отличается невероятной глупостью, но из-за уверенности, с которой он говорит, все не могут понять, умен он или непроходимо туп. Он часто говорит невпопад, вставляет неуместные замечания, не всегда понимает, о чем рассуждает.

Благодаря покровительству отца Ипполит делает военную карьеру, однако среди офицеров он слывет за шута. Несмотря на все это, герой имеет успех у женщин. Сам князь Василий отзывается о своем сыне как о «покойном дураке».

Сравнение с другими дворянскими семьями

Как отмечалось выше, дворянские семьи имеют большое значение для понимания романа. И не зря Толстой берет сразу несколько семей для описания. Так, основными героями становятся члены пяти дворянских родов: Болконские, Ростовы, Друбецкие, Курагины и Безуховы.

Каждый дворянский род описывает различные человеческие ценности и грехи. Семья Курагиных в этом отношении сильно выделяется на фоне других представителей высшего света. И не в лучшую сторону. Кроме того, как только курагинский эгоизм вторгается в чужую семью, он тут же вызывает в ней кризис.

Семья Ростовых и Курагиных

Как отмечалось выше, Курагины – это низкие, черствые, развратные и эгоистичные люди. Они не испытывают друг к другу никакой нежности и заботы. А если и оказывают помощь, то только из корыстных соображений.

Отношения в этой семье резко контрастируют с атмосферой, что царит в доме Ростовых. Здесь члены семьи понимают и любят друг друга, они искренне заботятся о близких, проявляя теплоту и участие. Так, Наташа, увидев слезы Сони, также начинает плакать.

Можно сказать, что семья Курагиных в романе «Война и мир» противопоставлена семье Ростовых, в которой Толстой видел воплощение семейных ценностей.

Показательны и отношения в браке Элен и Наташи. Если первая изменяла своему мужу и совершенно не желала заводить детей, то вторая стала олицетворением женского начала в понимании Толстого. Наташа стала идеальной женой и прекрасной матерью.

Интересны и эпизоды общения братьев и сестер. Как непохожи задушевные дружеские беседы Николеньки и Наташи на холодные фразы Анатоля и Элен.

Семья Болконских и Курагиных

Эти дворянские семьи также очень непохожи друг на друга.

Для начала сравним отцов двух семейств. Николай Андреевич Болконский – незаурядный человек, ценящий ум и деятельность. В случае необходимости он готов послужить своему Отечеству.

Николай Андреевич любит своих детей, искренне заботится о них. Совсем не похож на него князь Василий, который думает только о своей выгоде и совершенно не волнуется о благополучии своих детей.

Для него главное — деньги и положение в обществе.

Кроме того, Болконский-старший, как и позднее его сын, разочаровался в обществе, которое так манит всех Курагины.

Обратите внимание

Андрей является продолжателем дел и взглядов своего отца, в то время как дети князя Василия идут своей дорогой. Даже Марья наследует строгость в воспитании детей от Болконского-старшего.

А описание семьи Курагиных однозначно указывает на отсутствие какой-либо преемственности в их роду.

Таким образом, в семье Болконских, несмотря на видимую строгость Николая Андреевича, царят любовь и взаимопонимание, преемственность и забота. Андрей и Марья искренне привязаны к отцу и испытывают к нему уважение. Отношения между братом и сестрой долго были прохладными, пока общее горе – смерть отца — не сплотило их.

Курагиным же чужды все эти чувства. Они не способны искренне поддержать друг друга в сложной ситуации. Их удел — только разрушение.

Заключение

В своем романе Толстой хотел показать, на чем строятся идеальные семейные отношения. Однако ему нужно было и представить самый худший вариант развития родственных уз. Именно этим вариантом стала семья Курагиных, в которой воплотились наихудшие человеческие качества.

На примере судеб Курагиных Толстой показывает, к чему может привести нравственное падение и животный эгоизм. Никто из них так и не обрел столь желанного счастья именно потому, что думал только о себе.

Люди с таким отношением к жизни, по мнению Толстого, не заслуживают благополучия.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/122334/

Семья Ростовых и семья Курагиных:

JI. Н. Толстой в своем романе «Война и мир» любил «мысль семейную» не меньше, чем «мысль народную». Не много найдется в мировой литературе книг, где бы так много внимания уделялось семье. Семейные отношения, традиции, нравственные ценности формируют характеры главных персонажей романа, объясняют их поступки, влияют на судьбы.

Но и сама по себе семья у Толстого — явление интересное, многогранное и разно­образное. Мы говорим: Болконские, Ростовы, Безуховы, Курагины, Друбецкие… И за каждой фамилией — свой мир, свои беды и радости. Но, к сожалению, о настоящей семье можно говорить не всегда. Общий дом и родственные узы — это формальные призна­ки семьи.

Главное — это атмосфера в доме, родство душ, любовь и взаимопонимание, сознание своего единения и ответственности. Все это есть в семье Ростовых. Толстой знакомит читателя с Ростовыми в день именин матери и младшей дочери, когда в доме празднично и многолюдно.

Это ощущение праздника, полноты жизни, любви и сердеч­ности у читателя романа будет всегда связываться с изображением этой семьи.

• Граф и графиня Ростовы в любви и согласии прожили свою жизнь, вырастили четверых детей.

В дом Ростовых тянутся молодые люди и старики, здесь находит приют племянница Соня, здесь подолгу живет Борис Друбецкой и часто гостит его мать, получая щедрые подарки от графини. Ростовы живут открыто, весело и хлебосольно.

Граф Илья Николаевич с искренней нежностью называет жену «графинюшкой», а вся молодежь влюблена. Весь дом заполнен любовью, дружбой, доверием и пониманием.

Но семья нужна человеку не только в счастливые минуты жизни. У Ростовых, как в любой семье, случаются и неприятности, и трудности. И настоящее горе их тоже не обходит стороной. Но в любой ситуации здесь ведут себя так, как должны поступать близкие люди.

Когда старший сын Николай по молодости и легкомыслию проиграл в карты сорок тысяч, граф не упрекнул сына ни единым словом, хотя ему не просто было собрать нужную сумму.

Важно

И это понимание отца стало для Николая самым сильным укором совести, он почувствовал свою вину перед семьей и дал себе слово постепенно вернуть все деньги.

Тяжело было пережить семье и ошибку Наташи, которая увлеклась красавцем Ана- толем и решилась бежать с ним. Но хуже всех было самой Наташе, и все понимали это, щадили ее чувства, старались сделать так, чтобы она скорее забыла обо всем и вернулась к прежней жизни.

Огромной потерей для всей семьи стала смерть Пети. Горе графини было беспре­дельно. И вся семья сплотилась вокруг матери. Они не могли заменить ей погибшего сына, но каждый хотел хоть что-нибудь сделать для матери, пытаясь любовью и заботой смягчить ее боль.

Любовь, отданная детям, не исчезает бесследно. Чувство долга перед семьей, перед родителями и перед Отечеством свойственно всем Ростовым. Во время войны сыновья Ростовых идут на войну, хотя родители могли бы уберечь их.

А когда семья начинает разоряться и графиня обращается за помощью к старшему сыну, он оставляет службу, привычную жизнь и возвращается домой, чтобы заняться хозяйственными делами, хотя не чувствует к этому ни малейшей тяги.

Семья Ростовых прошла через испытания, обычные для всех людей. Выдержала их и осталась по-прежнему семьей, которая разрослась, как могучее дерево, соединившись с Болконскими и Безуховыми, в отличие от семейства Курагиных, которое к концу романа постепенно вырождается.

О князе Василии, его дочери Элен и двух сыновьях можно говорить как о семье лишь с большой натяжкой. Это просто люди, связанные родственными отношениями и нося­щие одну фамилию. Правда, родство их проявляется в сходстве характеров и поступков, в том, что Пьер назвал «подлой и бессердечной породой».

Породе этой свойственны алчность, любовь к удовольствиям и деньгам, любовь к себе и безразличие к окружаю­щим. Князь Василий по-своему заботится о своих детях. Но эта забота сводится к тому, чтобы поскорее их куда-нибудь пристроить и сбросить бремя родительской любви.

Совет

Князя можно понять: веселая и беззаботная жизнь Анатоля обходится ему в сорок тысяч в год, глупость Ипполита заставляет все время быть начеку. И с красавицей Элен тоже заботы: не продешевить бы с таким товаром. Сам князь Василий признается, что у него нет «шишки родительской любви», хотя для воспитания своих детей, по его словам, он сделал все, что может сделать отец.

Но оба сына вышли дурни. «Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль — беспокойный», — жалуется он Анне Павловне Ше­рер. А красавица Элен на самом деле — просто «развратная женщина» с безупречными светскими манерами.

На всем протяжении романа мы не видим ни дома, ни семьи Курагиных. Иногда они объединяются для очередной подлости, чтобы чем-то заполнить свою пустую жизнь, где нет ни любви, ни долга, ни ответственности, а потому нет и счастья.

Элен умирает «от неудобства выходить за двух мужей сразу», Анатоль теряет ногу в Бородинском сражении, а значит, теряет и свой прежний имидж красавца и любителя легкой жизни, князь Василий остается ни с чем. Порода обречена на вымирание.

И вряд ли кто-то вспомнит о них добрым словом.

Думая о Ростовых и Курагиных, еще раз убеждаешься в том, что семья определяет не только атмосферу детских и юношеских лет, но и всю дальнейшую судьбу человека, выстраивает с детства его будущую жизнь.

Соединение таких разных семей невозможно и ненужно. Самовлюбленность, безду­шие и пустота Курагиных не совместимы ни с простотой и сердечностью Ростовых, ни с суровой нравственностью Болконских. Поэтому обе попытки Курагиных породниться с этими семьями у Толстого проваливаются.

В семье Наташи и Пьера, Николая и княжны Марьи подрастают дети, с ними растут и крепнут традиции и ценности семьи, родственные и человеческие отношения.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/semja_rostovykh_i_semja_kuraginykh/11-1-0-981

Готовые школьные сочинения

марта 11 2015

Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе Л. Н.Толстого «Война и мир» остро постав­лена проблема семьи. Автор подробно изображает не­сколько семейных укладов.

Сопоставляя различные ва­рианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные цен­ности, как они влияют на формирование личности.

Болконские и Курагины — дворяне, имеют один и тот же наследственный титул, занимают высокое положе­ние в обществе, богаты и благополучны.

Обратите внимание

Главы семейств — Николай Андреевич Болконский и князь Василий — заботятся о своих детях. Вот только в понятие счастья они вкладывают разный смысл. У каждой семьи своя шкала жизненных приоритетов.

Отличительные черты Болконских — духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининс­кий вельможа, друг Кутузова, — государственный чело­век. Он, служа Екатерине, служил России.

Не желая при­спосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Князь Василий Курагин — приспособле­нец и карьерист.

Этот человек не приносит пользы Оте­честву: он просто приближенный царя, «значитель­ный», «важный» слуга при дворе.

Князь Василий и его дети вращаются в «высшем свете». Главная задача старшего Курагина — пристроить детей, т. е., используя свои связи, обеспечить сыновьям «теплые» места на службе, а дочери найти богатого мужа. Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Он ценил знания, всестороннюю образован­ность.

Поэтому Марья и Андрей получили блестящее образование. Марья много читает, любит музыку У кня­зя Андрея необыкновенная память, начитанность, он обо всем имеет понятие. Жизнь старого князя Болконс­кого — непрерывная деятельность.

Это работа над ме­муарами о славной эпохе Екатерины II, физический труд, управление имением. Князь Андрей, как и отец, стремится приносить пользу обществу, сначала избира­ет военную карьеру, вникает во все тонкости военного искусства.

Участвуя в кампании 1805 года, становится «доверенным» адъютантом командующего. Кутузов в письме старому князю так оценил качества князя Анд­рея: «Ваш сын надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим знаниям, твердости и исполни­тельности.

Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».

Важно

Василий Курагин занят только своими личными, ко­рыстными интересами. Сыновьям он готовит облегчен­ный вариант деятельности: Ипполита пристраивает в дипломаты, застраховывает его от опасности военной службы; Анатоль, благодаря связям отца, «числится» при полку.

Читайте также:  Сочинение по картине последний день помпеи брюллова описание

Младший сын доставляет особенно много хлопот отцу, так как Анатоль ведет беспутный образ жизни, пьянствует, проигрывает в карты огромные сум­мы денег. У князя Василия возникает мысль женить его на одной из самых богатых невест — княжне Болконс­кой.

Так в романе впервые сталкиваются порядочность Болконских и низкий расчет Курагиных.

С одной сто­роны — красивый, но, как говорит сам князь Василий, «беспокойный дурак» Анатоль, а с другой — внешне не привлекательная, но благородная Марья Болконская. Сватовство Анатоля чуть не погубило жизнь княжны, но на этот раз нравственная опасность миновала Болконс­ких.

Старшему Курагину зато блестяще удалась интрига с женитьбой Пьера Безухова на Элен. Много усилий было затрачено князем Василием, но он все-таки добил­ся своего: выдал свою порочную дочь за самого богато­го жениха, у которого было сорок тысяч только крепос­тных.

Курагины постоянно используют других людей для удовлетворения собственных желаний. Из-за Элен драл­ся на дуэли Пьер.

Она не щадила самолюбия мужа и по­чти открыто изменяла ему. Курагины разрушают счас­тье Наташи и князя Андрея.

Элен знала, что Наташа — невеста Болконского, а Анатоль женат, но, не терзаясь угрызениями совести, устраивала свидания для них, а затем помогала брату организовать похищение девуш­ки.

Совет

В словах Пьера дана точная оценка Элен: «Где вы — там разврат, зло». Анатолю Безухов тоже пытается объяснить: «… кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, …

вы губите целую жизнь из за того, что вам хочется веселиться». Болконские, в отличие от Курагиных, — аристокра­ты в лучшем смысле этого слова.

Они горды, но уважа­ют чужие чувства, готовы жертвовать собой, но не при­чинять боли окружающим. В высшей степени благород­но ведет себя князь Андрей со своей женой, которую це любит.

Он по-своему жалеет Лизу, не допускает осужде­ний в ее адрес, щадит ее чувства.

Например, показатель­на эта сцена: простившись с женой, «осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бе­режно посадил ее на кресло». У Болконских и Курагиных между членами семьи су­ществуют совершенно разные отношения. У Курагиных родственные связи формальные, поддерживаются толь­ко ради приличия.

Князь Василий цинично высказыва­ется: «Мои дети — обуза моего существования. Это мой крест». Старшего сына называет «покойным дураком», а Анатоля — «беспокойным».

Курагин жалуется: «… этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год…» Княгиня откровенно завидует богатству дочери. Дети Курагиных, ли­шенные родительской любви, нравственного воспита­ния, обнаруживают духовное ничтожество и примитив­ность жизненных интересов.

Болконские по-настояще­му привязаны друг к другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота.

Старый князь, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь, чувствует себя виноватым в ссорах с деть­ми.

Обратите внимание

Только перед смертью он дает волю чувству жалос­ти и любви к дочери, которое раньше тщательно скры­вал. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. У них существует настоящее взаимопонимание.

Уехав на войну, князь Андрей писал письма отцу каждый день. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. Поэтом)’ князь Андрей по требованию отца вынужден отложить свадьбу с Наташей на целый год. Однако внутренне Болконские очень близки друг другу.

Их любовь проявляется в трудные минуты. Когда пришло известие о гибели князя Андрея, то Марья, об­нимая отца, говорит: «Давайте плакать вместе». Не случайно Толстой подробно описывает домашний быт Болконских. У них есть настоящий, родной дом, се­мейный очаг, определенные традиции.

Описания дома Курагиных в романе нет, потому что семейные копирование запрещено © 2005 узы этих людей выражены слабо, каждый у них живет обособлен­но, учитывая прежде всего свои интересы.

Все низменные качества Курагиных проявились во время войны 1812 года. Они вели все ту же праздную жизнь в салонах.

Князь Василий спекулировал на пат­риотизме, а Элен занималась устройством своей личной жизни.

Однако в этой «ложной» семье произошло не­счастье — Анатолю ампутировали ногу, впоследствии он умер. Автор упоминает о том, что и Элен умерла от ка­кой-то нелепой болезни. Болконские — патриоты. Своим поведением во вре­мя Отечественной войны они выражают народный дух. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сер­дце не выдержало сдачи Смоленска.

Марья отвергает предложение французского генерала о покровитель­стве. Андрей защищает Отечество на поле боя. Он жи­вет интересами нации и, выполняя свой долг офицера, получает смертельное ранение. Болконские — образец подлинной семьи. Высокая духовность, истинная красота старого князя и его детей резко противопоставлены бездуховности, «мнимой» красоте Курагиных.

Важно

О «ложной» семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/semya-bolkonskix-i-semya-kuraginyx-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir-3/

Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – произведение-эпопея. На фоне масштабных исторических событий Толстой изображает частную жизнь человека, его поиски смысла и цели жизни, поиски счастья. У каждого героя романа своя судьба, свои взлеты и падения, свои заблуждения.

В чем причина того или иного поступка человека? Не в том ли воспитании, что получено в детстве, не в том ли семейном укладе, из которого усвоены понятия о добре и зле, нравственном и безнравственном? Так в ткань романа с первых его страниц вплетается “мысль семейная”.

Перед нами проходят жизни нескольких поколений совершенно разных семейных родов: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, Друбецких… Остановлюсь на двух из них.

В своем имении в Лысых Горах живет старый князь Николай Андреевич Болконский, глава древнего, знатного рода,

отец семьи с патриархальным уклоном. Он славно послужил России, но теперь в опале. Этот величественный, гордый старик вдов, у него дурной характер, но он все еще деятелен: пишет мемуары, работает на токарном станке, занимается математикой с дочерью.

По его мнению, “есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум”. Главное условие деятельности для него – порядок, который доведен в его доме до “последней степени точности”. У князя прекрасные дети: Андрей и Марья.

Князь хотел воспитать их умными, благородными, честными. Дети выросли. Сын стал таким, как мечталось отцу, да еще и красивым. Правда, это не делает Андрея счастливым: он женат, но жену не любит. А дочь – отцовская боль. Всем хороша, но некрасива.

Была бы красива – ее бы полюбили, а так посватаются, конечно, но посватаются за его знатный род и его деньги.

Николай Андреевич вряд ли осознает, насколько сильно он вмешивается в судьбы своих детей. Служа

государству, старый князь был заметным деятелем при дворе. Отсюда его собственная и переданная Андрею знаменитая “болконская” гордость, убежденность в необходимости служить Отечеству. Князь Андрей верит в свое предназначение для подвига и величия. К тому же и столичная жизнь ему опостылела, и жена ему надоела, и он отправляется на войну в поисках “своего Тулона”, т. е. славы.

Раненный при Аустерлице, Андрей понимает призрачность славы и необходимость простого семейного счастья. Но этого счастья ему не дано испытать. Умирает во время родов маленькая княгиня, обвиняя своей смертью “болконскую” гордость и отвлеченность высоких стремлений. Драмой оборачивается и встреча с Наташей. Отец против нового брака сына. В глубине души этому противится и княжна Марья.

Совет

По настоянию старого князя свадьба отложена на год, и это роковым образом рушит возможное счастье сына. Но мог ли быть счастлив Андрей с Наташей? Вряд Ли. Очень уж по-разному они воспитаны. Так проста, открыта и непосредственна в своих желаниях и стремлениях Наташа, и так закрыт, эгоистичен Андрей, что между ними все время возникает некая отчужденность. Князь не понимает Наташу.

Наверное, поэтому уязвленное самолюбие и не дает ему простить ее увлечения Курагиным, в котором есть и его вина. Перед смертью Андрей снова встретит Наташу. Только теперь он “понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье” и впервые осознал жестокость своего разрыва с нею. Но Толстой не дает герою возможности что-либо исправить.

Раньше вину перед женой не позволила загладить ее смерть, теперь, так и не узнав семейного счастья, умирает сам Андрей. Дикарка от природы, княжна Марья вынуждена жить затворницей в Лысых Горах и не знает другой жизни, кроме терпения и помощи “божьим людям”. Отец часто до боли жесток и бестактен по отношению к дочери. Хотя Марья ничего не хочет для себя лично.

Больше всего на свете она желает быть “беднее самого нищего из нищих”. Казалось бы, смерть старого князя освобождает Марью, но одновременно в ней просыпается твердый и деятельный отцовский характер. Сказывается воспитание старого князя-дочь выросла сильной и активной женщиной. Самопожертвование – вот жизненный принцип Марьи до встречи с Николаем Ростовым и до смерти Андрея.

Новая послевоенная жизнь в Лысых Горах “ненарушимо правильна”. Княжна Марья обретает семейное счастье, лишь став графиней Ростовой. Ее семья крепка потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, имеющей целью только “нравственное добро детей”. Семейство Курагиных – не просто антипод Болконских. Это, пожалуй, само воплощение безнравственности.

Князь Василий Курагин – почти ровесник старого князя Болконского. Он тоже хочет счастья своим детям, только понимание счастья у двух стариков разное.

Светский человек, популярный в высших слоях общества и привыкший к этому успеху, обычно Василий Курагин не обдумывал своих планов, как все подлые люди, он не обременял себя мыслями о долге, о правде, о полезных вещах для общества, его занимали только личные интересы. Для князя Василия семья – это только взаимоподдержка и солидарность, круговая порука.

Его сын Ипполит – дипломат в Австрии, уже пристроен, и теперь отец хлопочет, чтобы пристроить красавицу Элен. Бросив все дела, князь опекает и направляет “непутевого” Пьера: определяет его в камер-юнкеры, поселяет в своем доме. А тот, неблагодарный, так и не делает предложения дочери. Пришлось опять все брать на себя, чтобы соединить Пьера и Элен. Теперь дочь – графиня Безухова.

Обратите внимание

Нравственен ли этот брак, счастлива ли дочь или нет – не так уж важно для ее отца. Главное, она пристроена, блистает в свете, богата. У Элен с Пьером не складывается семья. Но это не волнует Элен. Она лжет мужу, разъезжается с ним, но, поняв в определенный момент, что в глазах света лучше иметь мужа, чем быть одной, настаивает на том, чтобы жить с Пьером под одной крышей, – так ей удобнее.

Терзаться муками совести, считать себя виноватой Элен не способна, она всегда и во всем находит себе оправдание. Но придет время, и она при живом муже будет выбирать одного-из двух претендентов на свою руку. А развод с мужем она затеет как раз в тот момент, когда на Бородинском поле будет решаться судьба России.

К тому же она совершит предательство – перейдет в католическую веру, веру неприятеля. Смерть Элен окружена такой же ложью, какой была опутана вся ее жизнь. Под стать ей и младший сын князя Василия Анатоль – беспутный красавец, кутила, мот и циник. Время военное, полк его выступил, он же, не стесняясь, говорит: “А я числюсь”, не зная даже точно, где числится.

Красота молодого повесы обольщает сначала княжну Марью. Строгое предупреждение отца (“Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей”) и стечение обстоятельств: княжна Марья случайно увидела, как приехавший свататься к ней Анатоль обнимал Бурьен, спасают ее от брака с безнравственным человеком. Курагинскому натиску подвергнется не только княжна Марья, но и Наташа.

Поэтическая Наташа и глупый Анатоль – казалось бы, что общего между этими людьми? Анатоль не думал ни о том, как его действия отразятся на других, ни о том, что может выйти из того или иного поступка. Это эгоист, который думает только о сиюминутном удовольствии, он полностью свободен в своем поведении, ощущая полную безнаказанность. В Наташе тоже есть чувство внутренней свободы. Но оно совсем другого рода: это наивное требование немедля, сейчас открытых, прямых, человеческих отношений между людьми. Но именно это ее “все можно” сводит ее с Анатолем. Пережитое помогает ей понять, что свобода человека не может быть вне морали.

Видя в семье предназначение женщины, гармонию и счастье, много рассуждая в своем романе о природе человеческой красоты – внешней и внутренней, Толстой убирает со страниц романа красавицу Элен и ее ослепительного братца и приводит к семейному счастью тех героев, чья красота духовна, – княжну Марью и Наташу.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/semya-bolkonskix-i-semya-kuraginyx-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector