Смешны или грустны финалы сказок салтыкова-щедрина? сказок

Смешны или грустны финалы сказок м. е. салтыкова-щедрина?

Смешны или грустны финалы сказок м. е. салтыкова-щедрина?

Сказка – один из самых ярких жанров русского фольклора. Не случайно В. И. Даль называл ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна.

В ней повествуется о разных чудесных происшествиях, героических подвигах, добро в ней всегда побеждает зло, герои живут долго и счастливо. И в каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что в сказках воплощена народная мудрость, народные идеалы добра и справедливости.

Наверное, поэтому, в отличие от других жанров устного творчества, она продолжила свою жизнь в литературе.

“Литературная сказка, – как определяет ее Л.

Брауде, – авторское, художественное, прозаическое или стихотворное произведение,основанное на фольклорных источниках, или абсолютно оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, которое изображает необыкновенные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев; произведение, в котором необыкновенное чудо впервые играет роль сюжетообразующего фактора, служит основой характеристики персонажей”.

Обратите внимание

Литературные сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле.

Правда, в сказках Х1Х-ХХ веков печального больше, чем радостного: слишком много страданий пришлось пережить людям, и их вера в “сбывшиеся сказки” пошатнулась.

Но обращение к любимому жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить “болезни общества”, спасти человеческие души, вернуть веру в добро и справедливость. Именно такая позиция, как мне кажется, близка великому русскому сатирику М. Е. Салтыкову-Щедрину.

Конечно, Щедрина трудно назвать сказочником в прямом смысле этого слова: слишком горькие выводы делал он, размышляя над жизнью России второй половины XIX века.

Но чем пристальнее вглядывался он в окружающую действительность, тем яснее различал опутавшие ее сети “небывальщины”. Жестокость политического режима, чудовищное бесправие народа действительно граничили с фантастикой.

Все это способствовало обращению М. Е. Салтыкова-Щедрина к жанру сказки.

Возможно, в маленьких шедеврах писателя мало правдоподобия, зато сколько угодно суровой жизненной правды. Не случайно издатели-подпольщики назвали их “Сказками для детей изрядного возраста”, то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но и “учится быть гражданином”.

Фантастика в народном творчестве обычно отражает стремление людей к лучшей жизни, желание переделать мир по-своему, победить невзгоды. Фольклорные традиции присущи и произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Но он пишет не о прекрасной, живущей за тридевять земель царевне, не об Иванушке-дурачке, победившем Кощея Бессмертного, а о “волшебно” пропавшей совести, с исчезновением которой легче стало жить, “ловчее подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать”.

Важно

Все, кто ее находил, старались как можно быстрее избавиться от “надоедливой приживалки” . Никому она не была нужна, потому что “несчастному пропойце” напоминала о загубленной жизни, кабатчику мешала торговать водкой, квартальному надзирателю-взяточнику из-за нее “стыдно стало людей грабить”.

Долго передавали совесть из рук в руки, долго путешествовала она, пока не поселилась в чистом сердце ребенка. Вырастет “маленькое дитя”, а вместе с ним вырастет и совесть, – пишет автор и надеется, что станет это “маленькое дитя большим человеком”, и “исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия…”.

Философский смысл этой сказки состоит в предвидении того часа, когда на всем свете будет распоряжаться совесть. А пока не совесть, а царь-орел, похожий на бравого городового, властвует на земле.

Отличительной чертой любого правителя (птичьего, звериного, людского) сатирик считал “зверообразную лютость”, кровожадность и невежество. Вначале орел решил “завести” при дворе науки и искусства. Но вскоре ему надоело разыгрывать роль мецената. Он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Так снова наступил “мрак невежества”.

Щедрин с горькой усмешкой говорит, что “просвещение для орлов вредно” так же, как и “орлы для просвещения”. Меценатство птичьего царя очень быстро превратилось в травлю свежих, оригинальных мыслей.

Это ли не настоящая жизненная правда? Но если орел хотя бы пытался казаться просвещенным и уважающим искусство, то династия Топтыгиных в сказке “Медведь на воеводстве” сразу приступила к усмирению “внутренних супостатов” и занятию “злодействами”.

Топтыгин 1-й, назначенный воеводой за стремление к “кровопролитиям”, решил начать с мелких злодеяний: в первый же день, не разобравшись с похмелья, любимого генеральского “чижика съел”, а чтобы оправдаться в глазах начальства, разрушил типографию и произведения ума человеческого в отхожую яму закопал. Топтыгин 2-й решил начать сразу с крупных злодеяний, но не было в его лесу ни типографии, ни университета, ни академиков – все уже до Топтыгина уничтожили. Тогда он “задрал” у крестьянина лошадь, корову, свинью и пару овец. Топтыгин 3-й, правда, был поумней, “кровопролитиев” не жаждал – либералом слыл. Но “натуральным” злодействам “не препятствовал”: кто-то ел, кого-то ели, а он в это время преспокойно народ обирал и по служебной лестнице продвигался. Так бы и до генеральских погон дорос, да только терпение мужиков кончилось. И “постигла его участь всех пушных зверей”.

Салтыков-Щедрин настаивал на необходимости наказания “хозяев жизни” за все их “блестящие” и “срамные” злодейства, но в большинстве случаев люди, наделенные властью, процветали благодаря покорности и пассивности трудового народа. Эту идею он развивает в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Совет

Два генерала, всю жизнь прослужившие в какой-то регистратуре, которую затем устранили “за ненадобностью”, внезапно оказались на необитаемом острове и обнаружили полную свою беспомощность перед жизнью. Не приученные к какому-либо труду, они чуть не съели друг друга, хотя кругом было много плодов, дичи, рыбы.

Генералы, наверное, умерли бы с голоду, если бы, в конце концов, не нашли сообразительного и предприимчивого мужика, который обеспечил их всем необходимым.

Автор возмущен врожденным холопством этого мужика.

Умный и мастеровитый, он не только беспрекословно служит неизвестно откуда взявшимся генералам (только потому, что они “строгие”), но и унижается всячески: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; не только не протестует против жестокого обращения, а, наоборот, по первому требованию своими руками сплетает веревку, которой сам себя к дереву и привязывает, “чтоб не убег”. Эта история – предел абсурдности поведения “мужичины”, который мог бы сам легко управиться со своими угнетателями, а вместо этого демонстрирует рабскую покорность, и в этом главная особенность сказок (да и других произведений) Салтыкова-Щедрина – сочетание смешного и трагического.

В добровольном рабстве и неумении протестовать против жестоких форм жизни Салтыков-Щедрин видел трагедию всего русского народа.

Ему было горько, что талантливый народ, сочинивший столько прекрасных, добрых, светлых сказок, сам стал героем безысходных и мрачных, “фантастически” жестоких жизненных историй.

Он страдал от того, что лучшие и достойные люди находились в зависимости от невежественных, бесполезных “хозяев”.

Своими сказками писатель стремился достучаться до каждого сердца, пробудить в людях чувство собственного достоинства, заставить каждого человека поверить в свои силы и отказаться, наконец, от добровольного рабства. Ведь причина народных бедствий, по мнению Салтыкова-Щедрина, не в конкретных правителях и их методах, а в самой самодержавной системе. И единственное спасение для народа заключается в свержении этой системы.

Источник: https://goldsoch.info/smeshny-ili-grustny-finaly-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/

Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина?

Щедриновские сказки написаны о власти народе, интеллигенции. Все они пытаются подстроится под тоталитарный режим, который существовал в это время(Салтыков-Щедрин писал сказки в период с 1883 по 1886). Это сатирические сказки. Щедрин считается вершиной русской сатиры.

Кто знает, может он бы и не выбрал этот жанр для написания своих шедевров, если бы не требования цензуры и популярность сказок. Также при выборе этого жанра на него повлияли литературные традиции и фольклор. Сейчас сказки Салтыкова-Щедрина – это классика.

Его сказки похожи на народные по сюжету, сказочным приемам. Но существует много отличий между народными и щедринскими сказками. Сказки сатирика заканчиваются грустно, а народные дают предпочтение благополучным финалам.

Обратите внимание

В сюжетах сказок описаны общественные отношения, показана реальная действительность. Чтобы лучше передать народное состояние автор использует гиперболы, сравнения и много других приемов. Использовав их умело мы можем ощутить всю горечь и боль крестьян, мужиков, рабов. А так же жизнь помещиков и власти.

Например, сказка «Дикий помещик».Ему не нравилось, что развелось много мужиков, которые пропитаны холопьим духом. Все мечты его исполнились -мужиков не стало. Но с мужиками пропала еда. От голода бросается на мышонка.

Весь покрылся волосами, не выговаривает звуки. И дошло до помещика, что без мужиков никак. Вернулись крестьяни и сразу приступили к своим обязательствам. Тут же появилась на рынке и еда, и земли стали опахивать.

Вроде бы все хорошо, но скучает помещик за привыкшей жизнью в лесу.

Еще одним примером может быть «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». В сказке описаны беспомощные генералы, которые попали на необитаемый остров. Генералы, не привыкшие к тяжкой работе, не умели ничего, даже добывать себе пищу.

Им было проще съесть друг друга, хотя на острове было много плодов, рыбы, дичи. Но тут появился мужичина, который спас генералов от голода. Он даже веревку сам сплел, чтоб генералы на привязи его держали. Чтоб не убежал.

Но мужик то убегать не хотел. Он рад был помогать им, что они не брезгуют труд мужицкий. Те его обижают, обзывают, а он и рад.

Читайте также:  Анализ рассказа астафьева пастух и пастушка

В знак благодарности за спасение генералы отправили своему спасителю рюмку водки и пятак серебра: веселись, мужичина!

В двух сказках показаны отношения между крестьянами, чиновниками и помещиками. Они пропитаны тревогой и болью за простой народ. Люд живет в страхе и страдании. Народ слишком терпелив. Щедров высмеивает добровольное рабство.

Важно

С этого всего можно сделать такие итоги: сказки Салтыкова-Щедрина хоть и сатиричны, но грустны. Если и есть смех, то сквозь слезы. Этим автор хочет достучатся до сердец, заставить простой люд поверить в себя, свои силы, отказаться от добровольного рабства.

Его сказки учат нас быть верными добру и предупреждает тех, кто забыл о законах нравственности. Это касается не только прошедшие времена, а настоящее и будущее. Не позволяйте использовать вас, не становитесь рабами, не бойтесь действовать и что-то менять.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/smeshny-ili-grustny-finaly-skazok-saltykova-shhedrina.html

45 Смешны или грустны финалы сказок М

Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В каждой сказке обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.

Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле.

Цикл фантастических миниатюр Салтыкова-Щедрина — один из ярких образцов жанра русской литературной сказки, в котором автор размышляет о важнейших вопросах философии, политики и нравственности, просто и доступно представленных писателем.

В основе сюжетов сказок лежит гротескная ситуация, но за ней всегда угадываются реальные общественные отношения, под видом сказки показана действительность. Ярким примером может служить сказка «Дикий помещик». «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик». Всем он был доволен, кроме одного: очень много мужиков развелось.

И вот однажды бог по его молитве все его владения от мужиков очистил. С исчезновением мужиков исчезли продукты питания. Тут выяснилось, что без мужика он совсем беспомощен: ни умыться, ни поесть. Потом совсем одичал. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами,… а ногти у него сделались, как железные». Со временем мужики обратно вернулись, и сразу на базаре все появилось.

Выводы о пользе мужика и помещика очевидны.

Излюбленные художественные приемы Салтыкова-Щедрина — гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с «чудесами» русской жизни. В сказке «Коняга» рассказывается о тяжелой судьбе рабочей лошади, которая существует только для того, чтобы непрерывно работать.

«Не благополучие его нужно, а жизнь, способная выносить иго работы… Из всех ощущений, доступных живому организму, знает только ноющую боль, которую дает работа».

Его братья Пустоплясы едят овес, работой себя не утруждают и подбадривают Конягу: «Упирайся, Коняга! Вот у кого учиться надо! вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!» Персонажи этой сказки легко угадываются.

Совет

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показал, как два генерала, всю жизнь прослужившие в какой-то регистратуре, которую затем устранили «за ненадобностью», внезапно оказались на необитаемом острове.

Они чуть не съели друг друга, хотя кругом было много плодов, дичи, рыбы. Генералы, наверное, умерли бы с голоду, если бы в конце концов не нашли сообразительного и предприимчивого мужика, который обеспечил их всем необходимым.

Сам и веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи.

Да еще готов был «генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не брезговали!» Сколько генералы ни ругают мужика за тунеядство, а мужик «все гребет и гребет, да кормит генералов селедками». Не забыли спасенные отблагодарить своего спасителя: «выслали рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Династия Топтыгиных в сказке «Медведь на воеводстве» сразу направила свою деятельность только на усмирение «внутренних супостатов» и занялась «злодействами»: один из правителей «чижика съел», другой «задрал» у крестьянина лошадь, корову, свинью и пару овец. Третий Топтыгин, правда, не жаждал «кровопролитиев» и слыл либералом, но это не мешало ему в течение многих лет обирать народ, пока терпение мужиков не кончилось и они не расправились с воеводой.

Сказки Салтыкова-Щедрина наполнены болью и тревогой за судьбу простых людей, в аллегорической форме представленных в сказках. Герои сказок живут в нужде и страхе, страдают от помещиков и чиновников.

Писатель сожалеет о том, что народ слишком терпеливый и забитый. Поэтому финалы сказок грустны, автор не видит причин для оптимизма. Если некоторые сказки и вызывают смех, то это – смех сквозь слезы.

Фольклорный жанр был необходим автору, чтобы достучаться до каждого сердца, заставить каждого человека поверить в свои силы, отказаться от добровольного рабства.

Салтыков-Щедрин страдал от того, что лучшие и достойные люди находились в зависимости от невежественных, жадных, бесполезных «хозяев», что несправедливые общественные отношения противоречили незыблемым нравственным законам.

Обратите внимание

Философские уроки писателя важны не только для прошлого, но и для будущего. Его сказки учат нас быть верными добру и предупреждает тех, кто забыл о законах нравственности.

Источник: http://sochinenie4.narod.ru/Stishie45.htm

Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова Щедрина — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

М. Е. Салтыков-Щедрин, блестящий мыслитель и оригинальный критик, публицист, редактор, вошел в историю русской литературы как писатель-сатирик.

Жанровое разнообразие его творчества велико: повести “Противоречия” и “Запутанное дело”, относящиеся к раннему этапу (1847-1848), публицистические произведение “Губернские очерки” (1856-1857), летопись “История одного города” (1869-1870), роман “Господа Головлевы” (1875-1880).

Обособленное место в творчестве писателя занимают “Сказки”, ставшие уникальным явлением для всей русской литературы.

При написании этих миниатюр художник пользовался фольклорным наследием народа, образами русских и иностранных сказок, однако при этом получился особенный, оригинальный жанр сатирического произведения, в котором сочетаются, органично сливаясь, фантастические и реалистические элементы.

Первые три сказки Салтыков-Щедрин написал в 1869 году, но основной пик работы в этом жанре пришелся на промежуток с 1883 по 1886 год: в этот период автор создает 28 сказок из 32.

Одной из основных причин создания этого жанра для Щедрина стало желание написать произведение, способное донести идею автора до народа. В этом ключе близость сказок к народному пониманию имеет огромное значение. Однако чисто сказочными произведения назвать нельзя – они сочетают в себе как народное начало, так и библейские притчевые черты, и современное автору понимание сатиры.

Интересной чертой “Сказок” является тот факт, что они содержат в себе проблемы и образы, проходящие через все творчество автора. Другими словами, переработка и переосмысление ранних идей происходят постоянно и в течение долгого времени.

Важно

Однако именно длительность и обстоятельность такого процесса позволяет расставлять невероятно мастерски и точно акценты в более поздних произведениях.

Читателя, не только современного автору, но и другой эпохи, поражает мастерство художника-сатирика, использующего огромное количество приемов и образов, обеспечивающих словесное богатство сказок.

В произведениях Щедрина с удивительной точностью отразилась пореформенная Россия. Практически каждое сословие нашло свое отражение в тексте произведений.

В сказке “Богатырь” описано самодержавие, с виду крепкое, но внутри прогнившее, “Медведь на воеводстве” и “Орел-меценат” изобличают власть, “премудрыми пискарями” и “вялеными воблами” художник называет трусов либералов.

В “Деревенском разговоре” он иронизирует над попами и помещиками, а в сказке “Коняга” жалеет крестьянство. Сколько образов, столько и проблем, так как каждое сословие по-своему право, в чем-то виновато и в этих ключах интересует автора.

Характерной особенностью, отличающей “Сказки” от подобных произведений малого жанра, является постоянная борьба, полемика между персонажами. Так, содержание некоторых сказок представляет собой диалог, практически лишенный событийной и описательной частей. Пример подобного произведения – сказка “Карась-идеалист”.

Щедрин активно использует метод противопоставления, причем, противопоставляя отдельных персонажей, автор сравнивает тем самым мнения и мысли целых сословий. Примером могут послужить пары генералы – мужик, Иван Богатый – Иван Бедный, Коняга – Пустоплясы, заяц – волк. Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии сочинения, необходимо сравнить две сказки.

Обратимся к “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” и к сказке “Дикий помещик”.

Совет

Первое произведение, открывающее сказочный цикл, содержит в себе сразу два противопоставле ния. На антитезах построены не только образы мужика и генералов, но и жизнь генералов до появле ния мужика и, соответственно, после. Если “до” они явно страдают от невозможности самостоятельно удовлетворить свои потребности, то “после” благодаря мужику они вновь живут привычной для них жизнью.

Генералы практически не способны к самостоятельным действиям, так как привыкли к постоянной заботе. Они даже готовы от голода съесть друг друга, хотя на острове немало всякой пищи.

На их счастье на острове находится “лежебока” – простой мужик, который добыл картофель, в горстях уху сварил да еще и из собственных волос связал веревку, которой мужика привязывали на ночь, чтобы не убежал.

Но ирония в том, что мужик и не думает бежать, напротив – он не представляет себе жизнь без службы генералам. Он даже благодарен им за то, что они “его мужицким трудом не гнушаются”.

В конце сказки мужику удается сделать лодку, на которой он увозит генералов домой. С горькой иронией описывается в финале рабское поведение мужика и ответные “дары” генералов: “выслали рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужик!”

Вторая сказка – “Дикий помещик” – демонстрирует читателю пореформенное положение временнообязанных крестьян. С помощью гиперболы и иронии изображаются отношения крестьян и барина. Помещика крестьяне раздражают – они плохо пахнут, постоянно мозолят глаза и мешают ему наслаждаться природой.

Читайте также:  Сочинение смысл названия романа пушкина капитанская дочка

И вот помещик решает их выгнать. Если в первой сказке генералы радовались найденному мужику, то помещика раздражал их “холопий дух”. И вот он остается в своем уезде один.

Однако без холопов становится тяжело – от голода помещик кидается на мышонка, без ухода его одежда рвется, а сам он обраста ет густой шерстью. В итоге помещик опускается на четвереньки, забывает речь и лишь нечленораздельно мычит: “Весь он оброс волосами а когти у него сделались как железные”.

Обратите внимание

Авторская мысль ясна – только трудом крестьян могут жить поме щики и генералы. Но понимает ли сам барин ту ошибку, которую он допустил.

И если крестьяне возвращаются на свое прежнее | место практически безболезненно, то с помещиком происходят сильные изменения: “Он теперь тоскует по прежней своей жизни в лесах” и не может привыкнуть к цивилизованному существованию.

Могут ли быть смешны финалы сказок, рисующих читателю неприглядное положение крестьян? Однако и другие темы, раскрываемые в сказках, дают примерно такой же печальный финал.

Салтыков-Щедрин, блистательный мастер иронии и сатиры, удачно подменяет реальную действительность на сказочную, оставляя реализм и жиз ненность ситуаций. Поэтому и не может быть веселого или смешного финала сказки, когда вся она – описание тяжкой доли русского народа.

Источник: http://express5top.ru/index.php/home/vse-sochineniya-na-otlichno-dlya-3-11-klassov/16919-smeshny-ili-grustny-finaly-skazok-saltykova-shchedrina.html

Грустный осадок в сердце читателя от сказок Салтыкова-Щедрина

Сочинения › Салтыков-Щедрин М.Е.

Готовые Домашние Задания

«Сатиры смелый властелин». Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры, можно смело отнести и к Салтыкову-Щедрину. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Щедрин,— вершина русской сатиры.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина были написаны в периоде 1883 по 1886 год. Они представляют собой сатирический цикл на темы власти, народа, интеллигенции, стремящейся приспособиться к любым формам тоталитарной власти.

Конечно же, жанр сказки писатель выбрал не случайно, это связано и с требованиями цензуры, и воздействием на писателя фольклорной и литературной традиции, и популярности сказки как излюбленного жанра.

Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и недугов» — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг.

Молодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, вынужденный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества.

Будучи вице-губернатором, он убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам писатель проникся уважением.

С народной сказкой сказки Салтыкова-Щедрина сближает и сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Однако разница между щедринской сказкой и народной очень большая. Народные сказки заканчиваются благополучно, а сказки замечательного сатирика оставляют грустный осадок.

Обратимся к «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». Она открывает «сказочный» цикл писателя. Сказка построена на антитезе: страданию генералов, оказавшихся на необитаемом острове, противопоставлено их существование после появления мужика.

Важно

Генералы не могут ничего, они даже готовы от голода съесть друг друга, но на их счастье появляется «лежебока» — мужик который и картофель добыл и силок из собственных волос связал и даже веревку сплел чтобы генералы его привязывали на ночь — это вдруг убежит.

Но в том то и дело что мужик никуда не собирается убегать а напротив он не мыслит своего существования без генералов Он благодарен им за то что те мужицким его трудом не «гнушалися» С горькой иронией изобразил писатель рабское поведение мужика которому в финале выслали рюмку водки да пятак серебра веселись мужичина»

В другой сказке — «Дикий помещик» писатель показал пореформенное положение временнообязанных крестьян В комической форме с помощью гиперболы изображает писатель взаимоотношения помещика и крестьян Помещик решил избавиться от крестьян и это ему удалось Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле то дикий помещик герои одноименной сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков от которых идет дурной холопий дух Наконец мужицкий мир исчез и остался помещик один-одинешенек Однако без них тяжко пришлось несчастному он кидается от голода на мышонка обрастает с ног до головы волосами перестает издавать членораздельные звуки Одичал помещик «Весь он оброс волосами а когти у него сделались как железные» Намек совершенно ясен трудом крестьян живут баре И потому у них всего довольно и хлеба и скота и земли а у крестьян всего мало Крестьян пришлось возвратить на прежнее место они безболезненно возвращаются к привычному образу жизни а вот помещик Он теперь «тоскует по прежней своей жизни в лесах»

Финалы в двух сказках никак не могут быть смешны они грустные потому что система взаимоотношении помещика и народа которую показал Салтыков Щедрин не исчерпала себя и после реформы 1861 года

Писатель сетует на то что народ слишком терпелив забит и темен Он намекает что силы стоящие над народом жестокие но не такие уж страшные

Сочинения по теме:

  • Пороки общества и их высмеивание в сказках Салтыкова-Щедрина сочинение
  • Народный юмор и сарказм в щедринских сказках сочинение
  • Разлад в обществе и социальные противоречия в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина сочинение
  • Сатирические изображения общества Салтыковым-Щедриным в его произведениях сочинение

Источник: http://1soch.ru/saltykov-shhedrin-me/raznoe-671/grustnyy-osadok-v-serdce-chitatelya-ot-skazok

Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина?

Категория: Салтыков-Щедрин М.Е.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Сатиры смелый властелин». Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры, можно смело отнести и к Салтыкову-Щедрину. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Щедрин,— вершина русской сатиры.     Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина были написаны в периоде 1883 по 1886 год.

Они представляют собой сатирический цикл на темы власти, народа, интеллигенции, стремящейся приспособиться к любым формам тоталитарной власти.     Конечно же, жанр сказки писатель выбрал не случайно, это связано и с требованиями цензуры, и воздействием на писателя фольклорной и литературной традиции, и популярности сказки как излюбленного жанра.

    Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и недугов» — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг.

Молодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, вынужденный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам писатель проникся уважением.

Совет

    С народной сказкой сказки Салтыкова-Щедрина сближает и сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Однако разница между щедринской сказкой и народной очень большая. Народные сказки заканчиваются благополучно, а сказки замечательного сатирика оставляют грустный осадок.

    Обратимся к «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». Она открывает «сказочный» цикл писателя. Сказка построена на антитезе: страданию генералов, оказавшихся на необитаемом острове, противопоставлено их существование после появления мужика.

    Генералы не могут ничего, они даже готовы от голода съесть друг друга, но на их счастье появляется «лежебока» — мужик который и картофель добыл и силок из собственных волос связал и даже веревку сплел чтобы генералы его привязывали на ночь — это вдруг убежит.

Но в том то и дело что мужик никуда не собирается убегать а напротив он не мыслит своего существования без генералов Он благодарен им за то что те мужицким его трудом не «гнушалися» С горькой иронией изобразил писатель рабское поведение мужика которому в финале выслали рюмку водки да пятак серебра веселись мужичина»     В другой сказке — «Дикий помещик» писатель показал пореформенное положение временнообязанных крестьян В комической форме с помощью гиперболы изображает писатель взаимоотношения помещика и крестьян Помещик решил избавиться от крестьян и это ему удалось Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле то дикий помещик герои одноименной сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков от которых идет дурной холопий дух Наконец мужицкий мир исчез и остался помещик один-одинешенек Однако без них тяжко пришлось несчастному он кидается от голода на мышонка обрастает с ног до головы волосами перестает издавать членораздельные звуки Одичал помещик «Весь он оброс волосами а когти у него сделались как железные» Намек совершенно ясен трудом крестьян живут баре И потому у них всего довольно и хлеба и скота и земли а у крестьян всего мало Крестьян пришлось возвратить на прежнее место они безболезненно возвращаются к привычному образу жизни а вот помещик Он теперь «тоскует по прежней своей жизни в лесах»     Финалы в двух сказках никак не могут быть смешны они грустные потому что система взаимоотношении помещика и народа которую показал Салтыков Щедрин не исчерпала себя и после реформы 1861 года

    Писатель сетует на то что народ слишком терпелив забит и темен Он намекает что силы стоящие над народом жестокие но не такие уж страшные



Читайте также:  Сочинение аннушка в романе мастер и маргарита булгакова

  Розуміння мужньою поетесою Лесею Українкою ролі художньо­го слова в житті народу. Образ народного співця — оповідача «Давньої казки». Моральна перевага співця над графом, мудрість і сила його поетичного слова.

Безкорислива допомога поета Бертольду у здобутті коханої і в перемозі над ворогами. Боротьба з несправедливістю, за людські права. Непідкупність, незламність і вірність своїм ідеалам. Попу­лярність поета в народі.

Художня довершеність і привабливість образу народного співця в по

Владимир Андреевич Дубровский офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Д. из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником.

Обратите внимание

Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова — Марию Кириловну Дубровский под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага.

Дубровский демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с голодным медведем (одна из шуток Троекурова), хладнокр

Мой любимый уголок природы сочинение У каждого человека есть свой любимый уголок в природе. У меня таким местом является лавочка под березками в нашем парке. Лавочка находится на солнечной поляне, а лужок, словно бархатный ковер, усыпанный пестрыми цветочками, окружает ее.

Особенности художественного мироощущения Пришвина. «Моя литература — это моя собственная жизнь», — сказал Пришвин. И это действительно так: по сути, все созданное им — это художественно переосмысленный его жизненный путь и духовные искания.

Всю жизнь он писал одну книгу — о самом себе, лишь одно произведение не имеет ничего общего с личной его судьбой — повесть «Серая Сова», об американском индейце, — все же остальное вобрало в себя его опыт, наблюдения, раздумья.

Трудно назвать другого писател

Поэма «Цыганы» — завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина «Кавказский пленник».

Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в «естественное состояние», по существу, являются игрой «на понижение».

Она ведет человека не вперед, а назад: это измена высшему предназначению, к которому зовет нас морская стихия голосом Творца, заключенным в ней.     

Важно

Как я понимаю счастье Каждый человек понимает счастье по-своему. Для одних это размеренная, спокойная и сытая жизнь, другие, наоборот, ищут счастье в приключениях и острых ощущениях.

Для меня счастье — это познание чего-то нового, наслаждение самим процессом получения новой информации. Иногда мне кажется, что на это в сутках для меня не хватает часов.

Мне жаль тратить время на сон: СКОЛЬКО нового можно было бы еще узнать! Новое для меня — это и книги, и фильмы, и музыка, и путешествия, выставки

Вы, русские, крепко любите Шолохова, но все же полностью не можете представить, кем он является для всего человечества… Жан Катала Когда мне было восемь лет, я побывала в станице Вешенской, родине нашего великого писателя-реалиста Михаила Шолохова.

До сих пор не могу забыть красоту донской степи, которую так ярко описал он в своих произведениях, величавое течение реки, особый говор жителей Верхнего Дона.

Позднее, когда я читала “Тихий Дон”, “Донские рассказы”, мне казалось, что все это я уже

Історія про потоп на Землі є однією з найвідоміших та найкрасивіших біблійних легенд.  Крім  того,  красивого сюжету, вона характеризується глибокою мораллю та має чималу виховну  функцію.

В сонові легенди лежить історія благочестивого Ноя,  до якого явився Господь і наказав збудувати  великий – великий ковчег. Ной був  єдиною праведною людиною на землі, яка строго слідувала  законам божим.

Совет

Саме тому Господь забажав уберегти Ноя від смерті  під час всесвітнього потопу, який він вирішив наслати на

Почему-то таких историй в сказках много. Например, такая самая история у Белоснежки. Злая мачеха была у Белоснежки. Такое же самое приключение в сказке о Госпоже Метелице и о нашем Морозце. В сказке А. Пушкина рассказывается, что царь поехал на войну, а царица села возле окна его ждать.

Первая глава открывается внутренним монологом героя, в котором под иронией скрыто раздражение.

Онегин соглашается на роль, которая в его собственных глазах трезво оценена как «низкое коварство»:     «Но Боже мой, какая скука     С больным сидеть и день и ночь,     Не отходя ни шагу прочь!     Какое низкое коварство     Полуживого забавлять,     Ему подушки поправлять,     Печально подносить лекарства,     Вздыхать и думать про себя:     «Когда же чёрт возьмёт тебя?».     Он вообще ни в чём не ви

Сейчас смотрят:{module Салтыков:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-saltykova-shchedrina/12936-smeshny-ili-grustny-finaly-skazok-saltykova-shchedrina.html

Смешные и грустные финалы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Читая произведения Салтыкова-Щедрина, приходишь к мысли, что только настоя-щий мастер слова мог их создать. У писателя есть как настоящие романы с разви-тыми сюжетными линиями и многочисленными четко прорисованными характерами, так и ядовито-насмешливые сказки.

Кроме того, писатель создавал драматические сцены, фельетоны, рассказы, а также пародии. Салтыков-Щедрин по-настоящему гениально пародировал законы, уставы, пафосные речи.

Писателю мы обязаны целой галереей «антигероев», которые способны и превращать себя в «идеально-благонамеренную скотину», и влачить свои дни «применительно к подлости». Названия-характеристики многих героев щедринских сказок стали нарицательными.

Широко используются афоризмы писателя: «все в мире волшебство от начальства происходит», «обыватель всегда в чем-нибудь виноват», «либерал, то есть почтительно, но с независимым видом лающий человек».

Салтыков-Щедрин с карикатурной точностью раскрывал внешний и внутренний облик российских буржуа, «помпадуров», градоначальников, то есть сильных мира сего. Не остался в стороне и обычный, казалось бы на первый взгляд, обыватель («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»). В своих произведениях писатель широко использует самобытный и «чисто народный меткий слог». Это делает сказки Салтыкова-Щедрина удивительно органичными.

В своих сказках писатель затрагивает совершенно различные темы. Это и раскрытие трагизма народной судьбы в Сказке «Коняга», и трудной доли по-настоящему прекрасного человека в сказке «Дурак», и обличение паразитического образа жизни привилегированного слоя в сказке «Дикий помещик» и многое-многое другое.

Однако финалы большинства сказок и смешны, и печальны одновременно, смех сквозь слезы. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» заканчивается на том, что генералы «загребли» столько денег — «того ни в сказке сказать, ни пером описать».

Обратите внимание

Благодарность же мужику за спасение их жизней вылилась всего в рюмку водки, да в пятак серебром: «веселись, мужичина!» Сказка «Самоотвержен — «V ный заяц» заканчивается не менее благополучно. В ней волк похвалил длинноухого героя и даже на какое-то время помиловал его. Сказка «Дикий помещик» тоже обрывается на радужной ноте.

Крестьяне возвращены на свои земли, помещик отмыт, острижен и одет, однако моется только по принуждению и временами мычит. Однако у Салтыкова-Щедрина есть сказки, которые заканчиваются довольно трагично. В некоторых сказках главные герои просто исчезают.

Так, к примеру, премудрый пескарь в конце жизни вдруг понимает никчемность своего существования, он осознает, что впустую, во тьме, во всепоглощающем страхе провел лучшие годы своей жизни. Он жив, однако чем-то сродни мертвому. У него нет ни родных, ни друзей. В результате он просто пропадает.

В последнем абзаце автор рассуждает о том, что даже смерть пескаря никому не принесет пользы: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого». Исчезает в,, конце произведения и главный герой сказки «Дурак».

Не смотря на то, что в последних абзацах он все-таки остается со своими родителями, это совершенно другой человек. «От прежнего цветущего здоровьем дурака не осталось и следов». Домой вернулся измученный сломленный человек, от которого «никто ничего дознаться не мог». Трагична судьба человека, который не вписывается в рамки суровой действительности, которого окрестили дураком только оттого, что никакая подлая мысль не может заползти в его разум.

В некоторых сказках автор все же пытается наказать «провинившегося». Так, к примеру, в сказке «Орел-меценат» главный герой в итоге остается, как говорится, у разбитого корыта. Вся дворня отворачивается от разленившегося и опустившегося правителя. В одночасье он лишается верных подданных и власти, хотя в назиданье потомкам приказывает: «Сие да послужит орлам уроком!»

В романе «История одного города» Салтыков-Щедрин иронизирует как над отношением обывателя к власти, так над самими власть имущими. Предметом сатиры становятся глупость, самодурство, невежество губернаторов. Каждый из них оставляет свой след в истории города.

Так, к примеру, первый губернатор Клемен-тий Амадей Мануйлович отличался пристрастием к макаронам. Он не только сам готовил мастерски это блюдо, но и других принуждал к этому. Великанов Иван Матвеевич перебил в кровь многих капитан-исправников.

Важно

Ни один из правителей города не принес его обитателям какой-либо пользы. Многие их губернаторы плачевно закончили свою карьеру, а многие и жизнь. В произведении описывается целый ряд таких горе-правителей. Я думаю, автор не сочувствует ни быстро сменяющим друг друга губернаторам, ни обывателям.

Он как бы подводит читателя к тому, что народ имеет такого правителя, которого заслуживает.

Источник: http://www.school-essays.info/smeshnye-i-grustnye-finaly-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/

Ссылка на основную публикацию