Сочинение анализ рассказа господин из сан-франциско бунина

Анализ рассказа Бунина Господин из Сан-Франциско сочинение 11 класс

Не только в преддверии революции, но и во время и после нее стала подниматься такая проблема, как смысл жизни. Размышления об этом предоставил писатель Иван Бунин, который своим рассказом «Господин из Сан-Франциско» перевернул сознание большинства людей.

Что же особенного в произведении творца? Необычно то, что главный герой имеет семью, статное положение, хорошее обеспечение в плане материальном. Всю свою жизнь он тратит на то, чтобы скопить как можно больше денег, дабы на старости, не работая, жить припеваючи. Однако жизнь бьёт редко, но метко.

Персонаж не успевает дожить до положенного возраста, он уходит из мира никому не нужным. Почему о нем не печалится его семья? Отчего героя никто не вспоминает? А все из-за того, что душа его задолго покинула тело. Смерть физическая не значится как смерть духовная.

Обратите внимание

Нет, главный герой умертвил собственную душу еще тогда, когда погнался за ложными мечтами. Он считал, что нужно работать в поте лица, усердствовать, не замечая ничего вокруг, никаких прелестей жизни. Персонаж абстрагировался от радостей судьбы, от того сиюминутного мгновения, что нежданно приходит, заставая врасплох.

Герой прожил время впустую, ибо даже то богатство, что он нажил, стало никому не нужным. Так вот! 

Иван Бунин старается донести до читателей то, что при любых обстоятельствах необходимо не терять собственный разум, не гнаться за чем-то материальным. Важно становится духовным, открывать в жизни всегда новое. Как говорил Чехов: «пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

И правильно, надо не только проводить время с пользой для себя, но и для других. Что наказывал нам еще Толстой?  «Надо жить, надо любить, надо верить!» Не имеет смысла усердствовать там, где польза душе не будет, главное в жизни – это счастье внутреннее, а не физическое.

Человек и создан для того, чтобы осознавать важность своего существования, ибо он послан в этот мир для открытий, любви, приобщению к искусству. Главного героя же кроме денежных средств, ничего не интересовало. В этот то и проблема, ибо после того, как человек ставит выше духовности материальные, тогда он гибнет.

Душа парализуется, омертвляется, что на самом деле очень страшно.

Так что не стоит тратить собственную жизнь на погони за материальными благами, иначе не успеешь оглянуться, как все станет ненужным! И, выбирая путь физических мечтаний, отказываешься от восприятия, казалось бы, простых, но необходимых счастливых моментов с любимыми людьми.

А, отодвигая все прекрасное, что тебя окружает, в конечном итоге остаешься в полном одиночестве. И никому ты становишься не нужным! Люди забывают о тебе, о твоем статусе, о твоих деньгах. Поэтому главное не ошибиться при определении пути жизни.

Важно лишь помнить, что с духовным миром никогда не прогадаешь!

Анализ 2

Чем ценна наша жизнь? В чём её смысл? Ответ на эти вопросы пытается раскрыть И. А. Бунин в своём произведении «Господин из Сан-Франциско».

На первый взгляд ничего не понятного и сложного в рассказе нет. Он повествует о некоем очень богатом пожилом человеке.

Господин путешествует вместе со своей семьёй на шикарном пароходе «Атлантида», который «был похож на громадный отель со всеми удобствами», из Сан-Франциско в Неаполь. Всё в жизни этого человека сложилось очень удачно.

Важно

Правда, сценарий для этого он подглядел у таких же обеспеченных людей, взяв их судьбы за эталон.

Всю жизнь господин много работал, завёл добропорядочную семью, заработал огромное состояние, дожил до почтенного возраста и наконец решил, что пришло время отдохнуть.

Для этого он выбрал двухлетнее роскошное морское путешествие вокруг света.

Продиктован такой выбор был не веянием сердца и желанием, а потому, что так поступали все люди его круга, которые «имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу».

Жизнь на теплоходе шикарна, но лишена смысла. Всё подчинено шелесту купюр и праздности. И в то время, когда на верхней палубе господин «сидел в золотисто-жемчужном сиянии», вкушая все прелести жизни, которые сводились к обычному чревоугодию и танцам, внизу, в трюме, «великое множество слуг работало».

Автор очень умело вплетает в повествование метафоры, аллегорию и сравнения. Корабль предстаёт перед читателем в образе самой жизни, где у одних – вечный праздник, который им обеспечивают другие. Писатель подчёркивает, что богатство безлико.

Он не даёт имени своему главному герою, состоятельному человеку, и в то же время обычного коридорного называет Луиджи.

Бесцельно и праздно живущих богатеев писатель описывает через сравнение с музеями – «повсюду одно и то же: величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри – огромная пустота».

Развязкой повествования становится внезапная смерть главного героя, которая всего лишь омрачила праздник жизни, не вызвав никакого горя и сочувствия. Метрдотель комментирует происходящее гостям как «это так, пустяк, маленький обморок».

Совет

Более того, тело состоятельного человека не разрешают вернуть в шикарную каюту, объясняя это скандалом, который разразится от такого известия. Потому его помещают в самую сырую маленькую каюту на корабле.

Ирония заключается в том, что огромное состояние не помогает вернуть тело усопшего со всеми почестями, а везут его украдкой, в самом обычно просмоленном гробу в трюме. К семье покойного все сразу же потеряли интерес, отказав даже в минимальной помощи.

Власть шелеста купюр почила вместе с господином. А «океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нём никто не думал».

11 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bunin/analiz-rasskaza-bunina-gospodin-iz-san-francisko-11-klass

Сочинение Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина

Рассказ великого русского писателя И. А. Бунина, показывает ничтожество человека перед смертью. Как бы богат он не был, какой бы властью не обладал, смерть подстерегает его неминуемо. Бунин осмыслил сущность человеческого бытия и неизбежности смерти.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был написан писателем в 1915 году. Писал он его под впечатлением повести Т. Манна «Смерть в Венеции». Но были и другие причины. Важно так же время когда был написан рассказ, это 1915 год, в Европе бушует война (Первая мировая), Россия воюет с Германией и Австрией уже второй год, несёт большие потери.

По мнению многих писателей, эта война ознаменовала «конец старой Европы». Поэт А. Ахматова сказала что «с 1914 года начался XX век». Ещё одна причина, побудившая писателя написать рассказ, − это гибель «Титаника», корабля который воплощал всю мощь старого мира и затонувшего от столкновения с айсбергом в 1912 году.

Бунин использует метафору в рассказе сверкающий пароход,  на котором собрались сливки общества называется «Атлантида».

Атлантида это мифический остров, погибший 130 веков назад. Его поглотила морская пучина. Тут как бы прослеживается связь между гибелью древней цивилизации и современностью (1915), войной и истреблением наций. Корабль «Атлантида» плывёт среди бушующего моря, рядом с ним вздыбливаются огромные волны готовые его поглотить, но ему всё не по чём.

На этом веселье идёт полным ходом, люди не обращают внимание на бурю, которая бушует снаружи. Бунин очень чётко отобразил настроение российского общества (особенно аристократии и интеллигенции) как праздное, никакого предчувствия опасности. Саму метафору рассказа можно определить как предчувствие чего-то великого и ужасного.

И действительно, через 2 года в России грянет революция, падёт 300-летняя империя, миллионы людей будут убиты.

Вот как описывает корабль сам Бунин, − «пароход − знаменитая «Атлантида» − был похож на громадный отель со всеми удобствами, − с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой и жизнь на нем протекала весьма размеренно». Люди на корабле не заботятся о будущем, для них корабль вполне надёжен.

Обратите внимание

Так же и господин из Сан-Франциско (у него нет имени) не беспокоится о будущем. Но, будущее настигает его на острове Капри, он умирает, даже не осознав что произошло. Он сорил деньгами, говорил с пренебрежением к людям ниже его по статусу и вот он мёртв.

Для него не нашлось гроба на острове (не смотря на большие деньги). Его прах возвращается в Америку в коробке из-под содовой, едет он уже не в каюте первого класса, а в трюме, спрятанный от великосветского общества, которому наплевать на него, оно так же веселится, на корабле «Атлантида» среди шторма и волн.

Со скал Гибралтара, Дьявол следил за уходящей в тьму «Атлантидой».

Вариант 2

Рассказ знаменитого писателя Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан впервые в сборнике под названием «Слово». Здесь писатель рассказывает, а также задумывается о жизни и смерти.

В этом рассказе главные герои встречаются не только с богатством, но еще и нищетой, оскорблениями, а также и тех людей, которые не задумываются о том, что будет дальше, а пропивают каждый день и зря проживают свою жизнь. Кроме этого здесь есть и богатые люди, у которых достаточно денег для того чтобы купить себе все что им нужно для жизни. Вот только в этой жизни не все можно купить.

Порой люди хотят казаться хорошими и показывают всем свои чувства. А ведь на самом деле это купленные люди, которым заплатили для того чтобы они их изобразили. За глаза они ненавидят людей, а вот когда они встречают своего врага, то смотрят в глаза, хвалят и льстят.

Здесь же есть мужчина, который в жизни еще никому ничего не сделал хорошего. Он живет за счет того, что люди низшего уровня платят ему деньги, а он их тратит не только на себя, но и на свои нужды. Судьба распоряжается по-своему жизнью каждого человека.

И в результате человек очень сильно заболевает, а спустя некоторое время умирает. Все кто раньше был его друзьями, даже о нем не вспомнили и не пришли на поминки. Его родственники вздыхают с облегчением, когда видят его в гробу.

Если раньше ему нужны были и богатство и слава, а вот после смерти все остается на своих местах и ему уже ничего не нужно.

Если раньше его везде принимали с удовольствием, то теперь все поменялось. И его нигде не хотят видеть. И даже гроб никто не хочет ему заказывать. А вместо этого они просто находят обычный ящик и кладут туда умершего. Для того чтобы он никому не мешал его утаскивают в самый темный и дальний трюм, который только имеется на корабле.

Важно

Данный рассказ очень сильно отличается от других произведений Бунина. Ведь все остальные рассказы наполнены описанием природы.

А здесь все события закручиваются вокруг нашего главного героя. Прочитав данное произведение, поневоле начинаешь задумываться над тем, как меняется общество и отношение к каждому человеку.

Постепенно общество деградирует. Им становится неважно ваше состояние или чувства.

Каждый человек подчиняется только деньгам, а другие для него просто вещи, которые можно либо поднять, либо подальше отбросить.

Люди многое мерят деньгами, вот только одно нельзя измерить при помощи денег, это смерть. Она забирает человека и ей совсем неважно богатый он или нет. Он все равно будет лежать в одной земле с бедняком. И откупиться при помощи денег от нее никак не получиться.

Сочинение по рассказу Господин из Сан-Франциско

Мир, к великому сожалению, полон людей, для которых богатства превыше всего. Такие жители просто существуют, не живут… Они делают неравноценный обмен. Чувства и искренние эмоции люди меняют на роскошь и денежные средства. А стоит ли это того?

О подобных проблемах, что требуют незамедлительного внимания, толкует Бунин в собственном рассказе под названием «Господин из Сан-Франциско». Главным героем является человек довольно состоявшийся.

Всю жизнь он тратит на накопление денежных средств. Мужчина не желает с легкостью прощаться с ценными купюрами, несмотря на то, что у него есть семья.

Оттого читателям представляется он, как жадный и скукой человек. 

Совет

Жадность в своё время поселилась в сердце персонажа. Он всеми силами хотел копить как можно больше, чтобы в старости зажить свободной жизнью. Эта некая материальная болезнь охватила главного героя. Из-за чрезмерного увлечения денежными купюрами мужчина забыл о том, что жизнь идет именно сейчас.

Её движение неумолимо продолжается. И вместо того, чтобы жить в удовольствие, радовать семью, проводить с ней ценное время, господин из Сан-Франциско тратит лучший период собственной жизни на ничтожное собирание монет…

Здесь и проявляются отрицательные качества персонажа такие, как тщеславие, лицемерие и себялюбие. 

Мания к денежным средствам не проходит даром. В результате судьба главного героя обрывается внезапно. Он не дожил до заветной старости. Семья проводила мужчину без особых сожалений.

Ибо тот сам выбрал путь, основанный на материальном состоянии, а не на духовном составляющем. Никто слишком не был угнетен произошедшим событием с главой семьи.

Все понимали, что после господина остались не важные воспоминания, а лишь купюры… Но в них ли радость?

Никому в конечном итоге не нужны были золотые монеты господина. Окружающие, в отличие от главного героя, ценили эмоции, времяпрепровождение с семьей. Господин же всего лишился из-за пристрастия к деньгам… Он не успел вкусить яркие эмоции, теплые чувства. Все это было чуждо герою. Поэтому можно сказать, что жизнь его была несчастной, даже если он и сам этого не осознавал…

Бунин, создавая сей рассказ, мечтал, чтобы читатели осознали, как важно не быть зависимым от материального составляющего… Главное — это быть внутренне одухотворенным. Стоит быть внимательным к семье, радоваться и по-настоящему любить! Вот в чём секрет счастья!

← Анализ рассказа Лапти ← Анализ рассказа Именины↑ БунинАнализ рассказа Сны Чанга → Анализ рассказа Легкое дыхание →

  • Сочинение анализ Облако в штанах МаяковскогоПоэма эта очень интересна и по форме, и по содержанию. Само название очень ярко, внутри себя контрастно. Как облако можно в штаны нарядить?
  • Сочинение Красота души человекаЧто такое красота души человека? Прочитав вопрос, наверное каждый задумается над этим. Ведь красота, это то, что мы видим, что нам нравится. А душу мы увидеть не можем.
  • Сочинение на тему БлагородствоНе так часто в наше время можно встретить благородного человека. Такие уж времена. Благородство воспитывается в людях с самого раннего детства. На его формирование влияет ближайшее окружение,
  • Сочинение на тему Взаимоотношения людейКоммуникации в современном обществе существуют в самых разных формах, но самая главная из них – это социальные общение. Иметь возможность обмениваться информацией, делиться опытом, давать советы или же просто
  • Сочинение Чем отличается мечта от цели?Есть некоторые понятия, которые хоть и сильно различаются по смысловому значению, на самом деле схожи и имеют много общего. Мечта и цель, что может быт настолько разными и столько одинаковыми одновременно.
Читайте также:  Сочинение по картине тропинина портрет пушкина 9 класс описание

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bunin/analiz-rasskaza-gospodin-iz-san-francisko

Анализ произведения И. А Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» показывает, насколько ничтожными могут быть деньги, планы и мечты перед лицом смерти. Произведение написано в форме притчи и изначально называлось «Смерть на Капри». Но с первыми же строками Бунин понял, что важна не смерть, а жизнь.

Сам рассказ пронизан символизмом, метафорами и аллегориями.
Господин из Сан-Франциско не имеет ни имени, ни фамилии, как и его семья.

Обратите внимание

Это собирательный образ внезапно разбогатевших людей, которые сумели воспользоваться войнами, революциями и лишь приумножили свои богатства, эксплуатируя других.

Отсутствие знатного титула нисколько не смущает таких людей, ведь они могут позволить себе купить шубу из горностая и красный бархатный плащ, как у царственных особ.

Наследный принц, путешествующий инкогнито, напротив, отличался скромностью в одежде и в поведении. И даже в своей скромности он привлекал внимание и притягивал людей.

Он молча смотрел на эту ярмарку тщеславия, и, видимо, лишь благодаря нелепой случайности оказался вместе с ними на пароходе, с символичным названием «Атлантида».

Согласно легенде Атлантида уничтожила себя сама, и именно поведение жителей стало причиной гибели целой цивилизации.

«Атлантида» плыла в Старый Свет и её пассажиры упивались теми благами, что давали им их деньги.

Вахтенные мёрзнут на палубе под ледяными ветрами, во чреве судна грязные и потные кочегары бросают лопату за лопатой уголь в разинутый зев топки, а в залитом светом танцевальном зале богачи танцуют, пьют ликёры и веселятся.

Господин из Сан-Франциско с семьёй отправился в путешествие не потому что ему это интересно, а потому что так принято в том кругу, к которому он принадлежит. Модно ходить в музеи, посещать церкви, знаменитые купальни и все те места, которые так расписывают в путеводителе для богатых туристов. Это условности, глупые и тщеславные, но богачи обязаны им слепо следовать.

Неаполь встретил господина из Сан-Франциско не ласково. Сырость, туман, вонь протухшей рыбы, но статус обязывал господина посещать те места, куда ходят люди «его сорта».

Семью господина из Сан-Франциско ублажают и обслуживают. Всё это «грязные людишки» и господин понимает, что улыбаются ему исключительно ради чаевых. И он раздаёт чаевые, не стремясь, никому понравиться. Ему не нужны, ни любовь, ни хотя бы симпатия. Все его чувства умерли давно, и осталась лишь бездушная оболочка, подчиняющаяся тем правилам, которые диктует высшее общество.

Важно

Так принято, что в ресторане нужно заказать множество дорогих заморских блюд, а врождённая жадность диктует съесть всё. Потом горничная принесёт грелку для желудка, чтобы облегчить страдания обжор. Для этого в приличных гостиницах есть специальная горничная, и владельцы заботятся о своих постояльцах, чтобы на завтра они пришли в норму и снова пришли в ресторан.

Капри стало конечной точкой путешествия господина из Сан-Франциско. На этот остров приезжают, чтобы взглянуть на руины дома, принадлежавшего некогда очень богатому, похотливому и мерзкому человеку.

Его запомнили именно благодаря его жестокости, и это притягивало богачей. От некогда величавого замка на скале остались лишь руины, а нынешние туристы живы и могут потешаться над тем, кого уже нет.

Что убило господина, прямо перед накрытым для него ужином? Бунин описывает процесс одевания господина, но в этом есть иносказательный смысл. Господин надевает рубашку и не может с первого раза застегнуть воротничок. Ведь этот воротничок душит его, но так принято, так надо.

С трудом застегнув запонку под горлом, господин надевает галстук и ещё туже завязывает его, то есть, душит сам себя. Что послужило причиной смерти – автор не уточняет, по его описанию господин задохнулся прямо в читальне отеля, где он ожидал жену и дочь. Но его задушил не воротничок и не галстук.

Это жадность, спесь, желание выглядеть тем, кем он не является.

Господин умер, и сразу исчезла та аура богатства, которая окружала и защищала его семью. Он стал обузой для прислуги и для хозяина отеля, которые тут же захотели избавиться от тела. Ведь другим постояльцам не нравится жить в отеле, в одной из комнат которой лежит труп. Горничные и портье потихоньку передразнивают умершего господина и заливаются счастливым смехом.

При всех деньгах господина, для него не нашлось даже достойного гроба. Тело уложили в деревянный ящик из-под содовой воды, согнув ему ноги в коленях.

Неделю ящик с телом перевозили из одного грязного сарая в другой, и Господин из Сан-Франциско уже именовался «мёртвым стариком из Сан-Франциско».

Совет

От былой почтительности к господину не осталось и следа, он стал помехой для всех и предметом насмешек.

По иронии судьбы тело господина на Родину отвозит тот же пароход Атлантида. Но было оно не в уютной и светлой каюте, а в грязном трюме, куда не заглядывали ни обслуга, ни матросы, ни тем более пассажиры.

Господин умер, а в танцевальном зале по-прежнему льётся музыка, по-прежнему столы ломятся от кушаний, а господа развлекаются не думая о том, что однажды они могут оказаться в том же трюме, что и мёртвый старик.

Вчерашние друзья его забыли и он стал никому не нужным телом.

Анализ произведения Бунин «Господин из Сан-Франциско» говорит о том, что оно написано в духе мистического реализма. Бунин не склонен был писать в этом стиле, тем не менее современники признают этот рассказ самым ярким образцом мистического реализма.

Западные критики упрекали Бунина за излишний морализм и тягу к социальному равенству. Однако, Бунин не винил богачей за деньги, он лишь указывал на отсутствие духовности и вседозволенность сребролюбцев. По мнению писателя, это живые люди с мёртвыми душами. Никто про них не вспомнит, когда они покинут этот мир.

На их место придут другие, которые будут плясать на их костях, потому что они могут себе это позволить.

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/analiz-proizvedenija-gospodin-iz-san-fransisko.html

Анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Рассказ И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско” был опубликован в 1915 году. Первоначальное его название было “Смерть в Капри”.

В произведении описываются последние месяцы жизни богатого американского бизнесмена. Господин отправляется с семьей в длительное путешествие по Южной Европе на легендарном пароходе “Атлантида”. На обратном пути пароход должен был отправиться на Ближний Восток и в Японию.

Путешествие было рассчитано на 2 года. Бунин детально описывает подготовку господина к путешествию – все было тщательно изучено и спланировано, в жизни бизнесмена не было места ни одной случайности.

Наряду с посещением достопримечательностей городов, которые посещал пароход, туристов веселили и на судне. Все было сделано по высшему разряду, обыденности и скуки не было места.

Высшему обществу, к которому приписывал себя и господин, прислуживали сотни слуг, гости вкушали все прелести жизни.

Обратите внимание

Однако все пошло не по плану уже с самого начала путешествия. Неподвластная и строптивая природа перевернула планы отдыхающих, и в погоне за солнцем и теплом они быливынуждены отправиться из Неаполя на Капри.

Бунин подводит нас к кульминации – вдруг у господина из Сан-Франциско случился сердечный приступ, его постигла такая нелепая, нелогичная смерть. Его тело поместили в ящик и отнесли в дешевый номер для дальнейшей транспортировки на родину.

Казалось бы, вот и развязка, однако Бунин повествует нам о панорамах Неополитанского залива, колоритной местной жизни. Тем самым он противопоставляет смерть жизни.

Жизнь господина скучна, обыденна и в своей точности и монотонности нереальна. А настоящая жизнь в случайностях, в непредсказуемостях. В подтверждении этому ни господин, ни его семья в произведении не имеют имен, потому что их имена не важны, а периферийные персонажи наделены именами – Луиджи, Лоренцо.

Бунин в своем произведении разоблачал буржуазный миропорядок, подчеркивал бренность земной жизни. Его произведение – это вызов обществу: “Живите, жизнь так разнообразна! Не бойтесь чувствовать всю ее пестроту и необычность, ведь человеческая жизнь так быстротечна”.

Вариант 2.

Главной темой рассказа Бунина «господин из Сан-Франциско» стала тема войны. Само произведение носит социально философский характер. В основу рассказа легли военные события 1915 года. Это то время, когда был разгар первой мировой войны.

Своим произведением автор пытался донести до читателя то, что главный герой оказался мнителен вместе со всем окружающим его миром. Он считал себя «хозяином мира». В финале мы видим об обратном пути главного героя. Смерть «хозяина мира» ни к чему не привела.

Наряду с другими людьми он оказался лишь маленькой частичкой вселенной, которая не может совладать с природой. Он такой же, как и все люди, не смотря на свое благосостояние.

Важно

К тому же бедная часть населения не обращает никакого внимания на смерть богатого господина из Сан-Франциско.

Бедные люди воспринимают его только как средство заработка и не более того. Все заняты своими проблемами и заботами.

Автор подчеркивает в своем рассказе отличительные черты между простыми людьми и людьми цивилизованного класса. Мы видим как истинные ценности жизни подменяются ложными наряду с извращенностью западного класса.

Если взять, к примеру, туристов, приезжающих на остров Капри, то их совершенно не интересует природа и красота здешних мест.

Всем интересно посмотреть на дом человека, который был дерзко похотливым и имел власть над миллионами людей.

Мы видим как цивилизованные люди превращаются в животных. На наших глазах происходит деградация личности. Бунин использует жанр сатиры для того, чтобы так или иначе охарактеризовать современную цивилизацию. А «естественных» людей автор переиначивает. Их он изображает в другом свете. Именно они знают истину пребывания на этой земле. Только они умеют чувствовать и понимать!

Не зря автор приводит в примет двух горцев, живущих отшельнической жизнью. Они отказались от земного блаженства во имя бога. Они употребляют только духовную пищу и проповедует учение Господне. Тем самым показывая в пример оступившимся. Но западный мир не воспринимает такое учение.

Весь мир оказывается фальшивым так же, как и люди. Поэтому тело господина из Сан-Франциско возвращается в тот мир, который его породил. Люди не чувствуют, а играют.

Совет

Например, пара, танцующая на палубе корабля, лишь изображает любовь для гостей. В рассказе есть и символические образы — это горящие глаза дьявола, которые следили за «Атлантидой».

Корабль тоже ассоциируется с дьяволом. Корабль такой же огромный как дьявол.

Люди сживают себе подобных — это мир западной цивилизации. Бунин смог отразить ту гибель, которую не избежать. Только духовные люди смогут помолиться о спасении их душ. Автор показал современному читателю западный мир людей и дал возможность размышлять о происходящих событиях того времени.

(6 votes, average: 4.00

Источник: https://school-essay.ru/analiz-rasskaza-bunina-gospodin-iz-san-francisko.html

Сочинение — анализ рассказа И.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

МКОУ СОШ № 2

г. Нефтекумска Ставропольского края

Конспект урока литературы

«Подготовка к сочинению – анализу

рассказа И.А.Бунина

«Господин из Сан-Франциско» (1915) »

11 класс

Любой УМК

Учитель русского языка и литературы

Голышева Галина Эриевна

2015 – 2016

1) И.А.Бунин и Л.Н.Толстой.

-Говоря о лирике И.А.Бунина, мы отмечали те поэтические традиции, которые развивал в своём творчестве писатель, привнося в них что-то своё, новое. Вспомните, кто были учителями Бунина в поэзии? (А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев.) А в прозе?

Как ни странно, в 1915 году, когда шла первая мировая война и был написан рассказ «Господин из Сан-Франциско», Бунин продолжал в творчестве традиции человека, которого уже не было в живых, но влияние которого сказалось не только на русской, а и на европейской литературе. Я говорю о …? (Л.Н.Толстом.) Исходя из сказанного, определите цель урока. (Убедиться в том, что Бунин – продолжатель традиций реализма Толстого и в то же время писатель-новатор.) По ходу урока составьте опорную запись:

Толстой – Бунин

Традиции Новаторство

… …

— О себе Бунин говорил: «В эти годы я чувствовал, как с каждым днём всё более крепнет моя рука, как горячо и уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы».

Произведения военного времени не касались текущих дней, но обладали мощью обобщения, зоркостью взгляда на жизнь (традиции Толстого), будя глубокие раздумья о современности.

Но, мучаясь загадками бытия, Бунин решал их в сфере «слова», а не «дела», он не поучал, не менял своё мировоззрение, он был писателем, а не человеком (в отличие от Толстого), его проза не знала накала ярости и гнева, была более художественна 1. Чтобы доказать это, проанализируем рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

2) Идейно – художественный анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Цель анализа – постичь глубину содержания произведения и научиться делать идейно – художественный анализ небольших рассказов, так как итоговой работой по творчеству Бунина будет сочинение – анализ одного из его рассказов.

А). Примерная схема анализа.

План. 1. Анализ названия.

2. Анализ первого предложения.

3. Анализ сюжета (что в центре внимания?): а) общество,

б) заглавный герой, в) образы-символы, г) пейзаж.

4. Анализ композиции (пространство, время).

5. Анализ художественно – изобразительных средств.

6. Определение темы, идеи.

7. Традиции и новаторство писателя.

Б). Анализ названия.

— Вот названия рассказов, о которых мы будем говорить на других уроках: «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи», «Золотое дно». В чём их особенность? (Лиризм, эпитеты, художественность.) А присуще ли это «Господину из Сан-Франциско»? Почему? (В рассказе не будет бунинского лиризма, поэтичности, духовности.)

Читайте также:  Анализ и мораль басни ларчик крылова 6 класс

В). Анализ первой фразы.

— В заметке «Как я пишу» в 1929 году Бунин утверждал: «Да, первая фраза имеет решающее значение. Она определяет … размер произведения, его звучание в целом». Какой фразой начинается рассказ? Господин из Сан-Франциско – имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил – ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения.

Проанализируйте её. (Нет имени, но указано социальное положение.) Обратитесь к статье в «Толковом словаре» Ожегова.

Господин – 1. Форма вежливости. 2. Принадлежность к привилегированному

классу. 3. Человек, обладающий властью эксплуатировать, барин.

4. Тот, кто властен распоряжаться чем-либо (устар.).

— В каком значении употреблено это слово в названии рассказа, в первой фразе? Докажите. (В третьем: Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит…

) Почему герой лишён имени? Какой приём использует автор (усиление отрицания), с какой целью? (Обобщение, типизация образа.) Почему выбран Сан-Франциско? (Прославился после золотой лихорадки, это средоточие торговли на Тихоокеанском побережье.

) Что символизировала Америка, далёкая от воюющей Европы? (Сытость, довольство жизнью, бездуховность.) Какова была цель поездки? (Развлечения, причём, подчёркнуто семантикой слова единственно.

) Сколько он собирался отдыхать и от чего? (Человек, работавший, как иронично замечает автор, не покладая рук, мог себе позволить целых два (!) года сплошных развлечений и безделия.)

Г). Анализ сюжета.

— Предложите свои вопросы по сюжету. Ответьте также на следующие: 1) динамичен, закручен ли сюжет (прост, ослаблен); 2) почему (Бунину не интересны внешние события, поступки героя); 3) что в центре внимания (наслаждение жизнью).

Рефлексия. Запишите продолжение фразы: «Наслаждение жизнью – это …»

(зачитываются и обсуждаются варианты).

— А в чём наслаждение жизнью видят путешественники? (Чтение и анализ синтаксиса предложения Пассажиров было много, пароход – знаменитая «Атлантида» — был похож на громадный отель со всеми удобствами…

Необычен синтаксис: длиннейшее (что свойственно Толстому) неопределённо-личное предложение, подчёркивающее обезличенность, безындивидуальность «хозяев жизни». Интересно обилие глаголов и их форм при полном жизненном бездействии господ. Ведь смысл путешествия – еда и нагуливание аппетита.

) Бунин словно выполняет замысел Толстого, собиравшегося «написать книгу Жраньё! Валтасаров пир… Люди думают, что заняты разными делами, они только заняты жраньём».

— Может быть, господин – исключение? Как описана его жизнь в Неаполе? (Жизнь в Неаполе тотчас же потекла по заведённому порядку… – тот же синтаксис (длиннейшее назывное предложение, в котором почти нет места глаголам: жизнь вообще замерла), то же жраньё.)

— Где ещё, помимо Неаполя, собирался побывать герой? (Маршрут был выработан … обширный…

Но об этом сказано так, что прежде всего видится состояние всего пресытившегося буржуазного мира, которое можно определить ключевой лексической цепочкой: любовь – карнавал – азарт.

) Что и чем поразило вас из всех развлечений? (Эстетизация мотива смерти: стрельба в голубей, которые очень красиво взвиваются …

над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю (обратить внимание на роль эпитетов, цветописи, сравнений). Кстати, этот же мотив продолжает развиваться, например, в портрете жениха – наследного принца: крупные усы сквозили у него как у мёртвого и логично завершается смертью героя.

— Как чувствует себя заглавный (то есть который упоминается в заглавии, но не обязательно главный) герой во время путешествия? Проанализируйте портретную характеристику: Сухой, невысокий, неладно скроенный … он сидел в золотисто – жемчужном сиянии (как божество) …

Нечто монгольское (дикость, первобытность, бездуховность) было в его желтоватом лице с … серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные (хищность) зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова.

(Портрет весьма условен и символичен; дано только внешнее, зримое, так как внутреннего, духовного нет, что подчёркнуто цветописью – бело – жёлтой: всё сверкает, блестит, дорого стоит (серебро, слоновая кость), но не имеет никакой нравственной ценности.

) Почему выбраны эти цвета? Вспомните, какова роль жёлтого цвета у Достоевского, белого – в фольклоре? (Болезнь и смерть.)

— Итак, символичен цвет, портрет господина. А какие ещё символы использованы в рассказе? (Пароход «Атлантида», ассоциирующийся с затонувшим материком, рождает ощущение обречённости мира; океан, ходивший за стенами чёрными горами так, что пароход весь дрожал, одолевая …

эти горы, — точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады; рыжий капитан корабля, человек чудовищной величины, похожий на огромного языческого идола; Дьявол, который был громаден, как утёс, и следил со скал за уходившим в ночь кораблём.)

— Охарактеризуйте общество на пароходе, укажите основной приём изображения. (Люди поделены по принципу антитезы на две группы, или две палубы: подводная утроба парохода с матросами, сравниваемая с мрачными и знойными недрами преисподней, где … исполинские топки пожирали …

по пояс голых людей, багровых от пламени, и верхняя палуба с господами в баре, где беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк, а в танцевальной зале пары то крутились, то изгибались.

Говоря о главном законе жизни общества, следует обратить внимание на социальный мотив, стирающий грань между символом и реальностью.)

— Какова роль пейзажа? (Он также символичен. Господин настолько всесилен, что «подавляет» погоду: Был конец ноября … пришлось плыть то в ледяной мгле, то среди бури с мокрым снегом… Декабрь выдался не совсем удачный… Но как только господин умирает, на острове снова водворились мир и покой … утро было свежее.)

— Чем занят герой в последний день? Он только очень хотел есть, видя наслаждение в ложке супа, в глотке вина.

Обратите внимание

Какова роль художественной детали – запонки шейной? (Инверсия подчёркивает причину смерти – нехватка воздуха, удушение; запонка крепко кусала дряблую кожицу (метафора в сочетании с прозаическим эпитетом и уменьшительно – ласкательным суффиксом придаёт интонации повествования трагичность.) Что ещё усиливает ощущение трагедии? (Цветопись: серебряный, жемчужный, смугло – желтый, чёрный, белоснежный.)

«Это ужасно», – последние слова героя. Что же для него ужасно, хотя сам он этого не понимает? (Первое прикосновение смерти.) Сравните два описания смерти: голубей и господина.

Можно ли говорить об эстетизации смерти героя? А в чём отличие? (В первом случае речь шла о прекрасном – птицы, цветы, море; теперь же перед читателем безобразное – шея напружинилась, глаза выпучились … он дико захрипел, челюсть отпала … голова завалилась на плечо и замоталась … тело, извиваясь, поползло…

) К чему такой физиологизм? Перед нами символ или живой человек? (Человек, долго умирающий, но цепляющийся за жизнь.) В каких произведениях описана смерть героя? («Отцы и дети» – Базаров, «Война и мир» – князь Андрей.) Сравните и определите авторскую концепцию. (Особое значение в рассказе приобретает авторский тон.

Невозмутимо сообщает Бунин о реакции на смерть американца обитателей гостиницы, возвратившихся в столовую с «обиженными лицами», и эта внешняя бесстрастность, ровный ход повествования, контрастируя с содержанием увиденного, создаёт впечатление «сатирического отсвета».2)

Д). Анализ композиции.

— Почему рассказ не заканчивается со смертью героя? В чём особенность композиции? (Она кольцевая: господин вновь отъезжает, но не в люксе, а в трюмах, то есть автор использует повтор в новом, усиленном качестве.

Трагизм ситуации в том, что никто не извлёк урока из случившегося: Тело мёртвого старика (важна лексическая замена господина, то есть властелина, на тело старика, то есть слабого, беспомощного человека) … возвращалось домой, в могилу…

Но там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал…)

— Несмотря на всевластие бездуховного мира буржуазии, автор противопоставляет царству зла мир Прекрасного. Кого из героев и почему автор считает положительными? (Это простые труженики: Лоренцо, горцы.

Высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, пока спит город, уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров.

Уместно провести параллель с ночным времяпрепровождением господина и подумать, почему Бунин акцентирует внимание на слове за бесценок. Очевидно, Лоренцо ловит рыбу не ради наживы, а для удовольствия, которое ему доставляет труд.

Два абруццских горца шли – и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними. Жизнь этих людей наполнена смыслом созидания, умением видеть богатство в красоте и великолепии природы, онипоклоняются не золотому тельцу, а матери божьей, кроткой и милостивой.

Е). Тема и идея рассказа.

— О чём же этот рассказ, какова его тема? (Бездуховность «хозяев жизни» и, как следствие, неизбежность гибели буржуазной цивилизации.)

— У произведения первоначально был эпиграф: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Предположите, почему автор убрал его? (Очевидно, идея гибели не главная.

) В чём же видит смысл жизни Бунин? Какова роль простых итальянцев в рассказе? ( На примере судьбы господина автор рассказывает о бесцельно прожитой жизни, респектабельной, но внутренне пустой и ничтожной.

) В чём истинное наслаждение? Сравните своё понимание «наслаждения» (момент рефлексии) с бунинским.

Ё). Новаторство Бунина.

— В чём новаторство писателя, продолжавшего традиции Толстого (проверка опорной записи)? (В реалистическую ткань повествования писатель включает символику, условность, мистицизм, которые усиливают звучание темы смерти, являющейся предостережением для живых.)

3) Связь произведения с другими видами искусства.

— Стилевые решения Бунина в чём-то ассоциируются с тенденциями современной ему живописи и музыки. Например, картина художника В.Серова «Похищение Европы» сочетает в себе контраст динамики сюжета и статики Европы, положения фигур, световых пятен; сближает манеру выражения живописца и писателя (сравните реализм «Девочки с персиками» и условность «Похищения Европы».) 3

4) Домашнее задание.

— Победой антидуховности истолковывал Бунин «катастрофы» ХХ века. Но писатель не прекращал поиски Прекрасного. В чём он видел выход на примере лирики? ( В гармонии.) А гармония возможна только при духовности общества.

Любовь – это то чувство, которое до предела обнажает духовные начала личности.

Об этом мы будем говорить на следующем уроке, к которому вы прочитаете рассказы «Велга» и «Лёгкое дыхание» и, опираясь на план анализа и ваши краткие записи, по одному из них напишите сочинение – анализ рассказа.

Примечания

1 Тема творческой взаимосвязи Л.Н.Толстого и И.А.Бунина исследована в книге Михайлова О.Н. «Строгий талант» (М., 1976, стр. 156 – 164).

2 Указанное сочинение. – С. 166.

3 Подробный материал для комментария можно взять из книги Смирновой Л.А. «Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество» (М., 1991, стр. 104 -105).

Источник: https://multiurok.ru/files/sochinieniie-analiz-rasskaza-i-bunina-gospodin-iz.html

Анализ рассказа И.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Первую мировую войну И.А.Бунин определил как «беспримерную катастрофу», сравнив ее с начальными страницами Библии: «Земля была пуста и не устроена». Но надежду не исключил: «В мире происходит событие, кото­рое опрокинуло и опрокидывает все понятия о настоящей жизни…

Рассуждая теоретически, я позволю себе высказать уверенность, что происходящее отрезвит людей и многое изменит в их жизни к лучшему». «Господин из Сан-Фран­циско» (1915) своим миром вопиющей фальши, парадок­сального человеческого эгоизма и близорукости должен был содействовать отрезвлению, хотя непосредственных откликов на войну не содержал.

В этом рассказе конкрет­ные события, бытовые детали помогают понять точку зре­ния автора на буржуазное общество и человеческое суще­ствование в целом.

Уже первая фраза в выборе Господином (собственного имени у него нет) маршрута для увеселительного круиза насыщена сгущенным смыслом, в ней видится состояние всего мира.

«Карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, — то самое, от которого зависят все блага циви­лизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объ­явление войн, и благосостояние отелей, — где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флир­том, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю». Во фразе сосредоточено все: «фило­софия» Господина, ироническая характеристика современ­ной антигуманной «цивилизации», образ прекрасной, но жестоко подавляемой природы.

Осуществляется почти сквозная символизация моти­вов и деталей. Корабль назван «Атлантидой» — сразу по­является предвестник гибели. Разные «слои» плывущих: блестящие салоны, обслуга, кочегары «адской» топки — модель неправого, разобщенного мира.

Жалкой щепкой выглядит  корабль над могучими,  грозными  глубинами океана. А движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина — символ бессмысленного перемещения в пространстве.

Чувство на­двигающейся катастрофы ясно читается в обычном будто бы описании.

Важно

В рассказе океан становится реально грозным. «По вечерам этажи «Атлантиды» сияли во мраке как бы огнен­ными несметными глазами… Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира…»

Рассказ построен по принципу кольцевой компози­ции. Все как будто повторяется, но в новом, усиленном качестве. Сгущаются краски до беспросветной гаммы, и в предчувствии гибели «опять среди бешеной вьюги, проно­сившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходив­шим траурными от серебряной пены горами океаном», гремела бальная музыка.

Поведение Господина, жадного до наслаждения бытом, туалетом, — пик слепоты того, кто уже приблизился к пропасти небытия.

Царству зла противопоставлен, как всегда у Бунина, мир Прекрасного. Он слагается из нескольких самостоя­тельных величин. Прежде всего авторское поклонение вы­зывают абруццское горцы. «Шли они, — пишет автор, — и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простира­лась под ними…

» Далее следует картина такой сказочной красоты, которую «бессильно выразить человеческое слово»! Полное, ликующее слияние с ней и есть идеал автора, воплощенный в лице сынов гор. Не забывает пи­сатель и о другой области человеческих чувств. Тяготение дочери Господина к восточному вельможе суетно. Но «пре­красны были нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча» с принцем.

Читайте также:  Сочинение рассуждение на тему талант 9, 11 класс огэ 15.3 егэ

С «яростной» изобразительностью развенчано мертвое царство, потому что оно мешает цве­тению и пробуждению души.

Повествование «Господина из Сан-Франциско» будто соткано из зримых образов: внешнего облика людей (вы­пуклые ногти миндального цвета; сухие ноги с плоскими ступнями; черные, словно приклеенные волосы), предмет­ного мира («адские топки», «в маслянистом ложе вал» машины), атмосферы времени (упоминается Ибсен, балканская война и др.).

Авторская позиция выражается в изобразительности — в воссоздании общей картины и отдельных ее звеньев. А уточняется — в символике и условных фигурах. За уходящим в ночь и вьюгу кораблем следит со скал Гибралтара огромный Дьявол.

Никто, кроме него, не знал, «что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу…»

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/383-rasskaz-ibunina-gospodin-iz-san-francisko.html

«Господин из Сан-Франциско» — анализ произведения

Произведение «Господин из Сан-Франциско», анализ которого мы сейчас сделаем, является по своему жанру рассказом. Написал его Иван Бунин. Жестокий замысел буквально взбудоражил критиков и современников Бунина. Этот рассказ значительно отличается от ранних его произведений. Рассказ опубликован в журнале «Слово» в 1915 году.

Сначала коротко посмотрим на историю написания. Проходя мимо витрин книжных магазинов в Москве, Иван Бунин увидел книгу «Смерть в Венеции». Он её не купил, но почему-то запомнил название.

Он решил, что интересный сюжет может получиться. Вдохновленный этой идеей, Бунин написал рассказ «Господин из Сан-Франциско» за четыре дня. Дописывая произведение, Бунин плакал.

Обязательно также познакомьтесь с кратким содержанием рассказа.

Жанровое своеобразие и композиция рассказа

Говоря о жанре произведения, и это очень важно понимать при анализе «Господин из Сан-Франциско», уточним, что это не просто рассказ, а социально-философский рассказ.

То есть авторская задумка гораздо более глубока, чем просто порадовать читателя интересным сюжетом и красивым повествованием.

Поднимаются важные вопросы, ответы на которые можно увидеть, вглядевшись в точку зрения автора, или додумать самостоятельно, опираясь на анализ событий. Композиция рассказа интересна тем, что рассказ можно разделить на две части:

1. Путешествие на корабле из Сан-Франциско

2. Путешествие в США в трюме

Таким образом, при создании рассказа использована кольцевая композиция. т.е. чем начался сюжет, тем и закончился.

В рассказе есть экспозиция — история семьи господина. Завязка — Жизненные устои его семьи в настоящее время. Кульминация — смерть во время ожидания ужина. Развязка — возвращение домой.

Проблематика и главные герои

Социальная проблема является основной в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Бунин мастерски показывает неравенство, последствия буржуазии, лицемерие. Значение денег в жизни людей.

Ярко представлена и тема смысла жизни. С помощью антитезы Бунин показал сущность главного героя. Он презентабельной наружности, но абсолютно пустой внутри. Наверное, не так мало таких людей как было в прошлом, так есть и сейчас.

Другой вопрос: нужно прожить свою жизнь достойно, чтобы люди уважали тебя не только из-за денег, ведь сами по себе деньги не являются чем-то плохим. Важно, как ты ими распоряжаешься и относишься к ним.

Вот этот момент крайне важен в анализе рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Совет

Теперь обратим внимание на главных героев. Господин — главный герой рассказа. Из повествования, намстановится известно, что собрал большой капитал благодаря почти бесплатной рабочей силе. Его внешность типична, герой без имени.

Жена Господина тоже без имени. Но Бунин называет ее миссис. Она безмоциональна, но приходит в негодование, когда тело ее мужа отказываются положить в дорогое хранилище и его труп помещают в глухой ящик в трюме.

Дочь, в отличие от своих родственников, не вызывает негатива. Увидев на корабле восточного принца, она стесняется и волнуется. А, значит, в ней есть еще человеческие черты.

Остальные эпизодические персонажи созданы автором для поддержания колорита страны, они радостные и беззаботные.

Интересные детали анализа рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Кульминация происходит, когда умирает Господин. Становится понятно, что общество благоговеет перед зажиточными людьми. Стоит вспомнить хотя бы управляющего, который в присутствие Господина был приветлив, а при обращении к нему миссис показывает всю свою неприязнь.

Остро поставлен вопрос смыла жизни человека. Действительно, разве смысл жизни в богатстве или расточительстве? Сам Бунин давал эту рассказу самую высшую оценку.

Смерть меняет всё. Символична и трагична картина, завершающая рассказ. Темной ночью тело перевозится на теплоходе. Атмосфера грустная и трагичная. Дьявол наблюдает за происходящем. Невольно возникает мысль о загадочных обстоятельствах смерти господина, ведь ничего не предвещало его кончину.

Вы прочитали анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско», который поможет в понимании сути произведения и замысла автора. Будем рады чаще видеть вас на нашем литературном Блоге.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/gospodin-iz-san-francisko-analiz-proizvedeniya

Анализ произведения Господин из Сан-Франциско

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Жизнь и смерть в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    Во многих своих произведениях И.А.Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами.

Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях всего мира есть много общего. Особенно показателен в этом плане замечательный рассказ “Господин из Сан-Франциско”, написанный в 1915 году, в разгар первой мировой войны.     В этом коротком произведении, которое можно назвать своеобразным “мини-романом”, И.А.

Бунин рассказывает о жизни людей, которым деньги дают, как кажется на первый взгляд, все радости и блага мира.

Обратите внимание

Что же это за жизнь, жизнь общества, “от которого зависят все блага цивилизации: фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войны, и благосостояние отелей”? Постепенно, шаг за шагом писатель подводит нас к мысли, что жизнь эта полна искусственного, ненастоящего.

В ней нет места фантазии, проявлениям индивидуальности, потому что все знают, что надо делать, чтобы соответствовать “высшему” обществу. Пассажиры “Атлантиды” одинаковы, жизнь их идет по установленному распорядку, они одеваются в одинаковую одежду, в рассказе почти отсутствуют описания портретов попутчиков главного героя.

Характерно и то, что Бунин не называет ни имени господина из Сан-Франциско, ни имен его жены и дочери. Они — одни из тысячи подобных им господ из разных стран мира, и жизнь их всех проходит одинаково.     И.А.Бунину достаточно лишь несколько штрихов, чтобы мы могли увидеть всю жизнь американского миллионера.

Некогда он выбрал себе образец, на который хотел равняться, и после долгих лет напряженного труда он, наконец, понял, что добился того, к чему стремился. Он богат. И герой рассказа решает, что настал тот момент, когда он может насладиться всеми радостями жизни, тем более что у него есть для этого деньги.

Люди его круга ездят отдыхать в Старый Свет — едет туда и он. Планы героя обширны: Италия, Франция, Англия, Афины, Палестина и даже Япония. Господин из Сан-Франциско поставил своей целью наслаждаться жизнью — и он ею наслаждается, как умеет, точнее, ориентируясь на то, как это делают другие. Он много ест, много пьет.

Деньги помогают герою создать вокруг себя подобие декорации, которая ограждает от всего, чего он не желает видеть. Но именно за этой декорацией проходит живая жизнь, та жизнь, которую он никогда не видел и никогда не увидит.     Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубочайший философский смысл.

Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Герой рассказа приносит на алтарь наживы молодость ради умозрительного счастья в будущем, но он и не замечает, как бездарно прошла его жизнь.

Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, “беззаботного гуляки и красавца”, равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы — вот что является, по мнению И.А.Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги.     И.А.

Важно

Бунин не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь, высочайшее чувство, оказывается искусственным в этом мире богачей. Именно любовь для своей дочери не может купить господин из Сан-Франциско. А она испытывает трепет при встрече с восточным принцем, но не потому, что он красив и может волновать сердце, а потому, что в нем течет “необычная кровь”, потому что он богат, знатен и принадлежит к знатному роду. И высшая ступень опошления любви — пара влюбленных, которыми восхищаются пассажиры “Атлантиды”, не способные сами на столь же сильные чувства, но про которую лишь капитан корабля знает, что она “нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле”.

    Смерть господина из Сан-Франциско ничего не изменила в мире. И вторая часть рассказа с точностью до наоборот повторяет первую. По иронии судьбы герой возвращается на родину в трюме той же Атлантиды.

Но он больше не интересен ни гостям судна, которые продолжают жить по своему распорядку, ни хозяевам, потому что он не оставит теперь денег в их кассе. Продолжается и жизнь в Италии, но герой рассказа уже не увидит красоты гор, моря.

Впрочем, это и неудивительно — он не увидел их и тогда, когда был жив. Деньги иссушили в нем чувство прекрасного, ослепили его.

А потому он, миллионер, господин из Сан-Франциско, лежит сейчас в ящике из-под содовой в трюме корабля, за которым следит со скал Гибралтара Дьявол, а “в гроте скалистой стены Монте-Соляро, вся озаренная солнцем”, стоит матерь Божия, заступница “всех страждущих в этом злом и прекрасном мире”.

Господин из Сан-Франциско.

    «Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый…золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова…Смокинг и крахмальной белье очень молодили» героя.     Г. не имеет имени, потому что его «никто не запомнил».

Он «ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения…Он был богат,…только что приступил к жизни, несмотря на свои 58 лет».     Г. – пассажир огромного корабля с символичным названием «Атлантида» (по имени затонувшего материка). Корабль был похож «на громадный отель со всеми удобствами».

За бортом шумел грозный океан. Он был страшен, но о нем не думали.

    Когда корабль прибыл в Неаполь, Г. вместе с семьей сходит с корабля и отправляется на остров Капри на маленьком пароходике. Во время этого переезда Г. чувствовал «себя так, как и подобало ему, — совсем стариком» и с раздражением думал о цели своего путешествия – об Италии.

День приезда стал для героя «знаменательным». Собираясь на званый вечер, Г. непроизвольно бормочет: «О, это ужасно!», «не стараясь понять, не думая, что именно ужасно». Но это «ужасное» все же происходит с ним.

Совет

Сидя в читальне, он почувствовал себя очень плохо, и «все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то». Но смерть не вписывается в жизнь богатого отеля. «Не будь в читальне немца, быстро и ловко сумели бы в гостинице замять это ужасное происшествие…» Г.

помещают «в самом маленьком, самом плохом, самом холодном и сыром, в конце нижнего коридора» номере. Там он и умирает. В Рождество тело Г., «испытав много унижений», в ящике из-под содовой воды, отправляется по тому же пути домой. Но теперь герой помещается в трюме.

Возникает видение Дьявола, наблюдающего «корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового человека со старым сердцем». В конце рассказа вновь описывается беззаботная жизнь пассажиров корабля, которые ничего не знают о теле Г.

Анализ рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    Мир, в котором живет Господин из Сан-Франциско, алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно.

На гигантском корабле – отеле «Атлантида» путешествую миллионеры, их семьи. И жизнь на этом корабле течет изо дня в день размеренно и плавно. По вечерам вся «Атлантида» погружается в атмосферу «праздника». Лишь «великое множество слуг работает в поварских, судомойнях и винных подвалах».

Одни отдыхают, а другие люди – работают. Во всем чувствуется привкус денег. И даже влюбленная пара куплена владельцем корабля, чтобы веселить людей то на одном, то на другом корабле.      В рассказе очень мало имен людей. Видимо ими пренебрегли из-за обычности их владельцев.

Даже имя главного героя – господина из Сан-Франциско нет. И после смерти никто не вспомнит о нем как о человеке.

     Внешность у Господина ничем не примечательная. Прибыв в Неаполь, Господин с пренебрежением говорит толпе оборванцев «Прочь, Прочь!», хотя они ему ничего не сделали. Все люди, более бедные, склоняются и прислуживают Господину из Сан-Франциско, но, точнее, не ему, а его деньгам и положению. Все в нем: его движения, речь говорит о его состоянии.

Обратите внимание

И только в начале «путешествия в жизнь» господин из Сан-Франциско умирает в гостинице. Все планы, дальнейшую жизнь убивает сердечный приступ. И уже после смерти тело не несут в шикарные номера гостиницы, его несут в маленький, дешевый номер. И потом кладут в ящик из-под воды. Даже жена и дочь, самые близкие люди, не страдают о смерти Господина из Сан-Франциско.

А где-то в трюме лежит ящик не с человеком, а с телом без имени…

Источник: https://works.doklad.ru/view/rif-SdJxRgY.html

Ссылка на основную публикацию