Сочинение анализ рассказа паутинка пришвина

Краткое содержание Пришвин Паутинка

Творчество великого русского писателя Михаила Пришвина охватывает разные темы. В своих произведениях он ищет смысл человеческого бытия, размышляет о религии, о смерти, о любви, наблюдает за природой. И все же, Константин Паустовский называл его певцом природы.

Писатель много путешествует, познает окружающий мир, себя, людей и запечатлевает это все для современников и будущего поколения… Даже в своих фотоснимках М. Пришвин оставляет место пейзажам.

В его объектив попадает все, что его остановило и восхитило во время прогулок: одуванчики, которые вот-вот разлетятся, капельки росы на веточке, паутина с замысловатыми узорами…

Обратите внимание

В рассказе «Паутина» писатель продолжает делиться своими наблюдениями за природой с читателями. В таком небольшом рассказе заключается огромный смысл. Это можно понять уже с первых прочитанных строк, которые пронизаны невероятной жизнеутверждающей силой и неиссякаемой радостью бытия: «Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый темный лес».

Михаил Пришвин пишет об одной из своей прогулок по лесу, которая поменяла его сознание. Лес, птицы, деревья, ветерок, солнышко — все это так привычно, и в то же время, не совсем, если посмотреть на них глазами автора рассказа.

Он подмечает, что некоторые деревья наклонились друг к другу, словно переговариваются между собой, что осинки «лепетали», а папоротники «важно раскачивались».

Таким образом, писатель одухотворяет природу, придавая ей черты, присущие человеку….

Продолжая дальше свой путь, он замечает, как ветер отрывает желтые иголочки с елочек, и те разлетаются в разные стороны, а некоторые из них, вдруг удивительным образом, повисают в воздухе.

Это необыкновенное явление охватывает все внимание любознательного писателя.

Рассмотрев поближе, он понимает, что такие «стрелки» висят на невидимых паутинках, которых очень много в просеке, но будучи невидимыми, то возможно разрушены писателем, пока он ходил.

Этот момент натолкнул писателя на размышления о том, какая роль человека в природе и какие у них взаимоотношения? Был ли он жесток, когда разрывал хрупкие паутинки, если при этом мог просто их не заметить? Был ли милостив, когда смог спасти ту единственную паутинку, которую увидел? Насколько сильным физически бывает человек по сравнению с хрупкими творениями природы…. Он вел себя хозяином, когда разрушал тот невидимый

труд паучков. Однако, человек должен быть учеником в лесу, поскольку природа — это его учитель. К такому выводу приходит Михаил Пришвин в своем рассказе «Паутинка».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Голубая комната МеримеВ вокзальном зале в волнении ходил молодой человек. Звали его Леон. Он смотрел по сторонам и поминутно взирал на часы. Не глядел он только лишь в одну сторону.
  • ПетрушевскаяТворческая жизнь Людмилы Стефановны Петрушевской началась в школьные и студенческие годы. Она писала рассказы, стихи и в то время еще не планировала становиться писателем.
  • Краткое содержание Шолохов Алёшкино сердцеДействия рассказа М. Шолохова «Алешкино сердце» разворачиваются во времена гражданской войны в поселении около реки Дон. Главному герою – Алеше – четырнадцать лет от роду. От голода, который охватил Алешкину родину
  • Краткое содержание Мопассан ЖизньГлавная героиня произведения – юная красавица Жанна, дочка барона. Она только что покинула монастырь, в котором воспитывалась и приехаха в Тополя – свое родовое поместье. В семнадцать лет сердце открыто новым чувствам, оно жаждет любви
  • ВолковАлександр Милентьевич Волков (1891 – 1977) – советский писатель, драматург, переводчик, педагог. Большинству читателей знаком как автор книги «Волшебник Изумрудного города». Является автором очерков, научно-популярных книг, повестей, рассказов и стихов

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/prishvin/pautinka

Анализируем лирические миниатюры М. М. Пришвина

М. М. Пришвин – удивительный писатель, певец русской природы. Свое­образие его дарования заключается в умении опоэтизировать окружаю­щую действительность. Природа Пришвина – прежде всего школа позна­ния и самопознания.

Жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскры­вается Пришвиным именно в непрестанном сопоставлении и взаимоотно­шении с жизнью человеческой.

Природа у Пришвина одухотворена, прони­зана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутренне­го мира человека.

Важно

Пришвин – удивительный лирик и философ одновременно. Всё его твор­чество философично. Писатель никогда не ограничивается просто изображением увиденного, а всегда философски осмысливает изображае­мое. Любая обобщающая мысль о природе и действительности – это прежде всего осмысление себя. Своё поэтическое восприятие мира Пришвин сфор­мулировал так: «Понимать весь мир в себе самом».

Ещё одна важная особенность, характерная для творчества М. М. Пришви­на, – жизнеутверждающая сила, неиссякаемая радость бытия. Обратимся к текстам. Предлагаемый для анализа текст состоит из двух миниатюр: «Пасмурно» и «Осеннее утро» (Из книги «Глаза земли»).

«Утро пасмурное, небо сплошь серое, а потом всё светлеет, светлеет, яснится, как будто спящий после тяжёлого сна глаза открывает и радуется: то был сон…

Сегодня утро сырое, туманное, пробуждается не скоро, слышит, а глаз не хочет открыть.

Туман сгущается, и капли оседают на жёлтых листьях: скатится капель­ка на другой листик – станет там две, упадут, и листик не выдержит, падает вместе с каплями.

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

– Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждём летя­щей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят; а там гуси, грачи – и всё кончится».

Миниатюры М. М. Пришвина очень глубоки и объёмны в смысловом отно­шении. В них рассказывается об утре в жизни человека и природы.

Удивительное пришвинское дарование опоэтизировать самую простую окружающую действительность сказывается и в этом тексте. Описание начала дня проникнуто таким лиризмом, что мы невольно переполняемся светлой грустью. Именно этим чувством хотел поделиться с нами автор.

Грусть оттого, что «всё кончится». Но ведь это осеннее утро, значит, это не конец, а начало, пробуждение. На нас веет ощущением гармонии, пото­му что всё живёт: и листики (хоть и упавшие с липы), и птички, и ветер, и даже день, который «открывает глаза».

Совет

Желая заставить нас ощутить, пережить это удивительное чувство (свет­лую грусть), автор использует художественный стиль, отличающийся не­обычайной образностью и выразительностью.

Природа у Пришвина одухотворена: утро слышит, день открывает гла­за. И эти олицетворения, и сравнение (утро, похожее на тяжело спящего человека) делают текст более живописным, выразительным.

Композиционно текст можно разделить на две части. В первой даётся описание природы, во второй – описание состояния человека. Почему ав­тор даёт два описания? Наверное, потому, что Пришвин не только созерца­ет какую-либо картину, испытывая при этом разнообразные чувства, но и осмысливает увиденное и свои ощущения и делится этим с нами.

Вся первая часть текста проникнута движением, хотя и замедленным. «Утро пробуждается, туман сгущается; капли оседают, скатываются, па­дают: листики летят; ветер поднимает. Использование глаголов настоя­щего времени делает картину такой яркой и живописной, что мы и вправду видим и листики, летящие парашютиком, мотыльком, винтиком, и капель­ки, катящиеся по ним.

Во второй части и так замедленное сгущающимся туманом действие как бы замирает.

Односоставное определённо-личное предложение {Тут сто­ишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь) передаёт ощущение необъяснимой неги и благодати в душе человека. И следующее безличное предложение (И так-то бывает грустно, и так хорошо.) ещё более живописует это удиви­тельное состояние человека.

Пространство в тексте, как бы сдавленное туманом, постепенно раздви­гается: листики падают на крышу, на землю, потом «летят… к реке». И человеку хочется улететь «душой вместе с птичками куда-то». Это состоя­ние полёта усиливается многократным употреблением слов с корнем -лет-: летит, перелётный, разлетелись, полетят, летите.

В тексте много глаголов, существительных и почти нет прилагательных. Почему? Наверное, автору хотелось создать предметный мир. Но отсут­ствие прилагательных не лишает текст выразительности.

Особую эмоциональность придают тексту слова с уменьшительно-лас­кательными суффиксами: листики, парашютики, капельки, птички, вин­тики. Они показывают любовное отношение автора к тому, о чём он пи­шет.

Обратите внимание

С точки зрения синтаксиса текст тоже необычайно интересен. О роли односоставных предложений уже говорилось выше. Читаем второе предложение текста и сразу обращаем внимание на инверсию: утро сырое, туманное, пробуждается не скоро.

Зачем автор использует эту стилистичес­кую фигуру речи? Вероятно, он хочет акцентировать внимание на негативных ощущениях этого тяжело пробуждающегося утра: туманности, сырости. Всё усугубляется ещё и тем, что «туман сгущается». И мы словно рас­творяемся в этом тумане. Инверсия меняет интонацию предложения. Дви­жение и время замедленны.

Казалось бы, перед нами безрадостная картина. И тем удивительнее то состояние гармонии и благодати в душе, при кото­ром хочется летать.

Использование такой стилистической фигуры, как многосоюзие, опять-таки замедляет движение, и без того изменённое туманом. Частотность употребления союза и (и капли оседают, и листик не выдержит.

и ветер с крыши поднимает. и летят они. и так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь.) делает картину, описанную автором, более полной, ощутимой, чувственной.

Повторение союза придаёт тексту необычайную музыкальность, ритмичность.

https://www.youtube.com/watch?v=s2Ql—R6cFI

Использование сложных синтаксических конструкций, преимуществен­но с сочинительной и бессоюзной связью, позволяет автору выразить более глубокие, ёмкие мысли.

Последнее предложение, сложное по своей конст­рукции (с сочинительной и бессоюзной связью, состоит из пяти простых предложений), вмещает в себя огромный диапазон чувств, ощущений: радо­сти, состояния полёта, грусти, связанной с тем, что «всё кончится».

Этими словами заканчивается текст. И они рождают в нас ощущение какой-то потери, утраты. Но те чувства гармонии и радости бытия, кото­рые мы переживали во время чтения текста, в нас всё ещё живы. И поэтому грусть – светлая. И на память почему-то приходят пушкинские строки: «Печаль моя светла…»

Источник: Цепке Т. И. Анализируем лирические миниатюры М. М. Пришвина // Русский язык в школе и дома. 2005. – № 3. – С. 6–8.

*

См.:

Карта сайта

Пришвин М. М.

Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…

Источник: https://multiurok.ru/blog/analiziruiem-lirichieskiie-miniatiury-m-m-prishvina.html

Сочинение по тексту М. Пришвина (о природе)

Известный русский писатель М.М. Пришвин  в своём тексте ставит философскую проблему влияния природы на  человека. Он задаётся вопросом: способна ли природа сделать человека счастливее и  исцелить его?

Затронутая автором проблема чрезвычайно актуальна, поскольку в наше технократическое время очень важно, чтобы люди не теряли связь с природой, не перестали  ощущать себя частью природы. Ощущая эту связь, человек не может совершить зло, убийство или предательство. Ощущая эту связь, человек стремится делать добро и укреплять то, что именуется жизнью в любом её проявлении.

Автор повествует нам историю о раненом мальчике, который вот-вот умрет. Его последним желанием было увидеть ручей. Рассказчик выполняет просьбу умирающего: относит на берег ручья.

Природа не только радует мальчика, а еще и дает ему силы для борьбы за жизнь. «Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу».

А ведь рассказчику он казался уже неизлечимым: «казалось тогда, что надежды на спасение у него нет, и что врачи будут бессильны».

Позиция автора предельно ясна. Пришвин — певец природы. Он сам из этого источника черпал  и полагал, что природа способна помогать и даже спасать.

Пришвин подводит читателя  к мысли о том, что  красота природы способна исцелять, дать силы, укрепить, подтолкнуть к чему-то важному.

Докторам спасти жизнь умиравшему человеку «помогла красота ручья  и решительные и взволнованные слова рассказчика о том, «что голубая стрекоза летает над заводью».

Важно

Я полностью разделяю точку зрения автора и также считаю, что природа может радовать человека и придавать ему силы. Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примеров из жизни и литературы.

В рассказе О. Генри «Последний лист» главная героиня, Джонси, заболевает пневмонией. Она лежит в постели и считает, сколько листьев осталось на старом плюще.

Джонси уверена, что когда упадет последний лист, она умрет. Но лист долго держится на ветке, несмотря на дождь, снег, ветер, он отчаянно сопротивляется непогоде.

И видя такое упорство листа, девушка тоже начинает бороться за свою жизнь и, в конце концов, выздоравливает.

В рассказе Куприна «Сбрось мешок» главные герои любуются красотами природы: дивной радугой, земляникой, обильно распростершейся по полянке, яркими цветами, пушистыми облаками. Куприн призывает учиться видеть красоту природы, говорит о том, что это делает человека счастливым, даем ему возможность подняться над обыденностью.

Природа является неотъемлемой частью нашей жизни. Человеческая душа расцветает в общении с природой — животными, цветами, деревьями, поэтому, общаясь с природой, человек становится духовно богаче. Исцеляет только родимая земля и её материнское дыхание – с детства до боли милые запахи родных лесов и полей. Известный русский поэт Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина» написал:

Читайте также:  Сочинения по картинам василия сурикова

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Валерия Гумовская©

Источник: http://s.bacenko.ru/priroda-sposobna-istselyat/

Анализ текста М.Пришвина

Конкурс «Волшебное перышко – 2014»

 Совсем недавно мне довелось прочитать рассказ Михаила Пришвина «Голубая стрекоза». В данном произведении повествование ведется от самого автора, то есть от первого лица. Он рассказывает о событиях, произошедших с ним в первую мировую войну 1914 года, кем он являлся в тот временной промежуток, и что он смог сделать во благо остальных. 

     На мой взгляд, сам рассказ содержит в себе более глубокий смысл, чем иногда кажется нам при первом и необдуманном прочтении. Это не просто своего рода записка о больном и умирающем мальчике, а воплощение жизни в виде надежды – надежды на то, что стрекоза ещё летает…Стрекоза и есть – жизнь.

     Автор рассказывает о том, что на войне он был военным корреспондентом. Поэтому ему приходилось ходить и делать записи всего происходящего в то время кошмара  для написания очередной статьи. Сам он «вырядился»  в санитара. Не малое значение имеют и мысли рассказчика, описанные им во время пребывания на войне, а конкретно в Августовских лесах.

Совет

Там то и произошла вышеупомянутая история. Он писал о том, что чувствовал свою бесполезность. «…Ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня свершалось…». И ведь, по сути, так оно и было.

Если рассматривать данную ситуацию объективно, как мы с вами вполне можем сделать, то мы прекрасно поймём, что у главного героя были все возможности в том, чтобы помочь людям, защитить их, не дать погибнуть и не оставить их на произвол судьбы. А вместо этого он лишь «…шёл по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью…».

     Но однажды «санитару» случилось встретиться со старым капитаном, который смог дать ему то, чего так не хватало, а точнее направить на путь истинный. Капитан приказал ему помогать людям физически, пока есть возможность «…-Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненных…».

И тогда, в тот момент, рассказчик и «…почувствовал себя, наконец, настоящим человеком…», «…и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель…»

     Для себя, я считаю, что данная часть произведения, которую я решила выделить отдельно, является примером всей значимости физической помощи. Конечно, своевременное фиксирование информации во избежание её утечки тоже является большим и значимым делом, но эта помощь — духовная. А здесь, в данной ситуации, куда более был востребован физический труд.

     Но основной смысл произведения заключается вовсе не в описании важности труда, а в вере и надежде.      Во второй части прозы рассказывается уже непосредственно о случившейся ситуации.      Однажды, один из больных, который находился на грани и уже вот-вот готов был упасть в нещадные объятия смерти, вдруг запросил воды.

Автор тут же подорвался с места, чтобы поскорей утолить мучительную жажду страдальца, но какого было его изумление, когда он смог разглядеть в том самом больном маленького мальчика, на лице которого читался тот самый трепет души. Именно тогда мальчик и заговорил: «…-Водицы, водицы, ручья!…

», после этих слов рассказчик на пару с санитаром взяли носилки и отнесли его к берегу. В тот момент автору довелось остаться один на один с пострадавшим, чтобы в случае чего он мог бы оказать помощь.

«…В косых лучах вечернего солнца особенным, зелёным светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретики хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза…Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал «спасибо» и снова закрыл глаза…», в данных строчках, описывающих общую картину, автор пытается донести до нас вовсе не красоту вечернего пейзажа, а всю суть сия творения. То есть, если мы рассмотрим сюжет, то увидим, что мальчик успокоился лишь тогда, когда узнал, что голубая стрекоза летает. Для него стрекоза была воплощением его собственной жизни, следовательно, можно прийти к выводу, что пока стрекоза летала, мальчик жил. Если стрекоза всё ещё летает, то и он будет жить.      Но спустя некоторое время, умирающий снова заговорил, спросив, летает ли ещё стрекоза, на что рассказчик ответил положительно, а после успокоился и сам впал в забытьё. И вот, случилось мальчику ещё раз спросить: «…-Всё ещё летает?       -Летает, – сказал я, не глядя, не думая       -Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.      Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно…Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.      Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.      Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы…     -Летает, летает! — воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.      И я показал ему отражение. И он улыбнулся.»      Именно в этой части и заключён весь смысл текста. Ведь когда мальчик узнал, что стрекоза больше не летает, то для него это событие стало не просто мимолётной мелочью, а сильным ударом, ответом на все его мольбы о скорейшем выздоровлении, в котором заключалась лишь ближайшая смерть. Автор, поняв его веру, поспешил опровергнуть причину отчаяния больного, благодаря чему мальчик успокоился и снова впал в забвенье.

     Сам рассказ закончился выздоровлением больного мальчика, всё было хорошо. Но этого хорошо не было бы, если бы не песнь ручья и голубая стрекоза, которая и в темноте летала над заводью.

Источник: https://www.o-detstve.ru/articles/vp2014/16249.html

Значение произведений Пришвина для воспитания любви к природе, заботливого отношения к ней, актуальность его творчества в наши дни

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и нравственность как единое целое, у учащихся формируется потребность в общении с природой, в бережном отношении к ней.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность. Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе.

Обратите внимание

На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.

В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться. В круг чтения младших школьников по программе «Школа России» включены произведения о природе таких писателей, как В.Бианки, К. Паустовский, Е. Чарушин, В. Берестов, И.Бунин, А.Плещеев, С.Есенин, И.Соколов-Микитов, М Пришвин и др.

Главная тема творчества М.М. Пришвина – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние. В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни.

Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе. Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый.

У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник — искатель слов, точных и поэтических, искатель правды.

Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям. Говоря о Пришвине что, он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками.

Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался». Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями.

В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен. Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки» («Опушка»).

Важно

Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.

Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру. Как показывает мой опыт, через литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта.

Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными. Для углублённого понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов.

Учитель может задать детям вопросы: Понравился ли вам рассказ? Какой главный герой по характеру? Что понравилось в поступках героя, а что нет? В процессе такой беседы осуществляется элементарный анализ произведения. Беседы можно разделить на вводные – перед чтением произведения, и заключительные – после чтения.

Во вводных или предварительных беседах учитель обращается к личному опыту каждого ученика, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы.

Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ. В ходе беседы важно использовать наглядные пособия, которые необходимо подобрать в соответствии с содержанием произведения. Беседы о прочитанном позволяют найти отклик детей на произведение.

Очень важно побуждать детей высказывать собственное мнение по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно-противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои отрицательные и положительные поступки, что тоже не маловажно, так как осмысление своих действий идёт на более высоком уровне.

Эти задачи требуют от учителя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость? Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире. В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.

Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси».

Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей.

Читайте также:  Образ и характеристика прокла мороз, красный нос некрасова сочинение

Дети у них – такие же беззаботные несмышлёныши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались – и к маме, и она их повела…

Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже.

Совет

Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов. Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест». В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят. Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Задача педагога — передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них.

Источник: https://cyberpedia.su/3×5591.html

Фомичева Ольга | | Журнал «Литература» № 16/2001

Знакомство с творчеством М.М. Пришвина начинается в начальной школе. В первом классе дети читают рассказ “Ребята и утята”, во втором – “Моя Родина” (из воспоминаний), в третьем – “Выскочка”. На уроках по внеклассному чтению учитель читает детям маленькие рассказы: “Золотой луг”, “Лисичкин хлеб”, отрывок из рассказа “Как заяц сапоги съел” и другие.

В пятом классе для изучения предлагаются миниатюры из жизни природы.

К урокам дети получают следующие задания:

Что необходимо к уроку:

“Времена года” в учебнике по литературе для 5-го класса состоят из миниатюр, входящих в разные произведения. В предисловии к “Родникам Берендея” (1926 года) писатель так объяснил особенности своего жанра: “Эта книга началась от чтения фенологических записей Сокольницкой биостанции юных натуралистов.

Сухие научные записи хода весны читались мной с большим интересом, потому что сама жизнь, движение нашей планеты, нарастала и усложнялась независимо от чувств и дум наблюдателя. Я использовал силу этого движения в своём опыте.

Мои записки не условная и любимая мной литературная форма, а действительно записки под диктовку весны – почти без всякой последующей обработки и связанные только силой движения в природе, вызывающей ответное движение в душе человека”.

Итак, раздел “Весна”. Миниатюра “Голубые тени” взята из “Времён года”; “Берёзовый сок” – из произведения “Дорога к другу”; “Неведомому другу” – из “Фацелии”.

Раздел “Лето”. “Молодые листики” – из “Фацелии”; “Красные шишки” – из “Времён года”.

Раздел “Осень”. “Осинкам холодно” – из “Времён года”; “Поздняя осень” – из “Времён года”; “Первый зазимок” – из “Календаря природы”; “Иван-да-Марья” – из “Рассказов егеря Михал Михалыча”.

Дополнительно мы выбрали для обсуждения две миниатюры в раздел “Зима”: “Лиловое небо” (“Скорая любовь”) и “Деревья в снегу” из “Времён года”.

Первый урок

Вступительное слово учителя

Миниатюры Пришвина очень живописны, красочны, наполнены звуками и ароматами, то есть всё многообразие окружающего мира писатель переносит средствами языка в свои небольшие зарисовки. Но этим не ограничивается богатство его очерков. Они насыщены чувством и мыслью автора и, следовательно, носят лирико-философский характер.

Наша задача – пронаблюдать движение в природе, выраженное в миниатюрах через цветовые и звуковые образы, свет (видимое пространство), запахи, тишину. Обратить внимание на настроение писателя, на то, что он думает и чувствует при общении с окружающим миром в различное время года.

На уроке по внеклассному чтению обсудим ваши творческие работы.

Обратимся к воспоминаниям сына писателя, Петра Михайловича Пришвина.

– Что, по его мнению, является самым главным в характере Михаила Михайловича?

– Мечтательность, пристальное внимание ко всему, что его окружает.

– Он всегда носил с собой записную книжку и карандаш, чтобы записывать свои наблюдения.

– Найдите в учебнике и прочтите подтверждение вашим словам.

– “Изредка, прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами, улыбается и опять спешно что-то записывает… “Знаешь, Петька! Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово “Родина”. Сколько слов с тем же корнем…””

– Скажите, какой случай произошёл с Михаилом Михайловичем в детстве, имевший большое значение в его творческой судьбе?

– Он хотел убежать в далёкую, неведомую страну.

– Да. И оказалось, что “неведомая страна” – это творчество. Значит, он всю жизнь совершал удивительные путешествия.

Описание природы начинается с весны. Весна, особенно ранняя, – самое любимое время года для М.М. Пришвина. Он даже придумал образное выражение – весна света, – символизирующее радость жизни.

Для анализа очерков нам необходимо знать некоторые термины.

Запишем:

В е с н а

Миниатюра “Голубые тени”

“Рожденье звука”

“Берёзовый сок”

“Неведомому другу”

Второй урок

Л е т о

О с е н ь

“Осинкам холодно”

“Поздняя осень”

“Иван-да-Марья”

З и м а

“Лиловое небо”

“Деревья в снегу”

Источник: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200101608

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказам М. М. Пришвина о природе и животных

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказам М. М. Пришвина о природе и животных.

Цели:

  • Раскрыть особенности произведений М.М Пришвина, вызвать интерес к творчеству писателя;
  •  Развивать внимание к авторскому слову, устную речь, коммуникативные навыки, умение видеть красоту в природе.
  • Воспитывать любовь к природе, к малой Родине.

Оборудование: Компьютерная презентация, аудиозапись «Времена года» Вивальди, фотографии Михаила Пришвина, рассказы М. М.Пришвина, рисунки учеников.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя

   Сегодня у нас необычный урок, необычность его заключается в том, что мы с вами сегодня совершим путешествие в мир книг М.М. Пришвина, в мир единения человека и природы.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова самого Михаила Пришвина «Чудеса не как в сказке о живой и мёртвой воде, а настоящие, как они свершаются везде и всюду, в каждую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза их, не видим, имея уши их, не слышим».

Как вы понимаете эти слова?
    Жил на свете такой писатель, которого читатели называют волшебником или колдуном, сказочным Берендеем. Он понимал птичий язык и разговор деревьев, мог ощущать дыхание и движение листвы, каждой травинки. Этот писатель М.М. Пришвин. (сл.

Обратите внимание

1) секрет его колдовства – в его удивительной зоркости, когда в каждой малости открывается интересное и значительное. (сл.2) Пришвин писал: «Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват». Почему он так выразился? Книги Пришвина, говоря же его словами – это бесконечная радость постоянных открытий.

Сегодня мы будем учиться видеть в обычном – необычное, в обыденном – чудесное и волшебное. Вдумаемся в мысли и размышления Пришвина, человека неспокойного, с открытой и смелой душой, попробуем почувствовать красоту, точность и живописность языка Пришвина, а также вспомним средства выразительности, которые помогают нам заметить всю красоту природы в художественных произведениях.

  1.  Проверка домашнего задания

А теперь в путь.  Всё на свете имеет своё начало, свои истоки, и наше путешествие начнётся с рассказа  о том, как Пришвин стал писателем. На дом вы получили индивидуальное задание подготовить краткое сообщение о биографии Михаила Пришвина.

Доклад ученика о М.М.Пришвине.

Родился 21 января (4 февраля) 1873 в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкая область), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом. Пришвин получил хорошее образование. Учился в Елецкой гимназии, затем в тюменском Александровском училище.

Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.

Михаил Михайлович мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов или с ружьём и охотничьей собакой, и уж непременно со своей записной книжкой

Пришвин исходил и изъездил всю среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний восток. Он говорил: «Нужно найти в природе такое, чего я ещё не видел». И  после каждой поездки появлялись книги. Писал он только о том, что сам видел и пережил в природе.  Большое количество книг написал для детей. (сл. 3-6)

Учитель

  • Посмотрите на фотографии М. Пришвина. Рядом с ним его четвероногие друзья – собаки.
  •  О какой черте характера писателя говорят нам эти снимки? (сл.7)

Дома вы читали рассказы Пришвина о природе. Каждой группе нужно было прочесть отдельный рассказ. Поработаем по алгоритму. (сл.8)

  •  Кратко перескажите, выделите то, что на ваш взгляд вам показалось особенно интересным, чудесным, выделите те детали, которые вам помогли по-новому взглянуть на явления природы.
  •  Выберите в тексте тот эпизод, который  показался наиболее интересным, необычным. Прочтите.
  •  Встретились ли вам в рассказе средства выразительности? Какие из них вы можете назвать? Зачем их использует автор?
  1. Анализ рассказа  «Золотой луг»

 Представим себе, что мы на лугу, но не на простом лугу, а на котором растут одуванчики.(сл.9) Скажите, вы видели когда-нибудь целый луг одуванчиков? Кажется, что такой луг весь золотой.  У Пришвина есть рассказ, который так и называется «Золотой луг». Прочтите его.

  • — О чем этот рассказ?
  • — С какой целью автор рассказал нам об этом случае?
  • — Какую картину вы представили наиболее ярко, слушая рассказ?
  • — Какой это рассказ? (Описание, повествование, рассуждение)
  • — Всё ли было понятно? Все слова вам ясны?
  • — Нужно ли говорить «отыскал одуванчик», ведь на лугу множество одуванчиков?

Почему автор говорит: « раскрывает свои ладони», разве у одуванчиков есть ладони? Как называется это средство выразительности? Что такое метафора? (Метафора – скрытое сравнение.) Метафора используется для создания ярких образов.

  • Какие  ещё средства выразительности в этом рассказе вы можете отметить? Для чего их использует автор?
  • Чувствуется ли в этом рассказе отношение автора к природе?
  • Какой вывод мы можем сделать на основе всех прочитанных нами рассказов? (В природе всё неслучайно, всё разумно. Нужно только быть внимательным, наблюдать терпеливо).

   Погуляли мы по лесным и луговым тропинкам, надо отдохнуть.  Отдыхаем мы на волшебной поляне.

Помните поляну, на которой встретились все 12 месяцев? А мы попытаемся представить и почувствовать за несколько минут красоту всех времён года: осени, зимы, весны, лета. А поможет нам в этом прекрасная музыка А.

Вивальди из цикла «Времена года» Сядьте поудобнее, расслабьтесь, слушайте музыку и представляйте времена года. (сл. 10-13)

  1. Работа по миниатюрам М.Пришвина «Времена года»

  Продолжим путешествие. Итак, мы с вами находимся на поляне «Времена года». (сл.14) Вы представляли прекрасные картины времён года. А у Пришвина есть маленькие рассказы, посвященные временам года.

Прочитав их, мы можем по-иному взглянуть на лето, осень, весну, зиму. Здесь мы можем увидеть. Откройте свои учебники на стр. 158. Дома вы прочли миниатюры М. М. Пришвина из цикла «Времена года»  и подготовили рисунки по выбору.

Прокомментируйте, пожалуйста, свои рисунки.

  • Что удивительного, необычного ты можешь отметить в миниатюре?
  • Найди в тексте отрывок и прочитай, какой  эпизод рассказа ты  изобразил?
  • Почему именно эпизод из этой миниатюры ты решил изобразить?

А теперь работа в группах. Каждой группе дано задание на карточках, выполняем его. Средства выразительности выписываем в тетрадь.

1группа : Работа с рассказом «Серебряное утро»

2группа : Работа с рассказом «Иван-да-Марья» (сл.15,16)

7. Закрепление

https://www.youtube.com/watch?v=CNlmVHwKaok

Пришвин был влюблён в свою Родину. В её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все его произведения проникнуты большой любовью к природе. В своих произведениях он хочет нам сказать, что всё единственно и неповторимо, всё это нужно беречь: и цветок, который нам встретился на пути, и ёжика, который перебежал нам дорогу.

  • Понравился ли вам сегодняшний урок?
  • Достигли ли мы поставленных целей?
  • Что вы можете сказать о Пришвине, почему его называют волшебником?
  • Чему посвящены произведения Пришвина с которыми мы познакомились?
  • Обратимся к эпиграфу, прозвучавшему в начале урока. Согласны ли вы со словами Михаила Пришвина?
Читайте также:  Анализ рассказа смерть чиновника чехова 9 класс

Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. (сл.15) Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. В этом помогает язык писателя, его умение словами описывать природу.

  1. Д/з написать мини-сочинение на одну из тем.

Оценки за урок.

Источник: http://gaf123natalya.ucoz.ru/load/urok_vneklassnogo_chtenija_v_6_klasse_po_rasskazam_m_m_prishvina_o_prirode_i_zhivotnykh/1-1-0-4

Тема: Анализ рассказа М. М. Пришвина «Отражения»

Семья, село, класс, Россия, планета Земля…).
В художественной литературе).
Писатель хорошо знает природу, понимает её, он может передавать «разговор» птиц, рассказать о жизни дерева или цветка).
Прослушивание вариантов вслух.

Толковый словарь Лопатина
Эпитет: чудесные, последние, белые тропинки; маленькое озеро; небольшое облако; огромный лес; большой лес; ясная лужица; талая в
Работа может быть выполнена в паре или индивидуально.

А вот как выразил это поэт Дуглас Мэллок
Чтобы выработать у себя такое отношение к жизни, которое принесёт вам покой и освободит от беспокойства, выполняйте правило
Карта деятельности с текстом
Карта деятельности

Подобный материал:

  • М. М. Пришвина «Отражения». Форма урок, 53.43kb.
  • М. М.

    Пришвина «Кладовая солнца» Учитель русского языка и литературы мбоу «Гимназия, 73.49kb.

  • Тема. Знакомство с произведением М. М. Пришвина «Выскочка», 56.95kb.
  • М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Цели урок, 140.99kb.
  • План конспект урока на тему: «Нам надо радостью жизни захлебнуться (Интегрированный, 97.5kb.

  • Урок литературы в 9 классе Тема: Анализ рассказа А. П. Чехова «Студент», 67.82kb.
  • Литература. 5 Класс. Урок внеклассного чтения. Тема урока: Родная природа в творчестве, 22.12kb.
  • В. П. Астафьева Анализ рассказа «Ласточка» Тема: Первое знакомство с творчеством, 37.11kb.
  • А. И.

    Солженицына Урок 44 (105) Анализ рассказ, 54.47kb.

  • М. М. Пришвина «Моя Родина». Цели познакомить с творчеством мм пришвина, учить анализировать, 360.29kb.

Мастер-класс по теме

«Весь мир отражается в человеке», 6А класс (ОМО,28.01.2011г.)

Тема: Анализ рассказа М.М. Пришвина «Отражения».

Учитель: Т.И.Воржакова

Форма урока – урок-мастерская

Цели урока:

Общие:

  1. Направить работу на формирование
  • целостного представления о мире во всём его многообразии;
  • навыка самообучения и взаимообучения через действие;
  • умения ставить цель и выбирать нужный способ действия для её достижения.
  1. Организовать комфортную среду для оптимизации процесса обучения на основе взаимообучения.
  2. Прививать навыки рефлексии, научить выстраивать на их основе творческие работы.

Частные:

  1. Привести учащихся к постижению философской мысли: «В воде отражается окружающий материальный мир, в человеке – мир социальный» через самостоятельный анализ текста М.М. Пришвина «Отражения».
  2. Организовать взаимообучение анализа текста на основе следующих способов действия:
  • поиск ключевого слова;
  • выстраивание словесных рядов;
  • составление кластера;
  • составление синквейна;
  • написание мини-сочинений «Весь мир отражается во мне»;
  • работа над рисунком, символом.
  1. Выработать следующие навыки общения:
  • составление диалога;
  • словесное поощрение партнёра.
  1. Привести учащихся к пониманию того, что весь мир отражается в человеке через мини-сочинение, рисунок, символ.

Оборудование:

    1. Текст М.М. Пришвина «Отражения».
    2. Карта деятельности ученика.
    3. Портрет М.М. Пришвина.
    4. Репродукция картин В. Д. Поленова «Заросший пруд», Ф. А. Васильева «Мокрый луг».
    5. Презентация к уроку.
    6. Словари толковые, орфографические, синонимов, антонимов.
    7. Аудиозапись классической музыки.
    8. Бумага, карандаши, фломастеры для рисунков и символов к тексту.
    9. Зеркальца.

Содержание урока

1.Слово учителя — Доброе утро, ребята и уважаемые гости!

Возьмите в руки зеркала и вглядитесь в своё отражение. Улыбнитесь и скажите себе: «Я умница! Сегодня будет удачный день, всё у меня получится!» Надо любить себя, быть уверенным в себе, говорить слова похвалы себе каждое утро. (Учащиеся проговаривают)

— Если мы будем смотреть только на себя, не замечая других, то мир для нас будет серым и скучным: ведь «плохо человеку, когда он один». Повернитесь к соседу, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза, сделайте ему комплимент. Что вы увидели? Только черты лица: глаза, губы, нос?

А душу человека можно увидеть? Да, в глазах отражается внутренний мир человека. И сегодня вам предлагаю поработать в парах, согласны? ( Работа в парах)

— Вдвоём хорошо, вдвоём веселей. Но ведь мир – это «я, ты, он, она -вместе целая страна!» А как вы понимаете, что такое мир? ( Семья, село, класс, Россия, планета Земля…).

— Это есть жизнь. А жизнь – это самое прекрасное, что есть на земле.

— Скажите, в каких видах искусства отражается жизнь? А в каком виде искусства – наиболее полно? ( В художественной литературе).

Молодцы!

Перед вами 2 эпиграфа:

1). «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя……(М.М.Пришвина)». К.Г.Паустовский 2). «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М.Пришвин

-Внимательно прочитайте их. Обсудите друг с другом и скажите, о каком писателе идёт речь? (о Михаиле Пришвине)

Какие слова вам помогли? (природа, человек, воспеть, благодарность, друзья).

— Молодцы! — Сегодня мы обратимся к небольшому тексту талантливого русского писателя М.М. Пришвина. — Что вам известно об этом писателе, его творчестве?(……….)

— Какие рассказы М. Пришвина вам запомнились? Почему? ( Писатель хорошо знает природу, понимает её, он может передавать «разговор» птиц, рассказать о жизни дерева или цветка).

— Что было главной темой его произведений? (природа и человек)

— Итак, перед вами тема урока и эпиграфы. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор? Попробуйте сформулировать нашу основную задачу (обсудите в парах).

(Научиться анализировать рассказ Пришвина, узнать есть ли название у рассказа, какова его основная мысль, раз у Пришвина главная тема произведений «человек и природа», то проследить, как они связаны, какие средства выразительности использует автор, для описания красоты природы…).

— Для работы нам понадобится текст и карта деятельности, которую вы будете заполнять в процессе урока (учитель раздаёт).

2. Погружение в текст М. Пришвина.

1) Первое чтение текста (жужжащее чтение). — Прочитайте текст самостоятельно вполголоса. 2) Работа в парах по определению названия текста.

— Обсудите:

— Какое название более удачное? — Какое слово в тексте ключевое? 3) Второе чтение текста учителем. — Послушайте текст ещё раз (учитель читает вслух). 4) Целеполагание (постановка цели). — Поработайте в картах деятельности над этапом целеполагания. Обговаривание цели в парах.

Прослушивание вариантов вслух.

5) Работа в парах «Мои шаги постижения текста»

музыкальная пауза

6) Осознание текста через вопросы: — Какое слово ключевое? (отражения) — Что вы думаете о значении слова «отражение»? — Что узнали о слове из толкового словаря? — Какие синонимы подобрали?

( Толковый словарь Лопатина: 1).Отражение – изображение предмета, получающееся на гладкой блестящей поверхности вследствие преломления световых лучей. Увидеть своё отражение в воде.2). То, в чём отражено что-нибудь. Литература – отражение жизни. (Словарь синонимов: изображение, проявление, появление, обнаружение).

— Почему текст назван «Отражения»? (тема или идея)

— Какой словесный ряд вы построили? («тропинки»- «вода»-«деревья»- «озеро»-«лес»-«море»-«облако»)

— Как через кластер (приём систематизации) выразить содержание текста?

— Давайте изобразим на листе ватмана, какие слова – образы на тему «Отражения» вы посчитали важными. — Молодцы! — Посмотрите на мой кластер, может быть, что то добавите в свой.

облако подо мной белые тропинки

___

колея с водой

ясная лужицаморе маленькое озеро деревьялес

счастье

_ Какие счастливые минуты, мгновения из своей жизни вы могли бы вспомнить?

— Какие выразительные средства вы заметили в тексте?

( Эпитет: чудесные, последние, белые тропинки; маленькое озеро; небольшое облако; огромный лес; большой лес; ясная лужица; талая вода; олицетворение: колея подмигивает; тропинка бежит, уходит; облако идёт).

7) Перед вами репродукции картин Василия Поленова и Фёдора Васильева. Внимательно посмотрите на них и послушайте сообщения, которые подготовили: Маликов Дима, Илюхина Лена).

-Какие строки из рассказа Пришвина можно подписать под картинами?

3. Рефлексия. Работа в карте деятельности.

(самостоятельно, потом проговаривают по желанию, по вопросам)

1) Какой вид работы заинтересовал? 2) Чему вы научились, работая над текстом? 3) Чего вы не приняли, проводя работу?

4. Результат

— Запишите, достигли вы поставленной цели? Понравился ли текст? Чему можно научиться у Пришвина? Или составьте синквейн на тему «Человек и природа» (на выбор учащихся).

      1. Философское осмысление текста.

1. Слово учителя — В воде отражается реальный, предметный, материальный мир. А может ли в человеке отражаться что-то? (Мир людей, природа и др.)

2. Составление кластера

Попробуйте выразить через кластер свой мир, где главное слово «Я». Что входит в ваш мир, что влияет на него?

Дополните схему.

3.Слово учителя

— В каждом из нас отражаются мысли, слова, поступки людей, которые нас окружают, события, которые происходят не только в нашей стране, но и на всей планете.

4. Работа в парах. Приём двойной дневник.

—Вспомните, какие события, слова родителей, друзей… отразились на вас, на вашем характере, вашей жизни?

(Сначала учитель, потом ученики, по желанию, несколько человек).

  1. Прослушивание вариантов.
  2. Вывод: Итак, в ходе данных рассуждений вы пришли к важной философской мысли: в воде отражается окружающий материальный мир, а в человеке – мир социальный.
  3. Выявление результата работы.

Я предлагаю вам написать мини-сочинения или оформить свои мысли через рисунок, символ по теме «Весь мир отражается во мне» (показать тему на стенде).

Работа может быть выполнена в паре или индивидуально.

Презентация мини — проектов.

— Чтение сочинений, комментарии к рисункам и символам, размещение работ на стенде.
1. Слово учителя: — Дорогие ребята! Сегодня я открыла много нового в вас, моих учениках. Спасибо за активную работу, за радостную улыбку, за блестящие умные глаза, а главное за то, что вы хорошие и хотите стать настоящими людьми. — Поблагодарите друг друга.

2. Чтение отрывка из книги Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».

— Ну, а завершить наш урок мне хочется отрывком из книги Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».

Вы являетесь чем-то совершенно новым в этом мире. Радуйтесь этому. Используйте наилучшим образом то, что вам дала природа. В конечном итоге всякое искусство автобиографично. Вы можете петь только своим голосом. Вы можете рисовать только своей рукой.

Вы должны быть таким, каким вас сделал ваш опыт, ваша среда и ваша наследственность. Что бы ни случилось, вы должны возделывать свой маленький сад. Что бы ни случилось, вы должны играть на своём маленьком инструменте в оркестре жизни.

А вот как выразил это поэт Дуглас Мэллок:

Мы не можем все быть капитанами, Кто-то должен быть и матросом; Для всех нас найдётся здесь работа. Работа может быть большой и малой, Мы должны делать то, что неотложно.

Важно

Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой, Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой; Выигрываем мы или проигрываем – неважно, Проявляй лучшее, что в тебе есть.

Чтобы выработать у себя такое отношение к жизни, которое принесёт вам покой и освободит от беспокойства, выполняйте правило:

Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.

      1. Домашнее задание — Напишите мини-сочинение на тему

«Весь мир отражается во мне» Приложение к уроку

1. Карта деятельности с текстом

?

Снимал я чудесные последние белые тропинки в лесу. Бывает, тропинка бежит и обрывается, из-под нее показывается и подмигивает колея, наполненная водой, с отражениями деревьев; бывает, белая перерывается маленьким озером, бывает, и вовсе уходит под воду и оттуда, из глубины, сама виднеется среди огромного отраженного леса.

Туда, на ту сторону этого моря, в моих сапогах нельзя перейти, нельзя и подойти к тому большому лесу, но к отражениям я подошел и даже могу их снимать. Больше! Вовсе не прибегая к самолету, не оглушая себя мотором, перед ясной лужицей талой воды я могу стоять и любоваться небольшим облаком, которое идёт подо мной, а иногда и рядом со мной. Какое же это счастье! (М.

М.Пришвин)

Карта деятельности

ученика ___ _____класса__________________________________________ (Фамилия, имя)

I. Целеполагание: _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________ Мои шаги постижения текста: 1._____________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________

II. Рефлексия:

  1. Какой вид работы меня заинтересовал:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • находить ключевое слово;
  • постигать тайну развития текста;
  • выстраивать словесные ряды;
  • составлять кластер;
  • составлять синквейн;
  • работать над рисунком, символом;
  • общаться:

а) выстраивать диалоги; б) высказывать слова, поощряющие работу партнёра; в) интонационно верно передавать содержание предложения. 3. Чего я не принял на уроке (текст, способ деятельности, общение): _______________________________________________________________________

III. Результат: 1. Составьте синквейн на тему «Человек и природа» или ответьте на вопросы: — Достигли ли вы поставленной цели? – Понравился ли текст? – Чему можно поучиться у Пришвина?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник: http://geum.ru/next/art-228118.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector