Берг и Вера Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение
На страницах романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» фигурируют два второстепенных героя, которые призваны в произведении сыграть отведенную им роль. Это Берг и Вера. Такая пара не слишком построена на безграничной любви друг к другу. Начнем с каждого члена семейства по порядку.
Сам Берг является простым офицером, происхождение которого не особо считается знатным в существующем мире. По жизни персонаж ищет для себя любимого выгоду. Сидя спокойно в штабе, не зная стресса и переутомления, Берг старается появляться там, где ему действительно это на руку.
Он для построения успешной карьеры заводит очень выгодные для осуществления собственной цели знакомства. Любит в обществе рассказывать о себе только в ярком свете, забывая и умалчивая некую долю правды. Всегда повествует об участии в Аустерлицком сражении, где сам был ранен, за что получил в итоге две, заслуженные или выманенные, награды.
Он постоянно бросается в глаза читателям из-за его темных мыслей и безнравственного поведения.
По мнению Льва Николаевича, Берг относится к типу «маленьких наполеонов», что живут лишь завистью, лицемерием и алчностью. Автор не предоставляет героя в почете и успехе. Нет, ибо у персонажа совершенно отсутствуют патриотические качества и настоящая любовь к своей родине. Теплоты к собственным краям у Берга в душе нет…
Это доказывает случай во время Отечественной войны, когда большинство людей не знали, куда деться. В такой период страшно было выходить на улицу, оставить детей без присмотра. Постоянные разлуки, несчастные смерти, одни кровавые боевые действия…
В это время, когда мир нуждался в помощи, Берг занимался покупкой мебельной продукции по низкой стоимости…
Вера Ростова… Она является первой дочерью в семействе. Героиня в то время считалась единственным дитя, которого родители отважились отправить на воспитание по тогда существующим устоям к другим представителям.
А именно — к учителям французским, отличающихся по укладам жизни русских людей… Оттого ребенок вырос замкнутым и нежизнерадостным…
Её нахождение в доме бросалось в глаза, потому что девушка не вписывается в любящую и дружную семью Ростовых, которые просты в общении, жаждут гостей и новых встреч.
Вера существенно отличается от собственного семейства… Она изгой… Даже несмотря на её обаятельную и притягательную красоту, от присутствия Веры в одной комнате с семьей всем становилось совершенно неловко и дико…
И долгожданное предложение ей, которое помогло изменить настроения в семье Ростовых, сделал Берг лишь тогда, когда героини исполнилось 24 года… Все вокруг понимали, что выдать за иного человека Веру, возможно, будет непросто.
Потому и согласились на замужество.
В результате образовалась новая семья. Семья Бергов. Алчная и эгоистичная. Любой визит к ним высокопоставленного лица считался невероятной заслугой одного из супругов.
Но каждый раз случались ссоры из-за того, что ни один не желал уступать другому… Особой любви не было, не могло даже быть… В этой семье один другого считает слабым человеком, не способным за себя постоять.
В таком семействе нет гармонии, нет искренних чувств… Нет ничего… Страшно!
Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/berg-i-vera-rostova-v-romane-vojna-i-mir
Сочинение Берг и Вера в романе Война и мир Толстого
Роман-эпопея «Война и мир» Льва Николаевича Толстого вместила в себя множество различных образов. Всегда в произведении большое внимание уделялось главным героям: их характеристике, анализу поступков. А второстепенные персонажи оставались в стороне. Но ведь они несут определенную смысловую нагрузку и помогают раскрыть тему и идею произведения более глубоко.
Возьмем, к примеру, Берга и Веру в романе «Война и мир». Эти два образа играют второстепенную роль, но значение их в раскрытии смысла произведения существенное.
Адольф Берг – молодой офицер, немец по национальности. Довольно яркий персонаж. При описании внешности героя Толстой использует красочные эпитеты: «…свежий, розовый гвардейский офицер». Берг рассудительный, уравновешенный человек. Но любит заниматься самолюбованием и самовосхвалением. Он задумывается о будущем, поэтому копит деньги для себя и семьи.
Весьма расчетливый молодой человек. По-настоящему верных друзей у Берга нет, потому что он часто бывает неискренним. И всегда закрыт для общения. Романтика и наплыв чувств не для него. Все это он считает большой глупостью и людской слабостью.
Свою будущую жену Веру, да и остальных женщин Берг не ценит и не уважает, относится к ним довольно пренебрежительно.
Вера Ростова является самой старшей из детей Ростовых. Это серьезная рассудительная взрослая девушка. Она является полным антиподом своей младшей сестры Наташи. Вера – это недолюбленный ребенок.
Графиня Ростова воспитывала свою старшую дочь в большой строгости. Поэтому Вера выросла молчаливой, смиренной девушкой. В своей семье она как будто лишняя. Старается держаться в стороне, без эмоциональна. Но это все только снаружи.
Потому что на протяжении романа читателю открывается ранимая и все чувствующая душа Веры.
Берг и Вера встречаются впервые в театре. И Берг решает, что эта девушка будет его женой. Она нравится ему своей мудростью, спокойствием и рассудительностью. Это идеальные качества женщины, как считает Берг.
Берг и Вера будто копия друг друга, они сухи в проявлении каких-либо чувств. Берг принимает жениться на Вере, когда семья Ростовых находится на грани разорения. После свадьбы детей молодожены заводить не торопятся.
Данные образы показаны автором с той целью, чтобы читатель увидел пример семьи, которой не стоит подражать. Толстой считал проявление настоящих чувств самодостаточностью людей. Семью и детей писатель всегда ставил во главе всего.
← Николенька Иртеньев в повести Детство ← Образ Отца в романе Детство↑ Толстой ЛевМаменька в повести Детство → Образ Мадемуазель Бурьен в романе Война и мир →
- Сочинение Как мы однажды вылепили снежную бабу 5 классНесмотря на то, что был уже январь, зима только начиналась в наших краях. Вот, например, только вчера выпал первый снег. Весь вечер я провел около окна, зачарованно наблюдая за тем, как аккуратные снежинки мягко опадают на землю
- Сочинение по картине В голубом просторе Рылова 3 классНа это раз художник создал превосходную картину, которая одним взглядом ошеломляет своего зрителя
- Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной сочинениеВ романе Гончарова «Обломов» главный герой ведёт праздную жизнь, не читает книг, не занимается хозяйством и своим поместьем. Илья Ильич заводит отношения с двумя женщинами
- Сочинение Жизненные ценности 9 класс ОГЭ 15.3Графа жизненные ценности в жизни каждого человека играют одну из самых важных ролей. От того чему научен человек и какие нормы он привык соблюдать, зависит его поведение, важные решения и жизнь в целом.
- Композиция романа Капитанская дочка Пушкина особенности произведенияИсторический роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» написан в виде мемуаров. Все действия происходят во время ужасного крестьянского бунта, который когда-то был на Руси
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/berg-i-vera-v-romane-vojna-i-mir
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Берг — немец, «свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный». В начале романа поручик, в конце — полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним.
Говорить Б. мог только о себе и своих интересах, главным из которых был успех. Об этом предмете он мог говорить часами, с видимым удовольствием для себя и одновременно поучая других. Во время похода 1805 г. Б.
— ротный командир, гордящийся тем, что он исполнителен, аккуратен, пользуется доверием начальства и выгодно устроил свои материальные дела. При встрече в армии Николай Ростов относится к нему с легким презрением.Б. сначала предполагаемый и желаемый жених Веры Ростовой, а затем и ее муж.
Предложение будущей супруге герой делает в то время, когда отказ ему исключен, — Б. верно учитывает материальные затруднения Ростовых, что не мешает ему потребовать от старого графа части обещанного приданого.
Достигнув известного положения, дохода, женившись на Вере, которая соответствует его требованиям, полковник Б. чувствует себя довольным и счастливым, даже в оставляемой жителями Москве заботясь о приобретении мебели.
Образ Берга в романе «Война и мир» (2 вариант)
Кроме исключительных людей с исключительными качествами и поступками, Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире» рисует совершенно иные портреты. Это и портреты-маски, и портреты-контрасты, и так далее. Портреты-маски Толстой создает в сатирических целях, например, при характеристике отрицательных персонажей: Курагиных, Бориса Друбецкого, Берга.
Дважды срывается маска обольстителя с Василия Курагина, и обнажаются черты придворного льстеца-карьериста и корыстолюбца. Красивая внешность Берга также обманчива. Она не соответствует его внутреннему облику, а скрывает пустоту и ничтожность. Этот человек из светского общества уже давно потерял все нравственные идеалы и принципы честного и чистого человека.
Хотя, вряд ли они у него когда-то вообще были. Берга интересовало то, что было модно, то, чем интересовались все молодые люди высшего света – он стремился быть счастливым и успешным. Казалось бы, что в этом плохого? Мне кажется то, что Берг всегда и везде видел только себя и пытался в любой ситуации перевести на себя взгляды окружающих. Чаще других в его речи звучало слово «я».
Самый обычный карьерист….
Как же ему не упомянуть в разговоре то, что «переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен»? И хвалился Берг этими страшными вещами с такой наивностью, что, наверное, очень удивился бы, открой ему кто-нибудь глаза на его безнравственность. Толстой называет такое свойство характера этого героя «наивным эгоизмом». Мне кажется, очень точное определение. «Сын темного лифляндского дворянина», «скромный, нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе», Берг быстро занял хорошую должность. Но он постоянно стремится все выше, руководствуясь жаждой денег и желанием занять место получше. При этом больше ничего вокруг этого героя не интересует. Толстой показывает, что это было нормально для светского общества того времени. Толстой иронизирует над Бергом в рассказе о том, как «в Фридляндском сражении ему удалось отличиться»: «Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок…» За такую «доблесть» Берг получил две награды. Но зачем же он это всем рассказывает? Мне кажется, для того, чтобы все поверили, что сей нелепый поступок было просто необходимо совершить. А про то, как он был ранен в Аустерлицком сражении, Берг так настойчиво и часто рассказывает, что получает за это целых две награды. Этот герой такой, каким ему диктуют быть нормы поведения в светском обществе. И это по-настоящему страшно. Поражает ситуация, когда герой делал Вере Ростовой. «Я не из-за денег женюсь, я считаю это неблагородно!» — говорит Берг, а сам через некоторое время заявляет графу, что если «не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то принужден будет отказаться». Но в скором времени он опять же утверждает, что искренне любит Веру за удивительный характер. На самом деле, не говорить же невесте, что лучшей партии в финансовом плане ему и не найти! Ведь этот герой реально беден, а Вера, помимо финансовых достоинств, оказалась еще и красавицей. Конечно, и Ростовы в какой-то степени были рады отдать Веру замуж. Они опасались, что их старшая дочь больше ни от кого не получит предложения, а ведь ей уже двадцать четыре года. Отец и мать Ростовы решили: пусть Вера будет женой этого бедного юноши. К тому же, и воспитаны они в одном духе. К сожалению, надежды на счастье Веры не оправдались. Вскоре стал явно виден финансовый расчет со стороны Берга, ибо даже детей он считал обузой, а свою жену – глупой и слабой. Но Толстой так описывает Берга, что этот герой не вызывает у нас особого раздражения. Он вообще не вызывает никаких эмоций, его не замечаешь. Такую реакцию вызывают только мертвецы, каковым, по сути, Берг и является. Берг – человек аккуратный, но в нем и это не завидная черта. Она сводится к тому, что у него на приеме «все было, как у всех»: «старички со старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзиночке, какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других». И это для Берга самое важное — «улыбка радости не сходила долго с его лица». По классификации Толстого, Берг принадлежит к «маленьким наполеончикам». Во время бегства из Москвы в войну 1812 года он не проявляет ни капли патриотизма – покупает за бесценок мебель, а потом едет к Илье Ростову с просьбой взять его на подводы. Неужели он думал, что сможет все это потом продать? Берг не упускает ни малейшей возможности получить лишнюю копейку – будь то фуражные деньги, удачная женитьба или что-то еще. Он говорил в обществе о деньгах, хотя в высшем свете это было неприемлемо. Но его слушали, относясь с иронией. Ведь лучше выслушать, чем переубедить человека, свято уверенного в том, что он делает все правильно. Вместе с тем, мне кажется, что от поступков Берга нет никакого вреда. И даже расчетливая женитьба на Вере не несет ничего плохого – эти молодые люди были под стать друг другу. Образ Берга создан для контраста с другими действующими лицами романа. Этот герой всего лишь пополнил лагерь таких же, как он сам. И его примера достаточно, чтобы понять, что представляют собой подобные люди.
Берг напоминает Молчалина: у того два качества — умеренность и аккуратность», этот, в свою очередь, «во время похода получив роту, успел своею исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства». Действительно, Молчалив и Берг — одного толка чиновники. Но люди они разные, и, может быть, Берг сложнее.
Мы еще не знакомы с ним, когда слышим впервые его имя, — Наташа, «разгорячась», говорит Вере: «У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем… Ты кокетничай с Бергом сколько хочешь…» Уже то, что с Бергом кокетничает Вера — красивая, холодная, спокойная Вера, всегда говорящая неприятные вещи, так непохожая на остальных Ростовых, — уже одно это настораживает.
Но вот и он сам — «свежий, розовый… безупречно вымытый, застегнутый и причесанный» — сидит в кабинете старого графа Ростова и «розовыми губами» выпускает дымок «из красивого рта».Берг неприятен нам сразу, как неприятен Толстому, и он не изменится; с первых страниц до последних он останется тем же аккуратным, рассудительным, чисто вымытым розовым офицером; только чины его будут меняться.
«Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, когда говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения… Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием».
Все его рассказы — это рассуждения вслух о своей выгоде: «Будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать…», «Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю… Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна».
Бергу выгодно не только получать двести тридцать рублей, но и быть честным. Он заботится не только о повышении в чине, но и о спокойной совести. Он по-своему патриот: встретившись с Ростовым на войне, «надел чистейший, без пятнышка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и… с приятной улыбкой вышел из комнаты».
Его патриотизм — в подражании и преданности царю. У него тоже есть свой нравственный идеал: «В нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари…» Согласно этому нравственному идеалу, он и совершил «подвиг» при Аустерлице: взял шпагу в левую руку и пошел вперед. Ему было страшно, но он преодолел страх.
Он имел право уйти с поля боя, но не ушел, остался…Зато уж потом он выжмет из своего «рыцарского» поведения все, что возможно.Это не грубый расчет, нет. Это такой самоуверенный эгоизм, что можно было бы ему удивляться, если бы он редко встречался в людях. Но, к сожалению, он встречается не так уж редко.
Берг не просто расчетлив, эгоистичен, скуп — он твердо убежден, что иначе жить нельзя; поэтому ему не стыдно рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным…».
Это напоминает уже не Молчалина, а Скалозуба: «Довольно счастлив я в товарищах моих; вакансии как раз открыты: то старших выключат иных; иные, смотришь, перебиты…» Но Скалозуб — тупой полуграмотный солдафон, а Берг — милый, учтивый, аккуратный…Для графини Веры Ростовой Берг вовсе не блестящая партия.
Несколько лет назад его предложение, несомненно было бы отклонено, да и он сам, четыре года назад показав Веру своему товарищу и сказав: «Она будет моею же^ ною», — не торопился делать предложение. Он был безвестный дворянин из обрусевших немцев; она — девушка из богатой и знатной семьи.
Но Берг терпелив — он ждал четыре года, и за это время многое изменилось: «дела Ростовых были очень расстроены… а главное, Вере было двадцать четыре года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения».
Граф Илья Андреевич объясняет Верину непохожесть на всю свою семью тем, что «графинюшка мудрила» со старшей дочерью. Мало вероятно, чтобы любящая мать могла так много «намудрить».
Ростовы, живущие открыто, по-старинному, не задумываясь, просто ие заметили, как их старшая девочка становилась все холоднее и эгоистичнее по мере того, как появлялись новые дети и требовали своей доли материнских забот. Конечно, ее баловали, как баловали и Николая, и Наташу, и Петю, — но те трое любили друг друга, учились у отца быть добрыми и думать не только о себе.
Рядом с ними росли Соня и Борис, нуждавшиеся в душевном тепле… Вера же с детства поняла, что ей мешают остальные дети, что они лишние; недаром она делает выговор Николаю за взятую у нее чернильницу; недаром возмущается «секретами» Наташи и Сонис все они ее раздражают; у нее одна забота — о себе. Берг правильно выбрал себе жену и правильно рассчитал время, когда сделать предложение.
К 1809 году он уже не тот безвестный офицер, который сидел в кабинете графа Ростова в 1805 году.«Берг недаром показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно ненужную шпагу в левой.
Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это сокрытие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, — и Берг получил за Аустерлиц две награды». Еще две награды он получил за то, что в Финляндской войне «поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок».
Самое поразительное, что, упорно повторяя рассказы об этих своих подвигах, Берг вовсе не думает о карьере: он любит себя и убежден, что каждый его поступок значителен и важен другим людям, что всем интересно знать, как он отличился. В результате в «1809-м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие-то особенные выгодные места».И женился он вовсе не по расчету.
Вера давно произвела на него впечатление. Еще в 1805 году он «с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное», и верил тому, что говорил. Вера — та жена, какая ему нужна, «прекрасная, почтенная девушка… Вот другая ее сестра — одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?..
Неприятно…» Берг женился по любви, как он понимает любовь, «но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое», поэтому он торгуется со старым графом самым натуральным образом: «Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться.
теряется, ему чего-то стыдно, и он хочет поскорей покончить с расчетами. Трудно представить себе таких разных людей, как Илья Андреевич Ростов и Берг. Старый граф разорился, угощая обедами и ужинами всю Москву, а Берг даже товарищу своему хотел было сказать: «вот будете приходить к нам обедать», но сказал: «чай пить».
Но ведь расточительный граф Ростов оставил своих детей без денег, и жена его, став вдовой, будет перебиваться только благодаря самоотречению сына; а Берг и родителям своим устроил аренду, и детям своим оставит приличное состояние.
Чем же плох аккуратный, старательный, очень твердо соблюдающий свое представление о долге и чести Берг? Это обнаружится со всей ясностью гораздо позже, когда наполеоновская армия подойдет к Москве, и русские, еще вчера втридорога продававшее сено своим, сегодня будут жечь его, чтобы не досталось врагу; Наташа начнет выкидывать из подвод вещи всей семьи, чтобы увезти с собой раненых; весь народ — то есть каждый человек! — будет думать не только о себе. Но люди, подобные Бергу, останутся собой — и сам он, такой же чистенький, как всегда, будет озабочен покупкой шифоньер очки для своей любимой жены.Не стану уверять, что Берг когда-нибудь расплатился за то, что жил так мелко и самодовольно. Нет. Он всю жизнь будет чувствовать себя счастливым и таких же вырастит детей; он никогда ни в чем не раскается. Чацкий был по-своему прав, когда говорил: «Молчалины блаженствуют на свете». Они блаженствуют потому, что их счастье легко достижимо. Да, Берг счастлив. Но ведь нетрудно — добиться его идеала счастья. Вот он сидит, уже полковник, в «чистеньком мундире, с припомаженными наперед височками, сил государь Александр Павлович», в своем «новом, светлом, убранном бюстиками, и картинками, и новой мебелью кабинете», рядом красивая жена его в новой кружевной пелеринке, какая была на княгине Юсуповой… К ним съезжаются гости, и Берг счастлив оттого, что «вечер был как две капли похож на всякий другой вечер… все было, как и у всех», и в серебряной корзинке были точно такие же печенья, «какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других».
Этот идеал жизни враждебен Толстому прежде всего потоку, что люди не должны б ыть одинаковыми. Стремление быть, как все, рождает мещанина, а мещанство, можег быть, самая тяжкая болезнь общества. Там, где граждане превратились в мещан, останавливается духовное развитие людей и страны, там невозможен прогресс. Аккуратная и безобидная на первый взгляд психология Берга несет с собой гибель нравственности. Не спешите смеяться над Бергом — он не смешон, а страшен. И в особенности потому, что его идеал счастья не умер, он есть и сегодня; красивая жена, новенькая с иголочки одежда, квартира — все, как у других, как у всех… Посмотрите вокруг себя — разве вы не видите людей, замолкающих, как только разговор не касается лично их, истово убежденных, что главное в жизни — их благополучие и продвижение по службе. Загляните в свою душу — вы уверены, что там не притаился Берг?
ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/vojna-i-mir-tolstoj-l-n/6430-obraz-berga-v-romane-vojna-i-mir
Разное счастье героев романа «Война и мир». Сочинение
Что такое счастье? Вопрос этот волнует Льва Николаевича Толстого — и, вероятно, каждого из его читателей. Но ответа автор «Войны и мира» не дает. Не дает по одной-единственной причине — ответа на этот вопрос нет и быть не может. Ведь сколько на свете людей, столько и понятий счастья. И у героев Толстого счастье — разное.
Для Андрея или Пьера оно скрыто в возможности самореализации, в способности быть полезным людям. Этим героям доступно и счастье любви — как и Наташе, и Марье, и даже Соне… Но не все толстовские персонажи таковы.
Разве любовь руководила Элен, когда та сознательно обольщала Пьера? Разве любовью или служением людям руководствуются те, кто спорит из-за наследства старого Безухова? Разве чистыми чувствами определяется поведение Берга или Бориса Друбецкого?
Каждый из героев Толстого стремится к счастью. К счастью — в своем понимании. И именно это стремление заставляет князя Андрея бросаться вперед, практически на верную смерть, в сражении под Аустерлицем. Это стремление приведет Пьера в масонскую ложу, Элен, Жюли и Веру Ростову — к браку по расчету…
Да, многие персонажи «Войны и мира» видят счастье в деньгах, в материальном благополучии. И ради этого, например, Анатоль Кураган готов жениться на некрасивой и нелюбимой женщине и впоследствии изменить ей с её же компаньонкой.
Разве могла бы подобная мысль придти в голову Пьеру или князю Андрею?! Но для Анатоля в этом нет ничего безнравственного. Такова и его сестра Элен — она выходит замуж только из-за денег.
И ей мысли о морали просто неизвестны — ни у Элен, ни у Анатоля нет представления о ней. И оба в финале будут глубоко несчастны.
Впрочем, некоторые нелюбимые герои Толстого достигают своего счастья. Ведь абсолютно счастливы Вера и Берг. Да, им незнакомо чувство, связавшее, к примеру, Андрея и Наташу. Но у них есть деньга, их семья основана на твердом расчете. По-своему счастлив и Борис Друбецкой, сумевший жениться на Жюли, которая почти вызывает у него отвращение, добиться желаемого положения в обществе.
Огромное значение для Толстого имела семья, и понятие семьи — составляющая счастья. Семейное счастье Толстой дарует немногим из своих героев, только самым-самым любимым — Наташе, Пьеру, Марье Болконской.
И в этих семьях культивируются истинные ценности — благородство, сострадание, доверие друг к другу… В этих семьях — возрождение былых традиций старых Ростовых и старых Болконских.
Ни Элен, ни Вера и Берг, ни Борис и Жюли не могут быть столь счастливы, ибо им неизвестны такие чувства, на которых строятся все истинно счастливые семьи.
Но роман гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Подумайте — ведь те герои, которым мы вроде бы отказали в умении быть счастливыми — Вера, Берг, Борис — счастливы! Просто счастливы они иначе. И никогда не понять Наташе, как может быть счастлива Вера, и наоборот.
Лев Николаевич, как уже было сказано, отказывает в счастье только самым нелюбимым героям — Элен и Анатолю, ибо оба они полностью — воплощение темных сил человека. Остальные персонажи «Войны и мира» счастливы, даже к князю Андрею перед смертью вместе с прозрением пришло истинное счастье.
Читая роман, мы пытаемся глубже проникнуть в суть авторских философско-нравственных изысканий. И каждый из нас ищет ответ на вопрос, что же такое счастье… А толстовские герои, вместе с нами проходя свой путь, в этом помогают.
Источник: http://litera.su/learner/all-works/tolstoy-l-n/various-happiness-war-and-peaces-characters
Готовые школьные сочинения
Апр 13 2010
Характеристика образа полковника Берга в романе Толстого «Война и мир»
Зачем он взял шпагу в левую руку, когда его ранили в правую, и пошел вперед? Берг напоминает Молчалина: у того два качества — умеренность и аккуратность», этот, в свою очередь, «во время похода получив роту, успел своею исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства».
Действительно, Молчалив и Берг — одного толка чиновники. Но люди они разные, и, может быть, Берг сложнее. Мы еще не знакомы с ним, когда слышим впервые его имя, — Наташа, «разгорячась», говорит Вере: «У каждого свои секреты.
Мы тебя с Бергом не трогаем… Ты кокетничай с Бергом сколько хочешь…» Уже то, что с Бергом кокетничает Вера — красивая, холодная, спокойная Вера, всегда говорящая неприятные вещи, так непохожая на остальных Ростовых, — уже одно это настораживает.
Но вот и он сам — «свежий, розовый… безупречно вымытый, застегнутый и причесанный» — сидит в кабинете старого графа Ростова и «розовыми губами» выпускает дымок «из красивого рта».
Берг неприятен нам сразу, как неприятен Толстому, и он не изменится; с первых страниц до последних он останется тем же аккуратным, рассудительным, чисто вымытым розовым офицером; только чины его будут меняться.
- «Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, когда говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения… Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием».
Все его рассказы — это рассуждения вслух о своей выгоде: «Будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать…», «Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю… Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает.
Вот моя совесть и спокойна». Бергу выгодно не только получать двести тридцать рублей, но и быть честным. Он заботится не только о повышении в чине, но и о спокойной совести.
Он по-своему патриот: встретившись с Ростовым на войне, «надел чистейший, без пятнышка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и… с приятной улыбкой вышел из комнаты». Его патриотизм — в подражании и преданности царю.
У него тоже есть свой нравственный идеал: «В нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари…» Согласно этому нравственному идеалу, он и совершил «подвиг» при Аустерлице: взял шпагу в левую руку и пошел вперед. Ему было страшно, но он преодолел страх. Он имел право уйти с поля боя, но не ушел, остался…
Зато уж потом он выжмет из своего «рыцарского» поведения все, что возможно.
Это не грубый расчет, нет. Это такой самоуверенный эгоизм, что можно было бы ему удивляться, если бы он редко встречался в людях. Но, к сожалению, он встречается не так уж редко.
Берг не просто расчетлив, эгоистичен, скуп — он твердо убежден, что иначе жить нельзя; поэтому ему не стыдно рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным…». Это напоминает уже не Молчалина, а Скалозуба: «Довольно счастлив я в товарищах моих; вакансии как раз открыты: то старших выключат иных; иные, смотришь, перебиты…» Но Скалозуб — тупой полуграмотный солдафон, а Берг — милый, учтивый, аккуратный…
Для графини Веры Ростовой Берг вовсе не блестящая партия. Несколько лет назад его предложение, несомненно было бы отклонено, да и он сам, четыре года назад показав Веру своему товарищу и сказав: «Она будет моею же^ ною», — не торопился делать предложение.
Он был безвестный дворянин из обрусевших немцев; она — девушка из богатой и знатной семьи.
Но Берг терпелив — он ждал четыре года, и за это время многое изменилось: «дела Ростовых были очень расстроены… а главное, Вере было двадцать четыре года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения».
Граф Илья Андреевич объясняет Верину непохожесть на всю свою семью тем, что «графинюшка мудрила» со старшей дочерью. Мало вероятно, чтобы любящая мать могла так много «намудрить».
Ростовы, живущие открыто, по-старинному, не задумываясь, просто ие заметили, как их старшая девочка становилась все холоднее и эгоистичнее по мере того, как появлялись новые дети и требовали своей доли материнских забот.
Конечно, ее баловали, как баловали и Николая, и Наташу, и Петю, — но те трое любили друг друга, учились у отца быть добрыми и думать не только о себе.
Рядом с ними росли Соня и Борис, нуждавшиеся в душевном тепле… Вера же с детства поняла, что ей мешают остальные дети, что они лишние; недаром она делает выговор Николаю за взятую у нее чернильницу; недаром возмущается «секретами» Наташи и Сонис все они ее раздражают; у нее одна забота — о себе.
Берг правильно выбрал себе жену и правильно рассчитал время, когда сделать предложение. К 1809 году он уже не тот безвестный офицер, который сидел в кабинете графа Ростова в 1805 году.
«Берг недаром показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно ненужную шпагу в левой.
Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это сокрытие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, — и Берг получил за Аустерлиц две награды».
Еще две награды он получил за то, что в Финляндской войне «поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок».
Самое поразительное, что, упорно повторяя рассказы об этих своих подвигах, Берг вовсе не думает о карьере: он любит себя и убежден, что каждый его поступок значителен и важен другим людям, что всем интересно знать, как он отличился. В результате в «1809-м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие-то особенные выгодные места».
И женился он вовсе не по расчету. Вера давно произвела на него впечатление. Еще в 1805 году он «с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное», и верил тому, что говорил.
Вера — та жена, какая ему нужна, «прекрасная, почтенная девушка… Вот другая ее сестра — одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?..
Неприятно…» Берг женился по любви, как он понимает любовь, «но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое», поэтому он торгуется со старым графом самым натуральным образом: «Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться. теряется, ему чего-то стыдно, и он хочет поскорей покончить с расчетами. Трудно представить себе таких разных людей, как Илья Андреевич Ростов и Берг. Старый граф разорился, угощая обедами и ужинами всю Москву, а Берг даже товарищу своему хотел было сказать: «вот будете приходить к нам обедать», но сказал: «чай пить». Но ведь расточительный граф Ростов оставил своих детей без денег, и жена его, став вдовой, будет перебиваться только благодаря самоотречению сына; а Берг и родителям своим устроил аренду, и детям своим оставит приличное состояние.
Чем же плох аккуратный, старательный, очень твердо соблюдающий свое представление о долге и чести Берг? Это обнаружится со всей ясностью гораздо позже, когда наполеоновская армия подойдет к Москве, и русские, еще вчера втридорога продававшее сено своим, сегодня будут жечь его, чтобы не досталось врагу; Наташа начнет выкидывать из подвод вещи всей семьи, чтобы увезти с собой раненых; весь народ — то есть каждый человек! — будет думать не только о себе. Но люди, подобные Бергу, останутся собой — и сам он, такой же чистенький, как всегда, будет озабочен покупкой шифоньер очки для своей любимой жены.
Не стану уверять, что Берг когда-нибудь расплатился за то, что жил так мелко и самодовольно. Нет. Он всю жизнь будет чувствовать себя счастливым и таких же вырастит детей; он никогда ни в чем не раскается. Чацкий был по-своему прав, когда говорил: «Молчалины блаженствуют на свете».
Они блаженствуют потому, что их счастье легко достижимо. Да, Берг счастлив. Но ведь нетрудно — добиться его идеала счастья.
Вот он сидит, уже полковник, в «чистеньком мундире, с припомаженными наперед височками, сил государь Александр Павлович», в своем «новом, светлом, убранном бюстиками, и картинками, и новой мебелью кабинете», рядом красивая жена его в новой кружевной пелеринке, какая была на княгине Юсуповой… К ним съезжаются гости, и Берг счастлив оттого, что «вечер был как две капли похож на всякий другой вечер… все было, как и у всех», и в серебряной корзинке были точно такие же печенья, «какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других».
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Характеристика образа полковника Берга в романе Толстого «Война и мир» . Литературные сочинения!
Источник: http://www.testsoch.net/xarakteristika-obraza-polkovnika-berga-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/
Тема патриотизма в романе Война и мир сочинение
Толстой Лев Николаевич большое внимание уделял проблеме патриотизма. Именно поэтому названной теме отведено огромное количество страниц знаменитой эпопеи «Война и мир».
Толстой считал, что «истинный патриотизм – есть веление души и сердца, которое движет человеком в моменты всеобщего несчастья».
Война 1812 года, талантливо описанная прозаиком раскрыла силу любви русских людей по отношению к своей Родине.
Если внимательно проанализировать текст романа с этой позиции, то можно назвать большое количество эпизодов.
Рассмотрим эпизод, связанный со Смоленском. Жители этого города жгут пшеницу и даже свои жилища, чтобы только ничего не досталось врагу.
Эпизод, связанный с Москвой, тоже достаточно показателен. Наполеон находится на Поклонной горе и ожидает делегацию, которая подаст ему ключи от города. А город уже почти пуст…. Жители его оставили….
Причем, как патриоты, поступают почти все жители. Для них нет их Москвы под гнетом Наполеона. Под французским игом жить просто нельзя!
Рассмотрим образы Наташи и Пьера. Это любимые герои графа Толстого.
Наташа поступает как истинный патриот – отдает подводы раненым. Она не думает об имуществе. Для нее главное – чтобы русские люди не должны попасть к французам.
Пьер принимает решение не покидать Москву. Для него главной становится идея – убить Наполеона. Он не думает о цене собственной жизни. В конце концов, Пьер пленен. И именно этот момент в его жизни позволяет ему осознать единение с русским народом.
Анализируя патриотизм в романе-эпопее, нельзя не упомянуть о простых солдатах, командующем составе.
Первый персонаж, который обращает на себя внимание – это Кутузов. Хотя он малопривлекателен внешне, но Толстой Лев Николаевич подчеркивает его духовную силу.
Именно его внутренняя мощь позволила Кутузову принять совсем не легкое решение – оставить Москву, но сохранить русскую армию.
Так как Кутузов – обладатель стальной силы воли, то именно русская армия освобождает Родину от французского ига.
Нельзя не упомянуть генералов Раевских, Дохтурова, Багратиона, Андрея Болконского, Николая Ростова, Тимохина.
Показывает Толстой и «дубину народной войны» — партизанское движение. Его участники: Тихон Щербатый, старостиха Василиса, Давыдов Денис.
Кроме патриотизма истинного показывает Толстой и патриотизм ложный. Представители его стараются извлечь личную выгоду из сложившихся обстоятельств.
Например, Анна Павловна Шерер, которая устраивает светскую вечеринку в день Бородинского сражения.
Борис Друбецкой отсиживается в штабе. Берг с патетикой в голосе говорит с Ростовым, а потом торгуется с ним за «шифоньерочку». Граф Ростопчин пустой болтовней обрекает на гибель сотни людей.
Таким образом, говоря о патриотах и проявлениях патриотизма в русском классическом произведении «Война и мир», можно увидеть, как по мнению Толстого, должен вести себя истинный патриот своего Отечества.
Сочинение Тема патриотизма в романе Толстого Война и мир
Настоящая любовь к своей Родине требует мужественности и самоотверженности. В своём произведении Лев Николаевич Толстой откровенно раскрыл сущность такого понятия, как патриотизм. На примере поступков героев книги можно заметить, кто действительно любил своё Отечество, а кто лишь руководствовался собственными интересами.
Так, например, настоящим отчизнолюбцем можно считать капитана Тушина. Такой сдержанный, бесхитростный человек в переломный момент боя не только не испугался, но взял на себя роль защитника отступающей армии.
Полностью отдавшись воинскому долгу, солдаты батареи Тушина смогли изменить ход борьбы с неприятелем.
Другим примером можно считать пожилого капитана Тимохина, который своей воинственной удалью обратил солдат Наполеона в бегство.
Совсем другая натура у вновь обретшего чин офицера Долохова, который, прежде всего, спешит выслужиться перед командиром. То же можно сказать и о Жерехове. Пока другие подставляли грудь на штыки, он из-за малодушного страха не передал приказ и обрёк многих соотечественников на гибель.
Судьба государства решалась не только на фронте. Когда враг подошёл к Москве, он не мог и подозревать, что город пуст. Никто не задумывался, хорошо будет ли жить при власти Наполеона. Москвичи добровольно бросали своё имущество и владения – потому что невозможно русскому человеку склонять голову перед захватчиками.
Это хорошо понимали даже такие малоприятные особи, как княжна Катишь или Жюли Карагина-Друбецкая. Но есть и те, кто самоутверждается и наживается на общем горе. Граф Растопчин, с его неподдельной верой в неприступность Москвы, оказывается мерзавцем, когда отдаёт на растерзание гневной толпе невинного Верещагина.
Немец Берг рассказывает о подвигах солдат, а затем расчётливо скупает вещи у разорившихся дворян.
Так что же такое патриотизм? Лев Николаевич представляет его как самопожертвование ради счастья своего народа, родной земли. Не красивые фразы и суетливые действия нужны родине, но преданная любовь, выраженная заботой о судьбе Отчизны. В трудный час русский народ показал, насколько непоколебимыми и доблестными могут быть патриоты.
Тема патриотизма в романе Война и мир
- Женские образы в романе Война и мир сочинение рассуждениеРоман-эпопея Толстого « Война и мир » удивительный, с огромным количеством образов не похожих друг на друга. Мне нравится в романе то, что все персонажи интересны и по-своему загадочны для меня, с нетерпением читаешь и не можешь оторваться от строк.
- Сочинение на тему Новогодняя ночьСуществует ночь в году, когда можно собраться всей семьей. Поздравить друг друга с наступающим праздником и провести время весело и непринуждённо. Такая ночь называется новогодней и она для меня самая любимая в году.
- Сюжет романа Обломов Гончарова сочинениеДанное произведение начинается с описания одного из дней жизни главного героя, а также описания самого героя. Он предстает перед читателями немного ленивым и безучастным, но крайне добродушным и мечтательным персонажем. Имя этого героя Илья Ильич Обломов.
- Сочинение Мой лучший друг (описание внешности)Наверное, у каждого человека есть лучший друг. К счастью, такой есть и у меня. Его зовут Мишей. Мы познакомились с ним однажды летом, когда вместе играли во дворе. Миша очень храбрый и веселый.
- Жанр пьесы Вишнёвый сад Чехова сочинениеК вопросу о том в коком жанре написана пьеса «Вишневый сад», обращались неоднократно, так как огромное количество приверженцев творчества этого удивительного писателя считают, что она чисто драматическая, но есть мнения, которые склоняются
- Сочинение Родная природа рассуждениеМы живем с вами в прекрасной стране где невероятные просторы, где можно найти красивейшие места, что аж захватывает дух. Как же хороша и прекрасна наша родная природа. Очень люблю путешествовать по стране и чаще всего провожу свое время в лесу.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/tema-patriotizma-v-romane-vojna-i-mir
Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». на Сёзнайке.ру
Лев Николаевич Толстой – великий писатель 19 века. В своих произведениях он сумел поставить множество важных вопросов, а также дать ответ на них. Поэтому его работы занимают одно из первых мест в мировой художественной литературе. Вершиной его творчества является роман-эпопея «Война и мир».
В ней Толстой обращается к коренным вопросам человеческого бытия. В его понимании, одним из таких важных вопросов, определяющих сущность человека, является семья. Толстой почти не представляет своих героев одинокими.
Наиболее ярко и многогранно эта тема отображается в тех частях произведения, которые повествуют о мире.
В романе пересекаются разные семейные линии, раскрываются истории разных семей. Свои взгляды на взаимоотношения близких людей, на семейное устройство Лев Николаевич показывает на примере Ростовых и Болконских.
В большой семье Ростовых главой является Илья Андреевич- московский барин, добрейший человек, боготворивший свою жену, обожающий детей, довольно-таки щедрый и доверчивый.
Несмотря на то, что его материальные дела находятся в расстроенном состоянии, так как он совершенно не умеет вести хозяйство, Илья Андреевич не мог ограничить себя и всю свою семью в привычной роскоши.
Сорок три тысячи, проигранные сыном Николаем, он заплатил, как ни тяжело ему было это сделать, ведь он очень благороден: собственная честь и честь его детей для него превыше всего.
Семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью, готовностью прийти на помощь, чем и привлекает к себе людей. Именно в такой семье вырастают патриоты, безрассудно идущие на смерть, как Петя Ростов. Родителям тяжело было его отпускать в действующую армию, поэтому они и хлопотали за сына, чтобы он попал в штаб, а не в действующий полк.
Семье Ростовых не присуще лицемерие и ханжество, поэтому все здесь любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их желания, мнения по различным вопросам.
Поэтому Наташе все-таки удалось уговорить родителей увезти из осаженной Москвы не приданное и предметы роскоши: картины, ковры, посуду- а раненых солдат. Тем самым семья Ростовых осталась верна своим идеалам, тому ради чего стоит жить.
Пусть то и окончательно разорило семью, но все же не позволило им преступить законы совести.
В такой дружной и доброжелательной семье выросла Наташа. Она похожа на мать и внешне, и по характеру – также как и мать проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца – доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Она – любимица отца. Очень важное качество Наташи – естественность.
Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом Толстой видел главное назначение женщины.
Истоки преданности и доброты, бескорыстия и преданности он видел в семейном воспитании.
Еще один член семьи — Николай Ростов. Его не отличают ни глубина ума, ни способность глубоко мыслить и переживать боль людей. Но его душа проста, честна и порядочна.
В образе Ростовых Толстой воплотил свой идеал о крепости семьи, нерушимости родового гнезда, дома. Но не все молодое поколение этой семьи пошло по стопам родителей. В результате женитьбы Веры на Берге образовалась семья, не похожая ни на Ростовых, ни на Болконских, ни на Курагиных.
В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявления нормальных чувств- эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей).
Берг «эксплуатирует» войну 1812 года, «выжимает» из нее максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на приятные в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем.
В результате влияния мужа, Вера, еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры, привитые ей, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.
Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу – материальные приобретения, которые, скорее, опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.
Несколько иная семья Болконских – служивых дворян. Всех их характеризует особая талантливость, незаурядность, одухотворенность. Каждый из них примечателен по-своему.
Глава семьи, князь Николай, со всеми окружающими людьми был резок, и поэтому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность. Больше всего он ценит в людях ум и деятельность. Поэтому, воспитывая свою дочь, он пытается развить в ней эти качества.
Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству своему сыну. И сын, и отец Болконские – разносторонние, образованные, одаренные люди, умеющие держать себя с окружающими.
Андрей – высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое предназначение. Он понимает, что счастье в семье, в нем самом, но это счастье оказывается не легким для Андрея.
Его сестра, княжна Марья, показана нам как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Она живет в постоянном бессознательном ожидании семейного счастья и любви.
Княжна умна, романтична, религиозна. Она покорно переносит все издевки отца, смиряется со всем, но не перестает глубоко и сильно его любить.
Мария любит всех, но любит любовью, заставляющей находящихся рядом подчиняться ее ритмам и движениям и раствориться в ней.
Брат и сестра Болконские унаследовали странность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, глубоко понимают людей, как и отец, но не для того чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать.
Болконским не чужды судьбы народа, они честные и порядочные люди, старающиеся жить в справедливости и в ладу с совестью.
Прямой противоположностью предыдущих семей Толстой изображает семью Курагиных. Глава семьи – князь Василий. У него есть дети: Элен, Анатоль и Ипполит.
Василий Курагин – типичный представитель светского Петербурга: умен, галантен, одет по последней моде. Но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный и грубый.
Князь Василий живет в атмосфере лжи, светских интриг и сплетен. Самое главное в его жизни – деньги и положение в обществе.
Он готов даже на преступление ради денег. Это подтверждается его поведением в день его смерти старого графа Безухова. Князь Василий готов на все, лишь бы получить наследство.
Он относится к Пьеру с презрением, граничащим с ненавистью, но стоит Безухову получить наследство, как все меняется. Пьер становится выгодной партией для Элен, потому что может оплатить долги князя Василия.
Зная это, Курагин пускается на любые уловки, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного наследника.
Перейдем теперь к Элен Курагиной. В свете все восхищаются ее статностью, красотой, вызывающими нарядами и богатыми украшениями. Она – одна из самых завидных невест Петербурга. Но за этой красотой и блеском бриллиантов нет души.
Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга, в устройстве балов и салонов. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеется ему в лицо.
Анатоль и Ипполит ничем не уступают ни отцу, ни сестре. Первый проводит жизнь в гуляниях и кутежах, в карточных играх и разного рода развлечениях. Князь Василий признается, что «этот Анатоль стоит сорок тысяч в год». Второй его сын глуп и циничен. Князь Василий говорит, что он «беспокойный дурак».
Автор не скрывает своего отвращения к этой «семье». В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. Мир Курагиных – это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьей. Главные их пороки – это беззаботность, эгоизм и неуемная жажда денег.
Основы семьи по Толстому строятся на любви, труде, красоте. Когда они рушатся, семья становится несчастливой, распадается.
И все же, главное, что хотел сказать Лев Николаевич о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги, и ты дорог всем, где тебя ждут.
Чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейный связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения выказывает Толстой на страницах своего романа.
——————————————————————————————————————————-
От обычного семейного романа роман толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям.
Н. Берковский
Наверное, именно этим можно объяснить такой глубокий интерес к миру семей главных героев романа. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
В романе Толстой рассказывает о разных семьях – это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи – Пьер и Наташа, Николай и Марья, — по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.
Попробуем расположить семьи, представленные в романе по мере их близости к толстовскому представлению об идеальной семье.
Берги
В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность).
По мысли Толстого, Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств – эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей).
Берг «эксплуатирует» войну 1812года, «выжимает» из нее максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги -= точная копия множества других вечеров со свечами и чаем.
Вера (хотя и принадлежит по рождению к ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры им «правильность суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.
Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу – материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.
Курагины – князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен
Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.
Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирила Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера.
Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.
Элен достойно завершает семейную галерею – это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.
Отсутствие связей, душевной близости делает данную семью формальной, то есть в ней живут люди родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому, можно заключить свои наблюдения, такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.
Болконские
Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах, осмысленную жизнь. Он весь в прошлом – он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются.
Нельзя не отметить, что настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя – его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого, — расплата за его деспотизм.
Болконский живет «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость.
Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских – безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи и друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного),
Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.
Ростовы
На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам.
Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.
Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненных, что фактически явилось разорением Ростовых.
Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. Дети в семье ростовых наследуют от родителей лучшие качества – искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.
И все же, наверное, неслучайно в эпилоге романа Толстой рассказывает о двух молодых семьях.
Николай Ростов и Марья Болконская
Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Этот союз, в котором муж и жена духовно взаимнообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.
Наташа Ростова и Пьер Безухов
Цель их любви – супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию – интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины – только мужу.
Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь – смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины – в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.
Подводя итог рассуждению, можно отметить, что тема семьи, ее назначение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных.
Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье.
В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого.
Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/2187———%7C—r