Сочинение чацкий и фамусовское общество

Сочинение на тему «Чацкий и фамусовское общество»

Грибоедов противопоставляет своего вольнолюбивого героя как отдельным лицам, так и всему фамусовскому окружению.

Заслугой драматурга справедливо считают изображение жизни реакционного дворянского общества в сатирических тонах. Крепостник и бюрократ Фамусов более интересен писателю в своем окружении, которую составили карьерист Скалозуб и гости фамусовского дома. Всех их объединяет единство взглядов на жизнь и людей, но вместе с тем, они отдельные сатирически изображенные характеры.

Хлестова предстает как властная крепостница. Речь ее бесцеремонна и груба. Простонародность ее речи выдает в ней московскую барыню, лишенную высокой культуры.

Обратите внимание

Умение услужить сделала картежного шулера Загорецкого постоянным посетителем столовых и гостиных.

Болтливая речь Репетилова свидетельствует о его глупости и ветрености.

В изображении подкаблучника Платона Михайловича чувствуется горькая ирония автора. Наталья Дмитриевна полностью подчинила мужа своим капризам.

Злющая графиня Хрюмина-внучка все видит в недовольном свете, а верхом хорошего тона является для нее знание французского языка.

Тугоуховские—родители заняты только тем, что подыскивают женихов для своих дочерей, а дочери в свою очередь обеспокоены нарядами и сплетнями. Для этой семьи в человеке важны только богатство, знатность и карьерная лестница.

Но и Чацкий имеет своих единомышленников. В их число входят профессора Педагогического университета, кузен Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской. Но все фамусовское общество выступает только против Чацкого, здесь он одинок.

Его идеи раздражают Фамусова, а нападки в адрес Молчалина — Софью. Его бурный смех сильно уязвил самолюбие старухи Хлестовой, которая привыкла, что все слушают ее с почтением.

Семью Тугоуховских он ничем не обидел, но и они дурного мнения о нем, потому что он выпал из списка потенциальных женихов, будучи небогатым.

Для этого общества Чацкий еще и идейный враг. Поэтому в целях самообороны и возведена на него гнусная клевета. Преклонение перед иноземным, жестокие крепостнические нравы, невежество и праздность власть имущих осуждается от начала и до конца произведения.

Важно

Виной «сумасшествия» героя почти все представители фамусовского общества считают просвещение и науку.

Хотя меткое и разящее слово Чацкого – это действительно неслабое оружие, но общество, которому противостоит он многочисленно и пока еще сильно.

А бегство его из Москвы—это временное отступление пред количеством старой силы, в то время, как противостоящая ей и день ото дня крепнущая новая сила отличается своим качеством.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/07/chackij-i-famusovskoe-obshhestvo.html

Чацкий и фамусовское общество. (10)

Комедия была написана накануне декабристского восстания в 1825 году. В комедии «Горе от ума» Грибоедов дал правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В небольшом по объему произведении Грибоедов изобразил только один день в доме Фамусова.

В комедии мы встречаем людей, которые равны по происхождению. Это дворяне, но каждый имеет свои взгляды на жизнь. Их мнения противоречат друг другу.

Между ними возникает некий конфликт, который скрывается от посторонних глаз.

Но в комедии «Горе от ума» этот конфликт четко просматривается и не скрывается — столкновение «Века нынешнего», представителем которого был Чацкий, с «веком минувшим», который представляет Фамусов и его окружение.

Одной из наиболее ярких фигур комедии является Фамусов. Фамусов — это влиятельный человек, занимающий значительное место. Кроме того, он богатый помещик. Важная государственная должность и крупное имение создают Фамусову прочное положение среди московского барства. Он не утруждает себя работой, время проводит в праздности:

…Великолепные сооруди палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве…

На государственную службу смотрит как на путь для достижения богатств, чинов. Свое служебное положение он использует в личных целях. На просвещение, новые прогрессивные взгляды Фамусов смотрит как на источник «разврата». Ученье считает злом:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Однако дочери своей дает хорошее воспитание.

Гостеприимство для Фамусова — это средство поддержания связей с полезными людьми.

Фамусов — один из наиболее ярких представителей московского барства. Представлены и другие люди: полковник Скалозуб, князья Тугоуховские, графини Хрюмины.

Грибоедов сатирично рисует фамусовское общество. Герои смешны и отвратительны, но не потому, что их такими сделал автор, а потому, что они таковы в самой действительности.

Скалозуб — это человек в возрасте и при деньгах. Служба для него — это не защита отечества, а достижение знатности и денег.

Мир Фамусова состоит не только из крепостников, но и из их прислужников. Молчалин — чиновник, зависящий от фамусовского общества. Молчалина учили угождать влиятельным людям.

За свое усердие он получил три награды. Молчалин страшен тем, что может принять любой вид: и патриота, и любовника.

Несмотря на индивидуальное различие, все члены фамусовского общества являются единой социальной группой.

Совет

В этом обществе появляется Чацкий, человек передовых идей, пламенных чувств и высокой нравственности. Он принадлежит к дворянскому обществу, но по образу мыслей он не находит единомышленников.

В этом обществе Чацкий чувствует себя одиноким. Его взгляды вызывают отпор со стороны других. Наиболее острые обличения Чацкого направлены против крепостничества.

Именно крепостничество дает возможность людям фамусовского общества жить грабительством.

Государственную службу Чацкий оставил, так как от него требовали низкопоклонничества:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Он выступает за истинное просвещение, искусства, науки. Чацкий против того воспитания, которое дают детям в дворянских семьях. Он боролся за свободу мыслей, свободу действий. Мне кажется, что это главное отличие Чацкого от фамусовского общества, которое не признавало таких нравов.

Я думаю, что такое великое произведение будет восхищать и удивлять еще не одно поколение.

Источник: http://velib.com/sochinenie/chackijj_i_famusovskoe_obshhestvo_10/

Готовые школьные сочинения

июля 29 2016

ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА

ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”. Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым.

В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями.

Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество.

Обратите внимание

В этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. О людях судят соответственно их социальному и материальному положению.

Фамусов, княжна Тугоуховская, Скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего. Наиболее интересным представителем молодого поколения является Чацкий.

Чацкий, будучи личностью незаурядной, отличается от большинства окружающих его людей силой характера, благородством, остроумием.

Он ни от кого, ни в чем не зависит, в отличие от Фамусова, представителя века минувшего. Фамусов – человек глупый, поддающийся во всем чужому влиянию, его всегда волнует мнение окружающих его людей. Чацкий отвергал все норма жизни фамусовской Москвы.

Ему не нравилось то, что русские дворяне отдали «все в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую…» Он не может понять для какой цели великолепную русскую речь дворяне переделали в какой-то смешной язык, который представляет собой «смешенье языков французского с нижегородским.

» Чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. Фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! На все советовать и перестать блажить и служить.

Читайте также:  Сочинение письмо в будущее самому себе

Чацкий отвечает, что ни в состоянии прислуживаться, а служить честно нет возможности. Но не все молодые люди разделяют взгляды Чацкого на жизнь. И один из них Молчалин.

Этот человек полная противоположность Чацкому. Молчалин рад прислуживать, он не представляет без этого своей жизни. Чацкий пророчит ему блестящую карьеру, говоря, что «нынче любят бессловесных.» Молчалин готов на все, лишь Данный текст предназначен только для частного использования 2005 бы продвинуться вверх по служебной лестнице.

Он хороший психолог и знает, что для того, чтобы добиться расположения Фамусова и ему подобных, надо держать свое мнение при себе. Молчалин ведет себя в обществе очень скромно, он внимателен ко всем. Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет. Карьера любыми средствами – девиз Молчалина.

Важно

Молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. Если таким людям как Молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. Для Молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. Он использует Софью, играет ее чувствами.

Чацкий же любит ее по-настоящему. Он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели Софья не понимает, кто есть кто? Она видит хорошее только в мнение своего отца: … уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих он вкривь и вкось не рубит – Вот я за что его люблю.

Но нельзя сказа, что Софья ослеплена любовью.

Она способна оценить своего избранника здраво и критически: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивеет… Чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике Софья.

Молчалины и Чацкие живы и по сей день. Молчалины жили и будут жить только для себя. Они всегда достигнут своей цели любыми способами, не чувствуя при этом угрызения совести. «Молчалины блаженствуют на свете!

» А Чацкие до сих пор упорно борются за честность, справедливость, правду. Они стремятся изменить жизнь в лучшую сторону. Хочется надеяться, что когда-нибудь на земле станет побольше Чацких, которые смогут воплотить свои идеи в реальную жизнь. Комедия “Горе от ума” Грибоедова никогда не состарится и, я думаю, будет актуальной еще долгое время.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/chackij-i-famusovskoe-obshhestvo-v-komedii-griboedova/

Сочинение: Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”)

Комедия “Горе от ума” дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции “века минувшего”, противопоставлен Александр Андреевич Чацкий.

Это передовой человек “века нынешнего”, точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества.

Чацкий в литературе 20-х годов XIX века – это типичный образ “нового” человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Столкновение Чацкого – человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею – с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого – крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.

Если Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве.

В монологе “А судьи кто?” он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества.

Совет

Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, “века покорности и страха – века лести и спеси”.

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и “охотник поподличать”, а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – говорит он.

Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но трудно в этих условиях самодержавно-крепостнического строя: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем опасным…

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской – “химик и ботаник”.

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам “искал ума” во время пребывания на Западе, но он против “пустого, рабского, слепого подражанья” иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.

Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего – “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!” Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: “Зачем же мнения чужие только святы?” Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя – это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

Источник: http://dodiplom.ru/ready/99430

Сочинение на тему: «Чацкий против фамусовского общества» на Сёзнайке.ру

В произведении «Горе от ума» автор описывает происходящее в России после ее победы над наполеоном Бонапартом.

В этот период накаляются отношения между представителями дворянства, так сказать людьми, придерживающимися старых порядков и обычаев и молодежи, которая, не смотря на победу русского царя над Францией, настроена против правящей монархии и грезит революцией. Общество старого уклада в комедии представляет Фамусов, которому идейно противостоит Чацкий.

Читайте также:  Сочинение на тему гордиться славою своих предков не только можно, но и должно

Молодежь того времени, к которой относится Александр Чацкий увлекается декабристскими настроениями, создает литературные кружки, обсуждает свержение царского режима. В основном эти веяния идут от масонов, к которым в то время принадлежало много общественных деятелей.

Но Грибоедов, а точнее его герой Чацкий, который является примером этого нового, молодого общества, верит в свои идеалы, которые, кстати, весьма противоречивы. Например, одной из мыслей молодежи была необходимость создавать собственную культуру, им не нравилось, что большая часть страны владеет французским языком, они призывали перестать пользоваться чужим.

Но не во французской ли революции они черпали свое вдохновение на создание заговоров? Тем не менее, Чацкий говорит много новых, смелых, свежих мыслей.

Обратите внимание

Чацкий – волевой человек, сильный, свободный. Он полон решимости в борьбе за свои идеи. Столкновение такого героя с представителями «старого» мира не возможно было избежать. В пьесе противостояние двух поколений, двух миров с разными идеалами становится со временем все жестче, отчасти из-за личной драмы Чацкого.

Фамусов отстаивает традиции старины и помещиков, в то время как Чацкий распекает крепостное право на правах декабриста. Он обличает дворянство и его фраза «А судьи кто?» стала легендарной, давно выйдя за пределы произведения. Все, что дорого для Фамусова – принципы времен Екатерины, для Чацкого принципы «лести и спеси».

Александр Андреевич идеализирует личную свободу и независимость, которую никто не сможет унижать, а Максима Петровича он называет «охотником поподличать».

В пьесе изображается много различий между двумя временами, между идеями двух поколений, а конкретнее – двух людей. В обществе Фамусова человека оценивали относительно его происхождения, прибыли его поместья, числа душ. Чацкий стремится оценивать людей за образование, склад ума и мораль.

Для Фамусова и его окружения в первую очередь важно мнение общества и сохранность чести, дабы люди не смогли бы осудить, чтобы имя было незапятнанное. Для Чацкого главное отстаивать собственные мысли. Он считает, что каждый должен свободно говорить все, что думает.

Александр Андреевич резко осуждает дворян, весь мир консерваторов и считает их жизнь пустой.

Чацкий очень точно, мастерски строит все свои доводы, его фразы, манера речи и даже интонация ставят его на другую чашу весов, он не имеет ничего общего с теми, кого во всем винит. Его слова изображают его оратором, человеком с прекрасным образованием. Чем более обостряет противостояние Чацкого и общества Фамусова, тем больше сарказма и возмущения высказывает герой.

Еще один пример сравнения – разное отношение к работе. Фамусов, Молчалин и им подобные люди считают службу возможность получить личную выгоду.

Важно

Для Чацкого это не приемлемо, он покинул свою службу от того, что нужно работать ради истинного, большого дела. Для нового поколения недопустимо быть лакеями.

Здесь Грибоедов дает литературе еще одну бессмертную фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/10991—-l—r

Чацкий и фамусовское общество

Сочинения по литературе: Чацкий и фамусовское общество

Свободолюбивый герой противопоставлен в комедии “Горе от ума” не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом.

Создание широкой сатирической картины жизни реакционного дворянского общества — огромная заслуга Грибоедова. Он не ограничился многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа.

Писатель нарисовал его единомышленника, типичного для военных кругов, — карьериста Скалозуба, расширил и расцветил картину введением многих эпизодических лиц, гостей в доме Фамусова.

Все они объединены общими взглядами на жизнь и людей, но каждый имеет свой яркий, сатирически обрисованный характер.

Хлестова — властная барыня, мать-командирша, типичная крепостница. Держится и говорит она грубовато, бесцеремонно. Завсегдатаем гостиных и столовых изображен “лгунишка, картежник, вор” Загорецкий. Однако он “мастер услужить”, и потому везде его принимают.

Репетилов отличается болтливостью, глупостью, ветреностью. С грустной иронией рисует Грибоедов образ “мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей” в слабохарактерном Платоне Михайловиче Гориче, всецело подчинившемся своей капризной жене Наталье Дмитриевне.

Злая, недовольная всем на свете графиня Хрюмина-внучка приехала к Фамусовым со своей старой полуглухой бабушкой. Графиня-внучка проявляет особое пристрастие к “хорошему тону”, который немыслим для нее без французского языка.

Совет

Многочисленная княжеская семья Тугоуховых признает в людях только знатность, богатство, чины. Интересы княжон — наряды и сплетни; родители озабочены подыскиванием для дочерей подходящих женихов. Заядлые сплетники господа N. и D. с увлечением распространяют слух о сумасшествии Чацкого.

Наконец, широкий социальный фон в комедии создается упоминанием в разговорах действующих лиц о множестве людей, их жизни и нравах (Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и другие).

Единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогического института. Сам Чацкий постоянно говорит “мы”, “один из нас”, выступая, таким образом, не только от своего лица.

Но все же здесь, в доме Фамусова, он одинок. Все фамусовское общество единодушно выступает против Чацкого. Софья раздражена из-за нападок Чацкого на Молчалина,- Фамусов — из-за его “завиральных идей”.

Старуха Хлестова, привыкшая к тому, что ее слушают в почтительном молчании, оскорбилась, когда Чацкий захохотал в ответ на ее слова о Загорецком. Наталья Дмитриевна Горич в претензии на Чацкого за совет жить в деревне.

Графиня-внучка обижена на Чацкого за то, что он якобы ее “модисткою изволил величать”. Даже семейство Тугоуховских дурного мнения о нем: Чацкий не оправдал надежд как возможный жених,.он оказался не чиновен и не богат.

Однако дело не только в отдельных обидах. Чацкий ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить. — возводит на него клевету.

Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, невежества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности интересов и безделья московских бар непрестанно звучит в комедии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы.

Чацкий критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его.

Обратите внимание

Всю страсть души своей он вкладывает в обличение “пустого, рабского, слепого под-ражанья”. Он призывает сильных душой людей “словом и примером нас удержать, как крепкою вожжой, от жалкой тошноты по стороне чужой”.

Поклонникам всего иностранного он противопоставляет передовых людей, его единомышленников, которые осмеливаются “гласно объявлять” свои здравые мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя “мечтателями, опасными”, сумасшедшими.

Причиной “сумасшествия” Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они — люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Именно так отзывается Хлестова об образовании: “И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев…”

Так во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников.

Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны.

Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!”.

Читайте также:  Характеристика и образ андрея дубровского в романе дубровский пушкина сочинение

Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей” — так определил значение Чацкого Гончаров. Декабристы воспринимали Чацкого как близкого им человека.

Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам:”-Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист”.

Важно

Белинский считал “Горе от ума” энергичным протестом против “гнусной расейской действительности”. Носителем протеста и является в комедии страстный, умный и непримиримый Чацкий.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/chackij-i-famusovskoe-obshhestvo/

Чацкий и фамусовское общество своеобразие конфликта для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru

Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать».

Его возлюбленная теперь питает нежные чувства к Молчалину, живущему в их доме. Но Чацкий об этом не догадывается. Любовный конфликт перерастает в социальный, заставляя выступить Чацкого против фамусовского общества по самым острым вопросам.

Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.

Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться.

Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать».

Фамусов даже называет его «карбонари» – революционером – и полагает, что таких людей, как Чацкий, опасно даже близко подпускать к столице.

Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем».

Совет

Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки.

Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».

Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».

Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам».

А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и «на золоте едал». На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал.

Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов».

Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.

Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду».

Обратите внимание

Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами».

Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.

Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина.

Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие.
Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.

Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина.

Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом.

Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.

Свет нашел выход из сложившейся ситуации. На балу Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том, что Чацкий «не в своем уме». Софью нельзя отнести к представителям «века минувшего», но бывший возлюбленный Чацкий угрожает ее личному счастью.

Важно

Эта сплетня мгновенно разносится среди гостей Фамусова, ведь только сумасшедший Чацкий не представляет для них опасности.
К концу дня, в который разворачивается действие комедии «Горе от ума», развеиваются все надежды Чацкого. Он «отрезвился… сполна».

Только ощутив на себе всю жестокость фамусовского общества, он понимает, что его пути с ним разошлись окончательно. Ему не место среди людей, которые проживают свой век «в пирах и в мотовстве».

Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека.

Описанное своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом поможет ученикам 9 классов воссоздать противостояние двух миров в своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество»

Источник: http://erainfo.ru/chackij-i-famusovskoe-obshhestvo-svoeobrazie-konflikta-dlya-sochineniya-po-teme/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector