Сочинение чацкий победитель или побежденный? 9 класс

Сочинение: «Кто Чацкий — победитель или побежденный?»

Изучая комедию Грибоедова Горе от ума, мы познакомились с одним из главных героев произведения, Чацким, которому пришлось противостоять консервативному дворянству с его устаревшими взглядами. Но кем выходит наш герой из сложившейся ситуации? Чацкий — победитель или побежденный по мнению автора? Давайте попытаемся разобрать этот вопрос в нашем сочинении-рассуждении.

На самом деле, рассуждая на тему Чацкий победитель или побежденный, сложно дать однозначный ответ. Дочитав комедию до конца, и увидев насколько лишним Чацкий чувствует себя среди фамусовского общества, что даже решается бежать из столицы, то кажется, что он проигравший.

Мы видим его поражение в любви к Софье. А ведь герой произведения спешил к любимой и надеялся, что и она его ждет. Но оказалось, что он был ей не нужен. И здесь Чацкий был побежден, хотя в целом, в этой истории победителей вообще не было, ведь и Софья оказалась в проигрыше.

Обратите внимание

Далее мы видим, насколько был счастлив Чацкий, возвращаясь домой. Множество интересных планов и идей сопровождали его в пути, но отсталому консервативному обществу оказались не нужны изменения.

Оно с удовольствием живет, выдвигая на первый план чинопочитание, карьеру и деньги. При этом общество не утруждает себя трудом, а чтобы получить желаемое достаточно подхалимства. Чацкому это чуждо.

Он считает, что будущее за наукой, он служит делу не ради чинов и наград, а чтобы приносить пользу. Такие взгляды противоестественны в том обществе, куда он попал, и его называют сумасшедшим. Приходится уходить, и даже бежать из этого дома.

Чацкий и здесь потерпел поражение, и снова задавая себе вопрос «кто же наш герой — победитель или побежденный?», сам собой напрашивается вывод о том, что победителем он точно не является.

Но размышляя дальше, и заглянув в глубину проблемы того общества, мы понимаем, что Чацкий победитель. Вопреки всему, он не меняет своих взглядов. Он не сдался и не попал под влияние фамусовского общества, а до конца настаивал на равенстве и свободе личности.

Пусть, сейчас ему пришлось отойти в сторону, и таких, как он сейчас меньшинство, но в дальнейшем у него будут единомышленники. Да и в комедии они уже появляются в образе двоюродного брата Скалозуба. Поэтому в целом, Чацкий победитель.

И это докажет в дальнейшем история.

Аргументы из литературы

Для большего подтверждения нашей правоты в том, что Чацкий является победителем, приведем аргументы из литературы.

Так, Чацкого можно назвать победителем сразу после его речи, где герой говорит, что из огня выйдет тот невредим, кто побывав в фамусовском обществе, не потеряет рассудок.

И наш герой его не потерял, хотя его и назвали сумасшедшим. Но это не так. И мы это понимаем, как понимал и автор бессмертной комедии.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-kto-chackij-pobeditel-ili-pobezhdennyj.html

Сочинение на тему Кто же Чацкий победитель или побежденный

Сочинение на тему: «?»

Ученика 9 класса «Г»

Сергеева Григория Константиновича

Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна

Оценка: хорошо

«Горе от ума» – одно из ярчайших произведений русской литературы. Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской среде.

Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество.

Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.

Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек – Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла.

Важно

Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь.

Совет

Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные личности.

В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и «века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей этого дома – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.

Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность».

При всех своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого.

Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и в мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения.

Совет

Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных достоинств.

Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение.

В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни.

Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» – восклицает Чацкий в конце пьесы.

Что же это – признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.

Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным.

Важно

Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат Скалозуба, князь Федор и другие.

Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

Источник: http://bukvasha.ru/op/172988

Итоговое сочинение по курсу литературы за 8–9 классы на тему «чацкий – победитель или побежденный?»

1Кулюлина Н. 11 Cемейное образование, 10 классХачатурьян Л.П. (, ЦОМТМП)1. Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. М., 2013.2. Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы для 9 класс. М: 2013.3. Гончаров И.А. Критический этюд «Мильон терзаний». 1871.4. А.С. Пушкин о комедии «Горе от ума» (письмо Бесстужеву). 1825.5. Н.А.

Полевой в журнале «Московский телеграф» о комедии «Горе от ума». 1825, 1833.6. Герцен А.И. «Новая фаза русской литературы». 1863.7. Бураковский С. «Горе от ума. Разбор комедии для учащихся». 1891.8. Дмитриев М.А. в журнале «Вестник Европы» о комедии «Горе от ума». 1825.9. Одоевский В.Ф. Критика на статью Дмитриева о комедии «Горе от ума». 1825.10. Пиксанов Н.К. «Комедия А.С.

Грибоедова «Горе от ума»». 1987.11. Орлов В.Н. Послесловие к «Горе от ума». 1949.12. В.Г. Белинский о комедии «Горе от ума». 1839.13. Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума». 1875.

«Горе от ума» – комедия великого русского писателя 19 столетия Александра Сергеевича Грибоедова. Это книга, которую уже многие поколения относят к золотому фонду русской литературы.

Главное богатство этого произведения – стройность стихотворного текста, многие цитаты из которого стали фразеологизмами в повседневной речи, точность передачи характеров и нравов описываемой эпохи и непосредственное влияние на развитие русской интеллигенции. Сюжет комедии достаточно прост.

Обратите внимание

Главный герой, Александр Андреевич Чацкий, возвращается из длительного путешествия в дом Фамусовых, где он вырос, к своей возлюбленной Софье. Однако он обнаруживает, что Софья к нему охладела, и пытается найти причину. Так появляется первый конфликт Чацкого – личный, любовный. По ходу действия выясняется противоположность взглядов Чацкого тем, что приняты в окружающем его обществе.

Так складывается социальный конфликт Чацкого с так называемым фамусовским обществом. Итог комедии неоднозначен. Чацкий покидает дом Фамусова, но победитель он или побежденный?

Разберем любовный конфликт Александра Чацкого. Его участники – сам Чацкий, Софья, его возлюбленная, Алексей Молчалин, служащий в доме Фамусова и возлюбленный Софьи, и Лиза, служанка Софьи, за которой волочится Молчалин.

Софья и Александр выросли вместе в доме Фамусовых и были друзьями (Софья: «Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой»).

За три года до начала действия комедии Александр уезжает путешествовать, и редко бывает в доме Фамусовых («Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, / И редко посещал наш дом»). В первом действии комедии он возвращается в дом Фамусов после длительного отсутствия. Однако встречен он Софьей холодно.

Она считает чувства Чацкого надуманными, а его самого шутом, ценящим только смех над другими (Софья: «Потом опять прикинулся влюбленным, / Взыскательным и огорченным!!») – за время его отсутствия она полюбила Молчалина, которому приписывает множество положительных качеств (Софья: «Кого люблю я, не таков: / Молчалин за других себя забыть готов, / Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело / Ночь целую с кем можно так провесть!»). Чацкий, однако же, не понимает холодности Софьи и тщетно пытается выяснить, что с ней произошло, у ее отца («Уж Софье Павловне какой / Не приключилось ли печали?»). Он понимает, что Софья полюбила кого-то в его отсутствие и мечется между Молчалиным и Скалозубом, однако не может представить, чтобы кто-то из них был мил Софье («Дождусь ее, и вынужу признанье: / Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб! / Молчалин прежде был так глуп!.. / Жалчайшее созданье! Уж разве поумнел?.. / А тот – Хрипун, удавленник, фагот, / Созвездие маневров и мазурки!»). Чацкий пытается вызвать хоть какое-нибудь теплое чувство у Софьи, смягчая свои слова о Молчалине, но в итоге приводит к еще большему ее раздражению. Разговаривая с Софьей, Чацкий понимает, что она как-то связана с Молчалиным, но отказывается верить в это («Шалит, она его не любит»). Параллельно читатель узнает, что Молчалин влюблен в служанку Лизу, а к Софье относится «по должности» («Какое личико твое! Как я тебя люблю! / – А барышню? – Ее / По должности, тебя…»). На балу Софья, раздраженная поведением Чацкого, распускает о нем слух, что он сошел с ума («Вы в размышленье. – Об Чацком. / – Как его нашли по возвращеньи? – Он не в своем уме.»).

В четвертом действии после бала происходит открытие всех тайн: Софья становится свидетелем очередного откровенного разговора Молчалина с Лизой и узнает о неискренности его чувств к ней (Молчалин: «И вот любовника я принимаю вид / В угодность дочери такого человека…

»), Чацкий узнает о чувствах Софьи к Молчалину и о том, что это именно она распустила слух о его безумии.

Читайте также:  Анализ произведения шолохова жеребенок

Он возмущен, оскорблен в лучших чувствах и не понимает, почему Софья прямо не заявила ему о том, что их прежним взаимоотношениям конец (Чацкий: «Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, / Что все прошедшее вы обратили в смех?»). Он прекращает любые связи с Софьей и рад этому («Довольно!.

. с вами я горжусь моим разрывом»). Чацкий уезжает из дома Фамусовых, чтобы никогда не вернуться. Мы видим неоднозначность итога любовного конфликта. Молчалин, соперник, отвергнут Софьей, но Софья так и не приняла Чацкого.

Победой в любовном конфликте для Чацкого стала бы только возвращенная любовь Софьи, но этого он не достиг. Хоть Чацкий и считает, что он самолично разорвал связь с Софьей, никакие обоюдные отношения между ними даже и не начинались. Таким образом, Чацкий в любовном конфликте побежден, хоть и не считает себя таковым.

По мере действия комедии мы видим, что изначально личный, любовный конфликт Чацкого становится одним из аспектов социального. Шаги в этом направлении сделали и Софья, и Чацкий.

Важно

Софья тем, что распустила слух о Чацком: она вынесла их личные отношения в социальное поле.

Чацкий – своим последним монологом: поведение Софьи он оценивает уже не как личную драму, а как модель поведения, присущую фамусовскому обществу («Теперь не худо б было сряду На дочь и на отца, И на любовника глупца, И на весь мир излить всю желчь и всю досаду»).

Отдельно рассмотрим второй конфликт Чацкого. Его участники – Чацкий и фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Молчалин и другие). В разные годы литературоведами этот конфликт оценивался по-разному: считалось, что это социальный конфликт двух поколений, двух образов жизни (таких взглядов придерживались Полевой, Одоевский, Гончаров, Пиксанов и др.

) или что это личный конфликт человека с обществом (таких взглядов придерживались Дмитриев, Белинский (1839 г.), отчасти – Пушкин и Вяземский). Я считаю, что это социальный конфликт двух поколений: Фамусов и его окружение олицетворяют общество московских бар, своеобразное «болото», которое ничто не всколыхнет.

Чацкий же – молодое поколение, умное, не боящееся критики, перемен. И хотя Софья и Молчалин по возрасту близки к Чацкому, в силу своего образа жизни и убеждений они относятся к фамусовскому обществу.

Грибоедов писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

Чацкий в своих требованиях положителен, он хочет перемен к лучшему, указывает на недостатки современного ему социума. В своих монологах он затрагивает многие остросоциальные вопросы того времени: крепостное право, роскошная дворянская жизнь, невозможность заниматься тем, чем считаешь нужным, без осуждения со стороны общества.

Многие считают, что Чацкий олицетворяет декабристов (советские литературоведы, в т.ч. Пиксанов), однако, зная позицию Грибоедова по отношению к декабристам, едва ли можно считать это правдой (большинство исследователей соглашается, что декабризм был сатирически изображен в лице Репетилова). Чацкий говорит то, что думает; он обличитель лжи.

Совет

Фамусовское же общество во лжи погрязло, страшится общественного мнения (Молчалин: «Ах! злые языки страшнее пистолета», Софья: «Сама довольна тем, что ночью все узнала, / Нет укоряющих свидетелей в глазах»), не приемлет никаких новаций и предлагает действовать так, «как делали отцы», прислуживаться.

По мнению Гончарова, они понимают правоту Чацкого, но им удобнее их привычный образ жизни, и поэтому они гонят Чацкого прочь.

Конфликт Чацкого с фамусовским обществом начинается с конфликтом Чацкого с самим Фамусовым. Хотя вначале Чацкий был принят в доме Фамусовых дружелюбно, Фамусов, говоря о возможном сватовстве Чацкого с Софье, советует ему пойти послужить, что вызывает его негодование.

Вначале Чацкий достаточно мягок в своих формулировках, не указывая ни на кого конкретно («Я не об дядюшке об вашем говорю; / Его не возмутим мы праха»), но по мере усугубления конфликта его позиция становится более жесткой.

Разные исследователи связывают ожесточение позиции Чацкого с разными факторами: с непониманием его позиции в обществе (Пиксанов) или с неудачами на любовном фронте (Гончаров). Я солидарна с Гончаровым: изначально целью Чацкого в доме Фамусовых была Софья, и именно ее поведение вызвало в нем раздражение, приведшее к более резким словам в адрес ее отца.

Кульминация конфликта наступает на балу (третье действие). Софья объявляет Чацкого безумным, и это тут же подхватывает все общество: для них это единственный шанс не воспринимать его слова всерьез («Ты знаешь ли об Чацком? / – Ну? – С ума сошел! / – А! знаю, помню, слышал»).

Чацкий покидает бал всеми оскорбленный, разочарованный («Ну вот и день прошел, и с ним / Все призраки, весь чад и дым / Надежд, которые мне душу наполняли..»). Случайно став свидетелем свидания Молчалина с Лизой, Чацкий ненадолго задерживается в доме Фамусов.

После развязки любовного конфликта, он окончательно разочаровывается в окружающем его обществе и Софье как его части. Теперь его больше ничто не держит в доме Фамусовых, и он, произнося последний монолог, монолог оскорбленного, лишнего человека, уезжает из дома Фамусовых навсегда («Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок! – / Карету мне, карету!»).

Можно ли считать Чацкого пораженным в результате его отъезда, вопрос спорный. Он не победитель – ведь общество отвергло его воззрения как безумные.

Обратите внимание

Но нельзя назвать его и побежденным – Чацкий остался при своем мнении и образе жизни, правильном и честном, и его слова не могли не оставить отпечаток в головах действующих лиц этого конфликта: по крайней мере Софья и Молчалин уже не смогут жить как прежде.

Именно такие люди, как Чацкий, открыто заявляющие о своей правой позиции, обличители, считают критики, оказывают наибольшее влияние на будущее развитие общества.

Таким образом, Чацкий проиграл в личном любовном конфликте и ушел непобежденным из социального конфликта. Второй конфликт я считаю куда более важным.

Гончаров называет фигуру Чацкого «неизбежной при смене веков» – это говорит об актуальности произведения и в наши дни, а значит, что подобных Чацких и общества, противостоящие им, мы можем встретить и в повседневной жизни.

Этим поучительно произведение, и поэтому так важно анализировать именно социальный конфликт Чацкого, где он не победитель, но и не побежденный.

Библиографическая ссылка

Кулюлина Н. Итоговое сочинение по курсу литературы за 8–9 классы на тему «чацкий – победитель или побежденный?» // Старт в науке. – 2018. – № 5-9. – С. 1526-1528;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1294 (дата обращения: 06.02.2019).

Источник: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1294

Сочинение кто чацкий: победитель или побежденный

Сочинение кто чацкий: победитель или побежденный

Комедия «Горе от ума» держится особняком в русской литературе и отличается от других произведений слова того времени особой живучестью.

Главная роль в комедии «Горе от ума», конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.

Можно было бы подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него неумны. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Однако о Чацком многие недоумевают: что он такое?

Важно

Фамусов говорит о Чацком: «Он славно пишет, переводит». Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся — нетрудно догадаться почему.

«Служить бы рад, — прислуживаться тошно!» — намекает он сам.

Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.

Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин — полное ничтожество, «жалчайшее созданье». А.С. Пушкин писал: «Между мастерскими чертами этой прелестной комедии —недоверчивость Чацкого в любви Софьи к Молчалину — прелестна! — и как натурально! Вот на нем должна была вертеться вся комедия…»

Черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в комедии «Горе от ума», прежде всего в образе Чацкого. В этом образе Грибоедов впервые показал «нового человека». Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду.

Печальна была судьба такого одинокого борца, каким изображен Чацкий, он противопоставлен миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это происходит от его ума. С понятием «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном.

Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Загорецких.

Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.

Так кто же все-таки Чацкий? Я считаю, что несмотря на свое положение, на свое вынужденное бегство из Москвы, в идейном и моральном плане Чацкий остается победителем. Это и подтверждают слова И. А. Гончарова: «Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей. Чацкий — победитель, передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».

Все сочинения по комедии «Горе от ума»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-kto-chatskiy-pobeditel-ili-pobezhdennyiy/

Чацкий – побежденный или победитель в комедии “Горе от ума”? :

Русской классической литературе известно немало героев, вокруг которых ни на миг не утихают споры. Сюда можно отнести Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, Базарова из «Отцов и детей» И. С. Тургенева, Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина.

Всех этих персонажей объединяет то, что охарактеризовать их только в одном ключе нельзя: они и не положительны, и не отрицательны, потому что подлинно живы, а потому сочетают в себе и одно, и другое. Сегодня речь пойдет о таком герое, как Чацкий. Побежденный или победитель – кто он, главное действующее лицо комедии А.С.

Грибоедова «Горе от ума»?

Кратко об истории создания произведения

Великая комедия в стихах появилась на свет в далеком 1825 году. Это время, когда она была впервые опубликована. Непосредственное же её написание пришлось на 1822–1824 год. Повод к созданию этого произведения, в стиле классицизма с добавлением элементов тогда ещё новых для литературы реализма и романтизма, оказался знаковым, и сегодня может быть отчетливо прослежен в сюжете.

Дело в том, что вернувшийся из-за границы в 1816 году в Петербург, Грибоедов был поражен преклонением русского общества перед французами. На одном из светских раутов Александр Сергеевич не выдержал и разразился пламенной обличительной речью, из-за чего прослыл сумасшедшим. Именно этот слух послужил импульсом для создания «Горя от ума», автор которого пожелал отомстить высшему свету.

Первоначально комедия называлась «Горе уму», в ней ещё не существовало сцены с объяснением Молчалина и Лизы, а также ряда других эпизодов.

Совет

В 1825 году в альманахе «Русская Талия» был опубликован первый фрагмент – 7-10 действия I явления, которые подверглись цензуре.

Основным текстом, оставшимся потомкам, является тот, что был оставлен Грибоедовым в 1828 году перед поездкой на Кавказ в Петербурге у друга Ф.В. Булгарина.

Сегодня эта авторизованная рукопись называется Булгаринской. А.С. Грибоедов трагически погиб в 1829 году в Тегеране. Это значит, что авторской рукописи произведения не сохранилось. Попытки найти её в Грузии в 1940–60-х годах закончились неудачей. Кстати, полная публикация произведения, без сокращений и изъятий, появилась в России, по одним сведениям, в 1862-м, по другим – в 1875 году.

Сюжет

Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты.

Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь.

Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.

Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого – молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним.

Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии.

Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.

Обратите внимание

В результате Чацкий поймет, что Софья любит Молчалина – этого недостойного, готового на все ради продвижения по службе, негодяя. И это она, та, кого он любил, распространила о нем нелепый слух.

Читайте также:  Сочинения про осень

Обманувшийся в своих ожиданиях и словно внезапно прозревший, Чацкий садится в карету и уносится прочь из лицемерного московского общества – на поиски такой части света, «где оскорбленному есть чувству уголок».

Образ Чацкого

Кто же такой Чацкий? Побежденный или победитель? Выяснить это не представляется возможным без анализа всех характеристик главного героя. Это человек, который положительно умён, остёр на язык, наблюдателен, активен, остроумен.

Но его способность широко мыслить в итоге сыграла против него, о чём говорит само заглавие произведения.

Вне зависимости от того, каков в финале Чацкий (побежденный или победитель), не отнять у него того, что он честен и умеет искренне любить.

Александр Андреевич увидел мир, выучился, прочел много книг, даже знался с министрами, но разошёлся с ними. Фамусов замечает, что он хорошо пишет, переводит.

Смелый, открытый, правдивый, Чацкий – это «новый человек», способный положить на алтарь своей борьбы за идею все силы и средства.

В этом философия героя была очень похожа на жизненную позицию его создателя – Александра Сергеевича Грибоедова.

Почему Чацкий – победитель?

Потому что на протяжении всех эпизодов читатель видит его искрометные, блестящие, полные оправданной едкости высказывания в адрес действительно недостойных, низких людей.

Хотя Александр Андреевич одинок и противостоит в лице московского общества целому миру лжи, притворства, выслуживания перед власть имущими, всё же он не теряет себя, не переступает через свои принципы. Его не способны поколебать Молчалины, Скалозубы, Фамусовы, Загорецкие и другие.

Потому что он априори выше и сильнее их за счет глубины своих суждений, силы, вольности и независимости мысли.

По факту читатель становится свидетелем того, как живую страсть, человеческую честь и индивидуальность в условиях крепостнической системы хотят поколебать, сломать, исправить.

Но волевой характер не поддается – он живет и, пусть и отвергнутый, не предает свои убеждения. А значит, в идейном и моральном плане остается победителем.
Это одна точка зрения.

Существует ли иная позиция в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Чацкий: победитель или побежденный? На самом деле, ответ до конца ещё не найден.

Почему Чацкий – побежденный?

Что будет, если задать вопрос читателям, кто же всё-таки Чацкий – победитель или побежденный? Ответ одного, другого и третьего человека будет абсолютно разный.

Точка зрения, согласно которой Чацкий в результате проиграл, может быть обоснована тем, что он всё равно жертва по природе своей.

Коллектив, пусть и недостойный, гонит и не принимает его, любимая девушка не видит высоких качеств характера – лишь спесь, злобу и чванство.

Важно

Аргументом может являться и финал: Чацкий уезжает, буквально бежит в «никуда». Его не ждет счастливая развязка, и в этом трагизм его истории. Не московская элита побеждает его. Он сам не способен адаптироваться к неидеальному миру.

Чацкий вынужден вечно скитаться в неизвестности, как бы спасаясь от себя самого. В результате его таланты, его отточенный ум растрачиваются понапрасну, без пользы: он лишь «мечет бисер перед свиньями».

А будь он победителем от начала и до конца, разве не понял бы сразу, что это гиблое дело?

Цитаты главного героя

Таким образом, если браться за сочинение «Чацкий: победитель или побежденный?», кратко или полно, можно раскрыть как одну, так и другую точку зрения. Единого мнения здесь нет.

Именно поэтому статья эта началась с того, что противоречивость и многоплановость – характерная черта многих героев русской классики.

Главное, что необходимо делать, – это соотносить поведение персонажа с собственными взглядами на жизнь и сообразно с ними аргументировать выбранную позицию.

Вне зависимости от того, кто такой Чацкий, победитель или побежденный, цитаты этого героя ещё долго будут оставаться крылатыми. Например:

  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • А судьи кто?

Именно они закрепили память о А.С. Грибоедове в веках, равно как и даровали бессмертную жизнь главному герою его комедии.

Источник: https://www.syl.ru/article/311767/chatskiy—pobejdennyiy-ili-pobeditel-v-komedii-gore-ot-uma

Ученика 9 класса «Г»

Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»

Сергеева Григория Константиновича

Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна

Оценка: хорошо

            «Горе от ума» – одно из ярчайших произведений русской литературы. Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской среде.

Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям.

Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.

            Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек – Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла.

Важно

Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь.

Совет

Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные личности.

            В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и «века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.

            В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей этого дома – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.

            В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.

            Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность».

При всех своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого.

Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

            Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

                        Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

                        Великолепные соорудя палаты,

                        Где разливаются в пирах и в мотовстве.

Обратите внимание

            И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.

            Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения.

Совет

Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных достоинств.

Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение.

В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни.

Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» – восклицает Чацкий в конце пьесы.

Что же это – признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.

            Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным.

Важно

Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат Скалозуба, князь Федор и другие.

Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

Источник: http://hmelita.narod.ru/ref66.htm

Кто же Чацкий победитель или побежденный в комедии «Горе от ума» Грибоедова – материал для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru

В пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» – Чацким, обладающим незаурядным умом и желанием действовать во благо своего Отечества.

Старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт.

Чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопоклонничество и карьеризм.

Уже в заглавии комедии Грибоедов указывает на то, что ум, в широком его понимании, не принесет счастья главному герою комедии. Его обличительные речи не нравятся как свету, ведь они угрожают его привычному укладу жизни, так и его возлюбленной Софье, поскольку они ставят под угрозу ее личное счастье.

В любви Чацкий однозначно терпит поражение. Софья предпочла Чацкому, который «чувствителен, и весел, и остер», Молчалина, который отличается лишь своей скромностью и услужливостью. А умение «подслужиться» очень важно в свете.

И Фамусов восхищается этим качеством, приводя в пример своего дядю Максима Петровича, который не побоялся выставить себя на посмешище, чтобы угодить императрице. Для Чацкого же это унижение. Он говорит, что «служить бы рад, – прислуживаться тошно».

И это нежелание угождать дворянскому обществу приводит к тому, что герой оказывается из него изгнанным.

Совет

Любовный конфликт порождает конфликт Чацкого с Фамусовским обществом, с которым, как оказалось, он расходится по всем основополагающим вопросам. Вся комедия – словесная борьба Чацкого с московским дворянством. Герой противопоставлен многочисленному лагерю «века минувшего». Чацкий в одиночестве бесстрашно выступает против него.

Главному герою комедии противно, что Фамусов считает ученье «чумой», что Скалозуб получил чин полковника не с помощью личных заслуг, а с помощью связей, что Молчалин всячески старается угодить Фамусову и его гостям, унижаясь перед ними только потому, что он не имеет большого веса в этом обществе, что никто не готов жертвовать личной выгодой во благо Отечества.

Представителям фамусовского общества не хочется допустить развенчания своих идеалов. Они по-другому жить не умеют и не готовы.

Поэтому, защищаясь, свет быстро распространяет сплетню о том, что Чацкий «не в своем уме». Объявив Чацкого сумасшедшим, общество делает его слова безопасными.

Герой покидает Москву, которая развеяла «весь чад и дым» его надежд. Кажется, что уезжает Чацкий побежденным.

Однако невозможно ответить однозначно на вопрос, кем является Чацкий – победителем или побежденным – в комедии «Горе от ума». Он не одержал победу только потому, что пребывал в меньшинстве. Но он остался верен своим взглядам, и слова его, как семена, вскоре дадут всходы.

Читайте также:  Сочинение базаров и родители в романе отцы и дети тургенева

Вокруг него соберутся единомышленники. Кстати, они упоминаются и в пьесе. Например, двоюродный брат Скалозуба, который, оставив успешную карьеру, уехал в деревню, где стал вести спокойную жизнь и много читать.

Люди, равнодушные к чинам и деньгам, ставящие превыше всего ум и сердце, в конечном итоге одержат победу над фамусовским обществом.

Обратите внимание

Чацкий уезжает, не зная о том, что он победитель. Позднее это покажет история. Этот герой вынужден страдать, горевать, но его слова не останутся не услышанными. Борьба старого с новым не может длиться вечно.

Она рано или поздно закончится крушением устаревших взглядов. Потому-то, как пишет Гончаров, в этой комедии Чацкий опровергает известную пословицу «один в поле не воин».

Если он Чацкий, то воин, «и притом – победитель».

Приведенное рассуждение об образе Чацкого победителя и побежденного пригодится 9 классам во время поиска материалов по теме сочинения «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»

Источник: http://erainfo.ru/kto-zhe-chackij-pobeditel-ili-pobezhdennyj-v-komedii-gore-ot-uma-griboedova-material-dlya-sochineniya-po-teme/

Сочинение по литературе 9 класс чацкий победитель или побеждённый

На самом деле, кто же Чацкий: победитель или побежденный в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных балов того часа Москвы:

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Кому известно, что найду я воротясь?

И сколько, может быть, утрачу!”

Бедняжка будто знал, что года через три.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок.

Карету мне, карету!

102083 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Чацкий как представитель “века нынешнего” (по комедии А.С Грибоедова “Горе от ума”)

«Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

«Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Кто же Чацкий: победитель или побежденный?

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

«Горе от ума» — одно из самых загадочных произведений рус­ской литературы XIX века. В нем соседствуют два конфликта: соци­альный (столкновение между «веком нынешним» и «веком минув­шим») и любовный (наличие двух любовных треугольников — признак романтизма).

В любовной интриге Чацкий терпит поражение: Софья его не лю­бит, более того, она предпочла человека, нравственно много ниже Чацкого. С неудачей Чацкого в любви связан комизм его положения. Он пытается узнать, кого любит Софья. Она почти открыто говорит:

Кого люблю я, не таков:

Молчалин за себя других забыть готов.

Но Чацкий не слышит ее (для усиления комического эффекта ав­тор использует прием «разговор глухих»), не понимает. А в финале, став свидетелем разговора Софьи и Молчалина, прямо обвиняет ее:

Зачем меня надеждой завлекали?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?

С точки зрения конфликта невозможно ответить однозначно на во­прос — победитель Чацкий или побежденный. С одной стороны, Чац­кий побежденный.

Взгляды «века нынешнего» и «века минувшего» противопоставлены по разным вопросам: отношение к службе — Чац­кий — «служить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов — «подпи­сано, так с плеч долой»; к образованию — для Чацкого норма — «ум, алчущий познаний», для Фамусова — «ученье — вот чума».

У фамусовской Москвы и Чацкого разные идеалы: для «века минувшего» — Максим Петрович, Кузьма Петрович — московские тузы; для Чацкого — тот, кто тянется «к искусствам творческим высоким и прекрас­ным». Эти два мира никогда не смогут найти общего языка, взаимопо­нимания, компромисса.

У «века минувшего» одно оружие — объявить Чацкого сумасшедшим, изгнать из общества, высмеять его, тогда он не страшен. В финале герой покидает Москву («Вон из Москвы!») и едет искать, «где оскорбленному есть чувству уголок. »

Важно

С другой стороны, Чацкого можно считать в какой-то степени по­бедителем. Гончаров писал, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Он опровергает пословицу «один в поле не воин», говоря, что «воин, если он Чацкий, и притом победитель».

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/4405/

Кто же чацкий победитель или побежденный

Сочинения по литературе: Кто же чацкий победитель или побежденный В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд.

Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали какое-то изящество, тонкость и превосходство. Чацкий, в отличие от Фамусова, умен и полон знаний. Также Александр Андреевич все время хотел делать что-то на благо общества и честно служить Отечеству.

И это еще раз подчеркивает его благородство и превосходство.

Чацкий всегда был достоин самого лучшего. И когда он полюбил Софию, он, как и все молодые влюбленные люди, считал, что София его любит так же страстно, как и он ее. Но это было не так. Когда Чацкий, приехав, встречает Софию, то начинает вспоминать прекрасное прошлое, не зная, что София уже давно не та, что была раньше.

Александр вспоминает их вместе проведенное детство: Где время то? где возраст тот невинный, Когда, бывало, в вечер длинный Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, Играем и шумим по стульям и столам.

А тут ваш, батюшка с мадамой, за пикетом; Мы в темном уголке, и кажется, что в этом! Вы помните? вздрогнем, что скрипнет столик, дверь…

Но Софию это прошлое ничуть не трогает, она считает проведенное вместе с ним время просто ребячеством. Влюбленный Чацкий же этого не понимает. Он по-прежнему прост и наивен в своей слепой любви. Но все же, как бы ни был Чацкий привязан с Софии, ему понадобился лишь один день, чтобы с его глаз “спала пелена”.

Он узнает, что уже абсолютно безразличен Софии. Это происходит так: Чацкий предлагает Софии свою помощь в любую минуту, в любой беде, а она отказывает ему и говорит: “На что вы мне?”. Этим самым она подчеркивает, что он ей просто не нужен.

Александр, наконец, это понимает и решает уехать из Москвы, чтобы не видеть всего гнусного и лицемерного, что творится в доме Фамусовых и, в частности, с Софией.

Совет

Чацкий поступил правильно, что не стал вновь закрывать свои глаза на все прихоти и причуды Софии. Он раз и навсегда дал ей понять, что есть на свете девушки благороднее и лучше нее. Чацкий уехал победителем, не дав себя обманывать дальше.

На самом деле, кто же Чацкий: победитель или побежденный в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных балов того часа Москвы: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Такова была Москва того времени, таково было то общество, и Чацкий вышел победителем из этой глупейшей игры, сложенной из обмана и чинопочитания.

Он потому победитель, что не захотел уподобиться Молчалину, который только и делал, что подлизывался к высоким людям, за что и получал всякие награды и подарки. Чацкий не захотел уподобиться Фамусову, которому было безразлично все, кроме денег и того, чтобы его уважали.

Чацкий жил не чинами и не деньгами, а умом и сердцем. Он искренне любил Софию, некогда интересную и общительную, но за три года его отсутствия превратившуюся в одну из марионеток фамусовского театра, которым управляли деньги и безграничная зависть и одновременно лесть и уважение, столь несопоставимые: …

А он в ответ: “Недаром, Лиза, плачу: Кому известно, что найду я воротясъ? И сколько, может быть, утрачу!” Бедняжка будто знал, что года через три…

Победитель Чацкий, может, еще и потому, что он умел ко всему относиться смеясь. Его смешило все, и воспринимал он все как временное явление. Чацкий был оптимистом и искренне не верил в то, что миром будут править Фамусовы, но его надежда только и осталась надеждой. Чацкого не понимают или не хотят понимать. Найди он поддержку среди людей, может, и не сочли бы его сумасшедшим.

Но все-таки это случилось. А из-за чего? Из-за правды! Той открытой и ясной, как день, которая была закрыта от взоров других людей облаками лжи и зависти. В этом была главная победа Чацкого. В правде, которую он умел видеть и понимать, но он был один и поэтому должен был уехать. Пускай его не поняли и оклеветали, Чацкий остался собой и стал победителем в этой игре по имени Жизнь: …

Обратите внимание

Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету! “Горе от ума” — сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века.

Конфликт пьесы (борьба между различными группами дворянства) резко подразделяет действующих лиц на два лагеря: передовое дворянство — Чацкий и его единомышленники — и консервативное дворянство — фамусовское общество.

Вся борьба идет во имя народа. Однако у Чацкого происходил полный разрыв с фамусовским обществом. Его образ показывает, что в нем воплощены мысли и чувства передового человека, дворянина. Александр Андреевич Чацкий — главный герой пьесы “Горе от ума”. Ему симпатизирует автор. Этот герой нравится и нам.

Чацкий любит, сомневается, негодует, терпит поражения, спорит, но все равно остается непобежденным. Однако фамусовское общество также одерживает своеобразный верх, так как Чацкий уезжает “вон из Москвы”. Но чувствуется страх за этой внешней победой перед неминуемым поражением в схватке с сотнями Чацких.

Павел Афанасьевич Фамусов в своей реплике говорил: Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам. Мы, читатели, прислушиваемся к речам Чацкого, его советам и поступкам. Ведь в его образе сконцентрировано все то, что хочет сказать нам автор. Чацкий возвращается в Москву полный мыслей, новых идей, любви.

Но здесь его ожидают сюрпризы. Он узнает, что его любимая София изменила ему. Насчет этого Чацкий с жаром сообщает: Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!., летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давиче так страстно и так низко Был расточитель нежных слов!

А вы! о боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекали! Зачем мне прямо не сказали, Что всё прошедшее вы обратили в смех?! Что память даже вам постыла Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, Которые во мне ни даль не охладила, Ни развлечения, ни перемена мест. Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! Развязка конфликта в комедии — объявление Чацкого сумасшедшим за его инакомыслие.

Важно

Но он просто попадает в общество, где: Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков. Дряхлеющих над выдумками, вздором.

.. Но Чацкий находит выход из создавшейся ситуации и уже обвиняет фамусовское общество в том, что он, якобы, сошел с ума: Вы. правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет…

На мой взгляд, Чацкий является одновременно и победителем, и побежденным. Он проигрывает одни сражения, но выигрывает другие. Он является борцом за свободу личности и равенство.

Чацкий хочет внести что-то новое, прогрессивное. Одновременно он негодует и ликует. И это настроение передается читателю в заключительном монологе Чацкого.

Основная мысль этой пьесы — энергичный протест против гнусной тогдашней действительности.

“Горе от ума” актуально и по сей день, так как в нашем мире не перевелись люди, подобные фамусовскому обществу, но и остались люди, подобные Чацкому.

Источник: http://historylib.net/kto-zhe-chackij-pobeditel-ili-pobezhdennyj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector