Сочинение конфликты в пьесе на дне горького

Конфликт в пьесе М.Горького «На дне»

Основа социального конфликта пьесы Горького

В основе пьесы «На дне» любовная интрига, укладывающаяся в два любовных треугольника «Пепел — Василиса-Наташа», «Пепел-Василиса-Костылев». Ее развитие приводит к тому, что Пепел убивает Костылева и оказывается в тюрьме, Наташа, покалеченная Василисой, попадает в больницу, а Василиса становится полновластной хозяйкой ночлежки.

Но своеобразие пьесы в том, что не любовный сюжет является определяющим. Большинство героев не причастны к развитию любовного сюжета, да и он сам занимает как бы вторичное положение по отношению к тому, что изображает Горький.

На первое место здесь выступает социальный конфликт между хозяевами жизни, Костылевыми, и обитателями ночлежки. А еще шире между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно.

Обратите внимание

Социальный конфликт произведения был воспринят современниками как призыв к революции, к кардинальному изменению жизни.

Именно конфликт пьесы делал ее революционной — это столкновение между действительностью и жизнью людей ночлежки.

Но самое интересное в том, что и теперь пьеса не потеряла своего современного (общечеловеческого) звучания, просто у современного зрителя и читателя сменились акценты.

Образная система пьесы в решении конфликта «На дне»

Обитатели ночлежки — представители два жизни, бродяги, которые выброшены обществом на дно и которые обществу не нужны.

Горький показывает, что люди оказываются на дне разными путями:

  • Сатин — после тюрьмы,
  • Актер спился,
  • Клещ из-за болезни жены,
  • Барон разорился,
  • Пепел потому, что он потомственный вор.

Причины, приведшие людей к такому состоянию, не утратили своей актуальности. Таким образом, причины конфликта этих людей и действительности различны.

По-разному относятся обитатели ночлежки к своему положению, к тому, что сама действительность такова, что выталкивает их на дно и держит там. Одни примирились с действительностью:

  • Наташа (мечты заменяют реальную жизнь),
  • Барон (жизнь заменена воспоминаниями о прошлом).

Другие тяжело переживают свое состояние, надеются или мечтают изменить ее  ( Наташа, Пепел, Актер).

Но ни первые, ни вторые не знают, как можно вырваться отсюда. Современное прочтение пьесы позволяет сказать, что отношение человека к своему положению определяет его отношение к действительности.

Поэтому очень важна третья группа героев — Сатин и Лука,- именно они как бы знают, что надо делать. Смысл образов Сатина и Луки и в том, что здесь образуется еще

один конфликт — конфликт между истиной и состраданием, между правдой и ложью во спасение.

Гуманитарная составляющая конфликта пьесы Горького

Лука — один из центральных персонажей, с его появлением в ночлежке начинаются внутренние изменения. По мнению автора, этот персонаж — скорее отрицательный

Лука жалеет человека: он утешает умирающую Анну, он говорит Пеплу о замечательной жизни в Сибири, где можно часть все сначала, он говорит Актеру о лечебницах, где можно вылечиться от алкоголизма. Сам Горький уверен, что

Однако именно Лука действует на людей, именно он заставляет их по-новому взглянуть на свое положение. Именно он до последней минуты остается у постели умирающей Анны. Следовательно, довольно однозначное отношение автора к персонажу не делает образ Луки однозначным, а задает его многомерность.

Важно

Сатин выделяется среди других и своим отношением к жизни и своими высказываниями о ней. Его монологи о человеке и правде — кредо Горького. Неоднозначен образ этого героя. Его можно рассмотреть, как человека, провоцирующего, например, Пепла на убийство Костылева.

Человека, который сознательно отказывается что-либо делать, монологи которого входят в противоречие с его поведением.

Но можно рассмотреть его позицию с точки зрения философии стоиков: он сознательно отказывается от работы на это общество, которое вышвырнуло его на обочину жизни, он презирает его

Таким образом, и Сатин не однозначен в произведении.

Конфликт пьесы «На дне» между состраданием и правдой формально разрешен в пользу правды: утешения Луки не сделали жизнь обитателей ночлежки лучше (кончает жизнь самоубийством Актер, Пепел попадает в тюрьму, Наташа — в больницу, сам Лука исчезает). Человек должен знать правду о себе, говорит Горький, тогда он может изменить эту жизнь. Но вопрос, поставленный писателем, остается вопросом, так как образы героев не дают однозначного решения, поэтому пьеса и не потеряла своей актуальности.

Конфликт же между обитателями ночлежки и действительностью тоже неоднозначно решен. С одной стороны, как уже говорилось, само отношение людей определяет их состояние, их жизненный путь.

С другой стороны, хозяева жизни (Костылев и Василиса) — это тот тип эксплуататоров, которые чужды человечности, их помыслы направлены на наживу, им выгоден существующий строй. В образах Костылевых Горький осуждает существующий строй. Недаром современники принимают пьесу как призыв к изменению существующего строя.

Таким образом, по Горькому, надо изменить жизнь — тогда изменится человек. Разрешение конфликта между обитателями ночлежки и действительностью вынесено автором за пределы произведения.

Необычный для своего времени сюжет (жизнь ночлежки) и общечеловеческий конфликт в пьесе «На дне» при однозначной и определенной позиции автора дают неоднозначную трактовку произведения и делают его актуальным для любого времени.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/syuzhet-i-konflikt-v-pese-m-gorkogo-na-dne

Сочинения на Getsoch.ru

Особенности любовного конфликта в пьесе М.Горького «На дне»

      Пьеса одного из величайших русских писателей начала XX века Максима Горького «На дне» — это произведение, вскрывающее глубокие социальные и философские проблемы современного писателю общества.

      Произведение «На дне» по своему характеру и настроению впервые в литературе раскрывает читателю беспощадный мир отверженных, павших на самое дно общества людей. Жители ночлежки – все они несчастны по-своему.

Кто-то, например, Васька Пепел, с рождения принадлежали этому миру, другие, как Барон, прежде были вполне образованными и обеспеченными, но впоследствии опустились на дно. В этом грязном мире нищеты каждый существует лишь для самого себя, и никого не заботит судьба других.

Совет

Казалось, в этом мире нет места никаким светлым чувствам. И поэтому нам особо интересен любовный конфликт в пьесе.

      Любовный конфликт разворачивается вокруг треугольника Василиса-Василий Пепел-Наташа. Он завязывается с появлением на страницах пьесы Костылева, ищущего свою молодую жену Василису, которая, как он подозревает, изменяет ему с воришкой Пеплом. Но конфликт приобретает новые обороты с появлением Наташи, младшей сестры Василисы.

Наташу связывает с Василием Пеплом настоящая, чистая любовь, как бы ни странно это звучало в отношении пьесы «На дне». Васька бросает Василису, ведь  в его сердце внезапно вторглось новое, гораздо более светлое и бескорыстное чувство. Сам Василий – это человек, никогда не ведший праведный образ жизни. У него нет ни профессии, ни любимого дела.

Но по своему характеру он – добрый и мягкий человек.

      Но в мире отверженных даже такое чистое чувство приобретает уродливые черты. Василиса, настоящий деспот, мстит родной сестре,  выливает на его ноги кипяток. Она страшно ревнует ее к своему бывшему любовнику.

В то же время Василиса мечтает об избавлении от мужа, от Костылева, который постоянно держал ее в кабале. Наконец, ее заветная мечта сбылась: Василий Пепел убивает содержателя ночлежки в драке. Одновременно Василиса получает желаемое отмщение: Пепла забирают в тюрьму.

В тот же самый момент исчезает со страниц пьесы Наташа. Таким образом, мечта возлюбленных о светлой жизни рушится. 

      Сначала у нас возникает ощущение, что из всех обитателей ночлежки только у Васьки Пепла и у Наташи может быть будущее. Их любовная линия проходит почти через все произведение. Однако, это было лишь обманчивое ощущение. Мир отверженных не выпускает из своей темноты тех, кто однажды там оказался. 

      Таки образом, любовный конфликт в пьесе «На дне» не имеет ничего общего с нашим обычным представлением о любовных конфликтах. В произведении Горького для него была отведена не самая большая идейная часть, но именно она смогла продемонстрировать читателю всю горечь, всю безжалостность мира людей, однажды оказавшихся «на дне».

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/111-osobennosti-lyubovnogo-konflikta-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Драматизм и социально-философский конфликт в пьесе М. Горького «На дне»

Сочинения › Горький М. › На дне

Готовые Домашние Задания

Пьеса Горького “На Дне” написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке.

С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на “дно жизни”, с другой — он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта.

Первый, социальный — между хозяевами ночлежки и босяками, другой — философский, затрагивающий основные вопросы бытия, разворачивается между обитателями ночлежки. Он-то и является основным.

Мир ночлежки — это мир “бывших людей”. Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы.

Обратите внимание

Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств — открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции, которых придерживаются персонажи пьесы. Самый мрачный мыслитель в ночлежке — Бубнов.

Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена “правда факта”. Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: “все так: родятся, поживут и умирают.

Чего жалеть?” Мечты для него — стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон: “у всех людей души серенькие, все подрумяниться желают”.

С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука — сложный и интересный персонаж в пьесе.

Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть “обухом” для человека.

Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в будущее: “для лучшего живет человек”.

Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что “Ложь — религия рабов и хозяев. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею”. Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы “обойти” жизнь, либо постараться приспособиться к ней.

Советы странника никому не помогли: Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей.

Но косвенно он виноват, точнее не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрение, после которых они уже не могли нормально продолжать жить. Против этой вредоносной лжи выступает Сатин.

В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью,… уважать надо!”

Важно

Сатин убежден в следующем — необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. “Всё в человеке, все для человека”. “Существует только Человек, все остальное — дело его рук, его мозга”. “Человек! Это звучит гордо!”.

Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и “герой слова”. В отличие от большинства ночлежников, он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: “Человек свободен, он за все платит сам”.

Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них.

Сочинения по теме:

  • Тематика и философия пьесы М. Горького «На дне» сочинение
  • Драматизм и психологические процессы в пьесе “На дне” сочинение
  • Нравственные вопросы и философские убеждения в пьесе М. Горького «На дне» сочинение
  • Социальное дно, ложь и мечты сочинение

Источник: http://1soch.ru/gorkiy-m/na-dne/dramatizm-i-socialno-filosofskiy-konflikt-v-pese

Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне»

Творчество Максима Горького отличает многожанровость. Талантливым художником слова показывает он себя и в романах, и в повестях, и в рассказах, и в публицистике, и в драматургии.

Пьеса М. Горького «На дне» написана в 1902 году, но она до сих пор так и не сходит со сцены и обошла крупнейшие театры мира. Пьеса остро ставит соци­альные проблемы, коими чрезвычайно богата была современная драматургу действительность. М.

Горь­кий, продолжая чеховские традиции, изображает жизнь в ее повседневном течении. Великий драматург глубоко переживал унижение человеческой личности и ее распад. В пьесе «На дне» он изобразил жизнь так называемых босяков, населяющих костылевскую ночлежку. Ночлежка похожа на пещеру, на тюрьму.

Социальный конфликт пьесы неоднозначен. Во-первых, это конфликт между жителями ночлежки и ее хозяевами, четой Костылевых. Во-вторых, это со­циальный конфликт каждого из героев, в результате которого тот и оказался «на дне».

Итак, нищие, потерявшие свое «я» в жизни нашли для себя угол в названной ночлежке. Кто же такие ее хозяева и почему взаимоотношения их с «квартиран­тами» столь напряженны?

Пятидесятичетырехлетний Михаил Костылев но­сит маску добродетеля и, прикрываясь лицемерием, сдирает с нищих последние гроши. Смягчить его ни­кто и ничто не в силах, а потому и отзывы ночлежников о нем отнюдь не лестны. «Шельма ты, старец,— говорят они,— Кто тебя — кроме черта — любит?.. Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». Жажда стяжательства, жестокосердие отличают Костылева.

Совет

Его жена не во многом уступает мужу. Она злая, жестокая с презрением относится к обитателям ноч­лежки. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — удив­ляются окружающие. Даже в любви, в самом светлом и красивом чувстве Василиса проявляет себя не луч­шим образом. Она любит вора, Ваську Пепла, и ревну­ет его к своей сестре Наташе.

Костылева мстительна, она постоянно мучает Наташу. Василиса «… баба — лютая», ее не трогает то, что Наташа абсолютно бес­правна, что она полностью зависит от сестры. «Ах, баба… гадюка ядовитая»,— справедливо говорят о ней. В ненависти и злости муж ей хороший помощ­ник.

Он «Наташку теснит, измывается над ней, ни­щая, говорит! И для всех он — яд…».

Наташа, в отличие от сестры, «славная девка», «де­вица строгая, хорошая, надежный человек», и при­теснение ее, конечно, несправедливо. Рисуя судьбу Наташи, драматург подчеркивает, что разность соци­ального положения позволяет одному человеку уни­жать и оскорблять другого.

Васька Пепел о себе говорит: «Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын». Этим живет Пепел, этим промышляет, ничему друго­му он родителями не научен, поэтому и обитает «на дне». Василиса способствует процветанию ремесла Пепла — она скупает у него краденое.

Помощь и опора Костылевым в их грязных делиш­ках и противостоянии босякам — Медведев, их дядя, полицейский, самодовольный и глупый. Он злоупот­ребляет своим служебным положением, не пресекая преступной деятельности, а потакая ей и наживаясь на этом.

Кому же еще так яростно противостоят Костылевы, кого они пытаются унизить и задавить своей властью? Живет у Костылевых Анна, большая «терпеливица». Она смертельно больна. Это добрый и несчастный человек.

Ее муж, Клещ — слесарь с малых лет — толь­ко и мечтает о смерти жены, чтобы побыстрее поки­нуть ночлежку. Он всю жизнь Анну бил, нет у него к ней сочувствия и теперь. Босяки удивляются Анне: «И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?».

Нече­го ей на это сказать, кроме горьких слов признания: «Побои… обиды… ничего кроме — не видела я… ниче­го не видела!». «Жена твоя зачахла от твоего злодей­ства»,— упрекают Клеща ночлежники, но едва ли до него уже можно достучаться.

Обратите внимание

Думая о прежней жиз­ни, Анна не находит в ней ничего утешительного. Она не помнит, когда сыта была, когда надевала на себя что-либо, кроме отрепьев. Суровой жизнью раздавле­на судьба этой обездоленной женщины.

Слесарь Клещ почитал ночлежку лишь временным своим пристанищем. Он надеялся, что упорный чест­ный труд спасет его, выведет на честную, прямую, счастливую дорогу.

Сначала он даже презрительно от­носился к ночлежникам, считая себя выше их, дос­тойнее, противопоставляя им себя во всем. Но планы Клеща неосуществимы. У него нет работы, продан весь инструмент, его одолевает бессилие.

Вопреки своим устремлениям, Клещ вынужден стать обычным обитателем трущобы.

Опустился на самое дно жизни и Сатин, который, еще когда был мальчишкой, служил на телеграфе, в детстве он много читал, а вот теперь прозябает в пол­ной нищете, не сумев применить во взрослой жизни приобретенные умения. Они еще как-то напоминают о себе, хвалебным словцом появляясь в речи героя. Желая и в чужих, и в своих собственных глазах ка­заться выше, Сатин употребляет то замысловатые, то иностранные слова.

Проститутка Настя мучается от насмешек ночлеж­ников. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — иронич­но кричат они ей вслед.

Вынужденная ради куска хле­ба продавать свое тело, эта молодая девушка верит в существование роковой любви, читает любовные ро­маны и воображает себя их героиней.

Это единствен­ное, что согревает ее изнутри, что придает ее жалкому существованию хоть какой-то смысл. У Насти нико­гда не было ни родителей, ни семьи, не знала и не зна­ет она ни настоящего тепла, ни ласки, ни заботы.

Обитает у Костылевых и Бубнов, бывший скорняк. «Руки у меня были такие желтые — от краски: меха подкрашивал я…» — говорит он, вспоминая прошлую жизнь. Узнав об измене жены, Бубнов хотел убить ее, но вовремя спохватился и, не предприняв ничего, по­шел в ночлежку.

Важно

Пожалуй, самым страшным и резким было паде­ние на дно Барона, опустившегося дворянина и быв­шего чиновника в казенной палате. Ночлежники го­ворят Барону: «… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал». Да, наверное, было, а те­перь он лежит с ними на соседних нарах.

Безутешно вспоминает Барон свое прошлое: «при Николае Пер­вом дед мой, Густав Дебиль… занимал высокий пост-Богатство…. сотни крепостных., лошади… повара…». Сытая жизнь и сейчас в Бароне дает о себе знать: он высокомерно разговаривает с Лукой, резко высказы­вается о других ночлежниках.

Актер, некогда ведавший звук аплодисментов и имевший, наверное, поклонников, спился и тоже по­пал к Костылевым. Он опустился до того, что забыл свое любимое стихотворение.

А ведь когда-то он отли­чался великолепной памятью, в чем он сам признается ночлежникам. Причину своего беспамятства Ак­тер не скрывает. «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня…

была хорошая па­мять»,— говорит он.

Попавшие к Костылевым принадлежат к разным слоям общества, но их сближает общая судьба, участь отщепенцев общества. Все они равны в своей нищете и полном бесправии.

Самое страшное, что никому не удается выбраться из ночлежки, потому что так уст­роена окружающая босяков жизнь и потому что сами ночлежники лишены чувства социального бунтарст­ва. Настоящее ночлежников беспросветно, пусто, ужасно, а будущего у них нет.

Все лучшее, если оно, конечно, было у обитателей «дна», в прошлом, а «в ка­рете прошлого — никуда не уедешь». Живя в ночлеж­ке, бывшие работяги, дворяне, артисты меняются. В их речи уже по-хозяйски себя чувствуют бранные и жаргонные выражения.

И удел ночлежников — ка­титься все дальше и дальше вниз. Унизительно низ­кий уровень жизни разрушает человеческую лич­ность, раздавливая ее своим прессом и порождая не только социальные, но и нравственные проблемы.

Совет

На миг освещает светом надежды жизнь Костылевской ночлежки внезапно появившийся и так же вне­запно ушедший странник Лука. Но ни у кого из бося­ков не находится сил, чтобы, воспрянув, начать борьбу за свое «я», за возвращение к нормальному человече­скому существованию. Актер, трезво посмотрев на жизнь, кончает ее самоубийством, Пепел попадает в тюрьму и остальных нищих ждет не лучшая участь.

Горький, создавая пьесу, стремился обратить вни­мание современного ему общества на то, как остро сто­ят в нем социальные проблемы, как в нем унижен и бесправен порой человек. Драматург подчеркивал, что жизнь требует коренных изменений, что только после них слово «человек» зазвучит действительно гордо.

Источник: http://5litra.ru/soch/245-socialnaya-problematika-pesy-m-gorkogo-na-dne.html

Внешний и внутренний конфликты в драме «На дне» — Сочинение по произведению М. Горького «На дне»

Драматургия М. Горького занимает особое поприще в русской драме. В начале XX века Горький обратился к театру и стал продолжателем традиций русской драматургии XIX века.

Возлюбленный считал, что основная цель драмы заключается в изображении «человека и народа», влияния судьбы получи формирование человеческой личности. В то же время драматургия Горького тяготеет к жанру философской драмы.

Особенно выразительно эти черты драматургии Горького отразились в его следующий пьесе «На дне», написанной в 1902 году.

В этой пьесе Ж постарался соединить реальные человеческие судьбы и отвлеченные философские убеждения.

Поэтому за внешним конфликтом пьесы про-слеживается душевный конфликт, который и является основным в действии, позволяет паче глубоко понять характеры героев, а также помогает автору открыть основной смысл пьесы. Внешний конфликт связан с любовным треугольником (Пепел — Наташа — Костылевы).

Так это лишь фон для развития внутреннего образ действий, основанного на философском конфликте (Сатин — Лука — ночлежники). Как внутренний конфликт оказывается основой драматургического действия.

И сей конфликт во многом основан на раздумьях ночлежников о Человеке. С чего же именно эта тема так трогала Горького? Писателя пушкой не разбудишь волновали мысли о том, кто такой Человек и каким некто должен быть.

В своем письме к Чехову он заметил: «Нужно вестись извергом добродетели, чтобы любить, жалеть, помогать населять дрянным мошкам с кишками, каковы мы. И тем маловыгодный менее все-таки жалко людей». И в то но время в Горьком жила неистребимая вера в человека, в силу его духа. «Я отнюдь не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека.

Спирт — все». Размышления о человеке, о его сущности, о духе и нравственности человека и легли в основу внутреннего конфликта пьесы «На дне». В пьесе запечатлено, дай вам частичное, несмелое, пробуждение человеческой души.

Бойкий для слово Бубнов выявляет общую особенность, говоря о себя и других ночлежниках: «…все слиняло, один голый засранец остался». Может, именно в силу своей «облинялости» босяки тяготеют к каким-так общим понятиям.

Обратите внимание

Автор пишет о «философах поневоле», о несчастных людях, в которых ещё раз жива мечта на более светлое будущее.

Трудом хочет лечь трупом успеха Клещ, Настя ищет спасения в любви, Нюра обращается к Богу, Наташа ждет героя. В неловких суждениях босяков заключены ответы получай сложнейшие вопросы о природе человека о его горькой судьбе с наивными надеждами возьми радость. В пьесе есть и другой тип героев. Бубнов, Сатин, Магнат смирились со своим положением шулеров, равнодушны к преступлениям.

Так именно они глубоко судят о жизни и бессознательно тоскуют соответственно воле и правде. В них заключен природный ум, безысходный на бездействие. Начало внутреннего действия начинается с появлением в конце II акта старца Луки.

Луконя — незаурядная личность, он умен, у него громадный знание и острый интерес к людям: «Понять хочется дела человеческие».

Подле этом он хорошо видит не только заблуждения, а и светлые стороны человечества: «Люди-то? Они — найдутся!

Они придумают! Идти навстречу чему только им надо, уважать надо». Такова расположение Луки.

Но он пассивно ждет блага, без выражения взирая на конкретные несчастья. Он готов встретить любой вариант жизни и приспособиться к нему.

Помощь, которую некто оказывает некоторым ночлежникам, также является своего рода прилаживанием к их нуждам.

Важно

Краткие диалоги Луки с босяками, переплетаются, повторяются и придают пьесе напряженное внутреннее перемещение, растут призрачные надежды людей. Но когда происходит катастрофа их иллюзий, старик просто незаметно исчезает.

Хотя последнее действие раскрывает все последствия пережитого, таково как, по выражению Сатина, Лука «проквасил нам сожителей». Вот то-то и оно брожение ленивых мыслей босяков больше всего и интересует Горького. Благодаря) (этого в последнем действии с особой силой и поднимается вопрос о Человеке. Грешно, конечно, сказать, что в последнем акте герои становятся другими.

Без усилий они все представлены в момент краткого болезненного раздумья, которое, тем не менее, ничего не изменит в их жизни. Но сие ни в коем случае не снижает значения их слов, (на)столь(ко) как они давно копились в их душе.

Особенно сие относится к словам Сатина о Человеке.

Сатин верно расценил согласие Луки с сущим, но сделал противоположные выводы: «Все — в Человеке, однако для Человека! Существует только «;Человек, совершенно же остальное — дело его рук и его мозга».

Читайте также:  Пейзаж и его роль в рассказе челкаш горького сочинение

14 хоть для Сатина все его сожители «тупы, что кирпичи», он отстаивает их возможности и человеческое ценность. Речь Сатина о Человеке — это гимн человеческим возможностям.

Спасительная вымысел лишь усугубляет иллюзии, а жизнь все равно вытащит открыто отвратительную правду, которая станет еще невыносимее и страшнее. Чего), по мнению Сатина, нельзя жить ложью и прошлым.

Напересечку сострадательного гуманизма Луки Сатин выдвигает свою правду о Человеке: «Надо иметь слабость человека!

Совет

Не жалеть, не унижать его жалостью». Спирт осуждает утешительную ложь Луки: «Ложь — религия рабов и хозяев… Так оно и есть — Бог свободного человека». При этом Сатин понимает, какими судьбами эти слова относятся не к конкретны обитателям ночлежки, бесцельно как они не способны бороться за себя и свое важность. Для него Человек — это все люди получи земле.

В этом и заключается основной гуманистический нравственный предназначение пьесы. Жизнь порой бывает так жестока к человеку, что-нибудь заставляет его унижаться и подчиняться. Но изначально человечек был создан как высокое и гордое создание.

В ему под силу изменить мир.

Источник: http://sochbox.com/vneshnij-i-vnutrennij-konflikty-v-drame-na-dne-sochinenie-po-proizvedeniyu-m-gorkogo-na-dne/

Социально философский конфликт — основа пьесы Горького «На дне»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Пьеса М. Горького «На дне» — яркий пример реалистического произведения. Писатель уже отказывается от романтических тенденций, которые были свойственны его творчеству.

Реалистическое начало привлекает писателя, он много внимания уделяет социально-философским конфликтам. Самого Горького можно назвать одним из самых талантливых писателей своего времени. Он блестяще изображал человеческие характеры, у нас нет ни малейшего повода усомниться в их правдивости.

Не менее ярко Горький изображал быт, на фоне которого разворачиваются события. Быт у Горького — это не просто совокупность различных деталей в описании обстановки. Нет, быт приобретает особое значение, разрастается до глобальных размеров. Не случайно быт и бытие — слова одного корня.

Условия жизни, в которых довелось жить человеку, обязательно влияют на его характер и мировоззрение.

Пьеса «На дне» очень интересна прежде всего своими героями. Это типичные обитатели «дна», как и сказано в самом названии. Жизнь всех обитателей ночлежки сложилась далеко не лучшим образом. Ничего хорошего, светлого, радостного у них нет. Эти люди занимают самую низшую ступень социальной лестницы.

Они не питают иллюзий относительно своей жизни, напротив, осознают беспросветность своего существования. Особенность пьесы «На дне» в том, что в ней нет завязки и развязки, что, в сущности, противоречит данному жанру. Нет в пьесе и основного сюжетного конфликта. Но есть конфликт социально-философский. И раскрывается он не в действиях, а в разговорах.

Именно разговоров в пьесе намного больше, чем действий. Можно даже сказать, что действий как таковых практически нет.

Обратите внимание

Мы хорошо понимаем философию всех обитателей «дна». Они не скрывают своих убеждений. Ограниченность, убогость, ничтожность их характеров очевидна. Обитатели «дна» жестоки по отношению друг к другу. Ни сочувствия, ни уважения, ни даже дружеских привязанностей мы у них не видим. Такая фраза, как «дура ты, Настька…

» выглядит для них чем-то само собой разумеющимся и вполне нормальным. Обычное человеческое сострадание чуждо героям пьесы. Умирает жена Клеща, но никто не пытается сказать несчастной хотя бы доброе слово. Все герои произведения жестоки как к себе, так и к окружающим. И несчастны в этой жестокости.

У каждого героя своя правда, или же, наоборот, ее отсутствие.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Клещ говорит: «Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она — правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?..

За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя… вот она правда!.. Говорите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду…

будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!» Социальные противоречия порождают такое отношение к жизни. У Клеща нет ничего — ни работы, ни пристанища, ни будущего. Ему не нужна правда, он не видит смысла в своей жизни.

Носителем иного философского начала является Лука. Он не пытается искать правды, ему достаточно веры в Бога. Такое мировоззрение дает возможность старику мириться с тяготами жизни.

Пьесу «На дне» можно трактовать двояко. С одной стороны, произведение можно трактовать как предвестник революции. Именно такое восприятие было традиционным совсем недавно. На пьесу смотрели сквозь призму социальных преобразований.

Несчастные обездоленные люди считались носителями революционных идей. Ведь их жизнь была очень плохой, а революция могла принести что-то хорошее.

Революция повлекла бы за собой социальные изменения, что благотворно сказалось бы на обитателях «дна».

Важно

Теперь такая трактовка произведения уже не кажется однозначной. Ведь Горький не использует прямые призывы к революции. Он лишь показывает несчастных обездоленных людей. У них нет ни сил, ни желания что-то изменить в жизни. Если же попытки и предпринимаются, как например, у Актера, то они все равно оказываются бесполезными. У обитателей «дна» нет никаких нравственных ценностях.

Они замкнуты на себе, их не интересуют окружающие люди. Они издевательски смеются друг над другом, как будто не понимают, что тем самым унижают самих себя. Общество отвергло всех обитателей «дна», в них нет нравственного начала, которое могло бы стать опорой для дальнейшего возрождения. Изгои общества не способны возродиться, их удел — дальнейшая деградация.

Споры о жизни, которые ведут герои пьесы умозрительны и абстрактны. Они не знают настоящей жизни, потому что она прошла мимо их. Им неведомо прекрасное, возвышенное, чистое и , светлое. Горький называет героев пьесы «бывшими людьми». И говорит, что произведение стало итогом его «почти двадцатилетних наблюдений за миром «бывших людей». У автора нет сочувствия и симпатии к своим героям.

И у тех нет высоких стремлений. А любые попытки спасти свой внутренний мир в лучшем случае могут быть уходом в мир грез и иллюзий. Настя читает любовные романы, чтобы не замечать убогость реальной жизни. Отсутствие высоких стремлений обнажает убогость и деградацию босяков, обитателей дна.

На их примере Горький показывает, что безыдейность, безволие никогда не может принести положительных результатов. Жизнь обитателей «дна» лишена смысла, и будущего у них нет.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/socialno-filosofskij-konflikt-osnova-pesy-gorkogo-na-dne/

Сочинение на тему: социальный конфликт в пьесе «На Дне»

Социальный конфликт в пьесе «На дне» обсуждается критиками и читателями уже не первое десятилетие. За это время сменилось несколько поколений. Каждое из них видит произведение через призму своих реалий, приходя к новым, порой, непонятным предшественникам выводам.

Как же воспринимают «На дне» представители 21 века? Людям эпохи высоких технологий, понятна и близка тема, раскрытая Горьким. Человечество достигло многого – летает в космос, изобрело ядерное оружие, мобильные телефоны и интернет. Однако и в наше время есть «дно», на котором барахтаются люди, «упавшие за борт» и зачастую не имеющие ни единого шанса выбраться.

В произведении Максима Горького в грязной, темной, замызганной ночлежке встречаются разные люди. Кто-то из них прежде имел хорошую работу, друзей, семью. Однако оступился и упал на «дно». Другие родились в среде «отщепенцев» и не знают иных реалий.

Однако все они – люди. У каждого есть душа, чувства, мысли. Например, у Актера, когда-то блиставшего на сцене, но спившегося, у умирающей от тяжелой болезни Анны, у любящего весь мир и желающего его «обогреть» Лукию. Своя печальная судьба имеется у всех остальных персонажей. Однако до них никому нет дела.

Люди, считающие себя нормальными, состоявшимися и успешными, относятся к обитателям «дна» с презрением и брезгливостью. Как к грязному жалкому скоту, для которого и такая ночлежка – роскошь. И это отчетливо прослеживается в поведении Костылева, хозяина заведения, возомнившего себя большим господином.

Совет

Не лучше ведет себя и полицейский Медведев, поддерживающий власть товарища. Унизить, пнуть того, кто упал, плюнуть в него – для них чуть ли не дело чести. «Нормальные» считают, что это – не люди, сброд.

Социальный конфликт в пьесе горького на дне становится очевиден, когда понимаешь, что по сути своей обитатели ночлежки ничем не отличается от тех, кто живет в пышных хоромах и ездит в шикарных каретах. Жизнь так называемых «отбросов» изобилует тем, что присуще любому обществу.

В них есть любовные интриги, зависть, ревность, а также страсть и философские беседы со спорами. Если переодеть этих грязных людей в платье поприличнее – они вполне могут сойти за дворян. Луку, Анну, Ваську, Пепла и других отличает от тех, кто «сверху» – это отсутствие надежды. Однако они остались людьми, но таковыми себя не считают.

Они не верят в перемену ситуации, и не пытаются ее менять. Опустившись на «дно», они сразу же стали в глазах окружающих чем-то вроде мерзких насекомых, которых каблуком раздавить не жалко. Человеческая душа под лохмотьями не видна.

В таком обществе – циничном, «слепом», меркантильном – шансов у споткнувшихся нет. В этом и заключается социальный конфликт в пьесе «На дне», сочинение по которой писать сложно, так как проблема актуальная и очень болезненная до сих пор.

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-socialnyj-konflikt-v-pese-na-dne.html

Своеобразие конфликта и композиции пьесы «на дне»

Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».

Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. Драматизм произведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающего отношения человека со средой, с обществом.

Кроме того, драма, как правило, характеризуется завуалированностью авторской позиции. Хотя может показаться, что материал пьесы слишком тяжел для восприятия, однако реализм конфликта, отсутствие нравоучения и являются достоинствами истинно драматического произведения. В горьковской пьесе присутствует все вышеперечисленное.

Обратите внимание

Интересно, что «На дне», пожалуй, единственная книга Горького, где нет открытого дидактизма, где читателю самому предлагается сделать выбор между двумя «правдами жизни» – позициями Луки и Сатина. Среди особенностей пьесы назовем наличие в ней сразу нескольких в разной степени выраженных конфликтов.

Так, присутствие среди героев людей разных слоев общества обусловливает развитие социального конфликта. Однако он малодинамичен, так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чем у ее обитателей.

Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань: каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на «дно» жизни.

Развитие любовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, в которые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел без малейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящему высокого чувства к Наташе.

Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни. Но зависть старшей сестры мешает благополучному исходу этой любовной истории.

Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева.

Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец. Автор показывает, что на «дне» нет места истинным чувствам.

Философский конфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странника Луки, который приносит новый взгляд на мир обитателям «дна».

Важно

В противоречие вступают две жизненные позиции: ложь во спасение и правда без прикрас. Что же оказывается нужнее людям?

Лука проповедует жалость и сострадание, он вселяет надежду на возможность иной, лучшей жизни. Те герои, которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше.

Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему.

Читайте также:  Счастливая семья - сочинение

Он как бы дает толчок к началу новой жизни, но дальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил? Всегда ли иллюзии могут стать поддержкой в трудностях? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человеку нужна правда, какой бы жестокой она ни казалась. Все философские мысли в пьесе высказываются героями в прямых диалогах и монологах. Из уст Луки звучит: «Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Сатин же изрекает: «Ложь – религия рабов и хозяев…

Правда – бог свободного человека!» Да, очень привлекательны для нас восклицания о том, что «существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Авторская позиция в драматическом скрыта.

Горький не дает прямой оценки слов своих героев. Правда, в другом своем прозаическом произведении «Жизнь Клима Самгина» автор говорит о том, что мы любим людей за добро, которое мы им сделали, и не любим за зло, принесенное им. Когда человека обманывают, скрывают он него что-то, ему, конечно, приносят зло, так как лишают права на информацию и, следовательно, на объективно сделанный выбор.

С этой точки зрения, философия Луки не может быть спасительной, его жалость и сострадание не тождественны любви к человеку. Но и Сатин бессилен помочь обитателям ночлежки, так как ему не за что уважать даже себя, на самом деле, он не видит человека в себе, его слова не подкрепляются действием. В этом общая трагедия всех героев. Слова и мечты повисают в воздухе, не найдя опоры в самих людях.

В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы.

Совет

Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей, оказавшихся на «дне», увидеть их собственную вину в случившемся и осознать тщетность помощи тому, кто сам к ней не готов. Неоднозначность и многоплановость пьесы связаны с глубиной поднятых проблем.

Нельзя видеть в Луке дурацкого «лукавого» старичка, который все время врет, но нельзя и идеализировать его сострадательную любовь. В то же время, Сатин, на первый взгляд, произносит свой монолог, как в бреду, в его воспаленном мозгу всплывают фразы, которых он понахватался из разных мест.

Но своим восторгом он пытается заразить народ, поднять на революцию. Хотя в его словах очевидна подмена ценностей. И может быть, этим образом Горький предупреждал нас об извечно существующей в революции подмене ценностей, в чем и заключается ее трагедия. Истинная драма всегда современна.

Актуальность пьесы «На дне» никогда не умрет, на мой взгляд, потому что при чтении или ее просмотре на сцене мы задумываемся о вечных проблемах выбора своего пути.

Сегодняшний пафос произведения, по-моему, связан с попыткой всего нашего общества подняться со «дна», понять, почему у одних получается выкарабкаться, а у других – нет. Позитивное стремление поднять голову, к сожалению, не всем удается. А кто-то и не пытается.

Это тоже жизненная философия. Таким образом, жизненность драмы «На дне» обусловлена ее правдивостью.

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/svoeobrazie-konflikta-i-kompozitsii-pesyi-na-dne/

Внешний и внутренний конфликты в драме по пьесе На дне (Горький А. М.)

Произведения М. Горького занимают совершенно особое место в истории русской драматургии. Писатель обратился к театру в самом начале XX века и стал настоящим продолжателем традиций русской драмы XIX столетия. Горький считал, что основной целью драмы является изображение “человека и народа”, отражение влияния судьбы на развитие и формирование человеческой личности.

Кроме того, в произведениях Горького присутствуют черты, характерные для жанра философской драмы. Наиболее яркое свое отражение они нашли в пьесе “На дне”, которая была написана в 1902 году.

Именно в этом произведении Горькому удалось соединить реальные судьбы людей и отвлеченные философские понятия. За внешним конфликтом произведения четко прослеживается конфликт внутренний, который становится основным и помогает наилучшим образом

Обратите внимание

раскрыть характеры героев, а, кроме того, способствует наиболее глубокому восприятию основного смысла пьесы. Внешний конфликт показан через любовный треугольник (Наташа – Пепел – Костылевы).

Но эта интрига является лишь фоном для развития действия, основанного на внутреннем философском конфликте (Лука – ночлежники – Сатин). Именно внутренний конфликт становится основой драматургического действия.

Основан этот конфликт на философских рассуждениях обитателей ночлежки о Человеке и его возможностях.

Писателя очень глубоко волновала мысль о том, каким должен быть настоящий Человек, кем он является на этой планете.

Однажды в своем письме к Чехову Горький заметил, что очень сложно любить, помогать и жалеть “дрянных мошек с кишками”, каковыми являются все люди. Но вместе с тем, в Горьком жила непоколебимая вера в Человека, а также в его силу духа.

Писатель называл Человека самым лучшим, сложным и интереснейшим существом на Земле. Авторские размышления о сущности Человека,

об его нравственности и духовном мире стали основой внутреннего конфликта пьесы.

В произведении запечатлено пробуждение человеческой души, пускай частичное, совсем несмелое. Высказываясь в резкой форме, Бубнов говорит о себе и о других ночлежниках, выражая их общую особенность: оказавшись на “дне”, люди лишаются всех атрибутов цивилизованной жизни, остается “один голый человек”, такой, какой он есть.

Важно

Может быть, именно поэтому босяков тянет к каким-то общим принципам и понятиям. Автор называет их “философами поневоле”, эти несчастные люди еще способны мечтать о более светлом будущем. Клещ хочет добиться успеха трудом, Настя мечтает о любви, как о спасении, Наташа ждет героя, Анна молится Богу.

В простых и наивных суждениях босяков скрываются ответы на самые сложные вопросы о природе и судьбе человека.

Есть в пьесе и другой тип персонажей. Сатин, Барон и Бубнов смирились с собственным положением шулеров и не стремятся что-то менять в своей судьбе. Они глубоко рассуждают о смысле жизни, тоскуют по правде и воле. Эти герои от природы наделены живым умом, но не стремятся к действию.

В конце второго акта пьесы появляется старец Лука. Это умный и незаурядный человек, имеющий громадный опыт и живой интерес к людям. Он стремится понять каждого человека, видит не только ошибки других людей, но способен разглядеть и их светлые качества. Лука не просто жалеет людей, он верит в них, искренне хочет помочь каждому.

Однако позиция Луки такова, что он готов принять любую жизненную ситуацию и приспособиться под нее. Лука пассивно ждет блага, не пытаясь исправить конкретное положение вещей.

Он предлагает ночлежникам свою помощь, которая просто помогает им приспособиться к нужде и несчастьям. Лука дарит людям призрачную надежду на то, что все само собой наладится.

Когда же происходит крах этих иллюзий, старик незаметно исчезает.

В последнем действии пьесы раскрываются все последствия пережитого. Горького особенно интересует брожение ленивых мыслей ночлежников, поэтому с особой силой в последнем действии ставится вопрос о Человеке.

Конечно, герои пьесы не стали другими в один момент, просто автор показал их болезненные раздумья, которые, между тем, ничего не изменят в их жизни.

Однако значение их слов от этого не уменьшается, ведь они так долго копились в людских душах.

Совет

Особенным образом звучат слова Сатина о Человеке. Это своеобразный гимн человеческим возможностям и достоинству. Несмотря на то, что Сатин обычно равнодушен к людям и их несчастьям, он твердо убежден, что Человек – это сильное и мудрое существо, достойное уважения.

Сатин выступает против спасительной лжи, которой пользовался Лука. Он считает, что правда – это единственный Бог свободного человека. При этом Сатин понимает, что его слова не относятся к конкретным обитателям ночлежки, ведь эти люди не способны бороться за свою честь и достоинство.

Для Сатина Человек – это абсолютно все люди на планете.

В этом заключается основной нравственный смысл пьесы. Порой жизнь бывает жестока к людям, вынуждая их подчиняться и терпеть унижение. Но изначально человек создан был высоким и гордым существом. Только ему по силам изменить мир к лучшему.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/vneshnij-i-vnutrennij-konflikty-v-drame-po-pese-na-dne-gorkij-a-m/

Готовые школьные сочинения

Янв 25 2014

Драматический конфликт в пьесе М. Горького «На дне»

СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНТИЗМА М. ГОРЬКОГО В РАССКАЗАХ «МАКАР ЧУДРА» И «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» Только красавицы могут хорошо петь,— красавицы, которые любят жить. М. Горький М. Горький вошел в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изер-гиль» являются прекрасными образцами романтизма «нового этапа».

Автор хорошо знает традиции русской классической литературы, произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, но, живя в другую эпоху, Горький создает свой особый пафос на традиционном материале. Романтические герои писателя — это много повидавшие на своем веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и герои их легенд Зобар и Рад да, Ларра и Данко.

Действие обоих рассказов разворачивается на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной осенней ночи.

Сами рассказчики, кажется, не претендуют на исключительность. Они скорее отводят себе роль мудрых созерцателей жизни, но автобиографический герой, слушающий их легенды, дает оценку самим рассказчикам и их фантастическим героям. Макар Чудра — скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность.

Даже не является абсолютной ценностью для Чудры, если потеряна воля. Радда и Лойко Зобар — герои легенды, рассказанной Чуд-рой, тоже ставят свободу выше жизни и любви.

Жертвуя жизнью и счастьем, герои не знают, зачем им нужна свобода. Воля как данность, а как ею распорядиться, герои не задумываются.

Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» в конечном итоге тяготится бесценным даром — свободой и бессмертием.

Обратите внимание

Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не могут принести счастья. Ларра воспринимает свою свободу от людских законов как наказание, так как ему не с кем разделить безграничную волю.

Постепенно автор подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его крестом, от которого нет спасения. Горький развенчивает романтического индивидуалиста.

Его себялюбие и непомерная тяга к личной свободе приводят Ларру к отторжению от общества людей.

Автор дает и положительный пример романтического героя, беззаветно преданного людям. Данко во имя любви к народу жертвует своей жизнью. «Что сделаю я для людей!? — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни».

Традиционно романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти.

Это удел избранных, они горды и бескорыстны. Людская память не может окупить их гибель, и лишь легенда воспевает имя Данко, подобно былинному герою. Изергиль, рассказавшая эту легенду, сама погружается в романтичность. Она уверена, что оставила след в людских сердцах. Но автобиографический герой развенчивает и ее, показывая бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини.

Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Таким образом, Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает ореол загадочности и притягательности — в этом особенность и новаторство его романтического наследия.

Важно

Ранние рассказы Алексея Максимовича явились яркой страницей в его творчестве и в классической русской литературе в целом.

Красота и свежесть авторской речи завораживает, заставляет задуматься о смысле бытия А фраза Изергиль «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам» стала на долгие годы абсолютной истиной.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Драматический конфликт в пьесе М. Горького «На дне» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/dramaticheskij-konflikt-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector