Сочинение медведев в пьесе на дне горького

Люди дна: характеры и судьбы ( по драме Горького М. «На дне» )

Драма М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. Персонажи этой пьесы — люди, которые в результате социальных процессов, происходивших на рубеже веков, оказались выброшенными на самое дно жизни.

Социальный конфликт присутствует в пьесе прежде всего в виде противостояния между хозяевами ночлежки Костылевыми и ее обитателями. Костылев предстает в глазах ночлежников богатеем, который думает только о деньгах, стремится запросить как можно больше за место.

При этом Костылев строит из себя набожного человека и свято верит в то, что лишние деньги, полученные от обитателей ночлежки, он употребит на благое дело. «Я на тебя полтинку накину, — маслица в лампаду налью… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…», -вкрадчиво говорит он Клещу.

Обратите внимание

Однако сами ночлежники добрее и отзывчивее Костылева: Актер помогает умирающей Анне, Васька Пепел искренне любит Наталью. А Костылев уверен, что «доброту сердца» нельзя равнять с деньгами ни в коем случае, о чем он втолковывает Актеру: «Доброта — она превыше всех благ.

А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, ты должен мне его возместить…»

Василиса, жена Костылева и хозяйка ночлежки, любит показывать свое превосходство над ночлежниками. Якобы следя за порядком в комнатах, она грозится вызвать санитаров, которые «придут да штраф наложат», а она после этого выгонит всех обитателей ночлежки. Но ее превосходство и власть — мнимые, о чем ей, после ее гневной тирады, напоминает Бубнов: «А чем жить будешь?»

Таким образом, между хозяевами ночлежки и их постояльцами нет практически никакой разницы. Костылев покупает у вора Васьки Пепла краденые часы, у его жены Василисы был роман с тем же Васькой.

Поэтому конфликт между Костылевыми и ночлежниками имеет под собой не столько социальную, сколько нравственную основу: ведь Костылев и его жена — люди без сердца и совести.

Василиса подговаривает Ваську Пепла убить Костылева, который, по ее словам, мучает ее и ее сестру. Пепел осуждает ее: «…души в тебе нет, баба».

Полицейский Медведев, дядя Василисы и Натальи, тоже совсем не похож на сурового представителя закона. Он жалуется на свою беспокойную службу, жалеет, что надо постоянно разнимать драчунов: «Давать бы им бить друг друга свободно, сколько каждому влезет…

стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше». С ночлежником Бубновым он приходит играть в шашки, а торговке пельменями Квашне предлагает выйти за него замуж. В пьесе «На дне» стираются социальные различия между всеми героями.

Понятие дна расширяется и захватывает всех действующих лиц, а не только обитателей ночлежки.

Важно

Каждый из героев, оказавшихся на дне, пережил в прошлом свой конфликт с обществом. Актера в ночлежку приводит пьянство, он признается, что «душу пропил». Из-за этого Актер теряет веру в себя и свой талант. Только с приходом в ночлежку Луки, чудного старичка, которому удается вернуть многим ночлежникам веру в будущее, Актер вспоминает свое имя «по сцене»: Сверчков-Заволжский.

Однако в ночлежке у него нет имени, как нет ни прошлого, ни будущего. Хотя Актер постоянно цитирует строчки бессмертных пьес, он перевирает их слова, подстраивает их под ночлежную жизнь: «Напьюсь — как… сорок тысяч пьяниц…

»(измененная строка из «Гамлета»), Свою жизнь Актер кончает самоубийством, будучи не в силах противостоять гнетущей и засасывающей, обезличивающей реальности дна жизни.

Изредка вспоминает о своей прошлой жизни шулер Бубнов. Раньше он был скорняком, «свое заведение имел». Его жена «связалась» с мастером, «ловкачом», по признанию самого Бубнова, и большим драчуном. Бубнов задумал убить жену, но вовремя ушел, спасшись от каторги.

Но в том, что сейчас ему приходится вести такой образ жизни, Бубнов винит не коварную жену, а себя: свои запои и леность. Он с удивлением смотрит на свои руки, которые, как ему казалось, никогда не отмоются от желтой краски, и видит, что теперь они просто грязные.

Если раньше руки были отличительным знаком его профессии, то теперь он всецело принадлежит безликому братству ночлежников, о чем говорит сам: «Выходит — снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!»

Сатин, когда был мальчишкой, работал на телеграфе. Барон был настоящим аристократом, учился, «носил мундир дворянского института», а потом попал в тюрьму за растрату. Вся жизнь барона предстает перед читателями как смена нескольких костюмов, нескольких масок: от дворянского мундира, халата, фуражки с кокардой до арестантского халата и одежды ночлежника.

Вместе с этими героями под одной крышей живут шулер Сатин, вор Пепел, гулящая девица Настя, рыночная стряпуха Квашня, Татарин. Однако в ночлежке социальные различия между ними стираются, все они становятся просто людьми. Как замечает Бубнов: «.

..все слиняло, один голый человек остался…» Социальные конфликты, определившие их судьбу, остаются в прошлом, исключаются из основного действия пьесы. Мы видим лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отозвавшихся на жизни людей.

Однако уже само название пьесы «На дне» предполагает наличие социального напряжения. Ведь если есть дно жизни, должно быть и что-то над этим дном; должно быть и стремительное течение светлой, яркой, радостной жизни. Ночлежники не надеются когда-нибудь обрести такую жизнь.

Совет

Все они, за исключением Клеща, обращены к прошлому или погружены в заботы о настоящем. Но и Клещ полон не столько надеждой, сколько бессильной злобой. Ему кажется, что он живет в грязной ночлежке только ради Анны, своей умирающей жены, но после ее смерти ничего не изменяется.

Веру обитателям ночлежки в возможность новой жизни возвращает Лука, «лукавый старец», но она оказывается непрочной и быстро угасает.

«На дне» не просто социальная, а социально-философская драма. Что делает человека человеком, что помогает и мешает ему жить, обрести человеческое достоинство — на эти вопросы ищет ответ автор пьесы «На дне». Таким образом, основным предметом изображения в пьесе оказываются мысли и чувства ночлежников во всей их противоречивости.

Горький показывает, что тем, кто волею судьбы попал на самое дно жизни, их положение не кажется трагическим, невыносимым, безысходным. То, что окружающая их среда, гнетущая атмосфера ночлежки толкает людей на воровство, пьянство, убийства, кажется ее обитателям нормальным течением жизни. Но авторская точка зрения отличается от позиции его героев.

Он показывает, что античеловеческие условия дна ведут к оскудению духовного мира человека, даже такое возвышенное чувство, как любовь, приводит к ненависти, драке, убийству, каторге. Среди обитателей ночлежки только Сатин «пробуждается» к жизни, произносит яростный монолог о величии человека.

Однако речь этого героя — лишь первый шаг на пути изменения сознания людей, попавших на дно жизни, первая попытка побороть социальные условия, давящие на свободную личность.

Источник: http://lit-helper.com/p_Lyudi_dna_harakteri_i_sud-bi__po_drame_Gor-kogo_M__Na_dne

Сочинение на тему «Пьеса «На дне» М. Горького»

…Старик! Он умница!.. Он подейство-

вал на меня, как кислота на старую и

грязную монету… Я – арестант, убий-

ца, шулер… ну, да…

М. Горький, пьеса «На дне».

Лука является одним из главных героев пьесы «На дне». Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания Луки обусловили основные черты его психологии. Одной из них является острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», — определяет свое главное желание Лука.

Отвечая на вопрос сочинения – «Лука – врачеватель душ или лжец?», я считаю, что старик, безусловно, является врачевателем душ. Лука пытается помочь Актеру, Ваське Пеплу, Наташе изменить жизнь, облегчить страдания Анны и Насти, делая все это бескорыстно, принося, хотя бы минутное, но облегчение.

Этот человек, прежде всего, добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку».

Обратите внимание

Лука не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум.

Вначале пьесы мы видим подвал, похожий на пещеру, куда не может проникнуть ни один лучик света. Эта ночлежка собрала вместе очень много разных людей. Это люди разные по своим привычкам, бывшей судьбе, характеру, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные.

Все они были вытолкнуты на «дно жизни». Эти люди утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких существ. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой.

И только благодаря Луке в сердцах ночлежников зарождается луч надежды. Поначалу он почти незаметен, но потом все более и более упрямо начинает разгораться и пробиваться сквозь мрак «дна». Старик дает всем обитателям подвала советы, как выбраться со дна жизни.

Актеру он советует лечиться от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Ваське Пеплу – забрать Наташу, которую он полюбил, и ехать работать в Сибирь. Наташе – ехать с Пеплом, так как он «парень ничего, хороший» и к тому же она ему нужнее, чем он ей.

Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, которая, несмотря на покой загробной жизни, хочет еще пожить. И всем обитателям ночлежки он рекомендует немножко больше уважать друг друга.

Лука – это личность, пытающаяся построить жизнь на вере: «Во что веришь – то и есть». «Ложь во спасение» — вот принцип, которому следует Лука. Этого странника в жизни много «мяли», но он уважает людей, даже жуликов, учит их делать добро, при этом замечает: «Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил».

Лука учит Наташу жалеть людей: «Христос – о всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» Странник рассказывает историю о том, как он пожалел двух воров и тем самым спас их от тюрьмы. «Человека приласкать – никогда не вредно…» — советует Барону Лука. Часто старик желает ободрить человека и примирить его с безрадостным содержанием жизни.

Важно

Я понимаю, что это всего лишь утешительная речь, которая может только временно успокоить человека, но все-таки она очень сильно помогает подавленным людям. Когда Васька Пепел уличает старика во лжи, Лука говорит о том, что правда не нужна, она может быть обухом для человека. Речи Луки содержат и убедительные суждения о том, что человек все может. Он уверен, что кто ищет – найдет.

Старик отмечает, что «все ищут люди, все хотят как лучше», «кто крепко хочет – найдет». После ухода старика обитатели ночлежки вспоминают его тепло. Барон беззлобно замечает, что Лука был «как пластырь от нарывов». И Сатин считает, что старик был мякишем для беззубых. По-моему Лука помог некоторым из этих людей.

Например, Анна: старик пожалел больную женщину, попытался уменьшить ее страданияИ мне кажется, это у него получилось. Анна умерла спокойно, без страха, что очень важно для многих людей.

Каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе читателя, иногда очень яркий. Вот тогда вдруг и начинаешь задумываться над тем, что дала она нам.

Пьеса «На дне» заставила меня задуматься обо всем. О жизни и смерти, о радости и горе, о предназначении человека.

Со времени создания пьесы Горького прошло много лет, но и сейчас она читается и идет в театрах, видимо, ей предопределена долгая жизнь.

«Человек – это великолепно!.. Это звучит гордо» Мне кажется, человек, какой бы он ни был, хоть самый опустившийся, прежде всего, человек. Даже брошенным на дно жизни людям, свойственны обыкновенные людские мысли, чувства, переживания. Человек, попавший на дно, так же способен любить, страдать, мечтать, имеет право на любовь, дружбу, сострадание.

По-моему, Лука в пьесе – учитель человечности. Он преподает уроки нравственности. Когда я прочитала пьесу «На дне», у меня даже не вызвало сомнений то, что Лука не врет. Лука окрыляет человека, дает ему возможность «вылететь» со дна на землю.

Советуя Наташе и Пеплу податься в Сибирь, говоря Актеру об алкогольной лечебнице, в которой тот может вылечиться, он дает оптимальный вариант выхода со «дна». В пьесе мне ближе всех странник, который бескорыстно утешает, тем самым, спасая людей.

Совет

Он не лицемер, не жестокий обманщик, он, в некотором роде, Иисус, спустившийся незаметно и ушедший незамеченным, который не только милосерден и добродушен, но еще умеет прощать людей, а это, по-моему, главное в жизни.

Лука, кроме всего этого, вселяет в «опустевшие» сердца людей надежду и веру в хорошее, спасая от духовной и физической гибели, так как без веры и надежды жить человек не может, жизнь теряет смысл. А ведь как много людей и в нашем современном мире, которые нуждаются в помощи, в Луке, который бы утешил и успокоил, вселил надежду в сердца тех, кто одинок, болен или просто стар.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-pyesa-na-dne-m-gorykogo

Готовые школьные сочинения

Ноя 16 2014

Споры о правде в пьесе «На дне»

Особенность пьесы «На дне» состоит в том, что свою правду имеют все персонажи пьесы. «У кого что болит — тот о том и говорит», — гласит народная мудрость. Все персонажи пьесы говорят о своей правде. Правда — то, что «болит» у человека. Вокруг пьесы с самого момента ее появления развернулась серьезная полемика.

Читайте также:  Сравнительная характеристика насти и митраши (кладовая солнца пришвина) сочинение 6 класс

В большинстве случаев она сводилась к выяснению того, кто прав — Сатин или Лука. Принято считать, что прав Сатин или, во всяком случае, что Горький — на стороне Сатина.

В пользу этого свидетельствует прежде всего статья самого Горького, написанная в 30-е годы, где писатель отзывается о Луке отрицательно.

Однако стоит учитывать тот факт, что мировоззрение Горького к тому моменту достаточно сильно меняется.

Воспоминания же современников, относящиеся к моменту написания пьесы, свидетельствуют о другом. Москвин: «Горький, читая слова Луки, обращенные к Анне, вытирал слезы». Лужский: «Горький симпатизировал Луке больше всех».

В 1903 году одна провинциальная газета брала интервью у Горького, где он, в частности, сказал: «Лука должен был явиться отрицательным типом, в противовес ему предполагалось дать Сатина.

Вышло же наоборот: Лука стал положительным, а Сатин очутился в роли подгудка Луки».

Итак, как бы то ни было, Лука оказывается центральным персонажем пьесы. Именно его отношения с разными персонажами пьесы помогают понять, что есть «правда» в пьесе. С точки зрения разного понимания правды можно выделить четыре типа персонажей: хозяева, пострадавшие, равнодушные и протестант Сатин. 1. Идеология Медведева, Костылева — идеология хозяев.

Обратите внимание

Ограниченная правда. «Вся земля в околотке помещается». Во всем существовании преобладает формулировка, бумажка. Главное понятие — понятие пользы.

Они символизируют враждебный человеку мир вещей. Человек для них — то, что написано в паспорте, бумажка. Главное понятие — польза («маслице в лампадку» и т. д.). Характерно, что Косты-лев — хозяин, а Медведев — защитник этого мира. Отношение Луки к Костылеву и Медведеву прямо отрицательное. Они враги.

Это видно из немногочисленных диалогов. Василиса: Пачпорт! Лука: Можно…

Василиса: Давай! Лука: Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его… Василиса: Прохожий… тоже! Говорил бы — проходимец…

все ближе к правде-то… Лука (вздохнув): Ах, и неласкова ты, мать… Или: Медведев: Как будто я тебя не знаю… Лука: А остальных людей всех знаешь?

Медведев: В своем участке я должен всех знать… а тебя вот — не знаю… Лука: А это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась… Осталось маленько и опричь него… (уходит в кухню).

2. Более сложная группа — равнодушные — Бубнов, Барон, Клещ. Они составляют как бы тре Тий полюс пьесы. О Луке они говорят — «ложь». О Сатине — «романтик». Их праведная земля — факт жизни («Человек без племянниц — не дядя»).

Их правда — правда мещанина — правда Ужа и Дятла. Это видно даже в словах. Бубнов: «Все так родятся, поживут и умирают.

И я помру и ты… &copy A L L S o c h. r u Чего жалеть?» . У ж: «Летай иль ползай, конец известен; все в землю лягут, все прахом будет…» Сохранились воспоминания актеров МХАТа о том, что при постановке «На дне» Горький просил Бубнова быть «туподумнее». Туподумие Бубнова — неспособность к смелой мысли, воспетой в поэме «Человек». Бубнов всех обдает водой: А) П е п е л: «Я ее жалею!

» . Бубнов: «Как волк овцу». Б) К л е щ: «Будь она проклята, правда эта!» Бубнов: «Здорово пущено, как в театре ра Зыграл». В) Б у б н о в (Наташе): «Гляди — сломит тебе Голову Васька».

Важно

Примеров можно найти много. Но интереснее всего рассмотреть реплики Бубнова во время рассказа о праведной земле. Лука: Знал я одного человека, который в праведную землю верил.

Бубнов: Во что-о? И так в продолжение всего рассказа. В конце: ‘ Бубнов: Все выдумки… тоже! Хо! Хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо! Бубнов сводит «возвышающий обман» до «низких истин» (Например, во время рассказа Насти о Рауле.

«Чего? Как? Караул?»). Барон равнодушен к миру потому, что весь он остается в прошлом. Прошлое — вот его правда, да и в нее никто, даже Настя, не верит.

Подобен Бубнову и Барону и Клещ. Он не хочет иллюзий: он добровольно взвалил на себя правду реального мира. «На что мне она — правда?

Чем я виноват?.. За что же мне правду? Жить нельзя… Вот она — правда!..

» Это скорее не Уж, а Ужу доверившийся. Тоже иллюзии о прошлом. Лука удерживается от частых взаимодействий с «равнодушными». 3. Гораздо интереснее взаимоотношения Луки и Пострадавших — Анны, Насти, Наташи, Пепла, Актера.

Лука проявляет к ним заботу, ласку. Интересно посмотреть, с какими словами Лука обращается к ним: матушка, браток, голубка, милая. Лука выводит Анну на свежий воздух — нет ли здесь аллегории? Деятельность Луки по отношению к пострадавшим — субъективная доброта.

4. И наконец, протестант Сатин вызывает у Луки почти восхищение. В чем же правда Луки? Правда Луки в том, что в душе каждого человека есть «праведная земля» — идея, способная утешить человека.

«Коли веришь в бога — есть он, не веришь — нет!» — вот еще одно подтверждение этого. Позиция Луки — идея сострадания, идея деятельного добра, возбуждающая веру в человека, способную повести его дальше (Актер).

Лука пропагандирует идею личного усовершенствования и даже возвышающего обмана. Важно то, что тема «праведной земли» есть в ночлежке и до Луки (женитьба Квашни, рассказы о прекрасной любви Насти, мечты о будущем после смерти Анны у Клеща).

Лука же только предлагает праведную землю другим: лечебницу — для Артиста, Сибирь — Ваське Пеплу, любовь — Наташе.

Лука уважает право человека иметь праведную землю. Больше того, он помогает ее отыскать («Я сегодня — работал, мел улицу… а водки — не пил! Каково? Вот они — два пятиалтынных, а я — трезв»). В словах Луки — призыв к уважению человека: «Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит».

«Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего». «Человек — вот правда. Он это понимал!» — воскликнет о Луке Сатин. Казалось бы странным, что при всей противоположности на первый взгляд позиций Луки и Сатина Сатин восклицает: «Старик?

Он — умница1.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» В начале IV действия Сатин и защищает Луку и выступает против него, но не вместе с Бароном.

Мне кажется, что дело в том, что Лука и Сатин сходятся в том, что «все в человеке, все для человека» , но расходятся в понимании того, какими путями надо идти к торжеству этой идеи.

Совет

Для Луки человек — каждый, а для Сатина — все люди в одном. Если любовь Луки — жалость, то Сатин более требователен к человечеству.

Он против лжи («Ложь — религия рабов и хозяев!»), а Лука сам немного раб (подметает ночлежку).

Лука — действен, Сатин — декларативен, хотя и борется своей свободой и делами (то есть бездельем). Сатин артистичен, его речь не меньше речи Актера пестрит афористичностью. Однако, провозглашая высшую правду в человеке, Сатин сам утверждает Луку — ведь именно к его праведной земле тянутся люди. Сатин — человек, который должен быть. Лука — человек настоящего.

Мы можем с полной уверенностью говорить о трагедии Луки — трагедии человека в существующем обществе. Человек, пробужденный Лукой, неизменно сталкивается с окружающим его миром. В тюрьме Васька, пропала без вести Наташа, повесился Актер. До тех пор пока люди не найдут правду, мир обречен.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Споры о правде в пьесе «На дне» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/spory-o-pravde-v-pese-na-dne/

Сочинение по пьесе Максима Горького «На дне»

После серии романтических произведений полных бунтарских идей Максим Горький создает пьесу «На дне».

Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. Тут проживают все слои общества, которых уравнивает положение отбросов общества. Возраст ночлежников различный  — здесь находятся и совсем молодые и ещё не старые люди. Однако их жизнь уже почти закончена…

В пьесе ясно обозначен социальный конфликт. Это конфликт между властью, содержателем ночлежки Костылевым, полицейским Медведевым и лишенными прав людьми. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой собственный общественный конфликт, в результате которого оказался в ничтожном, унизительном положении.

Обратите внимание

Любовный конфликт становится гранью социального конфликта, который показывает, что античеловеческие условия жизни калечат человека и даже сама любовь не спасает его, а ведет к трагедии, смерти, каторге. Например, Василиса достигает всех своих целей. Она мстит бывшему любовнику и своей сестре-сопернице.

Также избавляется от нелюбимого, надоедливого мужа, и становится единовластной хозяйкой ночлежки.

Роль Луки. У имени Лука двоякий смысл: с одной стороны это имя напоминает евангелиста Луку, что означает светлый; а с другой —  ассоциируется со словом — «лукавый» (черт). После его ухода происходит угасание веры.

У слабых героев пьесы не имелось ни желания, ни способности сделать хоть что-нибудь для осуществления собственных планов. Лука убежден, что неудачи жизни ночлежников вызваны внешними обстоятельствами. Он не винит самих героев в их неудавшейся, несложившейся жизни, чем и заслуживает одобрение со стороны ночлежников.

Они тянутся к нему. Ночлежники очень разочаровались, лишившись внешней опоры, поддержки, одобрения с уходом Луки.

Пьеса «На дне » После серии романтических произведений полных бунтарских идей Максим Горький создает пьесу «На дне». Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. Тут проживают все слои общества, которых уравнивает положение отбросов общества.

Возраст ночлежников различный  — здесь находятся и совсем молодые и ещё не старые люди. Однако их жизнь уже почти закончена… В пьесе ясно обозначен социальный конфликт: С одной стороны — содержатель ночлежки. Это конфликт между властью, содержателем ночлежки Костылевым, полицейским Медведевым и лишенными прав людьми.

Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой собственный общественный конфликт, в результате которого оказался в ничтожном, унизительном положении. Любовный конфликт становится гранью социального конфликта, который показывает, что античеловеческие условия жизни калечат человека и даже сама любовь не спасает его, а ведет к трагедии, смерти, каторге.

Важно

Например, Василиса достигает всех своих целей. Она мстит бывшему любовнику и своей сестре-сопернице.

Также избавляется от нелюбимого, надоедливого мужа, и становится единовластной хозяйкой ночлежки.

Роль Луки. У имени Лука двоякий смысл: с одной стороны это имя напоминает евангелиста Луку, что означает светлый; а с другой —  ассоциируется со словом — «лукавый» (черт). После его ухода происходит угасание веры.

У слабых героев пьесы не имелось ни желания, ни способности сделать хоть что-нибудь для осуществления планов. Лука убежден, что неудачи жизни ночлежников вызваны внешними обстоятельствами. Он не винит самих героев в их неудавшейся, несложившейся жизни, чем и заслуживает одобрение со стороны ночлежников. Они тянутся к нему. Поэтому ночлежники очень разочаровались, лишившись внешней опоры, поддержки, одобрения с уходом Луки.

На этой странице искали :

  • сочинение по пьесе на дне
  • сочинение на дне
  • сочинение по пьесе горького на дне
  • сочинение по произведению на дне
  • сочинение на тему роль бабушки в жизни алеши

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-pese-maksima-gorkogo-na-dne.html

Что есть истина? (сочинение по пьесе «На дне» Горького)

В определённых жизненных ситуациях человеку приходится выбирать между двумя возможностями, решая вопрос о том, что лучше преподнести ближнему — горькую правду или спасительную ложь. Ответ на него ищут и обитатели ночлежки Костылёвых из пьесы М.

Горького «На дне». Каждый из них предлагает свой рецепт достижения счастья, поскольку счастье, правда, истина становятся в контексте разговора словами-синонимами, а спор об истине превращается в спор о человеке, о правде и лжи.

Герои по-разному трактуют понятие правды.

У одних обитателей ночлежки преобладает её бытовое понимание: то, что есть, то и правда. Она понимается ими как факт, реальность. Такой точки зрения придерживаются «правдолюбцы» Бубнов, Барон, Квашня, Медведев, Костылёвы.

Бубнов и Барон не верят в человека, не мечтают, но верно судят о жизни, бессознательно тоскуя по правде и воле. Их природный ум обречён на бездействие, поэтому они равнодушно относятся к окружающему: «Люди все живут… как щепки по реке плывут…

строят дом… а щепки прочь… ».

Другие герои — Настя, Анна, Наташа, Актёр, Пепел, Клещ — понимают правду как мечту, идеал, справедливость. Они верят в человека, и эту веру поддерживает новый жилец ночлежки — сладкоречивый старик Лука.

Настя мечтает об идеальной любви — красивой, настоящей, чистой — и выдумывает её для себя, так как не находит ничего похожего в реальной жизни. Анна, веря в Бога, мечтает о рае — счастливой загробной жизни, так как её реальная жизнь подобна аду.

Наташа надеется на чудо, мечтает об идеальном мужчине, который был бы избавителем и героем. Она хотела бы устроить самостоятельную семейную жизнь, избавиться от тирании сестры. Актёр грезит о былой славе, надеется вернуться на сцену.

Читайте также:  Анализ произведения тургенева лес и степь

Пепел мечтает уйти в Сибирь, где ему видится вольная и праведная жизнь. Честный Клещ, не имея работы, верит в труд, успех.

В лагере «мечтателей» противостоят друг другу иллюзорная мечта и грубая реальность. Среди обитателей ночлежки выделяются милосердный Лука и внешне грубый Сатин. Кто из них прав?

Совет

С появлением Луки, который всех утешает и каждому сулит счастливое будущее, призрачные надежды несчастных растут. Но крушение их иллюзий приводит к цепной реакции трагедий. Настя и Клещ впадают в отчаяние. Анна умирает.

Едва не погибает Наташа. Актёр вешается, не выдержав правды жизни. Пепел, убивший Костылёва, в тюрьме. При появлении Луки обитатели ночлежки впервые ощущают боль по поводу загубленной жизни.

Он виноват в серии потрясений и смертей тех, кто ему так доверчиво внимал.

«Не всегда правдой душу вылечишь», — полагает Лука. Он утешает людей выдумкой, ложью. Правда, считает Лука, не нужна, ибо положение человека безнадёжно. А может быть, не так уж и плохо, что он поддерживает уже сложившуюся у каждого из героев мечту, стремится помочь каждому найти свою правду? «Во что веришь, то и есть», — убеждён он.

«Человек — вот правда», — говорит Сатин. Ложь — костыль для человека, а он настолько силён, что в состоянии встать на ноги без подпорок. Сатин верит во внутренние силы человека, в то, что он способен обойтись без поддержки извне. По логике Сатина, спасение человека — в нём самом. Человек — творец, преобразователь жизни.

Так кто же из двух философов «дна» прав? С одной стороны, можно согласиться с Лукой: вера, высокая мечта необходимы каждому человеку. Сильная вера позволяет мечте стать реальностью, правдой.

Однако прав и Сатин: только уверенность человека в собственных силах и его мужество могут изменить окружающий мир. Борись, и ты всё преодолеешь, если умеешь мечтать. Таким образом, правда Луки дополняет правду Сатина, как и наоборот.

Истина или сострадание? Ответа в пьесе нет. Да и в жизни его быть не может. У каждого свой выбор. У каждого своя правда.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/gorkij_m/chto_est_istina_sochinenie_po_pese_na_dne_gorkogo/107-1-0-1815

Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»

Нравственность — вечная жизненная ценность. О ней говорили в своих творениях А. Пушкин, М. Лер­монтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов. Не обо­шел вниманием нравственные вопросы в социаль­но-философской пьесе «На дне» и М.

Горький. Едва появившись, эта пьеса была сразу поставлена на сцене Московского Художественного театра, переведена на многие европейские языки. Спектакли по пьесе Горь­кого и по сей день пользуются популярностью в раз­ных странах.

Центром внимания драматурга в пьесе «На дне» стало сознание, мироощущение, внутренний мир лю­дей, выброшенных в результате глубинных социаль­ных процессов на дно жизни. Перед читателем во всей полноте предстают образы босяков, нищих обитате­лей ночлежки.

Обратите внимание

Нищета и скученность, в которых они живут, порождает постоянные ссоры, драки, распри между ними. И каждый пытается ударить другого по­больнее, сказать слово пообиднее, задеть за живое. Нет у ночлежников друг к другу жалости, не проявля­ют они живого человеческого участия.

Люди «на дне» теряют человеческий облик, забывают стыд и совесть. Они попирают моральные нормы, преступают законы нравственности.

Проститутку Настю, мечтающую о большой и чис­той любви, соседи по ночлежке изводят насмешками. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — кричат они ей. У Насти нет ни родных, ни близких. На всем свете она одна-одинешенька. Не выйти на улицу — значит для нее умереть с голоду.

Перестать верить в романтиче­скую любовь — значит утратить смысл жизни. Не со­чувствие к растоптанной девичьей судьбе и чести зву­чит в словах ночлежников, а злая, жестокая ирония.

Сидя в своей «пещере», в своей «тюрьме», они ожесто­чились сердцем, потеряли способность сострадать и поддерживать друг друга.

Глухи ночлежники и к горю умирающей Анны, ве­ликой «терпеливице» и горемыке, которая ничего, кроме побоев и обид в своей жизни не видела.

Они уп­рекают ее мужа Клеща: «Жена твоя зачахла от твоего злодейства», и тут же бросают в адрес измученной страданиями Анны: «Шум — смерти не помеха!». Клещ на самом деле всю жизнь издевался над Анной, он и теперь равнодушен к ее беде.

Озлобленный Клещ ждет смерти жены, надеясь выбраться наконец из ночлежки и начать без Анны-обузы новую счастли­вую жизнь.

Важно

С большим нетерпением ждала смерти своего мужа и Квашня. «Как издох мой милый муженек,… так я целый день от радости просидела: сижу и все не верю счастью своему»,— признается она.

Муж бил ее во­семь лет, и очерствела она к нему душой, возненавиде­ла самого близкого, по сути, человека. «Никого нель­зя зря бить….

бьют для порядку»,— комментирует ситуацию глупый слуга закона Медведев, вполне допускающий «разумное» насилие.

О смерти мужа грезит и Василиса, жена владельца ночлежки. Костылев вытащил ее из нищеты и сыплет без конца в ее адрес упреки. Брак, основанный на ма­териальной выгоде, не приносит счастья. Василиса имеет любовника, которого пытается уговорить на убийство супруга.

Она жаждет денег и воли, чтобы единовластно хозяйничать в ночлежке. Не задумыва­ясь, отправляет Костылева бывшего любовника на ка­торгу, не задумываясь колотит свою неприкаянную сестру. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — гово­рят окружающие. Зависть, ненависть, месть управля­ют Василисой.

Родную сестру из ревности она ошпа­ривает кипятком, каждый день избивает ее нещадно.

Васька Пепел, любовник Василисы,— вор. И вор он не в первом поколении, хотя именно Василису обви­няет Пепел в подстрекательстве к воровству. Он кра­дет чужое добро, а Костылева с удовольствием скупа­ет его у Васьки.

Сам Костылев — фигура более чем неприятная. «Кто тебя — кроме черта — любит? — говорят ему. — Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». «Нищей свиньей» зовет он жену, поедом ест Наташу, творит зло под личиной добродетели.

Совет

Костылев отка­зывает Актеру в просьбе скостить половину долга и тут же лицемерно говорит: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ».

Хозяин ночлежки рассуждает о грехе, за­ботится о масле в лампадах и тут же преступает пер­вейшие нравственные заповеди.

Ночлежники отвергают многие общепринятые ис­тины. Бубнов цинично заявляет: «На что совесть? Я — небогатый», Актер погряз в беспробудном пьян­стве, заставившем его забыть даже любимое стихотво­рение.

Бубнов, бывший скорняк, едва не убил за измену свою жену, которая предпочла ему мастера.

Барон, чей дед при Николае Первом занимал высокий пост, был сказочно богат, имел сотни крепостных, лоша­дей, поваров, опустился на самое дно и живет в ноч­лежке рядом с вором и проституткой.

Ночлежники потеряли собственные имена, теперь они называют друг друга по прилипшим навек клич­кам, а бывший артист Сверчков-Заволжский и того не имеет. Наличие кличек также выдает в героях безуча­стность и безразличие к судьбе и личности друг друга.

Всколыхнуло жизнь в ночлежке появление Луки. Он умный, тонкий психолог. Внешне бывший дачный сторож никак не влияет на жизнь ночлежников, одна­ко в их сознании начинается напряженная работа. Неизвестно откуда взявшийся странник сразу оказы­вается в центре их внимания.

В каждом из потеряв­ших самих себя героев Лука обязательно видит свет­лые стороны личности. Лукавый старик находит ключ и нехитрый подход к каждому из ночлежников. Они в свою очередь неожиданно обнаруживают в себе способность рассуждать о новой и лучшей жизни.

Обратите внимание

Ак­тер, например, заговаривает о творчестве и задумыва­ется о возвращении на сцену.

Лука, в отличие от Костылевых да и от самих ноч­лежников, отказывается видеть в босяках жуликов. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все — прыгают»,— умиротво­ренно проговаривает он.

Стариком руководит убежде­ние, что человек от природы хорош, а отрицательные социальные обстоятельства мешают ему таким оста­ваться, делают его плохим и несовершенным. Лука бескорыстен, он стремится своей проповедью досту­чаться до сердец ночлежников, пробудить лучшие, скрытые стороны их личности.

Он искренне желает им добра и счастья, подсказывает пути выхода из кри­зиса, дает веру в достижение новой, лучшей жизни.

После исчезновения старика его упрекают в том, что он дал ложную надежду, пообещал много и краси­во, а обещанное не сбылось. Но все дело не в том, что Лука не вывел ночлежников со дна жизни, а в слабо­сти и бесхарактерности героев, в их неумении, неспо­собности и нежелании преодолеть жизненные обстоя­тельства. Главное обвинение звучит не в адрес Луки, а в адрес безвольности героев.

Большой нравственной проблемой является, несо­мненно, и отношение общества к таким людям, кото­рые населяли ночлежку Костылева, равнодушие к их судьбам, потерям, к их личности.

В пьесе «На дне» Горький выступает как писа­тель-гуманист, поднявший на самые высокие ноты звучания острейшие нравственные проблемы.

Источник: http://5litra.ru/soch/247-nravstvennaya-problematika-pesy-m-gorkogo-na-dne.html

Автор и герои в пьесе М. Горького На дне (2)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Автор: Горький М.

В тысяча девятьсот втором году состоялась премьера пьесы “На дне”. Эта гениальная драма сразу обратила на себя всеобщее внимание. О ней говорили, писали, ее обсуждали, критиковали. Это был поистине триумф писателя. Эти бурные дискуссии продолжаются и по сей день, с той лишь разницей, что теперь мы знаем отношение самого автора к ней.

Если в начале своего творческого пути Максим Горький писал романтические произведения, в которых реальное переплетается с идеальным, а герои были слишком сильными, слишком красивыми и благородными, то о пьесе “На дне” такого не скажешь.

Это изображение грубой, неприукрашенной действительности, а герои ее — люди, сломленные судьбой и опустившиеся на “дно жизни”.

Важно

Пьеса эта явилась ярким изображением взаимоотношений человека со средой, со всей совокупностью не зависящих от него социальных условий.

Это опровержение пассивного гуманизма, обращенного лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, с одной стороны, и противопоставление ему, с другой стороны, гуманизма активного, можно даже сказать, революционного, возбуждающего в людях стремление к протесту, борьбе.

Поначалу этого не поняли, и Луку, которого сыграл Москвин, все восхваляли, он сделался центром внимания. “Лука должен был явиться отрицательным типом, в противовес ему предполагалось дать Сатина. Вышло же наоборот: Лука стал положительным, а Сатин очутился в роли подгудка Луки”, — писал Горький.

Так что же это такое — пьеса “На дне”? Попробуем разобраться. Действие пьесы развивается по нескольким параллельным сюжетным линиям, почти независимым друг от друга. В особый сюжетный узел завязываются отношения хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, сестры ее Наташи и вора Васьки Пепла — на этом материале можно было создать отдельную социально-бытовую драму.

Обособленно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося слесаря Клеща и его умирающей жены Анны. Действительно, на основе этой драмы тоже можно было создать отдельное произведение. Вот почему пьесу “На дне” называют социально-философской драмой. В пьесе много и других героев, но все они живут своей жизнью и собрались в ночлежке.

Итак, мы видим, что в пьесе нет единого сюжета, единого действия, нет стержня. Нет главного героя, и уж тем более — героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Внимание постоянно приковывается к разным людям.

Я думаю, этим Горький хотел показать, что нет деления на “людей” и “не людей”. Все имеют право на свою точку зрения. Заметим, что герои в основном не действуют, а говорят. Ведь именно из разговоров мы узнаем их мысли, их внутренний мир.

В то же время каждый из них несет какую-то свою философию, свою “правду”.

Действительно, слово “правда” является ключевым и чуть ли не самым главным. Оно словно пронизывает все произведение.

Совет

С самого начала пьесы развивается конфликт двух правд: правды горькой жизни, “дна” и правды “вымышленной”, той правды, которую они хотели бы видеть.

Этот конфликт ярко выражен в противопоставлении двух героев: Луки и Сатина. Чтобы понять его, надо разобраться в развитии их отношений.

Лука, этот странствующий проповедник, утешает всех, обещает всем избавление от страданий, всем говорит: “Ты — надейся!”, “ты — верь!” И говорит он это не потому, что действительно ждет каких-то перемен, он всех успокаивает, потому что знает, что в жизни героев не будет никаких перемен. Они не в состоянии что-то изменить в ней.

И Лука считает, что тяжкое бремя настоящей правды им вынести не под силу, и единственное их облегчение — мечты и иллюзии. Вся его философия укладывается в одну фразу: “Во что веришь, то и есть”. Да, ему жаль этих обездоленных людей.

В сущности же, он уверен, что правдой никогда и никакую душу не вылечишь, а можно только смягчить боль такой ложью, вымышленной правдой.

А что же Сатин? В чем его правда? Он единственный, кто по-настоящему понял Луку, но его взгляд на жизнь настолько расходится с “правдой” или даже “верой” Луки, что поневоле он начинает опровергать его слова, все еще продолжая защищать.

Читайте также:  История создания пьесы гроза островского

Сатин говорит: “Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не ждет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев…

Правда — бог свободного человека!”

Мы видим, что если позиция Луки — идея сострадания, возбуждающая веру в человека, она способна повести его дальше. Актер говорит: “Я сегодня — работал, мел улицу…

, а водки — не пил! Каково? Вот они — два пятиалтынных, а я — трезв”. В словах Луки — призыв к уважению человека: “Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит”.

“Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего”.

“Человек — вот правда, он это понимал!” — воскликнет о Луке Сатин. При всей противоположности, на первый взгляд, позиций Луки и Сатина, последний восклицает: “Старик? Он- умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…”

Обратите внимание

Мне кажется, что Сатин и Лука сходятся в том, что “все в человеке, все для человека”, но расходятся в понимании того, какими путями надо прийти к этому. Для Луки человек — каждый, а для Сатина — все люди как одно целое. Если любовь Луки — жалость, то Сатин более требователен к человечеству. И Сатин против всякой “вымышленной” правды.

Ведь всем развитием сюжета Горький хотел показать, что эта “вымышленная” правда, эта сострадательная ложь может не то чтобы помочь, а, напротив, погубить человека. Отчаявшись вылечиться, Актер кончает жизнь самоубийством. Эта жалость ничем не помогла обитателям ночлежки. Об этом говорят ремарки первого и последнего действий.

Ничего не изменилось в жизни людей, собравшихся в ночлежке, стало еще хуже.

На мой взгляд, именно этим автор хотел показать, насколько несостоятельна ложь Луки! С другой стороны, обитатели ночлежки — “ хозяева и рабы”, им не нужна “правда свободного человека”. Они слабы духом и не могут изменить свою жизнь.

Разбуженные Лукой, они вступают в конфликт с реальным миром и терпят поражение. “Вымышленная” правда Луки не выдерживает столкновения с реальностью. Да и сам Лука исчезает сразу после убийства Костылева. В его сострадании есть фальшь.

Он ушел, не принеся ничего хорошего этим людям.

Вся пьеса содержит в себе недосказанность. Пропала Наташа, Пепла должны осудить, где-то на пустыре повесился Актер. Мне кажется, что Горький в пьесе ставит вопросы, но ответов не дает. Как жить дальше? Обитатели ночлежки в растерянности. И в этом скрытом призыве изменить мир — революционность пьесы. Герои пьесы не смогли вырваться из заколдованного круга.

Пьеса заставляет о многом задуматься. Я считаю, что она является величайшим произведением в русской литературе.

Источник: https://works.doklad.ru/view/JJVWDQcMzI0.html

Горький на дне сочинение

Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. Горького всегда волновали вопросы о человеке, о любви, о сострадании. Все эти вопросы и составляют проблему гуманизма, которой пронизаны многие его произведения. Один из немногих писателей, он показал всю нищету жизни, ее “дно”.

В пьесе “На дне” он пишет о тех людях, которые не имеют смысла жизни. Они не живут, а существуют. Тема босяков очень близка Горькому, так как было время, когда и ему приходилось странствовать с котомкой за спиной.

Горький пишет именно пьесу, а не роман, не поэму, так как хочет, чтобы смысл этого произведения поняли все, в том числе простые неграмотные люди. Своей пьесой он хотел обратить внимание людей на низкие слои общества.

Пьеса “На дне” была написана для Московского Художественного театра.

Важно

Цензура сначала запретилапостановку этой пьесы, но потом, после переработки, все-таки разрешила. Она была уверена в полном провале пьесы. Но пьеса произвела на зрителей огромное впечатление, вызвала бурю оваций. На зрителя с такой силой подействовало то, что впервые на сцене показаны босяки, показаны с их грязью, нравственной нечистоплотностью.

Эта пьеса глубоко реалистична. Уникальность драмы – в том, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней не мастерами философских диспутов, а “людьми улицы”, необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими “нужных” слов.

Разговор ведется на языке бытового общения, а порой – на языке мелочных склок, “кухонной” брани, пьяных стычек.

Лука является одним из главных героев пьесы “На дне”. Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания Луки обусловили основные черты его психологии. Одной из них является острый интерес к людям. “Понять хочется дела человеческие”, – определяет свое главное желание Лука.

Отвечая на вопрос сочинения – “Лука – врачеватель душ или лжец?”, я считаю, что старик, безусловно, является врачевателем душ. Лука пытается помочь Актеру, Ваське Пеплу, Наташе изменить жизнь, облегчить страдания Анны и Насти, делая все это бескорыстно, принося, хотя бы минутное, но облегчение.

Этот человек, прежде всего, добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную “изюминку”.

Обратите внимание

Лука не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум.

Вначале пьесы мы видим подвал, похожий на пещеру, куда не может проникнуть ни один лучик света. Эта ночлежка собрала вместе очень много разных людей. Это люди разные по своим привычкам, бывшей судьбе, характеру, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные.

Совет

Все они были вытолкнуты на “дно жизни”. Эти люди утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких существ. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой.

И только благодаря Луке в сердцах ночлежников зарождается луч надежды. Поначалу он почти незаметен, но потом все более и более упрямо начинает разгораться и пробиваться сквозь мрак “дна”. Старик дает всем обитателям подвала советы, как выбраться со дна жизни.

Актеру он советует лечиться от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Ваське Пеплу – забрать Наташу, которую он полюбил, и ехать работать в Сибирь. Наташе – ехать с Пеплом, так как он “парень ничего, хороший” и к тому же она ему нужнее, чем он ей.

Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, которая, несмотря на покой загробной жизни, хочет еще пожить. И всем обитателям ночлежки он рекомендует немножко больше уважать друг друга.

Лука – это личность, пытающаяся построить жизнь на вере: “Во что веришь – то и есть”. “Ложь во спасение” – вот принцип, которому следует Лука.

Этого странника в жизни много “мяли”, но он уважает людей, даже жуликов, учит их делать добро, при этом замечает: “Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил”.

Лука учит Наташу жалеть людей: “Христос – о всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” Странник рассказывает историю о том, как он пожалел двух воров и тем самым спас их от тюрьмы. “Человека приласкать – никогда не вредно…” – советует Барону Лука.

Часто старик желает ободрить человека и примирить его с безрадостным содержанием жизни. Я понимаю, что это всего лишь утешительная речь, которая может только временно успокоить человека, но все-таки она очень сильно помогает подавленным людям.

Когда Васька Пепел уличает старика во лжи, Лука говорит о том, что правда не нужна, она может быть обухом для человека. Речи Луки содержат и убедительные суждения о том, что человек все может. Он уверен, что кто ищет – найдет. Старик отмечает, что “все ищут люди, все хотят как лучше”, “кто крепко хочет – найдет”.

После ухода старика обитатели ночлежки вспоминают его тепло. Барон беззлобно замечает, что Лука был “как пластырь от нарывов”. И Сатин считает, что старик был мякишем для беззубых. По-моему Лука помог некоторым из этих людей. Например, Анна: старик пожалел больную женщину, попытался уменьшить ее страдания.

Обратите внимание

И мне кажется, это у него получилос ь. Анна умерла спокойно, без страха, что очень важно для многих людей.

Каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе читателя, иногда очень яркий. Вот тогда вдруг и начинаешь задумываться над тем, что дала она нам.

Пьеса “На дне” заставила меня задуматься обо всем. О жизни и смерти, о радости и горе, о предназначении человека.

Со времени создания пьесы Горького прошло много лет, но и сейчас она читается и идет в театрах, видимо, ей предопределена долгая жизнь.

“Человек – это великолепно. Это звучит гордо” Мне кажется, человек, какой бы он ни был, хоть самый опустившийся, прежде всего, человек. Даже брошенным на дно жизни людям, свойственны обыкновенные людские мысли, чувства, переживания. Человек, попавший на дно, так же способен любить, страдать, мечтать, имеет право на любовь, дружбу, сострадание.

По-моему, Лука в пьесе – учитель человечности. Он преподает уроки нравственности. Когда я прочитала пьесу “На дне”, у меня даже не вызвало сомнений то, что Лука не врет. Лука окрыляет человека, дает ему возможность “вылететь” со дна на землю.

Советуя Наташе и Пеплу податься в Сибирь, говоря Актеру об алкогольной лечебнице, в которой тот может вылечиться, он дает оптимальный вариант выхода со “дна”.

В пьесе мне ближе всех странник, который бескорыстно утешает, тем самым, спасая людей. Он не лицемер, не жестокий обманщик, он, в некотором роде, Иисус, спустившийся незаметно и ушедший незамеченным, который не только милосерден и добродушен, но еще умеет прощать людей, а это, по-моему, главное в жизни.

Лука, кроме всего этого, вселяет в “опустевшие” сердца людей надежду и веру в хорошее, спасая от духовной и физической гибели, так как без веры и надежды жить человек не может, жизнь теряет смысл.

Важно

А ведь как много людей и в нашем современном мире, которые нуждаются в помощи, в Луке, который бы утешил и успокоил, вселил надежду в сердца тех, кто одинок, болен или просто стар.

Источник: http://schoolessay.ru/gorkij-na-dne-sochinenie/

Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса Максима Горького «На дне» затрагивает вечные вопросы и проблемы. Главная проблема пьесы — проблема гуманизма. Для начала нужно разобраться, что такое гуманизм. Гуманизм — это любовь и сострадание к окружающим. Некоторые литературные критики считают, что Горький в своей пьесе показал, что понятие гуманизма не так однозначно как кажется.

Попробуем разобрать проблему гуманизма с помощью одного из главных героев Луки. Лука является глубоко несчастным, обездоленным человеком. В тоже время он пытается помогать другим несчастным, утешить их, удержать от необдуманных поступков. Удивляет то, что человек, видевший много бед и не имеющий ничего, может сопереживать окружающим. В то время это встречалось редко.

Впрочем как и в наше.

Прочитав пьесу многие воспримут Луку как предателя. Но ведь он ничем не мог помочь в сложившихся обстоятельствах Пеплу. Лука простой бродяга, который не имеет даже документов.

Если бы он пришел в суд то его не стали бы даже слушать. На мой взгляд, никакого предательства Лука не совершил. Простой бродяга умел вызвать в людях жажду изменить свою жизнь.

Для этих целей он прибегал ко лжи. Это была ложь во благо.

С одной стороны, ложь не может быть оправдана, даже если она из благих намерений. Но с другой, она приносит пользу. Лука, пожалев больную женщину Анну, рассказывает ей про рай на том свете. Он хочет, чтобы она умерла счастливой, но вместо этого в ней пробуждается жажда к жизни.

Актеру Лука рассказывал о лечебницах, в которых лечат бесплатно. Этим он пытался ему помочь, но своими рассказами еще сильнее обострил боль Актера. И он выбирает смерть. Тем самим Лука является косвенной причиной смерти Актера, сам того не подозревая.

Благодаря Луке Пепел хочет начать честную жизнь. К сожалению, его мечта не осуществилась. Виной тому Костылевы. Они же недолюбливали Луку. Даже собирались выдать его полиции, чтобы поскорее избавиться от него. Сам же Лука не испытывает ни капли сочувствия к Костылеву.

Просто он не умеет жалеть таких людей.

Совет

Лука искренне сопереживает людям. Его можно сравнить со священником, которому на исповеди люди изливают душу. И он не только выслушивает, но и понимает. Именно благодаря Луке мы можем в полной мере увидеть все стороны гуманизма.

После прочтения пьесы передо мной встал вопрос о том, что все таки лучше: горькая правда или ложь из сострадания? На мой взгляд, такая ложь необходима. Она дает надежду обреченным. А пока человек надеется и верит –  он будет жить.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/04/problema-gumanizma-v-pese-gorkogo-na-dne.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector