Сочинение на тему роль родительского наставления в жизни человека

Пример сочинения по направлению «Отцы и дети»

Роль родительского наставления в жизни человека. Сочинение по направлению «Отцы и дети»

Трудно переоценить ту роль, которую играют родители в деле воспитания юного поколения. Именно в семье формируется человеческая личность, закладываются основы характера, прививаются как хорошие, так и дурные привычки. 

Большое значение для подростка, юноши и девушки имеет родительское наставление. Давая напутствие в жизнь своему ребёнку, отец или мать, по сути, формируют то жизненное правило, которому выросшее дитя будет следовать всю жизнь. 

Самое известное в древнерусской литературе произведение, в котором даётся наставление отца детям, — это «Поучение Владимира Мономаха». Это нравственные заповеди, исполненные христианской любви и смирения, законы, которым дети должны следовать всю жизнь. Мономах учит сыновей избавляться от зла в своей душе покаянием, слезами и милостыней.

Обратите внимание

Он призывает к милосердию и состраданию, к добрым делам: кормить убогих, подавать милостыню сиротам и вдовам. Великим грехом считает князь гордость, предостерегает от лжи, пьянства и блуда. Он призывает своих детей учиться, ставя в пример своего отца, который знал пять языков.

Главным пороком Мономах считает лень, поэтому надо творить добро, не ленясь ни на что хорошее. 

Эти нравственные заповеди не устарели и в наше время. Каждый родитель хотел бы вырастить своего ребёнка добрым, честным, трудолюбивым, милосердным, доброжелательным и почтительным по отношению к старшим.  Большую роль сыграло родительское наставление и в жизни героя повести А. С.

Пушкина «Капитанская дочка», не случайно оно вынесено в эпиграф произведения: «Береги честь смолоду».

Отец отправляет Петра Гринёва на военную службу не в гвардию, в Петербург, где, по мнению старшего Гринёва, Петруша ничему хорошему не научится, только «мотать да повесничать», а в Оренбург, к своему старому знакомому, в рекомендательном письме советуя держать Петра «в ежовых рукавицах».

На прощание отец даёт своему сыну такое наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду». Оказавшись на службе в глухой оренбургской степи, в Белогорской крепости, в самое смутное для государства время, когда произошло крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва, младший Гринёв с честью выполнил наказ своего отца.

Вслед за комендантом крепости Мироновым и его помощником Иваном Игнатьичем, Пётр готов был взойти на виселицу, не признав в самозванце императора Петра Третьего. Он остался верен офицерской чести, военной присяге. С честью и достоинством ведёт себя Гринёв и во время беседы с Пугачёвым.

Он не признал в народном вожде императора, отказался переходить на службу к нему, не смог дать обещания не воевать против Пугачёва, говоря, что он давал присягу императрице и должен выполнять свои офицерские обязанности. Именно честность, открытость и правдивость молодого дворянина пришлись по душе Пугачёву, и он отпустил Гринёва на все четыре стороны, как и обещал, в благодарность за подаренный на постоялом дворе заячий тулуп. 

Этот литературный пример доказывает, как велико значение родительского наставления, которое учит всегда быть верным слову, поступать по совести, не предавать Родину. 

Важно

Таким образом, проанализировав два примера, мы можем сделать вывод о том, что семейное воспитание, пример родителей, их наказы и наставления помогают детям не сбиться с жизненного пути, всегда идти по дороге добра и чести.

Источник: https://vopvet.ru/news/primer_sochinenija_po_napravleniju_otcy_i_deti/2018-10-13-7535

Егэ 2018-2019 отцы и дети: роль семьи в жизни человека, что писать в итоговом сочинении?

Именно в семье человек получает старт в успешную жизнь или … пинок. Именно в семье он приобретает лучшие свои или худшие качества, комплексы или уверенность, эгоизм или умение и желание заботиться о других, самоуважение и уважение к людям или качества мизантропа.

Образец поведения, привычки, система жизненных ценностей, потребности и интересы — всё то, из чего состоит личность, получаем мы в семье. Если приоритетным в семье является материальный интерес, а духовность на задворках, то не удивительно, что и ребёнок сделает для себя подобный выбор.

Если семья дружная и весёлая, в ней культивируются взаимные любовь и уважение, в почёте — люди старшего поколения, поощряется трудолюбие и саморазвитие, самосовершенствовани­е, а во главе всего — духовность, ребёнок возьмёт этот замечательный пример для себя на всю жизнь и свою семью будет строить на этих принципах.

Писатели, стремящиеся воссоздать на страницах своих произведений, правду жизни, не раз обращались к теме отцов и детей. Это и Тургенев, и Лев Толстой, и Пушкин, и другие мастера пера и знатоки человеческих душ.

Наверное, одним из самых ярких примеров того, как влияет семья на формирование личности ребёнка и на его дальнейшую судьбу, можно считать образ Онегина.

Эмоциональная холодность отца и отсутствие рядом с Евгением матери привели к тому, что он стал эгоистом, не восприимчивым к чувствам других.

Как написать сочинение: Роль семьи в жизни человека (Отцы и дети)?

Влияние семьи, в которой человек родился и вырос на самого человека, его мировоззрение, на семейные отношения в той семье, которую со временем создаст он сам, отрицать глупо.

Как бы поколение детей не критиковало поколение отцов, не высмеивало их консервативность, отсталость от реалий современной жизни и так далее, именно семья и семейные отношения являются одним из основных факторов, влияющих на судьбу человека.

Позволю себе привести слова российского историка Василия Осиповича Ключевского ( 1841 — 1911 ), сказанные более века назад, но не потерявшие своей актуальности и в наши дни.

Об этом родителям всегда следует помнить.

Совет!

С моей точки зрения, лучший способ воспитания детей — воспитание личным примером. Ведь если родители учат ребенка одному, а сами поступают по-другому, всех их слова, не подкрепленные личным примером, бесполезны.

Пример семьи, отношения в семье между супругами, отношение родителей к своим детям могут стать как плохим, так и хорошим примером для подрастающего поколения.

Что написать в сочинении: Роль семьи в жизни человека (Отцы и дети)? Итоговое сочинение ЕГЭ 2018-2019

Семья может воспитать в человеке как самые прекрасные качества, так и самые отвратительные.

Роль семьи в становлении человека можно проследить на примерах разных семей в романе «Воина и мир». Наташа Ростова воспитана в прекрасной семье Ростовых и сама — прекрасный человек, хоть и не идеальный, конечно. То же самое можно сказать об Андрее Болконском и его семье. И совсем противоположное мы видим в семье Курагиных.

Катерина в своей семье видит образец семейного счастья и сама стремится к такому же, но к сожалению ее мечты разбиваются, когда она оказывается совсем в другой семье, в которой жестокая деспотичная Кабаниха вырастила безвольного, слабого сына, что тоже является примером роли семьи в жизни человека.

Семья в жизни человека играет настолько огромную роль, что переоценить ее влияние вряд ли возможно. Человек, как известно, социальное существо, и его социализация начинается именно в семье.

Именно там зарождается все, из чего состоит человек, его характер, привычки, его вкусы, предпочтения, его интересы, его духовные и материальные потребности.

<\p>

Когда человек вырастает, он приносит в свою жизнь, свою новую семью все то, что он видел в детстве и чему его научили.

Конечно, не всегда это полное копирование, особенно в случае, если родители вели далеко не лучшую жизнь (так как каждый хочет лучшей жизни для себя и своих детей), но отголоски воспитания и влияния от членов семьи остаются на всю жизнь, не всегда человек осознает это.

Аргументы/примеры из произведений.

Обратите внимание

Можно вспомнить не только «Отцы и дети» Тургенева, но и «Капитанскую дочку» Пушкина, «Войну и мир» Толстого, «Куклу» Носова, «Судьбе человека» Шолохова, «Тараса Бульбу» Гоголя.

В «Капитанской дочке», например, мы видим образец доброго влияния семьи. Петр Гринев сохранил отцовские наставления и вырос человеком долга и чести.

Источник: http://faston24.ru/ege-2018-2019-ottsy-i-deti-rol-semi-v-zhizni-cheloveka-chto-pisat-v-itogovom-sochinenii/

Олимпиада 2014-2015 уч. г.: творческие работы. 10 класс

Когда человек взрослеет?

Есть ли вообще эта стадия – взросление?

Или это только иллюзия?

Что есть возраст?

Нужно ли его измерять в годах?

Или в опыте?

Или в событиях?

Или в поступках?

Вспомни, как ты чувствовал себя уже взрослым, когда

— тебе разрешили не спать днем (сначала только по выходным, а потом и по будням);

— разрешили встречать Новый год под бой курантов (а раньше в девять спать, а утром подарки под елкой);

— разрешили гулять даже в соседнем дворе (а раньше: где хочешь, но чтобы видна была из окна);

— перестали встречать из школы (правда, ключ доверили не сразу, ведь дважды ты его теряла);

— разрешили поехать с классом, а не с родителями в Севастополь (и ты сама додумалась привезти родителям подарки и выбрала их на свой вкус).

 Каким теплом согреты подобные «памятные мелочи». Но, мне кажется, это все-таки события детства. Те самые, о которых упоминает и Лев Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

А потом ты по-настоящему прощаешься с детством, начинаешь по-настоящему взрослеть. А это, по мнению Скотта Фицджеральда, «…чертовски трудная штука! Гораздо легче перейти из одного детства в другое». В чем сложность?

Первое: надо расстаться с детскими иллюзиями и увидеть мир в его достаточно суровой реальности.

И второе: надо взгромоздить себе на плечи такой неудобный и тяжкий груз обязанностей и ответственности, хотя бы за себя самого и за собственные поступки.

Это действительно нелегко и непросто. Помните, как у моей любимой Марины Цветаевой:

Звенят-поют, забвению мешая,

В моей душе слова: «пятнадцать лет».

О, для чего я выросла большая?

Спасенья нет!..

Что впереди? Какая неудача?

Во всем обман и, ах, на всем запрет! –

Так с милым детством я прощалась, плача,

В пятнадцать лет.

Ей вторит героиня прекрасного романа Сесилии Ахерн «P.S. Я люблю тебя»: «Почему люди должны взрослеть, ведь в детстве так хорошо? Как здорово, когда ни за что не отвечаешь, когда о тебе заботятся, когда не нужно ни о чем беспокоиться, потому что кто-то большой и сильный уже все решил за тебя. Какой прекрасной была бы жизнь без всех этих взрослых проблем».

Но хотим мы того или нет, а взрослеть придется каждому. Альберт Эйнштейн говорил, что никогда не думает о будущем, но оно приходит само достаточно скоро.

Как же взрослеть?

Я думаю, лучше осознанно. Если ты задумываешься о будущем, делаешь шаги ему навстречу, ты становишься взрослым.

Важно

И наоборот, отказываясь от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, ты стремишься отсрочить свое взросление.

Взрослость предполагает планирование жизни, продумывание последствий своих решений. Поэтому стать взрослым – означает четко контролировать свою жизнь, с умом распоряжаться всем тем, что она дает тебе, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.

Обидно только, что сегодняшняя реальность лишила моих ровесников вот такого бесшабашного ощущения «все нипочем», уверенности в том, что мы хозяева своей жизни, которая вся еще впереди.

Наверное, война заставила нас перешагнуть так называемый «юношеский максимализм», заставила сразу же повзрослеть.

Мы уже по-другому оцениваем себя и окружающих, мы для себя узнаём, что можно совмещать несовместимое: лгать, чтобы помогать; причинять боль, потому что любишь…

Героиня романа Маргарет Мадзантини «Рожденный дважды», Джемма, пережившая бессмысленную войну в Сараево, утверждает, что время настигает нас внезапно: «Какая-то искра попадает в нас, выжигает болью, оставляет горький след на лице». Но все же очень хочется верить, что беды временны, что тревоги и заботы, которые изнутри подтачивают нас, не покроют наши души паутиной трещин, как на стекле, в которое попал камень.

Задверняк Яна,

                 Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №49

Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?

«Не спеши взрослеть», – наставляет детей старшее поколение, что вызывает недоумение. Как можно спешить или не спешить взрослеть? Что вообще есть взросление и с чего оно начинается?

В первую очередь, быть взрослым – значит нести на себе ответственность. Это отражается и в законодательстве: когда совершеннолетний человек юридически становится взрослым, он сразу же получает ворох обязанностей.

Однако все условности реальной жизни не отразишь в законах, и поэтому взрослым может быть подросток, еще не получивший паспорта, а сущим ребенком — двадцатилетний студент. А это значит, что для того, чтобы стать взрослым, человек должен научиться принимать на себя ответственность.

Совет!

Этот процесс очень часто, к сожалению, строится на «набивании шишек» и совершении ошибок. Отсюда можно заключить, что события, которые помогают человеку взрослеть, должны подталкивать его к осознанию своей ответственности перед другими и перед самим собой.

Это может быть назначение старостой класса, просьба соседки посидеть с ребенком или просьба родителей последить за квартирой, пока они в отъезде. Это могут быть как простые, обыденные вещи, так и потрясения.

Второе, в чем заключается взросление – это смена детского мировоззрения на взрослое. Ребенок видит мир в иных цветах, для него не существует многих проблем, ему не приходится принимать важные решения и жизнь для него простая и легкая.

Читайте также:  Сочинение традиции и новаторство в комедии горе от ума грибоедова

Взрослые же, кем бы они ни были: оптимистом, пессимистом, реалистом – видят мир таким, как он есть. Отличается только восприятие.

В данном случае нельзя сказать, что повлияет на мировоззрение ребенка, переворачивая его «вверх тормашками» и заставляя взрослеть, это может быть как прочитанная книга, так и какая-то трагедия в жизни.

Для наглядности можно сравнить героев различных произведений: Васю и Валека из рассказа В. Короленко «В дурном обществе» и Митрофанушку из комедии Д. Фонвизина «Недоросль».

Несмотря на некоторую гипертрофированность образа Митрофанушки, он весьма реалистичен в качестве собирательного образа избалованных родителями детей, выросших неподготовленными к взрослой жизни. Он никогда не испытывал в чем-то нужды, всегда был сыт и с него чуть ли не «пылинки сдували».

Вася и Валек же – маленькие мальчики, но их поведение очень напоминает поведение взрослых. Вася – оставленный на произвол судьбы отцом ребенок, не знающий отцовской ласки, Валек вынужден жить в нищете и заботится о сестре.

Обратите внимание

Они не так праздны, как должны быть дети, знают цену верности, дружбе, знают, как сложна и несправедлива бывает жизнь. По сравнению с тем же Митрофанушкой они кажутся действительно взрослыми!

Можно сделать следующий вывод: процесс взросления у всех проходит по-своему, и события, подталкивающие ко взрослой жизни, для каждого свои.

Взросление может быть долгим, но равномерным, без «встрясок» и резких перепадов, а может быть быстрым и болезненным.

И что самое неприятное, что можно найти во взрослении – оно происходит независимо от желания ребенка или кого бы то ни было, оно абсолютно спонтанно.

Коврик Кирилл,

Северная ОШ I-III ст. №1 г. Снежного

Роль родительского наставления в жизни человека.

 Мне уже пятнадцать, и я стою на пороге взрослой жизни. Как сложится моя судьба, какой будет моя дорога, а главное, каким буду я? Эти вопросы, конечно же, волнуют не только меня, они же волнуют и моих родителей.

Папам и мамам всегда хочется видеть в своих детях воплощение всех лучших человеческих качеств и достижений, исполнения своих несбывшихся надежд.

С самого детства они вкладывают в своего ребёнка все добродетели, которыми обладают сами: доброту, отзывчивость, чуткость.

Я благодарен своим родителям за то, что они показывали мне с детства, как надо относиться друг к другу, к старикам и детям, вести хозяйство, уметь быть самостоятельным. Папа всегда, если что-то мастерил в гараже, брал меня с собой, и я уже в пять лет знал, что в машине есть зажигание, свечи, шаровая опора.

Он так искусно все делал, что и я полюбил его увлечение и уже неплохо вожу машину. А мама  научила меня аккуратности, умению беречь свои вещи, содержать комнату в порядке, помогать младшей сестрёнке. Я вхожу в жизнь, зная, что есть и другие ценности: чтить семейные традиции, быть достойным сыном отца-шахтёра, кавалера всех орденов «Шахтёрской славы».

В нашей семье хорошо знают свои родовые корни, и меня уже нельзя будет назвать «Иваном, не помнящим родства».  

Важно

Родители своими примерами сформировали во мне уверенность в достижении поставленной цели. Я часто в детстве слышал мамины слова: «Будешь хорошо учиться, и у тебя всё получится. Знания всегда пригодятся, в них вся сила».

И это наставление позволило мне стать одним из лучших учеников в классе. Папа менее сентиментален, он всегда говорит коротко, но точно: « Во всём нужно быть человеком! И человеком хорошим!». И я не могу уже жить по-другому.

Каждый день я подвожу итог прожитому: так ли поступил, не прошел ли мимо чего-то важного?

По-разному родители могут давать наставления своим детям, поэтому дети приходят в жизнь разные. Яркое подтверждением тому – литература. Вот родительское наставление Петру Гринёву, герою повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, даёт его отец: «Береги платье снову, а честь смолоду».

И герой из легкомысленного Петруши, благодаря совету отца, превращается в честного и благородного человека Петра Андреевича. Но есть и другое наставление: «Береги копейку», – наказывает Чичикову отец. И тогда в жизнь приходят по наставлению таких родителей бездушные, алчные люди, для которых деньги – основная ценность.

Вспоминается тут же и ещё один родительский совет из «Премудрого пискаря» Салтыкова-Щедрина, данный сыну: «Гляди в оба!».  Перед нами обыватели, всего боящиеся, ни во что не вмешивающиеся, живущие по принципу: «Меня это не касается». И сразу в памяти всплывают слова из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Не бойся друзей – самое страшное, что они могут сделать – это предать.

Не бойся врагов – самое страшное, что они могут сделать – это убить. Бойся равнодушных – именно с их молчаливого согласия происходят все предательства и убийства на Земле».

 Как точно эти слова передают симптомы  «болезни» нашего времени     – равнодушие и отсутствие милосердия.

Совет!

 Ведь людям всегда давались такие родительские наставления от старших поколений, как: любить родину, сохранять мир, братство и дружбу народов, созидать для того, чтобы сделать счастливыми всех детей на Земле! И если бы человечество об этом помнило, не было бы войн, не погибали бы люди, не страдали бы дети.

Вот и получается, что родительское наставление – основа жизни, мира и любви на Земле.

                                                         * Грамматика и авторский стиль соблюдены

Источник: http://kabruss.blogspot.com/2015/03/2014-2015-10.html

Роль семьи (родителей) в формировании личности ребенка — проблема воспитания — готовые аргументы и тезисы

Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ, в которых подчеркивается:

Проблема роли семьи в формировании личности ребенка

Проблема вляиния родителей на развитие личности человека

Проблема преемственности поколений

Проблема воспитания

Возможные тезисы:

Чаще всего дети вырастают такими же, как и их родители

Именно в семье в личности ребенка закладываются нравственные ценности и жизненные принципы

Дети перенимают от родителей, которые служат для них примером, как положительные, так и отрицательные черты

Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»

Ярким примером влияния родителей на формирование личности ребенка является комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вкладывала немалые суммы в образование единственного сына.

Она любила Митрофанушку всем материнским сердцем и чрезмерно баловала его, жалела и лелеяла без повода, не замечая недостатков сына. Ребенок, понимая свою ценность в глазах матери, пользовался своим положением.

Излишняя опека Простаковой привела к тому, что юноша вырос ленивым, эгоистичным и необразованным человеком, неспособным любить даже собственную мать.

(69 слов)

Доказательством того, что дети многое перенимают от родителей, может послужить комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова нанимала учителей для сына, хотя сама была неграмотной.

На глазах Митрофанушки она колотила слуг, оскорбляла мужа, проявляла полное неуважение к окружающим и вела себя по-хамски, или же, наоборот, льстила богатым гостям. Неудивительно, что юноша вырос таким же и вел себя грубо даже по отношению к собственной матери.

Увидев, как сын отталкивает самого родного человека, Стародум подвел итог: «Вот злонравия достойные плоды!»

(76 слов)

Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»

Проблема влияния семьи на личность ребенка затрагивается и в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин, главный герой, проявлял трепетное и бережное отношение ко всему живому.

Его сын Колька перенял от отца любовь к природе.

Обратите внимание

Когда мальчик узнал, что живодер Вовка собирается насмерть замучить щенка, он, не задумываясь, отдал свой спиннинг ради спасения животного, хоть и понимал, что больше ему такого никогда не подарят.

(66 слов)

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показывается, как похожи дети на своих родителей. Бурьянов, будучи лесничим, злоупотреблял своим положением. Вырубал лес, обдирал липы, не следил за порядком на вверенной ему территории. Не далеко отца ушел и Вовка, который за деньги провожал туристов туда, где охота и рыбалка были запрещены.

(51 слово)

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показано, что дети перенимают от родителей как положительные, так и отрицательные черты.

Егор Полушкин любил все живое, и его сын был таким же: писал стихи про бережное отношение к природе, а ради спасения щенка отдал свой новенький спиннинг живодеру.

Лесничий Бурьянов, пользовался своим положением, вырубал лес, обдирал липы, что служило не лучшим примером для его сына Вовки. Мальчик рос безжалостным и алчным шантажистом.

(71 слово)

А. С. Пушкин повесть «Капитанская дочка»

Проблема влияние семьи на личность человека затронута и в повести Пушкина «Капитанская дочка». Андрей Гринев уделял большое внимание воспитанию сына, желая, чтобы мальчик стал настоящим мужчиной.

Провожая Петрушу на службу, отец дал ему наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Возможно именно благодаря этому юноша проявлял себя с лучших сторон во время мятежа, демонстрируя отвагу, честность и жажду справедливости.

(59 слов)

Л. Н. Толстой роман «Война и мир»

Важно

Ценности семьи передаются от родителей к детям и примером этому может послужить роман Толстого «Война и мир».

В семье Ростовых, где нравственные ценности играли далеко не последнюю роль, дети: Николай, Петр и Наташа, — переняли от родителей такие качества, как открытость, честность и доброта.

В семье Курагиных, где все решали деньги, Элен и Анатоль выросли такими же корыстными и эгоистичными, как их отец.

(63 слова)

Источник: http://supersoch.ru/ege/detstvo-semya-yunoshestvo/rol-semi-roditelej-v-formirovanii-lichnosti-rebenka-cheloveka.html

Итоговое сочинение направление «Отцы и дети» примеры

Комментарий к открытому тематическому направлению Отцы и дети 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Ниже представлены реальные темы итогового сочинения 2015 г. по направлению «Спор поколений: вместе и врозь», которые полностью перекликается в направлении «Отцы и дети» :

  1. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  3. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  4. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  5. Роль родительского наставления в жизни человека.
  6. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  7. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  8. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  9. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  10. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  11. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  12. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  13. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  14. Является ли вечным спор поколений?
  15. Всегда ли ценны заветы отцов?
  16. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  17. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  18. Трудно ли быть взрослым?
  19. Какую роль в становлении личности может играть семья?
  20. Рождается ли истина в споре поколений?
  21. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  22. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  23. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  24. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  25. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  26. Что значит быть взрослым?
  27. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  28. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
  29. Родители и дети: спор или диалог?
  30. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
  31. Возможные темы сочинений:
  32. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
  33. Спор поколений — вечный или временный?
  34. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
  35. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
  36. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
  37. В чем заключается конфликт между поколениями?
  38. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  39. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  40. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  41. Почему конфликт отцов и детей вечен?
  42. Что такое преемственность поколений?
  43. Почему отцы всегда поучают детей?
  44. Почему разные поколения не понимают друг друга?
  45. Почему нужно уважать старших?
  46. К чему ведет конфликт отцов и детей?
  47. Как помирить отцов и детей?
  48. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  49. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  50. Смысл названия романа «Отцы и дети»
  51. Дети и детство в русской литературе
  52. Современные проблемы детей
  53. Любовь и дети
  54. Роль семьи в жизни человека
  55. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
  56. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  57. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).
  58. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан).
  59. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
  60. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  61. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).
Читайте также:  Характеристика и образ варвары в пьесе островского гроза сочинение

Список литературных произведений на тему «Отцы и дети» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

«Гроза», А.Н. Островский

«Война и мир», Л.Н. Толстой

«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский

«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов

«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

«Тёмные аллеи», И.А. Бунин

«Обломов», И.А. Гончаров

«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин

«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Вишневый сад», А.П. Чехов

«В дурном обществе», В.Г. Короленко

«Детство», А.М. Горький

«Расплата», В. Тендряков

«Завтра была война», Б. Васильев

«Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин

«Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов

Пример сочинения № 1 по направлению «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох.

К сожалению, людям, которых разделяет время, трудно найти общий язык, и это повторяется из века в век.

Авторы русской и зарубежной литературы писали об этой проблеме в своих книгах и рассматривали методы решения.

Тончайшую работу провел И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Конфликт поколений, изображенный в произведении, далеко выходит за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.

Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не связаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между родителями и детьми.

Во многих случаях – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь, и они имеют право на свое мнение.

Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Темы разные, а именно, пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.

Совет!

В современном обществе также можно провести параллель с романом «Отцы и дети». Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С.

Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодым необходимо эту попытку предоставить.

Но надо не забывать, что необходимо сохранять связь между «отцами» и «детьми».

О том, почему это так важно, пишет и А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка».

Петруша Гринев свято соблюдал завет отца: «Береги честь смолоду».

И эти слова не позволили ему потерять чувство собственного достоинства: когда молодой человек отвечал на клевету Швабрина, герою даже не пришло в голову прикрываться Машиным именем; даже под страхом смерти он не перешел на сторону мятежника Пугачева.

Поэтому только связь между отцом и сыном, крепко помнившим наказ родителя, не позволила переступить нравственную черту. Таким образом, обрывать «связующую нить» поколений, как минимум, глупо, потому что без опыта прошлого невозможно будущее.

Примеры ещё скоро будут подписывайтесь на обновления вконтакте.

Источник: http://helpzaochniku.ru/itogovoe-sochinenie-napravlenie-otcy-i-deti-primery/

Роль родителей в жизни детей

Когда взрослые люди становятся родителями, они стремятся сделать все для того, чтобы их дети жили счастливо, спокойно и ни в чем не нуждались.

Мать и отец создают условия для комфортного проживания, зарабатывают деньги, чтобы обеспечить детское образование, развлечения, отдых, хорошее самочувствие. Однако материальные блага — это далеко не все, что могут дать родители детям.

Кроме них есть еще духовная сторона воспитания и взаимодействия. Поэтому взрослые на протяжении жизни общаются с ребенком, поддерживают с ним близкий контакт, учат, воспитывают, направляют, воздействуют.

Осознание родительской роли помогает матери и отцу не упустить самого главного в воспитательном процессе — вырастить здорового и счастливого человека, с уважением относящегося к себе и другим, умеющего разделять добро и зло, понимающего и умного. Какую роль играют родители в детской жизни? Что в процессе воспитания особенно сильно отражается на характере и психике ребенка? Можно узнать из этой статьи.

Родители развивают самооценку

Когда ребенок появляется на свет, у него нет убеждений и принципов, опираясь на которые он мог бы формировать свою самооценку. Развитие этого процесса во многом зависит от родителей, точнее, от их отношения к малышу.

Самооценка ребенка в процессе жизни может меняться, эти изменения также зависит от того, что говорят о нем родители, как реагируют на ошибки и вредные привычки, как хвалят, поддерживают, что думают о нем и как относятся к характеру.

Ребенок растет и вместе с ним увеличивается его возможность управлять своими внутренними процессами самостоятельно. Это значит, что, взрослея, он может поддерживать и хвалить сам себя, также как ругать или испытывать чувство вины. Однако, основу самооценки в детской психике закладывают родители. Как они это делают?

  • Когда оценивают детский поступок. Если малыш разбил вазу и в ответ на это он слышит от родителей «Какой плохой мальчик! Уходи, ты мне не нужен!», то в этот момент он себя чувствует так, как сказали взрослые — плохим и ненужным. В результате этого его самооценка снижается.

В таких ситуациях не стоит оценивать личность ребенка — если попросить его впредь быть аккуратным и помочь собрать осколки, то самооценка не пострадает.

  • Когда сравнивают ребенка с другими детьми. Если родители говорят: «Петя — молодец, умный мальчик — ему только 5 лет а он уже умеет кататься на двухколесном велосипеде, а тебе 7 и ты никак не можешь научиться» — ребенок будет ясно ощущать свою несостоятельность, то, что он хуже других и его мнение о себе испортится.
  • Желая научить чему-то ребенка, не следует сравнивать его с другими, указывая на недостатки или ошибки. Вместо этого нужно поддерживать сильные стороны характера — учить кататься на велосипеде и говорить: «Ты справишься. Я верю в тебя. Ты молодец», «Сегодня у тебя не получилось, но ты будешь стараться и обязательно научишься!».
  • Слепое поклонение ребенку. Похвала ни за что. Иногда взрослые чрезмерно опекают детей, бесконечно подпитывая их внутреннюю уверенность в себе и уникальность. Часто эти слова не имеют под собой основания и причин для похвалы. В таком случае родители не способствуют тому, чтобы ребенок развивался, стремился, умел перерабатывать опыт и учиться на ошибках. Такое воспитание приводит к эгоизму, развитию нарциссических качеств личности.
  • Занимаясь воспитанием, следует придерживаться «золотой середины», когда дети понимают, что получить похвалу и поддержку они могут в случае реальных поступков, совершая которые, они старались, трудились, прикладывали усилия. Так у ребенка будет формироваться объективная самооценка — он будет знать, что не является идеальным и у него, как у всех людей, есть положительные и отрицательные стороны характера.

Учат выстраивать отношения

Дети не рождаются грубыми, агрессивными, плаксивыми, склонными к манипуляциям или роли жертвы. Такое поведение они приобретают, глядя на привычки родителей общаться.

Если мама и папа молчат и обижаются друг на друга, не умеют выстраивать диалог и разговаривать по-взрослому, ребенок быстро возьмет пример с такого поведения и будет поступать точно также.

Обратите внимание

Когда он наблюдает, что члены семьи льстят и обманывают друг друга, отзываются плохо «за спиной», то скорее всего, он будет воспринимать такое отношение в семье как норму, и взрослея, привыкнет делать то же самое.

Детям в семье следует показывать пример уважительного и доверительного отношения друг к другу. Если родители стремятся к честности и пониманию, способны поддерживать друг друга, относятся с сочувствием и теплотой, то ребенок учится такому же отношению к членам семьи и другим людям — друзьям, приятелям, одноклассникам, родственникам.

Учат детей любить

Невозможно требовать от ребенка, чтобы он понимал и любил своих близких, если в детстве он страдал от недостатка родительской любви — его не понимали, не поддерживали, не ласкали, не говорили приятных и нежных слов.

Дети могут вырасти черствыми, равнодушными или агрессивными, потому что они не знают, как это — любить и быть любимыми. Когда они чувствуют безусловную любовь, то не просто растут счастливыми, но еще и обладают возможностью дарить ее другим.

Это делает их отношения с окружающими людьми теплыми, крепкими, уважительными.

Отвечают за привычки

Сложно требовать от ребенка быть спокойным и сдержанным, если он с малых лет наблюдает, что в семье никто не умеет контролировать свои эмоции — близкие люди могут вспылить, обидеть друг друга резким словом или даже проявить насилие.

Ребенок приобретает вредные привычки в поведении очень быстро, и они становятся особенно крепкими, если он видит, что родители делают то же самое — например, ленятся, играют в компьютерные игры, являются зависимыми от алкоголя или табакокурения.

Прежде чем развивать в ребенке здоровые привычки, следует работать над развитием их в себе — заняться спортом, внедрить в семью здоровый образ жизни, перестать грубить окружающим, научиться ставить цели и достигать их.

Родители формируют ценности

Способность уважать мнение и чувства других людей, безусловная любовь, понимание потребностей окружающих, желание оказать помощь близкому — все это качества, которые многие родители хотят видеть в своем ребенке.

Однако, чтобы он вырос именно таким, нужно «вложить» в него много своих личных достоинств, во время воспитания демонстрировать общечеловеческие качества характера — те, которые особенно ценятся в кругу семьи и обществе.

Дети научатся отделять добро от зла, если взрослые будут рассказывать им об этом, показывать на собственном примере, как можно быть честным и справедливым. Ребенок научится быть хорошим другом и уважаемым человеком, если с малых лет будет наблюдать, что именно такими являются отец и мать.

На воспитание и развитие оказывают влияние как социальная среда, так и то, что происходит в семье. Иногда родительский пример, личные качества взрослых являются основополагающими — именно они создают в ребенке личность, развивают духовные ценности, на которые он будет опираться в дальнейшей жизни.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/roditeli/rol_roditeley_v_zhizni_detey/

Роман Униженные и оскорбленные. Часть 2

Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о всех своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством.

Достоевский высоко оценивает самоотверженную любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит ей счастья. Наташа страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий Наташи — не кто иной, как Алеша.

Это он оторвал ее от семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться. Он бросает Наташу и по настоянию князя женится на обладательнице миллионного состояния. Казалось бы, есть все основания для того, чтобы осудить виновника драмы Наташи Алешу. Но Достоевский этого не делает.

Важно

В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину Алеши. Рассказчик, от имени которого ведется повествование, писатель Иван Петрович, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи.

Он не видит эгоистичности поведения героя, а порой любуется, даже восхищается Алешей и склонен все низкие поступки молодого князя истолковать как безобидное проявление милой детскости. Автор заставил свою обесчещенную, обманутую героиню призывать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу.— П. П.), Ваня, —перебила Наташа…

—его судить нельзя как всех других… его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера…» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа.

Хагокество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатий.

Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» Мышкину или к Алеше Карамазову. Но такая параллель не основательна.

Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает человека безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется и в его отношении к Кате, и в его любви к Наташе.

Когда оп убеждает Наташу согласиться на его брак с Катей, в его словах заметна эгоистическая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей.

Всем ходом сюжета автор доказывает, что если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь к ней была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто не разрушил бы их счастья и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского. Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу.

Читайте также:  Характеристика и образ карла ивановича из повести толстого детство сочинение

Напротрга, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей этой идеи Наташу. Но современный читатель, чуждый христианской идее всепрощения, не может смотреть на Алешу глазами Наташи. Он судит героя по его поступкам и делам. Естественно, что наша оценка Алеши расходится с оценкой Достоевского.

Совет!

В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием очищается человек. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости.

Если в первом романе Достоевского «Бедные люди» герой Макар Девушкин резко протестовал против страданий униженных и оскорбленных, пытался вскрыть социальные причины этих страданий («По какому нраву все это делается?» — спрашивал он), то в романе «Униженные и оскорбленные» Ихменев отказывается от протеста и призывает к гордому смирению: «О! пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!» Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывом «идти рука в руку», с которым Ихменев обращается к прощенной им Наташе, Достоевский заканчивает четвертую часть романа.

Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» — главное достижение Достоевского-реалиста. Ее перекрывает другая сюжетная линия романа, получившая завершение в эпилоге — история Нелли и всего семейства Смитов.

Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина»; мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки и сводни Бубновой и всяческие надругательства от ее клиентов, — все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с еще большей социальной остротой. Именно трагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки, прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказанная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющую несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассивна. Она не может смириться и простить своих обидчиков. Напротив, она одержима жаждой мести. Ее бунт н против князя и против окружающих ее условий полой трагизма. Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» впервые так остро ставил вопрос о страданиях ни в чем не повинных детей, искалеченных условиями буржуазной действительности.

Образ Нелли — большое художественное достижение Достоевского-реалиста. От этого образа, как и от образа Неточки Незвановой (героини одноименной повести) протянется прямая линия к героине романа «Идиот» Настасье Филипповне, такой же, как и Нелли, гордой, застенчивой, предельно самолюбивой, обличающей несправедливости буржуазного мира.

Таким образом, изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просветленное смирение, и с другой — непримиримое проклятие всему несправедливому миру.

Эти два ответа наложили отпечаток и на художественную структуру романа: вся линия Ихменевых окрашена в лирические, местами в сентиментально-примирительные тона; в описании' истории Нелли и злодеяний князя Валковского преобладает обличительная палитра красок.

Между этими двумя сюжетными линиями романа — пассивного и активного протеста — есть весьма существенные связующие звенья: князь Валковский и его антипод — писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование. Валковский воплощает в себе все зло капиталистического мира.

Обратите внимание

Это — великосветский развратник, подлец, обольститель и эгоист. Он признает одно правило: «Люби самого себя!» Жизнь для него — коммерческая сделка, а люди — лишь средство для достижения корыстных целей. Князь женится вначале на дочери откупщика, присваивает себе ее состояние, а жену сживает со свету.

Вскоре он вторично женится — на дочери заводчика Смита, будущей матери Нелли, обманывает и обирает и эту женщину, а затем выгоняет ее на улицу. Своего сына Алешу князь отдает на воспитание Ихменеву, чтобы развязать себе руки. Узнав о миллионах Кати, князь прочит ее в невесты Алеше.

Деньги для этого демона наживы — мера всех вещей, символ власти; во имя денег он готов пойти на любые преступления. «Я люблю значение, чин, отель, женщин, разврат, а не идеалы в жизни», — цинично заявляет князь.

Он издевается над шиллеровской романтикой молодежи, над высокими идеалами поэтов — над всем, что не подвластно денежному интересу. Князь уверен, что «в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм». Такая концентрация пороков в одном лице понадобилась Достоевскому для того, чтобы рельефно изобразить поистине сатанинскую в те годы силу капитала, чтобы возбудить ненависть читателя к ней.

Если князь Валковский изображен как полюс зла, то полюсом добра выведен рассказчик Иван Петрович, по замыслу автора человек в высшей степени гуманный и великодушный.

В этом герое Достоевский запечатлел некоторые черты своей собственной биографии: Иван Петрович — писатель, его первый роман напоминает первый роман Достоевского «Бедные люди», а отзыв об этом романе критика Б.— отзыв Белинского о «Бедных людях».

Но Иван Петрович не только рассказчик, он — и действующее лицо романа, герой, влюбленный в Наташу. При помощи Ивана Петровича связываются все нити весьма разветвленного сюжета романа.

Как рассказчик Иван Петрович «является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий, — пишет Добролюбов.

— К нему приходит отец Наташи — сообщить о своих намерениях, за ним присылает ее мать — расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить пред ним свое сердце, к пему обращается Алеша — высказать свою любовь, ветреность и раскаяние, с ним знакомится Катя, невеста Алеши, чтобы поговорить с ним о любви Алеши к Наташе, ему попадается Нелли, чтобы выказать свой характер, и Маслобоев, чтобы разузнать и рассказать об отношениях Нелли к князю, наконец, сам князь… напивается так, чтобы высказать Ивану Петровичу всю гадость своего характера. А Иван Петрович все слушает и все записывает». Такая роль Ивана Петровича вполне оправдана. И не только его писательской профессией, по и гуманностью его натуры, во многом напоминающей натуру самого Достоевского. Столкновение Ивана Петровича с князем Валковским дает известное представление об идейном конфликте середины XIX века между добром и злом, альтруизмом и эгоизмом, хищничеством и бескорыстием. Не имея реальных возможностей активно бороться против зла, Иван Петрович усердно хлопочет о моральной помощи всем униженным и оскорбленным, он скорбит их скорбями и сочувствует их страданиям.

Важно

Несколько иная роль Ивана Петровича как героя романа, как человека, полюбившего Наташу. Создавая этот образ, Достоевский развивал свою теорию жертвенной любви, любви-альтруизма. Иван Петрович беспредельно любит Наташу.

Его самозабвение в любви доходит до такой степени, что он готов во имя счастья Наташи уступить ее Алеше.

Достоевский создает характер, который позднее в романе «Идиот» воплотится в князе Мышкине, где эта теория любви-альтруизма получит широкое обоснование.

Как же истолковать этот характер? Что в нем преобладает: сила или слабость? На этот вопрос Добролюбов отвечал вполне определенно: слабость.

Он писал: «Я признаюсь—все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только…

Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали еще нам, как идеал чего-то!»

Добролюбов откровенно высказывал свою неприязнь к герою, способному к жертвенной любви, и в этом чувствовалось веяние эпохи 60-х годов, когда развенчание безвольных дворянских интеллигентов стало одной из главных задач русской демократии.

Сам же Достоевский не считал поведение своего Ивана Петровича проявлением слабости. Наоборот, он видел в этом признак силы духа, умение человека подняться над собственным эгоизмом и совершить альтруистический акт — устроить счастье ближнего своего.

Совет!

Поэтому он искренне видел нечто идеальное в поступках Ивана Петровича и заражал этим настроением читателя.

«Униженные и оскорбленные» — специфическая разновидность жанра романа. В нем объединились признаки романа психологического с элементами авантюрно-детективного. События предельно концентрированы и происходят в максимально короткий промежуток времени.

Психологические конфликты развиваются в форме острых и напряженных диалогов.

Герои исповедуются друг перед другом, рассказывают о своем прошлом, о своих чувствах и переживаниях, раскрывают свои взгляды на мир (таковы проникновенные исповеди Ихменева, Нелли или циничные, раскрывающие характер и отталкивающие своим безобразием признания князя Валковского).

Достоевский придает также большое значение внешне-предметному окружению героев, картинам природы. Пейзаж у Достоевского всегда играет важную психологическую роль. Роман начинается символической картиной вечернего Петербурга: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту.

Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем.

Новый взгляд, новые мысли… Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Не трудно заметить, что автор соотносит картину природы со своим настроением («как будто на душе прояснеет»).

Перед тем как перейти к изложению событий, снова дается описание природы: «Но солнечный луч потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок». Однако здесь погасший луч — это уже не просто деталь пейзажа, но и предвестник какой-то беды, какого-то прискорбного события.

И далее мы узнаем о смерти одинокого старика Смита и его странной собаки. Природа у Достоевского — всегда ключ к предстоящим событиям.

После смерти Смита Иван Петрович, переехавший на его квартиру, говорит о своей грусти; как рассказчик, он сосредоточивает наше внимание на том, что «погода была ненастная и холодная», «шел мокрый снег», но к вечеру «проглянуло солнце и какой-то заблудший луч, верно из любопытства, заглянул и в мою комнату».

«Заблудший луч» предвещает появление Нелли — внучки Смита. В VIII главе четвертой части романа примирению Николая Сергеевича Ихменева с Наташей предшествует замечательное явление: раздается «довольно сильный удар грома».

Обратите внимание

Глава кончается тем, что Ихменев прощает свою дочь, а о Наташе автор пишет: «Платочек, которым она накрыла голову, сбился у ней па затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя». Природа здесь свидетельствует об очищении, возрождении души человеческой. В своей исповеди, изложенной в последующей (IX главе), Ихменев разъясняет подлинный смысл символа: «Она здесь опять, у моего сердца! — вскричал он, — о, благодарю тебя, боже, за все, за все и за гнев твой и за милость твою!.. И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас!» (курсив мой.— П. П.).

Таким образом, Достоевский не только очеловечивает природу, но и весьма искусно сливает пейзаж с действием, с портретом и характером героя.

Среди изобразительных средств, с помощью которых Достоевский создает образы героев, значительное место занимают выразительные портретные зарисовки. Обычно они сопровождаются авторской эмоциональной оценкой. Вот, например, портрет Наташи Ихменевой: «Я глядел на нее с недоумением и страхом.

Как переменилась она в три недели! Сердце мое защемило тоской, когда я разглядел эти впалые, бледные щеки, губы, запекшиеся, как в лихорадке, и глаза, сверкавшие из-под темных ресниц горячечным огнем и какой-то страстной решимостью».

Не трудно заметить, что в этом портрете отчетливо «просвечивает» внутренний мир героини.

Портрет князя Валковского передай в деталях п весьма обстоятельно прокомментирован автором: «Правильный овал лица несколько смуглого, превосходные зубы, маленькие и довольно тонкие губы, красиво обрисованные, прямой, несколько продолговатый нос, высокий лоб, на котором еще не видно было ни малейшей морщинки, серые, довольно большие глаза…

» Таковы объективные детали портрета. Далее идут развенчивающие авторские комментарии: «…все это составляло почти красавца, а между тем лицо его не производило приятного впечатления».

Тут же мы узнаем, что выражение лица князя «было как будто не свое, а всегда напускное, обдуманное, заимствованное», что «под всегдашней маской» кроется «что-то злое, хитрое и в высочайшей степени эгоистическое», что «лучи его взглядов как будто раздваивались и между мягкими, ласковыми лучами мелькали жесткие, недоверчивые, пытливые, злые».

Портрет незаметно перешел в развернутую психологическую характеристику, и в этом сила Достоевского-художника, который стирает границы между внешним и внутренним, благодаря чему «проявляет» главную черту своего героя.

Важно

Роман «Униженные и оскорбленные» предварял такие большие философско-психологические полотна Достоевского, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». Он знаменовал собой победу реалистического начала в творчестве Достоевского в 60-е годы.

«Униженные и оскорбленные» заслужили всеобщее признание читателей и прогрессивной критики, которая сумела на основании этого произведения предсказать дальнейший взлет великого писателя.

Роман оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так как пробуждал ненависть к тем, кто унижает и оскорбляет человеческое достоинство, призывал к гуманности, к воспитанию подлинного благородства.

Источник: http://www.ipoet24.ru/android/?id=d_289

Ссылка на основную публикацию