Сочинение образ отца в романе детство толстого

Образ и характеристика отца в повести “Детство” Толстого: описание внешности и характера, портрет героя

Отец Николеньки.Художник К. Клементьева

Отец главного героя Николеньки является одним из второстепенных персонажей повести “Детство” Толстого.

Отца Николеньки зовут Петром Александровичем. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика отца в повести “Детство” Толстого: описание внешности и характера, портрет в цитатах.


Смотрите: 

Краткое содержание повести
Все материалы по повести “Детство”
Имя отца Николеньки – Петр Александрович: “…Позвольте вам доложить, Петр Александрыч…”

Отец Николеньки – отставной поручик гвардии:

“…он навсегда остался отставным поручиком гвардии…”

Отец Николеньки – дворянин и помещик. Семья Николеньки владеет несколькими имениями:

“…употреблять все доходы с ее имений на Петровское (село, в котором мы жили)..”

Внешность отца Николеньки:

“…на всякий же случай поцеловал большую жилистую руку…” “…Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришептывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность моего отца…” “…Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно. Всегда очень широкое и легкое платье, прекрасное белье, большие отвороченные манжеты и воротнички… Впрочем, все шло к его большому росту, сильному сложению, лысой голове, спокойным, самоуверенным движениям…” “…Его высокая фигура в черном фраке, бледное выразительное лицо и, как всегда, грациозные и уверенные движения, когда он крестился, кланялся, доставая рукою землю, брал свечу из рук священника…”

Петр Александрович – предприимчивый, самоуверенный, любезный и разгульный человек:

“…Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула…”

Петр Александрович больше всего любит 2 вещи – карты и женщин:

“…Две главные страсти его в жизни были карты и женщины; он выиграл в продолжение своей жизни несколько миллионов и имел связи с бесчисленным числом женщин всех сословий…” “…твоя несчастная страсть к игре…”

Петр Александрович проигрывает крупные суммы в карты:

“…я догадываюсь: верно, ты проиграл очень много, и нисколько, божусь тебе, не огорчаюсь этим…”

Петр Александрович обманывает свою добрую жену, мать Николеньки. Она ему во всем верит:

“…мне кажется, что все это отговорки, для того только, чтобы ему жить здесь одному, шляться по клубам, по обедам и бог знает что делать; а она ничего не подозревает. Вы знаете, какая это ангельская доброта — она ему во всем верит…”

Петра Александровича считают благородным и порядочным человеком в обществе:

“…Я его давно знаю, и знаю за внимательного, доброго и прекрасного мужа и главное — за благороднейшего человека, un parfait honnête homme*. (*вполне порядочного человека (франц.))

Отец Николеньки умеет нравиться людям:

“…но нравиться всем без исключения — людям всех сословий и состояний, в особенности же тем, которым хотел нравиться…”

Отец Николеньки – удачливый человек:

“…он умел не только прослыть и быть человеком a bonnes fortunes*…” (*удачливым (франц.)

У отца Николеньки есть блестящие связи в обществе:

“…Конек его был блестящие связи, которые он имел частию по родству моей матери, частию по своим товарищам молодости…”

Петр Александрович – чувствительный и даже слезливый человек:

“…Он был чувствителен и даже слезлив. Часто, читая вслух, когда он доходил до патетического места, голос его начинал дрожать, слезы показывались, и он с досадой оставлял книгу…”

Отец Николеньки любит музыку и играет на фортепиано:

“…Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепьяно, романсы приятеля своего А…, цыганские песни и некоторые мотивы из опер; но ученой музыки не любил и, не обращая внимания на общее мнение, откровенно говорил, что сонаты Бетховена нагоняют на него сон и скуку и что он не знает лучше ничего, как «Не будите меня, молоду», как ее певала Семенова*, и «Не одна», как певала цыганка Танюша…”

Отец Николеньки не любит помогать юродивым странникам. Мать Николеньки, наоборот, помогает им:

“…Ты знаешь, я вообще не большой охотник до этих господ…” “…Кажется, я имел случай изучить эту породу людей — их столько к тебе ходит, — все на один покрой. Вечно одна и та же история…”

Другие черты характера отца Николеньки:

“…Не быв никогда человеком очень большого света, он всегда водился с людьми этого круга, и так, что был уважаем. Он знал ту крайнюю меру гордости и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его в мнении света. Он был оригинален, но не всегда, а употреблял оригинальность как средство, заменяющее в иных случаях светскость или богатство. Ничто на свете не могло возбудить в нем чувства удивления: в каком бы он ни был блестящем положении, — казалось, он для него был рожден. Он так хорошо умел скрывать от других и удалять от себя известную всем темную, наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни, что нельзя было не завидовать ему. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и умел пользоваться ими…” “…Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика. И то только он считал хорошим, что называла хорошим публика. Бог знает, были ли у него какие-нибудь нравственные убеждения? Жизнь его была так полна увлечениями всякого рода, что ему некогда было составлять себе их, да он и был так счастлив в жизни, что не видел в том необходимости…”

“…

В старости у него образовался постоянный взгляд на вещи и неизменные правила, — но единственно на основании практическом: те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими и находил, что так всегда и всем поступать должно. Он говорил очень увлекательно, и эта способность, мне кажется, усиливала гибкость его правил: он в состоянии был тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость…”

Это был цитатный образ и характеристика отца в повести “Детство” Толстого: описание внешности и характера героя, его портрет в цитатах.


Смотрите: Все материалы по повести “Детство”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/otec-detstvo-tolstoj-obraz-harakteristika.html

Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л. Толстой) | Литерагуру

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу.

Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта.

Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Николенька

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение.

Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства.

Обратите внимание

Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Читайте также:  Сочинение учителя митрофана в комедии недоросль фонвизина

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него.

Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой.

Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом.

Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией.

Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь.

Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство.

Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

Важно

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда.

Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ.

Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания.

Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль».

В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье.

Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку.

Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость.

Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Источник: https://LiteraGuru.ru/glavnye-geroi-i-ih-harakteristika-v-povesti-detstvo-l-tolstoj/

Тема воспитания. (По повести Толстого «Детство»)

(1 вариант)

Написав первую часть трилогии «Детство» о становлении человеческой жизни, об особенностях взросления маленького мальчика из дворянской семьи, Л.Н. Толстой наряду с различными темами раскрыл в повести и проблему воспитания.

Проблема воспитания рассматривается Львом Николаевичем Толстым в совокупности с основными темами произведения: темой детства, формирования личности. Главный герой повести – автобиографический образ. Маленький мальчик Николенька Иртеньев, сын дворянина, получает типичное для того времени домашнее воспитание и образование.

Воспитательные функции в доме даны не только родителям, но и учителям, специально нанятым для получения детьми начального образования: Мими (Марье Ивановне), Карлу Ивановичу. Весь облик матушки, говорящий о ее подлинной доброте и любви к людям, свидетельствует о теплой атмосфере взаимопонимания, царящей в доме.

Совет

Эта атмосфера создана заботливой хозяйкой, которая одинаково со всеми ласкова и приветлива: Карлу Ивановичу, который подошел к матушке поздороваться в гостиную перед утренним чаем, она «подаларуку… и поцеловала его в морщинистый висок», Николеньку «поцеловала в глаза».

Особую прелесть женскому лицу матушки придает улыбка, которая согревает всех в доме своей теплотой: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».

Отец, типичный представитель дворянства девятнадцатого века, в воспитании детей был по необходимости строг, уравновешен, заботился об их образовании. Обладая гордостью, оригинальностью, светскостью, он стремился то же воспитывать и в своих сыновьях. Другие люди, с которыми жили и общались дети, также способствовали формированию личностей ребят.

Требовательность, умение выделить самое главное в человеческих отношениях отличали Карла Ивановича, домашнего учителя мальчиков.

Именно поэтому в памяти Николеньки Иртеньева сохранился эпизод, связанный с одним из уроков чистописания, когда после разговора с отцом мальчиков Карл Иванович продиктовал фразу о том, что самый тяжкий из пороков – неблагодарность. Своим отношением к людям, бескорыстной любовью и самопожертвованием воспитывала детей ключница Наталья Савишна. Она излучала добро, теплоту.

Таким образом, поставленная в повести Л.Н. Толстого «Детство» проблема воспитания решалась писателем по-разному: через характеристику героев, их поступков, анализ взаимоотношений между людьми в доме, где росли дети, через описание каких-либо бытовых ситуаций.

(2 вариант)

Толстой считает, что ребенок живет в душе каждого взрослого человека. Детское, наивное, чистое отношение к миру является для взрослого лакмусовой бумажкой, с помощью которой он может определить, где добро, а где зло, что истинно, а что ложно.

Читайте также:  Сочинение падчерица в сказке маршака двенадцать месяцев (образ, описание, характеристика)

Ребенок чувствует добро и несправедливость острее, чем взрослый. Более всего в ребенке Толстой ценит искренность, силу веры и потребность в любви. Именно эти качества делают из человека человека.

Обратите внимание

Теряя эти качества, взрослый не может так легко, как это делает ребенок, обретать внутреннее спокойствие, гармонию с самим собой, разрешать противоречия.

Главный герой повети «Детство» Николай Иртеньев остро чувствует свои недостатки и слабости. Он недоволен собой, своим характером. Он все время замечает за собой дурное, осуждает себя и пытается исправиться.

Герой повести рассердился на Наталью Савишну за то, что его заслуженно наказали, но не само наказание обидело мальчика, а то, что к нему обратилась с поучением и на «ты» служанка, что его достоинство унизил человек, который не является для него ровней.

Няню своей матери, всю жизнь, всю любовь отдавшую этой семье, никогда не имевшую своей жизни, Николенька называет Натальей и вынашивает планы мести. Когда, заметившая его настрой Наталья Савишна извинилась перед ним и принесла ему подарки, мальчик плачет.

Но если совсем недавно он плакал от злости, теперь он плачет от стыда. Ему стыдно за себя, за свою гордыню, свою несправедливость по отношению к другому человеку. Но, кроме стыда, это еще и слезы любви, переполняющей его, раскаяния, которое он чувствует.

Почти каждый эпизод в повести показывает, как воспитывался, формировался главный герой произведения. Он остро чувствует не только несправедливость, но и любовь по отношению к себе. Поэтому главное, что оказало влияние на характер главного героя, – это атмосфера, царящая в этом доме, атмосфера любви, заботы друг о друге.

Единственный несчастливый человек в семье, с точки зрения маленького Иртеньева, – Карл Иваныч, и маленький герой стремится сделать его счастливее, он молится за него, хотя повесть начинается с обиды Николеньки на учителя: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/tema-vospitaniya-po-povesti-tolstogo-detstvo.html

«Детство» Толстого – сочинение

Повесть Л.Н.Толстого «Детство» является первым завершенным его произведением. Писатель работал над ним с 1850/51 по 1852 год.

В том же году повесть была издана в журнале «Современник» по названием «История моего детства».

Толстой задумал большой роман, состоящий из четырёх частей: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Молодость», но до конца его так и не дописал. На сегодняшний день существует трилогия, но тоже незаконченная.

Важно

Толстой считал, что каждый этап жизни человека уникален, он хотел запечатлеть характерные черты этих этапов, особенности развития человека, постичь его в становлении, взаимодействии с обществом, а также показать влияние этого общества на убеждения человека.

Главный герой повести Толстого – Николенька Иртеньев. Ему всего десять лет. Он очень наблюдателен, ничего не скрывается от глаз его, он видит и внешние и внутренние изменения в поведении окружающих. Он человек думающий, рассуждающий, анализирующий и оценивающий себя, людей и события. Очень критично относится к своим поступкам, старается жить по совести.

Присущий ему дар сердечности заставляет его стремиться быть лучше, чище, справедливее, уметь видеть слабые и дурные стороны своей натуры и безжалостно судить себя за каждый проступок. Николенька смотрит на старших и пытается понять, почему они поступают именно так. Он разглядывает их лица, и ему нравится угадывать настроение по улыбке и выражению глаз.

Любование родителями приводим его к мысли: «А за что можно полюбить меня?».

Когда Николенька едет в Москву, он испытывает чувство горечи расставания с усадьбой, с дворовыми людьми, к которым так привык, при расставании с матерью даже плачет.

Но вскоре им овладевает новое чувство – первая влюбленность, и искренние переживания героя говорят нам о чистоте его помыслов.

После смерти родного человека, матери, Николенька ощущает вселенское горе, и весь его счастливый мир рушится от несправедливости и непонимания происходящего.

Николенька  обладает чертами характера, которые имел сам Толстой, когда был ребёнком, да и другие персонажи тоже похожи на реальных друзей или родственников писателя.

Но всё же целью Толстого было не рассказать о том, как прошло его детство, а раскрыть смысл этого этапа в развитии человека.

Совет

Он хотел показать, каков он – мир детства, чем живёт ребёнок, о чем мечтает, что чувствует, каким видит мир и людей вокруг себя.

Особенно важен писателю момент счастья детства, ведь для ребёнка это искренняя любовь, доверчивость, непосредственность, чистота и, конечно, мама. Но не всё так безоблачно бывает в детстве. Николенька сталкивается с пока непостижимой для его сердца стороной жизни – смертью матери.

Трепетное отношение к самому близкому человеку на земле естественно и безмерно. Он вдруг понял, что всё вокруг не так уж радостно, ведь раньше его оберегала от всех бед любовь матери.

Ему открылась ещё одна истина – близкие люди могут лицемерить, и горе для одного может быть безразлично другому.

Толстой любил свое первое произведение. «Когда я писал «Детство», – говорил он в 1908 году, – то мне казалось, что до меня  никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».

Источник: http://vsesoch.ru/l-n-tolstoj/1236-ldetstvor-tolstogo-sochinenie.html

Образ Николеньки Иртеньева (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)

Толстой Лев Николаевич – Образ Николеньки Иртеньева (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)

Со смертью матери для Николеньки окончилась счастливая пора детства. «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю…» И мать очень нежно любила сына. Он вспоминает ее любовь и нежность. В комнате полутемно. Он просыпается, мать – ласкает его, щекочет. Он слышит ее запах, ее голос.

Важно

Все это заставляет Николеньку вскочить, обнять мать, прижаться к ней. Своих родителей мальчик очень любил. Встанет, бывало, перед иконами и говорит: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Но часто Николенька не понимал и побаивался своего отца.

Обратите внимание

Петр Александрович Иртеньев мало интересовался сыном, поэтому мальчик не мог поговорить с ним по душам. Но сердце его переполнялось нежностью, когда он думал о своем учителе Карле Ивановиче. Он жалел старого учителя, когда Петр Александрович хотел рассчитать его.

В отличие от отца мальчик понимал, что Карлу Ивановичу, который много лет прожил в их доме, некуда деться. Николенька думал: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».

Был в семье Иртеньевых человек, который любил Николеньку и желал ему только добра. Он же еще не понимал, что относится к Наталье Саввишне недостойно. Мысли и чувства Николеньки, которого Наталья Саввишна наказала за испачканную скатерть, проникнуты барским высокомерием.

«Как! Наталья Саввишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку!..» Однако это была мимолетная вспышка гнева. Мальчик относится к ней с нежностью, и когда она умирает, он приходит к ней на могилу и кладет земной поклон. А неподалеку — могила матери. И Николенька думает об этих женщинах: «…

неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..»

Николенька очень привязался к своему сверстнику Сереже Ивлеву. Однако он стеснялся выразить свои чувства: «…мне иногда очень хотелось взять его за руку, сказать, как я рад его видеть, но не смел даже назвать его Сережа, а непременно Сергей: так уж было заведено у нас».

Однако скоро Николенька понял, что этот мальчик недостоин его любви. Это произошло после того, как ребята во главе с Сережей жестоко обошлись с Иленькой Грапом — сыном бедного иностранца. Это был тихий, добрый, услужливый мальчик.

После издевательств над Грапом Николенька корил себя за то, что смалодушничал, желая понравиться Сереже, и не заступился за Иленьку.

Только уже в зрелом возрасте, вспоминая счастливые дни детства, Николай Иртеньев с сожалением думает: «Мы лишали себя чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Читайте также:  Сочинение война в романе доктор живаго пастернака

Каким станет Николенька? Не зная дальнейшей истории его жизни, можно сказать, что это будет человек порядочный, человек чести, с чувством собственного достоинства, умеющий сострадать и сопереживать.

Со смертью матери для Николеньки окончилась счастливая пора детства. «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю…» И мать очень нежно любила сына. Он вспоминает ее любовь и нежность. В комнате полутемно. Он просыпается, мать – ласкает его, щекочет. Он слышит ее запах, ее голос.

Важно

Все это заставляет Николеньку вскочить, обнять мать, прижаться к ней. Своих родителей мальчик очень любил. Встанет, бывало, перед иконами и говорит: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Но часто Николенька не понимал и побаивался своего отца.

Обратите внимание

Петр Александрович Иртеньев мало интересовался сыном, поэтому мальчик не мог поговорить с ним по душам. Но сердце его переполнялось нежностью, когда он думал о своем учителе Карле Ивановиче. Он жалел старого учителя, когда Петр Александрович хотел рассчитать его.

В отличие от отца мальчик понимал, что Карлу Ивановичу, который много лет прожил в их доме, некуда деться. Николенька думал: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».

Был в семье Иртеньевых человек, который любил Николеньку и желал ему только добра. Он же еще не понимал, что относится к Наталье Саввишне недостойно. Мысли и чувства Николеньки, которого Наталья Саввишна наказала за испачканную скатерть, проникнуты барским высокомерием.

«Как! Наталья Саввишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку!..» Однако это была мимолетная вспышка гнева. Мальчик относится к ней с нежностью, и когда она умирает, он приходит к ней на могилу и кладет земной поклон. А неподалеку — могила матери. И Николенька думает об этих женщинах: «…

неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..»

Николенька очень привязался к своему сверстнику Сереже Ивлеву. Однако он стеснялся выразить свои чувства: «…мне иногда очень хотелось взять его за руку, сказать, как я рад его видеть, но не смел даже назвать его Сережа, а непременно Сергей: так уж было заведено у нас».

Однако скоро Николенька понял, что этот мальчик недостоин его любви. Это произошло после того, как ребята во главе с Сережей жестоко обошлись с Иленькой Грапом — сыном бедного иностранца. Это был тихий, добрый, услужливый мальчик.

После издевательств над Грапом Николенька корил себя за то, что смалодушничал, желая понравиться Сереже, и не заступился за Иленьку.

Только уже в зрелом возрасте, вспоминая счастливые дни детства, Николай Иртеньев с сожалением думает: «Мы лишали себя чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Каким станет Николенька? Не зная дальнейшей истории его жизни, можно сказать, что это будет человек порядочный, человек чести, с чувством собственного достоинства, умеющий сострадать и сопереживать.

Источник: http://www.school-essays.info/obraz-nikolenki-irteneva-po-povesti-l-n-tolstogo-detstvo/

«Детство», анализ повести Льва Толстого

Детство — счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей.

Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей: «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского, «Как росли мальчишки» Е.

Морозова и многие другие произведения.

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого — Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет.

Совет

Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку.

Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года.

В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму.

Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми.

Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть.

Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

Обратите внимание

По сути, именно в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души».

Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда.

Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Такой же мучительной становится для него и ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию maman, а потом всех ее детей. Получив вольную, она расценила это как знак немилости, как незаслуженное для нее наказание и порвала документ.

Только матушкино заверение, что все будет как раньше, примирило ее с дальнейшей жизнью в семье Иртеньевых. Наталья Савишна верой и правдой служила этой семье и за все эти годы скопила всего 25 рублей ассигнациями, хотя «жила скупо и над всякой тряпкой тряслась», по выражению ее брата.

Умерла она через год после кончины maman, ведь твердо была уверена, что «бог ненадолго разлучил её с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила её любви».

Потерявший двух дорогих для него людей, Николенька, сразу повзрослевший и посерьёзневший, постоянно думал о том, что провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них.

Конечно, мир русского барчука (а именно так называли дворянских детей) связан с миром взрослых: это и охота, в которой принимают участие Николенька и его братья; это и балы, где нужно не просто уметь танцевать мазурку и все остальные полагающиеся по этикету танцы, но и вести светские беседы. Ради того, чтобы понравиться Сонечке Валахиной с русыми милыми кудряшками и крошечными ножками, Николай, в подражание взрослым, хочет надеть перчатки, но находит только старую и грязную лайковую перчатку, что вызывает всеобщий смех окружающих и стыд и досаду главного героя.

Познает Николай и первое разочарование в дружбе.

Важно

Когда Сережа Ивин, его бесспорный кумир, унизил в присутствии других мальчиков Иленьку Грапа, сына бедного иностранца, Николенька испытал сочувствие к обиженному мальчику, но не нашел пока в себе силы защитить и утешить его. После любви к Сонечке чувство к Сереже остыло окончательно, и герой почувствовал, что и Сережина власть над ним тоже утрачена.

Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии — в «Отрочестве». Теперь его будут называть Nikolas, а сам он поймет, что мир может обернуться совсем другой стороной.

По писателю: Толстой Лев Николаевич

Источник: https://goldlit.ru/tolstoy/479-detstvo-analiz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector