Сочинение образ петербурга рассказах достоевского

Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

События в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходят в Петербурге. Это произведение иногда называют «петербургским романом».

К образу Петербурга обращались поэты, начиная с XII века. Впервые поэтический образ города был создан В. Тредиаковским. Петербург прославляли Державин, Батюшков.  Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество А. С. Пушкина.

До Пуш­кина произведения о Петербурге носили описательный характер. Воспевалась красота столицы, сообщались те или иные моменты ее истории, быта, культуры, знамена­тельные происшествия. Воздавалась хвала Петру как ос­нователю города.

Обратите внимание

Пушкин-реалист создал образ современ­ного Петербурга с позиций исторических и социальных, политических и философских.

Тема большого города занимает значительное место в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт описал не блеск на­рядных улиц столицы, а ее печальные окраины, положе­ние обитателей трущоб.

Ф. М. Достоевский изобразил Петербург 60-70-х годов XIX века, в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург Достоевского — город кричащих контрастов, символ бесчеловечности самой действитель­ности.

Преступление Раскольников совершает в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя.

У Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героя­ми, составляют с ними единое целое.

В романе есть лишь несколько кратких описаний Петербурга, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в «духовный» пейзаж.

Городской пейзаж в романе «Преступление и наказа­ние» — пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием героя и соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство.

Блуждая вместе с героем по Петербургу, мы ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возмож­ности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши».

Важно

Чтобы довершить отвратительную картину города, Ф. М. Достоевский насыщает ее запахами, которые посто­янно сопровождают героя: в комнате Мармеладова было душно, «…с лестницы несло вонью…, из внутренних по­мещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного»; в распивочной «…

было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».

Герои Достоевского далеки от парадного Петербурга. Они живут на шумных и грязных улицах, в многочис­ленных домах, где ютится нищета.

Действие в романе происходит то на улицах, то в каморках-комнатах, то в грязных гостиницах, то в дешевых номерах. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, «бедные люди».

Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по темным лест­ницам.

Быт, рисуемый Достоевским, мрачный, лишенный всякого уюта, нищенский. Он соответствует трагическому положению маленького человека. Комната Раскольникова напоминала то «…

клетушку, шагов в шесть длиной, имев­шую самый жалкий вид со своими желтенькими, пыль­ными и всюду отставшими от стены обоями», то «гроб», то «шкаф».

Эта каморка — прообраз более грандиозной, но такой же душной «каморки» большого города.

Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без фор­точек. Страшной рисуется в романе жизнь в петербург­ских трущобах: жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды.

Совет

Уже с первых страниц романа писатель подводит нас к выводу, что в таинственном и мрачном Петербурге, сре­ди невыносимой жары и вони, могла зародиться «безоб­разная мечта» нищего студента, и Петербург предстает в произведении не просто местом действия, не просто об­разом, а соучастником преступления Раскольникова.

Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Obraz_Peterburga_v_romane_F__M__Dostoevskogo_Prestuplenie_i_nakazanie

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений Федора Достоевского. В литературе есть такие понятия как булгаковская Москва, пушкинский Петербург, Петербург Гоголя, Достоевского. Но сейчас речь не об особенностях городов, а о картине жизни общества 20-х, 40-х, 60-х годов.

Петербург в романе Достоевского — это не только фон, это СИМВОЛ ненормальной, несчастной жизни. Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа.

Каким же предстает Петербург в романе?

Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье. Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей.

Какие улицы Петербурга?

Это город узких переулков и трущоб. Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов. В нем во времена Достоевского находилось 18 питейных заведений. Уродливые пьяные случаются навстречу Раскольникову. Не менее уродливые вопли слышатся из трактиров.

Какие трагедии происходят на улицах города ?

Жизнь Петербурга безобразное. Пьяную девочку преследует 30-ти летний мужчина. В отчаянии бросается с моста женщина. По улицам ходит с детьми и просит милостыню Екатерина Ивановна. Именно здесь, на улице, и умирает. Попробуем заглянуть в комнаты, где живут герои романа.

Комната Раскольникова маленькая, как клетка в шесть шагов, с желтыми грязными обоями, которые подходили от стен, низким потолком, которая будто давит на жильца.

Эта комната — кладовая — прообраз более грандиозной, но такой же душной «кладовые» — Петербурга. Именно в этой кладовой, похожей на шкаф, родилась идея Раскольникова.

Так же душно, тесно и в комнате Сони. Эти серые грязные стены давят.

У Достоевского важна каждая деталь. И даже желтый цвет выбран писателем не случайно. В те времена этот цвет ассоциировался с «желтым домом», то есть с домом для умалишенных, и создавал ощущение что все происходит неправильно.

При описании интерьеров Достоевский использует слова что-то , где-то , как-то , как , подчеркивая этим ненадежность существования людей. Нищета и безысходность царят в городе.

Достоевский считает, что показатель совершенства или несовершенства мира — это жизнь детей. — Какими же мы видим детей Петербурга? Трагическое и неприглядно жизни детей Мармеладова.

На итоговом этапе урока учащиеся самостоятельно формулируют вывод: в этом безупречном образе города, который враждебен к человеку и природе, автор воплотил протест против господствующего зла, против неправильно устроенного   общества. Протест против этого не — человечности.

Но наряду с представлениями о безобразном город живет в душе Достоевского и мечта о Петербурге, созданный людского счастья, город, который воплощает здоровый дух гармоничного общества. Когда Раскольников идет на преступление, он думает о хорошо, прекрасный город. Таким образом, Ф.

Обратите внимание

Достоевский создал в своем романе образ капиталистического Петербурга, душного, трагического, фантастического города, как символа бесчеловечным ненормального общества. Писатель выразил протест против удушающей, давящей на человека атмосферы. Но Петербург Достоевского — это не только олицетворение зла, но и надежд.

Писатель верит, что люди «сотворят достойные плоды покаяния» и Петербург будет другим. Петербург сегодня же действительно другой.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/01/obraz-peterburga.html

Образ Петербурга в творчестве Достоевского

Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат — символе петровской эпохи — писали А. С. Пушкин («Медный всадник»), Н. В. Гоголь («Невский проспект»), Андрей Белый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоевский близок к Гоголю и особенно к Н. А. Некрасову.

В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку.

Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий.

Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий.

Достоевский много внимания уделяет описанию убогих интерьеров меблированных комнат. Но остальное его внимание обращено на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни.

Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова. Дома, окрашенные в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», желтоватые обои в ее комнате.

«Мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Таких примеров много. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Однако в романе упоминается и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно и страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу.

Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я — страдала…». Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и Искупить этим вину Раскольникова.

Важно

В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же Платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежд главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга.

На их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.

Итак, образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — сам является действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

Источник: http://dp-adilet.kz/obraz-peterburga-v-tvorchestve-dostoevskogo/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Образ Петербурга в романе Достоевского » Преступление и наказание»

       Петербург в романе » Преступление и наказание» является одним из главных образов на протяжении всего романа. Что и неудивительно, ведь именно там развернулись все события произведения. Но этого мало.

Образ города подразумевает под собой также некую философскую перспективу, инициируя развитие всех действий героев.

На главного персонажа романа Раскольникова Петербург или » среда», как говорит о нем Разумихин, оказывает сильнейшее влияние, под которым и созревает его теория.

       Достоевский стремится очень точно передать образ Петербурга, со всеми его достопримечательностями, уникальными местами и событиями, происходящими в то время

       Таким образом он хочет донести до читателя реальность, создать определенную сопричастность происходящему. На протяжении всего романа писатель особенно подробно описывает стоящую в то время в городе духоту и невыносимую жару.

В этом есть своя цель, ведь так писатель дает характеристику душевному состоянию Раскольникова, да, впрочем, и других персонажей: растерянность, неопределенность, безысходность.

Этому способствует описание мрачных зловонных дворов-колодцев, лабиринтов городских «каменных джунглей», где бродит полупомешанный от болезни и давящей на его психику теории Раскольников.

Совет

       Что касается жилища Родиона, то и тут Достоевский рисует нам образ тесной комнатушки, каморки. Стесненность, зажатость практически всех героев Достоевский соотносит с чувством бесперспективности и отчаяния. Есть еще мотив, отмеченный им, — постоянно грязные дворы города, серость и теснота улиц, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух».

       Идя на убийство, Раскольников рассуждает о фонтанах, и не зря, ведь вода — это энергетическая сила, которая так необходима человеческому организму. Герой рассуждает так, будто преднамеренное убийство будет для него спасательным ключом, наполненным жизненными силами, а само действие будет направлено только на улучшение ситуации, как для него, так и для остальных.

Читайте также:  Сочинение по комедии гоголя ревизор

       Достоевский показывает пейзажи того времени и без утайки рассказывает о бедности людей, пьянстве, всех бедствиях и унижениях. У всех героев судьбы с трагическим концом.

  Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, пьяный Мармеладов умирает под колесами экипажа, гибнет Катерина Ивановна. Все они окружают Раскольникова, и их судьбы переплетаются между собой.

Петербург – город, породивший теорию Раскольникова, всеми своими неурядицами и неудачами, гнетущей духотой и теснотой человеческого муравейника, где человек глух к человеку. Петербург, конечно, главная сцена для всех персонажей романа.

Перед покаянием в совершенном убийстве Раскольников долго скитается по улицам города, и увиденное его шокирует, пугает. Все герои выходят в какой-то момент на улицу, как на лобное место: Соня, Дуня, Катерина Ивановна со своими детьми, здесь решает раскаяться Раскольников.

       Достоевский символически описывает образ Петербурга в романе, создавая уникальную картину всех жизненных проблем. Он умело передает контрастность происходящего, тем самым оставляя городу в своем реалистичном описании некую таинственность.

Не зря Достоевский несколько раз подчеркивает постоянную грязь, пыль, духоту, так как именно эти факторы формируют теорию Раскольникова.

Обратите внимание

Образ города подталкивает героя к убийству, сама атмосфера происходящего вокруг давит на его психологическое подсознание.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/378-sochinenie-na-temu-obraz-peterburga-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (1)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Автор: Достоевский Ф.М.

“…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”.

Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило. Но, продолжив читать произведение, я поняла, что именно таков Петербург Достоевского – без упоминаний об архитектурных красотах, без пышных балов и светских приемов.

Писатель вообще мало внимания уделяет внешнему облику города: он точно передает атмосферу, царящую в нем, настроения и чувства его жителей.

В основном мы с героями находимся или на улицах города – грязных, тесных, темных – или во дворах, напоминающих колодцы.

Иногда попадаем на узкие, крутые лестницы, облитые помоями; в душные, пыльные коридоры; в не менее убогие и грязные комнаты героев, которые Достоевский презрительно называет «клетушка», «каморка», сравнивает с сараем, сундуком, шкафом и даже гробом. Мы видим крайнюю степень страдания и нищеты доведенного до отчаяния человека.

Городской пейзаж безотраден и сумрачен. Он связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев. Хотя действие в романе происходит летом, в описании города, его улиц, домов, нет ярких красок, сочной зелени.

Напротив, писатель акцентирует внимание на сером и желтом: серые дома, желтые обои и занавески в комнате старухи-процентщицы, картины в желтых рамках, мебель из желтого дерева во многих квартирах. У Достоевского желтый – это цвет нищеты, убожества, отчаяния, болезни, смерти.

Слово «запах» в романе встречается редко, его роль выполняют слова с более ярко выраженной эмоциональной окраской: вонь, смрад.

Петербург Достоевского – это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Здесь царит атмосфера бедности и душевной задавленности. В этой обстановке и живут Раскольниковы и Мармеладовы.

Именно в этих условиях зарождается у Раскольникова его страшная, бесчеловечная теория, дающая право «избранным» людям совершать преступления; спивается и погибает, попав под коляску, Мармеладов, умирает от чахотки Катерина Ивановна, богобоязненная, порядочная Соня вынуждена торговать собой, желая помочь детям Катерины Ивановны и отцу. Люди, живущие в этом городе, обречены на бесконечные муки, унижения и оскорбления. Жизнь в Петербурге, изображенном Достоевским, страшна и неестественна, она давит на человека, и человек в ней задыхается. Город Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события романа, но и душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней.

Важно

Но в душе героя “Преступления и наказания” и в душе самого писателя живет мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей.

Об этом думает Раскольников, идя на убийство: “…он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях”.

Мне кажется, что именно вера в Петербург будущего как в город светлый, свежий, в котором ничто не теснит ум и душу, заставила Достоевского показать в своем романе этот город таким, каким мы его увидели. Если лучшей будет участь людей, живущих в Петербурге, то и атмосфера в городе будет другой.

Источник: https://works.doklad.ru/view/ie9FtCCiUMw.html

Сочинение «Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»»

Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу.

Разумихин, рассуждая о причинах пороков в обществе, говорит о Петербурге как о “среде”.

Таким образом, в романе ставится вопрос о влиянии “среды” на человека, в данном случае о влиянии Петербурга на Раскольникова и на появление его теории.

С одной стороны, Достоевский создает образ вполне конкретного города в определенный период времени.

Отличительной особенностью является топографическая точность изображения города, упоминание реальных мест, достопримечательностей Петербурга. Это создает эффект сопричастности происходящему, придает ощущение реальности.

Даже жара, духота — исторически верные мотивы, современники отмечали необычайную жару в Петербурге летом 1865 года.

С другой стороны, автор создает странную атмосферу полуяви; следуя за героем, читатель теряет ощущение реальности и не видит ее границ.

Совет

Мотивы жары и духоты становятся характеристиками состояния как героя, так и города, общества. Духота, на которой акцентирует внимание автор, — это символ безысходности, бесперспективности положения героев.

Они мечутся по городу и не могут спастись от жары, духоты, ставших частью общей атмосферы романа.

С описанием каморки Раскольникова в романе появляется мотив тесноты, стесненности. Пульхерия Александровна сравнивает комнату сына с гробом, и это неудивительно.

“На аршине пространства” живут и другие герои романа: Мармеладовы, Соня.

Это герои самые “униженные и оскорбленные” в романе, а Лизавета, самое беззащитное и забитое существо в романе, вообще не имеет собственной комнаты, так как она живет с сестрой.

Теснота — явление не только материальное, ведь все герои романа чувствуют себя стесненно, дискомфортно в духовном плане. Еще один мотив, который постоянно выделяет автор, — это мотив грязи на улицах, и не только.

Петербург предстает как город контрастов: серость, грязь, теснота, “вонючий, пыльный> зараженный городом воздух” — с одной стороны, и величественные здания, прекрасные фонтаны — с другой. Не случайно Раскольников задумывается о фонтанах, когда идет на убийство.

Фонтаны дают живительную, очищающую влагу, которой недостает в душном городе.

Возможно, Раскольников надеется, что его убийство станет таким спасительным фонтаном для него самого и его близких. Мотив воды, однако, принимает зловещий характер: в реке пытается утопиться пьяная женщина.

С урбанистическим пейзажем в роман входят картины нищеты, пьянства, бедствий низших слоев общества.

Автор поднимает проблемы, актуальные для современного ему Петербурга, и дает им иное освещение, отличное от официального, традиционного, при помощи теории Раскольникова.

Наиболее важными проблемами отягощена семья Мармеладовых. В этом “Преступление и наказание” перекликается со стихотворением Н. А. Некрасова “Утро”: те же проблемы пьянства, проституции, дуэлей, экономического расслоения городских жителей, мотив самоубийств.

Обратите внимание

В романе оканчивает жизнь самоубийством Свидригайлов, другие герои делают попытки, пьет и погибает пьяным под колесами экипажа Мармеладов, “пошла по желтому билету” Соня и в общем-то то же самое собиралась сделать Дуня, заставляет просить подаяние своих детей Катерина Ивановна.

Все эти герои — непосредственное окружение Раскольникова, город с его проблемами является той средой, в которой создается и находит себе применение теория Раскольникова. Петербург становится той сценой, на которой проходит жизнь героев.

На улицы большого города выходят герои романа: и Катерина Ивановна с детьми, и Сонечка, и даже Раскольников приходит на Сенную, чтобы покаяться перед всеми, признаться; до этого он много бродит по улицам города, и то, что он видит, неприятно поражает его.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-obraz-peterburga-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинение на тему Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание», — Сочинения по литературе

Читайте также:
Сочинение на тему Смысл названия романа Преступление и наказание

Сочинение на тему Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»


Петербург в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание «не только фон, на котором развертываются драматические события, но это художественный образ, помогающий понять психологию героев и весь роман в целом.

Действие романа разворачивается на фоне безрадостного городского пейзажа, соответствующего состоянию Раскольникова, замышляющего убийство. Блуждая с героем по Петербургу, мы ощущаем невыносимую духоту. Эту же духоту чувствуют и Свидригайлов и Порфирий.


Герои романа
живут в мрачных домах, посещают грязные распиво чные и дома терпимости, ходят по узким и кривым улочкам, их окружают тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь нечем дышать от вони и грязи: на каждом углу попадаются пьяные, оборванцы, женщины легкого поведения.

Ощущаешь, что человек задыхается в городе под «тяжелым петербургским небом». В самом воздухе Петербурга словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть.

Так же тяжело обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. Здесь тоже невыносимо душно, нечем дышать. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, в уме зарождаются преступные мысли.

В каморке, похожей на «шкаф» или на «гроб», где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела у него идея убийства.

Комната Сони, как олицетворение ее несчастной судьбы, «походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое».

Интерьеры, как и городской пейзаж, не только раскрывают быт социальных низов, но и помогают понять психологическое состояние героев. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая в городе, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убийства.

Он — типичное порождение Петербурга. В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон — реальностью.

Важно

В ночь после убийства Раскольников очнулся от забытья и услышал «страшные, отчаянные вопли с улицы» («из распивочных пьяные выходят»).

Это — реальность. Но столь же реально рисуется и его бред: Раскольникову в бреду чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. А вот другой эпизод: «склонившись над водою», смотрит Раскольников «на последний розовый отблеск заката». Вдруг он вздрогнул, пораженный «одним диким и безобразным видением». Но это не бред, а вполне реальная жизнь: пьяная женщина бросилась с моста в воду.

Реальность и бред, явь и кошмары — все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших». В этом образе города, враждебного человеку, воплощен протест писателя против зла, против ненормально устроенного современного ему общества.

Но живет в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. В страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает «об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях.

Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».

Эта мечта о городе ином, не душном, а «добром», не случайно рождается у Раскольникова именно тогда, когда он идет на преступление, которое порождено уродливостью «злого» города, где царят «грязь и вонь и всякая гадость».

Читайте также:  Образ и характеристика ивана тимофеевича в повести олеся куприна сочинение

Повседневные и фантастические картины из жизни Петербурга заставляли героев Достоевского и читателей задуматься: «Что же, что же делать?»

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-peterburg-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинение Образ Петербурга в творчестве Достоевского

Сочинение на тему Образ Петербурга в творчестве Достоевского

Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат — символе петровской эпохи — писали А. С. Пушкин («Медный всадник»), Н. В. Гоголь («Невский проспект»), Андрей Белый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоевский близок к Гоголю и особенно к Н. А. Некрасову.

В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку.

Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий.

Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий.

Совет

Достоевский много внимания уделяет описанию убогих интерьеров меблированных комнат. Но остальное его внимание обращено на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни.

Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова. Дома, окрашенные в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», желтоватые обои в ее комнате.

«Мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Таких примеров много. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Однако в романе упоминается и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно и страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу.

Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я -страдала…». Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и Искупить этим вину Раскольникова.

Важно

В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же Платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежд главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга.

На их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.

Итак, образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — сам является действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-obraz-peterburga-v-tvorchestve-dostoevskogo/

Как описывает Ф. М. Достоевский образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»?

Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание

Готовые Домашние Задания

Творчество Ф. М. Достоевского — одно из вершинных явлений мировой культуры. В нем с абсолютной достоверностью отражена жизнь современной писателю России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений.

Резкой критике в произведениях Достоевского подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

С подлинно шекспировской мощью изображается борьба между злом и добром в “душе человеческой” в произведениях 60-70-х гг. К этому периоду относится одно из важнейших произведений Достоевского — роман “Преступление и наказание”, написанный в 1866 г.

Одна из центральных задач этого произведения заключается в разрешении вопроса: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного “никчемного” существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей?

Обратите внимание

Этот мучительный вопрос ставит перед собой главный герой романа -Родион Раскольников. И, как всегда, у Достоевского взгляды, идеи главного героя рассматриваются в столкновении со взглядами, идеями других персонажей, в неразрывной связи со всей системой образов.

Особое место в этой системе занимает образ Петербурга, возникающий на страницах романа. Этот образ важен для понимания как романа “Преступление и наказание”, так и всего творчества великого писателя. Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург.

В произведении Достоевского обнажены коренные противоречия большого капиталистического города. Даже сам Петербург предстает сумрачным, мучительным, враждебным человеку.

Это Петербург узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии.

Совет

Этот тягостный, серый столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особо напряженный и мрачный колорит.

Но Петербург Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Все действие романа происходит в той части романа, где жила беднота.

Это город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины, бросающиеся с моста в воду, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. В таких условиях рождалась бесчеловечная теория.

Городской пейзаж в романе органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. Блуждая вместе с ним по Петербургу, мы остро ощущаем, прежде всего, невыносимую духоту.

Важно

Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича — слова, передающие главную потребность смятенной души: “Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…

прежде всего!” Человек задыхается в городе “под тяжелым петербургским небом”.

Так же тяжко обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. Здесь тоже невыносимо душно, нечем дышать. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, в их уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела у него идея убийства.

Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы хозяйки, изображается комната Сони. Она, то есть комната, “походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.

Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя хорошенько; другой же угол был слишком безобразно тупой”.

Тусклое освещение придает всей комнате зыбкость. Слова “что-то”, “как-то”, “куда-то” усиливают это впечатление, и кажется, что контуры и краски на полотне художника размыты.

Эпитет “ужасно” — не просто синоним слова “очень”, он аналогичен эпитетам: “безобразно тупой угол”, “что-то уродливое”. Невольно рождается представление о темной силе, которая калечит Сонину жизнь.

Именно в такой комнате должно было прозвучать страшное признание Раскольникова.

Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведения. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, явился раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет.

Желтые обои, мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на “шкаф или сундук” каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым, испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель из желтого отполированного дерева” в кабинете у Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.

Эти детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Как видим, интерьер, как и городской пейзаж, желтый навязчивый цвет, не только рисует быт социальных низов, но они связаны с раскрытием психологии героев романа.

В произведении Достоевского широко воссоздана жизнь большого буржуазного города. Его население — портные, слесари, кухарки, немцы, мелкие чиновники, квартирные хозяйки, дворники, бывшие студенты, полицейские, уличные девицы, посетители питейных домов и т. д.

Совет

В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления бедных и богатых. Жизнь города у Достоевского- это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег. Безденежье толкает людей на зависимость от ростовщиков. Деньги в “Преступлении и наказании” все время соседствуют с голодом и страшной нуждой. Нищета рождает преступность.

Преступна Соня, нарушившая нравственные законы. Преступна “благоразумная” мать, у которой на плечах муж-инвалид и двое малолетних племянников, которая согласна отдать замуж свою 16-летнюю дочь за развратника и убийцу Свидригайлова. Жизнь города трагична.

Бродя по нему, Раскольников видит это безграничное горе людей: то 15-летняя девочка, которую напоили и обманули, то мещанка Афросиньюшка, которая бросается с моста в воду.

В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон — реальностью.

В ночь после убийства Раскольников очнулся от забытья и услышал “страшные, отчаянные вопли с улицы”: “из распивочных пьяные выходят”. Это — реальность. Но столь ж реально рисуется и его бред: “Он очнулся в полные сумерки от ужасного крику…

” Раскольникову в бреду чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, он не раз был свидетелем подобных сцен наяву.

Реалистически точно и конкретно описан болезненный первый сон Раскольникова: “Маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка”, “молодой мужик с толстой такою шеей и с мясистым красным, как морковь, лицом”; живые впечатляющие детали: “бабенка щелкает орешки и посмеивается”. Все это не похоже на сон.

А вот и другая сцена: “склонившись над водою”, смотрит Раскольников “на последний розовый отблеск заката”. Вдруг он вздрогнул, пораженный “одним диким и безобразным явлением”. Но на сей раз это не бред, а вполне реальный эпизод: пьяная женщина бросилась с моста в воду. Реальность и бред, явь и кошмар — все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал “городом полусумасшедших”.

Как уже говорилось выше, действие романа разворачивается на убогой стороне города. Эта мрачная арена как бы сдавлена мертвым кольцом Петербурга парадного, господствующего над людьми. Лишь однажды, но очень выразительно рисуется его панорама перед глазами Раскольникова, когда он смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец.

“Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина”. Этот же Петербург окружает и Евгения в “Медном всаднике” Пушкина. Перед Раскольниковым и всеми героями романа Петербург — это “немой и глухой” город, давящий все живое.

Обратите внимание

В образе Петербурга проступает его второй, дальний план: за изображением русской столицы 60-х годов открывается не только безликая и бесчеловечная сущность капиталистического мироустройства, но и враждебная человеку суть урбанистической цивилизации.

В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества.

Сочинения по теме:

  • Описание образа Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Л. Толстого «Война и мир» сочинение
  • «Желтый» образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сочинение
  • Каким Ф. М. Достоевский рисует образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»? сочинение
  • Мечты о Петербурге как о прекрасном городе в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сочинение
Читайте также:  Сочинение война в романе доктор живаго пастернака

Источник: http://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/kak-opisyvaet-f-m-dostoevskiy-obraz-peterburga

Сочинение на тему Петербург Достоевского Помощь по литературе

Петербург был городом Достоевского, и Достоевский был писателем во многом рожденным Петербургом. Этот город символ соединения и противоборства России и Европы, русской и европейской идеи.

В молодые годы Достоевский впервые остро почувствовал «тайну» и «фантастичность» Петербурга: «Признаюсь вам, Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною.

Еще с детства, почти затерянный и заброшенный в Петербурге, я как-то боялся его.

Достоевский описывал и повседневную жизнь Петербурга, и пожалуй, никто так, как он не изображал мрачную, давящую атмосферу петербургской осени: «. грязные дома. сверкающие от сырости плиты тротуаров. угрюмые, сердитые, промокшие прохожие. всю эту картину обхватывал черный, как будто залитый тушью, купол петербургского неба» («Униженные и оскорбленные»).

Петербург Достоевского-это не только фон, на котором развернуты драматические события, это как бы душа этих событий, символ ненормальности жизни. Люди живущие в этом городе, обречены на муки и унижения.

Оскорбления преследуют их всю жизнь; они понимают это и ищут выход, но порой найдя его, еще больше принижают себя. Достоевский изображает петербургскую жизнь как страшную, противоестественную, губительную для личности.

Страдание и смерть — вот удел этих людей, почти все они окружены атмосферой злости и ненависти. В Петербурге Достоевского человек теряет себя окончательно, перестает ощущать реальность. Городской пейзаж органически связан с душевным…

состоянием автора, внутренним миром его героев. Петербург Достоевского болен, больны, кто, нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений.

Особый акцент в своих произведениях Достоевский делает на описании жилища своих героев. Они так же напоминают о ненормальности жизни, которую ведут люди, в них живущие. Возникает навязчивый, раздражающий желтый цвет, проходящий через все произведения.

В «Дневнике писателя» в 1873 году он уже не так, как в молодости оценивает роль Петербурга в русской культуре:»Архитектура всего Петербурга чрезвычайно оригинальна и всегда поражала меня, именно тем, что выражает всю его бесхарактерность и безличность за все время существования.

Важно

Он отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод; все постепенно заимствовано и по-своему перековеркано.

В этих зданиях, как по книге, прочтете все наплывы всех идей и идеек, правильно или внезапно залетавших к нам из Европы и постепенно нас одолевавших и полонивших. Мне кажется это самый угрюмый город, какой только может быть на свете!».

И вот горькое признанье в конце жизни, в записной тетради 1881г. «Народ. Там все. Ведь это море, которого мы не видим, запершись и оградясь от народа в чухонском болоте. Люблю тебя, Петра творенье. Виноват не люблю его».

«Дома без всякой архитектуры», бедность, страдания и душевная задавленность-это все Петербург Достоевского

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/2615_sochinenie_na_temu_peterburg_dostoevskogo.htm

Образ петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинения по литературе: Образ петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Творчество Ф. М. Достоевского — одно из вершинных явлений мировой культуры. В нем с абсолютной достоверностью отражена жизнь современной писателю России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений.

Резкой критике в произведениях Достоевского подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания. С подлинно шекспировской мощью изображается борьба между злом и добром в «душе человеческой» в произведениях 60-70-х гг.

К этому периоду относится одно из важнейших произведений Достоевского — роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 г.

Одна из центральных задач этого произведения заключается в разрешении вопроса: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей?

Этот мучительный вопрос ставит перед собой главный герой романа — Родион Раскольников. И, как всегда, у Достоевского взгляды, идеи главного героя рассматриваются в столкновении со взглядами, идеями других персонажей, в неразрывной связи со всей системой образов.

Особое место в этой системе занимает образ Петербурга, возникающий на страницах романа. Этот образ важен для понимания как романа «Преступление и наказание», так и всего творчества великого писателя. Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург.

В произведении Достоевского обнажены коренные противоречия большого капиталистического города.

Даже сам Петербург предстает сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это Петербург узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии.

Совет

Этот тягостный, серый столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особо напряженный и мрачный колорит.

Но Петербург Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Все действие романа происходит в той части романа, где жила беднота.

Это город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины, бросающиеся с моста в воду, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней.

В таких условиях рождалась бесчеловечная теория. Городской пейзаж в романе органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство.

Блуждая вместе с ним по Петербургу, мы остро ощущаем, прежде всего, невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл.

Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича — слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…

прежде всего!» Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом». Так же тяжко обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. Здесь тоже невыносимо душно, нечем дышать.

В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, в их уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела у него идея убийства. Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы хозяйки, изображается комната Сони.

Обратите внимание

Она, то есть комната, «походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.

Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя хорошенько; другой же угол был слишком безобразно тупой». Тусклое освещение придает всей комнате зыбкость.

Слова «что-то», «как-то», «куда-то» усиливают это впечатление, и кажется, что контуры и краски на полотне художника размыты. Эпитет «ужасно» — не просто синоним слова «очень», он аналогичен эпитетам: «безобразно тупой угол», «что-то уродливое».

Невольно рождается представление о темной силе, которая калечит Сонину жизнь. Именно в такой комнате должно было прозвучать страшное признание Раскольникова. Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведения.

Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, явился раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет.

Желтые обои, мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на «шкаф или сундук» каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым, испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете у Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Как видим, интерьер, как и городской пейзаж, желтый навязчивый цвет, не только рисует быт социальных низов, но они связаны с раскрытием психологии героев романа. В произведении Достоевского широко воссоздана жизнь большого буржуазного города.

Его население — портные, слесари, кухарки, немцы, мелкие чиновники, квартирные хозяйки, дворники, бывшие студенты, полицейские, уличные девицы, посетители питейных домов и т. д. В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления бедных и богатых. Жизнь города у Достоевского — это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег.

Важно

Безденежье толкает людей на зависимость от ростовщиков. Деньги в «Преступлении и наказании» все время соседствуют с голодом и страшной нуждой. Нищета рождает преступность.

Преступна Соня, нарушившая нравственные законы. Преступна «благоразумная» мать, у которой на плечах муж-инвалид и двое малолетних племянников, которая согласна отдать замуж свою 16-летнюю дочь за развратника и убийцу Свидригайлова. Жизнь города трагична.

Бродя по нему, Раскольников видит это безграничное горе людей: то 15-летняя девочка, которую напоили и обманули, то мещанка Афросиньюшка, которая бросается с моста в воду. В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон — реальностью.

В ночь после убийства Раскольников очнулся от забытья и услышал «страшные, отчаянные вопли с улицы»: «из распивочных пьяные выходят». Это — реальность.

Но столь ж реально рисуется и его бред: «Он очнулся в полные сумерки от ужасного крику…» Раскольникову в бреду чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, он не раз был свидетелем подобных сцен наяву.

Реалистически точно и конкретно описан болезненный первый сон Раскольникова: «Маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка», «молодой мужик с толстой такою шеей и с мясистым красным, как морковь, лицом»; живые впечатляющие детали: «бабенка щелкает орешки и посмеивается». Все это не похоже на сон.

А вот и другая сцена: «склонившись над водою», смотрит Раскольников «на последний розовый отблеск заката». Вдруг он вздрогнул, пораженный «одним диким и безобразным явлением». Но на сей раз это не бред, а вполне реальный эпизод: пьяная женщина бросилась с моста в воду. Реальность и бред, явь и кошмар — все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших».

Как уже говорилось выше, действие романа разворачивается на убогой стороне города. Эта мрачная арена как бы сдавлена мертвым кольцом Петербурга парадного, господствующего над людьми.

Совет

Лишь однажды, но очень выразительно рисуется его панорама перед глазами Раскольникова, когда он смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец. «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

Этот же Петербург окружает и Евгения в «Медном всаднике» Пушкина. Перед Раскольниковым и всеми героями романа Петербург — это «немой и глухой» город, давящий все живое.

В образе Петербурга проступает его второй, дальний план: за изображением русской столицы 60-х годов открывается не только безликая и бесчеловечная сущность капиталистического мироустройства, но и враждебная человеку суть урбанистической цивилизации.

В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества.

Источник: http://historylib.net/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Ссылка на основную публикацию