Сочинение по картине дмитрий донской маторина 4, 6 класс описание

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «В.Маторин «Дмитрий Донской»

— С 9 по 16 век у славян представителем высшей власти были князья. Что вы можете сказать о характере князя? 

— Установим имя данного князя.  Для этого нужно установить время. Рассмотрите задний план картины. Что там изображено?

— Прочитайте статью на листочке. Определите имя Князя при помощи информации статьи.

— Итак, это князь Дмитрий Донской. Почему он изображён в доспехах?

— А почему княжеские доспехи такие дорогие? Ведь во время битвы дорогие доспехи можно испортить? Как думаете? После разных гипотез делают вывод:

— Яркие дорогие одежды, в которые знатные воины часто облачались перед сражением, говорят не просто о тщеславии, как порой представляется современному человеку. Учёные пишут, что богатый наряд был ценной и желанной добычей, а значит, своего рода дополнительным вызовом, который доблестный воин не боялся бросить врагу: «А ну, попробуй-ка, отними!..»

— Картина называется «Святой благоверный великий Московский князь Дмитрий Донской». Что значат слова святой благоверный великий?

 После ответов уч-ся обобщает:

 — Свято́й (от праслав. svętъ, svętъjь;[1] мн. ч. — святы́е) — личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей.

В христианстве благочестивый и добродетельный человек, прославленный Церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле.

благоверный — исповедующий истинную веру; великий – значит, совершил много великих дел.

Рассказывает о Дмитрии Донском, о его великих делах, о победе русского воинства на Куликовом поле в битве с войском хана Мамая.

— Почему Дмитрий Донской держит руку на груди около сердца?

— Почему он изображён на фоне строящего Кремля и храмов?

— Почему Кремль изображён за спиной князя?

 — По виду это смелый, мужественный человек, с твёрдым характером. Но глаза у него добрые, задумчивые.

-Строительство белокаменной крепости Кремля.

Обратите внимание

Читают статью о строительстве Кремля. Делают вывод: белокаменные стены Кремля возводили при Дмитрии Донском.

— Потому что ему приходилось воевать.

Выдвигают гипотезы о том, почему у князя очень дорогие доспехи.

Высказывают мнения о значении слов святой благоверный великий?

Слушают рассказ о Дмитрии Донском.

— Дмитрий Донской изображен с правой рукой на сердце, подчеркивая его преданность и любовь к Родине и своему народу. Открытые руки – свидетельство того, что у него нет оружия. 

— Дмитрий Донской был верующим, строил храмы, опирался на церковь и т.п.

-Он готов встать на защиту Отечества, закрыть Родину своей спиной.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/12/16/tehnologicheskaya-karta-otkrytogo-uroka-po-literaturnomu

написать Сочинение по картине В. В. Маторин «Дмитрий Донской» срочно!

Аня Мяло Ученик (185) 6 лет назадДМИТРИЙ ДОНСКОЙ — 1) герой литературных памятников Древней Руси. Д. Д. — реальное историческое лицо (годы жизни: 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, с 1359 г. — великий князь московский, канонизированный русской православной церковью (1988).

Победил монголо-татар на реке Воже (1378), возглавлял победоносные русские полки в одной из крупнейших битв эпохи средневековья — Куликовской. Свое прозвание получил в связи с разгромом полчищ Мамая на Куликовом поле. 8 сентября 1380 г. , между Доном и Непрядвой. Образ Д. Д. нашел свое отражение в памятниках московской литературы.

Важно

Так князь становится центральной фигурой летописных повестей, где «христолюбивый» предводитель русского воинства противостоит «безбожному» хану Мамаю и его союзникам (Ягайло, Олег Рязанский) . Прославляется Д. Д. и в «Задонщине» , которая стала лирическим откликом на Куликовскую победу. События 1380 г.

рассматриваются автором (принято считать, что это Софоний Рязанец) как реализация призыва к единению русских князей в борьбе с кочевниками. Автор хочет воспеть Д. Д. и потомков киевских князей «песньми и гуслеными буйными словесы» . Эта же мысль звучит и в словах самого Д. Д.

: «Братия и князи русские, гнездо есмя были великого князя Владимера Киевскаго! Не в обиде семи были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому сему Мамаю! » Подробный рассказ о том, «како дарова богь победу государю великому князю Дмитрею Ивановичю» , содержится в крупнейшем произведении Куликовского цикла — «Сказании о Мамаевом побоище» .

Здесь приводятся сведения, отсутствующие в других источниках: поездка Д. Д. к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь, послание Сергия князю, «испытание примет» перед битвой Д. Д. с Боброком Волынцем, переодевание Д. Д. и Бренка перед боем, поиск раненого князя после битвы. «Сказание» многократно издавалось, использовалось писателями нового времени.

Особое торжественно-риторическое прославление Д. Д. было создано после кончины великого князя — «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского» .

Совет

Образ идеального правителя наделен всеми христианскими добродетелями. Агиографическое сочинение состоит из рассказа о судьбе Д. Д. , плача его вдовы Евдокии и похвалы умершему князю. Своими добродетелями Д. Д.

уподобляется библейским пророкам.

Абдулазиз Гадоев Знаток (279) 2 года назадДМИТРИЙ ДОНСКОЙ — 1) герой литературных памятников Древней Руси. Д. Д. — реальное историческое лицо (годы жизни: 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, с 1359 г. — великий князь московский, канонизированный русской православной церковью (1988). Победил монголо-татар на реке Воже (1378), возглавлял победоносные русские полки в одной из крупнейших битв эпохи средневековья — Куликовской. Свое прозвание получил в связи с разгромом полчищ Мамая на Куликовом поле. 8 сентября 1380 г. , между Доном и Непрядвой. Образ Д. Д. нашел свое отражение в памятниках московской литературы.

Важно

Так князь становится центральной фигурой летописных повестей, где «христолюбивый» предводитель русского воинства противостоит «безбожному» хану Мамаю и его союзникам (Ягайло, Олег Рязанский) . Прославляется Д. Д. и в «Задонщине» , которая стала лирическим откликом на Куликовскую победу. События 1380 г.

рассматриваются автором (принято считать, что это Софоний Рязанец) как реализация призыва к единению русских князей в борьбе с кочевниками. Автор хочет воспеть Д. Д. и потомков киевских князей «песньми и гуслеными буйными словесы» . Эта же мысль звучит и в словах самого Д. Д.

: «Братия и князи русские, гнездо есмя были великого князя Владимера Киевскаго! Не в обиде семи были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому сему Мамаю! » Подробный рассказ о том, «како дарова богь победу государю великому князю Дмитрею Ивановичю» , содержится в крупнейшем произведении Куликовского цикла — «Сказании о Мамаевом побоище» .

Здесь приводятся сведения, отсутствующие в других источниках: поездка Д. Д. к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь, послание Сергия князю, «испытание примет» перед битвой Д. Д. с Боброком Волынцем, переодевание Д. Д. и Бренка перед боем, поиск раненого князя после битвы. «Сказание» многократно издавалось, использовалось писателями нового времени.

Особое торжественно-риторическое прославление Д. Д. было создано после кончины великого князя — «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского» .

Совет

Образ идеального правителя наделен всеми христианскими добродетелями. Агиографическое сочинение состоит из рассказа о судьбе Д. Д. , плача его вдовы Евдокии и похвалы умершему князю. Своими добродетелями Д. Д.

уподобляется библейским пророкам.

Артём Кузнецов Ученик (106) 2 года назад1) герой литературных памятников Древней Руси. Д. Д. — реальное историческое лицо (годы жизни: 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, с 1359 г. — великий князь московский, канонизированный русской православной церковью (1988). Победил монголо-татар на реке Воже (1378), возглавлял победоносные русские полки в одной из крупнейших битв эпохи средневековья — Куликовской. Свое прозвание получил в связи с разгромом полчищ Мамая на Куликовом поле. 8 сентября 1380 г. , между Доном и Непрядвой. Образ Д. Д. нашел свое отражение в памятниках московской литературы.

Важно

Так князь становится центральной фигурой летописных повестей, где «христолюбивый» предводитель русского воинства противостоит «безбожному» хану Мамаю и его союзникам (Ягайло, Олег Рязанский) . Прославляется Д. Д. и в «Задонщине» , которая стала лирическим откликом на Куликовскую победу. События 1380 г.

рассматриваются автором (принято считать, что это Софоний Рязанец) как реализация призыва к единению русских князей в борьбе с кочевниками. Автор хочет воспеть Д. Д. и потомков киевских князей «песньми и гуслеными буйными словесы» . Эта же мысль звучит и в словах самого Д. Д.

: «Братия и князи русские, гнездо есмя были великого князя Владимера Киевскаго! Не в обиде семи были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому сему Мамаю! » Подробный рассказ о том, «како дарова богь победу государю великому князю Дмитрею Ивановичю» , содержится в крупнейшем произведении Куликовского цикла — «Сказании о Мамаевом побоище» .

Здесь приводятся сведения, отсутствующие в других источниках: поездка Д. Д. к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь, послание Сергия князю, «испытание примет» перед битвой Д. Д. с Боброком Волынцем, переодевание Д. Д. и Бренка перед боем, поиск раненого князя после битвы. «Сказание» многократно издавалось, использовалось писателями нового времени.

Особое торжественно-риторическое прославление Д. Д. было создано после кончины великого князя — «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского» .

Совет

Образ идеального правителя наделен всеми христианскими добродетелями. Агиографическое сочинение состоит из рассказа о судьбе Д. Д. , плача его вдовы Евдокии и похвалы умершему князю. Своими добродетелями Д. Д.

уподобляется библейским пророкам.

инга ефремова Ученик (108) 2 года назадгерой литературных памятников Древней Руси. Д. Д. — реальное историческое лицо (годы жизни: 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, с 1359 г. — великий князь московский, канонизированный русской православной церковью (1988). Победил монголо-татар на реке Воже (1378), возглавлял победоносные русские полки в одной из крупнейших битв эпохи средневековья — Куликовской. Свое прозвание получил в связи с разгромом полчищ Мамая на Куликовом поле. 8 сентября 1380 г. , между Доном и Непрядвой. Образ Д. Д. нашел свое отражение в памятниках московской литературы.

Важно

Так князь становится центральной фигурой летописных повестей, где «христолюбивый» предводитель русского воинства противостоит «безбожному» хану Мамаю и его союзникам (Ягайло, Олег Рязанский) . Прославляется Д. Д. и в «Задонщине» , которая стала лирическим откликом на Куликовскую победу. События 1380 г.

рассматриваются автором (принято считать, что это Софоний Рязанец) как реализация призыва к единению русских князей в борьбе с кочевниками. Автор хочет воспеть Д. Д. и потомков киевских князей «песньми и гуслеными буйными словесы» . Эта же мысль звучит и в словах самого Д. Д.

: «Братия и князи русские, гнездо есмя были великого князя Владимера Киевскаго! Не в обиде семи были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому сему Мамаю! » Подробный рассказ о том, «како дарова богь победу государю великому князю Дмитрею Ивановичю» , содержится в крупнейшем произведении Куликовского цикла — «Сказании о Мамаевом побоище» .

Здесь приводятся сведения, отсутствующие в других источниках: поездка Д. Д. к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь, послание Сергия князю, «испытание примет» перед битвой Д. Д. с Боброком Волынцем, переодевание Д. Д. и Бренка перед боем, поиск раненого князя после битвы. «Сказание» многократно издавалось, использовалось писателями нового времени.

Особое торжественно-риторическое прославление Д. Д. было создано после кончины великого князя — «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского» .

Совет

Образ идеального правителя наделен всеми христианскими добродетелями. Агиографическое сочинение состоит из рассказа о судьбе Д. Д. , плача его вдовы Евдокии и похвалы умершему князю. Своими добродетелями Д. Д.

уподобляется библейским пророкам.

† Ася Стоякина † Ученик (246) 2 года назадДМИТРИЙ ДОНСКОЙ — 1) герой литературных памятников Древней Руси. Д. Д. — реальное историческое лицо (годы жизни: 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, с 1359 г. — великий князь московский, канонизированный русской православной церковью (1988). Победил монголо-татар на реке Воже (1378), возглавлял победоносные русские полки в одной из крупнейших битв эпохи средневековья — Куликовской. Свое прозвание получил в связи с разгромом полчищ Мамая на Куликовом поле. 8 сентября 1380 г. , между Доном и Непрядвой. Образ Д. Д. нашел свое отражение в памятниках московской литературы.

Важно

Так князь становится центральной фигурой летописных повестей, где «христолюбивый» предводитель русского воинства противостоит «безбожному» хану Мамаю и его союзникам (Ягайло, Олег Рязанский) . Прославляется Д. Д. и в «Задонщине» , которая стала лирическим откликом на Куликовскую победу. События 1380 г.

рассматриваются автором (принято считать, что это Софоний Рязанец) как реализация призыва к единению русских князей в борьбе с кочевниками. Автор хочет воспеть Д. Д. и потомков киевских князей «песньми и гуслеными буйными словесы» . Эта же мысль звучит и в словах самого Д. Д.

: «Братия и князи русские, гнездо есмя были великого князя Владимера Киевскаго! Не в обиде семи были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому сему Мамаю! » Подробный рассказ о том, «како дарова богь победу государю великому князю Дмитрею Ивановичю» , содержится в крупнейшем произведении Куликовского цикла — «Сказании о Мамаевом побоище» .

Читайте также:  Сочинение на тему равнодушие и отзывчивость

Здесь приводятся сведения, отсутствующие в других источниках: поездка Д. Д. к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь, послание Сергия князю, «испытание примет» перед битвой Д. Д. с Боброком Волынцем, переодевание Д. Д. и Бренка перед боем, поиск раненого князя после битвы. «Сказание» многократно издавалось, использовалось писателями нового времени.

Особое торжественно-риторическое прославление Д. Д. было создано после кончины великого князя — «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского» .

Совет

Образ идеального правителя наделен всеми христианскими добродетелями. Агиографическое сочинение состоит из рассказа о судьбе Д. Д. , плача его вдовы Евдокии и похвалы умершему князю. Своими добродетелями Д. Д.

уподобляется библейским пророкам

Яна Бикулова Ученик (117) 2 года назадА что только это можно написать 1) герой литературных памятников Древней Руси. Д. Д. — реальное историческое лицо (годы жизни: 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, с 1359 г. — великий князь московский, канонизированный русской православной церковью (1988). Победил монголо-татар на реке Воже (1378), возглавлял победоносные русские полки в одной из крупнейших битв эпохи средневековья — Куликовской. Свое прозвание получил в связи с разгромом полчищ Мамая на Куликовом поле. 8 сентября 1380 г. , между Доном и Непрядвой. Образ Д. Д. нашел свое отражение в памятниках московской литературы.

Важно

Так князь становится центральной фигурой летописных повестей, где «христолюбивый» предводитель русского воинства противостоит «безбожному» хану Мамаю и его союзникам (Ягайло, Олег Рязанский) . Прославляется Д. Д. и в «Задонщине» , которая стала лирическим откликом на Куликовскую победу. События 1380 г.

рассматриваются автором (принято считать, что это Софоний Рязанец) как реализация призыва к единению русских князей в борьбе с кочевниками. Автор хочет воспеть Д. Д. и потомков киевских князей «песньми и гуслеными буйными словесы» . Эта же мысль звучит и в словах самого Д. Д.

: «Братия и князи русские, гнездо есмя были великого князя Владимера Киевскаго! Не в обиде семи были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому сему Мамаю! » Подробный рассказ о том, «како дарова богь победу государю великому князю Дмитрею Ивановичю» , содержится в крупнейшем произведении Куликовского цикла — «Сказании о Мамаевом побоище» .

Здесь приводятся сведения, отсутствующие в других источниках: поездка Д. Д. к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь, послание Сергия князю, «испытание примет» перед битвой Д. Д. с Боброком Волынцем, переодевание Д. Д. и Бренка перед боем, поиск раненого князя после битвы. «Сказание» многократно издавалось, использовалось писателями нового времени.

Особое торжественно-риторическое прославление Д. Д. было создано после кончины великого князя — «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского» .

Совет

Образ идеального правителя наделен всеми христианскими добродетелями. Агиографическое сочинение состоит из рассказа о судьбе Д. Д. , плача его вдовы Евдокии и похвалы умершему князю. Своими добродетелями Д. Д.

уподобляется библейским пророкам . А поискать ?

Таня Чальцева Профи (764) 1 год назад varduhi kocharyan Ученик (205) 11 месяцев назадВ 1371 году Дмитрий попытался поставить под свой контроль Рязань (войско возглавлял перешедший на службу в Москву из Великого княжества Литовского Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский), выгнав из неё Олега Ивановича и посадив Владимира Дмитриевича, но Олег вернулся в 1372 году и при заключении Любутского мира упомянут как князь, находящийся в союзе с Москвой. По Рязани пришёлся и первый удар Мамая, в 1373 году, и уже в 1374 году у Дмитрия установилось с ним «розмирие». Исследователи [7] считают, что это означало конец выплаты дани и в том размере, который был установлен в 1371 году. В 1374 же году прошёл съезд князей в Переяславле-Залесском, который предположительно [6] служил консолидации вокруг Москвы антиордынских сил, в том числе, и находившихся в составе великого княжества Литовского. В 1374 году Мамай вновь попытался воздействовать на Дмитрия через Михаила Тверского, вторично выдав ему ярлык, что вызвало поход соединённых сил Северо-Восточной Руси, а также смолян, на Тверь, в результате чего Михаил признал себя младшим братом Дмитрия, обязался участвовать во всех антиордынских акциях Москвы и отказался от претензий на Кашин (1375). Ольгерд провёл карательный поход в смоленские земли.В 1376 году Дмитрий отправил войско во главе с Дмитрием Боброком в Волжскую Булгарию. Был взят откуп с мамаевых ставленников и посажены русские таможенники. В том же году Дмитрий ходил далеко за Оку, остерегаясь рати татарской. Примерно в том районе (Волчья Вода) указывает местоположение отряда Арапши, готовящегося к вторжению на Русь, «летописная повесть о побоище на Пьяне». В 1377 году московско-суздальское войско выступило на восточные рубежи Руси и было уничтожено там на стоянке татарами из Мамаевой орды, были разорены Нижний Новгород, а затем Рязань.В. К. Сазонов.«Дмитрий Донской на Куликовом поле»По преданию, эту икону Святого Димитрия Солунского прислал князю Дмитрию Донскому византийский император в честь победы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.В 1378 году по приказу Мамая 5 ордынских туменов (50 тыс.) во главе с мурзой Бегичем выступили в поход на Москву, вскоре были разбиты княжеской дружиной на р. Вожа в рязанских пределах. В сражении также участвовал Андрей Ольгердович псковский, перешедший на службу к Дмитрию из Литвы после смерти Ольгерда и потери Полоцка в пользу Ягайло и его союзника Скиргайло. В том же году умер митрополит Алексий, и Дмитрий, желая иметь митрополитом своего духовника Михаила-Митяя, вынудил его постричься в монашество и занять архимандрию в придворном Спасском монастыре. [8] Великий князь отказался принять митрополита Киприана (его люди ограбили митрополита и не пустили его в Москву), за что организаторы и причастные были специальным посланием Киприана отлучены от церкви и прокляты «по правилам святых отцов» [9].В 1379 году Мамай вновь разорил Рязанское княжество, зимой 1379/1380 годов на московскую службу в Переяславль-Залесский перешёл Дмитрий Ольгердович стародубский и трубчевский. В 1377 году от Ягайла перешли к венгерскому и польскому королю Людовику I Великому волынские и подольские Гедиминовичи, начавшие военные действия против Орды ещё в 1374 году [6].Куликовская битва

К апрелю 1380 года противник Мамая Тохтамыш вышел к устью Дона, однако Мамай предпринял поход на Москву с большим привлечением наёмников (в связи с большими потерями своих войск на Воже), прежде всего генуэзцев. Мамай планировал соединиться на южном берегу Оки с Ягайло литовским и Олегом рязанским.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/71140440

Описание картины виктора маторина «дмитрий донской» — Описание картин

Маторин — Дмитрий Донской

Изображенный на картине Виктора Маторина Князь и полководец Дмитрий Донской, это олицетворение мощи и силы духа русского народа. Каждая деталь на этой картине имеет свое значение.

Недаром нарисован Князь Донской, стоящим на фоне Кремля и вновь отстроенных белоснежных церквей с золотыми куполами- это символ веры в будущее, возрождения города после очередной войны.

Надетые на нем доспехи, не покрытая шлемом голова и правая рука на сердце- это знак верности своему народу, единства с ним, готовности служить до конца.

Обратите внимание

В его устремленном вперед взгляде видна сила и спокойствие, готовность отстоять свой народ от очередных набегов и защитить Русь от врагов.

Несмотря на всю грозность, суровость вида и военное одеяние чувствуется внутренняя доброта персонажа, свойственная русскому человеку.

2 вариант сочинение-описание 4 класс

На картине В. Маторина «Дмитрий Донской» мы видим важную историческую фигуру. На величественном фоне России-матушки изображен Дмитрий Донской.

На переднем плане полотна художник изобразил самый значимый образ этой картины — портрет князя. Используя благородные золотистые оттенки Маторин передает красоту сияющих доспехов Донского. Его одеяние очень опрятно и мужественно, как подобает великим князьям того времени.

На левую руку накинут красный плащ, украшенный драгоценными камнями и подчеркивающий статус Дмитрия Донского. Его выражение лица спокойно и серьезно, выражает достоинство целой страны. Рука расположена на груди, в области сердца. Значит, что он готов постоять за Русь.

Мне понравилась эта картина своим настроем, который художник умело передал через полотно. Использованные цвета, выбранный портрет и пейзаж необычайно гармонируют между собой. Рассматривая репродукцию, невольно хочется восхищаться Дмитрией Донским.

4 класс.

  • Сочинение по картине Ромадина Керженец (описание)Тонкость картины, ее внутренний мир, чувства видны с первого взгляда. Но картина многослойна, в ее перспективе каждый находит свой скрытый смысл
  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5, 6 класс (описание)Мне нравится эта картина, так как она очень солнечная. Солнце здесь такое жаркое, как в августе, «зрелое». Может быть, мне так кажется из-за того, что на картине люди собирают урожай. Они косят пшеницу или рожь.
  • Сочинение по картине Щербакова Колокольчики мои (описание)Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.
  • Сочинение по картине Васнецова Северный крайКартина «Северный край» написана Айвазовским в 1899г. Вдохновленным путешествие по Уралу, и переполненный воспоминаниями о родном Вятском крае, мастер создает данное произведение.
  • Сочинение по картине Кипренского Портрет мальчика Челищева 8 классОрест Кипренский за свою жизнь заслужил звание знаменитого русского художника, благодаря своим чудесным портретам. Его работы занимали особое место в разделе романтизма, он помог развитию этого стиля.

Источник:

Описание картины Маторина «Дмитрий Донской»

Существует множество именитых художников, живописцев, основная часть их проживала в прошлом столетии, многих уже даже нет в живых, однако есть и те, кто радует  все новыми и новыми полотнами. К их числу можно отнести и Виктора Маторина, который занимается исторической живописью.

Такой своеобразный выбор раскрывает определенную гражданскую позицию автора, поскольку он уже приличное время является вытесненным портретным и пейзажным жанром. Одной из картин популярного сегодня московского художника является «Дмитрий Донской», которая автору действительно удалась.

Главный герой картины

Бесспорно, персонаж художником выбран более чем колоритный.

Он сам по себе не нуждается в том, чтобы про него что-то рассказывать, поскольку является важной исторической фигурой, но на картине Донской изображен особенно, в важный момент его жизни – перед тем, как войско отправилось в поход.

Герой картины уверен в себе, источает силу и прямоту своего духа, несмотря на то, что он будто бы замер, в чертах на его лице можно просмотреть сильнейшую волю, силу характера и прямолинейность. По взгляду видно, что этот человек не привык покоряться судьбе, не привык уступать.

Это тот, кто способен повести за собой людей и тот, кто обязательно добивается совей цели. Примечательно, что, даже будучи далеким от отечественной истории, все это уже можно сказать про персонажа картины. Настолько автору удалось воссоздать и поймать образ Донского.

Дмитрий Доской на картине отличается:

  • Уверенностью, решимостью;
  • Силой патриотизма;
  • Настойчивостью и упорством идти до победного конца.

Гармония картины

На полотне невозможно найти делать, которая бы не вписывалась в общий сюжет. Все подробности и делали картины лишь подчеркивают основную идею. Вместе с тем, Донской изображен с правой рукой на сердце.

Это достаточно символично, ведь за его спиной находится народ, который верит ему, родные церкви и дома, за которые он готов сражаться до конца.

И это прослеживается по картине, ведь, смотря на Донского, обязательно понимаешь, что этот человек любит свою родину и народ, точно также как и они его, а, значит, ему есть за что отдать даже свою жизнь – за правду и свободу.

Источник:

Сочинение по картине Дмитрий Донской Маторина 4, 6 класс

В творчестве молодого российского художника Виктора Маторина много работ посвящено русской истории. Не является исключением и его картина «Дмитрий Донской».

Эта картина чем-то напоминает русскую икону, где на первом плане образ-портрет великого исторического деятеля русского средневековья, полководца, собирателя русских земель, князя Московского, Дмитрия Ивановича.

Из истории известно, что князь прожил очень недолгую жизнь. Он умер в 38 лет, по нашим меркам в очень молодом возрасте. Но художник, изображая его более старшим, хочет подчеркнуть мудрость этого человека, позволившую ему шаг за шагом находить единомышленников и объединить с Москвой другие княжества.

Важно

Но Дмитрий не только полководец, он ещё строитель и рачительный хозяин на своей земле.

Источник: http://infocentereurope.ru/shedevry/opisanie-kartiny-viktora-matorina-dmitrij-donskoj.html

В. В. Маторин «Дмитрий Донской»

Ф. Н. Глинка «Москва»

Прослушиваем рассказ учащихся о Дмитрии Донском, основанный на информации, полученной из учебника или добытой из других книг, которые они называют и показывают.

Затем ребята отвечают на вопросы, помещенные на с. 39.

Фрагменты ответов учащихся:

«Выражение лица Дмитрия Донского напряженное, суровое. Он как будто во что-то вглядывается. Брови его сведены, губы сжаты. Правую руку он положил на грудь, словно дает клятву»;

«Лицо Дмитрия Донского совсем не господское, нежное, тонкое. Он больше похож на сильного крестьянина: лицо как будто обветренное, загорелое. И руки у него трудовые, сильные с вздувшимися сосудами»;

«Дмитрий Донской изображен без шлема, но на нем есть детали воинского облачения. Он кажется тружеником и воином. Ведь при нем строили белые стены Кремля»;

«На берегу Москвы-реки стоят телеги с товаром, может быть, его привезли по реке в Москву из разных мест. Возможно, какой-то товар из города вывозят в другие края. Донской не только воин, он делает свою родину богатой и т. д.»

Читайте также:  Образ и характеристика мити в поэме бедность не порок островского сочинение

Завершив размышления о картине Маторина, дети рассказывают об истории Московского Кремля, его стен, храмов, опираясь на прочтенное в разных источниках. Они могут продемонстрировать открытки, репродукции картин, иллюстрирующих их рассказ.

Разговор о Москве, ее истории, отношение к ней народа, раскрывшееся в тяжелые военные годы в творчестве писателей, художников, композиторов.

Дома учащиеся могут подобрать стихи о Москве, аудио– и видеозаписи, посвященные ей.

На следующем уроке (№ 62) можно прослушивать песни, посвященные Москве.

На уроке № 62 читаем стихотворение Ф. Глинки «Москва» (с. 40–41). Размышляем над вопросами № 1, 2, 3 (с. 41).

Можно прослушать песни о Москве, просмотреть открытки, видеозаписи, посвященные столице России, прослушать стихотворения, подготовленные учащимися. Москвичи и дети, побывавшие в Москве, рассказывают о любимых уголках города.

Дома:

1) желающие учат наизусть стихотворение Ф. Глинки или другие произведения о Москве;

2) учащиеся находят материал о Великой Отечественной войне (в детской исторической энциклопедии, художественной литературе), узнают, как повлияла эта война на жизнь его семьи.

ТЕМА: «ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА»

Урок 63

А. А. Ахматова «Мужество»

Урок можно начать с чтения

Совет

учащимся выученных ими стихотворений о Москве или с рассказа детей о Великой Отечественной войне по найденным материалам.

После этого обращаемся к разделу учебника «Прошла по земле война». Читаем вступительную статью (с. 42).

Затем знакомимся с биографией А. А. Ахматовой (с. 42– 43).

Рассматриваем заставку, завершающую статью, обращаем внимание на детали военного времени, запечатленные художником: полосы прожекторов, пересекающие черное ночное небо, железные противотанковые ежи, перегородившие заснеженную улицу.

После этого обращаемся к заданиям, предшествующим стихотворению «Мужество» А. Ахматовой (с. 43).

Дети объясняют значение слова «мужество» – стойкость, храбрость, отвага, доблесть. Учащиеся вспоминают литературных героев или известных им людей, которые совершали мужественные поступки, и рассказывают о них.

Учитель читает стихотворение Ахматовой, написанное в 1942 г. в окруженном фашистами Ленинграде. Можно предварить чтение рассказом о блокаде города на Неве.

Задаем вопрос о смысле двух первых строк произведения. Обращаем внимание на выделенные автором слова – «что». «Мы знаем, что ныне лежит на весах //И что совершается ныне…»

Фрагменты ответов:

« Ахматова уверена: решается судьба страны, собирает все силы народ»; «Анна Ахматова вместе со всеми нашими людьми знает, что стоит вопрос жизни и смерти, и надо всем объединиться»…

Дети перечитывают стихотворение про себя, определяют чувства, которые хотят передать, отмечают паузы, слова, которые надо выделить.

Затем учащиеся читают стихотворение вслух.

Перечитываем строки, посвященные русской речи (задание № 2, с. 43):

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Обратите внимание

Задаем вопрос: «Почему Ахматова завершает произведение клятвой сохранить «великое, русское слово»?»

С этим вопросом дети должны будут обратиться к родным и знакомым. Учащиеся говорят о том, что в речи, в родном слове «раскрывается» душа народа.

Обращаемся к заданию № 3 (с. 44).

Ребята работают над ним в паре: выделяют рифмующиеся слова, объясняют, почему на последней строке стоит только одно слово.

Последнее слово произведения, подводящее итог произнесенной клятве, выделено несколькими приемами: на строке стоит лишь одно слово, оно «выпадает» из рифмы, ни с чем не рифмуется, после него стоит восклицательный знак.

Если остается время и учитель считает целесообразным, то читаем стихотворение Ахматовой «Памяти друга» («Читальный зал» с. 57). Размышляем над вопросами № 1, 2 (с. 57).

Это произведение Ахматовой звучит как свидетельство выполненной клятвы. Обращаем внимание на то, как в системе образов этого стихотворения раскрывается страшная трагическая цена, заплаченная за победу:

«заря» – как «зарево» пожара;

весна – уподобляется вдове, «стоящей у могилы безымянной».

Медленно возвращается жизнь, радость на родную землю.

Следует рассмотреть иллюстрацию, сопровождающую это стихотворение, остановиться на словах «безымянная могила».

Дома учащиеся учат наизусть одно из стихотворений А. Ахматовой, напечатанных в учебнике.

Урок 64



Источник: https://infopedia.su/14x7f54.html

Краткая биография Дмитрия Донского самое главное

Правление Дмитрия Донского (годы жизни 1350-1389) стало символом объединения Руси. История запомнила его как успешного и талантливого полководца, истинного лидера – умного и справедливого, человека с добродушного, сильного и бесстрашного.

Благодаря победе в Куликовской битве Дмитрий Иванович удостоился своего легендарного прозвища «Донской» Одной из самых ярких заслуг князя считается постройка нового белокаменного Кремля в 1367.

Дмитрий Донской был верующим человеком, поэтому всячески поощрял строительство церквей и православных храмов.

Важно

Родился в Москве 12 октября 1350 года. Мальчику было всего 9 лет, когда он лишился отца. В опекуны ему назначили митрополита Алексия. Это был умный, честный, справедливый человек.

Впоследствии он стал для юного князя настоящим другом и наставником, помогая в решении политических вопросов. Будучи в хороших отношениях с настоятелем монастыря Сергием Радонежским, князь нередко обращался к нему за помощью и поддержкой.

Именно у него Дмитрий Иванович просил благословения перед сражением на Куликовом поле.

Уже в девять лет молодой князь сталкивается с политическим противоборством в лице других правителей. Он вынужден буквально отвоевывать свое право на власть. В 1361 г. ордынский хан отдает ярлык на княжение во Владимире суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Однако в Москве с этим не согласились. В возрасте 11-ти лет юный князь отправляется в Орду, чтобы получить ярлык.

Вскоре Донской одерживает победу над Литовским князем Ольгердом и заключает с ним мировое соглашение. Затем он добивается расположения других русских князей и налаживает отношения с Тверью и Новгородом. Таким образом, положение молодого правителя значительно укрепляется.

Главным врагом для Руси в тот период оставалась Золотая Орда. Князь Дмитрий решается вступить в открытый конфликт с Ордой, после того как монголо-татары напали на Нижний Новгород и разгромили его. Вскоре Мамай направляет войска на Рязань и Москву. Но в 1378 году в результате сражения на реке Воже он терпит сокрушительное поражение.

Куликовская битва стала решающим поворотом в конфликте с монголо-татарами. Сражение произошло 8 сентября 1380 года. После  разгрома мамаева войска, выплата дани Золотой Орде на какое-то время прекратилась.

Князь Дмитрий умер 19 мая 1389 года. Его похоронили в Москве в Архангельском соборе. В 1988 году Донского канонизировали.

4, 5, 6 класс для детей

Биография Дмитрия Донского о главном

Дмитрий Донской был великим и справедливым правителем городов русских и жил с 1350 по 1389 годы. Такое интересное прозвище он получил сразу после одержания победы в Куликовской битве.

В городе Москва 12 октября 1350 года на свет появился маленький Дмитрий. После того, как в 1359 году погибает отец мальчика, в жизни маленького Димы появляется опекун и прекрасный наставник – митрополит Алексий.

Именно с этим человеком Дмитрий постоянно советовался во всех вопросах, не исключением были и политические проблемы.

Совет

Помимо этого, у Дмитрия были прекрасные отношения и с самим настоятелем монастыря Сергием Радонежским.

Именно к этому человеку, перед самым началом великой и кровавой Куликовской битвы, Дмитрий пожаловал за благословением.

Уже с 9-летнего возраста мальчику пришлось бороться за собственное княжение с иными князьями. С момента прекращения борьбы с князем Ольгердом, мир с Литвой был, наконец, заключен. По истечении некоторого промежутка времени были налажены отношения с Тверью и Новгородом. С того момента могущество Донского становилось все сильнее.

С 1363 года он начал княжит во Владимире, а в 1397 году, сразу после страшного пожара, князь возводит совершенно новый Кремль из белого камня.

Дмитрий был не только превосходным князем, но и глубоко верующим человеком, из-за чего всячески старался поддержать любой православный храм, делал значительные пожертвования и более того, в момент правления в самом центре Московского княжества основал новый монастырь.

В 1378 году было разбито все Мамаевское войско.

В 39-летнем возрасте великого князя Дмитрия Донского не стало, а случилось это 19 мая 1389 года. После его смерти править стал его сын Василий I.

4 класс, 5 класс, 6 класс для детей о его жизни

Интересные факты и даты из жизни

← Гончаров↑ БиографииМикеланджело Буоннароти →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/dmitrij-donskoj

Мир искусства

Картина Левитана И.
«Золотая осень»

    Исаак Ильич Левитан в картине «Золотая осень» очень точно и поэтично смог передать волшебство уголка русской природы в погожий день ранней осени. Невозможно оторвать взгляд от прощального праздника красок.

     Как прекрасен и прост привычный пейзаж! Мне кажется, что я стою в глубине луга и любуюсь неширокой речкой, которая спокойно несёт синие воды меж невысоких берегов.

Слева — крутой пригорок с тоненькими берёзками в пурпурно-золотистом наряде и двумя осинками с уже почти облетевшей листвой. Тихо и чудесно в берёзовой роще. Только листочки чуть слышно шуршат и лопочут. Они устлали траву, понемногу желтеющую и тускнеющую, мягким разноцветным ковром.

Обратите внимание

Привлекает внимание местами непривычно яркая зелень, которая скоро исчезнет. Вдали видны красноватые ветки кустарника.

     На правом берегу реки в изумрудных сарафанах красуются ивы. Они из последних сил сопротивляются пышному увяданию природы. Одиноко стоящая берёзка указывает поворот реки. На поверхности речной глади отражается лазурное небо с белыми облаками.

     Мой взгляд движется за течением реки, и на заднем плане открываются в «багрец и золото одетые леса». В просвете между ними стоят маленькие крестьянские домики. Около них зеленеют озимые.

     Осенний день, изображённый художником, пронизан светом. Здесь преобладают яркие краски. Я думаю, что И.И. Левитан, работая над своим знаменитым пейзажем, повторял строки мастера поэтического слова А.С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!…

     Благодаря тому, как художник написал «пышное природы увяданье», я почувствовала скрытое дыхание золотой осени, дарящей мне незабываемые минуты восхищения прекрасным.

Картина И.И. Шишкина «Рожь»

     Я смотрю на картину талантливого художника И.И. Шишкина «Рожь» и любуюсь золотистым полем.

Как хороши высокие густые, наклоненные к самой земле, тяжёлые спелые колосья! Мне кажется, что я иду по этой поросшей травой, убегающей лентой вдаль, просёлочной дороге.

От лёгкого дуновения свежего ветерка колышется, волнуется янтарное и необозримое поле ржи.  Я слышу, как весело стрекочут кузнечики, и тихо поёт упругий налитой колос. Ведь близится жатва – пора сбора урожая.

Важно

       Среди ржи растут несколько вековых могучих сосен. Они выросли на просторе. Сосны – богатыри охраняют щедрое бескрайнее поле. Они, словно великаны, достают мощными верхушками легкие воздушные облака, скользящие по голубому небу.

      Вокруг раздолье и волшебство русской природы. Как легко и прекрасно мне в этом родном и привольном поле.

Картина В.В. Маторина «Дмитрий  Донской»

     Виктор Викторович Маторин современный талантливый художник. Его любимый творческий жанр — исторический. Особенно художнику удалось показать свой неповторимый стиль и наиболее ярко выразить творческую индивидуальность в серии картин, посвящённых Куликовской битве.

    Меня восхищает его картина «Дмитрий Донской».  Это исторический портрет великого князя московского. Своё прозвище он получил после разгрома полчищ Мамая на Куликовском поле между Доном и Непрядвой.

       В центре изображён высокий плотный человек с  окладистой бородой и большими умными глазами в полном расцвете своих сил. Выражение лица Дмитрия Донского напряжённое, суровое. Он как будто всматривается вдаль. Брови сдвинуты, губы сжаты.

Лицо обветренное, загорелое. Правую руку он положил на грудь, словно даёт клятву. Руки у него трудовые, сильные с вздутыми венами. Князь изображён без шлема.

И всё-таки он одет в воинские позолощеные доспехи, а слева яркий, наброшенный поверх них плащ.

      Я смотрю на освещенное солнцем лицо Дмитрия Донского и понимаю, что он не только мужественный воин, но и великий труженик. Ведь В.В. Маторин показал князя не в битве среди воинов, а на фоне строящихся белых стен Кремля. За спиной героя изображено то, за что он готов отдать жизнь: Родина и вера.

Совет

Я почувствовала, что такого воина поддержит вся Русь  и церковь, и он клянётся не пощадить себя ради них. Ради вот этой счастливой жизни на берегу Москвы — реки, где стоят телеги с товаром, который может быть, привезли по реке в город из дальних краёв, возможно, какой-то товар вывозят из него.

Да, я уверена, что князь Донской не только воин, он мечтает видеть свою Русь  богатой.

       Глядя на картину я ощутила, что вот такими защитниками может гордиться святая Русь.
 

Три богатыря М.В. Васнецова 

      «Богатыри» — одна из любимых моих картин известного художника В.М. Васнецова. На ней изображены три русских богатыря: мужественный Илья Муромец, отважный Добрыня Никитич и находчивый Алёша Попович.

      Не зря художник поместил их рядом. Глядя на богатырей, я чувствую их сплочённость, решимость и стремлении не пропустить врага. Ведь за спинами богатырей — Русская земля: поросшее желтеющей травой бескрайнее поле; дремучий непроходимый лес; грозовое, с плывущими свинцовыми облаками, небо. Чистота и гармоничность цвета красок, помогла мне увидеть и ощутить родной и величавый образ Руси.

     В центре на вороном могучем коне сидит старший и самый крепкий богатырь — Илья Муромец. Его образ полон спокойной мощи. Булатная палица свисает с его правой руки, а в левой руке — щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове — шлем. Богатырь поднёс ко лбу руку и зорко всматривается вдаль: нет ли где Чёрной силушки. 

     Слева от Ильи Муромца на белоснежном добром  коне сидит средний богатырь — Добрыня Никитич. Одежда у него богата и нарядна. Драгоценные  княжеские доспехи одеты поверх боевой кольчуги. Порывистый, благородный богатырь уже вынимает меч из ножен, и кажется, что вот сейчас верный конь унесёт его в бой.

Читайте также:  Сочинение описание неба 3, 5 класс

      Справа от Ильи Муромца на рыжем коне сидит младший богатырь — Алёша Попович. Его хитрый и лукавый взгляд устремлён вперед. Он не так силён, как его товарищи. Однако, богатырская рука уверенно держит лук, а стрела у него всегда наготове. И всё-таки Алёша умеет не только воевать, а ещё потешить своих друзей: в правой руке у него — гусельки .

     Я восхищаюсь талантом великого художника, который смог показать, что на земле нет такой коварной и страшной силы, которую бы не смогли победить русские богатыри.

Встреча с прекрасным

Обратите внимание

    Я впервые посетила Ирбитский государственный музей изобразительных искусств и увидела прекрасную живопись, а также гравюры европейских мастеров XVII- XIX веков. Настоящая выставка – подарок Государственного Эрмитажа нашему музею в ноябре 1975 года.

     Изюминкой выставки стала картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», созданная в мастерской Питера Пауэла Рубенса. Удивительна история странствий полотна на протяжении четырех столетий.

Картина поступила из Эрмитажа, как копия с оригинала Рубенса и была серьёзно повреждена. В ходе реставрации в июне – октябре 2012г.

и проведённое специалистом химическое исследование полотна подтвердило подлинность картины.

     Искусная и кропотливая работа реставраторов г. Н-Тагила раскрыла всю красоту экспоната. Я не увидела крупных царапин, порезов, потёртости до холста авторской живописи. Картина вновь засияла цветовой гаммой.

Глядя с восхищением на картину, я увидела, как кисть художника точно передала мягкость волос, гладкость и теплоту кожи, игру атласа одежды. Колорит картины подчёркивает её печальное содержание. Не случайно Рубенс прибегает к своей особенной манере письма глаз: живых, блестящих, влажных, наполненных слезами.

Яростно стиснутые руки Марии усиливают эмоциональный накал картины, лучше помогают понять её настроение. Картина нас трогает и волнует, заставляет переживать вместе с героиней.

     И всё-таки, утраченная навсегда и потерянная для художественного мира картина Рубенса вновь зажгла огонёк музейной жизни в нашем старинном уральском городке.   

Моя деревня Марк Шагал 

Важно

Художник Марк Шагал на картине «Моя деревня» изобразил  зимнюю улицу своего родного города. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда снег окутал землю и дома мягким белым покрывалом. Дома плотно прилегают друг к другу, а в конце улицы почти сливаются.

И всё-таки он использует цветовой контраст: белый, светло-серый тон в сочетании с жёлто-серым и лилово-фиолетовым. Присутствует и любимый цвет художника – зелёный: небо, дома, снег. Он считает: зелёный цвет жизни и любви к жизни.

Загадочный момент в картине: лошадь с человеком в санях летит через дома так естественно, как они бы мчались по улице. Здесь свобода фантазии художника. Ведь, собственно, это и есть «их улица» — небо. В этом лежит отблеск авторской иронии: его мир существует вне времени.

Я смотрю на картину и ощущаю жизнерадостное настроение благодаря цветовой гамме, а неповторимость городской вселенной удивляет и завораживает.

Часы с синим крылом Марк Шагал

    Часы занимают большую часть картины. Это уже необычно. Они символизируют текущее время, время жизни. Я думаю, синее крыло птицы означает, что время летит быстро, как птица.

Часы Марк Шагал

    В этой картине самое необычное — гигантские часы, по сравнению с крошечной фигуркой человека у окна. Художник подчёркивает, что в этой комнате царит Время. Оно давит, наваливается непосильной ношей.

Часы тикают, маятник раскачивается, а в жизни человека ничего не меняется. Маршал Шагал рассказал об одиночестве маленького человека, задавленного грузом времени, которое не наполняется никакими событиями.

Эта картина о власти Времени над одиноким человеком.

      Я поняла, что художник хотел показать часы протекания жизни.

Источник: http://solnce8.blogspot.com/p/blog-page_18.html

Сочинение «О Дмитрии Донском как земном человеке»

 «О Дмитрии Донском как земном человеке»

учащийся 9 класса

Руководитель методист Молчанова Е.В.

Изучая жизнь и деятельность великих людей, я замечал, что многое в их характере, в том, какие дела они совершали, как строили свою жизнь, зависело от семьи, от людей, которые их окружали.

Поэтому я решил проанализировать жизнь Великого князя Дмитрия Донского с этой стороны, и еще раз убедился, что многое в человеке передается от родителей, от близкого окружения.

Недаром русская пословица гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Московский князь Дмитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. (Приложение 1) О детстве будущего Великого князя, сына Иоанна Красного и Великой княгини Александры, известно совсем немного.

Совет

В сознании мальчика рано укоренилась ответственность за собственное высокое происхождение, и этому поспособствовали рассказы родителя о подвигах славных предков, таких как Данила Московский, Александр Невский и т.

д.

Отец Димитрия Иоанн Красный родился 30 марта 1326 года в Москве. (Приложение 2) Свое прозвище «Красный» он получил, по всей видимости, благодаря исключительной внешности («красный» от слова «красивый»).

Ещё в летописях встречаются и другие имена-прозвища этого князя — «Милостивый», «Кроткий». Согласно дошедшим летописным источникам, Иван Иванович Красный был правитель «тихий, кроткий, милостивый и нечестолюбивый.

Жил во всякой тишине, а потому и спокойствие отовсюду имел».

Именно эти черты характера перенял Дмитрий от отца. Когда Дмитрий шел венчаться на престол княжеский, суздальский князь не мог с этим смириться. Со своими войсками он занял Переславль, не желая пропустить Димитрия Московского во Владимир. Надлежало решить спор оружием. Тринадцатилетний Димитрий Иоаннович выступил в свой первый поход.

Увидев полки Москвы, суздальский князь в страхе бежал и затворился в Суздале. Здесь впервые отметили черту умеренности и миролюбия в юном князе Димитрии.

Он оставил своего соперника Димитрия Константиновича мирно княжить в его родном уделе — Суздальском, хотя осторожнее было бы совсем лишить того всякой власти и силы… И в самом деле, суздальский князь, заискав в хане Амурате, опять, почти немедленно занял Владимир.

Опять поход, опять изгнание соперника из великокняжеской столицы… Димитрий Иоаннович осаждает Суздаль, но снова — верный своему неизменному миролюбию, щадит суздальского князя, оставляет его на удельном княжении и только берет с него присягу в верности.

Детство Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия (Приложение 3), бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу. Он практически заменил своему подопечному родного отца, поскольку тот ушел из жизни, когда Димитрию было всего только 9 лет.

В этом возрасте Димитрий Донской унаследовал отцовское княжество, получив на то разрешение от хана Орды, под игом которого в те времена находилась Русь. Великим князем он стал, будучи 12-летним отроком, то есть в 1362-м году. Как видите, детство Димитрия Донского имело мало общего с таковым обычных детей.

Обратите внимание

Ему рано пришлось стать взрослым не по годам в силу непростых жизненных обстоятельств.

Духовное воспитание будущего правителя и полководца протекало под влиянием и руководством святителя Московского Алексия. Московский митрополит пользовался огромным уважением в народе.

В учительских посланиях он призывал бояр судить по правде и милостиво, а всех русских – поддерживать друг друга. С особым чувством он обличал пьянство, видя в нем «корень злобы, мятеж всякому беззаконию».

Он прожил долгую восьмидесятипятилетнюю жизнь, которую целиком посвятил сохранению возможности будущего возрождения Руси. Встав во главе русской митрополии в эпоху ослабления Москвы, митрополит Алексий взял в свои руки бразды не только церковного, но и гражданского правления.

Действительно,  митрополиту приходилось принимать жесткие решения, чтобы удержать верховенствующее положение Москвы. Но, он не забывал и своего духовного сана, и своих обязанностей попечительства над всей Русью.

Митрополит Алексий учил с ранних лет великого князя терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой. В условиях междоусобия не только среди русских князей, но и среди ордынских ханов, юный Димитрий, с благословления светителя Алексия, предпринимает путешествие в Орду.

Это было первое знакомство с притеснителями земли Русской, первый ратный поход Димитрия. В междоусобице благоверный князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия.

Под руководством митрополита князь постепенно приобрел ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью.

Важно

 В качестве же основной личной черты Великого князя можно назвать необыкновенную любовь к Богу. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, — говорится в «Слове о житии…» Димитрия Иоанновича, — и с младенческих лет возлюбил Бога».

Далее «Слово о житии…» дает такую характеристику Димитрию-отроку: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал».

Древний книжник пишет о Димитрии Иоанновиче в похвале ему: «С Богом все творящий и за Него борющийся… Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал.

Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных… Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы каждый день облекаться желал.

Всегда почести и славу от всего мира принимал, а Крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».

Главное влияние на воспитание веры в отроке оказал преподобный Сергий Радонежский (Приложение 4). Святитель — один из ближайших людей в великокняжеском доме. Его воспитательное воздействие развило собственные высокие качества Димитрия; этот облик юного князя и был увековечен древним описателем его жития.

С самого начала жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя преподобный Сергий.  В отличие от митрополита Алексия Сергий был далек от дел сильных мира сего. Однако и ему довелось способствовать укреплению власти московского князя.

Мудрый старец по просьбе московского князя ездил к суровому князю Олегу Рязанскому и «тихими и кроткими словесы» уговорил его на мир. Сергий поддержал Дмитрия Московского в стремлении бороться с Ордой и благословил его на битву. Сама идея противостояния Орде питалась и чудотворным наставничеством Сергия Радонежского.

«Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло: своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертней, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч», – писал В.О.Ключевский о значении преподобного Сергия для русского народа и государства. 

Совет

Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя Дмитрия. В основе уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак, семейная жизнь его проходила под духовным руководством святителя Алексия. Оказывал на нее влияние и преподобный Сергий Радонежский.

Единственной женой Дмитрия была Евдокия, дочь великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. У Дмитрия Донского было 12 детей (8 сыновей, 4 дочери). В своей «Духовной» (завещании) он передал великое княжение старшему сыну Василию — без дополнительной санкции Золотой Орды, уже как «свою отчину».

Всем детям, в том числе сыновьям (Василию, Юрию, Андрею, Петру, Ивану и Константину) он завещал слушать во всём после его смерти мать, Евдокию Дмитриевну.

Великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года. Кончина эта поразила всю Русь.

Летописи говорят, что долго не умолкали стенания по поводу его смерти, потому что никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим и народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь к славе отечества, справедливость и доброту.

Воспитанный как воин, он не имел знаний книжных, но правил государством, благодаря силе разума и характера. Современники особенно удивлялись его скромности, потому что насколько была славной победа на Куликовом поле, насколько Дмитрия осыпали похвалами, а он не заносился и считал, что победой обязан богу и мужеству российских воинов.

Да, Дмитрий Донской обладал множеством добродетелей. Среди положительных качеств, свойственных великому благоверному князю, были милосердие, великодушие, высокая нравственность, искренняя любовь к народу своей страны. Он с добротой относился к подчиненным, помогал нуждающимся, возводил православные христианские храмы. 

Праведный подвиг князя Дмитрия, отдавшего «душу за други своя», не был забыт верующим народом.

Обратите внимание

   Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних. По этой причине историки и называют святого князя не иначе, как «держатель русской земли».

Источник: http://fatnevo-shkola.ucoz.ru/publ/sochinenie_o_dmitrii_donskom_kak_zemnom_cheloveke/1-1-0-25

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector