Сочинение по картине шишкина рожь 4 класс описание

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Тема урока: Сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Цели: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им представление о роли пейзажа в повествовании.

Оборудование: репродукции картин Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Берёзовая роща»

Ход урока

— «Красота – всё красивое, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» — это определение красоты, данное в словаре С.Ожегова

— «Совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к красоте, силе и благородству собственных помыслов», по словам К. Паустовского, отражены в полотнах великих русских мастеров прошлого. Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая «спасет мир»

Мы сегодня поговорим о красоте, мы будем искать красоту в картине И. Шишкина.

Шишкин — один из выдающихся художников мира.. Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан).

Он рано начал рисовать, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. В 1910 году И.Э. Грабарь писал: «Недавно еще его картины казались современному поколению только скучными и лишенными достоинств, кроме похвальной усидчивости.

Но теперь, когда прошла острота борьбы двух мировоззрений, надо признать, что заслуги Шишкина в истории русского пейзажа огромны»

Обратите внимание

Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г.

Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств. В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.

Шишкин прославился как пейзажист.

«Рожь» (1878) – одно из классических созданий Шишкина. Торжественные силуэты сосен, возвышающихся над разливом золотых колосьев, да голубизна обесцвеченного жарой неба еще не исчерпывают этой картины.

С мудрой простотой воплощено в ней высокое чувство любви к родине, к народу, к его труду; ясно и сильно Шишкин передает бескрайность простора, масштабы полей, красоту стелющихся или возвышающихся масс, ритм уходящих к горизонту деревьев.

Это – широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в ее могучие силы.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера «Рожь». Россия – страна пейзажа. Что означают слова пейзаж, пейзажист?

Ученик:В словаре С.И. Ожеговаи Н.Ю. Шведовой дается следующие определения:

Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

Учитель: Перед вами репродукция картины. Что означает слово репродукция?

Ученик:Репродукция – 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише.

2. Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом

Учитель: Кто знает, где хранится подлинник?

(Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)

Учитель: Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Берёзовая роща»

-Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?

  1. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

Учитель: Что изображено на картине?

Ученик: На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.

– Какое время дня написал художник? (Полдень.) Вспомните стихи о ржаном поле.

(Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…».)

– Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)

– Что можно сказать о колосьях?

(Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)

– Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)

– Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)

– Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.

(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)

– Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.

– Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж?

(Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)

– Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».

– О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?

Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный.

Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Где бы ни был живописец, чтобы ни писал – остров ли Валаам, Крым или Германию, — он писал свою малую Родину, «ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям…».

Здесь он с утра обыкновенно забирался куда-нибудь за город и целые дни бродил по замечательно красивым окрестностям Елабуги, зачеркивая и, главное, наблюдая, усваивая себе природу, которой он оставался верен всю жизнь и к которой постоянно до последнего времени возвращался в своих картинах.

.

Учитель: Заполните таблицу «Лексика к картине И.И. Шишкина «Рожь»

Звук Цвет Запах Расположение в пространстве и времени
колышется волнуется Золотистая рожьЗолотые переливы Благоухают ПолденьШирокое полеБезбрежная жатва хлеба

Слова для справок: золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, легкое дуновение ветерка.

Учитель: Мы учимся писать сочинение. Нам нужно соблюдать определенные правила написания сочинения – это композиционная схема. Обратите внимание на таблицу

«Композиционная схема сочинения – описания»

Вступление Основная часть Заключение
Приглашение к восприятию Описание того, что изображено на картине Возвращение автора к основной теме описания, эмоциональное обобщение и вывод
На переднем плане картины мы видим…… начинается у края холста…Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался)На фоне…(выделяются, показаны)

Учитель: Ребята, скажите, с чего или как вы начнете свое сочинение?

Ученики:

Великий русский художник Иван Иванович Шишкин написал много замечательных картин о родной природе: «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Лесные дали», «Берёзовая роща» и другие. Мне больше всего нравится картина «Рожь», о которой я хочу рассказать.

В историю русской живописи И.И.Шишкин вошел, прежде всего, как пейзажист. Шишкин – создатель так называемого «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

Учитель: Что можно написать в конце сочинения?

Ученик: Можно описать свое мироощущение. Например, глядя на картину «Рожь» зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Словарная работа. Обогащение словарного запаса:

Вошел в историю русского искусства как …………….мастер пейзажной живописи.

Воспел русскую природу в ярких картинах, полных ……………….

С пейзажами Шишкина в изобразительное искусство вошли мотивы………………………..

Художник раскрыл историко-национальное своеобразие быта и пейзажа провинции в ………… Тишиной, спокойствием веет от полотен Ивана Ивановича Шишкина, русского художника, которого называют …………….

Художник сумел передать в картине «Рожь» то…………..настроение

Слова для справок: сочной яркой манере живописи; непревзойденный; русской провинции; поэзии, свежести, воздуха; восторженное; поэтом русской природы

(Как вы думаете, в какой части вашего сочинения можно использовать данные лексические средства)

Также необходимо обратить внимание на синонимы, чтобы избежать неоправданных лексических повторов в сочинении, заполните таблицу:

Как можно называтьИ.И. Шишкина в сочинении Как можно заменить слово «нарисовал»? Какими словами можно заменить выражение «картина нарисована»?

Слова для справок:

  1. Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской

Читайте также:  Анализ сказки маршака кошкин дом

природы.

  1. Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, сумел передать, воспел, добивается передачи, вложил в картину.

  2. Картина, полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.

  3. Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, дает возможность узнать, вызывает впечатление, передает ощущение приближающейся осени

Самостоятельная работа- написание сочинения.

Вопросы, на которые необходимо дать ответ в сочинении

  1. Кто написал картину «Рожь»?

  2. Какие еще картины этого художника вы знаете?

  3. Что изображено на этой картине?

  4. Какими красками изображен осенний пейзаж?

  5. Какие чувства будит в вас эта картина?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_sochinieniie_po_kartinie_i_i_shishkina_rozh

Сочинение, рассказ по картине шишкина рожь

Сочинение: описание картины И. Шишкина «Рожь»

Вели́кий худо́жник Ива́н Ива́нович Шишкин вошёл в исто́рию ру́сской жи́вописи как созда́тель «пейза́жа настрое́ния». Он о́чень уме́ло передава́л че́рез свои́ поло́тна|полотна́ состоя́ние приро́ды и окружа́ющего ми́ра. Основны́м персона́жем в карти́нах ма́стера|мастера́ ки́сти И. И.

Шишкина явля́ются пейза́жи с изображе́нием ле́са|леса́, преиму́щественно сосно́вого. В его́ карти́нах воспе́та приро́да родно́го кра́я|края́, бога́тство и достоя́ние живу́щих на ней люде́й.

Пейза́ж-карти́на «Рожь», со́зданная певцо́м ру́сской приро́ды в 1878 году, прони́кнута чу́вством поко́я и вы́полнена в я́ркой мане́ре жи́вописи.

На гла́вном пла́не карти́ны открыва́ется золото́е по́ле со спе́лой ро́жью. Ту́чные колосья уже́ гото́вые к сбо́ру урожа́я, колы́шутся под лёгким дунове́нием ветерка́. А в не́которых места́х, осо́бенно по обо́чине, мно́го золоты́х колосьев под свое́й тя́жестью наклони́лось к земле́. Лёгкое колыха́ние колосьев, как бы передаёт арома́т созре́вшего урожа́я.

Там в глубине́ по́ля|поля́ видне́ются голубы́ми то́чками васильки́, кото́рые необыкнове́нно украша́ют собо́ю весь пейза́ж. На пере́днем пла́не карти́ны бере́т|берёт своё на́чало|нача́ло изви́листая полева́я доро́га|дорога́. По ней не о́чень ча́сто е́здят, бо́льшая|больша́я её часть заросла́ полево́й траво́й, её украша́ют бе́лые рома́шки.

Она́, извива́ясь, ухо́дит вдаль вглубь по́ля|поля́.

На бога́том ржано́м по́ле, вдоль изви́листой до́роги|доро́ги сто́ят|стоя́т могу́чие со́сны|сосны́-сто́рожа|сторожа́. Мохна́тая ветвь ста́рой со́сны|сосны́ спра́ва о́чень ни́зко нависа́ет над ро́жью.

С одно́й стороны́ она́ соверше́нно без ве́ток, ви́димо мно́гие го́ды испы́тывала на себе́ влия́ние холо́дного се́верного ве́тра.

Важно

А дере́вья сле́ва передаю́т в полноте́ разнообра́зие свои́х оде́жд: от са́мой|само́й пы́шной фо́рмы, по́лностью оде́той ве́тками до соверше́нно го́лой со́сны|сосны́, от кото́рой оста́лся то́лько ствол.

В не́бе|нёбе, над со́снами-богатыря́ми танцу́ют свой прекра́сный та́нец, полевы́е пти́цы, наслажда́ясь чуде́сным тёплым днём. Над ни́ми скользя́т по не́бу лёгкие возду́шные о́блака|облака́. И там, в глубине́ карти́ны, на её са́мом|само́м да́льнем пла́не видне́ются ту́чки, возмо́жно, собира́ется гроза́ и ско́ро прольётся тёплый ле́тний до́ждик.

Карти́на напо́лнена высо́ким чу́вством любви́ к родно́му кра́ю|краю́ и его́ приро́де. Она́ передаёт зри́телю э́то чу́вство и да́рит наслажде́ние прекра́сным творе́нием вели́кого ма́стера|мастера́ ки́сти.

Описание-рассказ по картине

Впервы́е появи́вшись на пу́блике во вре́мя вы́ставки передви́жников, рабо́та сра́зу закрепи́лась среди́ шеде́вров ру́сской жи́вописи. Сего́дня, пожа́луй, невозмо́жно найти́ бо́лее популя́рный и знако́мый ка́ждому ру́сский пейза́ж. В чём же секре́т тако́го успе́ха карти́ны?

А́втор соедини́л в свое́й рабо́те два гла́вных цве́та|цвета́ ру́сского изобрази́тельного иску́сства: голубо́й и золото́й. Э́то сочета́ние бы́ло характе́рно для правосла́вных ико́н, свя́зывалось с изображе́нием ми́ра Го́рнего, Боже́ственного. Исходя́ из э́того символи́ческого цветово́го значе́ния, худо́жник ура́внивает ру́сскую приро́ду с приро́дой боже́ственной.

Густа́я зе́лень тра́вы|травы́ на окра́ине по́ля|поля́, кро́ны со́сен на за́днем пла́не подчёркивают основну́ю цветову́ю га́мму и заверша́ют пали́тру рабо́ты.

Символи́ческое значе́ние со́сен — выно́сливость, си́ла жи́зни и про́чность. Дере́вья на карти́не представля́ются были́нными богатыря́ми, охраня́ющими ржано́е по́ле. Диссона́нсом вы́глядит поги́бшее де́рево.

Скоре́е всего́, а́втор, таки́м о́бразом, постара́лся обозна́чить ли́чную траге́дию: незадо́лго до созда́ния э́той рабо́ты, худо́жник потеря́л родны́х и о́чень бли́зких ему́ люде́й (оте́ц, жена́ и дво́е дете́й).

Э́то символи́ческое прису́тствие а́втора в рабо́те расширя́ет драматурги́ческие ра́мки карти́ны, де́лает её эмоциона́льней и бли́же зри́телю.

Рабо́та напо́лнена ле́тней|лётней, зно́йной атмосфе́рой. Просёлок, разреза́ющий по́ле на две ча́сти, вно́сит в компози́цию эне́ргию, прису́тствие челове́ка в пейза́же, осо́бый ритм. Две кро́шечные фигу́рки люде́й, позволя́ют зри́телю оцени́ть всю грандио́зность и вели́чие ру́сской приро́ды.

Совет

Тяжёлые, по́лные живи́тельной вла́ги о́блака|облака́, едва́ появи́вшиеся на горизо́нте, несу́т с собо́й обновле́ние и све́жесть. Ржано́е по́ле, со́сны|сосны́, трава́ — всё|все гото́во впита́ть тёплую ле́тнюю дождеву́ю во́ду.

Удиви́тельным о́бразом рабо́та заставля́ет зри́теля «слы́шать» ле́тнюю симфо́нию ру́сского по́ля|поля́: жужжа́ние шмеле́й, стрекота́ние ла́сточек, ше́лест ве́тра.

28 апреля 2017, 21:57 Новости,статьи,диктанты, сочинения

Источник: http://pocrovahram.ru/page/sochinenie-rasskaz-po-kartine-shishkina-rozh

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Рожь»

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Рожь»

Иван Иванович Шишкин — признанный мастер реалистического пейзажа, певец русской природы, создатель эпических полотен, превозносящих просто­ры родной земли. Отличался большим трудолюбием, очень много времени проводил на этюдах, общаясь с натурой.

Родился в городе Елабуга в купеческой семье, получил художественное образование, стал академиком, преподавателем живописи. Он и умер внезапно, за мольбертом, работая над очередной кар­тиной.

Отличный рисовальщик, уделявший много внимания достоверному изображению деталей пейза­жа, показал себя знатоком флоры, изображая деревья, кустарники, цветы, траву. В то же время картины Шишкина выделяются какой-то монументальностью.

Картина «Рожь» написана в 1878 году, стала од­ной из визитных карточек художника. Создавалась картина по этюду, написанному во время посещения родных мест в Елабуге. Город стоит в окружении любимых художником сосновых лесов, служивших источником вдохновения для творчества.

На картине изображено бескрайнее поле, засеян­ное рожью. В самом центре картины поле разделяет на две части дорога, уходящая к горизонту. Вдоль петляющей дороги растут вековые сосны. Расчищая поле для посева, люди не стали корчевать деревья, оставив их вдоль дороги, чтобы путники, работники, возвращаясь с полевых работ, могли отдохнуть в тени этих гигантов.

Некоторые деревья со временем засохли, их су­хие стволы стоят одиноко и проглядывают сквозь листву растущих рядом собратьев. Шишкин доско­нально прорисовал могучие стволы, кроны, ветки сосен, не обойдя вниманием каждую сухую ветку на дереве, каждый сучок.

Хвоя на более молодых соснах светлее, изумрудно-зелёного цвета, на старых отдаёт желтизной. Точка обзора открывающейся панорамы находится в месте схождения двух дорог. Это наез­женная двухколейная дорога и одинокая тропа, справа вливающаяся в большую. По краю дороги привольно растёт густая трава.

Тут и подорожник, и ромашки, и клевер, и шалфей, и, конечно, васильки, известные сорняки хлебных нив, и много других трав. Не упро­щая пейзаж, Шишкин зарисовал каждую травинку. И справа, и слева от дороги раскинулось огромное поле спелой ржи. Всё поле золотистого цвета, какой бывает у созревших злаков.

Удачный выдался год, рожь вызрела, тучные колосья клонятся к земле, на­стало время жатвы, и вдали, между колосьями, видны головы возвращающихся с покоса крестьян с косой на плече. Судя по головным уборам, это мужчина и женщина, на крестьянке яркий красный платок.

Что заставило их уходить с поля в разгар дня? Прибли­жающаяся гроза? Художнику точно удалось передать ощущение надвигающегося ненастья.

Приметы непогоды определяются по двум ласточ­кам, низко-низко летящим вдоль дороги, по волнам, бегущим по полю от порывов ветра, по небу, затяну­тому облачной дымкой. Так бывает летом, внезапно подует ветер, набегут облака и тучи, прошумит гром, сверкнёт молния и пойдёт дождь. Но всё быстро за­кончится и снова засветит солнце, высушит капли воды.

Обратите внимание

И продолжится обычная летняя жизнь природы. А пока небо ещё голубеет в вышине, а тучи набегают от леса, который виднеется справа вдалеке. Стайка птиц в небе ещё летает высоко. Но дыхание прибли­жающейся грозы разлито по картине очень явственно, огромное воздушное пространство насыщено тревогой и ожиданием стихийного вмешательства в погожий летний день.

Шишкина современники часто упрекали в про­заичности его пейзажей, но, в прозе будней и по­вседневности рождается прекрасная поэзия жизни. Свидетельством тому строки поэта Н. Некрасова:

Вся рожь кругом, как степь, живая,

Ни замков, ни морей, ни гор.

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

Восхищение художника величавостью и мощью родной природы передаётся зрителю. Могущество и богатство природы отражено в бескрайнем море спелой ржи, бездонной глубине необъятного неба, вековых соснах-великанах, символизирующих долгую жизнь.

Созерцание картины позволяет ощутить сча­стье обладания красотами родной земли, возможно­стью наслаждаться её видами. Огромное поле спелого зерна, которое потом станет хлебом, добавляет бла­годати и оптимизма в надежде на сытую, безбедную жизнь народа. Такой богатый урожай хлеба сулит удачную судьбу людям.

А дорога, убегающая вдаль, зовёт к новым свершениям, новым открытиям, новым горизонтам.

Картина монументальна, статична, но, чем больше всматриваешься в неё, погружаешься в подробности, тем явственнее слышится песня шуршащих колосьев, щебет птиц, цикады насекомых, доносится запах цветущих трав, скрип пыли, поднимаемой с дороги. Рождается восхищение и гордость красотой родной страны.

Читайте также:  Сочинение на тему роль родительского наставления в жизни человека

Картина находится в Государственной Третьяков­ской галерее.

На этой странице искали :

  • сочинение по картине шишкина рожь 4 класс
  • сочинение по картине рожь
  • сочинение по картине и и шишкина рожь
  • сочинение по картине И И Шишкин Рожь
  • сочинение по картине рожь шишкина 4 класс

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-i-i-shishkina-rozh.html

Сочинение по картине Шишкина «Рожь»

Все давно свыклись с мыслью, что хлеб приходит в наши дома из магазина, а раньше все происходило совсем по-другому. Чтобы хлеб появился на столе, нужно было посеять рожь, ухаживать за ней, собрать урожай — и только тогда из муки можно будет испечь свежий, ароматный хлеб. Наверное, из-за сложности процесса получения хлеба он считался головой на столе, его очень ценили.

На картине Шишкина «Рожь» изображено бескрайнее поле ржи, которое уходит за линию горизонта. Кажется, что вдали рожь и небо сливаются в одно целое, дополняют друг друга.

Важно

Для изображения ржи автор выбрал желтый, золотистый оттенок. Он ассоциируется с солнцем и золотом, поэтому поле кажется золотым, драгоценным.

Между полем плутает дорога, которая уходит вдаль, теряется между спелыми колосьями.

Художник показал, что за полем присматривают немые стражники — деревья. Они темными островками возвышаются над золотым полем и, словно докладывают небу о готовности к сбору урожая. За всем происходящим наблюдает чистое, беззаботное небо, которое помогает скорейшему дозреванию драгоценных колосьев.

Картина понравилась своей простотой и оригинальностью. Если внимательнее посмотреть на это полотно, то становится ясно — художник создал живописный гимн трудолюбию и гармоничности окружающего мира.

Передо мной картина великого мастера живописи – И.И. Шишкина, которая называется «Рожь». На многих его работах мы видим живописные уголки нашей страны, которые он с любовью запечатлевает на своих холстах.

На переднем плане мы видим огромное поле, засеянное рожью, она уже поспела, ее созревшие колосья медленно качаются из-за легкого ветерка. Некоторые уже опустились к земле, они уже не могут удержаться из-за тяжести зерен.

От них благоухает нежным ароматом. Также мы видим извилистую дорогу, которая ведет вдаль, в глубину поля.

По ней редко кто-то ездит, потому что она начала зарастать цветами, среди них виднеются синие цветочки и белоснежные ромашки, которые украшают золотое поле.

За полем стоит сосновый лес, мощные сосны-великаны сторожат богатый урожай. Сосен не так уж и много, и все они разные, есть сосны с богатыми пушистыми ветками, а есть и совсем худенькие сосенки, почти без веток. Одна, пушистая сосна, наклонила свои нижние ветки так близко к колосьям, что вот-вот придавит их своим весом.

Совет

День, изображенный на картине ясный и теплый, небо светлое, легкое, почти без облаков, почти нет ветерка. Хорошо слышен щебет птиц, которые летают над полем, где-то далеко видать небольшие темные тучки, наверное, скоро они принесут теплый дождик.

Величественность и красота русской природы точно прописана великим художником, он рисует свою картину с огромной любовью к Родине, с нежностью и аккуратностью приписывает каждую деталь. Смотря на картину, наслаждаешься мастерством художника и его талантом.

Иван Иванович Шишкин, бесспорно, является самым сильным среди русских пейзажистов. Рассматривая его картину «Рожь» замечаешь, что художник с тонким пониманием воспроизводит растительные формы: как основные объекты, так и самые мелкие черты породы дерева, колосьев ржи.

Без преуменьшений, но и без прикрас художник в своей работе отразил климат, в котором приходится выживать центральным растениям картины — это и суровые ветреные, морозные зимы; это и жаркий летний полуденный зной.

Но именно благодаря кисти Шишкина на картине «Рожь» мы понимаем, как тяжело приходится не только работнику, ухаживающему за будущим урожаем, но и как сам урожай стремится не упасть под тяжестью зерен, с таким трудом вызревших.

Деревья, растущие в поле, создают двойственное впечатление: они вроде и будут мешать при уборке урожая, а вроде и дают тень для отдыха во время уборки урожая. Еще одна мысль закрадывается при взгляде на деревья: а не русская ли лень мешает срубить эти деревья? Ведь одно из них явно давно уже не питается соками земли — засохло.

На дальнем плане еле видна стая птиц. Кто это — грачи, вороны, голуби? Понятно, что это довольно крупные птицы, желающие полакомиться созревшим ароматным зерном. Для чего автор изобразил их на своей картине? Возможно для того, чтобы выразить свое недовольство теми, кто пользуется плодами чужого труда, а сам ни на йоту не готов продвинуться ради собственного же блага.

Тяжелое небо на горизонте, скорее всего, не предвестник дождя, а предвестник пыльной бури: в это время года (скорее всего, август-сентябрь) влажность очень низкая, поэтому ветер тоже угрожает готовым к уборке полям.

Обратите внимание

Но от границы горизонта глаз все равно скользит к золотому покрывалу из колосьев — они, кажется, вот-вот тяжело вздохнут.

Шишкин настолько четко прорисовал каждый колосок, что кажется, будто с картины сейчас посыпятся зерна!

Кроме ощущения веса колосьев невольно начинаешь осознавать, что улавливаешь запах поля, запах понятой колесницей пыли (дорога, разбивающая поле на две части, указывает на свою нужность людям), аромат полевых цветов (их немного, но они являются неотъемлемой частью любого возделываемого участка земли).

В заключении хотелось бы сказать, что картина Шишкина «Рожь» сочетает в себе не только науку форм, но и науку колорита, став сильной и гармоничной композицией. Этот гимн трудолюбию на холсте пронесет через века любовь русского человека к земле и ее дарам. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» 6-7 класс

Источник: http://porusskomu.net/sochinenie-po-kartine/shishkin/po-kartine-540

Урок связной речи «Сочинение – описание по картине И. И. Шишкина «Рожь»»

УРОК

развития связной речи

3 класс.

ТЕМА: сочинение – описание по картине И. И. Шишкина «Рожь».

ЦЕЛИ: совершенствование умения создавать текст – описание по картине, подбирая при этом наиболее точные слова и выражения,

совершенствование умения определять тему, идею картины, развитие монологической формы ответа, устной и письменной речи детей,

воспитание любви к родной природе, уважения к творчеству великого художника,

совершенствование санитарно – гигиенических навыков.

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция картины Шишкина «Рожь», карточки – памятки «Типы речи», «Структурный анализ», «Языковой анализ».

ХОД УРОКА:

  1. Цель урока – создать текст – описание по картине Шишкина «Рожь».

Что вы знаете о художнике, написавшем эту картину?

Иван Иванович Шишкин – великий русский пейзажист. Жил он в прошлом веке в Приуралье. С детства любил русскую природу, любил путешествовать пешком, с рюкзаком за плечами по лесам и горам.

Учился писать в Петербурге в Академии художеств. Его картины как фотографии: каждая деталь словно сфотографирована, а не написана красками.

Ему очень нравилась суровая красота Приуралья, средней полосы России.

Посмотрите на картину. Какое впечатление она производит?

— Картина свежая, молодая. Она вызывает радостные чувства, напоминает лето. Но почему – то немного грустно. Наверное потому, что красота эта пройдет, кончится.

Как это достигается?

— Это достигается красками.

Что видите на картине?

— На картине видим природу.

Картина, изображающая природу, называется ПЕЙЗАЖ (на доске запись)

Что видите на переднем плане?

— На переднем плане мы видим полевую дорогу. По ней мы будто входим в золотое море ржи. По краю поля растет трава. Изо ржи выглядывают васильки. Видимо, дождь собирается, потому что над дорогой ласточки летают. Трава зеленая, она словно подчеркивает золото ржи, оттеняет его.

Что же мы видим на всей картине?

— На всей картине – рожь. Она «уходилась», созрела. Тяжелые колосья гнутся к земле. Они будто устали. Золотое море ржи тянется до самого горизонта. Взрастили это богатство руки человека, а помогла матушка – природа.

По дороге идут люди. На плечах у них косы. Еще немного, и запоют косы, лягут на землю тяжелые колосья.

На картине много света, воздуха, высокое небо, по которому плывут облака. Жарко, потому что горизонт будто в дымке. По середине поля высятся сосны – великаны. Они – стражи этой красоты. Без них картина была бы пустая. Они как бы соединяют землю и небо, делают их едиными.

Вывод: назовите тему картины.

— Тема картины – РОЖЬ.

Какова идея картины?

— Природа и человек едины. Эта картина – гимн труду человека.

(на доске – гимн – хвалебная, торжественная песнь)

Да, это песнь, описанная красками.

Какие же краски берет художник, чтобы выразить свою идею?

Читайте также:  Сочинение проблема ответственности людей за свою родину рассуждение

— Художник берет много золотисто – желтой краски. Ею написана рожь, стволы сосен. Это краски теплые. Они словно впитали в себя тепло солнца. Голубой цвет холодный, он будто размыт белым и розовым.

По этой картине мы сегодня и будем создавать текст.

Физминутка. Отдыхаем под музыку Чайковского «Июль», которая поможет нам еще полнее ощутить прелесть картины.

  1. Итак, создаем текст – описание по картине.

По какому плану будем строить текст?

1. Вступление.

2. Описание картины.

3. Заключение.

Приступаем к чтению вступления.

Куприянова Н. – Иван Иванович Шишкин – это русский художник. Жил он в

прошлом веке. С детства любил природу Приуралья. Он

учился и жил в городе Елабуга. И. И. Шишкин был великий

пейзажист. Он родился в семье небогатого купца. Любил

путешествовать с сумкой на плече по полям и лесам.

Учился он писать картины в Академии художеств в

Петербурге.

Какие замечания будут Наташе?

— Нет последовательности. Предложения о том, что Шишкин был художник и пейзажист можно объединить в одно красивое. Предложения о том, что он жил в городе Елабуга и родился в семье купца тоже можно объединить.

Горбачева Н. – Иван Иванович Шишкин – русский пейзажист. Он родился

в купеческой семье. Жил и работал в прошлом веке в

Приуралье. Он любил путешествовать по окрестностям своего

города. На своих картинах изображал суровую красоту

русской природы. Он не искал пышных уголков. Живописи он

учился в Академии художеств. Шишкин написал картины

«Дубы», «Лесные дали», «Рожь».

Это вступление удачное: предложения построены правильно, нет повторов, текст изложен последовательно.

Сейчас вам предстоит озаглавить ваши вступления. Они должны соответствовать теме, идее, типу речи.

Ответы: Иван Иванович Шишкин – русский пейзажист.

Русский пейзажист.

Великий пейзажист.

Читаем заключения.

Булкина Ю. – У меня эта картина вызывает такие чувства: даже хочется

подышать этим воздухом, потрогать эту рожь, и подержать

колосок в руках, и побегать по дороге.

Можно слово «чувства» заменить словом «желания».

Глухова К. – Картина «Рожь» навевает покой, радость, но радость тихую.

Хочется попасть на такое же поле, набрать полную грудь

этого чистого воздуха! Как хорошо, что жил на свете такой

замечательный художник И. И. Шишкин, который оставил нам

чудесные картины! Живопись волшебна.

Заключение написано хорошо. В нем выражено свое личное отношение

К картине, художнику.

Как озаглавим заключение?

— Живопись волшебна.

— Волшебство.

— Мое отношение к картине.

А сейчас будем создавать основную часть – описание картины.

Возьмите памятку «Типы речи», найдите описание, прочитайте, как мы должны строить текст.

— Первое предложение указывает на предмет описания.

Слова и предложения указывают на признаки, на одновременность

действия.

Последнее предложение указывает на наше отношение к предмету,

заканчивает текст.

В заглавии назван предмет описания.

Давайте начнем с этого. Как можно озаглавить основную часть?

— Рожь.

— Гимн труду.

— Гимн труду человека.

Все приготовили карточки.

1 группа делает языковой анализ текста.

2 группа – структурный.

( 1 группе в качестве домашнего задания нужно было подготовить основную часть).

Чигринский С. – Перед нами картина Шишкина «Рожь». До самого горизонта

Безбрежное море золотистой ржи. Полевая дорога

осторожно врезается в это золото и теряется где-то

у горизонта. Синеглазые васильки будто выбежали к

дороге и удивленно замерли. Какой простор! Как много

воздуха и света! Стремительные ласточки словно живые,

так и кажется, что сейчас исчезнут, улетят.

Рожь уходилась, созрела. Тяжелые колосья так и

гнутся к земле. Это богатство взрастили руки человека. В

центре картины – косцы. Они словно плывут по золотому

морю ржи. Пройдет немного времени, и зазвенят, запоют

косы. А пока по полю хозяйничает ветер – озорник да

столетние сосны, словно сказочные богатыри, охраняют

покой и стерегут тишину.

Художник, несомненно, сам любовался увиденным

пейзажем. Иначе он не взял бы такие нежные, теплые тона,

в которых создана картина. Чтобы подчеркнуть золото ржи,

он рядом изображает темно – зеленую траву. Чтобы бледно –

голубое небо не было слишком пустым, на его фоне

темно – коричневые сосны. Когда смотришь на картину,

будто теплом веет от нее.

Структурный анализ.

Куприянова Н. – Текст получился на заданную тему, идея сохранена, тип

речи – описание. Текст начат удачно, излагается последовательно, предложения связаны по смыслу лишнего ничего не было, сказано все, ничего не опущено, текст закончен правильно.

Вывод: Сережу интересно было слушать.

Языковой анализ.

Горбачева Н. – рассказ Сережи был выразительным, предложения были построены правильно, повторов не было, все слова употреблялись удачно, очень много было красивых прилагательных, почти все слова, над которыми мы работали, Сережа употребил в своем рассказе.

IY Орфографическая подготовка /на доске остается на второй урок/

безбережное простор

вдаль приволье

синеглазые ветер-озорник

васильки взрастили

удивленно столетние

стремительные сосны-великаны

косцы сказочные

золотисто-коричневый ощущаем

темно-зеленый Русь

бледно-розовый

как будто если бы

чтобы какого-его,-ого

, но .

Y. Вывод по уроку.

Сидели на уроке хорошо. Активно все работали.

На следующем уроке пишем сочинение.

Желаю всем отлично справится с поставленной задачей.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-svyaznoy-rechi-sochinenie-opisanie-po-kartine-i-i-shishkina-rozh.html

Конспект урока развития речи + презентация, 4 класс, тема «И.И. Шишкин «Рожь»

Цели:

  1. Формирование умения описывать содержание картины.

  2. Формирование умения раскрывать замысел художника и передавать своё отношение к картине.

Ход урока.

  1. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине. Какие задачи будут перед нами стоять? (описать содержание картины и передать замысел художника, то что хотел сказать автор)

  1. Знакомство с художником. 1 слайд

Сообщение ученика.

Ива́н Ива́нович Ши́шкин родился в в городе . Происходил из древней , был сыном Ивана Васильевича Шишкина,

Ива́н Ива́нович Ши́шкин русский -, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. , , руководитель пейзажной мастерской Академии художеств. Член-учредитель .Окончил в , а затем .Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика.

Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «».

Картины Шишкина можно увидеть в Русском музее и других музеях нашей страны. 2 слайд

  1. Рассматривание картины. 3 слайд + стр.94 учебника.

  2. Анализ содержания картины.

-Что изображено на переднем плане картины? (поле и дорога)

— Что изображено на втором плане? ( сосны)

— Что изображено на заднем плане? (облака над горизонтом)

— Как вы думаете, какое время года изображено, какое время суток? ( разгар лета, вечер)

— Расскажите о соснах. Кого они напоминают? ( сосны огромные, похожи на богатырей, путников)

-Почему с одной стороны меньше веток? (север)

— Художник очень хорошо знает и понимает природу. Пройдитесь взглядом снизу вверх. Обратите внимание, что большую часть картины занимает небо. Зачем это сделал художник? (сосны как великаны, облака надвигаются и превращаются в тучи)

-Обратите внимание, по краям дороги сидят птицы. Как вы думаете, что они делают? (видимо собирается дождь, птицы ловят мошек)

— Что напоминает поле ржи? (золотое море)

-Какой формы полотно? (прямоугольной) Для чего художник выбрал вытянутую форму? (показать бескрайние просторы)

-Представьте себя на дороге. Что вы чувствуете, что слышите? (жарко, душно, тёплый ветерок, пахнет спелой рожью, стрекочут кузнечики, пахнет спелой рожью)

-Какие мысли вас посещают? (природа могучая, полная жизни, художник хотел показать красоту и богатство нашего края)

V. Составление плана. 4 слайд

-Первая часть – вступление. Во вступлении необходимо назвать художника и название картины. Как можно составить первое предложение (На картине Шишкина «Рожь» мы видим …) И описать, что изображено на холсте. Что мы опишем? (дорога и поле, сосны, небо, облака)

Основная часть должна раскрывать замысел автора. О чём мы расскажем? О бескрайних просторах, богатом урожае, красота природы, приметы погоды, запахи и звуки)

Заключительная часть должна содержать ваше впечатление. Понравилась ли вам картина, почему?

План.

  1. Вступление. Что изображено на картине.

  2. Основная часть. Красота и богатство природы.

  3. Заключение. Мои впечатления от картины.

VI.Словарная работа. 5 слайд

-Давайте подберём необходимые слова.

Рожь – золотая, безбрежное море

Поле – золотое море.

Дорога – бесконечная, убегает вдаль.

Сосны – великаны, огромные, могучие, путники.

Небо – синее, бескрайнее.

Облака – надвигаются, пушистые, превращаются в тучи.

Запахи – аромат лета.

Воздух – горячий, неподвижный.

Звуки – стрекочут кузнечики, шепчутся колосья.

VII. Запись сочинения. 6 слайд

VIII. Проверка.

IX. Итог урока.

Используемые материалы.

Источник: http://pedsovet.su/load/238-1-0-16941

Ссылка на основную публикацию