Сочинение по картине тропинина портрет пушкина 9 класс описание

Сочинение по портрету А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина

Сочинение по портрету А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родил­ся в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного управляющего имением графа А. С. Миниху. Отец будущего художника получил от барина вольную, однако семья его осталась в крепостной зависимости и в составе приданого дочери Миниха перешла в собственность её мужа графа И. И. Морко­ва.

Сначала Василия Андреевича определили в уче­ники к кондитеру. Но по просьбе своего брата, заме­тившего способности юноши к рисованию, Морков разрешил Тропинину посещать занятия в Академии художеств в Петербурге.

Дарование живописца вско­ре раскрылось в полной мере, однако Тропинину ещё долгие годы приходилось мириться с участью крепост­ного, хотя он приобрёл широкую известность. Только в 47 лет, да и то во многом благодаря покровитель­ству видных ценителей искусства — героя 1812 г.

генерала А. А. Тучкова, писателя и коллекционера П. П. Свиньина и др.

Обратите внимание

Портрет Пушкина написан Тропининым прибли­зительно в одно время с портретом поэта кисти Ки­пренского. Работа Тропинина не уступает полотну Кипренского, хотя существенно отличается от него, и по праву занимает одно из первых мест и в творче­стве художника, и среди живописных изображений поэта.

Портрет Пушкина Тропинину заказал С. А. Собо­левский, друг поэта, известный библиофил (книголюб, собиратель книг).

Как впоследствии писал один из биографов Тропинина, «ему [Соболевскому] хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина, одного из луч­ших тогдашних портретистов Москвы, если только не России, нарисовать ему Пушкина в домашнем халате, растрёпанного, с заветным перстнем на пальце».

Тропинин добросовестно выполнил пожелания за­казчика. При этом внешняя «домашность» воспри­нимается как «поэтический беспорядок», с которым зачастую связывают представление о творческом вдох­новении. Художник запечатлел не просто частного человека в домашней обстановке, а поэта, полного творческих замыслов.

Пушкин сидит боком к столу в непринуждённой позе и сосредоточенно смотрит вдаль; возможно, в эти мгновения, навеки запечатлённые художником, в его воображении рождаются новые произведения.

Поэт одет в просторную домашнюю одежду — коричневый халат с синим воротником, вокруг воротники белой сорочки обмотан большой тёмный шарф или платок. Золотисто-коричневый фон, коричневый столик вме­сте с одеждой выступают своего рода обрамлением лица.

Тропинин живо воссоздал на полотне природ­ную неправильность черт поэта, при этом передав их одухотворённость.

Величавый поворот головы, тщательно выписан­ные складки одежды, красиво облегающей фигуру Пушкина — благодаря мастерству художника домаш­няя одежда напоминает античную тогу.

Важно

Правая рука лежит на столике, из-под руки вид­неется раскрытая книга или рукопись. На большом и указательном пальцах — перстни, которые име­ли немалое значение для Пушкина, верившего в их мистическую силу.

Большой палец правой руки украшает золотой пер­стень с квадратным зелёным камнем. Известно, что у Пушкина имелось кольцо с изумрудом такой формы.

Предполагается, что этому кольцу поэт посвятил стихо­творение «Храни меня, мой талисман». Перед смертью он подарил кольцо врачу и лингвисту В. И. Далю.

Сейчас пушкинский перстень с изумрудом хранится в фондах Музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке, 12.

На указательном пальце поэта золотое витое коль­цо. Вероятно, именно его имел в виду Соболевский, говоря о «заветном кольце». Знаменитый перстень- талисман Пушкина представлял собой печатку с вось­миугольным сердоликом, на котором были вырезаны надпись на еврейском языке и стилизованный узор из виноградных гроздей. Это кольцо подарила Пушкину Е. К. Воронцова в 1824 г.

накануне его отъезда из Одессы. Этой женщине посвящён ряд стихов Пушки­на, среди его бумаг есть собственноручно им сделан­ный набросок, воспроизводящий её черты.

Многие биографы Пушкина полагают, что между ними бы­ли любовные взаимоотношения, хотя высказываются и другие мнения — что роман Пушкина и Воронцовой всего лишь миф, созданный стараниями исследовате­лей жизни и творчества поэта.

Загадочная надпись на кольце, согласно всем из­вестным её переводам, вовсе не содержит каких-либо заклинаний или особенно глубоких изречений. Она всего-навсего гласит: «Симха, сын почётного рабби Иосифа, да будет благословенна его память».

Совет

Поэт чрезвычайно дорожил этим кольцом и посвя­тил ему несколько стихотворений. После Пушкина оно принадлежало В. А. Жуковскому, которому поэт подарил его перед смертью, а впоследствии И. С.

Тур­геневу и певице Полине Виардо, которая передала его в Пушкинский музей Александровского лицея (новое название бывшего Царскосельского, где учился Пуш­кин, после перевода этого учебного заведения в Петер­бург). Оттуда оно было похищено в 1917 г. Дальнейшая судьба кольца неизвестна.

Сохранились только оттиски камня на воске и сургуче и изображения на портрете кисти Тропинина и посмертном портрете работы К. Ма­зера. На тропининском портрете сердолика не видно, так как кольцо повёрнуто камнем внутрь.

Современники высоко оценили портрет, отметив бесспорное сходство изображения с оригиналом. Хотя и высказывались мнения, что художнику не удалось передать характерный быстрый взгляд Пушкина. Едва ли это так: взгляд поэта чрезвычайно выразителен и полон внутренней энергии.

Картина выполнена в сдержанных тонах: главное — лицо, композиционно расположенное в центре.

Если сравнивать эту работу с известным портретом Пушкина работы Кипренского, то, конечно, картина Тропинина покажется более скромной, «домашней», хотя вряд ли уступает ему по мастерству художника.

Сейчас портрет находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге.

На этой странице искали :

  • сочинение сравнение портретов пушкина кипренского и тропинина
  • сравнение портретов пушкина кипренского и тропинина сочинение
  • сравнение портретов пушкина кипренского и тропинина
  • тропинин портрет пушкина сочинение
  • сочинение по картинам кипренского и тропинина портрет пушкина

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-portretu-a-s-pushkina-raboty-v-a-tropinina.html

Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов. Урок русс — скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов. Урок русского языка в 9 классе

Слайд 2
Описание слайда:

Цели урока: Учиться давать сопоставительную характеристику двух картин. Подготовиться к написанию сочинения – сравнительной характеристики по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина».

Слайд 3
Описание слайда:

Задачи урока: Узнать историю написания портретов Пушкина, созданных В.И. Тропининым и О.А.Кипренским. Увидеть художественные особенности каждой картины. Сравнить эти портреты Пушкина, дать их сопоставительную характеристику. Отработать умение использовать в письменной речи сложные предложения и расставлять в них знаки препинания.

Слайд 4
Описание слайда:

Портрет Портрет

Слайд 5
Описание слайда:

Портреты А.С.Пушкина Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.

Слайд 6
Описание слайда:

1827 год в биографии А.С.Пушкина В 1826 году Пушкин вернулся из Михайловской ссылки. Закончилось следствие по делу декабристов. По указанию Николая I Пушкина препровождают в Москву. Состоялась встреча Пушкина с императором.

После долгой беседы государь поступил гуманно: освободил Пушкина из ссылки, выразил желание видеть его при дворе и фактически освободил от цензуры, пообещав лично быть его цензором. Зиму 1826 — 1827 гг. Пушкин провел главным образом в Москве.

Москвичи приняли его с распростертыми объятиями как величайшего поэта. В мае 1827 года Пушкину дозволено было ехать в Петербург, и он поспешил воспользоваться позволением. К осени он, «почуя рифмы», уехал в Михайловское. Там он начал исторический роман «Арап Петра Великого».

Обратите внимание

Вот в это время, в 1827 году, и появляются два самых знаменитых портрета А.С.Пушкина.

Слайд 7
Описание слайда:

Василий Андреевич Тропинин Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857) «Портрет А.С.Пушкина». 1827 год. Москва, Государственный музей А.С.Пушкина

Слайд 8
Описание слайда:

Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и поднес его в качестве подарка своему приятелю Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и поднес его в качестве подарка своему приятелю Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта. Выбор художника не случаен.

Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист. На картине Пушкин сидит, опершись о стол. Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, лежит на листах рукописи, что указывает на то, что перед нами – портрет поэта.

Мы видим Пушкина в естественной и непринуждённой позе, в халате, в расстегнутой рубашке и с небрежно повязанным шарфом. Это не случайно: художник хотел изобразить поэта не в официальной, а в домашней обстановке. Однако эти внешние атрибуты «домашности» не помешали Тропинину показать Пушкина как вдохновенного поэта.

Фон и одежда поэта на картине объединены общим тоном, на котором выделяется лицо – самое яркое красочное пятно картины и одновременно её композиционный центр.

Вот мнение современника, писателя, историка и журналиста Николая Полевого: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».

Слайд 9
Описание слайда:

Орест Адамович Кипренский Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) «Портрет А.С.Пушкина». 1827 год Москва, Государственная Третьяковская галерея

Слайд 10
Описание слайда:

Важно

Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому.

Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому.

Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и он остановил свой выбор на прославленном живописце. Пушкин, приехав из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в мастерской художника.

Слайд 11
Описание слайда:

Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Портрет наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди.

Через плечо эффектно перекинут шотландский клетчатый шарф. Эта деталь усиливает романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и романами Вальтера Скотта – английских писателей-романтиков. Весь облик поэта лишён небрежности, обыденности.

Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил художника изобразить на картине фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато с лирой в руке. Лицо поэта мягко выделено светом. Другое светлое пятно на картине – пальцы. К.Г.

Паустовский писал: «Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу.»

Слайд 12
Описание слайда:

Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом: Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского.

Совет

Увидев картину, он откликнулся экспромтом: «Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.» Позже Дельвиг заказал художнику Н.И.

Читайте также:  Сочинение по картине крещение князя владимира васнецова описание описание

Уткину гравюру с портрета Кипренского. Отец поэта уже после смерти сына сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным».

Слайд 13
Описание слайда:

Возможное начало сочинения Пушкин не любил позировать художникам шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского а другой Василию Тропинину.

Слайд 14
Описание слайда:

Проверьте себя: Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие», поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина: один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.

Слайд 15
Слайд 16
Описание слайда:

Сравнительная характеристика двух портретов А.С.

Пушкина (отвечая на вопросы, делайте записи в таблице) Ответим на следующие вопросы: В какой обстановке изображён поэт? Какова его поза, жесты? Как изображено его лицо (глаза, губы)? Как одет поэт? Что ещё, кроме фигуры поэта, есть на картине? С какой целью они изображены? Каков колорит картины? Какие цвета использовал художник? Каков был замысел картины, сумел ли художник его воплотить? Каково отношение современников Пушкина и самого поэта к портрету?

Слайд 17
Описание слайда:

Сравнительная характеристика портретов А.С.Пушкина

Слайд 18
Описание слайда:

Сравнительная характеристика двух картин. Используя информацию, с которой вы познакомились на уроке, текст упражнений 205 и 238, раздаточный материал, заполните таблицу.

Слайд 19
Описание слайда:

Домашнее задание Заполнить таблицу. Написать черновик сочинения – сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.

Слайд 20
Описание слайда:

Использованные источники: Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства.8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 1999. – с. 34 – 36 Головина Л. Два хрестоматийных портрета // Юный художник. – 1999, N 4. — с. 5-7. Личные вещи А.С.Пушкина http://www.museumpushkin.

ru/archive/?id=33&c=3 Пелевин Ю.А. Тропинин, Василий Андреевич. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Всесоюзный музей А.С. Пушкина. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18702&cat_ob_no Перстень Пушкина http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%F1%F2%E5%ED%FC_%CF%F3%F8%EA%E8%ED%E0 Пушкин в портретах Тропинина и Кипренского. http://www.abc-people.

com/typework/paint/iskus-n-119.htm

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/sochinenie-po-kartinam-oakiprenskogo-i-vitropinina-portret-aspushkina-sopostavitelnaya-xarakteristika-portretov-urok-russ

Урок русского языка в 9 классе » Устная сравнительная характеристика портретов А.С.Пушкина, написанных Тропининым и Кипренским»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе

Тема урока: «Устная сопоставительная характеристика портретов А.С. Пушкина, написанных О.Кипренским и В. Тропининым»

9-ый класс

Программа М.Т. Баранова и Ладыженской Т.А.

Русский язык.Бархударов, Чешко и др. Русский язык учебник для 9 класса.-М.:Просвещение, 2008

Русский язык

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.-М.: Просвещение, 2008.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки. 9 класс М.: ВАКО, 2009.

Тип урока: развитие речи

Цели урока:

Познавательные

  • Учить читать картину на основе знаний законов живописи
  • Учить познавать окружающий мир, культуру народа;
  • Учить строить устную сравнительную характеристику портретов А.С.Пушкина.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к живописи как виду искусства
  • Уважать и любить народ, создавший шедевры искусства живописи.

Развивающие

  • Развивать речемыслительную деятельность учащегося;
  • Формировать творческую личность, способную к эмоционально- эстетическому и нравственному осмыслению жизни
  • Решать самостоятельно поставленные задачи.

Оборудование. Компьютер и мультимедийный проекторс помощью которых учащиеся представляют презентации о художниках.

Искусствоведческие тексты по описанию портретов А.С. Пушкина, написанных Тропининым и Кипренским, для поисковой деятельности учащихся.

Методы деятельности :репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

На уроке использовался приём технологии критического мышления – кластер и ИКТ.

На уроке сочетались репродуктивные и продуктивные формы учебной деятельности, уделено должное внимание самостоятельной работе учащихся.

Формы и виды текущего контроля

а) письменный контроль: составление сложного плана для описания портретов;

б) устный контроль:

  • связный рассказ ученика о «Пушкинской эпохе» по представленному кластеру в электронном виде,
  • связные рассказы двух учеников с помощью презентаций о художниках;
  • устные выступления двух учениц с сопоставительными характеристиками портретов А.С. Пушкина в форме конкурса экскурсоводов.
  • Оценка за рецензию выступления экскурсоводов.

        Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-ustnaya-sravnitelnaya-harakteristika-portretov-aspushkina-napisannih-tropininim-i-kiprenskim-390284.html

        Тропинин В. А. Портрет Пушкина Александра Сергеевича. 1827 г

        До наших дней дошло множество изображений великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но одним из самых известных и реалистичных из них является портрет Пушкина, написанный художником Василием Тропининым в 1827 году.

        Существует несколько версией появления портрета Пушкина, согласно одной из которых полотно было заказано другом поэта Соболевским, однако ученые люди, как бы не очень склонны к именно этому развитию судьбы с Тропининской картиной Пушкина.

        Наиболее вероятной причиной является личный заказ портрета самим Пушкиным, который хотел таким образом удивить Соболевского, который ее так и не увидел в оригинале, потому как, полотно было заменено подделкой, и лишь через несколько десятков лет подлинник был куплен князем Оболенским у одного мелкого торговца.

        Главной задачей художника было изобразить не только портретное сходство, но и показать внутренний мир известного поэта, его подлинную натуру и характер.

        Обратите внимание

        Так как Пушкин обладал довольно-таки неусидчивым характером, Тропинину приходилось его постоянно отлавливать у общих друзей и знакомых, чтобы сделать наброски. Вероятно, что одежда на портрете была придумана самим художником.

        Тропинин написал поясной портрет Александра Сергеевича, сделав акцент на его лице и выдвинутой руке. Вся его поза говорит о его неуемной энергии, может показаться, что через миг, он встанет и уйдет.

        Одежда поэта весьма символична: художник изобразил его в свободном домашнем халате, наброшенным на белую сорочку с поднятым воротничком. Довершает образ небрежно повязанный поверх воротничка шелковый шарф и слегка растрепанные волосы.

        Истинный русский Байрон в халате! Кстати, в начале девятнадцатого столетия халат считался , как бы удобной домашней одеждой, но и своеобразным символом свободолюбия и вольности. Не зря Тропининым для изображения Пушкина был выбран именно этот наряд: как никой другой он в точности передает основные черты характера поэта, его любовь к свободе и вольнодумство.

        Ведь неслучайно здесь и сравнение с Байроном – взгляды Александра Сергеевича были весьма схожи с направлением мысли этого великого английского поэта.

        Несмотря на легкую небрежность в портрете Пушкина, Тропинина трудно упрекнуть в каком либо изъяне, никто не сможет сказать, что его портрет получился простым, безжизненным и интимным, показывающим его прежде всего, как человека, а не Пушкина-поэта.

        Чего стоит один только его взгляд! Близкие люди поэта утверждали, что именно такое выражение лица было у Александра Сергеевича, когда его посещала муза, и он создавал свои гениальные произведения.

        Тропинин не стал перенасыщать портрет деталями, в центре полотна находится фигура поэта, и лишь такая небольшая деталь, как рукопись на столе, придает картине небольшой символизм.

        Мало кто из современников мог назвать внешность Пушкина красивой или даже просто приятной, и при первом взгляде на портрет действительно внимание привлекает общая неказистость лица поэта, но это ощущение длится лишь секунду. Художник мастерски смог передать через портрет одухотворенность и богатый внутренний мир Александра Сергеевича, благодаря чему получившийся образ вызывает восторги и любовь зрителей.

        Особое внимание следует уделить не только выражению лица поэта, но и его руке, невольно притягивающей взгляд двумя перстнями, которые были очень дороги поэту. Один из них, подаренный Елизаветой Воронцовой, Александр Сергеевич носил, не снимая, считая его своим источником везения и удачи, а вот о происхождении второго ничего неизвестно.

        Важно

        Своеобразная «домашняя» атмосфера картины, созданная художником, пытается не столько показать великого поэта как обычного рядового человека, сколько передать его бунтующую против строгости и условности натуру, творческий беспорядок его души. Волевой подбородок и целеустремленный взгляд Александра Сергеевича подтверждают это мнение.

        Под небрежным внешним видом Тропинин подразумевает пушкинское свободомыслие, которое так умело было передано художником с помощью кисти и красок.
        Скорее всего, не случайно, что именно Василий Тропинин смог создать первый одушевленный портрет этого великого поэта.

        Кто, как не выходец из крепостных крестьян, каковым и являлся художник, настолько тонко мог прочувствовать любовь к свободе и вольности, исходящую от нашего русского Байрона?

        В этот портрет Василий Тропинин вложил и частичку своей души, наверное, поэтому это полотно стало венцом его творений.

        Великий художник нашел родственную душу в великом поэте: именно так и можно сказать об этом знаменитом произведении искусства, благодаря которому мы можем воочию увидеть не только лицо, но и душу Александра Сергеевича.

        Одним из заметных отзывов о портретах Пушкина является высказывание библиофила А. А. Сидорова.

        Как мы знаем у художника Кипренского тоже имеется подобное полотно с Пушкиным, который по оценке Сидорова выглядит более строго и по светски, относительно работы Тропинина, поэт отображен по домашнему просто и более раскованно.

        Сегодня картина Тропинина А. С. Пушкин находится в Пушкинском музее, ( на Мойке) в Петербурге

        Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-tropinina-pushkin.html

        Сочинение-описание по портретам А. С. Пушкина Урок развития речи в 9 классе. — презентация

        1 Сочинение-описание по портретам А. С. Пушкина Урок развития речи в 9 классе<\p>

        2 Цели урока: Узнать об истории создания портретов и художниках, их написавших Узнать об истории создания портретов и художниках, их написавших Собрать материалы к сочинению Собрать материалы к сочинению Составить план к сочинению Составить план к сочинению Узнать, как писать сопоставительное сочинение-описание двух портретов Узнать, как писать сопоставительное сочинение-описание двух портретов<\p>

        3 Два портрета<\p>

        4 История создания портретов Эти портреты были написаны при жизни А. С. Пушкина в 1826 году. Чем характеризуется это время в жизни Пушкина? Чем характеризуется это время в жизни Пушкина? Это было время разочарований и глубокой депрессии, в которую впал поэт после восстания декабристов. Все эти переживания могли отразиться на внешнем облике поэта, а художники, в свою очередь, отразили эти изменения на своих полотнах. Оба портрета были написаны по просьбам друзей поэта. Первый заказал Соболевский, а второй – Дельвиг. Когда поэт увидел портрет кисти Кипренского, он сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит»<\p>

        5 Портреты А. С. Пушкина<\p>

        6 Найдите общее и различное в этих двух портретах. Какова цветовая гамма? В какой позе изображён поэт? Куда он смотрит? Что выражает его взгляд? Какова особенность его одеяния? Что является фоном? Каким поэта представляет Кипренский, а каким Тропинин?<\p>

        Совет

        7 Материалы к сочинению. Запишите эти словосочетания и дополните их своими Портрет Кипренского Портрет Кипренского Курчавые волосы Курчавые волосы Почти идеальная внешность Почти идеальная внешность Сложенные на груди руки Сложенные на груди руки Ухоженные ногти Ухоженные ногти Шотландская накидка Шотландская накидка Тугой галстук Тугой галстук Скульптура музы на заднем плане Скульптура музы на заднем плане Портрет Тропинина Портрет Тропинина Правая рука лежит на столе Правая рука лежит на столе Заветный перстень на руке Заветный перстень на руке Растрепавшиеся волосы Растрепавшиеся волосы Белым пятном выделяется на полотне свободный воротник Белым пятном выделяется на полотне свободный воротник Устремлённый вдаль взгляд Устремлённый вдаль взгляд Свободное одеяние Свободное одеяние Тёмный фон не отвлекает от созерцания Тёмный фон не отвлекает от созерцания<\p>

        Читайте также:  Характеристика и образ веры в романе герой нашего времени лермонтова сочинение

        8 Учимся строить предложения. В каждом предложении обязательно должно быть сказуемое. Составьте предложения на основе данных словосочетаний Растрёпанные волосы Растрёпанные волосы Волосы растрепались в беспорядке Волосы растрепались в беспорядке Скрещенные руки Скрещенные руки Тонкие руки с длинными пальцами скрещены на груди Тонкие руки с длинными пальцами скрещены на груди Скульптура музы Скульптура музы На заднем плане художник изобразил музу, чтобы показать принадлежность Пушкина к сонму поэтов, творцов На заднем плане художник изобразил музу, чтобы показать принадлежность Пушкина к сонму поэтов, творцов Белый воротник Белый воротник Белый воротник выделяется ярким пятном на портрете и привлекает внимание зрителя к лицу поэта Белый воротник выделяется ярким пятном на портрете и привлекает внимание зрителя к лицу поэта Шёлковая блуза Шёлковая блуза Шёлковая блуза не сковывает движений поэта, что показывает вольность его натуры Шёлковая блуза не сковывает движений поэта, что показывает вольность его натуры Тёмный фон Тёмный фон На тёмном фоне ярко выделяется лицо поэта. (Или) Тёмный фон не отвлекает внимания зрителя от лица поэта На тёмном фоне ярко выделяется лицо поэта. (Или) Тёмный фон не отвлекает внимания зрителя от лица поэта<\p>

        9 Составим план сочинения. План должен быть сложным (с подпунктами) и подробным. План необходим для того, чтобы работа была логичной. I Вступление (об истории создания, о времени, когда были созданы портреты) II Основная часть (описание) 1.Сходства: а) положение; а) положение; б) цветовая гамма; б) цветовая гамма; в) взгляд в) взгляд 2. Различия: а) одеяние; а) одеяние; б) фон; б) фон; в) образ; в) образ; г) детали г) детали III Заключение I История создания портретов год – трудное время в жизни поэта. II Сравнительно описание полотен. 1.Черты сходства: а) тёмная цветовая гамма, тёплые тона; а) тёмная цветовая гамма, тёплые тона; б) поворот головы влево; б) поворот головы влево; в) взгляд, провидящий будущее; в) взгляд, провидящий будущее; 2. Различия: а) Портрет Кипренского – парадный, портрет Тропинина выполнен в реалистической манере а) Портрет Кипренского – парадный, портрет Тропинина выполнен в реалистической манере б) муза – у К. и тёмный фон – у Т. б) муза – у К. и тёмный фон – у Т. в) детали костюма в) детали костюма г) тонкие пальцы с длинными ногтями, заветный перстень на пальце г) тонкие пальцы с длинными ногтями, заветный перстень на пальце III Замечательные полотна<\p>

        10 Речевые обороты, использующиеся в сравнительных характеристиках. Сравнивать необходимо параллельно Если Кипренский…, то Тропинин… Если Кипренский…, то Тропинин… Кипренский …, в то время как Тропинин… Кипренский …, в то время как Тропинин… … А Тропинин… … А Тропинин… Иначе изображает поэта Тропинин. Иначе изображает поэта Тропинин. И на одном, и на другом полотне…, но… И на одном, и на другом полотне…, но…<\p>

        11 Синонимы, помогающие избежать повторов Какими синонимами можно заменить слово художник? Какими синонимами можно заменить слово художник? Мастер, живописец, творец Мастер, живописец, творец Какими синонимами можно заменит слово портрет? Какими синонимами можно заменит слово портрет? Полотно, шедевр, произведение искусства, картина Полотно, шедевр, произведение искусства, картина Какими синонимами можно заменить слово изобразил? Какими синонимами можно заменить слово изобразил? Написал, создал, выразил Написал, создал, выразил<\p>

        12 Кипренский Тропинин<\p>

        Источник: http://www.myshared.ru/slide/212430/

        Описание сравнения портрет Пушкина Тропинин и Кипренский

        Перед нами лежат два замечательных портрета великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Эти картины написаны двумя разными художниками. Первый портрет написан Орестом Адамовичем Кипренским, а второй – Василием Андреевичем Тропининым. Но чем же они различаются? Сейчас посмотрим.

        https://www.youtube.com/watch?v=bSLSL6kAslc

        Начнем с идей художников. О. А. Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. В. А. Тропинин наоборот ставил свою задачу изобразить обычного, повседневного облика поэта. Кстати, известно, что портрет Василия Андреевича был с самого начала задуман как дружеский, интимный.

        Теперь обратимся к самим картинам. Рассмотрим лицо поэта на одном и другом портрете. На первой картине О. А. Кипренский рисует нам загадочное, задумчивое лицо Пушкина. Об этом свидетельствуют глаза поэта.

        Пушкин не смотрит на художника, он глядит куда-то в сторону, при этом о чем-то думая. На втором же портрете Тропинин рисует нам уже совсем другое лицо поэта. Пушкин уже расслаблен, не задумчив, но при этом он все равно смотрит вдаль, как-будто не замечая художника.

        Обратите внимание

        Но кем бы ни был нарисован Пушкин, все равно у него остались бакенбарды и кудрявые волосы.

        Далее давайте рассмотрим одежду Пушкина на одной и другой картине. На портрете, нарисованным Кипренским, Пушкин сидит в темном строгом пиджаке. Ведь художник пытался изобразить возвышенный образ поэта. На шее у него повязан темный шарф и аккуратно выглядывает белая рубашка.

        Также, белая рубашка символизирует парадную, торжественную обстановку. А через плечо Пушкина перекинут клетчатый плащ. Но что же мы видим на другом портрете? А на другой картине мы видим, что Пушкин сидит уже в распаханном повседневном халате, с небрежно повязанным шарфом и с высунутыми воротниками расстегнутой белой рубашки.

        Все в нем говорит, что поэт предстаёт перед нами в своем обычном облике.

        Ну и наконец, рассмотрим позу А. С. Пушкина на этих двух портретах. На первой картине Кипренского Пушкин сидит, скрестив руки на груди, причем видна, только правая рука. Кстати, у поэта, при всей его известности, длинные не стриженные ногти.

        Пушкин писал об этом в романе ”Евгений Онегин”: «быть можно дельным человеком и думать о красоте ногтей» Поза Пушкина показывает всю важность мероприятия. На втором же портрете, портрете Тропинина, Пушкин сидит уже свободно. А также мы видим, что поэт сидит за столом, а рука его лежит на какой-то книге или тетрадке.

        Создается такое чувство, будто художник застал Пушкина за работой и отлучась от нее поэт начал смотреть куда-то в сторону.

        Подводя итоги, я хочу сказать, что оба художника, и Кипренский, и Тропинин воплотили свои идеи в жизнь. Кипренский хотел изобразить творческого Пушкина. И у него это получилось.

        Темная одежда, поза, лицо, муза за его спиной, которая подчеркивает творческую сторону поэта мягкие и спокойные краски — все это Кипренский прекрасно изобразил в своем портрете. А Тропинин хотел изобразить повседневного Пушкина.

        Важно

        Домашняя одежда, лицо, поза, бледные тона – это все изобразил Тропинин в своей картине. И, на мой взгляд, это получились абсолютно два разных человека.

        Источник: http://www.litra5.ru/pushkin/sochinenie-opisanie-sravnenija-portret-pushkina-tropinin-i-kiprenskij/

        Описание картины «Пушкин» В.Тропинина

        Талант одного из самых выдающихся портретистов 19 века В. Тропинина просто поражает.

        Он был крепостным крестьянином, отданным в качестве приданого дочери графа, стремление к живописи у которого проявилось уже в детстве – чистя барские сапоги, мальчик частенько рисовал ваксой на стене.

        Невзирая на советы окружающих отправить Тропинина учиться живописи, хозяин-дворянин счел кондитерское образование более подходящим для будущего портретиста.

        Тем не менее, от кондитерши Тропинин убегал к соседу-художнику, а в стенах Академии художеств Петербурга оказался только в 21 год. Одна из его картин очень понравилась императрице, а к самому Тропинину пришла известность.

        Барину сообщили об этом, и он срочно забрал крепостного в деревню. Выпускник одной из самых престижных академий империи стал красить заборы, писать портреты и учить живописи детей хозяина.

        Позже семья Морковых уехала на Украину, которая стала для художника настоящей Италией.

        Заслуги талантливого автора портретов привлекли внимание общества, вольную ему дали, но сына оставили крепостным. Нужно заметить, что чувство собственного достоинства было у бывшего крепостного очень обостренным, что, тем не менее, не помешало ему написать знаменитый портрет Пушкина.

        Совет

        Картина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта, была написана в 1827 году с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но наиболее распространены среди них две.

        Говорят, что заказчиком портрета был Соболевский, друг семьи Пушкиных, который хотел видеть своего товарища в домашнем виде. Согласно второму мнению, поэт сам заказал данную картину и подарил ее товарищу.

        Еще одна легенда связана с тем, что полотно отправили Соболевскому, который находился за границей, его подменили копией.

        Князю Оболенскому «Пушкин» попался на глаза в одной лавочке в середине 19 века, Тропинин авторство подтвердил, а саму работу выкупили.

        Изображение русского поэта написано в отличительной манере Тропинина – камерной домашней обстановке. Примечательно, что он не рисует людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, художник предпочитает домашнюю одежду.

        Он рисует по-московски чудаковатых и ленивых людей, которые таким образом протестовали против официозности и различных клише. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями.

        Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами.

        Если вы посмотрите на портрет Пушкина, то увидите характерную для произведений художника домашнюю растрепанность, непринужденную свободу и легкую небрежность, причем автор повернул фигуру Пушкина на три четверти, так чтобы он смотрел на зрителя.

        Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью.

        Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора.

        Тропинин мастерски использует цветовые переходы. К примеру, белоснежный платок оттеняет лицо, а светотень в заднем левом углу делает фигуру объемной. Мягкие коричневые и охровые цвета делают полотно, на первый взгляд, незатейливым и одновременно уютным.

        Однако, принимая во внимание биографию портретиста, можно сказать, что главное тут – не домашняя атмосфера, а важность и неприкосновенность личной жизни. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов.

        Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов.

        Обратите внимание

        И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками.

        Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Если посмотреть на портреты его родителей и принять во внимание эфиопские корни, то становится ясно, что этот человек просто не мог быть красив по классическим канонам красоты. Но, как известно, поэт слыл дамским угодником, поэтому определенной харизмой все-таки обладал.

        Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Она же подчеркивает богатство внутреннего мира и одухотворенность поэта, которые вы прочитаете в его взгляде.

        Если вы присмотритесь к правой руке Пушкина, то непременно заметите на ней два перстня, которые были талисманами поэта. На указательном пальце – витиеватая печатка с сердоликом, который подарила Елизавета Воронцова еще во время южной ссылки.

        Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Перстень с изумрудом квадратной формы после смерти поэта Наталья Гончарова подарила В.

        Далю, потом он попал к президенту Императорской академии наук.

        Образ поэта, который создал Тропинин, выделяется внутренней силой воли, открытостью, доступностью и готовностью действовать. При этом поражает фотографическое сходство с внешностью Пушкина – картина выполнена очень достоверно.

        Этот портрет Пушкина – самый противоречивый, ведь из учебников по литературе мы привыкли видеть его официальным и серьезным, а тут – и растрепанность, образ «доброго» барина и непередаваемая реалистичность, почти на грани интимного. Создается впечатление, что художник не рисовал натуру, а просто подкрался и сделал удачный кадр – настолько живым выглядит поэт.

        Гениальность Тропинина прежде всего в том, что он смог передать внутреннюю собранность поэта, сочетая ее с харизмой и вдохновенными глазами. Пафосные мундиры для светского общества стали неактуальны после серии портретов крепостного художника, который тонко чувствовал человеческую душу и умел ее воплотить на холсте.

        Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-tropinina-pushkin/

        Урок русского языка в 9 классе — ppt video online download

        1 Урок русского языка в 9 классе
        Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов. Урок русского языка в 9 классе

        2 Цели урока: Учиться давать сопоставительную характеристику двух картин. Подготовиться к написанию сочинения – сравнительной характеристики по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина».

        3 Задачи урока: Узнать историю написания портретов Пушкина, созданных В.И. Тропининым и О.А.Кипренским. Увидеть художественные особенности каждой картины. Сравнить эти портреты Пушкина, дать их сопоставительную характеристику. Отработать умение использовать в письменной речи сложные предложения и расставлять в них знаки препинания.

        Важно

        4 Портрет (от фр. portrait – изображение) – картина, изображающая внешность человека.

        5 Портреты А.С.Пушкина Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта.

        Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину. Орест Адамович Кипренский. «Портрет А.

        С.Пушкина». Василий Андреевич Тропинин «Портрет А.С.Пушкина»

        6 1827 год в биографии А.С.Пушкина
        В 1826 году Пушкин вернулся из Михайловской ссылки. Закончилось следствие по делу декабристов. По указанию Николая I Пушкина препровождают в Москву. Состоялась встреча Пушкина с императором.

        После долгой беседы государь поступил гуманно: освободил Пушкина из ссылки, выразил желание видеть его при дворе и фактически освободил от цензуры, пообещав лично быть его цензором. Зиму гг. Пушкин провел главным образом в Москве.

        Москвичи приняли его с распростертыми объятиями как величайшего поэта. В мае 1827 года Пушкину дозволено было ехать в Петербург, и он поспешил воспользоваться позволением. К осени он, «почуя рифмы», уехал в Михайловское. Там он начал исторический роман «Арап Петра Великого».

        Вот в это время, в году, и появляются два самых знаменитых портрета А.С.Пушкина.

        7 Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857) «Портрет А.С.Пушкина».
        1827 год. Москва, Государственный музей А.С.Пушкина

        Совет

        8 Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и поднес его в качестве подарка своему приятелю Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта. Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист. На картине Пушкин сидит, опершись о стол.

        Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, лежит на листах рукописи, что указывает на то, что перед нами – портрет поэта.

        Мы видим Пушкина в естественной и непринуждённой позе, в халате, в расстегнутой рубашке и с небрежно повязанным шарфом. Это не случайно: художник хотел изобразить поэта не в официальной, а в домашней обстановке. Однако эти внешние атрибуты «домашности» не помешали Тропинину показать Пушкина как вдохновенного поэта.

        Фон и одежда поэта на картине объединены общим тоном, на котором выделяется лицо – самое яркое красочное пятно картины и одновременно её композиционный центр.

        Вот мнение современника, писателя, историка и журналиста Николая Полевого: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта». Василий Андреевич Тропинин «Портрет А.С.Пушкина»

        9 Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836)
        «Портрет А.С.Пушкина» год Москва, Государственная Третьяковская галерея

        10 Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому.

        Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и он остановил свой выбор на прославленном живописце. Пушкин, приехав из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в мастерской художника.

        Орест Адамович Кипренский. «Портрет А.С.Пушкина».

        Обратите внимание

        11 Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта.
        Портрет наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский клетчатый шарф.

        Эта деталь усиливает романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и романами Вальтера Скотта – английских писателей-романтиков. Весь облик поэта лишён небрежности, обыденности. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил художника изобразить на картине фигуру музы.

        В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато с лирой в руке. Лицо поэта мягко выделено светом. Другое светлое пятно на картине – пальцы. К.Г.

        Паустовский писал: «Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу.»

        12 «Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз,
        Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского.

        Совет

        Увидев картину, он откликнулся экспромтом: «Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.» Позже Дельвиг заказал художнику Н.И.

        Уткину гравюру с портрета Кипренского. Отец поэта уже после смерти сына сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». Н.И.Уткин. Портрет А.С.Пушкина

        13 Возможное начало сочинения
        Пушкин не любил позировать художникам шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта.

        Важно

        Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского а другой Василию Тропинину. Вставьте пропущенные знаки препинания.

        Составьте схемы предложений.

        14 Проверьте себя: Пушкин не любил позировать художникам, шутливо
        ссылаясь на «арапское безобразие», поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта.

        Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина: один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину. [ ], ( поэтому). – придаточное присоединительное [ ], и [ ]: ( ), а ( ).

        – сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Двоеточие указывает на то, что последующие предложения поясняют содержание предыдущего предложения. На месте двоеточия можно вставить по смыслу слова а именно.

        Первая запятая выделяет деепричастный оборот шутливо ссылаясь на «арапское безобразие»; тире – пропуск сказуемого в неполном предложении.

        15 Прочитайте варианты сочинений
        и ответьте на вопрос, как можно построить сочинение-сопоставление двух портретов А.С.Пушкина? Последовательное описание картин Параллельное описание картин Описать каждый портрет в отдельности.

        Сначала подробно рассказать об одной картине, затем о другой. В заключение перечислить наиболее яркие признаки сходства и своеобразия каждой картины. Выразить своё к ним отношение. Описывать портреты поочерёдно, сразу указывая на их общие черты и их своеобразие. Подвести итог, сделать общий вывод.

        Выразить своё отношение к двум портретам А.С.Пушкина.

        16 Сравнительная характеристика двух портретов А. С
        Сравнительная характеристика двух портретов А.С.

        Пушкина (отвечая на вопросы, делайте записи в таблице) Ответим на следующие вопросы: В какой обстановке изображён поэт? Какова его поза, жесты? Как изображено его лицо (глаза, губы)? Как одет поэт? Что ещё, кроме фигуры поэта, есть на картине? С какой целью они изображены? Каков колорит картины? Какие цвета использовал художник? Каков был замысел картины, сумел ли художник его воплотить? Каково отношение современников Пушкина и самого поэта к портрету?

        17 Сравнительная характеристика портретов А.С.Пушкина
        Пункт плана В.И.Тропинин О.А.

        Кипренский История создания картины Замысел художника В какой обстановке изображён поэт Как изображён поэт (поза, жесты, лицо, одежда) Что ещё изображено на картине и с какой целью? Каков колорит картины? Каково отношение самого поэта и современников Пушкина к портрету? Что сближает работы художников и в чём их своеобразие?

        Совет

        18 Сравнительная характеристика двух картин
        Сравнительная характеристика двух картин. Используя информацию, с которой вы познакомились на уроке, текст упражнений 205 и 238, раздаточный материал, заполните таблицу. Орест Адамович Кипренский. «Портрет А.С.Пушкина» Василий Андреевич Тропинин. «Портрет А.С.Пушкина»

        19 Домашнее задание Заполнить таблицу.
        Написать черновик сочинения – сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.

        20 Использованные источники:
        Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства.8 – 9 классы. – М.: Дрофа, – с. 34 – 36 Головина Л.

        Два хрестоматийных портрета // Юный художник. – 1999, N с. 5-7. Личные вещи А.С.Пушкина Пелевин Ю.А. Тропинин, Василий Андреевич. Портрет А.С. Пушкина Всесоюзный музей А.С. Пушкина.

        Перстень Пушкина Пушкин в портретах Тропинина и Кипренского.

        Источник: https://slideplayer.com/slide/4900471/

        Ссылка на основную публикацию
        Adblock
        detector