Сочинение по картине васнецова единородный сын слово божие (описание) описание

Открытый урок по русскому языку. Сочинение-описание иконы В.М. Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Открытый урок по русскому языку.

Сочинение-описание иконы В.М. Васнецова «Богоматерь с младенцем».

Учитель: Закржевская Н.А.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока:

  -Сегодня мы обратимся к живописной работе В. М. Васнецова «Богоматерь с младенцем», познакомимся с некоторыми законами православной иконографии. Итогом урока должно стать сочинение — описание.

  В отличие от картины икона является не только произведением искусства, выполняющим воспитательные и эстетические функции, но и предметом культового поклонения. Это символ запредельного мира, икона обладает чудотворными качествами.

Учитель:<\p>

-Первое впечатление записать в тетрадь и прочитать.

Учащиеся:

-Образ Богородицы оказывает на меня облагораживающее, возвышенное и очищающее воздействие.

-Это тайна, которую не понять.

-Я чувствую, что мне говорят о смирении и добре.

Учитель:

-Вспомните, почему икону люди воспринимают иначе, чем картину?

Учащиеся:

-Иконы посвящены Богу. Они выражают  нереальную жизнь, которая не похожа на нашу. Поклоняясь иконе, молящийся поклоняется Богу, Богородице, ангелам, святым.

Учитель:

-Чем отличается икона от картины?

Учащиеся:

Картина Икона
Главная задача художника<\p> Изображение материального мира,чувства человека.<\p> Показ невидимого,духовного мира.<\p>
Продукт творческого труда<\p> Создан художественный образ<\p> Изображено слово Божие.<\p>
Выражение миропонимания<\p> Живописец высказывает собственный взгляд на жизнь<\p> Иконописец выражает мировоззрение Церкви.<\p>
Проявление живописной манеры Живописец свободен в выборе изобразит. — выразит. средств.<\p> Иконописец работает по общим для всех мастеров правилам создания изображения.<\p>
Особенности восприятия Живописец воздействует на чувство зрителей.<\p> Сопереживание происходит на духовном уровне.<\p>
Особенности общения Зритель общается с автором.<\p> Молящийся общается со святыми.<\p>
Средства формирования личности Воспитание в себе Человека.<\p> Это путь духовного развития.<\p>

Учитель:

-Почему православная церковь отстаивает иконопочитание?

Учащиеся:

-Иконопись выражает идею христианской религии.

Выступление учащихся:

-Рассказ о Васнецове.

… 1885 год — Васнецов принимает предложение сделать роспись храма.

1896 год — Завершение работ. …

Убранство храма.

-Легенда или быль.

Создавая композиции к храмовой росписи, Васнецов написал для апсиды Богоматерь с младенцем, идущую по облакам. Поначалу церковные опекуны отвергали замысел художника. Храм получал имя крестителя Руси, и по праву образ князя Владимира должен быть в центре собора.

Но тут произошло некое событие, которое заставило священнослужителей изменить решение. На белой штукатурке в апсиде проступили темные пятна сырости. В них различили очертания васнецовской Богородицы. Сделали фотографию, сходство было поразительным.

Сочтив это знамением, церковное начальство дало свое согласие.

Учитель:

-Как композиция помогает зрителю выделить главное?

Учащиеся:

-В роли композиционного центра — фигура Богоматери. Вокруг симметрично (по 4 справа, 4 слева) расположены 8 фигур шестикрылых серафимов. 9-й изображен по центру в медальоне орнаметра. Взгляд каждого из них обращен на Богоматерь.

Учитель:

-В русской иконописи есть определяющее понятие — лик. Чем слово «лик» отличается от слова «лицо»?

Учащиеся:

-Это слово мы употребляем при описании души человвека, его внутренней и духовной жизни.

-Лик — проявление в нашем лице образа Божия.

Учитель:

-Какая душа, какие сердечные чувства отражены в лике Богородицы?

Учащиеся:

-Образ одухотворен. Глаза полны скорби и сознания величия. В этом лике и кротость, и ласка, и горе, и забота, и покорность. Это Мать, Заступница.

-Глаза полны несказанной печали, глаза Матери, знающей о великом предназначении своего сына.

Учитель:

-Как художник показал единство Богоматери и младенца?

Учащиеся:

-Фигуры наложены одна на другую. Нимб объединяет  в неразрывное целое Божественную семью.

Учитель:

-Как художник добивается изображения движения на иконе?

Учащиеся:

-Васнецов показал шаг идущей Богородицы. Легкий ветер откинул край ее одежды.

Учитель:

— Что создает ощущение невесомости Богоматери?

Учащиеся:

-Широкое пространство свободно и не заполнено отвлекающими от главной фигуры деталями. Линии мягкие, струящиеся.

Учитель:

-По каким признакам мы понимаем, что перед нами изображение неземных людей?

Учащиеся:

-Нарушен закон материального мира: Богоматерь идет по облакам. Использована традиционная для русской иконографии символика: нимбы над головами, золотое свечение неба, удлиненные пропорции женской фигуры.

Учитель:

-В чем своеобразие росписи?

Учащиеся:

-Священное Слово стали изображать по западному типу, расселяя небожителей на грешной земле среди реальных людей.

Сикстинская Мадонна

1515-1519

Рафаэль

Толкование терминов:

Алтарь — восточная часть храма, отделенная от остальной части храма иконостасом.

Апсида — полукруглый выступ.

Иконостас — увешанная иконами стена.

Купол — свод, сфера, зонтик.

Неф — вытянутое помещение, ограниченное колоннами.

Нимб — сияние вокруг головы.

Плафон — потолок, украшенный живописной лепкой.

Подбор синонимов:

Икона — образ, роспись, стенопись, священное изображение, шедевр, вершина духовного откровения.

Нимб — ореол, сияние, свет, свечение.

Мировоззрение — миропонимание, мировидение, идеология, взгляды, принципы, образ мыслей, философия.

Работа с текстом:

Учитель:

-Как озаглавить сочинение?

Учащиеся:

-Душа России.

-Живой идеал невидимого мира.

-Вечная заступница.

-Одухотворенная красота.

Учитель:

-Сконструируйте предложение, выражающее главную мысль сочинения.

Учащиеся:

-…выдающиеся явление мирового искусства.

-…драгоценное наследие национальной культуры.

Учитель:

Божественное бытие непостижимо для человека. Обращаясь к Богородице, нам хочется понять ее тайну. Столетиями об этом размышляли и философы, и богословы.

Написание сочинения.

Источник: https://nsportal.ru/user/483335/page/otkrytyy-urok-po-russkomu-yazyku-sochinenie-opisanie-ikony-vm-vasnetsova-bogomater

Описание картины «Богатыри» Васнецова для сочинения и история создания («Три богатыря»)

«Богатыри».В. Васнецов

Картина «Богатыри» — одно из самых известных произведений выдающегося русского художника В. Васнецова. В интернете часто картину «Богатыри» иногда ошибочно называют «Три богатыря».

В этой статье представлено описание картины «Богатыри» Васнецова для сочинения и история создания, анализ образов богатырей и т.д.
Смотрите: Материалы по другим картинам

Картина «Богатыри» занимает центральное место в творчестве Васнецова. Работа над картиной заняла более 20 лет.

При этом процесс работы несколько раз прерывался. 

Первый эскиз карандашом для «Богатырей» Васнецов создал в 1871 году, а завершил картину 23 апреля 1898 года. процесс этот несколько раз прерывался… Полотно почти сразу было приобретено П. М. Третьяковым для галлереи. 

На картине изображены три знаменитых русских богатыря — Добрыня Никитич (слева на белом коне), Илья Муромец (в центре) и Алеша Попович (справа).

Картины «Богатыри» отличается очень крупным размером — 295,3 х 446 см (то есть примерно 3 х 4 метра !). Картина написана маслом на холсте. На данный момент картина «Богатыри» находится в Государственной Третьяковской Галерее. 


Васнецов о своей картине «Богатыри»:  

«Картина моя — богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. 

Обратите внимание

Хотелось бы Вам показать начало — исполнить такую картину — ох, дело не легкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?». 

(письмо Васнецова к П. П. Чистякову, 1882 г.)

Описание картины «Богатыри» из книги «Русские художники. Монографии»:

«Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всем долгом творческом пути. «Богатыри» ознаменовали начало самобытных исканий художника. Все время он обращался к ним как к роднику творческого воодушевления, ясности и целостности мысли. Работа над «Богатырями» давала отдых Васнецову, она «исцеляла» его в моменты смятения и снижения творческой энергии, когда он растрачивал ее на «выколупывание из воображения» того, что требовалось для росписи собора. «Богатыри» были освежающим источником, как и героическая музыка, к которой так страстно стремился Васнецов, ища вдохновляющих сил в могучем художественном творчестве великих композиторов — Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, которых он особенно любил.«Богатыри» увенчали творчество Васнецова, они являются завершением его неослабных исканий воплощения героических идеалов, неиссякаемой его любви к родине, выражением человечности и мужества, внутренней и внешней, душевной и физической красоты русского народа. И у Васнецова, разумеется, не только исторические предания породили героические образы, но и сама широко раскинувшаяся родина была вдохновляющей силой. Тема родных просторов стала существенным элементом картины «Богатыри». Недаром пейзаж в ней играет столь значительную роль в создании величественности общего впечатления. «Богатыри» Васнецова — могучие люди могучей, широкой земли. «Не обижают ли где кого» — вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. Гуманизм, являющийся существенной чертой характера русского народа, определяет одну из высоких идей, положенных в основу этого замечательного произведения русской школы живописи.

Очевидцы отмечали, что лучше всех получился Илья Муромец. Да и сам автор был больше всего доволен им. Илья — это великолепно вылепленная фигура крестьянина-богатыря. Красота русского народного типа нашла здесь образное, живое воплощение.

Начиная от плавных, силуэтных линий могучего тела пожилого, много пережившего богатыря, как бы неразрывно слитого с могучим конем, кончая доспехами, украшениями,— во всем осязательно чувствуется русская народная мощь, спокойная, уверенная сила, мудрость, выдержка и благородство. 

Илья прост и могуч, смел и сдержан, внешне спокоен и внутренне динамичен. В лицо Ильи Муромца Васнецов вносит новые черты красоты и большой одухотворенности. Это прекрасное открытое, честное лицо, выражающее благородство русского характера. Простой шишак глубоко надвинут на лоб. Черные насупленные брови красиво легли над глазами. Острые, орлиные очи зорко вглядываются вдаль. 

Мягко вьющиеся из-под шишака седые кудри украшают настороженное лицо с крепко сжатыми волевыми губами. Могучая рука в рукавице легко держит тяжелую палицу, о которой сложена в народе легенда, что она была в девяносто пудов веса…. Художнику удалось выразить эту тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. 

Выразительны и объединены в целостную красочную гамму цветовые соотношения плотных суровых тонов желтого, темно-синего, серого и черного, которыми написаны кольчуга, вооружение, одежда и вороная масть богатырского коня. 

Богатыри и их кони — друг другу под стать, и в этом тоже выразилось ощущение реальной действительности прошлого, когда конь для всадника был всем: опорой, верным помощником и другом в битве и жизни. 

Эта характерная деталь, верно почувствованная художником, дает ему возможность создать монолитные образы всадника и коня, а это в свою очередь способствует впечатлению монументальности образов.

Добрыня Никитич во всем облике своем выражает другие качества русского народа.

В нем художник показал не только отмеченное былинами «вежество» — знание, культурность и вдумчивость, ной пытливость ума, предусмотрительность. 

В то время как Илья, уверенный в своих силах, пока только вглядывается в даль, Добрыня вынимает свой меч из ножен, а щит держит перед собой. Остроконечный, подобный вершине башни тяжелый шлем Добрыни, щит, который он держит наготове, ноги в стременах — все это выражает полную готовность к бою. 

Важно

Насторожен и его чуткий, быстрый как ветер породистый конь, высоко поднявший голову, напрягший уши, вперивший зоркие глаза в даль и тонкими ноздрями внюхивающийся в воздух; развевающиеся грива и хвост коня, ржание передают его волнение. Он чует врага.

Вводя такую деталь, как полумесяцы на сбруе коня, художник дает понять зрителю, что на коне сидит победитель «злого татарина», что конь достался витязю после жестокой боевой схватки.

У Добрыни своя повадка, свои привычки, но оба они — и Илья и Добрыня — полны решимости дать отпор врагу.

Соответственно тому, что говорили былины о нем, художник пишет Добрыню представительным, величавым и внутренне собранным. Его богатые доспехи и одежда, так же как и сбруя его белого коня, украшены чеканным орнаментом. Его лицо проникнуто величественной красотой, ясностью пытливой мысли.

<\p>

В колорите фигуры Добрыни и его коня применены Васнецовым любимые народом красочные сочетания красного, белого, ярко-зеленого, золотисто-желтого. Они характерны для народных русских изделий и для новгородской школы нашего древнего искусства. Но Васнецов обогащает их цветовую насыщенность.

Сочен цвет зеленых сафьяновых сапогов Добрыни, выразительна окраска «червленого» щита, красива красная шлея с золотыми украшениями на белом коне. Необходимую суровость вносит серый цвет кольчуги и шлема.<\p>

На картине Алеша дан молодым красавцем, он — ловкий, находчивый и всегда готовый на выдумки певец и гусляр-богатырь.

В его широком смуглом, обветренном лице с густыми, черными бровями, выразительными, умными и живыми глазами, с мягкими очертаниями губ и подбородка выражена прелесть облика молодого русского крестьянина. Тип его схож с лицом Ивана-царевича на картине-сказке. Такие черты красоты любимы художником. Здесь они получают утверждение, так как полны жизненных сил.

Под одеждой, кольчугой и полуброней, облегающей лишь нижнюю часть груди, чувствуется крепко сложенное, сильное тело, могучие плечи. Алеша — воплощение отваги и смелости. Но он и «душа-парень», умеет биться, умеет и веселиться. С гуслями не расстается, они у него привязаны к седлу.

Совет!

Эту русскую национальную черту характера не забыл показать Васнецов: темно-красная одежда Алеши, гнедая масть его коня создают ту красочную гамму, которая соответствует горячему темпераменту молодого богатыря.

В шитье рубашки, в нарядном поясе и шейном украшении, в убранстве шлема, доспехов, оружия, седла и в упряжи рыжего ловкого, подвижного, увертливого коня — во всем сказывается внимание к наряду витязя и к его красоте.

В сравнении с произведениями «После побоища», «Витязь на распутье», «Битва русских со скифами» — «Богатыри» выделяются своей строгой, суровой простотой и монолитностью композиции. Мысля большими масштабами, Васнецов в композиции «Богатырей» давал широкие линии и массы. Выдвинув на первый план «богатырскую заставу», он отказался от расположения ее в центре картины.

Оно вытекало из задуманного сюжета произведения: опасность приближается справа, и туда направлено все внимание заставы.

Пейзаж «Богатырей» — пример монументально-эпического пейзажа. Над ним Васнецов работал долго, прилагая все усилия для того, чтобы найти выразительные соотношения линий, планов, характер растительности, земли и неба. …это луг и перелески.

Маленькие сосенки и елочки, родные деревья русской земли, на переднем плане картины поставлены как указание, что богатыри стоят на родной земле и стерегут свою родину. Композиционно эти деревца помогают ярче воспринять мощь богатырей. Имеются прекрасные этюды с натуры, в которых автор настойчиво искал мотив синтетического пейзажа.

<\p>

Соками плодородной прекрасной земли, силой громадных просторов веет от всего пейзажа картины. Белые густые, клубящиеся облака плывут за насторожившимися богатырями, ритмически повторяя их абрисы, контрастируя с плотными массами их силуэтов и. темно-зелеными могучими холмами, которые предельно простой, плавной и выразительной линией контура передают просторы великой родины. Перед зрителем развертывается героический пейзаж подлинно монументальной композиции. Живопись картины крепка и выразительна. Васнецов искал и нашел гармоничное сочетание сильных по цветовой насыщености красок, своей суровой простотой соответствующих образам богатырей. Придавая всегда большое значение колориту, Васнецов однажды высказал следующую мысль: «… поэтичность картины едва ли не более всего заключается в тоне и красках».

Образы Ильи, Добрыни и Алеши — большая удача русской исторической живописи. В них величаво воплощена правда о народе, в них выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее.»

(Н. Моргунов, Н. Моргунова-Рудницкая, «Васнецов Виктор Михайлович» («Русские художники. Монографии»), 1962 г.)

Описание картины «Богатыри» из книги В. Н. Осокина «В. Васнецов» (серия «ЖЗЛ»):

«…трепетно-бережливо относился к «Богатырям»… Васнецов, понимая, что они самая высокая вершина в его творчестве. 

Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт. Три всадника в древнерусском снаряжении на борзых конях. Эта застава богатырская, грозная, мимо нее даже зверь не прошмыгнет, птица не пролетит незамеченной. 

Видимо, что-то там, чуть-чуть направо, привлекло их зоркое внимание. Насторожились богатыри. 

Обратите внимание

Могучий воин, тот, что в самом центре, на исполинском черном коне, приложил десницу к челу и встматривается из-под рукавицы, загородившись от неярких, последних лучей солнца. 

Богатырь, что справа на белом, словном вымытом струями потока коне, уже готов порывисто вырвать их ножен тяжелый меч. Его чуткий конь тоже посматривает вправо. 

Третий всадник кажется спокойным и лишь положил руку на свой лук. Его буланый конь пощипывает траву. 

Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — любимые богатыри русские. 

Илья Муромец кряжист и могуч, как вековой лес, близ которого он вырастал. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», называемую иначе шестопером, и даже рука его, поднятая для защиты от солнца, не согнеся от этой тяжести. 

Илья простой и прямой человек. О его прямоте и честности свидетельствуют крупные, добрые и мягкие черты чисто русского крестьянского склада лица, прямой, открытый, пристальный взгляд черных глаз.

О недюжинном уме Ильи, о несгибаемой силе воли говорит широкий, упрямый лоб, плотно сомкнутый под большими усами рот. Большая благородная голова величаво покоится на удивительно широких, впрочем, пропорциональных туловищу, плечах.<\p>

уже поседел, густая седая прядь выбилась из-под шлема, серебряные нити сверкают и в черной бороде.   

Совсем по-другому выглядит в картине, как и в былине, Добрыня Никитич. 

Он, повестствует былина, был происхождения знатного, «чадо милое» богатого рязанского князя Никиты Ивановича и его жены Амелфы Тимофеевны. Он дружинник киевского князя Владимира Красное Солнышко.

Важно

Васнецов показал его городскую стать, изысканную украшенность и изящество снаряжения. …сбруя Добрыниного коня радует глаз позолотой тонких украшений. И щит Добрыни, чуть прикрытый гривой коня, — явно заморской работы.

Он так и горит-переливается вкрапленными в него жемчугами-самоцветами. 

Суров и строг взор Добрыни, геройски победившего Змея Горыныча и Бабыгу (хана Батыя). Справедливость и благородство отличают витязя. Но он уступает все же крестьянскому сыну в мощи и особенно в величавой простоте духа. 

Психологически сложнее, замысловатее всех Алеша Попович. 

Он врага побеждает не богатырской силой — у него не так много ее — сколько сметливостью да ухваткой.  

Алеша и Тугарина Змеевича одолел хитростью.  

Алеша Попович на картине Васнецова не так могуч, как Илья и Добрыня. И вооружен он легковато: «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая» — вот и все оружие. Щита вовсе нет. В правой руке — «гусельки яровчатые». Балагур, весельчак Алеша — мастер попеть и поиграть, попривородить сердца молодушек. 

Глаза Алеши как бы ненароком скошены вправо, где что-то предвещает опасность. Он уже замышляет нечто коварное, смертельно-губительное для врага. 

Его конь все еще беззаботно щиплет траву. Но пробьет час, и он полетит, как ветер.<\p>

Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа и необоримой силы перед нами воплощена в картине Васнецова богатырская застава древней Руси.

Художник твердо верил в реальное существование подобных богатырей. Эта вера водила его кистью, и потому полотно так сильно своим проникновенным реализмом.<\p>

Целостна и крепка живопись полотна.

Благородно-красивы, хотя и просты, без излишней эффектной сочности и резкости, сочетания красок — зеленой и коричневой, красной и белой, черной и синей.<\p>

Четверть века с лишним создавались «Богатыри».

Совет!

Но они не хранят ни малейшего следа тех творческих исканий, колебаний, которые пережил художник за столь долгий срок. Полотно удивительно непосредственно, елино своей органической, неразрывной целостностью.» 

(В. Н. Осокин «В. Васнецов», серия «ЖЗЛ», 1959 г.)

В. В. Стасов о картине «Богатыри»:

«Эти «Богатыри»… выходят словно pendant, дружка, к «Бурлакам» Репина. И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная, обращенная на службу скотинную, или машинную, а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа… …что останавливает глаз и глубоко проникает в душу, это то, что среди всего этого вооружения, мечей, кольчуг, копий, шлемов, стремян и плетей из картины несется не только одно впечатление силы и кровавых будущих расправ … но еще впечатление благости, великодушия и добродушия — ими полон, всего более, сам Илья Муромец, главная срединная фигура».

(В. В. Стасов, статья «Мой адрес публике, 1899 г.)

Это было описание картины «Богатыри» Васнецова для сочинения и история создания, анализ образов богатырей и т.д. (Эту картину иногда ошибочно называют «Три богатыря».)

Смотрите: Материалы по другим картинам

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-bogatyri-vasnecov-sochinenie.html

Васнецов В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный». Описание картины

1897 г. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный» 

Портрет великого самодержца Всея Руси был показан Васнецовым на юбилейной XXV выставке работ Товарищества Передвижников.

Художник считал, что именно это полотно достойно представит его творчество, несмотря на настойчивые просьбы о показе знаменитых «Богатырей».

Последнюю картину он считал неоконченной, тогда как работа «Царь Иван Васильевич Грозный» была для Васнецова совершенной как в художественном, так и в духовном отношении.

Идея написания портрета царя Ивана IV пришла к художнику при переезде в Москву в 1878 году.

Гуляя по городу и осматривая памятники глубокой старины, восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Ивана Грозного, художник всюду видел образ царя, слышал его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха.

В глазах убежденного монархиста Васнецова Иван IV был едва ли не самой яркой и одиозной фигурой из всех, когда-либо властвовавших на русской земле правителей. Представляя грозного царя в различных композиционных вариантах описания, художник остановился на идее создания портрета.

Для полного воплощения замысла художника подгрудного изображения царя было недостаточно. Величие самодержца можно было достоверно показать лишь изобразив его в полный рост. Фигура царя занимает вертикальное полотно практически целиком, что до предела увеличивает и без того глубокое ощущение исторической и культурной значимости Ивана Грозного в судьбе вверенного ему государства.

Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. На нем – истинно царское одеяние, тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью: золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор.

В одной руке правитель крепко сжимает посох. И это совсем не опора. Государева рука держит настоящее оружие. Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, не раз гулял он по спинам неугодных бояр, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола.

Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Еще мгновение, и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы.

Обратите внимание

Так и в реальной жизни: подчинить себе государство, сломать его устройство и установить свой порядок, осовременив его и сделав максимально управляемым. Пусть и страшной кроваво-красной ценой.

Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Главное – лицо самодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый.

Волею судьбы, особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, скрытным, подозрительным, и, как следствие, одиноким. От одного его имени пробирала дрожь и появлялся панический страх у большей части бояр и других людей, окружавших царя.

Но можно было ли стать иным, будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, измен, интриг и убийств близких? Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова.

Большое внимание уделил художник написанию фона картины. В отличие от монаршего одеяния, окружающая правителя обстановка – плод творческий фантазии мастера.

Полотно демонстрирует лишь небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна, открывающий взгляду части современных царю архитектурных построек. При этом Васнецову невероятно достоверно удалось показать всю полноту своеобразия старинного русского зодчества.

Глядя на картину, зритель может прочувствовать узость лестницы и ее крутые повороты, увидеть небольшое окошко с полукруглым завершением – отличительные черты старинных древнерусских строений, рассмотреть шатровую колокольню и деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки домов. Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Тверд и суров ее правитель.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-v-m/vasnecov-v-m-car-ivan-vasilevich-groznyj/

Описание картины «Баян» В.Васнецова

Знаменитая картина Васнецова «Баян» была создана предположительно по мотивам «Слова о полку Игореве» и стала завершающей в цикле работ, посвященных фольклорно -исторической тематике. Художественное произведение повествует о неудачном походе русских князей против половцев в 1185 году.

Описание и анализ

Работа над картиной велась в тревожной исторической обстановке – во время балканских войн, когда всем становилось ясно, что и России не удастся избежать большой войны.

Этими зловещими ожиданиями переполнены сюжет и цветовая палитра полотна — в закатных сумерках русские воины выдвигаются из леса на поле, где, очевидно, утром следующего дня их ожидает решающая схватка. Выполненная в красно-серых тонах, картина буквально кричит о приближающейся опасности.

О значимости предстоящей битвы говорит и тот факт, что князь Игорь взял с собой малолетнего сына – на Руси только в исключительных случаях ребенок передавался из-под опеки матери отцу.

Все на картине говорит о надвигающейся решительной битве — чистые парадные одежды Князя и его воевод, суровые выражения их лиц, боевое вооружение воинов. Усиливают тревожное впечатление умело переданный художником ветер и мастерски положенные на пейзаж отсветы уходящего дня.

Вместе с тем спокойные и статичные позы изображенных на полотне воинов свидетельствуют о решительности, с которой русские люди ждут завтрашней битвы.

Автор не ставит перед собой задачи изобразить предстоящее событие в исключительно мрачном свете – на защищенном от ветра склоне холма художник написал несколько зеленых веточек, символизирующих жизнь и надежду…

Важно

В работе над композицией Васнецов использовал смелый для того времени новаторский прием, поместив фигуру главного персонажа — Баяна, вдохновляющего русских воинов – несколько в стороне, справа. Это позволило зрителю лучше разглядеть решительные лица воинов, фигуры которых заняли центральное место на полотне.

Расположившись на отдых посреди высокого холма, бойцы внимательно слушают сказание в исполнении слепого старца, сопровождающего свой рассказ игрой на гуслях.

Их взгляды направлены куда-то вдаль, из-за чего возникает ощущение, что они действительно воочию наблюдают озвучиваемые Баяном героические события.

Интересная деталь — одно из изображенных лиц на картине было написано с сына художника – Владимира.

В центре группы воинов сидит облаченный в богатые одежды князь Игорь, а рядом с ним расположился его сын.

Мальчику еще не приходилось участвовать в сражениях, однако вдохновленный эмоциональными сказаниями Баяна, он тоже готов ринуться в смертельный бой за родную землю.

Старый казак за спиной юного наследника князя Игоря подпирает голову руками. Возможно, слушая Баяна, он вспоминает прошлые битвы, в которых участвовал.

А вокруг русских воинов и слепого гусляра простирается русская земля, которую Васнецов решил изобразить панорамно, – небольшое озеро, река, лес… Порываемые ветром тучные облака на фоне серого неба привносят в картину дополнительное напряжение.

Совет!

Герой древнерусских былин Баян считался олицетворением умелого сказителя. Он часто упоминался в древнерусских писаниях. Этот колоритный любимый народом образ не оставил равнодушным и Васнецова.

В одноименной картине автор показал, как выкладывается из последних сил мудрый сказитель и вдохновитель воинов, настраивая их на предстоящую битву. Согласно народным сказаниям Баян прослыл прекрасным рассказчиком и с особой выразительностью повествовал о боевых сражениях.

В «Слове о полку Игореве» он является главным персонажем. Васнецов поставил перед собой цель сделать собирательный образ народного сказителя. Художник умышленно изобразил Баяна в лаптях и тунике, подчеркнув тем самым его тесную связь с народом. Рассказчик одет в белоснежные одежды с языческими узорами.

В руках он держит большие гусли. Вся его поза подчеркивает динамику происходящего – рот открыт, рука поднята вверх, седые волосы развиваются на ветру. Жестикулируя рукой, главный персонаж картины как бы подчеркивает масштабность своего выступления.

Баян в своей песне взывает к древнерусским богам с просьбой защитить родную землю от несправедливости, прекратить распри и междоусобицы. В то же время окружающие его бойцы изображены в подчеркнуто статичных позах. Возникает ощущение, что они буквально застыли, завороженные голосом оратора.

Несмотря на то, что задача Баяна должна сводиться к обычному приободрению дружины перед боем, он выкладывается из последних сил. По-видимому, на следующий день воинов ожидает действительно судьбоносное событие, и Баян считает своим долгом напомнить слушателям о великой стойкости земли Русской, о способности побеждать даже после разгромных поражений.

Образ князя Игоря наполнен грустью и сомнениями. События, изображенные на картине, происходят в период феодализма на Руси, из-за которого государство имело раздробленную и ослабленную структуру.

Именно по этой причине войско Игоря не смогло дать достойный отпор половцам… Пройдет ещё немало времени, пока русские князья наконец поймут, что их сила в единстве.

Обратите внимание

А пока на лицах воинов зритель видит горечь поражения и печальные думы, навеянные песнями и речами Баяна.

Картина «Баян» является завершающим живописным произведением Васнецова, выполненным в его традиционном стиле. Полотно было закончено и представлено на обозрение другим художникам в 1910 году.

Работа вызвала неоднозначную реакцию в среде творческой интеллигенции. Некоторые известные художники, к примеру Нестеров, подвергли её серьезной критике и сочли закатом творчества Васнецова.

Другие, такие как Брюсов, напротив, искренне восторгались полотном.

В картине «Баян» Васнецов пытался передать духовное единство дружины и древнерусского сказителя, а также преемственность поколений на Руси. Это уникальное в своем роде живописное полотно с каждым годом приобретает для современного зрителя все большую ценность. Картина пропитана чувством глубокой любви к родной земле и уважением к её историческому прошлому.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-vasnecova-bayan/

Сочинение по картине Васнецова Баян (описание)

Баян

Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.

В центре картины зеленый холм, возвышающийся над просторами необъятных русских земель. На многие мили раскинулись густые леса, вдали тонкой лентой вьется река.

Время суток точно невозможно назвать, но судя по сгущающимся облакам, кажется будто солнце, спрятанное за тучами, медленно, но верно клонится к горизонту.

Тонкие веточки деревьев, покрытых молодой зеленью покачиваются на ветру, такие нежные и хрупкие, они символизируют юность, жажду жизни и надежду на лучшее.

Темно-серое небо мрачно, белые облака, ведомые порывами ветра, неспешно идут хороводом.

В центре холма полукругом, устроились князь со своей семьей и дружиной. Но несомненно, главный герой живописного творения, это слепой старец, вещун, поющий и ведущий летопись под звонкий напев гуслей. Фигура седовласого волхва отличается величественностью и грациозностью.

Одет он в простые крестьянские одежды – рубаха с красной вышивкой, лапти, простые штаны, весь его облик, черты лица и внешний вид, говорит о том, что он близок к народу, и постоянно помогает и шествует своим дельным советом среди люда. Ведая таинственными тайнами, приоткрывая завесу прошедшего и будущего, поет он, взывая к богам, вознося свою молитву.

Важно

Не столько многочисленных божеств, просит он воплотить свою мощь и ловкость, мудрость и бесстрашие, сколько людей, сидящих рядом с ним, людей, что пойдут против врага, защищая свои родные земли, свои семьи. Он советует всем разорившимся князям и братьям сплотиться перед опасностью вторжения грозного врага, незнающего пощады.

И велит помнить о величии русских земель и сил истинного славянина, защищающего свой кров и семью ценой своей жизни.

Баян на картине Васнецова

Грозен взгляд баяна, удало бьет он по струнам и летит его клик надо полями, и уносится по ветру вдаль.
Хмурен взгляд светлого князя, озарено его чело глубокой мыслью и сомнениями, озабочен он предстоящим походом и надеется на победу.

Юный отрок, сын князя Игоря, нахмурил брови, он сидит рядом с князем, в парчовых одеждах и золотых сапогах. Видно, что он страшится предстоящего боя, впервые он пойдет бок о бок, с отцом в поход, но с тем ни менее, он горд и серьезен .

Могучие бородатые витязи-богатыри сидят подле, приосанившись в красивых одеждах и доспехах, чутко вслушиваются и внимают они словам пророка. Воины, понуро опустив головы, думают каждый о своем – о доме, семье, Отчизне и многом другом.

Некоторые подперли рукой подбородок, спрятав взгляд вниз, чтобы никто не мог разгадать их мысли.

Сказ будоражит воздух, кажется, будто сама природа и мать сыра-земля затаили дыхание.
Как гениально художник передал красочный колорит и насыщенность, как четко, скрупулезно изобразил каждую деталь, каждую металлическую пряжку на ремнях и поясах славных воинов.

Совет!

Но, несмотря на это темно-серая и голубая цветовая гамма полотна наполняет сердце и душу наблюдателя тревогой и предчувствием опасности, грядущей беды. Чувствуется, что персонажи картины ожидают пришествие войны, темной времен. Именно поэтому, все свита и князь одеты в парадные военные одежды, топоры и мечи наточены, шлемы начищены.

Смотря на картину, поражаешься ее духом , народным единством и воодушевлением. С большой трепетной любовью Васнецов передал свои глубокие чувства к родине, истории , природе. Его картины – это стремление приблизить современного ценителя художественных искусств к сказочным и древнерусским мотивам, зародить в душе крепкие поросли преемства и патриотизма.

Описание картины Баян

«Баян» — картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1910 году. На ней изображены русские воины на привале, которые слушают сказителя по имени Баян (также Боян). Вокруг них простирается русская земля.

Картина написана по мотивам древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве». В эпосе повествуется о неудачном походе русских князей на половцев в 1185 году.  Изображены русские воины в доспехах, со щитами и топорами, князь, его сын, воеводы, старый казак. Они находятся на привале, и расселись полукругом.

Князь одет богато, в красные сапоги, кафтан, мантию, воеводы также одеты в мантии. За сыном Игоря сидит старый седой казак, задумчиво подпёрший голову руками. Лица воинов задумчивы, суровы, печальны. В центре полукруга людей стоят чаши с черпаками, рядом в землю воткнуто длинное копьё остриём вверх.

За пригорком виднеются головы других воинов.

Баян — слепой сказитель, ведущий свой рассказ и наигрывающий на гуслях. То, что он слеп, видно по его белым глазам. Он одет в длинный белый кафтан с орнаментом.

Его поза и выражение лица драматичны, правую руку он воздымает вверх, другой рукой играет на гуслях. Присутствующие внимательно слушают его. Сын Игоря задумчиво смотрит вдаль. Он ещё не был в битвах.

Наверняка повествование захватывает его, и он представляет себя в бою.

Сюжет разворачивается в летнее время. Люди находятся на пригорке. За ними простирается лес, вдалеке виднеется река. Небо затянуто облаками, у горизонта оно имеет слегка красный тон.  Совсем рядом с сидящими есть совсем молодые ростки деревьев и ромашки. Цветовая палитра картины состоит из несколько тёмных, тревожных тонов.

Возможно, действие разворачивается накануне битвы, об этом говорят парадные одежды князя и его воевод, суровые выражения лиц воинов, а также то, что сын присутствует вместе с князем, а не с матерью — на Руси сын отлучался от матери и передавался отцу в исключительных случаях.

Красноватое небо у горизонта также может говорить о надвигающейся угрозе.

Картина была написана в довольно тревожное для страны время накануне балканских войн и незадолго до начала Первой мировой войны. Работа была встречена в среде художников и критиков неоднозначно, одни сочли её закатом творчества Васнецова, другие напротив, восхищались ей. Суть картины — в любви к Родине, уважении к далёким предкам, их ратным делам, к исторической памяти.

Школьное сочинение для 9 класса

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-vasneczova-v.m/sochinenie-opisanie-po-kartine-vasneczova-bayan

Сочинение по картине «Богатыри» Васнецова В.М

Так называется картина Васнецова Виктора Михайловича, написанная им в 1898 году. Очень интересная картина и вот чем она вызывает с первого взгляда какую-то тревогу в душе, потому как написано в таком сочетании тонов, которые у человека вызывают тревогу, например конь белый сбруя бордовая цвета крови. Другие два коня черного цвета, он сам по себе очень мрачный. Но начнем по порядку.

Очень важная часть картины – это небо, взглянув на него, у каждого человека в душе возникнет тревога потому как оно хмурое и холодное. Оно дает атмосферу холода всему окружающему в картине. Цвет неба в этой картине – это цвет унылости настроения и мятежности, тучи на небе как бы стремительно движутся и нарастают и меняются, как будто идет какое-то очень динамичное сражение сил добра и зла.

Теперь перенесемся к окружающему пространству богатырей, за счет неба мы видим, что погода очень хмурая, и оттенок неба очень сильно влияет на окружающую богатырей зелень она очень темная, что делает в этой картине состояние вечера и тревоги. И как же не сказать о главных героях этой картины о богатырях. Они сидят на конях с задумчивыми выражениями лица.

Обратите внимание

Смотрящие вдаль как бы внутренний голос говорит, а далеко ли враг? А вы никогда не задумывались, почему на картине Васнецова именно три богатыря, а не 4 или вообще пять или один? Я думал над этим вопросом, и вот какое пришло мне решение, богатыри это всегда олицетворение русского духа, который состоит из трех компонентов, это мудрость справедливость и смелость. Глядя на этих богатырей, чувствуется сила русского духа, и, глядя на них небо, не так сильно волнует зрителя потому как, глядя на богатырей, понимаешь, что Русь под надежной защитой и никакая темная сила не сможет их победить.

Теперь перенесемся и обратим внимание на коней богатырских, уважаемый художник не зря их добавил в эту картину, так как лошадь в русской культуре символ мудрости силы проворства трудолюбия. Особое внимание обратите на белого коня, он, как и богатыри смотрит вдаль, его грива развивается на ветру что передает зрителю из картину ветреной погоды.

Несмотря на небогатую палитру красок, картина очень яркая и выразительная по душевному влиянию на зрителя она вызывает у зрителя много эмоций от беспокойства до полного душевного покоя. Что делает эту картину уникальной и достойной храниться в Третьяковской Галерее. В заключение своего сочинения хочу, дать совет читателю обязательно посетить Третьяковскую галерею.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/09/sochinenie-po-kartine-bogatyri-vasnetsov.html

Васнецов и его творчество Государственная Третьяковская галерея 1873г Жизнь Васнецова Картины Росписи Владимирского собора, г. Киев Росписи Владимирского. — презентация

1 Васнецов и его творчество Государственная Третьяковская галерея 1873г Жизнь Васнецова Картины Росписи Владимирского собора, г. Киев Росписи Владимирского собора, г. Киев<\p>

2 Из этой презентации вы узнаете факты из жизни великого художника Вы познакомитесь с некоторыми его работами<\p>

3 Учеба Васнецов первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке ( ), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств,.<\p>

4 Ранний период творчества Творческая биография Васнецова делится на два периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра.<\p>

5 Фольклорно- исторический период Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии с волнующей атмосферой легенды.<\p>

6 Архитектура и дизайн В русском стиле он видел почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм.<\p>

7 Три царевны подземного царства , холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва<\p>

8 Битва скифов со славянами Государственная Третьяковская галерея Конец 1870-х<\p>

9 Алёнушка Государственная Третьяковская галерея 1880г<\p>

Важно

10 Алёнушкин пруд Государственный историко- художественный и литературный музей-заповедник 1880г<\p>

11 Богатырь 1870-е, акварель, Государственная Третьяковская галерея, Москва.<\p>

12 Витязь 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.<\p>

13 Военная телеграмма 1878г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.<\p>

14 В парке Конец 1870-х, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.<\p>

15 Иван Грозный 1897г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.<\p>

16 Опушка елового леса 1881г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.<\p>

17 Иван-Царевич на сером волке 1889г, холст, масло, 249 x 187 см Государственная Третьяковская галерея, Москва<\p>

18 Дубовая роща в Абрамцево 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.<\p>

19 Пейзаж под Абрамцевым 1881г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.<\p>

Совет!

20 Богатыри , холст, масло,295,3×446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва<\p>

21 После побоища Игоря Святославовича с половцами<\p>

22 Снегурочка 1899г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.<\p>

23 Преферанс 1879г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва<\p>

24 Алипей живописец<\p>

25 Ангел с лампой<\p>

26 Богоматерь с младенцем на престоле<\p>

27 Бог Саваоф<\p>

28 Крещение на Руси<\p>

29 Андрей Боголюбский<\p>

30 Нестор-Летописец<\p>

31 Радость праведных о Господе<\p>

32<\p>

33<\p>

34 Единородный сын Слово Божие<\p>

35 Распятый Иисус Христос<\p>

36 Александр Невский<\p>

37 Княгиня Ольга<\p>

38 Христос Вседержатель<\p>

39 Презентация подготовлена ученицей 7 «В» класса МОУ «ЛГН» Мельниковой Екатериной. В презентации использованы материалы с сайтов 1) n.html 2) vasnezov.jino-net.ru/<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/129457/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector