Сочинение пословица недаром молвится

Пословица недаром молвится. — Бэйбики

ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ (не мимо) МОЛВИТСЯ. Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами. Уваженье к ним выразилось многими поговорками: «Пословица недаром молвится», или «Пословица вовек не сломится».

Известно, что если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь ее вдруг народу, как бы сама по себе ни была она свыше его понятия.
В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.Веками создавал народ мудрые изречения – пословицы и поговорки. В них из поколения в поколение передавались главные мысли о жизни. Пословиц много, они охватывают все стороны жизни народа.

Во все времена народ уважал в человеке ум и высмеивал глупость, потому что ум равносилен добру, чести, благородству, а глупость порождает зло и беду. В пословице обычно говорится о конкретных явлениях, но за ними всегда открывается другой, обобщённый смысл. Есть пословицы о Родине, семье, дружбе, в которых отразились вечные нравственные и человеческие ценности.

«Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Родимая сторона — мать, чужая – мачеха», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Глупый осудит, а умный рассудит», «Доброе братство – лучше богатства»,

«Злой плачет от зависти, а умный от радости».

От греческого названия Пословица — paroimia — идет научная терминология: паремиология — отрасль литературоведения, занимающаяся историей и теорией пословиц. Восточные культуры дали богатые образчики древнееврейских, индийских, арабских и других пословиц, часто получавших литературную обработку (Библия, Панчатантра, Коран). Русская литература XVIII в., будучи по преимуществу просветительной и дидактической, весьма тяготела к пословицам, они приводились в учебных книгах, вводилась в журналы, в театральные пьесы. Использовались и в «Словаре Академии Российской» (1789—1794), для которого их собирал поэт Богданович.Первое научное собрание русских пословиц принадлежит Снегиреву, продолжателями его явились Буслаев и Даль. Труд Даля «Пословицы русского народа» (1862) и работа Иллюстрова «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» (1910) являются для дореволюционной России наиболее богатыми собраниями русских пословиц.В художественной литературе интерес к пословицам мы обнаруживаем уже у русских писателей XVIII в. Разнообразные пословицы использует Крылов; Пушкин вносит их в «Капитанскую дочку»; Островский берет пословицы в качестве заголовков или постоянного сопровождения речи своих персонажей; у Толстого и Достоевского пословицы — это целая историко-литературная проблема. Часто пословица творится писателем в духе живой речи: так, Горький широко использует ходовую пословицу и творит ее зачастую сам.В статье «О том, как я учился писать» Горький говорит: «Вообще, пословицы и поговорки образцово формулируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа, и писателю совершенно необходимо знакомиться с материалом, который научит его сжимать слова, как пальцы в кулак, и развертывать слова, крепко сжатые другими, развертывать их так, чтобы было обнажено спрятанное в них враждебное задачам эпохи, мертвое. Я очень много учился на пословицах, — иначе: на мышлении афоризмами».На пословицах растили себя многие писатели: тот же Пушкин, Кольцов, который сам записывал пословицы (сохранилась его записная книжка с пословицами), Островский. От Достоевского до нас дошла запись пословиц, слышанных им на каторге, от Толстого — записная книжка 70-х гг., в которую он заносил свои записи народных оборотов и пословиц. В последствии, многие из них использовали пословицы в произведениях для своих героев.Однако, мы не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Пословицы тем и ценны, что суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев и ситуаций.
Со временем пословицы вошли в речь и стали тесно с нею связаны.Созданные в веках, переходя от поколений к поколениям, пословицы и поговорки поддерживали устои народной жизни, крепили нравственный и духовный облик народа. Пословица всегда поучительна в широком смысле слова, но ее поучительность не всегда назидание. Пословица может и просто толковать о чем-либо, однако в ней всегда есть «вывод» пли нечто такое, что полезно помнить и принять к сведению.Чего нет в опыте народа, того не может быть и в пословицах… В пословицах оседало бесспорно ценное, то непреходящее, что имело значение и для последующих эпох. Время безжалостно уносило то, что противоречило новому социально-историческому опыту народных масс.В. И. Даль. Сказал о пословицах так: это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».И. Снегирев, писал: «Сколь часто одна и та же пословица, прошедши сквозь несколько веков и чрез разные места, облекалась в разные формы, переиначиваясь в словах и в строении речи, там сокращалась, здесь распространялась, там относилась к одному, здесь к другому предмету, там принималась в собственном, здесь в переносном смысле. Как в народе, так равно и в… пословицах, представляется смесь древнего с новым, коренного с прививным, отечественного с чужеземным, городского с сельским. Из этой смеси разных элементов сложилось органическое целое».
Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл. Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии.
«Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет». «Бедность – не порок, а гораздо хуже». «В здоровом теле здоровый дух — редкая удача». «Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо».

«Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит».

«Гол как сокол, а остер как топор». «Голод не тётка, пирожка не поднесёт». «Губа не дура, язык не лопата». «Два сапога пара, оба левые».

«Дураку хоть кол теши, он своих два ставит».

«Девичий стыд – до порога, переступила и забыла». «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку». «За битого двух небитых дают, да не больно-то берут».

«За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь».

«Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет». «И делу время, и потехе час». «Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба». «Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте». «Копейка рубль бережет, — а пятачок — палтинничек». «Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха». «Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся». «На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай». «Не все коту масленица, будет и пост».

«Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса».

«Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется». «Один в поле не воин, а путник». «От работы кони дохнут, а люди – крепнут». «Палка о двух концах, туда и сюда бьет». «Повторенье – мать ученья, утешенье дураков». «Пьяному море по колено, а лужа — по уши». «Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена». «Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо». «Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой».

«Рука руку моет, да обе свербят».

«Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит». «Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает». «Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет». «Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь». «У страха глаза велики, да ничего не видят». «Ума палата, да ключ потерян». «Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда».

«Шито-крыто, а узелок-то тут».

«Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет». «Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, Если читан, то не понят, если понят, то не так. Будь закон такой написан, и в последствии прочитан,

Даже понят и исполнен — не изменится дурак».

Такие изменения пословиц, их смысла и содержания являются абсолютно нормальным явлением. Я задумалась, оказывается раньше, многое понимали наоборот. Кажется, пословица носит отрицательное значение, а по трактовке получается положительной. Объяснить это можно тем, что раньше народ был мудрее и сплоченнее. Люди в большинстве своем жили в гармонии с природой. Но жизнь менялась, менялись нравы, устои и ценности, с ними менялись и пословицы.Нам остается остановиться на весьма интересных и наиболее жизнестойких пословицах и поговорках, возникших в результате наблюдений над всеобщей диалектикой жизни. Эти пословицы и поговорки живут и будут жить сотни лет. Их долговечность кроется в сущности их как необыкновенно емких общих суждений, которые можно отнести к самым различным сторонам жизни: и к социально-историческим и к бытовым явлениям.Большинство пословиц и поговорок происхождением обязано непосредственному жизненному социально-историческому опыту народных масс. Это первый и основной источник народных пословиц и поговорок.Созданные в веках пословицы и поговорки будут всегда украшать и разнообразить нашу речь. Они не исчезнут, пока будет звучать русское слово.

Далее, в комментариях добавлю информацию об авторах иллюстраций, использованных мной в топике и дополню некоторыми пословицами, с трактовками, которые наиболее популярны. Пожалуйста дополняйте комментарии, если у вас сохранились варианты старорусских пословиц или поговорок, может, выражений. Материал обширный, всех пословиц не озвучить)) Спасибо.

Источник: https://babiki.ru/blog/raznoe-interesting/37955.html

Пословица вовек не сломится сочинение миниатюра — Пословицы и поговорки

пословица»

1: Пословица-самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным.Пословица-народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

Все,что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.  Своеобразна и форма пословиц.

Читайте также:  Сочинение власть денег в современном мире

Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.Пословица-это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Обратите внимание

 Так говорит о пословицах С.Г.Лазутин в книге «Поэтика русского фольклора»

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ сочинение-миниатюру на любую из тем ; «Пословица не даром молвится», » Пословица вовек не сломится», «Одна речь не пословица»

Ответы:

       Сочинение-миниатюру на тему «Пословица не даром молвится» можно так:        Столетиями русский народ наблюдал за окружающим его миром. В прошлые века, когда письменность не была развита, знания все равно нужно было передавать.

Так, люди передавали свою мудрость из уст в уста. Они следили за природой, бытием, образом жизни, животными и птицами. А затем делали свои выводы об увиденном и заключали их в небольшие предложения. Это и есть пословицы.

       Не даром наш народ любит употреблять пословицы в своей речи. Они делают ее краше, интереснее и эмоциональнее. Пословицы позволяют сохранять современникам связь с прошлым, с предками. Они передавались из поколения в поколение, даруя свою мудрость.

Из них можно почерпнуть много знаний и сделать свое высказывание экспрессивнее. На зря ведь говорят, что «пословица не даром молвится».

Пословица вовек (ввек) не сломится

ПОСЛОВИЦА ВОВЕК (ввек) НЕ СЛОМИТСЯ. Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами. Уваженье к ним выразилось многими поговорками: , или «Пословица вовек не сломится>.

Гоголь, В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность. Мне кажется, что, работая по словотворчеству, необходимо знать наш богатейший фольклор, особенно наши изумительно четкие, меткие пословицы и поговорки. «Пословица век не сломится?. М.

Горький, Письма начинающим литераторам.

— Снегирев: Пословица в веке не сломится; Даль: Старая пословица вовек не сломится; Михельсон: С т а р а я пословица вовек не сломится; Рыбникова: Пословица вовек не сломится; Соболев: Пословица ввек не сломится.

Источник: http://poslovica-pogovorka.ru/poslovica-vovek-ne-slomitsya-sochinenie-miniatyura.html

Доклад Тема: «Пословица недаром молвится»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 5

«Мой первый доклад»

Тема: «Пословица недаром молвится»

Выполнила ученица Тришневская ДарьяМАОУ сош № 5, 4Г классРуководитель: Костюченко В. Г.учитель начальных классов МАОУ сош№ 5Сатка 2013 год

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…….3Основная часть…………………………………………………………………4Исследовательская часть………………………………………………………6Заключение…………………………………………………………………….7Выводы…………………………………………………………………………8Источники информации………………………………………………………9Приложение……………………………………………………………………10

Введение:

В современной жизни школьников, пословицы не потеряли своей актуальности. К любому случаю из жизни есть своя пословица, которая особенно подходит к данному моменту.

Ведь пословица используется не только как присказка, а как возможность взять народную мудрость, для примера.

Важно

Современный школьник особенно должен прислушиваться к народным высказываниям, потому что они несут в себе добрый совет и наставление к хорошим поступкам, правильному поведению и уважению старших.

Тема: «Пословица недаром молвится».

Цель работы: Выяснить роль пословиц в речи современных детей.

Задачи:

    1. Углубить знания о пословицах;
    2. Изучить материалы словарей.
    3. Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей.
    4. Узнать мнение о пословицах. Какие пословицы чаще всего используют школьники 2-4 классов. Узнать какую роль они имеют в жизни школьников.
    5. Продумать и провести опрос школьников 2-4 классов.

Объект исследования: Речь современных школьников.

Предмет исследования: знание и использование пословиц в речи современных школьников.

Гипотеза:

  • Я считаю, что современные дети редко используют пословицы в речи.
  • Пословица играет большую роль в современной жизни каждого человека.

Такие пословицы как — « Семь раз отмерь , один раз отрежь», учат нас не торопиться с решением, высказыванием и прежде чем, что либо сделать подумать.К труду приучает и следующее высказывание,- «Любишь кататься, люби и саночки возить» Я думаю что, каждый ребёнок должен использовать пословицы в своей жизни и брать, только самое хорошее для себя, и становиться от этого умнее, добрее и мудрее.

Основная часть

Пословицы – древний жанр народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым.

Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, литературное, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других русских писателей в качестве пословиц и поговорок.

Что же такое пословица? Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость.

В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.

Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. Пословица — народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

Насколько велико значение пословиц в самом сознании народном мы видим по количеству пословиц о пословице! Вот некоторые из них:

  • Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
  • Без пословицы не проживёшь.
  • Не всякая пословица при всяком молвится.
  • От пословицы не уйдёшь.
  • Пень не околица, а глупая речь не пословица.
  • Пословица ведётся, как изба веником метётся.
  • Пословица недаром молвится.
  • Русская пословица ко всему пригодится.
  • Старая пословица век не сломится.
  • Без пословицы речь не молвится
  • Из поговорки слова не выкинешь.
  • Для поговорки мужик в Москву пешим шёл.
  • Белый свет не околица, а пустая речь не пословица.
  • Пословица не на ветер молвится.
  • Пословицы не обойти, не объехать.
  • На пословицу ни суда, ни расправы.
  • Пословицу и на кривой не объедешь.
  • На рынке пословицы не купишь.
  • Пословицами на базаре не торгуют.
  • Рожь в поле не околица, а пьяного речь не пословица.
  • Над кем пословица не сбывается!
  • Глупая речь не пословица.
  • Эта пословица не для Кузьмы Петровича.
  • Можно выделить три наиболее четко очерченных типа пословиц.

К первому типу мы относим пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, прямом смысле. Сюда можно отнести пословицы типа: «Бабушка надвое сказала»; « Игра не стоит свеч»; « Своя рубашка ближе к телу»; «Сухая ложка рот дерет» и т. п.

Ко второму типу относятся пословицы, которые отличаются двойным планом – буквальным и иносказательным. Таковы: «Аппетит приходит во время еды»; «Лежачего не бьют»; «Любишь кататься, люби и саночки возить»; «Что посеешь, то и пожнешь» и т. п.Наконец, третий тип составляют такие выражения, которые употребляются только в буквальном смысле. Сюда относятся, например: «Бедность не порок»; «Век живи, век учись»; «Лучше поздно, чем никогда»; «Молчание – знак согласия»; «Старый друг лучше новых двух» и τ. д.

Исследовательская часть.

Я провела анкетирование среди учащихся 2-4 классов (см. приложение) В результате чего выяснила, что большинство учеников начальной школы знают пословицы, но крайне редко применяют их в жизни.В данной таблице (табл.

1), я представила результаты своих исследований:

класс Используют липословицы в речи Понимают смвсл пословиц Преобладающий тип посл Нужно ли использ.пословицы в речи
2кл 10% используют 60% 2,3 тип 90%
3кл 50% используют 70% 2,3 тип 100%
4кл 14% не ответили14% используют, 72% не исп. 72% 2,3 тип 86%

(табл.

1)На вопрос какую роль играют пословицы в нашей жизни, были получены следующие ответы;:

  • пословицы украшают речь;
  • они учат нас быть умнее;
  • передают мысли, чувства народа;

Вывод по исследованию:В результате исследования я выяснила, что в речи современных детей редко используются пословицы, хотя все показали знания пословиц на различные темы. Прослеживается, что ученики 2 классов не отличаются в знаниях пословиц от более старших, но не всегда понимают смысл высказываний. А ученики 3-4 классов более осмысленно применяют пословицы в речи.Выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась.

Заключение

Пословицы широко распространены в речи современного человека, это мы выяснили, проведя исследовательскую работу. Полученные данные помогли понять, насколько важно знать и применять пословицы в обыденной речи и в написании литературных произведений.

Такие писатели как Пушкин, Крылов , Толстой и т.д. широко использовали этот жанр в своих произведениях. Некоторые выражения самих писателей позже переросли в пословицы, вот некоторые из них :из произведений А.С.

Пушкина

  • «Любви все возрасты покорны»;
  • «Что пройдёт, то будет мило»;

И.

Крылов в своих баснях создал такие пословицы как:

  • «А воз и ныне там»;
  • «Услужливый дурак , опасней врага»;

Хотелось бы отметить, что современный школьник так же знает и понимает смысл пословиц. Многие дети применяют их в речи .Тем самым обогащают свой внутренний мир и нравственное воспитание .

Выводы

  1. Узнала из литературы, что такое пословица и познакомилась с их значениями.
  2. Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей.
  3. Узнала мнение о пословицах, и какие из них чаще всего используется.
  4. Придумала и провела опрос школьников 2-4 классов.

Список литературы

  1. Сборник пословиц В.И Даля
  2. Басни И. Крылова
  3. Стихи А.С. Пушкина
  4. В.Сысоев « Пословицы и поговорки»
  5. http://xreferat.ru/49/1800-1-poslovicy-i-pogovorki.html

Приложение

Анкета

Класс______

№п/п Тема Запиши, какие знаешь пословицы
1 Народная мудростьсоветы
2 Труд, работа
3 НравственностьЧеловеческие качества
4 Дружба
5 Ответственность
6 Ум, знания
7 Семья
8 РодинаХрабростьпатриотизм
Нужно ли знать и использовать пословицы в современной жизни?
да нет
Часто ли вы используете пословицы в современной жизни?
да нет
какую роль играют пословицы в нашей жизни?

Источник: http://literature-edu.ru/literatura/14585/index.html

Методическая разработка «Пословица недаром молвится»

Тема: Пословица недаром молвится.

Цель: обобщение и систематизация знаний о пословицах как одном из жанров устного народного творчества.

Задачи:

организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о пословицах как одном из видов устного народного творчества; способствовать формированию языковой компетенции за счёт употребления пословиц разной тематики, а также расширению информационной базы учащихся посредством использования краеведческого материала;

развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память; способствовать развитию коммуникативных отношений посредством соревновательной игры;

воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц; прививать чувства дружбы, товарищества.

Оборудование: выставка книг, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Вступление

Учитель

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости и все, кто пришел сегодня на нашу творческую встречу, посвященную русским пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы русского народа. Не случайно А.С.Пушкин восхищался ими: «Что за золото пословицы русские!.. А что за роскошь, за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..» СЛАЙД 2

Вы много знаете пословиц и много интересного о них. Сегодня предлагаю вам принять активное участие в турнире-игре, которая даст возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности и расширить читательский кругозор.

Читайте также:  Сочинение описание неба 3, 5 класс

— Что такое пословица? (ответы детей) СЛАЙД 3

Пословица – это жанр устного народного творчества, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, наставляет, поучает, предупреждает. Они сопровождают людей с давних времён. Многие из них появились ещё тогда, когда не было письменности.

Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

СЛАЙД 4. Самый известный собиратель пословиц — это Владимир Иванович Даль, живший более ста лет назад, человек необыкновенной жизни и разнообразных талантов. Был моряком, военным врачом, писал учебники по зоологии, ботанике; рассказы, повести.

Но главным делом своей жизни он считал изучение языка народа. В.И.Даль составил самый крупный сборник пословиц, в который вошло более 30 тысяч народных изречений. Причём сумел очень удачно расположить пословицы.

Он отказался печатать их по алфавиту, а распределил их по «темам».

2.

  1. Пословица недаром молвится

    Турнир-игра

(учащиеся делятся на 2 команды — «Мудрецы», «Мыслители». За каждый конкурс команда получает столько баллов, сколько правильных ответов. Команды проверяют друг у друга).

1. Конкурс шифровальщиков СЛАЙД 5

(пословицы на слайде, дети пишут на карточках; проверка на экране)

2. Конкурс «Восстановите пословицы» СЛАЙД 6

(1-ая половина пословицы на карточках, дети пишут 2 – ую половину)

3.Конкурс-блиц «Закончи пословицу» СЛАЙД 7

4. Конкурс «Пословица в рисунках»: СЛАЙД 8 (на экране — слайды с рисунками, учащиеся должны угадать пословицу).

5. Конкурс «Объяснялка» СЛАЙд 9: опознать поговорку по её шуточному объяснению (по 2 пословицы на каждую команду, читает учитель)

1. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью)

2. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки в пекло)

3. Пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг)

Совет

4. Какая пословица повествует о явлении, которое произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет)

6. «Перевёртыши»: СЛАЙД 11,опознать поговорки и пословицы, “вывернутые наизнанку” (на карточках)

  • В свою телегу ложись. (Не в свои сани не садись)
  • Цент доллар убивает. (Копейка рубль бережёт)
  • Снимать пельмени с ушей. (Вешать лапшу на уши)
  • Охотник охотника не различает вблизи. (Рыбак рыбака видит издалека)
  • Воздух песок тупит. (Вода камень точит.)
  • Громче пара, выше леса. (Тише воды, ниже травы.)

7. Игра «Ответь пословицей» (Речевые ситуации), СЛАЙД 12 по 2 для каждой команды

Послушайте речевые ситуации, дополните их пословицами. (Читает)

Ситуация 1.

Несколько дней Люда не выполняла домашних зада­ний, не готовила уроков, и наконец, получила «двойку».

— Это случайно, — оправдывалась она.

— Какой пословицей ей ответите? (Что посеешь, то и пожнешь.)

Ситуация 2.

Поломались на детской площадке качели. Ребята ре­шили их починить. Позвали помочь и Валерия, кото­рый больше всех качался на них.

— Вот еще, — возмутился Валерий, — буду я во­зиться!

— Какой пословицей упрекнули его ребята? (Любишь кататься, люби и саночки возить».)

Ситуация З.

Стала торопливая Настенька сарафан к лету кроить «тяп-ляп». Весь шелк

искромсала — из­резала в лоскутки. И не то, что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей за­помнить одну пословицу. Какую? («Семь раз отмерь, один раз от­режь».)

Ситуация 4. Решала девочка головоломку, и никак не могла решить.

Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе». Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше)

Подведение итогов

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tema_poslovitca_nedarom_molvitsya_203145.html

Пословица недаром молвится

В своей работе в вечерней школе я столкнулась с такими проблемами со стороны учащихся, как неумение выражать свою мысль, выделять основную мысль произведений, давать характеристику героям, анализировать произведения, строить устную и письменную речь, красиво говорить. Этот барьер трудно преодолеть, но возможно. Возникает необходимость помочь учащимся, тем более, что наши ученики попадают в одинаковые условия с учащимися дневных школ при сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Каждый учитель использует свои, уже проверенные временем методы и приемы; я для ликвидации выше перечисленных проблем выбрала следующий путь: на своих уроках русского языка и литературы прибегаю к пословицам. А теперь обо всем по порядку.

Я считаю, на уроках литературы вообще невозможно обойтись без жанров устного народного творчества, а именно, без пословиц и поговорок — это замечательный материал для развития речи.

Обратите внимание

Во-первых, речь с пословицами это богатая, красивая речь, во-вторых, в пословицах содержится народная мудрость, истина, проверенная не одним поколением, в-третьих, работа с пословицами развивает логическое мышление и заставляет нас заглянуть в прошлое нашего народа.

Если систематически использовать пословицы, то такая работа формирует умения выделять связи слов, словосочетаний.

Объясняя значение не только пословицы в целом, но и отдельных слов, дети встречаются с таким явлением, как многозначность слов, тем самым обогащают словарный запас, совершенствуют связную речь, проникают в смысл, какого-либо высказывания, развивают мыслительные способности. Кроме того, прежде чем учащемуся употребить в речи ту или иную пословицу или поговорку, в его уме происходит активная мыслительная деятельность: нужно соотнести сложившуюся ситуацию с имеющимся запасом пословиц и подобрать соответствующую.

При работе с малыми жанрами устного народного творчества большое внимание уделяется развитию понимания прямого и переносного значения слов, в то же время приобретаются навыки таких типов речи, как объяснение, доказательство, рассуждение.

Рассматривая пословицы в контексте, учащиеся понимают, что пословицы приобретают особое значение: придают речи выразительность, эмоциональность, колоритность, глубину. Именно употребление пословиц, крылатых выражений, поговорок в речи говорит о ее богатстве. Естественно, задачи, которые я ставлю на уроках, следующие:

  1.              способствовать более глубокому погружению в народную культуру. Например, пословица «Изба красна углами, а человек — делами» заставит обратиться к истории нашего народа и понять его: что значит красные углы в избе, какое большое значение придавалось иконам.
  2.              воспитывать нравственные качества, потому что через пословицу и поговорку выражены ирония, юмор, насмешка, любовь, гнев. Например, «Дашь палец, всю руку откусит», «Паршивая овца все стадо портит», «На устах — мед, а на сердце — лед». Через пословицы мы часто характеризуем человека, и не надо лишних слов, чтобы понять, какое качество подчеркивается.

Вырабатывать навыки уместного употребления пословиц в своих высказываниях, тем самым обогащая устную и письменную речь, делая ее более образной и выразительной.

Бывают случаи, когда не можешь подобрать нужных слов, а вспомнишь пословицу или поговорку, и выход найден. Употребляя пословицы в речи, мы обращаем тем самым внимание на ее выразительность, яркость, подчеркиваем остроту, углубляемся в содержание.

К тому же, если правильно повести разговор, то открывается новая дорожка и к сердцу человека.

Важно

С малыми жанрами УНТ работать надо начинать как можно раньше. Уже в начальной школе учащиеся прекрасно справляются с объяснением смысла пословиц, могут подобрать аналогичные, вспоминают те поговорки, которые употребляются в речи их семьей и близкими людьми.

В 5 классе при изучении народных и литературных сказок, учащиеся встречают большое количество поговорок в текстах. Нельзя проходить мимо такого ценного материала. Помимо смыслового разбора можно предложить и другие задания. Например, подобрать пословицы, поговорки синонимичные данным, выявить смысловые связи слов.

Например:

                   Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто за сохой ходит.

                   Белые руки чужие труды любят.

                   Горька работа да хлеб сладок.

К данным подбирают синонимичные:

                   Без мук труда не будет и радости.

                   Без дела жить — только небо коптить.

                   Без труда — нет плода.

Работая над текстом литературного произведения, учащиеся затрудняются выразить своими словами главную мысль, тогда я призываю их к тому, чтобы они обращались к пословицам: либо включают уже готовую пословицу в свое высказывание, а те, кто «посильнее», на основе уже известных им, строят устную или письменную речь.

В средних и старших классах я предлагаю ряд пословиц, учащиеся выбирают ту, которая наиболее точно выражает идею произведения. Например, к роману «Война и мир» предлагаются следующие пословицы:

                   Дружно за мир стоять — войне не бывать.

                   Войной да огнем не шутят.

                   Вражда не делает добра.

                   Держи порох сухим — будешь непобедим.

К рассказу «Кавказский пленник»:

                   Друзья познаются в беде.

                   Человек без друзей, что дерево без корней.

                   Из огня да в полымя.

                   Чужбина-калина, родина-малина.

                   Лучше пропасть, чем терпеть напасть.

                   Не зная броду, не суйся в воду.

Другой пример в 5 классе после изучения следующего ряда произведений: А. Погорельского «Черная курица», М. Ю. Лермонтова «Бородино», Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос», И. С.

 Тургенева «Муму» предлагаю задание: к каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? При таком вопросе учащиеся невольно перебирают изученные произведения, обращаются к ним, вспоминают героев, их поступки, авторскую позицию, к тому же им следует проанализировать и ряд пословиц и соотнести с произведением.

                   Давши слово держись, а не давши крепись.

                   Жизнь дана на добрые дела.

                   От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.

                   Не одежда красит человека, а добрые дела.

Предлагается ряд пословиц, и следует вопрос: о каком поступке идет речь в этих пословицах? Героев каких произведений вы бы охарактеризовали?

                   Не все то золото, что блестит.

                   Смелость города берет.

                   Не место красит человека, а человек место.

                   Трусливому каждый шорох — беда.

Даже при чтении зарубежной литературы используем на уроках пословицы. Проработав ту или иную, учащиеся лучше понимают героев, суть их поступков. Например, при чтении М. Твена «Том Сойер» встречаются такие:

                   Где есть желание, там найдётся и способ.

                   Но нет хуже дурака, чем старый дурак.

Или рассказ Э. Сеттон-Томпсона «Снап»:

                   Друга в верности без беды не узнаешь.

                   Верный друг любит до смерти.

Совет

При чтении стихотворений русских поэтов о родной природе предлагается задание: соотнести стихотворение с пословицей:

                   Солнце встанет, так и утро настанет. (И. С. Никитин «Утро»)

                   Зимавесну пугает, да сама тает. (Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»)

                   Как не злись метелица, всё весною пахнет.

                   Весна отмыкает ключи и воды. (Ф. И. Тютчев «Еще в полях белеет снег»)

                   Апрель с водой, май с травой. (А. Н. Плещеев «Уж тает снег»)

                   Вода с гор потекла — весну принесла.

После выполнения задания напрашивается вопрос: пословицы уходят глубокими корнями к нашим далеким предкам, так почему же и сейчас они актуальны?

На протяжении долгих лет наши предки изучали природу, ее поведение и особенности, после чего и рождались пословицы и поговорки. Каждая из них открывает нам тайну природы, показывая ее характер.

В заключение вышесказанного можно сделать вывод: пословицы и поговорки — эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения и уточнения словарного запаса учащихся, улучшения понимания речи окружающих за счет ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

В результате такой работы активизируется память, развивается мышление и речь, учащимся легче выразить свои мысли, они точнее могут назвать идею текста, выразить авторскую позицию.

Даже краем уха можно услышать в речи учащегося при общении друг с другом пословицы, значит, они анализируют, знают, в конце концов запоминают их, ориентируются в той или иной ситуации, где и какую пословицу уместно употребить, как точнее выразить свою мысль.

От урока к уроку учащимся становится легче работать с произведением: выражать основную мысль, давать оценку поступкам героев.

Это вкратце я рассказала об уроках литературы.

На уроках русского языка пословицы используются не менее. О достоинствах пословиц уже выше рассказано, поэтому я сразу перейду к тому, как именно я использую этот материал.

Обратите внимание

Прежде всего, пословицы использую при работе над орфографической зоркостью. Таким образом, и работа над орфографией, и работа над речью.

Читайте также:  Сочинение берг в романе война и мир толстого

Назовите форму выделенных глаголов, спишите, ь подчеркните.

                   Воду толочьвода и будет.

                   Трудно ли пересечь канал тому, кто пересек море.

                   Пытается из песка масло извлечь.

                   Люблю греться, да боюсь обжечься.

                   Из одной хворостине трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.

Спишите пословицы и поговорки, подчеркните глаголы в неопределенной форме с ь после шипящих на конце.

                   Одежду не беречь — порвется, дружбу не хранить — оборвется.

                   Тщеславие всем готово пренебречь и ради славы может дом поджечь.

                   Все доброхоты, а в беде помочь нет охоты.

                   С малого начинай, чтоб высокого достичь.

При отработке навыков пунктуации предлагаю такие задания:

Спишите пословицы, обозначая в них грамматические основы. Подчеркните однородные члены предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схемы, отображающие пунктуацию при однородных членах.

                   Дружба и братство дороже всякого богатства.

                   Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

                   Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

                   Невелика птичка, зато поет хорошо.

                   Слово не стрела, а разит пуще стрелы.

                   Не только штык, но и колос врага колет.

                   Щедр на слова да скуп на дела.

Как сказал В. И. Даль: «Много еще надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова». И я думаю слова великого русского ученого, писателя созвучны всем учителям-филологам. Желаю всем удачи!

Основные термины (генерируются автоматически): пословица, учащийся, поговорка, слово, ряд пословиц, речь, работа, письменная речь, русский язык, авторская позиция.

Источник: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/9759/

FokinaLida.75@mail.ru. « Пословица недаром молвится » Выполнила ученица Тришневская Дарья МАОУ сош 5, 4Г класс. — презентация

1 « Пословица недаром молвится » Выполнила ученица Тришневская Дарья МАОУ сош 5, 4Г класс<\p>

2 « Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Любишь кататься, люби и саночки возить»<\p>

3 Цель работы: Выяснить роль пословиц в речи современных детей. Задачи: Углубить знания о пословицах; Изучить материалы словарей. Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей. Узнать мнение о пословицах. Какие пословицы чаще всего используют школьники 2-4 классов. Узнать какую роль они имеют в жизни школьников. Продумать и провести опрос школьников 2-4 классов<\p>

4 Объект исследования: речь современных школьников. Предмет исследования: знание и использование пословиц в речи современных школьников. Гипотеза: Я считаю, что пословица играет большую роль в современной жизни каждого человека.<\p>

5 Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, литературное, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других русских писателей в качестве пословиц и поговорок. Что же такое пословица?<\p>

6 Пословица — народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.<\p>

7 Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. Без пословицы не проживёшь. Не всякая пословица при всяком молвится. От пословицы не уйдёшь. Пень не околица, а глупая речь не пословица. Пословица ведётся, как изба веником метётся. Пословица недаром молвится. Русская пословица ко всему пригодится.<\p>

8 Типы пословиц К первому типу мы относим пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, прямом смысле. Сюда можно отнести пословицы типа: «Бабушка надвое сказала»; « Игра не стоит свеч»; « Своя рубашка ближе к телу»; «Сухая ложка рот дерет» и т. п.<\p>

9 Типы пословиц Ко второму типу относятся пословицы, которые отличаются двойным планом – буквальным и иносказательным. Таковы: «Аппетит приходит во время еды»; «Лежачего не бьют»; «Любишь кататься, люби и саночки возить»; «Что посеешь, то и пожнешь» и т. п.<\p>

Важно

10 Типы пословиц третий тип составляют такие выражения, которые употребляются только в буквальном смысле. Сюда относятся, например: «Бедность не порок»; «Век живи, век учись»; «Лучше поздно, чем никогда»; «Молчание – знак согласия»; «Старый друг лучше новых двух» и τ. д.<\p>

11<\p>

12 В данной таблице я представила результаты своих исследований: класс Используют ли пословицы в речи Понимают смвсл пословиц Преобладающ ий тип посл Нужно ли использ.по словицы в речи 2кл10% используют60%2,3 тип90% 3кл50% используют70%2,3 тип100% 4кл14% не ответили 14% используют, 72% не исп. 72%2,3 тип86%<\p>

13 На вопрос какую роль играют пословицы в нашей жизни, были получены следующие ответы: пословицы украшают речь; они учат нас быть умнее; передают мысли, чувства народ;<\p>

14 Вывод по исследованию В результате исследования я выяснила, что в речи современных детей редко используются пословицы, хотя все показали знания пословиц на различные темы. Прослеживается, что ученики 2 классов не отличаются в знаниях пословиц от более старших, но не всегда понимают смысл высказываний. А ученики 3-4 классов более осмысленно применяют пословицы в речи. Выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась.<\p>

15 из произведений А.С. Пушкина « Любви все возрасты покорны » ; « Что пройдёт, то будет мило » ;<\p>

16 И.А.Крылов в своих баснях создал такие пословицы как: «А воз и ныне там»; «Услужливый дурак, опасней врага»;<\p>

17 Узнала из литературы, что такое пословица и познакомилась с их значениями. Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей. Узнала мнение о пословицах, и какие из них чаще всего используется. Придумала и провела опрос школьников 2- 4 классов. Выводы<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/771648/

Пословица недаром молвится

Пословица недаром молвится…

Турнир смекалистых.

6 класс

Что за золото пословицы русские!..

А что за роскошь, за смысл, какой толк

в каждой поговорке нашей!..

А.С. Пушкин

Цели и задачи:

  • Завершить изучение темы «Русские пословицы и поговорки» на уроках литературы.

  • Подвести итог и проверить знания, умения и навыки учащихся.

  • Расширить кругозор учащихся, обогатить их речь и речеведческие навыки.

  • В игровой форме раскрыть творческие способности учащихся.

Участники: две команды учащихся 6 класса.

Оформление: на классной доске экран Турнира смекалистых, название, эпиграф, иллюстрации к пословицам и поговоркам.

Что надо приготовить:

  • Дать задание командам вспомнить пословицы, в которых есть цифра 7.

  • Ножницы, линейка; два игрушечных зайца; лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской; небольшой камень, стакан воды; хлеб; игрушечный соловей и книга басен; топор, щепки; перо гусиное.

  • Листы с задание к конкурсу «Старая пословица на новый лад».

  • Кроссворд из книги С.И. Львова «Русский язык в кроссвордах» (М.: Дрофа, 2002), стр. 82-83.

  • Домашнее задание (инсценировка пословицы).

  • Детские кубики с буквами.

Награждение: символические Кубки победы (фигурные благодарности, выполненные на компьютере).

Жюри: молодые учителя или учащиеся 8-9 класса.

Содержание Турнира смекалистых

Звучит весёлая и задорная игровая музыка.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости и все, кто пришёл сегодня на наш Турнир смекалистых, посвящённый русским пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы русского народа. Не случайно Александр Сергеевич Пушкин восхищался ими: «Что за золото пословицы русские!..

А что за роскошь, за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..» На уроках литературы вы узнали о пословицах много интересного, и сегодня я предлагаю вам принять активное участие в Турнире смекалистых «Пословица недаром молвится…», который даст возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности и расширить читательский кругозор.

Итак, мы начинаем.

Конкурс 1 «Разминка». Ведущий читает первую часть пословицы, одна и другая команда должны закончить её.

  1. Тише едешь – дальше будешь.

  2. Один – за всех, все – за одного.

  3. По одёжке встречают, по уму провожают.

  4. Не красна изба углами, а красна пирогами.

  5. Повторение – мать учения.

  6. Ученье – свет, а неученье – тьма.

  7. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  8. Любишь кататься, люби и саночки возить.

  9. Кончил дело, гуляй смело.

  10. Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.

  11. У семи нянек дитя без глазу.

  12. Поспешишь – людей насмешишь.

  13. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  14. У страха глаза велики.

  15. Сытое брюхо к ученью глухо.

  16. Нет дыма без огня.

  17. С кем поведёшься, от того и наберешься.

  18. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

  19. На чужой стороне и весна не красна.

  20. Лес рубят – щепки летят.

  21. Под лежачий камень вода не течёт.

  22. До слова крепись, а, дав слово, держись.

  23. Одна ласточка весны не делает.

  24. Красна птица пеньем, а человек уменьем.

  25. Грамоте учиться всегда пригодится.

  26. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

  27. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

  28. Трус и таракана принимает за великана.

  29. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

  30. Не мил и свет, когда друга нет.

  31. В камень стрелять, только стрелы терять.

  32. Терпенье и труд всё перетрут.

  33. Не за своё дело не берись, за своим делом не ленись.

  34. Один пашет, а семеро руками машут.

  35. Комар носа не подточит.

  36. Семеро одного не ждут.

  37. Грибы ищут – по лесу рыщут.

  38. Поговорка – цветочек¸ пословица – ягодка.

  39. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

  40. Не зная броду, не лезь в воду.

Конкурс 2 «Угадай пословицу». Командам предлагается в форме пантомимы показать две пословицы. Если соперники называют пословицу правильно, получают очко.

Лес рубят – щепки летят. Тише едешь – дальше будешь.

Конкурс 3 «Пословица в азбуке». Участники Турнира поочередно бросают по одному кубику и называют пословицу на ту букву, которая выпала сверху.

Конкурс 4 «Вспомни пословицу». На столе выкладываются различные предметы: ножницы, линейка; два игрушечных зайца; лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской; небольшой камень, стакан воды; хлеб; игрушечный соловей и книга басен; гусиное перо, топор, щепки. Командам необходимо взять их в руки и вспомнить пословицу, с этими предметами связанную:

«Семь раз отмерь – один раз отрежь».

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

«Ученье – свет, а неученье – тьма».

«Под лежачий камень вода не течёт».

«Что написано пером, не вырубишь топором».

«Хлеб – всему голова».

«Соловья баснями не кормят».

«Лес рубят – щепки летят».

Конкурс 5 «Старая пословица на новый лад». Командам предлагается восстановить первоначальный текст пословиц.

Баба с воза

дальше будешь

Без труда

пригодится воды напиться

Тише едешь

будешь с хлебом зимой

Глубже вспашешь весной

не выловишь рыбку из пруда

Куй железо

кобыле легче

Слово не воробей

в лес не ходить

Работай до поту

вылетит, не поймаешь

Волков бояться

поешь в охоту

Не плюй в колодец

пока горячо

Конкурс 6 «Разгадай кроссворд». Командам предлагается разгадать кроссворд.

Конкурс 7 «Магическая цифра». Команды перечисляют пословицы, в которых есть цифра 7 (семеро одного не ждут; семь пятниц на неделе, у семи нянек без глазу; семь раз отмерь, один раз отрежь и т.д.).

Конкурс 8 «Домашнее задание». Команды разыгрывают сценку на тему любой пословицы.

Ведущий. Вот и подошёл к концу наш Турнир смекалистых «Пословица недаром молвится». Жюри подводит окончательные итоги. Мы поздравляем победителей и вручаем им Кубки победы. Молодцы! Турнир окончен.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/meropriyatia/poslovitsa_niedarom_molvitsia

Ссылка на основную публикацию