Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова
/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова
Скачать сочинение |
Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов.
Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своем роде друг. Когда Чехов умер, Лев Толстой сказал: “…Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное”. И как человеку, и как писателю А. П.
Чехову были ненавистны и чужды пошлость, обывательщина, равнодушие ко всем вопросам, волнующим человечество, паразитизм. Красной линией в творчестве Чехова проходят обличение пошлости русской жизни, духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу. Это о Чехове говорил Горький: “Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею”.
Тема нравственного выбора, ответственности человека за свою судьбу связана для Чехова с темой пошлости и обывательщины. В своих произведениях писатель исследует и анализирует жизнь человека, пытаясь показать, как уродливая среда обитания меняет взгляды, убеждения и жизнь человека. А. П.
Чехов глубоко убежден, что каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор. Герои многих рассказов Чехова сдаются, попав в атмосферу мещанства, перестают бороться и действовать. Однако Чехов убежден: “Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”.
Примером бездействия может служить доктор Дмитрий Ионыч Старцев. Молодой трудолюбивый земский врач, имеющий свои идеалы, тонко чувствующий красоту природы, попадает в среду города С., знакомится с семьей Туркиных, “по мнению местных жителей, самой образованной и талантливой”. Однако среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам уездного города С.
И все, что казалось Старцеву забавным и интересным, что восхищало его, через четыре года “раздражает его своей тупостью и сытостью”. Он, ненавидящий ложь, лицемерие и все, что характеризует обывательщину как порок общества, вынужден был жить по законам общества уездного города С., смиряется с обывательщиной и становится ее частью.
Он уже не отличается от обывателей города. Он уже не похож на самого себя четыре года спустя. Среда изменила его полностью, а из-за своей духовной слабости герой не способен сопротивляться этому. Свой выбор он сделал сам, обывательскую жизнь он предпочел жизни чистой, свободной, смелой. А ведь все могло быть иначе.
“Ионыч” — один из рассказов писателя, предостерегающий и напоминающий нам о том, что наша судьба в наших руках, мы в ответе за то, что будет в нашей жизни, нужно всегда беречь в себе человека.
7849 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова
Смотрите также по разным произведениям Чехова:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00035001184864079273/woid/00032001184773070776
Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам.
Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. Доктор наталкивается на полное непонимание.
Обыватели в ответ «заводят такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
Старцев знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой в городе», и влюбляется в их дочь Екатерину Ивановну, которую в семье ласково называют Котиком. Жизнь молодого доктора наполняется смыслом, но оказалось, что в его жизни это было «единственной радостью и …последней».
Котик, видя интерес к ней со стороны доктора, в шутку назначает ему свидание ночью на кладбище. Старцев приходит и, напрасно прождав девушку, возвращается домой, раздраженный и усталый. На следующий день он признается Котику в любви и получает отказ. С этого момента решительные поступки Старцева прекратились.
Он чувствует облегчение: «перестало беспокойно биться сердце», жизнь его вошла в привычное русло. Когда Котик уехала поступать в консерваторию, он страдал три дня.
К 35 годам Старцев превратился в Ионыча. Его перестали раздражать местные обыватели, он стал для них своим, а внешне сделался похож на какого-то бездушного идола. С ними он играет в карты и не чувствует никакого желания развиваться духовно.
Он совершенно забывает о своей любви, опускается, полнеет, по вечерам предается любимому занятию – пересчитывает деньги, полученные от больных. Вернувшаяся в городок Котик не узнает прежнего Старцева. Убедившись, что у нее нет таланта для большой карьеры, она теперь рассчитывает воскресить былую любовь.
Но Ионыч отгородился от всего мира и не хочет ничего знать о нем. Посетив Туркиных и вновь увидев Котика, он думает: «Хорошо, что я тогда не женился».
Мысль об общественной ценности человека выражена Чеховым в рассказе «Попрыгунья». Писатель рассуждает об истинном и мнимом в жизни людей. Духовная красота человека часто не видна, особенно недалеким людям.
Автор создал образ пустой, пошлой, взбалмошной женщины Ольги Ивановны. Героиня очень зависима от чужого мнения, ее гости и знакомые обязательно должны были быть знаменитыми, необыкновенными людьми, к этому кругу она причисляла и себя. Содержание ее жизни – дилетантское увлечение искусством и флирт с художниками.
Для Ольги Ивановны жизнь – спектакль, в котором она играет выдуманную себя, а вокруг – придуманные ею гости. Поскольку героиня совсем не разбирается в людях и у нее отсутствует вкус, в реальности ежедневно разыгрывается пошлый, глупый фарс. Художник Рябовский, которого Ольга Ивановна боготворит на данном этапе своей жизни, по существу бездарен.
Писатель рисует его образ сатирически: манерная, театральная, искусственная речь, жесты, рассчитанные на публику.
Действительно умный, талантливый ученый, добрый и благородный человек живет рядом с Ольгой Ивановной. Это ее муж, доктор Дымов. Он любит свою ветреную, взбалмошную жену, прощает ей, как большому ребенку, все ее выходки. Героиня относится к мужу как к пустому месту, он ей не мешает. Эта самовлюбленная женщина видит только себя и свой душный мирок богемных приятелей.
Только после смерти Дымова Ольга Ивановна поняла, каким замечательным человеком он был. Оказалось, что она почти ничего не знала о собственном муже, ей некогда было поинтересоваться его проблемами.
Сообразив, что осталась одна, Ольга Ивановна хотела бы вернуть к жизни мужа, но привычный для нее ход мыслей не изменился: «Она хотела объяснить ему… что он редкий, необыкновенный, великий человек и что она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх…» Только такую форму взаимоотношений понимает эта женщина-«попрыгунья».
Героиня смотрит на друга умершего мужа Коростелева и думает: «Неужели не скучно быть простым, ничем не замечательным, неизвестным человеком, да еще с таким помятым лицом и с дурными манерами?» Она так и осталась красивой бездушной куклой, одержимой идеей величия.
Чехов с особой любовью создает образ Дымова, представляя читателю скромного, честного, благородного человека. Первоначально писатель назвал этот рассказ «Великий человек». Основной вывод автора таков: не нужно искать необыкновенного героя, нужно уметь увидеть красоту души обычного человека.
Чехов создал новый тип рассказа, в них он поднимал важные для современности темы. Своим творчеством писатель внушал обществу отвращение «к сонной, полумертвой жизни», внес вклад в развитие русской психологической прозы.
Источник: http://resoch.ru/problema-otvetstvennosti-cheloveka-za-svoyu-sudbu-v-rasskazax-chexova/
Проблема ответственности за свои поступки — аргументы и сочинение
Каждый из нас несет ответственность за то, что мы делаем, говорим или даже думаем. Рано или поздно придется держать ответ перед окружающими или перед самими собой за то, что совершили мы против своей совести или против общепринятых нравственных норм.
Проблема
С подобной ситуацией столкнулся Сергей Николаевич Плетенкин — главный герой текста С. С. Качалова. На примере жизнеописания своего героя, рассказа одного удивительного случая из его повседневности автор поднимает проблему ответственности за свои поступки.
Комментарий
В тексте несколькими словами обрисована простая и неторопливая жизнь Плетенкина. У него есть жена и дочь, быт налажен, работа приносит стабильный доход. Иногда, в особо удачные дни, ему удается еще и неплохо подработать, довозя людей за деньги.
В тексте представлен как раз один из таких удачных дней. Вернувшись домой, где его уже ждал горячи ужин, Плетенкин рассказал жене, как ему удалось удачно выманить деньги из встретившейся по пути женщины.
За проезд он попросил 300 рублей, явно завысив цену, видя, что перед ним женщина состоятельная. Та подала ему 500, на что Сергей Николаевич не нашел сдачи. Девушка попросила его оставить сдачу себе.
Вот такая удача.
Уже спустя некоторое время герой понял, что знал эту женщину, что, будучи старшеклассником, обманул ее, воспользовался ее доверием.
Не первая красавица, Наташа Абросимова (так звали случайную попутчицу) в юности не пользовалась особым вниманием парней.
Плетенкин начал ухаживать за ней, провожать домой, и за это попросил девушку написать за него сочинение на общегородской конкурс. Та с радостью согласилась.
Когда же молодой человек конкурс выиграл и получил путевку в Санкт-Петербург, он даже здороваться с Наташей перестал. И только на выпускном нашел в себе силы повиниться. Но девушка только сказала: «Разве ты меня обманул?» И ушла, оставив в памяти героя лишь свой тоскливый глубокий взгляд. Таким взглядом смотрела она на него и сегодня.
Нахмурившись от своих воспоминаний, Плетенкин решил, что при встрече отдаст ей все деньги. Но тут же понял, что никогда этого не сделает.
Авторская позиция
Автор убежден, что нечестный поступок не имеет срока давности. Рано или поздно он напомнит о себе и заставит платить по счетам. Дважды обманув девушку, герой рассказа, в первую очередь, обманул самого себя. И это чувство вины перед ней не покинет его до конца дней.
Своя позиция
С автором невозможно не согласиться. Решаясь на какое-то действие или поступок, необходимо хорошенько подумать, каково тебе с этим будет жить, не пожалеешь ли ты потом. Потому что исправить то, что натворил, не всегда будет возможным.
Аргумент №1
В литературе практически в каждом произведении раскрывается тема ответственности за собственные поступки. К примеру, в «Преступлении и наказании» Ф.М.
Достоевского многие герои несут на себе тяжесть ответственности за совершенные ими действия.
Родион Раскольников, убивая старушку-процентщицу, а вместе с ней и ее слабоумную сестру на сносях, настолько претерпевал муки совести, что буквально лишался чувств.
Поняв, что все его поступки не имеют оправдания, он на каторге в молитвах добывал себе прощение у бога, перечитывая Евангелие и вспоминая самого светлого человека в своей жизни – Соню Мармеладову.
Аргумент №2
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» главный герой Эраст, обманувший Лизу, продавший свою любовь за женитьбу на богатой даме, всю оставшуюся жизнь будет мучаться от того, что стал причиной гибели молодой и наивной девушки. Его бездумные эгоистичные поступки привели к тому, что бросилась в реку искренне любящая его Лиза, не сумев перенести предательство и ложь любимого человека.
Заключение
Что бы мы ни делали в жизни, к чему бы ни стремились, всегда есть то, что ограничивает нас – наша совесть. Идти
вопреки ей нельзя, так как впоследствии она не раз напомнит о себе. Мы ответственны за собственную судьбу, за собственную жизнь и за свои поступки, хорошие и плохие. Жить нужно так, чтобы впоследствии не было стыдно за самих себя и совершенные действия.
Источник: http://spadilo.ru/problema-otvetstvennosti-za-svoi-postupki/
Сочинение про ответственность | Инфошкола
8 Июль 2014 админ Главная страница » Link Просмотров: 70062
Ответственность — это такая вещь, которая не существует сама по себе, а всегда рассматривается в определенном контексте.
Некоторые взгляды на ответственность в нашем обществе настолько масштабны, что определить правильное поведение человека довольно сложно. Чем больше ответственность, тем меньше человек способен что-то изменить и повлиять на то, за что он отвечает.
Иногда именно для того, чтобы уменьшить свою ответственность, люди намеренно увеличивают масштаб дела таким образом, что потом почти невозможно найти тех, кто отвечает за те или иные события.
Человека можно назвать настоящим и полноценным членом общества только тогда, когда он способен отвечать за то, что он делает. Человек всегда должен отвечать за свое поведение, свои поступки, крепко держать в руках свою судьбу, быть готовым к любым испытаниям, постоянно стремиться к победам в личной жизни.
Ответственность — это обязанность человека перед кем-то или перед чем-то.
Например, общественный долг, совесть и честь, жизненная позиция и отношение к окружающим согласно общественных моральных норм и принципов является мерой нашей ответственности перед обществом.
Кроме того, каждый нормальный человек должен уметь управлять собой, своим поведением. Самовоспитание также является проявлением ответственности, свидетельствует, что человек уже достаточно зрелая и духовно стойкая личность.
Многие поколения наших предков жило и действовало по девизом «Я отвечаю за все!».Ориентируясь на этот лозунг, они становились настоящими людьми, способными на подвиги ради других людей, ради Родины.
Во время Великой Отечественной войны наши соотечественники, потеряв ноги, сражались с врагом, научившись управлять самолетами, а после войны — машинами и тракторами, а потеряв руки не унывали и становились выдающимися писателями, художниками и другими известными людьми.
Следует сказать, что выполнять долг перед семьей, друзьями, окружающими нас людьми, перед Родиной, достаточно сложно. Для того, чтобы избежать ответственности и выполнения обязанностей находится довольно много причин.
Бывает, не хочется рано вставать, потому что вчера поздно лег, нет настроения уважать родителей, не хочется выполнять домашнее задание, потому что болит голова, не хочется ничем заниматься, потому что для этого нет соответствующих условий, и тому подобное.
Те, кто придерживаются таких взглядов и живут по таким правилам, к сожалению, не понимают, достойные условия для своей жизни должны создавать они сами и в этом состоит их обязанность, этим определяется уровень их ответственности.
И только от самого человека зависит, сможет ли он осуществить свои мечты и достичь своей цели.
Человек призван жить так, чтобы ее жизнь была не только на личное благо, а на благо окружающих, на благо своего родного народа, своей Родины.
Человек призван отвечать за свои поступки не только перед собой, а перед теми, кого она любит и уважает.
А для того, чтобы чувствовать себя Человеком с большой буквы, надо приносить как можно больше радости и счастья в жизни других людей и вместе с тем чувствовать свою ответственность за все свои поступки и свое поведение.
Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-pro-otvetstvennost/
Книга Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы. Содержание — Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и ..
Выслушав историю Беликова, Иван Иванович подводит итог: «Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше жить так невозможно!»
Имя Беликова стало нарицательным, оно обозначает стремление человека спрятаться от жизни. Этот образ стал знамением времени. Так Чехов высмеивал поведение робкой интеллигенции 90-х годов.
Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья»
Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам.
Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. Доктор наталкивается на полное непонимание.
Обыватели в ответ «заводят такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
Старцев знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой в городе», и влюбляется в их дочь Екатерину Ивановну, которую в семье ласково называют Котиком. Жизнь молодого доктора наполняется смыслом, но оказалось, что в его жизни это было «единственной радостью и …последней».
Котик, видя интерес к ней со стороны доктора, в шутку назначает ему свидание ночью на кладбище. Старцев приходит и, напрасно прождав девушку, возвращается домой, раздраженный и усталый. На следующий день он признается Котику в любви и получает отказ. С этого момента решительные поступки Старцева прекратились.
Он чувствует облегчение: «перестало беспокойно биться сердце», жизнь его вошла в привычное русло. Когда Котик уехала поступать в консерваторию, он страдал три дня.
К 35 годам Старцев превратился в Ионыча. Его перестали раздражать местные обыватели, он стал для них своим, а внешне сделался похож на какого-то бездушного идола. С ними он играет в карты и не чувствует никакого желания развиваться духовно.
Он совершенно забывает о своей любви, опускается, полнеет, по вечерам предается любимому занятию – пересчитывает деньги, полученные от больных. Вернувшаяся в городок Котик не узнает прежнего Старцева. Убедившись, что у нее нет таланта для большой карьеры, она теперь рассчитывает воскресить былую любовь.
Но Ионыч отгородился от всего мира и не хочет ничего знать о нем. Посетив Туркиных и вновь увидев Котика, он думает: «Хорошо, что я тогда не женился».
Мысль об общественной ценности человека выражена Чеховым в рассказе «Попрыгунья». Писатель рассуждает об истинном и мнимом в жизни людей. Духовная красота человека часто не видна, особенно недалеким людям.
Автор создал образ пустой, пошлой, взбалмошной женщины Ольги Ивановны. Героиня очень зависима от чужого мнения, ее гости и знакомые обязательно должны были быть знаменитыми, необыкновенными людьми, к этому кругу она причисляла и себя. Содержание ее жизни – дилетантское увлечение искусством и флирт с художниками.
Для Ольги Ивановны жизнь – спектакль, в котором она играет выдуманную себя, а вокруг – придуманные ею гости. Поскольку героиня совсем не разбирается в людях и у нее отсутствует вкус, в реальности ежедневно разыгрывается пошлый, глупый фарс. Художник Рябовский, которого Ольга Ивановна боготворит на данном этапе своей жизни, по существу бездарен.
Писатель рисует его образ сатирически: манерная, театральная, искусственная речь, жесты, рассчитанные на публику.
Действительно умный, талантливый ученый, добрый и благородный человек живет рядом с Ольгой Ивановной. Это ее муж, доктор Дымов. Он любит свою ветреную, взбалмошную жену, прощает ей, как большому ребенку, все ее выходки. Героиня относится к мужу как к пустому месту, он ей не мешает. Эта самовлюбленная женщина видит только себя и свой душный мирок богемных приятелей.
Только после смерти Дымова Ольга Ивановна поняла, каким замечательным человеком он был. Оказалось, что она почти ничего не знала о собственном муже, ей некогда было поинтересоваться его проблемами.
Сообразив, что осталась одна, Ольга Ивановна хотела бы вернуть к жизни мужа, но привычный для нее ход мыслей не изменился: «Она хотела объяснить ему… что он редкий, необыкновенный, великий человек и что она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх…» Только такую форму взаимоотношений понимает эта женщина-«попрыгунья».
Героиня смотрит на друга умершего мужа Коростелева и думает: «Неужели не скучно быть простым, ничем не замечательным, неизвестным человеком, да еще с таким помятым лицом и с дурными манерами?» Она так и осталась красивой бездушной куклой, одержимой идеей величия.
Чехов с особой любовью создает образ Дымова, представляя читателю скромного, честного, благородного человека. Первоначально писатель назвал этот рассказ «Великий человек». Основной вывод автора таков: не нужно искать необыкновенного героя, нужно уметь увидеть красоту души обычного человека.
Чехов создал новый тип рассказа, в них он поднимал важные для современности темы. Своим творчеством писатель внушал обществу отвращение «к сонной, полумертвой жизни», внес вклад в развитие русской психологической прозы.
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «о любви». Психологизм прозы Чехова
Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков.
В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых людей.
Начинается рассказ с разговора главного героя Павла Константиновича Алехина с его гостем Буркиным о тайне любви. Рассказав историю, как в невзрачного пьяницу повара Никанора влюбилась красавица Пелагея, Алехин недоумевает, как можно было влюбиться в «это мурло».
Как зарождается любовь? При рассмотрении этого таинственного явления возникают только вопросы, на которые человечество не дало ни одного ответа, тем более что любовь индивидуальна в каждом отдельном случае, для каждой пары – своя.
Собеседники приходят к выводу, что мы, русские, убиваем любовь «роковыми» вопросами: честно это или не честно, умно или глупо, к чему приведет эта любовь и так далее. «Хорошо это или нет, – говорит герой, – я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает – это я знаю».
Алехин рассказывает другу свою трагическую историю. После университета приехал он в имение отца, «на котором было много долгов». Павел решил остаться в деревне и возродить имение, он чувствовал себя обязанным, так как отец много тратил, платя за его обучение.
Алехин развил бешеную деятельность: «Я не оставлял в покое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних деревень, работа у меня тут кипела неистовая; я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы».
Алехина выбрали в мировые судьи, пришлось выезжать в город, что было для него праздником после тяжелого сельского труда. В одну из поездок Алехин знакомится с Лугановичем, товарищем председателя окружного суда, который пригласил его к себе обедать. Так герой познакомился с Анной Алексеевной, женой Лугановича, которой было не более двадцати двух лет.
Сейчас, после многих лет, Алехин не может объяснить, что же такого было в этой женщине.
Он вспоминает: «Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то…»
28
Источник: https://www.booklot.org/genre/nauchnoobrazovatelnaya/yazyikoznanie/book/sochineniya-na-otlichno-russkaya-literatura-911-klassyi/content/2968303-problema-otvetstvennosti-cheloveka-za-svoyu-sudbu-v-rasskazah-a-p-chehova-ionyich-i/
Проблема ответственности
Об ответственности
Иногда человек одним поступком может изменить свою судьбу.
Проблема текста состоит в следующем: человек часто идет на поводу своих желаний; боится ответственных решений; боится того, что труд его будет неимоверно тяжелым. Но больше всего некоторые люди боятся рутины и скуки в том деле, которое им поручили.
Комментируя проблему, можно утверждать, что в таких ситуациях человек иногда пытается уйти от сложностей, изменив род деятельности. Штурман Шаталов, казалось бы, остался верен долгу.
Он всего лишь оставил работу с документами и напросился в трудный рейс на остров, где сломался маяк. Этот поход на вельботе по штормящему морю ему казался крайне заманчивым. Во-первых, он оставлял работу с ненавистными документами.
Во-вторых, если поход окажется удачным, его, как ответственного за
мероприятие, могут отметить и даже продвинуть по службе…
Авторская позиция обозначена четко: каждый человек, берясь за какое-то дело, должен представить себе, какова его роль в этом деле.
При этом он должен оценить меру ответственности, которая падает на его плечи. Он должен представить и то, какими могут стать результаты его поступка, его участия в этом деле.
И чаще всего скоропалительные решения человека приводят к непредсказуемым, даже трагическим последствиям.
И еще автор считает, что выполнять профессиональные обязанности, в чем бы они ни заключались, человек должен неукоснительно. От работы ведь не уйдешь ни в каком случае, и нужно иметь волю и силу характера, чтобы не искать легких путей, не увиливать от трудностей, а настойчиво делать то, что обязан делать.
Я соглашаюсь с позицией автора и ее правильность подтверждаю следующим примером. С.С. Гейченко, многие годы руководивший Пушкинским музеем в Михайловском, рассказывал о смотрительнице музея Александре Федоровне
Федоровой. Она была деревенской жительницей, из местных. И грамоту она постигла к старости, когда пришла работать в музей. Все оживало от тепла ее рук.
Содержание залов, порядок в хранении экспонатов, книги, бумаги, вещи Пушкина, бдительный присмотр за состоянием дома и усадьбы – во все она вникала, обо всем знала. В ней посетители музея находили черты Арины Родионовны, любимой няни Пушкина.
Ее любовь к главному делу жизни сочеталась с добротой и сердечностью – качествами настоящей русской женщины.
Верность своему профессиональному долгу и преданность профессии военного можно показать и на примере князя Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Как офицер штаба, он должен был ознакомиться с обстановкой в армии Багратиона накануне Шенграбенского сражения.
Но он принял участие в кровопролитном бою, откатывая орудия вместе с капитаном Тушиным, и защитил Тушина на военном совете у Багратиона, назвав его настоящим героем событий.
Человек выбирает для себя многие жизненные пути, и один из важнейших – его путь в профессии. Таков вывод.
Глоссарий:
- проблема ответственности
- примеры ответственности в литературе
- пример ответственности из литературы
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/problema-otvetstvennosti/
Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова
Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени.
Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своем роде друг. Когда Чехов умер, Лев Толстой сказал: «…
Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». И как человеку, и как писателю А. П. Чехову были ненавистны и чужды пошлость, обывательщина, равнодушие ко всем вопросам, волнующим человечество, паразитизм.
Красной линией в творчестве Чехова проходят обличение пошлости русской жизни, духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу.
Это о Чехове говорил Горький: «Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею». Тема нравственного выбора, ответственности человека за свою судьбу связана для Чехова с темой пошлости и обывательщины.
В своих произведениях писатель исследует и анализирует жизнь человека, пытаясь показать, как уродливая среда обитания меняет взгляды, убеждения и жизнь человека. А. П. Чехов глубоко убежден, что каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор.
Герои многих рассказов Чехова сдаются, попав в атмосферу мещанства, перестают бороться и действовать. Однако Чехов убежден: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».
Примером бездействия может служить доктор Дмитрий Ионыч Старцев. Молодой трудолюбивый земский врач, имеющий свои идеалы, тонко чувствующий красоту природы, попадает в среду города С., знакомится с семьей Туркиных, «по мнению местных жителей, самой образованной и талантливой».
Однако среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам уездного города С. И все, что казалось Старцеву забавным и интересным, что восхищало его, через четыре года «раздражает его своей тупостью и сытостью».
Он, ненавидящий ложь, лицемерие и все, что характеризует обывательщину как порок общества, вынужден был жить по законам общества уездного города С., смиряется с обывательщиной и становится ее частью. Он уже не отличается от обывателей города. Он уже не похож на самого себя четыре года спустя.
Среда изменила его полностью, а из-за своей духовной слабости герой не способен сопротивляться этому.
Свой выбор он сделал сам, обывательскую жизнь он предпочел жизни чистой, свободной, смелой. А ведь все могло быть иначе. «Ионыч» — один из рассказов писателя, предостерегающий и напоминающий нам о том, что наша судьба в наших руках, мы в ответе за то, что будет в нашей жизни, нужно всегда беречь в себе человека.
Источник: http://www.sochuroki.com/tema-otvetstvennosti-cheloveka-za-svoyu-sudbu-v-proze-chexova/
Проблема личной ответственности человека за свою судьбу (По рассказам А.П. Чехова)
Проблема личной ответственности человека за свою судьбу.
(По рассказам А.П. Чехова.)
План.
-
Высокое звание человека, гражданина, художника.
-
Проблема личной ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова.
-
Осуждение обывательщины в рассказе « Крыжовник ».
-
Печальная история Старцева в рассказе « Ионыч».
-
Разоблачение беликовщины.
-
Пробуждение высших стремлений у героев рассказа « Дама с собачкой».
-
-
Пока «молоды, бодры, сильны» … « делайте добро» !
Воспитывай себя, предъявляй к себе
почти непосильные моральные требования
и строго следи за тем, чтобы они были выполнены.
А.П. Чехов
https://www.youtube.com/watch?v=Hl_VvgpwNMw
Творчество Антона Павловича Чехова продолжает великий труд предшественников и в то же время несёт в себе черты нового художественного открытия мира русской жизни на грани двух веков.
Время Чехова требовало большого мужества, чтобы выстоять в единоборстве с мещанством и пошлостью, которые, «как ржа» , разъедали русскую интеллигенцию тех лет.
Нужно было обладать зорким взглядом и чутким сердцем, чтобы по достоинству оценить пустопорожнюю болтовню либералов, реакционных народников и , оставаясь сыном своего времени, сохранить высокое звание человека, гражданина, художника.
Чехову это удалось в полной мере. Его не захлестнула война обывательщины – он стал её непримиримым врагом.
Обладая необыкновенным умением поднимать в крошечном рассказе большие вопросы современности, писатель сумел заострить внимание читателя на проблеме личной ответственности человека за свою судьбу, потому что рано осознал парадокс: краткость жизни и бесконечность человека, не умеющего всерьёз распорядиться ею. Не потерять время, не проворонить жизнь, не очнуться, когда уж поздно будет, для этого нужно жить зорко, работать, сколько можешь, даже в последние черты.
Только тогда жизнь приобретает смысл, если она прожита не зря. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу ставится остро и обобщённо в рассказе А.П. Чехова « Крыжовник ». Центральная фигура произведения – чиновник Чимша – Гималайский.
Он всю жизнь жил одной мечтой – купить усадьбу, где мог бы развести свой крыжовник. Мечта эта осуществилась. Но во что превращается Чимша – Гималайский? Обладание собственностью перерождает этого маленького чиновника, сына солдата.
Он, теперь уже землевладелец, помещик, начинает барственно рассуждать о необходимости телесных наказаний для крестьян, целиком уходит в мир хозяйственных забот об усадьбе и постепенно превращается в тупого, самодовольного обывателя, бездумного эгоиста, скупца, тирана, равнодушного ко всем духовным и общественным интересам.
По моему мнению, это равнодушие сытых к голодным, мрачными красками изображённое в произведении, обрекает людей на замкнутость, эгоизм.
Человеку нужно не это, нет! «Человеку нужно не три аршина земли : не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности свободного духа.
» Задача и обязанность человека – не уход в мир своего «я», а борьба с общественным злом, движение вперёд.
Рассказ полон страсти, гнева и боли о людях, погрязших в тесноте, в бедности и в невежестве; полон гнева против условий, которые обрекают людей на скотоподобную жизнь и вымирание.
Ярким примером нежелания и неумения бороться за свою судьбу является Дмитрий Старцев – главный герой новеллы «Ионыч». Автор показывает, как мертвенные силы обывательщины и пошлости засасывают в своё болото даже культурного, образованного, целеустремлённого человека, если он им не сопротивляется.
Чехов поведал нам печальную историю Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в угрюмого, нелюдимого и чёрствого эгоиста. В который раз понять, как это произошло.
Вначале перед нами живой, энергичный, деловой молодой земский врач. Он много работает в больнице около города С. и полон бодрого желания трудиться для общества. Старцев пытается противостоять соблазнам городской жизни, очень ценит свою работу, мечтает о бескорыстной врачебной практике, хочет войти в жизнь горожан, найти отклик на мысли и чувства, которыми живёт.
Но скоро «опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становиться в тупик или заводит такую философию, что остаётся только рукой махнуть и отойти».
Был в жизни Старцева момент, когда он почувствовал очарование жизни, власть поэтической мечты. Дмитрий влюбился в дочь Туркиных. Но любовь не стала ему опорой в судьбе. Котик, не ответив на его чувство, уехала в столицу, и Старцев снова остался без поддержки в кругу серых провинциалов.
Не потому ли с Екатериной Ивановной через четыре года встречается уже другой человек? Даже огонёк любви, снова вспыхнувший в его душе, сразу погас, «что-то уже мешало чувствовать ему, как прежде»…
Старцев безнадёжно опускается, его интересуют только деньги, карты да сытый ужин.
Отсутствие смысла жизни, высоких, облагораживающих порывов и стремлений превращает его в обывателя, в грубого, жадного эгоиста, без стеснения признающегося: «Старимся, полнеем, опускаемся.
День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…» Так и хочется спросить у Старцева, какие были у него радости, кого он утешил, кому добрый совет подал, кого защитил.
Мне думается, он сумел бы ответить только на первый вопрос, ибо радость у него теперь была одна: «… по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – жёлтых и зелёных, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы,,,» Осуждающе звучит приговор Чехова земскому доктору-обывателю: «…жадность одолела … В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем.»
Причина этого перерождения в Ионыча, на мой взгляд, заключается в том, что Старцев, презирая «общество картёжников, алкоголиков, хрипунов», ничего не делает для того, чтобы возвыситься над ним. Безответственность за свою судьбу превратила его из человека в «Языческого бога», в «мёртвую душу».
Окаменела душа и учителя Беликова, главного героя рассказа «Человек в футляре», который живёт по инструкциям. Он раб своего «футляра» — своей тёмной, похожей на гроб спальни, своих тёмных очков, калош, шарфа, фуфайки, своего страха перед всем новым, будь то смелая мысль педагога, драматический кружок или проказы гимназиста, раб всех ограничений, предрассудков, которыми ион себя окружил.
С помощью точных деталей Чехов убеждает нас, что Беликов нежизнеспособен, потому что «футляр» — удел трупа, а не человека. Он не менее отвратителен , чем унтер Пришибеев, с его чисто беликовским автоматизмом мышления.
Читая о тусклой жизни трусливого интеллигента-обывателя, приходишь к выводу, что жить по принципу «как бы чего не вышло!» нельзя, потому что Беликовы мешают тем, кто пытается сделать жизнь осмысленной, бодрой, красивой, полезной для окружающих.
Таких людей с симпатией показывает Чехов в образах брата и сестры Коваленко, сыгравших роковую роль в судьбе Беликова. Они живут совершенно по-другому, в них заложены черты характера и поведения, которые противоречат беликовским, — духовное и физическое здоровье, широта и непосредственность натуры, самостоятельность суждений.
Эти жизнерадостные люди, умеющие не только хорошо трудиться, но и интересно отдыхать, чистые и искренние, с «большим удовольствием» хоронят Беликова.
Такой многозначительной развязкой разоблачает Чехов беликовщину как духовное рабство и провозглашает право ответственного за свою свободу человека на внутреннюю раскованность: «Ах, свобода, свобода! Даже намёк, даже слабая надежда на её возможность даёт душе крылья…»
Подобная окрылённость возвышает моих любимых героев из рассказа «Дама с собачкой». Анна Сергеевна и Гуров волей случая поставлены в неразрешимую ситуацию. Полюбив друг друга, они борются за свою любовь, несмотря ни на что.
Автор показывает нам воскресение человека, осознание им ненормальности общепринятого порядка, пробуждение высших стремлений, чуждых фальшивой жизни обывателей. Постепенно растёт неудовлетворённость Гурова, недовольство собой, отчуждённость от окружающих.
«Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры всё об одном». Не правда ли, жизнь обывателей в Москве похожа на жизнь в городе С.? И если старцы, поворчав, принимают её, то Гуровы, понимая, что им достаётся какая-то «куцая, бескрылая жизнь», стремятся убежать от неё или изменить.
Таким образом, говоря о личной ответственности за свою судьбу, Чехов показывает в одних рассказах процесс восхождения, духовного выпрямления нероев, а в других – их опошление, моральное падение.
Я думаю, что секрет нашего интереса к Чехову в том, что он умел о важных проблемах сказать точно, кратко, не поучая. Писатель верит в силу разума своего читателя, который становится чище, благороднее.
Осмысливая чеховские произведения, осознаёшь, что ты хозяин своей судьбы, способный воспитать себя человеком, в котором «должно быть всё прекрасно…»
В наше трудное время по-особому понимаешь личную ответственность за себя и страну, в которой не должно быть ионычей, беликовых, пришибеевых… Для этого мы, пока «молоды, бодры, сильны», будем следовать совету Чехова: «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!»
- Дипломная работа >> Педагогика… жанр рассказа. Но рассказы у Чехова ставят такие же серьезные проблемы, что … его героев. По Чехову, каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу, и никакие … Некоторые факты, например, личные и творческие связи Чехова с другими писателями и …
- Дипломная работа >> Литература и русский язык… своей культуры? Пожалуй, ключевой проблемой … ответственности человека за свою судьбу, в том числе – за то место в обществе, за … собственно к личной позиции, судьбе и ответственности человека. Тема … рассказа «Печенег» как образец судьбы дворянина по Чехову …
- Сочинение >> Литература и русский язык… в сметане. (Вспомним рассказ Чехова «Ионыч», где запах … личной ответственности человека за итоги своей жизни, за собственные … проблеме веры и неверия человека. Герой Шукшина – человек … рассказах, что их объединяет? Героини их близки по судьбе, по духу, по …
- Сочинение >> Литература и русский язык… рассказов А.П. Чехова. 1.1.3. А к т у а л ь н о с т ь т е м ы с е г о д н я (о б о с н о в а н и е ц е л и р а б о т ы) Экскурс в историю вопроса очень важен для понимания проблемы … и собственной ответственности человека за свою жизнь и судьбу, когда легче …
- Курсовая работа >> Литература : зарубежная… «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в … по форме рассказов Чехова … также ответственность за все … Чехова Литературные произведения Чехова в основном посвящены этой проблеме … свою жизнь и самостоятельно распоряжаться своей судьбой. В рассказах …
- Дипломная работа >> Литература : зарубежная… Проблема … рассказов, в которых автор создаёт женские образы. Эти женщины отличаются своими судьбами … своей способностью отдаваться всем существом своим тому, кого она любит». В конце рассказа она по—своему … Рассказ Чехова … личного … ответственности человека за свою …
- Сочинение >> Литература и русский язык… снимал ответственности с человека — ни за его собственную судьбу, ни за судьбу мира … но у него есть и свои личные интересы и стремления — любовь … стали такими по своей воле. В рассказах Чехова мы увидим … простым решением проблемы. В рассказе чиновник остался …
- Сочинение >> Литература и русский язык… свою судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины. Билет № 11 1. Нравственные проблемы … рассказ о счастливом человеке — Ермиле Гирине. Рассказ … человек нелегкой судьбы: по словам Чехова, … ответственность за … сохраняя свое личное отношение …
- Реферат >> Литература : зарубежная… проблемы не уменьшит. Повествование в рассказах … своего рода православную модель человеческой судьбы … своих последних книг указывал, что ведущая для Чехова тема — человек … Человек должен чувствовать личную ответственность за … по форме своего существования и по …
- Сочинение >> Литература и русский язык… человека», по мнению Чехова, — он сам. У Андрея Платонова данная проблема … – обозначили своей судьбой-предостережением ту … , обольщений личной выгоды. Когда … случае ответственность человека за чистоту … Андрея Платонова: Уроки по рассказам А.Платонова в V …
Источник: http://TopRef.ru/referat/81168.html
Проблема личной ответственности человека за свою судьбу (По рассказам А.П. Чехова)
Проблема личной ответственности человека за свою судьбу.
(По рассказам А. П. Чехова.)
План.
I. Высокое звание человека, гражданина, художника.
II. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова.
1. Осуждение обывательщины в рассказе «Крыжовник «.
2. Печальная история Старцева в рассказе «Ионыч».
3. Разоблачение беликовщины.
4. Пробуждение высших стремлений у героев рассказа «Дама с собачкой».
III. Пока «молоды, бодры, сильны» … «делайте добро» !
Воспитывай себя, предъявляй к себе
почти непосильные моральные требования и строго следи за тем, чтобы они были выполнены.
А.П. Чехов
https://www.youtube.com/watch?v=Hl_VvgpwNMw
Творчество Антона Павловича Чехова продолжает великий труд предшественников и в то же время несёт в себе черты нового художественного открытия мира русской жизни на грани двух веков.
Время Чехова требовало большого мужества, чтобы выстоять в единоборстве с мещанством и пошлостью, которые, «как ржа», разъедали русскую интеллигенцию тех лет.
Нужно было обладать зорким взглядом и чутким сердцем, чтобы по достоинству оценить пустопорожнюю болтовню либералов, реакционных народников и, оставаясь сыном своего времени, сохранить высокое звание человека, гражданина, художника.
Чехову это удалось в полной мере. Его не захлестнула война обывательщины — он стал её непримиримым врагом.
Обладая необыкновенным умением поднимать в крошечном рассказе большие вопросы современности, писатель сумел заострить внимание читателя на проблеме личной ответственности человека за свою судьбу, потому что рано осознал парадокс: краткость жизни и бесконечность человека, не умеющего всерьёз распорядиться ею. Не потерять время, не проворонить жизнь, не очнуться, когда уж поздно будет, для этого нужно жить зорко, работать, сколько можешь, даже в последние черты.
Только тогда жизнь приобретает смысл, если она прожита не зря. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу ставится остро и обобщённо в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник «. Центральная фигура произведения — чиновник Чимша — Гималайский.
Он всю жизнь жил одной мечтой — купить усадьбу, где мог бы развести свой крыжовник. Мечта эта осуществилась. Но во что превращается Чимша — Гималайский? Обладание собственностью перерождает этого маленького чиновника, сына солдата.
Он, теперь уже землевладелец, помещик, начинает барственно рассуждать о необходимости телесных наказаний для крестьян, целиком уходит в мир хозяйственных забот об усадьбе и постепенно превращается в тупого, самодовольного обывателя, бездумного эгоиста, скупца, тирана, равнодушного ко всем духовным и общественным интересам.
По моему мнению, это равнодушие сытых к голодным, мрачными красками изображённое в произведении, обрекает людей на замкнутость, эгоизм.
Человеку нужно не это, нет! «Человеку нужно не три аршина земли: не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности свободного духа.
» Задача и обязанность человека — не уход в мир своего «я», а борьба с общественным злом, движение вперёд.
Рассказ полон страсти, гнева и боли о людях, погрязших в тесноте, в бедности и в невежестве; полон гнева против условий, которые обрекают людей на скотоподобную жизнь и вымирание ( 'sinp.com.ua', 9 ).
Ярким примером нежелания и неумения бороться за свою судьбу является Дмитрий Старцев — главный герой новеллы «Ионыч». Автор показывает, как мертвенные силы обывательщины и пошлости засасывают в своё болото даже культурного, образованного, целеустремлённого человека, если он им не сопротивляется.
Чехов поведал нам печальную историю Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в угрюмого, нелюдимого и чёрствого эгоиста. В который раз понять, как это произошло.
Вначале перед нами живой, энергичный, деловой молодой земский врач. Он много работает в больнице около города С. и полон бодрого желания трудиться для общества. Старцев пытается противостоять соблазнам городской жизни, очень ценит свою работу, мечтает о бескорыстной врачебной практике, хочет войти в жизнь горожан, найти отклик на мысли и чувства, которыми живёт.
Но скоро «опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становиться в тупик или заводит такую философию, что остаётся только рукой махнуть и отойти».
Был в жизни Старцева момент, когда он почувствовал очарование жизни, власть поэтической мечты. Дмитрий влюбился в дочь Туркиных. Но любовь не стала ему опорой в судьбе. Котик, не ответив на его чувство, уехала в столицу, и Старцев снова остался без поддержки в кругу серых провинциалов.
Не потому ли с Екатериной Ивановной через четыре года встречается уже другой человек? Даже огонёк любви, снова вспыхнувший в его душе, сразу погас, «что-то уже мешало чувствовать ему, как прежде»…
Старцев безнадёжно опускается, его интересуют только деньги, карты да сытый ужин.
Отсутствие смысла жизни, высоких, облагораживающих порывов и стремлений превращает его в обывателя, в грубого, жадного эгоиста, без стеснения признающегося: «Старимся, полнеем, опускаемся.
День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…» Так и хочется спросить у Старцева, какие были у него радости, кого он утешил, кому добрый совет подал, кого защитил.
Мне думается, он сумел бы ответить только на первый вопрос, ибо радость у него теперь была одна: «…по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — жёлтых и зелёных, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы,» Осуждающе звучит приговор Чехова земскому доктору-обывателю: «…жадность одолела … В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем.»
Причина этого перерождения в Ионыча, на мой взгляд, заключается в том, что Старцев, презирая «общество картёжников, алкоголиков, хрипунов», ничего не делает для того, чтобы возвыситься над ним. Безответственность за свою судьбу превратила его из человека в «Языческого бога», в «мёртвую душу».
Окаменела душа и учителя Беликова, главного героя рассказа «Человек в футляре», который живёт по инструкциям. Он раб своего «футляра» — своей тёмной, похожей на гроб спальни, своих тёмных очков, калош, шарфа, фуфайки, своего страха перед всем новым, будь то смелая мысль педагога, драматический кружок или проказы гимназиста, раб всех ограничений, предрассудков, которыми ион себя окружил.
С помощью точных деталей Чехов убеждает нас, что Беликов нежизнеспособен, потому что «футляр» — удел трупа, а не человека. Он не менее отвратителен, чем унтер Пришибеев, с его чисто беликовским автоматизмом мышления.
Читая о тусклой жизни трусливого интеллигента-обывателя, приходишь к выводу, что жить по принципу «как бы чего не вышло!» нельзя, потому что Беликовы мешают тем, кто пытается сделать жизнь осмысленной, бодрой, красивой, полезной для окружающих.
Таких людей с симпатией показывает Чехов в образах брата и сестры Коваленко, сыгравших роковую роль в судьбе Беликова. Они живут совершенно по-другому, в них заложены черты характера и поведения, которые противоречат беликовским, — духовное и физическое здоровье, широта и непосредственность натуры, самостоятельность суждений.
Эти жизнерадостные люди, умеющие не только хорошо трудиться, но и интересно отдыхать, чистые и искренние, с «большим удовольствием» хоронят Беликова.
Такой многозначительной развязкой разоблачает Чехов беликовщину как духовное рабство и провозглашает право ответственного за свою свободу человека на внутреннюю раскованность: «Ах, свобода, свобода! Даже намёк, даже слабая надежда на её возможность даёт душе крылья…»
Подобная окрылённость возвышает моих любимых героев из рассказа «Дама с собачкой». Анна Сергеевна и Гуров волей случая поставлены в неразрешимую ситуацию. Полюбив друг друга, они борются за свою любовь, несмотря ни на что.
Автор показывает нам воскресение человека, осознание им ненормальности общепринятого порядка, пробуждение высших стремлений, чуждых фальшивой жизни обывателей. Постепенно растёт неудовлетворённость Гурова, недовольство собой, отчуждённость от окружающих.
«Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры всё об одном». Не правда ли, жизнь обывателей в Москве похожа на жизнь в городе С. И если старцы, поворчав, принимают её, то Гуровы, понимая, что им достаётся какая-то «куцая, бескрылая жизнь», стремятся убежать от неё или изменить.
Таким образом, говоря о личной ответственности за свою судьбу, Чехов показывает в одних рассказах процесс восхождения, духовного выпрямления нероев, а в других — их опошление, моральное падение.
Я думаю, что секрет нашего интереса к Чехову в том, что он умел о важных проблемах сказать точно, кратко, не поучая. Писатель верит в силу разума своего читателя, который становится чище, благороднее.
Осмысливая чеховские произведения, осознаёшь, что ты хозяин своей судьбы, способный воспитать себя человеком, в котором «должно быть всё прекрасно…»
В наше трудное время по-особому понимаешь личную ответственность за себя и страну, в которой не должно быть ионычей, беликовых, пришибеевых… Для этого мы, пока «молоды, бодры, сильны», будем следовать совету Чехова: «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!»
Источник: https://sinp.com.ua/work/187805/Problema-lichnoj-otvetstvennosti-cheloveka