Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
По моему мнению, в нашей жизни ничего не бывает «просто так». Любой случай, встреча, даже ошибка, все же дает нам возможность задуматься над чем-то, дает какие-то силы, или просто «открывает глаза» на те или иные вещи. Такая на первый взгляд неважная, но необходимая для каждого из нас вещь, как книга, также может оставить след в жизни человека.
Я прочитала достаточное количество интересных книг, но больше всего меня поразил роман, прочитанный на уроке литературы, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. По моему мнению, в этом произведении можно выделить две сюжетные линии: любовную и описание жизни населения Москвы.
Больше всего мне понравилась история невероятной любви двух людей, которые смогли преодолеть массу препятствий на пути к совместному счастью. Для меня является примером главная героиня этого произведения – Маргарита.
Женщина, которая поддерживала своего любимого, внушала ему надежду в себя, боролась за их совместное будущее до конца.
Больше всего меня поразило, что ради лишь одного только узнать о судьбе своего Мастера Маргарита отправилась к Сатане и согласилась быть королевой на его балу. Ради любви героиня стала ведьмой, связывается с нечистой силой, отбросив все страхи и опасения.
Только благодаря Маргарите Мастер был освобожден из клиники. Даже Сатана не мог не восхищаться и не оценить поступок Маргариты. Воланд решил щедро наградить героиню за ее верность и преданность.
Только лишь благодаря Маргарите Воланд возвращает из праха роман, говоря при этом самую важную во всем произведении фразу: «Рукописи не горят».
Я считаю, что из двух влюбленных, в этом случае женщина выполняла главную роль, она больше боролась, верила, переживала и возможно это делает ее почти идеальной. Автор хотел показать читателю, что счастье это не подарок, за него нужно бороться.
В большинстве случаев люди опускают руки перед финишем, ведь там тяжелее всего, таким примером может быть Мастер, ведь он сдался первым и уже отчаялся во встрече с любимой вновь.
Маргарита оказалась сильнее и получила то, что желала, ведь она верила и хотела этого.
После прочтения романа, я задумалась: «А я смогла бы так, как Маргарита, пойти за своим любимым, отдать за него свою жизнь». Не знаю, хочется думать, что так. Но почему-то мне кажется, что мой любимый тоже должен быть достойным этих пожертвований.
Сегодня женщина исправно решает не только семейные проблемы, но и руководит бизнесом, становится в ряды военных, руководит мужчинами. Я думаю, что большинство мужчин согласны прятаться за спину сильной женщины, плыть по течению.
А где те благородные рыцари, защитники, романтические влюбленные?
Мастер немного разочаровал меня своим слабым духом, нерешительностью. Я считаю, что в чем-то он даже предал свою любимую, оставил ее, испугался, спрятался от проблем. Нет, только вместе влюбленные должны бороться за свое счастье, идти рука об руку к своей цели, преодолевать любые препятствия.
«Мастер и Маргарита» М. Булгакова – одна из лучших книг, которые я когда-либо читала. Я коснулся только темы любви, ведь она заинтересовала меня, дала возможность задуматься, оценить наше настоящее. Я считаю, что именно такие произведения придают людям уверенности в себе и напоминают о том, что каждый способен на большее, нужно лишь действительно захотеть этого.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/06/sochinenie-po-romanu-master-i-margarita.html
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Появление в романе этой верной, искренне любящей женщины, делает его более интересным и живым. До знакомства с Мастером Маргарита была пустой, не ощущала всей жизненной силы, ведь не было всепоглощающей любви, ради которой она готова на все.
В 19 лет Маргарита вышла замуж за влиятельного и богатого человека. Но девушке скучно жить в огромном особняке. Любое ее желание моментально выполняется, но дом больше напоминает клетку, а широкой душе нужен простор.
Совершенно другой мы видим Маргариту после встречи с Мастером. Теперь у нее есть смысл в жизни. Она безгранично любит Мастера, поддерживает его в написании книги.
Не знавшая ранее, «что такое примус», сейчас молодая женщина начинает готовить любимому ужин, наводит порядок в комнате. С одной стороны, она для Мастера является музой, а с другой – это верная, хозяйственная и заботливая женщина.
Их отношения обладают каким-то мистическим эффектом. Не зря они встретились в тихом переулке и сразу поняли, что любят друг друга.
Однако Мастер оказался в сумасшедшем доме, а для Маргариты настали тяжелые и тоскливые дни. Несмотря на «крамольные суждения», которые развивались в романе, написанном Мастером, женщина умела видеть в нем «свет».
И когда роман Мастера не принимают для печати, а сам он добровольно уходит в психиатрическую клинику, отрекаясь от любимой, женщина готова отдать душу дьяволу, но спасти его. Встреча с Азазелло, вдруг начавшим цитировать строки произведения, из-за которого ее жизнь готова обрушиться, меняет Маргариту.
Благодаря чудодейственному крему она становится сильной и бесшабашной ведьмой, не теряя при этом присущие ей чувство юмора и нежность.
Но в эти минуты мы видим и другую Маргариту — ту, которая крушит все в доме критика, посягнувшего на ее женское счастье. В этом момент она будто бы срывает с себя оковы, мешавшие жить ранее.
Только благодаря самопожертвованию Маргариты, которая отбросила все сомнения и страхи, согласившись стать королевой нечистой силы на балу, Мастер покидает лечебное заведение. Даже Воланд бессилен перед горячей любовью этой женщины. Он восстановил сожженный роман со словами: «Рукописи не горят».
Многие полагают, что прототипом данной героини стала супруга Булгакова — Елена Сергеевна. Писатель даже ласково называл ее «Моя Маргарита». Она тоже неизменно помогала автору в написании романа, была его музой.
Без Маргариты мы бы лишились восхитительной любовной линии, которая сделала произведение ярким, наполненным яркими эмоциями. Потеряли бы мы и одну из важнейших мыслей писателя: жертвенная любовь сильнее всего.
Булгаков не пожалел красок, чтобы подробно описать все черты характера своей героини. Маргарита на долгое время останется любимым персонажем для многих читателей.
Она является воплощением сильной женщины, безгранично верной, любящей, которая не остановится ни перед чем, чтобы вернуть своего близкого человека к жизни.
Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/438-sochinenie-na-temu-obraz-margarity-v-romane-bulgakova-master-i-margarita.html
Сочинение по роману Мастер и Маргарита | Инфошкола
13 Апрель 2013 админ Главная страница » Link Просмотров: 20637
ВОЛШЕБНЫЕ ГЛАВЫ РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
План
1.Вступление.
Композиция романа «Мастер И Маргарита».
2. Основная часть.
2.1 Волшебство на страницах романа.
2.2 Воланд и его свита.
2.3 Мастер и Маргарита.
2.4 Великий бал у Сатаны.
3. Заключение.
Роль «волшебных» глав в произведении.
Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке, это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой …
Роман «Мастер и Маргарита» был написан Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в московский период его творчества. Это произведение, не завершённое автором при жизни, было подготовлено к печати по черновикам и дневникам с помощью вдовы писателя. Роман «Мастер и Маргарита» необычайно сложен по своей структуре. Исследователи выделяют в нём
три типа глав: «библейские», связанные с образом Иешуа; сатирические, «московские», высмеивающие современное писателю общество; «волшебные», в которых действуют Воланд и его свита и разворачивается любовь Мастера и Маргариты.
Роман «Мастер и Маргарита» открывается появлением одного из главных героев произведения, Воланда, князя тьмы. Он оказался в Москве, чтобы провести свой традиционный грандиозный бал и заодно поглядеть, насколько изменились её жители.
Воланд предстаёт в образе профессора-иностранца,
внешность которого видевшие его люди описывают по- разному. Он невозмутим, спокоен, серьёзен. Воланд в основном берёт на себя роль стороннего наблюдателя, который оценивает происходящее и делает выводы. Первоначально М. А. Булгаков предполагал сделать Боланда главным героем своего произведения.
Но затем авторский замысел изменился, хотя фигура Воланда, несомненно, одна из ведущих в сюжете романа. Он не похож на традиционного дьявола, который несёт только зло.
Воланд говорит Левию Матвею: « … что делало бы твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» Об этом говорит и эпиграф произведения, указывающий на положительную роль Воланда. Сам он практически не творит чудеса.
Эта роль отведена его свите в лице Коровьева-Фагота, кота-оборотня и шута Бегемота и демона-убийцы Азазелло. Коровьев внешне смешон в своём тесном клетчатом костюме и треснувшем пенсне. Он открыто издевается над другими героями, делая им пакости. Во всём ему помогает кот Бегемот, забавный и нагловатый.
Эта парочка наделала переполох в Москве. Чего стоит их представление в театре Варьете с сеансом чёрной магии. Однако они не только развлекают читателя. Шутя над москвичами, свита Боланда обнажает их самые низменные и уродливые черты — жадность, чванство,
хвастовство, ложь. Воланд же, глядя на москвичей, говорит, что человечество, в общем, не изменилось: люди так же любят деньги, так же лгут, так же притворяются.
В этих словах слышатся размышления автора над современной ему действительностью, окрашенные иронией и легкой грустью.
В «волшебных» главах разворачивается поэтическая история любви главных героев произведения — Мастера и Маргариты. Страницы, описывающие их отношения, нежные и
лирические. С Мастером мы знакомимся в сумасшедшем доме, куда он попал по навету Могарыча, претендующего на комнату Мастера. Образ Мастера близок автору, это писатель, творец, поглощенный своей работой и живущий только ей. В жизни, быту герой не способен постоять за себя.
Он не борец и проявляет слабость, отказавшись от борьбы за своё творение и за свою любовь. В трудные минуты Мастер падает духом и поддается апатии. Именно поэтому герой в конце произведения награждён покоем, но не светом. Сильной личностью в этой паре является Маргарита.
Ради любви героиня готова совершать решительные поступки. Она не только способна изменить свою жизнь, уйдя от нелюбимого мужа и оставив устроенный быт. Ради спасения Мастера Маргарита берёт на себя страшный грех — продаёт душу дьяволу и становится королевой и хозяйкой на балу у Сатаны, превращаясь в ведьму.
Героиня прекрасна не только внешне. Безоглядно полюбив Мастера, она изо всех сил поддерживает и вдохновляет его. В то же время Маргарита поэтична и загадочна, она истинная муза настоящего художника. В истории любви Мастера и Маргариты Воланд принимает непосредственное участие.
Благодаря сверхъестественным силам Маргарита вызволяет Мастера из сумасшедшего дома, а затем, по воле Воланда, герои обретают покой, но уже в другой реальности.
Великий бал у Сатаны — одна из наиболее интересных, ярких и необычных сцен произведения. Перед читателями проходит целая галерея грешников -обманщики, воры, отравители, убийцы, — которых встречает королева бала, Маргарита. Все они веселятся, пьют и танцуют.
Кульминацией празднества становится сцена превращения головы Берлиоза в кубок в виде черепа. Эта сцена имеет большое идейное значение: каждый человек получит награду по своей вере. Неверующий Берлиоз обречён на забвение.
Этим автор напоминает, к чему может привести отсутствие духовного начала и веры.
Образ Воланда уравновешивает силы добра и зла. Его справедливость — это не только милосердие, но воздаяние по поступкам, «каждому по вере». Это не зло, а сила, противостоящая материализму земного мира.
Волшебство как литературный приём расширяет возможности автора в его описании убогой современной действительности, в его стремлении передать читателю свои мысли.
Это стремление выйти за рамки рутины и обыденности, это тяга к необъяснимому
и прекрасному.
Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-po-romanu-master-i-margarita/
Сочинение на тему «Добро и зло в романе Мастер и Маргарита»
Данная тема весьма популярна и всегда останется актуальной не только в произведении «Мастер и Маргарита». Тема добра и зла присутствует практически во всех литературных произведениях.
«Мастер и Маргарита» — роман не просто историко-философский. В некотором роде он считается мистическим. Здесь удивительным образом сочетается реальность и мистика, фэнтези, фантастика и философия. И где уж как не в нем присутствовать и добру, и злу.
Главный герой романа, вокруг которого все крутится, Воланд. Именно он связывает две части романа, два события, которые происходят в разное время и в разных местах. Не меняется в нем одно — разные глаза. Воланд может появляться в разных обликах. Он и его шайка — настоящее зло.
Самого Воланда можно было бы сравнить с настоящим дьяволом. Но так кажется почему-то только на первый взгляд. То зло, которое он мог бы совершить, он совершать не стал. Кого-то он наказывает, кого-то учит, чтобы те переменили свои взгляды. Один из таких людей, которых научил Воланд — Иван Бездомный.
Есть в этом романе и другие герои — Маргарита и Мастер. Маргарита — жена богатого мужчины, которая безумно любит Мастера. А Мастер писатель, он пишет роман о Христе.
И ради своей любви Маргарита становится ведьмой, продав свою душу. Она согласилась отказаться от всего своего богатства, только чтобы быть рядом с Мастером.
И в конце романа, после долгих испытаний, Воланд поможет влюбленным соединиться.
В романе Булгакова как бы два романа. Один — самого Булгакова, другой — Мастера. Тот самый роман, который Мастер пишет о Христе.
В обоих романах показана жизнь общества, его недостатки, проблемы, любовь и долг, дружба, печаль и смех. Пока на земле есть человек, тема добра и зла будет существовать. Одно не может жить без другого. Именно благодаря злу, мы сможем понять, что же такое добро.
Начинается все, когда Воланд со свитой появляется в Москве. Нам показана Москва во всей ее «красе», со всеми пороками, такими, как зависть, лицемерие, недоверие к людям, ложь. Воланд все называет своими именами.
И на сеансе черной магии он удивляется тому, что люди нисколько не изменились. Они по-прежнему любят деньги, они по-прежнему легкомысленны. И лишь иногда бывают милосердными. Как в те самые времена, которые описывает в своем романе Мастер.
Именно о них и вспоминает тогда Воланд.
Роман Булгакова поможет взглянуть людям на мир по-новому. Именно он помогает понять, что добро и зло неразрывно существуют в мире и понять: где одно, а где другое.
Источник: http://sochinyalka.ru/2014/01/dobro-i-zlo-master-i-margarita.html
Образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита сочинение
«Мастер и Маргарита» — роман, который вызывает радостное волнение за персонажей, восхищение происходящими событиями в нём и просто улыбку на лице после прочтения. В романе присутствуют очень загадочные и мистические персонажи, о которых читатель всё больше и больше хочет узнать, но находит лишь множество вопросов. Одним из таких персонажей является Маргарита – главная героиня романа.
Рассказывая о ней, Булгаков не описывает её внешность, он лишь акцентирует внимание читателя на глаза Маргариты, тем самым открывая читателю её внутренний мир. Она не появляется перед читателем на первых страницах романа, о ней можно узнать уже к середине романа, из рассказа некого Мастера.
Он описывает её как одинокую девушку с жёлтыми цветами: «И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!».
Была ли она одинока? Нет, ведь у Маргариты был прекрасный муж, который позволял покупать всё, что её душе будет угодно, жила в прекрасной квартире и делала всё, что пожелает.
Была ли она счастлива? Отнюдь. Этот персонаж предстает перед читателем как несчастный человек, ведь Маргарита не чувствовала себя любимой, и сама не испытывала любовь к мужу. Лишь после встречи с Мастером её образ кардинально меняется.
После знакомства с ним, Маргарита расцветает и делает всё возможное, чтобы расцвел сам Мастер. Именно Маргарита олицетворяет символ вечной и чистой любви, показывая, на какие подвиги она готова, чтобы воссоединится с Мастером и быть счастливой.
Также, как и самого Мастера, Маргарита полюбила его роман, вкладывая в этот роман частичку себя.
Она превращается в радостную девушку, которая находит своё счастье. Тем не менее, образ этой героини не является только позитивным, негативные черты в этом образе также присутствуют.
Например, Маргарита очень много врёт своему мужу, первое время не желая рассказывать о своём любовнике. За счёт этого, Маргарита становится обманчивой и бессильной.
Враньё героини очень мешает ей самой, ведь из-за этого вранья она не может помочь Мастеру, не может освободить его и воссоединиться с ними.
И лишь тогда, когда все тайны были раскрыты (Маргарита, превратившись в ведьму оставила письмо мужу, в котором рассказала обо всём), лишь тогда Маргарита преображается в неземную красоту и душа её очищается. Пройдя множество изменений, образ главной героини становится чистым и светлым, и, что самое главное, обретает нужный покой.
Образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита
- Народная война в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинениеГромкое и зловещее понятие «народная война» включает в себя два самых серьезных слова, это война и народ. Любые военные действия, которые когда либо приходилось переживать нашей стране так или иначе отражались на людях и по другому просто не могло быть.
- Образ отца Базарова сочинениеВ знаменитом произведении «Отцы и Дети» помимо главных героев, есть так называемые лица первого плана в список которых, безусловно, входят родители Базарова. Но, к сожалению, образ и жизнь героев раскрыты не одинаково, а именно образ матери Базарова
- Сочинение Папа подарил Вите ножик 6 классВо дворе у нас жил мальчик по имени Витя. Последнее время он ходил очень грустный. И вот однажды он подбежал к нам с улыбкой на лице. Он просто сиял от радости. По его выражению лица можно было определить, что он нам хочет,
- Сочинение Два отца Тыбурций и судья (по расказу Короленко)Главный герой – мальчик Вася. Его папа известный судья. Но у мальчика умерла мама, поэтому его нельзя назвать счастливым ребенком. И отец Васи стал сам не свой после смерти жены, он не уделяет внимания.
- О чем мечтают герои комедии Ревизор сочинение 8 классГерои «Ревизора» тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Главный герой комедии Хлестаков вначале мечтает вкусно покушать, голодный он. Вот и заглядывает всем в тарелки. Это чиновник низшего ранга с копеечной зарплатой, живущей на отцовские капиталы.
- Сочинение Любовная лирика Лермонтова 9 классТеме любви в творчестве любого автора, как правило, уделяется достаточно времени и внимания. Молодой Лермонтов посвятил свыше двадцати стихотворений своим прекрасным подругам. Он подробно описывает свои взаимоотношения с ними — вероломство и измена,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-margarity-v-romane-master-i-margarita
Сочинение на тему: ОБРАЗ МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». Таким неожиданным образом начинается знакомство читателя с главной, ключевой героиней романа. Словно для контраста с ее красотой, эти первые весенние цветы показаны уродством. Во всяком случае, именно такими их увидел Мастер.
Волею автора мы узнаем Маргариту именно так, как это делал ее возлюбленный. Одиночество в глазах, «желтый знак» — вот первое, что по-настоящему акцентировано в портрете женщины. И так уж получается, что именно с него следует начать знакомство с Маргаритой.
Да, благоустроенная жизнь Маргариты Николаевны проходила под знаком одиночества. И очень малое значение имеет то, что муж обожает свою супругу, что они живут в верхнем этаже прекрасного благоустроенного особняка, что никогда Маргарите не приходилось заниматься бытовыми делами. Видимо, совсем не в этом счастье.
Хотя тысячи домохозяек — обитательниц коммунальных квартир, воевавших с примусами и керогазами, драивших полы и подвергавшихся избиению нерадивыми мужьями, очень сильно могли бы возразить. Как раз для них положение Маргариты Николаевны и было бы наивысшим счастьем в жизни.
Как водится, чем бесхитростнее и неухоженнее человек, тем меньше ему надо для ощущения полноты бытия.
Интересно, а если бы сама Маргарита не была женой преуспевающего человека? Если бы ей приходилось прятаться по соседям от буйствующего мужа-слесаря, а жизненное пространство ограничивалось бы мрачной и душной комнатой шесть метров на четыре? Осталась бы она подходящей героиней для прекрасной истории? Предпочтительнее поверить в положительный ответ, чем расшатывать основы романтичного и прекрасного образа.
Маргарита — ведьма. Это понятно с самого начала внимательному читателю романа. Только ведьма способна точно угадать знак, на который отзовется ее возлюбленный, которого она еще ни разу не видела. Пусть она врет себе и Мастеру, говоря, что покончила бы с собой, если бы он не заговорил с ней, пусть создает фальшивую возможность ошибки.
Но читатель вместе с М. А. Булгаковым точно знает: Мастер был обречен на долгожданную встречу со своим капризным и загадочным счастьем. Цветы и сама Маргарита образовали несокрушимую магическую пару, которая при желании могла бы заставить исчезнуть с лица Земли всех людей, за исключением Мастера.
Но зачем? Можно просто призвать его к себе и затем огорошить тайным ехидством вопроса: «Как вам нравятся мои цветы?» Это ехидство будет настолько тайным, что его не заметит даже сама Маргарита Николаевна, а уж Мастер-то и подавно. Тем паче, что конкретно ему эти волшебные цветы противны.
А возлюбленная-ведьма точно знала, что нужны именно они — на другие Мастер мог и не обратить внимания.
О своем ведьмовском таланте Маргарита не догадывалась. Если бы не Воланд, она никогда бы и не узнала о нем. Хотя мессир тоже не утруждает себя словесными разглагольствованиями на сей счет. Он просто передает ей с Азазелло коробочку крема. Разумеется, не простого.
Вот когда снадобье подействовало, тогда Маргарита Николаевна славно повеселилась, дала волю своей мстительности (бедный Латунский!) и сполна получила весь набор ощущений, ради которого ведьмы средних веков даже на ярость святой инквизиции были готовы наплевать. За что и горели на кострах. Но ведь полет, невыразимая свобода, ощущение превосходства над людишками, которым все это недоступно. Маргарита упивается восторженным сумасбродством, свалившимся на нее прекрасным весенним вечером.
Но Маргарита не просто ведьма. Она — добрая ведьма, каким бы нелепым это не казалось. По стереотипу ей, получившей силу от самого дьявола, следовало бы только вредить и мстить, но разве она способна на чистое зло? Разумеется, нет.
Пошалить немного, а заодно основательно попортить жизнь Латунскому (кстати, изувечившему жизнь Мастера значительно сильнее) — это ладно.
Но заодно можно попросить Воланда за детоубийцу Фриду, можно даровать немного свободы домработнице Наташе, можно усыпить перепуганного ребенка… Никто ведь не умер в результате ее потех? При всей обаятельности свиты Воланда и самого мессира от них неприятностей было не в пример больше.
И бал сатаны Маргарита тоже проводит, как заправская ведьма. Она — истинная королева этой жутковатой феерии. Воланд знал, кого возводить на престол, чье колено подставлять гостям бала для поцелуев. Как-никак, королевская кровь.
Кстати, эта самая родственная связь с некоей французской королевой, жившей в шестнадцатом веке, тоже играет свою роль в экстравагантности Маргариты Николаевны. Почему-то все особы августейших кровей отличаются какими-нибудь необычными повадками, склонностями и увлечениями.
И влюбляются они тоже по-особенному, что героиня Булгакова лишний раз великолепно доказывает.
Следует отметить, что Маргарита — настоящая женщина. Достаточно приглядеться к ее душевным качествам, чтобы признать, что Мастер влюбился сам и влюбил в себя идеал. Оставим в покое красоту физическую — она настолько сама собой разумеется, что даже сам автор романа едва уделяет ей несколько слов. Тут действительно говорить особо не о чем.
Естественно, Маргарита должна быть красивой, ибо красивая женщина — это уверенная в себе, сильная, незакрепощенная личность. Ей проще быть собой, потому что не надо заботиться о поиске образа. Красивая женщина — сама себе образ.
Вот и Маргарита Николаевна, едва успев появиться на страницах произведения, тут же дает понять, что она — не кто-нибудь, а та самая личность, героиня, искомый образ.
Маргарита умеет любить не только своего единственного и неповторимого Мастера, но и его главное дело — роман о Понтии Пилате. Она видит, что роман и Мастер — это единое целое, одна плоть, одна сущность. И поэтому книга Мастера имеет для нее такое же значение, как любимый человек.
Уничтожение романа, таким образом, в глазах Маргариты ничем не отличается от попытки самоубийства. Мастер сжигает в печи не исписанную бумагу — он испепеляет там частицу себя. И потому Маргарита впадает в отчаяние, именно потому она так ругает себя.
В собственных глазах она кажется себе виновницей тяжелого увечья возлюбленного.
Маргарита умеет оживлять место своего пребывания. Судя по тому, что муж обожал ее, даже в особняке, который был ей, по большому счету, безразличен, она создавала уют.
До Маргариты каморка Мастера была для него лучшим местом в мире, но красавица-ведьма вошла в жизнь бывшего музейного работника, и он с нетерпением стал ждать каждого ее прихода. Вообразите себе, в какой рай на земле превращались его комнатки, когда Маргарита переступала их порог.
И в «нехорошей квартире» она также мгновенно оказалась к месту, и пусть автор оставил это без внимания, но наверняка и туда эта удивительная женщина принесла в своем сердце крупицу сияния.
Маргарита добра — об этом вскользь упоминалось ранее, но теперь стоит разглядеть ее доброту повнимательней и лишний раз восхититься.
А отчего бы, спрашивается, не восхититься, если повод имеется? Как можно лишний раз не снять шляпу перед женщиной, способной оценить глубину страданий Фриды? Ведь преступление, совершенное Фридой, с точки зрения женщины вдвойне ужасно: детоубийство. Каждая женщина — это мать.
Мать куда сильнее будет потрясена убийством ребенка, даже чужого. Но Маргарита избавляет несчастную Фриду от страданий, и этот поступок может происходить только от женщины, чья доброта безгранична.
Доброта всегда живет где-то рядом с наивностью. И эта черта тоже присутствует в Маргарите.
Например, не наивность ли заставляет ее воскликнуть: «Милый Азазелло!» Это Азазелло-то милый? Бесспорно, нечистая сила у Булгакова получилась вся как на подбор очаровательна и харизматична, но все-таки Азазелло — это Азазелло.
Как-то вот не прилипал к нему эпитет «милый», пока за дело не взялась прекрасная Маргарита Николаевна. Зато уж она как прилепила, так и не отодрать. А что Азазелло? «По тону его было слышно, что ему приятен искренний радостный порыв Маргариты». Вот так.
Даже самому Азазелло по душе наивная доброта будущей на тот момент королевы бала. Не наивность ли, помноженная на доброту, дает Маргарите возможность восторгаться дьяволом и его всесилием. Тем более что воскрешение сожженного романа и в самом деле для нее то же, что исцеление возлюбленного от какого-нибудь увечья или тяжелой болезни.
Стоит ли говорить о том, что Маргарита умна! Ведь иначе она бы не сумела выдержать тех испытаний, которые незаметно подбрасывал ей мессир Воланд.
Она изящно развивает осторожную подсказку Коровьева в отношении шахматной партии, которую играют Бегемот и его хозяин.
Ее комплимент данной игре восхитительно прост, но ведь именно самые простые знаки внимания неизменно выигрышнее смотрятся на фоне излишней вычурности и аристократической закрученности.
Ум в Маргарите сочетается с интуицией. Очень многое из происходящего с нею и окружающими она воспринимает именно своей ведьмовской чувствительностью. И весь ее образ поведения у Воланда — это игра, причудливое сплетение детской непосредственности, интуиции и ума. Говоря простым языком, она держится молодцом, за что и получает награду по заслугам.
Еще одним интересным душевным качеством этой замечательной женщины является нормальное человеческое любопытство, неожиданно проявившееся через готовность к самопожертвованию.
Честно говоря, очень трудно сказать, какова действительная причина того, что Маргарита приняла от Азазелло ведьмовский крем. Да, демон намекнул ей на то, что она сможет вернуть Мастера. Ради Мастера Маргарита Николаевна готова на все.
Но ведь ей наверняка было жгуче интересно, куда это так старательно зазывает ее рыжий чудак с клыком во рту.
Думается, впечатлений от бала как такового у Маргариты останется немного. В самом деле, там только музыка, гости и бесконечные поцелуи колена до тех пор, пока оно не распухло.
А вот пребывание в обществе Воланда и свиты до и после бала безусловно поразило ее, только, как это всегда бывает в подобной ситуации, осознание своего потрясения придет позже, когда Маргарита и Мастер будут жить в том прекрасном домике, который волею мессира стал их обителью.
Еще один существенный штрих к портрету Маргариты Николаевны — это ее готовность встать стеной на защиту своего любимого и своего, фигурально выражаясь, очага. Алоизий Могарыч смог прочувствовать на коже своего несчастного лица остроту ногтей этой потрясающей женщины.
Ну и поделом мерзавцу, а Маргарите — честь и хвала. Могущественные союзники здесь могут не приниматься во внимание. Думаю, что Маргарита сделала бы то же самое в совершенно любой ситуации. И Латунскому она нашла бы способ отплатить сполна. Наверняка тоже пометила бы ноготками его физиономию.
Да ну, туда им всем и дорога. Лишь бы запомнили все: женщина куда беззаветнее мужчины борется за нерушимость своего гнездышка. На священность этих границ никто не имеет права посягать. Так что запросто может наша идеальная женщина превратиться в настоящую дикую кошку.
Ущербной была бы Маргарита Николаевна, если бы не заложил в нее автор пусть крохотную, но все-таки частицу злости.
Маргарита — главное сокровище в жизни Мастера, хоть роман его кажется ничуть не менее значимым. Тем не менее, она важнее. И рукопись оказывается в печке, а Мастер — в психиатрической клинике. Честно говоря, немного малодушничает он, убегая от своей судьбы.
Она страдает. Но продолжает, несмотря ни на что, любить своего родного, милого Мастера. Она не знает, где он и что с ним, но бережно хранит его фотографию, лепестки его роз и единственный листочек заветной рукописи.
Надежда помогает ей жить день за днем в ожидании возлюбленного.
Но она не может пустить на самотек события, когда обещано, что ей окажут помощь: «если я вас правильно понимаю, вы намекаете на то, что я там могу узнать о нем? — Азазелло молча кивнул головой».
Тем дороже для Маргариты будут времена, которые предстоят им вместе. Вечность не может быть слишком длинной, когда есть с кем ее разделить.
После истории с Боландом Маргарита наверняка, предложи ей Булгаков лично выбрать эпиграф к своему роману, отыскала бы в «Фаусте» те самые строки, которые сейчас можем читать мы.
А может быть, именно она, находясь очень далеко отсюда, в доме с венецианским окном и вьющимся виноградом, своею ведьмовской рукой подтолкнула Михаила Афанасьевича к нужной книге, помогла найти строки и даже водила пером, придирчиво следя, чтобы Булгаков записал их как надлежит.
Могло ли быть так? Да запросто! Как и полагается вымышленному персонажу, созданному с особой тщательностью и подкрепленному верой благодарных читателей, Маргарита обрела самую настоящую плоть.
И кто из прочитавших «Мастера и Маргариту», продираясь сквозь многоликую толпу на улице, не замирал вдруг в самой стремнине людского потока, машинально отыскивая глазами уродливые желтые цветы, предназначенные именно ему.
Сколько раз эти цветы бывали замечены! И тогда, уподобившись Ивану Бездомному, читатель бросался вслед им. Напролом и сломя голову, он гнался за ними по городу, а они, подлые, поводив его за нос, исчезали. Одураченный читатель вздыхал и шел по своим делам.
Иначе и быть не может — некрасивые весенние цветы уже сыграли свою роль однажды.
А умный читатель находил другой знак и встречал совсем иную женщину, в которой от булгаковской Маргариты оставалась лишь любовь в глазах.
И наверняка стоит только представиться возможности, консультант Воланд, приняв совсем иной облик, придет править свой бал для новой Маргариты, о которой тоже, может быть, напишут прекрасный и увлекательный роман, в котором помимо всего прочего не будет фразы: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы».
На этой странице искали :
- образ маргариты
- образ маргариты в романе булгакова мастер и маргарита
- образ маргариты в романе булгакова
- образ маргариты сочинение
- сочинение мастер и маргарита образ маргариты
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-margarity-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita.html
Сочинение на тему: Образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг.
Число жанровых определений булгаковско-го романа велико: сатирико-философский, фантастический, философский роман, роман-мистерия, роман-притча, лирико-сатирико-философский роман…
С появлением дьявола в романе начинает звучать одна из главных философских тем — тема свободы человека и его личной ответственности за нравственный выбор, который он совершает, признавая или отрицая существование Бога.
https://www.youtube.com/watch?v=4kNZ6Abgah4
Идейный центр романа — «евангельские» главы, в которых предстают два образа — бродячего философа Иешуа и римского прокуратора Понтия Пилата.
Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи — человек государственный, являющийся олицетворением власти. Он вынужден находиться в Ерлашаиме, который ненавидит из-за своих обязанностей.
Пилат жестокий человек, его называют «свирепое чудовище», и он этим кичится; он считает, что миром руководит закон силы. Он был воином, знает цену опасности и поэтому считает, что побеждает только сильный, такой, который не знает страха, сомнений, жалости.
Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, что всесилен римский император, а в Ерлашаиме он — наместник императора, значит, господин всех и вся.
Пилат считает, что победитель всегда одинокий, у него не может быть друзей, а только враги и завистники. Таким сделала его власть. Ее закон диктует черты того, кто может иметь власть.
Равных Пилату нет, как нет и человека, с которым он бы хотел пообщаться. Только собака, которую он любит. Но встретившись с Иешуа, Пилат понял, что это тот человек, с которым он хотел бы общаться вечно. Га-Ноцри не боится возражать прокуратору и делает это так искусно, что Понтий Пилат приходит на какое-то время в замешательство.
Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечатление умного человека». Га-Ноцри считает, что «злых людей нет на свете», есть люди «не счастливые»; он предельно откровенен, ведь «правду говорить легко и приятно».
Арестант показался интересен прокуратору.
В невиновности Иешуа прокуратор убедился сразу. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа, он пытается склонить Иешуа к компромиссу, а когда это не удается, уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи.
Мы видим, что Понтий Пилат проявляет к Иешуа и человеческое соучастие, и жалость, и сострадание. Но вместе с тем и страх. Именно страх, рожденный зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата.
В условиях любого тоталитарного режима, будь то рабовладельческий Рим или сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами.
Синедрион принимает решение казнить Иешуа. Задет закон об оскорблении кесаря, налицо бунт, а бунт нужно усмирить. И Понтий Пилат кричит, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник! Преступник!».
Иешуа казнен. Почему же мучается Понтий Пилат? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют? И он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне…».
Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от установившейся в истории христианства традиции, — не просто трус и отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва.
Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу. Вот почему, загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!», затем: «Погибли!».
Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность.
Таким образом, встав перед выбором: должность или спасение души, страх перед Цезарем или мужество совершить поступок, он выбирает кресло, жизненные блага и преданность тому, что ненавидит.
Действуя от имени Тиберия, олицетворяющего собой государство, Понтий Пилат испытывает к императору чувство брезгливости, отвращения. Прокуратор понимает, что могущество его оказалось мнимым.
Он трус, он верный пес кесаря и всего лишь пешка в руках.
Читая Булгакова, мы делаем для себя вывод: человек не волен распоряжаться собственным рождение и смертью. Но он должен распоряжаться своей жизнью. Человек, по Булгакову, ответственен за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Obraz_Pontiya_Pilata_v_romane_M__Bulgakova_Master_i_Margarita
Значение финала в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова М. А
Бытие поэта — только первая часть его биографии; другую и больше важную часть составляет посмертная история его поэзии. В. О. Ключевский Подина финалом понимается последняя глава романа «Прощение и неумирающий приют» и эпилог.
В них писатель заканчивает рассказ об всех героях, которые появлялись на страницах книги. В жизни второстепенных героев произошли радикально понятные изменения: каждый из них занял в таком случае место, которое соответствует его талантам и деловым качествам.
Вдетый конферансье Жорж Бенгальский ушёл из театра держи пенсию.
Грубый и невоспитанный администратор Варенуха стал отзывчивым и вежливым. Теревшийся директор театра Варьете, любитель алкоголя и женщин, Стёпа Лиходеев ноне директор гастронома в Ростове, он перестал пить портвейн, а пьёт в какой-нибудь месяц водку и сторонится женщин.
Финдиректор Римский из Театр перешёл на работу в детский театр кукол, а Семплеяров, ведущий акустической комиссии московских театров, бросил акустику и возглавляет в (настоящий заготовку грибов в брянских лесах, к большой радости москвичей-любителей грибных деликатесов.
С председателем домкома Никанором Ивановичем Босым сделался импульс, а сосед Мастера и доносчик Алоизий Могарыч занял губерния финдиректора в театре Варьете и отравляет жизнь Варенухе.
Буфетчик изо Варьете Андрей Фокич Соков, как и предсказывал Коровьев, умер с подачи девять месяцев от рака печени… Кому суждено же главных героев в финале неясна, что до основ понятно: Булгаков не может точно описать посмертную судьбу Мастера и Маргариты в трансцендентальном мире.
Отселе следует, что финал романа можно толковать в области-разному. Покидая вместе со свитой Москву вчерась Пасхи, Воланд забирает с собой Мастера и Маргариту.
Весь компания на фантастических конях летит в горы, идеже на «безрадостной плоской вершине» (2, 32) в каменном кресле сидит Понтий Пилат.
Из говна конфетку делае произносит последнюю фразу своего романа, и прощённый Пилат ровно по лунной дорожке спешит в город: «Над чёрной бездной (…) загорелся неисчерпаемый город с царствующими над ним сверкающими идолами надо пышно разросшимся за много тысяч (…
) лун садом» (потом же). Этот волшебный город напоминает Новый Дарохранительница, каким он изображён в Апокалипсисе (21 : 1, 2) или в философских трудах европейских утопистов, — флаг нового земного рая, «золотого века».
«»Мне тама (…)?» — спросил беспокойно Мастер» (там же), только получил от Воланда отрицательный ответ; «Воланд махнул рукой в сторону Ершалаима, и спирт погас» (там же).
Мастеру определено высшими силами другое, нежели Понтию Пилату: «»Он не заслужил света, дьявол заслужил покой»» (2, 29), — сообщает Воланду Левий Мотя.
Что же такое свет и покой в романе? Одни литературоведы полагают, что-что в романе Булгакова отражены идеи украинского религиозного философа XVIII века Григория Сковороды, книги последнего, не принимая во внимание сомнения, были известны писателю хотя бы путем отца.
Покой, согласно философской концепции Сковороды, является «наградой по (по грибы) все земные страдания человека «истинного», покой (…) олицетворяет бессменность, вечный дом. А символом воскресения и последнего отрезка пути к покою является лунный серп, «посредствующая между землёй и солнцем», вернее, походящая в мост лунная дорожка» (И. Л.Галинская. Загадки известных книг. М.
, 1986, с.84). Несложно. Ant. трудно заметить, что «вечный приют» в последней главе «Мастера и Маргариты» и хилый сон Ивана Понырёва в эпилоге благодаря некоторым деталям могут восприниматься чисто художественная иллюстрация к рассуждениям украинского философа. Другие литературоведы считают, сколько финал булгаковского романа перекликается с «Божественной комедией» Данте (В. П.
Крючков.
«Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: к интерпретации эпилога романа М. Булгакова.//Кацапка литература, 1995, №3). В третьей части Дантовой «Комедии» (в «Рае») храбрец встречается с Беатриче, которая ведёт его к Эмпирею, огненному центру раиса.
Здесь из ослепительной точки струятся потоки света и пребывают Господь, ангелы, блаженные души.
Может быть, об этом свете говорит Левий Матфей? Сам себя герой-рассказчик у Данте помещает отнюдь не в Эмпирей, а в Лимб — первый круг ада, где обитают античные поэты и философы и ветхозаветные праведники, которые избавлены через вечных мук, но и лишены вечной радости соединения с Богом.
Деятель Данте оказывается в Лимбе за то, что имеет с христианской точки зрения неисправность — гордыню, которая выражается в стремлении к абсолютному знанию. Да этот порок одновременно достоин и уважения, потому что-то принципиально отличается от смертных грехов. В последней главе романа Булгаков рисует замогильный мир, напоминающий Лимб.
Мастер и Маргарита, расставшись с Воландом и его свитой, переходят «в блеске первых утренних лучей помощью каменный мшистый мостик» (2, 32), идут по песчаной дороге и радуются тишине и покою, о которых мечтали в телесный жизни, а теперь будут наслаждаться ими в вечном доме, увитом виноградом.
Благодаря этому же Мастер не заслужил света?
В упомянутой книге И. Л. Галинекой дан ужас простой ответ: свет уготован для святых, а шум предназначен «истинному» человеку (указ. соч., с.84). Все же необходимо объяснить, что не позволяет причислить булгаковского Мастера к святым? Хоть предположить: и в жизни, и за смертным порогом герой остаётся неумеренно земным.
Он не хочет преодолевать в себе человеческое, телесное точка (исходная и забыть, например, свою великую, но грешную преданность к Маргарите. Он мечтает остаться с ней и в загробном мире.
Во-вторых предположение — Мастер не выдержал испытаний и отчаялся, спирт не принял подвига, который был уготован ему судьбой, и сжёг свою книгу. Воланд предлагает ему пролонгировать. Ant.
сократить роман об Иешуа и Понтии Пилате, но Спец отказывается: «Он ненавистен мне, этот роман… Я преувеличенно много испытал из-за него» (2, 24). На третьем месте предположение — сам Мастер и не стремился к божественному свету, в таком случае есть не имел истинной веры.
Доказательством этому может священнодействовать образ Иешуа в романе Мастера: автор изображает Иешуа во вкусе нравственно прекрасного человека, что недостаточно для верующего (посмертное воскресение (на)столь(ко). и не показано).
Следует признать, что награда светом уставшего через жизни Мастера была бы неубедительной, она противоречила бы художественной концепции романа.
А в придачу того, между Булгаковым и Мастером много общего, потому Булгаков, как и Данте, не мог наградить райским сиянием-блаженством героя, похожего получи и распишись себя.
При этом Мастер, с точки зрения автора, ага положительный герой. Он совершил творческий подвиг, написав умереть и не встать времена воинствующего атеизма книгу об Иешуа Га-Ноцри. Ведь, что книга не была закончена, не умаляет поступка её автора. И снова, жизнь Мастера украсила настоящая, верная любовь, та, что-нибудь сильнее смерти.
Творчество и любовь для Булгакова — высшие сокровище, которые искупили отсутствие правильной веры у героя: Дедал и Маргарита не заслужили рая, но избежали Адка, получив покой. Так Булгаков выразил свой разумный скептицизм, столь характерный для писателей XX века. Описывая Мастера в финале, Булгаков никак не даёт однозначного толкования.
Здесь следует обратить первый план на состояние главного героя, когда он хорошо к своему вечному (то есть последнему) приюту: «…пустозвонство Маргариты струятся так же, как струился и шептал побросанный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами воспоминания стала потухать.
Кто-то отпускал на свободу Мастера, во вкусе он только что отпустил им созданного героя» (2, 32). Эйдетизм о романе, о земной любви — это единственное, что оставалось у Мастера. И прелюдий) «память потухает», а значит, возвышенные любовные переживания про него умирают, становится невозможным творчество, о котором любимец так мечтал в земной жизни.
Иными словами, Виртуоз получает телесно-душевный, а не божественный покой.
Какого (дьявола Мастеру сохранять творческие силы, если никто безграмотный прочитает его произведений? Для кого писать? Булгаков отнюдь не доводит изображение судьбы Мастера до ясного конца.
Умалчивание Булгаков сохраняет и в отношении Ивана Бездомного. В финале прольский поэт живёт в реальном мире, прекращает свои поэтические примеры и становится сотрудником Института истории и философии.
Он без- написал продолжение романа об Иешуа, как завещал ему Из говна конфетку делае. Он вылечился от порчи, напущенной на него «преступными гипнотизёрами».
Просто-напросто раз в год — в праздничное полнолуние — ему чудесным образом открывается порцион истины Мастера, которую ученик вновь забывает быть пробуждении-выздоровлении.
Раз в год профессор Понырёв видит Водан и тот же странный сон: непомерной красоты жилица выводит за руку пугливо озирающегося, обросшего бородой человека, а следом они вместе уходят к луне (данный эпизод куда напоминает шествие героя Данте и Беатриче к Эмпирею и симультанно заставляет вспомнить лунную дорожку, о которой писал Г. Сковорода). С одной стороны, данный навязчивый сон можно расценить как бред больного, с статья (особь — как прозрение, когда душа единственного ученика Мастера открывается встречу вечному, без чего жизнь пуста и бессмысленна. Из-за этот сон-видение Иван навсегда связан с Мастером. А может бытовать, этот сон — наваждение от Воланда: ведь месячный луч — колдовской свет ночи, странно всё преображающий; до перебора красивая женщина — ведьма, которая стала красивой по причине волшебному крему Азазелло. Так каков же апофеоз романа Булгакова — счастливый или трагический?
Кажется, что-то писатель сознательно не даёт прямого ответа получи и распишись этот вопрос, потому что в данном случае какой бы то ни был определённый ответ был бы неубедителен.
Подводя остаток вышесказанному, следует подчеркнуть, что толкования финала «Мастера и Маргариты» могут вестись различными.
Однако сближение романа Булгакова и поэмы Данте позволяет выставить наружу интересные особенности булгаковского текста.
В «Мастере и Маргарите» (за)просто увидеть влияние образов и идей «Божественной комедии», только это влияние сводится не к простому подражанию, а к спору (эстетической игре) со знаменитой поэмой эпохи Возрождения.
В романе Булгакова завершение является как бы зеркальным отражением финала поэмы Данте: месячный луч — лучезарный свет Эмпирея, Маргарита (возможно, чертиха) — Беатриче (ангел неземной чистоты), Мастер (обросший бородой, со страхом озирающийся) —Данте (целеустремлённый, вдохновлённый идеей абсолютного сведения). Эти различия-сходства объясняются разными идеями двух произведений. Данте рисует рейс (корабля) нравственного прозрения человека, а Булгаков — путь творческого подвига художника. Булгаков, может составлять, сознательно сделал финал своего романа двусмысленным и скептическим, в груз торжественному финалу «Божественной комедии».
Писатель XX века отказывается вкоренять что-либо наверное, рассказывая о трансцендентальном мире, призрачном, неизвестном. В загадочном окончании «Мастера и Маргариты» проявился эстетический вкус автора.
На первый взгляд финал романа трагичен. Артист, совершенно отчаявшись найти понимание в современном обществе, умирает.
Маргуша умирает, так как не может жить помимо любимого человека, которого она любит за доброе внутренность, талант, ум, страдания.
Иешуа умирает, так по образу людям не нужна его проповедь о добре и правде. Хотя Воланд в конце романа вдруг говорит: «Всё хорош правильно, на этом построен мир» (2, 32), — и сколько) (на брата герой получает по своей вере. Мастер мечтал о покое и получает его.
Маргаритка мечтала о том, чтобы всегда быть с Мастером, и остаётся с ним ажно в загробной жизни. Понтий Пилат подписал смертный осуждение невиновному человеку и мучается за это бессмертием и бессонницей почитай две тысячи лет.
Но в конце концов исполняется и его самое заветное алчность — встретиться и говорить с бродячим философом.
Берлиоз, который безвыгодный верил ни во что и жил в соответствии с сим убеждением, уходит в небытие, превратившись в золотой кубок Воланда. Просто так что же: мир устроен справедливо и поэтому годится. Ant. нельзя со спокойной уверенностью жить дальше? Булгаков вдругорядь не даёт определённого ответа, и читатель сам может присмотреть ответ для себя.
Источник: http://sochbox.com/znachenie-finala-v-romane-master-i-margarita-bulgakova-m-a/